Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях: На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан
Вместе с тем изучение опыта работы учителей ряда марийских школ Мишкинского, Бирского, Калтасинского, Краснокамского и Янаульского районов показывает, что потенциальные возможности марийской народной педагогики в воспитательном процессе используются не в полном объеме, особенно в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы, которые наиболее подготовлены к восприятию заповедей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Этапы становления нравственного воспитания на марийских народных традициях. I ^
- 1. 1. Формирование нравственного воспитания марийского народа в дореволюционный период
- 1. 2. Внедрение просветительских идей в систему нравственного воспитания марийских народных традиций в Советский период
- 1. 3. Проблемы нравственного воспитания в образовательной системе в современный период
- Глава II. Содержание, основные компоненты и педагогические условия реализации системы нравственного воспитания учащихся в сельской национальной школе на марийских народных традициях
- 2. 1. Система нравственного воспитания учащихся в национальной школе, ее компоненты. J'
- 2. 2. Анализ возможностей школьных дисциплин филологического цикла в нравственном воспитании учащихся на марийских народных традициях
- 2. 3. Система внеклассной воспитательной работы на марийских ^ щ народных традициях
- 2. 4. Педагогические условия совершенствования системы нравственного воспитания школьников на основе использования народных традиции
- 2. 5. Выводы
Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях: На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Сегодняшний взгляд на политику, экономику, культуру России позволяет по-новому оценить социальную ситуацию и говорить о проблемах нравственного воспитания молодежи Она возникла не сейчас, но сейчас стали все острее проявляться во всех сферах жизни страны. Происходящие в современном обществе социальные и экономические изменения обуславливают необходимость пересмотра подходов к образовательно-воспитательной системе.
Становление молодого поколения начинается в семье. Здесь молодежь усваивает нравственные ценности, духовные отношения, традиции и обычаи. Родители передают детям свои знания, нравственный опыт, унаследованные от старшего поколения. Богатство народной педагогики становится достоянием общества, если семья чтит свое прошлое, а школа использует и приумножает накопленное веками духовное богатство, народный опыт воспитания, поддерживая тесную связь с семьей. Однако в современной школе не обеспечивается целенаправленное системное использование опыта народного воспитания, народных традиций в учебно-воспитательной работе.
Происходящий процесс модернизации системы образования Российской Федерации определяет ее многоуровневый и многопрофильный характер. В то же время реальным становится необходимость учета этнорегиональных особенностей культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди важнейших принципов называется и принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства.
Одной из задач системы образования является возрождение культурного потенциала каждого этноса и сохранение его посредством образования, ориентации учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие этнических традиций. Народная культура и духовные традиции этноса сопровождают человека всю жизнь и существенно влияют на формирование характера, мировосприятия, мировоззрения личности. Особенно тесна связь человека с народной культурой на селе, поэтому использование этнопедагогического опыта в учебно-воспитательной работе сельской школы естественным образом вписывается в общую систему воспитания ребенка.
Для сельских марийских школ Республики Башкортостан нравственное воспитание детей, основанное на народных традициях, имеет свои особенности и трудности. Они вызваны с тем, что национальное воспитание детей мари осуществляется в условиях изоляции от родной культуры в сложной поликультурной среде. Известно, что именно в процессе приобщения к народным традициям обеспечивается развитие у детей-марийцев многих нравственно ценных этнических качеств, таких как: доброта, умение дружить, острое чувство необходимости сохранения национальной культуры, патриотизм, уважение к старшим, терпимость к другим народам и культурам.
Источниками нашего исследования явились архивные документы Центрального исторического архива Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ) фонды: и-11- и-113- и-151- и-223- р-798- р-801 [201- 202- 203- 204- 205- 206- 207- 298- 209- 210- 211: 212- 213−214]. О событиях до 1917 г. сведения даны в и-11, и-113, и-151, и-223. В этих фондах находятся отчеты инспекторов народных училищ представлена в фондах р-798 и р-801. Здесь мы опираемся на материалы, касающиеся состояния школьного дела и образования в 20-е г. г., подготовки учительских кадров.
В исследовании использованы документы, хранящиеся в фонде р-171 Центрального архива Республики Марий Эл (далее ЦГА РМЭ). В этих документах содержатся сведения о численности марийских школ в Башкирии (Белебеевский и Уфимский уезды) в послеоктябрьский период, об образовательном центре учителей [215] .
Углубляют представление о предмете нашего исследования и другие научные публикации. В работе И. Г. Златоверховникова находим сведения о численности марийских детей, обучавшихся в церковноприходских школах Уфимской губернии [53]. В «Историческом очерке народного образования в Оренбургском учебном округе за первые 25 лет существования» даны статистические материалы о мари, обучающихся в Бирской инородческой учительской школе с 1883 по 1900 г. г. [69]. Вопросы образования, которые поднимались на первом Всероссийском съезде мари (1917), раскрыты в «Известиях Всероссийского съезда мари» [150]. Нами привлечены документы из личного фонда П. А. Апакаева, в которых содержатся сведения об открытии марийских начальных училищ в Уфимской губернии [147]. В 1892 г. «Уфимские губернские ведомости» опубликовали материалы об истории Бирской учительской школы. Богатая информация о развитии школы у восточных мари содержится на страницах журналов «Марла календарь», «У илыш" — в газетах «Ужара», «Марий илыш», «Марий Эл» [157] .
К сегодняшнему дню марийскими историками изучены лишь некоторые страницы жизни восточных мари: причины переселения, хозяйственный быт, материальная и духовная культура.
Большой интерес для понимания истории марийского народа, его культуры представляет монография Г. А. Сепеева «Восточные марийцы» написанная на основе многочисленных архивных документов и полевых наблюдений. В работе освещается история переселения восточных марийцев, дается характеристика особенностей хозяйственного быта (занятия, промыслы) и материальной культуры (поселения, жилища, костюм, утварь) [ 155]. Но как этнографический материал ценен для проведения учебно-воспитательной работы по народным традициям.
В последнее время в связи с переменами в общественно-политической жизни страны возрос интерес к культуре малочисленных народов, в том числе и восточных мари. К сегодняшнему дню появилось немало исследовательских работ по проблемам развития школы у восточных мари.
