Организационно-правовые вопросы проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
Однако до сегодняшнего дня в административно-правовой науке не было подготовлено ни одного комплексного монографического исследования^ по данной тематике. Отдельные организационно-правовые вопросы проведения военных сборов рассматривались в работах С. В. Корнишина, А. И. Тюрина, К. В. Фатеева. Естественно, они не охватывают всего спектра существующих проблем. Отдавая должное вкладу отечественных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль и место военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе военного управления
- 1. 1. Понятие и сущность военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт становления и развития института военных сборов
- Глава 2. Административно-правовое регулирование и организация проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. 1. Компетенция органов государственного управления по организации и проведению военных сборов граждан Российской Федерации, пребы- '-вающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. 2. Обязанности и ответственность должностных лиц в сфере органи-: зации и проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. 3. Особенности административно-правового статуса граждан, призванных на военные сборы
- 2. 4. Порядок организации и проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и пути его совершенствования
Организационно-правовые вопросы проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Одним из основных направлений современной военной реформы является оптимизация деятельности органов военного управления, достижение целей поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности военной организации государства посредством создания профессиональной армии, повсеместного совершенствования вооружения и боевой техники, должного материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, надлежащей социально-правовой защиты военнослужащих.
Одним из шагов по реализации военной реформы стало значительное сокращение сроков прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву. Это обстоятельство объективно обусловливает возрастание роли и значения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для обеспечения боеготовности армии и флота, их способности противодействовать внешним и внутренним угрозам безопасности Российской Федерации.
Если не подвергнуть институт военных сборов определенным преобразованиям, возникнет противоречие между необходимым уровнем знаний, навыков и умений, позволяющих эффективно эксплуатировать сложную современную военную технику и вооружение, и недостаточной подготовкой граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Все это, безусловно, приведет к снижению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации в случае их доукомплектования при мобилизационном развертывании. Поэтому необходима разработка научно обоснованных предложений* по совершенствованию механизма организации и проведения военных сборов граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Прохождение военных сборов гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, неразрывно связано с реализацией ими конституционной обязанности по защите.
Отечества, установленной ст. 59 Конституции Российской Федерации. Являясь формой реализации воинской обязанности, призыв и прохождение военных сборов выступает самостоятельным административно-правовым институтом, изучение состояния и перспектив развития которого в новых условиях представляет не только научный, но и практический интерес.
Одновременно организация и проведение военных сборов является специфической областью государственного, прежде всего военного, управления. Именно от органов военного управления зависит — насколько эффективно и качественно будут решены возложенные на военные сборы цели и задачи. При этом достижение позитивных результатов невозможно без развитой нормативной правовой базы. Вместе с тем особенности правового обеспечения государственного и военного управления в данной области в настоящее время полностью не изучены, и восполнение этого пробела является одной из насущных задач административно-правовой науки.
В пользу актуальности темы исследования свидетельствует и тот аргумент, что в общественных отношениях по поводу призыва и прохождения военных сборов задействовано значительное количество государственных органов, должностных лиц и граждан. Уже сегодня на военные сборы ежегодно призывается более 260 тыс. человек, а в перспективе это число будет неуклонно возрастать1. Поэтому необходимо изучить особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти, должностных лиц и граждан в области военных сборов, подготовить на основе полученных знаний обоснованные рекомендации не только по реализации обязанностей и обеспечению прав данных субъектов административно-правовых отношений, но и по совершенствованию правового регулирования и организации военных сборов в целом.
1 См.: Юзбашев В. Интеллект ставят под ружье. Интервью начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба — заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковника В. Смирнова // Независимое военное обозрение. 2007. 21 декабря.
Указанные и другие факторы обусловили выбор темы и послужили обоснованием ее актуальности.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые проблемы правового регулирования в области организации и проведения военных сборов нашли отражение в трудах Н. В. Артамонова, Х. М. Ахметшина, Ф. С. Бражника, A.M. Добровольского, А. И. Землина, Н. И1 Кузнецова, А.В. Ку-дашкина, В. М. Корякина, Ю. И. Мигачева, М. И. Петрова, Н. А. Петухова, А. В. Пчелинцева, П. И. Романова, Б. Ф. Старова, В. Г. Стрекозова и других ученых.
