Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммустических нравственных идеалов у студентов педагогических вузов в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует определенное несоответствие в зависимости от курса между числом студентов, имеющих нравственный идеал, и его направленностью. На первом курсе большинство студентов положительно оценивают значимость и важность наличия нравственного идеала. Но этот идеал не насыщен профессиональным содержанием. Наше предположение о том, что только тесно связанный с будущей профессией нравственный идеал… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
    • I. Нравственный идеал в системе ценностных ориентации личности
    • 2. Функции нравственного идеала
    • 3. Особенности структуры и содержания нравственных идеалов студентов педагогических вузов
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА-ФОРМИРОВАНИЯ КОМШШСТИЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ В730 В В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • I. Профессиональная направленность содержания образования как фактор формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов
    • 2. Деловые игры как средство формирования коммунистических нравственных идеалов студентов
    • 3. Анализ результативности процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов
  • ВЫВОДЫ

Формирование коммустических нравственных идеалов у студентов педагогических вузов в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Главной задачей всей преобразующей деятельности Коммунистической партии Советского Союза является советский человек — патриот, гражданин, интернационалист. В формировании коммунистического типа личности ведущая роль принадлежит учителю. «Он — доверенное лицо общества в воспитании детей, надежная опора партии в агитации и пропаганде, во всей идеологп-ческой деятельности. Истоки многих гражданских качеств, тех знаний, которые долгие годы служат человеку, неразрывно связаны с работой школьных учреждений» /27, 56/. Это и определяет многообразие задач, которые стоят перед педагогическими вузами и которые необходимо решить в процессе формирования профессионального облика будущего учителя. От уровня и качества подготовки учителей зависит успех реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Обучение в вузе наряду с профессиональной подготовкой будущих учителей предполагает и их коммунистическое воспитание, потому что «воспитатель вооружает своих питомцев не только знаниями, Он воздействует на них и своим поведением, образом жизни, своим обликом. Его интеллект и культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон» /28, 26/.

Актуальной сегодня является и мысль А. СЛакаренко о том, что «нужно воспитывать педагогов, а не только образовывать. Какое бы образование мы ни давали педагогу, но если мы его не воспитываем, то, естественно, мы можем рассчитывать только на его талант» /158, 234/.

Задача высшей педагогической школы — всемерно способствовать формированию специалистов политически активных, знающих де ло, любящих труд и умеющих работать, готовых к защите своей Родины. Поэтому профессиональная подготовка учителей в педагогическом вузе должна быть направлена на воспитание их творческой активности и формирование высокого морального облика, что требует организации работы по самообразованию и самовоспитанию студенческой молодежи.

Действенной силой, способствующей активизации работы по формированию личности будущего учителя, является наличие у студентов нравственного идеала, который рождает стремление активно совершенствовать себя. Г. В. Плеханов справедливо утверждал: «Чем энергичнее борется человек за осуществление своего общественного идеала, чем больше самоотвержения обнаруживает он в такой борьбе, тем выше поднимается он на лестнице нравственного развития» /191, 730/.

Исключительное значение в разработке проблемы формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов имеют труды выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. В. Луначарского, В. А. Сухомлинского.

Философский аспект проблемы был детально исследован многими советскими учеными. В трудах Л. М. Архангельского /44- 45- 46/ раскрываются содержание нравственных идеалов молодежи, соотношение между жизненными планами, ценностными ориентациями и. нравственными идеалами. В исследовании Целиковой О. П. /245−246−247−248/ дается определение понятия «нравственный идеал», показывается соотношение между нравственным идеалом и действительностью, раскрываются структура коммунистического нравственного идеала и пути его формирования в условиях развитого социалистического общества. Работы С. Н. Иконниковой /ИЗ- 114- 115- 116/ посвящены проблеме формирования коммунистических нравственных идеалов в общественном и индивидуальном сознании. В них сделан гносеологический анализ категории «нравственный идеал», указаны объективные основы возникновения нравственных идеалов в общественном сознании и возрастные особенности их формирования и реализации.

Проблема формирования коммунистических нравственных идеалов молодежи освещается в работах В. А. Юрова /257/. В них показано соотношение нравственного идеала и действительности, определяются средства формирования коммунистических нравственных идеалов. В исследованиях Ю. П. Петрова раскрываются роль нравственных идеалов в формировании жизненных планов, функции нравственных идеалов. История проблемы исследуется И. Г. Земцовым /107/.

Проблеме формирования коммунистического нравственного идеала посвящен ряд психолого-педагогических исследований. В них изучены пути, формы и средства формирования коммунистических нравственных идеалов с учетом возрастных особенностей, условий среды и видов деятельности.

Детально исследованы особенности формирования нравственных идеалов в подростковом возрасте в работах А. А. Гримотя /81/, М. Г. Казакиной /119/, Е. Г. Кнехт /126/, А. А. Микаберидзе /169/ ,.

A.М.Полуактовой /203/-. особенности формирования нравственных идеалов в старшем школьном возрасте исследованы в работах В.М.Гай-нулиной /78/, З. И. Гришановой /82/, Н.и.Загоренко /104/, Н. В. Ивановой /III/, Л. М. Николаевой /177/, С. Г. Крантовского /139 /,.

B.П.Олиной /180/, З. Г. Сафроновой /211/, Т. Собирова /219/, Л. П. Федору к /235/ и др. Эти исследования сыграли значительную роль в разработке методологических вопросов определения сущности, структуры, функций коммунистических нравственных идеалов.

К сожалению, проблема формирования коммунистических нравственных идеалов у студентов педагогических вузов исследована совершенно недостаточно. Из исследований последних лет необходимо отметить работу В. В. Буткевич, в которой раскрываются вопросы формирования нравственных идеалов у студентов во внеаудиторной работе /70/. Отдельные статьи и работы освещают частные аспекты этой сложной и разноплановой проблемы /83−130/. В то же время студенческий возраст имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в организации работы по формированию коммунистических нравственных идеалов. В первую очередь это касается новых условий жизнедеятельности. Второй юношеский возраст — это период активного формирования личности: и ее внешнего облика, и характера, и, самое главное, — мировоззрения. Все жизненно важные вопросы, связанные с проявлением гражданской позиции, профессиональным самоопределением, созданием семьи, ставятся на повестку дня и подвергаются пересмотру на основе уже сложившегося жизненного опыта студента.

Возросшие требования к личностным и профессиональным качест^ вам учителя, связанные с ускорением научно-технической революции, задачами реформы общеобразовательной и профессиональной школы, заставляют искать новые пути и средства решения проблемы формирования профессионального мастерства, мировоззренческих позиций и коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов.

