Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и дает им возможность получать новые знания о животных. В то же время у детей формируются гуманные чувства к ним. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре. Исследование показало, что у детей формируются начальные суждения, оценки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГШЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СКУЛЬПТУРЫ МАЛЫХ ФОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Эстетическое восприятие произведений искусства как постижение художественного образа
    • 1. 2. Скульптура малых форм как объект эстетического восприятия
    • 1. 3. Психолого-педагогические предпосылки формирования у детей эстетического восприятия скульптуры
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СКУЛЬПТУРЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Начальные представления о скульптуре у детей, сложившиеся в их стихийном опыте
    • 2. 2. Особенности восприятия детьми образов животных в скульптуре малых форм
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СКУЛЬПТУРЫ МАЛЫХ ФОРМ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА У ' ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Формирование у детей начальных знаний о скульптуре
    • 3. 2. Формирование у детей эстетического восприятия образов животных в скульптуре малых форм
    • 3. 3. Влияние эстетического восприятия скульптуры на изобразительную деятельность детей. НО
    • 3. 4. Возникновение мотивировки эстетических оценок образов скульптуры малых форм у детей
  • ВЫВОДЫ

Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В постановлении ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается необходимость значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, формирования у него чувства прекрасного, художественного вкуса /97/. Для выполнения этой государственной задачи необходима дальнейшая разработка теории и практики эстетического воспитания, совершенствование его содержания и методов. Советские исследователи (педагоги, психологи, философы, искусствоведы) изучают многие аспекты данной проблемы. В теоретических работах отмечается важность научного обоснования всей системы эстетического воспитания, управления процессами формирования личности (А.И.Буров, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, Н.А.Ветлугина).

Эстетическое воспитание предполагает развитие у ребенка способности воспринимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщение его к художественной деятельности.

Н.К.Крупская, определяя задачи художественного воспитания детей, подчеркивала роль изобразительного искусства в развитии образного мышления: «Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного воображения» /9, с.257/.

В литературе по марксистско-ленинской эстетике, теории изобразительного искусства, психологии доказывается, что постижение художественного образа, творческого замысла художественного произведения возможно только в процессе эстетического восприятия.

Эстетическое восприятие определяется как «особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту формы, цвета и т. д.), различать прекрасное и безобразное. и испытывать при этом чувства наслаждения, удоволь ствия или неудовольствия» /Краткий словарь по эстетике. М., 1964, с.39/.

Эмоциональное состояние, возникающее у человека при обычном и эстетическом восприятии, вначале одинаково, но по мере всматривания, осознания художественного образа возникает сопереживание, волнение, печаль, радость. Но какую бы окраску они не имели, осознание их доставляет человеку эстетическую радость, эстетическое наслаждение /П.М.Якобсон, 157/. Эстетическое восприятие — всегда сначала «чувствующее», а затем, как следствие — «думающее» и при том очень глубоко и проникновенно «думающее». «В эстетическом восприятии чувственная форма вещей. имеет совсем иной смысл, чем в других видах восприятия» /Б.М.Теплов, 130, с.8/. Все здесь направлено на образное познание.

В восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. Б. Т. Лихачев, Е.В.Квят-ковский указывают, что «развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла» /85, с.12/. При эстетическом познании активны все мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, умозаключение. Эстетическое восприятие прекрасного носит оценочный характер и способствует формированию эстетического вкуса человека. Таким образом, познание, постижение сути художественного образа является результатом синтеза эстетических чувств, восприятия, воображения и мышления.

У человека, воспринимающего произведение искусства, уровни постижения художественного образа, эстетическая реакция могут изменяться в зависимости от жизненного и художественного опыта, психологической установки (ожидание эмоциональной встречи с эстетическими явлениями), знаний специфики данного вида искусства, художественных особенностей произведения.

Советские психологи доказывают, что способность эстетического восприятия произведений искусства формируется под целенаправленным влиянием взрослых, передающих детям основы социальной культуры (С.Л.Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.).

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые художественные впечатления, овладевает изобразительной деятельностью, когда происходит развитие его эстетического восприятия.

Изучая восприятие детьми разных видов искусства, авторы (Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова, Н.М.Зубарева) доказали, что дети старшего дошкольного возраста способны эмоционально воспринимать замысел художественного произведения, постигать его художественный «язык» .

