Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании обосновано использование следующих критериев надежности совместной деятельности дежурных смен подводной лодки: устойчивость результатов совместной деятельности в изменяющихся условиях (эмпирическими показателями являются оценки за выполнение задач и вводных во время дежурства, количество ошибок при выполнении задач и вводных, время их выполнения) — согласованность действий дежурных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Социально — психологический анализ проблемы надежности в экстремальных условиях
    • 1. 1. Проблема групповой надежности в социальной психологии
    • 1. 2. Групповая надежность в контексте экстремальных условий дальних походов подводных лодок ВМФ
  • Глава 2. Совместная деятельность дежурных смен подводных лодок ВМФ и экстремальные условия
    • 2. 1. Социально-психологические особенности совместной деятельности в дежурных сменах подводных лодок
    • 2. 2. Критерии надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях
  • Глава 3. Экспериментальное исследование надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях
    • 3. 1. Результаты экспериментального изучения надежности совместной деятельности дежурных смен в моделируемых экстремальных условиях
    • 3. 2. Исследование надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в экстремальных ситуациях дальнего похода

Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Военно-Морской Флот, объективно отражая степень экономической и политической стабильности России, существенно влияет на процесс укрепления государственности. Его состояние во все времена определяло способность страны проводить независимую национальную политику, защищать свои интересы и гарантировать безопасность с морских и океанских направлений. В России, с ее сложным геостратегическим положением и огромной протяженностью морских границ, особую роль призван выполнять подводный флот. Его повседневная деятельность очень многогранна и заключается в несении боевой службы и боевого дежурства, поддержании надлежащего режима на театрах, отработке задач боевой подготовки, выполнении мероприятий, направленных на поддержание технической готовности сил и средств подводного флота к применению по своему предназначению. Вместе с тем, качественное выполнение этих сложных задач в значительной степени зависит от надежности дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях совместной деятельности в дальних походах, что представляется актуальной для подводного флота ВМФ социально-психологической проблемой. К тому же, наблюдающийся в настоящее время разрыв между внедрением в военно-морскую практику технических достижений и научно обоснованных психологических рекомендаций весьма очевиден.

Выполнение служебно-боевых задач экипажами подводных лодок ВМФ в значительной мере определяется групповым характером использования и обслуживания эксплуатационных систем и вооружения современных подводных кораблей. Поэтому на одно из первых мест в прикладных социально-психологических исследованиях на флоте закономерно выдвигается проблема надежности совместной деятельности в дежурных сменах. Этот вопрос становится особенно значимым, если учесть, что выполнение дежурными сменами боевых и учебных задач в дальних походах подводных кораблей происходит строго ограниченным составом людей, как правило, в экстремальных условиях. По данным иностранной печати с 1961 года жертвами катастроф на российских подводных лодках стали 527 человек. Гибель подводных лодок наступила: в 10-ти случаях — в процессе выполнения задач боевой службы и боевой подготовки, в 5-ти случаях — в катастрофах и лишь однажды по чисто техническим причинам (проворачивание оружия). Среди основных причин аварий, не повлекших гибели подводных лодок, отмечаются в основном не технологические, а связанные с действиями экипажей при всплытии, при потере хода или плавучести и другие. Обобщение этих данных приводит к выводу о присутствии «человеческого фактора» и ненадежности действий дежурных смен в 40−60% катастроф. Не случайно, практически ни в одном из выводов государственных комиссий о причинах гибели подводных лодок не обходится стороной вопрос о состоянии надежности действий экипажей, расчетов и смен в экстремальных условиях.

Современная психологическая наука предлагает теоретически обоснованные рекомендации по совершенствованию групповой деятельности (исследования А. И. Донцова -1980, Н. Н. Обозова -1982, А. С. Чернышева -1980 и др.). Однако, специфика совместной деятельности малых групп на подводной лодке требует специального целенаправленного изучения. Тем более, исследование характеристик надежности совместной деятельности дежурных смен значительно способствовало бы повышению боеспособности и живучести кораблей.

Несение дежурной службы в экипажах подводных кораблей происходит строго ограниченным составом смен, как правило, в напряженных условиях дальних походов. До настоящего времени исследований по проблеме надежности совместной деятельности на подводных лодках в напряженных и экстремальных условиях не проводилось. Контент-анализ военно-морской печати позволяет заключить, что за последние 20 лет нет ни одной публикации, посвященной социально-психологическим проблемам обеспечения надежности экипажей, боевых расчетов и дежурных смен.

Имеющиеся социально-психологические исследования групповой деятельности в экстремальных ситуациях (В.Я.Подорога -1973, С. В. Сарычев -1993, В. А. Хащенко -1986 и др.) требуют дальнейшего развития применительно к особенностям совместной деятельности в дежурных сменах подводников и уточнения с учетом специфики проявления экстремальных условий на подводной лодке.

Таким образом, жизненная важность исследуемого явления — надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ, в значительной мере обуславливающей их живучесть и боеспособность, а также отсутствие конкретных исследований по этой проблеме определили актуальность темы диссертации и необходимость глубокого социально-психологического изучения данного вопроса.

Объект исследования — надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ.

Предмет исследования — влияние экстремальных условий боевой службы на надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ.

