Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Косвенное налогообложение в системе государственного регулирования экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показано в диссертационной работе, реализация предложенных рекомендаций и целенаправленное использование регулирующего потенциала косвенных налогов позитивно отразится на производственной структуре экономики России, будет способствовать развитию национального производства и защите экономических интересов страны, повышению темпов экономического роста и увеличению доходов бюджета, снижению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность и функции налогов
    • 1. 2. Содержание и принципы формирования налоговой системы
    • 1. 3. Понятие и виды косвенных налогов
    • 1. 4. Развитие косвенного налогообложения в России
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
    • 2. 1. Акциз
    • 2. 2. Налог на добавленную стоимость и налог с продаж
    • 2. 3. Таможенные пошлины
    • 2. 4. Зарубежный опыт косвенного налогообложения
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
    • 3. 1. Модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета
    • 3. 2. Методика оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствования косвенного налогообложения

Косвенное налогообложение в системе государственного регулирования экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России к рынку, сопровождавшийся приватизацией промышленных предприятий, либерализацией внешнеэкономической деятельности и провозглашением свободы предпринимательства, обусловил необходимость изменения системы государственного управления.

Государственное регулирование экономики представляет собой один из аспектов государственного управления и заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий [33. С. 144 145].

В СССР система планового хозяйства предусматривала регулирование экономики административными методами путем краткои долгосрочного планирования народно-хозяйственных показателей, в том числе налоговых поступлений, которые устанавливались в законодательном порядке и были обязательны для исполнения.

В рыночных условиях предпочтение отдается экономическим методам регулирования экономики, одним из основных инструментов которых являются налоги. При этом, несмотря на то, что в работах отечественных ученых, таких как И. Горский, В. Курочкин, Н. Осетрова, Л. Павлова, В. Пушкарёва, С. Шаталов, и ряда зарубежных экономистов приводится много определений налога, на современном этапе развития экономической мысли вопрос о дефиниции этого понятия, в полном объеме отражающей признаки, функции и роль налогов, остается актуальным и дискуссионным.

До финансового кризиса 1998 года отличительной особенностью налогообложения в России была его чрезмерная фискальная направленность. Во многом это объяснялось нестабильной экономической ситуацией в стране и необходимостью преодоления дефицита бюджета, что обусловило, в свою очередь, принятие множества нормативных документов, касающихся налоговых правоотношений, и непрерывное реформирование налоговой системы. При этом в российской практике недостаточно высоко оценивалось значение регулирующей составляющей налогов.

В настоящее время налоги являются главным источником доходов бюджетов всех уровней, на долю которых в 2002 году приходилось 79,54% [102. С.290] всех 3 поступлений. На первый план выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей, повышения ее стимулирующего воздействия на экономику в целях обеспечения благосостояния граждан при стабильном экономическом росте.

Президентом России В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 года сформулирована глобальная цель экономической политики России — удвоение ВВП к 2010 году. Для достижения этой цели органам государственной власти потребуется задействовать все инструменты государственного регулирования экономики, в том числе, и налоги.

В связи с этим задачей органов государственной власти становится не «простое» обложение налогами тех или иных источников поступления средств, а создание «тонко настраиваемого» [37. С.483] налогового механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.

Основными составляющими этого механизма являются соотношение прямых и косвенных налогов [90. С.499−500- 48. С.24−25], величина налоговых ставок и налоговой базы, виды и размеры налоговых льгот.

В странах с развитой рыночной экономикой главное место в доходах бюджетов всех уровней занимают прямые налоги, на долю которых приходится свыше 70% общих налоговых поступлений [50. С.29]. В современных российских экономических условиях фискальное значение прямых и косвенных налогов примерно одинаково. В налоговых доходах консолидированного бюджета 2002 года доля прямых налогов составляет 50,28%, косвенных — 49,72%. При этом основу федерального бюджета составляют косвенные налоги, на долю которых в том же году приходилось 76,6% [102. С.290−292] поступлений.

Необходимо отметить, что фискальная функция косвенных налогов, представленных в налоговых системах большинства стран мира, в том числе и России, таможенными пошлинами, акцизами, налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, в значительной степени исследована как отечественными — А. Дадашевым, В. Князевым, В. Пансковым, Д. Черником, Т. Юткиной, так и зарубежными — Р. Линдхолмом, Дж. Майкселлом, В. де Бонисом — экономистами. Однако в экономической литературе до настоящего времени нет общепринятой дефиниции косвенных налогов, они определяются через совокупность присущих им признаков. Недостаточно изученными остаются их экономическая сущность и 4 особенности, исследованию которых были посвящены, в основном, работы экономистов XVII — нач. XX веков: А. Вагнера, Ю. Гагемейстера, А. Гурьевой, Б. Дитмана, С. Иловайского, Дж. Локка, Д. Львова, И. Озерова, У. Петти, Д. Рикардо, А. Соколова, А. Смита, А. Тривуса, И. Янжула.

Косвенные налоги, являясь чистой надбавкой к цене, оказывают непосредственное воздействие на совокупный спрос. В то же время в работах российских и зарубежных ученых — А. Грязновой, С. Мовшовича, К. Макконнелла, С. Фишера — основное внимание уделяется влиянию на совокупный спрос прямых налогов, и регулирование экономики предлагается осуществлять преимущественно через прямое налогообложение. По этой причине в более глубокой теоретической и методологической разработке нуждается вопрос влияния косвенных налогов на динамику валового внутреннего продукта в различных экономических условиях.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2004 году предлагается снизить в 2004 году с 20 до 18% базовую ставку налога на добавленную стоимость, а с 2006 года, в случае сохранения благоприятной финансовой ситуации, ввести единую унифицированную ставку данного налога в размере 16%. Предложение Президента о снижении ставок косвенных налогов поднимает на новый качественный уровень проблему разработки методологии проведения реформы и методики оценки эффективности и прогнозирования последствий реформирования косвенного налогообложения.

Недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов, связанных с использованием механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, предопределила актуальность темы диссертации.

Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методологических положений по применению механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики и рекомендаций по совершенствованию косвенных налогов.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

• проанализировать результаты научных исследований в области теории налогов и уточнить определение понятий «налог» и «косвенный налог»;

• рассмотреть теоретические основы косвенного налогообложения: форму существования налогов, их признаки;

• оценить фискальную и регулирующую роль косвенного налогообложения в экономике России и выявить проблемы применения механизма косвенного налогообложения как регулятора темпов экономического развития;

• исследовать влияние элементов косвенных налогов — налоговой ставки и налоговой базы — на динамику валового внутреннего продукта в условиях рынка совершенной конкуренции и в современных российских условиях;

• разработать методику оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики;

• разработать рекомендации по совершенствованию косвенных налогов и повышению регулирующего воздействия косвенного налогообложения на экономику России.

Объектом диссертационного исследования выступает механизм косвенного налогообложения.

Предметом исследования является фискальная роль косвенных налогов и их регулирующее воздействие на экономику.

Теоретические и методологические основы исследования. В процессе работы использовались общенаучные и специальные методы: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, математического моделирования.

Нормативно-правовую основу диссертации составили Налоговый кодекс РФ, Федеральные Законы РФ, нормативные акты Российской Федерации в области налогов и налогообложения: Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, письма, разъяснения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Статистической и информационной базой исследования являются данные Госкомстата РФ, материалы Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, аналитические обзоры, монографии, авторские разработки и расчеты за период с 1992 по 2002 годы.

Диссертация выполнена в соответствии с п. 2.9 Паспорта специальностей 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений по применению механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

Научную новизну содержат следующие элементы:

• дано авторское определение понятия «налог», принципиально отличающееся от официального в части признаков платежа, формы существования налога и целей взимания;

• предложено определение косвенных налогов, подчеркивающее форму их существования как установленной государством платы за потребление определенных видов благ;

• выявлено наличие и раскрыто содержание такого специфического признака косвенных налогов, как дискретность возникновения;

• сформулированы проблемы и определены направления использования регулирующего потенциала косвенных налогов: акциза как регулятора потребления подакцизных товаров, фактора, сглаживающего имущественное расслоение в обществе, а также регулятора общего уровня цен в экономикеНДС как детерминанта темпов экономического развитиятаможенных пошлин как одного из элементов, определяющих производственную структуру экономики России;

• предложена методология повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, включающая разработанные в диссертации: о модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета, отличительной особенностью которой от общепринятой модели совокупного спроса является возможность прогнозирования влияния такого элемента цены, как косвенные налоги, на величину совокупного спроса и темпы экономического роста в условиях совершенной конкуренции и в современной российской экономикео методику оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, позволяющую количественно оценить предельное значение изменения объемов ВВП при проведении преобразований в системе косвенного налогообложения в целях сохранения положительной динамики поступлений налоговых доходов в бюджет- • разработаны и теоретически обоснованы с помощью предложенной методологии рекомендации по изменению действующих ставок и налоговой базы косвенных налогов и повышению регулирующего воздействия косвенного налогообложения на экономику России.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в ориентации на широкое использование в практической деятельности государственных органов власти, а также в образовательном процессе основных положений, выводов и рекомендаций, связанных с уточнением понятийного аппарата теории налогов и косвенного налогообложенияразработкой комплекса теоретико-методологических положений по применению механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономикиповышением эффективности регулирующего воздействия косвенных налогов на воспроизводственный процесс:

— дефиниция понятия «налог», отражающая достижения экономической мысли на современном этапе и учитывающая реальную общественно-политическую ситуацию, будет способствовать повышению налогового сознания граждан и дисциплинировать представителей органов власти;

— предложенное в диссертации определение косвенных налогов и дополнение набора присущих им признаков признаком дискретности возникновения позволит более четко разграничить прямые и косвенные налоги;

— разработанная в диссертации методология повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики позволит качественно и количественно оценивать последствия преобразований в системе косвенных налогов;

— реализация рекомендаций диссертации, в частности, введение акциза на предметы роскоши снизит уровень социального расслоения в обществеснижение действующих ставок акцизов и НДС увеличит темпы экономического развития, предложения по реформированию системы таможенных пошлин будут способствовать развитию национального производства, защите экономических интересов страны и позитивно отразятся на производственной структуре экономики России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы, положения и рекомендации по совершенствованию применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России докладывались диссертантом на Круглом столе «Роль налогов в экономическом и социальном развитии России», проходившем в Финансовой академии при Правительстве РФ 10−11 декабря 2003 года.

Материалы диссертации используются в учебном процессе кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ при преподавании дисциплин: «Налоги и налогообложение», «Федеральные налоги с юридических лиц», «Налоговые системы зарубежных стран», и кафедрой «Менеджмент организации» Тамбовского государственного технического университета при преподавании учебных дисциплин «Налоги и налогообложение» и «Налоговый менеджмент».

