Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента
По результатам опытно-экспериментальной работы, изложенным во второй главе, можно сделать выводы о том, что, во-первых, стихийно формирующийся в ходе образовательного процесса уровень коммуникативной компетентности недостаточен для обеспечения ее функционирования в качестве фактора успешности учебной деятельности студентовво-вторых, целенаправленное влияние на уровень положительной мотивации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- 1. 1. Успешность учебной деятельности студента как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Коммуникативная компетентность в контексте успешности учебной деятельности студента
- 1. 3. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента
- Выводы по первой главе
- Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Развитие положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентности
- 2. 2. Обогащение содержания гуманитарных учебных курсов коммуникативной направленностью
- 2. 3. Реализация в образовательном процессе коммуникативиых технологий
- Выводы по второй главе
Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В динамично и противоречиво развивающемся мире начала XXI века, усложнении межкультурпых, межличностных отношений востребована личность, обладающая коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность понимается как «очеловечивание» образования в пространстве культуры и позволяет выработать ценностные отношения к получаемым студентом знаниям, положительно изменить характер учебной деятельности и, в конечном счете, повысить эффективность образовательного процесса.
Возрастание значимости в качестве средства осмысления феномена коммуникативной компетентности, как фактора успешности учебной деятельности делает актуальным поиск педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студента.
Теоретической основой для этого выступает философское положение о неразрывной взаимосвязи языка и мышления, раскрытое в трудах Р. А. Будагова, К. К. Жоля, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. З. Панфилова, И. М. Сеченова, А. Г. Спиркина. Различные аспекты проблемы языка в образовательном процессе представлены в работах Ю. К. Бабаиского, В. П. Беспалько, М. А. Булавиной, М. Н. Высоцкой, К. К. Гомоюнова, Е. Я. Городецкой, Х. Штольца, Э. Дрефенштедта и О. Мадера, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, И. И. Кобыляцкого, И. Я. Конфедеротова,.
И.Т.Огородникова, В. А. Сластенина, А. М. Сохора, И. П. Суслова, А. Д. Сушкова, Н. П. Удалова, И. Ф. Харламова.
Анализ работ указанных авторов показывает, что они достаточно ориентированы на коммуникативную функцию языка, расширение профессионального словаря.
Эпистемическая же функция языка в связи с образовательным процессом в вузе не получает, как нам представляется, достаточного отражения. Тогда как в работах по функциональной стилистике отмечается роль языка, как средства фиксирования научного знания для передачи его последующим поколениям. По нашему мнению, знание студентами тех средств естественного языка, которые используются для хранения и переработки научной информации, составляющей содержание обучения в высшей школе, и умение пользоваться этими средствами, входящими в состав коммуникативной компетентности, могут оказать существенное положительное влияние на усвоение студентами учебной деятельности и тем самым на успешность образовательного процесса.
В науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы педагогического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности. Однако вопрос формирования коммуникативной компетентности средствами языка и влияние ее на успешность учебной деятельности предметом специального исследования не был, и требует дальнейшего изучения.
Анализ научной литературы и образовательной практики в вузах позволил выделить ряд противоречий в структуре указанной проблемы исследования между:
— социальным заказом общества па выпускника вуза, способного успешно действовать в полинаучном коммуникативном пространстве, и недостаточной обращенностью системы высшего образования к подготовке выпускников, владеющих коммуникативной компетентностью;
— возрастающей потребностью студента быть успешной личностью и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса в высшей школе;
— потребностью педагогической практики в выявлении факторов успешности учебной деятельности студента и неразработанностью теоретических основ использования коммуникативной компетентности в качестве фактора успешности учебной деятельности.
Актуальность проблемы и ее недостаточная изученность определили выбор темы данного диссертационного исследования: «Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента».
В исследовании введено ограничение: опытно-поисковая работа осуществлялась в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.
Объект исследования — учебная деятельность.
Предмет исследования — коммуникативная компетентность студента как фактор успешности учебной деятельности.
Цель исследования — обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студента как фактора успешности учебной деятельности.
Гипотеза исследования — в образовательном процессе вуза коммуникативная компетентность выступает фактором успешности учебной деятельности студента, если созданы следующие педагогические условия:
— развитие положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентности, обеспечивающей активность субъекта в образовательном процессеобогащение содержания гуманитарных учебных курсов коммуникативной направленностью, позволяющей ориентироваться студенту в сущности социокультурных отношений и процессов, происходящих в обществереализация в образовательном процессе коммуникативных технологий, способствующих развитию личностных характеристик студента: владение способами учебной работы, самостоятельность, стремление к успеху в учении.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и уточнить содержание понятия «коммуникативная компетентность студента в учебной деятельности», выявить его структуру и рассмотреть его использование в качестве фактора успешности учебной деятельности.
