Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия снижения конфликтности во взаимодействиях учащихся общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совместная деятельность и совместное сосуществование людей становятся необходимыми и возможными только благодаря реальному общению друг с другом. Общение — есть всегда диалог (одного человека с другим/другими и наедине с собой). Жизненная практика показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки возникновения конфликтов во взаимодействиях учащихся общеобразовательной школы
    • 1. 1. Современные концепции конфликта. Конфликт как психолого-педагогическое явление
    • 1. 2. Педагогический конфликт: его особенности, функции, виды, основные причины
    • 1. 3. Особенности возникновения конфликтов в подростковом возрасте
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов
    • II. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста (результаты констатирующего этапа эксперимента)
    • II. 2. Основные стратегии, принципы и технологии разрешения конфликтов (формирующий эксперимент)
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия снижения конфликтности во взаимодействиях учащихся общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с происходящими в нашей стране глобальными экономическими и политическими изменениями, людям приходится приспосабливаться к новым условиям, и даже полностью менять привычный жизненный уклад. Происходят существенные изменения содержания и форм отношений, которые сопровождаются разрушением старых структур и созданием новых. Это довольно тяжелый процесс, затрагивающий абсолютно все слои населения. На этом фоне люди становятся более тревожными и раздражительными, что не может не сказываться на их взаимодействиях с окружающими. Конфликтные ситуации и их возникновение стало неотъемлемой чертой всего общества в целом и образовательных учреждений в частности.

К сожалению, в сознании людей исторически сложилась негативная установка на конфликты и апелляция к силовым методам их регулирования, что особенно опасно, когда речь идет о детях. Особого внимания заслуживает школьная атмосфера, т.к. дети учатся входить в жизнь общества. Это заставляет задуматься о разработке эффективных способов работы с детьми с самого раннего возраста.

Возникает потребность в создании определенных условий для снижения конфликтности в обществе людей, для приобретения учащимися на разном этапе обучения специфического опыта, который обеспечит им высокий уровень культуры. С этой целью предпринимаются попытки создания педагогических технологий, отвечающих идее гуманизации образовательного процесса и отношений всех его участников, большое значение уделяется созданию проблемных ситуаций в разнообразных моментах жизнедеятельности учащихся. Тем не менее, отмечается искусственность, «притянутость» предлагаемых ситуаций к образовательному процессу, что не дает достичь желаемого результата.

Наряду с проблемными ситуациями предлагается «конфликтная стратегия» (Б.И.Хасан, Т.В.Ковшечникова), где центральная роль отводится конфликтной ситуации. Отличительной чертой ее является естественное противоречие между потребностями, интересами, желаниями двух людей. Процесс разрешения конфликтной ситуации в образовательной сфере приобретает личностные свойства, а эмоциональная окраска конфликтных ситуаций является дополнительным фактором оценивания эффективности взаимодействия и отношений.

Совместная деятельность и совместное сосуществование людей становятся необходимыми и возможными только благодаря реальному общению друг с другом. Общение — есть всегда диалог (одного человека с другим/другими и наедине с собой). Жизненная практика показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Взрослый человек с его жизненным опытом, образованием, силой воли и пр., имеет больше шансов решить свои проблемы, но ребенку будет нужна помощь.

Очевидно, что проблема конфликтов среди детей более актуальна, чем среди взрослых, но наибольшие опасения вызывают подростковые конфликты. Это объясняется определенными особенностями данного возраста. Удобно и целесообразно исследовать конфликты во взаимодействиях подростков в условиях общеобразовательной школы, где предоставляется реальная возможность не только изучить суть и выявить причины конфликтов, но и провести разностороннюю работу по снижению подростковой конфликтности на профессиональном уровне.

