Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития: На примере подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ личностных профилей младших и старших подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении показал, что личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением существенно отличаются от личностных особенностей их сверстников без отклонений. Но, если у младших подростков эти отличия, в основном, затрагивают коммуникативную и интеллектуальную сферы личности… Читать ещё >

Содержание

  • I. СТР
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические проблемы исследования
    • 1. 1. О проблеме ценностных ориентаций личности в философской и психологической литературе
    • 1. 2. Роль ценностных ориентаций в нравственном воспитании подростков с отклоняющимся поведением
  • Глава 2. Организация и методы исследования
  • Глава 3. Личностные особенности подростков
    • 3. 1. Личностные особенности младших подростков
      • 3. 1. 1. Личностные особенности младших подростков без отклонений в поведении
      • 3. 1. 2. Личностные особенности младших подростков с отклоняющимся поведением
    • 3. 2. Личностные особенности старших подростков
      • 3. 2. 1. Личностные особенности старших подростков без отклонений в поведении
      • 3. 2. 2. Личностные особенности старших подростков с отклоняю-^ щимся поведением
    • 3. 3. Сравнительный анализ
    • 3. 4. Выводы
  • Глава 4. Ценностные ориентации подростков
    • 4. 1. Ценностные ориентации младших подростков
      • 4. 1. 1. Ценностные ориентации младших подростков без отклонений в поведении
    • 4. 1. 2. Ценностные ориентации младших подростков с отклоняющимся поведением.694.2. Ценностные ориентации старших подростков
      • 4. 2. 1. Ценностные ориентации старших подростков без отклонений в поведении
    • 4. 2. 2. Ценностные ориентации старших подростков с отклоняющимся поведением
    • 4. 3. Сравнительный анализ
      • 4. 3. 1. Сравнительный анализ структур терминальных ценностей в изучаемых группах подростков
      • 4. 3. 2. Сравнительный анализ структур инструментальных ценностей в изучаемых группах подростков
    • 4. 4. Выводы
  • Глава 5. Характерологические особенности подростков
    • 5. 1. Характерологические особенности младших подростков
      • 5. 1. 1. Характерологические особенности младших подростков без отклонений в поведении
      • 5. 1. 2. Характерологические особенности младших подростков с отклоняющимся поведением
    • 5. 2. Характерологические особенности старших подростков
      • 5. 2. 1. Характерологические особенности старших подростков без отклонений в поведении
      • 5. 2. 2. Характерологические особенности старших подростков с отклоняющимся поведением
    • 5. 3. Сравнительный анализ частоты встречаемости типов акцентуаций характера в изучаемых группах подростков
    • 5. 4. Выводы
  • Глава 6. Анализ межфункциональных и внутрифункциональных связей изучаемых параметров
    • 6. 1. Анализ структурных взаимосвязей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера в группе младших подростков без отклонений в поведении
    • 6. 2. Анализ структурных взаимосвязей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера в группе младших подростков с отклоняющимся поведением
    • 6. 3. Анализ структурных взаимосвязей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера в группе старших подростков без отклонений в поведении
    • 6. 4. Анализ структурных взаимосвязей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера в группе старших подростков с отклоняющимся поведением
    • 6. 5. Сравнительный анализ корреляционных структур в изучаемых группах подростков
    • 6. 6. Выводы

Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития: На примере подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важных проблем, поставленных современными особенностями развития нашего общества и его насущными практическими интересами является изучение закономерностей формирования, становления и развития новой общественной психологии. Современные тенденции в развитие общества, качественные преобразования всех сторон нашей жизни: глубокие перемены в содержании и характере материальных и духовных условий жизни людей, формирование совершенно новой экономической и общественно-политической среды — все это не может не повлиять на психологию людей.

В связи с этим в структуре новых условий жизнедеятельности особенно важная роль принадлежит такой интегральной характеристике духовного состояния человека, как ценностные ориентации. Б. Г. Ананьев, подчеркивая значение ценностных ориентаций, писал о том, что «имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностные ориентации групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей». От содержания ценностных ориентаций зависят поступки и особенности поведения человека.

Следует также отметить, что воздействия, оказываемые на развитие человека как целостной системы, отличающейся разноуровневой иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности (Ананьев Б.Г. 1968), вызывают с его стороны определенную систему отношений к многообразию окружающего мира. Но развивающие факторы и возникающая под их влиянием система отношений к окружающему миру не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека и изменяются.

С точки зрения развития, подростковый возраст характеризуется как чрезвычайно сложный и может сопровождаться отклонениями в поведении. Особенно остро эта проблема встала в последние годы. В силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общественного развития и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к стабильности личности, а также провоцирующие девиантное поведение, оказывающее деформирующее влияние на направленность личности.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются расстройства личности и отклонения в поведении, что ведет к отступлению от общепринятых норм нравственности, а в конечном счете опустошению и разрушению духовного мира подростка.

В связи с этим большое значение приобретает исследование проблемы формирования личности в подростковый период, поиск научно обоснованных путей и методов организации процесса социализации, оказания своевременной и адекватной помощи подростку, особенно в кризисных ситуациях взросления.

Актуальность исследования определяется необходимостью анализа динамики ценностных ориентаций и других свойств личности подростка в условиях коренных социальных изменений. Это позволяет выявить основные направления, по которым происходит формирование норм, ценностей, представлений о себе, что способствует лучшему пониманию закономерностей становления личности подростка. Исследование ценностных ориентаций личности подростков с отклоняющимся поведением позволяет выявить новые грани процесса самоопределения и роста общественной ценности личности подростка, реализации ее внутренних потенциалов.

В психологической науке уделялось большое внимание изучению ценностных ориентации (Б.Г.Ананьев, В. А. Ядов, Л. И. Божович, Л. И. Анциферова, Т. Н. Мальковская, Е. В. Шорохова, Е. Ф. Рыбалко, В. Н. Куницына, Н. А. Волкова, Е. В. Васина, О. В. Якимович и др.). Вместе с тем, недостаточно изучены ценностные ориентации у подростков с отклоняющимся поведением в различные возрастные периоды.

Разработка данной проблемы имеет существенное значение для организации направленного формирования ценностных ориентаций, для обоснования воспитательных воздействий в период обучения, для более глубокого понимания процессов формирования личности в подростковом возрасте.

Целью исследования явилось изучение структурно-динамических характеристик ценностных ориентаций и их взаимосвязи с личностными особенностями у младших и старших подростков с нормативным и отклоняющимся поведением.

Цель исследования определила следующие задачи:

1. Выявление возрастной структуры ценностных ориентаций у младших и старших подростков.

2. Определение взаимосвязи личностных особенностей подростков с их ценностными ориентациями на различных возрастных этапах.

3. Изучение специфики ценностных ориентаций и их взаимосвязей с личностными особенностями у подростков с отклоняющимся поведением.

4. Выделение блоков личностных свойств и соответствующих им ценностных ориентаций в группах младших и старших подростков с нормативным и отклоняющимся поведением.

В соответствие с целью и задачами исследования выдвигаются гипотезы:

1. Ценностные ориентации личности являются сложным структурным образованием, отличающимся большой динамичностью и изменчивостью в процессе своего становления.

2. Ценностные ориентации, являясь стержневой характеристикой личности, оказывают определенное воздействие на формирование других подструктур личности. Это воздействие имеет свои особенности для каждой из подструктур и зависит от того, на каком этапе формирования личности оно осуществляется.

3. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с особенностями поведения.

Предметом исследования явились ценностные ориентации и личностные особенности младших и старших подростков в разных условиях социализации.

Объектом исследования — явились учащиеся спецшколы для трудновоспитуемых подростков Санкт-Петербурга и курсанты Морского колледжа Санкт-Петербурга в возрасте от И до 15 лет. Всего было обследовано 253 подростка мужского пола.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структура ценностных ориентаций на разных этапах формирования личности не остается неизменной, а претерпевает значительные изменения.

2. Ценностные ориентации тесно связаны с другими личностными свойствами, включая характерологические особенности.

3. Структура ценностных ориентаций и их взаимосвязи с другими личностными характеристиками оказывают существенное влияние на поведение подростков.

Научная новизна исследования:

1. Установлены взаимосвязи ценностных ориентаций и личностных свойств, включая характерологические особенности подростков, на различных возрастных этапах.

2. Выделены блоки, состоящие из личностных свойств и соответствующих им ценностных ориентаций, в группах младших и старших подростков с нормативным и отклоняющимся поведением.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования и полученный материал могут быть использованы в последующих психологических и педагогических исследованиях личности, в лекционных курсах и семинарских занятиях по социальной, возрастной, общей и педагогической психологии. Выявленные особенности структуры ценностных ориентаций могут найти применение в практике психологической службы учебного заведения, при решении педагогических задач, в работе подросткового психолога — консультанта, при решении вопросов коррекции поведения подростка.

Апробация результатов.

Полученные в ходе исследования результаты обсуждались на заседании кафедры психологии развития и дифференциальной психологии (1999 г.).

Результаты диссертационного исследования получили внедрение:

1. В практику профотбора и индивидуальной работы с учащимися Морского колледжа Санкт-Петербурга и учащимися спецшколы для трудновоспитуемых подростков Санкт-Петербурга.

2. В кризисной психологической службе для подростков Санкт-Петербурга при разработке и проведении психокоррекционных программ.

6.6. Выводы.

Количественный анализ изучаемых корреляционных структур позволяет сделать вывод, что, если у подростков без отклонений в поведении с возрастом усиливается интеграции различных сторон личности, то у подростков с отклоняющимся поведением по мере взросления и, как правило, усиления отклоняющегося поведения, наступает дезинтеграция личности.

Независимо от формы поведения с возрастом усиливается теснота взаимосвязей ценностных ориентаций и свойств личности, что ведет к увеличению роли ценностных ориентаций в регулировании поведения у подростков.

Если младшие подростки совершают поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам в силу своих личностных особенностей, в том числе и врожденных, то старшие подростки с отклоняющимся поведением руководствуются уже определенными, сформировавшимися целями, идеалами, убеждениями, интересами.

В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости проведения воспитательной работы с младшими подростками и, особенно, с подростками с отклоняющимся поведением, по формированию у них конструктивных, социально одобряемых ценностных ориентаций. Если это не будет сделано как можно раньше, то к старшему подростковому возрасту у них уже могут быть сформированы деструктивные ценностные ориентации, соответствующие их девиантному поведению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет связать проблему нравственного развития личности с развитием ценностных ориентаций. Развитие личности подростков, как указывает Л.й.Божович /25/, происходит под влиянием воспитания, и решающим в этом процессе является не только правильная организация деятельности подростка, но и воспитание правильных мотивов поведения. Наше исследование показало, что формирование мотивов должно быть дополнено направленным формированием ценностных ориентаций. Изучение взаимосвязей самих ценностных ориентаций и их влияния на становление личности позволяет говорить о формировании личности в подростковом возрасте посредством образования структур как внутри ценностных ориентаций, так и внутри личности в целом, что в конечном итоге проводит к формированию зрелой структуры личности.

Экспериментальное изучение особенностей личности младших и старших подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением позволяет сделать вывод, что, если у социально — адаптированных подростков с возрастом происходит развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной), то у «трудных» подростков изменения затрагивают, в основном, интеллектуальную и коммуникативную сферы личности. Эмоционально-волевая сфера личности у «трудных» подростков практически не развивается.

Сравнительный анализ личностных профилей младших и старших подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении показал, что личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением существенно отличаются от личностных особенностей их сверстников без отклонений. Но, если у младших подростков эти отличия, в основном, затрагивают коммуникативную и интеллектуальную сферы личности, то у старших подростков, кроме отличий в коммуникативной и интеллектуальной сферах, имеются отличия и в эмоционально волевой сфере личности. То есть, с возрастом усиливаются различия личностных особенностей подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении.

Экспериментальное изучение характерологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением и их социально адаптированных сверстников позволяет сделать вывод, что в группах подростков без отклонений в поведении, в основном, встречаются такие типы акцентуаций характера, как гипертимный и лабильный, а в группах подростков с отклоняющимся поведением встречаются такие типы акцентуации характера, как гипертимный, эпилептоидный, шизоидный, неустойчивый, истер оидный, лабильный.

У подростков с отклоняющимся поведением выше частота встречаемости выраженной склонности к делинквентности, преобладания черт мужественности над женственностью, психологической склонности к алкоголизации. Также в группе подростков с отклоняющимся поведением выше частота встречаемости признаков, указывающих на вероятность формирования психопатии.

Экспериментальное изучение структур терминальных и инструментальных ценностей в группах младших и старших подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением выявило сложный динамический характер ценностных ориентаций. Выявлена специфика ценностных ориентаций как сложного и динамического образования по отдельным группам подростков. Нет ни одной группы, где ранговая структура показателей ценностных ориентаций повторяла бы другую, что говорит о чрезвычайной динамичности структур ценностных ориентаций. В зависимости от возраста и формы поведения изменяются ведущие ориентации. Однако, имеются изменчивые и стабильные компоненты с точки зрения ранговых характеристик.

Сравнивая структуры терминальных ценностей в изучаемых группах подростков, можно сделать вывод, что, в основном, все подростки, независимо от возраста и формы поведения отдают предпочтение таким общечеловеческим ценностям, как «здоровье», «друзья», «любовь», «интересная работа», «счастливая семейная жизнь». В то же время, если у подростков без отклонений в поведении по мере взросления увеличивается субъективная значимость ценностей «свобода» и «самостоятельность» и они занимают соответственно, 9-е и 12-е место в ранговой структуре ценностей старших подростков без отклонений в поведении, то в группах подростков с отклоняющимся поведением ценность «самостоятельность как независимость в суждениях и оценках» занимает в обеих возрастных группах последние места в ранговой структуре, в то время, как значимость ценности «свобода как независимость в поступках», существенно повышается, перемещаясь с 14-го на 10-е место. Следовательно, при очень высокой независимости на поведенческом уровне отсутствует потребность в осмысленном принятии решений, в саморегуляции целенаправленного поведения.

Если сравнивать подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении, то в группе младших подростков с отклоняющимся поведением выше субъективная значимость ценностей «активная, деятельная жизнь» и «удовольствия», по сравнению, с их сверстниками без отклонений в поведении. В группе старших подростков с отклоняющимся поведением также увеличивается субъективная значимость ценностей «удовольствия», но, кроме этого, увеличивается субъективная значимость ценностей «уверенность в себе», «материально обеспеченная жизнь». Таким образом, выделяется блок ценностей, который отличает структуру терминальных ценностей подростков с отклоняющимся поведением и в этот блок входят ценности «активная, деятельная жизнь», «удовольствия», «уверенность в себе», «материально обеспеченная жизнь» .

Сравнивая структуры инструментальных ценностей в изучаемых группах подростков, можно сделать вывод, что младшие подростки без отклонений в поведении ставят на первое место ценности межличностного общения («воспитанность», «жизнерадостность»), далее идут ценности принятия других («чуткость», «терпимость»), конформистские ценности («исполнительность», «ответственность»), интеллектуальные ценности («образованность», «эффективность в делах», «рационализм», «самоконтроль») и на последнем месте ценности самоутверждения («смелость», «независимость», «твердая воля»).

В группе старших подростков без отклонений в поведении на первом месте находятся интеллектуальные ценности («образованность», «рационализм», «самоконтроль»), затем идут конформистские ценности («аккуратность», «исполнительность», «честность»), ценности межличностного общения («воспитанность», «жизнерадостность»), ценности принятия других («терпимость», «чуткость», «широта взглядов») и на последнем месте находятся ценности самоутверждения («смелость», «независимость», «непримиримость»).

Следует отметить, что в группах младших и старших подростков без отклонений в поведении формируется блок интеллектуальных ценностей, которые не выделялись в группах подростков с отклоняющимся поведением.

Кроме того, если ценность «высокие запросы» в группах младших и старших подростков без отклонений вповедении занимает последние места в ранговых структурах ценностей, то в группах младших и старших подростков с отклоняющимся поведением она занимает 13-е и 14-е место, соответственно.

Младшие подростки без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением отдают предпочтение ценностям межличностного общения («жизнерадостность», «воспитанность», «аккуратность»). Если дальше в интегральной ранговой структуре инструментальных ценностей младших подростков с отклоняющимся поведением идут ценности самоутверждения («смелость», «независимость», «твердая воля»), то у младших подростках без отклонений в поведении — ценности принятия других («чуткость», «честность», «терпимость»), а ценности самоутверждения перемещаются на последние места.

Для младших подростков без отклонений в поведении достаточно высокое значение имеют конформистские ценности («исполнительность», «ответственность»), а для младших подростков с отклоняющимся поведением конформистские ценности не важны.

Кроме того, в группе младших подростков без отклонений в поведении выделяется блок интеллектуальных ценностей («образованность», «эффективность в делах», «рационализм», «самоконтроль»), чего не наблюдается в группе младших подростков с отклонениями в поведении.

Если у старших подростков с отклоняющимся поведением ценности самоутверждения («смелость», «независимость», «непримиримость») стоят на первом месте в интегральной ранговой структуре инструментальных ценностей, то у старших подростков без отклонений в поведении они перемещаются на последние места ранговой структуры, а на первое место у них выходят интеллектуальные ценности («образованность», «рационализм», «самоконтроль»).

Для старших подростков без отклонений в поведении достаточно важны ценности профессиональной самореализации («ответственность», «эффективность в делах»), а для старших подростков с отклоняющимся поведением большее значение имеют ценности межличностного общения («воспитанность», «жизнерадостность»).

Таким образом, если подростки без отклонений в поведении отдают предпочтение интеллектуальным ценностям, ценностям межличностного общения и ценностям профессиональной самореализации, то подростки с отклоняющимся поведением выбирают ценности самоутверждения и межличностного общения.

Результаты корреляционного анализа показывают, что наибольшее число взаимосвязей показателей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера наблюдается в группе старших подростков без отклонений в поведении, на втором месте по количеству взаимосвязей находится группа младших подростков без отклонений в поведении, на третьем месте — группа младших подростков с отклоняющимся поведением и на последнем месте группа старших подростков с отклоняющимся поведением.

Таким образом, если у подростков без отклонений в поведении с возрастом увеличивается число взаимосвязей личностных особенностей, ценностных ориентаций и акцентуаций характера, то у подростков с отклоняющимся поведением наоборот — с возрастом происходит распад имевшихся связей и уменьшение их количества.

Количественный анализ изучаемых корреляционных структур позволяет сделать вывод, что, если у подростков без отклонений в поведении с возрастом усиливается интеграция различных сторон личности, то у подростков с отклоняющимся поведением по мере взросления усиливается дезинтеграция личности.

В корреляционных структурах подростков без отклонений в поведении наибольший процент связей типа ценностные ориентации — личностные особенности, причем с возрастом этот процент увеличивается, что ведет к усилению роли ценностей в регулировании поведения. В корреляционных структурах подростков с отклоняющимся поведением наибольший процент составляют связи типа ценностные ориентации — ценностные ориентации, но тем не менее, с возрастом увеличивается процент связей типа ценностные ориентации — личностные особенности.

Следовательно, независимо от формы поведения с возрастом усиливается теснота взаимосвязей ценностных ориентаций и свойств личности, что ведет к усилению роли ценностных ориентаций в регулировании поведения подростков.

Таким образом, если младшие подростки совершают поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам в силу своих личностных особенностей, в том числе и врожденных, то старшие подростки с отклоняющимся поведением руководствуются уже определенными, сформировавшимися целями, идеалами, убеждениями, интересами.

В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости проведения воспитательной работы с младшими подростками и, особенно, с подростками с отклоняющимся поведением, по формированию у них конструктивных, социально одобряемых ценностных ориентаций. Если это не будет сделано как можно раньше, то к старшему подростковому возрасту у них уже могут быть сформированы деструктивные ценностные ориентации, соответствующие их девиантному поведению.

Анализируя корреляционные структуры в изучаемых группах подростках, можно сделать вывод, что в группах младших и старших подростков без отклонений в поведении корреляционные плеяды высокоин-тегрированы, что свидетельствует о высоком уровне интегрированности личности подростков указанных групп. В то же время, необходимо обратить внимание на дезинтегрированность корреляционных плеяд в группах младших и старших подростков с отклоняющимся поведением, что свидетельствует о дезинтегрированности их личностных структур.

В группах младших и старших подростков без отклонений в поведении в корреляционных структурах явно выражены следующие блоки: блок, представленный ценностями межличностного общения и блок ценностей профессиональной самореализации. В группах младших и старших подростков с отклоняющимся поведением в корреляционных структурах выражены совсем другие блоки: это блок, представленный ценностями праздной жизни, главной задачей является получение удовольствий любой ценой.

В ходе проведенного исследования нами были выделены в каждой из групп подростков блоки, состоящие из личностных свойств и соответствующих им ценностных ориентаций.

В группе младших подростков без отклонений в поведении:

— подростки, обладающие такими личностными качествами, как общительность, открытость, добросердечность высоко ценят «счастливую семейную жизнь», «любовь», «удовольствия», «наличие хороших и верных друзей», «активную деятельную жизнь», «свободу» и «независимость» ;

— для этих подростков важно иметь интересную работу, которая в их понимании прямо связана с «активной деятельной жизнью», «жизненной мудростью», «образованностью», «эффективность в делах», «материально обеспеченной жизнью» и таким личностным качеством, как высокая нормативность поведения;

— подростки, которым свойственна социальная смелость, активность, склонность к риску, высоко ценят «уверенность в себе» и «независимость», а подростки импульсивные, беспечные, веселые высоко ценят «наличие хороших и верных друзей» и «жизнерадостность» ;

— подростки эмоционально зрелые, работоспособные высоко оценивают «ответственность» и «терпимость» ;

— подростки с лабильным типом акцентуации характера высоко ценят «удовольствия» и для них не важна ценность «здоровье» .

В группе младших подростков с отклоняющимся поведением:

— подростки, отдающие предпочтение «высоким запросам», высоко ценят «независимость», «свободу», «удовольствия», «материально обеспеченную жизнь», «непримиримость к недостаткам в себе и в других» и, в то же время, они обладают такими качествами, как независимость, самоуверенность, упрямство до агрессивности, они нетерпеливы, реактивны, легко возбудимы.

В группе старших подростков без отклонений в поведении:

— подростки, обладающие такими чертами, как общительность, внимательность, доброта высоко ценят «жизнерадостность», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «счастливую семейную жизнь», «активную деятельную жизнь», «интересную работу», им также свойственны такие черты, как импульсивность, беспечность, разговорчивость;

— подростки, обладающие такими чертами, как выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, развитый самоконтроль высоко ценят «образованность», «исполнительность», «ответственность», для них важна «интересная работа», а «удовольствия» не являются для них важной ценностью.

— подростки, у которых наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность высоко оценивают «исполнительность», «честность», «ответственность», «уверенность в себе», для них важна «интересная работа», а материальная обеспеченность не является ведущей ценностью;

— для этих подростков важна «интересная работа», наличие которой они прямо связывают с «материально обеспеченной жизнью», «уверенностью в себе», «активной, деятельной жизнью», для того, чтобы достичь этих целей, необходимо обладать такими качествами, как ответственность, развитый самоконтроль, работоспособность, эмоциональная зрелость;

— подростки стремятся к «активной, деятельной жизни», которую они не представляют себе без «счастливой семейной жизни», «наличия хороших и верных друзей», «интересной работы», достижению этих целей способствуют такие качества, как общительность, добросердечность, внимательность, искренность в отношениях с людьми, импульсивность, оптимизм;

— подростки высоко оценивают такое качество, как «ответственность» и считают, что без нее невозможно иметь «интересную работу» и, соответственно, обрести уверенность в себе. «Ответственность» для них прямо связана с «честностью», эмоциональной зрелостью, развитым самоконтролем, добросовестностью, исполнительностью, высокой нормативностью поведения. При этом получение удовольствий для них целью не является;

— подростки с гипертимным типом акцентуации характера открыты, общительны, они высоко ценят «наличие хороших и верных друзей», «удовольствия» и «самостоятельность» .

В группе старших подростков с отклоняющимся поведением:

— для этих подростков главная цель в жизни — это получение удовольствий, причем с удовольствиями у них связаны и такие ценноети, как «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «высокие запросы», при этом они отрицают такие качества, как «терпимость», «чуткость» .

— подростки, отдающие предпочтение удовольствиям, общительны, активны в установлении контактовимпульсивны, беспечны, веселы, разговорчивы, подвижны, для них характерно наличие акцентуации характера по неустойчивому типу, психологическая склонность к делинк-вентности и алкоголизации;

— для подростков с лабильным типом акцентуации характера важна ценность «любовь» ;

— для подростков с гипертимным типом акцентуации важно «наличие хороших и верных друзей» .

Обобщая проведенное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением существенно отличаются от личностных особенностей их сверстников без отклонений. Но, если у младших подростков эти отличия, в основном, затрагивают коммуникативную и интеллектуальную сферы личности, то у старших подростков, кроме отличий в коммуникативной и интеллектуальной сферах личности, имеются отличия и в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, с возрастом усиливаются различия личностных особенностей подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении. Причем, если у социально-нормативных подростков с возрастом происходит развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной), то у подростков с отклоняющимся поведением, по мере взросления, эмоционально-волевая сфера личности практически не развивается.

2. В группе подростков с отклоняющимся поведением, по сравнению с группой подростков без отклонений в поведении, выше субъективная значимость таких ценностей, как «активная, деятельная жизнь», «удовольствия», «уверенность в себе», «материально обеспеченная жизнь». Подростки без отклонений в поведении отдают предпочтение интеллектуальным ценностям, ценностям межличностного общения и ценностям профессиональной самореализации, а подростки с отклоняющимся поведением выбирают ценности самоутверждения и межличностного общения.

3. У подростков без отклонений в поведении с возрастом увеличивается число взаимосвязей личностных особенностей и ценностных ориентаций, а у подростков с отклоняющимся поведением наоборот — с возрастом происходит распад имевшихся связей и уменьшение их количества, т. е. если у подростков без отклонений в поведении с возрастом усиливается интеграция различных сторон личности, то у подростков с отклоняющимся поведением по мере взросления усиливается дезинтеграция личности.

4. Независимо от формы поведения с возрастом усиливается теснота взаимосвязей ценностных ориентаций и свойств личности, что ведет к усилению роли ценностных ориентаций в регулировании поведения у подростков.

5. В структуре ценностей социально-нормативных подростков формируется блок интеллектуальных ценностей, которые не выделялись у подростков с отклоняющимся поведением, что подтверждает положение о том, что в психологической структуре человека личностные проявления неразрывно связаны с ее интеллектуальными характеристиками, в которых интеллект выполняет регулирующую функцию поведения человека (Б.Г.Ананьев, 1977).

6. У подростков без отклонений в поведении системообразующими являются ценности межличностного общения и ценности профессиональной самореализации, а у подростков с отклоняющимся поведениемценности праздной жизни, главной задачей является получение удовольствий любой ценой.

7. Проведенное исследование показывает, что необходимо как можно раньше начинать проводить воспитательную работу с младшими подростками и, особенно, с «трудными» подростками в направлении развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности и формирования у них конструктивных, социально одобряемых ценностных ориентаций, в том числе ориентаций на интеллектуальные ценности и ценности профессиональной самореализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Особенности развития характера школьников подросткового возраста. Автор, дисс.. докт. психол.наук. Л., ЛГПИ, 1974, 60 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., «Наука», 1980, 335 с.
  3. Г. С. Формирование индивидуальных различий деятельности школьников. М., «Педагогика», 1976, 173 с.
  4. Аза А.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи. Киев, «Наукова думка», 1979, 203 с.
  5. Э.М., Липовецкий С. С. Возрастные особенности индивидуальности младших школьников /по методике Р. Кеттелла/. //Медицинские проблемы формирования личности. М., 1978.
  6. Э.М., Гильяшева И. Н. Верификация адаптированного детского личностного опросника Р.Кеттелла (CPQ). //Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978.с. 70−76.
  7. А.Г., Трайнина Е. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении у подростков. Сб.наукн.тр. «Саморазрушающее поведение у подростков». Л., изд. Института им. В. М. Бехтерева, 1991, с. 29−36.
  8. .Г. Воспитание характера школьника. Беседы с учителем о психологии. Вып.6. Л., 1941, 84 с.
  9. .Г. Человек как предмет воспитания. Журнал «Советская педагогика», 1965, №l, с. 24−36.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968, 338 с.
  11. И. Ананьев Б. Г., Палей И. М. О психологической структуре личности. В кн.: Проблемы личности". М., 1969, с.39−50
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., «Наука», 1977, 378 с.
  13. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. В кн.: Вопросы детской психологии. М. Известия АПН РСФСР, ВЫП. 18, 4. И, 1948, С. 101−124.
  14. В.Г. Проблема мотивации и личность. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности: М., «Наука», 1974, с.122−144.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., «Мысль», 1976, 158 с.
  16. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., «Наука», 1974, с.278−318.
  17. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−6 классов в учебной деятельности. Журнал «Вопросы психологии», 1968, № 3. с. 131−138.
  18. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: Знание, 1978.
  19. О.А. Личностно характерологический континуум современного подростка. Автор.дис.. докт.психол.наук, Москва, 1998.
  20. Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов. Автор, дисс.. канд.психол.наук Л., ЛГУ, 1972, 19 с.
  21. И.Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1971, № 2, М. «Педагогика», с. 85−88.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.:1. Наука, 1979. 309 с.
  23. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. В кн.: Психологическая наука в СССР, т. II, М., АПН РСФСР, 1960, с. 190−227.
  24. Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности щкольника. В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М., АПН РСФСР, 1961, с. 3−31.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968, 445 с.
  26. Л.И., Славина Л. С. Психология развития щкольника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  27. В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания //Ценности социальных групп и кризис общества. -М., 1991.
  28. Г. М. Ценности социалистического образа жизни. Л., «Знание», 1981, 16 с.
  29. М.И. Влияние позиции подростка на самооценку поведения. Журнал «Вопросы психологии», 1972, № 5, с. 121−128.
  30. Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности: Автореф. дисс.. канд.филос.наук. Минск, 1988.
  31. Г. Г. Психологические характеристики мотивацион-ной сферы подростков правонарушителей. — В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под. ред. Л. И. Божович и Л.В.Бла-гонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  32. А.В. Исследование направленности мыслительного процесса. Автореф. дисс.. канд.психол.наук. М., 1964, 16 с.
  33. А.П. Европейское исследование ценностей //Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. -М., 1990. с.50−58.
  34. В.А. Моральные ориентации студенческой молодежи и особенности их формирования в ВУЗЕ //Моральные ценности молодежи. -М., 1985.
  35. В.А. Ценность и ценностные отношения //Проблема ценности в философии. -М. -л.: Наука, 1966.
  36. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте : Автореф. дисс.. канд.психол.наук. -Л., 1992.
  37. Н.Р. Динамика нравственного развития личности студентов. В кн.: Человек и общество, вып.13, Л., ЛГУ, 1973, с.170−176.
  38. В.В. Понятие установки, отношения и ценностных ориентаций в социологическом исследовании. Журнал «Философские науки», 1968, № 2, с. 48−54.
  39. Н. А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс.. канд.психол.наук. -Л.: ЛГУ, 1983. 162 с.
  40. Т.А. Выявление контингента учащихся ПТУ с повышенным риском алкоголизации с помощью ПДО //аффективные нарушения при алкоголизме. -Л., 1983. с.79−83.
  41. Л. С. Вопросы теории и истории психологии. //Собр.соч. Т.1. М., 1982, -231 с.
  42. Л.С. История развития высших психических функций. //Собрание сочин.: В 6 т. -М., 1983. Т. З, с.5−314.
  43. Л. С. Проблема возраста. //Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика, 1984. с.5−242.
  44. В. А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и
  45. И.Н. Вопросники как метод исследования личности. //В кн. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М., 1983. — с. 62−81.
  46. Л.Н. Некоторые приемы анализа возрастных преобразований межфункциональных структур интеллекта. В кн.: Человек и общество, вып.13, Л., ЛГУ, 1973, с.37−42.
  47. Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования. Автореф. дисс.. канд.психол.наук., Л. ЛГУ, 1974, 15 с.
  48. И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентаций студентов. (Опыт социологических исследований): Автореф. дисс.. канд. филос.наук. Минск, 1987. — 18 с.
  49. Я. Ценностная ориентация личности //Психология личности в социалистическом обществе. -М.: Наука, 1989. с.102−110.
  50. B.C. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. -134 с.
  51. Г. П. Смысловые образования личности с отклоняющимся поведением : (на материале исследования подростков): Автореф. дисс.. канд.психол.наук. -М., 1990. -134 с.
  52. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., «Педагогика», 1981, 174 с.
  53. Н. А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дисс.. канд.филос.наук. -М., 1990. 16 с.
  54. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов. Автореф. дисс. канд. психол.наук. Ярославль, 1974, 23 с.
  55. Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни. Труды ЛГПИ, Л., 1980, 140 с.
  56. .И. Направленность характера и типические переживания человека. Журнал «Вопросы психологии», 1970, №l, с. 28−38.
  57. . И. Типы общей эмоциональной направленности людей. Журнал «Вопросы психологии», 1972, №l, с.45−55.
  58. И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону, РГУ, 1977, 149 с.
  59. А.И. Ближайший круг общения как фактор формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, с.61−66.