Впервые к данной теме обратился марийский исследователь из Башкирии С. И. Исиметов. В статьях «Эрвел марий туныктышовлак» «Учителя из восточных мари» [663 и «Свет знаний» [65] автор дает информацию об истории открытия, становления и развития марийских школ в Калтасинском районе Республики Башкортостан, о деятельности первых учителей из восточных мари в рассматриваемый период.
В работе А. Т. Трефиловой «Очерки истории марийской начальной школы дооктябрьского периода» освещена история Бирской учительской инородческой школы, даны сведения, касающиеся подготовки марийских причетников для поступления в Уфимскую духовную семинарию [174]. Работа полезна тем, что в ней дается материал о постановке учебной работы в этом учебном заведении. Школа работала с использованием учебной литературы Казанской учительской семинарии. Перенимался опыт работы преподавателей этого учебного заведения, в частности преподавание литературы. В исследовании А. Ф. Эфирова характеризуется становление и развитие школ нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири [197]. В целом, для нас важным представляется описание состояния образования у восточных мари в начале 20-х г. г. XX в.
В фундаментальной работе башкирских историков «Очерки по истории Башкирской АССР» имеются данные о состоянии грамотности марийского населения в начале XX в. [129]. Особый интерес представляет статья А. А. Кондратьева «Курымаш корно» («Вечная дорога»), Исследователь собрал богатый документальный материал об охвате марийских учащихся учебным процессом, об открытии школ в марийских селениях[84].
Одним из исследователей данной проблемы является П. А. Апакаев. На основе документальных материалов в его работе освещается развитие образования в марийском и башкирском краях, рассматривается жизнь и деятельность 15 педагогов-просветителей, в том числе выходцев из восточных мари: В. М. Васильева, Л. Я. Мендиарова, Г. Г. Кармазина, сыгравших большую роль в просвещении всего марийского народа [ 12]. В статье «Первые дореволюционные буквари и вопросы народного образования» рассказывается о первых авторах из восточных марийцев, издавших буквари, учебники и другие учебные пособия для марийских школ в дореволюционный период [58] .
Серьезно занимается проблемой школ малочисленных народностей Башкортостана Л. Ш. Сулейманова. Её работы написаны на основе архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот П65]. Исследователь рассматривает вопросы развития образования малочисленных народов Башкортостана (мари, чувашей, удмуртов, мордвы, немцев, латышей, эстонцев), освещает целостную картину проблемы школ этих народов в 20-е г. г.
Этнопедагогическую ценность имеет книга А. Ф. Степанова «Просветитель С. А. Нурминский» [163]. С. А. Нурминский умело использовал свои этнографические исследования в учебно-педагогической практике. Собранные им фольклорные произведения послужили материалом для составления букваря, а также организации воспитания нравственных качеств у учащихся на основе народных традиций.
В материалах научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения ученого В. М. Васильева — первого ученого мари, известного лингвиста, фольклориста и этнографа [34], рассматривается значение творчества ученого, который внес существенный вклад в развитие языкового и литературного потенциала марийского народа. Его учебники, содержащие небольшие марийские рассказы, несут огромную воспитательную нагрузку. Доступные и запоминающиеся фольклорные произведения отражают народную мудрость, которая используется в нравственном воспитании как младших, так и старших школьников.
Сборник статей «Из истории марийской филологии» посвящен рассмотрению деятельности и роли известного марийского ученого, филолога, педагога и составителя учебника Г. Г. Кармазина [64]. Его научные изыскания распространяются не только на область литературы, но и на язык. Собранные материалы по песенном творчестве народа, использование их им в учебниках для марийских школ, разработанная методическая система вполне преемлемы в школьной практике по нравственному воспитанию детей.
В книге Г. А. Сепеева «Этнография марийского народа» марийская народная этнография дана полно и разнопланово [156]. Сюда включены такие разделы, которые могут быть удачно использованы на факультативных занятиях. Мифология, фольклор, игры, обычаи и обряды являются эффективной основой для использования как на уроках, так и в внеурочных формах с нравственным содержанием.
П.А. Апакаев рассматривает вопросы этнопедагогики современного общества и проблемы методики преподавания марийского языка и литературы в период социалистического переустройства общества и современное его состояние [ 13]. Анализируя проблемы формирования человека, вопросы интеграции теории педагогики и этнопедаго-гики в работе «Образование и просветительское движение в Марийском крае», профессор рассматривает жизнь и творчество видных теоретиков и практиков под углом зрения их вклада на воспитание нравственных основ у марийцев[11].
Монография видного башкирского ученого, педагога К.Ш. Ахия-рова «Народная педагогика и современная школа» представляет интерес как для ученых, так и для практиков, занимающихся вопросами народной педагогики в современной школе. Целая глава посвящена рассмотрению вопроса о роли народных традиций в нравственном воспитании. В ней раскрываются содержание, формы и методы, пути и средства нравственного воспитания средствами народной педагогики [20].
В монографии Г. Н. Волкова «Этнопедагогика чувашского народа» впервые четко разграничиваются понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». В данном исследовании особое внимание уделяется проблемам духовной общности народов, которые стали объектом специального рассмотрения. Настоящий труд впервые рассматривает традиции народов в сфере воспитания, обосновывает пути возрождения и использования народных традиций в системе воспитания [42] .
Большой интерес представляет учебник Г. Н. Волкова «Этнопедагогика» [40]. В нем рассматривается и характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, а также освещаются важные темы этнопедагогики, в частности, этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен, педагогическая эволюция, затрагиваются вопросы методов, средств и приемов народного воспитания, факторы, влияющие на народное воспитание и функционирование народной педагогики в современных условиях.
Эта книга содержит богатый этнопедагогический материал, является первым учебником по этнопедагогике для будущих учителей.
Монографическое исследование Г. Н. Волкова «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса» ставит проблемы эт-нопедагогизации в контексте функционирования народных традиций воспитания, историко-педагогической концепции этнопедагогизации целостного процесса воспитания, среды обитания народа как этнопе-дагогического диалога культур и цивилизаций, как условие сохранения национальной системы воспитания (сельская цивилизация как синтез диалога земледельческих культур и т. д.) и этнопедагогизации процесса взаимодействий учителей и родителей, этнопедагогического кодекса семьи. В книге рассматриваются актуальные проблемы этно-педагогической технологии [41 ] .
Вопросам изучения народной педагогики в современной марийской школе посвящены сборники «Шочмо йылме ден литературым школышто туныктымаш». В них рассматривается опыт учителей по использованию устного народного творчества в целях нравственного воспитания школьников, где учителя обращаются к национальным формам и приемам педагогического воздействия на детей. [195].
В работе И. А. Чурикова «Марийская народная педагогика» систематизированы общие основы и содержание народной педагогики, в том числе опыт нравственного воспитания на основе марийских народных традиций, имеются сведения о марийском народе и его культуре [188].
Подведению итогов исследований проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верования населения Марийской АССР посвящена работа B.C. Соловьева «По пути духовного прогресса». Автор проводит сравнительный анализ обширного социологического материала, характеризующий духовный мир разных категорий жителей республики, рассматривает актуальные вопросы нравственного, трудового, семейного, эстетичного, интернационального, атеистического воспитания детей[160].
Сборник научных трудов МАРНИИ «Вопросы марийского фольклора и искусства» включают статьи, в которых рассматривается взаимосвязь марийского фольклора, искусства и литературы, вопросы взаимосвязи фольклора с этнографией, использованы архивные материалы [15]. В нём представлены сведения и факты, общее направление, тенденции, теоретическое обобщение, что может быть применимо в школьной практике и в организации процесса нравственного воспитания молодёжи на основе народных традиций.
В 90-е г. г. значительное внимание уделялось нами сбору и изучению фольклора восточных мари. Например, сборник «Песни восточных мари: Свод марийского фольклора», составленный Г. Гадиато-вым, снабжен предисловием, комментариями и словарем восточно-марийского диалекта [ 132]. В книге «Давайте споем» С. С. Сабитов опубликовал песни и частушки марийского народа [4]. Собранные материалы представляют особую ценность в свете нравственного воспитания.
В «Словаре марийских пословиц и поговорок» А. Е. Китиков дает подробное толкование терминологической лексики. Элементы нравственного воспитания содержатся в подобранных для объяснения примеров [81]. Представленный фольклорный материал имеют сильное эстетическое и нравственное воздействие на душу человека. Хотя они различны по своей тематике и жанрам, но их содержание отражает глубокие национальные духовные качества.
Неоценимую помощь в организации и проведении уроков и мероприятий оказало учебное пособие Ю.А. ЬСалиева [76]. В нем автор подробно анализирует весь учебный школьный материал и дает методические рекомендации, где и каким образом можно рассматривать нравственное воспитание на материале традиций марийского народа.
Проблемам марийского этноса посвящена работа Н. Г. Айваровой «Развитие ребенка в условиях этноса». В ней содержится анализ основных социально-культурных, исторических и психолого-педагогических факторов, которые влияют на формирование личности ребенка в современных условиях марийского этноса. Эта книга помогает разобраться в причинах низкой социальной мобильности марийцев [2].
Вместе с тем изучение опыта работы учителей ряда марийских школ Мишкинского, Бирского, Калтасинского, Краснокамского и Янаульского районов показывает, что потенциальные возможности марийской народной педагогики в воспитательном процессе используются не в полном объеме, особенно в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы, которые наиболее подготовлены к восприятию заповедей народной педагогики и этнокультурных традиций. Все это говорит о недостаточных возможностях использования в учебно-воспитательной работе марийских народных традиций в этнокультурном воспитании школьников и отсутствием специальных исследований, направленных на выявление педагогических условий совершенствования этого процесса как на уроке, так и во внеклассной работе.
Данное противоречие обусловило формулировку темы нашего исследования: «Педагогические условия совершенствования нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному нравственному воспитанию школьников с использованием марийских народных традиций.
Целью нашего исследования является решение этой проблемы. Объект исследования: система нравственного воспитания учащихся марийской сельской школы в условиях поликультурной среды.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания учащихся сельской общеобразовательной школы на марийских народных традициях.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс нравственного воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы будет наиболее эффективным, если: — учитывать особенности взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных традиций народной педагогики в национальной среде в современных социокультурных условияхвоспитательная работа сориентирована на овладение учащимися прогрессивными народными традициями и их нравственными основами в процессе преподавания марийской литературы, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить становление и развитие нравственного воспитания школьников на основе марийской народной педагогики.
2. Разработать педагогические основы нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях.
3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования нравственного воспитания учащихся сельской школы на основе марийских народных традиций.
Методологической основой исследования являются следующие положения: общефилософская идея о роли народа в создании духовной и материальной культурыфилософско-педагогические основы нравственного воспитанияучение о приоритете общечеловеческих ценностей над национальнымиучение о национально-специфическом и национально-особенном в решении воспитательных задачличностно-деятельностный и системный подходы к процессу воспитанияидеи демократизации, гуманизации и гуманитаризации образованияпринцип единства национального, межнационального и общечеловеческого в формировании духовной культуры народа и др.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, этнографической, культурологической и исторической литературы, материалов периодической печати по исследуемой проблемепедагогическое наблюдение за ходом учебно-воспитательного процесса в условиях сельской национальной школыустные и письменные методы опроса (учащихся, родителей и учителей) — анализ опыта работы учителей Республики Башкортостансамоанализ опыта работы диссертанта в качестве школьного учителя марийского языка и литературы и преподавателя Бир-ского пединститутаанализ учебных программ и учебников для национальных школ, планов воспитательной работы школы, классных руководителейпедагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап (1998 — 1999 гг.) был посвящен теоретическому анализу проблемы и обобщению и передового опыта учителей по теме исследования, изучению монографических и диссертационных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии, этнографии, культурологии, истории по исследуемой проблемеанализу учебно-воспитательных планов сельской общеобразовательной школы, учебных программ, учебников и учебных пособийпроведению констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (1999 — 2001 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, в ходе которого было организовано погружение учащихся, родителей и учителей в нравственно насыщенное идеями народной педагогики образовательное пространство, включающее в том числе и преподавание основ национальной культуры, организацию системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с использованием возможностей марийских народных традиций и национальной (поликультурной) среды.