Однако до сегодняшнего дня в административно-правовой науке не было подготовлено ни одного комплексного монографического исследования^ по данной тематике. Отдельные организационно-правовые вопросы проведения военных сборов рассматривались в работах С. В. Корнишина, А. И. Тюрина, К. В. Фатеева. Естественно, они не охватывают всего спектра существующих проблем. Отдавая должное вкладу отечественных ученых в разработку избранной темы, нельзя не отметить, что требуется обобщить, систематизировать и в некоторых случаях переосмыслить накопленные знания с учетом проводимых в стране административной и военной реформ, предложить на этой основе комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию института военных сборов граждан, пребывающих в запасе.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с организацией и проведением военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предмет исследования составляют теоретические, правовые и организационные проблемы организации и проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерациинормативные правовые акты и научные труды, посвященные указанной проблематике.
Целью исследования ставится комплексное исследование организационно-правовых вопросов проведения военных сборов граждан Российской.
Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и разработка предложений по совершенствованию административно-правового регулирования в указанной области общественных отношений.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решались следующие задачи: определение/понятия и сущности военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерацииизучение отечественного и зарубежного опыта становления и развития института военных сборовуточнение компетенции органов государственного управления-по организации^ и проведению военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерациирассмотрение обязанностей и ответственности должностных лиц за организацию и проведение военных сборов граждан Российской Федерациипребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерациивыявление: особенностей административно-правового статуса граждан, призванных на военные сборыраскрытие порядка организации и проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и определение путей его совершенствованияразработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и практики проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Методологическая основаи методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод познания. В процессе исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы познания: системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, логический, статистический, социологический и другие.
Теоретическая основа исследования. Диссертационное исследование базируется на фундаментальных положениях общей теории права и теории государственного управления, конституционного права, военного права. Непосредственное влияние на формирование теоретических воззрений автора оказали научные работы известных ученых-административистов: Г. В. Ата-манчука, Д. Н. Бахраха, А. С. Дугенца, К. С. Вельского, В. А. Козбаненко, А. П. Коренева, Г. И. Петрова, JI.JI. Попова, Б. В. Российского, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, Ю. В. Степаненко, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, Ц.А. Ям-польской и др.
Нормативную базу диссертации составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы об организации и проведении военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования включает социологические, стати- ¦ стические и фактографические сведения, полученные в результате анализа, документов, анкетирования и интервьюирования, экспертных оценок, а также личный опыт работы диссертанта в военном комиссариате.
В процессе социологического исследования в Белгородской, Воронежской и Курской областях проведено анкетирование и интервьюирование более 300 граждан, прошедших военные сборы.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором одним из первых в административно-правовой науке проведено диссертационное исследование организационно-правовых вопросов проведения военных сборов граждан-Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Научная новизна работы проявляется также в комплексности исследования организации и проведения военных сборов граждан, пребывающих в запасе, с использованием новых теоретических выводов в области административного права и результатов проводимых в стране административной и военной реформ. В результате исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны научные положения.
1. Под военными сборами предлагается понимать комплекс мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации по совершенствованию военной подготовкиграждан, пребывающих в запасе, а также по проверке боевой и мобилизационной готовности военных организаций.
2. Организация и проведение военных сборов выступают в качестве составной части, специальной области государственного, прежде всего военного, управления. Специфика данной области предопределена объектом и субъектом управления, целями и организационно-функциональной структурой военных сборов;
3. В качестве основания классификации военных сборов принимается цель их проведения. Цель проведения отдельных видов военных сборов граждан, пребывающих в запасе, предопределяет полномочия органов военного управления и обязанности их должностных лиц, а также форму и содержание организации и проведения отдельных видов военных сборов граждан, пребывающих в запасе.
4. Административно-правовой статус граждан, призванных на военные сборы, является производным от специального правового статуса военнослужащего. Вместе с тем данная категория граждан обладает особым правовым статусом, который существенно отличается от статуса военнослужащего объемом и характером обязанностей, прав, гарантий и ответственности. Особый статус граждане, призванные на военные сборы, приобретают только на время их прохождения.
5. Организация и проведение военных сборов граждан, пребывающих в запасе, высту пает разновидностью административного * (управленческого или административно-процедурного) процесса, в ходе которого реализуются функции органов государственного (военного) управления в данной сфере общественных отношений. Стадиями настоящего процесса являются: 1) пла-. нирование военных сборов- 2) подготовка к проведению военных сборов- 3) проведение военных сборов- 4) подведение итогов военных сборов. В ходе административно-процедурной деятельности органами военного управления реализуются следующие управленческие функции: планирование, организация, кадровое обеспечение, регулирование, контроль, учет.