В теории дошкольного воспитания исследовались особенности восприятия детьми отдельных видов изобразительного искусства: графики, живописи, декоративно-прикладного искусства. Остается еще не изученным вопрос о том, какую роль (наряду с образами живописи, графики) в эстетическом воспитании дошкольников должны играть произведения скульптуры.

В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа ребенком необходимо научить его понимать специфику «языка» скульптуры, так как она дает трехмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре, понять пластичную позу, ритмичную композицию. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения (Н.Н.Волков, М. ЯДибман). Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

Создавая произведение, скульптор, естественно, не рассчитывает на особенности восприятия Ьебенка дошкольного возраста. Эта задача ложится на воспитателя, который должен уметь подбирать скульптуру для занятий с детьми.^В диссертации раскрыты художественно-педагогические подходы к отбору скульптуры малых форм. Психолого-педагогические предпосылки формирования эстетического восприятия скульптуры детьми дошкольного возраста прослеживаются по работам многих исследователей.

Психологи (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.) указывают на возможности раннего зарождения эстетического восприятия у дошкольников. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста при целенаправленном обучении способны воспринимать и понимать произведения искусства (Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.). Большинство исследователей доказывают, что формирование эстетического восприятия у дошкольников должно сочетаться с изобразительной деятельностью, в процессе которой дети способны передавать образы предметов, явлений действительности (Т.С.Комарова, Р. Г. Казакова, В.А.Ези-кеева, Т. Г. Казакова, Н.Б.Халезова).

В проведенных ранее исследованиях рассматривались некоторые вопросы, касающиеся проблемы восприятия детьми скульптуры: формирование сенсорных основ лепки (Н.А.Курочкина) — развитие художественно-творческих способностей дошкольников в лепке (Н.Б.Халезова) — эстетическое воспитание средствами образных игрушек (Г.Г.Локуциевская). Проблемы формирования эстетического восприятия скульптуры как таковой остались не изученными. Решению этих вопросов и посвящена наша работа.

Придавая большое значение скульптуре в становлении коммунистического мировоззрения, нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина указывали на необходимость использовать ее образы для эстетического развития ребенка. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (специфику психики, малый жизненный, художественный опыт), целесообразно в работе с детьми прежде всего использовать скульптуру анималистического жанра.

Мир животных привлекает детей. Анималистическая скульптура дает не только представление об объемной форме животного, но и позволяет осмыслить его характерную суть, которую скульптор прочувствовал и изобразил с помощью специфических средств.

Скульптуры-анималисты, не копируя жизненные явления, подчеркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А.Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность формы (работы И.С.Ефимова). Для возникновения эстетического восприятия, постижения образного смысла искусства необходимо, чтобы воспринимающий знал художественный «язык» скульптурного произведения (П.М.Якобсон, Н. Н. Волков и др.).

Скульптура, выполненная в лучших традициях социалистического реализма, интересна декоративностью материала и цвета, выразительностью объемов и силуэта. Образы животных в скульптуре малых форм Ленинградского, Дулевского, Конаковского фарфоровых заводов, завода Каслинского художественного литья и других являются авторскими работами и имеют широкое распространение в быту.

Специальное обследование детских садов показало, что в некоторых из них скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако, воспитатели не владеют методикой работы с нею. Без обучения способам восприятия скульптуры упускается возможность познания детьми достоинств и специфики этого вида изобразительного искусства, что не может быть восполнено способами восприятия живописи, графики, в которых изображение дано на плоскости.

С другой стороны, не понимая выразительности объемных форм скульптурной композиции, значения кругового обзора при ее восприятии, дети не всегда смогут достаточно полно выразить замысел в лепке. Знание скульптурного материала как средства передачи образа поможет им целенаправленно выбирать различные материалы (глину, пластилин) в соответствии с намеченной темой.

Придавая большое значение скульптуре как средству эстетического воспитания, авторы «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» /131/ в разделе «Изобразительное искусство» указывают, что уже с пяти лет можно знакомить детей со скульптурой малых форм анималистического жанра.

Предмет нашего исследования — эстетическое восприятие ребенком дошкольного возраста художественно-образного смысла^ ^ анималистической скульптуры малых форм.

Цель исследования заключается в определении педагогических условий формирования эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать эстетическое восприятие скульптуры малых форм анималистического жанра как способность целостного схватывания изображенного в скульптуре персонажа. Формирование целостного восприятия вызовет у детей эмоциональный отклик на художественный образ скульптуры и соответствующее отношение к персонажу.

