Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе саморегуляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность поднятой в работе проблемы обусловлена недостаточной разработанностью путей повышения качества образования, соответствующих сегодняшней социально-экономической ситуации, гуманистической образовательной парадигме, требованиям общества к результатам образования и государственным образовательным стандартам второго поколения. Проведенное исследование позволило установить, что понятием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы повышения успешности учебной деятельности в начальных классах
    • 1. 1. Успешность как показатель качества учебной деятельности младших школьников
    • 1. 2. Эмоционально-волевая саморегуляция младших школьников как педагогическая проблема
    • 1. 3. Модель повышения успешности учебной деятельности на основе эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников
  • Выводы по 1-й главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное решение проблемы повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции
    • 2. 1. Организация и процедура исследования возможностей повышения успешности учебной деятельности на основе эмоционально-волевой саморегуляции
    • 2. 2. Исследование состояния успешности учебной деятельности и эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников
    • 2. 3. Экспериментальная работа по реализации модели повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по повышению успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции
  • Выводы по 2 главе

Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе саморегуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшей задачей педагогической науки является повышение качества образования. В этой связи возникает необходимость определения понятий, наиболее полно отражающих его в современных условиях. Смена образовательной парадигмы, а также изменения в обществе привели исследователей в области педагогики к заключению о том, что одна лишь успеваемость не может сегодня адекватно отразить качество образования. Следствием этого стало появление в науке таких понятий, как продуктивность и успешность учебной деятельности.

Вопросы успешности затронуты в Государственных образовательных стандартах второго поколения, в частности, именно совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности выражает индивидуальные потребности личности в области общего образования. В этой связи особую актуальность в педагогике приобретает исследование успешности учебной деятельности и путей ее повышения (Н.А. Аминов, О. В. Дрокина, И. А. Гришанова, А. Г. Ивашкин, М. Р. Шабалина, О. А. Яшнова, R.F. Baumeister, Е. Jensen, К.Р. Leith, М. Muraven, J.E. Zins и др.).

Суть происходящего обновления современного образования заключается, как отмечает Н. А. Горлова, в переходе от идеологии развития к технологии развития. Следовательно, разработка технологии повышения успешности учебной деятельности характеризуется особой значимостью. Все большее внимание исследователи уделяют изучению путей повышения успешности учебной деятельности младших школьников (JI.H. Габеева, И. А. Гришанова, О. А. Яшнова и др.), что обусловлено ролью начального образования для дальнейшей жизни учащегося.

В психолого-педагогической литературе названо множество факторов успешности учебной деятельности, среди которых особую важность в условиях рассмотрения ученика как полноправного субъекта педагогического взаимодействия приобретает саморегуляция (А.К.

Абульханова-Славская, Г. И. Ангушев, А. Бандура, A.M. Вейн, Б. В. Зейгарник, О. А. Конопкин, Н. Ф. Круглова, В. И. Моросанова, В. Н. Новосельцев, А. К. Осницкий, А. О. Прохоров, У. В. Ульенкова, Р. Фрэнкин, R.F. Baumeuster, Ch.S. Carver, K.D. Vohs и др.). Ряд ученых полагает, что данный фактор является ключевым в успешности деятельности и жизни в целом (Н.Ф. Круглова, О. А. Черкашина, R.F. Baumeister, B.J. Zimmerman и др.). Значительное количество исследований посвящено формированию у младших школьников самоконтроля (JI.B. Абакумова, Е. А. Андреева, М. И. Боришевский, JI.H. Габеева, И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, А. Д. Никулина, О. Н. Синицына, И. А. Сотова, Р. Н. Шикова и др.).

Учет возрастных особенностей младших школьников и приведенных фактов позволяет предположить, что одним из важных средств повышения успешности учебной деятельности учащихся начальных классов может стать эмоционально-волевая саморегуляция. Отдельные аспекты данного понятия и их роль в педагогическом процессе имеют длительную историю изучения (М.Я. Басов, JI.C. Выготский, Б. И. Додонов, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, C. JL Рубинштейн, В. И. Селиванов, П. В. Симонов, А. Я. Чебыкин и др.). Однако проблема эмоционально-волевой саморегуляции как целостного явления возникла относительно недавно (М.В. Чумаков и др.), что объясняет ее недостаточную изученность и неполную реализацию заложенных в ней возможностей для повышения качества образования.

Обобщая вышесказанное, можно выявить ряд противоречий, наиболее существенными из которых являются противоречия между:

— потребностью общества в образовании, обеспечивающем успешность учащихся, и недостаточной научной разработанностью путей повышения успешности в рамках новой образовательной парадигмы;

— значительным влиянием эмоционально-волевой сферы младших школьников на ход и результат деятельности и неполной реализацией ее возможностей для повышения успешности учебной деятельности в начальной школе;

— предоставляемой ученику позиции равноправного субъекта взаимодействия, детерминирующего успешность обучения, и недостаточной разработанностью путей совершенствования саморегуляции младшего школьника в педагогическом процессе как необходимого компонента субъектности.

Проблема исследования связана с поиском путей повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции.

Объект исследования — учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования — повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции.

