Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке комплекса мер по управлению инвестиционным климатом региона, включающей раскрытие содержания категории «инвестиционный климат региона», методологии и методики оценки инвестиционного климата регионов, обоснование организационно-экономического механизма управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
    • 1. 1. Сущность и роль инвестиционного климата в инновационном развитии региона
    • 1. 2. Управление региональной инвестиционной деятельностью в условиях инновационного развития
    • 1. 3. Сравнительный анализ методик оценки инвестиционного климата региона
  • ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
    • 2. 1. Основные показатели инвестиционной привлекательности региона
    • 2. 2. Оценка инвестиционной активности Республики Башкортостан
    • 2. 3. Характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности
    • 2. 4. Сравнительный анализ инвестиционного климата регионов
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТОМ РЕГИОНА В ЦЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Разработка механизмов по совершенствованию инвестиционного климата региона как условия активизации инновационной деятельности
    • 3. 2. Основные направления совершенствования инвестиционной привлекательности региона
    • 3. 3. Разработка альтернативных источников инвестирования в целях повышения инвестиционной активности

Совершенствование организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях обостряется проблема активизации инвестиционного процесса в российских регионах. Периодически повторяются тенденции 90-х годов XX столетия, характеризующиеся ухудшением внешнеэкономических условий, сжатием банковского кредитования, падением промышленного производства и экспорта, сокращением работ в строительстве, снижением налоговых поступлений, оттоком капитала и очевидными признаками кризиса инвестиционной активности.

Поэтому возрастающая роль регионов в устойчивом развитии страны предопределяет приоритетное внимание к управлению, аккумулированию и эффективному использованию в региональной экономике инвестиционных ресурсов. В условиях же усиливающихся потребностей в модернизации экономики инвестиции превращаются в важнейший фактор, во многом определяющий вектор инновационных процессов общественного производства.

Подобные факторы усиливают актуальность исследования вопросов функционирования и противоречий инвестиционного механизма, стимулирующего инновации, так как налицо неспособность государства эффективно влиять на инвестиционные процессы в условиях инновационного развития.

В конечном итоге, управление региональным инвестиционным климатом через построение и реализацию новых, дополнительных экономических механизмов, отвечающих существующим экономическим реалиям, может способствовать решению региональных социально-экономических задач.

Таким образом, системообразующая роль инвестиционного климата в социально-экономическом развитии регионов, с одной стороны, и несоответствие существующего методического и управленческого инструментария формирования регионального инвестиционного климата современным задачам модернизации экономики — с другой, а так же слабая разработанность организационно-экономического механизма управления предопределяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследование экономико-организационных отношений в сфере инвестирования является одной из значимых макроэкономических проблем.

Теоретическим аспектам исследования инвестиционного климата посвящены труды следующих отечественных и зарубежных ученых: А. Садгиева, И. В. Гришина, И. И. Ройзмана, И. П. Фиминских, К. Садвакасова, Л. Г. Шахназарова, Т. А. Вороновой, Н. М. Мухетдиновой, A.B. Выварец, С. Шмидта и др.

Основы инвестиционной политики получили развитие в трудах А. Водяновой, В. Танзия, Г. М. Костюшиной, И. С. Олейника, H.H. Литвинцева, Р. Бутлера, Р. Липсея, Ю. Н. Лапыгиной, И. З. Байбулатова и др.

Основополагающими теоретическими и методологическими трудами по вопросам организационно-экономического механизма управления инвестициями являются работы А. З. Астаповича, Ю. В. Богатина, Л. В. Аристовой, Б. И. Герасимова,.

B.Б. Леонтьева, Ю. И. Черняка и др.

Методология оценки инвестиционного климата разработана такими авторами как: A.A. Бикитжанов, A.M. Лаврова, Б. Б. Стойбах, М. Н. Бродский, О. Л. Кузнецов,.

C.С. Гузнер и др.

В числе ученых, труды которых посвящены данной проблематике, также можно назвать: В. А. Швандара, В. В. Ковалева, К. В. Баландина, М. Ю. Махотаеву, A.A. Кулибаева, К. А Мансурова и др.

Однако, несмотря на повышенный интерес к сфере инвестирования многие аспекты данной проблемы остались недостаточно разработанными. Так, разнообразие и многоаспектность подходов к определению сущности, а так же методики оценки инвестиционного климата региона обусловили возникновение противоречий в понятийном аппарате и разработанных методиках, что определяет необходимость дальнейшей работы по данной проблематике. Ряд вопросов по управлению инвестированием также вызывает противоречия и остается нерешенным. Прежде всего, это касается совершенствования соответствующей региональной инвестиционной политики, которая на основе комплексного подхода к управлению инвестиционными процессами, могла бы учесть накопленные структурные изменения экономики региона. Так же, требуют совершенствования и внедрения теоретические и методические механизмы управления инвестиционным климатом.

Актуальность выше названных проблем диссертационного исследования, ее недостаточная разработанность и практическая значимость для российских регионов обусловили выбор темы диссертации, предопределили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель диссертации состоит в исследовании регионального инвестиционного процесса, обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления региональным инвестиционным климатом региона. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1) уточнить сущность понятия «инвестиционный климат региона», его структуру и роль в инновационном развитии региона;

2) на основе обобщения существующих подходов дополнить понятие организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона;

3) усовершенствовать методику оценки регионального инвестиционного климата и на ее основе оценить инвестиционный климат регионов Приволжского федерального округа;

4) сформировать налоговые механизмы стимулирования инвестирования и рекомендовать направления совершенствования инвестиционной привлекательности региона в условиях инновационного развития;

5) рекомендовать альтернативные источники финансирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования является инвестиционный климат региона.

Предметом диссертационного исследования являются экономические и организационные отношения, появляющиеся в процессе улучшения организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области регионального инвестиционного климата.

В работе использовались методы сравнительного анализа, расчетно-аналитический, нормативный, коэффициентных расчетов, статистический и иные методы, позволяющие с достаточной полнотой анализировать различные факторы, составляющие инвестиционную активность и инвестиционную привлекательность, а также оценивать различные методики оценки инвестиционного климата.

Информационно-эмпирической базой исследования явились статистические данные о состоянии параметров развития экономики, инвестиционной деятельности в России и регионах ПФО, опубликованные Федеральной службой государственной статистики, материалы государственных органов власти и управления и др.

Научная новизна исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона.

