Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы последипломного образования в здравоохранении: На примере Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на совместных заседаниях кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения, физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации факультета усовершенствования врачей Алтайского государственного медицинского университета, экономики труда Алтайского государственного университета, а также на XXIV научной конференции студентов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНА ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Особенности современной системы последипломного образования врачебных кадров в России и за рубежом
    • 1. 2. Обоснование необходимости формирования региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров
  • 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Современные тенденции в профессиональной подготовке врачебных кадров в Алтайском крае
    • 2. 2. Социально-экономическая оценка организации системы последипломного образования врачебных кадров Алтайского края
  • 3. СТРАТЕГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
    • 3. 1. Определение потребности в последипломной подготовке врачебных кадров в Алтайском крае
    • 3. 2. Перспективы развития региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров

Совершенствование системы последипломного образования в здравоохранении: На примере Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсивный рост объема новой информации в медицине, изменение требований к профессиональному уровню врачей, введение новых специальностей, системы сертификации и аттестации медицинских кадров, выдвигают на первый план проблематику совершенствования медицинского образования и прежде всего в его наиболее лабильном последипломном звене.

Существующая система последипломной подготовки кадров здравоохранения с ее несовершенным управлением, отсутствием научно обоснованных критериев по выбору видов, форм, сроков и периодичности обучения в зависимости от процесса формирования специалиста, не отвечает в полной мере своим задачам и является недостаточно эффективной (значительное число врачей занимают врачебные должности без предварительного общего специального последипломного образования, особенно, по узким специальностям). Не будучи реформированной, она существенно уступает практике подготовки специалистов в передовых странах, где последипломное обучение начинается непосредственно по окончании высшей медицинской школы и ведется непрерывно в течение 3−4 и более лет (167, р. 21).

В этой связи со всей остротой встала проблема поиска и научного обоснования путей реорганизации и дальнейшего развития системы последипломного образования медицинских кадров, обеспечения ее соответствия потребностям реформируемого здравоохранения в специалистах высокой квалификации, что диктует необходимость пересмотра структуры последипломного образования, совершенствования учета, планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения на региональном уровне, в том числе по такому новому в Алтайском крае направлению как общая врачебная практика.

В условиях изменения роли регионов проблемно и противоречиво идет процесс выработки принципиального механизма распределения ответственности в сфере взаимодействия в системе последипломного образования врачебных кадров центр-регион-вуз с точки зрения организации, управления и финансирования.

Актуальность исследования также обусловлена необходимостью разработки стратегии совершенствования региональной системы последипломного образования в здравоохранении.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема организации и управления последипломным образованием врачей была и остается объектом внимания многих отечественных и зарубежных исследователей.

Теоретико-методологические основы исследования заложены в классических трудах А. Смита, Д. Кейнса, Д. Рикардо, К. Маркса (128, 69, 115, 86), в работах современных авторов: Р. Д. Эренберга, Р. С. Смита, А. Э. Котляра, Г. Г. Меликьяна, Г. Э. Слезингера и других ученых (163, 78, 162, 127).

Среди исследований, посвященных подготовке квалифицированных специалистов, функционированию и развитию системы последипломного медицинского образования, выделяются следующие наиболее разработанные направления: история развития и эволюция системы последипломного медицинского образования — М. Д. Ковригина, М. Г. Савченко, Ю. Н. Касаткин, B.JI. Кардашев и другие (72, 121, 68, 67) — экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов — А. С. Головачев, С. Г. Струмилин, С. А. Костанян, В. А. Раянгу, А. И. Иванов, А. И. Галаган, В. Е. Комаров, А. А. Никифорова, Е. Н. Жильцов, В. В. Мищенко, В. И. Беляев, В. П. Кокорев, А. К. Мишин, Н. Б. Грищенко, В. П. Щетинин и другие (45, 136, 77, 112, 63, 43, 74, 101, 53, 33, 97, 96, 50, 158) — методологические подходы к определению потребности в последипломной подготовке врачебных кадров — Г. А. Попов, В. А. Жуков, И. И. Розенфельд, А. Я. Савельев, В. М. Зуев, А. П. Жук, В. В. Щучкин, Т. А. Чернявская, Е. А. Черных, Н. Н. Тогилина (107, 55, 116, 120, 62, 54, 159, 160) — управление качеством последипломной подготовки врачебных кадровВ.С.Аванесов, Э. Д. Грибанов, М. В. Муравьев, Н. Т. Трубилин, Г. М. Яковлев (27, 49, 98, 143, 165);

— теоретические концепции развития непрерывной системы последипломного медицинского образования — Т. Б. Дмитриева, И. Н. Денисов, С. Зарипов, В. П. Мелешко, М. А. Пальцев, В. Н. Савельев, Т.Г.

Светличная, С. В. Трифонов, М. В. Удальцова, А. А. Хадарцев, Ю.Л.

Шевченко (52, 51, 57, 102, 120, 122, 142, 146, 151).

Обзор литературы и работ, посвященных зарубежному опыту развития непрерывной системы последипломного медицинского образования, позволяет выделить такие основные направления: анализ зарубежных систем последипломного медицинского образования — А. И. Галаган, В. А. Арсенова, Ф. Беске, И. Г. Брехт, А. Ю. Исаков, B.C. Нехорошее, Е. Ф. Паначин, О. П. Щепин, Р. Хагильберг (43, 30, 34, 64, 100, 103, 157, 150) — теоретические концепции анализа медицинского образования — A.M. Райнкемаейер, М. Ричардсон, А. Л. Фрэнк (34, 146, 149).

Отдавая должное работам указанных авторов, необходимо отметить, что в их трудах недостаточно разработаны мероприятия по совершенствованию системы последипломного образования в здравоохранении, улучшению организации учета и планирования повышения квалификации медицинских кадров, формированию государственного заказа на послевузовскую подготовку специалистов на основе уточненных показателей потребности в последипломном обучении.

Недостаточный уровень научной освещенности проблем и перспектив регионального развития последипломного образования врачебных кадров на современном этапе, необходимость разработки практических подходов к их решению определили цель и задачи исследования.

Цель исследования — разработать стратегию региональной системы последипломного образования в здравоохранении.

На основе поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

1) выявить особенности современной системы последипломного образования врачебных кадров в структуре общественных отношений;

2) обосновать необходимость формирования региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров;

3) определить современное состояние профессиональной подготовки врачебных кадров в Алтайском крае, тенденции и перспективы их последипломного образования;

4) изучить влияние последипломного образования на процесс формирования врачей-специалистов и уровень их квалификации;

5) уточнить потребность врачей Алтайского края по основным группам специальностей в различных видах последипломной подготовки;

6) выработать и обосновать перспективы развития региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров.

Объектом исследования является последипломная подготовка врачебных кадров как важнейшее звено непрерывного профессионального образования.

Базами исследования выступали — сеть лечебно-профилактических учреждений Алтайского края различных форм собственности, Комитет по здравоохранению администрации Алтайского края, факультет усовершенствования врачей Алтайского государственного медицинского университета.

Предметом исследования в работе выступает система управления последипломным образованием врачебных кадров, рассматриваемая в региональном аспекте.

Методологической, теоретической и информационной базой исследования послужили концепции, представленные в классической и современной научной литературе по экономике труда, трудах ведущих специалистов по профессиональной подготовке врачей-специалистов в системе последипломного образования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Алтайского края, данные Алтайского краевого комитета государственной статистики, бюро медицинской статистики и информатики Комитета по здравоохранению администрации Алтайского края, данные отечественных и зарубежных статистических исследований, периодической печати, результаты проведенных автором социологических исследований по состоянию и перспективам регионального развития последипломного образования врачебных кадров в Алтайском крае, данные других тематических социологических опросов и исследований.

В работе были использованы методы системного подхода, анализа, синтеза, экспертной оценки, анкетирования, моделирования, статистического и социологического анализа данных.

В рамках системного подхода система последипломного образования врачебных кадров рассматривалась сначала в общей структуре общественных отношений (макроуровень), далее как самостоятельная система на региональном уровне (мезоуровень) со своей внутренней структурой микроуровень) и затем как региональная система управления последипломным образованием врачебных кадров при разработке основных направлений ее совершенствования. Методы анализа и синтеза были использованы при изучении составляющих предмета исследования «система управления последипломным образованием врачебных кадров». В работе широко применялся сравнительный анализ эмпирических и статистических данных по России, Алтайскому краю и зарубежным странам.

Научная новизна диссертационной работы заключается:

1) уточнено и детализировано содержание современной системы непрерывного последипломного образования врачебных кадров, обеспечивающей поэтапное проведение обучения с достижением по завершении каждого этапа определенного более высокого уровня квалификации;

2) обоснована необходимость формирования на региональном уровне системы управления последипломным образованием врачебных кадров, представляющей собой целостную организацию, единство взаимодействующих друг с другом внешних и внутренних субординированных элементов, структур, занятых последипломной подготовкой врачей с учетом социально-экономических особенностей региона;

3) на основе анализа социально-экономических показателей, мнений специалистов и практики управления выявлены основные факторы и их влияние на темпы роста квалификации врачей, воздействие на которые позволяет активизировать процесс становления специалиста и повысить уровень управления последипломным обучением;

4) уточнена потребность врачей Алтайского края в последипломной подготовке, позволяющая осуществлять текущее и перспективное планирование по видам обучения и управлять процессом формирования однородных групп врачей по стажу, должности и перспективам профессионального роста;

5) разработан комплекс мероприятий по совершенствованию организации и управления последипломным обучением врачей и повышению его эффективности, определяющий основные направления реформ медицинского образования (на примере Алтайского края).

Практическая значимость работы.

1. Разработанный комплекс мероприятий по совершенствованию организации и управления последипломным образованием врачебных кадров позволяет более полно удовлетворять потребности здравоохранения края в обучении врачей, осуществлять планирование, прогнозирование и мониторинг подготовки специалистов здравоохранения на основе использования разработанных критериев, характеризующих процесс формирования специалистов и рост квалификации.

2. По материалам исследования совместно с Комитетом по здравоохранению администрации Алтайского края, бюро по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности, Алтайским государственным медицинским университетом были разработаны инструктивно-методические рекомендации по совершенствованию системы управления качеством последипломной подготовки и лицензированием медицинских кадров (для студентов, руководителей лечебно-профилактических учреждений, специалистов социальной сферы, врачей), утвержденные центральным координационным методическим Советом Алтайского государственного медицинского университета 22.11.2000 г. в г. Барнауле. 3. Материалы могут быть использованы в последипломной подготовке руководителей органов и учреждений здравоохранения.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на совместных заседаниях кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения, физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации факультета усовершенствования врачей Алтайского государственного медицинского университета, экономики труда Алтайского государственного университета, а также на XXIV научной конференции студентов, аспирантов, магистрантов Алтайского государственного университета (Барнаул, 1997 г.), международной научно-практической конференции «Социальная культура, сервис и туризм: управление, история, опыт и проблемы развития» (Барнаул, 1999 г.), 2-й международной конференции «Санаторно-курортное дело, сервис, туризм, культура: управление, опыт и проблемы развития» (Барнаул, 2001 г.).

Основные положения разработанной стратегии совершенствования региональной системы последипломного образования врачебных кадров внедрены в работу Комитета по здравоохранению администрации Алтайского края, факультета усовершенствования врачей Алтайского государственного медицинского университета (акт внедрения от 14.12.2001 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 научных работы, общим объемом 1,5 печатных листов.

Объем и структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав и заключения, включает библиографический список и 2 приложения. Работа содержит 146 страниц основного текста, 29 таблиц, 14 рисунков, список литературы из 167 наименований.

Результаты исследования позволяют заключить, что правильно организованное и своевременно начатое последипломное обучение способствует стабилизации миграции врачей с места работы, что, в свою очередь, смягчает неблагоприятные последствия для процесса формирования специалиста. Не менявшие место работы, отчетливо преобладали (61,8%) в составе врачей, начинавших обучение в течение 5 лет после окончания института. Начавших обучение в такой срок среди врачей, сменивших место работы, было в 1,2 раза меньше.

Отрицательной тенденцией является нерегулярное повышение врачами своей квалификации. Второе повышение квалификации начиналось в среднем через 5,9 года после первого при этом в рекомендуемый срок — через 5 лет его начинали 29,3% врачей, а 38,1% значительно позднее — через 6−10 и более лет.

После прохождения 1−2 этапов обучения заканчивается период профессиональной подготовки специалиста. Поэтому анализ особенностей этого периода особенно важен.

Темп обучения в период становления специалиста может быть охарактеризован показателем средней периодичности прохождения первых двух этапов обучения. Его величина в среднем составила 5,9 года, а у более трети (38,9%) врачей еще больше — 6−10 лет. При современных темпах развития медицины такая частота подготовки явно недостаточна. Это находит некоторое подтверждение в том, что у врачей узких специальностей, для которых потребность в овладении современными знаниями особенно значима, подготовка по специальности велась значительно интенсивнее. Многие из них проходили ее с интервалом один раз за 1 -3 года.

Удельный вес аттестованных на категорию был также наиболее высок среди врачей, прошедших первые два этапа обучения с периодичностью в один (29,3%), два (32,7%) и три (36,5%) года.

За весь период профессиональной деятельности врачи прошли повышение квалификации в среднем 2,1 раза, при этом 28,6% врачей были на циклах специализации или усовершенствования только 1 раз, 24,9% - 2 раза, 13,1% - 3 раза, 9,3% - 4 раза и более (таблица 2.11.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании удалось на основе анализа литературы, оценки уровня профессиональной подготовки врачебных кадров Алтайского края выявить сильные и слабые стороны организации системы последипломного образования в регионе, выделить основные направления совершенствования системы последипломного образования врачебных кадров в Алтайском крае и предложить модель управления последипломным образованием на региональном уровне.

Установлено, что нынешнее состояние системы последипломного образования врачебных кадров не в полной мере способствует адаптации здравоохранения к современным требованиям.

В частности, подробно рассмотрено состояние и пути реформирования системы последипломного образования на основе анализа профессиональной подготовки, определения потребности в последипломной подготовке врачебных кадров по основным специальностям, оценки различных организационных форм обучения.

Предложена схема функциональных взаимосвязей органов исполнительной власти, органов и учреждений здравоохранения, многоканального финансирования учебных заведений, их поведения как субъектов рынка во взаимодействии с заказчиком на образовательные услуги через формирование государственного заказа, контрактной (договорной) формы обучения для приобретения статуса врача-специалиста.

Анализ статистических данных автор дополнил результатами оценки состояния дел в структурных звеньях системы профессиональной подготовки врачебных кадров (комитеты по здравоохранению, труду администрации Алтайского края, бюро по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности, АГМУ, лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности).

На основе использованной методологии предложены рекомендации по совершенствованию системы последипломного образования, позволяющие решить задачи настоящего научного исследования:

— обоснованы теоретические предпосылки и основные направления формирования региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров;

— уточнен понятийный аппарат, связанный с предметом исследования, через углубление содержания и соотношение понятий «врач», «врачебные кадры», «врач-специалист», стадии и этапы образовательного процесса (послевузовское профессиональное образование, последипломное образование врачебных кадров, стадия продвинутого медицинского образования и стадия продолженного медицинского образования, профессиональная переподготовка и пр.);

— определен уровень профессиональной подготовки врачебных кадров в крае, причины и факторы, ограничивающие реализацию принципа непрерывности образования с учетом различных организационных форм обучения, мотивационных причин;

— на основе нормативного метода прогнозирования и экспертной оценки уточнена потребность в последипломной подготовке врачебных кадров в Алтайском крае.

Проведенное данное научное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Последипломное образование медицинских кадров относится к сложным системам, оказывающим существенное влияние на развитие системы здравоохранения страны и конкретного региона (состояние здоровья, качество и эффективность медицинской помощи, развитие медицинской науки и техники и пр.) и в полной мере не отвечает современным условиям:

— имеет место разрыв между фактически сложившимся и необходимым уровнем состояния управления последипломным образованием врачебных кадров;

— система последипломного образования врачебных кадров функционирует без учета фактических потребностей населения в специализированной медицинской помощи и рассчитана главным образом на индивидуальное желание врачей в приобретении той или иной специальности.

2. Существенным моментом в формировании и совершенствовании региональной системы управления последипломным образованием врачебных кадров является использование механизмов и технологии, ориентированных на определение прогнозных сценариев воспроизводства и развития кадрового потенциала на основе научного исследования. Так, по данным экспертной оценки ежегодная потребность в последипломной подготовке врачебных кадров Алтайского края составила 14,1 на 100 работающих врачей, в том числе в углубленной подготовке (специализации) — 0,1, в общем усовершенствовании — 4,0, в тематическом усовершенствовании — 3,0, в обучении на сертификационных циклах — 7,0.

3. Показатель потребности в последипломной подготовке на пятилетний период составил для всех врачей 72,2 на 100 врачей-специалистов, при фактическом обеспечении — 58,1, то есть она удовлетворяется на 81%. При этом по таким основным специальностям как терапия только на 62%, хирургия — на 79%.

4. Региональные возможности, учитывающие наличие научно-образовательного центра (АГМУ), широкую сеть лечебно-профилактических учреждений, при должном взаимодействии заинтересованных субъектов позволяют максимально удовлетворить потребности врачебных кадров в различных видах и формах последипломной подготовки путем:

— создания четкой организационной структуры управления последипломным образованием медицинских кадров в регионе,.

— определения функциональных взаимосвязей, прав и обязанностей отдельных участников,.

— проведения кадрового мониторинга, позволяющего получать достоверную информацию и осуществлять преемственное этапное обучение и формирование врачей-специалистов,.

— определения показателей потребности врачебных кадров различных специальностей в последипломной подготовке по видам обучения,.

— внедрения современных организационных форм обучения, обеспечивающих при высоком качестве снижение стоимости образовательных услуг (проведение обучения по заочно-очной форме позволяет снизить затраты на 30%),.

— использования многоканальных источников финансирования образовательного процесса (бюджет, страхование, кредитование и пр.), обеспечения (безусловного) образовательных стандартов (по содержанию, формам и срокам).

Рассматриваемая проблема оказалась настолько сложной и многогранной, что решить ее в короткие сроки невозможно. Однако, представленные выводы и практические рекомендации — это определенный шаг в целенаправленных научных исследованиях в области управления последипломным образованием врачебных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс законов о труде от 9.12.1971 г. (в ред. от 18.01.2001 г.) // Ведомости ВС РФ. 1971. — № 50. — Ст. 1007- Собрание законодательства РФ. -2001. — № 4. — 22 янв. — Ст. 274.
  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. (в ред. от 07.08.2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 35. — 26 авг. -Ст. 4135.
  3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации № 1032−1 от 19.04.1991 г. (в ред. от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 33. — 14 авг. — Ст. 3348.
  4. Об образовании: Закон Российской Федерации № 3266−1 от 10.07.1992 г. (в ред. от 07.08.2000 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. -№ 3.-15 янв.-Ст. 150.
  5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487−1) (ред. от 02.12.2000 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993,-№ 33.- 19 авг.- Ст. 1318.
  6. О Федеральном бюджете на 2001 год: Федеральный закон РФ № 150-ФЗ от 27.12.2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2001.- № 1 (часть 1).- 1 янв.-Ст. 2.
  7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 32.- 7 авг.- Ст. 3340.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г., № 197-ФЗ М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002, — 192 с.
  9. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием: Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995.- № 39. — 25 сент. -Ст. 3777.
  10. О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров: Постановление Правительства РФ от 29.07.1995 г. № 770 г. Москва // Российская газета.- 1995.- 18 авг. С. 6.
  11. О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах: Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 г. № 862 // Российская газета. 1998. — 8 авг. — С. 4−6.
  12. О служебных командировках в пределах СССР: Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 г. № 62 // Бюллетень Госкомтруда СССР.- 1988 г.- № 8.
  13. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000−2004 годы и на период до 2010 года: Решение Коллегии Минздрава РФ от 15.03.2000 г.// Медицинская газета.- 2000.-№ 31.- 19 апр.- С. 8.
  14. О номенклатуре (классификаторе) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения: Приказ Минздрава РФ от 27.08.99 г. № 337// Здравоохранение РФ.- 1999.-№ 12.- С. 51−65.
  15. Об организации работ по стандартизации в здравоохранении: Приказ Минздрава РФ от 19.01.98 г. № 12/2 // Здравоохранение РФ.- 1998.- № 3.-С. 4549.
  16. О внесении дополнения в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ: Приказ Минздрава РФ от 17.03.98 г. № 79 // Медицинская газета. 1998. -№ 32.-22апр — С. 10.
  17. Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России: Приказ Минздрава РФ от 07.05.98 г. № 155. // Здравоохранение РФ. 1998. — № 9. — С. 110−146.
  18. О перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию: Приказ Минздрава РФ от 29.04.98 г. № 142 // Здравоохранение РФ. 1998. — № 8. -С.113−119.
  19. Об утверждении Типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: Приказ Минздрава РФ от 16.05.97 г. № 148 // Здравоохранение РФ. 1997. — № 7. — С. 59−65.
  20. О лицензировании медицинской деятельности. Приказ МЗ и МП РФ № 148 от 18.04.1996 г.//Медицинская газета. 1996 г. — № 49. — 21 июня.- С. 12.
  21. О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста: Приказ Минздрава РФ от 17.11.95 г. № 318 // Кадровая служба. -1997. № 1. — С. 140−145. — (Прил. к журналу «Здравоохранение РФ»).
  22. Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ: Приказ Минздрава РФ от 16.02.95 г. № 33 // Кадровая служба. 1997.- № 1. — С. 58−81.
  23. Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности: Приказ Минздрава РФ от 19.12.94 г. № 286 // Кадровая служба. 1997. — № 1. — С. 121 137. — (Прил. к журналу «Здравоохранение РФ»).
  24. Об утверждении формы Примерного договора о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации: Постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2000 г. № 373 // Фарм. вестник Алтая. 2000.- № 11.- С. 3−5.
  25. О здравоохранении РФ: проект Федерального закона // Сибирское здоровье сегодня. 1998 г. — № 4 (апр). — С. 9−16.
  26. B.C. Вопросы объективизации оценки результатов обучения // Отдел научной информации НИИ проблем высшей школы. М., 1976. — 83 с.
  27. Актуальные вопросы последипломной подготовки на рубеже тясячелетий: Тезисы докл. Науч.-практ. Конф. Июнь 2000 г. / Под ред. Т. П. Кожельникова.- Самара: СамГМУ, 2000.- 280 с.
  28. . Вклад в будущее: приоритеты образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- Пер. изд.: ЮНЕСКО, Париж, 1990.- 168 с.
  29. С.П. Высшая медицинская школа за рубежом / Под общ.ред. А. И. Галагана. М., 1993.- 64 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор.информ./ НИИВО- Вып. 5). С. 6−20.
  30. АСУ -Труд. Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Г. А. Титоренко М.: Экономика, 1991.- 142с.
  31. Ф., Брехт И. Г., Райнкемаейер A.M. Здравоохранение Германии: Система. Достижения. Перспективы развития. М., 1994. — 45 с.
  32. Г., Извозчиков Б. Эдукология как наука об образовании // Вестник высшей школы, — 1991.- № 3.- С. 24−32.
  33. Большая медицинская энциклопедия. Главн.ред. Б. В. Петровский. Изд. З-е. В 30-ти Т. М., «Сов.энциклопедия», 1980. Т. 14. МЕДИЦИНА-МЕЛАНОЗ, 496 с.
  34. Большая медицинская энциклопедия. Главн.ред. Б. В. Петровский. Изд. З-е. В 30-ти Т. М., «Сов.энциклопедия», 1980. Т.4. ВАЛИН-ГАМБИЯ, 576 с.
  35. Ф., Гага В. Методика комплексной оценки результатов социально-экономической деятельности.- Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1986.- 23 с.
  36. Н.И., Лучанинов С. С. Опыт подготовки врача-специалиста в системе здравоохранения Франции («АР HP») // Социальная гигиена и история медицины. — 1999. — № 4 — С. 54−56.
  37. В.А. Некоторые вопросы подготовки персонала здравоохранения в РСФСР с учетом зарубежного опыта // Здравоохранение РФ. 1992.-№ 1.-С. 24−26.
  38. Р.С. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров в сельской местности // Здравоохранение РФ. № 4. — 1996. — С. 42−45.
  39. Р.С. Основные направления развития последипломного образования врачей в республике Дагестан // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 4.- С. 44−48.
  40. А.И., Гоппа В. Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования.- М., 1995.- 52 е.- (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. Информ./ НИИВО- Вып. 2).
  41. В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы.- Томск: Изд-во Томского университета, 1988.- 164 с.
  42. А.С. Эффективность использования и подготовки специалистов. Минск: Изд-во «Университетское», 1984. — 200 с.
  43. Н.А. Экономика трудовых ресурсов. Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов. 2-е изд., переработ, и доп. -М.: Высшая школа, 1989. — 208 с.
  44. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. // Здравоохранение Российской Федерации. -1996 г. № 6. -с. 3−13.
  45. М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации.- М.: Дело, 1993.- 207 с.
  46. Э.Д., Шестак Н. В. Факультету организации национального и международного здравоохранения Российской медицинской академии последипломного образования 25 лет // Здравоохранение РФ. — 1998 г. — № 6. -С. 53−54.
  47. Н.Б. Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников высших учебных заведений: региональный аспект (на примере Алтайского края): Афтореф. Дис.. канд. экон. наук. Барнаул, 1998. — 23 с.
  48. И.Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998 г. — № 2. — С. 30−33.
  49. Т.Б. Об основных мерах по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Здравоохранеие РФ. 1998 г. — № 2. — С. 3−8.
  50. Е.Н., Костанян C.JI. О затратах на подготовку специалистов -Известия Академии наук СССР. Серия экономическая, 1974, № 6, С. 37−43.
  51. Жук А.П., Илупина Ф. М., Дубровина В. Д. Методика определения потребности взрослого городского населения в поликлиническом обслуживании. В сб.: Определение потребности городского населения в поликлиническом и стационарном обслуживании. М., 1964. 230 с.
  52. В.А. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров и потребность здравоохранения в последипломном их обучении: Дис.. Д-ра мед. наук. М., 1984.- 380 с.
  53. С. Совершенствование организации последипломной подготовки врачей в условиях реформирования системы здравоохранения республики Таджикистан: Автореф.Дис.. д-ра. мед. наук. С.-Петербург, 1998. -42 с.
  54. Здравоохранение Алтайского края. Стат. бюллетень / Госкомстат России, Алт.краев.ком.гос.статистики Барнаул: Б.И., 1997. — 53 с.
  55. Здравоохранение Алтайского края. Стат. бюллетень / Госкомстат России, Алт.краев.ком.гос.статистики Барнаул: Б.И., 1998. — 57 с.
  56. Здравоохранение Алтайского края. Стат. бюллетень / Госкомстат России, Алт.краев.ком.гос.статистики.- Барнаул: Б.И., 1999. 57 с.
  57. Здравоохранение и социальное обслуживание населения Алтайского края, 1996−1999 гг./ Госкомстат России, Алт.краев.ком. гос. статистики.-Барнаул: Б.И., 2000. 57 с.
  58. В.М., Ильюшенкова А. Н., Голоухова С. И. Региональные аспекты определения потребности в кадрах специалистов. М., 1988. — 40 с. — (Управление, экономика и прогнозирование развития высшей школы: Обзор. Инфор. / НИИВО- Вып. 1).
  59. А.И. Определение потребности в специалистах и затрат на их подготовку. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. — 110 с.
  60. А.Ю. Подготовка врачебных кадров в Великобритании // Здравоохранение РФ.- 1985. № 7. — С. 15−19.
  61. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
  62. B.JI. Современные тенденции в развитии последипломного медицинского образования в мире. М., 1976.- 19 с. (Центр. Институт усовершенствования врачей, Фак. Междунар. Здравоохранения. Центр. ВОЗ по последипломному мед.образованию.).
  63. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1978.-494 с.
  64. В., Осадчук М. Сертификация и аттестация медицинских кадров //Медицинская газета.-2000.-№ 100.- 18дек.-С. 13.
  65. Классификация врачебных специальностей // ТОП-медицина. 1995. -№ 6.-С. 11−15.
  66. М.Д. Система последипломного медицинского образования в СССР / М.Д. Ковригина- Центр. Ин-т усовершенствования врачей. М.: ЦОЛИУВ, 1976.- 12 с.
  67. В.П. Мотивация в управлении: Учеб.пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2000. 245 с.
  68. В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. М., 1972. 158 с.
  69. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.// Здравоохранение РФ. 1998. — № 3. — С. 7−13.
  70. Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов (Краткий именной справочник). М.- Экономика.- 1990.- 233 с.
  71. С.А. Предмет и метод экономики образования. М.: МГПИ, 1976.-238 с.
  72. А.Э., Трубин В. В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы.- М.: Экономика, 1978.- 167 с.
  73. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков// Высшее образование. 1996.- № 2.- С. 130−136.
  74. М.М. Характеристика медицинских кадров// Здравоохранение РФ.- 1996.-№ 2.-С. 32−34.
  75. Т. К образованию через всю жизнь // Фармацевтический вестник.- 2001 г. № 10 (209). — 20 марта. — С. 1−2.
  76. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб.- М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  77. Л.В. Система моделей прогнозирования развития научно-образовательного потенциала в регионе, — М., 1992.- 36 е.- (Экономика высшей школы: Обзор инфор./ НИИВО- Вып.1).
  78. Е.А. Проблемы развития здравоохранеия и подготовки медицинских кадров // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1998г. № 5. -С. 12−16.
  79. К., Энгельс Ф. Сочинения: 2-е изд.- М.: Политиздат, 1968, Т. 46, 4.1,2.- 559 с.
  80. И.П. Какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993.176 с.
  81. В.И. Социология образования и формирование личности.-Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995, — 80 с.
  82. В.М. Моделирование и прогнозирование показателей развития области.- Новосибирск: Наука, 1991.- 117 с.
  83. Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. И. И. Дюмулена (и др.). М.: Прогресс, 1996. — 462 с.
  84. Медики: сертификация, аттестация, оплата труда / Гл. ред. Н. И. Полетаева. М.: издат. дом. «Социальная защита». — (Библиотека «Российской газеты» и журнала «Социальная защита»). Вып. 19. — 1995. — 155 с.
  85. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело ЛТД, 1995. -704 с.
  86. Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие B.C. Загашвили.- М.: Прогресс, 1991.456 с.
  87. Методика расчета нормативных затрат на подготовку и повышение квалификации специалистов в высших медицинских учебных заведениях.- М., 1989.- 16 с.
  88. А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами. Барнаул, 1996. — 177 с.
  89. В.В. Региональные особенности использования человеческих ресурсов в Алтайском крае // Управление человеческими ресурсами в условиях рынка: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. -Барнаул, 1994.-С. 58−60.
  90. М.В., Замотаев И. П., Вознесенский Б. Б. Аттестационный экзамен и его роль в оценке уровня профессиональной квалификации врача-терапевта // Терапевтический архив. 1998. — № 9. — С. 134−135.
  91. М.В. Методические и орагнизационные подходы к оценке эффективности обучения на циклах усовершенствования врачей. Научн. тр. ЦОЛИУВ, т. 193, М.- 1975, С. 22−30.
  92. B.C. О подготовке врачебных кадров в экономически развитых капиталистических странах // Здравоохранение РФ. 1983. — № 11. — С. 25−28.
  93. А.А. Рынок труда: Занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. — 180 с.
  94. М.А., Денисов И. Н., Мелешко В. П. Современные тенденции в медико-биологическом образовании // Вестник новых медицинских технологий. 1998. — Т. 5., № 3−4. — С. 111−114.
  95. Е.Ф. Специфика медицинского образования в США. Некоторые вопросы медицинской информации: Тез. докл. конф. молодых ученых. М. -1981.-С. 38−42.
  96. Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и ее последствия // Социальная гигиена и история медицины. 1996. — № 2. — С. 4648.
  97. В.М. Социально-экономические функции высшей школы в условиях развитого социализма и НТР // Социологические исследования. -1977. № 4.-С. 54.
  98. Положение в мировом здравоохранении: анализ и прогноз, 1950−2025 гг.-Женева, 1997.-36 с.
  99. Г. А. Проблемы врачебных кадров. Планирование и прогнозирование потребности во врачах-специалистах и их подготовки. М.: Медицина, 1979.- 288 с.
  100. Последипломное медицинское образование на современном этапе / Редкол.: JI.K. Мошетова и др. М.: Изд. дом «М-Вести», 2000.- 120 с.
  101. Проблемы формирования системы управления подготовкой и переподготовкой персонала в крае // Проблемы менеджмента на пороге XXI века: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. С. 188−193.
  102. И. Управление и развитие человеческих ресурсов -важнейшая задача экономик, переходящих к рынку// Человек и труд.- 1993.-№ 12.-С. 80−92.
  103. Г. В., Филиппов О. В. Экспертные оценки в медицине. Научн. обзор. Под ред. Г. В. Погодаева. М., 1983. 79 с. (ВНИИМИ. Обзорная информация. Медицина и здравоохранение. Серия «Социальная гигиена и организация здравоохранения», № 4).
  104. В.А. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. -М.: Наука, 1987. 104 с.
  105. Регионализация образования: Тез. докладов и выступлений Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1994, 4.1. — 80
  106. Региональные проблемы формирования рабочей силы: Межвузовский сборник научных статей.- Барнаул: Изд-во АГУ, 1988.- 202 с.
  107. Д. Сочинения: в 3-х т. Пер. с англ. Под ред. М. Н. Смит. Т.1. Начала политической экономии и налогового обложения. 2-е изд.- М.: Госполитиздат, 1995.- 360 с.
  108. И.И. Планирование потребности здравоохранения во врачебных кадрах. М., 1961.- 76 с.
  109. Л.И., Момот А. И., Кудинова Е. В. Опыт организации исследований по проблемам высшей школы, — М., 1990.- 36 е.- (Научные исследования в высшей школе: Обзор, информ./ НИИВШ- Вып. 1).
  110. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2000. — 749 с.
  111. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.- М.: Политиздат, 1988. 224 с.
  112. В.Н., Санникова А. А., Чернышова Т. Е., Трофимова А. А. Непрерывная система последипломного образования врачей Удмуртии // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995 г. — № 2. — С. 46−49.
  113. М.Г. Очерк развития системы повышения квалификации врачебных кадров в СССР. Кишинев, Партиздат, 1967, 155 с.
  114. Т.Г. Врачебные кадры сельских больниц и их подготовка // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 4. — С. 37−40.
  115. Г. Р. Прогнозирование развития российских университетов в условиях перехода к рыночной экономике // Развитие университетов в условиях перехода к рыночной экономике: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1994.- С. 116−117.
  116. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах. // Вестник образования. 1996. — № 3. — С. 45−75.
  117. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе / Рук. авт. колл. Сухаревский Б.М.- М.: Экономика, 1980.- 544 с.
  118. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие для изучающих экономику труда/ Ин-т труда М-ва труда РФ.- М.: ИНФРА-М, 1996.- 336 с.
  119. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т./ Отв. ред. Л.И. Абалкин- (Пер. с англ.) — Рос. АН, Ин-т экономики.- М.: Наука, 1993.- 569 с.
  120. Современные проблемы организации и эффективности последипломного обучения врачей / Под ред. Ю. Н. Касаткина. М.: ЦОЛИУВ, 1981 (вып.дан.1982). — 184 е.- 20 см. — (Науч. тр. Центр, ин-та усоверш. врачей- т. 251).
  121. Состояние здоровья населения и деятельность здравоохранения Алтайского края в 1997 году / Сборник комитета по здравоохранению Администрации Алтайского края. Барнаул, 1998. — 144 с.
  122. Состояние здоровья населения и деятельность здравоохранения Алтайского края в 2000 году / Сборник комитета по здравоохранению Администрации Алтайского края.- Барнаул, 2001.- 162 с.
  123. Справочник по кадровой работе и оплате труда в учреждениях здравоохранения / Под ред. В. Н. Василия.- М.: Грантъ, 1998.- (Главный врач). -Т. 2- 1998.-575 с.
  124. Сравнительная эффективность форм обучения в вузах: Обзорная информация. М., 1976, 10 с.
  125. Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.- 249 с.
  126. П.Е. Некоторые проблемы развития кадрового потенциала // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Омск, Гос. университет, ч. 1.- С. 48−51.
  127. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. — 472 с.
  128. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч. 1, 2. М.- Барнаул: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994., 321 с.
  129. М.А. Социально-экономические аспекты последипломной подготовки врачей в условиях рыночной экономики (на примере Алтайского края) // Известия АГУ. 1999. — № 2. — С. 137 — 142.
  130. А.А., Файбусович Э. Р. Территориальная организация общийпредмет исследования географии и регионологии// Регионология.- 1994.- № 4.-С. 165−170.
  131. А.И. Демография врачебных кадров и потребность впоследипломном их обучении / Под ред. В. А. Жукова. М., 1982. — С. 32−48.t 142. Трифонов С. В. Кадровый менеджмент службы медицинских катастроф //
  132. Экономика здравоохранения. 1998. -№ 6. — С. 24−27.
  133. Н.Т. О формах и методах последипломной подготовки специалистов II Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995 г. -№ 1.-С. 41−43.
  134. И.С. Трудовые ресурсы: проблемы управления// Соц.полит.журнал, — 1994.-№ 9/10.-С. 199−207.
  135. А.В. Рынок профессий и рынок образовательных учебных услуг//0
  136. Материалы научно-практической конференции «Экономика Алтая: путистабилизации». Барнаул, 1994, — С. 81−83.т
  137. Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы: Сборник научн. трудов / Под ред. М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. -Новосибирск, 1997. С. 6−19.
  138. Успех прирастает знаниями // Медицинский вестник. 1997 г. — № 9 (76).- 16−30 апреля.-С. 11−14.
  139. Факультет усовершенствования врачей практическому здравоохранению: Материалы к юбилейной научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета усовершенствования врачей АГМУ. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1996. — 145 с.
  140. A.JT. Профессиональная медицина // Jama Журн. Амер. Мед. ассоц.- 1991.-№ 3.-С. 46−48.
  141. Р. Метод экспертных оценок при определении потребности в кадрах // Потребность в квалифицированных кадрах для республики и развитие системы образования: (Тез. докл.). Таллин, 1980. С. 13−15.
  142. А.А. Возможные пути системного совершенствования регионального медицинского образования // Вестник новых медицинских технологий. 1998. — Т. 5, № 3−4. — С. 114−117.
  143. В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов,-М.: Финансы и статистика, 1986.- 207 с.
  144. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Юрист, 1997.- 303 с.
  145. О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития.- М.: Наука, 1992.- 176 с.
  146. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И., Савельев, А .Я. Инновационное образование (парадигма, пинципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.- С. 13−27.
  147. Г. В. Основы кадрового менеджмента: Учебник/ Межрегиональный заоч. ун-т упр. персоналом.- Киев.: МЗУУП. Кн. 1.: Планирование и организация управления кадрами.- 1993.- 188 с.
  148. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования.-М., 1995.- 200 с.
  149. В.В. Потребность, нормативы и организация планирования последипломного образования врачей на уровне области: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1983.- 24 с.
  150. Т.А., Тогилина Н. Н., Черных Е. А. Методические указания по определению потребности здравоохранения в специалистах с высшим и средним медицинским образованием и планирование их подготовки. М., 1974.- 15 с.
  151. С.Я. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР / С .Я. Чикин, Ю. Ф. Исаков, Б. М. Чекнев, — М.: Медицина, 1980.- 270 с.
  152. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой.- М.: Изд-во МГУ- ЧеРо, 1996.-623 с.
  153. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 778 с.
  154. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 332 с.
  155. Г. М., Яковлев В. А., Шишмарев Ю. Н. и др. Применение автоматизированной обучающей системы на факультете усовершенствования врачей // Вестник АМН СССР. 1988. — № 8. — С. 79−83.
  156. Klarman. US Public Health Service (1991.) Health manpower, perspective. 1991. Washington D.C., Government Printing Office, p. 15.
  157. The Strategic Plan of Health and Human Services. Washington: U.S. Department of Health and Human Services, 1997, P. 21
Заполнить форму текущей работой