Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение данной задачи требует, прежде всего, пересмотра направлений профессиональной подготовки студентов педвуза. При этом необходимо учитывать тот факт, что сегодня происходит смена акцентов с получения образования «на всю жизнь» на совершенствование образования «через всю жизнь», предполагающего особую динамичность и соответствие постоянно изменяющимся реалиям педагогической действительности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Теоретические основы подготовки студентов к развитию критического мышления школьников
    • 1. 1. Сущность критического мышления и учет его особенностей в профессиональной подготовке студентов к его развитию у школьников
    • 1. 2. Профессиональная подготовка студентов педвуза и ее особенности в обучении их развитию критического мышления школьников
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II.
  • Экспериментальная проверка эффективности модели подготовки студентов к развитию критического мышления школьников
    • 2. 1. Анализ хода и результатов констатирующего этапа эксперимента подготовки студентов педвуза к развитию критического мышления школьни
    • 2. 2. Реализация модели подготовки студентов к развитию критического мышления школьников и определение ее эффективности
  • Выводы по II главе

Профессиональная подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наметившиеся прогрессивные изменения в социокультурном развитии современного общества неразрывно связаны с процессом совершенствования человеческой личности, ее критического мышления, становящегося одним из самых необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества. В связи с этим перед средним образованием ставится задача развития критического мышления школьников в учебно-воспитательном процессе.

Решение данной задачи требует, прежде всего, пересмотра направлений профессиональной подготовки студентов педвуза. При этом необходимо учитывать тот факт, что сегодня происходит смена акцентов с получения образования «на всю жизнь» на совершенствование образования «через всю жизнь», предполагающего особую динамичность и соответствие постоянно изменяющимся реалиям педагогической действительности: большая свобода, критичность, самостоятельность и творчество в дальнейшем профессиональном становлении. В контексте подготовки учителя в системе высшего профессионального образования возникает необходимость формирования у будущего учителя, с одной стороны, умений критически мыслить самому, а с другой — научить данному процессу школьников. При этом он должен определять и классифицировать объекты критического осмысления школьной действительности, использовать специфические процедуры и представлять его результаты на основе полученных данных в ходе осуществления критического мышления.

Исследованием проблем подготовки будущих педагогов в аспекте раскрытия сущности и структуры педагогической деятельности как творческого процесса занимались О. А. Абдуллина, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.

Анализ работ Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, Г. К. Париновой,.

В.В.Серикова, Н. Ф. Талызиной, Н. М. Трофимовой, А. В. Хуторского и др. свидетельствует о том, что приоритетным направлением развития современной системы образования является разработка подходов к совершенствованию профессионального образования.

Отдельные блоки работ охватывают изучение различных вопросов целей подготовки специалистов в системе высшего образования (В.А.Болотов, Б. С. Гершунский, В. П. Лебедева, В. А. Орлова, В. И. Панов, Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов и др.), определения содержания подготовки (Н.А.Алексеева, Л. Я. Зорина, Е.Н.Кабанова-Меллер, З. А. Решетова, Т. А. Сергеева,.

B.А.Сластенин, Н. В. Тельтевская, И. И. Филиппенко и др.).

Новый пласт исследований современного высшего образования (В.И.Андреев, М. Н. Берулава, В. П. Беспалько, Л. Г. Вяткин, И. О. Загашев,.

C.И.Заир-Бек, М. В. Кларин, Д. Халперн и др.) связан с поиском путей реализации подготовки педагога профессионального образования на основе качественных технологий обучения, в том числе и технологий развития критического мышления.

Исследования ученых по научному обоснованию и обеспечению профессиональной подготовки будущих учителей показали сложность и многогранность этой проблемы.

Между тем многие известные специалисты в области обучения и воспитания молодого поколения (В.И.Андреев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) уже давно склоняются к мнению о том, что умения оценочно-рефлексивной деятельности учителя по освоению педагогической действительности надо формировать уже в пору его вузовской профессиональной подготовки.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных общим проблемам профессиональной подготовки, явно недостаточным остается решение проблемы подготовки студентов педвуза к развитию критического мышления школьников.

Методологической базой изучения мышления стали работы Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Ж. Пиаже, доказавшие, что усвоение знаний и операций связано с особенностями процесса мышления и ведет к его развитию.

Авторы А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн и др. связывали развитие мышления личности с совершенствованием мыслительных процессов анализа, синтеза и обобщения.

В ряде исследований А. Г. Балл, А. В. Брушлинского, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконь, Д. Пойа и др. развитие мыслительной деятельности личности рассматривалось в связи с решением учебных задач.

В числе средств развития мышления личности особое место занимает моделирование как деятельность, на основе которой человек познает общие свойства и отношения, выделяет среди этих свойств существенные, определяющие характер объектов (Н.М.Амосов, С. И. Архангельский, К. Е. Морозов, Г. Саймон, А. А. Смирнов и др.). В контексте этого в качестве средства развития мыслительной деятельности студентов рассматривается моделирование педагогических задач, направленных на развитие критического мышления школьников.

В исследованиях Р. Бустром, Д. Халперн, И. О. Загашева, С.И.Заир-Бек развитие критического мышления рассматривается как процесс овладения различными приемами умственной деятельности, вооружения обучающихся «техникой» мышления.