Мы предполагаем также, что для формирования такого восприятия необходимо: овладение способами восприятия внешних признаков (изобразительно-выразительных средств) скульптуры, усвоение знаний о художественной значимости выразительных средств в целостном образе. Это позволит активизировать деятельность детей с пластическим материалом (глиной, пластили.

Под художественно-образным смыслом подразумеваем осознание ребенком жизненного содержания скульптуры и на основе обследования, анализа внешних художественно-выразительных признаков скульптуры (материала, цвета, позы, силуэта, установления их связей с образом) возникновение суждений ребенка о том, что передал автор этим содержанием и выразительной формой. ном), поможет им освоить приемы скульптурной лепки, более осмысленно находить выразительные средства, передавать свое отношение к изображаемому персонажу.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской эстетики о художественном познании, специфике художественного образа, об эстетическом отношении человека к действительности и искусству.

Задачи исследования: I) изучить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста скульптуры малых форм- 2) разработать содержание начальных знаний о скульптуре, установить последовательность обучающих занятий- 3) экспериментально апробировать содержание обучения, методы, приемы формирования эстетического восприятия скульптуры, использования ее в изобразительной деятельности детей.

Методы исследования: I) теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме- 2) анализ фактического материала о наличии в детских садах скульптуры и применении ее в обучении детей- 3) констатирующий эксперимент с целью изучения начальных представлений о скульптуре, особенностей ее восприятия, сложившихся в стихийном опыте детей- 4) формирующий эксперимент — с целью обучения детей эстетическому восприятию, апробации занятий, методов и приемов работы- 5) контрольный эксперимент — с целью выявления результатов обучения, наличия у детей способности эстетически воспринимать скульптуру, мотивировать свою оценку.

В ходе экспериментального обучения использовалось наблюдение, протоколирование поведения и ответов детей на экспериментальных занятияхпри контрольных «срезах» проводился анализ детских работ.

Научная нбвизна. Изучены особенности эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра детьми старшего дошкольного возраста, выявлены его уровни. На более низких уровнях эстетическое восприятие проявляется как эмоциональная реакция ребенка при узнавании жизненного содержания, внешних признаков скульптуры. Высокий уровень эстетического восприятия является результатом целостного видения художественного образа и характеризуется определенным отношением к изображенному в скульптуре персонажу.

Раскрыто содержание обучения целостному и аналитическому видению художественного образа’в скульптуре. Определено содержание начальных знаний о скульптуре, дана последовательность формирования эстетического восприятия в процессе бесед, дидактических игр, творческого рассказывания, занятий по лепке, аппликации.

Теоретическая значимость. Изучена специфика эстетического восприятия старшими дошкольниками скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства, дающего представление о трехмерном изображении объекта, раскрывающего новый аспект в художественном познании действительностиопределены педагогические пути формирования эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра как наиболее понятной и доступной детям дошкольного возрастаустановлена последовательность овладения детьми способами восприятия скульптурного образапоказано возникновение эстетических образов скульптуры у старших дошкольников. Раскрыто влияние скульптуры малых форм на обогащение образа в лепке, благодаря чему дети целенаправленно используют пластический материал (глину, пластилин) при выполнении творческих заданий разной степени сложности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания обучающих занятий, методов и приемов формирования у детей эстетического восприятия скульптуры, рекомендаций по отбору скульптуры малых форм для занятий с детьми дошкольного возраста.

Апробация работы. По материалам исследования для студентов факультета педагогики и методики дошкольного воспитания Иркутского государственного педагогического института разработан и прочитан специальный курс «Основы эстетического восприятия скульптуры детьми дошкольного возраста», проведен спецсеминар «Методика формирования и система обучающих занятий по восприятию скульптуры детьми старшего дошкольного возраста». Материалы, собранные студентами в детских садах Восточной Сибири (1600 протоколов по разным сериям эксперимента), подтверждают данные, полученные автором.

По теме исследования прочитаны лекции на курсах повышения квалификации дошкольных работников Иркутской области при Институте усовершенствования учителей. Результаты работы докладывались на научно-практических конференциях преподавателей Иркутского государственного педагогического института (19 771 982 гг.), постоянно действующем семинаре по изобразительной деятельности, который проводился для актива воспитателей детских садов г. Иркутска (1978;1983 гг.). В 1983 году материалы исследования докладывались на У1-м симпозиуме по эстетическому воспитанию, организованном Центральным советом Педагогического общества РСФСР.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложения.

