Психологические особенности выбора профессии у выпускников в школе
Традиционно изучение профессионального самоопределения психологи начинают с исследования мотивации человека. При анализе активности действительно важнейшим моментам исследования предотавляется изучение мотивации этой активности, ее движущих причин. Понятие мотивации используется в психологии двоякш образам: как для обозначения системы факторов, детерминирующих доведение (к ним относятся… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЖООПРдаГЕНИЕ (ПСО)
- И МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
- I. X. Проблемы подготовки школьника к профессиональной деятельности
- 1. 2. Различные подходы к анализу профессионального самоопределения
- 1. 3. Анализ мотивации в связи с профессиональным самоопределением. i 1.4. Исследование профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии в работах советских и зарубежных исследователей
- I. X. Проблемы подготовки школьника к профессиональной деятельности
- 2. 1. Компоненты субъектного опыта
- 2. 2. Ценностный опыт и выбор профессии ц
- 2. 3. Привычная активность и выбор профессии
- 2. 4. Операциональный опыт и выбор профессии
- I. 2.5. Опыт сотрудничества и выбор профессии. 2.6. Опыт рефлексии и выбор профессии
- 2. 7. Влияние сформированноети структуры субъектного опыта на выбор профессии учащимися
Психологические особенности выбора профессии у выпускников в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Акт.уадьнооть исследования. Решение оложных ооциально-эко- ! нсьшчеоких задач во многом определяется отношением к труду ка- | ждого человека и многими другими причинами, объединенными общим понятием «человеческий фактор». Воспитание необходимых ipa-) жданоких качеств личности работника современного и — тем более I — будущего производства осуществляется уже в школьные годы. i.
Оно тесно связано с развитием внутренней позиции ученика, коI ч I торая определяет его собственную активность и в конечном очете должна отражать единство личных и общественных мотивов выбора ! I профессии.
Согласование личных и общественных интересов при выборе I сферы труда и профессии, а также подготовленность к трудовой < деятельности являются главными условиями профессионального саj моопределенш молодежи.
Недостаточная согласованность личных и общественных интеj реоов при выборе профессий объясняется как объективными, так и субъективными причинами: многие учащиеся ориентируются на профессии, требующие высшего или, по крайней мере, среднего one- '.
1 ч циального образования, что может вступить в противоречие о потребностями народного хозяйства и рынка труданекоторые недо- - отаточно верно оценивают свои способности, ооотояние здоровья, психические качеотва, степень их соответствия требованиям профессиииногда, под влиянием родителей или других лиц, у шо-шей и девушек окладывается искаженное представление о ооциальt ной ценности труда работников массовых профессий.
Одна из причин недостаточной согласованности объективных 1 и субъективных причин — обусловленное субъективными и объективными факторами несоответствие личншс и общественных мотивов при выборе профеооии* Понимание необходимости сочетания личных и общественных мотивов при выборе профессии часто не становится достоянием сознания, и ориентация на профессию у подрастающего поколения, как правило, складывается стихийно, при малек координированном влиянии школы, родителей, общественности и средотв массовой информации.
В настоящее время существует множество профессий, отличающихся друг от друга по отепени валкости и нужности для общества. В связи о этим необходимы специальные усилия для правильной ориентации старшеклассников в мире профессий, для формирования у них любви и уважения к рядовым, малопреотижным профессиям, для повышения социального преотнжа ряда необходимых государству профессий, так как будущее любого общества зависит от правильного выбора профеооий молодежью.
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии предполагает исследование различных сторон вхождения в жизнь молодого поколения. Многоаспектный характер профессионального самоопределения отражает влияние многих факторов на выбор профессии молодежью. В конечном счете эти разнообразные влияния оказываются на выборе подраставшей личностью профессии, на ее самоопределении в мире профессий.
Традиционно изучение профессионального самоопределения психологи начинают с исследования мотивации человека. При анализе активности действительно важнейшим моментам исследования предотавляется изучение мотивации этой активности, ее движущих причин. Понятие мотивации используется в психологии двоякш образам: как для обозначения системы факторов, детерминирующих доведение (к ним относятся потребности, мотивы, намерения, цеди, интересы, отрешения), так и для характеристики процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Новизна настоящего исследования состоит в том, что в рам" ках рассматриваемой проблемы црофеосионального самоопределения — определения подготовленности учащихся старших классов к выбору профеооии — мы сочли целесообразшм провести анализ мотива*-ции выбора профессии в двух направлениях:
X) как прбцеоо обнаружения учащимися своих интересов и умений с пооледущим превращением их в мотивы (склонности);
2) как процесс полимотивированного выбора профеооии: дане если ребенок знает о своих способностях, мотивах, умениях и т. п., ему вое равно приходится выбирать профессию, которая будет соответствовать его желаниям и побуждениям, и преодолевать реальные труднооти, которые сопутствуют этому выбору.
Степень включенности мотивации в профессиональное самоопределение является показателем социальной зрелости личности, выбирающей профессию. Взаимосвязь профессиональных интересов о мотивами служения общественному долгу, мировоззренческих позиций личности о осознанием себя в качестве субъекта профессиональной деятельности оцределяют единство гражданского и црофеосионалъного становления личности. Мы считаем ограниченной точку зрения, согласно которой желания, интересы и умения определяют выбор профессии. Наше мнение подтверждается тем, что наличие у школьников умений в той или иной профессии и даже интереса к ней не всегда ведет к выбору именно этой профессии: они могут выбрать любуя другую, поступая в соответствующее учебное заведениенередки случаи, когда человек овладевает профессией, к которой у него обнаружены противопоказания,.
Мы исходим из того, что оами по себе желания, умения и интересы, связанные с той шш иной профессией, служащие обычно показателем мотивации учащихся, не объясняют причин выбора профессии. Причины этого, о нашей точки зрения, кроются в недостаточном анализе «внутренних причин», определяющих действия учащихся, связанные о профессиональным самоопределением. И в первую очередь отсутствии анализа субъектного опыта (А.К.Осницкий, 1989) 9 необходимого для объяснения поведения и отдельных поступков человека. У человека с детства накапливается жизненный опыт, который по мере накопления становится опорой в его повег' дении. В этом опыте значительное место занимают механизмы самоуправления, саморегуляции, в которых, о одной стороны, кристаллизован общечеловеческий опыт, а о другой — представлено < все своеобразие формирования индивидуального поведения и освоения 01футшщег0 мира* Исследование «внутренних причин», механизмов самоуправления, саморегуляции, определяющих принятие решения в ситуации выбора, и явилось главным объектом нашего Доследования мотивации выбора профессии".
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что важным условием эффективного выбора профессии является отрефлексированное [учащимся формирование ценностного опыта, и взаимодействие его с опытом привычной активности" Указанное взаимодействие, а также связь ценностного опыта о другими компонентами оубъектного | опыта обуспечивают более отойкие социальные и трудовые уотано-| вки учащихся и организуют предпринимаемые ими действия".
Задачи исследования:
1) -изучить содержание ценностного опыта учащихся, его влияние на мотивацию выбора профессии;
2) определить показатели привычной активности учащихся, связанные с выбором профессий;
3) сравнить предлагаемый способ изучения мотивации выбора профессии с обычным, традиционным, ориентированным на выявление мотивов учения, интересов и приобщение учащихся к общественно полезному труду.
Для решения этих задач использован комплекс специальных методик, опирающихся на следующие методаопрос и наблюдениесамонаблвдениеметод экспертных оценок. При обработке полученных данных применены методы математической статистика.
Важнейшими моментами в нашем исследовании являются: анализ решений и оцзнок, связанных с профессиональным выбором учащихся на последнем году обученияанализ степени стабильности профессионального выбора в течение года после окончания школысопоставление данных опроса и наблюдения, которые позволяют выявлять различия между предполагаемым и реальным выбором профессии учащимися и определить условия эффективности профессионального выбора.
В качестве испытуемых в исследовании приняли участие учащиеся одиннадцатых классов шкод $ 61, $ 90 и 13 739 (всего 116 человек) г. Москвы.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшей проработке теоретических основ школьной профессиональной ориентации с учетом активной позиции самих учащихся в выборе профессии. Теоретический интерес представляет и анализ взаимодействия опыта привычной активности и ценностного опыта школьников как базы формирования: мотивов выбора профессии* .
Практическая значимость исследования состоит в* тем, что полученные результаты могут быть использованы при разработке и оказании конструктивной помощи учащимся в выборе црофессии и подготовке к этому выбору. Анализируемые в работе данные открывают путь для практического изучения и актуализации активной позиции учащихся. Кроме того, подученные результаты могут быть использованы психологами в практической работе с пед&гоА гами, родителями и учащимися при решении задач профориентации '" и консультирования. Л ч «' '» «.
— /.
Общие результаты работы учащихся о этим опросником в нашем исследовании цредставлены в табл. 14,.
Список литературы
- Вшшшю BJC, Психологические механизмы биологической мотивации, M. s Изд-во Ш, 1986, — 207 о.
- Дальперш П.Я. Формирование знаний и ушной на основе поэтапного усвоения умственных действий. ы., X9G8. — С.
- Галыврин П.Я. Психология мышления и умение о поэтапном формировании умственных действий/ Исследования мышленияв советской психологии. М.: Наука, 1965. — С.236−278.
- Дадьперин П.Я., Талызина II.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972.
- Гинзбург М.Р. Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. Ы., 1987.1С. Еумницкий Т. К. Потребность и интерес// Вопросы психологии. 1963. — J3 2. — С.8−14.
- Давыдов В.В. Виды обобщзшш в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 722 с.
- Давыдов В.В. Современная общая психология и психология спорта/Деория и практика физической культуры. 1975. -В 2. — С, 9−13.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как уеден вие рефлексии// Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. t- С. 43−48.
- Дарлодехш С .В. Учебная и профессиональная ориентация в общеобразовательной шкоде Франции: Дисо.. кацд. педагог, наук. м., Х973. — 17 о.
- Дробницкай О .Г. Проблема нравственности. — М. г Паука, 1977. 333 о.
- Зак А.з. Психологические особенности рефлексии у дете®- щадаего школьного возраста: Диос.. кавд. псыхол. наук*- М., 1976. 151 О.23* Зе&едшв Б. В. Теории личнооти в зарубевной психологии.- М#, 1982. 128 с.
- Клшов К Д. Дуть в профессию. Д., 1974. — 190 о.
- Клшов ЕД. Психадого-дадагогичеокие проблшы црофес-ояонапъной консультации. М., 1983. — 96 о.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Л", 1970. — 391 о*
- Ковалев А.Г. Мотивы поведений в деятельности/ Отв. ред. А.А.Боддаш* М.- Наука. 1988. — 191 с.
- Кон И .С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- Н.: Политиздат, 1984. 145 с.
- Кудрявцев Т.в., Шегурова 13Д). Психологический анализ гонщики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983. — .0 2. — C.5I-G0,
- Лекторский БД. Субъект, объект, познание. М., 1980. • 360 о"
- Лашн Г. Практическая психология труда* И.: Медицина, 1967. — 335 о.
- Леошъев АЛ. О форщрованш способностей// Воцрооы ШШШЮИШ. I9G0. — .Й I. — С.71.
- Леонтьев АЛ. Потребность* Мотивации* «йсции: Конспектmmi&-. m"s Иад-во шзг, 1971.
- Леонтьев АЛ. Деятельность, Соедрааде. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 302 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детейв ходе общэния оо взросяши и сверстниками// Воцрооы дсихологш. 1982. — & 4. — C. I8−30.
- Машрдашвшш М.К. Анализ сознания в работах К.Маркса // Воцрооы философии. 1908. — & 6.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности спальника. -М., 1982.
- Миллер Де., Налантер Е., Првбрш К. Планы и структуры поведения. М., 1965. — 238 с.
- Михайлов И „в. Проблещ профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьшера// Вопросы психологии, 1975. — j-< 5. — С.110−123.
- Морозова Н.Г. Формирование познаштельшх дроцеооов у анптшшх детей. М., 1969. — 273 с.
- Ыеоов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся, студентов педагогических институтов и работников оиоташ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. М: Просвещение, 1990,
- Нешв Р.С. Социально-поихологачеокий анализ эффективнее деятельности коллектива. М., 1984. — 200 с.
- ОсницкиЙ AJC. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной позиции. М., 1986. — 77 с.
- Оснищий А.К. Компоненты субъективного отношения к трудовой деятельности// Психологические проблема трудовой подготовки учащихся. М., 1989. — С.24.
- Оснищшй АД. зйиагностшш самостоятельности учащихся в- школе и СПТУ: Методическое пособие для практических поихоло-гов. Иваново, X99I.
- Парсонс Г. Человек в современном мире, M.j Прогресс, 1985. — 428 О.
- Дедовский А. в, Сощалхдая даихологая. М.: Просвещение, Х987. — 223 с,
- Платшав КД. Структура и развитие личности. М“: Наг-уна, I960. — 255 с.
- Платонов КД., Адаокш Б. И. Об изучении и фох&шрованш личности учащихся. м.: Высшая шкода* 1966. — 224 с*
- Практикум ш психологии/ Под ред. А. Н. Леонтьева. M. t Изд—во МГУ, 1972″ - 248 о,
- Псшсоаогачеокий словарь/ Под род. А. вЛетровского и МД1 Брошевского. М: Политиздат, 1990. — 494 о.
- Рефяекоия// Большая Советская сйциклопадая. Т. 22, — С .55.
- Рубинштейн С Д. Осдаш ойцей психологии. M. j Учпед-гш, 1946. — 703 с,
- Рубинштейн С.Л. Бытие и соэаанш: 0 шоте психики в всеобщей взаимосвязи явлений шторишшюго мира. М.- Изд-во АН СССР, 1957- - 328 с. 57 щ Эйнштейн С Д. Человек и мир// Методологические и теоретические проблемы поихсяогш. м.$ Наука, I9G9.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.АДдова. Л.- Наука, Лешнгр. отд., 1979.- 264 о,
- Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. -М.: наука, 1974.
- Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии\ Проблемы рефлексии.-Новосибирск, 1987.-с.49−54.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М.: Просвещение, 1969.-320 с.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся.-Киев: Радяньска школа, 1983.-122с.
- Allport G.M. Personality- A psychological interpretation. -N.Y., 1937.-588 c.
- Aronfreed J. Conduct & Conscience.' The socialization of internalized control over behavior.-N.Y., Academia Press, 1968.-163 c.
- Chigelli E. and Brown X.: Personnel and Indastria: Psy-hology.-N.Y., Mo. Craw-Hill, 1948.-C.24−25
- Madson K.B. Theories of Motivation.- Kopenhagen: 1968.-231 c.
- Madson K.B. Theories of Motivation, Lincoln, 1965
- Maslow A.H. A theory of human motivation. Psyhol. rev., 1943. v.50. n 40.
- Levin K. Intention, will and need. W B. Rapuport. (ed). Organization and pathology of thought. Selected sourses.-N.Y., 1951.
- Huu G.L. The goat-gradient hypothesis applied to some „field forse“: Problems in the behavor of young children. Psychol, rev., 1938. v.45. n 4.
- Otis J.L. and Leukert. R.H. Job Evaluation.-N.Y., Prentice Hall., 1948.-181 c.
- Shortle C.C. Occupation Information: Its Development and Application.-N.Y., Prentice Hall., 1952.- c.25−26.
- Strang R. Educationl Guldence.-N. Y., Macrnillan, 1948.
- Thorndike R.L. The Predication of Intelligence at College Entrance from Earlier Tests. Journal of Educational Psyhology (March), 1974. c.129−148.
- Uses: Training and reference Manual for Job Analysis.-Washington, B.C.: Goverment Printing Office, 1944.- c.7.-12 787. Williamson E.A. (ed): Trends in Student Personnel Work.-Minneapolis: University of Minnesota Press 1949.
- Williamson E.A. The Fusion of Discipline and Counseling in the Educative ProcessW Person & Child. 1955.-Vol. I.-October.-c. 74−79.
- Я предпочитаю работать: А: в помещении: Б: на свежем воздухе-В- в необычных условиях (в горах, в лесу, под зешей и т. п.).
- Меня устроит любая робота, где преобладает: А: ручнда операции шш простейшие ьшанизш-В: механичеокое оборудование о ручнш управлением (станки.) — В: автсмазздрованное оборудование (станки-автсшты, ЭВЫ, автоматические линии и т. п.).
- Работать предпочитаю: А: без свидетелей-Б- самостоятельно, но на людях- В: наполняя задания совместно о другши.
- Любую роботу предпочитаю выполнять: А: строго следуя заданному плану-Б: меняя по своему усмотрению план работы- В: не щадерниваясь какого-либо плана.
- Мае хотелось бы, чтобы ход коей работы: А: был известен ограниченному кругу лиц- Б$ был у всех на виду-Мне хотелось, чтобы результаты моей работы: А- касались только даня-В: были шатай для меня и других.
- ЕРУШЮВОЙ МОТИВ- побувдет общественно значимая до ль, стремление принести своим трудом пользу обществу.
- Сам актишо предлагает новые общественно полезные трудовые дела.
- Работает безотказно, не выбирает более интересный или легкий зрда*3* Поотупается своим штересш, отдыхом для выполнения трудного, во нушого дела, для полощи товарищам в труде, не хвастается этш.
- Увавителшо относится к взрослш трушшкш, стремится сделать т црштше» активен в общении с нши, 5″ Не боится в цроцэоое труда или при подведении его итогов высказать осущзш" лентяш, фактам бесхозяйственности, стршит-ся цредущ>едить такие доступна.
- Не добивается похвалы, поощрения за свой труд от взрослых, органов детского коллектива"
- Нэуодах в 53? уде, зшечанш огорчают, но не озлобляют, к советам других до доводу труда относится доброжелательно.В. Честно признает свои ошибки, промахи в труде. КАРТА ПП. 1РЛШ0В0Й МОТИВ: побуадет отрешение принеоти успех о всемуколлективу, своей группе.
- Охотно участвует шесте со всеми в трудовых делах.
- В случае затруднений берет на себя основную трудность, чтобы обеспечить успех общего дела.
- Умеет держать олово, данное товарищам (коллегам) по ррганиза-цаи или участию в трудовых делах.
- К неуспеху другах коллективов может относиться иронически, а иногда со злорадством,
- В случае затруднений в работе берет на себя основную трудность.
- Если дело нравится, интересно лично для него, работает безотказно, не ожидая похвалы или награды,
- Если можно выбрать дело, открыто предпочитает труд, занимательный лично для него,
- В работе товарищей относится спокойно, вмешивается лишь тогда, когда видит явные промахи.
- Охотно рассказывает о собственных успехах в труде, стремится перевести разговор на их обсуждение.
- Добивается положительных оценок взрослыми, ревниво относится к поощрению других, обижается, если не получает поощрения, сердится, считает это несправедливым.
- При обсуждении предстоящей работы часто интересуется, какая награда ожидает коллектив и его лично.
- Монет выдать за свое то, что сделано другими, вполне отдает себе отчет в этом. КАРТА У П УН. ПРВСТШШЙ МОТИВ- побуждает боязнь наказания. X, Приступает к работе лишь после напоминания или указания взрослого.
- Боли на работе отсутствует взрослый или ответственный за организацию труда! снижает темп работы или прекращает ее.
- В случае затруднений в работе ищет причины ее прекращения.
- В цроцеоое работы периодически наблюдает за местонахождением руководства, оповещает товарищей о его отлучке с места работы,
- Воспитываете ли. йа у себя качества, необходимые для успешногоовладения будущей профессией? Какие?
- Что В1ы ообираетеоь делать по окончании II классов? А: поотупать в ВУЗ? Б: поступать в В- поступать в Г: работать? техникум? ПТУ?
- Наибольшее удовлетворение я получаю, когда: А: меня хвалят как хорошего работника- Б: мне удается справиться о трудной работой- В: вотречаю поддержку друзей.
- Причиной конфликта с другими может быть: А: забота об интересах дела- Б: стремление отстоять оврю точку зрения- В: желание вступиться за товарища.
- Считаю, что из преподавателей лучше те, которые:-А: предпочитают индивидуальный подход- Б: могут увлечь овоим предметом- В: учат товариществу, взаимопомощи.
- Нв любят тех преподавателей, которые: А: не скрывают неприязни к учащимся- Б- настраивают учащихся друг против друга- В- равнодушны к своему предмету.
- Для меня настоящая радость, когда друзья: As опешат на помощь друг другу- В- проявляют внимание ко мне- В: оправляются о трудной задачей.
- Дня меня лучший друг тот, кто: А: умеет ладить о людьми- Б- ловок и опор в работе- В: ценит меня, считается со мной.
- Хочу, чтобы во мне видели человека: А- обаятельного и интереошлю- Б: старательного и трудолюбивого- В: общительного и доброжелательного.
- Едавное для меня в работе это: А: хорошие результаты- Б: сотрудничество и взаимопомощь- В: возможность проявить оебя.
- В детстве я больше вое го любил: А: играть о друзьями- Б- мастерить что-либо- В: добиваться похвалы окружащих.
- Программирование дейотвий.4. Оценивание результатов.
- Коррекция результатов и способа дейотвий.
- Обеспеченность регуляции в целом.
- Упорядоченность деятельности.
- Детализация регуляции дейотвий.9. Осторожность в дейотвиях.10. Уверенность в дейотвиях.
- Инициативность в действиях.
- Практическая реализуемооть намерений.13. Осознанность действий.
- Критичность в делах и поступках.
- Ориентация на оценочный балл.
- Ответственность в делах и поступках.
- Автономность зависимость в дейотвиях.
- Гибкость, пластичность в дейотвиях.
- Вовлечение полезных привычек в регуляцию действий.
- Практичность, устойчивость в регуляции действий.
- Оптимальность (адекватность) в регуляции действий.
- Податливость воспитательным воздействиям.
- Задумывать много, а делать мало- не доводить начатое дело до конца- обоувдать, а не действовать,
- Действовать без раздумий, «о ходу"-не анализировать своих ошибок и неудач- не планировать своих дел, не расочитывать своих сил.
- Не прислушиваться к замечаниям-не замечать, что повторяются одни и те же ошибки- не заниматься исправлением овоих недостатков.
- На какую меньшую из оценок «3», «4», «5» согласен, когда надо спешить по своим делам? Какая из этих оценок преобладает среди обычно получаемых? На какую из этих оценок способен, если постараться?
- Не проверять правильность своих дейотвий- бросать работу, не доделав ее-стремиться поскорее закончить работу, не обращая внимания на результаты,
- Нукдатьоя в поддержке, одобрении- не справляться о трудностями самому- действовать по принципу: как вое так и я!
- Отдавать цредпочтение работе в привычной обстановке- о трудом переключаться с одной работы на другую- плохо ориентироваться в новых условиях.
- Быть неаккуратным- быть невнимательным- быть неусидчивым,
- Не справляться о неудачами и ошибками- не активизироваться при неудачах-не разбираться в причинах неудач.
- С большим трудом мобилизовывать усилия на выполнение заданий- поступать необдуманно-не придерживаться правил.
- Не считаться о мнением друтих- не прислушиваться к замечаниям- не слушать разъяснений. Форш (+)САМОРЕГУЛЯЦИЯX. За дело приниматься без напоминаний-планировать, организовывать свои дела и работу- выполнять порученное задание.
- Анализировать условия- учитывать возможные трудности- отделять главное от второстепенного.
- Находить верный путь решения задачи- планировать правильно свои занятия и работу- решать задачу разными способами.
- Справляться о возникавшими трудностями-не ошибаться, правильно оцзшвать свои действия- обнаруживать свои ошибки.
- Находить новый способ решения- исправлять свои ошибки-не повторять ранее сделанных ошибок,
- Продумывать свои дела и поступки- справляться о трудными заданиями- одравлятьоя о заданиями без посторонней полощи.
- Поддерживать порядок- заранее знать, что делать- быть аккуратным.
- Продумывать все до мелочей- требовать подробных объяснений-выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи.
- Готовиться прежде, чем приступить к долу- избегать риска-полагаться только на точный расчет.
- Решения принимать без колебаний- быть уверенным в себе- действовать решительно, настойчиво.1. Быть решительным, предприимчивым-быть активным- ведущим^
- Осуществлять дочти вое, что планируется- начатое дело доводить до конца- действовать, а не обоувдать.
- Обдумывать свои дела и поступки- анализировать свои ошибки и неудачи- планировать дела, рассчитывать силы,
- Прислушиваться к замечаниям-не повторять одних и тех же ошибок- знать о своих недостатках и исправлять их.
- На какую меньшую из оцзнок «3% «4», «5ПМ согласен, когда нужно спешить по своим делам? Какая из этих оцэнок преобладает среди получаемых? На какую из этих оценок способен, если поотараешься?
- Проверять правильность своей работы- доводить дело до конца- добиваться требуемых результатов.
- Действовать самостоятельно, не советуясь с другими- оправляться с трудностями самому-решения принимать независимо от других.
- Искать перемену в занятиях-легко» переключаться о одной работы на другую- хорошо ориентироваться в новых условиях.
- Быть аккуратным- быть шшательнш-быть уоидчишм.
- Сцравляться с неудачами и ошибками- активизироваться при неудачах- разбираться в причинах неудач.
- Мобилизовать усилия, «собраться», если нушо- взвешивать все «за» и «против" — придерживаться правил.
- Представьте, что организуется бригада из четырех человек. Деньги, сколько они ни заработают, будут делить между собой только поровну. Кого «из одноклассников Вы взяли бы к себе в бригаду, если организовать ее поручили бы Вам?
- Кто из одноклассников может сделать что-либо своими руками (собрать приемник, починить магнитофон, сшить одежду, смастерить скамейку, приготовить обед и т. п.)?
- С кем из одноклассников Вы бы стали обсувдать выбираемую Вами ДрофЭООИЕ)?
- Кому из одноклассников Вы бы доверяли закончить начатую Вами работу?
- Кого из одноклассников Вы бы взяли с собой в трудный поход (где нужны надежные опутники)?
- Кто из» одноклассников взял бы Вас к себе в бригаду (для работы на тех же условиях, что в пункте I)?
- Кто из одноклассников мог бы сказать о Вашем умении сделать что-либо своими руками?