Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе: На примере Свердловской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследованияанализ результатов изучения практических моделей оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе социальной защиты в Свердловской области как субъекте Российской Федерациимоделирование системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Моделирование в системе оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья как научная проблема
    • 1. 1. Методологические аспекты прогнозирования и моделирования социальных процессов
    • 1. 2. Логика и методология системного подхода. Системный анализ как программа научного исследования и решения научной проблемы

    Глава 2. Теоретическое обоснование концепции предполагаемых изменений (инноваций) в системе оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации.

    2.1. Особые потребности в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и характер условий для их качественного и полного удовлетворения в системе оказания специальной помощи детям данной категории.

    2.2. Современное состояние системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации. Общая характеристика моделей оказания помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в системе социальной защиты в Свердловской области.

    2.3. Приоритеты и основные подходы к разработке концепции предполагаемых изменений (инноваций) в системе оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области.

    Глава 3. Моделирование и прогнозирование инновационных процессов развития системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области и их практическая реализация.

    3.1. Цель, задачи, концептуальные положения и принципы разработки инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, прогнозирование результатов ее практической реализации.

    3.2. Обоснование выбора опытно-экспериментальной площадки на территории Свердловской области для апробации инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    3.3. Проектирование региональных стандартов социальных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в рамках реализации инновационной модели в условиях Свердловской области.

    3.4. Результаты практической реализации инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Свердловской области. Сопоставление прогнозируемых и практических результатов реализации инновационной модели в условиях

    Свердловской области. Усовершенствование модели.

Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе: На примере Свердловской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Отрицательная динамика относительных и абсолютных показателей числа детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области делает актуальной проблему включения данной категории детей в социальное и образовательное пространства региона как субъекта Российской Федерации с учетом их индивидуальных потребностей в развитии. Подготовка детей с теми или иными нарушениями в психо-физическом развитии к самостоятельной, общественно полезной и независимой жизни на основе принятия и развития их индивидуальности становится одной из важнейших задач отечественной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Современный этап развития государственной системы оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации характеризуется сложными и часто противоречивыми тенденциями и подходами. Процесс ее реформирования должен носить, на наш взгляд, характер эволюционных изменений, признающих важность взаимодействия и взаимодополнения двух систем помощи: специального образования и социальной защиты и социального обслуживания семьи и детей, основанных на глубокой теоретической и научно-методической проработке, использующих такие высокотехнологические методы системного анализа, как социальное прогнозирование и моделирование.

Как показывают научные исследования (Н.Н. Моисеев, Ю. М. Плотинский, М. В. Рыжаков, В. Н. Спицнадель, К. Шеннон и другие), использование системного подхода в качестве основы изучения социальных систем позволяет осуществлять эффективное управление их развитием, а опора на системные идеи в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья (П.К. Анохин, JI.C. Выготский, Т. А. Власова, Л. Я. Дорфман, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский. Б. Ф. Ломов, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, B.C.

Мерлин, С.JI. Рубинштейн и другие) оказывает существенную помощь в моделировании оптимальных систем оказания специальной помощи детям данной категории.

Вместе с тем, несмотря на целый ряд специальных учреждений, в том числе и инновационных, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность, на территории Свердловской области не существует на сегодняшний день такой практической модели оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая объединяла бы лучшие достижения в работе с детьми данной категории как системы специального образования, так и системы социальной защиты, и была способна создать отвечающие потребностям каждого ребенка условия развития. Данный факт обусловлен многими причинами, в том числе: отсутствием системного подхода в понимании ребенка с ограниченными возможностями здоровья как сложной открытой нелинейной развивающейся системыотсутствием системного подхода в понимании нарушения в развитии как сложной многоуровневой системы, и как следствие, ориентацией образовательного и реабилитационного процессов на одну из составляющих ребенка, а не на его «интегральную индивидуальность» в целомотсутствием оптимального соотношения реабилитационного и образовательного процессов, ведущим к видимому дисбалансу между обучением и развитием, между лечением и развитиемограниченностью функций, реализуемых ныне существующими специальными учреждениями как в системе специального образования, так и в системе социальной защиты, и, прежде всего, отсутствием условий для реализации функции по целенаправленному формированию у детей данной категории навыков жизненной компетентности и профессионального самоопределенияотсутствием в деятельности учреждений мультидисциплинарного подхода и межведомственного взаимодействия со структурами, занимающимися вопросами помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровьязакрытостью учреждений оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, ведущей к изоляции ребенка в «особом» социумеотсутствием стандартов оказываемых ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье социальных услугподменой государственными и муниципальными учреждениями систем социальной защиты и специального образования родительских функций по воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приводящей к формированию у родителей иждивенческих позицийунификацией форм и методов оказания специальной помощи детям данной категории без учета региональных особенностей образовательного и реабилитационного пространств субъекта Российской Федерации и другими (В.В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, JI.M. Шипицына).

Следовательно, на сегодняшний день назрела необходимость научно-обоснованного анализа существующей в Свердловской области региональной системы оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья с целью теоретической разработки и практической реализации инновационной модели оказания специальной помощи детям данной категории как ее структурного элемента (недостающего модуля). Основой ценностно-целевых ориентиров инновационной модели должен стать приоритет интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, их особых потребностей в развитии. Целью развития системы должна быть определена последовательная реализация государственной политики в сфере специального образования и социальной защиты, гарантирующей право детей на доступное и качественное получение педагогических, реабилитационных, медицинских, социальных и иных услуг, обеспечивающих их развитие, социальную компетентность, включение в образовательное и реабилитационное пространства своего региона как субъекта Российской Федерации, независимую и самостоятельную жизнь в обществе.

На сегодняшний день выявились и требуют разрешения следующие основные противоречия, сложившиеся в системе оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации:

Между необходимостью системного анализа и научно-обоснованного реформирования региональной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием в реальной практике трансформации существующей системы таких высокотехнологических методов, как социальное прогнозирование и моделирование, позволяющих на всех уровнях осуществлять деятельность по удовлетворению особых потребностей в развитии каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе программно-целевого подхода.

Между ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием или недостаточным количеством специальных учреждений (как традиционных, так и инновационных) различной ведомственной подчиненности, особенно в отдаленных территориях области, а также отсутствием в большинстве учреждений специально созданных для этого условий (программно-методических, кадровых, организационных, материально-технических и др.).

Между востребованностью детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями интегративных форм реабилитации и образования и замкнутостью большинства учреждений оказания помощи детям данной категории, ведущей к изоляции ребенка в «особом» социуме и недостаточным использованием потенциала семьи.

Между возрастающей ролью многосубъектности социальной политики, системного подхода и межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям и сохраняющейся изолированностью и закрытостью систем, участвующих в этом процессе: специального образования, социальной защиты, здравоохранения, неправительственных и общественных организаций.

Между распространением вариативности оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, основанной на учете и удовлетворении индивидуальных потребностей и неразработанностью стандартов социальных услуг как на государственном, так и на региональном уровне, регулирующих отношения внутри системы и способствующих достижению максимального эффекта в процессе проводимой работы.

Перечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: научно-обоснованное планомерное реформирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации невозможно без развития в ее рамках инновационных моделей удовлетворения особых потребностей в развитии детей данной категории, разработанных на основе программно-целевого подхода, принципов открытости и оптимального соотношения процессов реабилитации, образования и развития, системного подхода к ребенку и ориентацией на его целостную индивидуальность, включения родителей в реабилитационный и образовательный процессы в качестве равноправных партнеров, строящих свою деятельность на основе стандартов социальных услуг, и определить тему исследования «Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе (на примере Свердловской области)».

Объект исследования — система оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации.

Предмет исследования — процесс прогнозирования и моделирования системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, направленный на удовлетворение их особых потребностей в развитии, в условиях Свердловской области как субъекта Российской Федерации.

Гипотеза исследования — удовлетворение особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Свердловской области будет максимально полным и эффективным, если:

1. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в рамках инновационной модели как структурного элемента существующей государственной системы, разработанной на основе методов социального прогнозирования и моделирования и учитывающей региональные особенности образовательного и реабилитационного пространств;

2. Инновационная модель системы оказания специальной помощи будет построена на основе принципов открытости и оптимального соотношения процессов реабилитации, образования и развития, с учетом системного подхода к изучению ребенка данной категории, с ориентацией на его «интегральную индивидуальность»;

3. Структура предлагаемой модели будет определяться реализуемыми целями, задачами и функциями, направленными на удовлетворение особых потребностей детей данной категории, носить модульный характер, и варьироваться в зависимости от наличия социально-экономических и иных условий;

4. В реабилитационный и образовательный процессы в качестве равноправных партнеров будут привлечены родители детей с ограниченными возможностями здоровья;

5. Реализация разработанной инновационной модели будет осуществляться в условиях многосубъектности и межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, на основе программно-целевого подхода;

6. Реализация разработанной инновационной модели будет осуществляться на основе стандартов предлагаемых ребенку и его семье социальных услуг.

Цель исследования заключается в разработке и первичной апробации инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как структурного элемента (модуля) существующей региональной системы, ориентированной на максимально полное и качественное удовлетворение особых потребностей в развитии детей данной категории, а также в подготовке ее программного обеспечения, с учетом особенностей образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерации.

Были определены следующие задачи исследования:

1. Провести научный анализ литературы, раскрывающей состояние теоретической и практической разработанности вопросов исследования, уточнить понятия, термины, определения.

2. Проанализировать эффективность существующих практических моделей оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации.

3. Обосновать необходимость разработки и внедрения в Свердловской области инновационной модели системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на системном подходе к изучению ребенка данной категории, ориентированной на его «интегральную индивидуальность».

4. Разработать концептуальные положения развития инновационной системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Свердловской области и на этой основе создать инновационную модель, учитывающую особенности образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерации, определить вероятностный прогноз ее реализации в условиях Свердловской области.

5. Предложить программу внедрения инновационной модели в существующую систему оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации.

6. Разработать проекты региональных стандартов социальных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в рамках реализации инновационной модели в условиях Свердловской области.

Теоретико-методологические основы исследования составили концептуальные вопросы гетерологической концепции философской антропологии. Вместе с тем, мы учитывали ряд положений позитивистского и интерпретативного подходов в научных исследованиях, особенно важных для разработки заявленной модели.

Кроме того, в своем исследования мы опирались на принципы концепции интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, Л.Я. Дорфман), основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина (1971) и общей теории систем Людвига фон Берталанфи (1968), принципы системного подхода в различных областях человекознания (И.В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), теорию о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, А. Н. Леонтьев, М. С. Певзнер и др.), принципы теоретического моделирования в гуманитарных науках (С. Кирк, С. Шеннон), концептуальные положения философии образования (Б.С. Гершунский, М.С. Каган), методологию и теорию эволюционных процессов в природе и обществе (А.Г. Асмолов, П. К. Анохин, Х. С. Замский, Н. Н. Малофеев и др.), основные положения отечественной теории педагогических технологий (А.С. Белкин, В.П. Беспалько), основные принципы менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Маслоу, М. Мескон, Т. Санталайнен) и теории управления образовательными системами (М.М. Поташник, A.M. Моисеев, Ю. А. Конаржевский, Г. Л. Фриш, Л.И. Фишман).

В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследованияанализ результатов изучения практических моделей оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе социальной защиты в Свердловской области как субъекте Российской Федерациимоделирование системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерациипроектирование региональных стандартов социальных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в рамках реализации инновационной моделипрогнозирование результатов реализации разработанной модели в условиях Свердловской областиапробирование, корректировка и усовершенствование разработанной инновационной модели.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 год в 3 этапа, в строгом соответствии с планом-графиком и программой исследования, поставленными целями и задачами.

Первый этап (1999;2000 годы) — определение теоретико-методологических основ исследованияподбор, изучение и анализ литературы по проблеме исследованияопределение научного аппарата исследования.

Второй этап исследования (2000;2001 годы) — аналитический обзор развития отечественной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и сравнительный анализ этапов развития систем специального образования и социальной защиты в Россииизучение практических моделей оказания специальной помощи детям данной категории в государственной системе социальной защиты в Свердловской областиразработка концептуальных положений и моделирование инновационных модулей действующей региональной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, прогнозирование результатов их реализации в условиях Свердловской области.

Третий этап исследования (2001;2003 годы) — разработка программного обеспечения и алгоритма внедрения инновационной модели в действующую региональную систему оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяпервичная апробация разработанной модели в условиях Свердловской области как субъекта Российской Федерации, внесение необходимых корректив и ее усовершенствованиетеоретическое обобщение полученных результатов и их описание.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании целесообразности реформирования системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области как субъекте Российской Федерации на основе методов социального прогнозирования и моделированияразработке концептуальных положений, программного обеспечения и алгоритма внедрения инновационной модели оказания специальной помощи детям данной категории в качестве структурного элемента существующей региональной системыразработке технологии моделирования системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Свердловской области как субъекта Российской Федерации, существенно дополняющей имеющиеся представления о моделировании социальных систем.

Теоретическая значимость исследования состоит в сравнительном анализе этапов развития отечественных систем специального образования и социальной защитысистемном описании существующих в сфере социальной защиты Свердловской области как субъекта Российской Федерации моделей оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьятеоретическом обосновании необходимости разработки и внедрения в Свердловской области инновационной модели оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в качестве структурного элемента существующей государственной системыразработке теоретической инновационной модели оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерацииразработке проекта региональных стандартов социальных услуг, предоставляемых детям данной категории и их семьям, в рамках реализации инновационной модели.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая инновационная модель системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, благодаря модульному принципу разработки, может иметь различные варианты реализации как содержательного, так и процессуального характера, в зависимости от первоначального уровня созданных условий. Помимо этого, разработанное программное обеспечение и алгоритм реализации инновационной модели, на наш взгляд, может значительно облегчить управление процессом внедрения инноваций в деятельность учреждений как системы специального образования, так и системы социальной защиты.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты теоретического осмысления проблемы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системах специального образования и социальной защиты в Свердловской области как субъекте Российской Федерации, некоторые практические выводы использовались в процессе преподавания образовательных курсов для студентов Уральского государственного педагогического университета, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки в Институте развития регионального образования Свердловской области и Уральском межрегиональном центре обучения персонала Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Материалы исследования отражены в публикациях автора. Основные теоретико-методологические подходы исследования использовались при подготовке таких информационно-аналитических материалов, как: аналитического отчета «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка в Свердловской области за период 1997;2002 годы», разделов Государственного доклада «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2001 года, 2002 года, аналитического отчета «О выполнении на территории Свердловской области Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и федеральной государственной целевой программы «Дети-инвалиды», предложений по совершенствованию законодательства в области защиты прав детей-инвалидов для парламентских слушаний в Государственной Думе Законодательного Собрания Российской Федерации и ряда других.

Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, международных, общероссийских и областных научно-практических конференциях, областных методических совещаниях и семинарах для руководителей и специалистов органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области, научно-методических семинарах для руководителей круглогодичных детских оздоровительных организаций Свердловской области.

Убедительные результаты исследования по прогнозированию и моделированию системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, разработанной с учетом особенностей образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерации, были заслушаны на заседании отдела семейной политики и социального обслуживания семьи и детей.

Министерства социальной защиты населения Свердловской области, получили заключение о высокой степени значимости предложенных инициатив и перспективы их развития на территории области, позволили Министерству социальной защиты населения Свердловской области организовать опытно-экспериментальные площадки по апробации модулей инновационной модели на базе пяти круглогодичных детских оздоровительных организаций Свердловской области.

Важность функционирования данной модели на территории Свердловской области определяется разработкой и практической реализацией в ее рамках многочисленных межведомственных областных и муниципальных социальных проектов, активным участием в них структур различного ведомственного подчинения, общественных и некоммерческих организаций.

Обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования данных обеспечивается исходными теоретико-методологическими позициями, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, личным участием автора в качестве разработчика и руководителя предлагаемого проекта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность функционирования инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается использованием результатов научного анализа существующей государственной системы, учетом региональных особенностей образовательного и реабилитационного пространств Свердловской области как субъекта Российской Федерации, опорой на методы социального моделирования и прогнозирования.

2. Успешность осуществления деятельности по созданию условий для удовлетворения особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от реализации принципов открытости, многосубъектности и межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям данной категории и их семьям, программно-целевого подхода, стандартизации предлагаемых социальных услуг, мониторинга результатов реабилитационных и образовательных мероприятий.

3. Максимально полное и эффективное удовлетворение особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья возможно только при системном подходе к изучению ребенка данной категории, ориентации на его «интегральную индивидуальность», включении в реабилитационный и образовательный процессы в качестве равноправных партнеров родителей ребенка.

4. Разработанные и прошедшие апробацию концептуальные положения и программное обеспечение разработанной модели результативны, эффективны и воспроизводимы в аналогичных условиях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, считаем необходимым, остановиться на следующих положениях.

— Процессы развития отечественных систем специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья являются взаимообусловленным и взаимосвязаннымитолько их историческая взаимосвязь и взаимообусловленность позволили сформироваться и развиваться отечественной системе оказания специальной помощи детям данной категории.

— Без анализа этапов развития отечественной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья невозможно прогнозировать и корректировать процесс ее реформирования, проектировать и моделировать адекватные потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья системы помощи и поддержки.

— К началу XXI века отечественная государственная система оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом противоречий и проблем, требующих научно-обоснованного планомерного реформирования.

— Существующие на сегодняшний день в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Свердловской области как субъекте Российской Федерации модели оказания помощи свидетельствует о несоответствии имеющихся условий индивидуальным особенностям и особым потребностям ребенка данной категории, что ведет к нивелированию различий между детьми, возникновению вторичных деструкций и деформаций развития, трудностям интеграции и включения в образовательное и реабилитационное пространства региона.

— Процесс реформирования существующей государственной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья должен исходить из региональных особенностей образовательного и реабилитационного пространств субъекта Российской Федерации, носить эволюционный характер, позволяющий сохранить имеющийся положительный опыт и внедрить новые структурные элементы (недостающие модули).

— Требует решения одна из основных проблем существующей системы специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьявведения отсутствующих моделей системы организации интегрированного отдыха и оздоровления детей данной категории, в том числе совместного отдыха родителей и детей.

— Инновационные модели оказания специальной помощи должны обладать комплексом специально созданных условий для качественного удовлетворения особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, основываться на принципах открытости и системного подхода к изучению ребенка, осуществлять образовательный и реабилитационный процессы на основе программно-целевого подхода и межведомственного взаимодействия.

— Инновационные модели системы оказания специальной помощи должны представлять оптимальное соотношение процессов реабилитации, образования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ориентироваться на его «интегральную индивидуальность.

— Структура инновационных моделей оказания специальной помощи должна определяться реализуемыми функциями по удовлетворению особых потребностей детей данной категории, носить модульный характер, и варьироваться в зависимости от имеющихся социально-экономических и иных условий, а также особых потребностей детей с тем или иным нарушением в развитии.

— Необходим отказ от патернализма в процессе оказания специальной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям, формирующего иждивенческие позиции и социальную пассивность граждан данной категории, и переориентация системы оказания специальной помощи с подмены родительских функций воспитания, обучения и реабилитации ребенка на повышение психолого-педагогической культуры родителей («педагогическое образование родителей»), формирования их социальной мобильности.

— Процесс оказания специальной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться на основе стандартов предлагаемых ребенку и его семье социальных услуг.

— Успешность и эффективность инновационной модели определяется наличием разработанного нормативно-правового и программно-методического обеспечения процесса ее реализации, включающего, в первую очередь, непосредственно перспективную программу ее реализации.

— Успешная реализация инновационных моделей оказания специальной помощи зависит от скоординированного взаимодействия различных структур, ведомств, широкого круга специалистов и общественности в целом в процессе обеспечения особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. должна носить государственно-общественный характер.

— Инновационные модели не должны конкурировать и подменять собой деятельность существующих специальных образовательных и реабилитационных учреждений, а занимать то образовательно-реабилитационное пространство, которое востребовано детьми с ограниченными возможностями здоровья, но не обеспечено традиционной системой.

Результаты подготовительных работ по организации внедрения инновационной модели в действующую государственную систему оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области и итоги первичной апробации доказали ее эффективность и практическую значимость, что подтверждено:

— Созданием в рамках инновационной модели на базе опытно-экспериментальных площадок наименее ограничивающих развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий, способствующих формированию у него навыков жизненной компетентности и овладению комплексом социальных ролей и норм.

— Созданием на территории опытно-экспериментальных площадок развивающей воспитательной среды, оптимизирующей образовательные, реабилитационные и рекреационные мероприятия.

— Предоставлением в рамках апробации отдельных модулей инновационной модели, соответствующих особым потребностями ребенка, качественных социальных услуг.

— Организацией в рамках апробации отдельных модулей инновационной модели вариативных форм отдыха, оздоровления и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Обеспечением в рамках апробации отдельных модулей инновационной модели комплексной помощи ребенку, в том числе воспитания, обучения, отдыха, оздоровления, профилактики вторичных деструкций и деформаций развития, реабилитации, включающей спортивно-оздоровительный, творческий, медицинский, профессионально-трудовой аспекты.