6. Совокупность предложений по совершенствованию административно-правового регулирования организации и проведения военных сборов. Обоснование потребности инкорпорации нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в исследуемой области.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения диссертационной работы способствуют дальнейшему развитию доктрины современного административного права и теории военной администрации в части разрешения организационно-правовых вопросов проведения военных сборов граждан, пребывающих в запасе.
На основе сформулированных в результате проведенного анализа концептуальных положений диссертантом разработана совокупность конкретных мер, направленных на повышение эффективности организации и проведения военных сборов граждан, пребывающих в запасе Вороженных Сил Российской Федерации. Это делает возможным использование результатов исследования при организации и проведении военных сборов в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Результаты диссертационного исследования имеют определенное значение для совершенствования нормативной правовой базы организации и проведения военных сборов граждан, пребывающих в запасе, и могут быть использованы в нормотворческой деятельности.
Результаты научного труда также могут использоваться в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам: «Административное право», «Военное право», а также в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ряд положений диссертации докладывался на сборах работников военных комиссариатов Белгородской области в 2006 и 2007 гг.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора, прошли апробацию в выступлениях на Международной научно-практической конференции «Институциональная система государства: проблемы формирования и перспективы развития» (г. Белгород, 8−9 июня 2007 г.) и Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (г. Москва, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, 11 апреля 2007 г.). Содержание диссертации, ее научная новизна, теоретическое и практическое значение достигнутых результатов обсуждены на заседании научно-исследовательского центра № 7 ВНИИ МВД России.
Структура диссертации предопределена содержанием предмета и задачами исследования, а также избранной методологией научного анализа и логикой изложения диссертационного материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Выводы по второй главе.
1. Функция организации и проведения военных сборов является неотъемлемой частью деятельности, различных органов государственного управления. Президент РФ и Правительство РФ наделены рядом полномочий в указанной области в соответствии с предоставленной им Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации компетенцией в сфере обороны.
2. Организация и проведение военных сборов возлагается на органы военного управления. При этом общие полномочия Министерства обороны Российской Федерации и подчиненных ему органов по организации и проведению военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе, вытекают из статутных нормативных правовых актов, а специальные — установлены в различных по юридической силе нормативных правовых актах, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений.
Кроме органов военного управления, в обеспечении призыва и прохождения военных сборов определенные функции выполняют иные органы исполнительной власти (ОВД, ЗАГС и др.).
3. Непосредственная организация и проведение военных сборов осуществляется должностными лицами органов военного управления, иных государственных органов, а также организаций. Особенности их административно-правового статуса в рассматриваемой области определяются обязанностями, предусмотренными специальными нормативными правовыми актами, и установленной ответственностью за их исполнение.
4. Организация и проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе, входят в должностные обязанности должностных лиц различных органов военного управления. За их невыполнение или халатное выполнение к виновным применяются меры дисциплинарной или уголовной ответственности.
На должностных лиц организаций возлагаются обязанности по обеспечению призыва военнообязанных на военные сборы, за неисполнение которых виновные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
5. Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, основывается на общем (конституционном) статусе гражданина, вместе с тем имеет свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством о воинской обязанности и военной службе. Следовательно, гражданин, призванный на военные сборы, может быть одновременно носителем различных правовых статусов.
6. Особенности административно-правового статуса граждан, призванных на военные сборы, вытекают главным образом из специального правового статуса военнослужащего. Вместе с тем граждане, призванные на военные сборы, обладают особым правовым статусом, который хотя и базируется на статусе военнослужащих, но существенно отличается от него объемом и характером возложенных обязанностей. Особый статус граждане, призванные на военные сборы, обретают во время нахождения на военных сборов.
7. Центральное место в административно-правовом статусе граждан, призванных на военные сборы, занимают обязанности. В целях исполнения военной службы на граждан во время прохождения военных сборов возлагаются повышенные обязанности, значительная часть из которых являются, общими для всех военнослужащих, а также должностные или специальные обязанности, исполнение которых связано с непосредственной реализацией задач военных сборов.
8. Специфика выполняемых гражданами во время военных сборов обязанностей обусловливает наделение военнообязанных соответствующими правами военнослужащих, распространение на них определенных гарантий и льгот, установленных для военнослужащих.
9. Гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
10. Организация и проведение военных сборов граждан, пребывающих в запасе, как позитивная управленческая деятельность строго регламентирована в специальных нормативных правовых актах, что позволяет обеспечить, с одной стороны, эффективность функционирования субъектов управления, а с другой — права, законные интересы иных участников рассматриваемых общественных отношений.