— 149 -ВЫВОДЫ.

1. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста в условиях целенаправленного обучения при овладении доступными их пониманию знаниями может быть сформировано эстетическое восприятие скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства. Восприятие скульптуры, дающей трехмерное изображение в реальном пространстве, — процесс, требующий овладения специфическими способами кругового обзора, при котором дети могут рассматривать скульптуру с разных точек зрения, что дает им возможность каждый раз по-новому воспринимать образ.

2. Обучение детей способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения круга знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического вида искусства. Освоение детьми отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает осмыслить их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают ее доступной восприятию каждого ребенка.

Исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать целостный и аналитический подход к образам скульптуры, что позволяет каждому ребенку на основе своего жизненного, художественного опыта «по-своему» воображать, осмысливать в скульптуре развитие сюжетного действия (го-го, что могло предшествовать изображенному моменту и что может быть позднее). Приобщение детей к скульптуре способствует повышению уровня их эстетического восприятия, проявлению нравственно-эстетических чувств, развитию образного мышления и речи, воображения.

3. В основу формирования эстетического восприятия должны быть положены доступные детям знания об особенностях творческой работы скульптора (отбор жизненных явлений, выразительных средств — скульптурного материала, пластики движения, силуэта и т. д.). Содержание обучения, представленное в виде систематизированных знаний способствовало накоплению первоначального художественного опыта. Последующие занятия (слушание сказки, беседы, рассказы воспитателя, дидактические игры) способствовали закреплению новых знаний, практических умений.

Применяемые на занятиях методы и приемы обучения (творческие задания, поручения, игровые и поисковые ситуации, вопросы, сопоставление двух скульптур контрастных по выразительным средствам и др.), оказались эффективными — они побуждали детей к активной, самостоятельной деятельности.

В исследовании раскрыта целесообразность использования скульптуры в изобразительной деятельности (на занятиях лепкой, аппликацией). В процессе выполнения творческих заданий у детей формируются умения оперировать образами скульптуры. Установлено, что у детей, эстетически воспринимающих скульптуру, появляется образная характеристика персонажа-животного, более осознанно используются выразительные средства, материал (глина, пластилин).

На занятиях по лепке скульптура обогатила процесс создания детьми пластического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для передачи своего замысла. Она способствовала также освоению детьми приемов силуэтного вырезывания в аппликации, составлению сюжетных композиций.

4. Разработанная нами этапность обучения способствовала формированию у детей умений эстетически воспринимать анималистическую скульптуру. В момент восприятия у большинства детей возникает любование красотой пластической формы, эмоциональный отклик на художественный образ, созданный автором.

Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и дает им возможность получать новые знания о животных. В то же время у детей формируются гуманные чувства к ним. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре. Исследование показало, что у детей формируются начальные суждения, оценки, которые в результате экспериментального обучения заметно изменились. В процессе эксперимента выявилось, что дети оценку «красивое» соотносят не только с художественными особенностями скульптуры в процессе ее восприятия, но и с нравственными качествами персонажа («доброта», «польза для всех», «хорошие поступки»).

5. Установлено, что в процессе обучения обогатилась речь детей, активный словарь пополнился новыми словами («скульптура», «скульптор», «силуэт», «настроение», «замысел» и др.). Свои впечатления о скульптуре дети могут передавать в целостном рассказе, используя разнообразные эпитеты, образные сравнения. Такие умения возникают тогда, когда скульптура вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик, сопереживание образу, богатые воспоминания (жизненные, художественные), позволяющие устанавливать ассоциативные связи.

6. Проведенное исследование дает основание сделать вывод о том, что для формирования эстетического восприятия в детских дошкольных учреждениях должна быть скульптура анималистического жанра, доступного детям содержания, разная по манере художественного исполнения. Для занятий целесообразно подбирать скульптуру одного сюжетного содержания, но контрастную по выразительным средствам: материалу (дерево, кость, керамика, металл, камень) — форме (круглая, рельефная) — композиции (динамичная, статичная) — силуэту (плавный, резкий) — цвету (естественный цвет материала, декоративная окраска).

7. Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования эстетического восприятия скульптуры, являются: а) знание воспитателем специфики скульптуры мелкой пластики промышленного производстваб) специальный подбор скульптуры с постепенно усложняющимся образным содержанием в единстве с художественной формой (от декоративных к психологическим образам) — в) использование разработанного и апробированного в исследовании содержания занятий по формированию у детей эстетического восприятия (от начальных знаний о скульптуре к более глубокому восприятию художественного образаот ознакомления детей с работой скульптора к собственной изобразительной деятельности) — г) соблюдение последовательности этапов обучения, которая направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со скульптуройобучение способам восприятия объемной формы (круговой обзор скульптуры), умению находить связи внешних выразительных признаков с внутренним состоянием персонажа (в статике или динамике) — использование скульптурных образов в процессе рисования, лепки, аппликациид) сочетание в ходе занятий методов и приемов, побуждающих детей воспринимать скульптуру, усваивать новые знания, практические умения через беседы, сказки, творческие рассказы, дидактические игры, изобразительную деятельность.

8. Роль педагога в процессе формирования эстетического восприятия скульптуры должна меняться в зависимости от методов, которые он использует. На первом этапе главное место занимает информация, которую дает педагог об этом виде изобразительного искусства. Постепенно возрастает активность детей: они самостоятельно обследуют скульптуру, высказывают эстетические суждения, мотивируют свою оценку.

