Психофизиологические механизмы чтения
Сознательное неумение: человек видит и слышит, что другие люди справляются с этими задачами весьма успешно (свободно говорят на разные темы, грамотно пишут), и осознает, что он это делает не так хорошо; Механизм внутреннего речевого слуха в некоторой степени аналогичен механизму проговаривания. Его существование напоминает о том, что развивать речевые механизмы нужно комплексно. Ильин А. Л… Читать ещё >
Психофизиологические механизмы чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Механизм догадки (см. ранее механизм прогнозирования).
- 2. Механизм логического понимания, как и при слушании, необходимо развивать специально.
- 3. Механизм внутреннего речевого слуха в некоторой степени аналогичен механизму проговаривания. Его существование напоминает о том, что развивать речевые механизмы нужно комплексно.
Представление о психофизиологических механизмах речи полезно для того, чтобы осознанно работать над улучшением речи. Здесь, как и в любом обучении и развитии уже существующих навыков, человек проходит четыре этапа:
- 1) неосознанное неумение: человек не может сформулировать и воспринять простейшую мысль, но считает, что вполне владеет родным языком;
- 2) сознательное неумение: человек видит и слышит, что другие люди справляются с этими задачами весьма успешно (свободно говорят на разные темы, грамотно пишут), и осознает, что он это делает не так хорошо;
- 3) сознательное умение: человек начинает обучаться и справляется с поставленными задачами, но ему приходится сознательно обращать внимание на технологию процессов речи;
- 4) бессознательное умение: человек приобрел высокую степень автоматизации работы речемыслительных механизмов, ему и окружающим кажется, что все происходит само собой (находятся точные слова, оптимальные конструкции, нужные интонации и т. п.), но на самом деле за этим стоят месяцы и годы сознательной систематической работы.
Рассмотрев основные речемыслительные механизмы, мы можем заметить, что устная речь перед аудиторией представляет собой достаточно специфическую разновидность речевой деятельности, поскольку готовится с опорой на письменные тексты, но окончательно оформляется лишь во время произнесения. Очевидно, что это не чтение написанного текста вслух и не произнесение текста, заученного наизусть (каждый из нас слышал такие доклады и может сравнить их с живой речемыслительной деятельностью вслух с опорой на ключевые слова). Эксперименты показали, что слушатели по ритму и темпу речи очень точно могут определить момент, когда оратор переходит к чтению текста, даже если не видят его в это время. Некоторые исследователи, используя специфику устной публичной речи (опора на письменный текст соответствующего функционального стиля, окончательное оформление в момент произнесения, общение в условиях групповой коммуникации), рассматривают ее как самостоятельное функционально-стилевое образование (см., например, [Стилистика… 2004], ссылки на другие источники там же).
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- 1. ГраудинаЛ.К., Кочеткова Г. И. Русская риторика/Л.К Граудина., Г. И. Кочеткова. — М., 2001.
- 2. Гольдин В.Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилогов / под ред. О. Б. Сиротининой. — М., 2002.
- 3. Прокопович Н. К., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке / Н. К. Прокопович, Л. А. Дерибас, Е. Н. Прокопович. — М., 1981.
- 4. Соппер П.Л. Основы искусства речи / П. Л. Соппер. — М., 1992.
Дополнительная
- 1. Ильин А.Л., Кадацкий В. Ф., Никифоров К. В., Пихоя Л.Г. Отзвук слова: Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России / А. Л. Ильин, В. Ф. Кадацкий, К. В. Никифоров, Л. Г. Пихоя. — М., 1999.
- 2. Кузнецов И.Н. Риторика / И. Н. Кузнецов. — Минск, 2000.
- 3. Культура парламентской речи. — М., 1994.
- 4. Леммерман X. Уроки риторики и дебатов / X. Леммерман; пер. с нем. — М., 2002.
- 5. Плещенко Т.П., Федотова Н. В., Чечет Р.Г. Риторика/Т.П. Плешенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет. — Минск, 1999.