— Обеспечением в рамках апробации отдельных модулей инновационной модели развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализации возможностей его творческого самовыражения.

— Содействием процессам интеграции и включения в социум ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвигаемая нами гипотеза:

1. Эффективность функционирования инновационной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается использованием результатов научного анализа существующей системы, учетом региональных особенностей образовательного и реабилитационного пространства, опорой на методы социального моделирования и прогнозирования.

2. Успешность осуществления деятельности по созданию условий для удовлетворения особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от реализации принципов открытости системы, многосубъектности и межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, программно-целевого подхода, на основе стандартов предлагаемых социальных услуг.

3. Максимально полное и эффективное удовлетворение особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья возможно только при системном подходе к изучению ребенка данной категории, ориентации на его «интегральную индивидуальность», включении в реабилитационный и образовательный процессы в качестве равноправных партнеров родителей ребенка.

4. Разработанные и прошедшие апробацию концептуальные положения и программное обеспечение разработанной модели системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья результативны, эффективны и воспроизводимы в аналогичных условиях.

Вместе с тем, проведенное нами исследование и разработанная инновационная модель не исчерпывает всех проблем совершенствования системы специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Свердловской области как субъекта Российской Федерации, не претендует на полноту изложения и подразумевает необходимость дальнейших исследований в указанном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Козлова В. Т. Психофизические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.- 160с.
  2. Аксенова J1. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 192с.
  3. Алексеева J1.C., Буданова Л. Д., Даньярова Т. А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность».- М.: НИИ семьи, 1997. 112с.
  4. Н.М. Моделирование орудие прогноза и управления. //Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная: Сборник./Сост. В. Д. Пекелие. -М.: Наука, 1968. — с. 167−182.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965.
  6. .Г. Человек как предмет познания. С-Пб: Питер, 2001. -288с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1971. -с.229−252.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.//Принципы системной организации функций. -М., 1973.-c.5−61.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М., 1978.
  10. Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. М.: Владос-пресс, 2002. — 224с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы.//Психология формирующейся и развивающейся личности./Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — с.3−19.
  12. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии. //Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 12. — с.3−17.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416с.
  14. Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка.//Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
  15. Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности. //В.Д. Небылицын. Жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. -с.292−303.
  16. Л.фон Берталанфи. Общая теория систем обзор проблем и результатов. //Системные исследования. Ежегодник 1969. — М.: Наука, 1969. — с.30−54.
  17. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Свердл. обл. ин-т усоверш. учит., 1992. 93с.
  18. B.C. Настольная книга педагога-исследователя. -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.- 236 с.
  19. А.С. Основы возрастной педагогики: в 2 ч. Свердловск: Свердл.гос.пед.ин-т., 1990. — 168с.
  20. М. А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: Учеб. пособие / Академия социального образования. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001. — 120с.
  21. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем. //Системные исследования. Ежегодник 1969. М.: Наука, 1969. — с.7−29.
  22. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. -М., 1969.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке.// Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.
  26. А.А., Волков П. П., Кочергин А. Н. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384с.
  27. В.И. Проблема социального сиротства и пути ее решения.//Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.- с. 12−22.
  28. В.И. Диагностика и меры социального вмешательства по предупреждению социального сиротства.//Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Полиграф сервис, 1998.- с. 135−144.
  29. М.В. Совершенствование коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного центра реабилитации детей с нарушенным слухом. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998.- 18с.
  30. М.В., Антропова Ю. Ю. Социальное партнерство в сфере социального обслуживания семьи и детей Свердловской области: опыт, проблемы, перспективы. //Партнерство в социальной сфере. -Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002. 24с.
  31. М. Причинность. М., 1962.
  32. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. Т. А. Власовой. -М., 1983.-Т. 4.
  33. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. Т. А. Власовой. -М., 1983.-Т.5.
  34. JI.C. проблемы дефектологии. / Сост. Т. М. Лифанова. М.: Просвещение, 1995. — 227 с.
  35. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования. //Вопросы философии. 1963.-№ 10.- с. 13.
  36. E.JI., Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. // http: ise.iip.net
  37. Гончарова E. JL, Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями.// http: ise.iip.net
  38. Гончарова E. JL, Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей.// http: ise.iip.net
  39. В.И., Александрович Ю. С. методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей. — С-Пб: Речь, 2001.-200с.
  40. Государственная социальная политика. Программно-целевой подход. -Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2000.-72с.
  41. С. Летний лагерь для детей с ограниченными возможностями: время реабилитации. // Народное образование. 2001. -№ 3. — с.95−100.
  42. С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. М.: НИИ семьи, 1996.
  43. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия./Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М.: Гном и Д, 2001. — 448с.
  44. Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.
  45. Директору школы о сотрудничестве с родителями. /Под ред. А. С. Роботова, И. А. Хоменко, И. Г. Шапошникова. М.: Сентябрь, 2001.-176с.
  46. Н.М., Мельцер А. В. и др. Медико-юридическая помощь: права инвалидов. С-Пб: Невский проспект, 2002. — 160с.
  47. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2000 года. Екатеринбург, 2001. -158с.
  48. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2001 года. Екатеринбург, 2002. -149с.
  49. Е. Авторская программа развития специальной школы: Опыт работы СКШ № 17 города Лесосибирска. // Народное образование.1998.- № 9−10. с. 79−82.