Долгое время в педагогической, психологической и социальной литературе обсуждался вопрос о месте конфликта в системе человеческих взаимоотношений. В зависимости от взглядов авторов на структуру общества и на взаимоотношения между людьми определялась сущность конфликта как нормы человеческих отношений (Р.Дарендорф, Л. Козер, Л.КрисбергФ.Е. Ерешко, А. Г. Здравомыслов и др.). Изучались виды конфликтов (Е.А.Донче-нко, В. В. Дружинин, А. А. Ершов, В. К. Зарецкий, А. Г. Ковалев, Ф. М. Бородкин и др.), его причины (Б.С.Алишев, Э. Берн, В. А. Сысенко и др.) и структура (B.C. Агеев, О. Н. Громова, Х. Корнелиус, Ш. Фейр), Способы поведения участников конфликта разрабатывали Н. П. Аникеева, А. С. Белкин, А. А. Брудный, В. Зигер, Л. Ланг, В. Н. Лозовцева и др.

Общепедагогические исследования (Я.А.Коменский, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А.Амонашвили), специальные исследования педагогических конфликтов (А.А.Ершов, В. И. Журавлев, И. М. Курдюмова, М. М. Рыбакова, Н. В. Самоукина и др.) позволили определить особенности конфликта в образовательной сфере и его значение для педагогического процесса.

Задачей современного педагога (и любого взрослого) становится разработка условий для создания пространства неконфликтного взаимодействия, в котором происходит не руководство процессами воспитания, обучения и развития, а корректное управление ими. Большое значение для определения позиции педагога в современном образовательном процессе имеют работы В. В. Андреевой, А. С. Белкина, Ю. З. Гильбуха, В.А.Кан-Калика, В.Н.Лозовце-вой, Н. В. Масловой, А. А. Реана, В. М. Шепеля.

Для понимания сущности и путей педагогического управления решением конфликтных ситуаций значимыми являются исследования В. Г. Афанасьева, Ф. Генова, Е. С. Жарикова, А. Г. Ковалева, А. М. Омарова, В. П. Симонова, А. Файоля и многих других.

Отдельные аспекты проблемы («человек как ценность») рассмотрены в рамках личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (Е.В.Бондаревская, М. А. Викулина и др.).

Выявлено, что снижение конфликтности в подростковой среде ранее не являлась предметом специального педагогического исследования. Проблема исследования заключается в научном обосновании сущности, целей, содержания и технологии, позволяющих снизить конфликтность в среде подростков, их родителей и педагоговсоздании условий для организации неконфликтного пространства, помогающего достижению взаимоприемлемых решений.

Изучение теоретических источников, педагогической практики свидетельствует о недостаточной разработанности указанной проблемы, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические условия снижения конфликтности во взаимодействиях учащихся общеобразовательной школы».

Диссертационное исследование предполагает разрешить следующие противоречия между:

— требованиями общества к мирному сосуществованию людей и фактическим состоянием общения и взаимодействия в среде подростков;

— актуальной необходимостью реализации идей гуманизма при построении образовательного процесса в общеобразовательной школе и традиционными подходами к разрешению данной проблемы;

— потребностью в педагогических условиях, способствующих снижению конфликтности во взаимодействии подростков и отсутствием научно обоснованной педагогической модели данного процесса.

Цель исследования: разработать педагогические условия снижения конфликтности во взаимодействиях учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: взаимодействия подростков-учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий снижения конфликтности учащихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования: снижение конфликтности во взаимодействиях учащихся общеобразовательной школы возможно, если:

— выявлены сущность и истоки конфликтности во взаимодействиях учащихся;

— обоснованы структурно-функциональные характеристики пространства неконфликтного взаимодействия;

— разработана и научно обоснована модель формирования неконфликтного взаимодействия учащихся;

— программа работы с учащимися имеет комплексную направленность (подростки и их ближайшее окружение: учителя и родители).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические предпосылки формирования неконфликтного взаимодействия подростков-учащихся общеобразовательной школы.

2. Выявить и классифицировать основные причины педагогических конфликтов.

3. Сконструировать модель формирования неконфликтного взаимодействия учащихся.

4. Разработать педагогические условия снижения конфликтности (организация пространства неконфликтного взаимодействия, программа работы с учащимися и их ближайшим окружениемкомплекс тематических классных часов с элементами тренингасистематический мониторинг уровня конфликтности учащихся и коррекция их взаимодействия друг с другом и взрослымисмена установок взрослых).