11. Организация и проведение военных сборов граждан, пребывающих в запасе, как разновидность административного процесса, осуществляется в определенной логической последовательности. Процесс в этом случае, по мнению автора, включает следующие стадии: 1) планирование военных сборов- 2) подготовка к проведению военных сборов- 3) проведение военных сборов- 4) подведение итогов военных сборов.
12. Содержание каждой стадии процесса организации и проведении военных сборов граждан, пребывающих в запасе, раскрывается посредством определения совокупности реализуемых производств и процедур, которые неразрывно связаны с осуществлением органами военного управления таких управленческих функций, как планирование, организация, кадровое обеспечение, регулирование, контроль, учет.
Заключение
.
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации и военного управления в целом в настоящее время осуществляется по разным направлениям. Принципиальное решение о снижении сроков прохождения действительной военной службы по призыву обусловливает необходимость повышения эффективности и качества такой формы реализации воинской обязанности как призыв и прохождение военных сборов.
Подготовка граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, на военных сборах диктуется потребностью накопления в мирное время требуемого количества подготовленных военных специалистов запаса, совершенствования их военных знаний, умений и навыков в применении вооружения и военной техники.
Кроме этого, на военных сборах осуществляется и подготовка граждан, состоящих на воинском учете, но не служивших в армии и не имеющих военно-учетной специальности, а также подготовка граждан к работе на новых образцах вооружения и военной техники, поступающих в войска.
Таким образом, в современных условиях роль и значение военных сборов граждан, пребывающих в запасе, в деле обеспечения обороноспособности страны значительно возрастает. В этой связи с особой остротой ставится вопрос о совершенствовании правового регулирования организации и проведения военных сборов.
В течение 2006;2007 гг. нормативная правовая база в данной области была значительно обновлена, приняты Положение о проведении военных сборов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333, и Руководство о порядке проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 185.
Однако анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что они имеют отдельные пробелы, противоречия, коллизии и поэтому нуждаются в определенной корректировке.
В этой связи предлагается внесение в действующие нормативные правовые акты следующих изменений и дополнений:
1. Пункт 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дополнить абзацем первым следующего содержания:
1. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации — это предназначенные для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации военнообученные людские ресурсы, представляющие собой совокупность граждан Российской Федерации, состоящих на воинском учете до перевода их в отставку и снятия с воинского учета".
2. Первое предложение пункта 1 статьи 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» изложить в следующей редакции:
Под военными сборами понимается комплекс мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, по совершенствованию военной подготовки граждан, пребывающих в запасе, а также по проверке боевой и мобилизационной готовности военных организаций". ,.
3. Пункт 3 статьи 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» изложить в следующей редакции:
3. Призывная комиссия вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин".
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить ст. 21.2.1. следующего содержания:
Статья 21.2.1. Создание условий, препятствующих гражданам исполнять воинскую обязанность при призыве и прохождении военных сборов.
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата для призыва на военные сборы или создание иных условий, препятствующих гражданам исполнять воинскую обязанность при призыве их и прохождении ими военных сборов — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей".
5. В Положении о проведении военных сборов: пункт 4 изложить в следующей редакции:
В зависимости от целей проведения военные сборы подразделяются на: а) учебные сборы: в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (далее — учебные сборы приписного состава) — по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям (далее — учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям) — / по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запасаб) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (далее — проверочные сборы).
Проведение военных сборов иных видов в Вооруженных Силах Российской Федерации не допускается. Привлекать граждан во время прохождения ими военных сборов на хозяйственные и другие работы, не связанные с обеспечением учебного процесса и их бытового устройства, запрещается". абзщы 3 и 4 пункта 5 изложить в следующей редакции:
Началом военных сборов считается день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Окончанием военных сборов считается день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом". абзац 1 пункта 11 дополнить предложением:
Медицинское освидетельствование граждан, призванных на военные сборы, проводится:
— в воинских частях — при непосредственной явке их в воинские части;
— на пунктах сбора военных комиссариатов субъектов Российской Федерации — при их отправке через сборные пункты;
— при военных комиссариатах районов (городов) — при их отправке через военный комиссариат района (города)".