2. Выявить и систематизировать комплекс педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студента, способствующих успешности студентов в учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить их эффективность с помощью разработанного научно-педагогического обеспечения.
Теоретико-методологическую основу исследовании составили:
— труды философов, рассматривающих принцип диалогичности и культуросообразности образования (М.М.Бахтин, В. С. Библер, А. А. Брудный, Б. Л. Вульфсон, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, В.М.Соковнин) — исследования по теории коммуникации (Е.М. Верещагин, Л. С. Выготский, Т. А. Ван Дерек, И. А. Зимняя, В. Г. Костомаров,.
A.Н.Ксенофонтова, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Дж.М.Пепроуз, С.Г.Тер-Минасова), общения (Г.В.Белая, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, В.А.Кан-Калик, Г. А. Китайгородская, С. В. Коровина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.А.Скалкип), компетентностного подхода (О.В.Акулова, И. С. Батракова, Ю. В. Варданян, Ю. М. Жуков, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, А.В.Хуторской);
— исследования по проблеме формирования личностных качеств языковыми средствами (И.Л.Бим, И. А. Зимняя Р.П.Мильруд, Е. С. Полат, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова, Т. Е. Сахарова, Т. Н. Смирнова, В. М. Филатов, Т.А.Флоренская);
— педагогическая концепция перехода от знаниевой к личностно ориентированной парадигме образования (Е.В.Бондаревская,.
B.И.Загвязинский, А. В. Кирьякова, В. В. Сериков, В. А. Сластепин, А.В.Хуторской);
— теория организации учебного процесса (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Н. М. Борытко, Е.С.Заир-Бек, С. А. Расчетина, В. Г. Рьшдак, Л.Б.СоколоваА.П.Тряпицина);
— исследования активности и самостоятельности личности как характеристик успешности учебной деятельности (А.С.Белкин, З. И. Васильева, В. М. Вергасов, Е. И. Казакова, А. П. Кондратюк, Г. Ю. Ксензова, Т. Н. Мальковская, Н. Д. Никандров, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина, Г. И.Щукина);
— идеи диалогового взаимодействия в образовательном процессе вуза (И.В.Демченко, Д. Дыои, В. Е. Кемеров, Л. Колберг, Е. В. Коротаева, Г. М. Кучинский, А. Маслоу, П. И. Пидкасистый, А. В. Петровский, В.В.Сериков).
База исследования: Оренбургский филиал академии труда и социальных отношений (г. Оренбург). Отдельные положения проверялись на базе ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» и ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».
Логика и этапы исследовании: исследование осуществлялось с 2001 по 2006 год и включало несколько этапов.
На первом (подготовительном) этапе (2002;2004 гг.) работа была направлена на определение исходных позиций будущего исследования. Для этого изучались труды отечественных, зарубежных авторов, но философии, психологии, педагогике, раскрывающие основные теоретические вопросы. В результате был обозначен круг философской, психологической и педагогической литературы, послуживший теоретической основой для определения сущности, структуры и функций коммуникативной компетентности, возможностей ее формирования при изучении дисциплин гуманитарного цикла, а также ее влиянии на успешность учебной деятельности.
На данном этапе основными методами являлись теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ литературыобобщение передового педагогического опытаретроспективный анализ собственного опытацеленаправленное педагогическое наблюдение, беседа, опросанализ, полученных результатовпостроение гипотезы, прогнозирование.
Второй (основной) этап исследования (2004;2005 гг.) включал в себя две стадии. На первой стадии осуществлялась разработка методики проведения констатирующего эксперимента и массовая констатация, но проблеме исследования, на второй обосновывались методы проведения формирующего эксперимента, апробировалась методика формирования коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности, уточнялся понятийный аппарат, конкретизировалась гипотеза исследования, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом данного этапа явилась разработка педагогического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности.
