Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Банкострахование в России и зарубежом

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция банкострахования в классическом понимании предполагает интеграцию бизнес-процессов банка и сотрудничающих с ним страховых компаний, создание объединенной информационной системы, использование эффективных методик обучения и вознаграждения продавцов за фактически проданные страховые продукты. И это ведет к весьма позитивным для обеих сторон результатам. Например, во Франции банки за счет… Читать ещё >

Банкострахование в России и зарубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

" ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кафедра «Страховое дело»

Курсовая работа по дисциплине страхование на тему:

" Банкострахование в России и зарубежом"

Москва 2015

  • Введение
  • 1. Теоретические основы банкострахования
  • 2. Банкострахование в России
  • 2.1 Банкострахование на уровне народного хозяйства (государства)
  • 2.2 Банкострахование в сегменте страхования жизни на российском рынке
  • 2.3 Банкострахование на примере Сбербанка
  • 3. Банкострахование зарубежом
  • 3.1 Банкострахованиена уровне народного хозяйства (государства)
  • 3.2 Банкострахование на уровне отрасли
  • 3.3 Банкострахование на уровне организации
  • 4. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта банкострахования
  • 4.1 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта банкострахования на уровне народного хозяйства (государства)
  • 4.2 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта на уровне отрасли
  • 4.3 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта на уровне Societe Generale и «Сбербанк страхование жизни»
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

страховой банк народный хозяйство Банкострахование определяется как сотрудничество банков и страховых компаний по оказанию ряда услуг.

Цель банкострахования заключается в увеличении портфелей банков и страховых организаций посредством реализации основных направлений сотрудничества.

Банкострахование оказывает услуги в сфере страхования заемщиков банков, объектов залога и рисков самих банков.

Фактически банкострахование есть вовлечение коммерческих банков в область страхования. Наиболее часто, банкострахование представляет собой систему реализации полисов личного страхования через сеть филиалов и отделений банка.

Целью данной работы является:

1. определение основных тенденций развития банкострахования в России, а также в зарубежных странах;

2. определение состояния банкострахования в России и зарубежом, основные показатели;

3. определение основных направлений развития.

1. Теоретические основы банкострахования Термин «банкострахование» («bancassurance») впервые появился во Франции в конце 70-х годов в качестве определения продажи страховых услуг через банковскую сеть распространения.

Банкострахование — это сотрудничество банков и страховых компаний по нескольким направлениям: страхование заемщиков банков, объектов залога и рисков самих банков.

С институциональной точки зрения банкострахование — это способ организации сотрудничества между банками и страховыми компаниями. С функциональной точки зрения банкострахование — это организация системы перекрестных продаж банковских и страховых продуктов через одну точку продаж, в основном через сеть банковских филиалов и отделений банка.

Цель банкострахования заключается в увеличении портфелей банков и страховых организаций посредством реализации основных направлений сотрудничества.

Необходимость участия страховой компании в организации банковского бизнеса определяется его природой и содержанием, наличием широкого спектра рисков, которые банки не могут нивелировать самостоятельно.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Страховая компания — организационно обособленная структура, которая осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Является юридическим лицом. Страховая компания имеет своей целью удовлетворение страховых интересов, имеющихся в обществе.

Финансовый (банковский) супермаркет — концепция роли коммерческих банков для частной клиентуры, согласно которой каждый клиент должен удовлетворять в банке не только потребности в банковском обслуживании, в финансовом консалтинге, но и страховой интерес.

Финансовые супермаркеты ведут общую базу данных о клиентах. Это облегчает постановку и реализацию маркетинговых задач. За исключением комиссионного вознаграждения за продажу конкретной страховой услуги (или использование в процессе сотрудничества банковских услуг) страховая компания не осуществляет дополнительных финансовых платежей в пользу банка.

Придя в финансовый супермаркет с определенной целью, например, оформить кредит, клиент получает сразу же в одном месте все услуги, которые ему могут понадобиться при этой сделке: страхование, консультативные, юридические, нотариальные услуги. Кроме того, в таких центрах может также присутствовать такой сервис как денежные переводы, продажа и бронирование билетов, туристические услуги. Клиент может оформить заказ на разработку личного финансового плана, купить паи ПИФов, проконсультироваться у аудиторов по вопросам налогообложения, оформить пластиковую карту, сделать депозитный вклад со страховой защитой. Ему не нужно обходить 10 разных мест с целью получить требуемые услуги: все это он может сделать в финансовом супермаркете.

Схема 1.1.1. Схема взаимодействия страховых компаний и банков.

Взаимодействие банков и страховых компаний позволяет: страховщикам, продавая страховые продукты через банки, сокращать расходы на создание филиалов и точек продаж; банкам, которые обслуживают значительное число клиентов, по сути превращаться в страховых агентов. Для банков есть и собственная выгода в том, что каждая операция рисковая и безрисковая могут быть застрахованы.

Страхование банковских кредитов, временами, является фактически единственной возможностью обеспечить для банка возвратность кредита, а для заемщика — получить кредит в случае отсутствия у него залога или поручителей, имеющих залог на полную сумму кредита. Следует учитывать, что страхование полностью не заменяет залог, так как оно распространяется только на сумму основного долга, но не на величину процентов по нему, на которые кредитополучателю все равно требуется предоставить другое обеспечение.