Методолого-теоретической базой исследования являются ведущие положения:

• философии, педагогики и психологии о признании человека субъектом деятельности, осваивающим ценности и смыслы общения и взаимодействия с окружающими людьми;

• диалектического рассмотрения явлений реальной действительности во взаимосвязях и взаимозависимостях;

• идеи гуманистической концепции в образовании (Е.В.Бондаревская, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, Н. Л. Селиванова, В. В. Сериков и др.);

• идеи системного подхода к организации пространства и среды (A.A. Греков, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.) — при разработке способов снижения уровня конфликтности (В.П.Беспалько, Ф. Ф. Королев, Н. Е. Щуркова и др.);

• идеи личностно-ориентированной концепции (Е.В.Бондаревская, М. А. Викулина, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.);

• идея возрастающей роли окружающей действительности, позволяющая реализовать образование «на уровне практического человекознания» (В.А.Сластенин);

• идеи программно-целевого подхода;

• теория педагогического конфликта (А.А.Ершов, В. И. Журавлев, A.C. Макаренко, М. М. Рыбакова, В. А. Сухомлинский и др.);

• теория о взаимосвязи теории и практики, обосновывающая отражение теорией реальности на уровне сущности, закономерности (В.И.Журавлев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др.);

• технологический подход в образовании (В.П.Беспалько, Н.В.Самоу-кина, Н. Е. Щуркова и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

— теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, психологической и социологической литературысистематизация и обобщение эмпирического материала по проблеме конфликтов;

— эмпирические: прямые и косвенные наблюдения за различными категориями учащихся общеобразовательной школы, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися-подростками, учителями и родителямиопытно-экспериментальная работа по снижению степени конфликтности учащихся подросткового возраста;

— моделирование пространства неконфликтного взаимодействияреализация программно-целевого подхода.

Опытно-экспериментальной базой послужила общеобразовательная школа № 23 г. Н.Новгорода, ее учащиеся подросткового возраста (7−8-е классы), их родители и учителя (всего 264 человека).

Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2003 гг.

На первом этапе (1998;2000 гг.) определялись теоретические предпосылки исследования, разрабатывался методологический аппарат, производился анализ и синтез достижений философии, педагогики, психологии, социологии по данной проблемерассматривалось применение системного и программно-целевого подходов, определялась цель, объект, предмет исследования, формулировалась гипотеза, составлялась программа исследования, уточнялись методики проведения диагностического этапа эксперимента.

На втором этапе (2000;2002) обосновывалась и разрабатывалась модель формирования неконфликтного взаимодействия учащихся в условиях современной общеобразовательной школыопределялся комплекс педагогических условий и пути их реализации в школесоздавались условия реализации модели формирования неконфликтного взаимодействияразрабатывалась программа работы с учащимися и окружающими их близкими взрослыми.

На третьем этапе (2002;2003) завершался формирующий этап экспериментапроводился количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данныхопределялись показатели эффективности применения модели формирования неконфликтного взаимодействия учащихсяпроводилось обобщение и обсуждение результатов исследования. Окончательно оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— на основе системного и деятельностного подходов раскрыта и определена сущность педагогического конфликта в процессе работы с учащимися подросткового возраста;

— научно обоснована и разработана модель формирования неконфликтного взаимодействия подростков-учащихся общеобразовательной школы;

— определен комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих снижение конфликтности учащихся подросткового возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— дана классификация основных причин конфликтов между учителем и учащимся-подростком;

— представлена модель формирования неконфликтного взаимодействия учащихся подросткового возраста;

— реализован программно-целевой подход в образовательном процессе общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлены и систематизированы основные причины возникновения конфликтов в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы;

— представленная модель реализована в современной общеобразовательной школе № 23 г. Н.Новгорода;

— неконфликтное пространство обеспечило возможность снижения конфликтности учащихся-подростков;

— разработан и реализован комплекс уроков-тренингов и тематических классных часов с элементами тренинга, направленный на снижение конфликтности учащихся-подростков и формирование у них неконфликтного взаимодействия и общения;

— полученные данные могут быть использованы при разработке учебных пособий по конфликтологии, адресованных студентам, преподавателям вузов и учителям школ, в качестве материалов спецкурсов, в частности, курсов повышения квалификации учителей школ, ПТУ и техникумов.