Совершенно очевидно, что эта работа должна органически вплетаться в процесс обучения, который сегодня не только совершенствуется и моделируется, но и неразрывно связывается со всей работой педагогического вуза по формированию профессионального мастерства, гражданского облика будущих учителей. Вместе с тем именно возможности учебного процесса в формировании коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов совершенно не изучены. Учебный процесс, научная организация которого предполагает активную роль студентов в усвоении знаний, формировании педагогических умений и навыков, является неисчерпаемым источником нравственного влияния на личность студента. Уровень и эффективность нравственного влияния этого процесса на личность определяется содержанием материала, формами и методами обучения, стилем взаимоотношений преподавателей и студентов. Современные концепции вузовского обучения акцентируют внимание на необходимости развития и активизации самостоятельной работы студентов, которая становится все более значительной как по объему, так и по степени влияния на личность. Новые педагогические формы, методы и приемы обучения не мыслятся без активных действий самих обучающихся. Это предполагает развитие учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. Сегодня нельзя подготовить хорошего специалиста, если он еще в стенах учебного заведения не приобщится к. научному творчеству. Творческая активность личности в процессе познания ведет к формированию активной жизненной позиции во всех ее проявлениях.

Все сказанное позволяет сделать вывод: если мы хотим повысить результативность обучения, укрепить дисциплину, сформировать высокоинтеллектуальную и высоконравственную личность педагога, то обязаны осуществить целую систему мер, имеющих своей основной целью воспитание у молодых людей коммунистических нравственных идеалов, которые находят свое проявление в чувстве ответственности, сознательном отношении к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения.

Вышесказанное обусловило избрание нами темой диссертационного исследования проблемы формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов. Предметом исследования стал процесс формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов в учебной деятельности на основе специально отработанного содержания, активных приемов, средств и методов обучения. Этот процесс был оснащен специально разработанными методиками, имеющими целью комплексное решение задач профессиональной подготовки будущих учителей.

Объектом исследования были студенты педагогических вузов.

Цель исследования заключалась в определении средств, форм и методов активизации процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов в процессе обучения и выявлении результативности проведенной работы на основе анализа деятельности учителей — стажеров.

Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие основные задачи исследования:

1) определить структуру нравственных идеалов, их функции и особенности содержания у студентов педвузовдоказать профессиональную направленность нравственных идеалов студентов;

2) определить возможности формирования коммунистических нравственных идеалов студентов на основе применения активных форд и методов обучения;

3) проверить эффективность разработанных методик воспитательной работы и практических рекомендаций на основе оценки ста-жерской деятельности компетентными комиссиями.

С учетом анализа практического состояния вопроса и результатов ранее проведенных исследований по проблеме была выдвинута следунцая гипотеза: эффективность процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов зависит от содержания, методов обучения, насыщения учебного материала профессионально значимым содержанием, обеспечения профессиональной направленности учебного процесса и использования реальных возможностей соединения его с практикой работы школы.

Наша деятельность по формированию коммунистических нравственных идеалов в первую очередь была направлена на насыщение учебного материала примерами из передовой педагогической практики как учителей и руководителей школ, так и из практики самих студентов.

Второе направление нашего исследования заключалось в активизации учебного процесса на основе применения проблемного изложения материала, деловых игр. Здесь мы столкнулись со следующим фактом: критическая оценка нравственной ситуации непосредственно связана с нравственными позициями личности, ее поведением.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о целях, принципам и задачах коммунистического воспитания, документы и решения ЦК КПСС по вопросам коммунистического воспитания студенческой молодежи. Мы исходили из ленинского положения о том, что все дело воспитания, образования и учения молодежи должно стать делом воспитания в ней коммунистической морали. Основополагающие принципы коммунистической морали, идейно-нравственного воспитания молодежи, разработанные в программных документах Коммунистической партии Советского Союза, определили пути экспериментального поиска. Источниками исследования являются философская, социологическая, психолого-педагогическая и методическая литература, в которой были освещены вопросы данной проблемыопыт работы педагогических вузов республикипедагогическая документацияопытно-экспериментальная работа — личный опыт диссертанта как преподавателя педагогического вуза и куратора академической группы.

В исследовании, которое проводилось с 1978 года в соответствии с избранной проблемой, можно выделить четыре этапа.

I этап (1978 — 1979 гг.) был связан с теоретическим анализом проблемы. С этой целью изучались произведения классиков марксизмаленинизма, документы КПСС и Советского правительства, философская, психологическая, социологическая и педагогическая литература, выступления в периодической печати по проблеме формирования коммунистических нравственных идеалов студенческой молодежи. Параллельно проводили изучение и обобщение опыта работы педагогических вузов по нравственному воспитанию студентов, наблюдения за деятельностью студентов, беседы, интервьюирование, анкетирование, изучение документации. Констатирующий эксперимент проводился на базе Минского государственного педагогического института им. А. М. Горького и Брестского государственного педагогического института им. А. С. Пушкина. Были изучены суждения о нравственных идеалах 704 студентов. В ходе констатирующего эксперимента посещено свыше 280 лекций, семинарских и практических занятий, были проведены беседы с преподавателями, кураторами, проанализирован опыт воспитательной работы на филологическом, музы-кально-педагогическом факультетах и факультете естествознания.

П этап (1979 — 1980 гг.) был направлен на разработку методики формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов, на исследование динамики содержания нравственных идеалов студентов в условиях традиционной системы формирования профессионального мастерства учителя и возможностей влияния на содержание нравственных идеалов студентов посредством активизации процесса обучения. Параллельно велось исследование по взаимному влиянию процессов формирования нравственного и профессионального идеалов.

Ш этап (1980 — 1983 гг.) заключался в проведении формирующего эксперимента, в ходе которого отрабатывались и апробировались предложенные автором пути и средства формирования коммунистических нравственных идеалов, проверялись оптимальные условия эффективности этого процесса. Формирующий эксперимент проводился на базе МПЖ им. А, М.Горького. Одновременно осуществлялись анализ и корректировка разработанной методики.

В качестве экспериментальных групп были выбраны 4 академические группы филологического факультета выпуска 1981/82 учебного года и I группа выпуска 1982/83 учебного года. Выбор факультета обусловлен тем, что исследователь в течение 8 лет работает на этом факультете, хорошо знакома со спецификой факультета и студентами. В качестве контрольных групп служили академические группы выпуска 1981/82 учебного года (2 группы), выпуска 1982/83 учебного года (2 группы), не участвовавшие в эксперименте. На этом этапе были выявлены оптимальные условия формирования коммунистических нравственных идеалов студентов в процессе обучения.

1У этап (1983 — 1984 гг.) заключался в анализе и интерпретации данных, полученных в ходе исследования, и внедрении результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы вузов. Была продолжена экспериментальная работа, сделаны контрольные срезы в экспериментальных и контрольных группах с целью выявления эффективности предложенных методик и определения уровня сформированности коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов. На этом этапе основное внимание уделялось изучению работы стажеров с целью определить эффективность проделанной работы по формированию коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов.

Таким образом, в процессе исследования мы руководствовались целым комплексом разнообразных методов, что создавало условия для полного и обоснованного раскрытия и решения цели и задач исследования.

Научная новизна исследования состоит в разработке средств, форм и методов формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов в процессе обучения. В процессе исследования установлены факторы, которые существенно повышают результативность воздействия учебной деятельности студентов на их нравственное развитие, на формирование нравственных идеалов, определены и теоретически обоснованы оптимальные педагогические условия, способствующие совершенствованию процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов, определены содержание и функции нравственных идеалов в развитии личности.