При всей несомненной значимости проведенных исследований, в теории и практике на сегодняшний день недостаточно обоснованы сущностные и содержательные характеристики подготовки студентов — будущих педагогов — к развитию критического мышления школьников, не разработана соответствующая модель, реализация которой обеспечивала бы возможности повышения качества подготовки студентов к педагогической деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы педагогических вузов позволил выделить следующие противоречия, обусловливающие актуальность исследования:

— между потребностями общества в подрастающем поколении, ориентированном на постоянный критический анализ и оценку положительных и отрицательных сторон жизнедеятельности, и недостаточным вниманием высшей школы к целенаправленной подготовке студентов по развитию критического мышления школьников;

— между необходимостью разработки модели подготовки студентов к развитию критического мышления школьников и недостаточной теоретико-технологической обеспеченностью данного процесса.

Анализ научно-педагогических исследований по данной проблеме позволил представить формирование критического педагогического мышления как новое научное направление, возникшее под влиянием современных социально-экономических условий, требующих постоянного профессионального совершенствования будущих педагогов, работающих в разных отраслях образования.

Выявленные противоречия обусловливают проблему исследования, состоящую в поиске эффективных путей подготовки студентов к развитию критического мышления школьников.

Таким образом, необходимость решения рассматриваемой проблемы определила актуальность темы диссертационного исследования «Подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников».

Объект исследования — учебный процесс в педвузе.

Предмет исследования — профессионально-педагогическая подготовка студентов к развитию критического мышления школьников.

Цель исследования — разработка и опытно-экспериментальная проверка эффективности модели профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления школьников.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов к развитию критического мышления школьников будет эффективна, если:

— определена сущность и структура критического мышления, описаны его основные характеристики;

— изучена специфика профессиональной подготовки как целостного целенаправленного процесса, определены ее принципы, содержание, в совокупности позволяющие достичь высокого уровня готовности студентов к развитию критического мышления школьников;

— разработана и научно обоснована модель подготовки студентов к развитию критического мышления школьников;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели подготовки студентов к развитию критического мышления школьников.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить сущность, структуру и основные характеристики критического мышления.

2. Выявить принципы, содержание и технологические компоненты процесса профессиональной подготовки студентов в педвузе, позволяющие им достичь высокого уровня готовности к развитию критического мышления школьников.

3. Разработать и научно обосновать модель профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления школьниковсоздать адекватный содержанию и структуре модели диагностический аппарат, позволяющий объективно оценивать ее эффективность.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации модели подготовки студентов к развитию критического мышления школьников.

Методологическую основу исследования составляют: положения, раскрывающие вопросы методологии педагогической науки (Л.Г.Вяткин, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Г. П.Щедровицкий) — исследования, раскрывающие сущность, содержание и структуру профессиональной подготовки учителя (О.А.Абдуллина, Е. В. Бондаревская,.

B.А.Бордовская, Ю. Н. Кулюткин, Г. К. Паринова, Н. Ф. Родионова,.

C.А.Расчетина, Н. К. Сергеев, Л. Ф. Спирин, А. П. Тряпицина и др.) — положения общей теории деятельности и мышления (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — теория развития критического мышления (В.Грей, Д. Дьюи, А. В. Коржуев, Д. Клустер, В. А. Попков, Д. Халперн, М. Тай и др.) — идеи технологического обеспечения процесса развития критического мышления (И.О.Загашев, Е.С.Заир-Бек, Д. Стил, А. В. Тягло, Д. Халперн и др.) — исследования процессов моделирования и проектирования в образовании (В.С.Ильин, Е. И. Казакова, В. А. Караковский, А. А. Орлов, М. М. Поташник, и др.).

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность эмпирических и теоретических методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга:

— теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение и систематизация научного материала по проблеме исследования, представленного в философской, психологической, педагогической литературе и нормативных документахпроектирование и моделирование;

— эмпирические: методы сбора и накопления данных (педагогическое включённое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование) — методы измерения данных (ранжирование, экспертное оценивание, анализ деятельности студентов в период педагогической практики) — методы обработки данных (количественный и качественный анализ) — педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования стал педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского факультет иностранных языков).

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 2002 по 2006 год.

На первом этапе (2002;2003 гг.) исследования осуществлялся междисциплинарный анализ литературы по проблемам профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления школьников, изучался опыт работы преподавателей по развитию критического мышления у студентов. На этом этапе были сформулированы цели, задачи и рабочая гипотеза исследования, разработана методологическая база исследования.

