Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные педагогические технологии и пути их совершенствования: На примере экономических дисциплин в вузах ВВ МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опубликованы следующие статьи на Международной научно-практической конференции 30−31 мая 2000 г. Махачкала — Пятигорск 2000 г.- в сборнике научных трудов командного и профессорско-преподавательского состава СКВКИ ВВ МВД России, выпуск 2, г. Владикавказ — 2001 г.- на региональной научно-теоретической конференции «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования на современном этапе», посвященной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Характеристика исследовательского тезауруса проблемы. Анализ ее содержания и структуры
    • 1. 1. Общая характеристика тезауруса проблемы. Педагогическая система
    • 1. 2. Понятие педагогической технологии. Классификационные схемы педагогических технологий
    • 1. 3. Характеристика различных классов современных педагогических технологий
  • Выводы
  • Глава II. Педагогические основы выбора и построения совокупности педагогических технологий для подготовки слушателей и курсантов вузов внутренних войск ВВ МВД РФ (на примере экономических дисциплин)
    • 2. 1. Психолого-педагогические характеристики и особенности, изучаемых в вузах ВВ МВД РФ учебных предметов

    2.2. Основы выбора и конструирования совокупности педагогических технологий, используемых в вузах МВД РФ, современные педагогические технологии, пути их совершенствования (на примере экономических дисциплин).

    2.3. Экспериментальная часть диссертационного исследования.

    Выводы

Современные педагогические технологии и пути их совершенствования: На примере экономических дисциплин в вузах ВВ МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XXI век называют эрой, эпохой антропоцентризма. Взгляд на то, что мир может быть понят и преобразован через человека и только через человека, уже сейчас находит своё подтверждение и продолжение в экономике и политике, социологии, психологии и педагогике. Созданные человеком интеллектуальные средства переработки информации, внедряемые во все сферы развивающегося общества, становятся решающим фактором общественного прогресса. Сейчас трудно отрицать факт усиленного влияния западной цивилизации на исторические условия, происходящие в общественном обустройстве и экономическом становлении России. Особое значение приобретают высокие технологии, экономические знания и умение ими пользоваться при решении возникающих задач. Не секрет, что жизнь любого общественного организма состоит из множества взаимообусловленных и взаимопереплетенных составляющих, выполняющих свою незаменимую роль в сложном и запутанном процессе, называемом «жизнью общества». Несомненно, что не последнее место в этом процессе занимает педагогика, обучение и воспитание подрастающего поколения, его подготовка к профессиональной деятельности, к сосуществованию, к умению развивать общество в изменившихся социальных условиях. Общество формирует к своим членам определенный социальный заказ, оно обладает определенными социальными, в том числе и нравственными ценностями, овладение которыми становится целью формирования и становления личности в данных общественно-исторических условиях. Н. Д. Никандров следующим образом определяет эту зависимость.

Будем исходить из того, что желательным является соответствие целей воспитания, реально функционирующей в обществе системе ценностей. В каком-то смысле можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания".

Теперь материальные блага нередко являются основным критерием выбора профессии. В упомянутой выше монографии приводятся данные произведенного опроса среди молодежи о выборе профессии (май 1995 г.). При этом оказалось: а) на первом месте профессии — юриствладелец магазина, мастерской, ательеслужащий банкапредпринимательбизнесменмодельпортнойартистпевецмузыкантучительквалифицированный рабочий и одна из последних — это профессия защитника Родины — офицер. б) на втором месте профессии — фермер, политик, министр, депутат.

Такой разброс мнений свидетельствует об ориентированном определенном образе распределении социальных ценностей в нашем обществе, обществе строящихся рыночных отношений. Можно согласиться с тем, что сложный переходный период к рыночным отношениям, переживаемый нашей страной, весьма противоречив: а) с одной стороны — он предполагает творческую самореализацию каждого члена общества, проявления инициативы и самостоятельности, настойчивости, организованности, упорства, высокого профессионализма и достаточно выраженных нравственных качествб) с другой стороны, как отмечает Дж. Сорос, подлинной бедой капиталистического общества является то обстоятельство, что «денежные ценности узурпировали роль подлинных ценностей, а рынки стали господствовать в таких сферах общественной жизни, где им не должно быть места».

Преодоление этого противоречия предполагает особое внимание преподавателей в решении проблем нравственного воспитания в системе экономического образования. Так как война не только политическое, социальное противоборство государственных систем, но и обязательно экономическое противостояние воюющих сторон, в ходе которого решаются сложные экономические задачи, то укрепление безопасности страны требует высокой экономической подготовки офицеров, овладение ими глубокими экономическими знаниями.

