Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление государственной собственностью в условиях реформирования экономики региона: На примере Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках исследования конкретных способов управления определенными типами государственной собственности особое место должно быть отведено земле. На основе общей схемы системно-декомпозиционного метода управления основными вилами государственной собственности на территории региона, разработана методика принятия оптимальных (с точки зрения интересов региона) решений по использованию земельных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования государственной собственности
    • 1. 2. Природа государственной собственности
  • Глава 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике
    • 2. 2. Приватизация государственной собственности в Кемеровской области в контексте общероссийских и мировых тенденций
    • 2. 3. Анализ динамики и современного состояния государственной собственности в регионе, проблема оптимизации ее размеров и структуры
  • Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНЕ на примере Кемеровской области)
    • 3. 1. Система управления государственной собственностью в регионе
    • 3. 2. Критерии и методы эффективного управления государственной собственностью .11В
    • 3. 3. Совершенствование методов управления основными видами государственной собственности
    • 3. 4. Повышение уровня доходов бюджета субъекта РФ за счет эффективного использования земельных участков. Методика принятия оптимальных решений
    • 3. 5. Перспективы дальнейшего совершенствования системы управления государственной собственностью в Кемеровской области

Управление государственной собственностью в условиях реформирования экономики региона: На примере Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди всех преобразований, инициированных реформированием экономики региона, наиболее радикальными оказались изменения отношений собственности. Эти изменения требовали переоценки многих аспектов отношений собственности, в том числе и государственной собственности.

В первые годы реформ политизация экономической сферы отодвинула на второй план проблемы функционирования государственной собственности, так как, в первую очередь решался вопрос ее приватизации.

В период массового разгосударствления и приватизации собственности в среде российских ученых окрепло убеждение, что сохранение и эффективное использование государственной собственности в переходной экономике приобретает особую актуальность, прежде всего, как средство государственного регулирования экономики. В контексте российского и регионального реформирования экономики государственная собственность и система экономических форм ее реализации стали предметом исследования многих ученых и специалистов: JI. Абалкина, Д. Львова, В. Кошкина, В. Куликова, А. Радыгина, В. Черковца, В. Шупыро, в том числе кузбасских ученых А. Лаврова, В. Сурнина и др. Исследовались преимущественно вопросы, связанные с определением места и функций государственной собственности в условиях российской переходной экономики, а также анализировались процессы разгосударствления и приватизации.

После завершения массового разгосударствления и приватизации на первый план в исследованиях выходят проблемы оптимизации размеров и структуры государственной (федеральной и региональной) собственности и разработки механизма эффективного управления ею. Особую актуальность такие исследования приобретают на уровне субъекта РФ, поскольку каждый субъект РФ имеет определенную специфику региональной экономики, а также особенности процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Размеры государственной собственности, оказавшиеся в результате проведенного преобразования, весьма далекими от оптимальных, как в стране, так и в регионе, актуализируют исследование вопросов формирования эффективного механизма управления основными ее видами. А такие вопросы, как унификация массива государственных унитарных предприятий в регионе, эффективное использование земельных участков до момента разграничения собственности на них, в настоящее время перешли из разряда актуальных в разряд неотложных.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — совершенствование системы управления государственной собственностью на региональном уровне.

Для ее достижения решались следующие задачи:

1) раскрыть теоретико-методологические предпосылки исследования и природу государственной собственности;

2) оценить результаты реформирования государственной собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике в свете общероссийского и мирового опыта разгосударствления и приватизации;

3) проанализировать современное состояние государственной собственности в регионе, обосновать необходимость совершенствования ее структуры и разработать методы оптимизации ее размеров;

4) исследовать действующую систему управления государственной собственностью в регионе и в целях ее совершенствования разработать более эффективные методы управления ее основными видами;

5) разработать методику принятия оптимальных решений по использованию земельных участков (как особого вида государственной собственности) для повышения уровня доходов в бюджете субъекта РФ;

6) выявить перспективы совершенствования управления государственной собственностью, оптимизации ее размеров и структуры на территории Кемеровской области.

Предметом исследования является система управления государственной собственностью в условиях реформирования экономики и института собственности на региональном уровне.

Объектом исследования является государственная (федеральная и областная) собственность на территории региона — субъекта РФ (на примере Кемеровской области).

Теоретические и методологические основы исследования. В исследовании использованы методы научного познания («от общего к частному», «от абстрактного к конкретному», системности и др.), раскрывающие объективную природу, особенности реформирования государственной собственности и методы эффективного управления ею. Природа государственной собственности, как объекта исследования, раскрывается с позиций неоин-ституционализма.

Посредством сравнительного и причинно-следственного анализов исследованы ход и результаты процессов разгосударствления и приватизации, как основных направлений реформирования государственной собственности на федеральном и региональном уровнях экономики. Эти процессы сопоставлены с аналогичными процессами в других странах, как развитых, так и с транзитивной экономикой.

Оптимизация размеров государственной (федеральной и региональной) собственности на территории региона — субъекта РФ (Кемеровской области), как сложной, многоуровневой, многокритериальной и динамической системы, методы управления ею разработаны с использованием общих предпосылок теории управления (объекты и субъекты управления, его цели и критерии, управление по схеме замкнутого контура, применение принципа Парето и др.), а также таких методов системного анализа, как декомпозиционный подход, имитационное и экономико-математическое моделирование, формализованные методы расчета с дисконтированием во времени.

Теоретической основой проведенного исследования являются классические труды по теории собственности (К. Маркс, Р. Коуз, А. Берли, Г. Минз и др.), труды отечественных авторов по приватизации и реформированию государственной собственности в России.

В диссертационной работе использованы Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ, федеральные и региональные (Кемеровской области) законы и законопроекты, Указы Президента и Постановления правительства РФ, Программы приватизации и развития государственной собственности в РФ и регионе.

Информационная база исследования представлена статистическими материалами Министерства имущественных отношений РФ, Госстатистики РФ, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Территориального управления Минимущества России по Кемеровской области, реестром государственной собственности, зарегистрированной на территории Кемеровской области.

Результаты исследования. Основным результатом диссертационного исследования является разработка эффективных методов управления государственной (федеральной и региональной) собственностью в регионе, а также научно-обоснованных рекомендаций по ее дальнейшему реформированию (на примере Кемеровской области). Данный результат представляет собой следующую совокупность разработок, выполненных автором.

1. Обобщены наиболее существенные черты и недостатки российского реформирования государственной собственности на общероссийском и региональном уровнях и на этой основе с учетом мирового позитивного опыта приватизации государственной собственности предложены пути преодоления негативных последствий этого процесса в Кемеровской области.

2. На основе анализа современного состояния, структуры и динамики массива государственной собственности в Кемеровской области в период 2000;2004 гг. определена методика оптимизации и корректировки ее размеров и структуры во времени средствами системного анализа.

3. Исследована региональная система управления государственной собственностью (СУГС), ее функциональные подсистемы, показано взаимодействие между ними, рассмотрены основные моменты проводимой в 2004 г. административной реформы в сфере управления государственной собственностью и ее последствия для этой сферы.

4. Разработан новый подход к управлению государственной собственностью, названный системно-декомпозиционным методом, и построен алгоритм его применения в управлении основными видами государственной собственности в регионе (ГУПов, пакетов акций, находящихся в собственности государства и др).

