Представления о рынке труда и роль операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения
В настоящее время в России государственные органы по регулированию труда в целом, и трудоустройства в частности, остаются привилегированным действующим социальным институтом на рынке труда. Но следует отметить, что с 1989 года в России появился и стал быстро развиваться совершенно новый институт, присущий рыночной экономикенегосударственные службы занятости населения. Основой существования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОПЕРАТОРЫ РЫНКА ТРУДА
- 1. 1. Теоретико-методологические подходы к определению рынка труда
- 1. 2. Рынок труда и управление занятостью населения
- 1. 3. Операторы рынка труда (негосударственные службы занятости населения): российский и зарубежный опыт. Понятие, классификация и содержание работы.'
- ГЛАВА 2. РОЛЬ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА ТРУДА И ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ О РЫНКЕ ТРУДА НА СТРУКТУРУ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
- 2. 1. Востребованность и активность специалистов на рынке труда
- Хабаровска (на примере анализа деятельности и технологии работы агентства по подбору персонала «МАКОН», г. Хабаровск)
- 2. 2. Противоречия представлений работодателей и работников о современном рынке труда
- 2. 3. Роль операторов (негосударственных служб занятости населения) рынка труда: состояние и перспективы развития
Представления о рынке труда и роль операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Ситуация на рынке труда в условиях современной российской действительности породила целый блок проблем, решение которых оказалось невозможно с помощью традиционных для социологии методов и подходов.
Российский рынок труда оказался глубоко деформирован. Поиск новых, более эффективных форм общественной организации труда и занятости происходит в виде спонтанно возникающих разнообразных альтернативных структур, действующих рассогласованно, на свой страх и риск, практически мало изученных и не оцененных по эффективности и отдаче.
Реформирование российского общества в значительной степени изменили рынок труда, также изменились представления о рынке труда. На это указывают следующие показатели:
• Абсолютное сокращение численности занятых в экономике, особенно в сфере, материального производства1;
• Существенные изменения отраслевой структуры занятости, снижение удельного веса занятых в промышленности, перераспределение рабочей силы между обрабатывающей и добывающей промышленностью в пользу последней (после 1992 г. 23 млн. человек, занятых в промышленности, 11,6 млн. перешли в иные сферы деятельности)2;
• Расширение занятости в негосударственном секторе экономики, дальнейшее развитие малого предпринимательства;
1 Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории? И Общественные науки и современность. — 1999. — № 4. — С. 98−112.
2 Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации (проект) // Вопросы экономики. — 1998. — № 2. — С. 75.
• Значительные масштабы скрытой безработицы;
• Массовое участие населения в неформальном секторе экономики, а также увеличение масштабов вторичной занятости и другое (по оценке социологов и экономистов, в настоящее время, более половины экономически активного населения имеют отношение к неформальному сектору);
• Появление в России с начала 90-х годов совершенно нового социального института, присущего рыночной экономике — частных агентств занятости (ЧАС) населения.
На рынке труда начинает формироваться мнение о реальной ситуации. Причем складывается представление пока в основном за счет слухов и иллюзий. Новая мифология пресыщенности рынка предложений и истощенности вакансий не помогает ни работодателям, ни операторам рынка труда, ни ищущим работу правильно ориентироваться в обстановке. Тогда как, по мере становления рынка труда в условиях экономических и политических преобразований в России на нем произошли существенные перемены: если раньше проблемой был поиск работы, то сегодня — поиск хорошего специалиста, и это далеко не единственная перемена. Проблема также заключается в несоответствии представлений работодателей и работников о современном рынке труда. Это обуславливает необходимость изучения противоречивости представлений о рынке труда.
На рынке труда современной России государственные органы по регулированию труда в целом, и трудоустройства в частности, остаются привилегированным действующим социальным институтом. Однако в России появился и стал быстро развиваться совершенно новый институт — частные агентства занятости (ЧАЗ) населения (или негосударственные службы занятости населения).
Служба персонала предприятий не обладает достаточной информацией, ограничен ее кадровый резерв (например, в новых сферах бизнеса, при открытии новых направлений и т. п.). Для нормального функционирования современной рыночной экономики требуются специализированные бизнес-услуги, в том числе в области работы с персоналом. В настоящее время уже можно говорить, что наряду с другими отраслями в России сформировалась отрасль услуг по подбору персонала. Все это подчеркивает необходимость изучения роли негосударственных служб занятости на рынке труда, их влияние на формирование структуры занятости населения.
Степень разработанности.
Многоплановая проблематика занятости населения, организации труда и рынка труда нашли свое отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
В работе использованы работы, раскрывающие: концепции «человеческих ресурсов» (Д.С. Иванцевич, А. А. Лобанов, И. Бушмарин)1- влияние традиций и социально-психологической ориентации человека на предложение труда (М. Вебер) — потребности и потенциал человека, эффективность, мотивы, условия труда (Б.М. Генкин, Н.А. Горелов)3- особенности взаимоотношений между специалистами негосударственных.
1 Иванцевич Д. С., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993; Бушмарин И. Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа // Мировая экономика и международные отношения. — 1990. — № 2. -С. 41;
2 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990;
3 Генкин Б. М. Общая теория потребностей как основа управления персоналом // Роль предпринимательства в возрождении экономики России: Материалы Всероссийского научного симпозиума. Тюмень: Вектор Бук, 2000; Горелов Н. А., Тучнов А. И. Энциклопедия труда и занятости. — СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1997; Исмаилова Л. Э. Факторы спроса и предложения на рынке труда, безработица и формы ее проявления Ин-т экономики РАН. — М., 1993. — С. 2. — Деп. ИНИОН РАН, № 48 284- служб и службами персонала крупных компаний (С.А. Карташов, Ю. Г. Одегов, И.А. Кокорев).
При выделении различных подходов к определению структуры и основных характеристик рынка труда для переходной экономики России необходимо использовать фундаментальные классические исследования Т. Р. Мальтуса, Т. Веблена, Дж. Кейнса, Ф. Кенэ, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Е. Бернштейна, Й. Шумпетера, а также труды отечественных ученых, исследовавших различные методологические и теоретические аспекты изучаемой проблемы, — М. Атлас, Л. Бушмамарина, А. Кашепова, А. Котляра, И. Масловой, В. Радаева, О. Романовского, М. Сажиной, И. Чангли, Л. Шаховской, В. Щеренко и др.
Зарубежные исследователи заложили основы разработки данной проблемы. Они выявили сущность, показали закономерности становления рынка труда в условиях капиталистических производственных отношений на всех этапах его развития и трансформации. Отечественные ученные определили подходы к пониманию необходимости формирования российского рынка труда.
Анализ трудов указанных авторов позволил выявить эволюцию взглядов и учений на создание и развитие рынка труда1.
Определение роли операторов рынка труда (негосударственных служб занятости) в формировании структуры занятости населения получило отражение в отечественной социальной науке. Особого внимания заслуживают работы: Карташова С. А., Одегова Ю. Г., Кокорева И. А., Балханова A.M., Лосева В. А, Никифорова P.O., Серговимцевой Н.А.2.
1 Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984; Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1994. Т. 2- Кенэ Ф. Избранные экономические сочинения. М.: Соцэкгиз, 1969.
2 Карташев С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Рекрутинг: найм персонала. / Под ред. Ю. Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. Балханов A.M. Совершенствование деятельности кадровых агентств на региональном рынке труда. — Автореф. дис. на соиск.
В работах указанных авторов раскрываются особенности деятельности негосударственных служб занятости (кадровых агентств) и установление грамотных отношений между специалистами служб персонала компаний и сотрудниками частных агентств занятости. Проанализированы состояние и перспективы их деятельности, технология работы и роль на рынке труда.
Вместе с тем до сих пор ощущается недостаток исследований, дающих целостное социологическое представление о роли операторов рынка труда, противоречивости представлений о рынке труда, а также их влияние на формирование структуры занятости населения.
Актуальность необходимости изучения противоречивости представлений о рынке труда и роли негосударственных служб занятости в формировании структуры занятости населения, ее недостаточная разработанность в отечественной социологии, научная и практическая значимость определили выбор цели, задач, объекта и предмета данного исследования.
Работа ставит целью определить несоответствия представлений о рынке труда и роль частных агентств занятости в формировании структуры занятости населения г. Хабаровска.
Исходя из цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
• Обосновать теоретико-методологические подходы к определению рынка труда в социальной наукеуч .степ, к.э.н. — Иркутск, 2001. Лосев В. А. Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала. — реф.диссертации. на соиск. уч. степени к.э.н. /В.А. Лосев. -М.: 2000; Никифоров P.O. Рекрутинговый бизнес в России — М.: ПАИМС, 2001. Серговимцева Н. А. Совершенствование деятельности кадровых агентств по рекрутингу управленческого персонала для организаций г. Москвы — Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. -М.:ГУУ, 2001. s.
• Выявить несоответствия представлений работников и работодателей о современном рынке труда;
• Провести анализ востребованности и активности специалистов на рынке труда г. Хабаровска;
• Определить роль операторов рынка труда (негосударственных служб занятости или частных агентств занятости населения) в формировании структуры занятости населения;
• Обозначить состояние и перспективы развития частных агентств занятости на рынке труда.
Объектом диссертационного исследования являются работники, работодатели, операторы рынка труда (негосударственные службы занятости населения) г. Хабаровска.
Предмет исследования — проблема несоответствия представлений работников и работодателей о рынке труда, роль операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения г. Хабаровска.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений, логический, диагностический, исторический и социологический методы.
Диссертационное исследование основывается на исследовательском материале, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров.
Эмпирическая база. Информационной эмпирической базой исследования послужили материалы социологических опросов, наблюдения, документы и др. Социологические опросы проведены лично или при непосредственном участии автора. N=700. Исследование проводилось методом анкетного опроса по репрезентативной выборке. Также использован метод экспертного опроса. N=32.