Основные методы исследования: анкетирование, интервьюирование, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности студентов, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Третий (заключительный) этан (2005;2006гг.) был посвящен анализу, систематизации и интерпретации результатов экспериментаформулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Были использованы методы математической обработки данных, структурирования материала, табличной и диаграммной интерпретации данныхсопоставительный анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
— уточнено содержание понятия «коммуникативная компетентность» как интегративного качества личности в части его применимости не только к деятельности, но и к личностиобоснована и проанализирована структура коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельностивыявлена сущность изучаемого процесса, заключающаяся в том, что успешность студентов реализуется в каждом компоненте учебной деятельности и обусловливается, прежде всего, личностными характеристиками субъекта;
— выявлен педагогический потенциал гуманитарных предметов в формировании коммуникативной компетентности (богатство культурных образцов коммуникации, ценностные ориентации студента, общность установок преподавателя и студента), позволяющий организовать коммуникативное взаимодействие и определить успешность учебной деятельности студента;
— обоснованы педагогические условия использования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента. К ним относятся: развитие положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентностиобогащение содержания гуманитарных учебных курсов коммуникативной направленностьюреализация в образовательном процессе коммуникативных технологий, которые способствуют успеху в каждом компоненте учебной деятельности (мотивационно-целевом, операционально-процессуальном, контрольно-оценочном). подобрано научно-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента, включающее коммуникативные технологии и комплекс разноуровневых упражнений общенаучного, предметного (по отдельным предметам) и дискретного (по отдельным разделам дисциплины) характерадиагностический инструментарий, позволяющий установить уровень сформированное&tradeкоммуникативной компетентности, способствующей успеху студентов в каждом компоненте учебной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследовании состоит в следующем:
— предложено новое качественное понимание коммуникативной компетентности как характеристики субъекта коммуникативной деятельности, определяющей успешность учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность);
— выявлены научные основы формирования компетентной личности за счет взаимосвязи понятий «коммуникативная компетентность» и «успешность учебной деятельности»;
— созданы предпосылки для решения проблемы использования коммуникативной компетентности в качестве фактора успешности учебной деятельности студента путем разработки педагогических условий, способствующих эффективному протеканию данного процесса.
Практическая ценность результатов исследования:
— обосновано критериально-диагностическое сопровождение процесса формирования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента (критерии, показатели, анкеты, тесты, педагогические ситуации), которые позволяют диагностировать исследуемое качество в соответствии с уровнями его сформированное&trade- (высокий, средний, низкий);
— научно-теоретические и организационно-методические положения, обоснованные в работе, адаптированы к условиям реальной практики высшей школы (пособие «Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента») — выявленные и апробированные педагогические условия использования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента, могут быть внедрены в практику учебных заведений разного уровня, с учетом их специфики.
Достоверность результатов исследовании обеспечивается его методологической основой — положениями о неразрывной взаимосвязи языка и мышления, об эпистемической и когнитивной функциях языка, о языковом подходе к изучению личностииспользованием системного и когнитивного подходов, применением теоретических и научно-эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и ее положительными результатами.
На защиту выносится следующие положения:
1. Коммуникативная компетентность студента рассматривается в контексте успешности учебной деятельности и представляет собой профессионально значимое качество личности, характеризующееся степенью включенности субъекта в коммуникативную деятельность и определяющее качество учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность). Структура коммуникативной компетентности представлена тремя компонентами: когнитивным, характеризующимся объемом и структурой имеющегося у индивида профессионально ориентированного тезауруса, операционально-деятельностным, представляющим собой осознанное владение языковыми средствами эксплицирования смысловых отношений между элементами тезауруса и мотивационно-ценностным, включающим в себя совокупность качеств личности, способствующих успешному взаимодействию участников образовательного процесса.
2. Педагогические условия использования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента включают в себя: развитие положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентностиобогащение содержания гуманитарных учебных курсов коммуникативной направленностьюреализация в образовательном процессе коммуникативных технологий, способствующих успеху во всех компонентах учебной деятельности (мотивационно-целевом, операционально-процессуальном, контрольно-оценочном) в ходе педагогической деятельности.
3. Эффективность авторской системы определяется в соответствие с двумя направлениями диагностики: 1) установление степени сформированное&tradeкоммуникативной компетентности, способствующей успеху студента в каждом компоненте учебной деятельности- 2) осуществление диагностики общей оценки успешности студента в учебной деятельности. Определение общей оценки успешности осуществляется, исходя из выявленной сущности исследуемого понятия, применительно к уровням сформированное&tradeкоммуникативной компетентности в соответствие со следующими критериями: 1) оценка результата учебной деятельности- 2) самооценка результата учебной деятельности и удовлетворенность ее результатом.
Апробация результатов нсслсдованш1 осуществлялась в ходе эксперимента по формированию коммуникативной компетентности студента как фактора успешности учебной деятельности в Оренбургском филиале Академии труда и социальных отношенийобучающих семинарах для преподавателей и студентов Оренбургского филиала Академии труда и социальных отношенийв опубликовании материалов исследования в межвузовских сборниках статей (2004;2006 гг.) — на аспирантских семинарахна заседаниях кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на всероссийской и международной (Воронеж, 2005; Белгород, 2006), региональных (Оренбург, 2004, 2006; Москва, 2005), вузовских (Оренбург, AT и СО, 2005; ОГПУ, 2006) научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях, методических советах Оренбургского филиала академии труда и социальных отношений (Оренбург, 2002;2006 гг.).
Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности студента как фактора успешности учебной деятельности;
— организации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме, систематизации полученных данных;
— разработке научно-педагогического обеспечения коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Современные социально-экономические условия развития общества и объективная потребность совершенствования системы высшего образования выдвигают на первый план проблему выявления факторов успешности учебной деятельности студента.
