Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры руководителем: Содержание и пути овладения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен один из психолого-акмеологических механизмов развития корпоративной культуры, реализуемый руководителеммеханизм целевого согласования. Установлено, что выделенный механизм состоит в согласовании формальной и неформальной сторон организационного процесса. Согласование осуществляется руководителем посредством коммуникационного взаимодействия с работниками, основанного на создании норм… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология (психологические науки)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Синягин Юрий Викторович
  • МОСКВА
  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психолого-акмеологического механизма развития корпоративной культуры руководителем
    • 1. 1. Историко-научный анализ феномена «корпоративная культура»
    • 1. 2. Анализ моделей корпоративной культуры
    • 1. 3. Психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры руководителем. Концептуальная модель и логика исследования
  • Глава 2. Пути овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры
    • 2. 1. Критерии, показатели и уровни овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры
    • 2. 2. Акмеологический тренинг по овладению руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры
    • 2. 3. Методика и результаты исследования овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры

Психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры руководителем: Содержание и пути овладения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Существенные перемены в социально-экономической жизни страны привели к серьезным изменениям в подходах к управлению современными организациями и трудовыми объединениями. Повышение корпоративности профессионального мировосприятия работников — одно из свидетельств зависимости успешности управления от типа и уровня развития корпоративной культуры организации, от ее динамики, позитивных изменений в ее традициях, ценностях, идеологии и философии, поэтому современному руководителю необходимо владеть механизмами данных изменений и уметь грамотно их осуществлять.

Актуальность проблемы исследования механизма развития корпоративной культуры руководителями усиливают существующие в современной системе управления противоречия:

— между уровнем разработанности проблемы механизма развития корпоративной культуры руководителями и реалиями современной жизни, в которых осуществляется управленческая деятельность;

— между уровнем профессиональной компетентности руководителей в вопросе реализации механизма развития корпоративной культуры и уровнем профессиональной компетентности в этом же вопросе специалистов по организационному консультированию;

— между разработанными психологической наукой технологиями реализации руководителем механизма развития корпоративной культуры и конкретными способами осуществления данного механизма, применяемыми руководителями в управленческой практике.

Состояние проблемы исследования. Появление исследований по корпоративной культуре на Западе связаны с работами Т. Парсонса, Ф. Селэника, Ч. Барнарда, Дж. Марча, Г. Саймона, опубликованными в 1950;60гг. XX в. Феномен корпоративной культуры лег в основу новой парадигмы управления в развитых странах. В западной традиции изучения корпоративной культуры в 80-е гг. сформировались рационально-прагматический и феноменологический подходы к анализу данного феномена (Е.Шейн, И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уотермен и др.).

В настоящее время проблемы корпоративной культуры исследуются практически всеми известными западными специалистами по организации и менеджменту, среди них такие, как: Е. Франк, П. Рейнолдс, Р. Фостер и др.

В работах российских ученых корпоративная культура расматривалась в связи с технико-технологической фазой развития организации (20-е гг.) — начало построения индустриального производства в СССР, разработка системы НОТ и научных основ рационализации и управления (А.А.Богданов, А. К. Гастев, П. И. Керженцев, Е. Ф. Розмирович, А. А. Нольде, Н. А. Витке и др.). После длительного перерыва возрождение науки об организации и управлении в нашей стране наступило в начале 60-х гг. (Н.Т.Абрамова, Е. И. Комаров, Ю. Д. Красовский, Л. И. Уманский. Н. Ф. Наумова, В. Ш. Рапопорт, А. И. Пригожин.).

В настоящее время проблема корпоративной культуры наиболее активно исследуется акмеологией и психологией управления (Т.Ю. Базаров, P.JI. Кричевский, Л. Г. Лаптев, В. Н. Марков, А. С. Огнев, Ю. В. Синягин, Т. А. Яирова и др.).

Цель исследования — научно обосновать содержание психолого-акмеологнческого механизма развития корпоративной культуры и определить пути овладения им руководителем.

Объект исследования — корпоративная культура организации.

Предмет исследования — психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры, реализуемый руководителем.

Гипотезы исследования.

Успешность развития и функционирования корпоративной культуры обусловлена не только содержанием и структурой технологической деятельности организации, но и степенью эффективности реализации руководителем механизма данного процесса. Можно предполагать также, что:

— развитие корпоративной культуры организации может осуществляться руководителем за счет использования психолого-акмеологического механизма целевого согласования;

— использование руководителем психолого-акмеологического механизма целевого согласования предполагает приведение в соответствие культурной и формализованной составляющих организационного процесса;

— повышение профессиональной компетентности руководителей организации может осуществляться за счет включения в структуру их профессиональных требований необходимости овладения технологиями развития корпоративной культуры организации;

— использование психолого-акмеологического механизма целевого согласования руководителем будет наиболее эффективно при условии предварительной теоретической и тренинговой подготовки.

В соответствии с целью и гипотезами были определены задачи исследования:

1. Провести историко-научный анализ феномена «корпоративная культура».

2. Проанализировать модели корпоративной культуры.

3. Определить психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры руководителем — механизм целевого согласования.

4. Выявить критерии, показатели и уровни овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры .

5. Разработать акмеологический тренинг по овладению руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры.

Методологической основой исследования являются базовые принципы психологии активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности (Б.ГАнаньев, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов Л.И.Анцыферова, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С.Л.Рубинштейн), основные положения акмеологии (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Е. А. Яблокова и др.) — новейшие достижения акмеологии в исследовательско-развивающем подходе (А.А.Бодалев, А. А. Деркач,.

A.С.Анисимов, О. С. Анисимов, И. Н. Семенов, К. А Абульханова-Славская,.

B.Г Асеев, А. С. Гусева, А.К. Маркова) — психолого-акмеологические исследования в области профессиональной деятельности (Е.А.Климов, А. К. Маркова, А.А.Деркач) — акмеологические исследования руководящих кадров (Р.Л.Кричевский, А. С. Огнев, Ю. В. Синягин, Г. С. Михайлов) — теоретические и прикладные акмеологические разработки профессионализма деятельности и личности государственных служащих (А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Н. Маркин, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Ю.В.Синягин) — психолого-акмеологические исследования в области организационной культуры и командоформирования (А.С.Огнев, Ю. В. Синягин, В.А. Толочек).

Методы исследования: логико-исторический анализ, формальная логика, методы моделирования, анализа, синтеза, анализ акмеологической, психологической, экономической литературы по проблеме, экспертный опрос, анкетирование, наблюдение, контент-анализ, тестирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, методы качественного анализа, количественные статистические методы (пакет STATISTIKA), применяемые в целях измерения показателей, полученных в ходе исследования.

Эмпирическая база исследования.

Объектом исследования являлись руководители и работники организации «станция Москва-Товарная-Рязанская» — филиала ФГУП Московская ж.д. МПС России (170 чел.). Руководители — 20 чел., работники — 150 чел. (2001;2003г.).

В качестве фонового массива использовались руководители государственных и негосударственных структур, проходившие входную диагностику в 2003 году, в количестве 650 человек.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической базой исследования, применением достоверных методов эмпирического исследования, качественным и количественным анализом полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Проведен историко-научный анализ феномена «корпоративная культура», установлено, что данный феномен определяет характер функционирования организации, проявляется через философию организации, корпоративные нормы, корпоративные традиции, корпоративные ценности и способы взаимодействия организации с внешним миром.

2. Проанализированы модели корпоративной культуры, предлагаемые зарубежными и отечественными учеными. Модели включают в себя совокупность сущностных характеристик корпоративной культуры, ее структуру и уровни развития.

3. Выявлен один из психолого-акмеологических механизмов развития корпоративной культуры, реализуемый руководителеммеханизм целевого согласования. Установлено, что выделенный механизм состоит в согласовании формальной и неформальной сторон организационного процесса. Согласование осуществляется руководителем посредством коммуникационного взаимодействия с работниками, основанного на создании норм и способов коррекции делового поведения, для эффективной реализации целей, стоящих перед организацией. Основу процесса согласования, осуществляемого руководителем, составляет формирование руководителем групповой профессиональной мотивации и корпоративных ценностей организации.

4. Выявлены критерии и показатели овладения психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры руководителем. В качестве критериев и показателей выступают: способность руководителя к профессиональному и личностному самосовершенствованиюспособность формулировать необходимые для развития корпоративной культуры ценности и нормыспособность руководителя анализировать наличное состояние корпоративной культуры в организацииумение использовать акмеологические методы и опыт, приобретенный в результате прохождения акмеологического тренинга для развития корпоративной культуры. Определены уровни овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом развития корпоративной культуры: уровень теоретического овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом целевого согласованияуровень теоретического овладения и частично практического применения руководителем механизма корпоративной культуры организацииуровень теоретического овладения и практического применения руководителем механизма развития корпоративной культуры организации.

Практическая значимость исследования.

Разработанная кандидатская диссертация, рассматривающая использование руководителем выявленного психолого-акмеологического механизма целевого согласования и комплекса методик для развития корпоративной культуры, дает возможность изучающим данную проблему собрать и обработать массив информации о корпоративной культуре конкретной организации, а также оптимизировать процесс ее развития руководителем.

Выявленный психолого-акмеологический механизм целевого согласования был использован при построении тренинга «Овладение руководителем психолого-акмеологическим механизмом целевого согласования для развития корпоративной культуры организации». В ходе тренинга осуществляется: усвоение знаний и умений применения выявленного механизма целевого согласования руководителем для развития корпоративной культурыразвитие у руководителей широты взглядов и глобального подхода к корпоративной культуре организацииразвитие у руководителей самостоятельности в принятии решенийактивности в достижении целейответственностиумений использования спектра когнитивных стратегий.

Содержащиеся в диссертационном исследовании характеристики, определения и выводы могут быть использованы при анализе современного состояния корпоративной культуры организации при проведении прикладных исследований по деятельности современных организаций.

Теоретические и эмпирические данные могут быть применены в процессе профессиональной переподготовки руководящих кадров, а также в процессе их профессионального самосовершенствования и развития.

Материалы диссертации рекомендуется использовать при чтении лекций и спецкурсов по акмеологии, организационной психологии, психологии труда и использоваться в обучении специалистов-акмеологов, руководителей организации, специалистов в области кадрового менеджмента и организационных консультантов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на проблемных группах и заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Отдельные положения диссертации были представлены на конференции «Акмеология: итоги, проблемы, перспективы.» (2002г.). «Акмеология: личностное и профессиональное развитие.» (2004г.).

Результаты экспериментального исследования внедрены в работу организации «станция Москва-Товарная-Рязанская».

Проблема механизмов развития корпоративной культуры руководителем отражена в научных статьях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Одним из важных механизмов развития корпоративной культуры руководителем является психолого-акмеологический механизм целевого согласования. Использование данного механизма руководителем приводит в действие систему управления корпоративной культурой, обеспечивая эффективное достижение целей организации. Выявленный психолого-акмеологический механизм развития корпоративной культуры состоит в приведении руководителем в соответствие формализованной и культурной составляющих целей организации, смысловых инструментальных ценностей работников, способов и форм стимулирования и коррекции делового поведения, должностных возможностей с учетом корпоративных норм, традиций, ценностей, миссии организации. Психолого-акмеологический механизм целевого согласования реализуется руководителем через коммуникации с работниками, в процессе которых создаются и корректируются нормы и способы делового поведения для эффективной реализации целей организации. Основу процесса согласования, осуществляемого руководителями, составляют корпоративные ценности организации.

2. Основными критериями и показателями овладения, выявленного психолого-акмеологического механизма развития корпоративной культуры руководителем являются: способность руководителя анализировать наличное состояние корпоративной культуры в организацииформулировать необходимые для развития корпоративной культуры ценности и нормыумение использовать акмеологические методы и опыт, приобретенный в результате прохождения акмеологического тренинга, для развития корпоративной культурыспособность руководителя к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

3. Овладение руководителем психолого-акмеологическим механизмом целевого согласования для развития корпоративной культуры может осуществляться на различных уровнях: уровень теоретического овладения руководителем психолого-акмеологическим механизмом целевого согласованияуровень теоретического овладения и частично практического применения руководителем механизма корпоративной культуры организацииуровень теоретического овладения и практического применения руководителем механизма развития корпоративной культуры организации.

4. В процессе тренинга «Овладение психолого-акмеологическим механизмом развития руководителем корпоративной культуры организации» участники при координирующей и консультирующей роли тренера-акмеолога самостоятельно выстраивают акмеологическую траекторию изменения наличного уровня реализации механизма развития корпоративной культуры. Данная траектория выстраивается в соответствии с полученными научными знаниями по данному вопросу, с индивидуально-типологическими и индивидуально-психологическими особенностями, ценностями, способностями руководителя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Айзенк Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига.: Вреда, 1992. — 176 с.

3. Акимова Т. А. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.367 с.

4. Александров Ю. И., Дружинин В. Н. Теория функциональных систем в психологии// Психол. журнал. 1998. Т.19.№ 6. — С4−9.

5. Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск. ИИФФ СОРАН, 1991. 142 с.

6. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы / Финансовая акад. при Правительстве РФ. М.: Финансы и статистика, 1997. — 246 с.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341с.

9. Анастази А. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. — М: Педагогика, 1982. 279 с.

10. Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М: МГУ, 1984.-141 с.

11. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. Н.-Новгород, 1995.-272 с.

12. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. — Киев: О-во Знание УССР, 1985. — 16 с.

13. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования личности. — Киев. О-во Знание УССР, 1982. — 17 с.

14. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций.М.: Российское Педагогическое Агентство, 1998.

15. Бурлачук JI. Ф., Савченко Е. П. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб). — Киев, «А.Л.Д.», 1995.

16. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.:Наука, 1973. — С.20 — 37.

17. Бизнес с представителями других стран и культур. М.: Дело, 2003. 254 с.

18. Бланчард К. Миссия возможного, или Как стать компанией мирового класса/ Пер. с англ. Челябинск: Урал LTD, 1998. — 291 с.

19. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. — 168 с.

20. Бодалев А. А. Личность и общение. М: Наука, 1995. — 272 с.

21. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. N5. Т.14.-С.73 —79.

22. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке// Психол. журнал. 1991. Т.12. № 6- Т.13.№ 6.

23. Бэндлер Р., Гриндер Д. ж «Из лягушек в принцы». Новосибирск: НГУ, 1992. -168 с.

24. Венецкий И. Г. Вариационные ряды и их характеристики. — М.: Статистика, 1970.— 159 с.

25. Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. — М.: Статистика, 1979. 448 с.

26.

Введение

в эргономику/ Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. Радио, 1974.-352 с.

27. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. -М.: Финансы и статистика, 2001. 223с.

28. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. -535с.

29. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л.: Изд-во Ленингр. ин-та, 1982. — 101 с.

30. Галунов В. К, Манеров В. X. Вопросы применения метода семантического дифференциала (семантически противоположных пар) при исследовании восприятия речи// Психологические методы исследования личности. — Л.: НИИ психоневрологии, 1978.— С. 80 92.

31. Гибсон Д. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Пер. с англ. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. — 660 с.

32. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под ред. Иванова В. П. М.: Известия, 2003. — 410 с.

33. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 204 с.

34. Давыдов В. В., Зак А. З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — 213 с.

35. Деркач А. А. Методологоприкладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 392 с.

36. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 2: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 538 с.

37. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1998. -178 с.

38. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС, 1999. 313 с.

39. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. 310 с.

40. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУД993. -32 с.

41. Деркач А. А., Маркрва А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 94 с.

42. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. -75 с.

43. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., Наука, 1994.

44. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Инст. психологии РАН, 1993. — 120 с.

45. Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. — 267 с.

46. Занковский А. Н. Организационная психология / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 647 с.

47. Занковский А. Н. Организационная психология. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 647 с.

48. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение, 1986. — 189 с.

49. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93 с.

50. Камерон К. С. Диагностика и изменение организационной культуры: Пер. с англ. СПб. и др.: Питер, 2001. — 311 с.

51. Капитонов Э. А. Корпоративная культура и PR. М.-Ростов н/Д: Март, 2003. — 412 с.

52. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: (Социологический аспект). Ростов н/Д: РостиздатДон-Принт, — 2001. 383 с.

53. Карташова Л. В. Поведение в организации. М.: ИНФРА-М, 1999. -219 с.

54. Киселев В. К. Организационная культура государственной службы: сущность, тенденции развития (социологический аспект) / РАГС при Президенте РФ. Орлов, регион, акад. гос. службы. Орел: Изд-во ОРАГС, -1999. 27с.

55. Климов Е. А, Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ 1988. 198 с.

56. Климов Е. А. Индивидуальные стили деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278с.

57. Коломиец Н. О. Развитие организационной культуры персонала: (Моногр.) / РАГС при Президенте РФ. М.: Квант, 2001. — 195 с.

58. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-361 с.

59. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. Элементы психологни менеджмента в повседневной работе. М.: Флинта, 1996. — 347 с.

60. Кузьмина К В. Метод ы системного педагогического исследования.- Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.

61. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.

62. Ладенко КС, Семенов КН., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, ИИФФ АН, 1989.-62 с.

63. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСНД994. — 242 с.

64. Леонова А. Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995. — 448с.

65. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр произведения в 2 т. Т. 1. М.:Педагогика, 1983. — 345 с.

66. Литвинцева Е. А. Ценностно-мотивационные детерминанты организационной культуры государственной службы// Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков. 4.2. Ростов н/Д, 2000.-С. 106−107.

67. Литвинцева Е. А. Организационная культура государственной службы: состояние и перспективы (социологическое исследование)// Проблемы социальной политики. М., 2001. — С. 201−209.

68. Литвинцева И. А. Социокультурные основания государственной службы// Государственная служба России: проблемы становления и развития: Материалы методол. семинара. М., 2001. — С. 147−151.

69. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.308 с.

70. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы)// Психол. журн. 2002. Т.23. N 5.

71. Мерлин B.C. Очерк интелектуального исследования индивидуальности. М., 1986. — С.86 — 106.

72. Михайлов Г. С. Методологические проблемы акмеологии // Межакадемический информационный бюллетень «Академия». — СПб., 1997. — № 4(7). —С. 47 — 50.

73. Михайлов Г. С. Акмеолого-методологические принципы исследования творчества. // Прикладная психология и психоанализ. — 1998. — № 1. — С. 40 — 51.

74. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования: Дисс. канд. психол. наук. —М., РАГС, 1998. — 149 с.

75. Михайлов Г. С. Основные понятия акмеологии. // Прикладная психология и психоанализ. — 1999. — № 1. — С. 20— 28.

76. Михайлов Г. С. Стратегии акмеологического исследования // Прикладная психология и психоанализ. — 1999. — № 2.— С. 15 — 20.

77. Михайловский В. Г. Организационно — педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Монография. — Мл МО, 1995. —258 с.

78. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981.

79. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. —356 с.

80. Немое Р. С. Психологические критерии и условия эффективности работы коллектива. — М.: Педагогика, 1982.— 64 с.Ю.Мещанинов, А А Образ компании / Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров. М.: Новости, 2001. — 277 с.

81. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: АпрельПрессИзд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 256 с.

82. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.: АПК РСФСР, 1956. — 184 с.

83. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Питер, 2000. — 464 с.

84. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человеческое тело, как книгу. -М.: Экономика, 1990.-48 с.

85. Ноксин Е. А. Мастерство устного выступления. JL: Лениздат, 1982. — 96 с.

86. Общая психодиагностика/ Под ред.А. А. Бодалева, В.В.СтолинаМ.: Изд-во МГУ, 1987. 356 с.

87. Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Рабочая книга организационного психолога: учебное пособие. Воронеж: Изд-во Фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. — 299 с.

88. Организационная культура государственной службы / Карпичев B.C., Колесников Ю. В., Нечипоренко B.C., Романов В.Л.- РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. службы и кадровой политики. Каф. орг. социал. систем и антикризис, упр. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 155 с.

89. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой и др. М.:РАГС, ВАД, 1995. — 386 с.

90. Очерки организационной психологии / Под общ. ред. А. С. Огнева. -Воронеж, 1998. 220 с.

