Организация занятий.
Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста
Принцип систематичности является дидактической основой процесса обучения, поскольку формирование знаний, умение и навыков обеспечивается всей системой содержания, тесно связанной системой воспитания, методов и форм и средств обучения. Особое значение приобретает систематичность для организации педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития учащихся, а так же для понимания… Читать ещё >
Организация занятий. Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
обучение школьный акварельный живопись Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества — все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. При этом учитывается и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, то есть личные представления школьников о «живой эстетике» окружающей среды. Учитель, ведущий уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе, должен четко представлять, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях — воспитание гуманиста, личность с духовно — эстетическими потребностями, способную к творческому труду в любом виде деятельности, готовую трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства. Эстетическое образовании и воспитание на уроках изобразительного искусства, как правило, включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое художественно — эстетическое развитие личности. Важность и необходимость возрастания подрастающего поколения в условиях красоты, любви к прекрасному, высокому подчеркивается и тем вниманием, с которым относились к эстетическому воспитанию философы, педагоги с древнейших времен. Платон, Аристотель, Плутарх Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский выдающиеся деятели утверждали, что на ряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетическое отношение к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и прививать высокие эстетические идеалы и потребности. Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно — прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. Декоративная работа должна дать школьникам элементарное представление о технической эстетике. Эти занятия открывают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Таким образом, школьники учатся видеть прекрасное.
Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших школьников — организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков, при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.
В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными. Т. е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности.
В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства. Все это находит свое решение при реализации системы учебно-воспитательных задач, поставленных перед предметом «изобразительное искусство». Программа перед учителем ставит следующие учебно-воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию.
Дидактические принципы обучения.
Научные основы обучения находят свое выражение в дидактических принципах, представляющих собой систему основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных предметов. Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета.
Воспитывающие обучение.
Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе не только учебных, но и воспитательных задач. Занятие изобразительным искусством должны способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования развиваются внимание, память, волевые черты личности школьника, его умственные и художественные способности. Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель не только выбирает у учащихся те или иные технические навыки, разъясняет термины, законы, понятия, но и рассматривает каждую учебную задачу широкой перспективы на общее развитие и воспитание детей. Специфические особенности проведения и всестороннее, содержание уроков рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, уроков бесед об изобразительном искусстве могут в разной степени предоставлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Научность обучения.
Принцип научности обучения предполагает, что все сведения, которые сообщает детям учитель рисования, все умения и навыки, которыми овладевают учащиеся, должны быть научно доказаны и оправданы. Только в этом случае возможно действительно научное формирование мировоззрения школьника. Принцип научности в обучении изобразительному искусству предусматривает глубокое изучение законов линейной перспективы, оптики, светотени, композиции, цветоведения. Одно из основных требований принципа научности — точность терминологии. Учителя зачастую неправильно трактуют такие понятия, как линия, контур, тон, цветовая насыщенность, контраст, тональность, смешивая их или произвольно толкуя. Научность обучения требует от учителя хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.
Систематичность и последовательность в обучении.
Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловлен как логикой изучаемого материал, так и закономерностями умственного и физического развития детей.
Принцип систематичности является дидактической основой процесса обучения, поскольку формирование знаний, умение и навыков обеспечивается всей системой содержания, тесно связанной системой воспитания, методов и форм и средств обучения. Особое значение приобретает систематичность для организации педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития учащихся, а так же для понимания внутренних процессов развивающего обучения. Систематичность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, требует от учителя ИЗО строго отбора учебного материала, предметов натуральных постановок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденными и с последующими. Не менее важно устанавливать тесную связь между теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.
Сознательность и активность в обучении.
Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания. Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся. Один из таких приемов — подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок. Активность учащихся на уроке способствует и постановка поставленных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимся вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока.
Доступность обучения.
Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного развития. Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т. е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее обучение. Доступность обучения предполагает соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Прочность усвоения учебного материала.
Принцип прочности обусловлен общими задачами школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами. Прочность усвоения материала зависит от сознательности учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.
Наглядность обучения.
Один из важнейших дидактических принципов — принцип наглядности обучения — обусловлен необходимость чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий. Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, если изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, зрительная память поможет воспроизводить их образы. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует к развитию абстрактного мышления. Это положение обуславливается особенностями развития мышления детей.
Проблемное обучение.
Предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросам. Проблемные задания — это задания практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос — это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.
Психологические основы обучения.
Занятие изобразительным искусством — важное средство развития личности ребенка. Они способствуют расширению кругу интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического воспитания действительности. На уроках рисования формируются такие свойства личности: настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Отражение действительности начинается с ощущения. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. Ощущение, восприятие — это наглядные образы предметов. Отражение действительности посредством органов чувств называется чувственным отражением. Чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знание о них.
Психологи считают, что с семи лет ребёнок вступает в наиболее благоприятный период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой формой деятельности. В этот период в ребёнке неразрывно живут два желания: «хочу учиться» и «хочу играть». Если учитель удовлетворяет только одному из этих «хочу», то, естественно, встречает противодействие.
Установление равновесия между потребностями школьников и задачами обучения и воспитания — важнейшее условие гуманизации школы. Выполнение этого условия связано с определёнными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи советуют три таких требования:
- 1) обеспечение «чувства свободного выбора», т. е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;
- 2) внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолеть трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»;
- 3) предоставление ребёнку возможности «радоваться жизни» на уроке.
Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия младшего школьника. С чем связано их выдвижение?
Первое требование — основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Было бы очень хорошо, если бы ребёнок включался в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса». Чтобы ребёнок не скучал на уроке, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой даже младший школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.
Второе требование — требование развивающего обучения — также имеет отношение к самочувствию ребёнка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперёд вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребёнка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задаёт наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселят уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создаёт «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребёнок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности.
Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величающей ценностью жизнь ребёнка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок с этой точки зрения — продолжение жизни ребёнка во всей её полноте, а не только в познавательной части. Ребёнок никогда не расстаётся с тем, что его огорчает, радует, что он любит, к чему стремится. Он идёт в школку не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.
Когда на глазах у младших школьников происходят с красками удивительные превращения, а с карандашами и кисточками — забавные истории, когда вопросы звучат как загадки, а новая тема — как путешествие в мир живописи, учиться младшему школьнику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребёнка.
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот именно это «отступление», временное перенесение внимания на события, волнующее когото из детей, наполняет урок важным для них смыслом.
Каждый учитель ищет свои примеры игрового общения с детьми. Эти приёмы как бы материализуют принцип учёта возрастных особенностей.