Личный вклад диссертанта состоит в анализе возможности создания пространства неконфликтного взаимодействия, разработке модели формирования неконфликтного взаимодействия учащихся, программы работы с учащимися и их окружением (учителя и родители), помогающих организации неконфликтного общения и взаимодействия в современных условиях общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Пространство неконфликтного взаимодействия — поле непосредственной активности подростка и развития многоплановых отношений, в котором ближайшее окружение (родители и педагоги) вступает с ним в контакт, взаимодействует и общается — включает структурные компоненты: а) ценностно-целевой: ориентация на развитие взаимного уважения, понимания и толерантного отношения к окружающим, а так же на выработку умения устранения деструктивного компонента и активизации конструктивного потенциала в разрешении конфликтных ситуаций любого характераб) информационно-нормативный', элементарные психолого-педагогические знания о человеке (в частности, о самом себе) и его взаимодействиях с окружающим миром, совокупность знаний о конфликтеа так же, умения по разрешению конфликтных ситуаций, навыки неконфликтного взаимодействияизучение совокупности правил и норм внутренней жизни школыв) деятельностный: содержательная деятельность всех субъектов процесса взаимодействия и общенияг) личностно-ориентированный: комплекс заданий и упражнений, отвечающих возможностям и потребностям каждого учащегося, и задействует-ся индивидуальный жизненный опытд) технологический: совокупность педагогических условий, программа работы, заданное предъявление информации, обсуждение ее в форме диалогов и полилогов, закрепление в форме тренингов.

2. Педагогическая модель формирования неконфликтных взаимодействий в среде учащихся подросткового возраста как системный объект, включающий взаимообусловленные и взаимосвязанные части: цель формированияосновные подходы к организации содержательного взаимодействияфункциипринципытехнологический процессрезультат.

3. Эффективность реализации задач обусловлена совокупностью педагогических условий: а) научно обоснованной программой работы с подростками — учащимися общеобразовательной школы и их окружением, направленной на формирование осознанного отношения к конфликтам и неконфликтному взаимодействию и общению, совокупности умений конструктивно разрешать возникающие конфликтыб) сменой позиции взрослых (учителей и родителей) в зависимости от вида конфликта и сферы его реализациив) систематическим мониторингом уровня конфликтности учащихся и коррекцией их взаимодействия друг с другом, учителями и родителями.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениямирепрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализомтщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы при личном участии в ней авторасоответствием полученных результатов научным закономерностям и принципам развития.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбована Международных научных конференциях (г.Н.Новгород, 2002, 2003), Всероссийской научно-практической конференции (г.Н.Новгород, 2001) — в статьях и публит кациях автора.

Общее количество опубликованных работ по теме исследования 6.

Структура диссертации соответствует логике, содержанию и результатам исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (включает 189 наименований, в том числе 12 — на иностранном языке), приложений. Общий объем диссертации — 144 страницы. В работе приведено 2 таблицы, 2 схемы и 2 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенный в ходе исследования констатирующий эксперимент показал следующие результаты:

1. В среде современных подростков преобладает негативное отношение к конфликтам (что не отличает их мнение от мнений большинства взрослого населения).

2. Была выявлена тенденция к повышенной степени конфликтности учащихся подросткового возраста (7−8 классы) и наличие в каждом классе по 4−6 обучающихся с высоким уровнем конфликтности.

3. Общая картина взаимодействий учащихся-подростков является неблагоприятной (агрессивное поведение в конфликтных ситуациях, напряженные отношения с родителями, некоторыми учителями и др.).