  50. Если Ваш ребенок не такой. Как другие.: Книга для родителей./ Под. ред. О. И. Волжиной. М.: НИИ семьи, 1997. — 180с.
  51. О.Н. Вот и вышел человечек.// Развитие и образование особенных детей. Проблемы, поиски: Сб. научно-практических, проектных и методических материалов. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1999. с.54−64.
  52. Д.Н., Барабанщиков Д. Н. Детерминация и развитиепсихикиУ/Принцип системности в психологических исследованиях./Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990.- с.3−9.
  53. Д.Н. Принцип иерархии в психологии. // Принципсистемности в психологических исследованиях./Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990.- с.25−33.
  54. Закон Свердловской области от 5.10.1995 года № 28−03 «О защите правребенка» с изменениями, внесенными областными законами от 30.04.19 997 года № 28−03 и от 5.12.1997 года № 71−03.
  55. Закон Свердловской области от 16.07.1998 года № 26−03 «Об образовании в Свердловской области».
  56. Закон Свердловской области от 02.12.2002 года № 55−03 «Об областной государственной целевой программе „Дети в Свердловской области“ на 2003−2005 годы».
  57. Д.И., Вельтищев Ю. Е. Детская инвалидность. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 1995. — 53 с.
  58. Т.Д., Нисневич JI.A. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. С-Пб: институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 96с.
  59. Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. 2001.- М.: МГУП, 2001.- 178с.
  60. Информационно-консультационный справочник для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. -Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002.- 35с.
  61. С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука, 1999. -190с.
  62. Г. Клаус. Кибернетика и философия. М., 1963.
  63. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетическое расширение антропного принципа. //Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — с.80−106.
  64. Е.Н. Синергетический вызов культуре.// Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — с.243−261.
  65. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. //Вопросы психологии. 1993.-№ 1.-е. 13−23.
  66. Комплексная реабилитация детей с органическими возможностями вследствие заболеваний нервной системы: Методические рекомендации. -М.- С-Пб, 1998.-536с.
  67. Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года». Екатеринбург: Правительство Свердловской области, 2001.
  68. Концепция развития содержания деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области до 2015 года: Проект. Екатеринбург: Изд-во Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2003. — 8с.
  69. Концепция развития МОУ № 168 города Екатеринбурга. -Екатеринбург, 2000. 18с.
  70. Концепция реформирования системы специального образования. //Управление школой. 1999. — № 16. — с. 4−5.
  71. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Екатеринбург, 1998. — 124с.
  72. Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях. // Советская педагогика. 1970. -№ 3. — с. 12−14.
  73. К.В., Сутырин Б. А. История социальной работы (с древности до начала XX века). М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 480с.
  74. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода.// Психологический журнал. 1982. -Т. 3. — № 3 -с.5.
  75. Кунгурцева И. А. Итоги оздоровительной кампании 2001 года и основные подходы к организации отдыха и оздоровления детей
  76. К. Индивидуальные различия./ Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: аспект пресс, 2000.- 527с.
  77. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -416с.
  78. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. — 334с.
  79. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. — 167с.
  80. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000.-549с.
  81. Е.Т., Доскин В. А. Детская реабилитология.- М., 1999.
  82. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения.//Принцип системности в психологических исследованиях./ Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990.-с.10−18.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984.
  84. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века.//Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -с.56−79.
  85. Н.Н., Гончарова Е. Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России, //http:ise.iip.net
  86. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики.// http: ise.iip.net
  87. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития.// http: ise.iip.net
  88. Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка.// http: ise.iip.net
  89. Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты.//Дефектология. 1993.-№ 3.-c.3−7.
  90. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами.// http: ise.iip.net
  91. Н.Н. Современный этап в развитии специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития.// http: ise.iip.net
  92. И.И. психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб: Речь, — 2001.- 220с.
  93. Материалы Всероссийской конференции по проблемам детей-инвалидов «Партнерство во имя развития» 15−17.12.1998 года. М.: Всероссийское общество инвалидов.-271с.
  94. Международная спортивно-культурная программа для детей с нарушением интеллектуального развития «Special Olimpic International"и «Very Special Arts». Уральский вариант. Екатеринбург: Специальный олимпийский комитет Свердловской области, 2001. — 25с.
  95. Менеджмент социальной работы. / Под ред. Е. И. Комарова и др. М.: Владос, 2001.-288с.
  96. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. /Под ред. Е. А. Климова. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1996. -448 с.
  97. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — с.51−78.
  98. B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество». //Вопросы психологии. 1975. — № 5.- с.3−12.
  99. Методология комплексного подхода реабилитации инвалидов Свердловской области: Материалы научно-практической конференции.- Екатеринбург, 2001.- 46с.
  100. Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Б. Н. Алмазова и др. М.: Академия, 2002. — 192с.
  101. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. 2001. -№ 8. — с.25−33.
  102. П.В. Содержание и методы работы социального педагога. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2001.- № 3.- с. 18−31.
  103. Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития: Методические рекомендации. //Дефектология. 2001. -№ 1.- с.60−64.
  104. Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979.223 с.
  105. Н.Н. Человек. Среда. Общество. Проблемы формализованного анализа. М.: Наука, 1982. — 240 с.
  106. Н.Н. Математика в социальных науках.//Математические методы в социологическом исследовании. М., 1981.
  107. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.- 351с.
  108. Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М.: Издательство МГУ, 1995.
  109. П. А. Проблема «ненормативного» психического развития.//Вопросы психологии. 1994.- № 6. — с.49−56.
  110. Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. Красноярск, 1996.
  111. В.Д. проблемы психологии индивидуальности./ Под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. М.-Воронеж, 2000. — 688с.
  112. О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. — 364с.
  113. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965.
  114. Областная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.
  115. Областная целевая программа «Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2002 год».
  116. Областная целевая программа «Развитие и укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания на 2001 год».
  117. Н.Ф. Структура и симметрия. // Системные исследования. Ежегодник 1969.. -М.: Наука, 1969.
  118. Оккупациональная терапия для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации./Сост. J1.B. Бадя. М.: Социально-технологический институт, 2002.- 110с.
  119. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учебно-методическое пособие. С-Пб, 2000. — 84с.
  120. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сб. нормативных документов./ Сост. С. В. Барканов и др. М., 1998.- 344с.
  121. Организация работы органов социальной защиты./ Под ред. А. Н. Савинова и др. М.: Высшая школа, 2001. — 192с.
  122. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. /Сост. и авт. коммент. Ф. Ф. Водоватов, J1.B. Бумагина. М.: Академия, 2000.-184с.
  123. Основы методологии медико-социальной экспертизы и реабилитации. -С-Пб., 2000. -47с.
  124. Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей и с наследственными и приобретенными дефектами. -М.-Курск, 1999.- 180с.
  125. Основы управления специальным образованием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. Д. С. Шилова. М.: Академия, 2001.- 336с.
  126. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков./Под ред. Г. М. Иващенко. М.: НИИ семьи, 1997. — 160с.
  127. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 года № 17−253−6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
  128. Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. -296 с.
  129. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (в редакции от 26.10.2000 года № 820) «О порядке признания граждан инвалидами».
  130. Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  131. Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 года № 1207 «О федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998−2000 годы».
  132. Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  133. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 года № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  134. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 года № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
  135. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
  136. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 10.04.2000 года № 29 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей».
  137. Постановление Правительства Свердловской области от 18.05.2000 года № 393-ПП «Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000−2003 годы».
  138. Постановление Правительства Свердловской области от 04.12.2002 года № 1393-ПП «О Концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2015 года».
  139. Права детей: Сборник документов Совета Европы и Организации Объединенных Наций. С-Пб: Администрация города Санкт-Петербург, 2002. — 256с.
  140. Предоставление стационарного обслуживания и социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания: Нормативные акты и комментарии к ним.- М.: Изд-во Министерство труда и социального развития РФ, 2002. 156с.
  141. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 14.12.1994 года № 249 «Об утверждении примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями».
  142. Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 06.04.79 года № 35 «Об утверждении Положения о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР».
  143. Приказ министра социальной защиты населения Свердловской области от 31.07.2002 года № 737 «О реорганизации областных государственных учреждений «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» и «Талицкий детский дом-интернат».
  144. Проблемы детства и пути их решения в Свердловской области./Под ред. Э. Л. Воробьевой. Екатеринбург: Правительство Свердловской области, 1997. — 172с.
  145. Программа развития реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Серебряное копытце» на период до 2003 года. Нижний Тагил: Управление по социальной политике, 1998. -58с.
  146. Программа развития и основные направления деятельности муниципального учреждения Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Лювена» города Екатеринбурга. -Екатеринбург, 2001. 12с.
  147. Программно-целевой подход в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения слуха: Материалы научно-практической конференции./Под ред. В. В. Коркунова. Екатеринбург, 1996. — 128с.
  148. Программно-методическое обеспечение реабилитационно-развивающего компонента деятельности специального (коррекционного) учреждения. Екатеринбург: УрГПУ, Ин-т спец. образования, 2001. -125с.
  149. Проект государственного стандарта РФ «Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления».// Вестник образования. -2001. -№ 4. -с.63−71.
  150. Проект закона РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования». // http// www.informika.ru
  151. Проект программы Министерства образования РФ «Создание системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2000−2010 г. г.)». //http:ise.iip.net
  152. Проект Концепции региональной семейной политики Свердловской области. Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002.
  153. Проект положения о загородном детском оздоровительном лагере (центре). // Народное образование. 2001. -№ 3. С.72−73.
  154. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями: Пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров. /Под ред. С. А. Беличевой. -М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997. 210с.
  155. Психол о го-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе (для администрации школ, педагогов и школьных психологов): Книга 1. М.: НМЦ Дар им. JI.C. Выготского, Образовательный центр Педагогический поиск, 1997. — 118с.
  156. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе./ Под ред. Ж. И. Шиф, А. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980. — 176с.
  157. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности./Под ред. Л. И. Акатова. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2002.-448с.
  158. Развитие и образование особенных детей. Проблемы, поиски: Сб. научно-практических, проектных и методических материалов.-М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1999. 240с.
  159. .А., Голубков Е. П., Пекарский JT.C. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975.
  160. А. Мир созревшая идея. — Дармштадт: Дармштадтер Блаттер, 1993.
  161. Rehabilitation International. Хартия третьего тысячелетия. М.: Министерство труда и социального развития РФ. Департамент по делам детей, женщин и семьи, 2001. — 23с.
  162. Рекомендации Российско-фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка».// Вестник образования. 2001. -№Ц. с. 55−63.
  163. И.Б., Четвергова Л. П. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000.-№ 1.- с. 22−46.
  164. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека. //Биологическое и социальное в развитии человека./Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1977. — с. 165−171.
  165. М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система. //Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. -№ 1.-с. 48−55.
  166. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития.//Системные исследования. 1987. М., 1987.
  167. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы.//Социология в СССР. М.: Мысль, 1966.-Т. 1.
  168. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974.
  169. В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. М.: Академия, 2002.-192с.
  170. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения./Сост. А. Ю. Исаков, О. Е. Грибова. М.: АПК и ПРО, 2000. — 108с.
  171. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208с.
  172. В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии? // Развитие и образование особенных детей. Проблемы, поиски: Сб. научно-практических, проектных и методических материалов. М.: Ин-т пед. Инноваций РАО, 1999. — с. 16−22.
  173. Словарь иностранных слов./Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М., 1954.-853с.
  174. Современные технологии реабилитации в педиатрии: В 2 т./Под ред. Е. Т. Лильина. М.: ЛО Московия, 2003. — 686с.
  175. Содержание и методика деятельности реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 1998.-192с.
  176. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению ./Под ред. JI.C. Алексеевой. М.: НИИ семьи, 1997. — 272с.
  177. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  178. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: организация, содержание и методика работы адаптационных групп. Методическое пособие./Под ред. П. Л. Жияновой. М.: Департамент по делам детей, женщин и семьи, 2002. — 197с.
  179. Социальная защита населения в регионе: Учебное пособие. /Под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург, 1999.- 352с.
  180. Социальная защита населения в Свердловской области. 2001 год: Информационно-аналитический сборник. Екатеринбург, 2001. — 136с.
  181. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. — 648 с.
  182. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. /Сост. Пошков А.Г.- Курск: Издательство ГМЦ, 1996. -203с.
  183. Социальная педагогика и социальная работа: Рабочая книга для студентов. / Под ред. Е. М. Подгорных, Б. И. Лившица, Б. М. Игошева. -Екатеринбург, 1998.-е. 122.
  184. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400с.
  185. В.Н. Основы системного анализа. С-Пб, 2000. — 326с.
  186. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. А. В. Ракова. М.: Мастерство, 2002.- 208с.
  187. Становление системных идей в науке и философии: Сб. науч. трудов. Вып.7. М., 1980.
  188. Е.А. Концепция психолого-медико-педагогической консультации с диагностическим отделением.//Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Полиграф сервис, 1998.- с. 22−34.
  189. Ю. Как разработать программу лагеря.// Народное образование. -2001. -№ 3. -с.69−71.
  190. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. /Под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. — 157с.
  191. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: Социокультурные аспекты. М.: Институт социальной работы, 2000. — 84с.
  192. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: Психолого-педагогические аспекты. М.: Институт социальной работы, 2000. — 80с
  193. Типовые положения об образовательных учреждениях: образование в документах и комментариях. М.: Астрель, 2001. — 285с.
  194. В.Ф. О рассмотрении проекта закона Свердловской области «Об областной государственной целевой программе «Дети в Свердловской области» на 2003−2005 годы.//Доклад министра на заседании Областной Думы Законодательного Собрания 7.10.2002 года.
  195. В.Ф. О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, категории ребенок-инвалид в Свердловской области.// Доклад министра на заседании Правительства Свердловской области 9.09.2002 года.
  196. А.И. Системы и системные исследования. //Проблемы методологии системных исследований. М., 1970.
  197. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1978.
  198. Указ Президента РФ от 02.10.1992 года № 1157 (в ред. Указа Президента РФ от 09.09.1999 года № 1186) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
  199. Указ Президента РФ от 14.05.1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
  200. Указ Губернатора Свердловской области от 25.05.2002 года № 292-УГ «О реорганизации областных государственных учреждений «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» и «Талицкий детский дом-интернат».
  201. Устав реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Серебряное копытце» города Нижний Тагил, утвержденный Постановлением Главы Администрации МО «Город Нижний Тагил» № 630 от 11.09.1997 года.
  202. Учреждения социального обслуживания семьи и детей: Проблемы становления и перспективы развития: Сб. докладов. Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 1999. -59с.
  203. Федеральный Закон РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями 1999 года, 2001 года).
  204. Федеральный Закон от 10.12.1995года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
  205. Федеральный Закон от 02.08.1995года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  206. Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266−1 «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 7.08.2000 года № 122-ФЗ.
  207. Федеральный Закон РФ от 29.12.1995 года № 223-Ф3 «Семейный кодекс Российской Федерации».
  208. Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  209. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  210. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.
  211. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2002 год.
  212. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980.
  213. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. М., 1985.
  214. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2002. — 340с.
  215. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002. — 320с.
  216. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М: Мир, 1978.
  217. Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы. //Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№ 1. -с.46.
  218. Шипицына J1.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Пб: Дидактика Плюс, 2002.- 496с.
  219. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999. — с.136 — 149.
  220. В.Л. Психологический анализ деятельности. // Проблемы психологии. /Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1977.
  221. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1992.
  222. В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, «узнавание». //Вопросы философии. 1976. — № 7. -с.65−81.
  223. Э.Г. Методологическая природа системного подхода.//Системные исследования. М., 1973. — с.38−51.
  224. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -391с.
  225. И.А. Становление коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.- 23с.
  226. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Издательство Самарского университета, 1995.
  227. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365с.
  228. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. — 123с.
  229. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.- 381с.
  230. R.A. Hinde. Ethnological models in the Concept of Drive. //The British Journal for the Philosophy of Science. -1956.-vol.VI.-№ 24.-p.323.
  231. The Oxford English Dictionary, 1961.
  232. Townsend C. The interaction of law and Special education. N.Y., 1981.
Заполнить форму текущей работой