Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод моделирования, являющийся промежуточным звеном между теорией и практикой [323. Необходимость моделирования диктуется невозможностью непосредственного исследования объекта в процессе развития сельскохозяйственного производства. Данный метод являлся важным инструментом при разработке экономико-математической модели управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние современного уровня управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК
    • 1. 1. Сущность и специфика экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции
    • 1. 2. Анализ информационных моделей экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции
    • 1. 3. Использование экономической информации в управлении агропредприятиями с различной Формой собственности
  • Глава 2. Научно-методологические аспекты управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК в условиях многоукладной экономики
    • 2. 1. Оценка качественных характеристик потоков экономической информации
    • 2. 2. Методологический подход к Формированию интегрированной системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК
    • 2. 3. Количественная оценка экономической информации в условиях рынка
  • Глава 3. Совершенствование управления информацион ным обеспечением экономического мониторинга в АПК
    • 3. 1. Прогнозная защитная цена как инструмент экономического мониторинга в АПК
    • 3. 2. Банк данных экономического мониторинга в АПК
    • 3. 3. Оценка экономического эффекта совершенствования управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК

Управление информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема обеспечения населения Российской Федерации продовольствием требует изыскания путей и средств повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Рыночная экономика способствует появлению стимулов к самореализации возможностей человека, повышению его трудовой активности, ускорению научно-технического прогресса. Ее механизмы обеспечивают координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

Главной задачей аграрной политики государства является создание эффективного агропромышленного производства для обеспечения населения продовольствием, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем в объемах, обеспечивающих экономический рост, социальное развитие страны.

Форма собственности в переустройстве и обновлении села сегодня выдвинута на первый план.

Реформирование и приватизация агропредприятий нацелены на образование новых производственных структур, способов управления в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики. Все это повышает требования к информационному обеспечению экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс России переживает сложный этап своего развития. Сложившееся положение в АПК страны требует незамедлительного принятия мер по его стабилизации.

Среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов упапо по сравнению с уровнем 1990 г. на 25%, молока и молочных продуктовна 30%, овощей, рыбы и рыбопродуктов — на 40%, сахара — на 25%.

Дефицит белка в рационе населения составил 26%, витаминов — 50%. Основные виды продовольственных товаров подорожали в 1350 раз, а оплата труда увеличилась только в 320 раз.

Сокращается материально-техническая база сельскохозяйственного производства. В связи с дефицитом средств на капиталовложения выбывающая техника по разным видам замещается новой на 7−34%.

На начало 1995 г. по сравнению с 1990 г. поголовье КРС уменьшилось на 13.2 млн гол., в т. ч. коров — на 2.0, свиней — на 13.4, овец и коз — на 22.8 млн гол. Па численности коров Россия оказалась на уровне 1962 года, свиней — 1958 г., овец — 1947 г. Продуктивность основных видов животных стала ниже, чем была 25−30 лет назад.

Как показали аналитические обследования состояния сельскохозяйственного производства Челябинской области, к настоящему времени более 70% земель сельскохозяйственного назначения передано в собственность товаропроизводителей с различными формами хозяйствования.

На начало 1995 г. 8,2% хозяйств области сохранили свой прежний статус, 87% преобразованы в различные коллективные Формы: ассоциации, общества и т. п. Количество Фермерских хозяйств составляет 7,34 тыс. с общей площадью земельных угодий 425,8 тыс. га.

Занимая более 10% пахотных земель от их общего напичия в области, фермерские хозяйства даюпг лишь 3% производства валовой продукции.

На 1.01.95 г. в Челябинской области насчитывалось 321 сельскохозяйственное предприятие, из них 23 колхоза, 19 совхозов, 3 ОАО, 227 ЗАО, 6 ООО, 17 ассоциаций крестьянских хозяйств, 4 сельскохозяйственных кооператива, б коллективных (народных) предприятий: 22 хозяйства отнесены к прочим и 78 предприятий занимаются обслуживанием сельского хозяйства.

В 1995 году предприятиями новых форм собственности было произведено 78% всей валовой продукции, тогда как в 1992 году лишь 34%, в том числе продукции растениеводства соответственно 76 и 34%, продукции животноводетва — 80 и 34% в сопоставимых ценах 1990 года. Объемы реализации сельскохозяйственной продукции агропредприятиями Челябинской области, и в частности Увельского района, приведены в прил. 1.

Производство зерна сократили 67% хозяйств, мяса — 10%, молока — 91%.

Себестоимость производства основных продуктов растениеводства увеличилась в сравнении с 1993 годом (в сопоставимых ценах) в 4,0−5,5 раза, животноводства — в 3,6−5,7 раза.

В расчете на одно хозяйство в среднем в 1996 году было получено 276 млн. руб убытка.

