Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов: а) развитие положительной мотивации студентов к преподаванию математики в начальной школе путем включения их в квазипрофессиональную и исследовательскую деятельность, позволяющую смоделировать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов
    • 1. 1. Сущность и структура математической компетентности учителя начальных классов
    • 1. 2. Процесс формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов
    • 1. 3. Модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и педагогические условия её эффективности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию математической компетентности у будущих учителей начальных классов
    • 2. 1. Диагностика уровня сформированности математической компетентности у будущих учителей начальных классов
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. В качестве основы модернизации современного высшего образования и совершенствования подготовки специалистов в различных областях выдвигается компетентностный подход, с позиций которого результатом образовательной деятельности становится формирование компетентного специалиста. Применительно к высшему педагогическому образованию данный подход означает направленность на подготовку компетентного учителя. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы подготовки будущих учителей начальных классов, которые в силу многопрофильности своей педагогической деятельности призваны закладывать основы общей образованности учащихся начального звена общеобразовательной школы. Значимость этого уровня образования в развитии личности младших школьников обусловливает необходимость подготовки учителя начальных классов к компетентному осуществлению образовательной деятельности различных направлений (по русскому языку, математике и др.). В условиях развития науки и техники, технологизации производства преподавание математики в начальных классах приобретает особое значение, поскольку именно на этой образовательной ступени закладываются основы математических знаний и умений, составляющих базу успешного овладения учащимися точными науками на последующих уровнях образования. В то же время, как показывают данные социологических опросов, проводимых нами в 2004;2010 гг. около 50% учителей начальных классов считают, что не обладают необходимым объемом знаний для преподавания математики в начальной школеболее 47% испытывают затруднения при проведении уроков математики в начальных классах, 4952% проявляют слабый интерес к преподаванию математики в начальной школе. Все это свидетельствует о недостаточной эффективности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в вузах, что, в свою очередь, предъявляет все более высокие требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов в области математики и определяет необходимость повышения эффективности процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. В исследованиях отечественных ученых большое внимание уделяется рассмотрению отдельных аспектов психолого-педагогической подготовки учителей. В работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других рассматриваются вопросы формирования личности учителя в процессе его профессионально-педагогической подготовки. Представляют значительный интерес работы, посвященные формированию у студентов педагогических вузов профессиональных педагогических умений и навыков, профессиональной компетентности (Г.Л. Луканкин, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, А. И. Нижников и др.).

В ряде диссертационных исследований рассматриваются вопросы формирования педагогических умений (И.В. Алехина, В. А. Волков,.

A.M. Ларшина и др.), педагогической техники (Е.В. Вострилова,.

B.М. Мандыкану и др.), дидактических умений (Л.Н. Грызлова, Ю. М. Инкина, И. И. Каждан и др.) будущих учителей, создания методической системы обучения (О.Б. Епишева, Н. В. Кузьмина, В. М. Монахов, Т. С. Полякова и др.).

Особенностям работы учителя начальных классов в современной развивающейся школе посвящены исследования Н. Я. Виленкина, Г. Д. Глейзера, В. А. Гусева, В. А. Далингера, О. Б. Епишевой, Г. Л. Луканкина, В. Ф. Любичевой, В. М. Монахова, Т. К. Смыковской, H.A. Стефановой и др.

Однако следует отметить, что в исследованиях разных авторов затрагиваются общие аспекты математической подготовки студентов педагогического вуза. Остаются малоисследованными вопросы структуры, содержания, особенностей формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки.

Изучение опыта работы учителей начальной школы и профессиональной подготовки студентов педагогических вузов показывает недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

В результате сложившаяся в науке и практике ситуация привела к возникновению противоречий:

— на социально-педагогическом уровне — между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах, способных эффективно осуществлять образовательный процесс в начальной школе и недостаточным уровнем сформированности математической компетентности у учителей начальных классов;

— на научно-педагогическом уровне — между необходимостью осуществления процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данного вопроса;

— на научно-методическом уровне — между необходимостью методического сопровождения процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью его программно-содержательного обеспечения в педагогической практике.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки и научного обоснования модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки и педагогических условий её успешной реализации.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования — «Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе».

Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки и педагогические условия её успешной реализации.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования — процесс формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов при обучении в вузе.

Гипотеза исследования — формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки будет осуществляться успешнее, если:

— на основе компетентностного, интегративно-деятельностного и профессионально-личностного подходов разработана и реализована структурно-содержательная модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов, включающая целевой, содержательный, операциональный и результативный компоненты и характеризующаяся интегративностью, воспроизводимостью, амбивалентностью, адаптивностью, что обеспечивает формирование' в единстве мотивационно-оценочного, когнитивно-ориентировочного и операционально-технологического компонентов данного качества;

— выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов: а) развитие положительной мотивации студентов к преподаванию математики в начальной школе путем включения их в квазипрофессиональную и исследовательскую деятельность, позволяющую смоделировать проблемные ситуации, возникающие в реальной практике преподавания математикиб) разработка и реализация комплекса дисциплин по выбору, ориентированных на формирование целостной динамичной базы профессиональных знаний, необходимых учителю для преподавания математики в начальных классах, на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний, полученных в ходе изучения дисциплин общепрофессионального и предметного цикловв) усиление практической направленности процесса профессиональной подготовки посредством разработки и применения банка методической поддержки, основанного на принципах вариативности и взаимосвязи форм (аудиторной и внеаудиторной) и видов (учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической) деятельности студентов, обеспечивающих интеграцию компонентов математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) провести анализ состояния проблемы формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в педагогической теории и практике;

2) уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования;

3) спроектировать и обосновать структурно-содержательную модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и педагогические условия её успешной реализации;

4) экспериментально проверить эффективность структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и условия её реализации.