Цель исследования — на основе экспериментального исследования выявить зависимость надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок от реальных и моделируемых экстремальных условий несения службы.

Задачи исследования:

1. На основе анализа существующих подходов уточнить понятие надежности совместной деятельности группы — дежурной смены подводной лодки.

2. Разработать критерии надежности совместной деятельности дежурных смен подводной лодки, их показатели и методики определения уровня надежности совместной деятельности.

3. Экспериментально исследовать влияние реальных и моделируемых экстремальных условий на надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок.

Гипотеза исследования:

Основная: надежность может рассматриваться как социально-психологическая характеристика совместной деятельности дежурной смены подводной лодки, которая не является постоянной величиной, а детерминируется изменяющимися условиями несения службы и может использоваться как интегральный показатель уровня подготовленности к выполнению задач боевой службы в экстремальных условиях.

Частные гипотезы:

1 .В связи с нежелательностью наступления реальных условий экстремальности при несении боевой службы подводной лодкой, для исследования их влияния на надежность совместной деятельности в экипажах подводных лодок представляется возможным моделирование экстремальных условий созданием напряженных ситуаций в нормальных условиях несения службы и боевой подготовки.

2.Показатели надежности совместной деятельности возрастают по мере увеличения количества тренировок дежурных смен в напряженных условиях.

3.Уровень надежности совместной деятельности, выявленный в дежурных сменах при моделировании экстремальных условий созданием напряженности, позволяет прогнозировать выполнение задач боевой службы в реальных экстремальных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский,.

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) о детерминации психических явлений деятельностью, взаимосвязи деятельности и общения, системном подходе к исследованию психологических феноменов, а также социально-психологические идеи о понимании группы в качестве субъекта совместной деятельности, деятельностном опосредовании межличностных отношений в группе и развитии социально-психологических явлений в изменившихся условиях жизни и деятельности. Диссертация выполнена в русле военно-психологических исследований, посвященных проблемам изучения социально-психологических явлений и экстремальных условий деятельности (А.Я.Анцупов -1993, М. И. Дьяченко -1977, П. А. Корчемный -1990, А. М. Столяренко -1973, С. И. Съедин -1984, В. В. Сысоев -1989, В. П. Каширин -1979, Л. Н. Кузнецов -1989,.

B.П.Лазарев -1984, В. Н. Селезнев -1978, В. Б. Павельчук -1992, Б. Я. Шведин -1982 и др.).

Методика исследования:

Методический замысел исследования состоял в том, что на основе уточненного понятия надежность совместной деятельности в нормальных, напряженных и экстремальных условиях были выделены ее специфические критерии (устойчивость результатов совместной деятельности в изменяющихся условиях, согласованность действий и организованность), по эмпирическим показателям которых (оценки за выполнение задач и вводных за время дежурства, количество ошибок при выполнении задач и вводных, время выполнения задач совместной деятельности, совместимость и обусловленность взаимодействий, способ разрешения разногласий, уровень конфликтности, распределение ответственности, статусно-ролевая структура и типичный способ поведения в экстремальной ситуации) с использованием методов анализа документов и результатов деятельности, практических заданий, наблюдения, экспертной оценки, анкетного опроса, социометрии и субъективной зрительно-аналоговой шкалы было изучено проявление надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в нормальных, напряженных (моделирующих экстремальные) и реальных экстремальных условиях несения боевой службы в дальнем походе. Эксперименты проводились на основе теории эксперимента, предложенной Д. Кэмпбеллом (1980), по планам с использованием контрольных групп и без них, с первоначальным замером зависимой переменной главной и без таковых, с замером лишь после экспериментального воздействия. Полученные результаты подвергались качественному анализу с применением методов математической статистики и использованием ЭВМ, что позволило на уровне доверительной значимости не ниже =0,05 выявить зависимость надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок по принятым показателям критериев от напряженных и экстремальных условий боевой службы, чем была проверена гипотеза исследования.

Этапы исследования:

Эксперименты проводились в 1993;96 гг. на подводных лодках соединений Северного флота ВМФ России. Первый этап исследования был посвящен лабораторному изучению надежности дежурных смен подводных лодок в нормальных и напряженных условиях совместной деятельности, моделирующих экстремальность и проводился в ходе тренировок по боевой подготовке в учебно-тренировочном комплексе на берегу. Эксперименты проводились с командами, выполняющими задачи совместной деятельности по нормативам на специальных тренажерах с имитацией условий, максимально приближенных к экстремальным боевым. На втором этапе изучалось влияние экстремальных условий дальнего похода на показатели надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок и исследования проводились в реальных условиях боевой службы на ходу в море.

В проведенных военно — психологических исследованиях надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок приняло участие более 300 подводников.

Научная новизна исследования:

1.На основе анализа основных теоретических подходов отечественной психологии уточнено понимание надежности совместной деятельности в экстремальных условиях, выявлена специфика и особенности ее проявления на подводной лодке при несении боевой сменой дежурной службы.

2.Разработаны критерии надежности совместной деятельности дежурных смен подводной лодки и показатели их проявления в изменяющихся условиях.

3.Экспериментально исследовано влияние реальных и моделируемых экстремальных условий на надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок и выявлены закономерности ее проявления в дальнем походе.

4.Предложены методики определения уровня групповой надежности дежурных смен и практические рекомендации по совершенствованию надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок.

Положения, выносимые на защиту:

1.Понятие групповой надежности можно рассматривать как одну из интегральных социально-психологических характеристик совместной деятельности, которое в контексте экстремальных условий несения службы дежурными сменами подводных лодок рассматривается как проявление совокупности критериев по эмпирическим показателям.

2. Критерии надежности совместной деятельности дежурных смен подводной лодки: устойчивость результатов совместной деятельности в изменяющихся условиях (эмпирическими показателями являются оценки за выполнение задач и вводных во время дежурства, количество ошибок при выполнении задач и вводных, время их выполнения) — согласованность действий дежурных смен (оцениваться по таким показателям как совместимость членов дежурной смены в совместной деятельности, взаимообусловленность действий при выполнении задач дежурства, способ разрешения возникающих при этом разногласий и уровень конфликтности в группе) — организованность дежурных смен в условиях совместной деятельности (распределение ответственности между участниками совместной деятельности в дежурной смене и статусно-ролевая структура группы, предполагающая соответствие функциональному расписанию по боевому расчету и возможное изменение формальной иерархии и структуированности в связи с нестандартными условиями деятельности, а также типичный способ поведения членов группы в экстремальной ситуации).

3.Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях, детерминируемых природными, эксплуатационными, техническими, временными, жизнедеятельностными, социально-психологическими факторами, а также обусловленными противодействием противника и другими факторами, можно обеспечить на уровне, достаточном для выполнения необходимых задач по поддержанию боеготовности и живучести корабля моделированием экстремальных ситуаций в нормальных условиях плановой боевой подготовки созданием напряженности при выполнении задач и нормативов.

4.Методики определения уровня групповой надежности дежурных смен и практические рекомендации по совершенствованию надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивались системным характером теоретико-методологического анализа надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях дальних походов, предварительной апробацией методик, высокой репрезентативностью эмпирических показателей, обеспечением внутренней и внешней валидности используемых методик, экспериментальной проверкой основных теоретических положений исследования, разнообразием исследовательских процедур, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного анализа с применением методов математической статистики обработки полученных эмпирических данных с помощью компьютерных программ.

Теоретическая значимость исследования:

1 .Осуществленный анализ теоретических положений социальной психологии по проблемам совместной деятельности групп углубляет понимание надежности совместной деятельности малых групп в экстремальных условиях, что создает теоретико-методологические предпосылки для дальнейших социально-психологических исследований проблемы.

2. Предложенные способы моделирования экстремальных условий созданием напряженности в нормальных условиях расширяют представления о возможности исследования тех социально-психологических явлений, наступление которых в повседневной жизнедеятельности является нежелательным и опасным, но требует изучения.

3.Применненный инструментарий совершенствует ранее известные в военной психологии методики и способы изучения совместной деятельности.

Практическая значимость исследования:

1.Основные положения и результаты исследования содержат выводы и рекомендации, внедрение которых в повседневную жизнедеятельность подводных кораблей значительно способствовало бы повышению слаженности действий экипажей, качества их подготовки к экстремальным условиям и степени боеспособности личного состава. Предлагаемые в диссертации методики могут оказать практическую помощь командирам кораблей в выработке оптимального алгоритма согласованных действий подводников, который может быть использован при внесении изменений в корабельные расписания и совершенствовании их взаимодействия с подчиненными.

2.Разработанная система показателей и критериев уровня надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок позволяет офицерам флота на их основе осуществлять повседневную оценку готовности экипажей к совместным действиям в экстремальных условиях боевой службы.

3.Представленный материал может использоваться в военно-учебных заведениях флота при изучении социально-психологической проблематики в целях обучения офицеров социально-психологическим приемам и способам повышения надежности совместной деятельности в экстремальных условиях и групповой совместимости отделений, команд и боевых смен кораблей ВМФ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на атомных подводных кораблях войсковых частей 95 155, 90 157 и 10 442 Северного флота, а также в экипажах кораблей морских сил Федеральной пограничной службы РФ. Обобщенные результаты проведенных исследований доложены в Главном штабе ВМФ, управлении боевой подготовки Северного флота и обсуждены на служебных совещаниях с офицерами воспитательных структур в соединениях подводных кораблей, на базе которых проводилась работа. Предложенные методики внедрены в практику подготовки экипажей подводных лодок к дальним походам. Итоги проведенного диссертационного исследования обсуждались на научно-практической конференции в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского и Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова, а также на заседаниях кафедр общественных наук этих ВВУЗов и используются при проведении занятий с курсантами и слушателями.

Выводы:

1. Экспериментально исследовано влияние реальных условий на экстремальности на надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок.

2. Проведенными во время ходовой вахты экспериментами установлено, что надежность как социально-психологическая характеристика совместной деятельности дежурной смены подводной лодки не является постоянной величиной, а детерминируется изменяющимися условиями несения службы и может использоваться как интегральный показатель уровня подготовленности к выполнению задач боевой службы в экстремальных условиях.