Рекомендации по проведению преобразований в системе косвенного налогообложения, содержащиеся в настоящей диссертации, использованы в практической деятельности Отдела по снижению уровня бедности и управлению экономикой (Регион Европы и Центральной Азии) Московского представительства Всемирного Банка при доработке технического задания по совершенствованию налоговой политики в Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе в рамках контроля над реализацией Второго проекта модернизации налоговой службы (заем 4680-RU).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 4,26 печатных листа. Весь объем — авторский.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа «Косвенное налогообложение в системе государственного регулирования экономики России» посвящена развитию теории налогов и косвенного налогообложения, разработке теоретических и методологических положений по применению механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

Необходимость обеспечения высоких стабильных темпов экономического роста и снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, с учетом выявленного в диссертационном исследовании значительного регулирующего потенциала косвенного налогообложения, подтвердили актуальность темы настоящей работы.

Проанализировав в процессе исследований существующие в теории налогов дефиниции понятия «налог», автор пришел к выводу, что налоги являются одной из самых сложных для понимания экономических категорий, и вопрос о дефиниции понятия «налог», в полном объеме отражающей его признаки, функции и роль, по-прежнему остается дискуссионным.

Обоснованной критике подвергается определение налога, данное в Налоговом кодексе РФ. Автор обобщил замечания к официальному определению налога и выделил наиболее существенные из них: отсутствие в определении указаний на природу возникновения обязанности по уплате налога, недостаточно точное указание на цель взимания, посылка о взимании налога в форме отчуждения собственности, противоречащая как п. 3 ст. 35 Конституции РФ, так и решениям Конституционного Суда РФ, постулирование «индивидуальной безвозмездности», некорректность формулировки цели взимания налога.

По мнению автора, официальное определение понятия «налог» следует уточнить «как в целях правильного применения законодательства о налогах и сборах, так и в целях формирования и повышения налоговой культуры российских граждан».

Результатом проведенных исследований в области теории налогов и права дефиниций понятия «налог» является авторское определение понятия «налог». Налог — это установленный законом обязательный взнос, осуществляемый организациями и физическими лицами в бюджет государства для производства общественных товаров и финансирования деятельности органов государственной власти по обеспечению благосостояния общества, защите политического и экономического суверенитета страны.

Как видно, основное отличие этого толкования сущности налога от официального состоит в том, что налоги — не индивидуально безвозмездный платеж в пользу государства, а плата за предоставляемые общественные товары и защиту суверенитета страны. Другими словами, предложенная редакция предполагает ответственность и отчетность органов государственной власти перед обществом, так как не общество существует для государства, а государство — для блага общества.

В рыночных условиях налоги становятся основным регулятором воспроизводственного процесса.

Изучение и анализ современных теорий налогообложения позволили автору сделать вывод об актуальности применения в России теории Дж. М. Кейнса при осуществлении государственного регулирования экономики. Согласно Дж. М. Кейнсу, динамическое равновесие в экономике неустойчиво, в связи с чем необходимо прямое вмешательство государства в экономику посредством стимулирования совокупного спроса, которое автор предлагает осуществлять через механизм косвенного налогообложения.

Возможность такого использования механизма косвенного налогообложения обусловлена признаками и особенностями косвенных налогов. При этом дальнейший анализ выявил, что несмотря на широкое применение косвенных налогов в налоговых системах подавляющего большинства стран, вопрос о критериях разделения налогов на прямые и косвенные и о дефиниции понятия «косвенные налоги» до настоящего времени однозначно не решен.

Детально изучив понятие и обобщив существующие в теории дефиниции понятия «косвенные налоги», автор пришел к заключению о сложной природе косвенных налогов, которым присущ целый ряд характерных признаков, что не позволяет дать им четкое краткое определение, в достаточной степени отражающее их форму и содержание. Тем не менее, автор считает, что с учетом результатов проведенных научных исследований в области косвенного налогообложения возможно применительно к современным экономическим условиям уточнить понятие и признаки косвенных налогов, отличающие их от налогов прямых.

Автор предлагает определять косвенные налоги, подчеркивая их сущность в виде надбавки к цене определенных товаров и услуг, как установленную государством плату за потребление определенных видов благ.

Кроме того, автор выявил наличие такого дополнительного специфического признака косвенных налогов, отличающего их от прямых налогов, как дискретность возникновения.

Признак дискретности подчеркивает случайный характер возникновения косвенных налогов, в то время как прямые налоги, как правило, постоянны и прогнозируемы, так как связаны с экономической (производственной) деятельностью, которая при прочих равных условиях непрерывна во времени.

Как показали исследования, косвенные налоги выступают важным фактором ценообразования, определяющим средний уровень цен в стране и. объемы совокупного спроса. Это обусловлено тем, что косвенные налоги, являясь платой за потребление товаров и услуг, включаются в их цену и, таким образом, как правило, в полном объеме уплачиваются конечными потребителями.

Необходимо отметить, что достоинством косвенных налогов является их высокая фискальная эффективность. При этом следует учитывать, что рост поступления косвенных налогов в бюджет связан не только с повышением ставок или расширением их базы, но и с ростом благосостояния населения и, как следствие, увеличением потребления товаров и услуг.

В то же время косвенные налоги, увеличивающие средний уровень цен, усиливают инфляцию, что влечет за собой целый ряд связанных с этим негативных последствий, включая снижение платежеспособного спроса со стороны основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста.

Исходя из вышеизложенного, автор делает вывод, что нахождение баланса между фискальной составляющей косвенных налогов, превращающей их в источник финансирования государственных расходов, в частности, на осуществление социальных программ, дотирование стратегически важных отраслей промышленности, и дестимулирующим воздействием этих налогов на экономический рост представляет собой решение задачи государственного регулирования экономики через механизм косвенного налогообложения.

Исследования, проведенные автором, позволили обосновать целесообразность применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, которая подтверждается особенностями косвенных налогов. Так, представленные в российской налоговой системе таможенными пошлинами, акцизами, НДС и налогом с продаж, косвенные налоги: о реализуются через ценовой механизмо оказывают непосредственное влияние на совокупный спросо обеспечивают быстроту достижения фискального эффектао имеют социальную направленность, регулируя потребление товаров, в частности, социально вредных, и являясь инструментом перераспределения доходов от более обеспеченных слоев населения к. менее обеспеченным (акцизы на предметы роскоши).

В то же время изучение законодательства в области косвенного налогообложения за период с 1992 по 2002 год и анализ динамики поступления косвенных налогов в бюджет в эти годы позволили автору однозначно утверждать, что основная особенность применения косвенного налогообложения в России в настоящее время заключается в приоритетном использовании косвенных налогов как инструмента фиска. При этом практически незадействованным остается их регулирующий потенциал.

Подробный анализ современного состояния косвенного налогообложения в России позволил оценить степень использования регулирующих свойств косвенных налогов и выявить связанные с этим проблемы.

Акциз. Как показали проведенные исследования, на долю этого налога в течение последних лет приходилось около 10% всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Следует заметить, что основной проблемой, связанной с обложением акцизом товаров повседневного спроса — алкогольной продукции и табачных изделий, — в настоящее время является сокращение объемов легального производства указанных товаров и уменьшение доли акциза в доходах бюджета.

России. Большое количество нормативных документов в области налогообложения подакцизных товаров препятствует развитию и повышению эффективности производства этих товаров.

В то же время, органы государственной власти не располагают достоверной информацией об объемах производства и реализации подакцизных товаров, а также о производственных мощностях в соответствующих отраслях промышленности.

При этом рост ставок акциза на товары повседневного спроса, в частности, алкогольную продукцию, не только не ведет к увеличению поступлений доходов в бюджет, но и отрицательно отражается на темпах экономического роста.

В России не взимается акциз на предметы роскоши. Таким образом, не действует эффективный механизм перераспределения доходов от обеспеченных к наименее социально защищенным слоям населения, что для российских условий, характеризующихся значительным социальным расслоением в обществе, является актуальной проблемой.

Неоднократное повышение ставок акциза на энергоносители и значительный объем их экспорта за исследуемый период приводили к росту цен на внутреннем рынке, что, в свою очередь, обусловило общий рост цен в экономике, в том числе, на товары первой необходимости.

Налог на добавленную стоимость. Проведенный анализ показал, что значение этого налога для бюджетов всех уровней трудно переоценить. НДС занимает ведущее место среди всех налогов по поступлениям в доходную часть консолидированного бюджета и является доходообразующим в федеральном бюджете — более 75% налоговых доходов.

Однако несмотря на значительную роль НДС в формировании доходной части бюджета и эффективность этого налога при решении острых финансово-, бюджетных проблем, есть и отрицательные моменты. НДС усиливает инфляцию и влечет за собой целый ряд связанных с этим негативных последствий, включая снижение платежеспособного спроса со стороны основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста.

Из этого следует вывод о необходимости снижения в целях стимулирования совокупного спроса уровня налоговой нагрузки, оказываемой этим налогом, тем более, что проведенные автором исследования определили ведущую роль НДС как детерминанта темпов экономического развития.

Таможенные пошлины. Значение таможенных пошлин для экономики определяется как показателем поступлений этих налогов в бюджет, так и товарной структурой экспорта и импорта.

Этот налог является вторым по величине поступлений в доходную часть бюджета косвенным налогом. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета в течение последних 10 лет составляла, в среднем, 9,43%.

Необходимо отметить, что экспорт товаров из Российской Федерации характеризуется сырьевой направленностью, на долю продукции добывающих отраслей экономики приходится более 75% общего объема экспортируемых товаров и услуг. В отличие от экспорта, в товарной структуре импорта России преобладает продукция обрабатывающих отраслей промышленности — более 50% общего объема, и продукты питания — более 20%.

Несмотря на роль налога в формировании доходов бюджета, существующая товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации свидетельствует о необходимости усиления регулирующей функции таможенных пошлин в целях обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности страны. Попытки воздействовать на производственную структуру через: таможенные пошлины, предпринимавшиеся в последние годы, о чем свидетельствует анализ нормативных документов, выполненный автором, носили частный характер и не привели к существенным структурным сдвигам в экономике.

Анализ практики применения косвенного налогообложения показал, что объемы налоговых изъятий, определяющие величину платежеспособного спроса, с одной стороны, и уровень сдерживающего влияния косвенных налогов на экономический рост, с другой, регулируются величиной налоговой ставки и размером налоговой базы. Корректируя указанные элементы налога, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, быстро и эффективно осуществить смену приоритетов экономической * политики в целях решения актуальных задач государственного регулирования экономики.

В этой связи рекомендации по повышению эффективности применения механизма косвенного налогообложения в целях стимулирования экономического роста предусматривают, прежде всего, изменения ставок косвенных налогов и/или их налоговой базы.

В Послании Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на 2004 год предложено рассмотреть вопрос о снижении ставок акциза на отдельные виды подакцизных товаров и базовой ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18% на первом этапе преобразований, и до 16% -на втором. Некоторые экономисты предлагают более радикальные меры: снижение базовой ставки НДС до 10% или полную отмену этого налога и введение налога с оборота. Предлагается также сохранить налог с продаж при одновременном снижении ставки НДС до 10%.

С 1 января 2004 года Правительством РФ была снижена базовая ставка НДС до 18% и отменен налог с продаж.

Очевидно, что предлагаемые меры приведут к существенному сокращению поступлений налоговых доходов в бюджет, которое, в свою очередь, негативно скажется на финансировании государственных социальных программ. В этих условиях многократно возрастает актуальность прогнозирования последствий преобразований в сфере косвенного налогообложения.

В связи с вышеизложенным, практическую значимость имеет предложенная автором методология повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, в основу которой положен кейнсианский принцип увеличения темпов экономического роста посредством стимулирования эффективного совокупного спроса. Разработанная методология включает: о разработанную автором модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета, о методику оценки эффективности применения косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

Модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета предназначена для определения основных качественных тенденций развития экономики при изменениях ставок и налоговой базы косвенных налогов как в условиях развитых рыночных отношений, так и в современной российской экономике.

Количественно оценить выявленные в модели качественные тенденции развития экономики возможно с помощью предложенной автором методики оценки эффективности применения косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики. Методика позволяет определить граничные условия преобразований: минимально необходимый для сохранения положительной динамики налоговых поступлений в бюджет рост ВВП при снижении ставок и/или сокращении налоговой базы косвенных налогов или максимально допустимое снижение ВВП — при повышении ставок и /или расширении налоговой базы косвенных налогов.

Разработанная автором методология и анализ макроэкономической эффективности косвенного налогообложения, в результате которого были выявлены основные проблемы применения косвенных налогов в системе государственного регулирования экономики, позволили определить следующие направления совершенствования косвенных налогов в России.

Акциз. В целях повышения эффективности регулирующего воздействия акциза на экономику автор предлагает рекомендации, обоснование которых выполнено на основе модели влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета и методики оценки эффективности применения косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики:

• снизить на 20% действующие по состоянию на 1 января 2004 года ставки акциза на ликеро-водочные изделия. Условие эффективности рекомендации — рост ВВП в размере не менее 0,3%;

• расширить перечень подакцизных предметов роскоши, спрос на которые не эластичен по цене, и ввести ставку акциза в размере 25% отпускной цены. На основании модели доказано, что эта мера не приведет к сокращению объемов ВВП и будет способствовать росту доходов бюджета;

• снизить на 20% действующие по состоянию на 1 января 2004 года ставки акциза на энергоносители. Минимально необходимый рост ВВП, обеспечивающий положительную динамику доходов бюджета, должен составлять при этом не менее 0,48%;

• создать постоянно действующую систему мониторинга за производством и потреблением подакцизных товаров, поступлениями налогов в бюджет и темпами экономического роста для осуществления контроля и оперативного управления экономической ситуацией при проведении преобразований.

Налог на добавленную стоимость. По мнению автора, в России необходимо и возможно снизить основную и пониженную ставки НДС, а также упразднить ряд льгот по его уплате, целесообразность чего обосновывалась автором еще в 2002 году. Для этого следует внести изменения в ст. 149 НК РФ, в частности, облагать товары и услуги, перечисленные в подпунктах 1−7, 9, 20 пункта 2 и в подпунктах 12 пункта 3 указанной статьи, не по нулевой, а по пониженной ставке, а малоимущим слоям населения оказывать адресную помощь (например, при оказании медицинских услуг). Товары и услуги, перечисленные в пунктах 2 и 3 ст. 164 НК РФ, облагать по ставкам 8 и 16% (пониженной и основной), соответственно. Цель указанных изменений — упростить систему администрирования НДС и предотвратить возможные злоупотребления, поскольку автор считает, что любые льготы только усложняют контроль за уплатой соответствующих налогов и способствуют уклонению от них.

Такие изменения должны осуществляться постепенно, в течение нескольких лет. Например, в 1-ый год следует снизить ставки НДС до 9 и 18%, во 2-ой — до 8 и 16%. Такое постепенное снижение ставок НДС позволит отследить результаты действия производимых изменений и соответствующим образом откорректировать дальнейшую экономическую политику.

Как показали результаты моделирования влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета, снижение базовой и пониженной ставок НДС до 18% и 9%, соответственно, безусловно приведет к росту ВВП. При этом критерий эффективности должен быть не менее 3,79%.

Отметим, что согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2004 год» в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков с 1 января 2004 года Правительством Российской Федерации была снижена базовая ставка НДС с 20% до 18%. При этом пониженная ставка НДС осталась без изменения.

Автор считает, что для достижения наибольшего эффекта и уменьшения нагрузки на наименее обеспеченного налогоплательщика одновременно следовало снизить пониженную ставку НДС, по которой облагается основная масса товаров повседневного спроса, преобладающая в потреблении наименее социально защищенных слоев населения.

Так как пониженная ставка НДС в 2004 году не изменилась, критерий эффективности проводимых Правительством РФ мероприятий по снижению ставки НДС будет ниже, чем 3,79%.

Таможенные пошлины. Для усиления регулирующего воздействия на экономику таможенных пошлин как одного из элементов, определяющих товарную структуру экспорта и импорта и, следовательно, производственную структуру экономики России автор рекомендует преобразовать систему ставок таможенных пошлин и их налоговую базу в направлении:

• повышения экспортных пошлин и расширения их налоговой базы для продукции добывающих отраслей в целях стимулирования развития национальной перерабатывающей промышленности и защиты внутреннего рынка от колебаний мировых цен;

• повышения импортных пошлин на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье с 5%, действующих в настоящее время (Таможенный тариф Российской Федерации в ред. Постановления Правительства РФ № 431 от 16 июля 2003 года) до 10% в целях ограничения доступа на внутренний рынок недоброкачественных, в том числе генетически модифицированных, продуктов питания. Предусмотреть целевое использование полученных в результате повышения ставки денежных средств на стимулирование развития отечественного агропромышленного комплекса;

• отказа от принципа эскалации в отношении импортных пошлин на высокоточное оборудование и станки, не производимые в Российской Федерации, а также в отношении высокотехнологичных производственных мощностей по глубокой переработке минерального и углеводородного сырья и обработке древесины, облагаемых в настоящее время по ставкам 15% или 20%. В целях развития обрабатывающих отраслей промышленности и машиностроения установить соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин на уровне 5% и 10%.

Моделирование экономической ситуации и оценка последствий изменений ставок и налоговой базы косвенных налогов в различных экономических условиях позволили сформулировать основные рекомендации по повышению эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики:

I. Оценивать эффективность проводимых преобразований необходимо и достаточно по двум критериям: темпу роста ВВП и налоговым доходам бюджета.

II. Снижение ставок и/или сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать паритетным увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.

III. Для повышения эффективности преобразований, заключающихся в снижении ставок косвенных налогов и/или сокращении их налоговой базы, государству в российских экономических условиях необходимо предпринять специальные меры административного характера, направленные на снижение среднего уровня цен в экономике и препятствующие перераспределению высвободившихся из-под косвенного налогообложения в результате преобразований средств в пользу предпринимателей. В частности, рекомендуется рассмотреть вопрос о введении вновь Положения о составе затрат, ограничивающее возможности предпринимателей безосновательно завышать себестоимость производимой продукции.

IV. Преобразования косвенного налогообложения необходимо проводить поэтапно при наличии отлаженной системы обратной связи, регулярно проверяя выполнение граничных условий преобразований. Разовое (этапное) снижение ставок косвенных налогов при этом не должно превышать 1% в целях избежания негативных последствий для бюджета, вызванных сокращением поступлений косвенных налогов.

V. Продолжительность этапов определяется периодом, необходимым для получения по каналам обратной связи информации, адекватно отражающей последствия проводимых преобразований, и достаточным для нивелирования случайных (непрогнозируемых) внешних воздействий на экономические процессы (сезонные колебания деловой активности, природные аномалии и т. п.).

VI. Необходимо обеспечить обратимость проводимых преобразований на любом из этапов в случае снижения показателей эффективности.

VII. Для оценки результатов преобразований следует вести расширенный мониторинг за поступлением налогов в бюджет и реализацией товаров и услуг, а также динамикой импорта и экспорта. Эта информация должна быть использована для принятия управленческих решений и корректирования хода проводимых преобразований.

Таким образом, проведенные в диссертационной работе исследования подтвердили, что косвенные налоги могут быть использованы не только как инструмент фиска, но и действенный регулятор всего воспроизводственного процесса. При этом результат использования регулирующего потенциала косвенного налогообложения в современных российских условиях будет во многом определяться эффективностью государственного контроля за ходом экономических преобразований.

Практическая ценность теоретических разработок, представленных в настоящей диссертационной работе, состоит в следующем. Предложенная автором дефиниция понятия «налог», отражающая достижения экономической мысли на современном этапе и учитывающая реальную общественно-политическую ситуацию, будет способствовать повышению налогового сознания граждан и дисциплинировать представителей органов власти. По мнению автора, дополнение набора признаков, присущих косвенным налогам, признаком дискретности возникновения позволит более четко разграничить прямые и косвенные налоги.

Автор считает, что особую практическую значимость имеет разработанная в диссертации методология повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, включающая модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета и методику оценки эффективности применения косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

Методология позволяет качественно и количественно оценивать последствия для экономики преобразований в системе косвенного налогообложения, и на основании полученных прогнозных оценок формировать экономическую политику Российской Федерации.

Как показано в диссертационной работе, реализация предложенных рекомендаций и целенаправленное использование регулирующего потенциала косвенных налогов позитивно отразится на производственной структуре экономики России, будет способствовать развитию национального производства и защите экономических интересов страны, повышению темпов экономического роста и увеличению доходов бюджета, снижению уровня социального расслоения в обществе. Однако сложность механизма косвенного налогообложения и двоякое влияние косвенных налогов на экономику требуют дальнейших теоретических и практических исследований в целях повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Бера-тор-Пресс, 2002.-192 с.
  2. В.М., Шмелев В. Ф. Налогообложение в системе экономического управления: Аналит. обзор / ВНТИЦентр. Москва, 1991. — 103 е., схем. — (Общественные науки и социал. прогресс- Вып. 9).
  3. Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. -М.: Издательство НОРМА, 2002. 144 с.
  4. Ю. О теории налогов, примененной к государственному хозяйству.-Спб. 1852.
  5. В.И. Налоговое право. М.: Экономика, 1995. — 253 с. — ISBN 5−28 201 830−6.
  6. А.Н. Прямые и косвенные налоги pro и contra. Спб. 1893.
  7. . Переложение налогов. Государственное финансовое издательство СССР, Ленинград, 1930.
  8. Ю.Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 120 с. — (Серия «Высшее образование»).
  9. П.Иванова Н. Г., Вайс Е. А., Кацюба И. А., Петухова Р. А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. СПб: Питер, 2001. — 304 е.: ил. — (Серия «Учебные пособия»).
  10. С.И. Косвенное налогообложение в теории и практике. Одесса, 1892.
  11. Инструменты макроэкономической политики для России: Сборник статей. -М.: ТЕИС, 2001.-222 с.
  12. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. /Сост. и авт. комментариев С. Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2002. 688 с. (Приложение к журналу «Консультант», 5−2002).
  13. В.Л., Шохин А. Н. Налоговая система: история, проблемы, перспективы // Социальные ориентиры изменяющегося общества. М., 1992.
  14. И.М. Очерки финансовой науки. Пг., 1919.
  15. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 М.: Республика, 1995. — 400 е.: табл., граф.
  16. Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 304 с. — (Серия «Высшее образование»).
  17. Налоги: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Д. Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 656 е.: илл.
  18. А.А. НДС до и после принятия части второй НК РФ: Сложные ситуации. Арбитражная практика. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 224 с. (Библиотека сборника «Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации». — Выпуск 4(12).
  19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.-360 с.
  20. И.Х. Основы финансовой науки. М., 1917.
  21. Л.П., Пинская М. Р. Налоги и воспроизводство: сущность и значение. Часть II. М.: Изд-во ПАИМС, 2001. — 144 с.
  22. Л.П., Дадашев А. З., Князев В. Г., Морозов В. П. Налоги и налогообложение. Учебник. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  23. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. 448 с.
  24. В. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti слово мудрым. Разное о деньгах. — М.: «Ось-89», — 112 с. (библиотека «Элиткласс»).
  25. Российское таможенное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Б. Н. Габричидзе. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 520 с.
  26. С., Анисимова JL, Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. М.: Издательство «Евразия», 1998. — 344 с.
  27. С.К. Косвенное налогообложение в Российской Федерации в условиях формирующихся рыночных отношений: Автореф. дис. на соскание ученой степени канд. экон. наук / Иркут. гос. экон. акад. Иркутск, 1996. — 18 с.
  28. А.А. Теория налогов. -М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. 506 с.
  29. О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. М. М. Рассолова, проф. Н. М. Коршунова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2001. — 413 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
  30. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  31. А.В. История налогов в России. М.: «Юристъ», 2001. — 432 с.
  32. Финансовое право. Учебник. Ответственный редактор Н. И. Химичева, проф., д-р юр. наук, академик Международной академии наук высшей школы М.: Издательство БЕК, 1995. — 525 с.
  33. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: «Дело ЛТД», 1993. 864 с. С. 386−389.
  34. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство БЕК, 1997 816 с. С.514−517.
  35. И.И. Основные начала финансовой науки. М., 1904.
  36. С.А. Модель формирования распределения населения России по величине среднедушевого дохода // Экономика и математические методы. 1997. Том 33, вып. 4.
  37. С.А., Дадашев А. З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля //Финансы. 2002. № 4.
  38. С.А., Дадашев А. З. Общегосударственный финансовый контроль: проблемы организации //Экономист. 2002. № 6.
  39. А.В. Налоговая система: реформа и эффективность // Налоговый вестник. 2001. № 5.
  40. В. Налог на добавленную стоимость // Хозяйство и право. 1999. № 5.
  41. А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности // Экономист. 1998. № 4.
  42. Е.М. Налог на добавленную стоимость // Налоговый вестник. 1999. № 6.
  43. М.А. О шведском опыте администрирования // Налоговый вестник. 2002. № 1.
  44. Р.Г. О соотношении прямого и косвенного налогообложения // Финансы. 2000. № 3.
  45. И.В. Налоги в экономической стратегии государства// Финансы. 2001. № 8.
  46. И. Совершенствование механизма косвенного налогообложения // Финансовый бизнес. 2001. № 8.
  47. В. Международная налоговая конкурентоспособность России // Финансовый бизнес. 1998. № 1.
  48. В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы. 1998. № 8.