Основные научные результаты и их научная новизна заключается в следующем:
• Дан анализ несоответствия представлений работодателей и работников о современном рынке труда и действительное положение дел. Показано, что представления работников и работодателей о рынке труда противоречивы и не всегда адекватны действительности;
• Определена роль негосударственных служб занятости в формировании структуры занятости населения;
• Обозначены состояние и перспективы развития негосударственных служб занятости (кадровых агентств) на рынке труда в России. На рынке труда, в целом, выделены следующие тенденции, характерные для сегодняшней ситуации, связанные с изменениями факторов внешней среды кадровых агентств: сближение с постоянными клиентамислияние агентствповышение качества и внедрение стандартов кадровых услугиспользование кадровыми агентствами новых информационных технологий.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о роли операторов рынка труда (частных агентств занятости), представлениях о рынке труда, их влияние на формирование структуры занятое^ населения. Результаты работы позволяют полнее осознать противоречивость представлений работодателей и работников о рынке труда, выделить факторы и механизмы управления занятостью населения.
Практическая значимость проведенного исследования определяется его направленностью на практику управления занятостью населения посредством операторов рынка труда (негосударственных служб занятости).
Основные положения, выводы, практические рекомендации и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике управления человеческими ресурсами менеджерами по персоналу, руководителями предприятий всех форм собственности, специалистами государственных и муниципальных служб занятости населения, а также специалистами негосударственных служб занятости населения.
Результаты диссертационного исследования использованы в деятельности негосударственной службы занятости (Кадровым агентством «МАКОН» г. Хабаровск).
Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в лекциях и семинарах на социологических отделениях и факультетах.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Государственные службы занятости остаются привилегированным действующим социальным институтом на рынке труда современной России. Однако с начала 90-х годов в России появился и стал быстро развиваться совершенно новый институт, присущий рыночной экономике — частные агентства занятости (ЧАЗ) населения. Особенно широкое распространение получают так называемые рекрутинговые1 агентства, основной задачей которых является поиск и подбор специалистов для работы на предприятии заказчика.
2. Основная институциональная функция частных агентств занятости не столько в борьбе с безработицей, сколько в улучшении структуры занятости.
3. Развитие негосударственных служб занятости в России можно оценивать сегодня как перспективное. Во-первых, кадровые агентства в России заняли на рынке труда свою нишу. Главный результат развития их деятельности — подбор специалистов через кадровые агентства стал считаться одним из основных источников найма персонала. Во-вторых, негосударственные службы занятости находятся на стадии стабилизации в настоящее время. В-третьих, инфраструктура частных агентств занятости, в частности, типологии подбора в общих чертах схожа с инфраструктурой рекрутингового.
1 От слова recruiter — вербовщик. рынка за рубежом, однако имеет свою специфику, отражающую реалии российской экономики в целом и экономики труда в частности.
4. Ожидания и требования работодателей и работников противоречивы и не совпадают с реальным предложением на современном рынке труда. Несовпадение ожиданий определяет недовольство работников и работодателей друг другом. Это в результате, затрудняет их успешное взаимодействие и ведет к ряду негативных последствий, а именно к текучести кадров, сложностям в подборе персонала, негативной репутации компаний и др.
5. Завуалированные ожидания работников не позволяют работодателям выявить мотивы работника при устройстве на работу, что затрудняет работодателям поиск персонала и определиться в выборе в пользу того или иного работника.
6. Работодатели при поиске персонала, с одной стороны, помимо данных об образовании и опыте работы, обращают внимание и на другие качественные характеристики (например: способность к обучению, готовность к выполнению разнообразной работы), с другой стороны, оказывается, что работодатели не только не могут сформулировать те качества, умения, способности, личностные и профессиональные характеристики, которые действительно необходимы и достаточны для успешной профессиональной деятельности на данном рабочем месте, но и очень редко заявляют о них (в частности, при работе с кадровыми агентствами или при размещении информации о вакансии в СМИ).
Апробация и внедрение результатов была проведена на III Международном Азиатско-тихоокеанском конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2004). Основные положения диссертации были изложены в 4 опубликованных научных статьях автора. Также основные положения диссертационного исследования нашли отражение в деятельности Агентства по подбору персонала «МАКОН» г. Хабаровск.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, состоящего из 169 источников и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, рынок труда представляет собой механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы, обеспечивающий щ функционирование экономики на основе действия объективного экономического спроса и предложения. В условиях экономических и политических преобразований в России на рынке труда произошли существенные перемены. Необходимо отметить, что раньше проблемой был поиск работы, но сегодня — поиск хорошего специалиста. Проблема также заключается в несоответствии представлений работодателей и работников о современном рынке труда. Это обусловило необходимость изучения влияния Ф динамики представлений о рынке труда на структуру занятости.
В результате проведенного исследования дан анализ соответствия представлений работодателей и работников о современном рынке труда и действительное положение дел, показано, что представления работников и работодателей о рынке труда противоречивы и не всегда адекватны действительности. Часто завуалированные ожидания работников не позволяют работодателям выявить мотивы работника при устройстве на работу, что затрудняет работодателям поиск персонала и сделать успешно выбор в пользу того или иного работника. В свою очередь, работодатели, с одной стороны, помимо данных об образовании и опыте работы обращают внимание и на другие качественные характеристики при подборе персонала, с другой стороны, оказывается, что работодатели не только не могут сформулировать те качества, умения, способности, личностные и профессиональные характеристики, которые действительно необходимы и для успешной работы на данном рабочем месте, но и очень редко заявляют о.
Ф' них (в частности, при работе с кадровыми агентствами или при размещении информации о вакансии в СМИ).
Данные исследования позволили сделать вывод, что ожидания работников завуалированы, что не позволяет работодателям определить реальные мотивы работников. А это в свою очередь затрудняет работодателям поиск персонала и делать успешно выбор в пользу того или иного работника.
В настоящее время в России государственные органы по регулированию труда в целом, и трудоустройства в частности, остаются привилегированным действующим социальным институтом на рынке труда. Но следует отметить, что с 1989 года в России появился и стал быстро развиваться совершенно новый институт, присущий рыночной экономикенегосударственные службы занятости населения. Основой существования операторов рынка труда (негосударственных служб занятости населения: кадровые агентства, рекрутинговые компании, агентства по подбору персонала) в современном обществе является постоянный дефицит квалифицированных специалистов. Именно дефицит работников определенного качества обуславливает наличие в обществе порой весьма высокого уровня безработицы. Кроме того, как отмечалось на одной из последних сессий Международной организации труда, только благодаря операторам рынка труда можно остановить правовой беспредел как в отношении человека, который ищет работу, так и непосредственно работодателя.1.
Деятельность негосударственных служб занятости отличается особой остротой конкурентной борьбы, что обуславливает разнообразие стратегий и технологий работы, кадровых агентств.
1 Карташев С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Рекрутинг: найм персонала. / Под ред. Ю. Г. Одегова. -М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 43−48.
Деятельность частных агентств занятости только формируется, еще не сложились определенные, четко обозначенные правила профессионального сотрудничества организации, кадровых агентств и рекрутеров (специалистов частных агентств занятости).
В деятельности негосударственных служб занятости в целом выделяются следующие тенденции: сближение с постоянными клиентамислияние агентствповышение качества и внедрение стандартов работы негосударственных служб занятостииспользование новых информационных технологий.
Перспективы развития негосударственных служб занятости в Хабаровске можно оценивать весьма оптимистично. Во-первых, негосударственные службы занятости в России в соответствии с объективными законами рыночной экономики заняли на рынке труда свою нишу, обеспечивающую выполнение основной институциональной функции кадровых агентств, которая заключается в улучшении структуры занятости, повышении концентрации квалифицированных специалистов в ведущих компаниях. Во-вторых, основные характеристики рынка кадровых агентств обусловлены стадией стабилизации, на которой он находиться в настоящее время. В-третьих, инфраструктура рынка рекрутинговых услуг в частности типологии подбора в общих чертах схожа с инфраструктурой рекрутингового рынка за рубежом, однако имеет свою специфику.
Служба персонала не обладает достаточной информацией, ограничен ее кадровый резерв (например, в новых сферах бизнеса, при открытии новых направлений и т. п.).
Обращение в кадровые агентства стало характерным не только для иностранных, но и для российских компаний. Последние представляют собой часть российских компаний. Заняв прочное и стабильное положение на рынке, они осознали необходимость качественного подбора высококвалифицированного персонала и готовы платить за это кадровым агентствам, увидев в рекрутменте средство повышения эффективности своего бизнеса, позволяющее добиться победы в конкурентной борьбе.
Данные исследования показали, что при найме персонала работодатели часто не знают технологий грамотного взаимодействия с рекрутинговыми агентствами, не могут сформулировать обоснованных требований к работе рекрутера. Их просчеты обусловлены: 1) Слабым знанием рынка кадровых услуг г. Хабаровска, специализации агентств и как следствие — не умением правильно выбрать кадровое агентство. 2) Отсутствием четких формулировок задач, которые будет решать специалист, его функциональных обязанностей, а также требований к кандидатам. 3) Работой в режиме «нужен еще вчера». Для того чтобы ускорить процесс подбора персонала, компания сознательно уменьшает сроки поиска персонала. В результате отрабатываются не все возможные варианты, страдает качество, решение принимается долго и на работу принимается далеко не самый сильный кандидат. 4) Отсутствием представлений о технологиях работы рекрутеров (специалистов кадровых агентств). 5) Занижением условий оплаты труда специалиста, который подбирается в штат. Поскольку сумма гонорара Кадровых агентств напрямую зависит от годового дохода специалиста, поэтому порой компании стараются занизить уровень заработной платы будущего сотрудника. В результате, агентством предлагаются люди, которые претендуют на меньший размер заработной платы, а их квалификация значительно ниже.
Результатом этих просчетов являются обманутые ожидания, негативный опыт, разочарование взаимодействующих сторон, а также то, что менеджер по персоналу, как правило, начинает сотрудничать не с агентством в целом, а с конкретным рекрутером.
Современные компании стремятся к концентрации в своей структуре работников наилучшей квалификации. Отсюда можно вывести важнейшую институциональную функцию агентств по подбору и отбору персонала в обществе. Она не столько в борьбе с безработицей, сколько в улучшении структуры занятости, повышении конкурентоспособности бизнеса в целом посредством повышения концентрации квалифицированных специалистов в ведущих компаниях.
Список литературы
- Антосенков Е. Г. Петров О. Социально-трудовая сфера предприятий / Е. Г. Антосенков, О. Петров // Экономист. 1998. — № 6. — С. 44−51.
- Артемов О.Ю., Архипова Н. И., Ермакова И. Н., Овчинникова Н. В. Кадровый менеджмент. Практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб / О. Ю. Артемов, Н. И. Архипова, И. Н. Ермакова, Н. В. Овчинникова. М, 2001.
- Бабынина Л.С. Формы стимулирования персонала / Л. С. Бабынина // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С.96−108
- Базаров Т.Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина. -М., 1998.
- Базаров Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. Теория и практика антикризисного управления / Т. Ю. Базаров, П. В. Малиновский. М.: ЮНИТИ, 1996.
- Базаров Т.Ю., Управление персоналом развивающейся организации / Т. Ю. Базаров. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Балханов A.M. Совершенствование деятельности кадровых агентств на региональном рынке труда. Автореф.дисс. на соиск. уч.степ. к.э.н. / A.M. Балханов. — Иркутск, 2001.
- Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования / Т. Бараненкова //Проблемы теории и практики управления.-1998. № 4. С. 51−52
- Баркасов В.Т. Предложение рабочей силы и заработная плата в механизме рынка труда / В. Т. Баркасов. Волгоград, юр. ин-т. — Волгоград, 1996. — С. 2. — Деп. ИНИОН РАН, № 51 483.
- Бляхер Л.Е. Россия на перепутье: открыт ли путь в открытое общество / JI.E. Бляхер // Социальная система: новые контуры России. Хабаровск, 1996.
- Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И. А. Бутенко // Социологические исследования. — 1998. № 7.
- Бушмарин И. Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа / И. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 2. — С. 41.
- Былков В. Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда / В. Г. Былков. Иркутск: Изд-во Иркутск, экон. акад., 1996. -С. 8.
- Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации / М-во труда и социального развития Рос.Федерации. — 1998. -№ 3.
- Варламова Е.П. Как выбрать свою систему оценки персонала / Е. П. Варламова // Справочник по управлению персоналом. — 2004. № 8. — С. 18−27.
- Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984.
- Волгин А.П., Матирко В. И., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономике (опыт ФРГ) / А. П. Волгин, В. И. Матирко, А. А. Модин. М.: Дело, 1992.
- Волгин Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость. Мотивационный аспект / Н. А. Волгин, В. И. Плакся. М.: Луч, 1994.
- Волгин Н.А., Щербаков А. И. Экономика труда и социальные отношения / Н. А. Волгин, А. И. Щербаков. М: РАГС, 1997.
- Волков С. И. Экономический механизм достижения равновесия интересов на рынке труда: Автореф. дис. канд. экон. Наук / С. И. Волков. Тамбов, 2000. — С. 9.
- Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий /
- B.П. Галенко. СПб.: УэиФ, 1994.
- Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия / В. П. Галенко. СПб.: УэиФ, 1994.
- Генкин Б.М. Общая теория потребностей как основа управления персоналом / Б. М. Генкин // Роль предпринимательства в возрождении экономики России: Материалы Всероссийского научного симпозиума. Тюмень: Вектор Бук, 2000.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов / Б. М. Генкин. М.: НОРМА, 1999. — С. 384.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов, 4-е издание, перераб. и доп. / Б. М. Генкин — М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002.
- Герчиков В. Миссия и организации и особенности политики управления персоналом / В. Герчиков // Управление персоналом. — 1999. № 12.
- Горелов Н.А., Тучнов А. И. Энциклопедия труда и занятости / Н. А. Горелов, А. И. Тучнов. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1997.
- Горчакова В. Как себя продать. / В. Горчакова // Карьера. 2004. — № 9. —1. C.60−69.
- Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение. М.: РАГС, 1998.
- Громыко В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран /В.В. Громыко. — М., 1995.
- Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: эссе о политике свободы / Р. Дарендорф // Социальный конфликт: современные исследования. — 1991. С. 14.
- Денисова Д. Как познакомиться вслепую / Д. Денисова // Эксперт. — 2004. 8−14 марта № 9. — С.30−35.
- Домбровская И.Т. Как построить систему премирования / И. Т. Домбровская // Справочник по управлению персоналом. — 2004. № 8. — С.28−33.
- Джагарян Г. Г. Становление и развитие рынка труда в России / РАН ИНИОН- Отд. экон. наук. М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 5.
- Донская Н.А. Ищем лидеров в своей компании / Н. А. Донская // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С. 10−17.
- Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм / И. Б. Дуракова. -М.: Центр, 1998.
- Дуранова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. М.: Центр, 1998.
- Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов. — СПб: СПБГУЭФ, 1999.
- Егоршин А.П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. М., Нижний Новгород: НИМБ, 1999.
- Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность / Б. С. Ерасов. -М.: Наука, 2002.
- Ершов С. А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России / С. А. Ершов // Общество и экономика. 2000. — № 1.-С.48.
- Журавлев П.В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. М.: изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова: Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Журавлев П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: Экзамен, 1999.
- Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент / Г. Г. Зайцев, С. И. Файбушевич. СПб, 1992.
- Заславский И. К новой парадигме рынка труда / И. Заславский // Вопросы экономики. 1998. — № 2. — С. 83.
- Захаров Н.И. Отношение к труду и новые условия хозяйствования (социально-экономические аспекты развития отношения к труду) / Н. И. Захаров. -М., 1991.
- Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С. В. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 160 С.
- Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом / Дж. Иванцевич, А. А. Лобанов. М., 1993.
- Исмаилова Л. Э. Факторы спроса и предложения на рынке труда, безработица и формы ее проявления / Л. Э. Исмаилова, Ин-т экономики РАН. М., 1993. — С. 2. — Деп. ИНИОН РАН, № 48 284.
- Кадровый резерв и оценка результативности труда. Управление кадров. — М., 1995.
- Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
- Карташов С.А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Рекрутинг: найм персонала. Учебное пособие / Под ред. Ю. Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2002.
- Карташов С.А., Сапожников С. С. обзор деятельности компаний по отбору персонала и трудоустройству населения Москвы / С. А. Карташов, С. С. Сапожников. М.: КтиЗ, 1998.
- Карташева Л., Херкус Т. Проблемы высвобождения рабочей силы и пути их разрешения / Л. Карташева, Т. Херкус // Экономист. 1994. — № 10.
- Карташева Л.В., Одегов Ю. Г., Херкус Т. Управление персоналом в условиях реорганизации и сокращения производства / Л. В. Карташева, Ю. Г. Одегов. — М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997.
- Кравченко С.А. Социология парадигмы через призму социологического воображения / С. А. Кравченко. М.: Изд-во Экзамен, 2003.
- Копелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
- Карташева JI.B., Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности / JI.B. Карташева. М.: Информирование, 2000.
- Карташева J1.B., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования управления / JI.B. Карташева. М.: Финстатинформ, 1998.
- Капустин Б.Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян / Б. Г. Капустин, И. М. Клямкин // Политические исследования. 1994. — № 10.-С. 69−76. •
- Косалс Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку России / Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина. М., 1998.
- Кашепов А. В. Российский рынок труда: проблемы формирования и перспективы / А. В. Кашепов // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С. 94.
- К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов: субъекты и объекты социально-трудовых отношений. М., 1996.
- Киян Л.П. Маркетинг рынка труда / Л. П. Киян. Центр информационного и социально-экономического исследования. Воронеж, 1995.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс // Антология экономической классики. М., 1994. Т. 2.
- Кенэ Ф. Избранные экономические сочинения / Ф. Кенэ. М.: Соцэкгиз, 1969.
- Козлов В.В., Рудейло Г. Г. Внутрений рынок труда в условиях трансформации корпоративной культуры фирмы / В. В. Козлов, Г. Г. Рудейло. М.: М-Мега, 2001.
- Козлова Е.В., Князева О. Ю. Фонд развития сотрудников как средство стимулирования персонала / Е. В. Козлова, О. Ю. Князева // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С.34−40.
- Козлова М. Экономический анализ формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в России. / М. Козлова // Вопросы статистики. М., 1997, № 9.
- Колесников Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики / Отв. ред. В. К. Потемкин. СПб., 1993. — С. 109.
- Костенко И.А. Управление кадрами в новых экономических условиях / И. А. Костенко. Ярославль: Верхняя Волга, 1997.
- Котляр А. О понятии рынка труда / А. Котляр И Вопросы экономики. -1998.-№ 1.-С.ЗЗ.
- Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение / А. И. Кравченко. М., 1991
- Критский М. М. Человеческий капитал / М. М. Критский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-С. 20
- Крячков И. Формы хозяйствования в рыночной экономике и механизм хозяйствования в первичных трудовых коллективах / И. Крячков. // АПК: экономика, управление. М., 1997, № 10.
- Куликов Л.В. Психология настроения / Л. В. Куликов. СПб.: СПбГУ, 1997.
- Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л. В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Под ред. А. А. Крылова. СПб, 1995.
- Курганский С. А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка / С. А. Курганский. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. — С. 23
- Кутулинский Е.Д., Зубкова А. Ф., Румянцева Б. Г. Регулирование Трудовых отношений в рыночной экономике / Е. Д. Кутулинский, А. Ф. Зубкова, Б. Г. Румянцева. М., 1997
- Лапин А. Формирование системы управления персоналом (региональный и микроэкономический аспекты). / А. Лапин // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5, С. 83−87.
- Лосев В.А. Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала. Автореф.дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. / В. А. Лосев. — М.: 2000
- Лотков А. В. Рынок труда и особенности его функционирования в переходной экономике: Дис. канд. экон. наук. / А. В. Лотков Саратов, 1999. — С. 14.
- Леонтьева Л. «Рынок труда» имеет право на существование / Л. Леонтьева // Человек и труд. 1995. -№ 11. -С. 21.
- Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для специалистов кадровых служб и руководителей / М. И. Магура. М., 1999.
- Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? / Г. Г. Малинецкий // Общественные науки и современность. — 1999. — № 4. -С. 98−112.
- Маневич В.М., Тучков А. И. Трудовые отношения. / В. М. Маневич, СПб, 1996
- Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен / И. П. Марченко. М.: Экономика, 1993.
- Маслова И. С. Эффективная занятость и рынок рабочей силы / И. С. Маслова // Вестник статистики. 1990. -№ 12. — С. 12
- Мишурова И.В. Управление персоналом: Уч. пособие. / И. В. Мишурова -Ростов-на-Дону, 1997.
- Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань: Издательство КФЭИ, 1994.
- Михайлов Ф.Б. Управление персоналомв теории и практике классического менеджмента: Уч. пособие. / Ф. Б. Михайлов. Казань, 1998.
- МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией: В 2-х томах (1919−1990). Женева: МБТ, 1991, т.2 (19 571 990).
- Мэйланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: пер. с англ. / Я. Мэйланд. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
- Никифоров P.O. Рекрутинговый бизнес в России / P.O. Никифоров. — М.: ПАИМС, 2001.
- Немировский В.Г. Сибиряки: Динамика социально-политических ориентаций / В. Г. Немировский // Социологические исследования. — 1999. -№ 8.-С. 25−31.
- Озов А. Становление рынка труда и минимизация безработицы (проблемы теории и региональной практики) / А. Озов, В. Плакся. М.: Изд-во РАГС, 1998.- С. 8.
- Одегов Ю.Г., Карташева JI.B. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для ВУЗов. / Ю. Г. Одегов, JI.B. Карташева. М.: Издательство «Экзамен», 2002, С.105−118.
- Одегов Ю.Г., Маусов Н. К., Купалов М. Н. Эффективность системы управления персоналом (социально-культурный аспект): Учебное пособие. / Ю. Г. Одегов, Н. К. Маусов, М. Н. Купалов. М.: Изд-во РЭА, 1993.
- Одегов Ю.Г., Оценка эффективности управления персоналом: теория и практика. В сб. Российская экономика в условиях глобализации мирового хозяйства / Ю. Г. Одегов. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2001.
- Одегов Ю.Г., Руденко Г. Г., Журавлев П. В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность) / Ю. Г. Одегов. М: Изд-во Рос.экон.акад., 1996.
- Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации (проект) // Вопросы экономики. 1998. — № 2. — С. 75.
- Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие / под. Ред. П. Н. Завалина. — М.: Экономика, 2000.
- Покрытая JI. А. Формирование и функционирование рынка рабочей силы в России (вопросы генезиса и динамики). М.: Христианское издательство, 1998. — С. 68.
- Половинко B.C. Управление персоналом: системный подход и его реализация /B.C. Половинко. — М.: Информ-Знание, 2002.
- Поляков В. История и перспективы рекрутинга в России / В. Поляков // Кадровый вестник, 2000, № 6, С. 59.
- Попов А., Суворов Н., Ходзько А. Экономика трудовых ресурсов. / А. Попов, Н. Суворов, А. Ходзько, С. 37.
- Попов В.В. Теневая экономика неизученный феномен / В. В. Попов // Образование — основа устойчивого развития России. Секция 2. -Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. — С. 88−90.
- Починок А.П. «Белая» зарплата лучше «черной» // Челябинский рабочий. 2000. — С. 2.
- Покрытан JI. А. Формирование и функционирование рынка рабочей силы в России (вопросы генезиса и динамики). С. 60−61.
- Постановление СМ Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. (№ 1137). Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики — Собрание актов Правительства РФ. — М., 1993. — № 46. — Ст. п. 4446, С. 70−79.
- Проблемы воспроизводства рабочей силы в условиях перехода к рынку / Науч. ред. Г. В. Богодевич, В. К. Бурлачков. РАН, Мин. труда Рос. Федерации, Ин-т проблем занятости, Центр уровня жизни, социальной защищенности и рынка труда. М., 1993. — С. 105.
- Проблемы управления персоналом: Учебное пособие. / Отв. Ред. В. Н. Дулькин. -М.: РГТУ, 1997.
- Производительные силы человека: структура и формы проявления /А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, В. А. Коннов, С. А. Курганский. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1993.-С. 121.
- Пушкарев Н.Ф., Забелин П. В., Пушкарев Н. Н. Дореформенный опыт работы с кадрами в России / Н. Ф. Пушкарев, П. В. Забелин, Н. Н. Пушкарев. М.: Хронограф, 1999.
- Радаев В. В Социальная стратификация или как подходить к проблеме социального расслоения / В. В. Радаев // Российский экономический журнал. 1994. — № 11. — С. 85−93.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. М., 1995. С. 240.
- Резник С.Д. Управление персоналом / С. Д. Резник. Пенза, 1999.
- Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении / В. А. Розанова. — М.: Бизнес-школа «Интел Синтез», 1997.
- Рощин С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2000
- Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономические ресурсы для труда: Учеб. пособие / А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Итин. М.: МИК, 1997.-С. 48.
- Руденко Г. Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития / Г. Г. Руденко. М.: Издательство Российская Экономическая академия, 1999.
- Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. М.: МГУ, 1995.
- Рынок труда. М.: Экзамен, 2000
- Саруханов Э. Рынок труда и рынок занятости: противоречияIопределения и трактовки / Э. Саруханов // Чело-век и труд. 1995. — № 2. -С. 49
- Свенцицкий A.JI. Социальная психология управления / A.JI. Свенцицкий.-Ленинград, 1986.
- Сотникова С. И. Экономико-организационные основы управления маркетингом рабочей силы / С. И. Сотникова. Новосибирск: Изд-во НГАЭиФ, 1998. — С. 5- Суворова Л. В. Рынок труда и безработица: региональный аспект. — Нижний Новгород, 1998.-С. 19.
- Сичкарев А. Г. Региональные особенности рынка трудовых ресурсов / А. Г. Сичкарев, Г. Н. Михайловская / А. Г. Сичкарев // Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономические исследования. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — С. 102.
- Семенов А. С. Макроэкономические факторы динамики спроса на рабочую силу: методы анализа и прогноза / Ин-т макроэкономических исследований. М., 1995. — С. 4. — Деп. ИНИОН РАН, № 51 087.
- Секретарюк В. В. Рынок труда в переходной экономике: вопросы теории, методологии, практики / В. В. Секретарюк. М.: Универсум Паблишинг, 1997.— С. 55.
- Секретарюк В. В. Социально-экономические аспекты формирования рынка труда в Украине / / В. В. Секретарюк. М.: Универсум Паблишинг, 1996.-С. 14.
- Серговимцева Н.А. Совершенствование деятельности кадровых агентств по рекрутингу управленческого персонала для организаций г. Москвы Диссертация на соискание уч. степени к.э.н. — М.: ГУ У, 2001.
- Современная экономика. Общедоступный учебный курс/Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1995. С. 40
- Супян В. В. Наемный труд в США на новом этапе НТР: качественная эволюция и проблемы использования. — М., 1990. С. 54
- Стенюков М.В., Пустозерова В. М. Делопроизводство в управлении персоналом. М.: Книга сервис, 2003. — 112 с.
- Тарасова Н. Трудовые отношения в условиях глобализации и технологической революции (опыт стран Запада) // Общество и экономика. 2000. № 1. — С. 76.
- Токарский Б.Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах: Автореф. дис. к.э.н. СПб., 1992. — С. 10.
- Тямушкина Л.С. Новым условиям бизнеса новую систему оплаты труда // Справочник по управлению персоналом. — 2004. — № 8. — С.62−70.
- Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Издательство МГУ, 1997
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Управление человеческими ресурсами (модульная книга для менеджера). М.: ИНФРА-М, 2000.
- Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э. А. Уткин, А. И. Кочетова. М.: АКАЛИС, 1996.
- Уткин Э.А., Морозов Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996.
- Уткина М.А. Система самооценки работников / М. А. Уткина // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С.54−61
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез», 1998.
- Федченко А.А. Вознаграждение за квалификацию / А. А. Федченко // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С.86−94.
- Фралк Э., Пудак Т. Консультационные фирмы и отбор человеческого капитала. Проблемы теории и практики управления, 2001 № 1, С.101−105.
- Цветаев В.М. Управление персоналом / В. М. Цветаева. СПб.: Питер, 2000.
- Цыпкин Ю.А. Управление персоналом / Ю. А. Цыпкин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования / И. И. Чангли. М., 1973.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
- Чижов Н.А. Персонал банка: технология управления и развития / Н. А. Чижов. М.: АНКИП, 1997.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
- Шкатулла В.И. Настольная книга для менеджера по кадрам. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Щекин Г. В. Основы кадрового менеджмента. Психология управления персоналом. — Киев, 1994.
- Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М., 1997.
- Щекин Г. Социальное управление как система. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2.
- Щур Д.Л., Труханович Л. В. Кадры предприятия. 100 образцов новых должностных инструкций: Практическое пособие/Авторы-составители Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001, С, 240−244
- Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.
- Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Издательство МГУ, 1996
- Экономика труда, социально-трудовые отношения. / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.
- Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — С. 72.
- Экономический порядок и криминальная конкуренция. Научно-учебное пособие. Рук. авт. коллектива Белянов Б. Н. и Попов А. Н. — Челябинск Сан-Франциско: BMIEP, 1996. — С. 271
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность: Практическая психология для всех. М.: ACT, 1997.
- Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект): Учебное пособие. / Ю. Г. Одегов, М. Н. Кулапов, Н. К. Маусов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993.
- Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. М.: Изд-во МГУ, 1996. — С. 2
- Юкаева B.C. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1999.
- Яновская Ю. М. Перспективы развития службы персонала
- Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 8. — С.78−85