Разработанные в исследовании содержание формирования эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра и методика работы дали положительный результат. Сформированные у детей умения эстетически воспринимать образы животных, проявление к ним интереса открывают в дальнейшем возможности для изучения восприятия детьми старшего дошкольного возраста скульптуры других видов и жанров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике политической экономии. -Поли. собр. соч., т. 12, ч. 1. с. 182−183.
  2. Ф. Минне Каутской. 26 ноября 1885 г. -Полн. собр. соч., т. 36, с. 331−334.
  3. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. -Полн.собр. соч., т. 18. -625 с.
  4. В.И. Философские тетради. -Полн. собр. соч., т. 29. -782 с.
  5. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1975. -144 с.
  6. Материалы ХШ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. -М.: Политиздат, 1977. -62 с.
  8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. -80 с.
  9. Н.К. 0 дошкольном воспитании: Сб. статей и речей. -М.: Просвещение, 1967. -367 с.
  10. В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника. -М., 1972, с. 52−84.
  11. Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания. -В кн.: Методологические проблемы эстетического воспитания (Тезисы докладов к Всероссийской конференции 26−28 апреля 1973 г.). -М., 1973. -238 с.
  12. .Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР, I960. -486 е., ил.
  13. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Искусство, 1974. -382 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977. -251 с.
  15. Н.М. Скульптура малых форм. -М.: Советский художник, 1982. 247 е., ил.
  16. Г. Четвертая анималистическая. -В кн.: Сов. скульптура /Сост. И. Е. Светлов. -М, 1976, с.200−201.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Пед.соч. в 2-х т. -М., 1979, т. 2. -398 с.
  18. Н.С. Проблемы эстетического воспитания учащихся средствами скульптуры на внешкольных занятиях: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1968. -16 с.
  19. В.В. Теоретические проблемы художественного восприятия и задачи эстетического воспитания: Автореферат дис. .кавд. филос. наук. -Свердловск, 1975. -24 с.
  20. А.И. Марксистско-ленинская эстетика как теоретическая основа эстетического воспитания: Автореферат дис.. докт. филос. наук. -М., 197I. -32 с.
  21. С. Советская скульптура. -М.: Знание, 1967. -79 с., ил.
  22. С., Лейзеров Н. Л. Отражение и художественное творчество. -В кн.: Ленинская теория отражения и современность, София, 1969, с. 620−649.
  23. В.А. Изображение животных. Юный художник, 1978, & 10, с. 21−28.
  24. В.А. Изображение животного. Записки анималиста. -М.: Искусство, 1957. -170 е., ил. I
  25. Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. -В кн.: Основы дошкольной педагогики, ГЛ., 1980, с. 193−200.
  26. Н.А. Методы эстетического воспитания и художественного обучения. -В кн.: Основы дошкольной педагогики, М., 1980, с. 200−208.
  27. Н.А. Художественный образ и детское творчество. -В кн.: Художественное творчество и ребенок, М., 1972, с. 22−37.
  28. Н.А. Развитие художественного творчества детей. -В кн.: Художественное творчество и ребенок, М., 1972, с. 37−48.
  29. И. Искусство как единое орудие педагогики. -В кн.: Искусство и общество, М., 1972, с. 253.
  30. Н.Н. Восцриятие произведений живописи и скульптуры. -В кн.: Художественное восприятие, Л., 197I, с. 281−298.
  31. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: МГУ, 1976. -286 с.
  32. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1967. -93 с. л 34. Выготский Л. С. Психология искусства. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1968. -576 с.
  33. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
  34. Ю. Форш в движении. -В кн.: Советская скульптура, М., 1976, с. 271−275.
  35. И.Л. Лепка в детском саду: Лекции для студентов заоч. фак. дож. воспитания пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1964. -86 е., ил.
  36. О.А. Эмоционально-эстетический характер восприятия искусства: Автореферат дис. .канд. филос. наук. -М., 1969. -17 с.
  37. А.С. Как создается скульптура: Несколько слов о ремесле скульптора. -М.: Искусство, 1965. -48 с.
  38. С.С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. -М.: Высшая школа, 1974. -101 с.
  39. Е.С. Начало эстетических знаний. -М.: Сов. художник, 1971. -248 с.
  40. В.В. Виды обобщений в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  41. И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. -В кн.: Известия АПН РСФСР, вып. 100, М., 1959, с. 177−209.
  42. В.А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников. -В кн.: Известия АПН РСФСР, вып. 100. М., 1959, с. I4I-I77.
  43. В.Н. Дерево рассказывает сказки. -М.: Просвещение, 1971. -94 е., ил.
  44. Е^эмонская В. В. Основы понимания скульптуры. -М.: Искусство, 1964. -55 е., ил.
  45. И.С. О скульптуре. -В кн.: Об искусстве и художниках/Сост. А. Б. Матвеева, А. И. Ефимов. М., 1977, с. 99−144. —^50. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. -М.: Просвещение, 1967. -323 с.
  46. А.В. Ленинская теория познания и проблема обучения умственного воспитания детей. -Дошкольное воспитание, 1970, JS 4, с. 23−36.
  47. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. -Вопросы психологии, 1974, 6, с. 59−79.
  48. Н.М. Дети и изобразительное искусство: Натюрморт и пейзах в эстетическом воспитании детей 5−7 лет. -М.: Просвещение, 1969. -III е., 4 л ил.
  49. Л.В. Эстетическое восприятие художественного образа: Автореферат дис. .кацд. филос. наук. -М., 1968. 16 с.
