Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов: На примере изучения инженерной графики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности, определении содержания и структуры (мотивационный, действенно-практический и интеллектуальный компоненты) проектно-конструкторских способностей у студентов — будущих инженероввыявлении критериев (актуализация образа, реконструкция образа, творческое решение) и уровней развития проектно-конструкторских способностей (низкий, средний… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов
    • 1. 1. Современное состояние профессиональной подготовки инженера в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Технологические основы организации инновационного инженерного образования в техническом вузе
    • 1. 3. Принципы образования в качестве дидактической основы изучения дисциплин технического блока в процессе подготовки специалистов в инженерном вузе
    • 1. 4. Уточнённый потенциал инженерной графики в организации процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов
    • 1. 5. Сущностная характеристика проектно-конструкторских способностей и перспективы их развития на примере изучения инженерной графики
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Организация процесса развития проектно-конструкторских способностей будущего инженера на примере изучения инженерной графики в техническом вузе
    • 2. 1. Технологические особенности проектирования процесса развития проектно-конструкторских способностей инженера на примере изучения инженерной графики
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия развития проектно-конструкторских способностей инженера в вузе
    • 2. 3. Модель процесса развития проектно-конструкторских способностей
  • У будущих специалистов в техническом вузе
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности спроектированной технологии развития проектно-конструкторских способностей у студентов на примере изучения инженерной графики
  • Выводы по второй главе

Развитие проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов: На примере изучения инженерной графики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Достижения науки и техники, растущее значение когнитивных и нематериальных факторов в сфере производства и услуг сервиса обусловливают необходимость по-новому подойти к подготовке будущих специалистов в вузе.

Современный социальный заказ связывает требования к формированию профессионально значимых качеств не столько с их соответствием экстенсивной информационной модели специалиста, базирующейся на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько с такими операционально-функциональными характеристиками субъекта трудовой деятельности, как стремление к постоянному пополнению знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них.

Сегодня, несмотря на активный поиск в области педагогической теории и практики эффективных путей профессионального становления личности студента в образовательном пространстве вуза, разработку и реализацию новых технологий профессиональной подготовки, все еще недостаточно работ, направленных на повышение качества подготовки инженеров. На сегодняшний момент требования к профессиональному образованию специалистов инженерных профессий делают настоятельной задачу повышения качества формирования профессиональных умений специалистов, выпускаемых техническими вузами. Инженерная деятельность сегодня становится сложной и дифференцированной, поэтому повышаются требования к современному инженеру. Значит, уровень подготовки современных инженерно-технических кадров должен отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений.

Такие задачи должны решаться в системе высшего технического образования путём усовершенствования обучения на примере отдельных дисциплин.

Поэтому изучение курса инженерной графики рассматривается нами в качестве плацдарма для формирования профессиональных умений специалиста в современных постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Следует при этом отметить, что именно в процессе изучения инженерной графики возможно эффективное развитие проектно-конструкторских способностей (ПКС) как основополагающих в процессе формирования профессиональных умений инженера облегчает переход к продуктивному освоению специальных технических дисциплин, необходимых для будущей инженерной деятельности. Кроме того, инженерная графика, помимо образовательного значения, играет огромную роль в развитии профессионального мышления инженера нового типа с высоким творческим потенциалом. Современному инженеру, кроме возрастающего объёма и глубины знаний, необходимо иметь развитые профессионально значимые качества, творческое инженерное мышление для решения повседневных профессиональных задач.

До сих пор процесс изучения курса инженерной графики в полной мере не рассматривался как важный фактор развития проектно-конструкторских способностей студента технического вуза в его графической подготовке, повышения профессиональной зрелости будущего инженера. Учитывая, что инженерная графика является одной из фундаментальных наук инженерного образования, очевидна необходимость совершенствования преподавания инженерной графики, поиска методов развития проектно-конструкторских способностей студентов инженерных специальностей в процессе формирования профессиональных умений инженера как профессионально важных качеств будущей конкретной трудовой деятельности.

Сегодня наблюдается особый научный интерес к технологиям изучения инженерной графики.

Фундаментальная основа для этого создана трудами педагогов-учёных, определивших общие закономерности становления высшего профессионального образования (В.А. Сластёнин, М. М. Левина, Н. Ф. Талызина, С. И. Архангельский и другие). Педагогические технологии рассмотрены в трудах В. А. Сластёнина, Б. Т. Лихачёва, М. Благовещенской, Д. Г. Левитеса и других. Большую роль в совершенствовании теории инженерной графики и создания учебных пособий сыграли такие отечественные учёные, как И. Г. Попов, В. И Каменев, A.M. Иерусалимский, Н. Ф. Четвертухин и другие. Основы инженерной графики изложены в трудах М. П. Власова, О. В. Локтева, М.М. Сели-вёрстова, B.C. Левицкого, Л. А. Барановой, С. А. Фролова, А. А. Чекмарёва, Р. С. Мироновой и Б. Г. Миронова, А. И. Лагеря и других. Описана работа с графическими пакетами для выполнения чертежа детали при изучении инженерной графики в трудах А. Г. Горелика, Т. Э. Романычевой, Т. Ю. Трошиной, А. С. Куликова, А. Сидоренкова, К. Басова, М. Мадельбрука и других. Плодотворную работу по совершенствованию методики преподавания предмета провели С. В. Розов, Н. С. Дружинин, С. К. Боголюбов, Ю. Э. Шарикян, Р. С. Миронова и другие.