В числе наиболее важных результатов, полученных автором и определяющих научную новизну и значимость проведенного исследования и выносимых на защиту, можно выделить следующие:

1) уточнено понятие «инвестиционный климат региона», определяемый как сложившаяся в течении ряда лет совокупность интегральных характеристик, позволяющих оценить состояние среды в которой осуществляется инвестиционная деятельностьраскрыто содержание основные его элементов, а так же определена роль инвестиционного климата в инновационном развитии региона, которая проявляется в стимулировании притока капитала во все стадии инновационной деятельности, а так же обеспечении спроса на инновации;

2) дополнена в теоретическом аспекте сущность понятия организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона, определяемая, как совокупность форм, методов, функций и рычагов законодательно-правового, организационного и экономического характера, применяемых органами государственной власти, для целенаправленного воздействия на режимы и условия инвестирования;

3) усовершенствована методика оценки регионального инвестиционного климата, построенная на анализе факторов, определяющих региональную инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность. Определены наиболее существенные факторы, определяющие состояние, характер и динамику изменений инвестиционного климата в российских регионах. Методика апробирована на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО);

4) разработана система государственных мер по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона, повышающих инвестиционную привлекательность региона в целях активизации инновационной деятельности, включающая меры по созданию благоприятной административной среды и кадровую политику и систему налогового стимулирования инвестирования в инновации, к которым относятся инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы;

5) рекомендованы альтернативные источники финансирования инвестиционной деятельности, одним из них является: AIM (Альтернативный инвестиционный рынок), который является подразделением Лондонской фондовой биржи LSE для преимущественно средних и активно растущих компаний, кроме того определена роль частных неформальных инвесторов, которые вкладывают личные средства в малоизвестные предпринимательские компании и рискованные проекты.

Область исследования. Содержание диссертационного исследования соответствует п.п. 3.10 «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем», п.п. 3.17 «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности» паспорта специальности ВАК РФ 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке комплекса мер по управлению инвестиционным климатом региона, включающей раскрытие содержания категории «инвестиционный климат региона», методологии и методики оценки инвестиционного климата регионов, обоснование организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом. Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней теоретические и методические положения, выводы и рекомендации имеют практическую направленность и позволяют в условиях структурных преобразований экономики целенаправленно осуществлять комплекс стимулирующих воздействий, направленных на совершенствование организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона. Основные выводы и рекомендации работы могут служить методической базой для дальнейших исследований по формированию комплекса мероприятий, направленных на активизацию инвестиционной деятельности в регионе.

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационного исследования апробировались и получили одобрение на: ежемесячных научно методических семинарах экономического факультета БашГУ (Уфа, 2009;2012 гг.) — УП Международной научно-практической конференции (МНПК) молодых ученых и студентов «Экономико-правовые основы функционирования регионов» (Уфа, 2009 г.) — Всероссийской НПК «Актуальные проблемы экономической политики» (Нефтекамск, 2010 г.) — МНПК «Социально-экономические аспекты развития современного государства» (Саратов, 2010 г.) — IX МНПК молодых ученых и студентов «Экономико-правовые основы функционирования регионов» (Уфа, 2011 г.) — VIII МНПК «Актуальные проблемы экономики современной России» (Йошкар-Ола, 2012 г.), X МНПК молодых ученых и студентов «Экономико-правовые основы функционирования регионов» (Уфа, 2012 г.), МНПК «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе» (Уфа, 2013 г.),.

Результаты исследований, связанные с методологической основой и оценкой состояния инвестиционного климата, разработкой рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом приняты к использованию в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, а также применяются в преподавании учебных курсов «Региональная экономика», «Инвестиции» и др.

Публикации автора. Основные положения диссертации отражены в 22 работах общим объемом 8,89 п.л., в том числе в 3 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 161 страница, перечень литературы включает 164 наименованияв общий объем включены 12 рисунков и 19 таблиц.

Выводы по третьей главе:

Исследование проведенное в третьей главе работы, дало возможность сделать следующие выводы:

1. Используя успешный международный опыт привлечения инвесторов на региональном уровне, лучшую и худшую практику создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в целях решения выявленных, в предыдущей главе, проблем инвестиционного климата региона, а так же создании благоприятных условий осуществления инновационной деятельности по нашему мнению необходимо использовать следующие инструменты инвестиционной политики:

1) налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности,.

2) система мер, улучшающих инфраструктуру региона в целях активизации инновационной деятельности.

2. К налоговым механизмам стимулирования инвестиционной деятельности относятся: налоговые льготы и инвестиционный налоговый кредит.

Законодательством Республики Башкортостан установлено, что пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций и льгота по налогу на имущество организаций устанавливается для инвесторов при определенных законодательством условиях. Однако на наш взгляд кроме приведенных выше условий получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в данный перечень должны быть включены следующие условия:

По налогу на прибыль организаций:

1. при реализации продукции (работ, услуг), произведенной посредством внедренных инноваций;

По налогу на имущество организаций:

1. в отношении объектов социально-культурной сферы, приобретенных и используемых инвесторами для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

2. организаций, занимающихся инновационными проектами.

Кроме перечисленных выше льгот в Республике Башкортостан так же необходимо применение льгот по транспортному налогу. Ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002 № 365-з «О транспортном налоге» установлен перечень, имеющих право на полное освобождение от уплаты данного налога. Необходимо включить в этот перечень и освободить от уплаты транспортного налога участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в отношении транспортных средств, используемых при реализации инвестиционных проектов.

В Республике Башкортостан Закон «Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам в Республике Башкортостан» был принят в 2011 г. По нашему мнению на основании п. 12 ст. 64 НК РФ в данный законодательный акт, необходимо внести следующие изменения:

1) В республиканском законодательстве не указаны условия, при которых субъекты инвестиционной деятельности могли бы получить инвестиционные кредиты. В соответствии с этим, кроме оснований, установленных пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, данными основаниями могут являться:

1) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

2) реализация инвестором инвестиционного проекта, одобренного высшим исполнительным органом государственной власти республики с установленной формой государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита.

3) внедрение прогрессивных технологий, способствующих увеличению выпуска продукции, повышению ее качества, конкурентоспособности, улучшают использование действующего производственного потенциала.

4) осуществление строительства нового производства и (или) воспроизводства (расширении, реконструкции, технического перевооружения) существующего производства.

3. Система административных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, которая включает: меры по созданию благоприятной административной среды и кадровую политику.

К основным мерам по созданию благоприятной инфраструктуры, которые могли бы быть реализованы на территории республики, можно отнести:

1) оперативная связь и эффективное взаимодействие инвесторов с руководством региона.

2) принятие публичного регламента по работе с инвесторами.

3) Создание «Республиканского фонда поддержки научной и научно-технической деятельности».

4) Разработка программы инновационного развития Республики Башкортостан.

5) Актуализация информационного веб-сайта «Инновационный потенциал Республики Башкортостан».

Кадровая политика Республики должна осуществляться через:

1) Предоставление государственных и региональных субсидий для создания рабочих мест.

2) разработка и реализация совместно с потенциальными инвесторами программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров необходимых инвесторам.

3) организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса Республики Башкортостан;

4) развитие комплексных систем и проектов, объединяющих образование, науку и производство.

4. В ходе исследования было определено, что важнейшим этапом в развитии и успешном функционировании инвестиционной деятельности является оптимизация источников финансирования.

В результате анализа было выявлено одной из важнейших частей экономики, мобилизующей инвестиции и обеспечивающей трансформацию средств в доступные для производства финансовые ресурсы, является фондовый рынок. На сегодняшний день ни одна из республиканских организаций не осуществила IPO. Решить данную проблему и призваны AIM рынки. Рынок AIM является международным рынком для, преимущественно, средних и активно растущих компаний. Он является подразделением («малой площадкой») Лондонской фондовой биржи LSE. На основе успешно функционирующей модели рынка AIM сформированы аналогичные площадки, такие как AIM Italia, TOKYO AIM. Также похожий рынок альтернативных инвестиций AltX есть на бирже JSE в Йоханнсбурге.

Так же к источникам финансирования инвестиционной деятельности можно отнести средства «Бизнес-ангелов». Бизнес-ангелы (англ. business angels) — это частные неформальные инвесторы, которые вкладывают личные средства в малоизвестные молодые предпринимательские компании и рискованные проекты (например, частные предприятия на ранней стадии развития или инновационные идеи с минимальным технико-экономическим обоснованием), как правило, без предоставления какого-либо залога.

Таким образом, вышеперечисленные источники финансирования инвестиций будут способствовать повышению активности инвестиционной деятельности в Республике.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать привлечению инвестиционных ресурсов в регион, в результате чего прогнозируется рост инвестиций в республику к концу 2014 г. в среднем на 10−12% по сравнению с 20 112 г. В результате используя прогнозируемое значение роста инвестиций получим рост ВРП объеме в среднем 10,2−12,3% по сравнению с показателем 2012 г.

5. Реализация данных мер по управлению инвестиционным климатом позволит активизировать процесс инвестировании в инновационную деятельность в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Данная работа посвящена оценке и формированию инвестиционного климата региона в целях создания благоприятных условий осуществления инновационной деятельности.

2. Рассмотрение регионального инвестиционного климата с различных точек зрения позволило определить, что под инвестиционным климатом следует понимать сложившуюся в течении ряда лет совокупность интегральных характеристик, позволяющих оценить состояние среды, в которой осуществляется инвестиционная деятельность, а так же определена роль инвестиционного климата в инновационном развитии, которая проявляется в стимулировании притока капитала во все стадии инновационной деятельности, а так же обеспечении спроса на инновации.

3. В ходе анализа различных подходов к определению инвестиционного климата региона были установлены основные элементы инвестиционного климата Инвестиционная привлекательность — это совокупность различных факторов, обуславливающих условия, возможности и ограничения инвестиционной деятельности в регионе. Под инвестиционной активностью мы будем понимать интенсивность инвестиционных вложений, которая характеризуется объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал.

4. Управление инвестиционным климатом региона должно осуществляться на основе повышения эффективности всех видов ресурсов, обеспечение прозрачности деятельности органов управления, адекватной целевой направленности воздействия и др. Региональные органы власти оказывают управляющее воздействие на региональную инвестиционную деятельность двумя способами: путем непосредственного участия в инвестиционной деятельности и путем регулирования инвестиционной деятельности.

Сущность организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона, определяется как совокупность форм, методов, функций и рычагов организационного, законодательно-правового и экономического характера, применяемых органами государственной власти, для целенаправленного воздействия на режимы и условия инвестирования.

В целом процесс регулирования регионального инвестиционного законодательства направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает различие в ранних и более поздних законодательных актах: если первые были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов.

5. Для того что бы иметь представление о состоянии инвестиционного климата в регионе нами была уточнена методика оценки состояния регионального инвестиционного климата, построенная на интегральном анализе факторов, определяющих региональную инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность в регионе. Учитывая высокий уровень дифференциации субъектов РФ, нами предложено использование 21 показателя, характеризующих условия формирования инвестиционной привлекательности региона и 2 показателей, характеризующих инвестиционную активность в регионе. Определенные интегральные уровни инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в регионах России отражают значения по отношению к среднероссийскому уровню.

6. В республике создана законодательная и административно-правовая база инвестиционной деятельности. Республика Башкортостан характеризуется развитым законодательством, направленным на стимулирование инвестиционной деятельности. В целях создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности в регионе создано ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан», ключевой задачей которого является стимулирование инвестиционной деятельности в республике.

Для эффективного привлечения инвестиционных ресурсов в Республике Башкортостан функционируют: 7 технопарков, 3 центра трансфера технологий, 3 бизнес-инкубатора. В рамках реализации инвестиционной политики Республики Башкортостан ведется активная работа по формированию индустриальных парков с целью обеспечения поступательного устойчивого развития экономики региона и снятия инфраструктурных ограничений экономического роста. Проведенный анализ мнений экспертов по проблемам развития технопарков, центров трансфера технологий, бизнес инкубаторов и индустриальных парков позволил выделить следующие наиболее значимые проблемы: отсутствие надежной правовой базы, недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства, отсутствие квалифицированных кадров, сложная экономическая ситуация в странедороговизна кредитов, нет системы «одного окна», куда инвестор может отдать все документы и получить ответ, низкая культура производства, отсутствие опыта управления. Все эти проблемы отрицательно влияют на экономическое развитие региона, что в свою очередь тормозит улучшение инвестиционного климата в регионе.

7. Итогом всего проведенного анализа является оценка инвестиционного климата региона, включающего две структурные части: инвестиционная привлекательность региона и инвестиционная активность.

Анализ инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан за период 2001;2012 позволил установить, что интегральный уровень инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан является невысоким и ее уровень примерно равен среднероссийскому. Максимальное значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности было в 2004 г и составило 1,073. Минимальное значение данного интегрального показателя было в 2002 г. и составляло 0,919. Обобщение данных анализа инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан за период 2001;2012 позволило выявить следующие проблемы в инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан: недостаточный объем жилищного строительства, падение объема основных фондов, снижение численности занятых в экономике, неразвитость малого и среднего бизнеса и др.

Анализ инвестиционной активности в 2001;2012гг. указывает на то, что интегральный уровень инвестиционной активности в Республике Башкортостан имел негативную тенденцию. Если интегральный уровень инвестиционной активности в 2002 г. составлял 1,09 и был выше среднероссийского уровня, то в 2012 г. ее уровень был ниже среднероссийского и составлял 0,789. По данному показателю республика среди регионов ПФО занимает в 2012 лишь 11 место. Результаты анализа инвестиционной активности за 2001;2012гг. говорят о низкой инвестиционной активности в регионе. Проблемным являются не только темпы роста инвестиций в основной капитал, но и объем инвестиций на душу населения. За анализируемый период оба данных показателя имели отрицательный тренд. Причиной этому является нехватка собственных средств для инвестирования в основной капитал.