3.Экспериментально подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что уровень надежности совместной деятельности, выявленный в дежурных сменах при моделировании экстремальных условий созданием напряженности, позволяет прогнозировать выполнение задач боевой службы в реальных экстремальных условиях.

4. В ходе проведенных экспериментов доказано, что возможно моделирование экстремальных условий созданием напряженных ситуаций в нормальных условиях несения службы и боевой подготовки и показатели надежности совместной деятельности, а по мере увеличения количества тренировок дежурных смен в напряженных условиях возрастают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование проблемы надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок показало актуальность и теоретическую значимость ее решения для повышения боеспособности подводных лодок в экстремальных условиях. Осуществленный анализ основных теоретических положений отечественной психологии по проблемам надежности и совместной деятельности малых групп позволяет уточнить понятие групповой надежности как одну из интегральных социально-психологических характеристик совместной деятельности, которое в контексте экстремальных условий несения службы дежурными сменами подводных лодок рассматривается как проявление совокупности критериев по соответствующим эмпирическим показателям.

В исследовании обосновано использование следующих критериев надежности совместной деятельности дежурных смен подводной лодки: устойчивость результатов совместной деятельности в изменяющихся условиях (эмпирическими показателями являются оценки за выполнение задач и вводных во время дежурства, количество ошибок при выполнении задач и вводных, время их выполнения) — согласованность действий дежурных смен оцениваться по таким показателям как совместимость членов дежурной смены в совместной деятельности, взаимообусловленность действий при выполнении задач дежурства, способ разрешения возникающих при этом разногласий и уровень конфликтности в группе) — организованность дежурных смен в условиях совместной деятельности (распределение ответственности между участниками совместной деятельности в дежурной смене и статусно-ролевая структура группы, предполагающая соответствие функциональному расписанию по боевому расчету и возможное изменение формальной иерархии и структуированности в связи с нестандартными условиями деятельности, а также типичный способ поведения членов группы в экстремальной ситуации).

На основе анализа проведенных психологических исследований экстремальных условий деятельности углублено понимание надежности совместной деятельности в экстремальных условиях, которые на подводной лодке при несении дежурной сменой боевой службы имеют свои специфические особенности. Установлено, что надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ должна рассматриваться в динамике экстремальных условий боевой службы, основными причинами которых являются: природные, противодействие противника, эксплуатационные, технические, жизнедеятельные и временные, а также отдельная группа социально-психологических причин, усугубляющих проявление экстремальных условий совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в дальних походах.

Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях, можно рассматривать как интегральный показатель уровня подготовки дежурных смен к совместным действиям в экстремальным условиям, достаточного для выполнения необходимых задач по поддержанию боеготовности и живучести корабля. Для этого следует изучать и производить ее оценку комплексно по разработанным критериям и показателям, что позволяет прогнозировать надежность совместной деятельности дежурных смен в изменяющихся, в том числе и экстремальных условиях.

Под экстремальными условиями может понимается совокупность внутренних и внешних по отношению к группе явлений, требующих изменения содержания совместной деятельности членов группы, максимального напряжения и реализации всей совокупности показателей надежности совместной деятельности. В связи со сложностью отслеживания и нежелательностью наступления реальных условий экстремальности, для исследования их влияния на надежность совместной деятельности в экипажах подводных лодок представляется возможным моделирование экстремальных условий созданием напряженных ситуаций в обычных условиях несения службы.

При моделировании экстремальных условий созданием напряженных ситуаций выявлено резкое ухудшение надежности совместной деятельности дежурных смен по совокупным показателям результативности и последующее их улучшение по мере ежедневного создания напряженных условий на тренировках при устойчивой тенденции к стабилизации улучшающихся результатов по значению стандартного отклонения.

Полученные в исследовании результаты представляют практическую значимость для решения прикладных задач по повышению живучести и боеспособности подводных кораблей на основе совершенствования характеристик надежность совместной деятельности дежурных смен. В связи с этим представляется возможным предложить некоторые практические рекомендации:

1. В интересах повышения эффективности несения дежурства и совершенствования боевой готовности подводных кораблей на основе полученных в ходе исследования результатов целесообразно было бы рассмотреть в Главном штабе Военно-Морского Флота вопрос о совершенствовании системы социально-психологической подготовки всех категорий подводников в соответствии с реальными экстремальным условиям их совместной деятельности. В этой связи представляется необходимым:

— включить в деятельность командиров кораблей и офицеров, несущих вахту в дежурных сменах элементы, направленные на повышение групповой надежности совместной деятельности, особенно в экстремальных условиях дальних походов;

— использовать предложенную систему критериев надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок для оценки подготовленности экипажей к действиям в экстремальных условиях и внедрить соответствующие методики;

— командирам подразделений подводных лодок в ходе учебных занятий и тренировок использовать предложенные подходы по моделированию экстремальных условий для повышения надежности совместной деятельности дежурных смен при несении боевой службы.

2. Рекомендовать Управлению воспитательной работы ВМФ включить в программы по общественно-государственной подготовке офицеров-подводников и учебные программы по общественно-гуманитарным дисциплинам в ВВУЗах ВМФ темы, раскрывающие содержание социально-психологического обеспечения различных видов совместной деятельности военных моряков в экстремальных условиях;

— создать в структуре воспитательных органов ВМФ нештатную аналитическую группу, основной задачей которой являлось бы изучение социально-психологических проблем надежности совместной деятельности экипажей надводных и подводных кораблей ВМФ в экстремальных условиях;

— подготовить и издать учебно-методическое пособие: «Социально-психологические основы обеспечения надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях» .

3. В целях более глубокой профессиональной подготовки офицеров-подводников в военно-учебных заведениях флота при изучении социально-психологической проблематики более глубоко рассматривать вопросы надежности совместной деятельности в экипажах при наступлении экстремальных условий;

— в ВВУЗах и соединениях ВМФ организовать постоянно действующие методические семинары в целях подготовки офицеров-руководителей занятий к обучению подчиненных командиров и их заместителей социально-психологическим приемам и способам повышения надежности совместной деятельности дежурных смен кораблей ВМФ в экстремальных условиях;

4. Научно-исследовательским подразделениям Военно-Морского Флота, в интересах дальнейшего совершенствования навыков служебно-боевой деятельности подводников в экстремальных ситуациях целесообразно:

— разработать программное обеспечение и учебно-методические средства для моделирования экстремальных условий с целью обучению подводников приемам и способам согласованной совместной деятельности в реальных условиях экстремальности;

— создать банк данных реальных действий дежурных смен подводных лодок в экстремальных условиях, на основе которого описать различные этапы совместной деятельности подводников в экстремальных условиях и выработать оптимальный алгоритм согласованных действий подводников, который может быть рекомендован для внесения изменений в корабельные расписания и боевую подготовку экипажей кораблей;

— продолжить дальнейшее исследование проблем надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях по совершенствованию системы показателей и критериев уровня надежности совместной деятельности дежурных смен подводных лодок для повседневной оценки готовности к экстремальным ситуациямвыявлению оптимальных способов формирования надежности совместной деятельности экипажей подводных лодок ВМФ в различных экстремальных условиях и развитию методов повышения групповой совместимости отделений, команд и боевых смен подводных кораблей.

5. Предложить редакционной коллегии «Морского сборника» вести постоянную рубрику по проблемам социально-психологического обеспечения надежности совместной деятельности дежурных смен кораблей ВМФ в экстремальных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Принципы общественной организации производства. -М., 1982.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990.
  3. Г. М. Социальная психология. -М.:Изд-во МГУ, 1988.-432с.
  4. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопр. психологии. 1974.- N 4.- С. 25.
  5. П.И. Педагогические основы оптимизации общения корабельных офицеров с подчиненными: Дис. канд.пед.наук. -М., 1994.
  6. В.И. Диалектические противоречия познавательной деятельности командира в боевой обстановке: Дис. канд.филос.наук. -М., 1987.
  7. А., Кисилев JL, Ратников Н. Особенности развития тяжелых аварий ПЛ //Морской сборник. 1995. -№ 12. — С.58−61.
  8. А.Я. Социально психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. доктора психол.наук. -М., 1993.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал, — 1994,-N1,-С. 16−23.
  10. Ю.Архангельский Е., Карев В. Пути сокращения аварийности. // Морской сборник. -1996. -N 4.-С.63−66.11 .Атонов А., Киселев Л., Ратников Н. Особенности развития тяжелых аварий ПЛ. //Морской сборник, — 1995. -N 12. -С.58−61.
  11. В. Г. Системность и общество. -М., 1980. -С.77−78.
  12. В., Худяков JI. Гибель подводной лодки М-256 //Морской сборник. 1993.-№ 9.
  13. Ф., Прошан Ф. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность. -М.: Наука, 1984.-327с.
  14. А.И. Кибернетика и надежность. -М.Наука, 1964. -288с.
  15. Г. Т., Жданов О. И. О стилях поведения оператора в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. -1992. -N2. -С.26−33.
  16. А.Н. Конфликты и их разрешение в производственных группах в экстремальных условиях деятельности: Дис. канд.социолог.наук. ~М., 1995.
  17. Большая Советская энциклопедия
  18. А.Ф. Социально-психологическая напряженность на предприятии: к проблеме измерения //Психологический журнал. -1993. N3. -С. 19−25.
  19. С.М. Психологический анализ деятельности личного состава при маневренном базировании кораблей в низких широтах океана: Дис. канд.психол.наук. -М., 1980.
  20. А.Д., Белов В. Г. Анализ факторов риска, ограничивающих резервы здоровья корабельных специалистов // Теоретические и прикладные вопросы обитаемости и профессионального отбора. Часть 1. -С.Петербург., 1996. -С. 18.
  21. Л.В. Принцип единства материального и духовного в деятельности офицерских кадров: Дис. канд. филос.наук. -М., 1992.
  22. P.C. Связь межличностных отношений с групповойэффективностью деятельности //Вопросы психологии. -1977. -N4. -С.64−73.
  23. Э.С., Парохин В. Н. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. -М.:Транспорт, 1986.
  24. И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. -JL, 1970.
  25. А.И., Грошев И. В. Особенности формирования психического образа аварийной ситуации в процессе обучения операторов АСУ. //Психологический журнал.- 1996.- N2.- С.46−55.
  26. Р.Т. Управление социальными процессами в корабельных коллективах (группах): Дис. канд.социолог.наук. -М., 1995.
  27. Ф. Психология управ ления.-М.:Прогресс, 1982. -422с.
  28. Е. И. Структура групповой деятельности. -Киев, 1979.
  29. Ф.Д. Психоневрологические аспекты труда операторов. -М.: Медицина, 1975.-205с.
  30. Л.П., Пономаренко В. А. Психические состояния и надежность деятельности оператора // Вопросы кибернетики: эффективность деятельности оператора. -М., -1982. -С. 145−156.
  31. A.A., Исаев A.A. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. -М.: Просвещение, -1985. -335 с.
  32. Л.Г., Занковский А. Н. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.
  33. А.И. К анализу деятельности как системообразующего признака коллектива // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. -М., 1977.
  34. А.И. Проблемы групповой сплоченности. -М.: Изд. МГУ, -1979. -128 с.
  35. А.И. Психология коллектива. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-208с.
  36. В.Ф. Мотивация деятельности личности в чрезвычайных ситуациях: Дис. доктора филос.наук.-М., 1987.
  37. Е.И. Экспериментальное исследование взаимодействия подростков в разновозрастной группе: Дис.. канд. психол. наук. Рязань, 1976.
  38. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Дис. доктора психол.наук.-М., 1969.
  39. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -206с.
  40. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. -Л., -1973.
  41. В.К. Оптимизация групповой деятельности // Методы оптимизации систем «человек-машина». -М., 1984.
  42. Кампании войны на Тихом океане. -М., 1956.
  43. С.Л. Влияние управленческого общения командира танкового подразделения на выполнение подчиненными сложных учебно-боевых задач: Дис. канд.психол.наук. -М., 1995.
  44. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис. канд.психол.наук. -М., 1979.
  45. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. -М.:Наука, 1983. -368с.
  46. А.И. Психология руководства воинской частью: Дис. доктора психол.наук. -М., 1974.
  47. С.С. Курс психиатрии. -М., 1911, С. 564.
  48. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис. канд.психол. наук. -М.Д979.
  49. Ю.А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях: Дис. канд.социолог.наук. -М., 1995.
  50. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М.: МГУ, 1991.
  51. JI.H. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства: Дис. канд.психол.наук. -М., 1989.
  52. Е.С., Богданов В. А. Моделирование // Методы социальной психологии. -JL, 1977.
  53. Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
  54. В.П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива: Дис. канд.психол.наук. -М., 1984.
  55. В.И. Личность в экстремальных условиях. -М., 1989.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  57. В.Е. Инженерно психологические проблемы организации групповой деятельности операторов: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1977.
  58. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  59. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. -1981.-Т.2, -N 5.
  60. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.:Наука, 1984.-444с.
  61. .Ф., Мясников В. И. Медико-психологические аспекты профессиональной надежности космонавта //Психологический журнал. -1988.1. T.9.-N6. -С.8−17.
  62. .Ф., Васильев A.A., ОфицеровВ.В., Рубахин В. Д. Военная инженерная психология. -М., 1979. -С.340.
  63. Марищук B. J1. К вопросу об экстремальном факторе и стрессе //Материалы науч.конф., посвящ. 50-летию Воор. Сил СССР. -JL, 1968.
  64. Е. Человек и машина: обеспечение безопасности //Морской сборник. 1995.-№ 12. -С.20−27.
  65. A.B. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности: Дис. канд.психол.наук. -М., 1993.
  66. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 1982.
  67. Надежность и быстродействие человеко-машинных систем. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. -144с.
  68. В. Д. Избранные психологические труды. -М.: Пед агогика, 1990.-408с.
  69. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии /Под ред. Б. А. Душкова. -М.'.Высшая школа, 1991. -С.238−249.
  70. В.Д. Основные свойства нервной системы как фактор надежности человека-оператора // Тезисы XY Международного психологического конгресса в Югославии. -М., 1964. -С.234−235.
  71. P.C. Социально психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984.
  72. Л.С., Конопкин O.A. Инженерная психология и проблемы надежности машиниста. -М.:Транспорт, 1978. -239с.
  73. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека оператора. Л., 1977.
  74. М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблемы общения в психологии. -М., 1981.
  75. Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. -Л., 1979.
  76. H.H. Аппаратурный метод исследования срабатываемости и совместимости людей //Методы социальной психологии.-Л. 1978. С.161−164.
  77. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. -М., 1987.
  78. С.И. Словарь русского языка. -М., 1985.
  79. В.Б. Формирование у экипажа корабля положительной мотивации как условие качественного выполнения задач длительного плавания: Дис. канд.психол.наук.-М., -1992.
  80. И.М., Бабиков В. М. Коррекция оценок временных затрат и надежность принятия решения оператором // Психологический журнал. -1996. -Nl. -С.48−52, Психологический журнал, — 1996, — N2, — С.56−63.
  81. В.Н. Социально-психологической исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды: Дисс. .канд. психол. наук. -Л., 1973.
  82. .Г. Оценка социально-психологических условий жизнедеятельности как предпосылка регуляции социально-психологического климата коллектива //Роль психологических факторов в интенсификации экономики. -Звенигород, 1984.
  83. В.Ф. Искусство управлять коллективом //Морской сборник. -1992,-№ 7.
  84. В. Наши подводные силы во второй половине своей истории // Морской сборник.- 1996,-N 3, — С. 15.
  85. Петру шенко JIA. Единство системности, организованности и самодвижения. -М.:Мысль, 1975. -285с.
  86. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. -М.:Физкультура и спорт, 1983. -176с.
  87. По следам подводных катастроф. М., 1992. -С.203−204.
  88. В.Я. Экспериментальное изучение влияния напряженных ситуаций на групповую деятельность старшеклассников: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1973. -22с.
  89. В.А. Проблема информационного обеспечения надежности оператора в особых условиях деятельности //Психология и научно -технический прогресс. Тезисы докладов к Y1I съезду Общества психологов СССР. -М., 1989. -С.20−21.
  90. Последний поход «Комсомольца». Трагедия и судьбы. Часть 1.-Мурманск. 1990.
  91. В.Л. Профессиональная адаптация молодых офицеров ВМФ и пути ее оптимизации: Дис. канд.социолог.наук. -М., 1994.
  92. В.Л. Профессиональная адаптация молодых офицеров ВМФ и пути ее оптимизации: Дис. канд.социолог.наук. -М., 1994.
  93. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
  94. В.А. Влияние опыта второй мировой войны на способы борьбы с подводными лодками в Северной Атлантике и прилегающих к ней водах Арктики. -M., 1971.
  95. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л.:Наука, 1986.
  96. C.B. Изучение напряженных ситуаций совместной деятельности в лабораторном эксперименте //Психологические аспекты совместной деятельности и общения. -Курск, 1990. -С.49−56.
  97. C.B. Социально-психологические основы надежности группы внапряженных ситуациях совместной деятельности //Первые международные Ломовские чтения. Тезисы докладов. -М.:Институт психологии РАН, 1991. -С.248−250.
  98. В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в автономном плавании и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовости корабля: Дис. канд.психол.наук. -М., 1978.
  99. Г. Стресс без дистресса. -М.:Прогресс, 1979. -124с.
  100. В.В., Улитовский А. Д. Случаи токсического поражения членов экипажа подводной лодки «Комсомолец» // Теоретические и прикладные вопросы обитаемости и профессионального отбора. Часть 2. -С.Петербург., 1996. С. 80.
  101. A.A. Устойчивость органов управления военно-организационных систем: Дис. канд.филос.наук. -М., 1994.
  102. Словарь иностранных слов. -М., 1988.
  103. Совместная деятельность: методология, теория, практика. -М.: Наука, 1988.
  104. A.M. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ: Дис. доктора, психол.наук. -М., 1973.
  105. Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю. Л. Ханина. -М.:Физкультура и спорт. -1983.-216с.
  106. Пб.Сутягин И. Подготовка командных кадров подводных лодок в ВМС США.//Морской сборник. 1994. -№ 10. -С.81−83.
  107. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1988. -166с.
  108. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис. доктора психол.наук. -М., 1984.
  109. Ю.А., Полоский B.C. Количественная оценка трудности ходовой вахты // Морской сборник. -1975. -N2. -С.27−30.120."Тайфун" в Арктике // Морской сборник. -1996. -N 4. -С.34−35.
  110. Н.В., Петрухин Е. В. Психологические особенности восприятия радиационной опасности //Психологический журнал. -1994.-N1. -С. 16−24.
  111. ТепловБ.М. Об объективном методе в психологии //Избранные труды: В 2-хт.-М., 1985. Т.2.-281−309.
  112. В.Д. Вопросы психологии труда моряков в длительных рейсах: Дисс.. канд.психол. наук. -М., 1976.
  113. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников -М., 1980.
  114. Л.И. Методы экспериментального исследования социально -психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977.
  115. И.А. Основные принципы теории надежности // Вопросы философии.-1967. -N6. -С. 18−24.
  116. Н.Ф., Селезнев В. Н. Управление психическим состоянием личного состава, обеспечивающего боевое дежурство -М.: ВПА, 1986.
  117. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. -1991. N5. С. 161 163.
  118. В.А. Влияние социально-психологических свойств субъекта на эффективность управления производственным коллективом: Автореф. канд. психол. наук. -М., 1986.
  119. В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельностиличности и группы в экстремальных условиях //Методики психологической диагностики личности и группы. -М.:ИПАН СССР, 1990. -С. 150−190.
  120. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности // Психологический журнал. -1993. Т.14, № 3. С. 38 46.
  121. Н.Ю. Малые группы в условиях относительной социальной изоляции: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1976.
  122. Е.И. Моделирование совместной взаимосвязанной работы группы операторов //АиТ., 1966. № 6.-С. 108−114.
  123. A.C. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психол. журн.-1980. -С.84−94.
  124. A.C. Социально-психологичские основы организованности первичного коллектива /на материалах исследования молодежных групп и коллективов: Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1980.
  125. A.C., Крикунов A.C., Луньков А. И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. -М., 1989. -107с.
  126. К.Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей // Человек и общество. Вып.IX. -1971.
  127. .Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахгенного офицера: Дис. канд.психол.наук. -М., 1982.
  128. Ф.С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. -М., 1956.
  129. НО.Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.:Наука, 1979.
  130. В.Ю., Бобров А. Ф. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка // Психол. журн. 1990. Т.11-№ 3.-С.60−69.
  131. Эхо трагедии «Комсомольца» // Морской сборник. 1994. — № 4.
  132. А. Алгоритм выработки рекомендаций оператору при борьбе за живучесть технических средств корабля//Морской сборник. 1995. -№ 7. -С.29−34.
  133. Easterbook J. The effect of «cue utilization» and organization of behavoir // Psychol. Review. Vol. 66. -1987. -P. 515−634.
  134. Harrisson A.A., Connors M.M. Groups in exotic environments // Advances in experimental Social psychology. V.18. -N.Y., 1984. -P.85−117.
  135. Janowitz M. The military establishment. Organization and disorganization // Contemporary social problems. -N.Y., 1991. -P. 515−553.
  136. Klein J. Working whith Groups. The social psychology of discussion and decision. Hutchinson Universaty library. -London, 1986. 240 p.
  137. Kolb D.A., Rubin I. M., Mclntyre J.M. Organization Psychology. An experimental approach. Englewwod Cliffs: Prentice hall, 1984. 422 p.
  138. Lazarus R., Ericsen C. The effect of failure stress upon skilled perfomance // Appl. Psychol. -1992. Vol .43 -N2. 38−47 p.
  139. Условия выполн. задач дежурст. (НПГ) Деж. смены Средние значения оценок по итогам трех дежурств смены на вахте за сутки. Сред значе пока- ЗП м ние Ш1Я 1ател. Г в
  140. Нормал. условия БЧ-2 (КГ) 4,4 4,2 4,3 3,8 4,5 5,0 4,8 3,9 4,2 4,8 5,0 4,9 3,9 4,8 4,3 4,9 4,0 4,5 4,2 4,4 0,39
  141. Напряж. услов.(а) БЧ-2 (ЭГ) 4,8 4,0 4,2 3,5 3,0 4Д 3,8 4,5 5,0 3,5 4,8 3,2 4,9 зд 4,8 4,0 5,0 3,5 3,6 4Д 0,66
  142. Нормал. условия БЧ-2 (КГ) 4,0 4,5 4,8 4,5 5,0 4,5 3,0 4,5 4,0 5,0 4,0 3,8 4,5 3,5 4,5 3,5 4,0 3,8 4,5 4,2 0,53
  143. Напряж. услов.(б) БЧ-2 (ЭГ) 3,8 4,2 4,8 4,5 5,0 4,5 3,0 4,0 3,5 5,0 3,5 3,2 4,2 3,2 4,2 3,0 4,0 3,5 4,3 3,9 0,63
  144. Нормал. условия БЧ-2 (КГ) 4,4 4,5 4,8 3,5 4,0 4,8 4,5 4,0 3,9 4,5 4,9 4,5 3,7 4,5 4,0 4,2 3,9 4,0 4,2 4,3 0,38
  145. Нормальн. БЧ-3 3 2 3 3 3 4 2 2 2 3 0 2 3 2,4 0,9условия (ЭГ)
  146. Напряжен. БЧ-3 5 6 5 4 4 4 3 4 3 3 3 0 2 3,5 1,5условия (ЭГ)
  147. Нормальн. БЧ-3 3 2 1 2 3 3 2 3 2 2 1 2 2 2,2 1,1условия (КГ)
  148. Нормальн. БЧ-3 3 3 3 2 3 2 3 3 2 3 1 3 1 2,4 0,8условия (КГ)
  149. Нормальн. БЧ-2 1 2 1 0 3 2 1 1 2 1 2 0 1 1,3 0,5условия (ЭГ)
  150. Напряжен. БЧ-2 3 2 3 3 2 2 1 2 3 2 1 1 2 2,1 0,9условия (ЭГ)
  151. Нормальн. БЧ-2 2 2 1 1 2 1 1 0 1 0 2 1 2 1,2 0,4условия (КГ)
  152. Нормальн. БЧ-2 1 3 2 2 1 1 1 2 0 1 2 1 1 1,4 0,8условия (КГ)
  153. Нормальн. БЧ-4 0 1 1 2 0 1 0 0 1 2 0 1 1 0,8 0,3условия (ЭГ)
  154. Напряжен. БЧ-4 2 3 4 2 3 2 2 2 1 3 2 1 1 2,1 1,0условия (ЭГ)
  155. Нормальн. БЧ-4 1 1 3 2 2 2 2 1 0 1 0 1 0 1,2 0,6условия (КГ)
  156. Нормальн. БЧ-4 2 1 1 1 1 2 3 3 0 1 2 1 0 1,4 0,5условия (КГ)
  157. Примечание: Показатели ГЗП в экспериментальных и контрольных группах БЧ замерялись в начале вахты при нормальных условиях в ЭГ и КГ, а в конце вахты — при нормальных условиях в КГ и напряженных в ЭГ.
Заполнить форму текущей работой