Все эти учёные, несомненно, внесли свой вклад в решение задачи усовершенствования методов и технологий изучения инженерной графики в вузе. Однако в имеющихся исследованиях нет целостного подхода к развитию про-ектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов, не определены функции педагогической деятельности в развитии этих способностей, не обоснованы теоретические подходы к данному процессу, не выявлены условия, обеспечивающие повышение эффективности овладения инженерной графикой студентами, не создано методическое и технологическое обеспечение процесса развития проектно-конструкторских способностей, не разработаны критерии их оценки.

Анализ сложившейся практики профессиональной подготовки инженерных кадров показывает, что в настоящее время недостаточно разработаны теоретико-методологические основы развития проектно-конструкторских способностей у студентов инженерных специальностей в технических вузах. Таким образом, констатируются противоречия между: — объективной потребностью общества в повышении качества профессиональной подготовки инженеров в условиях возрастающих требований к выпускнику технического вуза и существующими традиционными подходами к этой подготовке;

— развитием проектно-конструкторских способностей как доминирующей составляющей профессиональной подготовки будущих инженеров и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

— потенциальными возможностями общеинженерной дисциплины — инженерной графики — и недостаточным учётом её реального вклада в профессиональную подготовку будущего специалиста.

Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы исследования и позволила сформулировать проблему: каковы психолого-педагогические условия развития проектно-конструкторских способностей у будущих специалистов в техническом вузе.

Цель исследования — выявить совокупность теоретических положений и разработать технологию развития проектно-конструкторских способностей у студентов в процессе изучения инженерной графики в техническом вузе.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих инженеров в техническом вузе.

Предмет исследования — процесс развития проектно-конструкторских способностей у студентов при изучении инженерной графики.

Гипотеза исследования основана на предположении, что развитие проектно-конструкторских способностей будущих специалистов будет оптимальным и эффективным, если:

— обосновать положения, определяющие теоретические основы процесса развития проектно-конструкторских способностей;

— уточнить функциональный потенциал инженерной графики в процессе развития проектно-конструкторских способностей студентов инженерно-технических специальностей в вузе;

— разработать модель развития проектно-конструкторских способностей в процессе преподавания инженерной графикиспроектировать и проверить технологию развития проектно-конструкторских способностей как основополагающих в графической подготовке будущего инженера в вузе- - выявить критерии оценки развития проектно-конструкторских способностей.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру, критерии и уровни развития проектно-конструкторских способностей в процессе графической подготовки студентов.

2. Выявить психолого-педагогические условия развития проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов;

3. Разработать модель процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов на примере изучения инженерной графики.

4. Спроектировать и экспериментально проверить технологию развития проектно-конструкторских способностей у студентов инженерных вузов при изучении инженерной графики.

Общеметодологическую основу исследования составили положения о диалектическом единстве социального и индивидуального, профессии и личности, теории и практикиучения о сущности и закономерностях развития личности, ее активности, деятельности, творчества как атрибута сознания и преобразованияконцепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личностигуманизации образования. Методологическими ориентирами явились системный, акмеологический, андрагогический, личностно-ориентированный подходы к процессу профессиональной подготовки.

Теоретической основой исследования явились: концепция инновационного инженерного образованиявопросы становления и проектирования педагогического процесса в высшем профессиональном образовании (В.А. Сластёнин, М. М. Левина, Н. Ф. Талызина, С. И. Архангельский, Б. Т. Лихачёв, Д. Г. Левитес, Ю. С. Тюнников и др.) — теории развития личности и деятельности.

К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, O.K. Тихомиров и др.) — конкурентоспособности личности (С.Н. Бегидова, JI.M. Митина, С. А. Хазова, Д. В. Чернилевский и др.) — профессионального образования (А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина, С. Н. Бегидова, М. Р. Кудаев, Р. А. Галустов, А. К. Маркова, С. Д. Смирнов, К. Д. Чермит и др.) — методологические основы педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М. Р. Кудаев, А. И. Кочетов, З. К. Меретукова, В. В. Краевский и др.) — современные подходы к технологиям изучения инженерной графики (С.В. Розов, Н. С. Дружинин, С. К. Боголюбов, Ю. Э. Шарикян, Р. С. Миронова А.Г. Горелик, Т. Э. Романычева, Т. Ю. Трошина, А. С. Куликова, и др.) — системные подходы к совершенствованию теории инженерной графики (И.Г. Попов, В. И. Каменев,.

A.M. Иерусалимский, Н. Ф. Четвертухин, А. А. Чекмарёв, А. И. Лагерь, М. П. Власов, Р. С. Миронова и Б. Г. Миронов, О. В. Локтев, М. М. Селиверстов,.

B.C. Левицкий и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе применялись следующие методы исследования: теоретические (сравнительный анализ философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы и документовмоделирование, теоретическое обобщение результатов исследования) — эмпирические (педагогическое наблюдениепедагогический эксперимент) — диагностические (беседа, тестирование, анкетирование, контрольные задания) — квалиметрические (метод самооценки, контент-анализ), статистические (социологический опрос, методы математической статистики).

Опытно-экспериментальной базой явился Ставропольский технологический институт сервиса (СТИС). Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (2000;2001 гг.). На данном этапе разрабатывалась общая концепция исследования на основе анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературыанализировался опыт общепрофессиональной подготовки студентов, их готовность к овладению видами будущей профессиональной деятельности. Определялись цель, задачи и методы исследования, была сформулирована гипотеза, осуществлялся констатирующий эксперимент.

Второй этап — экспериментальный (2001;2004 гг.). Разрабатывалась дидактическая система развития проектно-конструкторских способностей, осуществлялся формирующий эксперимент. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования, технология развития проектно-конструкторских способностей у студентов.

Третий этап — обобщающий (2004;2005 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы первого и второго этапа исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, разрабатывались методические рекомендации по внедрению в учебный процесс технологии развития проектно-конструкторских способностей у студентов.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности, определении содержания и структуры (мотивационный, действенно-практический и интеллектуальный компоненты) проектно-конструкторских способностей у студентов — будущих инженероввыявлении критериев (актуализация образа, реконструкция образа, творческое решение) и уровней развития проектно-конструкторских способностей (низкий, средний, достаточный, высокий) — обосновании совокупности психолого-педагогических условий (инновационный подход к профессиональному образованию, гуманизации учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, организационно-деятельностный подход, акмеологическая направленность учебного процесса, профессионализм педагога, учет индивидуально-личностных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению) — разработке модели процесса развития проектно-конструкторских способностей на примере изучения инженерной графикиопределении этапов процесса (начальный, нормативный, творческий) — конструировании технологии развития проектно-конструкторских способностей у студентов инженерно-технических специальностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении диапазона знаний об организации педагогического процесса, направленного на развитие проектно-конструкторских способностей у студентов инженерных специальностейобосновании теоретических положений развития проектно-конструкторских способностей у студентов инженерных специальностей, включая сущность, структуру, содержание, принципы, педагогический инструментарийразработке модели организации процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов на профилирующих предметах.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют осмыслить и эффективно реализовать процесс развития проектно-конструкторских способностей у студентов инженерных специальностей при изучении ими курса инженерной графики, а разработанная технология может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс инженерных факультетов с целью повышения качества графической подготовки студентов. Разработанный и экспериментально апробированный комплекс дидактических средств может быть рекомендован к использованию в учебном процессе в качестве учебного материала при изучении инженерной графики. Использование сконструированной технологии создает возможность для эффективного развития проектно-конструкторских способностей у студентов при изучении инженерной графики, повышения качества профессиональной подготовки инженеров, формирования конкурентоспособной личности специалиста.

Полученные в исследовании результаты внедрены в учебный процесс Ставропольского технологического института сервиса и Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища.

Достоверность результатов проведенного исследования обусловлена обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийразработкой комплекса диагностических методик, адекватных объекту, предмету, задачам исследованиякорректным использованием методов и форм опытно-экспериментальной работыдлительным характером изучения вузовской практики подготовки инженераустойчивой повторяемостью основных результатов исследованияразнообразием источников информации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений на научных конференциях: 4-я межвузовская научно-практическая конференция «Совершенствование техники, технологии, экономики в сфере сервиса и методики обучения» (Ставрополь, 2004 г.), 8-я региональная научно-практическая конференция «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2005 г.), 50-я юбилейная научно-методическая конференция «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (Ставрополь, 2005 г.), 5-я межвузовская научно-практическая конференция «Совершенствование техники, технологии, экономики в сфере сервиса и методики обучения» (Ставрополь, 2005 г.) — на заседаниях кафедры «Бытовые машины и приборы» Ставропольского технологического института сервиса, кафедры педагогики Ставропольского государственного университета, кафедры общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета. По теме исследования опубликовано 14 научных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитые проектно-конструкторские способности являются детерминантами успешного профессионально-творческого становления личности специалиста. Структура проектно-конструкторских способностей представлена следующими компонентами: мотивационный (актуализация познавательных потребностей, осознание целей деятельности, заинтересованность в конечном результате и др.), действенно-практический (свободное оперирование усвоенной теорией в практической деятельности, самостоятельное формирование новых умений на базе полученных знаний и др.), интеллектуальный (способность к познанию и решению профессиональных задач, к логическому анализу, синтезу, творческому профессиональному мышлению и др.).

2. Основные критерии, определяющие эффективность процесса развития проектно-конструкторских способностей: актуализация образа (анализ формы предмета, определение видимости, пространственное представление, геометрическое видение и др.), реконструкция образа (оперирование формой, величиной предмета, пространственными соотношениями и др.), творческое решение (расчленение детали, дочерчивание, перекомпоновка, создание новой модели по описанию и др.).

3. Эффективность развития проектно-конструкторских способностей инженера обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: инновационный подход к профессиональному образованию, гуманизация учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, орга-низационно-деятельностный подход, акмеологическая направленность учебного процесса, профессионализм педагога, учет индивидуально-личностных особенностей студентов и дифференцированный подход к обучению.

4. Модель процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов на примере изучения инженерной графики представляет собой описательный аналог подготовки будущего специалиста и отображает формализованные и аналитические конструкции ее важнейших характеристик. Модель отражает последовательность процесса поэтапного развития проектно-конструкторских способностей, включает дидактический инструментарий, реализацию основных педагогических воздействий, элементы содержания, порядок диагностики и управления педагогическим процессом.

5. Технология развития проектно-конструкторских способностей представляет собой организацию совместной деятельности субъектов обучения в процессе изучения инженерной графики, позволяющую эффективно спроектировать и реализовать процесс развития проектно-конструкторских способностей. Системный подход дает основание описать процесс поэтапного развития проектно-конструкторских способностей, представленный начальным, нормативным и творческим этапами.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Диссертация содержит 191 страницу основного текста, включая 22 рисунка и 9 таблиц. Библиографический список включает 214 наименований.

Выводы по второй главе:

1. Эффективность развития проектно-конструкторских способностей инженера обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: инновационный подход к профессиональному образованию, гуманизация учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, орга-низационно-деятельностный подход, акмеологическая направленность учебного процесса, профессионализм педагога, учет индивидуально-личностных особенностей студентов и дифференцированный подход к обучению.

2. Модель процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов на примере изучения инженерной графики представляет собой описательный аналог подготовки будущего специалиста и отображает формализованные и аналитические конструкции ее важнейших характеристик. Модель отражает последовательность процесса поэтапного развития проектно-конструкторских способностей, включает дидактический инструментарий, реализацию основных педагогических воздействий, элементы содержания, порядок диагностики и управления педагогическим процессом.

3. Технология развития проектно-конструкторских способностей представляет собой организацию совместной деятельности субъектов обучения в процессе изучения инженерной графики, позволяющую эффективно спроектировать и реализовать процесс развития проектно-конструкторских способностей. Системный подход дает основание описать процесс поэтапного развития проектно-конструкторских способностей, представленный начальным, нормативным и творческим этапами.

4. Модель организации процесса развития проектно-конструкторских способностей у студентов на примере изучения инженерной графики явилась методологическим ориентиром педагогического исследования и обусловила его стратегию, направленную на усовершенствование обучения, на формирование инновационного инженерного знания в вузе.

5. Результаты апробации и практической реализации разработанной технологии развития ПКС позволяет констатировать её эффективность: на заключительном этапе эксперимента большинство студентов ЭГ (58%) смогло достичь достаточного уровня развития проектно-конструкторских способностей, тогда как в КГ — лишь 18%- студенты ЭГ, достигшие высокого уровня (14%), отличались творческостью, профессиональной компетентностью, инженерной мыследеятельно-стью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретического исследования нами была обоснована специфика инженерной графики как одной из фундаментальных основ инженерного образования, подчеркнуто значение данной учебной дисциплины в процессе подготовки современных инженерных кадров широких графических знаний, раскрыт и уточнён функционально-образовательный потенциал инженерной графики в графической подготовке студентов с целью развития проектно-конструкторских способностей будущего инженера в вузе.

В работе прказано, что возможности совершенствования преподавания инженерной графики в вузе с помощью внедрения новых образовательных технологий широки и многообразны. При этом достигается главная цель обучения в вузе — формирование способности студентов к будущей активной профессиональной деятельности, к творческой инженерной работе, формирование и развитие значимых профессиональных качеств.

С целью совершенствования преподавания инженерной графики нами рекомендовано использовать представленную в исследовании технологию преподавания. Обучающая технология преподавания инженерной графики, проектируемая нами на концептуальной основе инновационного инженерного образования, должна привести к определенному уровню освоения дисциплины, формированию и развитию профессиональных качеств будущего инженера с большим творческим потенциалом.

Результаты эксперимента позволили констатировать: с помощью исследуемой технологии преподавания инженерной графики достигается цель — формирование основ общеинженерной подготовки будущего специалиста. Понятно, что говорить о полной профессиональной подготовке или о готовности студента к будущей профессиональной деятельности невозможно в силу существующих обстоятельств: вопрос подготовки студента к будущей профессиональной деятельности — сложный, длительный и многоаспектный и решить его в рамках одной дисциплины практически невозможно. Значит, возникает настоятельная необходимость разработки технологий профессионально-ориентированной подготовки инженера на примере других дисциплин.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что при использовании в учебном процессе разработанной технологии развития проектно-конструкторских способностей повышается степень усвоения студентом основ инженерной графики и освоения действий учебной деятельности в системе организации формирования инновационного инженерного знания. Такая методика предполагает возможность формирования профессиональных умений еще на этапе обучения в вузе и их дальнейшее совершенствование в профессиональной деятельности по выбранной специальности.

В настоящее время возросла роль графического материала в усвоении знаний, значительно расширилась область его применения. Это связано с основными тенденциями науки и техники, её интеграцией, разработкой новых методов и средств на основе компьютеризации. Сегодня становится все более очевидным, что только инженеры — профессионалы, имеющие развитые про-ектно-конструкторские способности могут обеспечить дальнейший научно-технический прогресс общества. Пространственное представление, на примере которого выработан процесс развития проектно-конструкторских способностей в педагогическом исследовании, является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям. Можно сказать, что оно является необходимым условием социального бытия человека, условием познания и активного преобразования действительности.

Существующая ныне система высшего образования технологична. Она приучает к мысли, что ответы на все возможные вопросы уже готовы. В результате обучаемые перестают ориентироваться на поиск истины. К тому же современная парадигма образования ориентирована на подготовку узких специалистов — исполнителей. Вместе с тем жизнь свидетельствует, что нужны специалисты, которые могут вести поиск оригинальных решений сложных научных, технических проблем. Нужны и педагоги, которые способны возвести достижения российского технического образования на новый уровень.

Уже более десяти лет в нашей стране идет пересмотр основ функционирования российской системы образования. Сам по себе такой пересмотр необходим и актуален: слишком радикальны перемены, происходящие в жизни общества. Весь вопрос в том, каким образом в этом процессе должны сочетаться новые веяния с практикой, эффективность которой подтверждена временем. Российское высшее техническое образование в мировом образовательном сообществе относится к числу немногих образовательных систем, способных в новых социальных условиях до сих пор обеспечивать развитие кадрового потенциала по всему спектру профессий в области техники и технологий. Несмотря на переживаемые трудности, высшее техническое образование нашей страны по праву признается и сегодня одной из наиболее развитых и авторитетных областей российской образовательной системы.

Важнейшая задача преподавателей технических вузов сегодня — возродить универсалии высокого Просвещения, наполнив их новым содержанием. Движение в сторону новой эпохи Просвещения или в пропасть — такой видится сегодня дилемма переживаемого момента истории педагогики. Российская система высшего профессиональногообразования не может стоять в стороне от этого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ERT, Европейское образование — к обучающему обществу. — Брюссель, 1994.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980−335 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Смысл жизни. — М.: «Мысль»., 1991. — 299 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991. — 303 с.
  5. В.Г. О логическом и творческом обучении // Вестник высшей школы. 1988. — № 3. — С. 31−37.
  6. Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. Москва -Рязань: РИНФО. 2000. — 97 с.
  7. Н.Г. Проблема творческой активности и изучение структуры деятельности по усвоению знания. В книге «О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: 1962. — 208 с.
  8. О. В. Международные тенденции в инженерном образовании. // Высшее образование в России. 1992. — № 2 — С. 26−33.
  9. Альбуханова-Славская К. А. Акмеологичекое понимание субъекта. В книге: Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: РАГС, 1995.- 108 с.
  10. М.Н. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965−304 с.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х Т / Под. ред. А.А. Бо-далева, Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980. — Т. 1 — 230 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: 1977. 362с.
  13. А.Н. Нормы, традиции и творчество в современной науке Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. С. 173−175.
  14. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971.-152 с.
  15. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. Журнал. Т. 13. 1992. — № 5. — С. 12−25.
  16. С.Н. К разработке модели профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта // Проблемы профессиональной подготовки специалистов: Сб. научн. тр. Чебоксары, 1999.-С.6−9.
  17. С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. Монография. Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2001. 270 с.
  18. С.Н., Аверичкин П. А., Романкова М. В. Проблемы современного инженерного образования. Сб. реф. депон. рук. Инв. № В 6112. Справка о депон. рук. № 14 326. Серия Б. Выпуск № 73. 2005. — 45 с.
  19. С.Н., Бегидов B.C. Практикум по спортивной метрологии. Корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения. Редакционноиздательский отдел Адыгейского государственного университета, Майкоп, 2001.-84 с.
  20. С.Н., Рева Г. В. Формирование акмеологической культуры у будущего специалиста // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. У научно-теоретическая конф. — КЧР, Карачаевск, 1999.-С. 45−46.
  21. С.А. Проектирование дидактических средств в высшей школе. Монография / Науч. ред. В. А. Сластенин. М.: Изд-во «Прометей», 1998. -179 с.
  22. В.И. Педагогическая технология // Сов педагогика. 1991. № 9. -С. 123−128.
  23. Д.Б. О предмете и методе исследований творческих способностей.// Психол. журнал. 1995. — Т. 16. № 5. — С. 49−59.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  25. А.А. О предмете акмеологии // Психол. журн. Т. 14. — 1993. — № 5-С. 73−79.
  26. А.А. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство. // Советская педагогика. 1986. — № 2. — С. 17−18.
  27. Болонский процесс. Коммюнике Конференции министров высшего образования. Берлин, 2003.
  28. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», — 1999. — 560 с.
  29. А.Д., Якиманская И. С. Обучение некоторым формам пространственных преобразований на разном графическом материале // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1970. — № 1.
  30. А.В. К Психологии творчества. // Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967. — 206 с.
  31. В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: изд. МГУ, 1988.-С. 32−145.
  32. В.И. Труды по всеобщей истории науки / Под ред. Микулин-ского.2-е изд. М., 1988.
  33. Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. Alma Mater. 1999. — № 3 — С. 2935.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. Изд. АПН РСФСР, 1965.-519 с.
  35. Л.С. Избранные психологические произведения. — М.: 1956. -241 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 118 с.
  37. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. Т. З, М.: 1984.
  38. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: «Знание», 1968.
  39. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. /Учебное пособие/. Пермь, 1979. 74 с.
  40. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1976. -Гл. 3,4.-150 с.
  41. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−278.
  42. А.П. Оформление текстовых и графических материалов (требования ЕСКД): Учеб. для нач. проф. Образования. 2-е изд., перераб. / А. П. Ганенко, М. И. Лапсарь. — М., 2003. — 336 с.
  43. А. Пути изучения творчества. // Вопросы психологии. 1986. -№ 5-С. 1975−176.
  44. ГОСТ «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Общие правила выполнения чертежей. М.: 1983.
  45. М.И., Крестьянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. с. 22−47.
  46. Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования. // Высшее образование в России. 2003 — № 4-С.46.
  47. Л.И., Иванов В. Г. Проектная культура преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 1998 — № 3 — С.23−27.
  48. А. А. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993. — 23 с.
  49. .Г., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. М.: МПА, 1998. — 148 с.
  50. Диалектика творческой деятельности // Межвуз сб. Воронеж: Издат. Воронеж гос. универс., 1989. — 140 с.
  51. A.M. Структура педагогического мастерства // ТиПФК, 1994. № 12.-С. 14−16.
  52. О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. — М.: Высш. шк., 1990. -192 с.
  53. A.M. Проблема развития творческих способностей студентов. М.: Знание, 1974. — 36 с.
  54. В.Г., Шишкин А. И. Активизация творческой деятельности студентов в процессе обучения. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1983. -С. 138−141.
  55. В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М.: Мысль, 1977. — 166 с.
  56. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  57. В.И. Педагогическое творчество учителя. // Советская педагогика. 1988. -№ 1. — 70−75.
  58. СИ. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: «Просвещение», 1975.
  59. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  60. С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта: Наука, 1999. 152 с.
  61. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев, 1977.-251 с.
  62. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972.-72 с.
  63. Инновации в подготовке учителя. № 66. Под общей редакцией И. А. Бочкарёвой, Е. Н. Солововой. М., 2002, 274 с.
  64. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. -М., 1992 102 с.
  65. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под. Ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей. 1993. — С. 159−175.
  66. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 208 с.
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.-102 с.
  68. И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: Изд. Москв. унив., 1983 с. — 168 с.
  69. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе. // Формирование личности специалиста в вузе. Грозный, 1980.-С. 5−13.
  70. А.А. Педагогические условия оптимизации электротехнической подготовки будущего учителя технологии. Армавир: Издательский отдел Армавирского государственного педагогического университета, 2000. 163 с.
  71. .М. О науках фундаментальных и прикладных // Вопросы философии, 1972, № 10.
  72. В. Г. Объективная необходимость. М. — 2003.
  73. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. с. 18−19.
  74. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание (Новое в жизни, науке и технике). Сер. Педагогика и психология. 1989. — № 6. — 80 с.
  75. М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. Рига, 1999. — С. 20.
  76. Конвенция о признании квалификаций в области высшего образования в европейском регионе. ЮНЕСКО/СЕ Лиссабон, 1997.
  77. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  78. Н.Н. Модель специалиста. Назначение. Содержание. Принципы и методы построения / Формирование личности специалиста в вузе. Грозный, 1980. С. 29−37.
  79. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д- РГПУ, 1994. — 64 с.
  80. В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. — 576 с.
  81. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента, / Философский, социологический и методологический анализ /. Киев: Ви-ща школа, 1984.- 155 с.
  82. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  83. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
  84. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы методы построения и реализации его системы. Майкоп: тип. «Качество», 1997.-195 с.
  85. М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Майкоп: Издательство АТУ, 2003. 168 с.
  86. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса, М., 1980.-С. 67−68.
  87. Н.В. Предмет акмеологии. Шул: Изд-во ШПИ, 1995. 23 с.
  88. Н.В., Реан А. А. Проблемы повышения профессионализма педагогов//Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 185−186.
  89. П.Н. Методологическое значение понятия «социальная активность». // Общее и особенное в методологии социальных исследований. -Методологические проблемы общественных наук. — Вып. 7 JL: ЛГУ, 1986.- № 9. -С. 133−135.
  90. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 48 с.
  91. В.В. Творчество — ускоритель прогресса. // Советская педагогика. 1986.-№ 9.-С. 133−135.
  92. Н. Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-168 с.
  93. Н.Д., Романкова М. В. Проблемы современной парадигмы усвоения фундаментальных знаний // Материалы 8-й Региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» Ставрополь: Издательство: СГУ, 2005. — 224 с. — С. 61−63.
  94. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  95. А.И. Инженерная графика: учебник / А. И. Лагерь. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Высш.шк., 2003. — 270 е.: ил.
  96. И.С., Полищук Ю. М. Адаптивное имитационное моделирование. Новосибирск, 1990.
  97. Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственной технологии обучения. М.: Издательство МПСИ- Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с.
  98. В. С. Машиностроительное черчение: Учебник для студентов высших технических учебных заведений. М.: Высш. шк., 1988. — 351 с.
  99. А.Н. Восприятие и деятельность. М., 1976.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 — 304 с.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под. ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.- т. 1. — 391 е.- т.2. — 318 с.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. М: Изд. Моск. ун-та, 1972. -575 с.
  103. И.Я. Дидактическая модель учебного процесса // Первое сентября. 1996.
  104. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. 186 с.
  105. И.Я. И научность и мастерство, // Советская педагогика. 1986. -№ 4.-С. 82−85.
  106. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  107. Л.Н. Обшепрофессиональная подготовка будущего инженера в процессе преподавания теоретической механики. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь: Издательский отдел Ставропольского государственного технического университета, 2005. 176 с.
  108. Р.С., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник: 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 288 е.: ил.
  109. Ю.П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма. М., 1998.
  110. Мультимедийный самоучитель на CD-ROM. TeachPro AutoCAD 2002. -М.: изд-во Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2003. -389 с.
  111. Г. Е. Дидактическое проектирование как вид профессиональной деятельности учителя / Теория и практика высшего педагогического образования, М.: «Прометей», 1991. С. 41−45.
  112. Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Информационный сборник. Вып. 5, М.: НИИВО, 1992.
  113. A.M. Докторская диссертация? М.: Эгвес, 2003. 104 с.
  114. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: М 3 Пресс, 2004. — 67 с.
  115. Образовательная программа маршрут ученика. 4.2 / Под ред. А.П. Тря-пициной. — СПб., 2000.
  116. А.П. Философия образования и ее фундаментальные принципы // Проектирование в образовании, проблемы, поиски, решения: Матер, на-учн. практ. конф. М.: ИЛИ РАО, 1994. — 12 с.
  117. С.И. Словарь русского языка: 53 000 слов / С.И. Ожегов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательскийдом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. -1200 с.
  118. Ю.М. и др. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
  119. Педагогический словарь. Под ред. Г. М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспи-рова М.: Изд. центр «Академия», 2000.-176 с.
  120. Н.П. Содержание и технологии развития информационно-проективной культуры педагога (на примере подготовки учителя технологии и предпринимательства). Дисс. докт. пед наук. Ростов н/Дону: Рост, гос. ун-т., 2005. 287 с.
  121. JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения: О влиянии философии на формирование понятий теории систем/. -М.: Мысль, 1975,-286 с.
  122. А. Человеческие качества / Перевод с англ. М.: Прогресс, 1985.
  123. В.Я. Неогуманистическая стратегия обучения в западной дидактике: Экспресс-информация // Педагогика и народное образование за рубежом. М.: НИИ теории и истории педагогики. — 1992. — Вып. 8 (176). -15 с.
  124. Политехнический словарь / Редкол.: А. Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 656 с.
  125. Н.Ю. Творческий путь деятельности: Педагогический аспект. — Казань: Изд-во Казанского универ., 1989. — 206 с.
  126. Е.Я. Научный поиск и его этапы. — Ростов на Дону: Рост. гос. унт., 1972.- 175 с.
  127. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности. Автореферат дис. док. пед. наук. Ростов н/Дону, 1999. -72с.
  128. С.В. Сборник заданий по черчению. Учебное пособие для техникумов. Изд. 5-е, перераб. М., «Машиностроение», 1978.
  129. М.В. Эффективные механизмы повышения образованности общества // Пятая межвузовская научно-практическая конференция «Совершенствование техники, технологий, экономики в сервисе и методики обучения». Ставрополь: СТИС, 2005. — С. 178−180.
  130. М.В., Аверичкин П. А. Вопросы методологизации подготовки инженера // Пятая межвузовская научно-практическая конференция «Совершенствование техники, технологий, экономики в сервисе и методики обучения». Ставрополь: СТИС, 2005. — С. 172−176.
  131. Т.Э., Трошина Т.Ю. AutoCAD 2000. М.: изд-во ДМК, 1999.
  132. Э.Т., Сидорова Т. М., Сидоров С.Ю. AutoCAD. Практическое1руководство-М.: изд-во ДМК, 1997.
  133. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Р76 Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998−672 е., Т.2 — М-Я -1999.
  134. Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск: БГПИ им. акад. И. Г. Петровского, 1992.
  135. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.-147 с.
  136. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР, 1958. -147 с.
  137. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  138. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  139. Е.Ф., Волкова Н. А. Особенности самосознания в студенческом возрасте. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4., ЛГУ, 1978. С. 22−30.
  140. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Материалистическая диалектика и системный подход Изд-во ЛГУ, вып. 10, 1982.-С. 26−32.
  141. В.Н. Обоснование общей теории систем. -М., 1974.
  142. З.С. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России. 2004 — № 3 — С. 36−38.
  143. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., «Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во Экмос. 1999. -352 с.
  144. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М., 1998.
  145. М.М. Черчение: учеб. для немаш. спец. техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 1985. — 224 е.: ил.
  146. И.Н., Степанов С. Ю., Найденов М. И., Найденова Л. А. Рефлексия в организации мышления при совместном решении задач. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 1/ 1/. М.: Педагогика. 1989.-С 4−9.
  147. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
  148. В.Б. От индустриального к информационному обществу // Соц. психол. журнал. 1995. № 4. С. 208−218.
  149. Я.И. Коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика. 1989. — (Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
  150. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога. -Педагогическая наука. 2000. — № 1. — С. 37−51.
  151. В.А. Профессионально-педагогическая культура в системе университетского педагогического образования // Профессионально-педагогическая культура. -М, 1996.
  152. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 83.
  153. В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории, // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 6. — С. 43−45.
  154. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс. — М, 1998.
  155. В.А., Мищенко В. А., Руденко Н. Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя. Казань, 1998. С. 141−149.
  156. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М., 1998.
  157. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  158. Словарь иностранных слов. Под общ. ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова. М., Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1963. — 853 с.
  159. Словарь педагогических терминов, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.
  160. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб пособие. М: «Аспект Пресс», 1995.
  161. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образова-ния.-М. 2000.
  162. Социальная педагогика: Учебник. Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — 184 с.
  163. Д.В., Ичева И. Г. Психологическая структура интереса. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. JL: 1985.-с. 20−26.
  164. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Москов. психолого-социальный инст-т- Флинта, 1998.-368 с.
  165. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: МГУ, 1980.-215 с.
  166. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. // Советская педагогика. 1973. — № 7 — С. 71−82.
  167. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся // Педагогика и психология. М.: Знание, 1983. — № 3.
  168. .М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  169. А.И. Технологический подход к обучению: Теоретические основы. М.: МГПУ, 1997.-208 с.
  170. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 558 с.
  171. А.П. «Выполнение чертежей в системе «Автокад» М.: ЛТД, 1991.
  172. В.А., Шошин А. И. Справочник по машиностроительному черчению. — Л.: Машиностроение, 1981. 416 с.
  173. И., Еркович С. Разумно использовать мировой опыт. // Высшее образование в России. 2003. — № 4 — С. 39−45.
  174. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1963. — 544 с.
  175. С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Дис канд. пед. наук. Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2004. 202 с.
  176. А.Н. Формирование методологической культуры учителя. Автор, дис. д-ра пед. наук, М., 1997. — 33 с.
  177. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. — 640 с.
  178. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
  179. А.А. Инженерная графика: учеб. для немаш. спец. вузов / А. А. Чекмарёв. 5-е изд., стер. — М.: Высш.шк., 2003. — 365 е.: ил.
  180. А.А., Осипов В. К. Справочник по машиностроительному черчению.-М., 1994.
  181. Д. В. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.6 Экспедитор, 1996. — 288 с.
  182. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: ЛГУ, 1986. — 288 с.
  183. И.Д. Личностные качества в формировании специалиста в вузе. Сборник научных трудов. Грозный, 1980. С. 72−79.
  184. В.А. Социкультурные детерминанты высшего образования. Автореф. дис. док. социол. Наук. Ростов н/Дону. 1997. — 40 с.
  185. Ю.Э. Методика преподавания курса «Машиностроительное черчение»: Для преподавателей вузов. — М.: Высш. шк., 1990. — 127 е.: ил.
  186. О.Н. Формирование психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. — Пермь, -С. 46−47.
  187. А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М., 1992. 576 с.
  188. Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. М., 19 668.-№ 4.
  189. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.
  190. К. Студенты. Становление личности. — М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
  191. В.А. Моделирование и философия. М. — JL, 1969.
  192. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.13−28.
  193. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогического творчества. // Новые исследования в педагогических науках. № 2/50/. Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1987. — С. 3−6.
  194. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб.: Образование, 1911. — 116 с.
  195. К. Цель творчества: опыта по теории творчества и эстетике. М.: Русская мысль, 1913.-116с.
  196. Эсаулов А. Ф Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  197. И.С. Психологические основы математического образования: -Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
  198. И.С. Развитие пространственного мышления в процессе обучения // Умственное развитие и его диагностика. Горький, 1971.
  199. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Издат. МГУ, 1979.- 128 с.
  200. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Флинта», 1997−224 с.
  201. Я. Социальная детерминация и социальное поведение личности. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности М.: Наука, 1989. — С. 96−102.
  202. Я., Семиньска Р. Социальная активность личности. М.: Варшава, 1974.-С. 226.
  203. Структура внедрения направления качества в образовательный процесс инженерного вуза- '. .-. Ученый совет Ректорат1. Кафедра11. Лаборатория
  204. Структура поддержки качества
Заполнить форму текущей работой