  50. М. А. Евангулов С.П. Скульптор малых форм: Холмогорский резчик. -М.: Искусство, 1956. -46 с.
  51. Т.В. Игрушка не игрушка. -М.-Л.: Искусство, 1964. -72 с.
  52. Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. -В кн.: Психология рисунка и живописи. М., 1954, с. 5−58.
  53. Исследования эстетического восцриятия. -В кн.: Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования /Сост. и ред. Ю. М. Лоотман. М., 1972, с. 250−298.
  54. М.С. 0 прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник РСФСР, 1961. -160 с.
  55. Т.Г. Возникновение образного начала в рисунках. -В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972, с. 51−69.
  56. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. -М.: Педагогика, 1983. -112 с.
  57. Р.Г. Формирование первоначальных основ способности рисовать с натуры у детей 6−7 лет: Автореферат, дис.канд. пед. наук. -М., 1968. -16 с.
  58. Как смотреть и понимать цроизведения искусств /Каретникова И.А., Степанян Н. С., Стародубова В. В. -М.: Знание, 1964. -80 е., ил.
  59. В.Я. Развитие у детей 5−7 лет восприятия книжной иллюстрации: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1975. -20 с.
  60. Н.И. Воцросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. -М.: Просвещение, 1971. -160 с.
  61. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -304 с.
  62. Т.С. Обучение детей технике рисования. -М.: Просвещение, 1976. -157 с.
  63. Т.С. Теория и црактика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореферат дис. .докт. пед. наук. -М., 1979. -35 с.
  64. С.Т. Слово молодым. -М.: Молодая гвардия, 1958. -120 с.
  65. B.C. Методика эстетического воспитания учащихся 1-Ш классов на уроках изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  66. B.C. Психология: Учебник для художественных училищ /Под ред. Б. Ф. Ломова. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1982. -256 е., ил.- 76. Краткий словарь изобразительных терминов. -М.: Сов. художник, 1965. -191 с.
  67. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  68. И.А. Русская скульптура малых форм. -М.: Наука, 1969. -150 с.
  69. А. Творцы художественного фарфора. -В кн.: Художники Ленинграда. Л., I960, с. 5−7.
  70. Н.Л. Образность искусства: Автореферат дис. .докт. филос. наук. -М., 1974. -32 с.
  71. Ленинская теория отражения и современность /Гл. ред. Тодор Павлов. -София: Наука и искусство, 1969. -725 с.
  72. И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. -64 с.
  73. И.Я., Скаткин М. Н. 0 методах обучения. -Сов.педагогика, 1965, $ 3, с. II5-I29.
  74. .Т. Эстетика воспитания. -М.: Педагогика, 1979. -159 с.
  75. .Т., Квятковский Е. В. Методологические проблемы совершенствования системы эстетического воспитания. -В кн.: Система эстетического воспитания школьников. М., 1983, с.7−19.
  76. М.Я. О скульптуре. Беседы о скульптуре. -М., 1962, вып. й 14, -53 с.
  77. В.И. Особенности познания детьми дошкольного возраста свойств и качеств различных материалов. -В кн.: Учен, зап. ЛГПИ им. Герцена, Л., 1965, т. 270, с. I0I-II5.
  78. Г. Г. Образные игрушки в эстетическом воспитании детей 5−7 лет: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1973. -20 с.
  79. А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). -М.: АПН РСФСР, 1959. -546 с.
  80. М. Скульптура и самые маленькие. -Дошкольное воспитание, 1976, № 7, с. 45−47.
  81. Е.П. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника. -Дошкольное воспитание, 1973, Jt 12, с. 27−35.
  82. Л. Скульптура малых форм. -В кн.: Советская скульптура. М., 1976, с. 178−194.
  83. Мелик-Шшаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности /серия педагогика и психология. -М.: Знание, 1981, № I. 96 с.
  84. А.С. Эстетические проблемы комплексного анали--за художественного образа: Автореферат дис. .канд. филос. наук. -М., 1976. -23 с.
  85. B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  86. Неменск&й Б. М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  87. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. -М.: Политиздат, 1984. -112 с.
  88. М.Ф. Основные этапы развития эстетической мысли. -В кн.: Марксистско-ленинская эстетика /Л.В.Алехина, В. Р. Аронова, М. Н. Афасижев и др.- Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М., 1983, с. 21−63.
  89. О.Н. Специфика эстетического восприятия. -М.: Высшая школа, 1975. -224 с.
  90. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980. -272 с.
  91. Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И. Л. Люблинского, В. К. Скатерщикова. -Изд. 2-е. -М.: Просвещение, 1979. -302 с.
  92. Г. И. О природе художественного восприятия: Автореферат дис. .канд. филос. наук. М., 1969. — 24 с.
  93. ЮЗ. Панькова А. А. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста. -В кн.: Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1963, с. 45−57.
  94. Г. Н. Декоративно-оформительское искусство в эстетическом воспитании старших дошкольников: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1970. 21 с.
  95. Л.В. Развитие чувства цвета у детей: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1970. -23 с.
  96. Г. Н. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. -Казань: Казанский1. ун-т, 1973. -68 с.
  97. Н.Н. Методы умственного воспитания. -Дошкольное воспитание, 1973, Л 9, с. 32−39.
  98. Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -272 с.
  99. Проблемы методологии и методики исследования /Под ред. докт. пед. наук М. А. Данилова, докт. пед. наук Н. И. Болдырева. -М.: Педагогика, 1977. -347 с.