По результатам обследования, проведенного Госкомстатом в 1995 году, трудности со сбытом своей продукции испытывают 30% агропредприятий С в опросе участвовало более 60 агропредприятий). На первое место товаропроизводители поставили проблему при сбыте продукции, такую как низкие закупочные цены С73,3% опрошенных), на второе место — неплатежеспособность покупателей С 80%). Отсутствие мощностей для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции с73%) также затрудняет сбыт продукции.

Как известно, рынок предполагает свободную продажу произведенной продукции, поэтому хозяйства в настоящее время пытаются сами находить каналы сбыта.

Удельный вес реализации продукции агропредприятиями, минуя государственные заготовительные организации представлен в табл. 1.

Таблица 1.

Удельный вес реализации сельхозпродукции с без государственных заготовительных организаций), %.

-!-1−1.

Наименование продукции 1 1994 г. I 1995 г. !

— 1−1-1.

Зерно ! 79,6 • ! 87,3 I.

Картофель ! 47,6 ! 79,1 I.

Овощи I 23,0 i 41,4 !

Скот и птица ! 39,5 1 48,2 I.

Молоко I 7,4 I 19,9 !

Яйца ! 11,0 ! 17,7 1.

III.

Как видно из табл.1, по некоторым видам сельскохозяйственной продукции продажи в Федеральный и региональный Фонды остаются основными каналами сбыта.

Для перерабатывавших предприятий основными источниками поставок овощей, молока, скота и птицы в 1995 году являлись агропредприятия, личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (Фермерские) хозяйства. По сравнению с 1994 годом значительно Сна 31%) сократилось количество деловых партнеров у перерабатывающих предприятий, особенно из числа поставщиков Фермеров. Собственные акции выпустило лишь 14,3% перерабатывающих предприятий.

Связь между предприятиями производящими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию крайне неустойчива. Практически отсутствуют любые формы кооперации. Форвардные контракты о закупке урожая следующего года заключают только 7,1% хозяйств. Перерабатывающие предприятия (64,3%) считают для себя не выгодной практику заключения договоров с агропредприятиями на закупку продукции. Государственные субсидии на поддержку закупочной деятельности практически не выделялись.

Крайне тяжело Финансовое положение агропредприятий: дебиторская задолженность на 1 октября 1995 года составила 91,7 млрд руб., кредиторская — 474 млрд руб.

Агропредприятия не имеют собственных источников не только на инвестиции, но и на финансирование текущей деятельности. Финансовое положение сельского хозяйства характеризуется неплатежеспособностью и возрастающими признаками банкротства. Коэффициент ликвидности, то есть отношение имешихся на счетах денежных средств к краткосрочным кредитам, составлял в 1994 году лишь 0,07−0,09 против минимально допустимого уровня 0,2.

Таким образом, несмотря на реформирование отношений собственности на селе, развитие рыночных отношений в аграрной сфере идет медленно. Постоянно растущие цены на электроэнергию, топливо, сырье, оборудование и технику приводят к тому, что расходы агропредприятий зачастую превышают их доходы.

Необходимость совершенствования управления агропредприятиями, в частности на основе экономического мониторинга, вызвана теми сложностями, с которыми встречаются агропредприятия при реализации произведенной продукции, ухудшением их Финансово-экономического состояния, сочетающегося с неудовлетворенностью нужд потребителей.

Причины наличия названной проблемы можно подразделить на внешние и внутренние. По мнению многих специалистов, внешняя причина сводится в основном к недостаткам осуществляемой в стране экономической реформы. В результате неуклонно сокращается производство сельскохозяйственной продукции, падает уровень жизни сельского населения.

Внутренние причины можно подразделить на объективные и субъективные, связанные с плохой ориентацией агропредприятий в рыночной информации, снижающей прибыльность работы, с отсутствием методологии и методики управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК при рыночных отношениях.

Изменившиеся условия хозяйствования, когда агропредприятия лишены гарантий своего существования со стороны государства, и их полная экономическая самостоятельность вызвали повышенное внимание агропредприятий к изменениям рыночной среды. Экономический мониторинг в АПК позволяет вести постоянное наблюдение за внешней средой, отслеживать паритетное соотношение цен в сферах АПК, себестоимость производства различных видов сельскохозяйственной продукции в агропредприятиях, и на этой основе рассчитывать защитные цены, обеспечивающие ведение не только простого, но и расширенного производства, причем дотирование в форме защитных цен должно быть только тех агропредприятий, которые функционируют в пределах нормативной затратности.

Именно поэтому экономический мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции играет важную роль в жизни агропредприятий: он позволяет сориентировать их хозяйственную деятельность через оптимальное экономическое регулирование, в том числе и через объективное информационное обеспечение, на выработку рациональной рыночной стратегии.

В настоящее время возможности экономического мониторинга в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции отечественных товаропроизводителей не только не реализованы, но и не изучены в сколько-нибудь полной мере. Ранее агропредприятия Функционировали в условиях отсутствия конкуренции, поэтому целесообразность изучения конъюнктуры рынка признавалась лишь в сФере внешнеэкономической деятельности. Таким образом, возник вакуум в исследованиях, посвященных экономическому мониторингу в АПК, и в частности его информационному' обеспечению.