Современный офицер должен обладать в органическом единстве высоким профессионализмом и нравственностью. В понятие профессионализма обязательно включается и экономическая культура личности, владение ею экономическими науками, как науками об общих законах экономического развития, об анализе механизма функционирования экономических систем, науках, разрабатывающих принципы экономической политики.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, если в общеобразовательных школах уже имеются значительные успехи в области экономического образования, то в высших военных учебных заведениях, не специализирующихся на подготовке офицеров экономического профиля, проблемы совершенствования непосредственно экономической подготовки, практически не решаются.

Вопросы совершенствования экономической культуры личности, применительно к общему и фундаментальному экономическому образованию, разрабатывались в работах экономистов (Л.И. Албакин, П. Т. Бунич, И. Т. Балабанов, В. Д. Камаев, Н. А. Клепач, А .Я. Лившиц, М. Л. Левицкий, Л. Л. Любимов, О. Ю. Магомедов, Б. А. Райзберг, В. П. Щетинский, В. Ф. Щербина, С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский), педагогов (А.И. Абрамова, А. Ф. Аменз, В. В. Берман, О. С. Газман, А. С. Нисиманчук, А. С. Прутченков, И. А. Сасоев, В. П. Шемякин и др), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. И. Китов, Е. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.). Отмечаются также разработки зарубежных ученых (С. Брю, М. Вудкок, Ф. Коблер, К. Кем-пбелл, Д. Линдсей, К. Леви-Строс, А. Маслоу, Д. Рубинфельд и др.). В диссертационном сочинении О. В. Моховой рассматриваются общие вопросы совершенствования экономической культуры личности. В диссертационном исследовании Т. Е. Джагаевой основное внимание уделяется развитию экономического мышления школьников и студентов в условиях региона. Многие аспекты экономического образования школьников с использованием персонального компьютера раскрыты в работах Т. Л. Чшиевой.

Известно немало работ, в которых исследуются проблемы совершенствования профессиональной подготовки офицеров. К их числу нужно отнести работы Г. Н. Александрова, А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Котова, J1.B. Марзахае-ва, В. И. Светличного и др. Вместе с тем, ни в одном из перечисленных исследований исследовательский тезаурус в качестве ключевых понятий не содержал «педагогической системы» и «педагогической технологии». Исследованию, как общих, так и частных проблем использования современных педагогических технологий, взаимодействию кибернетики и синергетики посвящены работы (Нормод Виннер, Илья Пригожин и др.).

Психологические проблемы управления познавательной деятельностью обучаемых, без решения которых невозможно продвижение в области использования современных педагогических технологий обучения, использовались в работах (В.Г. Асеев, А. В. Барабанщиков, Г. А. Волковицкий, П. Я. Гальперин, Ю. М. Дедяев, C. J1. Рубинштейн, 3. Фрейд, X. Хекхаузен). Вопросы использования программированного обучения, затем целенаправленной компьютеризации учебного процесса, раскрыты в той или иной степени рядом ученых.

Анализ, приведенный в обзоре последней группы литературных источников, свидетельствует о том, что возможности применения современных педагогических технологий в высшей военной школе исследованы недостаточно глубоко и обстоятельно, особенно вопросы их реализации в комплексе с традиционными методами, формами и средствами обучения.

В связи с вышеизложенным, проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между высокими требованиями к качеству педагогического процесса, при подготовке офицеров в ВВУЗах ВВ МВД РФ, и недостаточно выбранным уровнем реализации в этом процессе современных педагогических технологий, методов, форм и средств обучения.

Цель исследования формулируется так: обоснование выбора современных педагогических технологий, пути их совершенствования и применения (на примере экономических дисциплин ВВУЗов ВВ МВД РФ).

Объект исследования — педагогический процесс и педагогические технологии, осуществляемые в ВВУЗах ВВ МВД РФ.

Предмет исследования — выбор современных педагогических технологий и обоснование путей их совершенствования, применения (на примере ВВУЗов ВВ МВД РФ).

Задачи исследования:

1. Уточнение понятий исследовательского тезауруса — «педагогическая система», «педагогический процесс», «Педагогические технологии», введение понятия «современные педагогические технологии». Дальнейшее развитие исходных положений системного подхода в педагогике.

2. Обзор известных педагогических технологий, анализ классификационных схем.