Потребность общества в специалисте, способном успешно действовать в полинаучном коммуникативном пространстве не может быть реализована на данном этапе ввиду недостаточной разработанности данной проблемы в науке и недостаточной обращенности системы высшего образования к подготовке выпускников, владеющих коммуникативной компетентностью. Таким образом, назрела объективная необходимость обоснования формирования коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента.
По результатам опытно-экспериментальной работы, изложенным во второй главе, можно сделать выводы о том, что, во-первых, стихийно формирующийся в ходе образовательного процесса уровень коммуникативной компетентности недостаточен для обеспечения ее функционирования в качестве фактора успешности учебной деятельности студентовво-вторых, целенаправленное влияние на уровень положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентности возможно, однако его повышение не является достаточным условием для повышения уровня сформированности структурных компонентов коммуникативной компетентностив-третьих, реализация в образовательном процессе коммуникативных технологий является необходимым, но не достаточным условием, особенно в части, касающейся высокого уровня сформированности указанных компонентовв-четвертых, основным условием, способствующим реализации коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента, является разработка специальных заданий, направленных на формирование ее операционально-деятельностного компонента в силу того, что проведение занятий со студентами с применением таких заданий позволяют обеспечить осмысление, запоминание и практическое применение специфических знаний и умений, и, кроме того, а также повысить эффективность первых двух условий исследуемого процессав-пятых, использование определенных способов введения новых терминов в ходе лекционных и других занятий также необходимо для закрепления сформированных у студента специфических умений.
В целом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают положения выдвинутой гипотезы исследования и констатируют достижение его цели посредством решения задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Актуальность исследования проблемы коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента обусловлена социальным заказом общества на выпускника вуза, способного успешно действовать в полинаучном коммуникативном пространстве, и недостаточной обращенностью системы высшего образования к подготовке выпускников, владеющих коммуникативной компетентностьювозрастающей потребностью студента быть успешной личностью и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса в высшей школепотребностью педагогической практики в выявлении факторов успешности учебной деятельности студента и неразработанностью теоретических основ использования коммуникативной компетентности в качестве фактора успешности учебной деятельности.
Коммуникативная компетентность студента рассматривается в контексте успешности учебной деятельности и представляет собой профессионально значимое качество личности, характеризующееся степенью включенности субъекта в коммуникативную деятельность и определяющее качество учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность).
Структура коммуникативной компетентности представлена тремя взаимосвязанными компонентами: мотивационно-ценностным, включающим в себя совокупность качеств личности, способствующих успешному взаимодействию участников образовательного процессакогнитивным, характеризующимся объемом и структурой имеющегося у индивида профессионально ориентированного тезаурусаоперационально-деятельностным, представляющим собой осознанное владение языковыми средствами эксплицирования смысловых отношений между элементами тезауруса.
Коммуникативная компетентность выступает фактором успешности учебной деятельности студента при внедрении авторской системы педагогических условий, включающей три структурных компонента. Первый компонент (содержательный) связан с содержанием работы по формированию коммуникативной компетентности как фактора успешности учебной деятельности студента. Второй компонент (операциопальпо-деятельностный) связан с педагогическими условиями исследуемого процесса, а именно: развитие положительной мотивации студента на формирование коммуникативной компетентности, обеспечивающей активность субъекта в образовательном процессеобогащение содержания гуманитарных учебных курсов коммуникативной направленностью, позволяющей ориентироваться студенту в сущности социокультурных отношений и процессов, происходящих в обществереализация в образовательном процессе коммуникативных технологий, способствующих развитию личностных характеристик студента: владение способами учебной работы, самостоятельность, стремление к успеху в учении. Третий компонент (оценочно-регулятивный) связан с выделением критериев и уровней исследуемого явления и процессов, ему сопутствующих.
Об эффективности авторской системы целесообразно, как показало исследование, судить по степени сформированное&tradeкоммуникативной компетентности, способствующей успешности студентов в учебной деятельности, а также по уровням успешности (высокому, среднему, низкому), основу которых ставили следующие критерии: оценка результата учебной деятельности, самооценка результата учебной деятельности, удовлетворенность результатом учебной деятельности. Сопоставление результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментального исследования подтвердило достижение более высоких количественных и качественных показателей успешности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективному формированию структурных компонентов коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности способствует предложенная модель комплекса упражнений, направленных па формирование умений, составляющих операционально-деятельностный компонент коммуникативной компетентности, которая позволяет разрабатывать комплексы упражнений, направленных, кроме формирования операционально-деятельностного компонента, также на улучшение усвоения информации, составляющей содержание этих дисциплин, иными словами, на формирование когнитивного компонента коммуникативной компетентности.
Данные упражнения использовались в ходе исследования на практических занятиях со студентами, что позволило сформировать у них соответствующие умения и улучшить усвоение терминологии учебной дисциплины, на основе которой были составлены упражнения.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении проблем теории и практики вузовского образования: разработка практико-ориентированных новых подходов к решению проблемы развития успешности не только обучающихся, но и преподавателей, а также расширению способов и приемов технологического обеспечения процесса развития успешности личности в учебной деятельности.
Общие положительные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют считать подтвержденной выдвинутую гипотезу, что является основанием рекомендовать к использованию результаты исследования и вынести основные положения на защиту.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1980. — 334 с.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В. А. Адольф. Красноярск: Краспояр. гос. ун-т, 1998. -118с.
- Актуальные проблемы педагогики 21 века: Сборник научных трудов / Отв. Ред. В. Г. Рындак. Выпуск 1. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. — 252 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев-Рос.Акад. наук, ин-т психологии. — М.: Наука, 2000 350 с.
- Андреев, В.И. Деловая риторика / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. 567 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 567 с.
- Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема. // Высш. образ, в России. 2002. — № 4. — С. 115−119.
- Арефьев, Р.С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза : Автореф. дис. канд. пед. наук / Р. С. Арефьев. Сочи, 2004.
- Аристотель, Риторика / Аристотель. // Античные риторики. М., 1978.- 159 с.
- Ю.Артынюк, Г. С., Успешность обучения иностранных студентов деловому общению на русском языке с учетом социально-психологических факторов: авт. дис. канд. психол. наук / Г. С. Артынюк. СПб: 1995.
- П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 2001. — 558 с.
- П.Барахович, И. М. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Модель образовательного процесса / И. М. Барахович. // Педагогика. -2000.- № 3.- С. 13−18.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423 с.
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
- Белая Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента. М.: МПГУ, 2001.
- Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: кн. Для учителя / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
- Белова, С.С. Диалог основа профессии педагога : учеб.-метод. пособие / С. С. Белова. — М.: АПКиПРО, 2002. — 148 с.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Пед. поиск», 2003. — 256 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 2000. — 192 с.
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания духовного и нравственного образования / Б. П. Битинас М.: Фонд, 1996. — 178 с.
- Бодалев, А. А. Активные методы обучения педагогическому общению / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. М., 1983. — 98 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Бодалев А.А. Психология воздействия./А.А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1989.- 153 с.
- Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович. // Вопросы психологии. 1997. — № 1. -С. 33−44.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 408 с.
- Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / под науч. ред. В. И. Байденко М., 2000. — 56 с.
- Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. В. Болотов, В. В. Сериков. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 814.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 2000. — 315 с.
- Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб. методич. Пособие / Н.М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 120 с.
- Буртовая, Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития : На примере студентов-будущих педагогов-психологов: Автореф. дис.. канд. психол. Наук / П. Б. Буртовая. Красноярск, 2004.
- Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром. М.: ИОО, 2000. — 190 с.
- Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. М.: Рус. яз., 1990.-248 с.
- Варданян, Ю.В. Становление профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях развития его творческого потенциала / Ю. В. Варданян. // Современные проблемы психолого-педагогических наук. -Саранск, 1998. Вып. 10. — С.32−34.
- Васильева, С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалиста. Дисс. к.п.н., М., 1994.-186 с.
- Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие /А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- под ред. А. С. Роботовой. М.: Академия, 2002. — 208 с.
- Вербицкая, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкая. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В. К. Вшнонас. — СПб.: Речь, 2006. 258 с.
- Виноградова, И.А. Коммуникативная компетентность в социализации личности : Автореф. дис.. канд. социол. наук / И. А. Виноградова. Н. Новгород, 2002.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека. (Библиотека всемирной психологии) / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПБ.: Союз, 2004.- 144 с.
- Ганаева Е.А. Моделирование содержания образования: Учеб. пособие / Е.А. Ганаева- М-во образ. РФ. Оренбург: ОГПУ, 2003. — 132с.
- Герасименко, О.В. Иноязычная компетентность как фактор формирования коммуникативной культуры студентов: автореферат дис.. канд. пед. наук / О. В. Герасименко. Оренбург, 2001. — 24 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Современник, 1998.-608 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С.И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа -Пресс, 1995.-448 с.
- Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. М, 1988.300 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий : Монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 200. — 195 с.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 143 с.
- Гулакова, М.В. Диалоговая технология обучения как средство формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности: автрореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Гулакова. -Ставрополь, 2000. 25 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТЕР, 2003.-544 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого русого языка: Т. 1−4 М.: А/О Изд-кая группа «Прогресс», Универс, 19 994. 912 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. -UNESCO, 1996.-98 с.
- Демиденко, Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологическойготовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности : Автореф. дис.. канд. психол. наук / ГШ. Демиденко. Тверь, 1996.
- Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / П. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, JI.B. Ассуирова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Днепров, С.А. Эвристический потенциал категории «незнание». // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 116 — 123.
- Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1997. — 58 с.
- Долгополова, Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета. Дисс.к.п.н., Оренбург, 1998.
- Евсеев, А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: автореферат дис.. канд.псих.наук / А. В. Евсеев. М., 1998. — 20 с.
- Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании / Н. Ф. Ефремова. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2001. — 187 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. / И. Л. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. // Высшая школа. — № 6. — 2004. — С.34−4272.3инченко, В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. М, 2002. — 118 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.- метод, пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М., 1987. — 86 с.
- Иванова, Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 1. — С. 16 — 20.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002.-208 с.
- Ишков, А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов : Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Д. Ишков. М., 2003.
- Казакова, Е.И. Современная система образования Бельгии / Е. И. Казакова // Инновационные процессы в образовании. СПб. — 2003. — С. 73 -90.
- Казанцева, Л.В. Речевая компетенция учителя иностранного языка: концепция, моделирование, технология и механизмы формирования: автореферат дис.. д-ра пед наук. / Л. В. Казанцева. Тамбов, 2001. — 39 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
- Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М., 1995. — 121 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кап-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Карасевич, Ю.М. Взаимодействие университета и телерадиокомпании как фактор формирования профессиональной компетентности студентов-журналистов: автореферат дис. .канд. нед. наук / Ю. М. Карасевич. Оренбург, 2004. — 21 с.
- Карпенко, О.М. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьянеко, Л. И. Денисович, М. Д. Бершадская // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5 — 13
- Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 187 с.
- Климов, Е.А. Психология: воспитание, обучение: учеб. для вузов / Е. А. Климов. М., 2000. — 367 с.
- Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
- Климчук, В.А. Тренинг внуиренней мотивации / В. А. Климчук. М.: -2005.-76 с.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация : Успешность речевого взаимодействия: Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ Классик, 2002.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, АЛО. Коджаспиров. М: Академия, 2000. — 176 с.
- Козырева, О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия / О. А. Козырева. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51
- Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как механизмы Европейского пространства высшего образования / Ю. Колер // Высшее образование в Европе. 2003. — № 3. — 63 с.
- Колесов, В.В. Культура речи культура поведения / В. В. Колесов. -М.: Лениздат, 1998. — 271 с.
- Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина и B.C. Семенова М., 1987.- 143 с.
- Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности : авт. дис.. канд. психол. Наук / Н. С. Колмогорова. Барнаул, 2004.
- Коломиец, Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты / Б. К. Коломиец. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 144 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 р.. — М., 2002.
- Ксенофонтова, А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников: монография / А. Н. Ксенофонтова. С-Петербург, 1999. — 166с.
- Ксенофонтова, А.Н. Педагогическое конструирование речевой деятельности: учеб. пособие / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001.- 185 с.
- Ксенофонтова, А.Н. Построение программ развития речевой деятельности школьников / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург: ОГУ, 2001. — 42 с.
- Ксенофонтова, А.Н. Система обучению педагогов конструированию речевой деятельности / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург: ОГУ, 2001.-54 с.
- Кудрявцева, Г. А. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога : Метод, пособие для студентов / Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева- М-во общ. и проф. образования РФ. Магнитог. гос. пед. ин-т. Магнитогорск, 1998.
- Кузьмина, Н.В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, JI.E. Варфоломеева. М. — СПб., 1998. — 64с.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. — М, 2001.-213 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.-400 с.
- Кяэрст, М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией / М. Кяэрст. //Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. — С.45−67.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
- Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. 414 с.
- Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М., 1985.- 272 с.
- Ш. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. М. — Воронеж, 2001. — 378 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. II. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара — Санкт-Петербург: СамПГУ, 1997.-106 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 296 с.
- Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Мажарова Е.А., Решетова О. В. Как обеспечить успешность учебной деятельности студентов: методические рекомендации / Е. А. Мажарова, О. В. Решетова. Саратов: Издательство ГОУ BIIO «Саратовская государственная академия права», 2006. — 46 с.
- Макаровская, И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе : Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. В. Макаровская. СПб, 2003.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1998.-308 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность : пер. с анг. / А. Г. Маслоу. -СПб.: Евразия, 2000. 479 с.
- Меркулова, Л.В. Проблема речевой компетентности учителя в истории зарубежной педагогики XVI—XIX вв.. / Л. В. Меркулова. //
- Перспектива: сборник статей молодых ученых Оренбург: ОГУ. — 2004. -№ 3. — С. 199−206.
- Меркулова, J1.B. Содержание и структура речевой компетентности студентов будущих учителей / JI.B. Меркулова // Современный научный вестник. — Белгород: Руснаучкнига, 2006. — С. 48−52.
- Меркулова, J1.B. Характеристика технологии формирования речевой компетентности средствами речевой деятельности в образовательном процессе / JI.B. Меркулова // Педагогический журнал. -2006. -№ 2. -С. 36−38.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
- Митина, С.Н. Проектирование в формировании речевой компетенции будущего учителя / С. Н. Митина. //Высшая школа-2004 № 5. -С.33−35.
- Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов / А. К. Михальская. -М.: Академия, 1998. -432с.
- Модернизация общего и профессионального образования: технологии образоват. деятельности: Кн. для учителя / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена- (Акулова О.В. и др.) — Под ред. В. В. Лаптева и A.II. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002.
- Мурашов, А.А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2002. -432 с.
- Мурашов, А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех: (Общ. риторика в компакт, изложении) / А. А. Мурашов. М.: Пед. о-во России, 2000.
- Мусохранова, М.Б. Формирование речевой компетентности врача в процессе обучения иностранному языку: автореферат дис.. канд. пед. наук / М. Б. Мусохранова. Омск, 2001. — 22 с.
- Нам, Т.А. Психолого-педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность студентов технического вуза: На материале обучения иностранным языкам: Дис.. канд. пед. наук / Т. А. Нам. СПб., 2005.
- Николаева, Г. Н. Коммуникативная компетентность личности : Учеб. пособие / Г. II. Николаева- Орлов, гос. ин-т искусств и культуры, Упр. образования Администрации г. Орла. Орел: Изд-во Соц.-образоват. центра, 1997.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2001. 272 с.
- Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз / под ред. С. Г. Вершловского.- СПб., 1998. 257 с.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра.: монография / под общ. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 206 с.
- Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография. / под общ. ред. В.Г. Рындак- Уральское отделение РАО. -Екатеринбург- Оренбург: Орлит — А, 2001. — 352 с.
- Основы андрагогики: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. А. Колесниковой и др. М.: Академия, 2003. — 240 с.
- Панов, М. Профессионально-ориентированная риторика в вузе / М. Панов, JI. Тумина // Высшее образование в России 2001. — № 2. — С. 142 — 146
- Пасечная, Л.А. Речевая ситуация как средство индивидуализации обучения студентов, автореферат дис.. канд. пед. Наук / Л. А. Пасечная. -Оренбург, 2001.-24 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Рындак. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2004. 724 с.
- Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов нед. специальностей / под общей ред. B.C. Куку шина. — Ростов н/Д: Март, 2002,320 с. (Педагогическое образование).
- Петров, А.А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности : На примере учителей естественно-математических предметов: автор, дис.. канд. пед. паук / А. А. Петров. Пенза, 1999.
- Петровская, А.А. Компетентность в общении / А. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1985.-312 с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.10. Питюков. -М.: Тандем, 1997. 176 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -432 с.
- Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Попова. Ростов-н/Д, 1996. — 22 с.
- Попова, С.П. Влияние регулятивной подструктуры личности па успешность профессиональной подготовки психологов : автореф. дис.. канд. психол. наук / С. П. Попова. Казань, 2004.
- Профессиональная компетентность: понятие и виды: информационный справочник / сост. H.JI. Солянкина. Красноярск, ИПК РО, 2003.-25 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 1999. — 139 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. — 152 с.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподават. высш. и сред, пед. учеб. заведений / П. Е. Решентников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
- Решетова, О.В. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов: методические рекомендации / О. В. Решетова. Уфа: Издательство БГПУ, 2004. — 32 с.
- Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной учебной деятельности студентов: методические рекомендации / О. В. Решетова. Оренбург: Издательство ГОУ ОГУ, 2005. — 75 с.
- Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1988. — 496 с.
- Российская Педагогическая Энциклопедия. М., 1999. — Т.2.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 20 — 23.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. -242 с.
- Рындак, В.Г. Методологические основы образования : учеб. нос. к спецкурсу) / В. Г. Рындак. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. -192 с.
- Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учеб. пос. е, но педагогике творчества / В. Г. Рындак, А. В. Москвина М.: Педагогический вестник, 2001.-290 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность / Г. К. Селевко. // Сельская школа. 2004. — № 3. — С. 29 — 32.
- Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002. — 176 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. П. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Симен-Северская, О. В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя / О.В. Симен-Северская. М., 2002. — 108с.
- Скворцов, Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л. И. Скворцов. М., 1990. — 352 с.
- Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб пособие / В. И. Смирнов. -М.: Логос, 2002.-304 с.
- Смирнова, JT.В. Генезис феномена «ситуация успеха» в истории отечественной педагогики : авт. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Смирнова. -Екатеринбург, 2001.
- Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
- Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. М.: Яхтсмен, 1995.-416с.
- Соссюр, Ф. Заметки по общей лингвистике / Ф. Соссюр. М.: Прогресс, 1990. — 66 с.