Цель исследования — определить, теоретически обосновать и апробировать условия повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой повышение успешности учебной деятельности младших школьников возможно, если:

— понимание успешности учебной деятельности соответствует современным требованиям к образованию;

— за основу повышения успешности учебной деятельности младших школьников принята эмоционально-волевая саморегуляция;

— реализуется модель повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции, содержащая цель, задачи и принципы данной работы, показатели готовности к ней учителя, педагогические условия, диагностические критерии и результат.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Определить успешность учебной деятельности младшего школьника как объект педагогического управления на основе выявления ее сущности и места среди других понятий, отражающих качество учебной деятельности (успеваемость, продуктивность, успешность), в контексте современных требований к образованию.

2. На основе теоретического анализа философской, психо лого-педагогической и медицинской литературы уточнить понятие «эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) младших школьников» и выявить ее возможности для повышения успешности учебной деятельности.

3. Сконструировать модель повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции.

4. Разработать средства внедрения предлагаемой модели в практику начальной школы.

5. Проверить эффективность реализации модели на практике.

Терретико-методологической основой исследования являются:

— философские и психолого-педагогические исследования проблемы успешности деятельности человека (К.А. Абульханова-Славская, И. А. Гришанова, Д. Дьюи, Я. А. Коменский, Е. Т. Конюхова и Т. В. Конюхова [86], К. Роджерс, А. И. Савенков [161], Н. В. Шевцов и др.);

— исследования отечественных психологов в области развития ребенка младшего школьного возраста (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), теоретико-методологические основы учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. К. Маркова, A.M. Новиков, Л. Г. Петерсон, Д. Б. Эльконин и др.);

— подходы, соответствующие гуманистической парадигме образования: личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, Н. Ф. Виноградова, В. В. Сериков, А. Б. Орлов, И. С. Якиманская и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.), личностно-деятельностный (Н.А. Горлова, И. А. Зимняя и др.), а также компетентностный подход (А.В. Хуторский, С. Е. Шишов и др).

— психолого-педагогические исследования регуляции деятельности (А.К. Абульханова-Славская, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К Осницкий, А.О. Прохоров), эмоций и эмоциональной регуляции (Б.И. Додонов, Е. П. Ильин, C.JI. Рубинштейн, П. В. Симонов, А.Я. Чебыкин), воли и волевой регуляции (М.Я. Басов, Л. С. Выготский, В. А. Иванников, В. И. Селиванов и др.), целостной эмоционально-волевой саморегуляции (М.В. Чумаков) — теория психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития школьников (Л.В. Тарабакина);

— исследования психолого-педагогических условий формирования успешности учебной деятельности и эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников (И.А. Гришанова, Э. К. Никитина, И. С. Сорокина, Л. В. Сафонова, О. А. Яшнова и др.) — особенностей управления учебной деятельностью (С.Я. Ромашина, А. Я. Чебыкин, JJ. Gross и др.) и создания оптимального психологического климата (Ш.А. Амонашвили, Г. М. Коджаспирова, А. А. Леонтьев, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский и др.).

Методы исследования носили комплексный характер и включали: теоретический анализ научной литературымоделированиеанализ и синтез эмпирических данных, полученных в ходе исследования и описанных в литературепедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы) — анкетирование, тестирование, анализ документации, наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической и статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась ГОУ СОШ № 1380 г. Москвы. Всего экспериментальной работой охвачено 769 учащихся 2−4 классов, 55 учителей начальных классов и иностранного языка из 30 школ и 3 центров образования г. Москвы, а также 99 родителей учащихся начальных классов.

Исследование осуществлялось в три этапа. На поисковом этапе (20 062 007 гг.) осмыслены теоретико-методологические основы исследованияизучено состояние проблемы в теории и практике начального образованияконкретизирован предмет и уточнена гипотеза исследованияспроектирована теоретическая модель повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляцииопределены средства реализации модели.

На экспериментальном этапе (2007;2009 гг.) осуществлена опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности модели повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляциипроанализированы промежуточные результатыпроизведена корректировка модели.

На обобщающем этапе (2009;2010 гг.). Проведены систематизация, интерпретация, математико-статистическая обработка и итоговый анализ полученных в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы данныхсформулированы основные выводызавершено литературное оформление диссертацииопределены дальнейшие перспективы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— представлены теоретические основы повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции;

— сконструирована модель повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции;

— рассмотрена успешность учебной деятельности младших школьников в единстве трех аспектов: педагогического (объективного), отражающего соответствие достижений учащихся требованиям образовательной программыпсихологического (субъективного), отражающего удовлетворенность учащихся учебной деятельностьюсоциального, отражающего особенности взаимодействия учащегося с окружающими (одноклассниками и учителем) в процессе общения и совместной деятельности. В качестве критерия педагогического аспекта успешности рассматривается успеваемостькритериями психологического аспекта служат: преобладающие эмоции, испытываемые учащимся в учебной деятельности (УД) — самооценка учебных достижений учащимся (в сравнении с объективной оценкой) — отношение к школе. Критерием социального аспекта успешности выступает личный статус ученика.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— соотнесены три понятия, отражающие качество учебной деятельности: успеваемость, продуктивность и успешность. Показано, что в рамках гуманистической парадигмы и современных требований педагогической науки и общества к образованию успешность является понятием, наиболее полно и адекватно отражающим его результат;