91. Панасюк А. Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990. 112 с.

92. Петров Ю. А. Азбука логического мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 104 с.

93. Плесс Н. Управление культурным многообразием требует смены парадигмы // Пробл. теории и практики упр. 2000. N 2. — С. 40−44.

94. Познай себя и других: сборник методик. М.: ЦНИЭ Псельстрой, 1992. -125 с.

95. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под ред. А. А. Крылова. Л.:ЛГУ, 1990. — 272 с.

96. Пригожий А. И. Организационная культура и ее преобразование// Обществ, науки и современность. 2003. N 5. — С. 12−22.

97. Проблемы управления персоналом в организациях: Темат. сб. науч. тр. Вып.1 / Гос. акад. упр. им. С.Орджоникидзе. Ин-т социологии и упр. Персоналом/ Под ред. А .Я. Кибанова М., 1998. — 153 с.

98. Пушкарев Н. Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М., 1999.187 с.

99. Пушкарев Н. Н., Матвеев А. В. Управленческая деятельность руководителя фирмы. М., 1998 -143 с.

100. Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 1998. -103 с.

101. Рапопорт В. Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. — 125 с.

102. Розанова В. А. Психология управления. М., 1997. — 352 с.

103. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1998. — 710 с.

104. Рябинкина А. Н. Психологические условия интеграции управленческих воздействий // Автореф. канд. дисс. М., 1988.

105. Рабочая книга войскового психолога: Модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности/ Под общ, ред. Л. Н. Уварова, В. Г. Михайловского. М: МО РФ, 1995. — 332 с.

106. Рабочая книга практического психолога/ Отв. ред.Л. Г. Лаптев. -М.:Издательский дом «Красная площадь», 1996. 428 с.

107. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ,/Общ.ред. и послесл. Ф. Е. Васюпока. 2-е изд. -М. :Прогресс, 1993. 240 с.

108. Романов П. В. Власть, управление и контроль в организациях: Антропологические исследования современного общества / Саратов, межрегион, ин-т обществ, наук (МИОН). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2003. — 402 с.

109. Романов П. В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейе-стади практик управления в современной России. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2000. 190 с.

110. Романов П. В. Культурные символы в социально-антропологических исследованиях организаций// Журн. социологии и социал. антропологии. -2002. N 3. С. 192−206.

111. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х Т. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.

112. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992. — 240 с.

113. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях / Под ред. Л.И.ЭвенкоПер. с англ. — М.: Экономика, 1980. — 176 с.

114. Розенбаум Ю. А. Формирование управленческих кадров / Пер. с англ. — М: Прогресс, 1982. — 230 с.

115. Рубинштейн С. Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969. — 179 с.

116. Русалинова А. А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом / Трудовой коллектив как объект и субъект управления. — Л.: ЛГУ, 1980.

117. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях / Сокр. пер. с англ. 15-го изд. — М.: Экономика, 1995. — 335 с.

118. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления.— Л.: ЛГУ, 1986. —175 с.

119. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. — М.: НИИОПП, 1990. — 215 с.

120. Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. — М.: Международные отношения, 1993.

121. Силантьева Н. Л. Методика изучения направленности личности. / Методики социально-психологической оценки личности и группыПод ред.А. Л. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Кащенко. — М., 1990. — С. 29 — 37.

122. Синягин Ю. В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации.— М.: РАГС, 1996. — 118 с.

123. Синягин Ю. В. Психология внутриорганизационных отношений — М.-Ульяновск, 1995.126. 192. Синягин Ю. В. Руководитель организации и его команда.— М.: Ульяновск: DARp, 1996. — 112 с.

124. Синягин Ю. В. Способ выявления оценочных суждений членов группы // Вопросы психологии. — 1985. — № 6.— С. 139 145. Саймон Г., СмитбургД. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организации. — М.: Экономика, 1995. — 335 с.

125. Свенцицкш А. Л. Психология управления организациями. Л., 1999.-224 с.

126. Семенов КН., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии: В кн.: Наука о человеке. М., 1989. — С. 127 — 146 с.

127. Ситников А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. М.: РАУ, 1992. — 276 с.

128. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учеб. для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 247 с.

129. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации. М.: ИНФРА-М, 2002.-247 с.

130. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М.: Журн. «Упр. Персоналом», 2003. — 455 с.

131. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. — 176 с.

132. Словарь прикладной социологии/ /Под ред. Г. П. Давидюка. — Минск: Изд-во Минск, ун-та, 1984. — 317 с.

133. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. — М.: Наука, 1979. — 319 с.

134. Теплое Б. М. Простейшие способы факторного анализа//Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.— Т. 5. — М.: Просвещение, 1967. — С. 239- 286.

135. Тевене М. Культура предприятия/ Пер. с фр. 3-е изд. СПб.: Нева, 2003. — 124 с.

136. Теория организации/ Под ред. Алиева В.Г.- М-во образования РФ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2003. — 431 с.

137. Теория организации/ Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999. — 415 с.

138. Удалъцова М. В. Социология управления. М.: ИНФРА-МНовосибирск: НГАЭиУ, 2002. — 142 с.

139. Удалъцова М. В. Социология управления / М-во обш. и проф. образования. Новосиб. гос. акад. экономики и упр. М.: ИНФРА-МНовосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 142 с.

140. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. — М., 1975. — 92 с.

141. Управление и проблема кадров / Под ред. Г. Х. Попова и ГА,-Джавадова. — М., 1972. — 203 с.

142. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности.— М. Воронеж, 1996. — 512 с.

143. Филиппов А. В. Работа с кадрами. — М.: Экономика, 1990.— 156 с.

144. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. — М., 1983. — 840 с.

145. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987.

146. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Прогресс, 1990. —448 с.

147. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. —330 с.

148. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992. — 287 с.

149. Хараш А. У. Руководитель, его личность и деятельность, — М.: Знание, 1981.

150. Харчев В. Н. Ценностные ориентации личности. Проблемы их типологического исследования / Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. — М., 1983. — 96 с.

151. Харчева В. Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: Автореф. канд. дисс.— М., 1983.

152. Хекхаузен X Мотивация и деятельность. — В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 408 е.- Т. 2. — 391 с.

153. Холинг X, Ламерс Ф. Совершенствование персонала // Иностранная психология. — 1994. — Т. 2. — № 1 (3). — С. 52 — 59.

154. Хьелл Л., 3иглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). — СПб.: Питер Пресс, 1997.

155. Хаммер М. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе/ Пер. с англ. / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 329 с.

156. ХантДж. У. Управление людьми в компаниях: Рук. для менеджера / Науч. ред. Б. М. Шпотов /Пер. с англ. А. Н ИсаенкоГос. Ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров. М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 359 с.

157. Хучек М. Организационная культура и инновационность предприятия / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1993. — 44с.

158. Шарков Ф. И. Бренди нг и культура организации (управление брендом как элементом культуры организации. М.: Социал. отношения: Перспектива, 2003. — 266 с.

159. Шарков Ф. И. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений / Под общ. ред. Ф. И. Шаркова. М.: Информ.-издат. центр АТиСО, 2002. — 196 с.

160. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование / Пер. с англ. С. Жильцов, А. Чех / Под науч. ред. В. А. Спивака. СПб. и др.: Питер, 2002. — 335 с.

161. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность. Порядочность. Проявление заботы: Пер. с англ. / Науч. ред., вступ. ст. П.Н. ШихиревАкад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2000. — 271 с.

162. Hammer М. Beyond reengineering: How the process-centred organization is changing our work and our lives. L.: HarperCollins Business, 1996. XV, — 285 p.

163. Schultz M. On studying organizational cultures: Diagnosis and understanding. BerlinN.-Y.: Walter de Gruyter, 1995. IX, — 179 p.

164. Simon H. A. Administrative behavior: A study of decision-making processes in administrative organizations. 4th ed. N.-Y. etc.: The Free Press, 1997. XV, — 368 p.

165. Statt D. A. Psychology and the world of work. HoundmillsL.: Macmillan, 1994. XVI, — 457 p.

166. The Blackwell Handbook of principles of organizational behavior / Ed. by Locke E.A. Oxford: Blackwell, 2000. XVIII, — 463 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой