Введение.
Подготовка детей массового детского сада к обучению грамоте
Исследование этих закономерностей важно и для решения проблемы возрастных возможностей и особенностей усвоения теоретических знаний. Одним из видов таких знаний и являются научные знания о речевой действительности и ее элементах. Такое исследование имеет значение и для проблемы обучения и развития. Напомним, что для Л. С. Выготского одной из основных моделей отношения между обучением и развитием… Читать ещё >
Введение. Подготовка детей массового детского сада к обучению грамоте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа начальных классов современной общеобразовательной школы является достаточно сложной и объемной, поэтому не умеющему хорошо владеть своей речью, читать и писать ребенку ее осваивать очень сложно. Особенно трудно приходится первокласснику. Совершенно иначе чувствуют себя уже умеющие читать и писать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Существует много способов научить ребенка владеть речью, писать и читать до школы. При этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна быть согласованна со школьными программами, чтобы ребенок, придя в школу, уже довольно ясно мог себе представить требования учителей. Программа обучения обязательно должна иметь познавательную основу. Также необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Еще В. А. Сухомлинский сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» [Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Минск., 1981]. Проблеме подготовки детей к обучению грамотности уделяли большое внимание как российские (советские) ученые-педагоги, так и зарубежные их коллеги. За последние сто лет решение этой проблемы значительно продвинулось вперед. В настоящее время уже никто не ставит под сомнение значимость подготовки детей к обучению грамоте — чтению и письму в дошкольном учреждении — массовом детском саду.
Дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает свежесть и острота восприятия, любознательность и яркость воображения. [Венгер Л. А., Мухина С. В. Психология. — М., 1988] Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо неоднократно возвращаться к уже знакомому, чтобы постепенно знания становились прочными. Поэтому вопросам детской психологии уделяли большое внимание такие педагоги как К. Бюлер, Л С Выготский, А. Н. Гвоздев, В. Г. Горецкий, Ф. Я. Лурия, Г. Л. Розенгарт-Пупко, К. Д. Ушинский, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, Ф. Я. Юдович и т. д. Для разработки обучающих грамоте программ необходимо учитывать уровень восприятия ребенка, его внимание, воображение и память.
Подготовка детей к обучению чтению и письму является одним из важнейших компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчения перехода детей к выполнению важной социальной функции — функции ученика. Исследователями на основе анализа поведения первоклассников доказано, что подготовленные к школе дети лучше и свободнее ориентируются в новой для них окружающей среде. Успешное решение этой задачи возможно только при использовании всего потенциала дошкольного образования и взаимодействия всех педагогов учреждения. Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребенка и подготавливающая его к будущей деятельности. Современные педагоги уделяют огромное внимание подготовке и разработке теоретической и практической базы, способствующей в результате наиболее правильному подходу к обучению дошкольников грамоте.
История методики со всей остротой поставила вопрос о необходимости знакомить детей со звуковой материей языка, как основой обучения грамоте. Это единственный путь к тому, чтобы сделать при обучении чтению и письму предметом действия ученика не буквы — знаки звуковых значений, а саму звуковую материю языка, собственно звуковые значения.
Психологические особенности и закономерности изменения позиции ребенка относительно речевой действительности и ее элементов изучены еще мало. Между тем знание этих закономерностей представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.
Прежде всего, оно расширяет наши представления об общей картине развития речи и мышления в онтогенезе.
Исследование этих закономерностей важно и для решения проблемы возрастных возможностей и особенностей усвоения теоретических знаний. Одним из видов таких знаний и являются научные знания о речевой действительности и ее элементах.
Такое исследование имеет значение и для проблемы обучения и развития. Напомним, что для Л. С. Выготского одной из основных моделей отношения между обучением и развитием было отношение между устной и письменной речью ребенка. [Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960].
В плане практическом исследование закономерностей изменения позиции ребенка относительно речевой действительности и ее элементов, так же как и исследование возможностей и путей ее целенаправленного формирования, важны для решения проблемы подготовки школьника к обучению чтению и письму и для проблемы начального обучения в школе.
Целью настоящего исследования является оценка эффективности подготовки детей дошкольного возраста, посещающих массовые детские сады, к обучению грамоте.
Исследование проводилось на базе детского сада № 75 Калининского района.