- Сорокина, Е.С. Коммуникативная компетентность как фактор современного политического процесса в России : Автореф. дис.. канд. полит, наук / Е. С. Сорокина. М, 2002.
- Степашко, А.К. Философия и история образовательной мысли / А. К. Степашко. М.: Академия, 2000. — 145 с.
- Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т. А. Стефановская. М., 1998. — 375 с.
- Стратегия модернизации содержания образования: сборник М.: Мир книги, 2001.- 18с.
- Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования, нучно-практ. пс. для руководителей и специалистов системы образования / В. В. Рябов, Н. П. Пищулин, Ю. В. Фролов и др. -М.: МГПУ, 2003.-206 с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: ЛГУ, 1988. — 168 с.
- Темпл, Ч. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: пособие III. / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит. М., 1997. — 312 с.
- Тихомирова, Е.И. Субъектная самореализация школьников в социально-ориентированном объединении. Технология успеха: учеб. нос. / Е. И. Тихомирова. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. — 224 с.
- Трифонова, Е.А. Технологии взаимодействия учителя и учащихся в современном школьном образовании: автореферат дис.. канд. пед. наук / Е. А. Трифонова. СПб., 2002. — 24 с.
- Урзова, Ю.А. Успешность совместной деятельности в учебных группах : Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. А. Урзова. -Ростов-на-Дону, 1995.
- Фетюхин, М.И. Психолого-педагогические основы учебной лекции: учеб.-метод. пособие / М. И. Фетюхин, Ю. М. Фетюхин. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1997. -263 с.
- Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1975. -496 с.
- Философский энциклопедический словарь М.: Сов. эпцикл., 1983.-840 с.
- Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: пер. с нем / К. Фопель. М.: Генезис, 2003.-336 с.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. -М.: Просвещение, 1991. 288с.
- Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотип. // Высшее образование. 2005. — № 3. — С. 34 -41
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции / А. В. Хуторской. // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 65.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. -СПб.: Питер, 2001. 425 с.
- Человек в мире диалога / под ред. С. С. Гусева JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, каф. философии, 1990. -317 с.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков. // Высшее образование. 2005. — № 6. — С. 26 — 29.
- Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е Шишов, И. Г. Агапов. // Мир образования образование в мире.-2001.-№ 4. -С. 8−19.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Шмелев, Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. М.: Наука, 2001, — 168 с.
- Штейнберг, В.Э. Технологические основы педагогической профессии: учеб. метод, пособие / В. Э. Штейнберг. — Уфа: БГПУ- УрО РАО-АПСН, 2002. — 80 с.
- Щепотин, А.Ф. Современные педагогические технологии -основа повышение качества подготовки специалистов / А. Ф. Щеиотип // Специалист. 1998.-№ 3.-С.8 -12.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельность в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин — ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Academia, 2005.
- Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / (микроформа) / Д. Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. -М.: РГБ, 2004.
- Юдин, В.В. Педагогическая технология: учеб. пособие / В. В. Юдин. Ярославль: ЯрГПУ, 1997. — 48 с.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 2000. — 317 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А.
- Якунин. СПб: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 2001. — 639 с.
- Ястребов, В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ястребов. Волгоград, 2004.
- Blank W. Е. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. New-Jersey: Prentice Hall, 1982.
- Bromley H. The Social Chicken and the Technological Egg: Educational Computing and Technology/Society Divide // Educational Theory. -1997.-Winter
- Brumf Ch. Communicative Methodology in language leaching. Cambridge University Press, 2000. 326 p.
- Davis W. The Innovators. The Essential Guide to Business Thinkers, Achievers and Entrepreneurs. London: Guild Publishing, 2001
- Engestrom. V. Learning by expanding/ An activitytheoritical approach developmental research. Helsinki, 2001
- Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence -Based Approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке // Тр. Международной научно-практической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe 11 Report of de Symposium Berne, Switzerland 27 30 March, 1996/ Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997
- Gamble Т., Gamble M. Communication works. -N.Y., 2001. 387 p.
- Guilford J.P. Factors of personality. // Psychol. Bull. 1999. v. 82. -P. 802−812.
- Gotz I.L. Symbols and the Nature of Teaching // Educational Theory. 1997. — Winter.
- Knopf E.A. Psychology. Inc. Visual Education Corporation, Princetion, New York, 2002/
- Lewis R., Harris Ch., Wallen M. Person to Person. Student’s Book -London, 2000. 106 p.
- Oiler J.W. Language Test at Schools. L., 1999
- Pearson, P. D., & Fielding, L. Comprehension Instruction. 2001.
- Stubbs M. Educational Linguistics. Oxford, 2000.
- Ur. P. Discussion that work task-centered fluency practice. Cambridge University Press, 2000. 2156 p.