4. Основной вид конфликтов, возникающих у учащихся-подростковэто конфликты на почве самоутверждения, то есть, конфликты с взрослыми, в том числе и с учителями.

5. Формирование неконфликтного пространства явилось насущной необходимостью и представило собой целенаправленный процесс, включивший в себя ценностно-целевой, информационно-нормативный, деятельностный, личностно-ориентированный и технологический структурные компоненты.

6. Реализация модели формирования неконфликтного взаимодействия наиболее успешно осуществлялась в рамках личностно-ориентированного, деятельностного, системного, отношенческого, средового и функционального подходов.

7. Модель выполняла следующие функции: оптимизации, интеграции и стабилизации, информационно-сигнальную, инновационную.

8. Успешному функционированию модели способствовало соблюдение следующих педагогических принципов: гуманизации, демократизации, опо-средованности, вариативности, технологичности.

9. Педагогические условия реализации модели составили научно обоснованная программа работы с учащимися-подростками и их ближайшим окружением (родителями и учителями), смена позиции взрослых в зависимости от вида конфликта и сферы его реализации, систематический мониторинг уровня конфликтности учащихся и коррекция их взаимодействия друг с другом, учителями и родителями.

10. Реализация разработанной в исследовании модели формирования неконфликтного взаимодействия в неконфликтном пространстве снизила общий уровень конфликтности учащихся-подростков и сделала их взаимодействия более благоприятными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании, отражающем актуальную проблему не только педагогики, но и других наук (социологии, психологии и др.), были определены и уточнены ключевые понятия: «конфликт», «конфликтность», «педагогический конфликт».

Особое внимание обращено на специфику одного из распространенных видов конфликтов — педагогического, выявлен ряд его особенностей (различный социальный статус участников, разница возраста и опыта, профессиональная позиция учителя и пр.).

Выявлены основные причины перехода педагогической ситуации в педагогический конфликт (действия и манера общения, личностные качества, общая обстановка в школе и др.).

Акцентировано внимание на наиболее сложном подростковом периоде, как качественно новом жизненном этапе становления личности ребенка, на котором происходит его активное ярко выраженное стремление к личностному самоутверждению.

Педагогический эксперимент показал результативность идей програм-мноцелевого подхода в совокупности другими подходами (личностно-орие-нтированным, деятельностным и др.). Научно обоснована, продумана и спланирована работа по организации пространства неконфликтного взаимодействия как поля проявления активности учащегося-подростка и, что помогло снизить уровень подростковой конфликтности в условиях средней общеобразовательной школы и обеспечить благоприятное взаимодействие учащихся-подростков друг с другом, учителями и родителями.

Подтверждено предположение о том, что снижение конфликтности во взаимодействиях учащихся-подростков возможно при условии создания пространства неконфликтного взаимодействия, в котором реализуется модель формирования неконфликтного взаимодействия и общения их с ближайшим их окружением, целенаправленной программы работы не только с подростками, но и их родителями, педагогами общеобразовательной школы.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью методологических подходов, логикой самого исследования, выбранными методами исследования и методиками. В ходе исследования получена положительная опытно-экспериментальная динамика и подтверждена гипотеза.