Существует 4 основные формы (модели) построения бизнеса на принципах банкострахования:

агентские отношения — распространение банком продуктов страховых компаний за определенную комиссию;

кооперация (включающая в себя стратегический альянс и совместное предприятие) — участники сохраняют права собственности на финансовые продукты и на доход, получаемый от их реализации; отдельные линии продаж работают как автономные филиалы, обслуживая собственные рыночные ниши с минимальной интеграцией;

контроль (состоящий из итогов слияний или поглощений и учреждения кэптивной страховой компании) — банк полностью сохраняет контроль над работой со свое клиентской базой и получает доход не только от продвижения страховых услуг, но и от деятельности новой компании (в виде дивидендов или дохода на вложенный капитал);

финансовый супермаркет — объединение банка и страховой компании с целью предоставления широкого спектра финансовых услуг.

Все банкостраховые продукты делятся на 3 группы, которые формируются на основе технологий заключения договоров страхования:

I. Пред. продажи

— продуктовый ряд требует дополнительного андеррайтинга:

· Страхование персонала предприятий;

· Индивидуальные программы страхования для предприятий.

II. Кросс-продажи

— типовой продуктовый ряд не требует специального андеррайтинга:

· Страхование от несчастных случаев;

· Страхование на случай смерти;

· «Коробочные» персионные программы.

III. Комбинированные финансовые услуги

— простой продуктовый ряд:

· Автокредитование и страхование;

· Ипотечное кредитование и комплексное страхование;

· Депозиты и страхование жизни;

· Пластиковые карты и страхование карт их владельцев.

Таким образом, можно утверждать о зависимости банкострахового рынка от кредитного рынка, страховых тарифов и других факторов.

Существуют выгоды банкострахования и для клиентов, такие как:

1. расширение доступа к более широкому спектру финансовых услуг в одном банке;

2. снижение издержек на приобретение финансовых услуг;

3. установление более тесных и прочных отношений с банком и

4. страховщиком.

Таким образом, можно утверждать о зависимости банкострахового рынка от кредитного рынка, страховых тарифов и других факторов. Если вначале банкостраховые услуги сводились к продаже страховых продуктов, связанных с банковской деятельностью, то в последующем они были диверсифицированы за счет других страховых продуктов.

Опыт зарубежных банков показывает, что сегодня до трети прибыли они получают от реализации страховых продуктов. В Европе через каналы прибыли банкострахования продаются каждый третий полис страхования жизни.

Вместе с тем доля других страховых продуктов, кроме страхования жизни, на рынке банкострахования была невелика: во Франции 10% и в Нидерландах 11%.

Продвижение банковских продуктов через страховые компании менее развито, чем банкострахование. У некоторых страховых компаний доля доходов от сбыта банковских продуктов составляет лишь 10% их оборотов.

Лидерами банкострахования стали: Франция, Испания, Италия, Бельгия. Однако в наиболее развитых экономиках, где был развит институт страховых брокеров: США, Канады, Великобритании и Германии — сегмент банкострахования составиляет всего 10−17%.

2. Банкострахование в России

2.1 Банкострахование на уровне народного хозяйства (государства) Процессы интеграции и унификации финансового рынка, оказывают существенное влияние на развитие финансовых институтов: банков и страховых компаний. Взаимное проникновение банковского и страхового бизнеса становится доминирующей тенденцией в последние годы в России. Традиционно в России банки страхуют отдельные операционные риски, а не весь их комплекс. Комплексное страхование банковских рисков широко распространено за рубежом, а порой и вовсе является обязательным, и пока только начинает развиваться в России. При этом этот вид страхования позволяет «закрыть» значительную часть рисков, возникающих в процессе банковской деятельности, а значит, является важной составляющей комплексной системы рискменеджмента любого банка, ориентирующегося на долгосрочное развитие и заботу о своем имидже и репутации. Для российского банкострахового рынка это актуальные вопросы ближайшего будущего.

Темпы прироста рынка банкострахования в России снизились с 35% за 2012 год до 15% за 2013 год. За 2013 год объем рынка банкострахования составил 193 млрд. рублей. Драйверами роста стали страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании (+22 млрд. рублей или 45% за 2013 год) и некредитное страхование (+19 млрд. рублей или 257%). Страхование заемщиков потребительских кредитов в 2013 году стало крупнейшим в банкостраховании. Лидер по объему прошлых лет — страхование автокаско — полностью перешло в дилерский канал (падение составило -33%). В страховании юридических лиц через банки и страховании собственных рисков банков — падение (-8% и -18% соответственно).

График 2.1.1 Диаграмма. Динамика доли банкострахования в общем объеме страхового рынка, %

Как мы можем видеть доля банкострахования в общем объеме страхового рынка значительно увеличивается на протяжении нескольких лет.

Таблица 2.1.1 Виды страхования, реализуемого через банковский канал продаж,%

В 2013 году «выстрелил» новый сектор банкострахования — некредитное страхование. Доля страхования, не связанного с кредитованием, в общей структуре банкострахования увеличилась с 4% за 2012 год до 14% за 2013 год, а объем этого вида составил 26,8 млрд. рублей за 2013 год, годом ранее — 7,5 млрд. рублей. За 2013 год наибольшую долю в розничном банкостраховании, не связанном с кредитованием, занимают инвестиционное страхование жизни (34%), смешанное страхование жизни (32%) и страхование имущества физических лиц (13%).

Рост некредитного страхования обеспечили страховщики, входящие в одну группу с банками. Концентрация страховых компаний в новом сегменте банкострахования была высокой. В 2013 году 80% этого рынка приходилось на 6 страховых компаний, 5 из которых аффилированы с банками. Страховщики, входящие в группу с банками, имеют значительное преимущество в развитии страхования жизни, не связанного с кредитованием, так как не все банки готовы отдавать этот бизнес рыночным компаниям. В 2013 году доля кэптивных страховщиков в банкостраховании увеличилась с 37% за 2012 год до 44% за 2013 год.

Рынок банкострахования в 2014 году сохранит темп прироста взносов в 15%. Страхование заемщиков потребительских кредитов увеличилось на 25%, некредитное страхование — на 50%. Сдерживающее влияние на рынок банкострахования в текущем году оказывала макроэкономическая нестабильность и снижение темпов кредитования, а также насыщение сектора страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. В 2015 будет развиваться некредитное страхование, приносящее дополнительный комиссионный доход банкам, но ограничивать его рост также будет снижение платежеспособного спроса населения.

График 2.1.2 Динамика рынка банкострахования,%

Угрозы и «точки прогресса»

Можно сказать, что страховой рынок России находится на переходном этапе. Существенным недостатком, мешающим повышению спроса на страховые услуги, является низкая страховая культура населения. Поэтому, чтобы оценить потенциал развития банкострахования в России, необходимо принимать во внимание общий потенциал страхового рынка страны. Понимание необходимости страхования в развивающихся странах находится на скромном уровне. Из этого следует, что возможность использования банкострахования может послужить стимулом развития и будет иметь большое значение.

2.2 Банкострахование в сегменте страхования жизни на российском рынке Канал банкострахования в сегменте страхования жизни на российском рынке стремительно развивается. В первом полугодии 2013 года прирост поступлений через банки составил 113% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, а объемы достигли 66% от всего рынка страхования жизни.

" Темпы роста данного направления остаются довольно высокими, и это связано в первую очередь с расширением продуктовой линейки страховщиков, а также с увеличением каналов продаж страховых продуктов" , — говорит Ирина Игнаткина, начальник управления депозитных, комиссионных и страховых продуктов Промсвязьбанка.

Банкострахование в РФ за последнее время сделало достаточно серьезные шаги в развитии, как в целом по продуктовому наполнению для клиентов, так и с точки зрения расширения географии продаж, все большее количество банков предлагает данные продукты, при этом технологии продаж и оформления постоянно совершенствуются, — продолжает Александр Смелов, руководитель центра комиссионных продуктов Бинбанка.

Безусловно, в первую очередь в продуктовом ряде банка появляются так называемые «связанные» продукты, которые дополняют банковские и являются как необходимыми (например, страхование недвижимости при ипотеке), так и добровольными. Но затем наполнение расширяется, и не секрет, что в банках для продажи появляются «коробочные» страховые продукты, простые в оформлении, с хорошим комиссионным вознаграждением для банка.

По итогам 2013 года объем страхования имущества юридических лиц через банки снизился. По экспертным оценкам, в первом полугодии 2013 года падение составило около 35%.

Причина — увеличение доли беззалогового кредитования, а также общее снижение тарифов ввиду демпинга со стороны целого ряда страховых компаний, — отмечает зампред правления страховой компании «Согаз» Дамир Аксянов. — Но сегмент для страховщиков пока еще рентабелен.

Тормозит развитие банкострахования в РФ небольшое количество страховых компаний, которые готовы качественно работать с этим сегментом, а также достаточно жесткий контроль регуляторов на фоне высокой инертности российских банков во внедрении новых продуктов. В частности, ФАС выступает за снижение страховой нагрузки на ипотечных заемщиков, однако это приводит в итоге к удорожанию самих кредитов и неблагоприятным социальным последствиям в случае смерти застрахованных лиц.

В два раза вырос за год уровень недоверия к услугам банкострахования, свидетельствует опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Доля сторонников обязательного приобретения полиса вместе с банковской услугой сократилась на 9%, а количество противников увеличилось до 56% с 28%. Сторонников обязательного страхования при оформлении кредита традиционно больше среди заемщиков, оформивших в банке большие суммы и на длительный срок. Причины очевидны: обязательства по долгосрочным кредитам и риски, связанные с невыплатой такого кредита, воспринимаются россиянами наиболее ответственно.

Одним из факторов отсутствия бурного роста рынка банкострахования можно назвать финансовую, а точнее, страховую неграмотность населения России, которое еще не в полной мере смогло осознать важность наличия страхового покрытия, в отличие от жителей Европы или Азии, где на одного человека приходится по несколько страховых продуктов.

Рассмотрим отраслевой состав банкострахования в России в 2014 году по данным АСН.

График 2.2.1 Отраслевой состав банкострахования в России в 2014 году, %.

Согласно графику 2.2.1 наибольшую долю в сегменте банкострахования занимает страхование жизни заемщиков, а также ипотечное страхование.

2.3 Банкострахование на примере Сбербанка Сборы компании «Сбербанк страхование жизни» по итогам года выросли в четыре раза по состоянию на 01.04.2015.

По итогам 2014 года совокупный объем премий компании «Сбербанк страхование жизни» составил 36,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с данными за 2013 год в четыре раза. Об этом сообщил генеральный директор компании Максим Чернин, передает корреспондент Банки.ру.

Таким образом, страховая «дочка» Сбербанка заняла треть (33%) рынка страхования жизни, став его лидером. Количество клиентов компании в прошлом году выросло до 3,56 млн. По словам Чернина, компания — единственная среди всех российских страховщиков жизни вошла в топ-10 страховщиков страны и заняла восьмое место.

Накопительное страхование принесло компании в прошлом году около 24 млрд рублей, кредитное страхование жизни — около 12 млрд.

" Основным каналом продаж стало банкострахование. Сегодня все наши клиенты — это клиенты Сетелем Банка (около 5—10%) и Сбербанка (90%)" , — сказал Чернин, добавив, что в 2015 году «Сбербанк страхование жизни» намерена выйти на внешний рынок, однако реализовывать свои продукты «дочка» Сбербанка планирует через своих партнеров, а не через агентов.

Доходы от продажи страховых продуктов физическим лицам 22 455 14 958 рублей. При продаже страховых продуктов Сбербанк не является страховщиком. Совокупный доход от продажи страховых продуктов в 2013 г. составил 25 млрд руб. Банковское страхование и Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) За 2013 год программами банковского страхования, реализуемыми Сбербанком, воспользовались более 4,4 млн физических лиц, корпоративным клиентам Банка оформлено 190 тыс. страховых полисов. В 2013 году Банк сосредоточился на продвижении долгосрочных продуктов страхования жизни клиентов. Дочерняя страховая компания ООО СК «Сбербанк страхование» в 2013 году прошла стадию бурного роста и вошла в тройку лидеров рынка страхования жизни в России. Доля на рынке в объеме сборов страховых премий с новых клиентов — 19,2%. По продажам длинных видов страхования компания стала лидером в России.

Итоги развития программ банковского страхования и продуктов Негосударственного пенсионного фонда: доход, полученный Банком от реализации страховых программ в 2014 году, составил 16,8 млрд руб. — на 20% выше результата 2013 года; программами банковского страхования, реализуемыми Сбербанком, воспользовались более 4 млн физических лиц; корпоративным клиентам оформлено 110 тыс. страховых полисов; клиенты сегментов Сбербанк1 и Сбербанк Премьер приобрели 6 тыс. полисов долгосрочного накопительного и инвестиционного страхования жизни; в НПФ Сбербанка перевели свои пенсионные накопления 700 тыс. клиентов.

График 2.3.1

Линейка страховых программ, реализуемых в Банке совместно со страховыми компаниями-партнерами, включает: страхование жизни и здоровья и страхование от несчастных случаев и болезней клиентов — физических лиц и сотрудников предприятий; страхование имущества, являющегося предметом залога по кредитам физических и юридических лиц; страхование финансовых рисков и гражданской ответственности корпоративных клиентов; страхование при выезде за рубеж и поездках по России; защиту банковской карты; накопительное и инвестиционное страхование жизни. Программы страхования Банк реализует в партнерстве с 25 страховыми компаниями. Розничный бизнес 18. В сети Банка реализуются три базовые программы Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка — обязательное пенсионное страхование, индивидуальное пенсионное планирование и корпоративные пенсионные программы.

В краткосрочной перспективе компания с исключительно высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

СК «Сбербанк страхование жизни» занимает 18-е место за 2013 год в списке крупнейших страховых компаний.

С точки зрения розничного банкострахования наиболее перспективны и популярны те виды страхования, которые являются субпродуктами по отношению к кредитам: страхование жизни заемщиков, ипотечное страхование, автострахование, страхование залогов. Кроме того, отмечается активное развитие кредитования малого и среднего бизнеса и как следствие увеличение объемов страхования жизни заемщиков, залогов и имущества. Рост этого сегмента страхования лимитирован только ростом кредитования.

3. Банкострахование за рубежом

3.1 Банкострахование на уровне государства Модель банкостраховых объединений появилась еще в 20-х гг. ХХ в. и в некоторых странах довольно успешно развивалась. Особенно широкое распространение банкострахование получило в странах континентальной Европы — во Франции, Испании, Португалии, Италии и Бельгии. Например, банкострахование обеспечивает более 65% собранных премий по страхованию жизни в Испании, 60% - во Франции, по 50% - в Бельгии и Италии. В этих странах за последние десять лет распространение страховых услуг через банки было одним из наиболее успешных направлений финансового бизнеса. Остановимся на банкостраховании во Франции подробнее.

График 3.1.1 Доходы страховых компаний по уровню банкострахования от общего количества собранных премий в 2013;2014 гг., %

С учетом того, что зарубежный опыт банкострахования насчитывает уже более 40 лет, то соответственно и имеет более развитую структуру. В области страхования жизни наиболее успешен опыт Южной Европы (Франции, Бельгии и Португалии).

Причины успеха:

1. гибкое законодательство;

2. зрелый рынок банковских услуг;

3. простота предложения страхового продукта;

4. высокое доверие потребителей к банкам и страховым компаниям.

Менее успешный опыт имеют такие страны как Великобритания, Германия и Голландия, где доминируют брокеры. Основной сдерживающий фактор — это достаточно жесткое законодательство в сфере маркетинга услуг. Если возьмем Азию, мы увидим, что в каждой стране складывается такая комбинация факторов, которая может либо продвигать совместный бизнес банков и страховых компаний, либо, наоборот, тормозить его (доля банковского страхования по страхованию жизни в Сингапуре составляет 24% суммы всех доходов, а в Японии — менее 1%). В общем, в Азии на банковское страхование приходится ничтожный процент страхового рынка.

В США банковское страхование только начинает развиваться после отмены законов Макфадена и Гласса-Стигала, по которым банкам было запрещено заниматься инвестиционной страховой деательностью. В США, да и в других странах, есть ограничения в использовании единой информационной системы, базы данных. Кроме того, там развиты и другие финансовые институты (например, инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, частные инвестиционные фонды), которые препятствуют привлечению средств населения в сферу страхования жизни.

Кроме того, в активах банковского сектора, на долю ссудной и приравненной к ней задолженности приходится порядка 64% всех активов. У банков очень большие кредитные портфели. Это потенциально могло бы содействовать более тесному взаимодействию банков и страховых компаний.

Тем не менее, за исключением страхования залогов, сотрудничество банков и страховых компаний в полной мере реализуется только в автокредитовании.

Так, за границей банки, как правило, заключают договор страхования в отношении целого комплекса рисков, используя так называемый Bankers Blanket Bond (банковская бланковая облигация) — договор страхования, по которому могут быть застрахованы многие риски банка: риск утраты или повреждения находящегося в пути имущества банка (при инкассаторских перевозках и т. п.)

3.2 Банкострахование на уровне отрасли Рассмотрим банкострахование на уровне отрасли зарубежного государства, например, во Франции.

Так, во Франции с 1976 г. развитие банкострахования определялось льготным режимом налогообложения. Рост классического банковского бизнеса во Франции с 1970;х гг. сдерживался высокой конкуренцией. В таких условиях банки, используя существующее законодательство по страхованию, начали активно развивать банкострахование, что обеспечило их новым источником прибыли. Распространенной практикой французской модели банкострахования было предложение клиентам простых страховых и банковских услуг через «одно окно» («one-stop-shop»). Так, например, в развитии продажи страховых продуктов Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV) опирается на опыт группы SocieteGenerale. Среди наиболее успешных страховых продуктов BBSGV для частных клиентов можно назвать следующие:

— страхование жизни — услуга, на сегодняшний день наиболее востребованная заемщиками;

— продукт Defense — страхование банковских карт от мошеннических операций. Клиентам предлагается несколько вариантов продукта с учетом их потребностей;

— Confidance — личное страхование владельцев вклада, учитывающее сроки, виды и суммы размещения вкладов. Эта услуга позволяет защитить близких вкладчика при наступлении непредвиденных обстоятельств;

— страхование выезжающих за рубеж, продаваемое без жесткой интеграции с каким-либо банковским продуктом.

Именно во Франции зародилась модель аутсорсинга, или создания банковских филиалов, занимающихся страхованием. Филиал имеет собственную марку, персонал, систему послепродажного обслуживания, но общие с банком информационную систему, бухгалтерию, планирование и контроль, аудит и коммуникации.

В 2013 г. по каналам банкострахования прошло 35% всех премий по страхованию жизни; 60% премий по накопительному страхованию; 7% по имущественному страхованию и 69% премий по индивидуальным накоплениям.

График 3.2.1 Отрасли страхования, прошедшие по каналам банкострахования на рынке страхования Франции, %

Во Франции развито банкострахование. И более того, в сельских поселениях и маленьких городках почтовые отделения оказывают не только почтовые, но и страховые и банковские услуги. Они занимаются ведением банковских счетов, сберкнижек, становясь своего рода банкирами небогатых слоев населения.

В 2013 г. общий объем страховых премий в части сегмента банкострахования, полученных французскими страховыми компаниями и их зарубежными филиалами, составил 125 млрд долл., 24% в общем объеме составляет страхование жизни. Количество зарегистрированных страховщиков приближается к 600, из них 98 — занимаются страхованием жизни, 360 — другими видами страхования.

Около 40% страхового рынка Франции контролируют пять крупнейших страховщиков, на долю 10 крупнейших компаний приходится 58% рынка. Очень активно происходят процессы слияния среди брокерских компаний, что является следствием тенденции к глобализации, причем международная деятельность явно имеет приоритет над деятельностью на национальном рынке Франции.

В отличие от брокеров страховые агенты в настоящее время сталкиваются в своей деятельности с множеством трудностей, что может быть объяснено традиционной для Франции системой взаимоотношений агента только с одной страховой компанией. Количество агентов постепенно сокращается, тем не менее они продолжают оставаться самым значительным каналом распространения страховых услуг по видам страхования иным, чем страхование жизни.

Что касается иных каналов распространения страховых услуг, то помимо брокеров и агентов в последнее время быстрыми темпами развивается банкострахование. Эта тенденция особенно характерна для страхования жизни и является следствием волны слияний банковских групп и страховых компаний (например, Credit Lyonnais и AUianz, Societe Generate и AFG и т. д.), произошедших в последние годы. За ней и последовало создание финансовыми институтами дочерних страховых компаний. Тем не менее довольно большое число страховых компаний предпочитают не обращаться к помощи посредников — 30,8% распространяемых страховых услуг приходится именно на прямые продажи из офисов страховых компаний.

Концепция банкострахования в классическом понимании предполагает интеграцию бизнес-процессов банка и сотрудничающих с ним страховых компаний, создание объединенной информационной системы, использование эффективных методик обучения и вознаграждения продавцов за фактически проданные страховые продукты. И это ведет к весьма позитивным для обеих сторон результатам. Например, во Франции банки за счет реализации страховых продуктов формируют до 16% своих доходов. Для французских страховых компаний партнерство еще более значимо: по каналам bancassurance здесь в 2013 году собирается 35% всех премий по страхованию жизни, 60% премий по накопительному страхованию, 7% - по имущественному и 69% - по пенсионному. К слову, клиенты тоже выиграли, и не только за счет возможности приобрести все финансовые услуги в одном месте. Резко снизив затраты на дистрибуцию страховых полисов через банковские каналы, французские страховщики пошли на заметное понижение размеров страховой премии для клиентов.

Далее будут рассмотрены каналы распространения новых индивидуальных премий, а также новых коллективных премий. Новые индивидуальные премии с долей рынка в пределах от 65% к 85%.

Банкострахование является главным каналом распространения новых индивидуальных премий страхования жизни в Бельгии, Франции, Италии и Португалии. В остальных странах преобладают посредники. Агенты численностью превосходят брокеров в распределении индивидуальных продуктов страхования жизни в большинстве стран. В Великобритании, однако, лидируют брокеры (79%), и в Словакии распределение между брокерами и агентами примерно поровну. Прямые продажи (прямая работа страховщика с клиентом, а также дистанционные продажи) составляет 2.2% в Бельгии, увеличиваясь до 14% в Нидерландах. Дистанционные продажи почти не производятся ни в одной из европейских стран, кроме Великобритании (10%) (см. Диаграмму 3.2.2.).

График 3.2.2 Европейские каналы распространения страхования жизни,%

Новые индивидуальные продажи (%) — 2014: Employees — сотрудники; Other intermediaries — другие посредники; Distance selling — дистанционные продажи; Bancassurance — банкострахование; Agents — агенты; Brokers — брокеры; Other-другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что банкострахование в зарубежных странах развито по отраслям страхования, а также имеет тенденции к дальнейшему развитию.

3.3 Банкострахование на уровне организации Рассмотрим наиболее известные страховые компании Франции, чья деятельность связана с банкострахованием.

Сосьете Женераль (Societe Generale) — одна из ведущих европейских банковских групп, обслуживающая более 30 млн. клиентов в 82 странах. Во Франции группа имеет более 2700 розничных отделений, включая отделения банка Crйdit du Nord, на 80% принадлежащего Societe Generale. Деятельность группы включает 3 основных направления: банковские услуги для частных лиц, корпоративные и инвестиционные услуги, управление частным капиталом, банкострахование. Общие активы на 31.12.2014 г. составляли 1.024 трлн. евро. Доход, полученный в результате банкострахования составляет 19,2 млн евро, что на 18% больше по сравнению с 2013 годом.

Таким образом, Societe Generale имеет тенденцию к увеличению доходов в сфере банкострахования.

По итогам 12 месяцев 2014 года Группа AXA (Франция), мировой лидер в сфере страхования и управления активами, демонстрирует стабильный рост. Общий доход Группы AXA увеличился на 2% и составил 91 млрд евро.

Прибыль от основной деятельности возросла на 18% до 4, 7 млрд евро Откорректированная прибыль увеличилась на 20% до 5, 2 млрд евро Чистая прибыль возросла на 14%, составив 4, 5 млрд евро. Доход в результате банкострахования составил 16,7 млн евро, что на 0,7% выше, чем в 2013 году. Отразим эти данные на графике.

График 3.3.3

Следуя стратегии Амбиция AXA, рост дохода демонстрируют все линии бизнеса. Так, доход в сфере страхования жизни и сбережений составил 55, 3 млрд евро, увеличившись на 2% по сравнению с 2013 годом. Кроме того, рост дохода в данной сфере демонстрируют как зрелые, так и быстрорастущие рынки.

Около 40% страхового рынка Франции контролируют пять крупнейших страховщиков, на долю 10 крупнейших компаний приходится 58% рынка. Очень активно происходят процессы слияния среди брокерских компаний, что является следствием тенденции к глобализации, причем международная деятельность явно имеет приоритет над деятельностью на национальном рынке Франции.

4. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта

4.1 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта на уровне народного хозяйства (государства) Комплексное развитие рынка страховых услуг в условиях рыночной экономики является одной из приоритетных задач для государства. При этом потенциал российского рынка банкострахования в решении задач страхования риска, активизации инвестиционных процессов реализован далеко не полностью. Поэтому интерес представляет исследование международного опыта в развитии банкострахования, сопоставление тенденций развития отечественного рынка банкострахования и крупнейших национальных страховых рынков.

Модель банкостраховых объединений появилась еще в 20-х гг. ХХ в. и в некоторых странах довольно успешно развивалась. Особенно широкое распространение банкострахование получило в странах континентальной Европы — во Франции, Испании, Португалии, Италии и Бельгии.

В течение последних лет в структуре страхового рынка Франции отмечен следующий момент: банки доминируют на страховом рынке Франции и от своего имени продают полный спектр страховых услуг;

Около 40% страхового рынка Франции контролируют пять крупнейших страховщиков, на долю 10 крупнейших компаний приходится 58% рынка. В 2013 год общий объем страховых премий в части сегмента банкострахования, полученных французскими страховыми компаниями и их зарубежными филиалами, составил 125 млрд долл.

За 2013 год объем рынка банкострахования в России составил 193 млрд. рублей. Драйверами роста стали страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании.

График 4.1.1 наглядно отображает объемы рынков банкострахования России и Франции в 2013 году.

График 4.1.1 Объемы рынков банкострахования в России и во Франции, млрд долл.

Таким образом, объемы рынка банкострахования России значительно уступает объему рынка банкострахования Франции, что можно объяснить недостаточно развитым рынком страхования в России.

4.2 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта на уровне отрасли Как уже упоминалось ранее наибольшее развитие в сфере банкострахование во Франции получило страхование жизни и здоровья заемщиков. Такие же тенденции имеет рынок бакострахования в России.

Таблица 4.2.1 Страхование жизни в отраслевом составе банкострахования.

Доля страхования жизни и здоровья заемщиков в сфере банкострахования

Доля страхования жизни и здоровья заемщиков в сфере банкострахования, млрд долл.

Россия

1,004

Франция

В таблице отображены различия в отраслевом составе по страхованию жизни в сфере банкострахования Франции и России. В процентном соотношении Франция уступает по объемам рынка страхования жизни, однако в денежном эквиваленте дело обстоит иначе. Россия почти в 30 раз уступает Франции по объему страхования жизни через каналы банкострахования, что наглядно представлено на графике 4.2.1

График 4.2.1 Страхование жизни в отраслевом составе банкострахования, млрд долл.

Таким образом, объемы страхования жизни через каналы банкострахования в России значительно уступает объемам страхования жизни Франции, что можно объяснить недостаточно развитым рынком страхования в России.

4.3 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта на уровне Societe Generale и «Сбербанк страхование жизни»

Сосьете Женераль (Societe Generale) — одна из ведущих европейских банковских групп, обслуживающая более 30 млн. клиентов в 82 странах. Во Франции группа имеет более 2700 розничных отделений, включая отделения банка Crйdit du Nord, на 80% принадлежащего Societe Generale. Деятельность группы включает 3 основных направления: банковские услуги для частных лиц, корпоративные и инвестиционные услуги, управление частным капиталом, банкострахование. Общие активы на 31.12.2014 г. составляли 1.024 трлн. евро. Доход, полученный в результате банкострахования составляет 19,2 млн евро, что на 18% больше по сравнению с 2013 годом.

Сборы компании «Сбербанк страхование жизни» по итогам года выросли в четыре раза по состоянию на 01.04.2015. По итогам 2014 года совокупный объем премий компании «Сбербанк страхование жизни» составил 36,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с данными за 2013 год в четыре раза.

Итоги развития программ банковского страхования и продуктов Негосударственного пенсионного фонда: доход, полученный Банком от реализации страховых программ в 2014 году, составил 16,8 млрд руб. — на 20% выше результата 2013 года; программами банковского страхования, реализуемыми Сбербанком, воспользовались более 4 млн физических лиц; корпоративным клиентам оформлено 110 тыс. страховых полисов; клиенты сегментов Сбербанк1 и Сбербанк Премьер приобрели 6 тыс. полисов долгосрочного накопительного и инвестиционного страхования жизни; в НПФ Сбербанка перевели свои пенсионные накопления 700 тыс. клиентов.

График 4.3.1 Сравнительный анализ доходов, полученных в результате банкострахования, млрд евро Такое расхождение объясняется рядом причин. Во-первых, «Сбербанк страхование жизни» имеет более узкую специализацию, чем Societe Generale, в области страхования, как видно из названия компании, основной ее деятельностью является страхование жизни (в основном через каналы банкострахования). Во-вторых, рынок страхования в России еще недостаточно развит, чтобы показывать результаты страховой деятельности, соотносимые со страховыми компаниями развитых стран.

Заключение

По мнению участников страхового рынка, в 2015 году рынок страхования увеличится на 10−15%, достигнув уровня 890−930 млрд руб., и вплотную приблизится к знаковому рубежу в 1 трлн. руб. В 2014 году рост рынка страхования был в основном вызван продолжающимся бумом на рынке розничного кредитования (темп роста составляет 30%) и проведением законодательных реформ (например, введение обязательного страхования ответственности перевозчиков). Однако оправдаются ли прогнозы участников страхового рынка покажет только время. На сегодняшний день рынок банкострахование отличается скромными объемами по сравнению с развитыми странами.

Зарубежный опыт банкострахования показал, что около 90% европейских банков занимается банкострахованием, в России данная отрасль находится на стадии развития. Во Франции практически все банки занимаются банкострахованием. Большинство проданных продуктов связаны со страхованием жизни клиентов банков и с накопительным страхованием. В Европе доходы от продаж страховых продуктов в некоторых банках составляют более 15% совокупных доходов этих банков.

Таким образом, можно сказать, что страховой рынок России находится на переходном этапе. Существенным недостатком, мешающим повышению спроса на страховые услуги, является низкая страховая культура населения. Поэтому, чтобы оценить потенциал развития банкострахования в России, необходимо принимать во внимание общий потенциал страхового рынка страны. Понимание необходимости страхования в развивающихся странах находится на скромном уровне. Из этого следует, что возможность использования банкострахования может послужить стимулом развития и будет иметь большое значение.

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 05.05.2014).

3. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015−1 (ред. от 08.03.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

4. Помогаева, Е. А. Банк как элемент системы финансового посредничества: Монография — Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2008. — 122 с.

5. Базелюк, И. А. Построение финансовых супермаркетов / И. А. Базелюк // Организация продаж банковских продуктов. — 2007. — № 2.

6. Пахомов, В. Ю. Технологии продажи розничных банковских продуктов / В. Ю. Пахомов // Банковский ритейл. — 2012. — № 2. — С. 70 — 79.

7. Смирнов, И.Е. В интересах развития финансовых конгломератов / И. Е. Смирнов // Банковское кредитование. — 2007. — № 4.

8. Эртштейн, О. Стратегии роста и решений в управлении развитием финансовых супермаркетов / О. Эртштейн // Управление в кредитной организации. — 2008. — № 4.

9. Демченко В. Н., Гришин П. А., Цыганов А. А. Bancassurance в России и за рубежом. Интеграция страховых компаний и банков для реализации страховых услуг .

10. Страхование: учебник / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 703 с.

11. Андреев Н. Развитие банковской системы Франции. // Банковские технологии. — № 3. — 2009 г.

12. Мартынова Т. Финансовый супермаркет — недостижимый идеал или будни розничного банка? // «Банковское обозрение». — № 12. — 2007 г.

13. Франция / Пресняков В. Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения.-2009. — 174 с.

14. Экономическое положение Франции // Банки Европы. — 2008. — № 5. — с. 3

15. Ермасов, С. В. Страхование: учеб. для бакалавров / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 748 с

16. http://www.rg.ru/2014/06/24/strahovanie.html — российская бизнес-газета

17. http://rc-forum.ru/researches/insurance/ - international group of rating agencies

18. http://www.asn-news.ru/-агенство страховых новостей

19. http://www.ins-union.ru/-всероссийский союз страховщиков

20. http://nacfin.ru/ - национальное агенство финансовых исследований

21. http://www.sberbank.ru/https://www.sberbank-insurance.ru/

22. http://www.amchamfrance.org

23. http://www.kompass.fr

24. http://www.wbanks.ru/france

Приложение 1

Банкострахование — это сотрудничество банков и страховых компаний по нескольким направлениям: страхование заемщиков банков, объектов залога и рисков самих банков.

Цель банкострахования заключается в увеличении портфелей банков и страховых организаций посредством реализации основных направлений сотрудничества.

Темпы прироста рынка банкострахования в России снизились с 35% за 2012 год до 15% за 2013 год. За 2013 год объем рынка банкострахования составил 193 млрд. рублей. Драйверами роста стали страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании (+22 млрд. рублей или 45% за 2013 год) и некредитное страхование (+19 млрд. рублей или 257%).

Виды страхования, реализуемого через банковский канал продаж,%

Рассмотрим отраслевой состав банкострахования в России в 2014 году по данным АСН.

График 2.2.1 Отраслевой состав банкострахования в России в 2014 году, %.

Согласно графику 2.2.1 наибольшую долю в сегменте банкострахования занимает страхование жизни заемщиков, а также ипотечное страхование.

Рассмотрим банкострахование зарубежом. Особенно широкое распространение банкострахование получило в странах континентальной Европы — во Франции, Испании, Португалии, Италии и Бельгии. Например, банкострахование обеспечивает более 65% собранных премий по страхованию жизни в Испании, 60% - во Франции, по 50% - в Бельгии и Италии. В этих странах за последние десять лет распространение страховых услуг через банки было одним из наиболее успешных направлений финансового бизнеса. Остановимся на банкостраховании во Франции подробнее.

График 3.1.1 Доходы страховых компаний по уровню банкострахования от общего количества собранных премий в 2013;2014 гг., %

За 2013 год объем рынка банкострахования в России составил 193 млрд. рублей. Драйверами роста стали страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании. График 4.1.1 наглядно отображает объемы рынков банкострахования России и Франции в 2013 году.

График 4.1.1 Объемы рынков банкострахования в России и во Франции, млрд долл.

Таким образом, объемы рынка банкострахования России значительно уступает объему рынка банкострахования Франции, что можно объяснить недостаточно развитым рынком страхования в России.

Рассмотрев рынок банкострахования на макроуровне в России и во Франции, рассмотрим данный сегмент на микроуровне, на примере Societe Generale и «Сбербанк страхование жизни» .

График 4.3.1 Сравнительный анализ доходов, полученных в результате банкострахования, млрд евро Такое расхождение объясняется рядом причин. Во-первых, «Сбербанк страхование жизни» имеет более узкую специализацию, чем Societe Generale, в области страхования, как видно из названия компании, основной ее деятельностью является страхование жизни (в основном через каналы банкострахования). Во-вторых, рынок страхования в России еще недостаточно развит, чтобы показывать результаты страховой деятельности, соотносимые со страховыми компаниями развитых стран.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой