Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия профессиональной адаптации студента технического вуза в образовательно-производственном комплексе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательно-производственный комплекс как фактор оптимизации процесса индивидуального развития будущего специалиста и его профессиональной адаптации на этапе обучения в вузе. Главными характеристиками ОПК выступают: интеграция образовательной, научной и производственной деятельности с деятельностью социальной, что оптимизирует передачу знаний и опыта будущим инженерамактивизация участия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема профессиональной адаптации студентов технического вуза в теории и практике профессионального образования
    • 1. 1. Теоретико-методические основы профессиональной адаптации студентов технического вуза в современных условиях
    • 1. 2. Структурно-функциональная характеристика процесса профессиональной адаптации студента технического вуза
    • 1. 3. Образовательно-производственный комплекс как пространство успешной профессиональной адаптации студента
  • Глава II. Экспериментальная реализация процесса профессиональной адаптации студента технического вуза в системе образовательнопроизводственного комплекса
    • 2. 1. Моделирование педагогических условий профессиональной адаптации студента технического вуза в системе образовательно-производственного комплекса
    • 2. 2. Экспериментальная апробация педагогических условий профессиональной адаптации студента в системе образовательно-производственного комплекса
    • 2. 3. Проверка эффективности экспериментальной деятельности по профессиональной адаптации студента технического вуза в условиях образовательно-производственного комплекса

Педагогические условия профессиональной адаптации студента технического вуза в образовательно-производственном комплексе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация современного высшего профессионального образования ориентирована на подготовку специалистов, способных в кратчайший срок адаптироваться к социальным институтам, от которых зависит успешность их профессиональной карьеры. К таким институтам относятся предприятия, фирмы, организации, управленческие структуры, с которыми взаимодействует молодой специалист. Закончив высшее учебное заведение, специалист сталкивается с проблемой профессиональной и социальной адаптации к рынку труда и занятости. Выпускник технического вуза может состояться как специалист и успешно работать в новом для него производственном пространстве лишь в том случае, если в процессе его профессиональной подготовки в вузе были сформированы основы профессиональной адаптации. Адаптация способствует скорейшему проявлению у молодых специалистов таких качеств, как деловитость, активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, способность к принятию альтернативных и нестандартных решений. Эти качества могут быть сформированы в вузе лишь при создании условий, обеспечивающих максимальное приближение обучения к реальной производственной практике.

Профессиональная адаптация начинается на этапе освоения будущей профессии и не заканчивается с получением диплома и вступлением в производственную деятельность. Приобретение личностью ресурсов адаптивно активного взаимодействия со средой в условиях динамично меняющегося производства становится значимой педагогической проблемой. Это обуславливает актуальность изучения возможностей высшего профессионального образования в развитии адаптивных способностей будущих специалистов для достижения ими соответствия требованиям профессии на всех этапах производственной деятельности.

Обновление философии технического образования в связи с новым социальным заказом общества определяет и требования к системе образования в высшей школе: качество высшего образования становится сегодня важным механизмом повышения конкурентной способности экономики страны. Моделируя структуру, содержание, качество высшего технического образования, ориентированного на совершенствование профессиональной подготовки студентов, воспитание конкурентоспособной личности, готовой к профессиональной адаптации и к непрерывному обновлению своих знаний, мы пытались вписаться в общегосударственную программу модернизации системы высшего образования.

Исследования в области профессиональной педагогики (Л.И. Гурье,.

B.М. Жураковский, В. Г. Иванов, А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев, Б.С. Ми-тин, В. М. Приходько, В. И. Слободчиков и др.) раскрывают методологические составляющие педагогической деятельности преподавателя высшей школы. На разработку и концептуальное обоснование гуманизированной модели технического образования направлены исследования В. И. Андреева, А. А. Асмолова, Г. И. Ибрагимова, В. В. Кондратьева, Г. В. Мухаметзяновой. Проблемы профессиональной адаптации были обоснованы философами, медиками, социологами, психологами, педагогами (Ф.Б. Березин,.

C.И.Вершинин, JI.A. Гордон, Э. Ф. Зеер, Е. П. Ильясов, Е. М. Иванова, В. П. Казначеев, Н. И. Калаков, А. К. Маркова, Н. А. Милославская и др.), которые определили возможность изучения феномена адаптации и в рамках педагогических исследований. В работах Г. З. Абитовой, М. Н. Вражновой, А.А. Еме-неева, С. П. Желтобрюх, Н. С. Пряжникова разрабатывалась проблема адаптации студентов к будущей профессии. Адаптации студентов к требованиям вуза посвящены исследования Д. А. Андреевой, Е. Б. Алексеевой, О. М. Горелика, И. Е. Лилиенталь и др.

Проблемой профессионального самоопределения в зарубежной и отечественной практике занимались Л. И. Анциферова, В. Н. Бобрикова, Б. С. Гершунский, Е. А. Климов, Дж. Крайтс, А. Лоренс, А. М. Новиков, Л.Г. Щед-ровицкий, Д. Холланд и др. Раскрытию условий непрерывного профессионального развития личности посвящены исследования С. М. Годник, Е. М. Ибрагимовой, A.M. Новикова, П. Н. Осипова и др.

Профессиональная адаптация личности — это процесс овладения человеком знаниями и умениями в области конкретной профессиональной деятельностиформирования социальных установок, связанных с неюпрофессионального самоопределения личности. В соответствии с представлениями отечественных психологов (Ф.Б. Березин, М. А. Дмитриева, А.К. Маркова) этот процесс не заканчивается с получением человеком диплома. Профессиональная адаптация предполагает непрерывность совершенствования профессиональных знаний, компетентностного развития специалиста. При этом в структуры значимых компетенций технического специалиста входят не только умения, связанные с оптимальным выбором профессиональных действий по организации производства соответственно должностным обязанностям, но и умения эффективного вхождения в коллектив и коллективную деятельность, конструктивность поведенческих действий на рынке труда.

Однако академическая подготовленность выпускников вуза часто бывает недостаточной для успешной адаптации молодого специалиста к условиям производственной деятельности. Зачастую выпускники технических вузов, начинающие трудовую деятельность, совершенно не вписываются в среду коллег-профессионалов или не могут наладить взаимодействие с руководителями, из-за чего часто в коллективе остаются на вторых (второстепенных) ролях, меняют работу, превращаются в так называемых «летунов». Таким образом, у молодых специалистов необходимо формировать и знания, и умения, связанные с осуществлением социальных и профессиональных контактов. Решение этой сложной задачи невозможно в ограниченном пространстве профессионального образовательного учреждения.

В последнее десятилетие появился интересный опыт по расширению образовательного пространства вуза в условиях интеграции высшей школы с производственными объединениями, благодаря созданию образовательно-производственных комплексов (ОПК). Информацию об этом опыте можно найти на сайтах многих технических вузов страны и ближнего зарубежья, [52], [77], [184], [210]. Исследование профессиональной адаптации студента в условиях взаимодействия вуза и предприятия уже нашло отражение в диссертационных исследованиях и научных публикациях [32], [33], [34], [35], [53, с. 166- 167], [58]. В своей практической деятельности мы расширили число социальных партнеров, включив в него общеобразовательные учебные заведения, средне-специальные и начальные профессиональные учебные заведения, и этот факт стал одним из побуждающих к исследованию причин феномена ОПК.

В исследовании проблем ОПК мы опирались на труды Д. З. Ахметовой, Б. З. Вульфова, Г. Е. Пейсаховича, М. М. Плоткина и др. (феномен учебно-воспитательных комплексов). Также изучали специфику развития университетских образовательных округов, взаимодействие учебных заведений с различными видами и типами социальных институтов воспитания по организации социального партнерства и сотрудничества. Расширяя разрабатываемую в практике отечественных вузов идею интеграции высшей школы и производства, интеграцию научных сообществ и профессиональных образовательных учреждений разных уровней, мы изучали и апробировали возможность превращения образовательно-производственного комплекса в научно-образовательно-производственный комплекс (НОПК).

Предположив возможность оптимизации профессиональной адаптации студента технического вуза, обучающегося в условиях образовательно-производственного комплекса, мы определили основные компоненты педагогической модели эффективной профессиональной адаптации: когнитивный, профессионально-личностный, социально-производственный, мотивацион-но-ценностный. Разработка и реализация данной педагогической модели в системе ОПК обеспечит эффективную профессиональную адаптацию студента технического вуза к условиям производства, позволит разрешить противоречия меяеду: потребностями быстро меняющегося мира и адаптивными возможностями учебного заведения технического профиля, способного обеспечивать подготовку кадров для развития реального сектора экономикипотребностями производства в специалистах и их недостаточным профессионализмом, необходимым для решения сложных производственных задачвостребованностью в обществе высококвалифицированных специалистов технического профиля и слабой разработанностью технологий, обеспечивающих развитие адаптивности специалистов в новых социально-экономических условияхнеобходимостью обеспечения качества образования в техническом вузе и нехваткой преподавательских кадров, способных эффективно работать в условиях реформирования технического образованиянеобходимостью ускорения профессиональной адаптации молодых специалистов с целью организации эффективного производства и отсутствием моделей образовательной среды, стимулирующей саморазвитие адаптивных качеств и поведения выпускников технического вуза.

С учетом обозначенных противоречий определена проблема исследования: каковы педагогические условия, которые обеспечивают эффективную профессиональную адаптацию будущего инженера в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе? Данная проблема позволила сформулировать тему диссертационного исследования: «Педагогические условия профессиональной адаптации студента технического вуза в образовательно-производственном комплексе».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих профессиональную адаптацию будущего инженера в пространстве образовательно-производственного комплекса.

Объект исследования: процесс профессиональной адаптации будущих специалистов технического профиля в системе образовательно-производственного комплекса.

Предмет исследования: педагогические условия эффективной профессиональной адаптации студентов технического вуза.

Гипотеза исследования: профессиональная адаптация студента технического вуза будет эффективной и успешной, если: при подготовке будущего инженера в основу парадигмы образовательно-воспитательной деятельности вуза заложить идею профессиональной адаптации, сущностная характеристика которой включает когнитивный, профессионально-личностный, социально-производственный, мотиваци-онно-ценностный компонентыорганизовать учебно-воспитательный процесс в вузе с учетом требований производства и социальных институтов общества, ориентируясь на перманентное развитие адаптационных способностей обучающихсяобеспечить педагогические условия профессиональной адаптации студентов в образовательно-производственном комплексе (ОПК), созданном путем интеграции деятельности учреждений образования и промышленных предприятийнаправлять деятельность профессорско-преподавательского состава технического вуза на обеспечение педагогических условий профессиональной адаптации студентов на основе внедрения в учебновоспитательный процесс современных инновационных технологий обучения и воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа проблемы раскрыть сущность профессиональной адаптации студентов технического вуза в период обучения, определить её компоненты, содержание, формы, методы, результаты педагогической деятельностиразработать критерии и показатели.

2. Разработать организационно-педагогические основы проектирования образовательно-воспитательного процесса технического вуза с учетом социально-экономических факторов развития производства на современном этапе и его требований к молодым специалистам.

3. Обосновать адаптационный потенциал образовательнопроизводственного комплекса (ОПК), созданного на основе интеграции находящихся на конкретной территории социальных институтов образования и воспитания, фирм, организаций и иных учреждений.

4. В процессе опытноэкспериментальной деятельности выявить педагогические условия обучения, воспитания, управления развитием педагогической системы, обеспечивающие успешную профессиональную адаптацию студентовбудущих инженеров.

Методологической основой исследования стали: современные философские и психологические теории личности (В.Г. Ананьев, А. А. Асмолов, Л. И. Божович, А. Маслоу, А. В. Петровский, М. Г. Рогов, В. Франкл и др.) — психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения об активной роли среды и социальных институтов в личностном и профессиональном развитии индивида (Ф.Б. Березин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, А. С. Рубан и др.) — идеи социально-исторического детерминизма, определяющего доминирующую роль воспитания в социальном развитии личности (В.И. Андреев, Д. З. Ахметова, С. И. Гессен, И. А. Зимняя, Г. П. Щедровицкий, В. А. Ясвин и др.) — психологические концепции профессионального становления и профессиональной адаптации личности (В.П. Казначеева, Н. С. Пряжникова, Г. И. Царегородцева и др.) — теория управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, С.Н. Ми-тин, М. М. Поташник, Р. Х. Шакуров и др.) — идея гармонизации знаньевой, компетентностной, личностной, культурологической образовательных парадигм в организации учебно-воспитательного процесса (Е.Ямбург).

Теоретическую базу исследования составили работы Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова, Н. Б. Шмелевой и др., посвященные проблемам профессионального становления личности. Большое влияние на проектирование модели профессионального образования, воспитания и развития личности оказали исследования А. А. Бодалева, О.И. Дони-ной, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова и др.

Проблемы профессиональной адаптации студентов вуза исследованы с опорой на труды Э. Ф. Зеера, Н. И. Калакова, В. А. Сластенина и др.

Для анализа проблем профессионального развития студента и критериев результативности личностного развития имели большое значение работы зарубежных ученых: А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда и др. В изучении общих тенденций функционирования высшей школы и процессов ее модернизации значимыми оказались исследования Е. М. Ибрагимовой, О. В. Кирилловой, Ю. А. Клейберга, С. Н. Митина, Н. С. Моровой, П. Н. Осипова, В. А. Рыжова, И. А. Чуканова, И. В. Юстус. Роль современных технологий обучения, в том числе информационных, для реализации педагогических условий профессионального развития определена с опорой на исследования В. И. Андреева, Д. З. Ахметовой, Ю. К. Бабанского, А. А. Вербицкого, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной. В своей работе мы опирались на трактовку педагогического процесса как целостного явления (В.П. Беспалько, Ю. К. Васильев, М. А. Данилов, М.М. Поташник), рассматривая значимость данной целостности в повышении качества профессионального образования. Ценными источниками в процессе диссертационного исследования стали работы, посвященные инновационным процессам в высшей школе (В .Р. Атоян, Н. Ш. Валеева, С. И. Дворецкий, В. М. Минияров, П. М. Радченко, Е. Г. Яблонская и др.) — теория личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская), идея многофункциональных компетенций (А.В. Хуторской).

В ходе исследования, в соответствии с его целями и задачами, применялись теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также анализ нормативных актов, документов правительства Российской Федерации по проблемам образованиясравнительно-сопоставительный анализ количественных показателей, характеризующих техническое образование России, проективное моделирование педагогических действий, психодиагностика по проблеме профессиональной ориентации и профессионального выбора, педагогическое наблюдение за деятельностью педагогов высшей школы и студентов. Использованы в процессе диссертационного исследования методы проективной деятельности с опорой на труды Г. П. Щедровицкого, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, В. А. Ясвина.

Экспериментальной базой исследования явились: Зеленодольский филиал КГТУ им. А. Н. Туполева, Зеленодольский механический колледж, судостроительный техникум, профессиональный лицей № 25, средние общеобразовательные учебные заведения города Зеленодольска. Исследованием было охвачено 69 преподавателей и сотрудников филиала КГТУ имени А. Н. Туполева в городе Зеленодольске, 827 студентов данного филиала, 200 учащихся колледжа, техникума и профессионального лицея, 480 учащихся школ.

Данное исследование основывалось на анализе опыта и результатов деятельности Зеленодольского филиала КГТУ имени А. Н. Туполева. Работа выполнена с опорой на фактологический материал, полученный в процессе мониторинга развития педагогической системы вуза в течение пяти лет.

Этапы исследования.

Первый этап исследования — 1999;2000 г. г. Изучение и анализ государственных и муниципальных программ, нормативных актов, относящихся к сфере профессионального образования. Изучение опыта работы по взаимодействию учреждений высшего образования с промышленными предприятиями и другими образовательными учреждениями различного статуса в аспекте организации профессиональной подготовки. На этом этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи в профессиональном самоопределении и адаптации студентов, определялись подходы, основные направления исследовательского поиска, формулировалась его общая гипотеза.

Изучение особенностей организации профессионального развития студентов Зеленодольского механического колледжа, обучающихся по специальности 2101 «Автоматизированные системы управления производством». На данном этапе изучались содержание и формы работы по организации продолжения обучения студентов колледжа в высшем учебном заведении, была продумана система обеспечения качества.

Второй этап исследования — 2000;2003 г. г. Организация эксперимента по созданию педагогических условий профессиональной адаптации студента, внедрения в учебный процесс современных технологий управления, обучения и воспитания, конструирования системы социальных связей в рамках идеи социального партнерства. Создание образовательно-производственного комплекса (ОПК). Разработка критериев и показателей измерения эффективности профессионального развития личности в условиях ОПК.

Третий этап исследования — 2003;2005 г. г. Организация исследования эффективности системы ОПК в профессиональной адаптации студентов технического вуза. Автором осуществлены теоретическое обоснование и систематизация результатов эксперимента на основе осмысления и анализа полученных результатов, обобщения их в публикациях, апробации в многочисленных выступлениях перед научным сообществом, в аудиториях преподавателей высшей и средней профессиональной школ, исследованы возможности ОПК в повышении уровня профессиональной адаптации студентов.

Научная новизна исследования. Данное исследование рассматривает возможности эффективного управления процессом профессиональной адаптации студента технического вуза в условиях образовательно-производственного комплекса. Теоретическое обоснование возможностей интеграции производителя образовательных услуг и их потребителя в лице промышленных предприятий в рамках образовательно-производственного комплекса для оптимизации процесса профессиональной адаптации студента технического вуза составило новизну нашего исследования, в котором представлена и педагогическая модель профессиональной адаптации студента, даны критерии измерения уровня адаптации к требованиям профессии.

На основе теоретического анализа разработана авторская четырехком-понентная модель профессиональной адаптации. Когнитивный (знаниевый) компонент, выявляемый на основе критериев: умение применять знания в производственной деятельностиориентация на перманентное самообразование — показателем его является качество знаний, умений и навыков, приобретенных студентом, их соответствие потребностям производства и производственной деятельности.

Профессионально-личностный компонент, критериями которого выступают: нацеленность на профессиональное самосовершенствование, соответствие личности требованиям конкретной профессии, показывает соответствие конкретной личности требованиям, предъявляемым к специалистам профессиональной деятельности. В качестве показателя профессионального развития личности выступает принятие себя в роли специалиста конкретного профиля, умение адекватно оценивать свои возможности в выбранной профессии.

Социально-производственный компонент, его критерии: свободное вхождение личности в производственный коллективустановление социальных контактов в малых группахгармонизация отношений с социумом. Показателями являются социальная и профессиональная зрелость личности, коммуникативные умения, наличие практических навыков, освоенных в ходе производственной практики и деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент проявляется в овладении этической культурой специалиста. Критериями измерения являются: наличие устойчивой мотивации к овладению профессией как приоритетной жизненной ценности, осознание значимости своей профессиональной деятельности в области избранной специальности. Показателями являются: профессиональное самосознание специалиста, стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании дан анализ понятия «профессиональная адаптация" — определены и теоретически обоснованы критерии и педагогические условия профессиональной адаптации студентов технического вуза, обозначены основные элементы модели профессиональной адаптации студента технического вуза. В исследовании обосновано оптимизирующее значение идеи гармонизации педагогических условий, обеспечивающих развитие адаптационных навыков студентов в образовательно-производственном комплексе (ОПК), представлена модель образовательно-производственного комплекса, созданная с учетом потребностей региона в технических кадрах, которая объединяет (интегрирует) учреждения образования и промышленные предприятия, тем самым расширяя возможности для непрерывного профессионального развития личности. В работе обоснованы подходы к педагогическому моделированию и проектированию процесса профессиональной адаптации студентов в условиях образовательно-производственного комплекса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны педагогические (содержательные, методические, технологические) условия, обеспечивающие эффективную профессиональную адаптацию студентовопределена структура психодиагностического сопровождения профессионального и личностного развития студентаразработана и апробирована модель деятельности образовательно-производственного комплекса, благодаря которому студенты, получая высшее образование, осваивают рабочую профессиювыпускники профессиональных учреждений других уровней (профессиональный лицей, техникум, колледж) получают возможность продолжить образование в высшей школезнакомство с производством, начатое в период обучения в школе, укрепляется в процессе обучения в вузеобучаемые получают возможность раннего вхождения в социально-культурную жизнь предприятияорганизовано научно-теоретическое исследование процесса профессионального развития личности в условиях ОПК.

Предложены новые формы взаимодействия образовательных учреждений различного статуса с промышленными предприятиями в системе подготовки специалистов всех уровней. В изданном авторском учебном пособии предложены методические рекомендации, содержащие конструктивные предложения по совершенствованию профессиональной подготовки студентов. Выводы и основные научные положения диссертации, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные диссертантом программы, анкеты, опросники, используются в общеобразовательных школах, профессиональных лицеях, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в институтах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Опыт создания педагогических условий профессиональной адаптации студентов технического вуза в системе ОПК города Зеленодольска, в структуру которого вошли средние общеобразовательные учебные заведения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и промышленные предприятия, может быть использован для оптимизации процесса подготовки профессиональных кадров для современного российского производства.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась опорой на методологические основы современных социологических, психологических и педагогических теорийсочетанием теоретических и эмпирических методов исследованияширокой научной апробацией исследования, ход и результаты которого обсуждались на семинарах и конференциях с участием работников образования и производства, теоретиков и практиков. Модель образовательно-производственного комплекса и нормативные документы, легитимизирующие его деятельность, признаны инновационными администрацией г. Зеленодольска Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством труда и занятости Республики Татарстан, Ученым Советом КГТУ им. А. Н. Туполева.

Основные положения, выносимые на защиту: ¦ Профессиональная адаптация студента, основанная на идее непрерывного профессионального развития личности и успешности становления профессионала при создании целенаправленной системы педагогического сопровождения процесса с учетом ее компонентных характеристик: когнитивной, профессионально-личностной, социально-производственной, мо-тивационно-ценностной. Профессиональная адаптация студента технического вуза на современном этапе является важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста в условиях динамично меняющегося производства. Профессиональная адаптация на этапе профессионального обучения проявляется в овладении обучающимися актуально значимыми в области определенной профессиональной деятельности знаниями, практическими умениями и навыками, социально-коммуникативными компетенциямиличностно-индивидуальными характеристиками, обеспечивающими успех в достижении выпускником вуза соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности. Сущность профессиональной адаптации раскрыта на критериальной основе в единстве четырех компонентов: • когнитивного, профессионально-личностного, социально-производственного, мотивационно — ценностного.

Проектирование образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе с ориентацией на формирование профессиональной адаптации студента с учетом индивидуальной траектории развития обучающегося, установки на обеспечение качества и высоких результатов подготовки специалистов, активизации социального поведения студентов, интенсификации организации научно-исследовательской работы.

Образовательно-производственный комплекс как фактор оптимизации процесса индивидуального развития будущего специалиста и его профессиональной адаптации на этапе обучения в вузе. Главными характеристиками ОПК выступают: интеграция образовательной, научной и производственной деятельности с деятельностью социальной, что оптимизирует передачу знаний и опыта будущим инженерамактивизация участия потребителей образовательных услуг в лице работников промышленных предприятий в создании таких услугобеспечение индивидуальной траектории развития студентов в получении высшего технического образования. ¦ Педагогические условия профессиональной адаптации студентов: опережающее развитие образовательной системы вуза с учетом перспектив экономического роста региона, реализация требований к подготовке специалистов, обозначенных в стандартах образовательных программгуманизация и гуманитаризация образовательно-воспитательного пространства самореализации студента и преподавателя. Педагогические условия, реализуемые профессорско-преподавательским составом вуза: обеспечение высокого качества УВП, вовлечение студентов в социально-преобразующую деятельность в вузе, фирмах, предприятияхорганизация научно — исследовательской деятельности студентов и преподавателей по направлениям, востребованным на производстве и в регионеиспользование в образовательном процессе инновационных технологий (деловых, оргдеятельност-ных игр, технологий знаковоконтекстного обучения, кейс-методов) — активизация использования технологий саморазвития личности (тренинги, беседы) — усиление мотивационно-ценностных аспектов воспитанияформирование Я — концепции субъектов образовательного процесса. Специфические педагогические условия, которые могут быть реализованы в ОПК: обеспечение непрерывного профессионального становления обучающихся (школа — профессиональный лицей — техникум — вуз — предприятие) — увеличение доли производственной практики студентов и обеспечение их реальной профессиональной деятельности на производстве в процессе обученияукрепление связей с социальными институтами региона (социальное партнерство), организация квазипрофессиональной деятельности студентов с привлечением внешних экспертов —производственников, менеджеров и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в соответствии с основными этапами исследования на научно-практических конференциях и семинарах вузовского, регионального, федерального и международного уровней. Основные положения диссертационной работы представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Зеленодольского филиала КГТУ им. А. Н. Туполева (2000;2002 г. г.), на конференциях и семинарах: «Развитие личностного потенциала молодежи как условие развития города» (Зеленодольск, 2002 г.), «Специфика технического образования» (Казань, 2004 г.), «Результаты исследования на базе ЗФ КГТУ им. А. Н. Туполева по профессиональной ориентированности учащихся профильных 10−11 классов школ г. Зеленодольска» (Казань-3еленодольск, 2004 г.), «Оценка профессионального образования в сочетании с критериями качественной и количественной определенности как состояния образовательных услуг, так и результатов их освоения студентами» (Казань-Йошкар-Ола, 2004 г.), «Профессиональное воспитание и профессиональное развитие в условиях технического вуза» (Москва-Казань, 2004 г.), «Стратегия развития филиала технического вуза» (Казань, 2004 г.), ежегодный пленум учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента «Социальное партнерство как условие повышения качества высшего профессионального образования» (СанктПетербург, 2004 г.), «Социальное партнерство как условие социально-экономических перемен» (Казань, 2005 г.). Результаты исследований внедрены в учебный процесс Зеленодольского филиала КГТУ имени А. Н. Туполева.

— Результаты исследования в процессе экспериментальной деятельности апробировались в филиалах КГТУ им. А. Н. Туполева (г.Чистополь, г. Волжск, г. Елабуга). Материалы изданного учебного пособия и методических рекомендаций, выводы и основные положения, сформулированные в ходе исследования, накопленный эмпирический материал, программы, опросники и методики могут быть использованы не только в системе высшей школы, но и в общеобразовательных школах, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, в учреждениях среднего профессионального образования.

Данное исследование не исчерпывает всей полноты проблем педагогического обеспечения и стимулирования профессиональной адаптации. За пределами нашего исследования остаются вопросы: не приведет ли ОПК к определенному сужению фундаментальной подготовки студентов, ориентированных на конкретное производство? Достаточно ли полно используется потенциал образовательных стандартов в реализации требований к профессиональной адаптации студентов технического вуза?

На разработку данных проблем будут ориентированы наши дальнейшие исследования.

Заключение

.

Конкурентоспособность экономики во многом зависит от конкурентной способности специалистов. Это определяет особые требования к образовательной системе, к качеству подготовки кадров. Модернизация Российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Составляющей показателя качества образования выступает уровень профессионального развития студента на этапе обучения в вузе, степень достижения им соответствия требованиям выбранной специальности. Поэтому решение проблемы повышения качества образования тесно связано с проблемой профессиональной адаптации студента. Это актуализирует как теоретические исследования, так и экспериментальный поиск педагогических условий, стимулирующих процесс профессиональной адаптации личности на этапе подготовки к профессиональной деятельности.

Диссертационное исследование, подтвердив положения выдвинутой гипотезы, дает основание для следующих научных и практических выводов:

— На основе теоретического анализа определена сущность профессиональной адаптации на этапе профессионального обучения, которая проявляется в овладении обучающимися актуально значимыми в области определенной профессиональной деятельности знаниями, практическими умениями и навыками, социально-коммуникативными компетенциямилично-стно-индивидуальными характеристиками, обеспечивающими успех в достижении выпускником вуза соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности.

— Установлено, что реализация целенаправленной системы педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации с учетом ее компонентных характеристик обеспечивает сформированность у студента качества знаний, умений и навыков, соответствующих потребностям производства и практической деятельностипрофессиональноролевой идентификации, адекватной оценки своих возможностей и потребностей выбранной профессииумений свободного вхождения в производственный коллектив, установления социальных контактов, гармонизации отношений с коллегами, руководством и устойчивой мотивацией овладения профессией, непрерывным профессиональным развитием и самосовершенствованием.

— Экспериментально доказано, что для реализации профессиональной адаптации студентов технического вуза необходимо обеспечивать совокупность педагогических условий, а именно: создать систему управления качеством образования на основе диагностики и мониторинга образовательного процессасовершенствовать методическую культуру профессорско-преподавательского состава, внедряя в учебный процесс инновационные технологии, обеспечивать организацию научноисследовательской деятельности преподавателей и студентов с учетом потребностей региона и предприятий — заказчиков.

— Результаты экспериментальной деятельности доказали, что развивающее воспитательное пространство, ориентированное на формирование профессиональнозначимых личностных качеств создало условия для профессиональной адаптации в процессе взаимодействия и интеграции учреждений образования на основе совместной проективной деятельности. Динамика формирования профессиональной адаптации студентов выявилась в процессе организации профессиональной подготовки с использованием методов квазипрофессиональной деятельности: деловых игр с «погружением» в производственные ситуации, тренингов, анализа конкретных учебных ситуаций (кейсов).

— Создание образовательно-производственного комплекса (ОПК) оптимизирует педагогическое взаимодействие, повышая качество технического образования, эффективность профессиональной адаптации личности. Образовательно-производственный комплекс открывает дополнительные ресурсы, оптимизируя педагогические условия подготовки студентов к профессиональной деятельности, повышая уровень адаптации к будущей профессии через раскрытие внутренних резервов личности, которые ускоряют адаптивные процессы на последующих этапах профессиональной деятельности. Эффективность ОГЖ обеспечивается благодаря социальному партнерству субъектов образовательновоспитательной деятельности (вуза, предприятий и участников образовательного процесса).

— Профессиональная адаптация студентов технического вуза будет успешной при реализации педагогических условий, среди которых наиболее важными являются: опережающее развитие образовательной системы вуза с учетом перспектив экономического роста региона, реализация требований к подготовке специалистов, обозначенных в стандартах образовательных программналичие гуманизированной атмосферы учебного заведенияобеспечение высокого качества учебновоспитательного процесса, вовлечение студентов в социально-преобразующую деятельность в вузеорганизация научно — исследовательской деятельности студентов и преподавателей по направлениям, востребованным на производстве и в регионеиспользование в образовательном процессе инновационных технологийактивизация использования технологий саморазвития личности (тренинги, беседы, услуги психологической службы), усиление мотивационно-ценностных аспектов воспитания и формирования Я — концепции субъектов образовательного процессаинтеграция образовательной, научной и производственной деятельности с деятельностью социальной, усиливающая передачу знаний и опыта будущим инженерамактивизация участия в жизни вуза потребителей образовательных услуг в лице работников промышленных предприятийзаказчиков образовательных услугобеспечение непрерывного профессионального становления обучающихся (школапрофессиональный лицей — техникум — вузпредприятие) — увеличение доли производственной практики студентов и их реальной профессиональной деятельности на производствеукрепление связей с социальными институтами региона, организация квазипрофессиональной деятельности студентов с привлечением внешних экспертовпроизводственниковобеспечение индивидуальной траектории развития студентов в получении высшего технического образования и профессиональной адаптации.

— Эффективность профессиональной адаптации студента будет обеспечиваться взаимопересечением двух пространств (образовательного пространства учебного заведения и пространства промышленных предприятий) — чем больше площадь этого пересечения, тем результативней процесс адаптации студента к профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Экономика и социология труда: учеб. для вузов /В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  2. Адаптация работника на производстве //http://enbv.narod.ru/text/ Econom/maslov/sts/l 0.html.
  3. Н. А. Высшее техническое образование в условиях НТР /Н. А. Аи-тов, Г. Н. Александров, Р. Р. Мавлютов. М.: Высшая школа, 1983. -256с.
  4. Ю. А. Состояния психической дезаптации и их компенсация /Ю. А. Александровский. М., 1976. — 289 с.
  5. Е. Б. Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования (на примере республики Саха (Якутия): автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. Б. Алексеева. М., 2003. — 21 с.
  6. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006−2008 годы)» /Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева //http://www.ssau.ru/grants/razv2006/.
  7. В. Г. Человек как предмет познания /В. Г. Ананьев. Д.: ЛГУ, 1968.-432 с.
  8. В. И. Педагогика творческого саморазвития /В. И. Андреев. -Изд-во КГУ, 1996. 566 с.
  9. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы /С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  10. Ю.Асмолов А. А. Инженерное образование. Смена парадигм /А. А. Асмолов, Ю. Ветров, Т. Майборода //Высшее образование. 2003. — № 5. — С. 48−50.
  11. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /А. Г. Асмолов. М.- Воронеж, 1996. — 765 с.
  12. Д. 3 Социальное партнерство в образовательном секторе России /Д. 3. Ахметова //Материалы XVI международного симпозиума экономического образования и развития региона. Казань, 1999. — С. 47−51.
  13. Д. 3. Инновационные технологии в работе преподавателя ВУЗа /Д. 3. Ахметова //Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 35-38.
  14. Д. 3. Как сделать образовательное учреждение процветающим /Д. 3. Ахметова. Казань: ИЭУП, 2003. — 111с.
  15. Д. 3. Образование XXI века: истоки модернизации и перспективы развития /Д. 3. Ахметова //Материалы второй международной научно-практической конференции. Высокие Татры- Братислава (Словения), 2004.-С. 141−144.
  16. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю. К. Бабанский. М: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения /Н. Г. Багдасарян. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 260 с.
  18. В. И. Компетенции в профессиональном образовании /В. И. Байденко //Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 11.
  19. Бакалавр экономики: хрестоматия в 3 т. /Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Центр кадрового развития- под общ. ред. В. И. Видяпина. М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999. -1056 с.
  20. А. В. Преемственность в применение методов и дидактических приемов обучения на уроке /А. В. Батаршев. Таллин: Валгус, 1989. -96с.
  21. Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека /Ф. Б. Березин Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  22. В. П. Слагаемые педагогических технологий /В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. В. Н. Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного техническогообразования /В. Н. Бобрнков //Интеграция образования. 2003. — № 1. — С. 70−76.
  24. JI. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды /Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1996.-352 с.
  25. В. Л. От школьника к студенту /В. Л. Бозаджиев. -Университет РАУ, 2004 //http://psi.lib.ru/detsad/sbor/otshkkst.htm.
  26. С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования /С. Л. Братченко. М.: Смысл, 1999. — 137 с.
  27. В. К. Педагогические основы социальной и профессиональной адаптации студентов технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук /В. К. Будаева. Улан-Удэ, 2003. — 161 с.
  28. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  29. С. И. Основа профессиональной консультации в центре социально-трудовой адаптации молодежи: метод, пособ. /С. И. Вершинин. -М., 1997.-67 с.
  30. В. П. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: книга для учителя /В. П. Вишневский. Кемерово, 1996. — 148 с.
  31. Р. Кадры для отрасли. Дан старт федеральной стипендиальной программе Ростсельмаш /Р. Вольский /http://www.rostselmash.ru/rus /about/press/media/18.html.
  32. М. Н. О системе профессиональной адаптации студентов /М. Н. Вражнова //Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 118−124.
  33. М.Н. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз-производство» /М. Вражнова //Высшее образование в России. 2002. — № 5.-С. 116−122.
  34. М. Н. Современные подходы к формированию системы профессиональной адаптации студентов технических вузов /М. Н. Вражнова //Интеграция образования. 2004. — № 2. — С. 22−25.
  35. М. Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие»: автореф. дис.. д-ра пед. наук /М. Н. Вражнова. Казань: КГТУ, 2004.- С. 15.
  36. Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  37. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития /В. М. Жураковский и др. М.: ЗАО «Изд. дом Русанова», 1997.-200 с.
  38. В. И. Высшее техническое образование. Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов /В. И. Гарбузов. М.: Инженерная педагогика, 1998. — 30 с.
  39. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С. И. Гессен. М.: 1995. — 247 с.
  40. Н. И. Влияние образовательной среды университета на профессиональное развитие студента /Н. И. Глушкова //http://www.pomorsu.ru /elibrary/pedagog/conf52000/R22.html.
  41. Е. П. Маркетинговые исследования. Теория, практика, методология /Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 2000. — 461 с.
  42. Л. А. Социальная адаптация в современных исследованиях /Л. А. Гордон //Социологические исследования. 1994. — № 8. — С. 3−16.
  43. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 12.01.00. «Технология машиностроения». Квалификация инженер: приказ Минобразования № 3200 от 08.11.2000 г. — М., 2000. — 32 с.
  44. Л. И. Диверсификация высшего образования в России и развитых странах мира (сравнительный анализ) /Л. И. Гурье //Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика: тезисы докладов международной конференции. М, 1994. — С. 48−49.
  45. JI. И. Состав и структура профессиональной компетентности преподавателя вуза /Л. И. Гурье //Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза /под ред. Д. 3. Ахметовой и др. Казань: Издательство «Таглимат», 2001. — С. 25−28.
  46. В. В. Теория развивающего обучения /В. В. Давыдов. М., 1994.- 506 с.
  47. В. П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста /В. П. Давыдов, О. Х.-А. Рахимов //Инновации в образовании. 2002. — № 2. — С. 62−83.
  48. Н. А. Психология профессионального выбора /Н. А. Данили-чева, JI. А. Балакирева. СПб.: Изд-во «СЛП», 1998. — 154 с.
  49. В. Каким быть экзамену в технологическом вузе /В. Делении, Г. Курдюмов, Г. Церевитинова //Высшее образование в России. 2003. — № 2.- С. 80−82.
  50. А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. по-соб. /А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  51. А. О подготовке инженеров бикорпоративная компонента /А. Дорофеев, А. О. Лукьяшко //Высшее образование России. — 2000. — № 1. -С. 106−113.
  52. Достижения факультета дополнительного профессионального образования С-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения //http://guap.ru/guap/deplO/dostmain.shtml.
  53. О. Адаптация выпускников на рынке труда /О. Дудина //Высшее образование. 2004. — № 11. — С. 166 -167 .
  54. В. Путеводитель в мир управления проектами /В. Дункан. Екатеринбург, 1998. — 98 с.
  55. А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособ. /А. П. Егоршин. Нижний Новгород: НИМБ, 2003. — 320 с.
  56. А. А. Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры /А. А. Емекеев //Интеграция образования. 2004. — № 4. -С. 143−148.
  57. А. А. Система ранней профессиональной адаптации студентов как условие оптимизации взаимодействия нефтегазового института и нефтяной организации /А. А. Емекеев, Г. 3. Абитова, Н. В. Серикова //Интеграция образования. 2002. — № 3. — С. 118−126.
  58. . А. Образование как фактор социальной адаптации личности: автореф. дис.. канд. философ, наук /Б. А. Ефимов. Свердловск, 1980. -16 с.
  59. С. П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук /С. П. Желтобрюх. Ярославль, 1996. — 19 с.
  60. А. Н. Диагностика социально-психологической адаптирован-ности личности в новых условиях деятельности и общения: автореф. дис.. канд. психолог, наук /А. Н. Жмыринов. М., 1989. — 165 с.
  61. В. М. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития /В. М. Жураковский, В. М. Приходько, М. Н. Вражнова. М.: Издательский дом Русанова, 1997. — 200 с.
  62. В. К. Качество образования: тенденции развития и инструменты реализации /В. К. Загвоздкин //Директор школы. 2002. — № 8. -С. 38−41.
  63. Н. Н. Программа Intel «Обучение для будущего»: формирование профессионального саморазвития /Н. Н. Захарченко //http://www.ito.su/.
  64. Э. Ф. Психология профессий /Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1999. -280 с.
  65. И. А. Концепция воспитания в вузах /И. А. Зимняя. СПБ., 2001. — 125 с.
  66. О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности /О. И. Золотова //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — С. 33−39.
  67. В. М. Пути совершенствования методологии прогнозирования развития высшей школы /В. М. Зуев //Тенденции развития высшей и средне-специальной школы. М.: НИИ ВШ, 1988. — С. 56−68.
  68. Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика /Г. И. Ибрагимов. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 327 с.
  69. Е. М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная педагогическая подготовка учителя /Е. М. Ибрагимова. Казань: Казанск. пед. университет, 1999. — 211 с.
  70. В. Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы: автореф. дис.. д-ра пед. наук /В. Г. Иванов. Казань, 1997. — 316с.
  71. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности /Е. М. Иванова. М., 1987. — 179 с.
  72. Е. П. Психология индивидуальных различий /Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004 — 701 с.
  73. E. Трудоустройство выпускников задача учреждений профессионального образования /Е. Илясов //Высшее образование в России. -2002. — № 2. — С. 84−94.
  74. Индивидуальная адаптация новых сотрудников //http ://www.benefit-staff.ru/main/adaptation.shtml.
  75. История Тамбовского военного авиационного инженерного института //http ://www. tmaec.ru/historv.htm.
  76. И. В. Бюджетное финансирование образования, назначение, состояние, проблемы /И. В. Ишина. М.: НИИВО, 2001. — 80 с.
  77. В. Система интегральной подготовки /В. Каган //Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 84−88.
  78. М. Г. Проблемы социальной адаптации личности: автореф. дис.. канд. философ, наук /М. Г. Каджанян. Ереван, 1982. — 23 с.
  79. X. Р. Профессиональная адаптация студента- будущего инженера в условиях социального партнерства: учебное пособие/Х. Р. Кадырова, Т. А. Челнокова. Казань, 2005. -74 с.
  80. X. Р. Проблемы повышения практической подготовки специалистов вузов на основе интеграции с производственными предприятиями /X. Р. Кадырова- КГУ. Зеленодольск, 2004. — 105 с.
  81. X. Р. Социальное партнерство как условие социально-экономических перемен /X. Р. Кадырова //Исследовательская деятельность молодежи и перспективы развития города и района. Казань, 2005. -С. 5−7.
  82. X. Р. Социальное партнерство и единое образовательное пространство как условие качества высшего профессионального образования /X. Р. Кадырова, Т. А. Челнокова. М.- Казань, 2005. — 153 с.
  83. X. Р. Специфика технического образования /X. Р. Кадырова. -Казань, 2004. 29 с.
  84. Н. М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран /Н. М. Казакевич- Институт профессионального образования Минобразования России. М., 1993. — 186 с.
  85. В. П. Современные аспекты адаптации /В. П. Казначеев. Новосибирск, 1980. — 191 с.
  86. Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования /Н. И. Калаков. М.: Ульяновск: УлГУ, 2004. — 372 с.
  87. В. А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи: автореф. дис.. д-ра пед. наук /В. А Кальней. Казань, 1996.-398 с.
  88. В. В. Профессиональная ориентация в условиях рынка: учеб.-метод. пособ. /В. В. Карпова, В. Е. Гаврилов СПб., 1995. — 168 с.
  89. Т. И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т. И. Каткова.- Липецк, 1999.-22с.
  90. А. А. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе /А. А. Кирсанов, А. М. Кочнев. Казань: Абак, 1999. — 290 с.
  91. А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста: монография /А. А. Кирсанов. Казань: КГТУ, 2000.- 229 с.
  92. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 221 с.
  93. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы /Е. А. Климов. Казань, 1969. -279 с.
  94. Е. А. Психология профессионализма. М.: Институт практической психологии /Е. А. Климов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
  95. Е. А. Психология профессионального самоопределения /Е. А. Климов. М., 1996. — 360 с.
  96. Н. И. Педагогические технологии формирования позитивной Я- концепции у студентов вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук /Н. И. Коваль. Казань, 2003. -22 с.
  97. Л. В. Классификация адаптаций: словарь основных понятий /Л. В. Корель. М., 1996. — 44 с.
  98. И. К. Инновационная деятельность и инженерное искусство: монография /И. К. Корнилов. М.: Мир книги, 1996. — 196 с.
  99. И. К. Методологические основы инженерной деятельности: монография /И. К. Корнилов. М.: МГУП, 1999. — 207 с.
  100. Н. Мониторинг профессиональной адаптации /Н. Крюков, Л Калиниченко. М., 2001. — 67 с.
  101. С. А. Молодые инженеры: социологические проблемы инженерной деятельности /С. А. Кугель, О. М. Никандров. М.: Наука, 1971. -211 с.
  102. Ю. В. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Ю. В. Кустов. Казань, 1999. — 551 с.
  103. В. Б. Адаптация студентов к обучению в вузе /В. Б. Лас-товченко //Гигиена и санитария. 1983. — № 7. — С. 67−71.
  104. Н. Б. Формирование деловой активности будущих инженеров-технологов как средство профессионального роста: автореф. дис. .канд. пед. наук/ Н. Б. Левцова. ИОСО РАО, 2002. — 197 с.
  105. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-304 с.
  106. А. Н. Проблемы развития психики /А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-584 с.
  107. И. Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза: автореф. дис.. канд. психолог. наук /И. Е. Лилиенталь. Ставрополь, 2000. — 22 с.
  108. Н. Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук /Н. Н. Маливанов. Казань, 2005. — 29 с.
  109. И. С. Инженер в системе управления промышленным предприятием /И. С. Мангутов //Управление предприятием и инженер. Л.: ЛТУ, 1977.-С. 129−206.
  110. А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  111. А. Самоактуализация /А. Маслоу //Психология личности. Тексты.-М., 1982.-С. 108−117.
  112. Г. У. Образовательные маршруты подготовки педагогических и инженерных кадров в Российской и зарубежной высшей школе
  113. Г. У. Матушанский //Educational Technology & Society. 2000. — № 3. -P. 557−563.
  114. Г. У. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерных кадров России /Г. У. Матушанский //Educational Technology & Society. 2000.- № 3. — P. 535−537.
  115. В. С. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения /В. С. Мерлин, Е. А. Климов //Советская педагогика. -1967.-№ 4.-С. 14.
  116. Методика прогнозирования и оценки состояния высшего и среднего профессионального образования /А. Я. Савельев и др. //Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: НИИВО, 1997.-76 с.
  117. Н. А. Адаптация как социально-психологическое явление /Н. А. Милославова //Социальная психология и философия. Л., 1973. -С. 85−94.
  118. А. В. Факторы социальной адаптации студентов в вузе /А. В. Мирошникова, В. В. Глотова //Вестн. ВГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2002. — Вып. 9.1. — С. 42−46.
  119. . С. Инженерное образование на пороге XXI века /Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М.: Изд. дом Русанова, 1996. — 224 с.
  120. . С. Инженерный вуз и рыночная экономика /Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов, А. В. Федорова.- М.: МАТИ-РГТУ «ЛАТМЭС», 2000.- 112 с.
  121. Н. А. Управление адаптацией студента в условиях современных образовательных технологий: социологический аспект /Н. А. Московцев //Инновации в образовании. 2003. -№ 5.-С. 34−50.
  122. Наука в «МАТИ»: информационно-аналитические материалы /Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского //http://www.mati.ru/science/scinfmat.html.
  123. Я. М. Образование XXI века: тенденции и прогнозы /Я. М. Нейматов. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.
  124. Н. А. Составляющие социально-психологической адаптации будущего специалиста /Н. А. Нещерет, В. А. Ивашова, С. И. Тарасова //Профессиональное образование. 2005. — № 2. — С. 11.
  125. Г. С. Надежность профессиональной деятельности ГГ. С. Никифиров. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. -176 с.
  126. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении /А. М. Новиков. М: РАО- Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 131 с.
  127. А. М. Профессиональное образование России (перспективы развития) /А. М. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  128. П. Н. Опережающее профессиональное образование: науч. практ. пособ. /П. Н. Новиков, В. М. Зуев. М.: РГАТиЗ, 2000. — 260 с.
  129. О программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования»: приказ Министерства образования РФ № 3366 от 16.10.2001.
  130. О. Н. Обучение в течение всей жизни /О. Н. Олейникова. -М.: Центр изучения проблем проф. образ., 2002. 83 с.
  131. О. Н. Разработка стандартов профессионального образования за рубежом /О. Н. Олейникова. М.: Центр изучения проблем проф. образ., 2001.-84 с.
  132. О. Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования /О. Н. Олейникова. М.: Центр изучения проблем проф. образ., 2001. — 87 с.
  133. И. Б. Некоторые вопросы инженерно-дидактического совершенствования курсового проектирования /И. Б. Осипов //Сборник научно-методических статей по деталям машин. М.: Высшая школа, 1981. -С. 32−48.
  134. Основные направления развития научно-технического потенциала Свердловской области до 2015 года //http://www.midural.ru/ midural -new/ur science/ ur science.html.
  135. А. В. Профессиональная адаптация преподавателей служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук /А. В. Паврозин. — Ставрополь, 2003. -196 с.
  136. Э. Практикум по социальной психологии /Э. Пайнс, К. Маслач. -СПб.: Питер, 2000. 528 с.
  137. Переподготовка кадров для предприятий края /Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева //http://www.sibsau.ru/news/28.10.2005.shtml.
  138. А. Ю. Педагогические основы профессиональной адаптации студентов /А. Ю. Петров //Вестник ОГУ. 2005. — № 2. — С. 53−56.
  139. А. В. Психология неадаптивной активности /А. В. Петровский- Российский открытый ун- т. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  140. А. В. Развитие личности с позиции социальной психологии /А. В. Петровский //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 22.
  141. К. К. Структура и развитие личности /К. К. Платонов. М., 1986.-256 с.