— уточнено понятие «эмоционально-волевая саморегуляция младших школьников» как основа для повышения успешности учебной деятельности в начальных классах, выявлены критерии для определения уровня эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников: проявления ЭВС в учебной деятельности — влияние отметки на деятельность учащегося, реакция на трудности в обучении, учебно-познавательная и речевая активность на уроке, проявление волевых качеств (педагогический блок) — умение распознать свои эмоции и владение приемами ЭВС (психологический блок) — активность во взаимодействии, проявление своих эмоций и учет эмоций других субъектов взаимодействия (социальный блок);

— определены педагогические условия, способствующие повышению успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции в контексте личностно-деятельностного подхода к обучению: личностная значимость деятельности для учащегосяблагоприятный эмоциональный климат на урокеудовлетворенность учащегося результатом деятельностисовершенствование эмоционально-волевой саморегуляции младших школьниковгибкое управление учебной деятельностью на фасилитативной основе;

— разработанная модель обогащает педагогику новыми знаниями о сущности и особенностях повышения качества образования в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработан и внедрен в практику диагностический инструментарий для определения учителем уровня эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников и для оценки удовлетворенности учащегося своей учебной деятельностью и ее результатами;

— по результатам исследования разработаны материалы лекций и практических занятий, включенные в содержание программы курсов повышения квалификации для учителей иностранного языка;

— результаты исследования могут быть широко использованы в подготовке учителей начальных классов и иностранного языка;

— теоретические положения и практические разработки включены в учебное пособие по педагогической фасилитации для студентов и учителей «Фасилитация развития субъекта образования».

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается выбором адекватной теоретико-методологической основы диссертацииприменением комплекса методов, соответствующих цели, задачам и логике исследованияцеленаправленным характером опытно-экспериментальной работы и анализом ее результатов (с использованием методов математической и статистической обработки данных).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях современных требований к образованию успешность учебной деятельности может быть рассмотрена как объективно зафиксированные и субъективно переживаемые учащимся достижения в социально-значимой деятельности (учебе) и их признание со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, других учащихся).

Успешность учебной деятельности младшего школьника как объект педагогического управления представляет собой единство трех аспектов: педагогического (объективного), отражающего соответствие достижений учащихся требованиям образовательной программыпсихологического (субъективного), отражающего удовлетворенность учащихся своей учебной деятельностьюсоциального, отражающего особенности взаимодействия учащегося с окружающими (одноклассниками и учителем) в процессе общения и совместной деятельности. В качестве критерия педагогического аспекта успешности рассматривается успеваемостькритериями психологического аспекта служат: преобладающие эмоции, испытываемые учащимся в учебной деятельностисамооценка учебных достижений учащимся (в сравнении с объективной оценкой) — отношение к школе. Критерием социального аспекта успешности выступает личный статус ученика. Успешность является понятием, наиболее полно и адекватно отражающим качество учебной деятельности с позиций гуманистической парадигмы образования, личностно-деятельностного подхода и современных требований к образованию.

2. Эмоционально-волевая саморегуляция младших школьников представляет собой системно организованную, управляемую на основе эмоций деятельность, включающую инициацию, построение и поддержание произвольной психической активности, непосредственно регулирующей процесс принятия и достижения младшим школьником целей и задач учебной деятельности. Данная трактовка понятия открывает широкие возможности для повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции. Критериями уровня эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников являются: проявления ЭВС в учебной деятельности — влияние отметки на деятельность учащегося, реакция на трудности в обучении, учебно-познавательная и речевая активность на уроке, проявление волевых качеств (педагогический блок) — умение распознать свои эмоции и владение приемами.

ЭВС (психологический блок) — активность во взаимодействии, проявление своих эмоций и учет эмоций других субъектов взаимодействия (социальный блок).

3. Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции возможно при реализации разработанной модели, содержащей соответствующие педагогические условия. Педагогическими условиями повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе ЭВС являются следующие: личностная значимость деятельности для учащегосяблагоприятный эмоциональный климат на урокеудовлетворенность учащегося результатом деятельностисовершенствование эмоционально-волевой саморегуляции младших школьниковгибкое управление учебной деятельностью на фасилитативной основе.

Апробация хода и результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены на совместном заседании общеинститутской кафедры раннего изучения иностранных языков и общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет" — на заседаниях кафедры раннего изучения иностранных языковна международных, всероссийских, городских и межвузовских научно-практических конференциях в г. Москве, Сочи, Оренбурге, Новосибирске, Екатеринбургена методических объединениях учителей иностранного языка базовой школы № 1380- на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка по программе «Раннее обучение иностранному (английскому) языку» при факультете повышения квалификации ГОУ ВПО МГПУв публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 230 наименований отечественных и зарубежных источников, и 13 приложений. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 23 таблицами.

Выводы по 2-й главе.

Целью второй главы исследования стало описание практической реализации модели повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Главной задачей первогоконстатирующего — этапа эксперимента стало получение информации о состоянии успешности учебной деятельности младших школьниковоб уровне эмоционально-волевой саморегуляции учащихсяо реализации учителями фасилитативной функции и способах, применяемых ими для обеспечения эмоционально-волевой саморегуляции учебной деятельности. Сопутствующей задачей стало выявление возможностей, заложенных в учебно-методических комплексах по иностранному языку для повышения успешности учебной деятельности на основе ЭВС младших школьников. Анализ полученных данных позволил подтвердить актуальность темы исследования и сделать вывод о перспективности реализации разработанной модели, поскольку возможности эмоционально-волевой саморегуляции для повышения успешности учебной деятельности в полной мере не реализуются.