Расчет и анализ интегрального показателя инвестиционного климата Республики Башкортостан за 2001;2012гг. выявил негативную тенденцию данного показателя. Было установлено, что причинами этого являются снижение инвестиционной активности в анализируемом периоде, а так же низкий и нестабильный рост инвестиционной привлекательности.

8. Анализ показателей инвестиционного климата Республики Башкортостан так же выявил множество проблем в инвестиционной сфере и социально-экономическом положении региона, среди которых основными являются: недостаточность собственных и привлеченных средств, которые следует направить на инвестиции в основной капитал, низкий объем затрат на технологические инновации, низкий объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», низкая среднегодовая численность занятых в экономике на душу населения, низкие среднедушевые денежные доходы населения, низкая экономическая активность населения, небольшая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, низкое количество предприятий и организаций, высокая степень износа основных фондов и др.

Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Для решения данных проблем и формирования инвестиционного климата для создания благоприятных условий инновационной деятельности, будут недостаточными многие уже предпринятые действия, что требует разработки комплексной программы мер по совершенствованию инвестиционного климата региона.

9. Используя успешный международный опыт привлечения инвесторов на региональном уровне, лучшую и худшую практику создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в целях решения выявленных, в предыдущей главе, проблем инвестиционного климата региона, а так же создании благоприятных условий осуществления инновационной деятельности по нашему мнению необходимо использовать следующие инструменты инвестиционной политики:

1) налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности,.

2) система мер, улучшающих инвестиционную привлекательность региона в целях активизации инновационной деятельности.

10. К налоговым механизмам стимулирования инвестиционной деятельности относятся: инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы.

Законодательством Республики Башкортостан установлено, что пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций и льгота по налогу на имущество организаций устанавливается для инвесторов при определенных законодательством условиях. Однако на наш взгляд кроме приведенных выше условий получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в данный перечень должны быть включены следующие условия:

По налогу на прибыль организаций:

1. при реализации продукции (работ, услуг), произведенной посредством внедренных инноваций;

По налогу на имущество организаций:

1. в отношении объектов социально-культурной сферы, приобретенных и используемых инвесторами для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

2. организаций, занимающихся инновационными проектами.

Кроме перечисленных выше льгот в Республике Башкортостан так же необходимо применение льгот по транспортному налогу. Ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002 № 365-з «О транспортном налоге» установлен перечень, имеющих право на полное освобождение от уплаты данного налога. Необходимо включить в этот перечень и освободить от уплаты транспортного налога участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в отношении транспортных средств, используемых при реализации инвестиционных проектов.

В Республике Башкортостан Закон «Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам в Республике Башкортостан» был принят в 2011 г. По нашему мнению на основании п. 12 ст. 64 НК РФ в данный законодательный акт, необходимо внести следующие изменения:

1) В республиканском законодательстве не указаны условия, при которых субъекты инвестиционной деятельности могли бы получить инвестиционные кредиты. В соответствии с этим, кроме оснований, установленных пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, данными основаниями могут являться:

1) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

2) реализация инвестором инвестиционного проекта, одобренного высшим исполнительным органом государственной власти республики с установленной формой государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита.

3) внедрение прогрессивных технологий, способствующих увеличению выпуска продукции, повышению ее качества, конкурентоспособности, улучшают использование действующего производственного потенциала.

4) осуществление строительства нового производства и (или) воспроизводства (расширении, реконструкции, технического перевооружения) существующего производства.

11. Система административных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, которая включает: меры по созданию благоприятной административной среды и кадровую политику.

К основным мерам по созданию благоприятной инфраструктуры, которые могли бы быть реализованы на территории республики, можно отнести:

1) оперативная связь и эффективное взаимодействие инвесторов с руководством региона и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

2) принятие публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего практическую реализацию принципа «одного окна» и выполнение, по желанию инвестора, всех разрешительных и согласовательных процедур силами ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан».

3) создание «Республиканского фонда поддержки научной и научно-технической деятельности».

4) разработка программы инновационного развития Республики Башкортостан, базирующееся на глубокой научной проработке состояния и тенденций развития мировой и отечественной экономик, долгосрочном прогнозировании, определении тех направлений инновационного развития страны, которые дадут наибольший эффект в первую очередь в плане конкуренции в перспективе ближайших десятилетий.

5) Актуализация информационного веб-сайта «Инновационный потенциал Республики Башкортостан».

6) Кадровая политика Республики должна осуществляться через:

7) Предоставление государственных и региональных субсидий для создания рабочих мест.

8) разработка и реализация совместно с потенциальными инвесторами программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров необходимых инвесторам.

9) организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса Республики Башкортостан с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в зависимости от потребности и реализуемых инвестиционных проектов.

10) развитие комплексных систем и проектов, объединяющих образование, науку и производство.

12. В ходе исследования было определено, что важнейшим этапом в развитии и успешном функционировании инвестиционной деятельности является оптимизация источников финансирования.

В результате анализа было выявлено одной из важнейших частей экономики, мобилизующей инвестиции и обеспечивающей трансформацию средств в доступные для производства финансовые ресурсы, является фондовый рынок. На сегодняшний день ни одна из республиканских организаций не осуществила IPO. Решить данную проблему и призваны AIM рынки. Рынок AIM является международным рынком для, преимущественно, средних и активно растущих компаний. Он является подразделением («малой площадкой») Лондонской фондовой биржи LSE. На основе успешно функционирующей модели рынка AIM сформированы аналогичные площадки, такие как AIM Italia, TOKYO AIM. Также похожий рынок альтернативных инвестиций AltX есть на бирже JSE в Йоханнсбурге.

Так же к источникам финансирования инвестиционной деятельности можно отнести средства «Бизнес-ангелов». Бизнес-ангелы (англ. business angels) — это частные неформальные инвесторы, которые вкладывают личные средства в малоизвестные молодые предпринимательские компании и рискованные проекты (например, частные предприятия на ранней стадии развития или инновационные идеи с минимальным технико-экономическим обоснованием), как правило, без предоставления какого-либо залога. Таким образом, вышеперечисленные источники финансирования инвестиций будут способствовать повышению активности инвестиционной деятельности в Республике.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать привлечению инвестиционных ресурсов в регион, в результате чего прогнозируется рост инвестиций в республику к концу 2014 г. в среднем на 10−12% по сравнению с 20 112 г. В результате используя прогнозируемое значение роста инвестиций получим рост ВРП объеме в среднем 10,2−12,3% по сравнению с показателем 2012 г.

13. Результатом проведенной работы по изучению инвестиционного климата регионов является не только научно и методологическое исследование, но и служит действенным инструментом для разработки и принятия управленческих решений по совершенствованию инвестиционного климата региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
  2. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС22/15
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 -ФЗ
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ
  5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ
  7. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ
  8. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ.
  9. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.
  10. Указ Президента РФ «О составе государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России «от 22 декабря 1997 года№ 1364
  11. Закон Краснодарского края «Об инвестиционном налоговом кредите» от 04.07.2000 № 280-КЗ
  12. Закон Республики Башкортостан «О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» от 2 ноября 2001 года № 247-з
  13. Закон Республики Башкортостан «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» от 20 июня 1991 года № ВС-6/35
  14. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «О Программе повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан» от 31.03.99 г. № 94
  15. Постановление Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении порядка признания инвестиционного проекта приоритетным» от 26 июля 2005 года № 154
  16. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года-
  17. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21 июня 1999 г.
  18. А.И. «Методы оценки инвестиционного климата». Журнал «Современные наукоемкие технологии», № 2/2004 год
  19. В.В. Инвестиционный перелом или об инвестиционной npHBneKaTeflbHocrra//http://www.i-con.ru/publications. 2006
  20. В.В., Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г. М. Гукасьян. -2-е изд. С -Пб.: ПИТЕР, 2004
  21. A.B., Плучевская Э. В., Борисова JIM. и др. Основы региональной экономики. М.: КноРус., 2009. — 336 с.
  22. В.А. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе / В. А. Андросов, A.JI. Шушарин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.172 с.
  23. А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов России/ А. Аникеева // Инвестиции в России. 2005. № 5. — С. 212.
  24. Е.А. Эффективность инвестиций в региональной экономике: монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 157 с.
  25. В.Р. Инвестирование в инновационную экономику. -Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2005. -150 с.
  26. А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2001 .-№ 5.
  27. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист. 2007. — № 7. — с.3−7
  28. О.С. Инвестиционный климат региона: критерии рациональности и институциональная структура.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 142 с.
  29. И. А. Инвестиционный менеджмент / И. А. Бланк. Киев: Эльга, 2004 552 с
  30. А.О. Новые формы организации инновационной и инвестиционной политики на региональном уровне: зарубежный опыт / А. О. Блинов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006.-№ 7. —С. 24−32.
  31. Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт-М, 2005
  32. Бродский М. Н. Инвестиции как источник конкурентоспособности //www.mbrodsky.ru/scientificeffort/articles/articles139.html
  33. И., Маховикова Г., Терехова В. Коммерческая оценка инвестиций: учебник для вузов (учебник для вузов). СПб.: Питер, 2004.432 с.
  34. А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. М.: 1 Федеративная Книготорговая компания, 2006.-352 С.
  35. JI.C. Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии региона и возможности их совершенствования/ Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. —№ 1.
  36. А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал — 2001 № 11−12.-С. 3−10
  37. , Т.А. Инвестиционная активность экономики: оценка роста и проблемы регулирования. / Т. А. Воронова М.: Издательство Российской экономической академии, 2003. 218 с.
  38. Г. Н. Развитие регионов в западных странах / Г. Н. Гадждиев // Региональная экономика: теория и практика. 2004. -№ 1. -С. 69−72.
  39. Государственное регулирование инвестиций / Рос. акад. наук, Ин-т народохоз. прогнозир., МГУ / Отв. ред. В. П. Орешин М.: Наука, 2000. — 147 с.
  40. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В .И. Кушлина. -М.: Издательство РАГС, 2003.
  41. Граф А. А Бизнес-ангелы. Часть 1 //www.nsdelo.ru/content/biznes-angely-chast-1
  42. С., Харитонова В. Н., Вижина И. А. Внутрирегиональная дифференциация инвестиционного климата: рейтинговая оценка. // Регион: социология и экономика. -1997.-№ 2-С. 109−136
  43. В. Б. Кисилев В. Б. Об эффективности инвестиций / Экономист М.: 2007. № 3 с. 35 48
  44. Диана Мак Нотгон, Дональд Дж. Карисон, Клайтон Таунсенд Дитц Кадры современных организаций, М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.
  45. Доклад НБФ «Экспертный институт». Инвестиционный климат в России// Вопросы экономики.-1999.-№ 12.-С.4.
  46. A.C. Регулирование иностранных инвестиций: региональный уровень / A.C. Ежиков, И. Е. Рисин. —Воронеж, 2007.117 с.
  47. .С. Стратегическое управление экономикой российских регионов как региональный институт: вопросы методологии // В кн.: Инновационное социально ориентированное развитие экономики региона: методология и методы исследования. СПб: ГУАП, 2011
  48. JI. Финансово-экономический анализ в методике оценки эффективности инвестиций // Инвестиции в России 2004 № 10, с. 34−39.
  49. И.Л. Инвестиции и развитие стратегических отраслей национальной экономики: На примере воздуш. и мор. трансп. М.: Соврем, экономика и право, 2004. 324 с.
  50. Р.Н. Оценка инвестиционной активности в регионе: теория и практика. М.: Счет, палата РФ, 2004. 166 с.
  51. Инвестиции: учеб. пособие / Под. ред. Л. Л. Игонина, М.: Экономист, 2006.-480 с.
  52. Инвестиции: учебное пособие / Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. -пер. с англ. 10-е изд. пер. с англ. СПб: Питер, 2007. — 1024 с
  53. Инвестиции в России и зарубежных странах / под ред. И. К. Комарова. -М.: РАУ-Универсигет, 2001. -360с.
  54. Инвестиции и формирование инновационной политики развития России / Федер. агентство по образованию, С. Петерб. гос. политехи, ун-т- под ред. A.B. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. — 735с.
  55. Инвестиции: Системный анализ и управление / Под ред. К. В. Балдина. -М.: Дашков и К°, 2007. 288с.
  56. Инвестиции: Системный анализ и управление/Под ред. проф. К. В. Балдина.-2-e изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  57. Инвестиционная политика: Учеб. пособие / Лапыгин Ю. Н., Балакирев
  58. A.A., Бобкова Е. В. и др.- под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: КноРус, 2006
  59. Инвестиционная политика: учеб. пособие / Ю. И. Лапыгин, А. А. Балакирев и др.- под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: КНОРУС, 2005. —321 с.
  60. Как успешно разместить ценные бумаги на бирже? Практическое руководство по изучению возможностей IPO в РТС // Internet: www.rts.ru
  61. Е.А. Государственные и муниципальные финансы. Курс лекций. -М.: РУДН, 2009.
  62. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. М.: ИНФРА-М, 2004
  63. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2009. — 584 с.
  64. В.В., Иванов В. В., Лялин В. А. Инвестиции: учебник / Ковалев
  65. B.В. Москва: изд-во «Проспект», 2003 г. — 496 с
  66. Е.Г., Зинчук Г. М., Кочеткова С. А. Региональная экономика и управление. Спб.: ПитерЮг, — 2008. — 288 с.
  67. В.М. Практикум по экономической оценке инвестиций. М.: Бизнес-пресс, 2005
  68. Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО -2001-Ш-С. 76−85
  69. A.B. Инвестиционная политика, теоретические основы и мотивационный механизм. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003. 16 с.
  70. Н.П. Условия планирования и меры регулирования инвестиционного процесса в регионе. Санкт-Петербург: Герда, 2005. 17 с.
  71. Л.Н. Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. М.: Финансы и статистика, 2004. 316с.
  72. В. На пути к устойчивому развитию хозяйственной системы региона / В. Кретинин // Проблемы теории и практики управления. -2005.-№ 4.-С. 6871.
  73. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Лань», 2008.
  74. A.B. Эффективность государственного управления: проблема определения и оценки в контексте «способностей государства / A.B. курочкин // Демократия и управление. 2007. — № 2 (4). С. 20−26.
  75. О.И. О роли кредита как инвестиционного ресурса развития экономики России. Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. М.: Финансы и статистика, 2004. -316 с. -С. 214−221.
  76. H.H., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): учебник. М.: Экономисть, 2004. с. 66
  77. М.А. Инвестиции на развивающихся рынках. 2-е изд., испр. и доп. М.: ДеКа, 2003. — 475 с.
  78. Е.Л. Региональные производственные комплексы и иностранные инвестиции. М.: Юнити: Закон и право, 2004. 220 с.
  79. М.Ю. Инвестиционное обеспечение экономического роста: теоретические проблемы, финансовые инструменты, тенденции развития. М.: Анкил, 2005.-311 с.
  80. А.М., Быстряков А. Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. М.: ЭКМОС, 2001. 240 с.
  81. Мау В., Яновский К. и др. Политические и правовые источники инвестиционных рисков в российских регионах. М.: Б.и., 2002. 144 с.
  82. М., Николаев М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики.-2002.-№ 5-С.127−136
  83. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная, утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г.).
  84. A.M. Развитие экономики стран Восточной Азии и инвестиционная модель региона России. М.: Наука, 2004. 316 с.
  85. А. К теории инвестиционной привлекательности региона // Инвестиции в России. 2002. № 2.
  86. В.В. Инвестиционная деятельность территорий. Екатеринбург: Ин-т экономики, 2003. -251 с.
  87. О.В. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности. СПб. 2008.
  88. В.И. Инвестиции: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005.- 176с.
  89. Налоги в развитых капиталистических странах: теория, практика, проблемы. М.: НИФИ, 1990. 59 с.
  90. Национальная экономика. Под ред. П. В. Савченко. М.: ЭКОНОМИСТА 2005. — 813 с.
  91. Д.В. Факторы привлечения прямых зарубежных инвестиций в российские регионы: типология и эконометрический анализ. -Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. 66с.
  92. И., Шамгунов Р. Эффективность проектов: давайте считать одинаково, одинаково и правильно! // Инвестиции в России 2003 -№ 9, с. 34−41.
  93. , A.B. Инвестиционная привлекательность региона / A.B. Новиков -Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
  94. Н.В. Государственное управление развитием административной территории: пробл. и принципы: монография. М.: ГУУ, 2004.-201 с.
  95. Т.И., Гончарова О. В., Хорева М. Г. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного предприятия // Кадры предприятия 2005.-№ 10.- С. 100−108.
  96. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / Сергеев И. В, Вертенникова И. И., Яновский В. В. М.: Финансы и статистика, 2003. — 349 с
  97. , Ю.М. Теория хозяйства / Ю. М. Осипов. Учебник в 3-х томах. Т.2. М.: Изд-во МГУ, 1995
  98. Основные показатели социально-экономического положения областей центрального Федерального округа: Стат. бюллетень / Воронежский областной комитет государственной статистики. Воронеж: 2004. -79 с.
  99. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие / Пересада А. А. К.: Либра, 2006. — 408 с.
  100. A.B. Менеджмент качества и современные административные реформы / A.B. Павроз // // Демократия и управление. 2007. -№ 2 (4).-С. 27−35.
  101. М. Общенациональные и региональные аспекты инвестиционного климата России с точки зрения западноевропейских инвесторов // Инвестиции в России. 2005. № 11.
  102. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Европы / И. В. Пилипенко. Смоленск: Ойкумена. 2005. 375 с.
  103. , В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления / В. Плакин // Вопросы экономики. 1999.- № 2. С. 28.
  104. Г. И. Инвестиции: задачи и решения: учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-пресс, 2008.
  105. Региональная экономика. Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. -М: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
  106. И.Е. Региональная социально-экономическая политики: содержание и механизмы реализации / И. Е. Рисин. -Воронеж, ВГУ. 2006.-132 с.
  107. , Дж.М. Инвестиции: терминологический словарь / Дж.М. Розенберг. -М.: ИНФРА-М, 1997
  108. И., Гришина И., Шахназаров А.Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики // Инвестиции в России. — 2003. — № 3.
  109. , И.И. Комплексная оценка и анализ инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации/ ИИ. Ройзман // Экономика строительства. -2000. № 10. С. 28
  110. Руководство по оценке эффективности инвестиций: учебное пособие / Хавранек П. М, Бекренс В. М.: Инфра-М, 2006. — 120 с.
  111. Ю.В. Перспективы развития ИКТ-кластера в Томской области / Ю. В. Рябченюк // Стратегия и конкурентоспособность. — 2006. -№ 3 (6).-62−68.
  112. М. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа / М. Самогородская // Инвестиции в России. — 2003. № 8. С. 4 -12).
  113. И., Кубахов П. «Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству» // Маркетинг. 2005. — № 5.
  114. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 2009.
  115. Ю.М. Теоретические основы, моделирование и мониторинг инвестиционной деятельности. 2-е изд. Ставрополь: АГРУС, 2003. — 630 с.
  116. И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд / И. В. Скопина, Ю. О. Бакланова, A.A. Агаев // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. — С. 32−38.
  117. Т.А., Яркин Е. В. Инвестиции: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2003. — 174с.
  118. К.Ю. Проблемы управления инвестиционными процессами: зарубежный опыт и современная Россия. М.: Дэллина, 2003.-212 с.
  119. Советский энциклопедический словарь—М.: «Советская энциклопедия», 1980.
  120. О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики // Инвестиции в России, 2006. № 1, С. 26−33.
  121. Теории инвестиций: учебное пособие / Татаренко Н. О, Поручник А. М. К.: КНЭУ, 2004.-317 с.
  122. В. Инвестиционный климат в России с точки зрения эффективности прямых иностранных инвестиций // Инвестиции в России. — 2005.-№ 6.
  123. И.Х. перспективы роста доходов бюджета субъекта РФ // Финансы и кредит.- № 6. 2011.- С. 63 — 68.
  124. М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
  125. Управление инвестициями: В 2-х т. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998
  126. С.А. Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере экономики. М.: Информационно-издательский центр Роспатента, 2004. 272 с.
  127. Финансовая политика России: учеб. пособие/под ред. P.A. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.-400 е.: ил.
  128. Финансы. Учебник для ВУЗов / Под ред. В. В. Ковалева 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2006.
  129. К. Как Ирландия стала богатой / К. Фирсов // www.belgazeta.by/2 005 030.21/500 282 982.
  130. О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности / О. Хорошилова // Инвестиции в России. 2007.4. — С. 12−18.
  131. A.C. Опыт регулирования инвестиционных процессов в развитых странах. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 15 с.
  132. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций: Разраб. стратегий. Методы оценки рисков. Моделирование задач. СПб. и др.: Питер, 2004. -460 с.
  133. М.В. Инвестиции: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.248с
  134. Ш. Нуреев Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. № 6 -с. 126−145.
  135. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. 2003. -№ 1 с. 2441.
  136. В.А., Базилевич А. И. Управление инвестиционными проектами: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 208 с.
  137. Шин Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне / Н. Шин // Инвестиции в России. 2005. № 5. — С. 32−37.
  138. Экономика предприятия: учебное пособие/ Паламарчук А. С. М.: Инфра-М, 2004. -176 с.
  139. Экономическая теория / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, JI.C. Тарасовича. М.: Инфра-М, 2000.
  140. Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН./Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999
  141. А.Г., Латышева Л. С. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда // Российский экономический журнал. 2004.-№ 8.- С. 80−90.
  142. К.Н., Таймасов А. Р., Янгиров А. В. и др., Региональная экономика. М.: КноРус, 2008. — 232 с.
  143. В. Hill. Attracting Capital from Angels: How Their Money and Then-Experience — Can Help You Build a Successful Company// B. Hill., D.Power. 2008
  144. Butler R., Davies L., Pire R. Strategie investment decision-maring: Complexities, politics and processesof Management studies.-2007.-Vol. 28 (4), July.-P. 395−415
  145. Lipsey R. The Role of Foreign Direct Investment in International Capital Flows. Cambridge, 1999.
  146. Nam-Hoom Kang, Kentaro Sakai. International Strategic Alliances: Their Role in Industrial Globalization OECD, STL Working Papers, 2000/5.
  147. Pangestu M., Bora B. Evolution of Liberalization Policies Affecting Investment Flows in the Asia-Pacific. Adelaide, 1997
  148. POLIT.RU // Факторы инвестиционной активности http://www.polit.ru/research/2010/01/12/investactivity.html
  149. Rogacheva E., Mikerova J. European FDI in Russia: corporate strategy and the effectiveness of government promotion and facilitation / OCO Consulting. 2003. sept.
  150. Stobaygh В. B. How to analyze foreign investment climates. Harvard Business Review.: 1969.-Sept.-Oct.
  151. Tanzi V., Zee H. Tax Policy for Developing Countries. IMF, Economic Issues. 2001. NO 27
  152. Аналитический портал PREQVECА www.preqveca.ru
  153. Портал информационной поддержки операций на финансовых рынках www.fintools.ru
  154. Сайт агентства Standard & Poor’s http://www.standardandpoors.com
  155. Сайт агентства Moody’s http://www.moodys.com
  156. Сайт агентства по привлечению инвестиций в сербский регион Воеводина http://www.vip.org.rs/index.aspx
  157. Сайт лондонской фондовой биржи http://www.londonstockexchange.com/compames-and-advisors/aim/aim/aim.htm
  158. Сайт министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан http://www.minpromrb.ru/
  159. Сайт министерства экономического развития Республики Башкортостан http://minecon.bashkortostan.ru/
  160. Сайт министерства финансов Республики Башкортостан http://minfinrb.bashkortostan.ru/
  161. Сайт национального содружества бизнес-ангелов www.russba.ru
  162. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан http://www.bashstat.ru
  163. Сайт токийской фондовой биржи www.tokyoaim.com
  164. Сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
  165. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» http://raexpert.ru
  166. Региональное инвестиционное законодательство
  167. Субъекты Федерации Дата принятия закона Механизм предоставления избирательной поддержки Определение объема льгот Сроки льготного налогообложения
  168. Иркутская область «Об инвестиционном налоговом кредите», декабрь, 1997 г. Положительное заключение областной экспертизы по проекту Размер инвестиционного кредита 50% от стоимости инвестиционного проекта 3 года
  169. Ярославская область 20 февраля 1996 г., изменения 1998 г. Включение в госпрограмму Ярославской области Индивидуально при включении в программу С начала реализации продукции до срока полной окупаемости для проектов, включенных в госпрограмму.
  170. Рейтинг инновационно активных регионов за 2011
  171. Мес то Регион Комментарии и наиболее значимые события, с точки зрения экспертов Рейтинга
  172. ВРП, миллион рублей, значение показателя за 2010 год1. Субъект РФ ВРП1 г. Москва 71 575 372 Тюменская область 2 899 567
  173. Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 1 811 591
  174. Московская область 15 306 235 г. Санкт-Петербург 1 473 348
  175. Республика Татарстан 884 232,9
  176. Краснодарский край 857 527,3
  177. Свердловская область 823 833
  178. Красноярский край 748 512,1