  60. А.Г. Ценностные ориентации //Философский энциклопедический словарь. -М., 1989. с. 732.
  61. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР, т.2. М., «Мысль», 1966, с.187−207.
  62. .В. Теория личности К.Левина. М., МГУ, 1981,118с.
  63. Зотова 0.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии /Отв.ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1975.с.241−255.
  64. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., «Наука», 1977, с.252−267.
  65. Г. Ф. Теория и методика диагностики причин неуспеваемости школьников. Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Л., ЛГУ, 1978, 24 с.
  66. А.Г. Характер и закономерности его формирования. Л., ЛГУ, 1954, 104 с.
  67. А.Г. Психология личности. Л., «Просвещение», 1970, 391 с.
  68. А.Г. Самовоспитание школьников. М., «Просвещение», 1967, 159 с.
  69. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, 383 с.
  70. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980, 187 с.
  71. Л.С. Шкала суждений как психодиагностический метод измерения нравственной воспитанности студентов. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., ЛГУ, 19 с.
  72. В.М. Криминология семейного неблагополучия /М-во внутр. дел СССР, Упр.внутр.дел Перм.облисполкома. Пермь: Кн. изд-во, 1987. — 179 с.
  73. В.А. Проблема характера в советской психологии. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.п. М., АПН РСФСР, 1960, с. 47−73.
  74. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., «Просвещение», 1976, 301 с.
  75. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития //Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. -1991. -№l. с. 8−15.
  76. Е.С. Социально-психологические особенности личности. В кн.: Социальная психология личности. Л., «Знание», 1974. с. 8−12.
  77. В.Н. Ценностные ориентации студентов в связи с их профессиональной направленностью //Research In Soviet Social Psychology /Ed. L.P. Strickland, U.P. Trusov and E.Lockwood. Kanada, 1986. — p.80−89.
  78. Т.В. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. //Канд.дисс., Л., 1981.
  79. Н.Д. Психология характера. М., «Просвещение», 1969, 424 с.
  80. Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Журнал «Вопросы психологии», 1970, № 5, с. 11−22.
  81. Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М., АПН РСФСР, 1955, 48 с.
  82. Г. Е. Методика изучения ценностных ориентаций личности в различных видах спортивной деятельности. В кн.: Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982, с.43−47.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981, 584 с.
  84. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., «Политиздат», 1975, 302 с.
  85. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М: «Смысл», 1992. 17 с.
  86. А.А. Роль личностного фактора в преодолении отстаивания младших школьников. Журнал «Советская педагогика», 1973, № 9, с.45−55.
  87. А.В. Социально-психологическое исследование образа жизни студентов". Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Л., ЛГУ, 1980, 17 с.
  88. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Л., ЛГУ, 1966, 22 с.
  89. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков. Сб.науч.тр. «Саморазрушающее поведение у подростков». Л., изд. Института им. В. М. Бехтерева, 1991, с. 9−15.
  90. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  91. А.Е. Подростковая психиатрия. -Л.: Медицина, 1979. -335 с.
  92. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников //Ценностные ориентации и интересы школьников. -М.: НИИОП, 1990.
  93. Е.С., Павловский В. П., Байчинская К. К. Методика измерения ценностей личности. В кн. Методы социально-психологического исследования. М., 1975, с.18−28.
  94. А.А. Личность и сознание. М.: Медицина, 1978, с. 176 с.
  95. В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., «Наука», 1981, с. 87−105.
  96. Методология и методы социальной психологии. М., «Наука»: 1977, 247 с.
  97. Методы педагогических исследований. М., «Педагогика», 1979, 225 с.
  98. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М., «Наука», 1972, 295 с.
  99. Г. Н. Социально-психологическое изучение личности несовершеннолетних, совершивших преступление. //Сборник научных трудов, Всесоюзный институт по изучению и разработке мер предупреждения преступности. М., 1977, — 131 с.
  100. В.Н. Личность и отношения человека. В кн.: Проблемы личности. М., 1969, с.63−73.
  101. Н.И., Котова М. Е. Диагностика психического развития детей. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 2. М., «Педагогика», 1971, с. 78−84.
  102. Н.И. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности. Журнал «Вопросы психологии», 1980, № 1, с. 22−30.
  103. Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван, 1979, 144 с.
  104. Н.Н. Совместимость людей. В кн.: Социальная психология личности. Л., «Знание», 1974, с.88−89.
  105. Н.Н. Познание и самопознание в общении. Психологический журнал, т. 4, 1983, № 4, с. 162−164.
  106. Опыт системного исследования психики ребенка. М., «Педагогика», 1975: 231 с.
  107. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности. В кн.: Проблемы личности. М., 1969, с.371−380.
  108. .Д. Структура личности. В кн.: Социальная психология и философия. Вып.1., Ученые записки ЛГПИ, т.444, Л., 1971, с.146−155.
  109. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., «Политиздат», 1982, 255 с.
  110. В.А. К пониманию личности в психологии. Журнал «Вопросы психологии», 1981, № 2, с. 40−47.
  111. К.К. О системе психологии. М., «Мысль», 1977, 210 с.
  112. Пик И. Я. Развитие целенаправленной деятельности умственно-отсталых школьников в процессе учебной работы., 1970, 18 с.
  113. ИЗ. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., «Наука», 1979, 334 с.
  114. Психологические механизмы целеобразования. М., «Наука», 1975, 257 с.
  115. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., «Наука» 1976, 365 с.
  116. Психология личности и малых групп. Серия «Экспериментальная и прикладная психология», вып.8. Л., ЛГУ, 1977, 147 с.
  117. Психология формирования и развития личности. М., «Наука», 1981, 362 с.
  118. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдиналь-ном исследовании студентов. Л., ЛГУ, 1976, 247 с.
  119. А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход. В кн.: Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1969, с.3−34.
  120. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  121. Н. В. Динамика формирования высшей социогенной пот-ребностно-мотивационной сферы нравственного поведения школьников: Автореф. дисс.. докт.психол.наук. Тбилисси, 1990. — 53 с.
  122. С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика», 1973, 420 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. М., «Учпедгиз», 1946, 704 с.
  124. С.Л. Черты характера ребенка и их воспитание в семье. М., «Просвещение», 48 с.
  125. Jl. И. Самовоспитание школьника. М., «Просвещение», 1982, 141 с.
  126. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, «Наукова думка», 1976, 150 с.
  127. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., ЛГУ, 1990. 253 С.
  128. Е.Ф. Становление личности //Социальная психология личности. /Науч.ред.А. А. Бодалев. -Л., 1974.
  129. Е.Ф., Волкова Н. А. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов //Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984. — ч.2 — с.258−259.
  130. Е.Ф., Волкова Н. А. Особенности самосознания в студенческом возрасте //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.4. -Л.: ЛГУ, 1978. — с.22−31.
  131. Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций: Автореф. дисс.. канд. пси-хол.наук. -М., 1982. 17 с.
  132. Е.И. Возрастные особенности ориентации на самооценку другими людьми. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., «Педагогика», 1972, с.81−111.
  133. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст //Вопросы психологии. 1986. -2. с.67−74.
  134. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.,"Наука", 1979, 264с.
  135. Ю.М. О ценностной природе нравственности //Мораль и этика. -М., 1989. с.17−34.
  136. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшемшкольном возрасте. Дисс.. докт.психол.наук. Москва, 1997.
  137. Л.А. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений. Автор.дисс.. канд.психол.наук. М., ИПАН СССР, 1982, 15 с.
  138. В.В. Опыт применения системного подхода к анализу ценностных ориентаций. Автор.дисс.. канд.психол.наук. Тбилис-си, 1977, 24 с.
  139. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека. Автор.дисс.. докт.психол. наук. Л., 1975, 51 с.
  140. Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интеграции индивидуальности от индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981, с.41−57.
  141. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., ЛГУ, 1968, 122 с.
  142. Д.Н. Психологические исследования. М., «Наука», 1966, 451 с.
  143. Файнбург 3.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества. В кн.: Личность и ее ценностные ориентации. Инф. бюллетень ИКСИ АН СССР, вып. 2, 1969, с. 59−100.
  144. Л.П. Понятия и типы ценностных ориентаций. Автор, дисс.. канд.психол.наук. Л., ЛГУ, 1976, 21 с.
  145. Формирование направленности личности. Владимир, 1976,132с.
  146. С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков. Автор.дисс.. канд.психол.наук. Киев, 1981, 21 с.
  147. И.И. О психологических основах самовоспитания. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., «Наука», 1981, с.223−234.
  148. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  149. Чавчавадзе Н.3. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. -171 с.
  150. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности. В кн.: Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982, с.108−115.
  151. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы. Психологический журнал, т. З, 1982, № 5, с.135−145.
  152. Г. Кибернетический подход к мотивации. В кн.: Кибернетические проблемы бионики. М., «Мир», 1971, с.129−141.
  153. Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии. Психологический журнал, т. 1, 1980, №l, с. 45−47.
  154. Е.В. Психологический аспект проблемы личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., «Наука», 1974,1. С. з-зз.
  155. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Журнал «Вопросы психологии», 1971, № 4, с. 6−20.
  156. В. А., Беляев Э. В., Водзинская В. В. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М., 1970, И с.
  157. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., «Наука», 1972, с. 236.
  158. В.А. Методология и процедура социологических исследований. Тарту, 1968.
  159. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., «Наука», 1975, с.89−105.
  160. О.В. Особенности гуманистических черт характера подростков: Автор.дисс.. канд. психол. наук. -Л., 1990. -16 с.
  161. A.M. Преступность и социальная психология. (Социально-психологические закономерности противоправного поведения).
  162. М.: Юридическая психология, 1971. 248 с.
  163. М.Г. Психология в XX столетии. М., «Политиздат», 1974, 447 с.
  164. Allport G., Vernon Н., Lindsey D. A scale for measuring the dominant interests in personality. Boston, 1964.
  165. Allport G. Traits sevlsited. «American Psychologist», 1966, № 1.
  166. Bandura A. Agression. Social Learning analysis. New York, 1973.
  167. Cattell R.B., Eber H.W., Tabsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Champaign. Illinois. 1970. 388 p.
  168. Edwards A.L., Abbott R.D. Measurement of Personality Traits: Theor and Technique. Ann. Rev. Psychol., 1973, Vol.24, p.241.
  169. Encyclopedia of psychology (Edited by Eysenk, Arnold W.I., Meili R.). Vol. 1&2 London. 1973. 1186 p.
  170. Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton, 1968.1959.
  171. Feldman R.A. Normative Integration, alienation and conformity in adolescent groups. Adolescence 7 (1972) 327−341.
  172. Festinger L., A Theory of Coguitive Dissonance. N.Y., Harper and Row, 1957.
  173. Garrison К.C., Garrison К. C. jr. Psychology of Adolescence, 7th ed. Prentice Hall, Englewood Cliffs /N.J.1975.
  174. Hartley E.L., Hartley R.E. Die Grundlagen der Sozialpsyc-hologie. Rembrandt, Berlin 1955- 2. Aufl.1969 (Orig.: Fundamentals of Social Psychology. Knopf, New York 11 952).
  175. Jaspers K. Psychologic der Wei tanschauugen, 6. Aufl. Springer, Berlin 1971.
  176. Kagan J., Moss H.A. Birth to maturity. A Study of Psychological Development. Wiley, New York, 1962.
  177. Kohlberg L. The development of children’s orientation toward a moral order, I: Sequence in the development of moral thought. Vita humana 6 (1963) 11−33.
  178. Lorenz K. Das sogenannte Bose: Zur Naturgeschichte der Aggression. Borotha Schoeler, Wien. 1963.
  179. Madsen K. Theories of Motivation. Human motivation. Lincoln, 1975.
  180. MaslowA.N. Motivation and personality. N.Y., 1954, 456 p.
  181. Oerter R. Moderne Entwicklungspsychologie, 4. Aufl. Auer, Donauworth. 1969.
  182. Oerter R. Struktur und Wandlund von Werthaltungen. Olden-boutg, Munchen, 1970.
  183. Porter R.B., Cattell R.B. Manual for childrens personality questionnaire (CPQ). Institute for personality and ability testing. 1968.
  184. Resner N. Introduction in value theory. Pitsburg. 1982.
  185. Robins L.N. Deviant Children Grown Up. A Sociological and Psychiatric Stude of Sociopatluc Personality. Williams & Wilkins, Baltimor, 1966.
  186. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973/
  187. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A Theory of organisation and change. Jessey-Bass Inc. Publishers, San-Francisco, 1968.
  188. Schiffer S. Neaning and value //J. of philosophy. N.Y., 1990. — vol. 87. — p.602−614.
  189. Shorr G. The Development of a Test to Measure the Intensity of Values. J. Educ. Psychol., 1953, vol.44, p. 266−274.
  190. Social values and social change. Adaptation to life in America, N.Y., 1983.
  191. Social bases of criminal behavior. Ed. by mednick S.A., Christionsen K.0. with a forw. by M.E. Wolfhand. Gardnes press. N. Y. 1977. 298 p.
  192. Spranger E. Psychologie des Judendalters, 6. Aufl. Quelle & Meyer, Leipzig. 1926.
  193. Spranger E. Typologie des Seelenlebens, Niemeyer, Halle.1928.
  194. Thomas A., Chess. S. Temperament und Entwicklung: uber die Entstehing des Individuellen. Enke, Stuttgart 1980 (Klinische Psychologie und Phychopathologie, Bd, XIII) (Orig.: Temperament and Development, Brunner /Maxel, New York, 1977).
  195. Tolman E.C. Principles of purposive behavior. In: Koch S (ed) Psychology, a study of a science, Vol.11, N.Y., McGraw-Hill, 1959, p.92−157.
  196. The delinquent way of life: 3rd report of Cambridge study in delinquent development. L. 1977. 209 p.
Заполнить форму текущей работой