  100. ПО. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления /Под ред. А. Н. Леонтьева. -М.: АПН РСФСР, I960. -352 с.
  101. В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  102. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет. сада и учителей нач. кл. средней школы /Под ред. В. С. Кузина. -М.: Просвещение, 1974. -143 с.
  103. Программа воспитания в детском саду: изд. 9-е, испр. -М.: Просвещение, 1982. -160 с.
  104. К.Н. Русская керамика (конец 19 начало 20 вв.). -М.: Наука, 1975. -31 с.
  105. Психология процессов художественного творчества/Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. -Л.: Наука, 1980. -285 с.
  106. С.Х. От художника к зрителю: Как построенои как функционирует цроизведение искусства. -М.: Сов. художник, 1978. -237 с.
  107. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педа-''' гогика, 1973. -424 с.
  108. А.В. Древнерусская мелкая пластика. -М.: Наука, 1978. -192 с. I
  109. Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобра- ^ зительной деятельности. -В кн.: Теория сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 100−135.
  110. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1980. -207 с.
  111. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ^ ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. -368 с.
  112. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С. А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. -264 с.
  113. Советская скульптура /Сост. Светлов И. Е. -М.: Сов. у художник, 1976. -303 с.
  114. Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций: Тезисы докл. к Всероссийской конференции: Методологические проблемы эстетического воспитания. -М., 1973. -140 с.
  115. В.П. Формирование щюцесс°в зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста: Автореферат дис.. канд. псих. наук. -М., 1963. -17 с.
  116. . Про оленей, львов и тигров. -В кн.: Художники Ленинграда. Л., I960, с. 57−58.
  117. А. Художественная керамика. -В кн.: Художники Ленинграда. Л., I960, с. 25.
  118. Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Б. М. Кедров и др. -Л.: Наука, 1978. -277 с.
  119. Ё.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -В кн.: Известия АПН РСФСР, 1947, вып. II* с.7−29.
  120. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. -М., 1984. -175 с.
  121. Н.В. Заметки скульптора. -М.: Молодая гвардия, 1965. -144 е., ил.
  122. А.П. Обучение в детском саду. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1970. -206 с.
  123. П.И. Современная народная скульптура. -М.: Легкая индустрия, 1974. -141 с.
  124. И.Н. Русская художественная резная кость (1819 вв. в собрании Эрмитажа). Л.: Гос. Эрмитаж, I960. -37 с.
  125. О.С. О словесном творчестве детей. -В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972, с. III-II4.
  126. J 137. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М., 1956. -159 с.
  127. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. -М.: АПН РСФСР, 1961. -328 с.
  128. Н.Б. Развитие вйорческих способностей у детей 6−7 лет при обучении лепке: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1968. 22с.0 140. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1978. -141 с.
  129. В.В. Генезис способностей к зрительной оценке пропорций. -В кн.: Генезис сенсорных способностей. М., 1976, с. 135−162.
  130. А.Н. Художественное восприятие и проблема условности в реалистическом искусстве: Автореферат дис. .канд. филос. наук. -М., 1967. -16 с.
  131. Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971. -387 с.
  132. Художественное творчество и ребенок: Монография /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -286 с.
  133. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1974. -175 с.
  134. М.Г. Художественные изделия из новых материалов. -М.: Изобразительное искусство, 1975. -157 с.
  135. М.Г. Скульптура. Пространственные композиции. -В кн.: Художественные изделия из новых материалов. М., 1975, с. II7-I47.
  136. С.М. Способы формирования художественно-речевой деятельности у старших дошкольников: Автореферат дис.. кацд. пед. наук. -М., 1982. -24 с.
  137. И.С. О скульптуре малых форм. -В кн.: Красивое детскому саду. М., 1969, с. 50−56.
  138. Л.Я. Методологические цринципы изучения художественного восприятия: Автореферат дис. .канд. филос. наук. -Л., 1979. -18 с.
  139. В. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969. -271 с.
  140. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М.: Наука, 197I. -223 с.
  141. И.М. В мастерской скульптора. -Л.: Художник РСФСР, 1966. -93 с.
  142. Е.В. Скульптура малых форм в Российской федерации. -Л.: Художник РСФСР, 1982. -182 с.
  143. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1978. -207 с.
  144. Н. Мастера художественного стекла. -В кн.: Художники Ленинграда. Л., I960, с. 24−25.
  145. П.М. Психология художественного восцриятия. -М.: Искусство, 1964. -85 с.
  146. О.В. Советская скульптура. -М., 1973. -221 с.
  147. Arnheim Rudolf. Art end visual perception. A psychology of the creative eye. The new version^- Berkley-Los Angeles: Univ. of Calif. Press, 1974. 508 p.
  148. Lowenfeld, Victor and Brittain, V/.' Lambert. Creativeand Mental Growth.- 6 ed# New York: Macmillian, London: cop., 1975.- XI, 430 p.
  149. Munro, Thomas. Art Education its philosophy and psychology, Selected essays. By Thomas Munro. New York, n. 44, Liberal arts press, 1956. 387 p.162* H.E.Read. Education through art. New rev, ed, L.: Faber, 1961. — 328 p.
Заполнить форму текущей работой