  49. А.Н., Харин А. Ю. Налог на добавленную стоимость в законодательных актах России // Право и экономика. 1999. № 1.
  50. В.В., Осетрова Н. И. К вопросу о понятии налога //Налоговая политика и практика. 2003. № 8.
  51. В.В., Осетрова Н. И. К вопросу о дефиниции налога //Вестник финансовой академии. 2003. Выпуск 3.
  52. М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. № 5.
  53. С.И. Водка и финансы. Немного истории // Финансы. 1997. № 7.
  54. А.В. Налоговая система Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 2.
  55. С.М. Моделирование влияния налогов на долговременный экономический рост // Экономика и математические методы. 1998. Том 34, вып. 1.
  56. Н.А. Порядок исчисления и уплаты акцизов // Финансы. 2000. № 12.
  57. С.М., Степанова М. П., Глазова Е. С. Налог на добавленную стоимость в системе налогов на потребление: опыт развитых стран // Деньги и кредит. 1998. № 1.
  58. А.А. НДС до и после принятия части второй НК РФ // Вопросы налогообложения. 2000. Сентябрь-октябрь.
  59. Л.П., Ефремов А. В. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы в России // Налоговый вестник. 1998. № 11.
  60. Л., Бабич А. Реальный бюджет и экономика страны // Экономист. 1999. № 5.
  61. Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации//Финансы. 1998. № 1.
  62. Л., Мерзляков И. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации // Аудитор. 1998. № 8.
  63. Л., Звонарева Г. Совершенствование налогообложения малого бизнеса // Налоги. Выпуск третий-четвертый. 1998.
  64. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. 1998. № 11.
  65. В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции //Финансы. 2002. № 2.
  66. . Оптимизация налоговой системы // Экономист. 1996. № 5.
  67. И.А. Расширить налоговую базу, ликвидировать задолженность // Финансы. 2001. № 1.
  68. Т.К. Взимание акцизов по товарам народного потребления, ввозимых в Россию из СНГ // Финансы. 2001. № 1.
  69. Н.В. Налог на добавленную стоимость в Германии // Налоговый вестник. 1998. № 1.
  70. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 256 е.: ил.
  71. А.А. НДС в системе косвенного налогообложения //Международные проблемы налогообложения Издатцентр «Старая Басманная». Сборник научных докладов на Круглом столе по налоговым проблемам. — М.: Финансовая академия, 2002.
  72. В. Моделирование гибкого развития предприятия // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  73. И.С. Налоговая реформа в Японии //Япония. М., 1992. — 1990.
  74. Д.Г. Экономическое развитие и налоги // Финансы. 2000. № 5.
  75. Д.Г. Косвенные налоги: исторический аспект // Российский налоговый курьер. 1999. № 8.
  76. М.В. Опыт совершенствования косвенных налогов // Финансы СССР.1991. № 12.
  77. М.В. О налоге на добавленную стоимость и акцизах// Финансы.1992. № 2.
  78. The value-added tax: Orthodoxy and New Thinking / Ed. by Weidenbaum M.L. et al. Boston etc.: Kluwer, 1990. — XVII, 272 p., fig.
  79. Bhatia K.B. Indirect taxes and output prices in hierarchical production // Public finance. Konigstein, 1992. — Vol.47, № 3.
  80. Boadway R., Marchand M., Pestieau P. Towards a theory of direct-indirect tax mix // Journal of public economics. Lausanne, 1994. — Vol. 55, № 1.
  81. Britain: the VAT man of Europe // Labour research. L., 1993. — Vol. 82, № 11.
  82. De Bonis V. International tax coordination: indirect taxation // Economia international. Genova, 1999. — Vol. 52, № 3.
  83. Greif G. An alternative to the income tax // American enterprise. Wash., 1992. -Vol.3, № 6.
  84. Hines J.R., HIinko J.C., Lubke T.J.F. From each according to his surplus: Equi-proportionate sharing of commodity tax burdens // Journal of monetary economics. -Amsterdam, 1995. Vol. 58, № 3.
  85. KapIow L. Optimal taxation with costly enforcement and evasion // Journal of public economics. — Lausanne, 1991. Vol. 43, № 2.
  86. Krussel P., Quadrini V., Rios-Rull J.-V. Are consumption taxes really better than income taxes? // Journal of monetary economics. Amsterdam, 1996. — Vol. 37, № 3.
  87. Lindholm R.W. The Value Added Tax: A Short Review of the Literature // Journal of Economic Literature. Lausanne, 1995. — Vol. 52, № 3.
  88. Michael S. Michael, Hatzipanayotou P. On public good provision with distortionary taxation // Public finance. Konigstein, 1995. Vol. 50, № 2.
  89. Mikesell J.L. The American retail sales tax: Considerations on their structure, operations, and potential as a foundation for a federal sales tax // National tax journal. Columbus (Ohio), 1997. — Vol. 50, № 1.
  90. Mitsuharu I. Shoddy taxes, shady politics // Japan echo. Tokyo, 1989. — Vol. 16, № 2.
  91. Rogers C.A. A simple model of endogenous tax reform // Journal of public economics. Lausanne, 1991. — Vol. 46, № 1.
  92. Stern N. Uniformity versus selectivity in indirect taxation // Economics and politics.- Oxford- Cambridge (Mass.), 1990. Vol. 2, № 1.
  93. Yang C.C., Haller H. On directions of commodity tax reform in the presence of a given non-linear income tax schedule // Canadian Journal of Economics. Lausanne, 1993. -Vol. 52, № 3.
  94. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат.сб./Госкомстат России.- М., 2002. 690 с.
  95. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. М., 1997. — 749 с.
  96. Россия в цифрах, 2003: Краткий статистический справочник/ Госкомстат России М., 2003. — 398 с.
  97. Pradeep Mitra, Nicholas Stern. Tax System in Transition / The World Bank, January 2003. 53 p.
  98. Российская экономика в 1992 году. М.: ИЭПП, февраль 1993. — 132 с.
  99. Российская экономика в 1993 году. М.: ИЭПП, март 1994. — 249 с.
  100. Российская экономика в 2000 году. М.: ИЭПП, апрель 2001. — 428 с.
  101. Российская экономика в 2001 году: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, март 2002.-251 с.
  102. Российская экономика в 2002 году: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2003.-671 с.
Заполнить форму текущей работой