3. Выбор педагогических технологий для изучения педагогических дисциплин в ВВУЗах ВВ МВД РФ с учетом их психолого-педагогических характеристик. Обоснование выбора и определение путей возможного совершенствования, применения.

4. Подготовка методических рекомендаций внедрения разработанной совокупности педагогических технологий.

Гипотеза исследования.

При использовании современных педагогических технологий в процессе изучения экономических дисциплин в ВВУЗах ВВ МВД РФ: во-первых: повышается качество усвоения основных экономических понятийвозрастает осмысленность их примененияповышается уровень умений обучаемых решать экономические задачивозрастает их познавательный интерес и активность. во-вторых: эффективность педагогических технологий, тем выше, чем полнее учитываются принципы комплексного обученияпознавательности и активностивзаимодействия видов познавательной деятельности в обучении при ведущей роли продуктивной.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о процессе познаниякатегориях диалектики и особенно таких, как сущность и явлениесодержание и форманеобходимость и случайность. Особое значение приобретают философские положения о диалектике взаимодействия всеобщего, особенного и единичного.

Учение о месте и роли экономики в общественном развитии и укреплении безопасности государствао роли и значении экономических знаний в жизнедеятельности людей. Существенно значимыми становятся методологические положения современной психологии о детерминизме психологических и педагогических явленийо личностно-деятельностном подходе к их изучениюо механизмах взаимодействия непосредственно личностных и общественно-социальных факторов развития субъектов исторического процесса. Особое место отводится методологическим положениям педагогики о целеоб-разовании и целеполагании, о взаимодействии свободы и принуждения в образовании, о всестороннем и гармоничном развитии личности в образовательном процессе (Г.М. Андреев, К.А. Абдульханова-Славская, Ф. Блаум, Г. А. Волко-вицкий, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— анализ специальной литературы по философии, психологии, истории, педагогике, информатике, математике, истории экономики и методике преподавания;

— анализ учебных программ и пособий ВВУЗов по экономике;

— наблюдения, беседы с обучаемыми и обучающими;

— тестовый и диагностический метод оценки усвоенных обучаемыми знаний;

— различные виды эксперимента, в т. ч. обучающий эксперимент, проводящийся с целью проверки эффективности разработанного педагогического подхода к изучению экономики в высшей школе;

— анкетирование курсантов и преподавателей.

Исследование проводилось в 1995;2002 годах и включало три этапа.

На первом этапе исследования (1995 — 1996 г. г.) осуществлялось теоретическое изучение проблемы, определение цели, задач и предмета исследования, разработка гипотезы, анализ имеющихся теоретических и экспериментальных данных по исследуемой проблеме. В это же время осуществлялось изучение учебно-материальной базы по экономическим дисциплинам, возможность применения современных педагогических технологий в процессе обучения, выявлялась их роль в формировании знаний и умений.

На втором этапе (1996;1997г.г.) — сформулированы педагогические и психологические требования, в соответствии с которыми разрабатывалась методика комплексного применения новых педагогических технологий в ВВУ-Зах ВВ МВД РФ. Разрабатывалась и частично реализовывалась экспериментальная часть исследования.

На третьем этапе (1998 — 2002 г. г.) — в ходе эксперимента совершенствовался состав и структура комплексного использования новых педагогических технологий: осуществлялись экспериментальные проверки педагогической эффективности методики их применения, проводился анализ и обобщение результатов эксперимента, завершалось написание диссертации.

Научная новизна исследования состоит в: установлении психолого-педагогических особенностей применения современных педагогических технологий в предметах экономического цикла, предполагающие необходимость их комплексного применения на основе системного подхода с учетом специфики содержания учебного предмета, решаемых дидактических задач и обоснование целесообразности такого применения. А также разработка основ применения современных педагогических технологий в системе комплексного обучения предметам экономического цикла.

Теоретическая значимость исследования определяется введением и использованием современных педагогических технологий в цикле гуманитарных наук (на примере экономических дисциплин), в том числе модульной системы обучения, системы контроля знаний, включающих широкое использование тестовых методик, игровых методов обучения, совокупности проблем и проблемных задач, устанавливаемых с помощью графовых моделей, последующая разработка информационных технологий обучения с использованием персональных компьютеров.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики реализации современных педагогических технологий: их содержания, формы, путей совершенствования (на примере экономических предметов), в подготовке соответствующих методических рекомендаций.

Достоверность исследования обеспечивается соответствующим использованием фактического материала, его логическим обоснованием адекватно поставленным задачам, репрезентативностью экспериментальных выборок, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, полученных на разных этапах работы.

На защиту выносятся следующие положения:

Разработанная совокупность современных педагогических технологий, позволяющая осуществлять более качественное обучение в вузовском цикле экономических предметов.

Достижимость повышения эффективности изучения предметов экономического цикла при использовании совокупности предлагаемых педагогических технологий при соблюдении следующих педагогических требований:

— ее соответствие целям и задачам изучения предмета;

— наиболее полная реализация дидактических возможностей и функций всех элементов комплексной системы обучения в условиях их постоянного взаимодействия;

— учета индивидуальных возможностей курсантов различных курсов;

— подготовке качественных методических рекомендаций преподавателям гуманитарных дисциплин (на примере экономических предметов) ВВУЗов внутренних войск МВД России.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ: основные положения исследования обсуждались на конференциях и учебно-методических сборах в военных институтах внутренних войск МВД России (г.г. Владикавказ, Саратов, Новосибирск, Санкт-Петербург), на учебно-методических сборах офицерско-преподавательского состава. СКВКИ ВВ МВД России, на заседании кафедр гуманитарных и социальных наук, военной психологии и педагогики.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработанные методические рекомендации по использованию, применению и совершенствованию современных педагогических технологий используются на кафедрах гуманитарных и социальных наук, военной педагогики и психологии военных институтов внутренних войск МВД России и государственных университетов (г. Владикавказ, г. Махачкала, г. Пятигорск, г. Краснодар).

Опубликованы следующие статьи на Международной научно-практической конференции 30−31 мая 2000 г. Махачкала — Пятигорск 2000 г.- в сборнике научных трудов командного и профессорско-преподавательского состава СКВКИ ВВ МВД России, выпуск 2, г. Владикавказ — 2001 г.- на региональной научно-теоретической конференции «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования на современном этапе», посвященной 70-летию СКГТУг. Владикавказ — 2001 г.- на XXIX научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов юга России, декабрь 2001 г. — март 2002 г., Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар, 2002 г. А также учебное пособие, Научно-исследовательский центр проблем общей педагогики и практической психологии при кафедре педагогики СОГУ им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ — 2001 г., в соавторстве. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы: ничества, законах и обычаях ведения войны: об экономических аспектах военной доктрины и военной политики Российской Федерации, развитии мировых военно-экономических связей, формах и методах военно-экономической работы в войскахо роли армии, воинской деятельности в развитии культуры.

Офицер-выпускник должен владеть категориями военной политологии, основными положениями военной доктрины России, пониманием роли военной политики и военной доктрины в системе обеспечения национальной безопасности, места и роли армии, внутренних войск в системе функционирования власти.

Для деятельности офицера, окончившего военный институт внутренних войск МВД России, также важно понимать динамику протекания социально-психологических процессов в воинском подразделении, уметь осуществлять военно-педагогический процесс, опираясь на знание закономерностей и принципов, методов и приемов, форм организации военного обучения и воспитания.

Таковы основные требования к подготовке военного специалиста внутренних войск МВД РФ, раскрываемые в их квалификационных характеристиках, и приобретающих особую значимость для раскрытия проблем диссертационного исследования.

В главе также показаны роль и место предметов естественнонаучного цикла в становлении офицера внутренних войск, в частности роль и значение математики и информатики в формировании мировоззрения, развитии мышления будущего офицера, его умения решать военно-профессиональные задачи.

Показаны основы взаимодействия гуманитарных, социально-экономических предметов, предметов естественнонаучного цикла с военными общепрофессиональными и военно-прикладными предметами, особенности их психолого-педагогических характеристик, определяющих целесообразные пути использования тех или иных педагогических технологий и, в частности, с включением в учебный процесс персонального компьютера.

Введено понятие «современные педагогические технологии», установлены его существенные признаки, позволяющие со знанием дела производить выбор и конструирование необходимых для тех или иных условий подготовки специалиста педагогических технологий.

Такой выбор и конструирование выполнены для экономических предметов в системе ВВУЗах внутренних войск МВД РФ.

В соответствии с целью и задачами исследования, выдвинутой гипотезой осуществлено экспериментальное исследование, которое подтвердило гипотезу и позволило наметить некоторые направления дальнейшего исследования, к числу которых мы относим целенаправленную компьютеризацию обучения экономических предметов, разработку для их изучения не только контролирующих, но и обучающих программ, дальнейшую активизацию учебного процесса с использованием методики учебных деловых игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В главе первой диссертационного сочинения мы уделили основное внимание анализу сущности и содержания системного подхода в педагогике, опираясь на его общие теоретические положения, раскрытые в работах C.JI. Бер-таланфи, Н. В. Блауберга, В. А. Губанова, В. В. Захарова, А. Н. Коваленко, Ме-саровича, И. В. Прангишвили В.Н., Садовского, О. Г. Юдина. Системный подход в педагогике соответственно развивался в трудах Г. Н. Александрова, В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королева, Н. В. Кузьминой и других исследователей. Попытку применить системный подход к преподаванию курса химии, его структурированию, выделению в нем обобщенных наглядных ориентиров, реализации принципа системности в обучении сделали ученики Г. Н. Александрова — Ж. С. Кибизова, В. З. Течиева.

Мы считаем, что удалось достичь дальнейшего развития системного подхода в педагогике применительно к процессам обучения, главным образом благодаря уточнению понятия педагогической системы, ее структуры, связей и отношений между компонентами системы, роли и значения нового качества (свойства) системы, системообразующего фактора.

В отличие от существующих в педагогической литературе взглядов, согласно которым, понятие «педагогическая система» и «педагогический процесс» отождествлялись, сейчас они достаточно четко дифференцируются: педагогическая системы — описывает устройство и структуру совокупности объектов, обладающих свойствами целостности, интегративности, новым качеством функционирования — развивающимися свойствами личности ученика как субъекта деятельностисистемообразующим фактором — взаимодействием между элементами ее прежде всего взаимосвязанной деятельностью учителя и ученикапедагогический процесс — это те изменения, которые происходят в педагогической системе в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами. При таком подходе «педагогическая технология» отвечает на вопрос — как происходят эти изменения, как осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на усвоение соответствующего содержания и использующая те или иные педагогические средства (обучения и воспитания).

Понятие «педагогическая технология» прочно вошло в арсенал понятий педагогической науки, хотя и вызывает ряд серьезных возражений, а порою и сомнительного отношения, обусловленного тем, что сам термин «технология», прежде всего, относится к тем процедурам человеческой деятельности, в которых человек взаимодействует с машинами, различными объектами неживой природы.

Известно уже немало работ, посвященных проблемам педагогических технологий (Г.Н. Александров, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и другие).

Наиболее обстоятельный обзор, как существующих определений понятия «педагогическая технология», так и существующих подходов к их классификации сделал Г. К. Селевко [110].

Следуя взглядам Г. Н. Александрова, мы считаем, что классификационная схема педагогических технологий, предложенная Г. К. Селевко, нуждается в определенных упрощениях и совершенствовании. В связи с этим, используется девять классификационных признаков: 1. По целевому предназначению- 2. По психологическим механизмам усвоения- 3. По характерным особенностям связей между элементами- 4. По организационным формам обучения- 5. По особенностям управления познавательной деятельностью обучаемых- 6. По преобладающему (доминирующему) методу- 7. По возможному направлению модернизации существующей традиционной системы обучения- 8. На основе преимущественного формирования тех или иных структур интеллектуальных процессов- 9. Специально ориентированные компьютерные технологии. Исходя из введенного диссертантом понятия «современные педагогические технологии», требований, предъявляемых к подготовке офицеров в высших военных институтах ВВ МВД РФ, по специальности «командная, тактическая мотострелковых войск МВД России», психолого-педагогических особенностей учебных предметов, изучаемых в ВВУЗе, их целевых установок, в диссертации определены основные требования к выбору и конструированию педагогических технологий в цикле гуманитарных предметов (на примере экономических дисциплин). Суть этих исходных теоретических положений сводится к следующим позициям:

1. Принцип диалектического взаимодействия противоположных категорий в психологии и педагогике (ассоциация и гештальт, интериоризация и экс-териоризациятеоретическое и эмпирическое обобщенияпродуктивная и репродуктивная познавательная деятельностьпринуждение и свобода в образовании).

2. Необходимость упорядочения и организации информационных процессов, в частности, с использованием модульного структурирования учебного материала и технологий полного усвоения.

3. Обучение должно быть развивающим. В связи с чем, используются разные виды и стороны развивающего обучения.

4. Подготовка к совместной коллективной деятельности требует широкого внедрения различных диалоговых, дискуссионных форм обучения, методики учебных деловых игр.

5. Также предлагается внедрение комплексной системы обучения (Г.Н. Александров), разработан вариант конструктора занятия, в котором намечены возможности использования при решении различных дидактических задач: учительской деятельности и его роли в организации процесса, ПК, учебной книги, ТСО и обычных средств наглядности.

6. Необходимость постоянной реализации принципа межпредметного взаимодействия.

7. Учет национально-регионального компонента, согласно которому обучаемый должен знать и понимать социально-экономические условия, особенности культуры и традиций того народа, в республике которого происходит его формирование как гражданина Российской Федерации.

8. В предлагаемых педагогических технологиях преимущественно используется демократический стиль обучения, сочетаемый с авторитарным, что обусловлено особенностями высшего военного учебного заведения.

Рассмотренные положения реализуются при изучении учебного курса «Экономика» в военных институтах внутренних войск МВД России (г.г. Владикавказ, Саратов, Новосибирск, Санкт-Петербург). Они могут быть рекомендованы и при постановке других учебных курсов: истории, математики, юриспруденции и др.

В исследовании использовались не только теоретические методы, но и определенная совокупность эмпирических методов: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ результатов деятельности, тестирование, педагогический эксперимент, констатирующий и формирующий.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтверждена в ходе поставленного педагогического эксперимента, а результаты эксперимента проверены на статистическую надежность при уровне значимости а=0,05.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М.- Экономика, 1987.- 191 с.
  2. А.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике. Новосибирск.- 1994. -164 с.
  3. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.- Высшая школа, 1986. с. 149.
  4. Л.К., Антилогоба Л. Н. Психолого-эстетические уроки для менеджера (практическое пособие). Омск.- 1993. — 56 с.
  5. А.Я., Малышев М. П. Совершенствование экономического воспитания учащихся. // Сов. Педагогика. 1987. — № 8. — с. 53−57.
  6. А.Я. Экономическое воспитание: Поход бережливых. // Сов. педагогика. 1996. — № 5. — с. 22−26.
  7. B.C. Голдстин Э. Экономика для школьников. М.- Эконов, 1995.- 160 с.
  8. Л.Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. М.- 1995. — 70 с.
  9. Н.А. Аитов, Г. Н. Александров, P.P. Мавлютов. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.- Высшая школа, 1993. — 256 с
  10. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагога мастеров. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.- 1973. Вып.1. — с. 135
  11. Г. Н. Педагогические системы педагогический процесс, технологии. Известия Академии педагогических и социальных наук.- Москва Воронеж, 2000.
  12. Г. Н. Мавлютов P.P. Аитов Р. А. Высшее техническое образование в условиях НТР. М. ВШ, 1983. — с. 256
  13. Н.А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 18с.
  14. А. Я. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку. М.- ВПА., 1989. — 103 с.
  15. Г. Г., Калинкин А. Д., Столбовский Д. Н. «Информационные технологии в экономике» / Под ред. Г. Г. Арунянца, К. Х. Пагиева, Владикавказ: Олимп, 2001 — 600 с.
  16. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя. М., 1983.- 128 с.
  17. П.Р., Поляков В. А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни. // Советская педагогика. 1989. № 3. — С. 3−10.
  18. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 558 с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.- Педагогика, 1982. — 192 с.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.- Просвещение, 1985. — 208 с.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.- Просвещение, 1982. — 192 с.
  22. Актуальные вопросы системы политехнической подготовки школьни-ь ков. Сб. научных трудов. / АЛЛ СССР НИИ ТО и ПО / Отв. ред. Н.И.
  23. . М.- АПН СССР, 1990. — 86 с.
  24. И.А. Учитель и детский коллектив. М. 1997, — 192 с.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М. 1995,274 с.
  26. Беспалько В. П, Основы теории педагогических систем. Воронеж.1. ВУ- 1977.-303 с. i
  27. .П. Структура процесса воспитания Каунас. 1984.
  28. Близость офицеров к подчиненым. М., 1988. — 40 с. 1.
  29. Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.-271 с.
  30. Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Новая волна, 1996. -317с.
  31. Экономическая теория, Учебник / Отв. ред. Е. Ф. Борисов М.: «Юрист», 1997.-568 с.
  32. Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989.-239 с .
  33. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности. // Вопросы психологии. 1982. № 2.- С. 280.
  34. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-96 с.
  35. А.Д. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М&bdquo- 1991. — 207 с.
  36. М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-335 с.
  37. Военная педагогика и психология. / Под ред. Барабанщикова А. В. М., 1986.-327 с.
