Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формирование нового (современного) типа женщины. На сегодняшний день не существует единых требований и подходов к пониманию роли и места женщины в современном мире, поэтому знания и представления являются разрозненными и не объединенными в систему. Каждый педагог в дошкольных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Осмысление проблемы женского образа в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Модель формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Педагогические условия формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Организация эмпирической работы и результаты диагностического исследования
    • 2. 2. Реализация программы формирования представлений об идеальном женском образе у детей 4−7 лет на основе структурно-функциональной модели
    • 2. 3. Оценка эффективности программы формирования представлений об идеальном женском образе у детей 4−7 лет
  • Выводы по второй главе

Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы тендерной социализации привлекают внимание многих ученых, среди них Т. В. Андреева, И.Е. Кала-бихина, И. С. Кон, И. С. Клецина, Т. А. Репина и др. Феномен пола исследуется в культуре (С.М. Моор, О.Ю. Маркова), раскрывается связь явлений: пол, тендер, культура (Ш. Берн, И. И. Чернова, Н. В. Хамитов, Е.П. Ильин). Образ идеальной женщины, которой присущи фемининные и маскулинные качества: нежность, заботливость, мягкость, а также — ответственность, уверенность, активность, описан Т. А. Араканцевой, Е. М. Дубовской, С. Бем. От представлений о содержании типичного для пола поведения, от возникновения типичных предпочтений и интересов зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье, поэтому важно поддерживать и развивать у детей дошкольного возраста такие личностные качества женщины, как доброта, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, решительность, активность, самостоятельность. Если основы этих личностных качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формирование нового (современного) типа женщины. На сегодняшний день не существует единых требований и подходов к пониманию роли и места женщины в современном мире, поэтому знания и представления являются разрозненными и не объединенными в систему. Каждый педагог в дошкольных образовательных учреждениях формирует те представления об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, которые он считает важными для себя. В соответствии с этим необходимо осуществлять поиск новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, создавать условия для успешного формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста. В нормативных документах в системе дошкольного воспитания прописаны требования, которые определяют линии дошкольного образования в РФ, направленные на поиск новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления личности детей, их тендерной социализации. Эти требования закрепленены в законе «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания». Важным является взаимодействие дошкольной и школьной программы по тендерной социализации. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы усвоенные в дошкольном возрасте представления об идеальном женском образе стали устойчивыми качествами в школьном возрасте. Аспекты формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста не отражены в исследованиях ученых, занимающихся данной проблемой (Т.А. Араканцева, Ю. С. Григорьева, Е. М. Дубовская, И. Н. Евтушенко, Н. С. Касьянова, Т. А. Репина и др.).

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования представлений об идеальном женском образе у детей 4−7 лет исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом общества в аспекте изучения формирования представлений об идеальном женском образе) теоретических подходов к тендерной социализации детей дошкольного возраста как неотъемлемой части нравственного воспитания и воспитательного процесса ДОУ в целом.

Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями развития психических особенностей мальчиков и девочек. Психические различия мальчиков и девочек в основном формируются под влиянием социальных факторов — общественной среды и воспитания — в процессе тендерной социализации. В связи с этим возникает необходимость разработки дополнительного методического обеспечения по формированию представлений об идеальном женском образе у детей в процессе дошкольного образования.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие противоречия между: возросшими социальными требованиями к женщине и несформированностью представлений об идеальном женском образе у детей, которые необходимо формировать уже с дошкольного возраста;

— потребностью развития у детей дошкольного возраста представлений об идеальном женском образе и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы и малой изученностью психолого-педагогических особенностей этого процессанеобходимостью формирования целостного представления об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста и отсутствием научно-методических разработок по их реализации.

Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования,, которая заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, возможно, станет успешнее, если будут учтены следующие педагогические условия:

— организация предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе;

— создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУприменение средств художественного творчества (детская художественная литература, мультфильмы, живопись), способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа исследований обобщить представления о женщине и идеальном женском образе у детей дошкольного возраста и на этой основе уточнить понятия «женский образ», «идеальный женский образ».

2. Спроектировать и апробировать структурно-функциональную модель формирования представлений об идеальном женском образе.

3. Определить критерии и показатели уровней сформированности представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

4. Обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих формированию представлений об идеальном женском образе.

