Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы менеджмента качества промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Синергизм объединения менеджмента качества и антикризисного управления на всех стадиях жизненного цикла организации обеспечивает возможность существенного роста стабильности и эффективности производства. Таким образом, качество осуществления антикризисных процессов выступает одним из наиболее перспективных элементов управления конкурентоспособностью компаний. Его значимость возрастает в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция менеджмента качества и проблемы его развития в России
    • 1. 1. Эволюция менеджмента качества
    • 1. 2. Современное значение и развитие понимания менеджмента качества в России
    • 1. 3. Антикризисное управление как прогрессивный элемент развития системы менеджмента качества
  • Глава 2. Процессный подход к оценке качества антикризисного управления
    • 2. 1. Антикризисное управление как процесс
    • 2. 2. Инструментарий оценки качества антикризисного управления как процесса
  • Глава 3. Эффективность менеджмента качества промышленного предприятия
    • 3. 1. Анализ качества антикризисных процессов на промышленных предприятиях Рязанской области. ^
      • 3. 1. 1. ОАО «Рязаньгоргражданстрой»
      • 3. 1. 2. ООО «Торгхол». П
      • 3. 1. 3. ОАО «Рязцветмет»
    • 3. 2. Эффективность повышения качества антикризисного управления и его роль в развитии менеджмента качества

Развитие системы менеджмента качества промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Непрерывное развитие представлений общества о качестве является одним из ведущих факторов научно-технического прогресса. Последние десятилетия проходят в мире в условиях динамичной эволюции менеджмента качества, темпы которой заметно увеличились в конце XX — начале XXI века. Ведущие западные и отечественные предприятия, желающие усилить или хотя бы сохранить свои конкурентные позиции, уже сегодня осознали невозможность осуществления хозяйственной деятельности без создания системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, а также для эффективного управления всей организацией в целом.

Постоянное развитие менеджмента качества в мире обуславливает необходимость развития элементов системы управления, способных обеспечить качество деятельности всей организации на стратегическом уровне. Поэтому происходит выделение новых подсистем, обеспечивающих надёжное функционирование системы менеджмента качества организаций.

Известно, что любая коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых могут стать нестабильность экономической деятельности, несостоятельность или даже банкротство. Проведение антикризисных мероприятий, целью которых является обеспечение эффективности и стабильности производственно-хозяйственной деятельности, должно стать обязательным элементом менеджмента качества.

Синергизм объединения менеджмента качества и антикризисного управления на всех стадиях жизненного цикла организации обеспечивает возможность существенного роста стабильности и эффективности производства. Таким образом, качество осуществления антикризисных процессов выступает одним из наиболее перспективных элементов управления конкурентоспособностью компаний. Его значимость возрастает в условиях развития конкуренции, характерной для эпохи глобализации и информационных технологий. Очевидной предстаёт актуальность вопросов развития и совершенствования системы менеджмента качества промышленного предприятия на основе различных подсистем (в частности — системы антикризисного управления). Рыночная конкуренция XXI века — это конкуренция систем менеджмента качества, в свете чего необходимо их постоянное развитие и дополнение новыми элементами.

Степень разработанности проблемы. Изучение развития менеджмента качества началось с активизации управленческого аспекта производства в начале XX века, который исследовали Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др. С середины минувшего столетия начинают формироваться передовые школы управления качеством, каждая из которых выделяет собственное видение развития этой категории. Развитие мировой эволюции менеджмента качества получило широко известное отражение в работах У. Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, К. Исикавы, С. Синго, Г. Тагути, Т. Конти и других. Определённый вклад в развитие мирового менеджмента качества внесла и советская школа, зародившаяся в 50-ые — 60-ые гг. XX века и наиболее отчетливо отразившаяся в Саратовской системе БИГТ, Горьковской КАНАРСПИ, Ярославской НОРМ, Львовской СБТ.

В современных условиях доминирующей концепцией менеджмента качества выступает процессный подход. Исследованию эволюции мирового менеджмента качества и его развития в России посвящены труды многих отечественных учёных, таких, как Ю. П. Анискин, В. Я. Белоглазов, Б. И. Герасимов, A.B. Гличев, Д. С. Демиденко, С. Д. Ильенков, В. В. Ильин, В. М. Ларина, Д. С. Львов, В. П. Панов, Ю. В. Сажин, Т. А. Салимова, В. И. Седов, В. А. Швандар, Я. Б. Шор, Н С. Яшин.

Теоретическим и методологическим проблемам антикризисного управления предприятиями, вопросам повышения его эффективности также уделено немало внимания представителями современной экономической мысли. Исследованию этого направления посвящены труды Э. С. Минаева, В. П. Панагушина, Ю. С. Масленченкова, Э. М. Короткова, В. А. Баринова, О. В. Антоновой, Г. П. Ивановой, А. Д. Радыгина, И. К. Другова, И. А. Дуборкиной, А. Н. Семиной, Г. Б. Юна, Г. К. Таля, В. И. Кошкина, В. В. Григорьева и др.

Роль и значение качественного антикризисного управления как фактора, стабилизирующего экономику и обеспечивающего её прогрессивное развитие, осознаны и отмечены абсолютным большинством учёных и практиков, работающих в этой области. Вместе с тем наблюдается отсутсвие публикаций, использующих понятие качества антикризисного управления и оперирующих инструментами его оценки. Недостаточно внимания уделяется вопросам развития системы менеджмента качества промышленного предприятия именно на основе процессов антикризисного управления как фактора, обеспечивающего конкурентоспособность на стратегическом уровне.

Изложенное определяет научный и практический интерес автора к вопросам решения проблемы соединения постоянного совершенствования менеджмента качества промышленного предприятия и одновременного развития в нём жизненно необходимой подсистемы антикризисного управления.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является разработка инструментария интеграции системы менеджмента качества и процессов антикризисного управления предприятием. В соответствии с целью работы сформулированы решаемые в ней задачи:

— определение значимости развития менеджмента качества для современной России, а также места и роли в нём антикризисного управления;

— исследование сущности менеджмента качества антикризисного управления как обязательного элемента системы управления предприятием в современных условиях;

— обоснование принципов процессного подхода как основы интеграции менеджмента качества и антикризисного управления;

— разработка инструментария и методики оценки качества антикризисного управления промышленным предприятием как важнейшего элемента системы менеджмента качества;

— анализ и оценка качества антикризисных процессов на промышленных предприятиях Рязанской области согласно предлагаемой методике, определение их значения в развитии общей системы менеджмента качества;

Объектом исследования является антикризисное управление как элемент системы менеджмента качества промышленного предприятия. В данной работе исследуются промышленные предприятия Рязанской области.

Предметом исследования является интеграция процессов антикризисного управления в систему менеджмента качества промышленного предприятия.

Теоретическую основу исследования составили принципы всеобщего управления качеством, основные положения общей теории менеджмента, менеджмента качества и антикризисного менеджмента. Методологической базой диссертации явились общие (научное обобщение, системный, сравнительный, причинно-следственный, исторический, логический анализ) и специальные методы научного исследования (процессный подход, статистический анализ, экспертная оценка). Методологический подход к рассмотрению того или иного вопроса диссертации основан как на применении отдельных из перечисленных методов, так и на их комбинации.

Содержание диссертационной работы соответствует п. 9.17. (Проблемы взаимосвязи повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) и антикризисного управления (банкротства и санации предприятий) и п. 15.13.

Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов) специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в постановке и исследовании проблемы интеграции процессов антикризисного управления и менеджмента качества организации как значимого фактора роста эффективности промышленного производства. Научную новизну имеют следующие результаты:

По специальности 08.00.05 (экономика и управление качеством):

• Доказана необходимость развития систем менеджмента качества промышленных предприятий на основе встраивания в неё подсистемы менеджмента качества антикризисного управления. Доказательство основано на следующих фактах:

— непрерывное развитие менеджмента качества, эволюция, в ходе которой формируется необходимость дополнять его новыми элементами;

— продолжающееся возрастание роли и расширение границ термина «антикризисное управление» в хозяйственной жизни предприятий;

— удобство применения принципов процессного подхода к антикризисному управлению предприятием, прямая зависимость качества управления организацией от качества процессов антикризисного управления;

• Сформирован инструментарий менеджмента качества антикризисного управления. В его основе лежит система целей и критериев качества процессов антикризисного управления для различных стадий жизненного цикла организаций.

• Предложен принцип оценки качества антикризисного управления как элемента системы менеджмента качества. Он заключается в сравнении базовых состояний предприятия, характеризующихся наличием определённых показателей и параметров, детерминирующих текущее состояние предприятия в определённый момент времени.

• Разработана методика оценки качества процессов антикризисного управления предприятием. Применены принципы процессного подхода для оценки качества антикризисных мероприятий.

По специальности 08.00.05. (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами промышленности):

• Обоснована необходимость перманентного развития антикризисной составляющей в деятельности промышленных предприятий независимо от их стадии жизненного цикла и уровня несостоятельности.

• Разработан подход, согласно которому для оценки качества процессов антикризисного управления промышленным предприятием предлагается анализировать его деятельность с учётом всех индивидуальных особенностей объекта, оперируя как количественными, так и качественными показателями, не используя сравнение рассчитанных значений показателей с нормативными в качестве единственного инструмента диагностики.

• Доказана важность и эффективность внедрения механизма оценки качества процессов антикризисного управления предприятими промышленности в их системы менеджмента качества. Доказательство строится на положительном опыте развития промышленных предприятий, формирующих и использующих оценочный аппарат менеджмента качества антикризисного управления в своей деятельности. Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью разработки инструментария перманентного антикризисного управления как элемента системы менеджмента качества для любого промышленного предприятия.

Практическая значимость заключается в возможности и необходимости использования инструментария и методики оценки качества антикризисного управления как элемента системы менеджмента качества при совершенствовании систем управления промышленными предприятиями всех отраслей и форм собственности.

Самостоятельное практическое значение имеют:

— инструментарий менеджмента качества антикризисного управления;

— алгоритм оценки качества процессов антикризисного управления предприятием;

— внедрение менеджмента качества антикризисного управления в систему управления качеством промышленных предприятий;

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре менеджмента Рязанского государственного медицинского университета им акад. И. П. Павлова. Основные положения и результаты исследования были освещены на ежегодной научной конференции РязГМУ им. акад. И. П. Павлова и научно-практических конференциях молодых учёных РязГМУ им. акад. И. П. Павлова.

Результаты исследования используются в учебном процессе факультета менеджмента ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», а также в практической деятельности ряда промышленных предприятий Рязанской области.

Материалы доведены до сведения некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих «ДЕЛО» (Московская область, г. Дубна, ул. Жуковского, д.2) и некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляющих» (г. Москва, ул. Воробьевское шоссе, 4), одобрены и используются их членами в профессиональной деятельности.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы автором в 8 работах общим объёмом 2,18 п.л. Список публикаций приведён в конце автореферата.

Структура работы определяется её содержанием. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка. Исследование содержит 157 страниц, включает 9 таблиц, 10 рисунков и 3 приложения.

выходы.

1 1 1.

10 10 10.

МС.

4−8.

4−8.

5−10.

2 2.

8−10 8−10.

2 2 2.

8−10 8−10 8−10.

0−2.

4.2.

0−2.

4.3.

0−2.

4.1.

0−2.

3.1.

2−4.

3.2.

0−2.

0−2.

4.3.

0−4.

4.2.

0−4.

4.1.

0−4.

3.2.

0−4.

3.1.

2−5.

5 5.

0−2 0−6.

4.3 4.3.

0−6 0−6.

4.2 4.2.

0−6 0−6.

4.1 4.1.

0−6 0−8.

3.2 3.2.

0−4 2−5.

3.1 3.1.

2−5 3−6.

5 5 5.

0−8 0−8 0−8.

4.3.

0−5.

4.2 4.3.

0−5 0−5.

МС МС МС.

4−8 4−8 4−8.

3.2 3.2 3.2.

0−5 0−5 0−5.

3.1 3.1 3.1.

4−7 4−7 4−7 Примечание МС — мировое соглашение условное состояние по завершению цикла антикризисных процессов интервал возможной балльной оценки качества процессов.

5−10.

Рис. 10 Схематичное изображение оценки качества антикризисного управления как процесса.

— сам факт того, на какой из представленных стадий (1−5) находится предприятие по завершении антикризисных мероприятий позволяет сделать первый, пусть и отчасти поверхностный вывод о качестве произведённых изменений и определить интервал в баллах, не ниже и не выше которого будет дана числовая оценка качества.

Моментом, требующим дополнительного пояснения в предлагаемой методике, является логика присвоения условных баллов за качество антикризисного управления компанией.

Так, например, если организация до и после антикризисных мероприятий осталась в состоянии 1, то качество предлагается оценивать, по меньшей мере, на 8 баллов. Или если, например, из состояния «2» предприятие переходит в состояние «3», то максимум, во что может быть оценено качество антикризисного управления — это 5 баллов. Числовые границы в данном случае продиктованы соображениями здравого смысла, профессиональной подготовленности и адекватности оценивающего лица.

Использование балльной оценки также является во многом условным, но, на наш взгляд, всё же наиболее точно передаёт сам принцип оценки качества, состоящий в сравнении базовых состояний.

Однако, используя лишь одно сравнение так называемых состояний, в большинстве случаев невозможно дать полноценную и точную оценку качеству антикризисного менеджмента. Например, если из стадии «3» предприятие «шагнуло» в стадию «4−5», (то есть после явного экономического кризиса вступило в стадии арбитражного управления) то, основываясь лишь на этой информации, совершенно невозможно оценить качество антикризисного управления за период времени, по истечении которого предприятие фактически шагнуло из экономического банкротства в юридическое.

Необходим детальный анализ хозяйственной деятельности предприятия, анализ реальной возможности выхода из кризиса без процедур арбитражного управления. Не всё однозначно и с процедурами банкротства: от грамотного и обоснованного выбора процедуры также будет зависеть качество антикризисного менеджмента. Для некоторых отечественных предприятий, к сожалению, характерно последовательное прохождение всех стадий банкротства (за исключением финансового оздоровления), в то время, когда изначально ясно, что восстановить платёжеспособность должника не удастся, и оптимальным вариантом выглядит сразу введение конкурсного производства.

Итак, оптимальная оценка качества антикризисного менеджмента как процесса должна складываться из комплексного сопоставления его результативности и эффективности, а также состоятельности (вероятности или даже принципиальной возможности планируемых мероприятий). Просчёты в состоятельности антикризисной программы на любой из стадий являются индикатором грубых ошибок в экономическом обосновании различных мероприятий либо умышленых действий, являющихся экономическими преступлениями.

Логика присвоения условных баллов в остальных ситуациях, предусмотренных в рамках методики оценки качества процессов антиркизисного управления, следующая: качество антикризисного менеджмента оценивается экспертами в 8−10 баллов только в случае одновременного удовлетворения условий результативности и достаточно высокой эффективности процесса.

4−7 баллов могут свидетельствовать о достигнутом результате, но не слишком эффективном использовании ресурсов (время, финансы, персонал и.

ДР-).

0−4 балла — невысокое или крайне низкое (в случае, если значение равно 0−2 баллам) качество антикризисного управления.

Условия соответствия цели антикризисного менеджмента критериям качества (результативность и эффективность процессов антикризисного управления) представлены в табл. 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие системы менеджмента качества промышленного предприятиянаправление, актуальность которого будет только увеличиваться в XXI веке. Конкуренция качества и менеджмента качества непрерывно совершенствуется и возрастают в наиболее динамично развивающихся государствах мира. Мы очень надеемся, что своё полноценное место в этой компании в ближайшие годы займёт и Россия.

Однако, вступление в ВТО, рассматривающееся последним снятием всех экономических барьеров между Россией и Западом, принесёт реальную пользу отечественной экономике только в том случае, если отечественные предприятия смогут переориентироваться на всеобщий менеджмент качества как определяющий фактор своего развития.

Антикризисная составляющая имеет колоссальное значение для деятельности российских предприятий. Революционный переход России от плановой экономики к рыночной, последствия которого сказываются до сих пор, поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм.

Опыт развития российской экономики показывает, что переход к устойчивому экономическому росту невозможен без коренного изменения положения на микроуровне, сокращения числа убыточных хозяйствующих субъектов, повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. Этот переход будет возможен лишь в том случае, если все предприятия отечественной промышленности осознают необходимость совершенствования менеджмента качества, одним из доминирующих направлений которого должно стать повышение качества процессов антикризисного управления предприятием.

Сформулируем основные выводы диссертационного исследования и его практические результаты:

1. Развитие менеджмента качества и повышение результативности ситемы менеджмента качества — основные факторы конкурентоспособности предприятия XXI века.

2. Антикризисное управление — это необходимая и важнейшая составляющая экономического механизма функционирования любого предприятия. Вместе с тем комплекс антикризисных мероприятий крайне разнообразен: от превентивных мер в периоды роста и зрелости организации до законодательно регулируемых процессов на стадии распада организации, проходящего нередко в рамках арбитражного управления.

3. Рассматривая развитие современных систем менеджмента качества, следует сосредоточить внимание на категории качества антикризисного управления компанией как важнейшем атрибуте концепции всеобщего менеджмента качества. Именно в направлении повышения качества антикризисных процессов на предприятии должно заключаться современное развитие менеджмента качества в России. Возможность оценивать и повышать качество антикризисного менеджмента на любом из его этапов — это возможность вывести менеджмент качества на принципиально новый уровень.

4. Антикризисное управление с позиций совершенствования менеджмента качества следует рассматривать как цикл непрерывных управленческих процессов, характеризующихся эффективностью и результативностью. Понятие «процесс управления» или «процесс менеджмента» отражают динамическую сторону управления — это необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, управляющей системы на управляемую.

5. В центре проблем управления процессами антикризисного менеджмента стоит блок анализа и оценки качества осуществляемых процессов как двигатель развития общей системы менеджмента качества промышленного предприятия. Только рефлексия и критический анализ качества антикризисной программы предприятия позволят ей быть максимально эффективной и результативной.

6. С позиций эффективности, результативности и состоятельности следует подходить к каждому процессу в рамках антикризисного управления. Следовательно, встаёт проблема комплексного управления качеством антикризисных процессов на любой стадии жизненного цикла предприятия. Главной составляющей обозначенной проблемы являются вопросы оценки качества антикризисного управления предприятием.

7. В основе предложенного алгоритма оценки качества процессов антикризисного управления лежит принцип сравнения так называемых базовых состояний предприятия. Базовые состояния характеризуются наличием определённых показателей и параметров, детерминирующих текущее состояние предприятия в определённый момент времени. Сранивая исходное состояние предприятия с полученным в результате цикла антикризисных процессов, можно дать их оценку. Сопоставление того, что мы имели на «входе» и получили на «выходе» позволяет оценить качество осуществлённых процессов в рамках антикризисного управления. Характер оценки процессов различен и далеко неоднозначен, этот вопрос следует рассматривать только с учётом всех особенностей конкретно взятого предприятия.

Основными практическими результатами исследования являются:

1. Определено направление развития системы менеджмента качества промышленного предприятия на основе развития подсистемы антикризисного управления:

— уточнено и сформулировано понятие антикризисного управления, показана его роль в общеорганизационном менеджменте, развитии менеджмента качества;

— введено в научный оборот понятие качества антикризисного управления, выделены критерии качества (результативности и эффективности) антикризисного управления организацией в зависимости от его стадии;

— предложен инструментарий и алгоритм оценки качества антикризисного управления промышленным предприятием.

2. Проведён анализ качества антикризисных процессов в рамках развития системы менеджмента качества промышленных предприятий Рязанской области на основе предложенного алгоритма. Среди рассмотренных предприятий выбраны организации, реализовывавшие и реализующие совокупность антикризисных процессов на разных этапах жизненного цикла и стадиях развития несостоятельности согласно предлагаемой методике.

Выявлены причины и факторы, обусловившие определённый уровень качества антикризисных процессов на каждом из предприятий и позволившие оценить его некоторым количеством баллов по 10-балльной шкале на различных стадиях антикризисного управления.

3. Проанализирован с позиций эффективности менеджмента качества и других видов эффективности тот положительный потенциал, который содержит в себе повышение качества антикризисного управления в нашей стране. Рассмотрены вопросы и предложены варианты повышения эффективности качества антикризисного управления предприятиями в России в рамках совершенствования общего менеджмента качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Krumenacher, A., Krisenmanagement, Leitfaden zum Verhindern und Bewaltigen von Unternehmungskrisen, Verlag Ind. Organisation, Zurich, 1981.
  2. Neuhold, H., Krise und Krisenmanagement in den internationalen Beziehungen- Stuttgart, 1989.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. Москва: Омега — Л, 2006. — 442 с.
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).
  5. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
  6. Ю.П. Из каких кубиков складывается эффективный менеджмент? // Методы менеджмента качества. 2006. — № 3, с.4−6.
  7. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.:ил.
  8. М.Д., Хорошев Д. Г. Многокритериальная оптимизация в аспекте антикризисного управления.// Антикризисное управление. -2003. -№ 11−12.
  9. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие/ Отв. ред. Г. А. Александров. М.: Издательство БЕК, 2002.
  10. Антикризисное управление: Учеб. Пособие для технических вузов/ В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др.- под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
  11. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 432 с.
  12. Антикризисное управление: учебник/ Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Омега-Л, 2005. 357 е.: ил., табл.
  13. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А. Г. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.
  14. О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  15. Аудит системы управления качеством продукции и услуг. «Современный капитал», № 7, 2003.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник -4-е издание, дополненное и переработанное. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  17. В.А. Антикризисное управление: учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
  18. Л.Е., Протасов В. В. Управление качеством: Учебник. М.:1. ИНФРА-М, 2007.-212 с.
  19. В. Надёжность и управление качеством. // Стандарты и качество. 2007. — № 3, с.86−88.
  20. М.А. Финансово-экономическая устойчивость предприятия и методы её регулирования.// Экономический анализ: теория и практика. 2006. -№ 14, с. 5−14.
  21. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. -М.: ИНФРА-М, 2004.
  22. У. Система превентивного контроля в антикризисном менеджменте. //Проблемы теории и практики управления. 2006. -№ 5. — с.114−126.
  23. У.Ю. Контроль в системе антикризисного менеджмента. «Аудит и финансовый анализ», № 1, 2005.
  24. В.И. «Разработка экономико-математических моделей оценки эффективности и надёжности антикризисных мероприятий на промышленных предприятиях», дисс. к.э.н., Самара, 1999 137 с.
  25. Бозена Поксинска, Дженс Д. Далгаард. Новое платье короля?: Эффективность СМК: опыт. // Стандарты и качество. 2007. — № 2, с.48−51.
  26. А. Карта бизнеса: Система сбалансированных показателей эффективности организации. // Маркетолог. 2006. № 9, с.9−13.
  27. В.В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2004.
  28. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -226 с.
  29. Д. Метрика эффективности. Электронное издание «Вестник McKinsey». http://www.vestnikmckinsey.ru
  30. И.А., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред. Есипова В. Е. Спб: Питер, 2003. -432 с.:ил.
  31. Ю.В. Международный опыт аккредитации органов оценки соответствия систем менеджмента. // Безопасность труда в промышленности. -2006. № 3, с.44−45.
  32. В.В. Анализ краткосрочной ликвидности компании: методология и практические примеры.// Менеджмент сегодня. 2006. — № 3, с.178−190.
  33. В.В. Проблемы организации внутреннего контроля в коммерческой фирме. //Аудитор. 2006. — № 7, с. 27−34.
  34. Ван Хорн, Джеймс, К., Вахович, мл., Джон, М. Основы финансового менеджмента, 11-е издание.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  35. C.B. Использование интегральных критериев для повышения эффективности управления. // Справочник экономиста, 2006. № 3, с.31−36.
  36. A.A. Финансовая диагностика и оценка проектов. СПб.: Питер, 2004.
  37. С. Управление эффективностью. // Управление компанией. -2006. № 6, с.24−26.
  38. В. Две стратегии внедрения системы «Шесть сигм»: управление предприятием. // Консультант директора. -2006. № 9, с.7−12.
  39. E.H. «Подводные камни» применения сбалансированной системы показателей. // Менеджмент сегодня. 2007. — № 1(37), с.10−15.
  40. .И., Сизикин А. Ю. Экономический анализ управления финансами для обеспечения качества продукции и услуг: Учебное пособие / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 80 с.
  41. .И., Спиридонов С. П., Смагин М. В. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода./ Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. 132 с.
  42. Е.Ю. Разработка системы бизнес-процессов для поддержания сбалансированной системы показателей. // Методы менеджмента качества. -2007. -№ 3, с.12−20.
  43. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. 2-е изд., доп. — М.: Дело, 2002.
  44. П.А. Практические аспекты планирования качества. // П. А. Гнатенко, В. А. Копнов, Ф. П. Зотов // Методы менеджмента качества 2006. -№ 6, с.22−27
  45. А.И. Правовые механизмы предупреждения банкротства коммерческой организации. Теория и практика М.: «Ось — 89», 2006. — 288 с. •
  46. И.А. Понятие «финансового оздоровления предприятий» в системе управления финансами/ Финансы. 2004, № 4.
  47. М.И., Лемзяков Г.А «Консалтинг в антикризисном управлении (теория и практика)». М.: издательство «Экономика», 2004
  48. A.B. Аудит процессов или аудит подразделений? // Методы менеджмента качества. 2007. — № 1, с.15−18.
  49. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. «Системы менеджмента качества. Требования»
  50. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
  51. Е.Т., Кандрашина Е. А. Процессно-ориентированное управление. «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2003.
  52. Ю.А. Оценка менеджмента по модели совершенства EFQM. // Деньги и кредит. 2006. — № 6, с.41−48.
  53. Т.В., Сердюкова Т. В. Развитие системы менеджмента и сокращение выбросов парниковых газов предприятиями теплоэнергетики. // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 1, с.60−70.
  54. Е.М. О концепции финансового контроля // Аудитор. 2006 № 7, с.56−62.
  55. Д.А., Щербаков М. В. Информационная база диагностического анализа финансовой несостоятельности организаций. «Аудитор», № 8, 2005.
  56. В.А. Процесс разработки моделей для прогнозированиябанкротства предприятий (на примере японских публичных компаний). // Финансовый менеджмент. 2007. — № 1, с.53−65.
  57. К.Г. Использование финансовых показателей для согласования краткосрочных и долгосрочных целей коммерческой оргнизации. // Финансовый менеджмент. 2007, — № 1, с.3−13.
  58. С.Н. Диагностика вероятности банкротства организации. «Аудитор», № 9, 2005.
  59. А. Антикризисная мотивация. // Управление компанией. -2007. -№ 3, с.26−31.
  60. А.П. Анализ показателей экономической эффективности компаний в рыночной среде. // А. П. Иванов, Ю.Н. Быкова// Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 12, с. 8−14.
  61. B.B. СМК и человеческий фактор // Методы менеджмента качества. -2006. № 3, с.24−26.
  62. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. М.: ИЭПП, 2005. Агентство CIP РГБ, руководитель авторского коллектива — Радыгин А.Д.
  63. История управления качеством: учебное пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. М.: КНОРУС, 2005. — 256с.
  64. В.Г. Сбалансированное управление предприятием: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2006, -224 с.
  65. С. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Стивен Карделл. Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 е.: ил.
  66. Ю.А. Оценка бизнес-процессов. // Менеджмент сегодня. -2007. -№ 1(37), с. 16−29.
  67. P.A. Будущее компании, в которой отсутствуют принципы менеджмента качества. // Методы менеджмента качества. 2006. — № 3, с. 19−23.
  68. В.А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК». // Методы менеджмента качества. 2007. — № 1, с.28−32.
  69. В.А. Что такое «пригодность, достаточность и результативность СМК?» // Методы менеджмента качества. 2007. — № 4, с.36−42.
  70. К. А. и др. Антикризисное управление. Учебное пособие. М.: МАЭП, 1999.-144 с.
  71. И. Проблемы формирования концептуальных и методологических основ антикризисного управления. // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 6, с.36−40.
  72. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1998.
  73. Е., Лозенко В. Непрерывное совершенствование базовый принцип системы менеджмента качества. // Стандарты и качество. — 2007. — № 3, с.56−64.
  74. Кол маков А. Н. Институт банкротства в российской экономике (анализ переходного периода) / А. Н. Колмаков // Сборник трудов кафедрыэкономической теории. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005.
  75. А. Антикризисное управление. Из материалов журнала «Финансовый директор» (Киев), электронный ресурс: http://www.kareta.com.ua
  76. Комментарий к Федеральному закону о несостоятельности (банкротстве) / Андреев С. Е. М.: 2005. -336 с.
  77. Э.М. Концепция российского менеджмента М.: ООО Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА», 2004.
  78. Ю. О повышении конкурентоспособности экономики РФ. // Экономист. -2006, № 8, с. 13−20.
  79. Дж. 7 уроков величайших менеджмеров, или Что знают CEOs / Джеффри Креймс. Пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 256 е.: ил.
  80. И. Менеджмент инфраструктуры в системе менеджмента качества. // Стандарты и качество. -2006. № 3, с.70−73.
  81. И. Менеджмент риска как инструмент постоянного улучшения. // Стандарты и качество. -2006. № 2, с.74−77.
  82. О. Финансовый контроль фактор эффективного управления коммерческой организацией. // Предпринимательство. — 2006. — № 5, с.99−101.
  83. И., Астраханцева И. Государственное ркгулирование кризисных ситуаций. «Журнал для акционеровъ», № 11−12,2005.
  84. А.В. «Формирование эффективного организационно-экономического механизма антикризисного управления предприятиями промышленности», дисс. к.э.н., Орёл, 2005. 140 с.
  85. Лазарева Е.Г. Balanced scorecard как инструмент стратегического контроллинга. // Финансовый менеджмент. 2005. — № 6, с.37−46.
  86. Н.М. Стратегический подход к менеджменту качества. // Жилищное строительство. 2006. -№ 3,с.2−4.
  87. Ю.С., Тремин Ю. Н., Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: Учебное пособие для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
  88. В.И. Концептуальные установки менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. -2007. № 1, с.60−70.
  89. Д., Ватсон П., Белокоровин Э. Всеобщее управление качеством в России труден путь к совершенству. «Качество. Инновации. Образование», № 4,2004.
  90. А.Е. «Эффективность антикризисного управления промышленными предприятиями», дисс. к.э.н., Саратов, 2004. 169 с.
  91. В. 3-D качество деятельности. Научно-технический сборник «Всё о качестве. Отечественные разработки. Выпуск 1(34), Москва, 2005.
  92. В. Проблема оценки качества менеджмента. Электронный ресурс: www.pozmetod.ru
  93. Е.В. Система менеджмента качества в «коридорах власти». // Методы менеджмента качества. 2007. — № 2, с.55−57.
  94. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегическогоуправления предприятием. «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 2002.
  95. А. Инвестиционная стратегия антикризисного менеджмента. «Консультант директора» № 4 (256), 2006.
  96. Н.В. Планирование процесса финансового оздоровления предприятия.// Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 8, с.6−10.
  97. Ю.В. Система менеджмента качества: процессный подход. // Менеджмент сегодня. 2006 — № 3, с. 144 -153.
  98. В.А. Управление качеством в бизнесе: рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2006. — 384 е.: ил.
  99. Э.П. Организационное совершенствование предприятий на принципах TQM. // Методы менеджмента качества. 2007. — № 4, с.20−24.
  100. Е. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент. / Е. Никифорова, Н. Резникова. // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 3, с.46−53.
  101. Т., Падалкин В., Штефан В. Подсистема качества в системе управления предприятием. // Стандарты и качество. 2007. — № 1, с.90−92.
  102. В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и дополненное. — М.: «Дело и Сервис», 2007.-288 с.
  103. A.B. Стоимость нессответствий или оценка затрат на качество. // Методы менеджмента качества 2006. — № 6, с.12−16.
  104. П., Холп JT. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -160 с.
  105. Е.Е. Современные подходы к оценке качества и эффективности корпоративного управления. // Менеджмент сегодня. -2006. -№ 1, с.38−48.
  106. E.JI. Качество инновационного продукта / E.JT. Пархоменко, Б. И. Герасимов, JT. B, Пархоменко- под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 116 с.
  107. Н.П. Стандарты ИСО 9000 первая ступень делового совершенства // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 1, с.104−108.
  108. О. Банкротство признали фиктивным. «Коммерсант», 25.02.2004.
  109. И.А. Понятие антикризисного управления в работах российских и зарубежных учёных. «Менеджмент в России и за рубежом». -2005.-№ 4.
  110. C.B., Мищенко C.B., Белобрагин В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие. М.: РИА «Стандарты и качество». — 2004. — 248 е., ил.
  111. В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов. «Предпринимательское право», № 2,2006.
  112. P.A. Антикризисное управление: Учебник / P.A. Попов. М.: Высш. шк., 2004. — 429 е.: ил.
  113. К. Механизм непрерывного улучшения в российских компаниях. // Стандарты и качество, 2006 № 1, с.80−85.
  114. Н.К. Управление качеством. Спб: Питер, 2002.
  115. Т.А. Современные подходы к категории «качество» в менеджменте. // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2, с. 1723.
  116. Т.А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. — 279с.
  117. A.A. «Формирование комплекса антикризисных мероприятий на промышленном предприятии: на примере энергосбережения», дисс. к.э.н., Казань, 2004.-130 с.
  118. Г. В., Николаев М. В., Савеличев М. В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. -Казань: изд-во Казанского ун-та, 2004.
  119. А.Г., Латышев М. В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000 — 248с.
  120. К. Диагностика конкурентных позиций предприятия с помощью ситуационного анализа. «Эффективное Антикризисное Управление». 2005. -№ 33.
  121. Л.Е. Построение процессных моделей менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2000. // Вестник СпБГУ. Серия 8. Менеджмент. -, 2006. № 1, с.28−51.
  122. А. О терминологии и процессном подходе. // Стандарты и качество. 2007. — № 1, с.84−88.
  123. Сулл Дональд Н. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают / Дональд Н. Сулл- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -214 с.
  124. Н.В. Модель комплексной оценки результативности СМК. // Методы менеджмента качества. -2006. № 4, с.12−17.
  125. И. Реструктуризация предприятия как один из способов стратегического управления в условиях кризиса. «Консультант директора», № 15 (267), 2006.
  126. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  127. Е. М., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении. «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2002.
  128. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (80 100) / под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 352 с.
  129. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001.
  130. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под. ред. Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во «Перспектива», 2002.
  131. Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  132. Формирование системы индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия. По материалам сайта www.finanalisis.ru
  133. А.Е. Чем лучше, тем лучше. Влияние менеджмента качества на формирование стратегии развития предприятия. //Российское предпринимательство, 2006 № 5, с.49−53.
  134. В. Институт несостоятельности (банкротства) как правовой инструмент экономической политики государства. «Право и экономика», 2005, № 10.
  135. А. Менеджмент на основе международных стандартов.// Проблемы теории и практики управления. 2006. -№ 4. — с. 17−24.
  136. У., Александер Г., Бэйли Дж., Инвестиции: Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2004.
  137. С.А. Документационное обеспечение системы менеджмента качества. //Методы менеджмента качества. -2006. № 5, с. 18−24.
  138. Шепелев А.Ю. ISO 9000 или регулярный менеджмент? // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 1, с. 109−114.
  139. Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие / Е. В. Шубенкова. Под ред. профессора Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2005.-256 с.
  140. Ю.А. «Повышение эффективности антикризисного управления на промышленном предприятии», дисс. к.э.н., Казань, 2004. 159 с
  141. Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учеб.-практ. Пособие. М.: Дело, 2003.
  142. В.В. Разработка аналитической программы преодоления кризиса компаний. «Финансовый менеджмент», № 2,2002.
Заполнить форму текущей работой