  179. Ямало-Ненецкий авт. округ 651 871,4
  180. И Республика Башкортостан 645 526,3
  181. Самарская область 579 023,2
  182. Челябинская область 56 467 179 Республика Тыва 26 918,9
  183. Еврейская автономная область 25 345,1
  184. Республика Калмыкия 23 898,882 Республика Алтай 19 858,5
  185. Республика Ингушетия 18 654,1
  186. Валовой региональный продукт регионов ПФО822 002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
  187. Республика Башкортостан 35 245,9 45 756 59 287,9 76 083,9 93 745,1 124 520,8 145 625,5 183 263 1 589 323 65 289,6 57 569,6
  188. Республика Марий Эл 15 114,8 24 411,2 31 737,3 41 821,4 46 696,9 61 575,3 78 117,8 93 726,9 98 359,9 8359,9 2425,9
  189. Республика Мордовия 19 219,8 30 848,9 37 730,1 43 993,9 51 369,8 68 025,8 91 288,1 112 414,4 111 903,6 11 903,6 43 273
  190. Республика Татарстан 49 139,3 66 298,7 80 811,1 103 724,2 128 222 161 102,4 201 347,1 245 919,2 234 324,4 34 324,4 4 690. 0
  191. Удмуртская Республика 33 488,8 49 800,6 56 920,1 64 781,5 90 401,7 106 965,1 1 339 463 158 848,6 150 170 50 170 64 464,1
  192. Чувашская Республика 17 276,5 28 261,3 34 494,9 45 750,5 53 552,4 72 269 96 117,3 121 028 109 067,7 9 067,7 52 489,6
  193. Пермский край 43 273,2 63 032,2 74 677,3 95 786,2 118 619,4 140 084,5 175 365,6 223 844,6 201 324,3 13 243 30 755,5
  194. Кировская область 23 165,6 33 124 38 810 48 089 54 954,6 67 632,1 83 202,6 107 386 103 850,7 3 850,7 66 218.6
  195. Нижегородская область 29 090,1 48 321,6 59 164 69 673,1 87 429,3 110 765,7 140 423,5 1 757 453 163 840,6 63 840,6 46 676,5
  196. Оренбургская область 34 585,2 43 145,6 53 392,6 78 775,1 99 405,5 142 051,8 174 758,1 203 295 196 256,6 96 256,6 54 993,1
  197. Пензенская область 16 900,3 28 554,2 33 350,6 41 775,8 52 540 63 342,7 85 563,1 106 835,8 109 587,2 9 587,2 58 213,8
  198. Самарская область 42 758,9 63 582,9 79 512,4 101 923,7 125 757,4 153 186,5 184 202,5 220 450,8 182 611,5 82 611,5 92 927,6
  199. Саратовская область 23 315,4 36 413,6 45 189 57 555,1 65 314,9 78 518,7 97 648,7 124 788,7 127 364,8 27 364,8 69 630,4
  200. Ульяновская область 21 411,5 32 922,8 40 230,6 49 721,2 59 989,2 76 722,6 94 669,8 1 151 463 117 244,6 17 244,6 74 747,9
  201. Сайг территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан http://wwvv.bashstat.ru169
  202. Рейтинги Республики Башкортостан присвоенные международными рейтинговымиагентствами «Standard&Poor's» и «Moody's»
  203. Сайг агентства Standard & Poor’s http://www.standardandpoors.corn
  204. Сайг агентства Moody’s http://www.moodys.com
  205. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие экономики, по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах- миллионов рублей)2006 2007 2008 2008 2010 2011 2012
  206. Перечень потенциальных инвестиционных площадок Республики Башкортостанп/п Наименование площадок Параметры инвестиционной зоны Размещение
  207. Развитие нефтехимического, химического кластеров
  208. Территория ГУП «Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан» Площадь земельных участков 116 653,0 кв.м., застроенная площадь — 25 668,2 кв.м., водоснабжение, канализация, отопление от ТЭЦ горячее-водоснабжение и электроснабжение г. Уфа
  209. Территория ОАО «Уфахимпром» Общая площадь земельного участка 1 428 764,83 кв.м., площадь застройки зданиями и сооружениями — 366 210,0 кв.м. Имеются частичные инженерные коммуникации, подъездные автомобильные и ж/д пути. г. Уфа
  210. Территория ГУП «Опытный завод Академии наук Республики Башкортостан» Общая площадь земельных участков -147,768 кв.м., Общая застроенная площадь 33,30 493 кв.м. Имеются инженерные коммуникации. г. Уфа
  211. Территория ОАО «Полиэф» Общая площадь земельных участков 239 257 кв.м., общая площадь зданий-8377,1 кв.м. Разная степень обеспеченности участков и зданий инженерными коммуникациями. Автомобильные дороги, ж/д. Г. Благовещенс к
  212. Развитие машиностроительного кластера
  213. Территория ОАО «Геофизприбор» Общая площадь 28 109,7 тыс.кв.м.- производственная — 26 392 тыс.кв.м. г. Уфа
  214. Корпуса ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод» Площадь земельного участка 10 га, общая площадь помещений -49 300 кв.м., энергообеспечение, канализация, подъездные автомобильные и ж/д пути г. Стерлитамак
  215. Производственные площади ОАО «МК «Витязь» Площадь земельного участка 12 000 кв.м., производственные площади -1040 кв.м. г. Ишимбай
  216. Производственный комплекс ОАО «Салаватнефтемаш» 10 000 кв.м., водоснабжение, электричество, газ, автомобильные и железнодорожные подъездные пути г. Салават
  217. Производственный комплекс ОАО «Гвдромаш» 70 361 кв.м. водоснабжение, электричество, газ, автомобильные и железнодорожные подъездные пути г. Салават
  218. И. Территория ОАО «Башсельмаш-Агро» Площадь земельного участка 3,6853 га. г. Нефтекамск
  219. Производственные и административные корпуса ООО «Бонзай» Площадь земельного участка 50 000 кв.м., площадь помещений 18 706 кв.м. Энергообеспечение, канализация (не подключена), водоснабжение, автомобильные подъездные пути г. Нефтекамск
  220. Развитие электротехнического кластера
  221. Территории, прилегающие к Уфимскому трансформаторному заводу Общая площадь земельного участка 30 га. Уфимский р-н
  222. Территория ОАО АК «Апри» Площадь здания 44 327,2 кв.м. Энергоснабжение, газоснабжение — не подключено. Подъездные пуди до федеральной трассы М5, грузовая ж/д ветка г. Окгябрьский
  223. Развитие металлургического кластера
  224. Грузовой речной порт «Агидель» Площадка строительства грузового речного порта «Агидель» расположена на правом берегу устьевой части реки Белой. Площадь терминала- 219 663 кв.м. г. Агидель
  225. Решение задач развития территорий
  226. Развитие кластера по производству стройматериалов
  227. Незавершенный строительством кирпичный завод бывшего ОАО «Башкируголь» Площадь земельного участка 25 260 кв.м., площадь основного здания- 5497 кв.м. Инженерные коммуникации отсутствуют. Удаленность подключения 1000 м. г. Кумертау
  228. Земельный участок для обслуживания буферно-усреднительного склада брикетной фабрики бывшего ОАО «Башкируголь» Площадь земельного участка 102 463,65 кв.м. Удаленность подключения инженерных коммуникаций -125 м. г. Кумертау
  229. Источники инвестиций в основной капитал в Республике Башкортостан85 (в факт, действовавших ценах- миллионов рублей, в процентах к итогу)2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
  230. Прочие 704,6 1326,6 2033,7 2279,3 1700,8 1438,5 4374 83 742Д 2,1 2,6 2,1 1,3 1,6 5,4 4,5
  231. Прочие 1189,9 12 428,2 13 297,9 18 353,4 26 227,1 13 360 11 502 73 933,7 19,7 17,1 16,6 20,4 15,2 14,2 4
  232. Сайг территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан http://www.bashstal.ru174
Заполнить форму текущей работой