Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы инвестирования в человеческий капитал в современной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав элементы человеческого капитала, автором сделан вывод что, Российская система образования, развивается по пессимистическому сценарию, описанному в теории фильтра. Согласно этой теории, задача системы образования, как главенствующего элемента человеческого капитала страны, — не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существовали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория человеческого капитала
    • 1. 1. Категория «человеческий капитал» и ее соотношение с категориями рабочей силы, физического, интеллектуального и социального капитала
    • 1. 2. Методологическая основа исследования человеческого капитала
    • 1. 3. Структура инвестиции в человеческий капитал и ее изменение
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал в современной Российской экономике их структура и динамика
    • 2. 1. Современное состояние образовательной компоненты человеческого капитала России
    • 2. 2. Особенности развития медицинского комплекса в современной российской экономике
    • 2. 3. Анализ основных элементов человеческого капитала в международном сравнении
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Перспективы развития человеческого капитала в российской экономике
    • 3. 1. Реформирование механизма финансирования образовательной компоненты человеческого капитала в России
    • 3. 2. Фиктивный человеческий капитал, в современной экономике России
    • 3. 3. Управление инвестициями в человеческий капитал
  • Выводы по главе 3

Проблемы инвестирования в человеческий капитал в современной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Производственные способности человека традиционно занимают центральное место в экономических и социальных науках. Ускоренное развитие материального производства, связанное с промышленным переворотом в свое время заслонило проблемы развития человека и его производственных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала, в обеспечении экономического роста, над человеческим. В последнее время ситуация коренным образом изменилась. Мировой и отечественный опыт показали, что для экономического подъема страны, наряду с инвестициями в вещественный капитал, необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье и миграцию — как в основные элементы человеческого капитала. И внимание многих исследователей обратилось к изучению проблем, связанных с анализом производственных способностей человека, его интеллектуальных возможностей, мотиваций и потребностей — поскольку на пороге нового тысячелетия перспективы роста экономики, условия ее модернизации во многом определяются процессами формирования человеческого капитала и степенью его реализации в общественном производстве.

В основе эффективности человеческого капитала как основного экономического ресурса находится качество его элементов. Обществу для воспроизводства материальных благ и услуг необходим человеческий капитал, содержание которого обеспечивает максимальную производительность труда на макро и микро уровне экономики. Данная цель достигается посредством производства качественного человеческого капитала, отражающего способность индивидуумов осуществлять квалифицированный, интеллектуальный и творческий труд в соответствии с производственными потребностями экономики.

Роль человеческого капитала в современных условиях приводит к существенному повышению значимости процессов способствующих росту качества его основных элементов, главным из которых является инвестирование в производственные способности индивидуума. Тем не менее, в экономической литературе, до сих пор нет единого определения человеческого капитала, и отсутствует четкая методология инвестирования в него.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, посвященного рассмотрению вопросов инвестирования в человеческий капитал и проблем с этим связанных.

Степень разработанности темы.

Проблема развития человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Предпосылки к возникновению и разработке теории человеческого капитала были заложены в трудах классиков политической экономии и их последователей — J1. Вальраса, Дж.М. Кларка, Г. Маклеода, Т. Мальтуса, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Милля, У. Пети, Д. Рикардо, А. Смита и других.

Современное формирование концепции человеческого капитала и выделение ее в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли произошло во второй половине XX века и неразрывно связано с работами Г. Беккера, М. Блауга, У. Боуэна, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Ф. Махлупа, Г. Псахаропулоса, J1 Туроу, Е. Уилсона, Т. Шульца. В разработках Г. Беккера и Т. Шульца достаточно широко исследуется роль института семьи в формировании человеческого капитала.

В отечественной экономической науке интерес к теории человеческого капитала появился в 1990;х годах и в начале не получил должного признания, а отдельные публикации носили лишь критический характер — Р. И. Капелюшников, В. И. Марцинкевич, А. В. Дайновский. Однако в последнее время начался всплеск работ посвященных проблемам воспроизводства человеческого капитала, это исследования А. Добрынина, С. Дятлова, И. Ильинского, М. Критского, С. Курганского, И. Цапенко, Г. Колесников, Е. Голованова и других.