6. в Руководство по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации: пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
Устанавливаются следующие сроки прохождения гражданами военных сборов: учебных сборов приписного состава — до 10 днейучебных сборов по подготовке граждан по военно-учетным специальj л ностям) — до 60 днейучебных сборов по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса — до 25 днейпроверочных сборов — до 10 дней." абзац 1 пункта 17 изложить в следующей редакции: «17. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования». пункт 18 дополнить абзацем первым следующего содержания: «18. Медицинское освидетельствование граждан, призванных на военные сборы, проводится:
— в воинских частях — при непосредственной явке их в воинские части;
— на пунктах сбора военных комиссариатов субъектов Российской Федерации — при их отправке через сборные пункты;
— при военных комиссариатах районов (городов) — при их отправке через военный комиссариат района (города)". пункт 40 изложить в следующей редакции:
40. Проведение проверочных сборов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на основании указов Президента Российской Федерации и решения Министра обороны Российской Федерации или по его указанию — решений начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Балтийским флотом в соответствии с планом распределения лимитов призыва граждан на проверочные сборы. При этом подача граждан на проверочные сборы осуществляется на основании нарядов на призыв граждан по мобилизации, а также уточненных заявок на восполнение текущего и временного некомплектов личного состава воинских частей. пункт 41 изложить в следующей редакции:
41. Сроки и продолжительность проведения проверочных сборов определяются должностными лицами, принявшими решение на их проведение. При этом продолжительность проверочных сборов не может превышать десяти дней".
7. В Российской Федерации отсутствует систематизация нормативных правовых актов по вопросам организации и проведения военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
В этой связи нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и проведения военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в первую очередь следует подвергнуть инкорпорации. По ее результатам возможна подготовка и издание сборника соответствующих нормативных правовых актов.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 2008.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (р?д. 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 2007. № 1. Ст. 1147.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2008.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. М, 2008.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2008.
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (ред. от 04.12.2007) «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750- 2007. № 27. Ст. 3213.
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331- 2007. № 50. Ст. 6237.
- Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» // СЗ РФ. 2006. № 49. Ст. 5089.
- Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О материальной ответственности военнослужащих» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682- 2006. № 50. Ст. 5281.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 (ред. от 25.10.2006) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
- Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014- 2006. № 44. Ст. 4534.
- Федеральный закон от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3122.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 (ред. 24.07.2007 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1992. № 8. Ст. 366- СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (ред. 14.12. 1995 г.) № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
- Военная доктрина Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300- в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
- Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от0911.2007) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации «// СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538- 2007. № 46. Ст. 5565.
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2008 г. № 122 «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в2008 году» // СЗ РФ. 2008. № 5. Ст. 367.
- Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
- Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 г. № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» // СЗ РФ. 2007. № 37. Ст. 4433.
- Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 (ред. от 03.08.2005) «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3840- 2005. № 32. Ст. 3274.
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749. '
- Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (вместе с «Положением о проведении военных сборов») // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2525.
- Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 (ред. от 09.11.2007) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 902- 2007. № 47 (2 ч.). Ст. 5764.
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» // СЗ РФ. 2006. № 49 (2 ч.). Ст. 5220.
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1583 (ред. от 28.12.2006) «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 295- 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 272.
- Постановление Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2936.
- Приказ Министра обороны РФ от 17 мая 2007 г. № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333 // Российская газета. 18.07.2007. № 153.
- Приказ Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 (ред. от 11.01.2008) «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 2 октября- 2008. 13 февраля.
- Приказ Министра обороны РФ от 23 июля 2004 г. № 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 36, 37.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
- Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4455−1 «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 325.
- Закон РФ от 22 января 1993 г. № 4338−1 «О статусе военнослужащих» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 6. Ст. 188.
- Закон СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности"// Ведомости ВС СССР. 1939. № 32.
- Закон СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. Ст. 552.
- Закон СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе» // СЗ СССР. 1925. № 62. Ст. 463.
- Декрет СНК РСФСР от 8 апреля 1918 г. «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» // СУ РСФСР. 1918. № 31.
- Свод военных постановлений. Кн. V. СПб., 1907.
- Устав о воинской повинности. 1 января 1874 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2-е. Т. 49. Отд. 1. № 52 983.
- Постановление Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 28. Ст. 2595.
- Закон о прохождении военной службы в вооруженных силах Португалии. М., 1988.
- Монографии, книги, учебники, диссертации
- Административное право России: учебник / под ред. JI.JI. Попова. М.: Проспект, 2008.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М., 1988.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис. докт. юрид. наук. М-, 1986.
- Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.
- Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2002.
- Бахрах Д.Н. Государственная администрация, ее органы и служащие: (Анатомия государственной администрации). Екатеринбург, 1998.
- Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
- Борисенко В.М., Егоров К. И. Преступления против военной службы. СПб., 2002.
- Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
- Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
- Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах -консультант». М.: За права военнослужащих, 2004.
- Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. Н. А. Петухова. М., 2004.
- Военный энциклопедический лексикон. Изд. второе. Т. III. СПб., 1853.
- Вооруженные Силы России до царствования Императора Александра I. Исторический очерк / под ред. Д. А. Скалона. СПб., 1902.
- Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статус, 2000.
- Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2 / Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2002.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, электронная версия, М., 2005.
- Добровольский A.M. Военно-административное право. СПб., 1914.
- Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М.: «Юстицинформ», 2003.
- Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
- История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1 / под ред. О. И. Чистякова. М., 1999.
- Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
- Климентьева Н.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих (вопросы теории и практики): Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
- Колесников А.В. Правовой статус исполнительных органов местного самоуправления. Саратов, 2004.
- Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / под ред. В. Г. Стрекозова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2002.
- Коренев А.П. Административное право России: Учебник. В 3-хчастях. Часть I. М., 2000.
- Корякин В.М. Введение в теорию военного права. Монография // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах консультант». М.: За права военнослужащих, 2007.
- Корякин В.М. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. М.: За права военнослужащих, 2005.
- Кудашкин А.В., Зорин А. С., Лобов Я. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В., Шанхаев С. В. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». 3-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2007.
- Кудашкин А.В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд., перераб. и доп. Серия «Право в Вооруженных Силах консультант». М.: За права военнослужащих, 2005.
- Кудашкин А.В., Тюрин А. И., Фатеев К. В. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе: Справочник. М.: За права военнослужащих, 2004.
- Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Спб., 2003.
- Кузнецов Н.И., Старов Б. Ф. Военная администрация. М., 1998.
- Лазарева Н.С. Дисциплинарная и административная ответственность советских должностных лиц: Дис. канд. юрид. наук. М., 1948.
- Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности: (теоретические вопросы). М., 1968.
- Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): Дисс.. докт. юрид. наук. М, 1999.
- Мигачев Ю.И., Тихомиров С. В. Военное право: Учебник. М., 1998.
- Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
- Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Стари-лова. Воронеж, 2007.
- Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
- Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
- Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
- Писарев А.Н. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны (системно-правовое исследование). Дисс. д-ра юрид. наук. М., 2001.
- Резервы сухопутных войск США. ЗГВ, 1992.
- Романов П.И. Советское административное право: Управление в области административно-политической деятельности. М., 1979.
- Попов JI.JI., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М.: Проспект, 2008.
- Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М.: Наука, 1970.
- Система комплектования вооруженных сил Великобритании. М., 1990.
- Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998.
- Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма, 2002.
- Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.
- Сухарев А.С. Административно-правовое положение военных комиссариатов: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
- Тюркин М.В. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны. Дис. канд. юрид наук. М., 2000.
- Шарыкина О.В. Юридическая ответственность военнослужащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
- Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М., 1999.
- Научные статьи, иные публикации
- Бабакин А. Резервисты с уголовным прошлым // Независимое военное обозрение. 2005. 8 декабря.
- Борков В.Н. Преступления против военной службы в системе посягательств на государственную власть // Военно-юридический журнал. 2006. № 11.
- Глазьев С.Ю., Дамаскин О. В. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Современное право. 2001. № 10.
- Демин А.А. Понятие административного процесса и административно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998.
- Денисенко П.А., Мелехин И. В. Сущность и правовые аспекты военно-политического управления в Российской Федерации // Право и политика. 2006. № 12.
- Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. № 8.
- Зателепин O.K., Фатеев К. В. К вопросу о понятии воинского должностного лица по уголовному праву // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10.
- Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Российская юстиция. 1999. № 12.
- Корнишин С.В. О некоторых вопросах распространения статуса военнослужащих на* граждан, призванных на военные сборы // Право в Вооруженных Силах. 1999- №: 11.
- Кудашев Ш. А. Должностные лица субъекты административной и уголовной ответственности//Мировой судья. 2006. № 7. .
- Петров Г. И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1962. № 5.
- Петров: Ю. А1. К понятию должностного лица // Правоведение. 1974. № 6.
- Петухов Г. Е., Васильев А. С. Понятие должностного лица в советском законодательстве и правовой, науке // Известия вузов. Правоведение. 1980. № 3. ¦ -
- Фатеев К.В. Об основаниях привлечения военнослужащего игражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 5.
- Федоров С.В. Совершенствование реализации права военнослужащих на обязательное государственное страхование жизни и здоровья // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 11.
- Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности // СПС КонсультантПлюс, 2007.
- Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы советского административного права. М.- Л., 1949.