Язык графических обозначений для лектора (ЯГОЛ)
На рис. П3.2: 1 — обозначение индивида (один круг); 2 — при необходимости вводится обозначение памяти, психики (второй круг внутри круга, обозначающего индивида); 3 — при необходимости обозначение личности (центральный малый круг); 4 — обозначение любого элемента с надписью внутри прямоугольника (любое соотношение сторон); 5 —дополнительная линия контура, обозначающая технический объект; 6… Читать ещё >
Язык графических обозначений для лектора (ЯГОЛ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Еще в 60-е гг. XX в. в процессе преподавания радиотехнических систем и их эксплуатации автор пришел к выводу об избыточной сложности для эксплуатационников электрических принципиальных схем радиоаппаратуры и о недостаточной для них адекватности отображения взаимосвязей между функциональными элементами в стандартных функциональных схемах (т.е. в первом случае нарушалось требование простоты, во втором — простота была, но не было изоморфизма). В связи с этим были разработаны символы обозначений для эксплуатационных функциональных схем, а впоследствии и специальный символический формальный язык для эксплуатационных документов (ЯзЭД)[1].
Именно на этой основе в 80-х гг. XX в. автором был разработан и с тех пор широко применяется язык графических обозначений для лектора (ЯГОЛ). Он позволяет при простых по начертанию и легко запоминаемых символах сделать читаемыми без текстовых пояснений любые абстрактные схемы. В большинстве случаев схема, вычерченная студентом на лекции вслед за преподавателем с использованием символов ЯГОЛ и с нумерацией элементов по последовательности вычерчивания, достаточна для того, чтобы он мог без текстового конспекта восстановить ход рассуждений лектора. Такой язык ориентирован на применение лектором доски или любых средств представления визуальной информации.
Для обозначения очередности обращения к элементу на лекции целесообразно указывать номер обращения в рамке, обозначающей элемент. Под этим же номером целесообразно записывать определения или текстовые пояснения, относящиеся к элементу. Базовые символы линий в ЯГОЛ показаны на рис. приложения 3, № 1 (сокращенно — П3.1), а базовые символы объектов — на рис. П3.2.
Семантика линий показана на рис. П3.1. Ее очень легко запомнить, если учесть, что визуальную информацию человек воспринимает двумя глазами, а для команд у него имеется один рот.
Стрелки на линиях связи не указываются, если направление воздействия по линии идет сверху вниз или слева направо.
Рис. ПЗ. 1. Семантика разных линий в ЯГОЛ.
На рис. П3.2: 1 — обозначение индивида (один круг); 2 — при необходимости вводится обозначение памяти, психики (второй круг внутри круга, обозначающего индивида); 3 — при необходимости обозначение личности (центральный малый круг); 4 — обозначение любого элемента с надписью внутри прямоугольника (любое соотношение сторон); 5 —дополнительная линия контура, обозначающая технический объект; 6 — устройство памяти технического объекта (дополнительный прямоугольник внутри обозначения технического объекта, если необходимо показать наличие этого устройства); 7 — логическое устройство с записью условия внутри контура (любой равнобедренный треугольник, к вершине которого подводится входной сигнал или информация о действительном значении анализируемого параметра); 8 — метка выхода логического устройства, активизированного при соблюдении указанного логического условия; 9 — метка выхода логического устройства, активизируемого при несоблюдении указанного логического условия; 10 — контурная линия для обозначения учебной деятельности; 11 — контурная линия для обозначения учебной информации; 12 — контурная линия для обозначения управления учебной деятельностью (учебным процессом); 13 — открывающее воздействие; 14 — закрывающее воздействие (линия поперек стрелки или вся стрелка залита); 15 — регулирующее (на стрелке биссектриса или половина стрелки до средней линии залита) воздействие.
Схема, приведенная для иллюстрации возможностей детализации при использовании символов ЯГОЛ, показана на рис. ПЗ.З.
Описание рис. ПЗ. З:
- 1) преподаватель;
- 2) руководствуясь (находясь под управлением программы учебной дисциплины);
- 3) управляет памятью персонального компьютера;
- 4) студент;
- 5) управляя ПК;
- 6) получает учебную информацию;
- 7) и управление учебной деятельностью;
- 8) на личность студента оказывает влияние личность преподавателя;
- 9) осуществляя учебные действия, информация о которых поступает в память ПК, студент воздействует на свою психику, память;
- 10) информация из памяти ПК поступает к преподавателю.
Рис. П3.2. Базовые символы объектов ЯГОЛ
Рис. ПЗ.З. Функциональная схема в символах ЯГОЛ.
С учетом специфики конкретной учебной дисциплины преподаватель может дополнить рассмотренные символы своими, специализированными. При этом целесообразно оставлять неизменными по начертанию и семантике рассмотренные на рис. П3.1 базовые символы ЯГОЛ.
- [1] См.: Фокин Ю. Г. Оператор — технические устройства: обеспечение надежности. — М., 1985.