Исследованием взаимосвязи человеческого капитала и образования занимались С. Г. Струмилин, П. Друкер, А. Саградов и др.

Вместе с тем, проблема воздействия инвестиционных процессов на содержание человеческого капитала требует дополнительных разработок, систематизирующих полученные результаты и способствующих поиску эффективных способов получения качественного человеческого капитала.

Актуальность проблемы и недостаточность ее научной разработанности, предопределили не только выбор темы диссертационного исследования, но и обусловили его цель и задачи.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Главная цель исследования заключается в развитии методологических подходов к анализу структуры человеческого капитала и разработке оптимальной концепции инвестирования в элементы его структуры, как на микро, так и на макроуровне в России.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— Выделить категорию человеческого капитала среди категорий рабочей силы, физического и интеллектуального капиталов.

— Обобщить и систематизировать основные методологические подходы к категории человеческого капитала.

— Рассмотреть виды инвестиций в человеческий капитал и их концептуальные отличия.

— Проанализировать взаимосвязь элементов человеческого капитала России с другими странами, и выделить основные проблемы из развития.

— Проанализировать современное состояния человеческого капитала России и дать указать понижающие и повышающие факторы его развития.

— Разработать механизм диагностики состояния человеческого капитала страны, для обнаружения его расхождения с желаемым состоянием.

— Разработать комплекс мер для повышения качества управления человеческим капиталом и приведения его к оптимальному состоянию.

Объектом исследования являются инвестиции в формирование и развитие человеческого капитала.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений и социально-экономических форм их реализации, связанных с процессами воздействия инвестирования на формирование качественного человеческого капитала и его элементов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные монографические работы, научные статьи в ведущих мировых журналах и прикладные разработки отечественных и зарубежных экономистов и социологов по современной теории человеческого капитала.

В ходе исследования применялись методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического моделирования, классификации, а так же социологических и других эмпирических исследований применительно к проблематике эффективности инвестирования в человеческий капитал России.

Информационную базу исследования составили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, сведения, опубликованные в работах отечественных и зарубежных исследователей, результаты социологических опросов.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, позволили выявить реальные тенденции состояния элементов человеческого капитала в России на современном этапе. Ряд предложений и рекомендаций носят прикладной характер и могут быть использованы при разработке методики управления инвестированием в элементы человеческого капитала.

Отдельные положения могут быть рекомендованы для совершенствования системы образования и эффективного функционирования научно-образовательного комплекса в России.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания вузовского курса экономической теории и экономики труда, при разработке учебных программ и спецкурсов.

Выводы диссертации могут служить теоретической базой для дальнейших научных исследования в области проблем человеческого капитала.

Апробация результатов исследования Основные положения диссертации обсуждались на 24-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» а так же на 17-м всероссийском студенческом семинаре посвященном «Проблемам управления».

Так же, основные научные положения диссертации нашли отражение в 5 опубликованных работах, общим объемом 1,6 п.л.

Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Основные результаты, полученные в диссертации, могут быть отражены в виде следующих выводов и предложений:

1. Дана авторская трактовка категории «человеческий капитал», под которым понимаются интеллектуальные способности и практические навыки, полученные в процессе образования и практической деятельности человеком, способным к эффективному участию в процессе производства, арендованные собственником основного капитала.

2. Рассмотрены основные отличительные черты человеческого капитала: человеческий капитал неотделим от личности своего носителявложения в него дают довольно длительный по времени и интегральный по характеру эффект, как экономический, так и социальныйинвестиционный период человеческого капитала значительно длиннее, чем у физическогозатраты на увеличение человеческого капитала связаны с уменьшением свободного времени человека, так как в период переподготовки человека, он не может эффективно участвовать в трудовой деятельностихарактер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

3. Для вещественного капитала на рынке имеются два ряда наблюдаемых цен — во-первых, на его активы и, во-вторых, на потоки доставляемых им услуг (станок или здание можно купить, а можно взять в аренду). В отличие от этого человеческий капитал можно только «арендовать» (наняв работника), поскольку в современных (нерабовладельческих) обществах сам человек не может быть предметом купли-продажи. В результате имеется только один ряд наблюдаемых цен — платежи за «аренду» человеческого капитала, что серьезно затрудняет стоимостную оценку его роста.