Проведенное исследование, конечно же, не решило всех проблем. Требуется углубление содержания и более длительное время для работы с взрослыми и не только на стадии возникающих проблем подросткового периода, а гораздо раньше — начиная с младшего школьного и даже с дошкольного возраста детей. Это является перспективными направлениями дальнейших научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Е. Диалог в учебном процессе //Народное образование.-1993 .-№ 9−10. -С.43−45.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990.- 139 с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  4. Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе. Дис. к. пед.н. Н. Новгород, 1999. -202 с.
  5. Е.Е. Что такое конфликт? //Личность, карьера, успех.-2002.- № 5.- С.8−9.
  6. A.A. Поймите меня правильно. — СПб.: Эконом, шк., 1993. -352 с.
  7. Ш. А. Педагогика сотрудничества — момент истины //Семья и школа. 1988. — № 9. — С.1.
  8. В.В. Особенности восприятия личности педагога учащимися-старшеклассниками //Личность в воспитательной системе школы. — Владимир, 1993. -С.52−56.
  9. Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. —223 с.
  10. Н.П., Винникова Г. В., Смирнова С. А. Режиссура педа-гоги-ческого взаимодействия. Учеб. пособ. Новосибирск, 1991.- 92 с.
  11. Антология мировой философии. В 4-х тт. — М.: Мысль, 1969. — Т.1.- 4.1.-450 с.
  12. Антонова-Турченко А. Г. Как выжить среди конфликтов. — Киев: «Знание Украины», 1991. 96 с.
  13. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учеб. для вузов. -М.: Юнити, 2001.-551 с.
  14. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — М.: Мысль, 1984. Т. 1. — 4.1. —1. С. 379.
  15. Е. Конфликтология. Учеб. пособ. М.: ТетраСистемс, 2001.-264 с.
  16. С.М. Анализ основных причин употребления современными подростками наркотических веществ. Интернет-сайт: www.drugs.ru
  17. Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): Дис. к.психол.н. — М., 1992. — 180 с.
  18. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособ. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1986. — 76 с.
  19. A.C., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология -наука о гармонии. Екатеринбург: «ГЛАГОЛЬ», 1995. — 96 с.
  20. Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 480 с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1995.-412 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 200 с.
  23. A.A. Личность и общение. М.: МПА, 1995. — 328 с.
  24. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. — 225 с.
  25. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. — 189 с.
  26. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 63 с.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  28. Буш Г. Диалогика и творчество. — Рига: Авотс, 1985. — 318 с.
  29. И.О. Психология зла. Практика разрешения конфликтов. — СПб.: Питер, 2001.-192 с.
  30. И.О., Киршева H.A. Переговоры: выиграй каждый раунд! -СПб.: Питер, 2002. 256 с.
  31. Ф.Е. Психология переживания. М: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
  32. H.H. Конфликтология (учебное пособие для высших учебных заведений, курсов повышения квалификации). Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002 — 60 с.
  33. А.Л. О понятии «психологический синдром». Интернет-сайт: www.psychol.ras.ru
  34. А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
  35. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке //Вопросы психологии. 1986. -№ 3. — С.71.
  36. Вересов Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. — М.: «Флинта», 1998. — 112 с.
  37. М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. Уч.-метод.пособ. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. — 286 с.
  38. Л.А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик». Автореф. дис. к.пед.н. Оренбург, 1997. — 20 с.
  39. Ю.М. Какой он, современный подросток. Интернет-сайт: www.psychology.nm.ru
  40. А.Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Автореф. дис. к.юрид.н. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996. — 22 с.
  41. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991 — 480 с.
  42. Т.П. Без умения слушать нет диалога //Магистр. -1992.-№ 1. С.21−26.
  43. Ю.З. Психология педагогики сотрудничества учителя и учащихся //Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С.81−87.
  44. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С.102−106.
  45. И.В., Горинов В. В. Личностная патология и внутрисемейная агрессия //Социальная и клиническая психиатрия. — 1997. № 2. — С.25−31.
  46. И.А. Исследование семей подростков с агрессивным поведением //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. -СПб., 1993. № 3. -С.114−116.
  47. Г. В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся //Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.87−89.
  48. Л.П. Общение с собой. М.: Политлит, 1991. — 321 с.
  49. Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов //Моск. психотерапевт.- 1992. № 2. — С.145−160.
  50. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-464 с.
  51. В.В. Виды общения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).— М.: Педагогика, 1972.— 423с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  53. Д. Как обрести душевное равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. -М.: Просвещение, 1990. 100 с.
  54. E.H. Технология воспитывающего взаимодействия. Уч. пособ. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1999. — 26 с.
  55. А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия //Вопросы психологии. 1980. — № 4. -С.38−49.
  56. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. — Киев: Политиздат, 1989. 175 с.
  57. В.Ю., Зотова Л. И., Лавриненко В. Н. и др. Психология и этика делового общения. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 279 с.
  58. Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.25−37.
  59. В.В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989. — 288 с.
  60. А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения //Психологический журнал. 1984. — Т. — № 5. — С.52−63.
  61. A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты и их разрешение. Л., 1976. — 400 с.
  62. Ю.М. Эффективность делового общения. — М: Знание, 1988.-64 с.
  63. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Изд-во Росс. пед. агентство, 1995. — 184 с.
  64. Н.В. Конфликтная ситуация: как ее избежать? //Народное образование. 1989. — № 2. — С. 27−32.
  65. В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. M.: ГПО «Ахилл», 1991.-235 с.
  66. А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н. Новгород, 1994. — 185 с.
  67. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.-335 с.
  68. В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности //Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.138−141.
  69. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  70. JI.A. Я и другие. Харьков, RETORIKA, 1996. — 48с.
  71. Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992. — 79 с.
  72. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Росагентство, 1995.112 с.
  73. Ф.С. Многообразие сексуального поведения. — М., 1995. —264 с.
  74. В.И. Типы общения учителя со старшеклассниками //Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С.71−72.
  75. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Дис. к.психол.н. JL, 1986. — 252 с.
  76. Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. — 160 с.
  77. А.Г. Об авторитете учителя. — Симферополь: Политиздат, 1980.-120 с.
  78. Т.В. Каждый может выиграть. Материалы спецкурса по разрешению конфликтов. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А.Добро-любова, 1995. — 56 с.
  79. Т.В. Как разрешать конфликты. Уч. пособ. по разрешению конфликтов. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1996.-103 с.
  80. Т.В. Тренинг анализа и разрешения педагогических конфликтов. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1999. — 34 с.
  81. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 345 с.
  82. Л.А. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, 2000.-205 с.
  83. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии. — СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2001. 288 с.
  84. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия //Сов. педагогика. 1991. — № 10. — С.36−42.
  85. В.В. Конфликт. — Л.: Лениздат, 1988. 250 с.
  86. Конфликтология. Интернет-сайт: www.konflikt.ru
  87. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.-216 с.
  88. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Сов. педагогика. — 1970. № 9. — С.103−105.
  89. В.В. Методология педагогического исследования. Уч. пособ. для курсов ПК ИПК. Самара, 1994. — 162 с.
  90. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики //Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология.-М.: Знание, 1997. № 5. — 64 с.
  91. Т. Управление энергией конфликта. — СПб.: «Питер», 2000. -350 с.
  92. .И. Конфликты в обществе //Социально-политический журнал. 1992. — № 6−7. — С. 17.
  93. А.Н., Игонин А. Л. Медицинский аспект профилактики зависимости от психоактивных веществ среди несовершеннолетних. Интернет-сайт: www.medicine.ru
  94. Кризис подросткового возраста. Отделение социально-психологической помощи детям и подросткам. Интернет-сайт: www.psvchology.ru
  95. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М.: Изд-во МГУ, 1991.-206 с.
  96. H.B. Личность в конфликте. Саратов: Изд. Сарат. Унта, 1976.-144 с.
  97. C.B. Педагогика личности до технологий. Уч.-практ. пособ. для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. уч. заведения, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  98. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  99. И.М. Конфликты в сфере управления школой //Педагогика. 1992. — № 11−12. — С.44−47.
  100. В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон //Ин. психология. 1993, — Т.1. — № 2. — С. 87−93.
  101. М.М. Вам предстоят переговоры. — М.: Экономика, 1993.-156 с.