Процесс формирования нравственных идеалов студентов зависит от уровня и эффективности процесса формирования профессионального мастерства, что получило подтверждение в нашем исследовании и помогло критически оценить гипотетические положения. Предложенная методика формирования коммунистических нравственных идеалов студентов в учебном процессе и выявленные психолого-педагогические условия, способствующие активизации этого процесса, в ходе эксперимента подтвердили свою жизненность и высокую результативность.

Достоверность результатов исследования обеспечена методами исследования, иерархически соединенными в единый комплекс, наличием достаточного статистического материала. Выводы исследования обоснованы качественно-количественным анализом экспериментального и теоретического материала.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе разработанных нами методик оказалось возможным активизировать и усовершенствовать процесс формирования коммунистических нравственных идеалов студентов и их профессионального мастерства. Результаты исследования могут найти широкое применение в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов. Практическая значимость исследования определена его целями и направлена на осуществление требований партии и правительства и повышение качества подготовки выпускаемых высшей школой специалистов.

Апробация. Основные положения диссертации докладывались на научных сессиях Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького в 1979 — 1984 гг., на республиканской научно-практической конференции «Идейно-нравственное воспитание учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения и внеклассной работы», посвященной 60-летию образования СССР (г.Мо-лодечно, 1982 г.), на научно-практической конференции молодых ученых (г.Минск, 1983 г.), на заседаниях кафедры педагогики МГПИ им. А. М. Горького (1980 — 1984 гг.), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава МГПИ им. А. М. Горького (1980 — 1985 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре профессионально важных качеств будущего учителя главная роль принадлежит нравственным качествам, нравственному идеалу, который определяет направленность личности, уровень осознания профессионального долга, преданность делу.

2. Система моральных ценностных ориентаций, соответствующая требованиям общества, является необходимым условием формирования коммунистических нравственных идеалов. Формирование коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов определяется степенью и качеством насыщенности содержания обучения профессионально значимым материалом.

3. Эффективность процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов зависит от соответствия методики преподавания содержанию материала. Применение проблемного обучения, деловых игр не только активизирует процесс обучения, но и положительно отражается на уровне формирования коммунистических нравственных идеалов.

4. Действенность нравственных идеалов определяется степенью и равномерностью развития и проявления всех функций: программной, познавательной, ценностно-ориентирующей, мотивационно-стимулирующей, воспитательной, компенсаторной.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

выводы.

1. Формирование коммунистических нравственных идеалов студентов связано с действенно-познавательной формой отражения. В деятельности нравственные идеалы не только обогащаются, проходят практическую проверку, но и приобретают действенный характер, что способствует становлению активной жизненной позиции личности.

2. Нравственная активность по-разному формируется в различных видах деятельности. Как показал эксперимент, наиболее сложные формы ее проявления успешно формируются в учебной деятельности. Степень и качество проявления нравственной активности определяются как уровнем, так и характером учебной деятельности, потребностью общества в ней, предшествущим жизненным опытом студентов, степенью осознанности личной и общественной необходимости учебной деятельности.

3. Важным средством формирования коммунистических нравственных идеалов в учебном процессе являются примеры образцового исполнения профессионального долга, представляющие собой зримые эталоны высоконравственного поведения в педагогической деятельности.

Воспитательное значение педагогического примера заключается в том, что он дает ясное руководство к действию, показывает не только идеал, к которому надо стремиться, но и пути, следуя которым студент сможет достичь поставленной нравственной цели. Насыщенность содержания образования высоконравственными образцами делает его убедительным и эффективным в воспитательном отношении.

4. Формирование нравственного идеала на основе примера начинается с возникновения образа-представления об идеальном с точки зрения личности поведении на основе репродуцирующего воображения. Образ-представление, который чаще всего ассоциируется с моноперсонифицированным идеалом, является простейшей формой нравственного идеала.

Более сложный характер подражание принимает на основе творческого воображения, когда личность не удовлетворяется конкретным образом в качестве нравственного идеала и самостоятельно создает свой обобщенный полиперсонифицированный образ-идеал, которому стремится следовать. Переход от репродуцированного образа к творческому осуществляется через промежуточные образы, которые формируются на основе воспринятого и психологических особенностей воспринимающей личности.

5. Данные нашего исследования свидетельствуют о большом влиянии художественных образов на процесс формирования коммунистических нравственных идеалов студентов. Значимость художественной литературы, ее влияние на нравственное развитие молодежи не уменьшается, несмотря на бурное развитие кино и телевидения. Это особенно ярко прослеживается в ответах студентов об источниках информации. Мы специально выделили вопрос об источниках информации, что позволило нам точнее определить роль художественной о литературы в процессе формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов. Около 25% студентов именно из литературы почерпнули сведения об идеальной личности.

6. Среди общественных дисцаплин в плане формирования коммунистических нравственных идеалов важное место занимает курс марксистско-ленинской этики, так как позволяет решить такие задачи, как углубление и систематизация знаний в области морали, активизация процесса нравственного воспитания и самовоспитания, формирование умений анализировать свои поступки и действия окружающих людей, явления морали с классовых позиций. 0Н помогает осуществлять систематический показ превосходства основ советского образа жизни над буржуазным, обсуждение проблем морального выбора, что способствует формированию коммунистического типа личности, ее нравственных идеалов.

7. В формировании коммунистических нравственных и профессиональных идеалов студентов определенную роль играет и изучение иностранных языков. На занятиях по иностранному языку студенты иногда высказывают мысли и дают такую информацию, которую не всегда можно получить в других условиях. Это объясняется двумя причинами: малочисленностью учебных групп и тем, что иностранная речь в силу своей непривычности способствует откровенности. Данные эксперимента подтвердили наше гипотетическое предположение о том, что занятия иностранным языком обладают широкими возможностями формирования коммунистических нравственных идеалов.

8. Большие возможности в плане формирования коммунистических нравственных идеалов имеют спецкурсы по психологии и педагогическим дисциплинам. В частности, спецкурсы по педагогике читаются на четвертом курсе и содействуют не только углублению и систематизации знаний студентов, но и упрочивают позиции тех студентов, которые сохранили свой нравственный и профессиональный идеал и активно стремятся к нравственному и профессиональному совершенствуспособствуют переориентации профессиональных интересов тех, у кого мотивы обучения в педвузе не связаны с дальнейшей работой в школе. Наиболее полно решить поставленные задачи в процессе изучения спецкурсов возможно при проблемном изложении материала.

9. Широкие перспективы создания и оптимального решения проблемных ситуаций создает такая форма проведения занятий, как деловая игра. Деловые игры максимально приближают занятия по педагогике к реальной обстановке в школе, формируют навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение увидеть и исправить допущенную в учебно-воспитательном процессе ошибку, активизируют теоретические знания студентов. Основное содержание деловой игры предполагает имитацию деятельности учителя, руководителя школы и игровое моделирование учебно-воспитательного процесса как средство принятия решения и анализа проблемных ситуаций.