Вопросам методологии, структуры, экономической роли информационного обеспечения экономического мониторинга в условиях развитого рынка серьезное внимание уделено зарубежными исследователями: К. Боулдингом [26], Р. Баззелом С15], Г. Симоном [149], НА. Страссманом [ 117], П. Р. Баг леем с 140] и др.

Проблемам становления и функционирования управления информационным обеспечением экономического мониторинга в России, как важной составляющей маркетинговых исследований посвящены работы Р. Ф. Абдеева [1], И. А. Баева [12−14], Ю. П. Васильева [29], Б. М. Горбунова С35], С. И. Майорова [66−69], А. Д. Шеремета [133] и др.

Отраслевой аспект проблемы затрагивали А. М. Гатаулин [ 33], И. Г. Ушачев [2], А. А. Шутьков [79], В. Р. Боев [74], А. Е. Романов [2], А. Д. Серков [2] и др.

В то же время многие вопросы теории и практики управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК в отечественной научной литературе разработаны недостаточно полно Так, например, отсутствует целостные системные исследования проблемы использования системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в практике агропредприятий.

Основная цель исследования состоит в разработке методических положений и практических рекомендаций по формированию и использованию системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— на базе общепринятых понятий уточнить содержание и структуру информационного обеспечения экономического мониторинга применительно к АПК в условиях формирования рыночных отношений:

— разработать методологический подход к формированию интегрированной системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК на уровне отдельного агропредприятия и регионального сельскохозяйственного производства:

— разработать механизм формирования и реализации защитных цен на сельскохозяйственную продукцию как инструмента экономического мониторинга:

— изучить возможность построения экономико-математической модели управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК на основе учета издержек, конкурентных цен и спроса:

— уточнить методологию количественной оценки информации в АПК на основе теории предельной полезности:

— оценить экономический эффект от внедрения управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК.

Объектом исследования является группа агропредприятий различных Форм собственности Челябинской области.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты Формирования и развития информационного обеспечения экономического мониторинга в АПК.

Теоретическую и методическую базу исследования составили нормативные и законодательные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность: статистические и методические документы: фундаментальные положения в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

— обоснованы принципы и содержание системы информационного обеспечения экономического мониторинга в ЛПК:

— уточнены понятия экономического мониторинга в АПК ч его информационного обеспечения, раскрыты цели, методы, технологии управления:

— осуществлен теоретический и практический анализ современного состояния и развития системы информационного обеспечения экономического мониторинга на уровне отдельного агропредприятия и регионального сельскохозяйственного производства:

— разработан методологический подход гс Формированию интегрированной системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК, основанный на единстве внешнего С государственного) и внутреннего С агропредприятия) воздействия на формирование данной системы;

— разработана методика расчета прогнозных защитных цен на сельскохозяйственную продукцию, гарантирующих рентабельность сельскохозяйственно го производства:

— построена экономико-математическая модель управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК на основе учета издержек, конкурентных цен и спроса:

— обоснована методология количественной оценки информации в АПК на основе теории предельной полезности.

В рынке экономическая информация является ресурсом, вполне соизмеримым по важности с другими видами ресурсов, и поэтому возможно установление оптимальной цены на нее на основе теории предельной полезности, что позволит частично компенсировать затраты на создание службы экономического мониторинга.

В работе оценен экономический эффект от внедрения управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК. Данный расчет проводился по общепринятой методике для хозяйств.

Увельского района Челябинской области. Величина экономического эффекта зависит от степени внедрения управления агропредприятием на основе экономического мониторинга.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ научно-методической литературы, планово-учетных и нормативных документов. Он позволил ознакомиться с различными методами управления, ходом приватизации агропредприятий в России, с подобной работой в зарубежных странах. При этом данный метод позволил обобщить известный на сегодняшний день опыт в области информационного обеспечения экономического мониторинга в АГЖ.

— метод построения гипотез. С их помощью исследование проводится не наугад, а целенаправленно, по плану.

Как известно [363, существует универсальный алгоритм любого исследования, который включает в себя следующие этапы:

— постановка проблемы:

— определение целей и задач исследования:

— разработка гипотезы исследования:

— составление плана исследования:

— выбор и разработка процедур сбора и анализа исходной информации:

— проведение сбора информации:

— анализ собранной информации.

В соответствии с этим алгоритмом и осуществлялось наше исследование. Причем, аналитическое исследование через обратную связь между полученными результатами и постановкой проблемы может вносить существенные коррективы в дальнейшую работу. То же самое касается и Формулирования проблемы, в зависимости от которой гипотеза исследования может быть изменена. Таким образом, основные этапы научно-исследовательской работы постоянно развиваются, а их содержание углубляется.

— метод системного анализа, получивший широкое распространение при анализе явлений материально-вещественного мира, когда объект рассматривается не как случайная совокупность составляющих его частей, а как взаимосвязанная, структурированная система элементов С 33]. В процессе исследования особое внимание обращалось на изучение связей между сторонами и объектами сельскохозяйственного производства, на весь изучаемый процесс как единое целое. Системность исследования проявилась также в объединении приемов и технологий исследования на основе достижений ряда смежных наук С математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, маркетинга, экономического анализа и др.), в частности при разработке методического подхода к формированию интегрированной системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК;

— метод моделирования, являющийся промежуточным звеном между теорией и практикой [323. Необходимость моделирования диктуется невозможностью непосредственного исследования объекта в процессе развития сельскохозяйственного производства. Данный метод являлся важным инструментом при разработке экономико-математической модели управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК в зависимости от издержек, спроса, конкурентных цен, а также при разработке методики количественной оценки информации в рынке. Метод моделирования позволяет сократить сроки проведения анализа, более полно охватить влияние факторов на результаты сельскохозяйственного производства, заменить приближенные расчеты более точными вычислениями, в том числес применением ЭВМ.

— анкетирование, особенно широко используемое в исследованиях С 363. В процессе настоящего исследования он использовался с целью выявления основных направлений управленческой деятельности на агропредприятиях, специфики информационного обеспечения экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции. Опрошено было около 3000 специалистов в области рыночной экономики. Предварительно были составлены анкеты опроса Сприл. 6). Выборка, которая осуществлялась в процессе анкетирования, получилась репрезентативной.

Практическая ценность исследования заключается в том, что разработанные автором методики и рекомендации дают возможность оперативно управлять информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК с применением ЭВМ.

Данное исследование выполнено в соответствии с разделом плана научно-исследовательских работ: «Разработка научных основ аграрной реформы, экономического механизма хозяйствования агропромышленного комплекса РФ в условиях рыночных отношений, модели прогрессивных форм управления, обеспечивающих рациональное использование производственного потенциала социального развития села» Республиканской целевой научно-технической программы «Аграрная реформа» .

Результаты исследования используются в деятельности агропредприятий Увельского района Челябинской области и Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области, что подтверждено актами внедрения. Теоретические положения и рекомендации используются также в учебном процессе ЧГАУ. '.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на ежегодных научно-технических конференциях ЧГАУ в.

1995;1997 гг., на региональной научно-практической конференции «Селекция и семеноводство сельскохозяйственным культур и их маркетинг в современных условиях» в 1996 г. в г. Челябинске, на всероссийской научно-практической конференции С с международным участием) «Экономическая реформа в России: проблемы, дискуссии, пути развития» в 1996 г. в г. Екатеринбурге, на научной конференции ЧелГУ «Проблемы отечественной и мировой экономики» в 1997 г.

По материалам диссертации опубликовано 6 работ, в которых автору принадлежат основные положения настоящего исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка’использованной литературы и шести приложений.

Общий объем диссертации — 138 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает 150 наименований.

Работа содержит 24 таблицы, 14 рисунков.

Ланное исследование проводилось в 1994;1997 гг. по плану научно-исследовательских работ в соответствии с выдвинутой гипотезой, которая заключается в следующем: совершенствование управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК, как основы для принятия управленческих решений в рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивает повышение прибыльности работы агропредприятий.

Анализ исследуемых процессов выполнен за длительный период времени на статистической информации по развитию АПК Челябинской области, и в частности агропредприятий Увельского района, материалов органов управления АПК и научно-исследовательских учреждений. Обоснование предлагаемого научно-методологического подхода к совершенствованию управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК, проверка предлагаемых методик количественной оценки экономической информации, расчета защитных цен на различные виды сельскохозяйственной продукции, оценки экономического эффекта от совершенствования управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК проведены с применением экономико-математических и экономико-статистических методов.

Степень обоснованности и достоверности содержащихся в диссертации научных положений, выводов и рекомендаций определяетсядубиной выборки Сбыло опрошено более 2250 человек), причем, надежность полученных оценок напрямую зависит от правильного подбора респондентов Сопрос проводился на выставках-ярмарках «Агро-94, 35, 96», непосредственно в агропредприятиях).

В экспертном опросе принимали участие руководители и ведущие специалисты агропредприятий Увельского района Челябинской области, а также главные специалисты Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области. Все они обладают достаточной квалификацией, эрудицией, информированностью в данной проблеме.

Окончательным критерием достоверности полученных результатов является практика, соответствие реальным условиям сельскохозяйственного производства, экономическая содержательность полученных оценок.

вывода И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Новые Формы хозяйствования, действующие в агропромышленном комплексе, постоянная изменчивость внешней среды, конкуренция определяют необходимость решения ряда проблем по управлению информационным обеспечением экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции, обуславливают особую важность проведения исследований по этой проблематике.

Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами научную гипотезу, что позволяет автору сделать следующие выводы и конкретные предложения:

1. Изменение рыночной ситуации диктует необходимость постоянного экономического мониторинга в качестве одного из главных Факторов выживания агропредприятий. С этой целью разработана модель управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК в зависимости от издержек, спроса. конкурентных цен. Любое агропредприятие различной формы собственности может изменить свою информационную структуру в зависимости от имеющейся информации.