  142. Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека /Ю. П. Поваренков. М.: УРАО, 2002. — 160 с.
  143. М. М. Качество образования: практикоориентированная монография и метод, пособ. /М. М. Поташник. М.: РПА, 2002. — 448 с.
  144. М. М. Управление развитием школы /М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1992. — 167 с.
  145. Ю. Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО /Ю. Похонков, А. Чучалин //Высшее образование. -2004.-№ 2.-С. 12−24.
  146. Почебут JL Г. Организационная социальная психология: учеб. пособие /Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.
  147. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособ. /под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Сайкова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  148. Предприятие в условиях рыночной адаптации: анализ, моделирование, стратегия: сборник статей /под ред. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 1996.-235 с.
  149. Программа повышения проектной культуры руководства образовательных учреждений. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 22 с. -(Библиотека Федеральной программы развития образования).
  150. Программа реформирования и развития образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ /Министерство образования России. М., 1992. — 28 с.
  151. Программа социально-трудовой адаптации молодежи //Предпринимательство и занятость юных. 1992. — № 12. — С. 43−54.
  152. Ф. Рынок труда и профессиональное обучение в период экономической трансформации /Ф. Прокопов //Человек и труд. 1994. — № 2. -С. 93−105.
  153. П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к условиям обучения в вузе /П. А. Просецкий //Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. Минск, 1976. — С. 124 — 128.
  154. Профессиональная адаптация выпускников специальности «Социальная антропология» //http://career.wsu.ru/vuzam/analytics.
  155. Профессиональное образование в XXI веке. М.: ЦИНС, 2000. — 84 с.
  156. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н. С. Пряжников. М.- Воронеж, 1996. — 241 с.
  157. Психологические основы профессионально-технического образования. -М, 1988.- 118 с.
  158. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. по-соб. /под ред. JI. М. Митиной. М., 1998. — 184 с.
  159. М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект /М. Г. Рогов. Казань: КГУ, 1998.- 156 с.
  160. А. С. Временная динамика социальных установок в процессе профессиональной адаптации /А. С. Рубан //http://www.hse.ru/infopage /personal/r/material/ruban a s/publ/vremennaya dinamikasocilynwh.htm.
  161. С. JI. Человек и мир /С. JI. Рубинштейн //Проблемы общей психологии. М., 1975. — С. 255−385.
  162. В. А Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании /В. А. Рыжов. М.: Высшая школа, 1991. — 159 с.
  163. Рынок труда: учебник /под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. — М.: Экзамен, 2000. 448 с.
  164. Н. А. Социальная адаптация личности в коллективе /Н. А. Свиридов //Социологические исследования. 1980. — № 3. — С. 23−28.
  165. М. П. Педагогические технологии профессиональной подготовки /М. П. Сибирская. СПб., 1995. — 81 с.
  166. JI. Ф. Профессиональное становление и социальная адаптация выпускника /Л. Ф. Сивирикова //Профессиональное образование. -2004. N 12. — С. 10.
  167. Е. В. Методы математической обработки в психологии /Е. В. Сидоренко СПб., 2002. — 353 с.
  168. Система качества в образовании /под ред. Ю. П. Адлера.- пер. с англ.-М.: МИСИС, 2000. 144 с.
  169. А. И. Самореализация личности в процессе ее развития /А. И. Скринник //Актуальные проблемы экономики, управления, права и человека: сборник научных статей /под общ. ред. А. П. Винокурова, Н. Е. Потапенко. Мн., 2001. — С. 148−159.
  170. В. А. Педагогика профессионального образования /В. А. Сластенин. М., 2004. — 368 с.
  171. В. Н. Адаптация: внешнее и внутреннее: учеб.-метод. пособ. /В. Н. Соловьев. Ижевск: УДГУ, 2002. — 43 с.
  172. В. Н. Успеваемость студентов как один из показателей адаптации к образовательному процессу в вузе /В. Н. Соловьев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 3.- С. 21−22.
  173. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России /Уварова В. И. и др. Орел: Орел-ГАУ, 2001.- 197 с.
  174. JI. В. Образовательная политика как фактор социально-профессиональной адаптации личности /Л. В. Тарасенко //Власть. 2004. -N5.-С. 55−58.
  175. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  176. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /А. Н. Тихонов и др. М.: Вита — Пресс, 1998. — 256 с.
  177. Ю. А. Природа адаптации ЛО. А. Урманцев //Вопросы философии. 1998. — № 12. — С. 21−49.
  178. Учебно-научно-производственный комплекс МФТИ //http: //www.mipt.ru /organization/axys8d.html.
  179. И. Б. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции. Социальный и философский аспекты /И. Б. Федоров, С. П. Ерко-вич, С. В. Коршунов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 368 с.
  180. JI. М. Модель становления специалиста в процессе профессионального обучения /JI. М. Федоряк //Профессиональное образование. -2005.-№ 2.-С. 15.
  181. Философские проблемы теории адаптации /под ред. Г. И. Царегородце-ва. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  182. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете //Труды международной научно-практ. конф. -СПб., 2002. 770 с.
  183. В. Человек в поисках смысла: сборник. /В. Франкл- общ. ред. П. Я. Гозман и Д. А. Леонтьева. пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  184. А. Психология «Я» и защитные механизмы /А. Фрейд. М.: Педагогика, 1993. -144 с.
  185. X. X. Формирование педагогических компетенций как проблема повышения качества образования /X. X Хакимов //Формирование профессионализма преподавателя высшей школы. Набережные Челны, 2003.-163 с.
  186. Н. Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения /Н. Р. Хакимова //http://flogiston.ru/articles/ labour/hakimova.
  187. А. Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб. пособ. /А. Н. Хузиахметов. Казань, 1998. — 290 с.
  188. В. Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе /В. Г. Чайка //Инновации в образовании. 2002. -N2.-C. 35−41.
  189. Т. А. Педагогические условия и критерии развития адаптивной активности школьника: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т. А. Челнокова. Казань, 1999. — 17с.
  190. Т. А. Профессиональное развитие. Сущность, слагаемые успеха /Т. А. Челнокова //Проблемы профессионального самоопределениямолодежи в современных условиях: междунар. научно-практическая конференция. Казань, 2004. — С. 38−43.
  191. Д. В. Креативная педагогика преподавателя высшей школы /Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов, В. П. Мазолин. М.: МГТА, 2000.-100 с.
  192. Чуб Е. В. Проблемы индивидуализации профессионального развития студентов будущих учителей /Е. В. Чуб //http://www.eduhmau.ru/.
  193. В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности /В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 182 с.
  194. В. Д. Психология деятельности и способности человека /В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  195. P. X. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив /Р. X. Шакуров. М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  196. Д. Маркетинговые исследования на рынке образования /Д. Шевченко //Высшее образование. 2003. — № 5 — С. 37−41.
  197. Г. Б. Адаптация молодых специалистов на производстве /Г. Б. Шишко //Отдел кадров. 2004. — № 3. — С. 53−60.
  198. С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования /С. Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2. -279 с.
  199. С. Е. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования /С. Е. Шишов //Образование в России: Федеральный справочник. М.: Родина-Про, 2001. — С. 179.
  200. Г. П. Избранные труды /Г. П. Щедровицкий. М.: Школа. Культура. Политика, 1995. — 800 с.
  201. Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия: избранные тексты /Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.
  202. Г. П. Система педагогических исследований: (методологический анализ) /Г. П. Щедровицкий //Педагогика и логика /Г. П. Щедровицкий и др. М.: Касталь, 1993. — С. 160−200.
  203. Электронный журнал «Труды МАИ», //http://www.mai.ru/proiects/ maiworks/arch.htm.
  204. E. А. Контуры культурно-исторической педагогики /Е. А. Ям-бург //Педагогика. 2001. -№ 1. — С. 3−10.
  205. Е. Гармонизация образовательных парадигм /Е. Ямбург //Учительская газета. 2004. — № 11. -365 с.
  206. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  207. Emekeev A. A. Problem of adaptation of yong specialists to the new economic /А. A. Emekeev, L. M. Kungurova //Problems of modern economics. -2002.-№ 3(3). P.10−11.
  208. Manpower policy, vacancies //Wednesday. 2004. — 7 July. — P. 3.
  209. Rossi Robert. Education Reform and Students at Risk /Robert Rossi, S. C. Stringfield — with the assistof M. S. Daugherty a. o. New York: U.S. Dep. of Educ., 1997.- 118 p.
  210. The psychological problems of student adaptation in a foreign environment: 28th International Congress of Psychology. August 8−13, 2004. Beijing- China, 2004. — 358 p.
  211. The social protection of the Samara oblast citizens /Администрация Губернатора Самарской области //http://www.adm.samara.ru/en/content/14/14 /6747.
  212. Westwood M. J. Academic achievment and adaptation among international students /М. J. Westwood, M. Barker //International Journal of Intercultural Relation. 1990. — № 14. — P. 251 — 263.
  213. Yearly Course of Social Adaptation for Young Specialists //http://surc.iatp. org.ua/en/mol.shtml.
  214. Zheng X. Psychological adaptation of Chinese sojourners in Canada /X. Zheng, J. W. Berry //International Journal of Psychology. 1991. — № 26. -P. 451—470.
Заполнить форму текущей работой