4. Автором работы были уточнены взаимосвязи и разделено содержание схожих категорий «человеческий капитал», «рабочая сила», «физический капитал», «интеллектуальный капитал» и «социальный капитал».

5. В результате анализа современного состояния человеческого капитала в России дана оценка состоянию человеческого капитала страны, указаны понижающие и повышающие факторы его развития. Дана оценка мероприятиям, проводимым в России с целью роста и развития человеческого капитала.

6. Проанализировав элементы человеческого капитала, автором сделан вывод что, Российская система образования, развивается по пессимистическому сценарию, описанному в теории фильтра. Согласно этой теории, задача системы образования, как главенствующего элемента человеческого капитала страны, — не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существовали до обучения. Чем способнее человек, тем более высоких ступеней образования он достигаетаттестат или диплом всего лишь удостоверяют его более высокую потенциальную производительность и фактически служат пропуском на лучшие рабочие места. Однако, в России рост образовательной компоненты человеческого капитала, приобретает иррациональный характер: и когда менее способные люди начинают в массовом порядке получать высшее образование (вследствие уменьшения конкурса на платные места и увеличения численности самих этих мест), которое до этого было доступно лишь немногим, то тогда более способные оказываются вынуждены продолжать обучение, но уже в аспирантуре, чтобы подтвердить свои конкурентные преимущества и тем самым сохранить доступ к лучшим рабочим местам. Такое поведение — рационально с индивидуальной точки зрения, но иррационально с точки зрения всего общества в целом. Кроме того, при определенных условиях система отбора начинает давать сбои, выдавая за реально существующие фиктивные различия в способностях человека. В этом случае информационная ценность образовательного сигнала становится близкой к нулю, поскольку аттестаты и дипломы перестают быть свидетельством более высокой потенциальной производительности их обладателей.

7. Общая ситуация, сложившаяся в сфере образования как основного элемента человеческого капитала за последние десятилетия, определяются автором как мировой кризис. Сущность мирового кризиса образования, по мнению автора, состоит в противоречии между революционным переворотом в современных, производительных силах на основе увеличения их наукоёмкости и информатизаций с эволюционно-экстенсивным развитием образования в рамках традиционных его парадигм. При этом, преодоление кризиса возможно лишь на основе радикальных преобразований в образовании, которые приведут его содержание, формы и методы в соответствие с требованиями научно-технического и культурного прогресса.

8. Участие государства в финансировании человеческого капитала, должно ограничиться решением тех проблем, которые не разрешаются механизмами рынка на основе частного финансирования:

— на рынке человеческого капитала, государство должно корректировать объем и структуру спроса и предложения в соответствии с потребностями общественного развития, выявляемыми комплексным анализом тенденции социально-экономического развития и долговременными прогнозами;

— учитывая, что рынок человеческого капитала автоматически не обеспечивает ориентацию образовательных учреждений, приобретающих экономическую самостоятельность, на долгосрочные потребности экономики, государство должно регулировать такую направленность через субсидирование развития вузами науки и подготовки специалистов по новым направлениям. Оно так же должно предоставлять льготы бизнесу, оказывающему поддержку вузам, имеющему свои образовательные центры и финансирующему получение образования своим работникам;

— так как рынок капитала автоматически не обеспечивает созданий льготных механизмов целевого сбережения ресурсов и частного инвестирования в образование, то государство должно способствовать развитию финансовых инструментов, обеспечивающих распределение во времени затрат домохозяйств на развитие человеческого капитала. Оно должно содействовать кредитным учреждениям, работающим с соответствующими финансовыми инструментами и поощрять деятельность общественных фондов содействия образованию .

9. В результате систематизации исследований категории «человеческий капитал», автором работы было введено в научный оборот понятие «фиктивный человеческий капитал». Фиктивный человеческий капитал — ситуация, когда человек пройдя период первичного накопления своего капитала (получил общее и высшее образование), не находит по ряду причин применения на рынке, то есть его капитал не берется в аренду владельцами средств производства, и сам он этими средствами не владеет.

10. Государственное регулирование в сфере человеческого капитала должно быть направлено не только на решение проблем воспроизводственного цикла, но и на создание необходимых условий жизнедеятельности населения, а так же на соответствие материально — технической базы прогнозируемому развитию человеческого капитала страны.

11. Предложен механизм диагностики состояния человеческого капитала страны, что поможет обнаружить расхождения с желаемым состоянием, сформулировать комплекс мер и необходимые затраты для повышения качества управления человеческим капиталом и приведения его состояния к виду, необходимому для достижения максимальной экономической эффективности.

12. Для анализа и экстраполяции развития материально технической базы страны, с целью обеспечения эффективного управления народонаселением, была разработана унифицированная система показателей, которая может быть использована как для определения текущего состояния того или иного сектора экономики, так и для определения наиболее желательных параметров развития экономики страны/региона. Алгоритм действии, в рамках данной системы, представлен в виде разработанной автором блок-схемы.

13. Предложена графическая модель сравнения оптимального и реального состояний человеческого капитала, которая дает наглядное представления о расхождениях в значениях, характерных для каждого индивида с оптимальными показателями, что в свою очередь помогает определить необходимые направления инвестирования в капитал каждого конкретного человека.

Заключение

.

В настоящей диссертационной работе были исследованы теоретические основы инвестирования в человеческий капитал, проанализировано состояние его основных компонентов в современной экономике России и разработаны методы управления их эффективностью.

В целях развития теоретических основ инвестирования в человеческий капитал было исследовано содержание экономической категории «человеческий капитал» и проанализирована структура инвестиций в него. Рассмотрены перспективы развития человеческого капитала в российской экономике, а так же определены возможные пути совершенствования механизма инвестирования в него.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Зарубежный опыт в области разработки национальных стратегий регулирования занятости // Современные проблемы экономической теории: Сб. ст. Всерос. научн.-практич. конф., вып. 1. ч. 2. Воронеж: ВГУ, 2003.
  2. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа. 2008 (Этическая экономия: Исследования, но этике, культуре и философии хозяйства- Выпуск 2).
  3. B.C. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 2006.
  4. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспективы) — Межвуз. сб. науч. тр. / Волгоград, гос. тех, ун-т. Волгоград: Политехник, 2001.
  5. О.П., Воробьев П. П. Региональное кооперирование вузов и промышленности в переходный период к рынку // Вуз и рынок: в 3 кн. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992.
  6. Антикризис. Человеческий капитал. Новые возможности компании. Выпуск 3II время перемен М.: Юрайт, 2009.
  7. Балацкий Е. В Дисконт-фактор в расчетах рентабельности вложений в человеческий капитал// «Общество и экономика», № 11−12. 2000.
  8. Б. В. Корнейчук. Человеческий капитал во временном измерении. Трансформационные модели микроэкономики Северная звезда, 2004.
  9. Г. Человеческий капитал. США: экономика, политика, идеология. 1993, № 11,12.
  10. Г. Теория распределения времени. США: экономика, политика, идеология. 1996, № 1,2.
  11. И. Интеллектуальный капитал // Эксперт. 2002-№ 25.
  12. В.И. Особенности рынка труда на рубеже XXI столетия //Человеческий капитал: формирование, эффективное использование в региональной экономике. Сб. статей межрегион, научн. конф. — Воронеж, ВГУ, 2000.
  13. Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии Издательство ПИТЕР, 2001.
  14. Васильев Петр Петрович Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.01 — Ростов на Дону, 2000.
  15. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  16. Ю.А., Субетто А. И. Образование и интеллектуальный потенциал России. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
  17. , А. Влияние человеческого фактора на прибыльность предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом, 2004, № 1.
  18. И.В. Отчетность по труду и заработной плате в 2007 году. Практическое пособе. М.: Дело и сервис, 2007.
  19. Тендерное образование. Региональный обзор состояния реформ высшей школы и тендерного образования в восьми странах СНГ Изд-во Вариант, 2006.
  20. Т. Соч.: Защита труда против притязаний капитала -М., 1938.
  21. Е. Хватит ли у России человеческого капитала? // Московские новости. № 004. — от 29.01.02.
  22. А.Г. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование, (соавторы Суслов В. И. и Суспицын С.А.). Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007.
  23. А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: «Экономика», 2002.
  24. И.Г. Российский опыт ранней подготовки кадров длянауки: подходы, формы, результаты // «Науковедение», № 2, 2002.
  25. Д. Человеческий капитал //Директор ИС. 2008. № 6.
  26. С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007.
  27. А.И., Дятлов С. Л., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования СПб.: Наука. 1999.
  28. Н.П. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образованно // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3.
  29. С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2006.
  30. Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика М.: Финансы и статистика, 2001
  31. Ю. Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной социальной политики//"Общество и экономика", № 11−12, 2000.
  32. Е.А. Система факторов повышения качества рабочей силы Человеческий капитал: формирование, эффективное использование в региональной экономике. Сб. статей межрегион, научн. конф. — Воронеж, Воронежский госуниверситет, 2000.
  33. Н.П. Человеческий капитал и глобализация // мировая экономика и международные отношения, 2004, № 9.
  34. Н. Россия и обмен рабочей силой в мире// «Миграция в России», № 1−2, 2001.
  35. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006.
  36. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. -М.: Наука, 1981
  37. В. А. Ценовая модель компромиссного рынка труда и ее связь с моделями товарных рынков // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т.2. Вып. 3. М.: 2004.
  38. Н.Н. «Человеческий капитал в современных условиях Хозяйствования» М.: Прогресс, 2007.
  39. Дж. Совокупный капитал США и его формирование / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
  40. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.: Экономика. 1998.
  41. М. Интеллектуальный потенциал России: проблемы сохранения и развития/Юбщество и экономика, 1999, № 6.
  42. О.В. Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. экон. наук. — Орел, 2006
  43. В.П. Здоровье населения и здравоохранение в России // РЭЖ, 1995, № 4.
  44. М.М. Социально-экономические проблемы формирования рынка рабочей силы в Российской Федерации: Сб. науч. трудов. СПб.: СПбГИЭА, 1994.
  45. М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  46. М.М. Теория человеческого капитала как приоритетный фактор реформирования экономики //Экономическая теория и хозяйственная реформа: Сб. науч. трудов. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  47. В.Ю. Оценка инвестиций в человеческий капитал / Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур: межрегиональный сборник научных трудов выпуск 6 (часть 1) -Воронеж, ВГТА: 2006.
  48. В.Ю. К вопросу о содержании категории «человеческий капитал» II Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Россия и регионы: потенциал и традиции» // Финансы. Экономика. Стратегия. 2006 г. -№ 9 (26).
  49. В.Ю. Человеческий капитал и уровень здоровья населения в России // Финансы. Экономика. Стратегия. № 3 2007.
  50. Е.Б., Стрепетова М. П. Экономические проблемы науки// «Науковедение», № 3, 2007.
  51. Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект// Экономика здравоохранения, № 2, 1998.
  52. Д.С. Роль России в развитии человечества. -http://viperson.ru/wind.php?ID=273 410&soch=1, 2006.
  53. Н.С. Тенденции развития образовательного потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. -2002. № 2.
  54. Т. Опыт о законе народонаселения. В сб. Антология экономической классики. В 2-х томах. Том 2,3. Предисловие, составление И. А. Столярова — М.:Эконов, 1992.
  55. А. Принципы экономической науки. Пер. с англ. / А. Маргдалл М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  56. Материалы конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России», Москва, 17 октября 2006 г.
  57. Дж.С. Основы политической экономии, т. 1. М., 1980.
  58. К.Р., Брю C.J1. Экономикс. М.: Республика, 1993.
  59. А. Хьюзлид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти. Оценка персонала. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию М.: Вильяме, 2007.
  60. К. Капитал. Критика политической экономии. Соч. 2-е изд., т. 49. М.: Политиздат, 1974.
  61. А. Принципы экономической науки Т. 2 / Пер. с англ., -М: Прогресс, 1993.
  62. И., Смолин О. Реформирование образования в России: позиция парламентского комитета // Педагогика, 1999, № 7.
  63. Н. Наука, образование и судьба России // Общество и экономика, 1999, № 3−4.
  64. Моисеенко В. М, Чудиновских О. С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России// «Проблемы прогнозирования», № 4, 2000.
  65. Ю.М. Экономика труда: учебное пособие // ИНФРА-М, 2007.
  66. А. Экономическая теория благосостояния. Пер. с англ. -М., 1985, т. 1.
  67. А.А., Соломатин А. В. Фиктивный человеческий капитал в контексте становления новой экономики // Экономика, предпринимательство и окружающая среда, № 2, 2008.
  68. А.А. Инвестиции в человеческий капитал и их основные виды // Материалы 17-го Всероссийского студенческого семинара «проблемы управления», выпуск 2, 2009.
  69. А.А. Проблемы начального образования как основы развития человеческого капитала России // Материалы 24-й всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления -2009», выпуск 2, 2009.
  70. А.А. Рабочая сила и человеческий капитал, сходствои различие категорий // Экономика, предпринимательство и окружающая среда, № 1, 2009.
  71. А.А. Человеческий капитал России в международном контексте // Вестник университета / Государственный университет управления, № 15, 2009.
  72. В.Д. Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения II Экономист, 1993, № 12.
  73. Н.И. Управление человеческими ресурсами как важнейшая составляющая стратегии развития компании //управление развитием персонала, 2007,№ 3.
  74. Самородова Елена Михайловна Инвестиции в человеческий капитал: Методологический аспект: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.01 — Орел, 2000.
  75. А.Н. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами организации // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 11.
  76. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // МЭМО. 1995, № 9.
  77. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Отв. ред. Абалкин Л. И. М: Наука, 1980.
  78. М.А. Формализация математической модели прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с профессиональным образованием ПГУ, Петрозаводск, 2007.
  79. В.Ф. О некоторых направлениях деятельности вуза в условиях перехода к рынку // Вуз и рынок: в 3 кн. Кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 2002.
  80. А.А. «Человеческий капитал» в рыночной экономике. -Тула: Изд-во Тульского государственного пединститута, 2005.
  81. А.А. Человеческий капитал в мировой экономике. Тула:
  82. Изд-во Тульского государственного пединститута, 2005.
  83. В.И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 2007.
  84. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08 1996 № 125-ФЗ// Собрание законодательства РФ, № 35, 1996- «Российская газета», 29 августа 1996.
  85. Фитц-енц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / перев. с англ. В.И. Ярных- М.: Вершина, 2006.
  86. П., Лугачев М. И. Финансовый кризис в российском высшем образовании // Вестник Московского университета 1996, № 5.
  87. Цапенко Ирина Викторовна Инвестиции в человеческий капитал и методы оценки их эффективности: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.01 Ростов-на-Дону, 2005.
  88. ЭО.Чурьянов Ю. Д. Финансирование вузов: опыт некоторых зарубежных стран // Вестник Московского университета, серия 6, экономика 2007 — № 2.
  89. С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  90. И.М. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М: Наука, 2007.
  91. А.К. Методология проведения реформ национальной системы образования М.: ИНФРА-М, 2007.
  92. Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева. В.Л. М: Academia, 1999.
  93. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы). Сборник обзоров М.: РАН ИНИОН, 1999.
  94. Эб.Эрфурт Кристина Анатольевна Управление инвестициями в человеческий капитал: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05 — Томск, 2006.
  95. А.В., Цапенко И. П. Наука и бизнес// «Науковедение», № 2, 2001.98. http://www.qks.ru/99. http://www.rbc.ru/100. http://www.consultant.ru/101. http://hdrstats.undp.org/102. http://www.csiic.ca/
Заполнить форму текущей работой