5. Разработать и апробировать программу формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста и эмпирически проверить ее результативность.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— теоретические положения философов, рассматривающих пол как ключевой элемент мироздания (H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, B.C. Соловьев);

— теоретические положения о связях когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов (JI.C. Выготский, Б. И. Додонов, П.М. Якобсон);

— педагогические идеи нравственных аспектов тендерного воспитания дошкольников (E.B. Бондаревская, JI.В. Градусова, Л.В.

Коломийченко, A.B. Мудрик, Л. Н. Тимощенко, Л. В. Трубайчук, C.B. Черенков);

— теории тендерной социализации личности (К. Гэри, К. Джеклин, Е. Маккоби, Дж. Мани, Л. В. Попова, К. Эрхард и др.);

— теории андрогинности (Г. Аммон, С. Бем, К. Юнг, К. Хорни);

— личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя, Л. П. Качалова, З. И. Тюмасева, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);

— тендерный подход (O.A. Воронина, В. Д. Еремеева, И. С. Кон, Д.В. Ко-лесов, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова, Т. П. Хризман и др.);

— аксиологический подход (З.И. Васильева, М. Е. Дуранов, Г. Б. Корнетов, Б. Т. Лихачев, Е. Ю. Никитина, А. З. Рахимов, Н. Л. Худякова, P.M. Чу-мичева).

Методы исследования:

— теоретические: анализ философской, психолого—педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент;

— методы математической статистики (метод Альфа-Кронбаха, t-критерий Стьюдента).

База исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2010 год в МДОУ г. Шадринска, Курганской области № 6 «Рябинка», № 15 «Яблонька», № 35 «Малышок». В эксперименте участвовало 150 детей 4−7 лет, 60 родителей, 60 педагогов.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2005;2006 г. г.) — теоретико-организационный. Анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Создание перспективного плана работы, определение категориального аппарата исследования.

Второй этап (2006;2009 г. г.) — опытно — экспериментальный. Выявление исходного уровня представлений детей 4−7 лет об идеальном женском образе с помощью внедрения комплекса диагностических методов. Проведение формирующего эксперимента, в процессе которого исследовалась спроектированная структурно-функциональная модель формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.

Третий этап (2009;2010 г. г.) — аналитико — обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование теоретических выводов, анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведенной экспериментальной работы, оформление диссертации в целом.

Научная новизна исследования:

— доказана необходимость формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, обеспечивающая становление нового (современного) типа женщинына основе личностно-деятельностного, аксиологического и тендерного подходов спроектирована структурно-функциональная' модель ' формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, раскрывающая содержание и процесс формирования представлений;

— обоснованы и экспериментально доказаны педагогические условия (применение средств художественного творчества, способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образеорганизация предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образесоздание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУ).

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически доказана необходимость формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста как основы дальнейшей жизнедеятельности в обществе;

— конкретизирована и выявлена сущность понятия «женский образ», под которым понимается набор женских качеств, связанных с социально значимым и общественно признанным стилем позитивного полоролевого поведения;

— уточнено понятие «идеальный женский образ» — гармоничное сочетание традиционно феминных качеств, таких как мягкость, отзывчивость, нежность, с маскулинными качествами, такими как целеустремленность, уверенность, отсутствие пассивности;

— спроектирована структурно-функциональная модель формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, в содержании которой входят блоки (целевой, содержательный, процессуальный и диагностический), способствующие систематизации представлений об идеальном женском образе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлены и обоснованы критерии и показатели сформированности представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста;

— выявлены и апробированы педагогические условия формирования представлений об идеальном женском образе, которые могут использоваться в практике работы ДОУ;

— подобран диагностический материал для выявления уровня сформированности представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста;

— по результатам эмпирического исследования разработана программа формирования представлений об идеальном образе женском образе у детей дошкольного возрастаматериалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, а также позволяют обогатить содержание курса «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» для студентов средних и высших учебных педагогических учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается последовательной реализацией выбранной методологии, использованием надежных и апробированных методов, репрезентативностью полученных данных, взаимопроверкой результатов, полученных разными методами, содержательным анализом выявленных фактов и тенденций, методами статистической обработки данных и апробацией теоретических разработок на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования: — участие автора в работе межрегиональной теоретико-практической конференции «Новые педагогические технологии в вузе» (Шадринск 2006) — Международной научно-практической конференции «Духовная культура: современные проблемы формирования и развития» (Москва-Шадринск 2007) — Международной теоретико-практической научной конференции «Современные аспекты высшего профессионального образования» (Шадринск 2007) — Y Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста» (Челябинск, 2007) — VII научно-практической конференции «Семья и будущее России» (Екатеринбург 2010) — VIII Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург 2010) — Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах» (Шадринск, 2010) — публикация результатов исследования в научных журналах и сборниках (Екатеринбург, Москва, Кострома, Челябинск, Шадринск) — выступление на заседаниях кафедры «Теория и методика дошкольного образования» ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование типичных представлений об идеальном женском образе входит в тендерную социализацию, которая способствует осознанию женских качеств и успешному выполнению социальных ролей в дальнейшей жизнедеятельности, при этом под идеальным женским образом мы понимаем гармоничное сочетание традиционно феминных качеств (мягкость, отзывчивость, нежность) с маскулинными качествами (целеустремленность, уверенность, отсутствие пассивности);

2. Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста осуществляется на основе структурно-функциональной модели. Данная модель включает следующие блоки: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический и функции: ценностная, личностно-ориентированная, деятельностная, оценочно-рефлексивная, результатом которой является оптимальный уровень сформированности представлений об идеальном женском образе.

3. Эффективность формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста обеспечивается при реализации педагогических условий:

— организация предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе;

— создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУприменение средств художественного творчества (детская художественная литература, мультфильмы, музыка, живопись), способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе.

4. Разработанная программа формирования представлений об идеальном женском образе позволяет осуществить реализацию целостного представления об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста с одновременным усвоением нравственных норм, правил и ценностей.

Структура и объём диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 203 источника, приложения. В текст диссертации включены 7 таблиц, 5 рисунков. Объем диссертации 193 страницы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Экспериментальная работа была направлена на проверку выдвинутой гипотезы об эффективности использования реализации педагогических условий.

Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, что обусловило внедрение педагогических условий.

Контрольный этап экспериментальной работы показал, что в процессе формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие педагогические условия:

— организация предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе;

— создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУприменение средств художественного творчества (детская художественная литература, мультфильмы, музыка, живопись), способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе.

Анализ разработки и внедрения педагогических условий позволил сделать вывод о том, что процесс формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если будут реализовываться педагогические условия, что подтверждают результаты статистической обработки экспериментальных данных-критерия Стьюдента).

На основании вышеизложенного можно утверждать, что в ходе экспериментальной работы гипотеза нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении изложены полученные в ходе исследования результаты, сформулированы основные выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы определил, что наиболее значимой на современном этапе является теория андрогинности.

С. Бем. Образ идеальной женщины имеет феминные качества: мягкость, отзывчивость, нежность — и маскулинные качества: целеустремленность, уверенность, отсутствие пассивности. Усвоение представления об идеальном женском образе зависит от возраста, но необходимо формировать эти представления уже с четырех лет, так как в современных условиях требования к женщине все время возрастают и от этого зависит дальнейшее формирование личности и успешная жизнедеятельность в обществе.

2. На основе личностно-деятельностного, аксилогического и тендерного подходов разработана структурно-функциональная модель формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, в содержание которой входят блоки (целевой, содержательный, процессуальный и диагностический), компоненты (здоровьесберегающий, эмоциональный, поведенческий, когнитивный), что способствует наиболее эффективному формированию представлений об идеальном женском образе.

3. Формирование представлений об идеальном женском образе зависит от реализации педагогических условий:

— организации предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе;

— создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУприменение средств художественного творчества (детская художественная литература, мультфильмы, живопись, музыка), способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе.

4. Изучение представлений об идеальном женском образе проводилось с использованием модифицированных методик. Выделенные качества были проверены методом экспертных оценок, в качестве экспертов выступили педагоги и родители. На основе диагностирующего исследования было проведено внедрение программы формирования представлений об идеальном женском образе, которая помогла осуществить реализацию целостного представления об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста с одновременным усвоением нравственных норм, правил и ценностей.

5. Целенаправленная работа по формированию представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста привела к значительному увеличению количества детей, которые имеют полное и осознанное представления о качествах, входящих в идеальный женский образ (с 23 до 60%).

Общие итоги диссертационного исследования позволили сделать вывод, что положения гипотезы нашли свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.

Проведенное исследование не охватывает всех аспектов проблемы, поэтому дальнейшее исследование является актуальным. Перспективным, на наш взгляд, является изучение проблемы по следующим направлениям: исследование и формирование идеального женского образа в разных культурахформирование идеального женского образа у детей, воспитывающихся вне семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. -Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода Текст. / В. В. Абраменкова // Вопр. психологии. — 2003.- № 5.- С. 103−120.
  2. , Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. -М.: Академия, 1997. 702 с.
  3. , Н. А. Что такое «гендер»? Текст. / Н. А. Абубахирова // Общественные науки и современность. — 1996. № 6. — С. 123- 126.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. — 301 с.
  5. , В. С. Психология и социальные функции полоролевых стереотипов Текст. / В. С. Агеев // Психология семьи. Самара: «Бахрах -М», 2002. — С. 283 -293.
  6. , А. Очерки по индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. М., 2002. — 220 с.
  7. , А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. — СПб., 1997.-256 с.
  8. , Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Текст. / Ю. Е. Алешина, Волович А. С. // Вопр. психологии. 1991. — № 4. -С. 74−82.
  9. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
  10. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-139 с.
  11. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник / Г. М. Андреева М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  12. , Т. В. Семейная психология Текст.: учеб. пособие / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2005. — 244 с.
  13. , Н. Е. О развитии самосознания у детей Текст. / Н. Е. Анкудинова // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998. — С. 260−271.
  14. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпритации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 131- 143.
  15. Анцыферова, JL И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. — 1992. — Т. 13, № 5.- С. 12−25.
  16. , Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие Текст. / Дж. Арчер // Детство идеальное и настоящее Новосибирск, 1994. — С. 199- 211.
  17. , А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  18. , А. С. Педагогика детства Текст. / А. С. Белкин. -Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
  19. , Н. Л. Половозрастная идентификация «Методика исследования детского самосознания» Текст. / Н. Л. Белопольская. М.: Форум, 1995. — 24 с.
  20. , Т. В. Тендерные исследования лидерства Текст. / Т. В. Бендас // Вопр. психологии. 2000. — № 1. — С. 87 — 95.
  21. , Н. А. Метафизика пола и любви Текст. / H.A. Бердяев // Русский эрос / сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — С. 232 -265.
  22. , Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  23. , Ш. Тендерная психология Текст. / Ш. Берн. СПб., 2001. —320 с.
  24. Биология в познании человека Текст. / отв. ред. Р. С. Карпинская. -М.: Наука, 1989.-255 с.
  25. , П. П. Педология Текст. / П. П. Блонский. М.: ВЛАДОС, 1999.-288 с.
  26. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Издательство Московского университета, 1982.-200 с.
  27. , А. А. Психология личности Текст. / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
  28. , А. А. Цветовой тест отношений Текст. / A.A. Бодалев, В. В Столин // А. А. Бодалев Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. -С. 313- 322.
  29. , Л. И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) Текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1996. 468 с.
  30. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. М., 1995. -252 с.
  31. , Г. М. Половые различия и современное школьное образование Текст. / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопр. психологии. -1990.- № 3.- С. 64 — 69.
  32. , У. Два мира детства. Дети в США и СССР Текст. / У. Бронфенбреннер. — М., 1976. 167 с.
  33. , Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта Текст. / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопр. психологии. — 1993.- № 5.- С. 99- 105.
  34. , А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка Текст. / А. Я. Варга // Детский психолог. Вып. 6. 1993. — С. 16−21.
  35. Введение в тендерные исследования Текст. 4.1: учеб. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХГЦИ, Алтейя, 2001.
  36. , А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин Текст. / А. В. Визгина, С. Р. Пантелеев // Вопр. психологии. 2001. — № 3. — С.91- 100.
  37. , Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов Текст. / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопр. психологии. 1993. — № 2.-С. 63−71.
  38. , О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе Текст. / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 9—19.
  39. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 413 с.
  40. , Л. С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН, 1960. — 500 с.
  41. , Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова-М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
  42. , П. Я. Лекции по психологии Текст. учеб. пособие / П. Я. Гальперин. М.: Высш. шк., 2002. — 399 с.
  43. , В. И. Воспитание ребенка Текст. / В. И. Гарбузов. -СПб.: «Дельта», 1997. 432 с.
  44. Тендерный калейдоскоп. Курс лекций Текст. / под ред. М. М. Малышевой. — М.: «Академия», 2001. 520 с.
  45. Генотип. Среда. Развитие Текст.: монография / М. С. Егорова [и др.] М.: ОГИ, 2004. — 574 с.
  46. , В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической формации. Проблема передачи информации Текст. / В. А. Геодакян.-М., 1965.-Т. 1. С. 105−112.
  47. , В. А. Теория дифференциации полов и проблема человека Текст. / В. А. Геодакян // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Флорова. М.: Наука, 1989. — С. 171−189.
  48. , В. Будущее эдипова комплекса Текст. / В. Гранов. СПб., Петербург, 2001. — 337 с.
  49. , И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе Текст. / И. В. Грошев // Психол. журнал. 1998. — Т.19, № 3. — С. 119−133.
  50. , П. С. Человек Текст. / П. С. Гуревич. — М.: Изд. дом «Дрофа», 1995.-334 с.
  51. , С. Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома Текст.: дис. канд. психол. наук / С. Б. Данилюк. -М., 1993.
  52. Де Бовуар Симона. Второй пол / Пер. с франц. Текст. / Симона Де Бовуар. -М.: Прогресс, СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
  53. , И. Психологические различия юношей и девушек Текст. / И. Демина // Воспитание школьников. 1991. — № 4. — С.28−30.
  54. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников Текст. / под. ред. Я. JI. Коломенского, Е. А. Панько. Мн.: «Университетское», 1997. — 237 с.
  55. , В. Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. М., 1996.-156 с.
  56. , И. В. Семья и социализация ребенка Текст. / И. В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2003. -368 с.
  57. , М. И. Психологический словарь справочник Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  58. , М. С. Психология индивидуальных различий Текст. / М. С. Егорова. — М.: Планета детей, 1997. 327 с.
  59. , В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира Текст. / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман -М.: Линка- Пресс, 1998. 182 с.
  60. Женский вопрос накануне 21 века Текст.: Материалы региональной научно-практ. конференции. — Курган, 2000. 207 с.
  61. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть 20 века. Проект «Таганрог» Текст. / под ред. Н. М. Римашевской. — М.: Издательство ИСЭПН, 2001. 320 с.
  62. Женщины в обществе: мифы и реалии Текст.: сб. статей / под ред. Л. С. Круминг — М.: Информация 21 век, 2000. — 332 с.
  63. Женщины. История. Общество Текст.: сб. науч. статей / под ред. Успенской В. И. Вып. 2. Тверь: ОГУП, 2002. — 320 с.
  64. , А. Педология: Утопия и реальность Текст. / А. Залкинд. — М.: Аграф, 2001.-463 с.
  65. , А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка Текст. / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович // Вопр. психологии. 1974. — № 6. — С.59−73.
  66. , А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей Текст. / А. И. Захаров // Вопр. психологии. 1982. — № 1.1. С.59−68.
  67. , О. М. Русская идея: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России Текст. / О. М. Здравомыслова // Общественные науки и современность.- 2000 № 4. — С. 109−116.
  68. , Б. В. Теории личности в зарубежной психологии Текст. / Б. В. Зейгарник. -М.: МГУ, 1982. -128 с.
  69. , В. В. Психология детства Текст. / В. В. Зеньковский.- М.: Академия, 1997. 702 с.
  70. , Г. Женская культура Текст. / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. — С.234−265.
  71. , Л. В. Развитие психологического пола ребенка — дошкольника (4−7лет) Текст.: дис.. канд. психол. наук / Л. В. Ильченко. — Ростов н/Д., 1995.- 158 с.
  72. , Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1980. — 183 с.
  73. , В. Е. Воспитателю о сексологии Текст. / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991. — 252с.
  74. , В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок детей 3−7 лет Текст. / В. Е. Каган // Вопр. психологии. 2000. -№ 2.-С. 65−69.
  75. , В. Е. Психо-сексуальное воспитание детей и подростков Текст. / В. Е. Каган. Л., 1990. — 63 с.
  76. , В. Е. Стереотипы мужественности и женственности и «образ Я» у подростков Текст. / В. Е. Каган // Вопр. психологии. — 1989. — № 3. С. 53 — 62.
  77. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. -СПб., 1996.-146 с.
  78. , Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения: Текст. / Р. Р. Калинина. СПб.: Речь, 2002. — 160с.
  79. , И. С. Тендерная социализация. Текст.: учеб. пособие / И. С. Клецина.- СПб., 1998.
  80. , И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии Текст. / И. С. Клецина // Вопр. психологии. — 2003. — № 1. — С. 61−78.
  81. , А. Мужчина и женщина Текст. / А. Клизовский. -Мн., 1996.- 110 с.
  82. , Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность Текст.: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль, 1996. — 240 с.
  83. , С. А. Дошкольная педагогика Текст.: учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2001. — 416 с.
  84. , С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире Текст. / С. А. Козлова // Дошк. воспитание. 2001. — № 9. — С. 98 — 101.
  85. , Д. В. Пол и секс в современном обществе Текст. / Д. В. Колесов. М., 1999. — 176 с.
  86. , Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте Текст. / Я. Л. Коломинский // Генетические проблемы социальной психологии / под рук. Е. Л. Коломинского, M. М. Лисиной. Мн., 1985. — С. 176−190.
  87. , Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников Текст. / Я. Л. Коломинский, M. X. Мелтсас // Вопр. психологии. 1985. — № 3.-С. 165−171.
  88. , М. В. Психологическое строение пола как характеристики личности Текст. дис. .канд. психол. наук / М. В. Колясникова. -М., 1999.- 152 с.
  89. Кон, И. С. Пол и индивидуальность Текст. / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М., 2000. — С. 183 -185.
  90. Кон, И. С. Психология половых различий Текст. / И. С. Кон // Вопр. психологии. 1981. -№ 2. — С.45−57.
  91. , О. В. Формирование психологических механизмов нравственной регуляции Текст.: автореф. .канд. психол. наук / О. В. Коновалова. Казань, 2003. — 22 с.
  92. , И. П. Мифология пола Текст. / И. П. Короленко. -Канн, 1994.
  93. , В. К. Детерминация переживаний детей, мотивация совместной деятельности Текст. / В. К. Котырло // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло, Ю. А. Приходько. М., 1987. — С. 52−70.
  94. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум СПб., 2004.- 940 с.
  95. Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  96. , Е. А. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников Текст. / Е. А. Кудрявцева, Н. К. Лебедовских // Дошк. воспитание. 2003. — № 9.- С. 21 — 28.
  97. , И. К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук /И. К. Кузнецова. М., 1987.
  98. , Л. Н. Проблемы саморазвития личности Текст. / Л. Н. Куликова. Хабаровск, 1997. — 315 с.
  99. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  100. , П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 174с.
  101. , A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских и американских традициях Текст. / A.B. Либин. М.: «Смысл», 1999. — 532 с.
  102. , А. И. Как формировать и изменить самооценку Текст. / А. И. Липкина // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. — М., 1998.- С. 272−278.
  103. , М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М., 1986. 144 с.
  104. , И. И. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах Текст. / И. И. Лунин, Г. В. Старовойтова // Этнические стереотипы мужского и женского поведения— СПб., 1997.
  105. , А. А. О моральных представлениях и моральных привычках Текст. / А. А. Люблинская // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998. — С. 296 — 302.
  106. , В. Н. Особость архетипов женского / девичьего успеха в русской сказке Текст. / В. Н. Люсин // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 88- 103.
  107. , Н. В. Психолого педагогические основы проблемы отношений «Взрослый — ребенок» Текст.: монография / Н. В. Мельникова. — Шадринск, 2001. — 247с.
  108. , В. С. Личность как предмет психологического исследования Текст. / В. С. Мерлин. Пермь, 1988.
  109. , С. Психология развития: методы исследования Текст. / С. Миллер. СПб.: Питер, 2002. — 463 с.
  110. Моральные ценности и личность Текст. / сост. С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смоленцев / под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. М.: Изд. Московского унивеситета, 1994. — 245 с.
  111. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / В. С. Мухина. М.: Академия, 1998. — 456 с.
  112. , В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды Текст. / под ред. А. А. Бодалева. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.-400с.
  113. , Н. И. Становление личности ребенка 6 7лет Текст. /Н. И. Непомнящая. -М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  114. , Л. Ф. Возрастная психология Текст. / Л. Ф. Обухова. — М., 1996.-374 с.
  115. Общение детей в детском саду и семье Текст. / под. ред. Т. И. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М.: Педагогика, 1990. — 152 с. 116.0вчарова, Р. В. Психология родительства Текст. / Р. В. Овчарова. -М.: «Академия», 2005.-241 с.
  116. , Р. В. Технологии практического психолога образования Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 448 с.
  117. , А. А. Общая психокоррекция Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
  118. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1987. — 136 с.
  119. , В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии Текст. / В. Н. Павленко //Вопр. психологии. -2000. — № 1. С. 135−141.
  120. , Р. Г. Гендерология и феминология Текст. / Р. Г. Петрова. 2-е изд. — М.: «Дашков и К», 2006. — 232 с.
  121. , В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности Текст. / А. В. Петровский. — Ростов н/Д, 1996. 512 с.
  122. , В. А. «Субъектность : новая парадигма в образовании» Текст. / А. В. Петровский // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. -С. 100 — 109.
  123. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже.-М, 1969.-659с.
  124. Платон, Собрание сочинений в 3-х т. Текст. / Платон. М.: Мысль, 1993. — Т.2. — 528 с.
  125. , Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. / Н. Н. Поддьяков. М., 1996. — 32 с.
  126. , Л. В. Психологические исследование и тендерный подход Текст. / Л. В. Попова // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С. 119— 130.
  127. Психология межличностного познания Текст. / под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — 224с.
  128. Психология самосознания Текст.: хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2003. — 672 с.
  129. Психология семьи Текст.: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. Райгородского Д. Я. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. 752 с.
  130. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  131. , Н. К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях Текст. / Н. К. Радина // Вопр. психологии. 1999.- № 2.- С.22— 27.
  132. Развитие личности ребенка Текст.: Пер. с англ. / под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
  133. Развитие общения дошкольников со сверстниками Текст. / под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — 216 с.
  134. Развитие общения у дошкольников Текст. / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М., 1974. 288 с.
  135. Ребенок и семья Текст.: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»., 2002. — 409 с.
  136. , Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии Текст. / Т. А. Репина // Вопр. психологии. 1987. — № 2. — С. 158 — 165.
  137. , Т. А. Воспитание мальчиков и девочек Текст. / Т. А. Репина, Л. А. Арутюнова // Дошк. воспитание. 1984. — № 6. — С. 50−51.
  138. , Т. А. Проблема полоролевой социализации детей Текст. / Т. А. Репина. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж — Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 288 с.
  139. , Т. А. Роль семьи и группы детского сада в формировании начал мужественности и женственности старших дошкольников Текст. / Т. А. Репина // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. — М, 1989. — С. 33— 47.
  140. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М., 1994. — 480с.
  141. , В.В. Люди лунного света Текст. / В. В. Розанов // Розанов В. В. Уединенное Т.2. М.: Правда, 1990. — С. 7−192.
  142. Родители и дети Текст.: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского:. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. — 784 с.
  143. , А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. психол. наук: / А. А. Рояк. М, 1975. — 200 с.
  144. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  145. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1976. — 416 с.
  146. , Е. Е. Культурный социогинез и мир детства Текст. / Е. Е. Сапогова. М.: Академический проект, 2004. — 496 с.
  147. Словарь тендерных терминов Текст. / под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация — 21 век, 2002. — 256 с.
  148. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 1997. 800 с.
  149. Словарь по этике Текст. / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. — 6- е изд. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  150. , Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция Текст.: учебник / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Владос, 2003. — 160 с.
  151. , Е. О. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме Текст.: учебник / Е. О. Смирнова, А. Е. Лагутина // Вопр. психологии. 1991. — № 6. — С. 30−37.
  152. , Е. О. Психология ребенка Текст.: учебник / Е. О. Смирнова М.: Школа — Пресс, 1997. — 384 с.
  153. , Е. В. Ребенок открывает мир Текст. / Е. В. Субботский. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  154. , A.M. По ступенькам нравственности : О воспитании старших дошкольников в семье Текст. / A.M. Счастная. — Мн.: Нар. Асвета, 1990.- 64 с.
  155. , Н. Е. Педагогические условия воспитания основ поло-ролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Татаринцева. — Ростов н / Д, 1999. — 24 с.
  156. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций Текст. / под ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ. — МВШСЭН — МФФ, 2001.-416 с.
  157. Теории личности в зарубежной европейской и американской психологии Текст. хрестоматия по психологии личности. — Самара: Бахрах, 1996.-480с.
  158. , И. В. Развитие психологического пола у детей младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. В. Ткаченко. Ставрополь, 1999. — 23 с.
  159. , Е. Н. Смысл жизни Текст. / Е. Н. Трубецкой. — М., 1994. 432 с. 163 .Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология Текст. / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 336 с.
  160. , Г. А. Практикум по детской психологии Текст.: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся педучилища и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  161. , А. В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Усова. М., 1996. — 22 с.
  162. , В. Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношений дошкольника к сверстнику Текст.: дис.. канд. психол. наук /
  163. B. Г. Утробина. -М., 1995. 165 с.
  164. , Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. — 1998. — № 1. —1. C. 3−19.
  165. , Д. И. Психология взросления Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 2004. — 672 с.
  166. , Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М., 1994. 192 с.
  167. Феминология. Семьеведение Текст.: учеб. пособие / под ред. JI. Т. Шинелевой. М.: Союз, 1997. 221 с.
  168. , Г. Г. Психология материнства Текст. / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  169. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Флорова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  170. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции Текст. / 3. Фрейд. -М., 1995.-479 с.
  171. Фрейд, 3. Сексуальная жизнь человека Текст. / 3. Фрейд // Психология дошкольника: хрестоматия. М., 2000. — С. 332 — 342.
  172. Фрейд, 3. Я и Оно Текст. / 3. Фрейд. -М.: МПО «Метем», 1990.-56с.
  173. , Э. Искусство любви Текст. / Э. Фромм. М., 1990. — 28с.
  174. , М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер. М., 1993. — 447с. 178. Хасан, Б. И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменская // Вопр. психологии. — 1997.-№ 3.-С. 32−39.
  175. , В. M. Школа добрых волшебников. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада Текст. / В. М. Холмогорова // Дошк. образование. — 2001. № 17. — С. 13—26.
  176. , К. Женская психология: Текст. / К. Хорни. СПб.: Вост. — Европ. Ин-т Психоанализа, 1993. — 222 с.
  177. Хоф, Р. Возникновение и развитие тендерных исследований. Пол, тендер, культура Текст. / Р. Хоф- под ред. Э. Шоре, К. Хайдер, М., РГТУ, 1999. -С. 32−33.
  178. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» Текст. / под ред. О. А. Ворониной, Н. С. Григорьевой, JI. Г. Луняковой. 2-е изд. -М. :МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.-368 с.
  179. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка Текст. / под ред. Г. В. Бурменской. М., 2005. — 656 с.
  180. , Г. А. Роль сверстников в психическом развитии ребенка Текст. / Г. А. Цукерман // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  181. , И. И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности Текст. / И. И. Чеснокова // Психологические исследования социального развития личности. М.: ИПАН, 1987. -С. 73 -77.
  182. , М. И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чеснокова. -М.: Просвещение, 1990. 126 с.
  183. , Б. Н. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания Текст. / Б. Н. Чумаков. М., 2000. — С.79 -94.
  184. , Н. А. Просто о сложном: тендерное просвещение Текст. / Н. А. Шведова. М.: АНТИКВА, 2002. — 212 с.
  185. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М., 1998. — 508 с.
  186. , В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста Текст. / В. Штерн. М., 1922. -280 с.
  187. , Э. Г. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Г. Эйдемиллер. СПб., 1999. — 652 с.
  188. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М: Педагогика, 1978. — 304 с.
  189. , Э. Г. Детство и общество Текст. / Э. Г. Эриксон. -СПб., 1996.-592 с.
  190. , Э. Г Идентичность Текст. / Э. Г. Эриксон // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. — 672 с.
  191. Этнические стереотипы мужского и женского поведения Текст.: сб. Сборник / под ред. А. К. Байбурина, И. С. Кона. СПб.: Наука, 1991. -С.266−283.
  192. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст. / К. Г. Юнг. М., 1991.304 с.
  193. , В. В. Современный словарь по психологии Текст. / В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
  194. , Т. И. Образы мужчины и женщины в сознании подростков Текст. / Т. И. Юферева // Вопр. психологии. 1985. — № 3. -С. 84−90.
  195. , С. Г. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников Текст. / С. Г. Якобсон // Вопр. психологии. 1997. — № 3. — С. 3−11.
  196. Kasek L. Sexualitat und Extroversion / Introversion.- Jn: Ehe Familie -Sexualverhalten. Ill Seminar Sozialistischer Lander / Hrsg. K. Starke, G. Roski Leipzig, 1983, S. 66−71.
  197. Sigusch V. Physiologie des Orgasmus.- Jn: Sexualitat und Medizin / Hrsg. V.Sigusch. Koln, 1979, S. 143−158.
  198. Sigusch V., Schmidt C Jugentsexualitat. Documentation einer Untersuchung.- Stuttgart, 1973. 211 S.
  199. Starke K. Junge Partner Tatsachen uber Liebesbeziehungen in Jugendal-ter. Leipzig-Berlin, 1980.-181 S.
Заполнить форму текущей работой