Содержанием формирующего этапа эксперимента явилась практическая реализация разработанной модели на уроках иностранного языка. Основным средством обеспечения личностной значимости учебной деятельности по овладению иностранным языком для младших школьников стало создание проблемных ситуаций и использование продуктивных заданий. Благоприятный эмоциональный климат в опытном обучении был создан с помощью мониторинга и своевременной коррекции эмоционального состояния учащихся, эмоциональной регуляции учебной деятельности и адаптивности речи учителя. Удовлетворенности учащихся полученным результатом способствовали: предоставление учащимся возможности достижения желаемого результатареализация оценочной деятельности, позволяющей учащимся осознать смысл отметки и выработать умения самооценки учебных достиженийотображение достижений учеников в наглядной формеиспользование заданий, позволяющих достигнуть успеха каждому учащемуся.

Основными средствами совершенствования эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников на уроке стали: специально разработанные задания, способствующие совершенствованию умения распознавать эмоции и позволяющие знакомить учащихся с приемами ЭВСдидактические игрыметоды формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников (З.И. Гликман) — различные режимы (учитель — класс, учитель — ученик, ученик — класс, ученик — ученик) и формы организации работы на уроке (индивидуальная, парная, групповая) — управляемый переход от ситуации успеха к ситуации неуспеха (отсроченного успеха).

Гибкое по форме управление учебной деятельностью на фасилитативной основе реализовано средствами дидактического коммуникативного воздействия учителя на класс как основы для взаимодействия.

Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели и подтвердить гипотезу исследования.

Обобщение результатов проведенного исследования позволяет подвести итоги работы и сделать следующие выводы.

Актуальность поднятой в работе проблемы обусловлена недостаточной разработанностью путей повышения качества образования, соответствующих сегодняшней социально-экономической ситуации, гуманистической образовательной парадигме, требованиям общества к результатам образования и государственным образовательным стандартам второго поколения. Проведенное исследование позволило установить, что понятием, наиболее полно и адекватно отражающим качество учебной деятельности в современных условиях, является успешность, рассматриваемая в совокупности трех аспектов: объективного (педагогического), субъективного (психологического) и социального. Объективный аспект успешности учебной деятельности выражен в успеваемости как объективном показателе соответствия результатов учебной деятельности требованиям образовательной программы. Субъективное ощущение успешности подразумевает удовлетворенность учащегося своей учебной деятельностью и ее результатами. Социальный аспект успешности отражается в особенностях взаимодействия учащегося с окружающими (одноклассниками и учителем) в процессе общения и совместной деятельности. Рассмотрение успешности учебной деятельности младшего школьника в совокупности трех аспектов позволяет определить данное понятие как объективно зафиксированные и субъективно переживаемые учащимся достижения в социально-значимой деятельности (учебе) и их признание со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, других учащихся).

Среди факторов успешности учебной деятельности психологами и педагогами названа эмоционально-волевая саморегуляция. На основе анализа философской, психолого-педагогической и медицинской литературы установлено, что эмоционально-волевая саморегуляция младших школьников представляет собой системно организованную, управляемую на основе эмоций деятельность, включающую инициацию, построение и поддержание произвольной психической активности, непосредственно регулирующей процесс принятия и достижения младшим школьником целей и задач учебной деятельности. Анализ исследований в области педагогики и психологии позволил определить, а проведенный экспериментподтвердить, что эмоционально-волевая саморегуляция предоставляет широкие возможности для повышения успешности учебной деятельности.

Педагогическими условиями повышения успешности учебной деятельности на основе эмоционально-волевой саморегуляции являются: личностная значимость деятельности для учащегося (уровень целеполагания) — благоприятный эмоциональный климат на уроке (уровень целедостижения) — удовлетворенность учащегося от результата деятельности (уровень целеизмерения). Базовыми условиями на' всех уровнях являются совершенствование эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников и гибкое по форме управление учебной деятельностью на фасилитативной основе. Названные условия обеспечивают мотивацию к осуществлению эмоционально-волевой саморегуляции деятельности, оптимальную психологическую среду для этого, удовлетворенность от осуществления ЭВС, способность к эмоционально-волевой саморегуляции деятельности.

Выявленные условия стали центральной частью разработанной модели повышения успешности учебной деятельности на основе эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников. В ходе экспериментальной работы была доказана ее эффективность.