На втором этапе (2003;2005 гг.) была разработана модель профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления школьников и произведена ее апробация. На данном этапе уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались условия подготовки, разрабатывался критериально-диагностический аппарат для определения уровня готовности студентов к развитию критического мышления школьников.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) обобщались результаты исследования и осуществлялась их проверка с целью внесения своевременных корректив в модель подготовки студентов к развитию критического мышления школьников. Проводились оформление теоретических положений и экспериментальных выводов, публиковались статьи по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— расширено понимание сущности критического мышления за счет выявления его профессионально-педагогической направленности, что позволило обосновать понятие «критически-педагогическое мышление будущего учителя», рассматриваемое как вид оценочно-рефлексивной деятельности, позволяющий анализировать информацию с позиции логики и профессионально-гуманистической направленности личности студента с целью применения полученных результатов как к стандартным, так и нестандартным педагогическим ситуациям;

— выявлены особенности подготовки будущего учителя к развитию критического мышления школьников: построение в специфической форме оценочной деятельности субъекта познанияобучение студентов выделению объектов критического осмысления школьной действительности и переводу критически осмысленных теоретических знаний в практические действия в процессе решения реальных педагогических задач на основе сформированного критически-педагогического мышления студентовразработка технологического обеспечения, которое позволяет эффективно решать педагогические задачи;

— разработана модель подготовки студентов к развитию критического мышления школьников, отражающая поэтапное формирование критически-педагогического мышления студентов и овладение ими методикой развития критического мышления школьников;

— разработано технологическое обеспечение (спецкурс, банк задач и заданий, диагностические материалы) процесса подготовки студентов;

— определены и обоснованы критериальные показатели, позволяющие диагностировать уровни готовности студентов к развитию критического мышления школьников.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты дополняют и конкретизируют существующую концепцию подготовки студентов к развитию критического мышления школьников в силу того, что: о обоснована необходимость развития критического мышления школьников в процессе профессиональной подготовки студентов;

— выявлена взаимосвязь развития критического мышления школьников с уровнем сформированности критически-педагогического мышления студентов;

— создана и экспериментально проверена модель подготовки студентов к развитию критического мышления школьников;

— определены и экспериментально обоснованы условия, влияющие на повышение эффективности подготовки студентов педагогического вуза к развитию критического мышления школьников в современных условиях;

Представленная работа может служить теоретической базой для дальнейшего решения проблемы повышения качества подготовки в педагогическом вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют повышению качества подготовки учительских кадров в высшей школе к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательных школах. Разработанные и экспериментально проверенные педагогические условия реализации модели профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления школьников обогащают систему педагогического знания.

Созданные и апробированные материалы научно-методического обеспеченияспецкурс «Основы критически-педагогического мышления студентов», пакет диагностических методик — нашли широкое применение в работе высших педагогических и общеобразовательных учреждений.

Разработаны диагностические методики измерения уровней сформированное&tradeготовности студентов к развитию критического мышления школьников. Материалы исследования носят универсальный характер и могут применяться в практике средних и высших педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философия, психология) — логикой теоретического и экспериментального исследованияприменением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследованияпозитивными данными опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторениярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка студентов к развитию критического мышления школьников — это многосторонний общественно и личностно значимый процесс формирования критически-педагогического мышления студентов, представляющий собой рефлексивно-оценочную деятельность, которая нацелена на овладение определенными способами и приемами мыслительной деятельности, а также на анализ с критических позиций собственных действий в процессе переноса теории в практические ситуации современной системы образования.

2. Модель подготовки студентов к развитию критического мышления школьников представляет собой совокупность компонентов и структуру, включающую цель, принципы, содержание и технологическое обеспечение, условия рассматриваемой подготовки, осуществляемой через последовательное функционирование следующих этапов: знаниевого, операционного и этапа практического применения знаний в профессиональной деятельности, что в совокупности обеспечивает достижение студентами следующих уровней готовности: информационно-ознакомительного, профессионально-теоретического, профессионально-деятельностного, рефлексивно-диагностического.

3. Педагогические условия реализации модели представляют собой внешние стимулы (внешние условия) и потенциальные возможности (внутренние условия), способствующие более эффективному протеканию процесса профессиональной подготовки студентов и его последующего развития. Среди внешних стимулов выделены следующие: личная свобода выбора форм и методов овладения критическим мышлениемэффективное взаимодействие преподавателя со студентами — субъектами профессиональной подготовкипсихологический комфорт и благоприятный микроклимат на занятияхинтерес к личности студента в сочетании с адекватной оценкой его достижений в профессиональном становлении. Среди многообразия потенциальных возможностей выделены следующие: направленность личности студента на овладение критически-педагогическим мышлением и освоение методики развития критического мышления школьников.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (2002;2006 гг.), на научно-практических конференциях по педагогике: «Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение» /Саратов, 2002/, «Подготовка конкурентоспособного педагога в современной социокультурной ситуации» /Саратов, 2003/, «Педагогические технологии в вузе и школе» /Саратов, 2004/- «Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса» /Оренбург, 2006/. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 9 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, проиллюстрирована таблицами, схемами.

1. Результаты исследования позволили обобщить и систематизировать накопленное научное знание о моделировании педагогических процессов, явлений или систем. На основе этой идеи и теоретических положений о критическом мышлении, его развитии и рассмотрении различных подходов к процессу подготовки студентов педвуза к развитию критического мышления школьников разработана соответствующая модель, содержащая совокупность структурных компонентов: условия подготовки, субъекты подготовки, цель, принципы, содержание подготовки и её виды, этапы, технологическое обеспечение и результат.

2. В рамках сконструированной модели разработано содержание её компонентов, позволяющих объяснить внутреннее содержание и внешние проявления процесса подготовки студентов к развитию критического мышления школьников.

3. На основе теоретического и опытно-экспериментального исследования выявлены и обоснованы условия подготовки студентов к развитию критического мышления школьников, представляющие собой внешние условия — внешние стимулы и внутренние условия — потенциальные возможности, способствующие более эффективному протеканию вышеназванного процесса подготовки и его последующего развития.

4. Реализация модели подготовки к развитию критического мышления школьников состояла в осуществлении возможных видов подготовки: методологической, теоретической, практической и методической — согласно её целям и на основании принципов соответствия, учета, структурного единства и профессиональной направленности на каждом из этапов подготовки — зна-ниевом, операционном и практического применения знаний в педагогической деятельности, особенностями которых являются:

— во-первых, внедрение в образовательный процесс вуза инновационных форм и методов обучения, позволяющих совершенствовать критически-педагогическое мышление студентов;

— во-вторых, использование специально подобранных методов, стимулирующих формирование у студентов умения развивать критическое мышление школьников;

— в-третьих, включение в образовательный процесс в качестве основной структурной единицы учебных ситуаций и системы задач по формированию критически-педагогического мышления студентов и научению их развитию критического мышления школьников.

5. В рамках модели выявлены и обоснованы уровни готовности к развитию критического мышления школьников: информационно-ознакомительный, профессионально-теоретический, профессионально-деятельностный, рефлексивно-диагностическийопределено их содержание на основе следующих критериальных показателей:

— уровень владения критически-педагогическим мышлением;

— целенаправленное знакомство с теорией развития критического мышления школьников и её применение;

— направленность студента на овладение теоретическими основами критического мышления и методикой его развития у школьников;

— умение целенаправленно применять на практике знания о сущности критического мышления и методы его развития у школьников;

— умение осуществлять рефлексию процесса развития критического мышления школьников и диагностику его уровней.

6. Разработанная модель предполагает достижение конечного результата студентами — повышение уровня сформированности готовности к критическому мышлению школьников и, как следствие, качества профессионально-педагогической подготовки будущих выпускников вуза.

7. Используя критериально-диагностический аппарат и применяя методы математической обработки результатов, мы выяснили, что исходный уровень готовности студентов к развитию критического мышления школьников экспериментальной и контрольной групп соответствует информационно-ознакомительному уровню.

8. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность предложенных теоретических и прикладных решений. В экспериментальных группах по сравнению с контрльными группами, определены более высокие уровни готовности к развитию критического мышления школьников в соответствии с выделенными критериями, что подтверждается качественным и количественным анализом результатов исследования.

Заключение

.

В современной образовательной ситуации критически-педагогическое мышление как составляющая общего процесса образования личности не может рассматриваться как константа, ее структурные компоненты изменяются под влиянием как объективных, так и субъективных внешних и внутренних причин и условий. Для более эффективного формирования данного процесса за годы обучения в вузе студентам необходима подготовка к нему с целью стать высококвалифицированными, конкурентоспособными специалистами на рынке труда, готовыми к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей, в том числе и к развитию критического мышления школьников.

Важной задачей совершенствования системы педагогического образования является необходимость в качественной подготовке будущих специалистов, требующей ее эффективного улучшения. Сложившаяся система подготовки подрастающего поколения не всегда эффективна, в том числе и потому, что учитель не готов к развитию критического мышления школьников.

Совершенствование подготовки студентов педвузов к развитию критического мышления школьников в процессе общепедагогической подготовки связано с изучением этой подготовки с позиций личностно-деятельностного, продуктивного, продуктивно-обобщающего, системно-структурного, программно-целевого, профессионально-деятельностного, профессионально-личностного, технологического и др. подходов как сложной педагогической системы.

Теоретические и опытно-экспериментальные исследования позволили смоделировать процесс подготовки студентов к развитию критического мышления школьников и представить его в виде соответствующей модели, состоящей из следующих компонентов: условия подготовки, субъекты подготовки, цель, принципы, содержание подготовки и её виды, этапы, технологическое обеспечение и результат, а также из взаимосвязей и взаимозависимостей между ними. Она позволяет не только отобразить деятельность студента как по формированию критически-педагогического мышления у себя, так и по развитию критического мышления школьников, но и описать развитие этой деятельности на соответствующих уровнях: информационно-ознакомительном, профессионально-теоретическом, профессионально-деятельностном, рефлексивно-диагностическом.

Результатом подготовки студентов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности с использованием разнообразных приемов, способов, стратегий критического мышления выступает готовность к развитию вышеназванного мышления школьников, представляющая собой лично-стно-деятельностное новообразование личности, характеризующееся наличием и степенью сформированности методологических, теоретических, методических и практических знаний и критически-педагогических умений. Основными критериями определения развития этого новообразования является продвижение студентов от информационно-ознакомительного через профессионально-теоретический и профессионально-деятельностный к рефлексивно-диагностическому уровню профессиональной готовности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.- 140 с.
  2. , О. А. Педагогическая практика студентов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Зарядкина. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991. 300 с.
  4. , Н. А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов / Н. А. Алексеев // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1981. — С. 14−21.
  5. , Н. Г. Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования / Н. Г. Алексеев. Пермь: Изд-во Перм. пед. политех, ин-та, 1992. — 136 с.
  6. , Ш. А. Ходил ли ты, учитель, в коротких штанишках? / Ш. А. Амонашвили // Учит. газ. 1986. — 25 янв.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: Наука, 1989.-339 с.
  8. , А. Ф. К анализу диагностического мышления учителя. Психология учителя / А. Ф. Ануфриев. М.: Педагогика, 1980. — 184 с.
  9. , JI. И. Принцип связи сознания и деятельности и методоло-1ия психологии / J1. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1969.-С. 57−108.
  10. , Л. И. Личность в трудных жизненных условиях / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. -1994. Т. 2, № 1. — С. 24−27.
  11. , В. В. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы : методол. аспект: монография / В. В. Арнаутов, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -174 с.
  12. , С. И. Учебный процесс в высшей школе : Его закономерные основы и методы: учеб.- метод, пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  13. , А. Т. Три вопроса о грядущей реформе / А. Т. Асмолов //Alma mater. 1997. — № 6. — С. 23−29.
  14. , П.Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика.- 1996.-№ 2.-С. 11−14.
  15. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  16. , Б. Ц. Методика преподавания психологии / Б. Ц. Бадмаев. М.: Владос, 1999.- 156 с.
  17. , А. Г. Теория учебных задач : психо. юю-недагогический аспект / А. Г. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  18. Барабанщиков, А В. Основы военной психологии и педагогики: для спец. № 2 / А. В. Барабанщиков — под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Просвещение, 1988.-269 с.
  19. , М. И. Что такое продуктивное обучение / М. И. Башмаков // Теория и практика продуктивною обучения. М.: Нар. образование, 2000. — С. 287 316.
  20. Бем, И. Теория и методика продуктивного обучения / И. Бем, И. Щрейдер // Теория и практика продуктивного обучения. М.: Нар. образование, 2000.-С. 14−21.
  21. , М. И. Современная лекция в вузе / М. Н. Берулава. Бийск: Науч.-изд, центр Бийск. гос. пед. ин-та, 1993. — 164 с.
  22. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  23. , Б. П. Структура процесса воспитания / Б. Г1. Бигинас. Каунас, 1984.- 112 с.
  24. , П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  25. , А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188 с.
  26. , JI. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1982. — 164 с.
  27. , В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен / В. А. Болотов. Волгоград: 11еремена, 2001. — 290 с.
  28. , В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, II. А. Шайденко // Педагогика. -1997.-№ 7.-С. 66.-72.
  29. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Мультимедиа.: энциклопедия. М., 2000.
  30. Борисова, Н В Новые технологии обучения: нетрадиционные формы лекций: учеб. пособие / Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. М.: Академия, 1992. -196 с.
  31. , А. В. Дея1ельность субъекта и психическая деятельность / А. В. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-С. 129−143.
  32. , Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Буст-ром. -М.: ИОО, 2000.- 148 с.
  33. , Ю. К Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  34. Васильева, 3. И. Педагогическая практика — важнейшее звено в системе подготовки учителя / 3. И. Васильева // Сов. педагогика. 1982. — № 7. — С. 63−67.
  35. Васютин, Ю С. Лекция в учебном процессе: вопросы методики и познания / Ю. С. Васютин, И. Я. Мосягин. Орел: Изд-во Орлов, регион, акад. гос. службы, 1977. — Вып. 1. — С. 98.
  36. , Л. А. Психологическая готовность к обучению в школе / JI. А. Венгер // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977. — С. 17−22.
  37. Bepxomoea, Е К. Экспресс диагностика готовности к школе / Е. К. Верхо-това. М.: Академия, 1999. — 68 с.
  38. , Л. С. Избранные педагогические произведения / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  39. , Л. С Педаго1 ическая нсихоло1ия / JI. С. Выготский // Психология: классические труды. М.: Психология, 1996. — С. 128−132.
  40. , Л. Г. Основы общей педаго1 ики : учеб. пособие для студ. ун-та / JI. Г. Вяткин. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2001. — 389 с.
  41. , P.P. Формирование гуманистических профессионально-ценностных ориентации будущих специалистов : авгореф. дис. канд. пед. наук / Р. Р. Габдулхаков. СПб., 1996. — 24 с.
  42. , П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психол. наука в СССР: в 2 т. М., 1959. -Т.1.-187 с.
  43. , К. А. Сочинения : в 2 т. / К. А. Гельвеций. М.: Просвещение, 1973.-Т.1.-136 с.
  44. Гершунский, Б С Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершун-ский, Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1986. — 336 с.
  45. , Б. С. Стратегические приоритеты образования в России / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−54.
  46. , С. И. Основы педагошки. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  47. , Л. Я. О принципах проведения лекции / J1. А. Гимельшейн. -Кемерово: Изд-во Кузбас. гос. тех. ин-та, 1994. 136 с.
  48. , В. С. Типы мышления и учебная деятельность : пособие к спецкурсу / В. С. Гончаров. Свердловск: Маяк, 1988. — 98 с.
  49. , Т. А. Путь к профессии учителя / Т. А. Горюнова, И. Ш. Королева. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  50. , Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Л.: Университет, 1988. — 560 с.
  51. , Н. И. Психоло1 ическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -М.: Школа-Пресс, 1993. 184 с.
  52. , В. В. Лекции по общей психоло! ии / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2005.- 176 с.
  53. , В. В. Развитие основ рефлексивною мышления у школьников в процессе учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ин-та, 1995. — 340 с.
  54. , Л. Опыт продуктивною обучения подростков в межшкольном учебном комбинате «Хамовники» / Л. Дмитреева, Е. Чистякова // Продуктивное образование. М., 1995. — С. 24−38.
  55. , Л.П. К вопросу о формировании профессионального психоло1 и-ческого мышления у студентов / Л. П. Доблаев I1 Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. — С. 10−11.
  56. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. -М., 1983. 32 с.
  57. Дьяченко, М И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. -Минск: Сфера, 1985.- 186с.
  58. Дьяченко, М И. Краткий психоло1 ический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Хэлтон, 1998.-395 с.
  59. Есарева, 3 Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей шкелы / 3. Ф. Есарева.-Л.: Университет, 1974.- 112 с.
  60. , В. И. Взаимосвязь педаюгической науки и практики / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1984. — 175 с.
  61. , Д. Н. Проблемные ситуации в практической деятельности /
  62. Д. Н. Завалишина, С. Г. Поликанов // Практическое мышление: функционирование и развитие. М&bdquo- 1990. — С.75−85.
  63. , И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. За-гашев, С. И. Заир-Бек. СПб.: Альянс Дельта, 2003. — 284 с.
  64. Зак, А. И. Как определить уровень развития мышления школьников / А. И. Зак М.: Просвещение, 1982. — 168 с.
  65. , JI.B. К проблеме профессиональной культуры будущего специалиста в системе непрерывного педагогического образования / JI. В. Занина, Е. Н. Маштакова // Нач. школа. 2003. — № 9. С. 50- 54.
  66. , Л. В. Избранные педагогические труды / JI. В. Занков. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
  67. , И. А. Педагогическая психолог ия : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  68. , Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. М.: Педаго1 ика, 1978. — 128 с.
  69. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  70. , Т. А. Развитие концепции педа1 огической технологии в современной дидактике за рубежом / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1984. — 116 с.
  71. , И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  72. Кабанова-Мемер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968.-288с.
  73. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  74. , И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. II. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.
  75. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  76. , М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 136 с.
  77. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  78. , Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена. -2001.-№ 4.-С. 32−39.ч
  79. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  80. , Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  81. , Н. И. Логический словарь-сиравочник / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1976.-720 с.
  82. , Л. В. Сборник педагогических задач / J1.B. Кондрашова. -М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  83. , А. Как формировать критическое мышление / А. Коржуев, В. Попков, Е. Рязанова // Высш. образование в России. 2000. — № 5. — С. 38−43.
  84. Краткий психологический справочник / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 430 с.
  85. Крутецкий, В А. Педагогические способное i и их структуры, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие / В. А. Крутецкий, Е. Г. Бал-босова. М.: Прометей, 1991.- 112 с.
  86. , Н. Б. Школа без стен / Н. Б. Крылова, О. М. Леонтьева. М.: Сентябрь, 2002.- 175 с.
  87. Крысько, В Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 1999. — 384 с.
  88. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина.-Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  89. , Ю. Н. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. 1987. — № 5. — С. 94 111.
  90. Куписевич, Ч Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высшего образования в Польше / Ч. Куписевич, Ф. Янушкевич // Современная высшая школа. -1977. № 1. — С. 75−89.
  91. Лаврикова, Т В. Педаг oi ика личности / Т. В. Лаврикова // Педаг огическая практика личностной ориентации. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.пед.ун-та, 1968. -Ч.Ш.-184 с.
  92. , В. В. Структура и функции субъекта познания / В. В. Лапиц-кий.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 159 с.
  93. , В. П. Практико-ориентировапные подходы к развивающему образованию / В. П. Лебедева, В. А. Орлова, В. И. Панов // Педагогика. 1996. — № 5. — С.24−26.
  94. , Н. Д. Детская и педагогическая психоло1 ия / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1960.-424 с.
  95. , А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1975.-304 с.
  96. , А. Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1983.-№ 2.-С. 9−15.
  97. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1983. — Т. 1. — 360 е.- т.2. — 288 с.
  98. , И. Я. Педагогическое сознание явлеиие действительности и категории науки / И. Я. Лернер // Сов. педагогика. — 1985. -№ 3. — С. 14−20.
  99. , И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. -№ 2. — С. 7−11.
  100. , Б.Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей: Юрайт, 1998.-464 с.
  101. , Б. Ф. Методоло1 ические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 216 с.
  102. , А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2000. — 592с.
  103. Малькова, 3 А. Теоретико-методоло1 ические проблемы педагогики / 3. А. Малькова, П. Р. Атутов, И. Л. Кузин, Н. Н. Скаткин // Сов. педагогика. 1982. — № 3. — С.49−56.
  104. , А. М. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. М. Малькова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  105. , И. Б Университетское образование в капиталистических странах : Основные тенденции развития, проблемы и противоречия / И. Б. Марцинковский. Ташкент: Фан, 1981.-191 с.
  106. , А. М. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1980. — 208 с.
  107. , Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. И. Машбиц. Киев, 1987. — 126 с.
  108. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 167 с.
  109. , Т. А. Психологическая готовносгь к совершенствованию педагогического мастерства / 'Г. А. Метельницкая // Психология учителя. М., 1989. -С.32−33.
  110. Мышление учителя: Личностью механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  111. , А. И. Профессиональный интеллект: структура и формирование / А. И. Нафтульев // Практическое мышление: функционирование и развитие. -М., 1990.-С. 38−44.
  112. , Р. Э Роль лекции в высшем образовании / Р. Э. Нейман // Педагогика высшей школы: цикл лекций / ред. II. М. Гапонов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1969.- С. 73−81.
  113. , Р. С. Психология : учеб. для с гуд. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р. С. Немов, — М.: Владос, 2001. Кн. 1.-688 с.
  114. , Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики / Н. Д. Никаноров. М.: Наука, 1970. — 206 с.
  115. , Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран : Основные вопросы дидактики / Н. Д. Никаноров. М.: Высш. школа, 1978. — 279 с.
  116. , A. JI. Деятельность, поведение, творчество / А. Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 5270.
  117. , А. М. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции / А. М. Новиков // Специалист. 1996. — № 5, — С. 2−8.
  118. Новое педагогическое мышление /' иод ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.- 280 с.
  119. , В. Л Задания и педагогические ситуации : пособие для студ. пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко, Л. 11. Вовк, Омельяненко С. В. -М.: Просвещение, 1993.-272 с.
  120. , А. А. Формирование педагогического мышления будущего учителя / А. А. Орлов // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С.4−13.
  121. , В. Великие люди / В. Освальд. СПб.: Б.и., 1910.-309 с.
  122. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1 / ДжЛ. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М.: ИОО, 1997. — 124 с.
  123. Паринова, Г К. Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвуза к развитию познавательных интересов учащихся / Г. К. Паринова, В. Н. Саяпип. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. — 216с.
  124. , Г. К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованиюпедагогического образования / Г. К. Паринова — науч. ред. II. М. Трофимова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 168 с.
  125. Педагогика: учеб. пособие для студ. пел. >чеб. заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  126. Педагогика профессионального обра^ювания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  127. Педаюшка: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и дои. — М.: Академия, 1999. — 512 с.
  128. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2003.-688 с.
  129. , Ж. Речь и мышление ребенка ' Ж. Пиаже. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  130. Пидкасистый, И И. Искусство преподавания / ПИ. Пидкасистый, М. JI. Портнов.-М.: Пед. общество России, 1999.-212 с.
  131. , С. М. Прогностические способности как профессионально-важное качество преподавателя / С. М. Пилосян // Психология и научно технический прогресс. М., 1989.-С. 150−151.
  132. , А.И. Профессионалыю-педаю1 ическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика. 1985. — jYh 12. — С. 55−69.
  133. , Д. Как решать задачу / Д. Пойа // Квантор. Львов, 1991. — № 1. -215 с.
  134. Полонский, В М Научно-педапм ическая информация: словарь-справочник / В. М. Полонский. М.: Владос, 1995. — 236 с.
  135. , В. А Дидактика высшей школы : >чеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Корж>ев. М.: Академия, 2001. — 136 с.
  136. , В. А. Критический стиль мышления в профессиональном становлении преподавателя высшей школы : авгореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Попков.-М., 2002.-42 с.
  137. , М. П. Проблема формирования педагогическою мышления / М. П. Орлова // Вестн. Новгород, гос. ун-та. 1998. — № 6. — С. 24−27.
  138. Профессиональная деятельность молодою учителя: социально-педагогический аспект / под ред. С. Г. Вешловского, Л. II. Лесохиной. М.: Просвещение, 1981.- 144с.
  139. Психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. М.: Просвещение, 1956. — 572 с.
  140. Пуни, А Ц. Психоло! ическая подюювка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спор г, 1966.-88 с.
  141. , В. В Новые формы организации вузовской лекции / В. В. Пустовит, А. М. Милешина, М. Г. Гарунов. М.: Педа1 огика, 1988. — 142 с.
  142. Пушкин, В Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  143. , А. А. Психология и педагогика / Д. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.- М.: Питер, 2001. — 432 с.
  144. , Е. Г. Готовность слабослышащих детей к обучению в школе / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  145. Решетова, 3. А. Построение курса оощей химии на основе системного раскрытия его предмета / 3. А. Решетова, Г. A. Cepi еева // Системно-структурный подход к построению курса химии. М.: Просвещение, 1983. — С. 9−18.
  146. , С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-178 с.
  147. Савгин, М В. Педагогическое мышление учителя как фактор повышения его общения со школьниками / М. В. Савгин // Пситлогия педагогического общения. -Кировоград, 1991.- С. 36−44.
  148. , В. Н. Философия развивающейся гармонии. Часть I / В. И. Сагатовский. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-га, 1997.- С.16−35.
  149. , М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта / М. Н. Скаткин // Нар. образование. 1981. — № 9. — С. 24−29.
  150. , В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В. А. Сластенин — под ред. А И. Щербакова. М.: Педагогика, 1976.-38 с.
  151. , В. А. Профессиональная готовность учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися : монография / В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко.-М.:МПГУ, 2003.-243 с.
  152. , В. А Формирование личности ччителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. Л. Слааенин. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  153. Социально-психологические проблемп научно-технического прогресса / под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  154. , Н. Мультипликационным подход и эффективность / Н. Стефанов.-М.: Политиздат, 1980.- 208 с.
  155. СтилДж. Критическое мышление углубленная методика / Дж. Стил, Ч. Темпл, К. Мередит. — М.: ИОО, 1998. — 264 с.
  156. , Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высш. школа. 1977. — № 1. — С. 91−96.
  157. , В. Э. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления / В. Э. Тамарин, Д. С. Яковлева // Сов. педагогика. 1971. — № 12. — С. 58−68.
  158. , Н. В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теоретический аспект / И. В. Тельтевская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 127 с.
  159. Теплое, Б М Избранные труды: в 2 г. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.-Т.1.-176 с.
  160. , Н. М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе : дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Трофимова.-М., 1992.-279 с.
  161. , А. В. Критическое мышление: проблемы мирового образования XXI века / А. В. Тягло, Т. С. Воропай // Постмегодика. 2001. -№ 3. — С. 2−3.
  162. , Д. Н. Психологические исс л-дования / Д. Н. Узнадзе. М.: Сфера, 1996.- 198 с.
  163. , Л. История философии // Собр. произв.: в 3 т. / JI. Фейербах. -М.: Просвещение, 1974. -Т.1.- 286 с.
  164. , М. И. Психолого-педагогические основы учебной лекции : учеб.-метод. пособие / М. И. Фетюхин, Ю. М. Фетюхин. Волгоград: Изд-во Вол-гогр. гос. ун-та, 1997. — 84 с.
  165. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  166. , Л. М. Логико-психологический анализ учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  167. , Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
  168. , В. 77. Ученый и его творческий мир / В. Л. Худяков. Л.: Просвещение, 1971.-252 с.
  169. Хуторской, А В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПБ.: Питер, 2001.-353 с.
  170. , Л. Теории личности (основ".ле положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  171. , Д. В. Технология обучения в высшей школе : учеб. издание / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов — под рел. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996.- 288 с.
  172. , Е. Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000. — 288 с.
  173. , А. И. Психологические основы формирования личности советскою учителя в системе высшего педаг отческого образования / А. И. Щербаков. JI.: Просвещение, 1967. — 265 с.
  174. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности : Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  175. , Н. М Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: Челяб. юс. пед. ин-та, 1991. — 123 с.
  176. Allport G.W. The nature a prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954.
  177. Baron J. Harmful heuristics and the improvement of thinking. In D. Kuhn (Ed.). Developmental perspectives on teaching and learning thinking skills. New York: Basel, Karger. 1990.
  178. BartlettJ. Familiar quotations (17th ed.). Boston: Little, Brown, 1992.
  179. Bloom B.S., Broder L.J. Problem solving processes of college students. Chicago: The University of Chicago Press, 1950.
  180. Bousfield WA. The occurrence of clustering in the recall of randomly arranged associates I I Journal of General Psychology. 1953. Л'>49. — P. 229−240.
  181. BrehmJ.W. Postdecision changes in the durability of alternatives //Journal of Abnormal and Social Psychology. 1956. -№ 52. — P. 384−389.
  182. Covington M.V., Crutchfield R.S., Davies L.B., Olton R.M., Jr. The productive thinking program. Columbus, OH: Charles E. Merrill, 1974.
  183. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: Heath, 1933.
  184. Domer D. Heuristics and cognition in complex systems. In R. Groner, & W.F.Bischof (Eds.), Methods of heuristics (pp.89−107). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1983.-P.29.
  185. S.L., Scholnick E.K., Cocking II.R. (Eds.). Blueprints for thinking: The role of planning in cognitive development. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1987.
  186. Gray W. Thinking critically about new ag. ideas. Belmont. CA: Wadsworth, 1991.
  187. Greeno J.G. Mathematical and scientific thinking in classrooms and other situations. In D.F. Halpern (Ed.), Enhancing thinking skills in the sciences and mathematics (pp.39−62). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum A^ociates, 1992.
  188. Heller R., Sattzstein H.D., Caspe W. Hci ristics in medical and non-medical decision-making I I The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1992. — P.211−235.
  189. Langer E. Improving the quality of think’ng in a changing world. Paper presented at the Sixth International Conference of Thinking, Cambridge, MA. (1994, July).
  190. LevineM. Effective problem solving (2nj eJ.) Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.
  191. Mayer R.E. Teaching of thinking skills in the sciences and mathematics. In D.F. Halpern (Ed.), Enhancing thinking skills in Hit- sciences and mathematics (pp. 95 116). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.
  192. McTighe J. Thinking about adolescent thinking. The early adolescene magazine. 1986.
  193. Poly a G. Mathematical discovery (Volume 1). New York: Wiley, 1962.
  194. Sears A., Parsons J. Towards critical thinking as an ethic I I Theory and Research in Social Education, 1991.-№ 19(1).
  195. Simon H.A. The psychology of scientific rroblem solving. In H.A. Simon (ed.), Models of discovery. Dordrecht, Netherlands: D. Rei'Jel, 1977.
Заполнить форму текущей работой