Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организации и повышение эффективности плодоовощной торговли (на материалах торговых организаций Нечерноземной зоны РСФСР)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, строительство хранилищ в сфере торговли должно производиться лишь в двух системах — Министерства плодоовощного хозяйства СССР и потребительской кооперации. Что касается ОРСов, трестов общепита, пищеторгов, продснабов, то их снабжение плодами и овощами следует производить через склады Министерства плодоовощного хозяйства и потребительской кооперации. Это даст возможность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. УЛУЧШЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
    • 1. 1. Значение плодоовощей в улучшении питания и особенности снабжения ими населения
    • 1. 2. Разлитие производства и заготовок плодоовощной продукции
    • 1. 3. ^Экономико-организационные вопросы совершенствования производства и заготовок плодоовощной продукции
    • 1. 4. Совершенствование организации заготовок и закупок плодоовощной продукции
  • Глава II. РАЗВИТИЕ ПЛОДООВОЩНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
    • 2. 1. Направления развития плодоовощной торговли
    • 2. 2. Развитие складского хозяйства плодоовощной торговли
    • 2. 3. Внедрение эффективных методов транспортировки и хранения плодоовощной продукции
  • Глава III. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛОДООВОЩНОЙ ТОРГОВЛИ. Ю
    • 3. 1. Резервы повышения рентабельности розничной плодоовощной торговли
    • 3. 2. Совершенствование организации и управления торгово-заготовительной деятельностью. ИЗ
    • 3. 3. Совершенствование организационной структуры и хозяйственного механизма в плодоовощной торговле

Совершенствование организации и повышение эффективности плодоовощной торговли (на материалах торговых организаций Нечерноземной зоны РСФСР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решениях ХХУ1 съезда ЦК КПСС, материалах майского, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, в Продовольственной программе СССР и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке» указано на необходимость улучшения снабжения населения и повышения эффективности торговли продовольственными товарами, в том числе плодоовощными.

На всех этапах строительства общества нового типа Коммунистическая партия исходила и исходит из требований основного экономического закона социализма, ставя во главу угла заботу о благе человека. Воплощая в действительность великие идеи основоположников марксизма-ленинизма, она видит высшую цель социалистического общественного производства в обеспечении «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов его общества» ^.

Осуществились в жизни научные предвидения основоположников научного коммунизма, что только социализм впервые в истории человечества обеспечит «всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей» 3/* На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропов отметил, что у нас часто используется формула «повышение уров.

I/ Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 6, с. 232. 2/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, с. 294. ня жизни". Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство предметов потребления. В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче. Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения и то, что называется культурой разумного потребления. Здесь и образцовый общественный порядок, и здоровое, рациональное питание, и высокое качество обслуживания населения (с чем у нас, как известно, еще далеко не все благополучно). Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупности достой, но именоваться социалистической цивилизованностью.

Товары для личного потребления производит в основном промышленность. Однако сырье для производства пищи, одежды, обуви, мебели и ряда других видов товаров поставляют такие добывающие отрасли, как сельское и лесное хозяйство и некоторые другие.

Вот как увеличивалась в расчете на душу населения продукция отраслей, от которых зависит рост производства товаров для личного потребления У. Таблица I в расчете на душув процентах к 1960 г.) • 1965 ! 1970 ! 1975 ! 1980.

Промышленное производство предметов потребления (группа" Б") 126 180 234 271 в том числе:

— пищевая промышленность 132 167 203 208.

— легкая промышленность 106 152 181 205.

— производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода 144 259 398 538.

Продукция сельского хозяйства 104 122 119 123 в том числе: *.

— земледелия 102 123 109 118.

— животноводства 107 122 129 129.

I/ По данным, приведенным в работе Б. Ракитского «Стратегия благосостояния». Изд." Молодая Гвардия", 1983, с. 125.

— б.

Приведенные данные могут быть дополнены натуральными показателями производства важнейших продуктов в расчете на одного человека, чтобы можно было судить о реальной производственной базе обеспечения потребностей. Производство пищевых продуктов увеличивалось достаточно быстро: в 1960 г. в расчете на душу населения произведено 40,6 кг мяса, в 1980 г. — 56,5 кгсоответственно: молока 283 и 341 кг, а яиц 128 и 255 штуковощей -77 и 98 кгзерна — 586 и 7X2 кг и т. д. Лишь картофеля стало прозводится меньше: в 1960 г. — 394 кг, в 1980 г. — 350 кг.

Во всем комплексе вопросов повышения уровня жизни советского народа на первое место выдвинуто сейчас улучшение снабжения продовольствием. Принята и практически осуществляется Продовольственная программа СССР.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов подчеркнул: «Особенно необходимо наладить бесперебойное снабжение населения высококачественными продуктами питания, причем так, чтобы достигнуть максимально возможной самообеспеченности в этом отношении. На решение этой проблемы направлена наша Продовольственная программа» ^.

Она призвана соединить воедино усилия сельского хозяйства, обслуживающих его отраслей промышленности, системы заготовок, хранения, переработки, транспортировки и торговли.

Эта программа объединяет отрасли продовольственного комплекса, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. За последние годы производственно-техническая база перерабатывающих отраслей промышленно.

I/ Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. — М.: Политиздат, 1983, с. 14. сти, сельского хозяйства, торговли улучшилась. Однако развитие продовольственного комплекса еще сдерживается недостаточным уровнем развития производства, заготовок, транспортировки, переработки, хранения и системы реализации продуктов. Ее совершенствование будет способствовать повышению уровня производства и потребления овощей, фруктов, сглаживанию сезонности заготовок, переработки и реализации продукции, ликвидации ее потерь.

Б овощеводстве за последние годы в результате осуществления мероприятий по интенсификации, специализации, концентрации и развитию новых организационных форм отмечается заметный рост производства продукции. Прирост валового сбора овощей в целом по стране более чем на 60^> обеспечивается за счет повышения урожайности.

С увеличением объемов заготовок возросла продажа этой продукции и потребление ее населением, расширяется ассортимент культур, укрепляется материально-техническая база плодоовощной торговли.

За последние годы емкость хранилищ возросла, расширилась сеть плодоовощной торговой сети. Однако потребности населения в плодах и овощах удовлетворяются еще неполностью. Хотя потребление овощей и бахчевых культур в расчете на душу населения страны в 1982 г. увеличилось по сравнению с 1970 г. на 20^ и составило 98 кг, это значительно ниже физиологической нормы. До потребителя не доходит значительная часть произведенной овоще-бахчевой продукции и сохраняется разрыв между произведенной и потребленной плодоовощной продукцией. Среднегодовое потребление ее растет медленнее, чем производство.