Перспективой дальнейших исследований может стать разработка средств реализации модели на уроках по другим дисциплинам, а также изучение вопросов готовности учителя новой школы к повышению успешности учебной деятельности школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. — 297с.
  2. , И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 7886.
  3. , О. С. Методологический словарь для управленцев Текст. / О. С. Анисимов. М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2002. — 295 с.
  4. , Ю. И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов — будущих учителей начальных классов и английского языка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. И. Апарина. М., 2006. — 26 с.
  5. , Е. Н. Эмоциональная напряженность младшего школьника Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Арбузова. СПб, 1999. — 18 с.
  6. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  7. , И. В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Бабенко. -Ростов н/Д., 1998. 198 с.
  8. , М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми Текст. / М. Я. Басов- отв. ред. Е. В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007. — 544 с.
  9. , Н. А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека Текст. / Н. А. Батурин // Вопросы психологии. —1984.-№ 5.-С. 131−137.
  10. , В. Г. Мир детской речи Текст. / В. Г. Безрогов // Педагогика. 2005.-№ 1.-С. 114−118.
  11. , Р. Я-концепция и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1985.-422 с.
  12. , М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−25.
  13. , М. 3. Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English) Текст.: учебник англ. яз. для 3 кл. общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч. 1 / М. 3. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. -Обнинск: Титул, 2006. 79 с.
  14. Биологический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. М. С. Гиляров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 831 с.
  15. Бём, И., Шнейдер, Й. Продуктивное обучение: слагаемые системы1. ЧУ
  16. Текст. / И. Бём, И. Шнейдер // Школьные технологии. 1999. — № 4. -С. 59−70.
  17. , М. Как измерить отношения в классе : Социометрический метод в школьной практике Текст. / М. Битянова. М.: Чистые пруды, 2005. — 30 с.
  18. , Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. -209 с.
  19. Большая медицинская энциклопедия Текст. В 30 т. Т.28 / АМН СССР- гл. ред. Б. В. Петровский. Изд. 3-е, стер. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 544 с.
  20. , Г. М. Психология эмоций Текст.: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Г. М. Бреслав. — Изд. 3-е, стер. М.: Смысл- Академия, 2007. — 541 с.
  21. , А. М. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга Текст. / А. М. Вейн. Изд. 2-е, стер. — М.: МЕДпресс-информ, 2007. -112 с.
  22. , М. В. Формирование установки на учебную деятельность на уроках истории Текст. / М. В. Виноградова // Педагог XXI века. -2009г.-№ 1.-С. 6−9.
  23. , Н. Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе Текст. / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. -1999.-№ 8.-С. 93−95.
  24. , Н. В. Эмоциональное воздействие речи учителя иностранного языка Текст. / Н. В. Витт // Иностранные языки в школе. 1987. — № 6. — С.34−37.
  25. , Н. В. Эмоциональная регуляция речи Текст.: автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Витт- АН СССР. Ин-т психологии. М., 1988. — 48 с.
  26. , С. М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. -М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  27. , Б. С. Психология младшего школьника Текст.: учеб. пособие / Б. С. Волков- Изд. 5-е, испр. и доп. М.: ЦПО, 2007. — 223 с.
  28. , С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. — № 1. — С. 64−72.
  29. , С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников : состав, структура, деятельностный компонент Текст.: монография / С. Г. Воровщиков. М.: АПК и ППРО, 2006. -160 с.
  30. , JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский- под ред. [и со вступ. ст., с. 5−32] В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  31. , JI. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте Текст. / JI. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / JI. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — С. 416−434.
  32. , М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) Текст. / М. Н. Вятютнев. М.: Рус. яз., 1984. -144 с.
  33. , Г. Ш. Практикум по психологии состояний Текст. / Г. Ш. Габдреева- под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. — 475 с.
  34. , Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
  35. , В. Б. Повышение квалификации учителей на западе: рефлексивная модель обучения Текст. / В. Б. Гаргай // Педагогика: Науч.-теоретический журнал. 2004. — № 2. — С. 72−79.
  36. , И. 3. Воспитатика Текст.: учебник для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1. Теория и методика воспитания. / И. 3. Гликман. М.: НИИ школьных технологий, 2009. — 168 с.
  37. , JI. Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / JI. Я. Гозман. М.: Моск. ун-т, 1987. — 176 с.
  38. , JI. А. Практикум по возрастной психологии Текст. / JI. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.-681 с.
  39. , Г. И. Использование проблемного подхода при обучении второму иностранному языку Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. И. Гонтарь- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1987.- 16 с.
  40. , Н. А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании Текст. / Н. А. Горлова. М.: МГПУ, 2004. — 240 с.
  41. , Н. А. Дети нового типа сознания и современное образование (доклад на конференции) Текст. / Н. А. Горлова // Педагогика культуры. 2006. — № 5. — С. 15−18.
  42. , Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе Текст. / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. 2007. -№ 1 (14). — С. 19−32.
  43. , И. А. Дидактические условия формирования коммуникативной успешности у младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Гришанова. М. — Ижевск, 2001. — 16 с.
  44. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  45. , В. В. Саморегуляция психической деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. И. Ангушев // Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С. 161−162.
  46. , В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № 3. — С. 14−19.
  47. , У. Психология Текст. / У. Джеймс- под ред. JI. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 328 с.
  48. Диагностика факторов успешности учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю Текст. / авт.-сост. М. Н. Акимова, Н.
  49. B. Бодягтна. — Самара: Самарский ин-т повыш-я кв-ции и переподг-ки раб-ов обр-я, 1996. 41 с.
  50. , О. В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07 / О. В. Дрокина. -М., 1999.-21 с.
  51. , М. В. Повышение продуктивности учебной деятельности учащихся по физике на основе управления эмоциональнымкомпонентом Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук :13.00.02 /М. В. Дубовик. Минск, 1999. — 20 с.
  52. , И. В. Психология Текст.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 1999. — 460 с.
  53. Ермолаева-Томина, JI. Б. Проблема развития творческих способностей Текст. / JT. Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С. 166- 175.
  54. , С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг Текст. / С. Занюк. К.: Эльга-Н.- Ника-Центр, 2001.-352 с.
  55. , Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии Текст. / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. С. Мазур // Психологический журнал. Т. 11.- 1988.-№ 2.-С. 122−132.
  56. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№ 5.-С. 34−42.
  57. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002.-384 с.
  58. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  59. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: УРАО, 1998. -144 с.
  60. , А. Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя Текст.: автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.13 / А.Г. Ивашкин- Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2007. — 43 с.
  61. , К. Эмоции человека Текст. / К. Изард. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  62. , Е. П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001.-752 с.
  63. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы Текст. / П. В. Яныпин // Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности / П. В. Яныпин. — СПб.: Питер: Питер-принт, 2004. 331 с.
  64. , Л. Б. Учебная деятельность, ее истоки, структура и условия Текст. / Л. Б. Ительсон // Хрестоматия по возрастной психологии. -М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-352 с.
  65. , В. Г. Психология Текст.: учебник для индустр.-пед. техникумов / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. — М.: Высш. шк., 1989. -383 с.
  66. Калмыкова, 3. И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В. Ф. Шаталова? Текст. / 3. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 71−80.
  67. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли Текст.: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]- под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  68. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст.: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  69. , А. Е. Саморегуляция учебной деятельности по овладению иностранным языком Текст.: учеб.-метод. пособие / А. Е. Капаева. -Магадан: СМУ, 2002. 80 с.
  70. , JI. С. Формирование вторичной языковой личности как фактор развития межкультурной компетенции Текст. / Л. С. Касьяненко // Сборник науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2009. — № 7. — С. 192−195.
  71. , М. Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. Психол. наук: 19.00.07 / М. Н. Ковалева- Психол. ин-т Рос. акад. образования. М., 2005 — 24 с.
  72. , Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам) Текст. / Е. В. Ковалевская. М.: МНПИ, 2000. — 256 с.
  73. , Е. В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы Текст.: учебник для вузов / Е. В. Ковалевская. М.: МНПИ, 1999. — 120 с.
  74. , Г. М. Педагогика Текст.: учебник / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
  75. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  76. , Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики») Текст. / Я. А. Коменский- со вступит, статьей проф. А. А. Красновского. — М.: Государственное общественно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. 93 с.
  77. , О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5−12.
  78. , Е.Т. Установка личности на успешность в контексте инновационного образовательного пространства Текст. / Е. Т. Конюхова, Т. В. Конюхова, Н. В'. Шевцов. — Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008.-218 с.
  79. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Текст. / Рос. акад. образования- под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 35 с.
  80. , Е. Г. Педагогические условия эмоционально-волевого развития личности младшего школьника (в дидактической системе JI.B. Занкова) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. Г. Корчуганова. Новокузнецк, 2006. — 22 с.
  81. , Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей Текст. / Г. Г. Кравцов // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С 53−63.
  82. , Н. Ф. Психическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. Ф. Круглова — Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ, 2004. — 247 с.
  83. , О. М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования, 60−90 годы XX века Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / О. М. Кулеба- Московский пед. гос. ун-т. М., 2000: — 16 с.
  84. , В. Н. Межличностное общение Текст.: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыда. СПб.: Питер, 2001.-544с.
  85. , Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. А. Курдюкова. СПб., 1997. — 17 с.
  86. , А. Н. Математические методы в психологии Текст.: учеб.-методическое пособие / А. Н. Кутейников. СПб.: Речь, 2008. -170 с.
  87. , В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Текст. / [В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг]. М.: МГУ, 1990. — 196 с.
  88. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. -Изд. 2-е, перераб. и. доп. М.-Нальчик: «Эль-Фа», 1996. — 96 с.
  89. , А. А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком Текст. / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1975. — № 6. — С. 93−97.
  90. , А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : Избр. психол. труды Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Московский психол.-соц. институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. -536 с.
  91. , А. Н. Воля Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. — С. 3−14.
  92. , Л. Роль эмоциональных факторов в работе с китайскими студентами Текст. / Л. Лифэнь // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 9294.
  93. , М. И. Комфортность обучения Текст. / М. Лукьянова // Директор школы. 2002. — № 9. — С. 45−48.
  94. , М. И. Участие в конкурсе лучших учителей как способ творческой самореализации педагога в профессиональной деятельности Текст. / М. И. Лукьянова // Инновации в образовании. -2008.-№ 4.-С. 131−142.
  95. , В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе Текст. / В. Я. Ляудис //
  96. Инновационное обучение: стратегия и практика. — М.: МГУ, 1994. С. 13−32.