2. Для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства необходимо сформировать интегрированную систему управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК, что позволит упорядочить организацию, функции, принципы, методы экономического мониторинга в АПК.

3. Методический подход к количественной оценки информации, учитывающий спрос, количество, предоставляемых информационных услуг и издержки на предоставление информационных услуг, позволяет потребителю определить количество и качество покупаемой инФормации с применением ЭВМ.

4. Предложенные пути организации и совершенствования информационного обеспечения экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции дают возможность уменьшить сроки получения экономической информации, сформировать банк данных экономического мониторинга, использовать защитные цены на сельскохозяйственную продукцию, оценить экономический эффект совершенствования управления информационным обеспечением экономического мониторинга в практической деятельности агропредприятий.

5. Методические разработки по совершенствованию управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК используются в агропредприятиях Увельского района Челябинской области и в учебном процессе ЧГАУ на кафедре управления сельскохозяйственным производством.

Вышеизложенное позволяет также рекомендовать следующие предложения производству:

— при условии необходимой корректировки методика управления информационным обеспечением экономического мониторинга в АПК в зависимости от издержек, спроса, конкурентных цен может быть использована агропредприятиями Уральского региона. России:

— методика количественной оценки информации позволяет устанавливать оптимальную цену на информацию, а также автоматизировать расчеты на ЭВМ:

— разработанный методический подход к Формированию интегрированной системы управления информационным обеспечением экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции позволит обрабатывать и оперативно получать агропредприятиями экономическую информацию, на основе этого принимать обоснованные управленческие решения в рынке, что позволит повысить прибыльность агропредприятия при ускорении окупаемости затрат;

— расчет прогнозных защитных цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции позволит агропредприятиям повысить прибыльность их работы;

— для оценки влияния управления информационным обеспечением экономического мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции на прибыльность работы агропредприятия используется методика определения экономического эффекта совершенствования управления, которая может быть уточнена на основе применения ЭВМ.

Разработка вопросов экономического мониторинга является наиболее актуальной проблемой управления агропредприятиями в рынке, что не исключает рассмотрение других рычагов управления. Все выше изложенное позволяет определить именно экономический мониторинг как необходимое условие управления агропредприятием во взаимосвязи с другими элементами управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. философия информационной цивилизации. — М: ВЛАДОС, 1994. — 336 С.
  2. Автоматизация организационного и технологического управления: Сб. m Томск, 1992.
  3. Азбука рынка: справочник предпринимателя и хозяйственни-ка/Сост. Черевко А. С. Челябинск, ~1991. — 150 с.
  4. А.П. Грани экономического риска//Новое в жизни, науке, технике. Практика хозяйствования и управления. м.: Знание, N1, 1991.
  5. Анализ и обоснование хозяйственных решений /Под ред. Б.и. Майданчика, м. Г. Карпунина, Я. Г. Любинецкого М.: Финансы и статистика. 1991. -133 с.
  6. В. А. Управление предприятием: Словарь-справочник. М., 1990.
  7. АнсоФФ И. Стратегическое планирование. м.: Экономика, 1989.- 519 с.
  8. Р. Н. Основы бухгалтерского учета. Пер. с англ. -М.: Триада НТГ, 1982. 318 с.
  9. О. Н., Максимова в. Ф. Экономическая теория. Основы бизнеса, часть 2. Микроэкономика. м.: Саминтен, 1991.-122 с.
  10. Л. Т. Япония: наука и искусство управления. м.: Знание, 1992. — 40 с.
  11. С.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М.: Экономика, 1987.
  12. И. А. Оптимальное планирование освоения вычислительной техники //Экономические проблемы интенсификации машиностроительного производства. Челябинск: ЧПУ. — 1988.-С. 50−55.
  13. И. А. Экономические проблемы использования ЭВМ в управлении предприятием. Свердловск, 1990.
  14. И.А., Ковыров А. Б. Планирование и оценка деятельности вычислительных центров машиностроительных предприятий //Экономические проблемы интенсификации машиностроительного производства. Челябинск: ЧПИ. 1988. — С. 56−62.
  15. Р. Информация и риск в маркетинге. М., 1993.
  16. М. И., Капелюш С. Лоция в стихии свободных цен //Советская торговля. 1991, N5.
  17. М. И., Смирнова Л., Смирнов А. Коммерческий риск//Коммерческий вестник. 1992, N3.
  18. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 228 с.
  19. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. М.: Агропромиздат, 1989, — 464 с.
  20. Н.Т. Экономическая информация в подсистеме хозяйственной деятельности. Киев, 1970. — 102 с.
  21. В. И. Особенности реформирования государственной собственности при переходе к рыночной экономике. Автореф. дис.докт. экон. наук. М.: Российская академия. 1993. — 36 с.
  22. А. В., Петренко И. Я., Исмуратов С. Б. Аграрная микроэкономика. Челябинск: Юж.-ур. книж. изд-во, 1995. — 220 с.
  23. А.Ф. Оценка эффективности машин по конечному результату. М.: Наука, 1982. — 170 с.
  24. Д. И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989. — 190 с.
  25. Н. А., Пронина А. А., Сагайдак Э. А. Единые закупочные цены и экономика сельскохозяйственных предприятий. М.: ВНИЭСХ, 1990, — 100 С.
  26. К. Общая теория системы скелет науки. //Исследования по общей теории системы. — м.: прогресс, 1969. -С. 43−87.
  27. И. Хозяйственный риск и методы его измерения. Пер. с венг. м.: Экономика, 1979. — 184 с.
  28. Т. И. Экономический анализ и планирование деятельности акционерных предприятий. Челябинск: ЧелГУ, 1993. -306 с. 29.- Васильев Ю. П. Управление внутрифирменной системой информации. Опыт США. М.: Экономика, 1984.
  29. В.Н., Криков А. М. Микро-ЭВМ в сельскохозяйственном производстве. М.: Агропромиздат, 1987. — 256 с.
  30. М.П. Маркетинг и рынок информационных ус-луг//Семинар «Маркетинг информационной продукции и услуг»: Тез. докл. М.: Информприбор, 1990. — С. 8−11.
  31. Вычислительная техника и методы математического моделирования в сельском хозяйстве: Сб. тр. /Под ред. А. Г. Кривоногова и др. Новосибирск, 1982. — ill с.
  32. А.М., Гаврилов Г. В., Сорокина Т. М. и др. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1990. — 432 с.
  33. В. В. Ценовая политика фирмы. М.: Финста-тинформ, 1995. — 192 с.
  34. .М., Дементьев Г. М., Шатин Д. Ю. АСУП в условиях рыночных отношений. Челябинск: ЧелГУ, 1992. — 22 с.
  35. М. Г., Шереш Ф. 3. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1985. 223 с.
  36. В.М. Экономико-организационные основы управления производственными системами /информационный аспект/. Новосибирск: МЭ, 1992.-206.
  37. П. Г. и др. Риски в бизнесе. М.: Алане, 1994. — 200 с.
  38. Гражданский кодекс Российской Федерации. Челябинск: ТШ «Медиум-Комм», 1995.-221 с.
  39. Д. К. О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. С-Петербург: Автокоми, 1991. — 319 с.
  40. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие/ Пер. с нем. М.: Высш. ж., 1995, — 255 с.
  41. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. С-Петербург: Автокоми, 1992. — 496 с.
  42. Л. Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика. 1984.-176 с.
  43. Единая система информационно-вычислительного обеспечения АПК/Под ред. Гржибовского С. П. М.: Агропромиздат, 1988. -271 с.
  44. Информатика: данные, технология, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991. — 223 с.
  45. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.47. качир К. Информационная система промышленного предприятия. М.: Прогресс, 1977. — 292 с.
  46. Д. Системология. М.: Прогресс, 1990. — 614 с.
  47. Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. М.: Машиностроение, 1994. — 560 с.
  48. м. Ю., Корбут Л. С., Приходько Т. С. и др. Ценообразование в агропромышленном комплексе зарубежных стран. М.: ВНИИТЭИАГЖ, 1989, 54 С.
  49. Козлова О-В. Автоматизированная система управления. Теория и методология. М.: Мысль, 1972. — 116 с.
  50. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством. М.: Экономика, 1970. 286 с.
  51. Комплексная программа «Основные направления развития сельского хозяйства Челябинской области на 1996−2000 гг».
  52. Корнев Н-И- Методология планирования интенсификации производства. Автореф. дисс. докт.зкон.наук. — МГУ, 1991. -32 с.
  53. Концептуальная оценка хода экономических реформ на уровне региона /Под ред. Татаркина А. И. Екатеринбург: ИЭ, 1992. -64 с.
  54. Ф. Основы маркетинга. м.: Прогресс, 1990, — 736 с.
  55. Кочаловский М-Р. Технология баз данных на персональной ЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  56. В. В. Информационный аспект управления предприятием: теория и практика. Автореф. дисс. канд. экон. наук. -Челябинск, 1996. 23 с.
  57. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. м.: Прогресс, 1981.-312 с.
  58. И. в. Диагностика управления предприятием. -Автореф. дисс. канд. экон. наук. Челябинск, 1995. — 32 с.
  59. А.Г. Маркетинг информационных продуктов и услуг: Научно-аналитический обзор. м.: ИНИОН, 1989. — 68 с.
  60. В. И. и др. Консультационно-информационная служба для сельских товаропроизводителей /АПК: экономика, управление, 1993, N2, С. 36−40.
  61. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело. 1993. — 224 с.
  62. ., Клейнер Г. Как управлять риском // Экономическая газета. 1993.- N16.- С. 14.
  63. Е. В. Процессы планирования в экономике. Информационный аспект. М.: Экономика, 1972. — 390 с.
  64. С. И- Математические методы определения цен на информационные услуги, предоставляемые коммерческими АБД//Банки данных в сетях ЭВМ: Сб. тр. ML: ВНИИПАС, 1990. — Вып. 2.с. 102−118.
  65. С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 128 с.
  66. С.И., Поляков Л. А. Маркетинг в информационной сфере: Щепринт. М.: ВНИИПАС, 1989. — 42 с.
  67. С.И., Поляков Л. А. Экономическая информация в зарубежных базах и банках данных. Препринт. М.: ВНИИПАС. 1990. — 84 с.
  68. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. Т.25, ч.2. С. 416.
  69. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М.: Мир, 1980. — 662 с.
  70. М. X. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  71. Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического и научно-технического развития Уральского экономического района. Екатеринбург: ИЭ, 1992. — 53 с.
  72. Методические рекомендации по анализу состояния паритетности взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями и организациями других отраслей народного хозяйства. -М.: ВНИЭСХ, 1991, 118 с.
  73. Методические рекомендации по расчету защитных цен на сельскохозяйственную продукцию в условиях перехода к рынку./Под ред. Д. Б. Эпштейна. С.-Петербург-Пушкин: НИЭСХ НЗ РФ, 1993, 47с.
  74. Методология построения интегрированных систем управления на основе сетей ЭВМ: Сб. тр. Киев, 1989.
  75. Миронов П. ML Формирование системы управления общественным трудом. Сполитэкономический аспект). Свердловск, 1991.- 38 с.
  76. А. И. Теория экономических информационных систем.- м.: Финансы и статистика, 1993.
  77. Моделирование процессов управления в звене «отрасль -предприятие» /Под ред. В. И. Данилина М.: ЦЭМИ, 1980. — 42 с.
  78. Я. «Тоета»: Методы эффективного управления: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, — 288 с.
  79. В. Г. Экономическая оценка процессов разгосударствления предприятий: теория и методология. Челябинск- ЧГТУ, 1991.-145 с.
  80. Научно-исследовательская программа «Урал». Концепция социального и экономического развития Челябинской области / Отв. за выпуск Попов А. Свердловск: ИЗ, 1992. — 53 с.
  81. B.C. Экономико-математические методы и модели.- М.: Мысль, 1965.
  82. Новая технология и организационные структуры. Пер. с англ. /Под ред. И. М. Пиннингса. М.: Экономика, 1991.- 276 с.
  83. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N208 ФЗ — Екатеринбург: Уральское юридическое издательство. 1996.-77с.
  84. Л. А., Селетков С. Н. Автоматизированные банки данных. М.: Финансы и статистика, 1982. — 262 с.
  85. .Е. Проектирование экономических экспертных систем. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. — 166 с.
  86. Основы предпринимательской деятельности С Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995. — 496 с.
  87. Основы экономики. Реферат книги «Virtschaftskunde» von Не in Schermer // Ижевск: Формула, 1993. 232 с.
  88. Ю.В. и др. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Колос, 1982. — 463 с.
  89. Ю. В. Трансформация хозяйственного механизма промышленного предприятия при переходе к рыночной экономике. АвтореФ. дисс. док. экон. наук. Екатеринбург: ИЗ. 1992 — 29с.
  90. Г. Ф., Ре Чкалов А. В. Формирование Функциональной структуры управления машиностроительным предприятием. Свердловск: ИЭ, 1985. — 27 с.
  91. П. Стратегия управления хозяйственным риском //АПК: экономика, управление 1994, N1.
  92. А. Н. и др. Планирование маркетинга. Челябинск: ЧелГУ, 1991.-16 с.
  93. А. Н. Микро-, макро-, и региональная экономика. -Челябинск: ЧелГУ, 1992. 83 с.
  94. А.Н., Пешков Г. Ф. Интенсификация производства в регионе- аттестация и техническое перевооружение рабочих мест. -М.: Наука. 1988.-104 с.
  95. Г., Голдстайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  96. М. Стратегия конкурентной борьбы. Пер. с англ. -М.: Дело, 1994. 272 с.
  97. Проблемы эффективности управления народным хозяйством в условиях использования эвм: сб. тр. Ташкент, 1987.
  98. Г. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М. 1993.
  99. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России. М.: Известия, 1992.-112 с.
  100. . А., Голубков Е. П., Пекарских л. С. Системный подход в- перспективном планировании.- М.: Экономика, 1975 312 с.
  101. В. ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. — 128 с.
  102. Д. Производственные системы. М.: Прогресс. 1972. — 380 с.
  103. О.Д. Методология управления эффективностью и надежностью работы агропредприятий. Дисс. докт. экон. наук. -С.- П. Пушкин, 1996. — 334 с.
  104. О.Д. Управление эффективностью и надежностью работы агропредприятий. Челябинск: ЧГАУ, 1996. — 283 с.
  105. Ю.А. Тенденции развития отечественных систем автоматизированного обмена инФормацией//Материалы второй Всесоюзной межотраслевой конференции пользователей и ярмарки-выставки информационной продукции и услуг. М.: ВИМИ, 1991. — 113 с.
  106. Э.А. Государственное регулирование цен в системе АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1993, N1, с. 2−5.
  107. В.И., Энштейн В. Л. Потоки информации в системах управления. М.: Энергия, 1974. — 240 с.
  108. П., Нордхаус в. Экономикс. М.: Экотехсер-вис, 1992.-155 с.
  109. С. С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
  110. А. Н., Филиппов Н. Н. Кадры АПК и новые Формы хозяйствования, Екатеринбург: изд-во Уральского университета 1992.
  111. Севрук М-А. Система маркетинга: социально-экономический анализ, компьютеризация. М., 1992.
  112. Ске.пская Г. И., Рейде М. П. Экономика предприятий. М.: Дело, 1994. — 203с.
  113. В. Н. Экономическая оценка технического прогресса и обновления машин С теория и методология). Автореф. дисс. докт. экон. наук. Свердловск, 1987. — 35с.
  114. О. л., Керженцев Ю. А., Остапенко А. М. Телекоммуникационная инфраструктура системы автоматизированного обмена информацией. ML: ВНИИПАС, 1990. — 150 с.
  115. Страссман Поль А. Информация в век электроники. Проблемы управления- Пер. с англ. ML: Экономика, 1987.
  116. Тот Т. Использование вычислительной техники в сельском хозяйстве// АПК: экономика управления, N6, 1992.
  117. Управление по результатам. Пер. с Фин. / Под ред. Я. А. Леймана. M.: Прогресс, 1988. — 320 с.
  118. Управленческое консультирование/Под. ред. M. Кубра. В 2-х т. Пер. с англ. Изд. 2-е, доп. M.: Интерэксперт, 1992.
  119. Учет, контроль и анализ деятельности предприятия в условиях новых Форм хозяйствования // Под ред. А. Д. Шеремета, А. Ф. Аксененко M.: МГУ. 1991.-207 с.
  120. М., Сэвэдж J1. Анализ выбора в условиях рис-ка//Российский экономический журнал, 1993, N9, с. 105−119.
  121. В. К, Экономическое поведение: человек Фирма- государство-экономика, Т. 1. -М.: Дело. 1993.- 159 с.
  122. Д. Основы кибернетики предприятия. М.: Прогресс. 1971.
  123. С. А. Нужны радикальные перемены в технике, технологии и организации производства //Экономическая газета, 1992, N 29, с. 6.
  124. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс. 1990. — 252 с.
  125. Р.Н. Основы Финансового менеджмента. Пер. с англ.- М.- Дело. 1994. 93 с.
  126. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. — 352 с.
  127. В.Е. и др. современный маркетинг. м.: Финансы и статистика, 1991. -253 с.
  128. Чирченко 0. Н. Информационные аспекты компьютеризации. -М.: Наука, 1989. 128 с.
  129. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия. М.: Ю-Глоб, 1991. — 74 с.
  130. В. Д. Маркетинг в практике информационных служб организаций и предприятий. М., 1992.
  131. И. А. Теория экономического развития /исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюктуры. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. — 464 с.
  132. Лж., Берман В, Маркетинг. М.: Экономика, 1990.- 350 с.
  133. К. Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. со швед. / Под ред. А. М. Волкова. М.: Экономика, 1991.-349 с.
  134. Япония: как государство командует экономикой // Аргументы и факты, 1993, N 19, с. 4.140.- Bagley P. R. Electronic digital machines for high-speed information searching: Master’s thesis. Massachusetts: MIT, 1951.
  135. Balloroi J. Jntroductlon’a la fiscalite francaise P.: AIfa-Audit, 1990
  136. Basch R. Databank software for the 1990s and beyond -Part l: The users’wish list//Online 1990, N2. — P. 17−24.
  137. В. 0 economlce niepwnescl Qospodorka Planowa, 1974, 6.
  138. O’Leary M. Lokal online: the genie is out of bottle. Part 1,2.//Online. 1990, N1,2.
  139. Philip Коtier, William Qregor and William Kodgers The Marceting Audit Comes of Age. Sloan Management Review, Winter 1977, p 25−43
  140. Qlen L. Urban and John R. Hauser Design and marceting of new Products. Engewool Cliffs, NJ, Prentice-Hall. 1980, p 187,221
  141. Rowlands D.G. Towards an information marketmodel//A5LIB proceedings. 1988, N1.- P. 30−37.
  142. Salvignol J.-L-, Romedienne Q. Le financement de I’Enterprise. Montage et Risgnes. P.:CFPB. 1990
  143. Simon H. Preispolitik. Stuttgart/New-York, 1982.
  144. Zeiensky S. Audit de I’Enterprise.-P.: A1fa-Audit, 1990
Заполнить форму текущей работой