Методологическую основу исследования составляют: компетентност-ный подход в подготовке специалистов с высшим образованием (A.C. Белкин, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанова,.

O.B. Соколова и др.) — интегративно-деятельностный подход, обеспечивающий взаимопроникновение различных составляющих элементов математической компетентности (B.C. Безрукова, Н. В. Ипполитова, М. Г. Чепиков, И. П. Яковлев и др.) — профессионально-личностный подход (Н.В. Борисова, A.A. Вербицкий, В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов, Т. М. Сорокина,.

A.A. Федорова и др.), определяющий необходимость осуществления подготовки будущего учителя как профессионала на основе интеграции личностной позиции студента и его профессиональных знаний и умений.

Теоретической основой исследования являются: теории формирования личности учителя (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.B. Мудрик,.

B.А. Сластенин и др.) — теории обеспечения научно регулируемого единства теоретической и практической подготовки (И.И. Кобыляцкий) — теории развития мотивации познавательно-профессиональной деятельности (А.К. Маркова, В. А. Сластенин и др.), теории формирования профессионально значимых личностных качеств педагога (И.А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Е. И. Холостова и др.), а также труды ученых по проблеме исследования (Г. И. Балл, Г. В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, Г. JI. Луканкин, Т. К. Смыковская, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.).

Исследование проводилось с использованием комплекса методов: теоретических — анализа (научной, методической и нормативной литературы, применяющегося для обоснования актуальности проблемытеоретико-методологического, позволяющего определить исходные методологические и теоретические позиции исследованияпонятийно-терминологического, использованного для описания понятийного поля проблемысистемного, положенного в основу целостного рассмотрения проблемы исследования и разработки комплекса педагогических условий эффективной реализации модели) — синтеза и сравнения, уточнения, моделирования, формализации, конкретизацииэмпирических — обобщения эффективного опыта формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовкиэксперимента (констатирующего — по оценке математической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузеформирующего — по практической реализации формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки) — наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования, самооценки, беседыквалиметрических методов оценки математической компетентности студентовстатистических методов обработки данных.

Теоретико-экспериментальная работы проводилась в три этапа с 2003 года на базе ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». В экспериментальном исследовании приняли участие 252 студента факультета педагогики и методики начального образования и 17 преподавателей.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных работ, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме. Была обоснована проблема, поставлена цель, определена гипотеза, разработаны задачи и исследовательская программа. На основании анализа существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент по определению состояния проблемы и выявлению возможностей ее решения в процессе изучения профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе.

На втором этапе (2004;2008 гг.) разрабатывалось содержание формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и выявлялись условия его эффективной реализации. Экспериментальная часть данного этапа предполагала внедрение, корректировку содержания и педагогических условий, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов. Выполнялся сопоставительный анализ полученных результатов.

На третьем этапе (2008;2011 гг.) проводилась обработка, систематизация и оформление результатов эксперимента, корректировка содержания формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов. На завершающей части данного этапа осуществлялось оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: на основе компетентностного, интегративно-деятельностного и профессионально-личностного подходов разработана и внедрена в практику работы педагогического вуза структурно-содержательная модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов, включающая целевой, содержательный, операциональный и результативный компоненты и характеризующаяся интегративностью, воспроизводимостью, амбивалентностью, адаптивностью;

— разработан комплекс педагогических условий реализации структурно-содержательной модели формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов, включающий: 1) развитие положительной мотивации студентов к преподаванию математики в начальной школе путем включения их в квазипрофессиональную и исследовательскую деятельность, позволяющую смоделировать проблемные ситуации, возникающие в реальной практике преподавания математики- 2) разработка и реализация комплекса дисциплин по выбору, ориентированной на формирование целостной динамичной базы профессиональных знаний, необходимых учителю для преподавания математики в начальных классах, на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний, полученных в ходе изучения дисциплин общепрофессионального и предметного циклов- 3) усиление практической направленности процесса профессиональной подготовки посредством разработки и применения банка методической поддержки, основанного на принципах вариативности и взаимосвязи форм (аудиторной и внеаудиторной) и видов (учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической) деятельности студентов, обеспечивающих интеграцию компонентов математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования расширяют научные представления о процессе формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов посредством:

— уточнения содержания понятия «математическая компетентность учителя начальных классов»;

— теоретического обоснования структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и условий её реализации;

— обоснования критериев и показателей оценки сформированности математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов в образовательном процессе педагогического вуза позволяет усилить профессионально-педагогическую направленность процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и повысить уровень сформированности данного качества за счет созданных:

— банка методической поддержки реализации процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов, основанного на принципах вариативности и взаимосвязи форм (аудиторной и внеаудиторной) и видов (учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической) деятельности студентов;

— учебно-методического пособия «Математическая компетентность будущих учителей начальных классов»;

— методических рекомендаций для преподавателей по формированию математической компетентности у будущих учителей начальных классов;

— методических материалов для студентов педагогических факультетов по дисциплине «Математика»;

— учебно-методических комплексов по дисциплинам «Математика», «Методика преподавания математики», «Математическая компетентность у будущих учителей начальных классов», «Моделирование при решении текстовых задач», «Развитие логического мышления младших школьников», «Вариативные и альтернативные программы по математике в начальной школе».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Математическая компетентность учителя начальных классов представляет интегративную характеристику личности, включающую совокупность мотивационно-оценночного, когнитивно-ориентировочного и операционально-технологического компонентов, обеспечивающую достижение высоких результатов в процессе преподавания математики в начальной школе.

2. Успешность реализации структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у учителей начальных классов обеспечивается комплексом педагогических условий, предполагающих: 1) развитие положительной мотивации студентов к преподаванию математики в начальной школе путем включения их в квазипрофессиональную и исследовательскую деятельность, позволяющую смоделировать проблемные ситуации, возникающие в реальной практике преподавания математики- 2) разработка и реализация комплекса дисциплин по выбору («Математическая компетентность у будущих учителей начальных классов», «Моделирование при решении текстовых задач», «Развитие логического мышления младших школьников»), ориентированного на формирование целостной динамичной базы профессиональных знаний, необходимых учителю для преподавания математики в начальных классах, на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний, полученных в ходе изучения дисциплин общепрофессионального и предметного циклов- 3) усиление практической направленности процесса профессиональной подготовки посредством разработки и применения банка методической поддержки, основанного на принципах вариативности и взаимосвязи форм (аудиторной и внеаудиторной) и видов (учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической) деятельности студентов, обеспечивающих интеграцию компонентов математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась выбранной методологической основойприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияцеленаправленной опытно-экспериментальной работойрепрезентативностью полученных диагностических данныхсоответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на:

— международных научно-практических конференциях: Четвертая международная заочная научно-практическая конференция «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, 2007 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации» (Москва, 2007 г.), Международная научно-практическая заочная конференция «Духовная культура: современные проблемы формирования и развития» (Москва-Шадринск, 2007 г.), Международная научная конференция «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство» (Польша, 2008 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионального образования: теория и практика» (Шадринск, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века» (Москва-Ярославль, 2010 г.), Международная заочная научно-практическая конференция «Самообразование личности в информационной среде» (Ханты-Мансийск, 2010 г.), Международная заочная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (Шадринск, 2010 г.), II Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации и традиции современной школы» (Чебоксары, 2010 г.), Пятая Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (Саратов-Вольск, 2011 г.) — всероссийских научно-практических конференциях'. Всероссийские Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2007 г.), I Всероссийский педагогический конгресс «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы» (Москва, МАНПО, 2007 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 261 наименование. В тексте 20 таблиц, 14 рисунков. Объем диссертации — 204 страниц.

Выводы по второй главе.

1. Целью опытно-экспериментальной работы была проверка эффективности модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки на фоне реализации комплекса педагогических условий.

2. В качестве критериев, позволяющих отследить результаты исследуемого процесса, были выбраны мотивационный, когнитивный и праксиологический. Каждый критерий оценивался по четырехуровневой шкале, на основе полученных данных определялся общий уровень сформированности математической компетентности у будущих учителей начальных классов: высокий, средний, низкий и начальный. Переход участника эксперимента на более высокий уровень математической компетентности являлся основным показателем эффективности осуществляемого процесса и достаточности выделенных педагогических условий.

3. Констатирующий эксперимент показал, что математическая компетентность у будущих учителей начальных классов не является естественным новообразованием и требует специальных педагогических действий для ее формирования. Преимущественно низкий уровень математической компетентности студентов является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного педагогического вуза.

4. Экспериментальная работа осуществлялась на основе внедрения выделенных педагогических условий в процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Комплекс выделенных условий обеспечивает совершенствование общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний, умений и навыков студентов, развитию у них интереса к педагогической деятельности в целом и к преподаванию математики в начальной школе в частности.

5. Использование всего комплекса педагогических условий при осуществлении процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов позволило получить более высокие результаты. Применение методов математической статистики подтвердило правомерность данного вывода.

Заключение

.

В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, что обусловлено повышением требований к уровню профессионализма будущих учителей начального звена общеобразовательной школы, а также недостаточной теоретической разработанностью данных вопросов в теории и практике профессионального образования.

Полученные результаты можно обобщить следующим образом:

1. Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение педагогического опыта позволили обосновать актуальность проблемы формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки, которая подтверждается противоречиями между: социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах, способных эффективно осуществлять образовательный процесс в начальной школе и недостаточным уровнем сформированности математической компетентности учителей начальных классовнеобходимостью осуществления процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данного вопросанеобходимостью методического сопровождения процесса формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью его программно-содержательного обеспечения в педагогической практике.

2. В ходе исследования уточнено содержание понятия «математическая компетентность учителя начальных классов» под которой мы понимаем интегративную характеристику личности, включающую совокупность мотивационно-оценночного, когнитивно-ориентировочного и операционально-технологического компонентов, обеспечивающую достижение высоких результатов в процессе преподавания математики в начальной школе.

3. На основе теории компетентностного, интегративно-деятельностного и профессионально-личностного подходов разработана и реализована структурно-содержательная модель формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов, включающая целевой, содержательный, операциональный и результативный компоненты, характеризующаяся интегративностью, воспроизводимостью, амбивалентностью, адаптивностью и обеспечивающая формирование в единстве мотивационно-оценочного, когнитивно-ориентировочного и операционально-технологического компонентов данного качества.

4. Выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов, предполагающий: 1) развитие положительной мотивации студентов к преподаванию математики в начальной школе путем включения их в квазипрофессиональную и исследовательскую деятельность, позволяющую смоделировать проблемные ситуации, возникающие в реальной практике преподавания математики- 2) разработка и реализация комплекса дисциплин по выбору, ориентированного на формирование целостной динамичной базы профессиональных знаний, необходимых учителю для преподавания математики в начальных классах, на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний, полученных в ходе изучения дисциплин общепрофессионального и предметного циклов- 3) усиление практической направленности процесса профессиональной подготовки посредством разработки и применения банка методической поддержки, основанного на принципах вариативности и взаимосвязи форм (аудиторной и внеаудиторной) и видов (учебнопознавательной, учебно-практической и самостоятельной практической) деятельности студентов, обеспечивающих интеграцию компонентов математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

5. Эффективность разработанной структурно-содержательной модели формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов и условий её реализации была доказана в ходе экспериментальной проверки, что позволяет говорить о правильности выдвинутой гипотезы.

Выполненная нами работа не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Интерес, с нашей точки зрения, представляют: разработка содержательного и организационно-методического аспектов данного процесса на других теоретико-методологических основанияхвыявление возможностей дальнейшей интеграции дисциплин общекультурного, естественнонаучного, общепрофессионального и предметного циклов профессиональной подготовки в решении исследуемой проблемыразработка моделей развития отдельных компонентов математической компетентности у будущих учителей начальных классов, самостоятельного совершенствования данного качества в процессе профессиональной педагогической деятельности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика Текст. / H.H., Абакумова, И. Ю. Малкова. Томск, 2007.
  2. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / O.A. Абдуллина. М.: Просвещение, 1991. — 144 с.
  3. , O.A. Проблемы педагогической практики студентов в истории высшей педагогической школы Текст. / O.A. Абдуллина // Советская педагогика. 1978. — № 8. — С. 114−119.
  4. , З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. Ф. Абросимова. Челябинск, 1994. — 17с.
  5. , О.В. Формирование профессионально-математической компетентности экологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Аверина. М., 2007. — 22 с.
  6. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: монография / В. А. Адольф. Красноярск, 1998. — 310 с.
  7. , И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя Текст.: Учебно-методическое пособие / И. В. Алёхина. Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. -100 с.
  8. , И.Н. Формирование математической компетентности старшеклассника в образовательном процессе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н. Аллагулова. Оренбург, 2007. — 23 с.
  9. , М.С. Профессиональная направленность обучения математике студентов горных факультетов вузов как средство формирования их математической компетентности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / М. С. Аммосова. Красноярск, 2009. — 180 с.
  10. , Б.Е. Технологический подход в процессе формирования компетентностей специалиста в педагогическом вузе Текст. / Б. Е. Андюсев // Оценивание качества педагогического образования: Всероссийское совещание-семинар. КГПУ, 2005. — С. 7−9.
  11. , Л.И. К истокам личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-239 с.
  12. , О.В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузов Текст.: Дис.. канд. пед. наук / О. В. Артебякина. Челябинск, 1999. — 162 с.
  13. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  14. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  15. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  16. Банк данных // Современный экономический словарь Интернет ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~KHHrH/ Экономиче-ский%20словарь/
  17. , С.М. Подготовка студентов педагогического университета к профессиональной деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / С. М. Баташова. Омск, 1998. — 189 с.
  18. , B.C. Словарь нового педагогического мышления Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
  19. , B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, механизм реализации Текст. / B.C. Безрукова // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск: СИПИ, 1990. — 128 с.
  20. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст. / В. А. Беликов. — Челябинск: изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. 157 с.
  21. , A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. /A.C. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004.176 с.
  22. , A.C. Педагогическая компетентность Текст.: учеб. пособ. / A.C. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.-204 с.
  23. , Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей Текст.: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Белянина. Омск, 2007. — 22 с.
  24. , Л.Ю. Использование графов в совершенствовании математического образования Текст. / Л. Ю. Березина. М.: Наука, 1975. — 269 с.
  25. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  26. , Н.З. Психологический словарь Текст. / под ред. Н. Ф. Добрынина, С. Е. Советова. — Магадан, 1965. 292 с.
  27. , Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Текст. / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−36.
  28. Большой словарь иностранных слов в русском языке: 20 000 слов и словосочетаний Текст. М.: ЮНВЕС, 2004. — 784 с.
  29. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.1. 863 с.
  30. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст.: Монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000. — 352 с.
  31. , И.И. Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Бондаренко. Оренбург, 2007. — 23 с.
  32. , O.A. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Борзенкова. Самара, 2007. — 23 с.
  33. , Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию Текст.: Учебное пособие. / Н. В. Борисова. М.: Домодедово, ВИГЖ МВД России, 1999. — 174 с.
  34. , Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.
  35. , Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя Текст. / Т. Г. Браже // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−73.
  36. , Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление Текст. / Т. Г. Браже // Тезисы к семинару 25−29 июля 1990 г. (Под ред. В.Г. Онушкина). Л.: НИИ НОВ, 1990. — С. 39−62.
  37. , A.B. Адаптация будущих учителей начальной школы к профессиональной математической подготовки в вузе Текст.: Дис.. канд. пед. наук / A.B. Бровичева. Орел, 1997. — 183 с.
  38. , Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя Текст. / Н. Е. Буланкина // Педагогика. 2004. — № 4. — С.51−55.
  39. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / A.C. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -208 с.
  40. , A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции Текст. / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. -М.: Логос, 2009.-336 с.
  41. , Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты Текст. / Н. Я. Виленкин // Математика в школе. 1998. — № 4. — С. 5−12.
  42. , В.А. Формирование у студентов педвуза интегративныхпедагогических умений осуществления политехнического образования учащихся Текст.: Дис.. канд. пед. наук / В. А. Волков. Челябинск, 1992. — 256 с.
  43. , М.С. Педагогические основы профессиональной инкуль-турации студентов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/М.С. Волошина. -Омск, 2001.- 19 с.
  44. , Е.В. Личностно-ориентированное педагогическое общение Текст.: Учеб. пособие / Е. В. Вострилова. Воронеж: ВГПУ, 1993. -45 с.
  45. , О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. — 58 с.
  46. , Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика Текст. / Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 200 с.
  47. , В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект Текст. / В. И. Гинецинский. М.: Логос, 1994. — 213 с.
  48. , Г. Д. Цели общего образования в современном мире Текст. / Г. Д. Глейзер // Инновации и традиции в образовании. — Белград, 1996. -С.93−104.
  49. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  50. , О.В. Формирование историко-математической компетентности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Головина. Калуга, 2010. — 21 с.
  51. , В.С. Цифровой измерительный комплекс Текст. / В. С. Горчаков. М.: Радиосвязь, 1986. — 88 с.
  52. , О.С. Общая педагогика: Курс лекций Текст. /О.С. Гребенюк. Калининград, 1996. — 197 с.
  53. , JI.H. Технология формирования профессионально-дидактических умений у студентов-физиков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.H. Грызлова. Липецк, 1998. — 23 с.
  54. , В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / В. А. Гусев. М., 1990.-364 с.
  55. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев. М.: ООО «Изд-во „Вербум — М“, ООО Издательский центр „Академия“, 2003. — 432 с.
  56. , В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности Текст. / В. В. Давыдов // Психологический журнал. 1998. -Т. 19, № 6. — С. 20−27.
  57. , В.А. Историко-методическая подготовка будущего учителя математики в педагогическом вузе Текст. / В. А. Далингер. // Материалы научно-практической конференции. Тара. 2002. С. 37−44.
  58. , В.А. Самостоятельная деятельность основа развивающего обучения Текст. / В. А. Далингер // Математика в школе. — 1994. — № 6. —1. С. 17−21.
  59. , M.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях Текст. / М. А. Данилов. М.: АПН СССР, 1971.-36 с.
  60. , А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. — С. 4660.
  61. , В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды Текст. / В. А. Демин // Стандарт и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С. 34−42.
  62. , Т.А. Технологический подход к обучению математике будущих учителей биологии в педагогическом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Долматова Красноярск, 2006. — 24 с.
  63. , И.А. Проектирование курса математической логики с целью формирования компетентности будущих учителей математики Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. А. Дудковская. Новосибирск, 2004.-18 с.
  64. Дж. Психология и педагогика мышленияТекст. /Дж. Дьюи // Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 189 с.
  65. , М.И. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  66. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. JI.: Издательство Ленинградского университета, 1985.- 166 с.
  67. , О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / О. Б. Епишева. Тобольск, 1999. — 460 с.
  68. , О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся Текст.
  69. О.Б. Епишева. Тобольск, 1999. — 174 с.
  70. , Б.П. Педагогика: Учебник для педагогических училищ Текст. / Есипов Б. П., Н. К. Гончаров. М.: Учпедгиз, 1950. — 423 с.
  71. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: Учеб. пособие для ст-тов / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. -192 с.
  72. , В.И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр „Академия“, 2006. — 176 с.
  73. , О.Н. Интеграция учебной и практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов заочников в колледже Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Загора. Магнитогорск, 2000. — 23 с.
  74. , А.Ф. Введение в педагогическую герменевтику Текст.: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. Ф. Закирова — Екатеринбург: Изд-во „Сократ“, 2000 64 с.
  75. , Н.И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов Текст.: Дис. в форме науч. докл. д-ра пед. наук /Н.И. Запрудский. Минск, 1993. — 36 с.
  76. , Г. А. Практикум по педагогике Текст.: учеб. пособ. для пед. уч-щ / Г. А. Засобина, C. J1. Кабыльницкая, Н.В. Савин- под ред. Н. В. Савина. М. :Просвещение, 1986 .- 112с.
  77. , И.Д. Межпредметные связи в советской школе Текст. /И.Д. Зверев. М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
  78. , Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2000. — № 3(5). — С. 90−103.
  79. , Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста Текст.: Науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер,
  80. О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 245 с.
  81. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход Текст.: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
  82. , Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. — № 2(14).-С. 31−50.
  83. , C.B. Как развивать интерес к математике? Текст. / C.B. Зимина // Начальная школа. 1999. — № 8. — С. 33−37.
  84. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. /И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
  85. , Н.П. Личностно-развивающее обучение как фактор развития педагогической компетентности будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Иванищев. Оренбург, 2000. — 22 с.
  86. , Д.А. Результаты международных исследований надо воспринимать всерьез Текст. /Д.А. Иванов //Лицейское и гимнастическое образование. 2003. — № 5. — С. 5−9.
  87. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA /Материалы подготовлены Ковалевой Г. С., Красновским Э. А., Краснокутский Л. П., Краснянско К. А. 1999. — 20 с.
  88. , Г. И. Формирование профессионально-математической компетентности будущих инженеров по безопасности технологических процессов и производств Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Илларионова. — М., 2008. — 25 с.
  89. , Э.В. Учиться мыслить Текст. / Э. В. Ильенков // Философия и культура. М., 1991. — 48 с.
  90. , Т.А. Педагогика Текст. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  91. , Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений Текст. / Т. А. Ильина // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. H. М. Шахмаева. М., 1977. — С. 3−18.
  92. , Ю.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию мотивации учения школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. М. Инкина. М., 2001. — 17 с.
  93. , Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект Текст.: Монография /Н.В. Ипполитова, М. А. Колесников и др. Шадринск: Изд-во ПО „Исеть“, 2006.-235 с.
  94. , Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей Текст.: монография / Н. В. Ипполитова. Челябинск: Изд. ЧГПУ Факел, 1997. — 217 с.
  95. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. -М.: Издательский центр „Академия“, 2002. 208 с.
  96. , И.И. Формирование дидактических умений у будущих учителей начальных классов в групповой форме обучения Текст.: Дис. .канд. пед. наук /И.И. Каждан. Калининград, 1997. — 148 с.
  97. , Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки Текст. / Т. Казарицкая, И. Голованова, JI. Каплич и др. // Директор школы. 2002. — № 6. — С. 16−24.
  98. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990. — 144 с.
  99. , Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Картёжников. — Омск, 2007. — 22 с.
  100. , Н.М. Педагогические условия повышения специальной компетентности учителя технологии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Кириллова. Курган, 2000. — 25 с.
  101. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: Монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
  102. , Г. А. Компетентностный подход в обучении математики Текст. / Г. А. Клековкин // Проблемы качества подготовки учителя математики и информатики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 3−4 декабря, НГПУ, 2002. С. 14−15.
  103. , Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд-кий центр „Академия“, 2000. — 176 с.
  104. , В.А. Направления модернизации педагогического образования Текст. / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына //Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сб. науч. ст. — Омск, 2002. — С. 6—11.
  105. , И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин Текст.: авто
  106. , В.П. Принципы системности в теории и методологии Текст. /В.П. Кузьмин. -М., 1986. 398 с.
  107. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  108. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. СПб., 1993. — 323 с.
  109. , Н.В. Способность, одаренность, талант учителя Текст. /Н.В. Кузьмина. Л.: Знание, 1995. — 79 с.
  110. , A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры (в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Ларшина. — Казань, 1992. 17 с.
  111. , В.А. Самостоятельная работа студентов факультета начальных классов при изучении курса математики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Лебединцева. -М., 1993. 17 с.
  112. , B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика Текст. / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М., 2002. — 384 с.
  113. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  114. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М., 1980. — 212 с.
  115. , O.E. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.E. Ломакина. Волгоград, 1988. — 23 с.
  116. , Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Г. Л. Луканкин. Л., 1989. — 59 с.
  117. , В.Ф. Теоретические основы проектирования учебногопроцесса по курсу „МПМ“ Текст.: Дис.. д-ра пед. наук В. Ф. Любичева. -М., 2000. 297 с.
  118. , A.C. Избранные педагогические произведения Текст. / A.C. Макаренко. М.: Учпедгиз, 1946. — 303 с.
  119. , В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя Текст. / В. М. Мандыкану. Кишинев: Штиница, 1991. — 200 с.
  120. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова. // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 5563.
  121. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова. // Советская педагогика. 1990. — № 8.-С. 82−88.
  122. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М., 1992.-50 с.
  123. , А.К. Психология профессионализма Текст. /
  124. A.К. Маркова. М.: „Знание“, 1997. — 308 с.
  125. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  126. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  127. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для ст-тов физ.-мат. фак. пед. ин-тов Текст. /
  128. B.А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  129. , Р.П. Компетентность в изучении языка Текст.
  130. Р.П. Мильруд. // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36
  131. , JI.M. Психология профессионального развития Текст. /Л.М. Митина. М., 1998. — 200 с.
  132. , А.И. Формирование профессиональной готовности учителя в реализации целостного и педагогического процесса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1992. — 35 с.
  133. , В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 6 — С. 21−23.
  134. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. — Волгоград, 1995. -152 с.
  135. , А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1987. — 38 с.
  136. , А .Я. Вопросы систематизации категорий педагогики: понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. Текст. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  137. , Г. П. Учебный процесс в вузе как система, его структура, механизм функционирования и пути совершенствования Текст. / Г. П. Неминущий. Ростов н/Д, 1994. — 26 с.
  138. , P.C. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. Текст. / P.C. Немов -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. — 352 с.
  139. , А.И. Теория и практика проектирования методическойсистемы подготовки современного учителя математики Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Нижников. М., 2000. — 44 с.
  140. , P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / P.A. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.-301 с.
  141. Новейший философский словарь Текст. / Сост. A.A. Грицанов. -Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  142. , Д.М. Интеграция базового профессионального образования Текст. / Д. М. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  143. Новый энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская энциклопедия- РИПОЛ классик, 2005. — 1456 с. 1560 концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Управление школой. 2002. — № 27−28. — С. 2−6.
  144. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования: Краткий курс Текст. / П. И. Образцов. — Спб.: Питер, 2004. -268 с.
  145. , Н.Г. Профессиональная подготовка учителя математики как творческой личности Текст. /Н.Г. Ованесов. — Астрахань, 1999. — 90 с.
  146. , Е.И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (Тезаурус) Текст. /Е.И. Огарев. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. — 148 с.
  147. , С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов Текст. / С. И. Ожегов- под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: ООО „Издательство Оникс“: ООО „Издательство“ Мир и. образование», 2007. -640 с.
  148. , С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2008. — 944 с.
  149. , Р.И. Формирование математической компетентности будущих педагогов-психологов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. И. Остапенко. Елец, 2009. — 21 с.
  150. , Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетенции и педагогической рефлексии Текст.: Дис. .кан. пед. наук / Д. Ю. Осягин. Новосибирск, 1997. -209 с.
  151. , А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности Текст. / A.C. Панарин. — М.: Эдитори-алУРСС, 1999.-272 с.
  152. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Ташков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  153. Педагогика: большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Соврем. Слово», 2005. — 720 с.
  154. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого, — М.: Пед. общество России, 2000. 640 с.
  155. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  156. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  157. Педагогическая поддержка обучающихся в системе образования как инновационная проблема Текст. // Современные системы и технологии обучения: материалы областной научно-практической конференции. Тамбов, 2004.
  158. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / [В.И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]- под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  159. Педагогический словарь Текст. / под ред. И. А. Каирова. — М.: АПН, 1960.-780 с.
  160. Педагогический энциклопедический словарь Текст. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 с.
  161. , А.П. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории Текст. / А. П. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы. 2005. — № 2. — С. 54−60.
  162. Петровская, J1.A. Компетентность в общении: Социально-психол. тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  163. , В.А. Личность в психологии Текст. /В.А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  164. , О.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя Текст. / О. И. Пискунов // Советская педагогика. 1985. -№ 12.-С. 42−47.
  165. , К.К. Психология: Учебное пособие Текст. /К.К. Платонов. М.: Высш. Школа, 1977. — 247 с.
  166. , Е.Г. Педагогика математики: предмет, содержание, принципы Текст. /Е.Г. Плотникова // Имидж. 2005. — № 7. — С. 13−20.
  167. , Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей Текст. / Ю. П. Поваренков // Диагностика и способности. М., 1992. — С. 66−85.
  168. , И.П. Педагогика начальной школы Текст. /И.П. Подла-сый. М.: Владос, 2000. — 400 с.
  169. , B.B. Формирование математической компетентности специалиста по социальной работе в условиях вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Поладова. М, 2005. — 22 с.
  170. , В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  171. , Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. С. Полякова. Ростов н/Д. — 1998. — 27 с.
  172. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Электронный ресурс. // http://pedsovet.org/content/view/5850/241/
  173. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям // под ред. С .Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
  174. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе Текст. / Под ред. А. Коссаковски и др.- пер. с нем. — М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  175. Психологический словарь Текст. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  176. Психологический словарь Текст. /Редкол.: В. В. Давыдов и др. -М.: Педагогика, 1983. 447 с.
  177. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
  178. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: Н. В. Ипполитова и др. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010 — 244 с.
  179. , A.M. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией Текст. / A.M. Реан // Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 83−88.
  180. , С.А. Программно-целевой принцип управления образованием Текст.: Монография / С. А. Репин. Челябинск: Факел, 1999. — 180 с.
  181. , A.C. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся в гуманитарных гимназиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Родиков. Курган, 1996. — 21 с.
  182. , Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Текст. / Н. Х. Розов. М.: МАКС Пресс, 2007. — 80 с.
  183. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — 1330 с.
  184. , H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / H.A. Рототаева. М., 2002. — 23 с.
  185. , C.JI. Основы общей психологии Текст. /C.JI. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1973. 152 с.
  186. , В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ Текст. / В. Н. Садовский. — М.: Педагогика, 1974. -168 с.
  187. , И.С. Генетический подход к обучению математическим дисциплинам в высшей педагогической школе Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / И. С. Сафуанов. Набережные Челны, 2000. — 410 с.
  188. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 263 с.
  189. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражение Текст.: Монография / Г. Н. Сериков. — Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  190. , Г. Н. Самообразование и самосовершенствование подготовки студентов Текст. / Г. Н. Сериков. Иркутск: МГУ, 1991. — 232 с.
  191. , E.B. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  192. , Я. Методология и методы педагогического исследования Текст. / Я. Скалкова и др. Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  193. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1985. 95 с.
  194. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  195. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  196. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  197. Словарь практического психолога Текст. / С. Ю. Головин. Изд-во: ACT, Харвест, 2001. — 800 с.
  198. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. Ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
  199. , Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики Текст.: автореф. д-ра пед. наук / Т. К. Смыковская. Москва, 2000. — 37 с.
  200. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
  201. , Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания Текст. / Т. М. Сорокина. // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 110−114.
  202. , Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / Л. Ф. Спирин. М., 1981. — 435 с.
  203. Стандарт математического образования. Текст. / Для факультетов подготовки учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1996. — 62 с.
  204. , H.A. Теоретические основы развития системы методической подготовки в педагогическом вузе Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / H.A. Стефанова. СПб., 1996. — 307 с.
  205. , Л.П. Бинарные отношения в системе математической подготовки учителя начальных классов Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Л. П. Стойлова. М., 1976. — 225 с.
  206. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. / Под ред. А. А. Пинского. М., 2001. — 152 с.
  207. , Э.Э. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов Текст. / Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихина, М. Г. Синякова // Фундаментальные исследования. 2009. — № 5 — С. 141—146.
  208. , Т.Б. Предметные компетентности учащихся Текст. / Т. Б. Табарданова //Понятие компетентности в педагогической науке и практике: Материалы научно-практического семинара. — Ульяновск: УИПКРО, 2003.-208 с.
  209. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур. // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−28.
  210. , В.И. Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы Текст. / В. И. Тесленко, H.A. Эверт // Оценивание качества педагогического образования: Всероссийское совещание-семинар. — КГПУ, 2005.- 176 с.
  211. Толковый словарь русского языка Текст. / Под гл. ред. Волина Б. М
  212. Ушакова Д.Н. M.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. В 4-х т., 1939. -748 с.
  213. , А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. Кн. 1. Текст. / А. П. Тонких. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 530 с.
  214. , H.H. Педагогика: взаимосвязь науки практики Текст.: монография / H.H. Тулькибаева, З. М. Большакова. — Челябинск: Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2008. 162 с.
  215. , A.B. Актуальные проблемы совершенствования професси-нально-педагогической подготовки студентов к работе в современной школе Текст. / A.B. Усова // Наука и школа. 2001. — № 1. — С. 2−4.
  216. Философская энциклопедия Текст.: В 2 т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1962. — 575 с.
  217. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  218. Философский энциклопедический словарь / Текст. / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-815 с.
  219. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  220. , Ю.Г. Психодидактика высшей школы: Психолого-дидактические основы преподавания Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: Изд-во МГТУ, 2000. — 423 с.
  221. Формирование мотивов выбора профессии Текст. / Е. М. Павлютенков- Под ред. Б. А. Федоришина. — Киев Рад. школа 1980. — 143 с.
  222. , И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Выс. шк., 1990. — 576 с.
  223. , Е.Т. Формирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Е. Т. Хачатурова. Калининград, 2007. -141 с.
  224. , Н.Г. Методическая система готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Ходырева. Волгоград, 2004. — 168 с.
  225. , В.Н. Формирование математической культуры учащихся начального профессионального образования Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / В. Н. Худяков. Магнитогорск, 2001. — 349 с.
  226. , A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. /A.B. Хуторский. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.
  227. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 2. — С. 60−66.
  228. , М.Г. Интеграция науки Текст.: философский очерк / М. Г. Чепиков. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  229. , М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  230. , О.Н. Дидактическая модель развития математической компетентности студентов ССУЗ Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Шалдыбина. Казань, 2010. — 27 с.
  231. , Л.Б. О математической подготовке учителя Текст. / Л. Б. Шалева // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 78−80.
  232. , P.P. Методическая подготовка будущего учителя математики на основе фундирования опыта студентов в процессе педагогической практики Текст.: Дис.. канд. пед. наук / P.P. Шахмарова. Омск, 2003. — 190 с.
  233. , З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете Текст. /З.О. Шварцман. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. — 126 с.
  234. , B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) Текст. / В. С. Швырев // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 107−115.
  235. , Е.Л. Конструирование задач как средство формирования математической компетентности учащихся 5−6 классов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Л. Шквыря. Омск, 2009. — 19 с.
  236. , Л.В. Проблемы измерения и оценивания качества педагогического образования и некоторые пути их решения Текст. / Л. В. Шкерина // Оценивание качества педагогического образования: Всероссийское совещание-семинар. КГГГУ, 2005. — 176 с.
  237. Шон, Д. Рефлексивный практик Текст.: пер. с англ. / Д. Шон. М.: Вильяме, 1996.-231 с.
  238. Энциклопедический словарь в 2-х томах Текст. / Гл. ред. Б. А. Введенский. Том 1. М.: Сов. энциклопедия, 1963. — 656 с.
  239. , И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством Текст. / И. П. Яковлев. Л.: ЛГУ, 1987. — 128 с.
  240. Civelli, F.F. New competences, new organizations in a developing world. Industrial and commercial training Text. / F.F. Civelli. Milan, 1997.— P. 226−229.
  241. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ZReport of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.
  242. Kouptsov O. and Tatur Y. Quality Assistance in Higher Education in the Russian. UNESCO: Bucharest, 2001.
  243. Oxford Advanced Learners Dictionary. Oxford University Press. 2005. -1780 p.
Заполнить форму текущей работой