  97. , Е. Б. Роль педагога в оценке и развитии личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте Электронный ресурс. / Е. Б. Мамонова. Режим доступа: http. V/som.fio.m/Resourses/BNA/2004/1 l/KOR/K2.htm (дата обращения 27.09.2008).
  98. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  99. , М. В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  100. , М. В. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. М.: Просвещение, 1984. -256 с.
  101. , В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебой деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−138.
  102. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты Текст. / Р. Фрэнкин. Изд. 5-е. — СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
  103. , Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова Текст. / Е. Ю. Мягкова. Курск: Курск, гос. пед. ун-т, 2000. — 110 с.
  104. , Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования Текст. / Е. Ю. Мягкова. -Воронеж: Воронеж, ун-т, 1990. 106 с.
  105. , Н. Д. Российская академия образования: что сделано, что надо делать Текст. / Н. Д. Никандров // Вестник университета Российской академии образования. 2008. — № 2. — С. 8−19.
  106. , Э. К. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. К. Никитина. Москва, 2000. — 16 с.
  107. , А. М. Методология учебной деятельности Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2005. — 172 с.
  108. , В. Н. Теория управления и биосистемы Текст. / В. Н. Новосельцев. М.: Наука, 1978. — 336 с.
  109. , Э. JI. Эмоциональное состояние и речь Текст. / Э. JI. Носенко. Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1981. — 195 с.
  110. О’Коннор, Дж. НЛП: Практическое руководство для достиженияжелаемых результатов Текст. / Дж. О’Коннор- перевод с англ. Т. Новиковой. М.: «ФАИР», 2007. — 448 с.
  111. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / [Г. М. Андреева, Я. Яноушек, А. И. Донцов и др. — под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — С. 6−20.
  112. , А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Олынанникова. М.: Знание, 1983. — 80 с.
  113. , А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М.: «Логос», 1995. — 214 с.
  114. , А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: «Знание», 1986. — 80 с.
  115. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий Текст. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]- под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009. 215 с.
  116. , В. П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности Текст. / В. П. Панюшкин // Инновационное обучение: стратегия и практика. -М., 1994. С. 76−94.
  117. , Е. И. Принцип ситуативности Текст. / Е. И. Пассов // Иностранные языки: Теория и методика обучения: учеб. пособие / Н. В. Языкова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. — 4.2. — С. 86−94.
  118. , Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии Текст. / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. М.: АКПиППРО- УМЦ «Школа 2000.», 2006. — 92 с.
  119. , Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000.»: методическое пособие Текст. / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2009. — 112 с.
  120. Планируемые результаты начального общего образования Текст. / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]- под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  121. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  122. , И. П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя Текст. / И. П. Подласый. М.: Народное образование, 2003. — 496 с.
  123. , А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности Текст. / А. О. Прохоров // Вопросы психологии. 1991.-№ 5.-С. 156−161.
  124. , А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности Текст. / А. О. Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
  125. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Текст. / под ред. А. В. Брушлинского. М.: «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  126. Психология развития: словарь Текст. / под. ред. A. JI. Венгера // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь. В 6 т. / ред,-сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.- 176 с.
  127. Психология эмоций. Тексты Текст. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Моск. ун-т, 1984. — 288 с.
  128. Психология эффективного общения Текст. / Н. В. Масюкевич, JI. С. Кожуховская. Минск: Соврем, шк., 2007. — 384 с.
  129. Психология: словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  130. , И. Е. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения (на примере обучения взрослых) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / И. В. Ратова. М., 2002. — 26 с.
  131. , Н. А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Рачковская- Хабар, гос. пед. ун-т. Хабаровск, 2001. -19 с.
  132. , Е. И. Эмоции и воля Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. -239 с.
  133. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
  134. , Н. Фасилитация творчества Текст. / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 2007. — № 6. — С. 64−73.
  135. , С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога Текст. / С. Я. Ромашина. -Барнаул: БГПУ, 2002. 204 с.
  136. , С. Я. Дидактическое коммуникативное воздействие учителя — форма управления учебной деятельностью класса Текст.: монография / С. Я. Ромашина. Барнаул: БГПУ, 2000. — 237 с.
  137. , С. Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / С. Я. Ромашина. М.: УРАО, 2005. — 172 с.
  138. , С. Я, Формирование гуманизирующего общения средствами коммуникативного воздействия педагога Текст. / С. Я. Ромашина // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2007. — № 2.-С. 120−123.
  139. , С. Я. Фасилитация развития субъектов в дошкольном образовании Текст. / С. Я. Ромашина, А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 8. — С. 8−13.
  140. , Н. JI. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. JT. Росина- Нижегородский гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 1998.- 18 с.
  141. , Б. Г. Студент глазами социолога Текст. / Б. Г. Рубин, Ю. С. Колесников. — Ростов-н/Д., 1968. 326 с.
  142. , С. JT. Основы общей психологии Текст. -Изд. 2-е. / С. JI. Рубинштейн. — М., 1946.
  143. , И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология Текст. / И. М. Румянцева. М.: PerSe: Логос, 2004. — 316 с.
  144. Русский ассоциативный словарь Текст. В 2 т. Т.1 От реакции к стимулу: Более 100 000 реакций / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — М.: «Астрель»: «АСТ», 2002.
  145. Русский ассоциативный словарь Текст. В 2 т. Т. 2 От стимула к реакии: Ок. 7000 стимулов / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: «Астрель»: «АСТ», 2002.
  146. , А. И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности Текст. / А. И. Савенков // Завуч. 2009. — № 8. — С. 9 — 19.
  147. , И. В. Формирование эмоциональной культуры будущих учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Самарокова- Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. — 23 с.
  148. , Л. В. Педагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.06 / Л. В. Сафонова. -Екатеринбург, 1999. — 23 с. 1 i
  149. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: «Логос», 1999. — 272 с.
  150. , Е. В. Методы математической статистики в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: «Речь», 2007. — 350 с.
  151. , Е. А. Роль эмоциональной выразительности учителя в процессе обучения общению на уроках иностранного языка Текст. / Е. А. Скорнякова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. Киров, 2002. Вып. 7. — С. 81−84.
  152. , Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий Текст.: практическое пособие / Н. П. Слободяник. — М-: Айрис-пресс, 2004. -176 с.
  153. , Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам Текст. / Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 50−60.
  154. , Т. В. Формирование социальной компетентности на уроке Текст. / Т. В. Смолеусова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель» Выпуск 6 (60) ноябрь-декабрь 2008.
  155. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: «Современное слово», 2001. 928 с.
  156. , И. С. Эмоционально-волевая регуляция как средство формирования продуктивного мышления в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. С. Сорокина. Казань, 2004. — 22 с.
  157. , В. Г. Психология трудных школьников Текст.: учеб. пособие для учителей и родителей / В. Г. Степанов. М.: Академия, 1997.-320 с.
  158. , В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.. В 3 т. Т. 1 / сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика, 1979. -560 с.
  159. , JI. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика педагогического сопровождения Текст.: автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07 / J1. В. Тарабакина. М., 2000. — 40 с.
  160. , Ю. Г. Педагогические условия управления эмоциональным состоянием учащихся в образовательном процессе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. Г. Терехин. Екатеринбург, 2001. — 19 с.
  161. , Н. Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе Текст.: автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Н. Г. Тищенко. Ростов н/Д, 2007. — 22 с.
  162. Толковый словарь русского языка Текст.. В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935−1940.
  163. , О. С. Психолог-фасилитатор в новой школьной реальности или технология диалога Текст. / О. С. Ульянова. М.: АПКиПРО, 2002.-44 с.
  164. , Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41.
  165. Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, J1. Ф. Ильичев и др. Изд. 2-е — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  166. , А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Б. Хромов. Казань, 2005.-26 с.
  167. , А. В. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / А. В. Хуторский. СПб. [и др.]: Питер, 2001. — 536 с.
  168. , О. В. Лесенка радости Текст. / О. В. Хухлаева. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 80 с.
  169. , Г. А. Предметность совместной учебной деятельности Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 3743.
  170. , Е .Н. Образовательные стандарты второго поколения Текст. / Е. Н. Цыганова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009 г. — № 1.
  171. , А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся Текст. / А. Я. Чебыкин // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 42−47.
  172. , А. Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности Текст. / А. Я. Чебыкин. Одесса, 2002. — 168 с.
  173. , О. А. Психическая саморегуляция в контексте учебной деятельности Текст. / О. А. Черкашина // Проблемы социальной психологии личности. 2005. — Вып. 2.
  174. Чехлова, 3. Ф. Формирование активности младшего подростка Текст.: учеб. пособие / 3. Ф. Чехлова- Латв. гос. ун-т им. П. Стучки, Каф. педагогики и психологии. Рига: ЛГУ, 1988 — 57 с.
  175. , М. В. Эмоционально-волевая саморегуляция деятельности в социальном взаимодействии Текст.: автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.05 — 19.00.01 /М. В. Чумаков. Ярославль, 2007.-43 с.
  176. , М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальномI
  177. , С. Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования Текст. / С. Е. Шишов. М.: НЦСиМО, 2008. -404 с.
  178. , С. Е. Равнение на центр! Текст. / С. Е. Шишов // Образование в современной школе. 2009. — № 3. — С. 3−7.
  179. , Е. Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: «Академия», 1999.-288 с.
  180. , И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников Текст. / И. В. Шпика // Начальная школа. -2003.-№ 2.-С. 18−19.
  181. , JI. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. Е. Шубина. М., 2002. — 16 с.
  182. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  183. Эмоциональная регуляция учебной деятельности Текст.: сб. материалов Всесоюзной конференции / под общ. ред. А. Я. Чебыкина. -М., 1987.-271 с.
  184. Эмоциональное развитие дошкольника Текст.: пособие для воспитателей детского сада / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. -175 с.
  185. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты Текст. / авт.-сост. Г. И. Акопов, J1. В. Макеева и др. — Изд. 2-е.- Самара: СамИКП, 2002. 168 с.
  186. Эмоциональная сфера ребенка Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. М.: Академия, 2004 — 283 с.
  187. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. Кн. 2. Об аффектах. Кн. 3. О морали / Д. Юм- перевод с англ. С. И. Церетели- примеч. И. С. Нарского. М.: Канон, 1995. — 416 с.
  188. , П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема Текст. / П. М. Якобсон. — М:: Знание, 1973. — 40 с.
  189. , П. М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П. М. Якобсон.-М.: Просвещение, 1966.— 291 с.
  190. , П. В. Эмоциональный цвет Текст. / П. В. Яньшин. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1995. — 218 с.
  191. , В. Н. О сопоставительном методе изучения языков Текст. / В. Н. Ярцева // Научные доклады высшей школы. Филологические науки.- 1960. -№ 1. — С. 5−11.
  192. , Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Ястребова- Волгоградский пед. ун-т. Волгоград, 1998. — 19 с.
  193. , О. А. Успешность младшего школьника Текст. / О. А. Яшнова. -М.: Академический проспект, 2003. — 144 с.
  194. Baumeister, R.F. Self-Regulation as a key to success in life Текст. / R. F. Baumeister, K.P. Leith, M. Muraven, E. Bratslavsky // Improving competence across the lifespan. Building interventions based on theory and
Заполнить форму текущей работой