  38. .М. Экономика. Экономическая политика. Вопросы и ответы. -Владикавказ.: ИР, 1990. 118 с.
  39. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления j в процессе решения малых творческих задач. // Вопросы психологии. -| 1980. № 1.-С. 32−39.
  40. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск 1973 г. I
  41. Гин А. Приемы педагогических технологий. М. 1995, — 99 с.
  42. B.C., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы ! мышления. М.: Высшая школа, 1981. — 319 с.
  43. Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. /Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  44. М.Н., Деловые игры в учебном процессе сельскохозяйственных ВУЗов, Краснодар, 1989. — 256 с.
  45. JI. Л. Исследование мышления как решение задач. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1976.- 46 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  47. М.И. Очерки истории русской педагогики. М.: Типография И. Д. Сытина, 1913.-378 с.
  48. Дидактический материал для формирования экономического мышления в начальной школе. Учебно-методическое пособие. / Сост. канд. физ.-мат. наук доц. Чшиева Т. Л. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского госуниверситета, 1997. 80 с.
  49. Т.Е. Педагогические основы развития экономического мышления школьников и студентов в условиях региона. Автореф. дисс. канд. цед. наук. Владикавказ. 1999. 156 с.
  50. Г. М. Наука о науке. Введение в общее науковедение. Изд. 2-е. -ь Киев.: Наукова думка, 1970. 317 с.
  51. М. И. Разбор войны и мира. СПб., 1898. № 1. — 152 с.
  52. Е.Г. Экономика для юристов: Учебник- М., «Флинта», 2001. -472 с.
  53. Занимательные упражнения, задачи и рекомендации для будущих предпринимателей РЦ «Достижения молодых». Учебно-методическое пособие для преподавателей основ экономики и предпринимательства. / Сост. канд. физ,-мат. наук доц. Чшиева Т. Л. Владикавказ. 1998.
  54. А.П., Минаев Н.В. М.: Экономика. 1996. — 392 с.
  55. С.Т. Влияние профессионально-педагогической направленности обучения на формирование педагогического мышления будущих учителей. Автореф. Дисс.. канд. цед. наук. Алма-Ата, 1988. 25 с.
  56. . Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  57. А.В. Психологические основы принятия решения в профори-ентационной работе. М., 1986. — 96 с.
  58. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей. Тбилиси. 1987. — 281 с.
  59. А.И. Экономическая психология. М., 1987. — 303 с.
  60. Н.М. Некоторые вопросы экономического образования учителя в ФРГ // Вопросы экономического воспитания и образования. Челябинск, 1973. -121 с.
  61. Ю.А. Американцы помогают вступлению нашей молодежи в рынок. // Школа и право. 1992. № 3. С. 7
  62. Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственного руководителя. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  63. Кроссворды по экономике. Комплект РЦ МОО «Достижения молодых». Сост. Дзгоев К., Чшиева Т. Д. Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Владикавказ, 1992.
  64. Н.К. Педагогические сочинения в II томах /Под ред. Н. К. Гончарова. М.: АПН РСФСР. Т.4. 1959. 630 с.
  65. Х.Э. Математика для экономистов. М.: Статистика, 1970. -582 с.
  66. . К проблеме воспитания экономического мышления у учащихся. // Математика в школе. 1986. № 3 — С. 3.
  67. Н.В. Очерки психологии и прогрессивная технология обучения М. 1995. — стр. 274.
  68. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  69. В.А. О некоторых характеристиках и условия формирования современного экономического мышления // Вопросы экономического образования и воспитания. Челябинск, 1986. — С. 12−14.
  70. Ю.Н. Творческое мышление в деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1986. № 2. — С. 21
  71. А.Г. Линейные модели организационного управления. Владикавказ, 1997. — 62 с.
  72. Р., Макконнелл. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. 4.1, 2. Таллинн, 1993. — 798 с.
  73. И.Д. Практический менеджмент. Секрет современного бизнеса. Ч. Ш. Управление персоналом. М.: Ника, 1992. — 153 с.
  74. Л.Н. Умение думать. Как ему учить. М. серия педагогика и психология., 1975. 64 с.
  75. Л. Г. Воинский труд. Наука, искусство, призвание. М. ИТАР-ТАСС.: — 397 с.
  76. Е.Ю. Концепция непрерывного образования и роль американского вуза в ее реализации. М., 1986. — 154 с.
  77. З.К. Экономическое воспитание учащихся IV-VI классов сельских школ в учебной и внеклассной работе по математике. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1984. 17 с.
  78. А.В. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педагогических институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся средних школ. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.- 164 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психол. произведения. М., 1983. Т.2. — 572 с.
  80. Т.Г. Новый тип экономического мышления. Политико-экономический анализ содержания и факторы формирования. Автореф. Дисс.. канд. экон. наук. Ярославль, 1990. 16 с.
  81. Л. Л. Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М., 1997
  82. P.P., Высшее техническое образование в условиях НТР— М.: «Высшая школа», 2001. — 472 с.
  83. О.Ю., Раев В. А. Тесты по экономике. М.: Вита-Пресс, 1995. -75 с.
  84. М.Л. и др. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формирования. Учебно-методическое пособие. М.: ВКШ, 1989. — 127 с.
  85. О.Ю. Современная экономика, лекционный курс, многоуровневое учебное пособие- Ростов-на-Дону, 2000г. — 544 с
  86. Ф.Б., Михалкович Н. В. Подготовка будущих учителей к активному экономическому воспитанию школьников // Роль общественных дисциплин в формировании личностных и профессиональных качеств будущего учителя. Витебск. 1989. — С. 180−181.
  87. А. Принципы экономической науки. М., 1993. — 228 с.
  88. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  89. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. -М.: Знание, 1977.-44 с.
  90. A.M. Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности. // Проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 53 с.
  91. А.А. Сборник заданий по экономике. М.: Вита-Пресс, 1997.141 с.
  92. А.А. Принципы экономического мышления. М., 1997. 62 с.
  93. Е. Б., Основы экономической теории, курс лекций. Новосибирск, ИНФРА-М- НГАЭ, 1997 г. 496 с.
  94. Новые педагогические технологии в системе образования редакция Е. С. Понад М. Академия 1999 г. С. 274.
  95. Основы военной акмеологии. / Под ред. Корчемного. М, МО РФ, 1996.
  96. А.В. Новые педагогическое мышление М.1989. — 23 с.
  97. Педагогика под редакцией Пидкосистого Е. И. 3 педаг. М., 1998. 640 с.
  98. Педагогика Бабинского Б. Т. М., Просвет 1988. — 479 с.
  99. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону., Феликс. 1998. — 98 с.
  100. В.Ю. Основы педагогической психологии учебно-методическое пособие М- 2001г. — 192 с.
  101. А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов // Советская педагогика 1975. № 2 — С. 79−86.
  102. К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. // Методы социально-психологических исследований. М.: Наука, 1975. — 132 с.
  103. В.Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы формирования его у молодежи М., Знания РСФСР, 1985 — 40 с.
  104. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании школьников. М., 1995. — 79 с.
  105. Прангишвили И. В, Системный подход и общественные закономерности. М., «Синтег». 2000. — 520 с.
  106. И.В., Прученков А. С. Деловая игра как средство экономического воспитания школьников. М., 1995 — 79 с.
  107. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся старших классов. Перевод с английского. М., Просвещение, 1992. — 224 с.
  108. Прикладная экономика. Сборник заданий по экономике. Перевод с английского. М., Просвещение. 1993. — 256 с.
  109. И. Рапопорт и Сельг Р. И. Соттер. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе 1987 год. Таллин., «Валгуст».
  110. Г. К. Опыт системного анализа, опыт педагогических систем школьных технологий. М., Народное образование. 1998. — 255 с.
  111. М.Н. Методология и методика педагогических исследований -М. Педагогика, 1986 152 с.
  112. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. // Советская педагогика 1973, № 7. — С. 23−26.
  113. Т.Н. Дидактические средства формирования экономического мышления в процессе подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности. Дисс.. канд. пед наук. М., 1995 145 с.
  114. JI. Н. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. — 68 с.
  115. У.Ф., Меркель В, Шенхер.Г.- Большая книга по экономике, Перевод с немецкого В. Гольфрида М., Teppa-TERRA, 1997. — 736 с.
  116. Хейтне Поп. Экономический образ мышления. Пер с английского. М., Дело, 1993. — 704 с.
  117. JI. Цзиглер Д. Теория личности. С-Пб., Литер, 1997.
  118. Шемекон Б, П. Экономическое воспитание старших школьников как педагогическое пособие. Дис.. канд. пед. наук. М., 1978 — 271 с.
  119. Л.Б. Подготовка студентов педвуза и изучение и использование массового педагогического опыта. Автореф дис.. канд пед наук. Минск. 990 -176 с.
  120. И.В. Экономика. Книга 1,2. М.: Вита-Пресс, 1996. — 672 с.
  121. А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев, 1987 — 128 с.
  122. С.Т. Школа и строительство жизни //Пед соч М. Просвещение. Т-2, 1964. — 476 с.
Заполнить форму текущей работой