5. На основе системно-декомпозиционного метода выработана методика принятия оптимальных (с точки зрения интересов региона) решений по использованию земельных участков до момента разграничения государст- < венной собственности на землю.

6. Обоснованы пути дальнейшего реформирования государственной собственности на региональном уровне.

Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании теоретических, методологических и практических подходов к проблеме эффективного управления государственной собственностью, находящейся на территории региона — субъекта РФ. Элементы научной новизны раскрыты посредством следующих положений.

1. С общих позиций теории управления показана структура и содержание региональной системы управления государственной собственностью (СУГС). Для более эффективного управления государственной собственностью и оптимизации ее размеров в регионе, по мнению диссертанта, следует применить к ней такой метод научного познания как имитационное моделирование (создание базы данных по государственной собственности, имитация на персональном компьютере сценариев использования различного ее состава и структуры, оценка их результатов по разным критериям на модельном уровне, оптимизация размеров, состава и структуры государственной собственности в регионе, их регулирование во времени и мониторинг).

2. Исходя из сути задачи управления государственной собственностью на региональном уровне, предложен способ формирования управляющих воздействий по правилу «замкнутого контура» (управление с обратной связью) и обосновано применение принципа Парето в целях эффективного функционирования государственной собственности.

3. Предложен новый, названный автором «системно-декомпозиционным», метод управления основными видами государственной собственности (ГУПы, пакеты акций, находящихся в собственности государства, земля) в регионе. Предложенный метод отличается от применяемого в КУГИ Кемеровской области индивидуальным (дифференцированным) подходом к управлению государственными предприятиями. Оценка деятельности всех государственных предприятий посредством одних и тех же показателей (системность) — группировка массива всех государственных предприятий региона по категориям согласно критериальных оценок (декомпозиционность) — разработка индивидуальной стратегии и тактики управления для каждой категории предприятий (дифференцированность).

Разработан детальный алгоритм предлагаемого метода, содержащий, в частности, конкретную последовательность принимаемых управленческих решений стратегического и тактического плана относительно дальнейшего функционирования каждого вида государственных предприятий. Обосновывается положение о том, что последовательное во времени применение такого метода ведет к оптимизации количества государственных предприятий на территории региона.

4. На основе общей схемы системно-декомпозиционного метода управления основными видами государственной собственности на территории региона, разработана методика принятия оптимальных (с точки зрения интересов региона) решений по использованию земельных участков до момента разграничения государственной собственности на землю.

Научная и практическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение:

— выводы и рекомендации по перспективам дальнейшего реформирования государственной собственности в регионе могут быть использованы для продолжения исследований в направлении совершенствования управления государственной собственностью;

— предложенные диссертантом методы эффективного управления государственной собственностью и оптимизации ее границ, могут быть положены в основу построения экономико-математических моделей оптимизации и принятия управленческих решений, использования формальных расчетов, имитационного моделирования на персональном компьютере, направленных на эффективное функционирование федеральной и областной собственности в регионе;

— методика принятия оптимальных решений по использованию земельных участков, разработанная в рамках Госконтракта с Администрацией Кемеровской области, представленная на Конкурс НИР «Источники и пути достижения финансово-экономической самодостаточности Кузбасса», организованный АКО в 2003 году, и получившая Диплом I степени в номинации «Молодые ученые», принята для использования в работе Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области и Территориального управления Минимущества России по Кемеровской области;

— выявленные в результате проведенного системного и причинно-следственного анализа положительные и отрицательные моменты реформирования государственной собственности, региональные особенности приватизации, а также рекомендуемые меры по исключению в дальнейшем негативных ее проявлений, учтены при подготовке ряда законопроектов Кемеровской области, их изменении и дополнении с участием автора:

О порядке управления государственной собственностью в Кемеровской области". Закон Кемеровской области от 20.07.98 № 31−03 с изм. и доп.

О приватизации государственного имущества Кемеровской области". Закон Кемеровской области от 20.07.99 № 45−03 с изм. и доп.

О порядке передачи объектов государственной собственности Кемеровской области в муниципальную собственность". Закон Кемеровской области от 29.01.03 № 4−03.

О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" Закон Кемеровской области от 4 июля 2002 года № 49−03.

О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" Закон Кемеровской области от 18 июля 2002 года № 5603.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены на двух международных научно-практических конференциях, двух всероссийских и пяти межрегиональных и региональных конференциях. Опубликовано 15 работ общим объемом 63 стр. или 4 усл. печ. листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенных в диссертационной работе исследований можно сформулировать следующие выводы.

1. Наиболее удачным подходом к раскрытию природы государственной собственности, как сложной многоуровневой системы, является разбиение ее массива на подсистемы по различным признакам и идентификация взаимосвязей между ними. Одни из них обусловлены сущностью собственности (расширительная трактовка которой включает отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения), другие — возникновением, на определенном этапе общественного развития, такого субъекта экономико-правовых отношений как государство, третьи — взаимодействием элементов, образующих государственную собственность.

В системе государственной собственности, как и в любой другой системе, можно выделить наиболее важные первостепенные элементы и взаимосвязи, а также второстепенные. Дифференциация элементов и взаимосвязей позволяет выработать стратегию и тактику реформирования государственной собственности.

Эффективность управления государственной собственностью прямо обусловлена оптимальным разграничением ее на федеральную и региональную, а также разграничением функций между различными субъектами государственной собственности. Эти выводы лежат в основе определения направлений эффективного использования потенциала государственной собственности в условиях формирования новой институциональной среды и правильной оценки с научной точки зрения содержания ее реформирования.

2. Основные причины неполного решения поставленных в приватизационных программах задач состоят, на наш взгляд, прежде всего в том, что в течение продолжительного периода эффективность приватизации оценивалась по темпам разгосударствления собственности, по количеству приватизированных предприятий и по уровню полученных доходов в интересах финансирования дефицита федерального бюджета. В результате наиболее крупными негативными последствиями приватизации государственной собственности в России являются: не создан широкий слой отечественных собственниковв неоправданно широком масштабе приватизированы предприятия естественных монополийпроигнорированы принципы экономической эффективности приватизации преимущественно к каждому конкретному предприятиюцелям дальнейшего развития и эффективности приватизированных объектов в условиях рыночно ориентированной экономики не придавалось должного вниманияпроводимые в Российской Федерации институциональные реформы не сопровождались выработкой государственной политики в сфере управления государственным имуществом.

В сложившихся сегодня социально — экономических условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов в реализации государственной политики в сфере государственной собственности: необходимо сделать акцент на эффективном управлении государственной собственностью и достичь в этом процессе следующих основных результатов: оптимизации структуры собственности (с точки зрения федерально-региональных пропорций) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического ростамаксимизации доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностьюиспользования всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

3. Наиболее существенным просчетом приватизации с точки зрения интересов экономического развития субъектов РФ, в частности, Кемеровской области, является разгосударствление предприятий, находящихся на территории регионов, в том числе и в Кемеровской области, без учета установившихся хозяйственных связей и оценки жизнеспособности вновь образуемой производственной структуры. В результате имеет место нарастающая тенденция банкротств предприятий. Чрезмерная регламентированность кузбасской приватизации федеральными нормативными документами не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику и тем самым усугубила финансовые потери региона.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности в Кемеровской области должны стать постепенное сокращение числа мелких собственников, активизация операций на вторичном рынке ценных бумаг, дальнейшее развитие специализации крупных собственников, активизация крупных собственников по повышению эффективности предприятий, совершенствование управлением акциями, закрепленными в собственности государства. Задача эффективного управления государственной собственностью должна решаться на фоне формирования оптимальной структуры государственной собственности в регионе.

Несмотря на принятые экономико-правовые меры, современное состояние региональных отношений государственной собственности и ее структуру можно характеризовать как все еще далекие от оптимального и не обеспечивающие достижение важной цели — максимизации доходов бюджета собственника.

В целом отраслевой анализ свидетельствует, что ключевые отрасли экономики Кемеровской области — топливная, химическая, металлургическая, машиностроение — находятся в частном секторе. Государственной собственности в Кемеровской области характеризуется большим удельным весом федеральной собственности, в которой преобладают федеральные учреждения, т. е. некоммерческие организации. Отдельные предприятия дотационных, т. е. планово-убыточных отраслей, такие как транспорт, дорожное хозяйство, бытовое обслуживание, ЖКХ и т. п. остаются в государственной сфере не только по причине своей финансовой непривлекательности, но и как следствие политики правительства, в которой преобладает точка зрения, связывающая государственную собственность, главным образом, с плановоубыточными отраслями социальной направленности. На наш взгляд, такая позиция отрицательно сказывается, во-первых, на состоянии экономики области, которая не получает надлежащих доходов от деятельности областных предприятийво-вторых, создает определенную стратегическую угрозу региональной экономике, так как важные для развития региона отрасли не контролируются государством.

По количеству хозяйствующих субъектов-юридических лиц федеральная государственная собственность превосходит областную в 3,6 раза. По объектам недвижимости — в 3,8 раза, федеральным учреждениям — в 3,3 раза, по акционерным обществам — в 1,7 раза. Остаточная стоимость имущества федеральных предприятий на 01.01.2004 г. значительно превышает стоимость областных — почти в 5 раза, в 2003 г. превышение составляло 8 разгосударственных учреждений — в 1,2 раза.

4. Осмысление проблемы формирования оптимальных границ государственной собственности в регионе, на наш взгляд, должно быть, прежде всего, связано с определением специфических особенностей экономики региона, изучением сложившейся на данный момент структуры государственной собственности с точки зрения стоящих перед регионом народнохозяйственных задач. Решение этой проблемы возможно, если в государственной собственности региона или, что может быть предпочтительней, в смешанных с частным капиталом формах, находятся отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное и региональное значение, позволяющие обеспечивать экономическую безопасность стране и самодостаточность в развитии региона. Базовые отрасли должны быть, на наш взгляд, под контролем государства — находиться преимущественно в региональной государственной или смешанной собственности. Речь в Кузбассе идет, прежде всего, об угольной, металлургической, химической промышленности, энергетике, также о машиностроении и металлообработке, потому что от этого производства зависит развитие региональной экономики, занятость населения, доходная, а значит и расходная, часть бюджета.

5. Сказанное позволяет сделать вывод, что в регионе должна быть последовательно реализована региональная государственная стратегия, которая должна включать, в частности:

— характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона, совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов региона и его населения;

— определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три—пять лет) перспективу;

— определение критериев и параметров, характеризующих региональные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации в целом;

— формирование региональной экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики.

6. Наряду с методикой определения оптимальных границ нужен и механизм регулирования во времени, позволяющий наблюдать и последовательно во времени корректировать эти границы. Все эти задачи, по сути, являются оптимизационными и потому требуют проведения экономико-математических исследований с применением такого метода научного познания как системное моделирование. Оно требует унификации (определения объема, упорядочения, классификации) тех необходимых сведений об имуществе региона, которые должны быть достаточными для выявления оптимальных границ государственной собственности и построения работоспособных процедур управления ею в рамках установленных размеров.

7. Механизмами или рычагами достижения и поддержания оптимальных (с точки зрения критериев оценки) размеров региональной государственной собственности могут быть такие формы управления, как приватизация и деприватизация (национализация) предприятий, продажа и аренда государственного имущества, увеличение доли государства в уставных капиталах акционерных обществ, образование новых государственных предприятий, капитализация государственных ресурсов и др.

Разработка механизма формирования оптимальной структуры применительно ко всему массиву государственной собственности в регионе представляется достаточно сложной, прежде всего из-за большой размерности задачи и объема требуемой информации. Эту сложность можно преодолеть, если применить метод декомпозиции, т. е. разбить весь массив регионального государственного имущества на сегменты по соответствующим признакам (видам собственности, материальному признаку, жизнеобеспечивающему значению, правовому признаку, финансовой состоятельности) и решать локальные задачи оптимизации с последующей композицией управления. Наиболее подходящим инструментарием для этой цели является имитационное моделирование, проводимое на персональном компьютере. Посредством имитационного моделирования (на основе соответствующей базы данных) может быть выполнена следующая последовательность исследовательских работ, направленных на выявление оптимальных границ государственной собственности: составление реально допустимых вариантов различных сегментов в составе государственной собственности регионаимитация сценариев использования различного состава государственной собственности и оценка их результатов по различным критериям на модельном уровневыбор оптимального состава (оптимальных границ) сегментов государственной собственности и регионального имущества в целоммониторинг и регулирование оптимальных границ государственной собственности во времени в ходе экономического развития.

8. Исходя из сути задачи управления государственной собственностью на уровне субъекта федерации, наиболее подходящим для нее является формирование управления во времени по схеме «замкнутого контура» т. е. по принципу управления с обратной связью. Это означает, что для каждого периода времени управление должно строиться в зависимости от того состояния системы, которое сложилось к началу этого периода времени.

Управление государственной собственностью осуществляется для достижения многих целей. Поэтому с точки зрения постулатов теории управления, управление государственной собственностью — это многокритериальная задача. Известно, что в случае существования многих критериев (экономических показателей) невозможно добиться экстремальных (максимальных и минимальных) значений по всем критериям одновременно. Следовательно, при проведении экономико-математического анализа, основанного на системном моделировании, должны быть применены соответствующие принципы эффективного управления государственной собственностью. Наиболее распространенным в экономических исследованиях и подходящим для системы управления государственной собственностью (СУГС) является, на наш взгляд, принцип оптимальности по Парето, который часто называют просто эффективным управлением. Смысл эффективного (по Парето) управления заключается в том, что по сравнению с любым другим управлением оно будет лучше, хотя бы по одному критерию — по значению хотя бы одного экономического показателя. Привлекательность применения такого управления для СУГС заключается еще и в том, что оно, по своей сути, является компромиссным, т. е. устраивает интересы всех сторон процесса — субъектов разных уровней и видов государственной собственности.

9. Стремительно произошедшие в нашей стране экономические преобразования, к сожалению, создали благоприятные условия для ослабления государственного контроля использования государственной собственности, и в первую очередь, это относится к имуществу, находящемуся во владении государственных унитарных предприятий (ГУПов). Несмотря на значительную долю имущества ГУПов в структуре государственной собственности, рентабельность их деятельности значительно ниже чем, к примеру, аренда казенного имущества. Растёт количество неплатёжеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием адекватных их текущему состоянию методов управления.

Предлагаемой автором альтернативой методике, существующей в КУГИ Кемеровской области, является системный, основанный на анализе экономической эффективности каждого предприятия, подход к управлению ГУПами, который может быть назван «системно-декомпозиционным» подходом. Системность означает применение единых (одних и тех же) критериев для оценки деятельности всех ГУПовдекомпозиционность означает разбиение массива всех ГУПов на группы с помощью этих критериев. В дальнейшем выработка управленческих решений и формы их реализации должны быть дифференцированными по разным группам ГУПов. Итоги работы предприятий, не подпадающих под установленные критерии, должны анализироваться отдельно по каждой отрасли от тех, которые отвечают этим критериям, — в целях выработки предложений о дальнейшей приватизации, реорганизации, ликвидации, в том числе путем банкротства предприятий, либо об их передаче на другой уровень собственности (федеральный, региональный, муниципальный). При этом целесообразно руководствоваться не только необходимостью ГУПа для выполнения государственных функций, но и учитывать, главным образом, возможную экономическую эффективность его деятельности. Последняя, с точки зрения максимизации доходов бюджета, может быть рассчитана путем сопоставления соответствующих показателей.

Необходимо также ввести показатели эффективности и для случаев распоряжения имущественным комплексом ГУПа, не связанной с изменением формы собственности, например, для аренды предприятия или передачи его в доверительное управление.

10. Для решения вопроса о сохранении статуса государственного унитарного предприятия в диссертационной работе предлагается универсальный алгоритм системно-декомпозиционного метода, основанный на результате анализа экономической эффективности предприятия. Универсальность приведенного алгоритма заключается в том, что такая модель организации управления государственной собственностью охватывает не только ГУПы, но и все категории государственных предприятий, а также применима для управления государственными пакетами акций и другими видами государственной собственности. Так, системно-декомпозиционный метод применен в исследовании управления государственными пакетами акций и для дифференцированного (индивидуального) определения размеров арендных платежей для земельных участков на основе оценки состояния предприятий-арендаторов с помощью единой системы финансово-экономических показателей. На основе предложенного алгоритма можно систематизировать процесс принятия управленческих решений в отношении объекта государственной собственности (о приватизации, смене статуса собственности, смене характера управления госпредприятием). В основе этих решений должны лежать принципы безопасности, экономической эффективности, целесообразности, гибкости, возможности маневрирования.

Сущность управления государственным унитарным предприятием, прошедшим подобное тестирование и оставленным в государственном секторе, должна состоять в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Для того чтобы увеличить доходы бюджета за счет использования собственности, закрепленной за ГУ-Пами, на наш взгляд, целесообразно увеличить существующую норму отчисления прибыли ГУПов (5−25%) в доход бюджета. Причем на региональном уровне эту норму необходимо закрепить в законе об областном бюджете. Затем часть чистой прибыли по решению собственника может быть направлена на выполнение инвестиционных программ предприятий, утвержденных отраслевыми органами государственной власти субъекта РФ. Аналогично следует распорядиться доходами, получаемыми от арендной платы. Часть их целесообразно направлять на развитие самих предприятий, а другую часть (до 25−30%) — оставлять предприятиям на покрытие расходов, связанных со сдачей имущества в аренду, ремонтом помещений, вознаграждением управленцев. Это позволит решить проблему незаконной сдачи в аренду областного имущества, закрепленного за ГУПами.

13. Финансово-хозяйственная деятельность большинства акционерных обществ Кемеровской области в настоящее время убыточна и не оправдывает затраты государства. Область характеризуется слабо отлаженным механизмом контроля за деятельностью представителей государства, их низкой деловой активностью, отсутствием заинтересованности в своей деятельности, что в конечном итоге влечет отсутствие экономической отдачи от общества, а то и ущемление интересов государства как акционера. Широко распространены злоупотребления со стороны руководства акционерных обществ, связанные с выводом активов общества: продажа активов в пределах крупной сделки, создание дочерних обществ, создание кредиторской задолженности и последующий арест и продажа имущества. Не редкость и преднамеренное банкротство с целью последующего передела активов без участия государства. В этих условиях на уровне законодательных и исполнительных органов государственной власти области необходимо принять меры по систематизации и ужесточению контроля за ОАО с долей участия государства.

Повышения эффективности управления областными пакетами акций предполагается достичь путем решения двух основных задач: во-первых, оптимизации структуры пакетов акций, находящихся в собственности Кемеровской области, и передаче их в необходимых случаях в доверительное управлениево-вторых, контроля и методического обеспечения работы представителей государства в акционерных обществах. В рамках этой работы, на основе имеющейся статистической информации по основным акционерным обществам, необходимо провести ранжирование акционерных обществ с участием капитала Кемеровской области на группы в зависимости от их рентабельности и социальной значимости, т. е. применить описанный нами выше системно-декомпозиционный подход.

12. В рамках исследования конкретных способов управления определенными типами государственной собственности особое место должно быть отведено земле. На основе общей схемы системно-декомпозиционного метода управления основными вилами государственной собственности на территории региона, разработана методика принятия оптимальных (с точки зрения интересов региона) решений по использованию земельных участков до момента разграничения государственной собственности на землю. Методика состоит из информационного обеспечения, математического (вычислительного) и алгоритмического блоков. Предназначение предлагаемой методикирасчет всех необходимых стоимостных величин для земельных отношений и проведение на их основе предварительного экономико-математического анализа, нацеленного на получение практических рекомендаций по вопросам эффективного использования земельных участков субъектом Российской Федерации. Методика представляет собой достаточно универсальный инструментарий для поиска и анализа решений различных проблем, которые могут возникнуть в процессе продажи или передачи в аренду земельных участков пользователям. Предлагаемая методика направлена на улучшение результатов работы органов государственной власти субъекта РФ в сфере земельных отношений, в частности, специальных органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих полномочия в этой сфере. Экономическая эффективность от ее применения на практике может быть достаточно весомой.

13. Основными направлениями совершенствования управления региональной государственной собственностью являются: перераспределение (разграничение) государственной и муниципальной собственности, основанное на принципе закрепления в государственной (муниципальной) собственности только того имущества, которое необходимо для реализации функций государстваускоренная и точечная приватизация иного имуществаупразднение института государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведениявведение новых эффективных методов управления государственным имуществом;

Политика государства в данной области должна быть сконцентрирована на следующих задачах: классификация государственного имуществасовершенствование традиционных и разработка новых механизмов управления входящими в его состав объектамиоптимизация структуры государственной собственности. Классификация государственного имущества должна осуществляться путем категориального определения тех его видов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципалитетов, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них публичных функций;

14. Для стабильного развития экономики в регионе требуется сохранить и закрепить определенную часть национального богатства в государственной собственности, особенно в отраслях жизнеобеспечения, которые в то же время являются естественными монополиями.

Этот процесс должен идти как в направлении уменьшения объема государственной собственности в целом, так и ее увеличения в отдельных отраслях. Рамки государственного имущества должны меняться гибко и своевременно в соответствии с долгосрочными программами и прогнозами научно-технического и социально-экономического развития региона.