Производство овощей и бахчевых в 1976;1980 гг. в расчете на душу населения увеличилось по сравнению с 1971;1975 гг. на, а потребление — только на 8Основной причиной такого положения являются потери продукции.

В сельском хозяйстве, заготовительном звене и торговле недопустимо велики потери продукции, уменьшение которых было бы равнозначно увеличению производства овощей без дополнительных затрат.

Недостаточный уровень потребления в сравнении с физиологическими нормами и низкая доля торговли в удовлетворении потребностей населения на плодоовощные продукты еще более усугубляется ярко выраженной сезонностью снабжения.

Основная часть продукции потребляется в летне-осенний период, а продажа ее в межсезонный период явно ограничена из-за недостаточности созданных запасов. В торговую сеть часто поступает продукция низкого качества и узкого ассортимента. В розничной продаже ассортимент сведен к восьми-десяти видам. Редко бывают в торговых предприятиях зелень, часто отсутствуют фрукты и ягоды. В то же время значительная часть плодов и овощей (в пределах 13 $>) обычно не доходит до потребителя из-за потерь в местах производства, хранения, в пути, в розничных торговых предприятиях.

Серьезные недостатки имеют место в организации закупок плодов и овощей, принижена роль договоров контрактации. В силу этого розничные торговые предприятия не получают необходимую продукцию, выделенную по плану использования и распределения.

В газете «Правда» I октября 1983 г. опубликовано сообщение, что на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о совершенствовании организации производства, заготовок, переработки и реализации плодоовощной продукции, винограда и картофеля. Как отмечалось на заседании, в ходе выполнения пятилетнего плана Минплодоовощхоз провел определенную работу по укреплению материально-техвической базы отрасли, строительству хранилищ и совершенствованию заготовок плодоовощной продукции. Увеличилось производство овощей и бахчевых культур, выпуск плодоовощных консервов. Несколько улучшилась торговля овощами и фруктами.

Вместе с тем работа по улучшению снабжения населения картофелем, овощами, ягодами и другой продукцией, а также организация тор говли ими по-прежнему отстают от запросов населения. Большими остаются еще потери продукции, допускаются факты бесхозяйственности, нарушения государственной и исполнительской дисциплины. Имеют место многочисленные случаи несогласованности в поставках, нерационального использования транспорта, материальных и трудовых ресурсов.

Политбюро ЦК КПСС поставило конкретные задачи по улучшению снабжения населения картофелем, овощами и фруктами, повышению качества и сокращению потерь продукции, своевременному вводу в эксплуатацию объектов плодоовощного хозяйства и производства необходимых для этой отрасли машин и механизмов. Поставлена также задача усилить контроль за деятельностью организаций и предприятий плодоовощного хозяйства, больше оказывать им практической помощи в развитии материально-технической базы, укреплении кадрами, выполнении поставленных ХХУ1 съездом КПСС задач по последовательному улучшению снабжения населения.

Учитывая важное значение плодоовощей в обеспечении полноценным питанием населения, Продовольственной программой СССР предусмотрено дальнейшее быстрое наращивание производства овощей и бахчевых к 1990 г. до 37−39 млн. т, плодов и ягод до 14−15 млн. т, а потребление соответственно до 125−135 кг, до 66−70 кг на человека в год.

В Продовольственной программе СССР на период до 1990 г, предусматриваются крупные меры по улучшению снабжения населения плодоовощной продукцией и картофелем за счет дальнейшего увеличения производства и улучшения их качества, а также резкого сокращения потерь продукции на пути ее следования от поля до потребителя. В этой связи для полного удовлетворения потребностей населения страны необходимо не только расширять объемы их производства, но и обеспечить взаимоувязанное развитие и совершенствование деятельности большого числа предприятий и организаций системы заготовок, переработки и реализации продукции. Эти задачи могут быть решены на основе дальнейшего совершенствования размещения производства отдельных овощных культур по регионам страны, углубления процессов специализации и концентрации плодоовощеводства.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов в своей речи, посвященной 60-летию СССР, подчеркивал: «В принятой программе речь, как известно, идет о первоочередных, неотложных задачах. Но если подумать о перспективе, то нельзя не увидеть, что дальнейшее развитие нашего агропромышленного комплекса, — как впрочем, и экономики страны в целом — потребует более глубокой и последовательной специализации сельского хозяйства в масштабах всей страны» .

В соответствии с решениями ХХУ1 съезда КПСС, майского (1982 г.] Пленума ЦК КПСС в плодоовощеводстве осуществляются меры по организационному оформлению отраслевого агропромышленного комплекса. В одиннадцатой пятилетке задача дальнейшего улучшения снабжения населения городов и промышленных центров плодоовощной продукцией решается на качественно новой основе. В соответствии с.

I/ Андропов Ю. В. 60 лет СССР. — М.: Политиздат, 1983, с. 12. курсом партии на развитие специализации, концентрации и агропромышленной интеграции плодоовощное хозяйство страны выделено в самостоятельную специализированную отрасль. Созданы союзное и республиканские министерства плодоовощного хозяйства и их структурные подразделения. В рамках этих формирований органически соединяются предприятия, выполняющие функции по выращиванию, заготовкам, хранению, транспортировке, переработке и сбыту плодоовощной продукции, которые ранее были ведомственно разобщены.

Исключительная важность проблемы снабжения населения овощами и фруктами в нынешних условиях делает исследования в этой области торговли особо актуальными и практически необходимыми.

Развитию и повышению эффективности плодоовощной торговли уделяется определенное внимание, опубликован ряд научных работ, а име! но: А. Г. Зайченко «Обеспечение овощами и фруктами населения крупных городов (на примере г. Киева)» — В. В. Городко, В.И.йваницкий «Экономика и организация торговли плодоовощами» — В. В. Лукьянченко «Технико-экономическое обоснование строительства хранилищ картофеля, овощей и фруктов» — А. И. Васильев «Организация торговли картофелем, плодами, фруктами» и другие. Однако в этих работах рассматриваются лишь отдельные стороны совершенствования плодоовощной торговли и повышения ее эффективности.

В диссертации поставлена задача комплексного улучшения снабжения населения картофелем, плодами и овощами в рамках осуществления Продовольственной программы СССР.

С целью развития потребления плодоовощной продукции эти вопросы рассматриваются в масштабе крупных областей такого важнейшего региона страны, как Нечерноземная зона РСФСР.

Цель и задачи диссертации — комплексное изучение эффективности плодоовощной торговли Нечерноземной зоны РСФСР, поиск путей совершенствования ее и разработка на этой основе рекомендаций по ее повышению. В связи с этим в работе ставятся следующие задачи:

— изучение динамики и особенностей производства, заготовок, хранения и реализации картофеля, овощей и плодов;

— определение влияния отдельных факторов на эффективность плодоовощной торговли и выявление резервов экономии;

— установление зависимости эффективности плодоовощной торговли, ее основных фондов, трудовых, материальных, финансовых ресурсов и текущих затрат от определяющих факторов, связанных с улучшением снабжения населения плодоовощами;

— разработка предложений по совершенствованию организационной структуры, управления и планирования плодоовощной торговли.

В процессе работы над диссертацией автором были изучены вопросы: состояние и перспективы развития производства и закупок картофеля и овощей, хозяйственные связи организаций и предприятий по поставке, товароснабжению торговых предприятий, розничная продажа, а также материально-техническая база закупок и торговли картофелем, овощами.

Теоретической и методологической основой диссертации служили труды основоположников марксизма-ленинизма, постановления съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, Продовольственная программа СССР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, относящиеся к данной теме.

В процессе исследования изучена специальная литература, использованы данные статистической отчетности, ведомственные материалы Министерства плодоовощного хозяйства СССР и РСФСР, Министерства торговли РСФСР и Министерства заготовок РСФСР, а также отчетные данные городских торговых организаций за 1970;1982 гг., предприятий, заготовительных баз, колхозов и совхозов.

В процессе исследования применялись методы системного и сравнительного статистико-экономического анализа, нормативный, группировок, балансовый и другие.

Основным источником исследования послужили анализ статистических данных, материалы проведенного автором анкетного обследования 45 хранилищ, 42 розничных предприятий плодоовощной торговли и личные наблюдения.

Выбор в качестве объекта исследования Нечерноземной зоны РС<�ЮР продиктован ролью этого региона в народном хозяйстве страны. Он включает в себя 29 областей и автономных республик с населением свыше 60 млн. человек, т. е. более чем четвертой частью населения СССР или около половины жителей РСФСР.

Наиболее подробно вопросы, поставленные в диссертационной работе, рассмотрены на примере трех крупных областей Нечерноземной зоны РСФСР — Кировской, Свердловской, Пермской.

Диссертационная работа изложена на 167 страницах. Она состоит из введения, 3-х глав, включающих 10 параграфов с 20 таблицами, заключениями и содержит список использованной литературы и 18 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решениями ХХУ1 съезда КПСС, майского, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС поставлена задача значительного повышения производства, улучшения качества и ассортимента плодоовощной продукции, улучшения снабжения ею населения и повышения при этом эффективности плодоовощной торговли.

За последние годы в овощеводстве осуществляются мероприятия по интенсификации, специализации, концентрации и развитию новых организационных форм производства плодоовощной продукции. Возросла продажа этой продукции и потребление ее населением. Однако потребности населения в плодах и овощах удовлетворяются еще не полностью, сохраняется разрыв между производственной и потребленной плодоовощной продукцией.

В сельском хозяйстве, заготовительном звене и торговле недопустимо велики еще потери продукции, уменьшение которых было бы равнозначно увеличению производства овощей без дополнительных затрат.

Важное место в увеличении сельскохозяйственного производства, в том числе плодоовощеводетва, обеспечения его стабильности и надежности занимает проблема дальнейшего сельскохозяйственного освоения Нечерноземной зоны РСФСР.

Несмотря на увеличение в этой зоне за последние годы производства, продажи и потребления плодоовощной продукции, спрос населения на ранний картофель, овощи и фрукты удовлетворяется еще не полностью.

В недостаточном количестве в торговлю поставляют помидоры, ранние и теплично-парниковые огурцы, малораспространенные культуры и зелень, косточковые плоды, ягоды и виноград.

Производство овощей и фруктов по ассортименту и срокам поставки производится часто без учета заказов торговли, не соблюдаются ступенчатые сроки посевов, из-за чего одновременно созревает вся продукция и создаются трудности в ее транспортировке и реализации.

В целях ликвидации сезонности в потреблении плодоовощной продукции необходимо предусмотреть ее производство и поставку в торговлю по периодам созревания. Особое внимание должно быть уделено увеличению производства так называемых прочих овощей и зеленных культур.

Для решения этих вопросов следовало бы изменить действующий порядок планирования и закупок плодоовощной продукции. Сейчас планирование закупок овощей по союзным республикам производится с выделением только 4-х культур, а фруктов в целом. Было бы целесообразным в Государственном плане экономического и социального развития СССР предусматривать в закупках, наряду с огурцами, помидорами, луком и чесноком, также капусту, морковь, свеклу, прочие овощи и по фруктам — семечковые, косточковые, ягоды, виноград столовых сортов.

Наряду с дальнейшей концентрацией и специализацией овощеводства крупным резервом формирования государственных товарных ресурсов является развитие производства овощей в подсобных хозяйствах предприятий и личных хозяйствах населения.

Создание прочного продовольственного фонда и бесперебойное снабжение населения продуктами могут быть обеспечены не только за счет увеличения производства, но и за счет повышения эффективности всех отраслей агропромышленного комплекса. В этом вопросе первостепенной задачей остается бережное отношение к произведенной продукции, ликвидации ее потерь и более рациональное использование.

По данным Министерства сельского хозяйства СССР, нестандартная и нетранспортабельная часть урожая овощей в целом по стране составляет примерно 2,5 млн. т, а плодов и ягод — около 3 млн.т. В местах производства это сырье своевременно не перерабатывается на консервы, соки, повидло и другие продукты, а государство несет убытки в сумме около 400 млн руб. из расчета на год. Переработка этой продукции позволила бы получить дополнительно более 200 млн руб. прибыли, сотни миллионов рублей товарооборота и способствовала бы более полному удовлетворению потребности населения в необходимых продуктах.

Для дальнейшего увеличения производства и закупок картофеля и плодоовощной продукции рекомендуется:

— определить в пригородных зонах хозяйстве, специализирующиеся на выращивании теплично-парниковых, малораспространенных и зеленных овощных культур и ягод на лучших землях с целью максимального обеспечения населения этой продукцией;

— расширить производство, закупки и продажу картофеля высокоценных столовых сортов, имея в виду довести к 1985 г. закупку и продажу его населению до 25−30 $ от общих объемов;

— восстановить и расширить производство высокоценных сортов репчатого лука в основных лукосеющих районах Рязанской, Горьков-ской, Пензенской, Брянской, Ярославской, Белгородской областей;

— увеличить производство яблок и груш лежкоспособных и транспортабельных сортов;

— организовать непосредственно на полях и в садах сортировку продукции по степени зрелости, помологическим сортам и качеству в соответствии с действующими ГОСТами, создать в местах отгрузки овощей и фруктов пункты предварительного охлаждения;

— в целях усиления материальной ответственности колхозов и совхозов, других хозяйств в повышении качества продукции объем закупок картофеля, овощей и плодов следует оценивать с учетом качества этой продукции, выполнение плана засчитывать не по физическому, а по зачетному весу с учетом коэффициента качества, установить порядок заключения долгосрочных (пятилетних) договоров на производство и реализацию между производителями продукции, перерабатывающей промышленностью и торговлей на основе планов и расширения ассортимента этих товаров для стимулирования улучшения качества плодоовощной продукции;

— увеличить закладку на хранение картофеля и овощей в хозяйствах пригородной зоны, непосредственно в местах производства;

— шире внедрять прогрессивные методы заготовок картофеля и плодоовощной продукции.

Одной из главных задач основного в настоящее время заготовителя Минплодоовощхоза является организация и проведение государственных закупок плодоовощной продукции в сельскохозяйственных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности.

В настоящее время переданная Министерству заготовительная сеть не позволяет полностью обеспечить выполнение этой задачи. Удельный вес системы Минплодоовощхоза СССР в заготовках плодоовощной продукции и поставках еще невелик. Такое положение не позволяет создать единую стройную систему управления заготовками, поставками, транспортировкой и реализацией плодоовощной продукции и картофеля, сужает возможности маневрирования ресурсами и, наконец, осложняет разработку генеральной схемы строительства заготовительно-сбытовых баз и хранилищ для продукции отрасли.

Учитывая это, целесообразно передать в систему Минплодоовощхоза заготовительно-сбытовую сеть других заготовителей плодоовощной продукции.

Овощи, картофель, фрукты подвергаются многократной перевалке, на погрузочно-разгрузочных работах применяется преимущественно ручной труд. Одним из эффективных путей улучшения организации плодоовощной торговли служит использование контейнеров и тары-оборудования. При этом в розничных торговых предприятиях трудоемкость работ на разгрузке и подготовке к продаже фасованных плодоовощей уменьшается в 8 раз, площадь для размещения товара сокращается в 2 раза, время разгрузки его и погрузки порожней тары уменьшается в 5 раз.

Важное значение в улучшении организации плодоовощной торговли имеет эффективное использование рабочего времени работников плодоовощных магазинов и рабочих картофелеовощехранилищ. Анализ использования рабочего времени работников плодоовощных магазинов позволил сделать вывод, что рабочее время подсобных рабочих используется на 75−80 $, продавцов на 60−65 $. Потери времени рабочих овощехранилищ по организационно-техническим причинам составляют более половины рабочего времени.

Систематическое проведение изучения потерь рабочего времени, вскрытие причин и их устранение позволит значительно повысить эффективность использования рабочего времени.

Главным направлением в улучшении организации розничной торговли картофелем, овощами, фруктами является дальнейшее и более активное расширение с учетом трудностей в развитии плодоовощной торговли в магазинах, мелкорозничной сети по продаже овощей и фруктов населению особенно в период сезона массового сбора урожая.

В настоящее время развитие торговли сдерживает недостаточное количество хранилищ для плодоовощной продукции. Количество картофеля и овощей, реализуемых государственной и кооперативной торговлей за 1965;1982 гг.', выросло в 3 раза, а емкость хранилищ увеличилась примерно в 1,5 раза, это одна из причин того, что десятки тысяч тонн овощей и картофеля ежегодно приходят в негодность, сумма потерь составляет около 150 млн руб. из расчета на год, или больше, чем было вложено’в строительство хранилищ за последние 5 лет.

На наш взгляд, строительство хранилищ в сфере торговли должно производиться лишь в двух системах — Министерства плодоовощного хозяйства СССР и потребительской кооперации. Что касается ОРСов, трестов общепита, пищеторгов, продснабов, то их снабжение плодами и овощами следует производить через склады Министерства плодоовощного хозяйства и потребительской кооперации. Это даст возможность аккумулировать капитальные вложения на развитие материально-технической базы заготовок, хранение и реализацию плодов и овощей, вести строительство крупных хранилищ с учетом потребности всего города, оснащать их современным оборудованием.

Для улучшения хранения большую роль играет не только количественное увеличение емкостей, но и качественное совершенствование хранилищ с тем, чтобы обеспечить хорошую сохранность овощей, картофеля и фруктов до нового урожая, используя искусственное охлаждение и активную вентиляцию.

Важное значение в повышении сохранности выращенной и заготовленной плодоовощной продукции имеет совершенствование методов транспортировки и хранения продукции. При этом особое внимание необходимо обратить на оборачиваемость и сохранность плодоовощной тары, которая составляет около 20 $ обращающейся в стране деревянной тары.

С целью повышения оборачиваемости и сохранности тары рекомендуется организовать при соответствующих организациях Минплодоовощхоза централизованные таро-ремонтные предприятия на хозрасчете, установить премии за снижение расходов и потерь по таре, а также материальные санкций за перерасход по данной статье издержек и допускаемую бесхозяйственность в операциях с плодоовощной тарой.

Целесообразно разработать стандарты на плодоовощную продукцию, в том числе быстрозамороженную, полуфабрикаты с установлением дифференцированных требований к качеству в зависимости от сортности продукции.

Совершенствование плодоовощной торговли тесно связано с обеспечением ее рентабельности, повышением эффективности.

Увеличение производства и реализации ранних овощей в весенне-летний период увеличивает товарооборот, а соответственно и валовой доход, так как розничные цены в это время в 3,5 раза выше, чем в период массового сбора урожая. В результате проведенного анализа влияния завоза ранних овощей на товарооборот и валовой доход установлено, что розничный товарооборот и прибыль по ранним овощам выше в 2,7 раза, чем при том же количестве реализованной плодоовощной продукции в период ее массового сбора.

Повышение рентабельности также связано с развитием прямых связей поставщиков плодоовощной продукции с получателем. Рекомендуется шире развивать и совершенствовать прямые связи торговли с колхозами, совхозами и другими предприятиями агропромышленного комплекса.

Целесообразно ввести меры поощрения за выход стандартной продукции после хранения, начиная с 95 $ для картофеля, 96 $ для фруктов. За норму потери принимают сложившийся минимальный фактический уровень потерь качества, равный 5 $ для картофеля и овощей—?р — для фруктов.

Необходимо совершенствовать методы определения качественных показателей всех видов сельскохозяйственной продукции, имея в виду, в частности, широкое внедрение в производство экспресс-методов.

Образование впервые в стране в общесоюзном масштабе такого крупного единого агропромышленного плодоовощного комплекса, каким является система Минплодоовощхоза СССР, требует отработки и внедрения принципиально новой генеральной схемы управления отраслью с учетом ее отраслевых и территориальных особенностей. При формировании системы не удалось в полном объеме реализовать принцип обеспечения единства процесса производства и управления на всем пути продвижения продукции от поля до магазина.

В генеральной схеме управления плодоовощным хозяйством должны быть реализованы следующие принципы:

— единство руководства агропромышленным плодоовощным комплексом;

— развитие агропроизводственных торговых объединений;

— проведение взаимосвязанных мероприятий по совершенствованию планирования и экономического стимулирования, отработки принципов функционирования всего хозяйственного механизма на всех уровнях интегрированного хозяйства с учетом особенностей каждого вида деятельности министерства: сельскогохозяйственного и промышленного производства, транспорта и хранения, заготовок и оптово-розничной торговли.

Одной из важнейших мер по укреплению экономики плодоовощного хозяйства является совершенствование ценообразования на плоды, овощи, картофель, консервируемую продукцию, а также изменение действующего порядка утверждения цен на продукцию, реализуемую по общесоюзному и республиканским фондам.

Исходя из этого целесообразно изменить механизм определения и утверждения закупочных и розничных цен и, в частности:

— разработать и утвердить новые закупочные цены на плоды, овощи, бахчевые культуры, столовые и кишмишные сорта винограда, ранний и поздний картофель, имея в виду, создать условия для укрепления хозяйственного расчета;

— ввести единые по зонам страны розничные цены на ранний и поздний картофель и другие столовые корнеплоды и единые по зонам страны розничные цены на плоды, овощи, бахчевые культуры и виноград.

Это позволит устранить имеющуюся в настоящее время неоправданную дифференциацию розничных цен на плодоовощную продукцию в одних и тех же зонах. При этом необходимо предоставить оптовым организациям плодоовощной торговли в областях, краях и автономных республиках право производить в случае необходимости, снижение цен на плодоовощную продукцию за счет предусматриваемого для этой цели фонда возмещения.

Целесообразно разработать и внедрить в плодоовощном комплексе единый порядок планирования, экономического стимулирования, распределения прибыли, финансирования и кредитования.

В диссертации, помимо названных в заключении, имеются и другие рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и повышение эффективности снабжения населения плодоовощной продукцией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Капитал, т. I. Политиздат, 1973.
  3. К. Капитал, т. П. Политиздат, 1969.
  4. К. Капитал, т. Ш. Политиздат, 1970.
  5. К. Капитал, т. 1У. Политиздат, 1954.
  6. К., Энгельс Ф. Избранное письмо. Политиздат, М. Д958.
  7. К. К критике политической экономии. Госполитиздат, 195<
  8. В.И. Капитализм и народное потребление. Полн.собр. соч., т. 21.
  9. В.И. Капитализм в сельском хозяйстве. Полн.собр. соч., т. 4.
  10. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн.собр.соч., т. I.
  11. В.И. Речь на I съезде советов народного хозяйства. Полн.собр.соч., т. 37.
  12. В.И. Речь о кооперации. Полн.собр.соч., т. 40.
  13. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т. 33.
  14. В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т. 36.
  15. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т. 39.
  16. В.И. Доклад на УШ Всероссийском съезде Советов. Полн.собр.соч., т. 42.
  17. В.И. О продовольственном налоге. Полн.собр.соч., т.43.
  18. В.И. О голоде (письмо к питерским рабочим). Полн. собр.соч., т. 36, с. 357−364.
  19. П. Материалы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, труды руководящих работников ЦК КПСС и Советского правительства
  20. Программа КПСС. М., Политиздат, 1976.
  21. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976.
  22. Материалы ХОТ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.
  23. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. Журн. Политическое самообразование, № 7, 1982.
  24. Материалы Пленума ЦК КПСС 22 ноября 1982 г., М., Политиздат, 1982.
  25. Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М.:Полит-издат, 1983, с. 14.
  26. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята на внеочередной седьмой сессии Верховно го Совета СССР девятого созыва? октября 1977 г. М.: Политиздат, 1978.
  27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 марта 1970 г. «О мерах по увеличению производства, улучшению заготовок картофеля, овощей и фруктов и обеспечению населения этими продуктами». .
  28. Постановление Совета Министров СССР от 30 января 1972 г. «О некоторых мерах по дальнейшему улучшению торговли и ее технической оснащенности».
  29. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСЗСР» 20 марта 1974 г. № 9.
  30. Постановление ЦК КПСС от 2 июня 1976 г. «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кроперации и агропромышленной интеграции».
  31. Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации)в сельском хозяйстве» 14 апреля 1977 г. СП СССР, 1977, № 13, ст. 80.
  32. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1977 г. «О мерах по дальнейшему развитию торговли».
  33. Постановление ЦК КПСС от 4 июля 1978 г. «О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР». М., Экономика, 1978.
  34. Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о производственном объединении в сельском хозяйстве».7 декабря 1978 г. СП СССР, 1979, Ш 3.
  35. Постановление Совета Министров СССР «О размерах денежных сортовых надбавок, выплачиваемых за семенной картофель». 6 марта 1979 г. СП СССР, 1979, № 9, ст. 53.
  36. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». М., Политиздат, 1979.
  37. О нормах возмещения расходов колхозов и совхозов по длительному хранению картофеля и плодоовощной продукции в местах производства и заготовок. Постановление Госкомитета СССР поценам от 5 ноября 1975 г. № 14 009.
  38. Методика оценки экономической эффективности реализации по прямым связям и приемке на месте овощей, фруктов и картофеля. М.- ВНИИЗСХ Министерства сельского хозяйства СССР, 1975.
  39. Инструкция о порядке и условиях проведения гос. закупок картофеля и плодоовощной продукции. Утверждена приказом Минзага СССР от 12.1Х-1975 г. № 300.
  40. Методические рекомендации по составлению плана госзакупок сельскохозяйственных продуктов на 1976−1980 гг. М.: ВНЙИЭСХ
  41. Министерства сельского хозяйства СССР, 1975.
  42. Положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции. Утверждено приказом Минзага СССР 31 декабря 1976 г. № 422.
  43. Государственные стандарты Союза ССР. Картофель, овощи и бахчевые культуры. М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1978.
  44. Закупочные цены на плодоовощную продукцию, продаваемую государству колхозами, совхозами и другими хозяйствами. Сборник № I. М.: Прейскурантиздат, 1979.
  45. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3.
  46. Ю.В. 60 лет СССР. М.: Политиздат, 1983.
  47. Ш. Статистические сборники
  48. Народное хозяйство СССР (статистический ежегодник) за 1971−1982 гг. М.:Статистика.1У. Специальная литератора
  49. Е.П. Перевозка и хранение фруктов. М., Транспорт, 1974.
  50. H., Кутянин Г. Управлению качеством научную основу. — Советская торговля, 1978, № 5, с. 30−32.
  51. A.B. Механизация и автоматизация управленческого труда.М., Знание, 1976.
  52. В.Г., Курак C.B. Организация управления торговым предприятием. М., Экономика, 1974.
  53. В.Г. Человек в управлении обществом. М., Политиздат, 1977.
  54. A.B. Эффективность самообслуживания в торговле. М., Экономика, 1978.
  55. A.B., Коваленко П. П. Повышение эффективности торговли. Киев, 1977.
  56. М.И. Рентабельность торговли и резервы ее повышения. М.: Экономика, 1978, 216 с.
  57. A.C. Развитие прямых связей в системе заготовок. М.: ЦНЙИТЭИ Минзага СССР, 1975.
  58. О.В. Организация закупок плодоовощей и картофеля в колхозах и совхозах Казахской ССР. М., ДНИИТЭИ Минзага СССР, № 7, 1977.
  59. A.C. Экономические основы реализации сельскохозяйственной продукции. М., «Колос», 1976.
  60. Д.А. Сроки амортизации и обновления основных производственных фондов. М., «Наука», 1977.
  61. Л.Н. Государственное управление закупками сельскохозяйственных продуктов. М.: Юрид. лит., 1978.
  62. В.В. Совершенствование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. М., Экономика, 1974.
  63. С.С., Тютюнников В. И. Управление торговлей. В. Шко-ла, 1976.
  64. В.И., Панова М. И. Экономические проблемы технического прогресса. М., «Мысль», 1974.
  65. В.Г. Складское хозяйство в торговле. М., Экономика, 1972.
  66. .М., Иваницкий В. И., Свяпенко Ю. Б. АСУ в торговле. К., КТЭИ, 1976.
  67. В. Об ответственности железных дорог за сохранность грузов. Хозяйство и право, 1977, № 4.
  68. П.И. Формирование основных фондов кооперативной торговли. М., Экономика, 1974.
  69. С.А. Складское и тарное хозяйство. Киев, В, Школа, 1977.
  70. Н. Экономическая эффективность заготовок овощей, картофеля по прямым связям. 1975, № 10.
  71. Э.Д. Возделывание и уборка овощных культур. М., Россельхозиздат, 1975.
  72. Л.М. Научно-технический прогресс и экономика развитого социализма. М., Наука, 1974.
  73. В.А., Зайченко А. Г. Организация заготовок, реализации плодоовощной продукции. Киев, В. Школа, 1974.
  74. В.В., Исаев Э. Ю. Экономика и организация заготовок с/х продуктов. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  75. В.В., Кданович В. С. Опыт заготовок и хранения картофеля в Белорусской ССР. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1977.
  76. В.В. Развитие прямых связей в заготовках овощей и фруктов. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  77. В.В., Малугина Л. Г. Организация сдачи-приемки картофеля и овощей непосредственно в хозяйствах Свердловской области. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, № 9,"1978.
  78. Г. И. Экономика советской торговли. М., Экономика, 1967.'
  79. Г. М. Складское тарное хозяйство, технология транспортных складских процессов. М., В. Школа, 1978.
  80. А.Ф. Товароведение плодов и овощей. М., Экономика, 1974.
  81. А.Ф. Новые методы хранения плодов и овощей за рубежом. М., Экономика, 1969.
  82. Л., Рычкова Н. Издержки обращения в торговле плодоовощами. Советская торговля, 1978, 1 5.
  83. М.И. Сохранность томатов и арбузов при перевозках, М., Колос, 1974.
  84. М.И. Экономические проблемы качества сельскохозяй' ственной продукции. М., Экономика, 1978.
  85. А.Н., Платонов А. Н. Формы хозяйственных связей и организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  86. Заготовка, транспорт и хранение плодов и овощей. Сборник научных трудов. М., МКИ, 1970.
  87. С.Н. Материально-техническая база советской торговли. М., Экономика, 1969.
  88. В.И. Эффективность использования основных фондов торговли. М., Экономика, 1974.
  89. В.И., Ушаков Н. И. Планирование капитальных вло жений в торговле. М., Экономика, 1972.
  90. В.М. Методология народнохозяйственного планирования. М., Экономика, 1975.
  91. В.Н. Развитие материально-технической базы и организации заготовок картофеля и плодоовощей. М., ЦНЙИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  92. А.Т., Дулепов О. П. Экономика и организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. М., ДНИЙТЭИ Минзага СССР, 1976.
  93. И.С. Техника прогресса и использование техники. М., Машиностроение, 1975.
  94. В.С. Управление системой основных производственных фондов. Л., 1974.
  95. В.А., Клочко Л. Н. Организация заготовок овощей в местах их производства. М., ДНИИТЭИ Минзага СССР, 1975.
  96. К.Д. Агропромышленная интеграция. М., Россельхоз-издат, 1978.
  97. А. Товарные потери: контроль и резервы снижения. Советская торговля, 1981, № I.
  98. Г. Н. Проблемы технического перевооружения торговли (опыт и перспективы). М., Экономика, 1977.
  99. Д.З. Экономические связи между городом и деревней и закономерности их развития при социализме. Киев, 1. В. Школа, 1977.
  100. Л.А. Производительность труда и технический прогресс. М., Экономика, 1974.
  101. Г. Г. Что такое эффективность сельскохозяйственного производства. М., Колос, 1975.
  102. А.И. Повышение эффективности использования основных фондов общественного питания. М., Экономика, 1974.
  103. Ф.Л., Малугина Л. Г., Григорьев П. А. Опыт работы аграрно-промышленных объединений по производству, заготовкам, хранению, переработке и реализации овощей. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1983.
  104. B.C. Материально-техническое снабжение в новых условиях хозяйствования. М., Экономика, 1975.
  105. А.П., Репин Т. Д. Экономика, организация и планирование заготовок. М., Экономика, 1974.
  106. И.Г. Оценка экономической эффективности прямых связей по приемке овощей на месте. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1974.
  107. Э.Г. Взаиморасчеты хозяйств и заготовителей за плодоовощную продукцию. М.: Колос, 1977.
  108. С.М. Современные методы транспортирования и хранения картофеля, овощей и плодов в торговле. Киев, УкрНИИТ0П, 1978.
  109. H.A., Федорова Л. В. Прием картофеля и овощей в хозяйствах. М., Колос, 1975.
  110. Л.Г., Сердюков А. Е. Увеличение производства, заготовок и сокращение потерь картофеля и плодоовощей. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1980.
  111. Ф.Д. Как повысить эффективность управления торговлей. М., Экономика, 1977.
  112. Методические указания к разработке планов развития торговли. М., Экономика, ч. П., 1977.
  113. В.В. Оптимальное размещение государственных заготовок. М., Колос, 1971.
  114. А.Ф. Хранение и переработка овощей, плодов и ягод. М., Высшая школа, 1976.
  115. ИЗ. Оболенский К. П. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. М., Экономика, 1979.
  116. К.П. Теория и практика специализации сельского хозяйства. М., Колос, 1975.
  117. В.M. Использование производственных фондов в колхозах и совхозах. М., Колос, 1973.
  118. М.А. Фонды торговли и их оптимизация. М., Экономика, 1977.
  119. Н.М., Павлов A.C. Комплексное планирование научно-технического прогресса. М., Мысль, 1975.
  120. К.Ф. Основные производственные фонды и их использование. М., Машиностроение, 1975.
  121. А. Межхозяйственная кооперация в сельском хозяйстве. Вопросы экономики, 1979, № 2.
  122. И.П. Овощи принимаем в совхозах. М., Экономика, 1967.
  123. Ю.М. Производство овощей. М., Россельхозиздат, 1973.
  124. П. Улучшить торговлю плодоовощами. Советская торговля, 1978, К? 8.
  125. В.П., Малугина Л. Г. Повышение эффективности и качества заготовляемых картофеля и плодоовощей. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1978.
  126. Н.Е. Экономика организации и планирование заготовок сельскохозяйственной продукции. М., Экономика, 1975.
  127. К.П. Управление оптовой торговлей. М., Экономика, 1978.
  128. Ю.Н. и др. Справочник по закупкам картофеля, плодов и овощей. М., Колос, 1976.
  129. А.Ф. Экономика и организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  130. А.Ф. Контроль за качеством картофеля, плодов и овощей. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1975.
  131. В.Д. Совершенствование организации закупок картофеля, овощей и фруктов в РСЗСР. Экономика и организация заготовок сельскохозяйственных: продуктов. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1977.
  132. . Стратегия благосостояния. Изд. «Молодая Гвардия», 1983.
  133. В. Закупки сельскохозяйственной продукции в условиях агропромышленной интеграции. Закупки сельскохозяйственных продуктов, 1979, № 5.
  134. А.П., Еремин В. И. Экономика и организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. М., ДНИИТЭИ Минзага СССР, 1976.
  135. B.C., Малугина Л. Г. Пути повышения качества и снижения потерь картофеля. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1983.
  136. Т.С. Советская экономика на современном этапе. М., Мысль, 1976.
  137. П.К. и др. Борьба с потерями картофеля, плодов и овощей при заготовках. М., Колос, 1975.
  138. А.Г. Специализация в сельском хозяйстве. М., Экономика, 1976.
  139. Г. И. и др. Сотрудничество стран-членов СЭВ в сельском хозяйстве. М., Экономика, 1976.
  140. А.Е., Голоперов Г. И. Заготовки овощей и картофеля в Донецкой области. М., ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1978.
  141. Е.П. Технология хранения и переработки плодов и овощей. М., Колос, 1978.
  142. П.К., Кононова A.A. Инспектирование качества картофеля, плодов и овощей. М.: Колос, 1979.- 271 с.- 144
  143. Экономическая интеграция и материально-техническая база стран членов СЭВ. М., Мысль, 1977.
  144. Экономические проблемы развития социализма и его перерастания в коммунизм. М., Мысль, 1977.
  145. И. Лучше обеспечивать население плодоовощной продукцией. Советская торговля, 1977, № 8.
  146. В работе использованы материалы журналов «Коммунист», «Вопросы экономики», «Советская торговля», газета «Правда», «Известия», «Труд», «Торговля за рубежом», «Экономика сельского хозяйства» за 1970−1982 гг.1У. Монографии, сборники, брошюры
  147. П. Изр. Экономико-организационные проблемы заготовок картофеля и овощей. Дис. канд.экон.наук. Киев, 1978.
  148. A.A. Оптимизация производства, заготовок, переработки сельскохозяйственной продукции. Дис. канд.экон.наук.1. М., 1980.
  149. Ф.К. Вопросы экономического обоснования размещения государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Дис.канд.экон.наук. Казань, 1978.
  150. P.A. Совершенствование организации заготовок и сбыта плодоовощной продукции в системе потребительской кооперации СССР. Дис.канд.экон.наук. М., 1980.
  151. Хамраев Халим. Материально-техническая база заготовок плодоовощной продукции и пути повышения эффективности ее использования. Дис.канд.экон.наук, Львов, 1978.1. У1. Авторефераты
  152. В.В. Связи торговли и сельского хозяйства в условиях аграрно-промышленной интеграции и пути их совершенствования. Автореф. дис. канд.экон.наук. Львов, 1979.
  153. П. Из. Экономико-организационные проблемы заготовок картофеля и овощей. Автореф. дис. канд.экон.наук. Киев, 1978.
  154. В.М. Проблемы организации и совершенствования торговли свежими овощами в районах горно-рудной промышленности. Автореф. дис. канд.экон.наук. Киев, 1977.
  155. Н.И. Проблемы развития государственных заготовок и реализации картофеля и овощей. Автореф. дис. канд. экон. наук. M., 1980.
  156. Среднегодовое производство и заготовки картофеля по Нечерноземной зоне РСФСР в 1971—1982 гг. (во всех категориях хозяйств) I1. Показатели1971— 1975 — гг*1. Годы19 761 980 гг.1981 — 19 821 982 г. ! в % к ! 1976! 1980 гг, 1. Нечерноземная зона РСФСР
  157. Посевная площадь, тыс. га Урожайность, ц/га. Валовой сбор, тыс. тонн Заготовлено, тыс. тонн1. Кировская область •
  158. Посевная площадь, тыс. га Урожайность, ц/га. Валовой сбор, тыс. тонн Заготовлено, тыс. тонн1. Свердловская область
  159. Посевная площадь, тыс. га Урожайность, ц/га. Валовой сбор, тыс. тонн Заготовлено, тыс. тонн1. Пермская область1. Посевная площадь, тыс. га1. Урожайность, ц/га .
  160. Среднегодовое производство и заготовки овощей в Нечерноземной зоне РСЗСР в 1971—1982 гг. (во всех категориях хозяйств)1 • Г о д ы
  161. Показатели ! 1971- 1975 ! 1976! 1980 ! 1 '.1981 I | 1 1982 1 * 1 ЦУН2 г. !в ъ к !1976-!Х980 гг.1. Нечерноземная зона РСФСР
  162. Посевная площадь, тыс. га. 192,1 182,5 194,9 194,5 106,6
  163. Урожайность, ц/га. 188 174 ' 192 209 ' 120,1
  164. Валовой сбор, тыс. тонн 4887 3463 4181 4X12,5 1X8,7
  165. Заготовлено, тыс. тонн 1821 2138 2238 2628 122,91. Кировская область
  166. Посевная площадь, 4,0 4,0 3,7 92,5
  167. Урожайность, ц? га. 147,0 176,0 172,0 188 106,8
  168. Валовой сбор, тыс. тонн 108,0 68,0 76,4 76,4 112,3
  169. Заготовлено, тыс. тонн 16,0 27,0 24,0 32,5 120,41. Свердловская область
  170. Посевная площадь, тыс.га. 8,8 9,0 9,0 13,3 147,7
  171. Урожайность, ц/га. 159 2X0 211,2 181 86,2
  172. Валовой сбор, тыс. тонн 169 210 273,9 273,9 130,4
  173. Заготовлено, тыс. тонн 143 162 185,2 2X3,3 131,71. Пешская область
  174. Посевная площадь, тыс. га. 9,8 7,8 7,8 9,2 117,9
  175. Урожайность, ц/га. 158,0 168 168 202 120,2
  176. Валовой сбор, тыс. тонн 156,6 136,5 200,5 200,5 146,8
  177. Заготовлено, тыс. тонн 70,0 78,5 67,2 99,1 126,2
  178. Заготовки, картофеля и плодоовощей в Кировском, Свердловском, Пермском Горплодоовощторгах в 1976—1982 гг. тонн)1. В том числе
  179. Показатели ! Единица Всего по объединению ! В т.ч.самообслуживаниепп ! измере-1 ния 1981 г. ! 1982 г. | 1981 г. ! 1982 г.
  180. Розничный товарооборот.. тыс.руб. 22 003,5 23 498,2 17 790 19 108
  181. Удельный вес магазинов самообслуживания. $ 84,0 85,0
  182. Средне-списочная численность работающих. чел. 795 810 630 659 В т.ч. фасовщиков. и 115 99 115 99
  183. Товарооборот из расчета на одного работающего. тыс.руб. 27,7 29,0 28,2 29,0
  184. Реализованное наложение. 2204,7 2338,1 1954,0 2098,0 В т.ч. к товарообороту. * 10,02 9,95 10,98 10,98
  185. Издержки обращения. тыс.руб. 1952 2216,3 1740,3 2055,6 В $ к товарообороту. $ 8,0 9,43 9,78 10,76 В т.ч. зарплата. тыс.руб. 1155,1 1233,6 933,9 1005,0 В $ к товарообороту. $ 5,25 5,25 5,26 5,26
  186. Прибыль. тыс.руб. 252,5 121,8 2X3,7 42,4 В $ к товарообороту. $ 1,14 0,52 1,20 0,22
  187. Количество магазинов. 41 43 28 31
  188. Площадь торгового зала. м2 3130 3394 2578 2719
  189. Розничный товарооборот. тыс.руб. 34 686 37 482 16 276 18 128
  190. Удельный вес магазинов самообслуживания. * 46,9 48,4 46,9 48,4
  191. Средне-списочная численность работающих. чел. 1015 1061 487 531 В т.ч. фасовщиков. к 95 87 95 87
  192. Товарооборот в расчете на одного работающего. тыс.руб. 34,1 35,2 33,4 34,7
  193. Реализованное наложение. 3662 3767 1452 1633 В $ к товарообороту. 10,55 10,06 8,92 9,01
  194. Издержки обращения. тыс.руб. 3261 3271 1652 2125 В $ к товарообороту. # 9,40 8,74 10,15 11,72 В т.ч. зарплата. тыс.руб. 1919 2017 882' 9815,53 5,39 5,42 5,41
  195. Прибыль (убыток). тыс.руб. 401 496 -200 -491 В $ к товарообороту. * 1,15 1,32 -1,23 -2,71
  196. Количество магазинов. ы2 63 64 33 34
  197. Площадь торгового зала. 7012 7190 4175 4283
  198. Товарооборот на I м^ торговой площади. тыс.руб. 4,95 5,2 3,89 4,2црнлидопии и1. ПОКАЗАТЕЛИработы плодоовощных магазинов по Пермскому Горплодоовощторгуза 1981−1982 гг. ¡-Единица пп ! Показатели измере-1|ния
  199. Розничный товарооборот. тыс.руб.
  200. Удельный вес магазинов са-. мообслуживания .
  201. Средне-списочная численность работающих. чел. в т. ч. фасовщиков. «
  202. Товарооборот в расчете на одного работающего5. Реализованное наложениев $ к товарообороту. $
  203. Издержки обращения. тыс. руб, в $ к товарообороту. $в т.ч. зарплата .тыс.руб, в $ к товарообороту. $ 7. Прибыль .тыс.руб, в $ к товарообороту. $ 8. Количество магазинов .о
  204. Площадь торгового зала. н
  205. Объединение «Кировплодоовощ"1. Картофель1. Поступило всего .
  206. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 1450
  207. Потери в $ к поступлению 8,21. Овощи1. Поступило всего. 19 689
  208. Потери, списания и отпуск на корм скоту .3. Потери в $ к поступлению1. Фрукты17 647 26 952 30 087 22 860 271 322 336 2047 2336 2047 8,6 6,8 10,2 7,51 603 8,225 017 24 346 21 868 267 894 449 2918 3731 1471 17,8 11,9 17,0 5,5
  209. Поступило всего. 9959 8532 7100 9913 12 403
  210. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 687 1377 440 377 440
  211. Потери в $ к поступлению 6,9 16,1 6,2 3,8 3,5
  212. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 382
  213. Потери в
  214. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 1080
  215. Потери в io к поступлению 4,91. Овощи1. Поступило всего. 25 754
  216. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 1010
  217. Потери в $ к поступлению. 3,91. Фрукты1. Поступило всего. 6620
  218. Потери, списания и отпуск на корм скоту. 200
  219. Потери в $ к поступлению. 0,3
Заполнить форму текущей работой