Третий этап (2001 — 2002 гг.) предусматривал углубление и закрепление знаний учащихся о традициях марийского народа и прогрессивных подходах к воспитанию в народной педагогикетворческое использование учащимися, учителями и родителями прогрессивных воспитательных идей марийской народной педагогики напроведение контрольного этапа экспериментаобработку, обобщение и систематизацию результатов всех этапов экспериментаподведение итогов исследования, обобщение полученных данных, а также оформление диссертации.
Экспериментальной базой исследования явились школы Миш-кинского района Республики Башкортостан (Чебыковская, Чураев-ская, Баймурзинская).
Научная новизна исследования:
— впервые изучены особенности нравственного воспитания детей-марийцев в условиях поликультурной среды;
— разработана научно обоснованная система нравственного воспитания учащихся на основе использования в ней марийских народных традиций народной педагогики в условиях сельской общеобразовательной национальной школы;
— выявлены и обоснованы педагогические условия, совершенствования системы нравственного воспитания учащихся с использованием возможностей марийских народных традиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: — разработанная система нравственного воспитания учащихся с использованием марийских народных традиций является реальным вкладом в развитие теории и практики воспитания подрастающих поколений, обогащает необходимой информацией педагогическую общественность для модернизации системы образования;
— определены особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях. Практическая значимость исследования:
— разработаны и апробированы научно обоснованные методические рекомендации по использованию прогрессивных этнопедагогиче-ских традиций в системе нравственного воспитания учащихся в условиях многонациональной сельской школы;
— предложены конкретные пути повышения эффективности нравственного воспитания школьников на традициях марийской народной педагогики. Материалы исследования будут полезны педагогам, психологам, воспитателям, учителям городских и сельских марийских национальных школ, а также могут быть использованы в подготовке студентов педвуза с применением марийских народных традиций.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обусловлены выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследованиядлительностью апробации основных теоретических позицийшироким обсуждением хода и результатов исследованияобработкой экспериментальных данных и опытной проверкой результатов исследования, длительным педагогическим опытом диссертанта в качестве учителя школы и преподавателя вуза.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты экспериментального исследования обсуждались на республиканских научно-практических конференциях (Янаул, 1996; Уфа, 1998; Йошкар-Ола, 2000; Благовещенск, 2000; Таллин, 2000), внутри-вузовских (Бирск, 1996;2001), районных семинарах (Мишкино, 2001; Калтасы, 2001) и методических объединениях. По материалам исследования опубликованы 7 статей и тезисов. Результаты эксперимента использовались в педагогической практике студентов, на семинарских и практических занятиях на филологическом факультете Бир-ского государственного педагогического института, в школах Миш-кинского, Калтасинского районов Республики Башкортостан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обоснованы актуальность, объект, цель, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризованы источники исследования. Первая глава посвящена анализу этапов становления и развития нравственного воспитания на марийских народных традициях. Вторая глава посвящена обоснованию системы нравственного воспитания учащихся в национальной школе, анализу возможностей школьных дисциплин филологического цикла и марийских традиций в нравственном воспитании учащихся, характеристике внеклассной воспитательной работы на марийских народных традициях, а также обоснованию педагогических условий по нравственному воспитанию школьников с использованием марийских народных традиций. В заключении даны основные выводы по исследованию и результатам эксперимента. Объем литературы в библиогра.
Выводы.
На основе проведенных исследований и изучения состояния проблемы разработаны содержание, формы и методы нравственного воспитания учащихся на народных педагогических традициях восточных мари республики Башкортостан. Установлено: 1. Анализ учебников и учебных программ по марийскому языку и литературе показывает, что в них недостаточно и бессистемно используются в содержании учебного материала традиции марийского народа в воспитании подрастающего поколения.
2. В планах классных руководителей по нравственному воспитанию в национальных сельских школах предусматривается отдельные воспитательные дела на основе народной педагогики. В последние годы в этом направлении ведется практическая работа, по совершенствованию содержания внеклассной и внешкольной работы на основе прогрессивных народных традиций.
3. При организации нравственного воспитания в сельской национальной общеобразовательной школе необходимо учитывать особенности жизни села, традиции марийского народа.
4. Целенаправленное обогащение учебной, внеклассной и внешкольной деятельности морально-ценностным воспитательным опытом народа значительно повышает эффективность нравственного воспитания учащихся, особенно в процессе преподавания филологических дисциплин, в ходе внеклассных и внешкольных занятий на основе использования нравственных народных традиций.
5. В целях обеспечения системы нравственного воспитания учащихся на основе народной педагогики должны использоваться все формы внеклассной и внешкольной деятельности (клубная, кружковая, факультативная, трудовая, спортивная, культурно-массовая и т. д.), а также особенности национального состава семьи, социума и их воспитательные возможности.
6. Изучение личностных особенностей и способностей учащихся, вовлечение их в разнообразную деятельность (устное народное творчество, исполнение народных песен, игры, танцы, обычаи и обряды), учитывающую традиции народов региона, способствуют более эффективному осуществлению процесса нравственного воспитания подрастающего поколения.
7. Действенность воспитания учащихся на основе народных традиций в условиях современной школы, во многом зависит от применения специфических национальных народных методов и приемов воздействия, полного соблюдения вышеизложенных педагогических условий.
Заключение
.
Народная педагогика, как педагогика национального возрождения, подъема и развития, является педагогикой этнического воспитания личности, которая в настоящее время оказывает заметное влияние на формирование духовности нации, в целом, и молодежи, в частности.
В начале исследования мы изучили систему воспитания марийского народа, которая складывалась веками. Анализ этапов ее становления и развития показал: 1) взгляды восточных мари на воспитание в течение тысячелетий менялись и развивались под влиянием образа жизни, в процессе взаимодействия с другими народами (русскими, башкирами, татарами, удмуртами и др.) 2) культура марийского народа имеет свои особенности, отражает историю народа, его быт, этнотрудовые традиции, этнофилологию и этнофилосо-фию.
Опираясь на принципы народной педагогики, мы установили, что восточные мари осуществляют нравственное воспитание через родной язык, закладывают ее этнические основы с раннего детства, широко используя при этом национальные духовно-нравственные идеалы, национальные нравственные образцы добра, красоты, истины.