В связи с этим для органов власти Кемеровской области представляется необходимым ближайшие годы реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической выгоды для областного бюджета от предстоящего разграничения собственности. В их число должны войти обязательная регистрация прав на имущество, входящее в вышеуказанный перечень, меры по повышению эффективности его использования. Кроме того, с учетом предстоящей перспективы безвозмездного отчуждения иного имущества, необходимо проанализировать его состояние на сегодняшнем этапе и приватизировать ту часть имущества, которая не принесет экономическую отдачу Кемеровской области. В диссертации проанализированы достаточно реалистичные необходимые условия для успешной реализации в Кемеровской области предлагаемых мер.

Завершая работу, подчеркнем, что одно из наиболее важных условий становления эффективной рыночной экономики формирование эффективного механизма управления остаточным государственным сектором. Проведенный анализ способов функционирования государственной собственности в многоукладной экономике показывает, что возникает качественно новая система хозяйствования, существенно отличающаяся от предыдущей. Предложенные модели регионального механизма управления государственной собственностью позволяют систематизировать процессы принятия эффективных управленческих решений в отношении объектов государственной собственности, находящихся на территории субъектов РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин, JL Курс переходной экономики / JI. Абалкин. М.: Финстатин-форм, 1997.
  2. , JI. Роль государства и борьба с экономическими догмами / JI. Абалкин // Экономист. 1998. № 9.
  3. , Н. Казна единая организационная структура управления / Н. Абдуллаев // Журнал для акционеров. 2001. — № 2.
  4. , Н., Сесекин, В. Об эффективности системы поступлений в федеральный бюджет доходов по дивидендам акций, находящихся в федеральной собственности / Н. Абдуллаев, В. Сесекин // Приватизация в России. 1999.-№ 4.
  5. , Н., Сесекин, В. Проблемы управления федеральными предприятиями / Н. Абдуллаев, В. Сесекин // Приватизация в России. 1999. -№ 5.
  6. , В. Аренда государственной и муниципальной собственности в Москве / В. Авеков // Российский экономический журнал. 1999. № 7.
  7. , А.А. Государственная собственность республики Саха (Якутия) / А. А. Азарова. Новосибирск: Наука, 2000.
  8. , В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза (тран-сакционные издержки и управленческие затраты) / В. Андрефф // Вопросы экономики. 2003. № 12.
  9. , В. Российская приватизация: подходы и последствия / В. Андрефф // Вопросы экономики. 2004. № 6.
  10. , Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона / Н. Апарина, М. Курбатова // Вопросы экономики. 2003. № 11.
  11. , А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / А. Ахмедуев // Экономист. 1998. № 9.
  12. , A.M., Павлова, JI.H. Государственные и муниципальные финансы / A.M. Бабич, JI.H. Павлова. М.: «Финансы», 1999.
  13. , К.А. Основы согласования плановых решений / К.А. Баг-риновский. -М.: наука, 1977.
  14. , Е. В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике / Е. В. Балацкий // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1997. № 6.
  15. , Е.В. Управление государственным сектором экономики и бюджетное прогнозирование / Е. В. Балацкий // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. № 1.
  16. , В. В., Кузнецов, В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики / В. В. Бандурин, В. Ю. Кузнецов. М.: Наука и экономика, 1999.
  17. , А. Преобразование отношений собственности в Венгрии / А. Ба-тизи // Российский экономический журнал. 1997. № 9.
  18. , О.С. Теория переходной экономики. / О. Белокрылова. -Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2002.
  19. , С.Е. О расчете арендной платы за пользование федеральным имуществом / С. Белянин // Российский экономический журнал. 2001. -№ 1.
  20. , Т., Лямин, М. Региональные особенности приватизации и акционирования / Т. Бердникова, М. Лямин // Экономист. 2000. № 11.
  21. , С.В., Сурнин, B.C. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона / С. В. Березнев, B.C. Сурнин. — Кемерово, 2001.
  22. Berle, A., Means, G. The Modern Corporation and Private Property / A. Berle, G. Means.-N/Y., 1932.
  23. , В., Кузнецова, E. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / В. Бирюков, Е. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 12.
  24. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2001.
  25. , С. Неналоговые доходы от госсобственности и бюджетный потенциал страны / С. Бурков // Российский экономический журнал. 2001. -№ 9.
  26. , С. Повышение эффективности управления государственной собственностью: о мерах законодательного и институционального обеспечения / С. Бурков // Российский экономический журнал. 2002. № 4.
  27. , В.И. Трансформация экономики: проблемы и противоречия. Кузбасская энциклопедия. Т. 4. / В. Бувальцева. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2001.
  28. , В.И., Микельсон, А.Ю., Сурнин, B.C. Саморазвитие экономики региона как эндогенная основа ее устойчивого роста. / В. И. Бувальцева, А. Ю. Микельсон А.Ю., В. С. Сурнин. Новосибирск: СО РАН, 2002.
  29. , В.И., Сурнин, B.C., Тимощук, Н. А. Теоретические и методологические основы стабилизации экономики региона. //В. И. Бувальцева, В. С. Сурнин, Н. А. Тимощук. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  30. , В.И., Сурнин, B.C. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона. / В. И. Бувальцева, В. С. Сурнин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
  31. , В.В. Проблемы государственной экономической безопасности / В. В. Бурцев // Финансы. 2003. № 8.
  32. , Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. Нью-Йорк, 1999.
  33. , А., Федорова, И. Государственный сектор: границы, контроль управление /А. Виссарионов, И. Федорова //Экономист. 2003- № 6.
  34. , A.M. Швеция: социально-экономическая модель / A.M. Волков. -М.: «Мысль», 1991.
  35. , Ю.П. Реформирование отношений собственности в России / Ю. П. Волкодав // Аграрная наука. 2001. № 1.
  36. , В., Попов, С. К сравнению эффективности функционирования государственных и частных предприятий / В. Галицкий, С. Попов. — // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  37. , JI.C. и др. Математические основы теории управляемых систем. -М.: Наука, 1969.
  38. , А., Городецкий, Д. Управление государственными предприятиями / А. Городецкий, Д. Городецкий // Экономист. 1997. — № 10.
  39. Государство в переходной экономике. Круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2.
  40. Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. М., 2000.
  41. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству. М.: Международные отношения, 1991.
  42. Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории / Под ред. Черковца В. Н. М.: ТЕИС, 2002.
  43. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения // Российская газета. 1996. — 14 мая.
  44. Государству нужна эффективная система управления собственностью // Приватизация в России. 1999. № 6.
  45. Гражданский кодекс РФ. 41.- М., 1995.
  46. , А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  47. , С. Темпы роста и воздействие на них государства / С. Губанов // Экономист. 2003. № 6.
  48. , К. Н., Иноземцева JI. П. Государственная собственность и механизм ее реализации в регионе / К. Н. Данилов, JI. П. Иноземцева // Вестник КемГУ. Журнал теоретических и прикладных исследований. Серия: Экономика. Кемерово. — 2002. № 1 (9).
  49. , К. Н. Институциональный аспект управления государственной собственностью в регионе / К. Н. Данилов // Вестник КемГУ. Журнал теоретических и прикладных исследований. Серия: Экономика. Кемерово. — 2002. — № 1 (9).
  50. , К. Н. К вопросу о функциях региональной государственной собственности в экономике региона / К. Н. Данилов // Материалы XXXI апрельской научной конференции студентов и молодых ученых. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
  51. , К. Н. К вопросу об эволюции отношений собственности в постсоветский период в региональном отображении / К. Н. Данилов // Журнал «Современные аспекты экономики». — Санкт-Петербург, 2003. -№ 8.
  52. , К. Н. О роли государства в смешанной экономике / К. Н. Данилов // Взаимодействие муниципальных, образовательных, и предпринимательских структур крупного промышленного города: Материалы научно-практической конференции. Новокузнецк, 1998.
  53. , К. Н. Правовые проблемы управления государственной собственностью, закрепленной за учреждениями / К. Н. Данилов // Наука и образование: Материалы Всероссийская научной конференции. Белово, 2003.
  54. , К. Н. Региональные особенности приватизации (на примере Кемеровской области) / К. Н. Данилов // Социально-экономические преобразования в России: Сборник научных трудов. Вып. П. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
  55. , К. Н. Территория в системе межбюджетных отношений / К. Н. Данилов // Студент и научно-технический прогресс: Материалы XXXVII Международной научной конференции. Часть I. — Новосибирск, 1999.
  56. , К. Н. Финансовые аспекты региональной приватизации в ретроспективе (на примере Кемеровской области) / К. Н. Данилов // Наука и образование: Материалы Международной научно-практической конференции. Белово, 2004.
  57. , И.В. Государственное предпринимательство / И. В. Дойников. -М.: Приор, 2000.
  58. , И.В. Предпринимательское право / И. В. Дойников. -М.: Приор, 2000.
  59. Доклад Министра экономического развития и торговли РФ Г. Грефа на Заседании Правительства РФ 29.07.2004.
  60. , М.А. Роль государственной собственности в формировании рыночной экономики в Российской Федерации / М. А. Долгих // Собственность в России. Экономика, история, право. — Екатеринбург, 1997.
  61. , Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. (Концептуальные основы). Автореферат дис. доктора эк. наук /.Н. И. Дорогов -Иваново, 1999.
  62. , Н., Кайгородов, Н. Теоретические аспекты исследования собственности как основы государственного регулирования развития экономики региона / Н. Дорогов, Н. Кайгородов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1997. № 4.
  63. , Н. Системы и системность в экономической теории / Н. Думная // Вестник финансовой академии. 2000. № 4.
  64. , A.M. Собственность основа экономики, всего общенственного строя / A.M. Еремин // Альтернатива: выбор пути. — М., 1999.
  65. , X., Шерпенберг, Н., Вильд, К., Елокоев, С. Приватизация в бывшей ГДР / X. Зондхоф, Н. Шерпенберг, К. Вильд, С. Елокоев // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.
  66. , О. Формы собственности и подъем экономики России / О. Зяб-люк // Экономист. 1995. № 7.
  67. , И.А. Государственная собственность соединение противоречивых форм // Государство и государственная собственность в развивающихся странах (попытка междисциплинарного исследования) / И.А. Егоров-М., 1987.
  68. , Т.К. Федеральное законодательство о праве собственности / Т. К. Илларионова // Собственность в России. Экономика, история, право. Екатеринбург, 1997.
  69. , А., Пивоварова, Н. Размеры государства и экономический рост / Т. К. Илларионова // Вопросы экономики. 2002. № 9.
  70. Институциональные основы рыночной экономики в России. -М.: Наука, 1996.
  71. , И.А. Государственная собственность в условиях институциональных преобразований. Автореферат дис. канд. эк. наук / И. А. Кабашева. Казань, 2000.
  72. , И., Мальгин, В., Тимирясов, В. Преобразование государственной собственности в условиях институциональных изменений / И. А. Кабашева, В. Мальгин, В. Тимирясов. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2001.
  73. , С.В. Государственная собственность и отношение к ней в современной России / С. В. Казанцев // ЭКО. 2000. № 5.
  74. , В., Мерзляков, С. Финансовые аспекты приватизации / В. Кашин, С. Мерзляков // Финансы. 1992. № 1.
  75. , Г., Петросян, Д., Беченов, А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов // Вопросы экономики. 2004. № 4.
  76. , JI. Что делать с приватизационным курсом? / JL Клочков-ский // Российский экономический журнал. 2000. № 4.
  77. , Д.И., Сураев, А.В. О дивидендных поступлениях в федеральный бюджет / Д. И. Кокурин, А. В. Сураев // Финансы. 2003. № 12.
  78. , Т.К. Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство / Т. К. Кондрашева // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2001.-№ 2.87. Конституция РФ. М.: 1993.
  79. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 9.09.99. № 1024.
  80. , А., Грачев, Н., Баумгартен, Д., Дудкин, В. Сравнительная результативность работы предприятий различных форм собственности / А. Котов, Н. Грачев, Л. Баумгартен, В. Дудкин // Российский экономический журнал. 1996. № 8.
  81. , Р. Фирма, рынок, право / Р. Коуз. Нью-Йорк, 1991.
  82. Coase, R. The Problem of Social Cost/R. Coase. -N. Y., 1960.
  83. , В. К эффективной приватизационно инвестиционной модели / В. Кошкин И Российский экономический журнал. 1995. — № 1.
  84. , В. К реализации государственных интересов в смешанных акционерных обществах / В. Кошкин // Российский экономический журнал. 1996.-№ 4.
  85. , В., Керемецкий, В. Приватизационный процесс и двухфактор-ная модель рыночной экономики / В. Кошкин, В. Керемецкий // Российский экономический журнал. 1996. — № 2.
  86. , В., Сычева, Ю. К концепции преобразования системы управления российскими госпредприятиями / В. Кошкин, Ю. Сычева // Российский экономический журнал. 1993. № 11.
  87. , В., Сычева, Ю. Реализовать потенциал государственного предпринимательства / В. Кошкин, Ю. Сычева // Российский экономический журнал. 1994.-№ 1.
  88. , В. О земельном комплексе / В. Крюков // Экономист. 1998. № 8.
  89. , В. Совершенствование государственного управления собственностью / В. Крюков // Экономист. 1999. № 3.
  90. Кузбасс. Статистический ежегодник. Кемерово. 2000.
  91. Кузбасс. Статистический ежегодник. Кемерово. 2001.
  92. Кузбасс. Статистический ежегодник. Кемерово. 2002.
  93. , В.И., Дерябина, М. А., Усиевич. М. А. и др. Приватизация: чему учит мировой опыт / В. И. Кузнецов, М. А. Дерябина, М. А. Усиевич и др. -М.: Международные отношения, 1993.
  94. , П., Муравьев, А. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора / П. Кузнецов, А. Муравьев // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  95. , В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе / В. Куликов // Российский экономический журнал. 1998. — № 1.
  96. , П.С. Организационно-экономические аспекты реформирования отношений собственности на уровне субъекта Федерации (на примере Новосибирской области). Автореферат дис. канд. эк. наук / П. С. Кучин. Новосибирск, 2000.
  97. , П.С. Трансформация собственности на уровне субъекта Федерации (на примере Новосибирской области) /П. С. Кучин //ЭКО. 2000. -№ 6.
  98. , Р., Савка, А. Экономическая политика: институциональный подход / Р. Кучуков, А. Савка // Экономист. 2004. № 4.
  99. , A.M. Условия и формы государственной поддержки реформирования экономики регионов // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы / А. М. Лавров Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1996.
  100. , A.M., Сурнин, B.C. Собственность. Приватизация. Управление. Маркетинг / А. М. Лавров, В. С. Сурнин Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1993.
  101. , Р. Я. Эволюция категории «собственность» в экономической теории / Р. Я. Левита // Экономика и математические методы. 2002. Том 38. -№ 3.
  102. , В., Швецов, А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Лексин, А. Швецов. М.: УРСС, 1997.
  103. , Г. П. Предмет, метод базовые категории институциональной экономики / Г. П. Литвинцева. Новосибирск, 2000.
  104. , С., Батаева, Б. Тенденции формирования российской модели корпоративного управления / С. Логвинов, Б. Батаева // Вестник Финансовой Академии. 2000. № 3.
  105. , Д., Гребенников, В., Устюжанина, М. Концепция национального имущества / Д. Львов, В. Гребенников, М. Устюжанина // Вопросы экономики. 2001.-№ 7.
  106. , Д., Круглова, Н. Послечековая приватизация и развитие акционерного хозяйствования / Д. Львов, Н. Круглова // Российский экономический журнал. 1994. № 12.
  107. , Д.С. Экономика развития / Д. Львов. — М.: Экзамен, 2002.
  108. , В. О взаимоотношении эволюционной теории и ортодоксии (концептуальный анализ) /В. Маевский //Вопросы экономики. 2003.-№ 11.
  109. , И.Ю. Эволюция отношений собственности как основа системы бизнеса. Автореферат дис. канд. эк. наук / И. Ю. Малышева М., 1999.
  110. , Г. Проблемы управления и реорганизации государственных унитарных предприятий в России / Г. Мальгинов // Общество и экономика. 2002. № 7.
  111. , Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами России / Г. Мальгинов // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  112. , Г., Радыгин, А., Юдин. С. Структура собственности в российских регионах и ее динамика в период рыночной трансформации в 90-е гг. / Г. Мальгинов, А. Радыгин, С. Юдин // Региональная экономика. -М., 2002.
  113. , А.П., Гриценко, А.А. К вопросу о внутренней структуре категории собственность / А. П. Мамалуй, А. А. Гриценко //Известия АН СССР. Серия экономическая. 1978. — № 1.
  114. , К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 23
  115. , К. Теории прибавочной стоимости / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 46 (1).
  116. , Г. В. Регион как объект и субъект государственной политики в России // Регион как субъект политики и общественных отношений. -М., 2000.
  117. , В. Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона / В. Д. Маршак // Регион: экономика и социология. 2001.-№ 2.
  118. , В., Зубков, К., Пленкин, В. Модель регионоквазикорпора-ции / В. Маслаков, К. Зубков, В. Пленкин // Регион: экономика и социология. 2000. № 2.
  119. Математический аппарат экономического моделирования / под ред. Е. Г. Голыптейна. -М.: Наука, 1983.
  120. , В.Н. Теория хозяйственных связей / В. Н. Махнова. М., 1985.
  121. , В.Я. «Черный передел» собственности власти / В. Я. Медиков //ЭКО. 2001.-№ 1.
  122. Мельник-Хмарый, В. Трансформация собственности или новая модель управления / В. Мельник-Хмарый // Экономист. 1995. — № 6.
  123. , М. Приватизация и реорганизация предприятий в Восточной Европе / М. Мессенгисер // Российский экономический журнал. 1996.-№ 3.
  124. Мизес, JL Социализм. Экономический и социалистический анализ / Л. Мизес.-М., 1991.
  125. , Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории / Л. Мизес. М., 1991.
  126. , В.В. Государственное регулирование экономики / В. В. Мищенко. М.: Инфра-М., 2002.
  127. , Н.Н. Математические задачи системного анализа / Н. Н. Моисеев. -М.: Наука, 1969.
  128. Моисеев, Н. Н, Львов, Д.С., Петров, А.А., Питерский, В. М. Укрепление российской государственности: экономика, ресурсы, геополитика / Н. Н. Моисеев, Д. С. Львов, А. А. Петров, В. М. Питерский. М.: Геоинформ-марк, 2000.
  129. , С.В. Структура общественной собственности / С. В. Моки-чев Казань: изд-во Казанского университета, 1991.
  130. , А. Государственные пакеты акций в российских компаниях / А. Муравьев // Вопросы экономики. 2003. № 5.
  131. , Е.И. Региональные стратегии государственного регулирования отношений собственности в условиях реформируемой экономики. Автореферат дис. канд. эк. наук / Е. И. Невзорова — Иркутск, 2001.
  132. , А. Как все-таки управлять госсобственностью? / А. Неки-пелов // Российский экономический журнал. 1994. № 5−6.
  133. , И., Шульга, И. Государственные унитарные предприятия: настало время прощаться / И. Николаев, И. Шульга // Общество и экономика. 2001.-№ 11−12.
  134. , А. Институциональная экономика / А. Олейник // Вопросы экономики. 1999. № 11.
  135. , И. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран / И. Осадчая // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 11.
  136. , О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт / О. Осипенко // Российский экономический журнал. 2004. -№ 4.179. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ Президента РФ от 09.03.2004 г.
  137. Основы теории оптимального управления / под ред. В. Ф. Кротова. — М.: Наука, 1990.181. «О создании Территориального управления Минимущества РФ по Кемеровской области». Приказ Минимущества РФ от 05.11.2003 № 496.
  138. , Ю., Басаргин, В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях / Ю. Перевалов, В. Басаргин // ЭКО. 2000.-№ 1.
  139. , Ю., Гимади, И., Добродей, В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий? / Ю. Перевалов, И. Гимади, В. Добродей // Вопросы экономики. 1999. № 6.
  140. , Ю., Гимади, И., Добродей, В. Эффект приватизации предприятий промышленности: методология анализа и некоторые результаты / Ю. Перевалов, И. Гимади, В. Добродей // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36. № 3.
  141. , В., Хартиг, Г. Опыт приватизации в Чешской республике / В. Перская, Г. Хартиг // Российский экономический журнал. 1995. № 3.
  142. Положение о порядке аренды имущества, находящегося в государственной собственности Кемеровской области. Закон Кемеровской области от 20.07.99 № 46−03 с изм. и доп.
  143. Положение об учете государственного имущества Кемеровской области и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области. Приложение к Закону Кемеровской области от 21.07.99 № 55−03 с изм. и доп.
  144. Положение о Фонде имущества Кемеровской области («Кузбассфон-де»). Приложение к постановлению Совета народных депутатов Кемеровской области от 19.07.2000.
  145. , Е. Государственная казна / Е. Пономаренко // Экономист. 2004. № 2.
  146. , А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства / А. Пороховский // Российский экономический журнал. 2002. -№ 5−6.
  147. Приватизация. Статистический бюллетень. — Кемерово: 1999.
  148. Приватизация: чему учит мировой опыт. — М.: Международные отношения, 1993.
  149. , Г. Н., Болдова, О.А. Арендные платежи за использование административных зданий, сооружений и жилых помещений, находящихся в федеральной собственности / Г. Н. Присягина, О. А. Болдова // Финансы. 2003.-№ 5.
  150. Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Кемеровской области в 2004 году. Распоряжение Администрации Кемеровской области от 02.12.2003 № 1407-р.
  151. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 год. Проект. 2004.
  152. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 № 1163-р.
  153. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. -М.: Экономика, 1999.
  154. , В. Закономерности и альтернативы переходной экономики / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1995. № 9, 10.
  155. , А., Архипов, С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность / А. Радыгин, С. Архипов // Вопросы экономики. 2000. -№ 11.
  156. , А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее / А. Д. Радыгин. М., 1994.
  157. , А. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании) / А. Рассадина // Экономист. 2002. № 6.
  158. Региональные проблемы переходной экономи. М.: Инфра-М, 2002.
  159. , JI. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе / Резников // Российский экономический журнал. 2001. № 4.
  160. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1997. № 4.
  161. Российская экономика в 2002 году: тенденции и перспективы. Ежегодный обзор Института экономики переходного периода. Вып. 24.
  162. Россия в цифрах. М.: Госкомстат, 2003.
  163. Российский статистический ежегодник. 2002. -М.: Госкомстат, 2003.
  164. , Э., Савченко, А. Национализация: цели, основания, технологии / Э. Рудык, А. Савченко // Российский экономический журнал. 1998. № 9−10.
  165. Ружанская, JLC. Изменение отношений и прав собственности в переходной российской экономике / JI. С. Ружанская // Собственность в России. Экономика, история, право. Екатеринбург, 1997.
  166. Рыночная система России: эволюция экономической роли государства. -М.: ТЕИС, 2001.
  167. , В. Несколько тезисов о приватизации / В. Савченко // Российский экономический журнал. 1998. № 11−12.
  168. , В., Шулус, А. Феномен государственного предпринимательства / В. Савченко, А. Шулус // Российский экономический журнал. 1997. -№ 1.
  169. , М.А. Собственность в экономической системе переходного типа. Автореферат дис. канд. эк. наук / М. А. Саламов. Ростов-на-Дону, 2000.
  170. , Е., Борзунова, Т. Экономико правовое развитие рынка земли в Российской Федерации / Е. Семенова, Т. Борзунова // Экономист. 2004. — № 4.
  171. , М.Н. Собственность как экономическая и правовая категория: некоторые концептуальные аспекты проблемы / М. Н. Семякин // Собственность в России. Экономика, история, право. Екатеринбург, 1997.
  172. , В. Об использовании отдельными организациями в 1999 году доходов от сдачи в аренду федерального имущества в качестве источника бюджетного финансирования / В. Сесекин // Приватизация в России. 1999. -№ 3.
  173. , В. Экономические итоги приватизации в непромышленных секторах экономики России / В. Смирнов // Общество и экономика. 2000. -№ 11−12.
  174. , В. Эффективность различных форм собственности в промышленности России / В. Смирнов // Общество и экономика. 2000. № 7.
  175. Собственность в экономической системе России / Под ред. Черковца В. Н., Кулькова В. М. М.: Теис, 1998.
  176. , В., Бурков, С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением / В. Соколов, С. Бурков // Российский экономический журнал. 1999. № 4.
  177. , В.Н. Основы системного анализа / В. Н. Спицнадель. -СПб., 2000.
  178. Справочник. Законы Кемеровской области, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области с мая 1994 г. по июль 2002 г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  179. , Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиг-лиц. М.: МГУ, 1997.
  180. , B.C., Бувальцева, В.И. Малыхин А. В. Межрегиональные экономические отношения: система противоречий / В. С. Сурнин, В. И. Бувальцева. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  181. , B.C., Лавров, A.M. Вопросы теории и практики формирования системы управления имуществом / В. С. Сурнин, А. М. Лавров. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993.
  182. , B.C., Лавров, A.M. Система отношений собственности и закономерности ее развития // Реформирование экономики: региональные аспекты / В. С. Сурнин, А. М. Лавров. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. -Ч. 2.
  183. , B.C. Стабилизация экономики / В. С. Сурнин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. — (Кузбасская энциклопедия. Т.5).
  184. , Ю. О рабочей собственности и рабочем контроле: институциональный подход к «самоуправляющимся фирмам» / Ю. Сычева // Российский экономический журнал. 1994. № 3.
  185. , В. Об экономическом росте и размерах государства / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 2003. № 6.
  186. , В. Роль государства в экономике: эволюция концепций / В. Тан-ци // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10.
  187. , В. Акционерные общества работников императив времени / В. Тарасов // Российский экономический журнал. 1998. — № 2.
  188. , В.В. региональное экономическое право России / В. В. Толстошеев. М., 1999.
  189. , С.В. Государственная собственность в регулировании транзитивной экономики / С. В. Тюренков. Новосибирск: Наука, 2002.
  190. , С.В. Управление собственностью субъекта Федерации / С. В. Тюренков // Регион: экономика и социология. 1999. № 1.
  191. Управление государственной собственностью / Под ред. Кошкина В. И. -М.: ИКФ ЭКМОС, 2002.
  192. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческие контракции. Спб.: Лениздат, 1996.
  193. , В. Экономика, право, собственность / В. Черковец // Российский экономический журнал. 2002. № 10.
  194. , М.А. К теории государства и госсобственности (критический анализ работ советских авторов) / М. А. Чешков // Государство и государственная собственность в развивающихся странах (попытка междисциплинарного исследования). М., 1987.
  195. , В.А. Влияние государства на формирование конкурентной среды / В. А. Шабашев. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
  196. , В.А. Проблемы устойчивого развития: международный, региональный и федеральный аспекты / В. А. Шабашев. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  197. , В.А. Реформирование экономики региона и «региональная экономика» / В. А. Шабашев // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы и перспективы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
  198. , Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах / Б. Шаванс // Вопросы экономики. 2003. № 6.
  199. , Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф. Шамхалов. -М.: Экономики, 2000.
  200. , А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории / А. Шаститко //Вопросы экономики. 2003.- № 1.
  201. , Г. А. Доходы бюджета от ФГУПов: неразрешенные проблемы / Г. А. Шелковников // ЭКО. 2003. № 6.
  202. , В.П. Экономика и право / В. П. Шкредов. М.: Экономика, 1990.
  203. , В. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества — основа экономических реформ в России / В. Шупыро // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998. № 6.
  204. , В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ / В. Шупыро. М.: Инфра — М., 1997.
  205. , В. Приватизационный процесс и задачи управления госсобственностью / В. Шупыро // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  206. , А. Государство и развитие / А. Эльянов // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 1.
  207. , Л.И. Предисловие к русскому изданию. Аткинсон Э. Б., Стиг-лиц Дж. Э. Лекции политической теории государства / Л. И. Якобсон. -М., 1995.
  208. , Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов / Л. И. Якобсон. М.: Наука, 1995.
Заполнить форму текущей работой