10. Существует определенное несоответствие в зависимости от курса между числом студентов, имеющих нравственный идеал, и его направленностью. На первом курсе большинство студентов положительно оценивают значимость и важность наличия нравственного идеала. Но этот идеал не насыщен профессиональным содержанием. Наше предположение о том, что только тесно связанный с будущей профессией нравственный идеал является действенным, полностью подтвердилось. В процессе эксперимента было установлено, что профессиональная направленность нравственных идеалов студентов третьекурсников глубже и богаче, чем у студентов I-П курса. У них намечается тенденция соединения нравственного идеала с профессиональным. Эта тенденция усиливается к четвертому курсу, что обусловлено следующими причинами: а) расширением педагогической практики и опыта студентовб) все возрастающим стремлением к самостоятельному формированию собственной личностив) переосмыслением и переоценкой собственных нравственных позиций.

На этой основе и возрастает действенность нравственных идеалов старшекурсников.

11. С окончанием вуза проиесс формирования коммунистических нравственных идеалов не оканчивается. Он активно продолжается и во время самостоятельной работы. Его эффективность зависит от уровня педагогического руководства стажировкой, организации самообразования и самовоспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное наш исследование проблемы формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов в учебном процессе позволяет утверждать, что решение данной задачи в целостной системе подготовки педагогических кадров на современном этапе социалистического строительства зависит от идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук, нравственной направленности учебного процесса по специальным дисциплинам, от качества организации учебного процесса, организации педагогической практики, вовлечения студентов в общественно-политическую работу.

Новые требования к личностным и профессиональным качествам учителя, обусловленные Основными направлениями реформы общеобразовательной школы, заставляют искать более эффективные пути и средства решения задач формирования профессионального мастерства, мировоззренческих позиций и коммунистических нравственных идеалов будущих учителей.

В первую очередь эта работа осуществляется в процессе обучения, который сегодня не только совершенствуется и модернизируется, но и неразрывно связывается с деятельностью общеобразовательной школы по осуществлению реформы.

Повседневный учебный труд служит глубоким источником влияния на духовные и нравственные качества молодых специалистов. Результатом процесса обучения являются не только профессиональные знания, умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности личности, ее нравственные идеалы.

При определении психолого-педагогических условий формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов основное внимание в исследовании уделялось психологическим основам природы и структуры нравственного идеала, раскрытию объективных условий реализации личностных устремлений к нравственному самосовершенствованию.

В ходе формирующего эксперимента апробировались новые средства, формы, методы и приемы формирования нравственных идеалов студентов в процессе обучения, которые способствовали достижению поставленной цели. Этому способствовало также изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме, обобщение опыта работы педагогических вузов в исследуемой области.

Нравственный идеал личности тесно взаимосвязан с коммунистическим общественным нравственным идеалом и определяется им. Проанализировав существующие в психолого-педагогической литературе определения, мы считаем, что нравственный идеал личности — это комплекс моральных качеств, норм и принципов, эмоционально воспринятых и сознательно переработанных, на основании которых создается внутренний образ морального совершенства, к достижению которого личность стремится как к конечной цели своего нравственного развития. Степень соответствия личного нравственного идеала коммунистическому общественному является критерием нравственной зрелости личности и служит основой ее нравственной ценностной ориентации.

Изучение и анализ движущих сил пропесса формирования коммунистических нравственных идеалов показал, что он может идти двумя путями: от единичного к особенному и к общему, т. е. путем восприятия, осознания, восхищения и усвоения конкретных примеров высоконравственного поведения, проявления шсших моральных качеств определенными индивидами и на этой основе формирования представления об идеальной личности, воплощающей в себе те лучшие черты, которые были отмечены ранее у конкретных людей (случайные, нетипичные проявления отсеиваются) —. реализации идеальных нравственных качеств в своем поведении- ' от общего к единичному, т. е. путем принятия общественного нравственного идеала и на его основе создания идеального образца, каждая черта которого конкретизируется в реальной личности и собственном поведении.

Действенная сторона нравственного идеала личности проявляется в его функциях.

Анализ функций нравственного идеала позволяет выяснить, в чем заключается и каким образом осуществляется влияние нравственного идеала на поведение личности. Экспериментальное исследование данного аспекта проблемы позволило нам вычленить следующие функции, присущие нравственному идеалу личности: программную, познавательную, мотивационно-стимулирующую, ценностно-ориентирующую, воспитательную, компенсаторную. Стремясь к осуществлению в своем поведении идеальных нравственных норм и принципов, личность реализует свои потенциальные возможности. На этом пути содержание нравственного идеала претерпевает ряд существенных изменений.

Уровень сформированности и действенности нравственного идеала зависит от эмоциональной насыщенности содержания нравственных идеалов. В процессе формирования коммунистических нравственных идеалов отправной точкой являются нравственные чувства, на основе которых формируются нравственные представления, понятия, знания. Причем нравственный идеал может формироваться на двух уровнях: на уровне знаний и на уровне убеждений. Сформированный на уровне знаний нравственный идеал личности носит персонифицированный характер и в свою очередь распадается на моноперсонифицированный и полиперсонифицированный идеал.

Моноперсонифицированный идеал формируется в тех случаях, когда в качестве идеала выступают конкретный человек, историческое лицо, литературный герой и т. д. Это самый простой тип нравственного идеала, он несколько ограничивает возможности нравственного развития следующей ему личности в силу присутствия в характере конкретного человека не только идеальных черт. Вместе с тем он обладает яркостью и широтой конкретного образа.

Полиперсонификация ведет к формированию синтетических, или собирательных, нравственных идеалов, которые аккумулируют разные качества, присущие нескольким личностям или литературным героям.

Полиперсонифицированный идеал также является промежуточным этапом в формировании нравственного идеала, который условно мы назвали моральным кодексом личности и который формируется на основе глубоких нравственных убевдений, анализа своих привычек, взглядов, поведения, уровня своего нравственного развития и соотнесения результатов самоизучения с потребностями и запросами общества и общественным нравственным идеалом.

Степень сформированности нравственного идеала и его действенность можно замерить, соотнося его с уровнями морального развития. На этой основе можно вычленить уровень элементарной моральности, или морального внушения и подражания, который характеризуется усвоением формирующейся личностью азов нравственной культуры данного общества. Этому уровню чаще всего соответствует первый этап формирования нравственного идеала личности и результат этой деятельности — моноперсонифицированный идеал, который, как показывают исследования ряда авторов и наши данные, особенно характерен для подростков и старших школьников.

Второй уровень нравственного развития — это уровень ориентации на внешние моральные регуляторы. Регулирование поведения личности на этом уровне моральности осуществляется с помощью общественного мнения, Важные моральные качества данного уровня связаны и с присущей человеку как общественному существу оценкой себя через других, а других — через себя. Этому уровню нравственного развития соответствует наличие по липе ратифицированного идеала.

Третий уровень моральности — уровень морального саморегулирования. Только здесь можно говорить о моральном сознании личности в строгом смысле слова, о сформированной у нее активной жизненной позиции. Именно этому уровню морального развития соответствует самый высокий уровень развития нравственного идеала, идеал «моральный кодекс личности» .

Уровень сформированности нравственных идеалов студентов педагогических вузов зависит от качества и уровня организации морально-гностической деятельности в процессе обучения, от тесного соединения учебной и внеаудиторной деятельности и развития на этой основе потребностно-мотивационной сферы, от глубокой профессиональной направленности всей учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе и создания объективных условий для превращения объекта воспитания в субъект этого процесса, реализующего в конкретных педагогических делах свои нравственные устремления.

В процессе формирования коммунистических нравственных идеалов У студентов особое значение имеет изучение общественных наук, которые позволяют вооружить будущих специалистов необходимыми методологическими знаниями, сформировать у них коммунистическое мировоззрение.

Психологические и педагогические дисциплины, вооружая студентов знанием психологии человека, его возрастных и индивидуальных особенностей, практическими умениями и навыками воспитательной работы, ооздают реальные предпосылки творческой работы над собой по нравственному совершенствованию. Их влияние на формирование нравственных идеалов студентов сказывается через систему требований будущей педагогической деятельности и отношения к этим требованиям студентов.

Нравственное воспитание студентов педагогических вузов направлено на научное обоснование ценностей коммунистической нравственности, на убедительную аргументированную критику буржуазной морали, на форлирование на основе обобщенных образов-идеалов и нравственных убеждений коммунистических нравственных идеалов. Причем уровень сформированности нравственного идеала и его действенность служат своеобразным критерием эффективности нравственного воспитания студентов.

Развивающий потенциал учения как ведущей деятельности зависит не только от содержания, но и от организации информации, а также от метода ее сообщения, влияющего на способ переработки информации. Именно на это обращалось внимание в процессе эксперимента при формировании нравственных идеалов студентов.

Значительное место в исследовании заняло использование деловых игр. Они стали эффективным способом управления учебно-познавательной деятельностью студентов на основе модельной формы фиксации содержания обучения и соответственно модельного изложения этого содержания. Проведенный нами анализ результатов эксперимента позволяет констатировать, что проведение деловых игр с их конкретным подходом к моделируемым ситуациям является хорошим инструментом в соединении учебного процесса в педагогическом вузе с будущей профессиональной деятельноатью. Они обеспечивают интег-ративный подход к процессу обучения, равно как и межпредметные связи, что обусловливает активизацию процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов и их представлений о профессиональной этике.

Проверка эффективности предложенных методик на основе изучения результатов стажировки подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сформулировать ряд конкретных предложений по совершенствованию формирования коммунистического нравственного идеала в процессе обучения. С целью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности этой работы выдвигается ряд практических предложений.

1. Дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы возможно на основе активизации процесса формирования коммунистических нравственных идеалов студентов. Нравственный идеал является стержнем профессионального мастерства учителя.

Профессиональная направленность обучения в педагогическом вузе должна осуществляться в процессе изучения всех предметов. Решению этой задачи может и должна способствовать профессиональная направленность изучаемого материала и использование соответствующей методики обучения, что позволяет организовать постоянное профессионально направленное влияние на нравственное и профессиональное формирование личности студента. Это возможно при условии дальнейшего совершенствования учебных программ, пособий и учебников по всем предметам, актуализации в них педагогической проблематики, тесной взаимосвязи обучения в вузе с практической работой в школе.

2. С целью насыщения содержания лекций, семинарских и практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам высоконравственным содержанием назрела необходимость издания хрестоматии по педагогике, содержание которой включало бы тексты о примерном, образцовом поведении учителя. В равной мере сегодня актуально создание серии документальных фильмов по проблематике курса педагогики и психологии, о лучших учителях школ республики, о передовом педагогическом опыте.

4. На старших курсах педагогических институтов целесообразно ввести спецкурс «Формирование коммунистических нравственных идеалов школьников», через содержание которого осуществляется влияние на нравственные и профессиональные идеалы студентов и обеспечивается подготовка их к воспитательной работе в школе.

5. В том случае, если организация нового спецкурса не представляется возможной в силу большой загруженности студентов, возможно введение новых тем, которые отражают проблемы нравственного развития личности, в спецкурс «Методика воспитательной работы в школе» .

6.

Введение

спецкурса «Формирование'коммунистических нравственных идеалов школьников» настоятельно требует издания соответствующего учебного пособия. Кроме того, со всей очевидностью назрела необходимость издания ряда пособий по внедрению в учебный процесс педагогических вузов деловых игр.

7. Активизировать процесс форлирования педагогического мастерства и коммунистических нравственных идеалов будущих учителей, согласно требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы, возможно при решении вопроса о базовых школах, создания объединений, включающих дошкольные учреждения, школы, институты усовершенствования учителей. В этом случае процесс формирования коммунистических нравственных и профессиональных идеалов будет носить целенаправленный и конкретный характер.

8. Внести предложение в Министерство просвещения СССР о необходимости выдавать диплом об окончании вуза после положительной аттестации выпускника по итогам стажировки.

Разумеется, наше исследование не исчерпывает всех аспектов сложной проблемы формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов. Представляет практический и теоретический интерес изучение возможности педагогической практики, роли межпредметных связей, новых средств обучения в этом процессе. Данная диссертация может стать источником дальнейшего исследования проблемы формирования коммунистических нравственных идеалов студентов педагогических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, 3−544 с.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1−4.
  3. К. Капитал. Критика политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 5−784.
  4. К. Размышления юноши при выборе профессии. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.1−5.
  5. К. Экономико-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. — 517 642 с.
  6. К. Письма из «bzutsch Franzdsische Jzhrbucher Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 371−381.
  7. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 413−459.
  8. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7−544.
  9. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с. 322−339.
  10. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5−338.
  11. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339−626.
  12. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 21, с.269−317.
  13. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр. соч., т. 2, с. 471−504.
  14. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч. т. 36, с. 165−208.
  15. В.И. О государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн. собр.соч. т. 39, с. 64−84.
  16. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  17. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с. 7−384.
  18. В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 20 октября 1920 г. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  19. В.И. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т. 29, с. 316−322.
  20. В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т.26, с.43−83.
  21. В.И. Конспект книги Гегеля „Наука логики“. -Полн. собр. соч., т.29, с.77−218.
  22. В.И. Что делать? Полн. собр.соч., т.6, с.1−192.
  23. В.И. Конспект книги Фейербаха „Лекции о сущности религии“. Полн. собр. соч., т. 29, с.41−64.
  24. В.И. Конспект книги Гегеля „Наука логики“. -Полн. собр.соч., т.29, с.77−218.
  25. Материалы июньокого 1983 г. Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  26. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.-М.: Политиздат, 1984. 112 с.
  27. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1936. — 144 с.
  28. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 20 июня 1979 г. Справочник партийного работника. Вып. 20. М., 1980, с.331−338.
  29. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -Правда, 1979, 6 мая.
  30. О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. В сб.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и универейтетов.-М., 1976.43−49 с.
  31. Активная жизненная позиция молодежи: опыт и актуальные проблемы идеологической работы. М.: Молодая гвардия. 1980. -205 с.
  32. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов /Отв. ред. В. Т. Лисовский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 205 с.
  33. Т.Н. Основы дидактики высшей школы. Уфа: УАИ им. Орджоникидзе, 1973. — 105 с.
  34. Н.В. Некоторые проблемы высшего педагогического образования. Советская педагогика, 1969, Jf 6, с.91−96.
  35. .Г. Психология педагогической оценки. Л.: Вперед, 1935. — 145 с.
  36. .Г. О проблемах современного человекознания.1. М.: Наука, 1977. 380 с.
  37. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
  38. С.Ф. Реальные ценности и мнимые. М.: Мысль, 1970. — 183 с.
  39. Т.К. К вопросу о воспитании нравственных качеств у студенческой молодежи. В кн.: Педагогика и психология, вып. 8, Алма-Ата, 1975, с. 21−27.
  40. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 207 с.
  41. Л.М. Бурс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. — 318 с.
  42. Л.М., Петров Ю. П. Жизненные планы и идеалы школьной молодежи. Советская педагогика, 1967, I 7, с.68−76.
  43. С.И. Лекции по дидактике высшей школы.-М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. 180 с.
  44. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
  45. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976. 157 с.
  46. М. Нравственное формирование будущего учителя.-Ташкент: Укитувчи, 1979. 327 с.
  47. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  48. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  49. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Дисс. насоиск. учен, степени канд.пед.наук. Л., 1977. — 194 с.
  50. .А., Григлоть А. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: Метод, пособие. Минск: МШИ им. А. М. Горького, 1983. — 99 с.
  51. Н.К. Формирование нравственной ответственности у студентов I курса: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1980. — 129 с.
  52. С.И. Нравственный идеал и формирование личности. В кн.: Вопросы социального развития личности. — Казань: Каз. ГПИ, 1973, с. 19−46.
  53. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с. 1981. 64 с.
  54. В.А. Моральные качества личности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени д-ра филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 47 с.
  55. В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе). Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1974. -186 с.
  56. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  57. Г. А. Положительный пример как стимул нравственного самовоспитания подростков: Дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. М., 1971. — 245 с.
  58. Н.И. Нравственное воспитание школьников : Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с. 58.) Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание,
  59. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов-на-Дону: Ростов н/Д пед. ин-т, 1976. 192 с.
  60. В.В. Ценностно-ориентирующая функция нравственного идеала: Дисс. на соиск. учен, степени канд.филос.наук.-М., 1978. 161 с.
  61. Н.Л. Воспитание нравственных представлений и ценностей у студенческой молодежи. В сб.: Теория и практика коммунистического воспитания студентов. — М.: Высшая школа, 1977, с. 225−240.
  62. М.И. О критерии нравственности. Минск: Наука и техника, 1970. — 166 с.
  63. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973. — 153 с.
  64. Г. А. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи в условиях развитого социализма: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.филос.наук. -Ташкент, 1980. 24 с.
  65. В.В. Формирование коммунистических нравственных идеалов студентов педвузов: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. Минск, 1984. — 18 с.
  66. Г. Г. Пути формирования коммунистических убеждений. В кн.: Некоторые вопросы коммунистического воспитания студенческой молодежи. — Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1975, с. 38−43.
  67. К.И. Профессиональная педагогическая направленность обучения и воспитания в педагогическом вузе. В сб.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. — М.: Изд-во АПН COOP, 1976, с. 68−76.
  68. А.А. Игровые формы контекстного обучения. -М.: Знание, 1983. 35 с.
  69. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Шнек: Вышэйшая школа, 1982. — 175 с.
  70. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дисс. на со-иск. учен. степени канд.психол. наук. М., 1983. — 16 с.
  71. Вопросы проблемного обучения в школе /Под ред. Махму-това М. И. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1970. — 118 с.
  72. А.И. Жизненные планы и волевая активность студентов /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1973, с. 18−51.
  73. В.М. Деятельно-ценностный подход к формированию нравственного идеала старшеклассников: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. М., 1978. — 214 с.
  74. Р. Роль нравственных идеалов в формировании профессиональных намерений учащихся: Автореф.дисс. на соиск. учен, степени канд. психол.наук. ГЛ., 1979. — 19 с.
  75. Н.Ф. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  76. А.А. Формирование положительных нравственных идеалов учащихся среднего школьного возраста: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Минск, 1970. — 230 с.
  77. З.И. О нравственных идеалах староеклассников/ Отв. ред.А. И. Бабий. Кишинев: Штиинца, 1979. — 118 с.
  78. З.И. Исследование нравственных идеалов студенческой молодежи. В кн.: О нравственных представлениях студентов. — Кишинев: Штиинца, 1977, с. 39−52.
  79. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир,
  80. Э.А. Педагогическая этика. Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд-во, 1971. — 119 с.
  81. Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М.: МГПИ, 1979. — 98 с.
  82. Г. Н. Нравственный поступок и его оценка. -М.: Знание, 1978. 64 с.
  83. Р.Г. Применение конкретных социологических методик в педагогических исследованиях. М., 1969. — 128 с.
  84. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. ГЛ.: Педагогика, 1981. — 176с.
  85. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методолггия педагогики в их взаимоотношениях. М.: АПН СССР, 1971. — 36 с.
  86. М.А. Педагогический процесс и его диалектика.-Советская педагогика, 1970, Jg 7, с. 99−107.
  87. Л.Л. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968. — 223 с.
  88. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -387 с.
  89. О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии, 1963, № 2, с. 26−37.
  90. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1974. — 332 с.
  91. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Дисс. на соиск. учен. степени д-ра пед.наук. Иркутск, 1973. — 448 с.
  92. В.Н. Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения в вузе. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. — 19 с.
  93. В.Н. Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения (на материале первых курсов): Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. -М., 1983. 16 с.
  94. Л.М. Структура общественного идеала. В кн.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, вып. 5. — Челябинск: Челяб.гос.пед.ин-т, 1973, с.76−87.
  95. В.И. Главное проблемность. Что такое современная лекция? — Вестник высшей школы, 1979, № 12, с.15−20.
  96. В.И. О движущих силах учебного процесса. -Советская педагогика, 1973, Я 6, с.66−74.
  97. В.Л. Представления учащихся об источниках нравственного влияния. Советская педагогика, 1965, JS 12, с.89−93.
  98. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР, т. П, М., 1965, с.189−208.
  99. И.Г. Проблема нравственного идеала личности в марксистской этике: Дисс. на соиск.учен.степени канд.филос.наук.-Баку, 1967. 271 с.
  100. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.
  101. М.: Высшая школа, 1968. 357 с.
  102. А.В. Диагностика моральной воспитанности личности. Советская педагогика, 1970, I 7f с. 31−38.
  103. А.В. Проблема доказательности в моральном просвещении старшеклассников. Советская педагогика, 1974, Я8, с. 59−67.
  104. Н.В. Формирование нравственных идеалов молодежи средствами молодежной прессы: Дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Йошкар-Ола, 1973. — 191 с.
  105. Изучение проблем профессиональной этики со студентами педвуза /Под ред. Э. Г. Костяшкина. М., 1970. — 191 с.
  106. С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, — 166 с.
  107. С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности: Дисс. на соиск. учен.степ. канд.филос.наук.-Л., 1964. 289 с.
  108. С.Н. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. Советская педагогика, 1966, J? 3, с.97−114.
  109. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Л.: Лениздат, 1982. — 173 с.
  110. Э.В. Об идеалах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. — 318 с.
  111. Л.Б. Лекции по современной психологии. -Владимир, 1972. 595 с.
  112. М.Г. Формирование нравственных идеалов у год-ростков в процессе общественной деятельности: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Л., 1967. — 25 с.
  113. Н.Н. О природе нравственного идеала. В кн.: Проблемы философии и социологии. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968, с. 66−71.
  114. Л.А. Структура идеала как носителя активности общественного сознания. Б кн.: Ученые записки Калининградского гос. ун-та, вып. 1У. — Калининград, 1970, с.245−250.
  115. З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Л., 1983. — 16 с.
  116. Г. Г. Коммунистический идеал и его роль в воспитании: Дисс. на соиск. г учен. степени канд.пед.наук. М., 1965.237 с.
  117. Э.Г. Нравственный идеал строителей коммунизмаи его роль в формировании личности:. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.филос.наук. Свердловск, 1975. — 22 с.
  118. В.Н. Формирование моральных понятий как проблема нравственного воспитания подростков: Дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наУк. -М., 1973. 174 с.
  119. А.Г. Психология личности. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  120. А.Г. Самовоспитание школьников. ГЛ.: Просвещение, 1967. — 159 с.
  121. Коммунистическое воспитание студентов, вып. I, том. 118. Куйбышев: ВТПИ игл. В. В. Куйбышева, 1973. — 112 с.
  122. Коммунистические идеалы и становление личности студента/ Под ред. Е. А. Якубы. Харьков: Изд-во при Харьковском гос. ун-те, 1977. — 200 с.
  123. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студентов педагогических институтов: Материалы Всероссийского координационного совещания. Курск, 1978. — 185 с.
  124. Кон С. И. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  125. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. — 160 с.
  126. Ф.Ф. В.И.Ленин и педагогика. М.: Педагогика, 1971. — 398 с.
  127. Л.С. Воображение и его роль в познании. -М.: Изд-воМ МГУ, 1979. 144 с.
  128. С.С. Формирование нравственных идеалов младших подростков в процессе деятельности красных следопытов: Дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Минск, 1973. — 197 с.
  129. А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань: Рязанский госпединститут, 1971. — 281 с.
  130. С.Д. Военные идеалы суворовцев старших классов: Дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1951.162 с.
  131. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Метод, анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  132. Н.К. Подготовка ленинца. Речь на У1 съезде РЖСМ. Соч. в 10 томах.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т. 5, с.112−116.
  133. Н.К. РЖСМ и бойскаутизм. Соч. в 10 томах.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т.5, с. 25−61.
  134. Н.К. Идеалы социалистического воспитания .Соч.в 10 томах.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.2, с. 83−91.
  135. Н.В. К вопросу о методах анализа уровня нравственной воспитанности студентов. В кн.: Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов / Ред. колл.: В. Г. Лисовский (отв.ред.) и др. Л.: Изд-во ЛГУ», 1978, с. 138−145.
  136. Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения. Минск: Народная асвета, 1983. — 144 с.
  137. О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 155 с.
  138. Н.Д. Личность советского учителя и формирование его авторитета. В кн.: Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1964, с. 445−477.
  139. Н.Д. Влияние личного примера на формирование характера учащихся X классов. В кн.: Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии, т. П, Л., 1941.
  140. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  141. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  142. А.В. Социально-психологическое исследование образа жизни студента: Автореф. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. Л., 1980. — 14 с.
  143. В.Т. Формирование личности современного студента: Дисс. на соиск. учен, степени д-ра филос. наук. Л., 1976. — 400 с.
  144. В.Т. Идеалы молодых. Л.: Знание, 1964.40 с.
  145. В.Т. Советская молодежь: идеалы и стремления. М.: Знание, 1971. — 31 с.
  146. В.Т. Гражданственность позиции молодежи. -М.: Знание, 1978. 64 с.
  147. В.Г., Дмитриев А. В. Личность студента. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 183 с.
  148. В.Т. Теория коммунистического воспитания :
  149. Опыт теоретического исследования. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
  150. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. в 7-ми томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -1958 гг., т.5, с.227−250.
  151. В.Л. Психологические основы формирования профессиональных качеств: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени д-ра психол. наУК. Л., 1932. — 51 с.
  152. Марксистская этика /Под ред. А.Титаренко. М.: Политиздат, 1980. — 352 с.
  153. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  154. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени д-ра пед. наук. М., 1970. — 70 с.
  155. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  156. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 365 с.
  157. М.И. Современный урок. -М.: Педагогика, 1981. 190 с.
  158. М.И. Современный урок и пути его организации. М.: Знание, 1975. 64 с.
  159. М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань, 1972. 551 с.
  160. Г. М. Теоретическое наследие Ф.Энгельса и проблема социально-нравственного идеала. Вестник Московского университета. Серия УШ, философские науки, 1971, вып. 5.3,с.12−18.
  161. А.А. Педагогические основы формирования нравственных идеалов у подростков: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. -М., 1967. 18 с.
  162. А.В. Нравственный идеал и социальная активность личности в условиях развитого социализма. Киев: Изд-во «Знание», Укр. ССР, 1980. — 19 с.
  163. Молодежь, ее интересы, стремление, идеалы. Всесоюзн. научн.-теоретич. конф. «Социализм и молодежь». М.: Молодая гвардия, 1969. — 430 с.
  164. В. Норма и мотив поведения. Вопросы философии, 1972, If 3, с. I07-II7.
  165. В. Человек, мораль, воспитание. -М.: Прогресс, 1975. 162 с.
  166. Мораль и этическая теория. Некоторые актуальные проблемы /Под ред..П.Целиковой. М.: Наука, 1974. — 294 с.
  167. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. Киев, 1983. — 24 с.
  168. Л.М. Особенности формирования нравственных идеалов у старшеклассников. Советская педагогика, 1970, № 2, с. 61−66.
  169. .О. Основные этапы (уровни) нравственного формирования личности. В кн.: Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма. — М., 1974, с. 32−35.
  170. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики/ Ред. кол.: А. К. Уледов (отв. ред.). М.: Мысль, 1979. — 303 с.
  171. В.Л. Формирование нравственных и эстетических идеалов у старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Ереван, 1973. — 30 с.
  172. Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей: Сб. научных трудов /Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. Л.: НИИ 00 В АПН СССР, 1981. — 93 с.
  173. В.Л. Природа и сущность общественного идеала.-В кн.: Проблемы философии, вып. 41. Киев: Вища школа, 1977, с. 45−51.
  174. А.Д. Роль нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции студенческой молодежи: Дисс. на соиск. учен. степени канд.филос.наук. Л., 1979. — 166 с.
  175. Э.Н. Формирование профессионально-этических качеств у студентов педагогического вуза в процессе учебной и внеучебной деятельности по иностранному языку: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Минск, 1975. — 183 с.
  176. Педагогическая практика /Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  177. Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни. Таллин: Таллинский пед. ин-т, им. Э. Вильде, 1981. — 135 с.
  178. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности.- М.: Мысль, 1972. — 198 с.
  179. Ю.П. Роль нравственного идеала в формировании жизненных планов молодежи: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед.наук. Свердловск, 1969. 249 с.
  180. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика.-Минск: Народная асвета, 1974. 256 с.
  181. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.216 с.
  182. Подготовка студентов к воспитательной работе. Минск: Изд-во Б1У им. В. И. Ленина, 1973. — 384 с.
  183. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам/ Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 238 с.
  184. . Актуальные проблемы мирного революционного процесса. Коммунист, 1971, 1Е 15, с. 37−71,
  185. Т.И. Сущность нравственно-ценностной ориентации и ее роль в поведении. В кн.:.Вестник Московского университета. Серия 7. Философские науки, 1980, J! 5, с. 43−55.
  186. Проблемы дидактики. Таллин, 1979. — 142 с.
  187. В.А. Психология подражания: Дисс. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук. Орел, 1973. — 413 с.
  188. Р., Брюнетьер К., Дюпюи Г. Имитационные модели города. М.: Прогресс> 1979. 187 с.
  189. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  190. A.M. Формирование коммунистических нравственных идеалов у старших подростков- Дисс. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. М., 1972. — 218 с.
  191. Е.А. Нравственные идеалы советских школьников.-Семья и школа, 1950. if- 6, с. 5−9.
  192. С.Л. О мышлении и путях его исследования.-М.: Изд-во АН СССР, 1958. 146 с.
  193. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 312 с.
  194. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  195. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184 с.
  196. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184 с.
  197. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  198. А.А. Социальные ценности и нормы: Некоторые тео-рет. и прикл. вопросы социол. анализа. Киев: Наукова думка, 1976. — 152 с.
  199. Ю.А. Бути воспитания собственности личности в юношеском возраста. В кн.: Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте. — Л., Изд-во ЛГУ, 1967, с. 86−94.
  200. З.Г. Формирование нравственных идеалов старшеклассников: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. -М., 1968. 256 с.
  201. В.В. Стимулирование самовоспитания старшеклассников как условие формирования социально ценных качеств ихличности: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Волгоград, 1979. — 266 с.
  202. М.Н. Требования к современному уроку. Народное образование, 1969, I 7, с. 129−142.
  203. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. -96 с.
  204. А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971. 271 с.
  205. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки: Дисс. на соиск. учен. степени д-ра пед.наук. М., 1977. — 386 с.
  206. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  207. Совершенствование подготовки учителя в педвузе / Под ред. В. А. Сластенина. М.: МПМ им. В. И. Ленина, 1980. — 153 с.
  208. Ю.В., Левицкая А. Г. Коммунистический идеал-ориентир нравственного воспитания. М. f 1981. — 58 с.
  209. А.Е. Самооценка как фактор самовоспитанияв юношеском возрасте: Дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. М., 1973. — 142 с.
  210. Социально-экономические проблемы формирования и использования учебных кадров в школе. Красноярск, 1979. — 149с.
  211. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие. Ярославль, 1974. — 130 с.
  212. Н.Н. Система дидактических игр: Дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Л., I960. — 264 с.
  213. Структура нравственности и личность / Под ред. С.Ф.Ани-симова, А. А. Гусейнова и др. М., Изд-во МГУ, 1976. — 233 с.
  214. Н.И. Нравственный идеал и формирование личности школьника. Вопросы психологии, 1973, М 3, с.104−113.
  215. В.А. Павлышская средняя школа. Избранные произведения: В 5-ти томах, Киев: Рад. школа, 1979, т. 4, с. 7−410.
  216. В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: АПН РСФСР, 1963. — 152 с.
  217. А.В. Роль нравственного идеала в формировании личности. Вопросы психологии, 1979, № 5, с. 156−160.230а. Турченко В. Н. Научно-техническая революция и проблемы образования. Вопросы философии. 1973, Л 2, с. 18−29.
  218. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
  219. Управление процессом нравственного воспитания /Отв. ред. Л. И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1979. 141 с.
  220. К.Д. Человек как предмет воспитания. Ушин-ский К. Д. Собр. соч., т. 9, М., 1950, с. 13−311.
  221. К.Д. Три элемента школы. Ушинский К. Д. Собр. соч., т.2, М., 1948, с. 42−68.
  222. Л.П. Формирование нравственных идеалов старшеклассников на героических традициях советского народа: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. ГЛ., I960.- 24 с.
  223. Философский энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  224. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов /Этико-педагогическое образование и нравственное воспитание /Под ред. Э. А. Гришина и др. Владимир :
  225. ГПИ им. В.И.Лебедева-Полянского, 1976. 135 с.
  226. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Сб. научн.тр. /Под ред. В.А.Сластени-на. М.: МГПИ игл. В. И. Ленина, 1981. — 170 с.
  227. Э.С. В.И.Ленин о взаимосвязи политических и нравственных идеалов в коммунистическом воспитании трудящихся. В кн.: В.И.Ленин и вопросы развития социалистического общества. — Воронеж, 1971, с. 98−101.
  228. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  229. Харламов И^Ф. Теория нравственного воспитания. Шнек: Изд-во ВГУ, 1972. — 363 с.
  230. А.Г. Мораль и нравственное воспитание: сущность, цели, проблемы. В кн.: Воспитание молодежи в духе кошунисти-ческой нравственности в условиях развитого социализма. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ, 1974, 10−17 с.
  231. Р.И. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к работе учителя. Советская педагогика, 1971, с. 75−80.
  232. Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев, Одесса: Вища школа, 1978. — 134 с.
  233. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. — 158 с.
  234. О.П. Коммунистический нравственный идеал и пути его формирования в условиях развитого социалистического V' общества. Советская педагогика, 1974, JII0, с. 96−106.
  235. О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. — 202 с.
  236. О.П. Нравственный идеал строителя коммунизма.-М.: Знание, 1973. 64 с.
  237. Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени д-ра филос. наук. Киев, 1977. — 31 с.
  238. А.П. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Рязань, 1976. — 25 с.
  239. И.И. Проблемы самосознания и психологии. -М.: Наука, 1977. 144 с.
  240. В.Ф., Осовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979. — 214 с.
  241. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  242. Е.И. Место коммунистического нравственногоидеала в социальной ориентации молодежи. В кн.: Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма. — М., 1974, с. 38−42.
  243. Е.И. Этический аспект идеала человека в «Эко-номическо-философских рукописях К.Маркса». Советская педагогика, 1968, 15, с. 30−38.
  244. В.А. Формирование нравственных идеалов молодежи: Дисс. на соиск. учен. степени канд.филос.наук. М., 1970. — 266с.
  245. Е.И. Нравственный идеал строителя коммунизма: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. филос.наук. М., 1964. — 18 с.
  246. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  247. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. — 275 с.
Заполнить форму текущей работой