На основе изучения истории развития школ Республики Башкортостан нами было установлено, что современное воспитание нравственных и культурных ценностей учащихся основано на взаимодействии трех компонентов: общечеловеческих, национальных и межнациональных, что создает благоприятные возможности для целостной системы воспитания нравственной личности на основе народной культуры, учитывающей национальные, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школ Республики Башкортостан, в которых учатся дети, владеющие марийским языком как родным. В ходе эксперимента, который длился в течение 5 лет (1998;2002 годы) была проведена работа по корректировке содержания деятельности школы за счет использования возможностей марийских народных традиций. Он был проведен в 3 этапа.
На первом этапе шло ознакомление и приобщение учащихся к прогрессивным традициям марийской народной педагогики.
На основном этапе мы включали учащихся в урочные, внеклассные и внешкольные мероприятия, в ходе которых решались задачи в том числе и нравственного воспитанияучили их использовать богатства народной педагогики в процессе ее самосовершенствования. В процессе этой работы учащиеся осознавали прогрессивные традиции восточных мари.
На завершающем этапе шло углубление и закрепление знаний детей о прогрессивных идеях марийской народной педагогики, их творческое использование за счет вовлечения в разнообразную творческую деятельность (конкурсы, КВНы, турниры, соревнования, встречи, диспуты и т. д.).
В ходе исследования нами изучались особенности нравственного воспитания учащихся сельских школ, опыт использования в этих целях прогрессивных традиций восточных мари. Было установлено, что:
1. Повышению эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения способствуют изучение устного народного творчества (песен, танцы, обычаи, обряды и др.). Широкое использование произведений устного народного творчества: сказок, легенд, загадок, пословиц, поговорок и т. п. во всех видах учебной и внеклассной деятельности школы позволяет приобщать школьников к нравственным ценностям марийского народа, более систематически, целенаправленно и результативно.
2. Нравственное воспитание учащихся осуществляется более эффективно, если учебная и внеклассная деятельность в школе опирается на народные традиции. В этих целях в ходе опытно-экспериментальной работы нами были использованы возможности внеклассной деятельности учащихся (работа в кружках, посещение музеев и библиотек, активное участие детей в подготовке и проведении праздников, конкурсов, соревнований, встреч, выставок и.
ДР-).
3. Теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа помогли выявить и обосновать педагогические условия, которые позволяют совершенствовать нравственное воспитание учащихся с использованием возможностей народных традиций. Основными педагогическими условиями являются:
— включение в содержание преподавания филологических дисциплин, внеклассной и внешкольной работы прогрессивных традиций восточных мари Республики Башкортостана;
— широкое вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности в процессе внеклассной и внешкольной работы с использованием прогрессивных идей марийской народной педагогики;
— создание целостной системы воспитательной работы с учащимися на основе народной педагогики;
— проведение соответствующей подготовки учителей школ и родителей учащихся к работе по нравственному воспитанию учащихся на марийских народных традициях.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась. Эксперимент показал, что воспитание нравственных качеств личности на прогрессивных идеях народной педагогики восточных мари в сельской школе способствует овладению учащимися нравственными ценностями.
Проведенное исследование, безусловно, не претендует на решение всего комплекса проблем, которые по своему характеру являются многогранными и сложными. Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться не только в области знания филологических дисциплин, но и в области истории, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем национальных и общечеловеческих нравственных ценностей. В связи этим требуется целенаправленное и углубленное изучение проблемы подготовки учителей к проведению этой работы с учащимися.
Список литературы
- Абукаева Л. Ойоро: кугезе ой да илыш умылымаш //Ончыко. 1995, — № 5.-С. 143−158.
- Айварова Н.Г. Развитие ребенка в условиях марийского этноса.-Йошкар-Ола, 2001. 90 с.
- Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983. — 129 с.
- Айста муралтена: Марий калык муро ден такмак влак. — Йошкар-Ола, 1991.-288 с.
- Акбашева Р.Ш. Урок как условие развития нравственности //Современный урок: опыт, проблемы и перспективы: Тезисы докладов на-учно-практ. конференции: 4.1. Уфа, 2000. — С. 8 -10.
- Александрова З.А. Табу и эвфеизмы марийского народа //Культура и языки народов Башкортостана. Янаул, 1996. — С. 58 — 59.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Кн. I. Казань, 1996. 567 с.
- Апакаев Н.А. Методика преподавания марийского языка. Йошкар-Ола, 1995. -238 с.
- Апакаев П.А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (историко-педагогические очерки). Йошкар-Ола, 2002 — 351 с.
- Апакаев П.А. Просветители марийского края. Йошкар-Ола, 1990. — 179 с.
- Апакаев П.А. Историко-педагогические очерки о демократизации образования в марийском крае. Йошкар-Ола, 1998. — 91 с.
- Апакаев П.А. Фольклорные традиции в современной марийской народной педагогике //Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР Йошкар-Ола, 1991. С. 138- 149.
- Апакаев П.А. Структура народной педагогики по материалам фольклора //Вопросы марийского фольклора и искусства Йошкар-Ола, 1989.-С. 65−81.
- Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт). Омск, 1989. — 89 с.
- Артюшкина З.С. Воспитание на традициях народной культуры //Туныктышо (Учитель). 1999. — № 1. — С. 83 — 86.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. — 242 с.
- Ахияров К.Ш. Народная педагогика и воспитание молодежи //Победа. 13 сентября 2001. — № 107. — С. 2.
- Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современное воспитание-Уфа, 2000.-328 с.
- Ахияров К.Ш. и др. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа, 1992. — 48 с.
- Ахияров К.Ш., Исхаков Т. К., Бронников С. А. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992. 46 с.
- Ахмадеева Н. Народное творчество и сегодня с нами //Учитель Башкортостана. 1997. — № 6. — С. 53 — 58.
- Базисный учебный план средних общеобразовательных учреждений республики Марий Эл и его варианты для углубленного изучения различных предметов и циклов //Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1994. — 206 с.
- Байрамова B.C. Праздники народов мари //Культура и языки народов Башкортостана. Янаул, 1996. — 62 с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Из опыта работы школ Республики Татарстан: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Казанский ГПУ. Казань, 1996, — 16 с.
- Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. 154 с.
- Большая Советская Энциклопедия: Т. 3. М., 1970. 640 с.
- Большая Советская Энциклопедия: Т. 25. М., 1976. — 600 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М., 1979. — 224 с.
- Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков. -М., 1979.-111 с.
- Богданова О.С., Куракин А., Новикова JI. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М., 1962. — 144 с.
- Богданова О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. — 204 с.
- Васильев В.М. Материалы научной конференции /Сост. А.Е. Ки-тиков. Йошкар-Ола, 1985.-151 с.
- Васильев З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. — 144 с.
- Власкин А.Г. Нравственное воспитание подростков (этико-пси-хологические проблемы). М., 1978. — 64 с.
- Веревкина И.Н. Духовно-нравственные ценности фольклора //Преемственность народных традиций: Материалы V междунар. научнопракт. конференции: Ч. II. Казань — Набережные Челны, 1998. -С. 43 -45.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов сельской национальной школы: Пособие для учителя. М., 1986. 105 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. 168 с.
- Волков Г. И. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования. 1997. — № 2. — С. 66 — 71.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1974.-355 с.
- Вопросы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1968. -286 с.
- Воспитание сельских школьников (из опыта работы школ РСФСР) /Под ред. Л. К. Балясной. М., 1978. — 128 с.
- Вульфов Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности. М., 1983. -298 с.
- Гизатуллина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания учащихся в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики: Автореф. дисс.. канд. пед наук /Башкирский ГПИ. Уфа, 1999. 21с.
- Государственная программа развития образования республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1995. — 79 с.
- Дмитриев С.Д. Марий йылме. 5 класслан учебник. Йошкар-Ола, 2000. — 208 с.
- Жанбуршина Г. Б. О нравственном воспитании учащейся молодежи в процессе игровой деятельности //Фундаментализация образования в современном обществе: Материалы Российской научно-практ. конференции: Ч. П. Уфа, 1998. — 142 с.
- Зиатдинова Ф.Н. Национальное образование в школе //Проблемы обучения и воспитания молодежи: Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов, докторантов, аспирантов и соискателей: Вып. IX. Уфа, 1998. — С. 49 — 51.
- Златоверхников И. Г. Географический, этнографический, административный и статистический очерк. Уфа, 1899. — 103 с.
- Иванов И.С. Шорыкйол муро-влак //Шочмо йылме ден литерату-рым школышто турныктымаш. Йошкар-Ола, 1988. — С. 24 — 29.
- Иванов В. Туныктышо да тунемше влакын творчествышт //Учитель Башкортостана. — 1998. — № 10. — С. 63 — 65.
- Иванов И.С. Марий суан. Йошкар-Ола, 1984. — 63 с.
- Иванов И.Г. История марийской письменности. Йошкар-Ола, 1996.-64 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.-206 с.
- Изибаев Г. И. Традиции воспитания в марийской школе //Учитель Башкортостана. 1997. — № 12. — С. 74 -75.
- Из истории марийской филологии. Йошкар-Ола, 1984. — 69 с.
- Исиметов С.И. Свет знаний //Сторона моя Калтасинская. Уфа, 1993.-С. 192.
- Исиметов С.И. Эрвел марий туныктышо-влак //Ончыко. 1990. -№ 3. — С. 83.
- История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века /Под ред. Х. Ф. Усманова. Уфа, 1996. — 520 с.
- Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за 25 лет существования (1875 1900): Вып. II. — Оренбург, 1901, — 101 с.
- Ижбулдин М.И. Особенности народного воспитания //Актуальные вопросы подготовки специалистов для национальной школы: Материалы научно-практ. конференции. Благовещенск, 2002.- С. 79 -81.
- Казыханов B.C. Как проводить уроки нравственности (методические советы). Набережные Челны, 2001. — 32 с.
- Казыханов B.C. Уроки нравственности. Набережные Челны, 2000. — 103 с.
- Калиев Ю.А. Семык. Йошкар-Ола, 1993. — 66 с.
- Калиев Ю.А. Духовная культура марийского народа //История и культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1994. — С. 58 — 81.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процеса. М., 1993
- Китиков А.Е. Марийские народные игры. Йошкар-Ола, 1990.- 58 с.
- Китиков А.Е. Марийские народные приметы. Йошкар-Ола, 1989. — 285 с.
- Китиков А.Е. Модыш уш погыш. — Йошкар-Ола, 1993. — 72 с.
- Китиков А.Е. Словарь марийских пословиц и поговорок. Йошкар-Ола, 1991.-336 с.
- Китиков А.Е. Удырсий. Йошкар-Ола, 1993. — 40 с.
- Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. -М&bdquo- 1978.-343 с.
- Кондратьева А.А. Курымаш корно //Дружба. 1987. -№ 3/5. -С. 2.
- Конституция Республики Башкортостан //Советская Башкирия -Известия Башкортостана. 2000. — 4 ноября. -№ 217.-С. 3.
- Конституция Республики Марий Эл: Ст. 252. Йошкар-Ола, 1995.
- Кочетов А.И. Методические рекомендации по исследовательской работе. Личностный подход в исследовании, — Минск, 1980.
- Краснов А.В. Марий йула кузе шочын. Йошкар-Ола, 1959. — 78 с.
- Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. Самара, 1996.-26 с.
- Кузеев Р.Г. Этические процессы и ступени консолидации тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона: Эпохи феодализма и капитализма. Уфа, 1987. — 50 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.-232 с.
- Кунц О.Р. 100 советов родителям или нравственные проблемы семейного воспитания. Уфа, 1991. — 126 с.
- Кутлиярова С. Использование краеведческого материала на уроках марийского языка //Учитель Башкортостана. 1997. — № 8. — С. 55.
- Лебедева О.В. Народная педагогика: содержание и направление //Плюралистические подходы к использованию традиционной народной педагогики: Тезисы доклада 4-й между нар. науч-но-практ. конференции: Ч. 1. Казань, 1997. — С. 39 — 46.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993. — 300 с.
- Лушников A.M. История педагогики Екатеринбург, 1994 — 368 с.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. — 25 с.
- Максимов А.Ф. Школ тоштер да кружок паша: Карай школын опытно почеш. Йошкар-Ола, 2000. — 86 с.
- Максимов А.Ф. Марий йылме. Йошкар-Ола, 1993. — 200 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие,-М., 2002.-480 с.
- Малютин И.11. Нравственные аспекты этнокультурного воспитания. Уфа, 1996, — 17 с.
- Марийцы. Йошкар-Ола, 1992. — 59 с.
- Марийцы: Проблемы социального и национально-культурного развития. Йошкар-Ола, 2000. — 210 с.
- Марийский мир. Йошкар-Ола, 1996. — 92 с.
- Методика воспитательной работы /Под ред. В. М. Коротова. М., 1990. — 175 с.
- Методика воспитательной работы в школе: Очерки /Сост. Э. С. Кузнецова, A.M. Бардиан. М., 1967. — 415 с.
- Методика организации и проведения классного часа. Йошкар-Ола, 1989.- 18 с.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982. -223 с.
- Молотова Т.М. Марийский национальный костюм. Йошкар-Ола, 1992. — 112 с.
- Муниров P.P. Задачи и содержание краеведения в общеобразовательной школе //Фундаментализация образования в современном обществе: Материалы Российской научно-практ. конференции: Ч. И.-Уфа, 1998.-С. 63 -65.
- Муниров P.P. Краеведение в школах Башкортостана. Уфа, 1992. -С. 90.
- Муниров P.P. Учебное краеведение в школе. Уфа, 1983. — 98 с.
- Мухамедьянова Г. М. Школа XXI века: реальность и перспективы развития системы образования //Учитель Башкортостана. 2001. -№ 4.-С. 9 — 11.
- Народная педагогика и современная школа /Сост. К. Ш. Ахияров, Т. К. Ткачев. Уфа, 1993. — 18 с.
- Народная педагогика и психология: Программа средней школы. /Сост. П. А. Апакаев. Йошкар-Ола, 1998. 10 с.
- Народы Поволжья и Приуралья. /Под ред. Н. Ф. Мокшина. М., 2000. — 579 с.
- Назмутдинов С.Б. Балтачыште Семык //Чолман. — 1999. — № 26. С. 2.
- Нигаматьянова X. Воспитание на народных традициях //Учитель Башкортостана. 1997. — № 5. — С. 64 — 66.
- Новиков А. О национальном характере образования и воспитания //Народное образование. 2001. — № 4. — С. 67 — 75.
- Нравственное воспитание учащихся в сельской школе /Под ред. А. Е. Кондратенкова. Смоленск, 1984. — 155 с.
- Обновление воспитательного процесса: Опыт. Проблемы /Под ред. А. А. Завтур. Кишинев — Штиница, 1990. — 117 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. — 924 с.
- Очерки по истории Башкирской АССР: Т. I. Уфа, 1956. — 299 с.
- Очерки по истории Башкирской АССР: Т. 11. Уфа, 1966. — 643 с.
- Перова В. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народной педагогики мари //Междунар. конгресс финно-уг-роведения (10 15 августа 1995): Ч. 6. Йошкар-Ола, 1996. — С. 321 — 323.
- Песни восточных мари: Свод марийского фольклора /Сост. Г. Гадиатов. Йошкар-Ола, 1994. 320 с.
- Петухов В. Нужна система непрерывного образования //Марий Эл учитель. 1991.-№ 1.-С. 26−31.
- Петухов Н.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в семье.-Л., 1966.-35 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн.: Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М., 1999. — 576 с.
- Попов Н.С. Марий веран йыжынже. Йошкар-Ола, 1985. — 96 с.
- Попов Н.С. Марий кумалтыш мут. Йошкар-Ола, 1991. — 256 с.
- Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Уфа, 1991. — 70 с.
- Пупынина Г. И., Сухобокова Т. Г. Общечеловеческое и национальное в народной педагогике //Плюралистические подходы: Тезисы доклада 4-й междунар. науч-но-практ. конференции: Ч. I. Казань, 1997. Казань, 1997. — С. 19−24.
- Развитие образования важнейшее направление нашей государственной политики: Выступление президента РБ М. Г. Рахимова на IX съезде учителей РБ 13 августа 2001 г. //Учитель Башкортостана. -2001.-№ 4.- С. 6−7.
- Рахимов Р. Спасать региональные языки теперь будут на федеральном уровне! //Молодежная газета. 28 июня 2001. — С. 7.
- Рахматуллина Л.В. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в ситуациях морального выбора: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Казанский ГУ. Казань, 2002. — 19 с.
- Резолюция IX съезда учителей республики Башкортостан //Учитель Башкортостана. 2001. — № 4. — С. 42.
- Романова А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Чувашский ГУ. Чебоксары, 2000. — 17 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.: Т.1. М., 1993. — 417 с.
- Российская Федерация. Map НШМНК. -84.- № 141. (Личный фонд П.А. Апакаева).
- Руутель М. Фольклор и современная культура. Йошкар-Ола, 1990.-39 с.
- Сануков К.Н. Марийцы: прошлое, настоящее и будущее. Йошкар-Ола, 1992.-30 с.
- Сануков К.Н. Первый всероссийский съезд народа мари //Марийский археологический вестник. Йошкар-Ола, 1994, — № 4. — С. 5365.
- Сануков К.Н. К вопросу о развитии народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. 200 с.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997. — С. 77 -144.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М., 1962. -179 с.
- Сепеев Г. А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX нач. XX в.в.). -Йошкар-Ола, 1975. — 245 с.
- Сепеев Г. А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2000. -208 с.
- Сергеев М.Т. Возникновение и развитие печати в Марийской АССР, — Йошкар-Ола, 1971. 130 с.
- Собрание законодательства республики Марий Эл: Ст. 252 -Йошкар-Ола, 1995. № 11. — С.
- Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. — 122 с.
- Соловьев B.C. По пути духовного прогресса. Йошкар-Ола, 1987.- 159 с.
- Соловьев B.C. Межнациональность наше богатство. — Йошкар-Ола, 1991, — 124 с.
- Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк //Ку-гарня. 1995. — № 20. — С. 5.
- Степанова А. Ф. Просветитель С.А. Нурминский: Историко-краеведческий очерк. Йошкар-Ола, 1989. 95 с.
- Суворова Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М., 1980. — 112 с.
- Сулейманова Л.Ш. Национальные школы малочисленных народов Башкортостана //Россия и Восток: Проблемы взаимодействия: Тезисы докладов и сообщений. Уфа. — 1993. — С. 78 — 94.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982. — 270 с.
- Сылнымут памаш. Йошкар-Ола, 1982. — 149 с.
- Татаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. -Киев, 1995.-95 с.
- Тимофеев Л. Приобщение к народным традициям //Учитель Башкортостана. 1997. — № 11. — С. 61 — 63.
- Третьяков О.А. Формирование этнического самосознания учащихся-мари: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Казанский ГПУ. -Йошкар-Ола, 2001. 23 с.
- Тойдыбекова JI.C. Марийская вера и этническое самосознание. -Йоэнсуу, 1997.-397 с.
- Тойгазова С.С. Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ общения //Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики: Тезисы докладов 4-й меж-дунар. научно-практ. конференции: Ч. I. Казань, 1997. С. 109 — 111.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М., 1997. — 288 с.
- Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы дооктябрьского периода.-Йошкар-Ола, 1957. 91 с.
- Учаев З.В., Патрушев Г. С., Сидорова Г. Н. Марий йылме: 6−7 класслан учебник. Йошкар-Ола, 1994. — 312 с.
- Учаев З.В., Сидорова Т. Н. Йылме лывыртыме паша. Йошкар-Ола, 1995.- 176 с.
- Учаев З.В., Сидорова Г. Н., Эшкинина Г. С. Марий йылме: 8−9 класслан учебник. Йошкар-Ола, 1995. — 224 с.
- Ушинский К.Д. Сочинения в 11 -ти т.: Т.6. М., 1952. — 308 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Избранные педагогические произведения. М., 1968. — 45 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: Т.2. -М., 1988 492 с.
- Фомина С.И. Этнокультура и экологическое воспитание школьников. Йошкар-Ола, 2001. — 188 с.
- Ханнанова Ф.Г. Использование традиций народной педагогики во внеклассной воспитательной работе //Преемственность народных традиций: Материалы V между нар. конференции: Ч. II. Казань — Набережные Челны, 1998. — С. 53 — 55.
- Хисамутдинов Х.Г. Использование устного народного творчества в воспитательной работе //Преемственность народных традиций: Материалы V междунар. конференции: Ч. II. Казань — Набережные Челны, 1998.-С. 80−81.
- Фахрутдинова Р.А. Этнопедагогизация воспитательного процесса //Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики: Тезисы докладов 4-й междунар. научно-практ. конференции: Ч. I. Казань, 1997. — С. 26 — 30.
- Чуриков И.А. Воспитательные дела на основе национальной культуры и народной педагогики //Технология воспитательных дел в школе. Йошкар-Ола, 1996. — С. 82 — 86.
- Чуриков И.А. Краеведение и народная педагогика //Марийское краеведение в школе: Материалы научно-практ. конференции. Йошкар-Ола, 1995. С. 40 — 44.
- Чуриков И.А. Марийская народная педагогика. Йошкар-Ола, 1999. 175 с.
- Чуриков И.А. О нравственном воспитании в марийской народной педагогике //Марий Эл Учитель. 1994. — № 7. — С. 90 — 110.
- Чуриков И.А. Профориентация на основе марийской народной педагогики. Йошкар-Ола, 1995. — 89 с.
- Шафикова Г. Р. Основы нравственного воспитания школьника //Проблемы обучения и воспитания молодежи: Тезисы докладов: Вып. 8.-Уфа, 1997.-С. 30−31.
- Шафикова Г. Р. Подросток и школа нравственности //Проблемы обучения и воспитания молодежи: Тезисы докладов: Вып. IX. -Уфа, 1998. С. 121 — 122.
- Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика. 2001.- № 5. — С. 40 — 45.
- Школьные музеи. Киев, 1991. 111 с.
- Щуркова Н.Е. Классный час и его организация. М., 1987. — 64 с.
- Эфиров А.Ф. Нерусские школы народов Поволжья, Предуралья, Сибири.-М., 1948.- 179 с.
- Юадаров К.Г. Вера предков: язычество.-Йошкар-Ола, 1999. 48 с.
- Ялаева Р. Праздник языка и культуры //Дружба. 1986. — 8 апреля. ~ С. 3.
- Sinagatullin I.M. Constructing multicultural education in a diverse society- Lanham: Scarecrow Education 2003.- 263p.
- Архивные материалы ЦГИА Республики Башкортостан
- Канцелярия Уфимского гражданского губернатора. Фонд И 11. On. 1. Д. 1110. Переписка об открытии национальных школ. 1875 -1876
- Директор народных училищ Уфимской губернии. Фонд И 113. On. 1. Д. 337. Дело директора народных училищ Уфимской о принятии из Министерства внутренних дел Уфимской губернской школы во введение министерства народного просвещения. 1879 г.
- Фонд И 113. On. 1. Д. 369. Переписка об инородческих школах Уфимской губернии. 1881 г.
- Фонд И 113. On. 1. Д. 510. Дело об открытии инородческих училищ. 1897 г.
- Инспектор народных училищ Бирского уезда Уфимской губернии. Фонд И 223. On. 1. Д. 223. Отчет о состоянии училищ Бирского уезда за 1907 — 1908 гг.
- Фонд Р 798. Оп. 1.Д. 71 576. Доклад: «Национальные моменты в работе Башкирского Наркомпроса (с историческим обзором)». 1926 г.
- Уфимский губернский отдел народного образования. Фонд Р -801. On. 1. Д. 132. Доклад о состоянии марийских и вотских школ.1919- 1920 гг.
- Фонд Р 801. On. 1. Д. 140. Доклад о ходе работы мари-вотских курсов. 1920 г.
- Фонд Р 801. On. 1. Д. 652. Сметы подотдела народного образования и уездных подотделов наименынинств. 1920 г.
- Архивные материалы ЦГА Республики Марий Эл
- Марийский областной отдел народного образования. Фонд Р -On. 1. Д. 64. Из докладов с мест на Всероссийском съезде просвещения работников мари. 1920 г.