  102. Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности. Дис. д-ра пед. н.-М., 1994.-430 с.
  103. К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников. Автореф. дис.к.психол.н.- М., 1994. -20 с.
  104. В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками //Вопросы психологии. — 1986. № 1 — С.79−87.
  105. A.A. Конфликтология? Да, конфликтология //Проблемы теории и практики управления. 1990. — № 1. — С. 58−61.
  106. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Росс. пед. агентство, 1998. — 80 с.
  107. A.C. Лекции о воспитании детей. М., 1978. — 368 с.
  108. Ю.С. Воспитание средой: сб. статей разных лет. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. 119 с.
  109. В. Переговоры. Калуга: КГПИ, 1993. — 173 с.
  110. Е.Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения /Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. — 254 с.
  111. М.Х., Файоль. Основы менеджмента. М., 1998. — 800 с.
  112. JI.M. Педагогическое общение: контакт и конфликт //Школа и производство. 1989. — № .- С.9−12.
  113. О.В. Конфликты в школьном возрасте и пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. — 137 с.
  114. A.B. Курс: конфликтология. М.: СГУ, 1998. — 43 с.
  115. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  116. Н.Г., Соловьева СЛ. Экспериментально-психологические аспекты профилактики агрессивного поведения //Судебно-медицинская экспертиза. 1996. — № 1. — С.30−32.
  117. Общая и прикладная конфликтология. Уч.пособ. /Под ред. Жуковой В. И., Краснова Б. И. М.: МГСУ- Изд-во «Союз», 1997. — 992 с.
  118. Основы конфликтологии /Под ред. В. А. Кудрявцева. — М.: Юрист, 1997.-250 с.
  119. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности. Автореф. дис. к.пед.н. М., 1984. — 16 с.
  120. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков. Дис.к.психол.н. -М., 1989. 157 с.
  121. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-224 с.
  122. Платон. Сочинения. В 3 тт. М.: Мысль, 1971. — Т.З. — 4.1. — С.
  123. Т.А. Межличностный конфликт в группе: теоретические принципы и опыт экспериментальных исследований. Дис. к.психол.н. -М., 1980.-232 с.
  124. Практическая конфликтология. Уч.курс. Интернет-сайт: www.conflictmanagement.ru
  125. Прикладная конфликтология. Хрестоматия.- Мн.: Харвест, 1999. 622 с.
  126. Психологические особенности подросткового возраста. Региональная программа «Основы здорового образа жизни». Интернет-сайт: www.saripkro.r2.ru
  127. Психологический словарь (малый) /Под ред. А. В. Петровского и М.ГЛрошевского. -М.: Политиздат, 1984. — 500 с.
  128. A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента //Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С.58−60.
  129. Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом /Пер. с англ. и послесл. Ф. Е. Василюка. — М.: Прогресс, 1993. — 240 с.
  130. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. — 128 с.
  131. Т.В. Феномен эгоцентризма в подростковом возрасте. — М.: МГУ, 1997. 100 с.
  132. Н.В. Педагогический конфликт //Народное образование. 1993.-№ 4. — С.71−74.
  133. А. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли. СПб.: МиМ-ДЕЛЬТА, 1999. — 224 с.
  134. Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве //Педагогика. 2000, — № 6. — С.35−39.
  135. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии.- Волгоград: Изд-во «Перемена», 1994. — 152 с.
  136. А.Н. Ваш психологический портрет. — Мн.: Полымя, 1998.-575 с.
  137. Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: Изд. общ-во «Верзилин и К, ЛТД», 1991. — 178 с.
  138. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика. В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. — Ч. 1. — 288 с.
  139. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М.: МКЦ, 1990.-47 с.
  140. K.P., Спиллман К. Образы врага и эскалация конфликта //Исследование международных конфликтов. 1991. — № 3. — С. 61−82.
  141. А.Н. Агрессивное поведение у подростков и его особенности при пограничных психических заболеваниях //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — № 6. — С.90−93.
  142. В.М. Борьба за всех. Теория конфликта Георга Зиммеля. Интернет-сайт: www.NTR.ru
  143. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.- М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 171 с.
  144. В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива). М.: «Молодая гвардия», 1975. — 240с.
  145. В.А. Родительская педагогика. Новосибирск: Западно-Сибирск. книжн. изд-во, 1985.-224 с.
  146. В.А. Супружеские конфликты.- М.: Мысль, 1989. -173 с.
  147. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях //Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.27−34.
  148. Э.А. Конфликтология.- М.: Мысль, 2000 234 с.
  149. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Наука, 1968. — 470 с.
  150. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М., 1997.-576 с.
  151. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. — 158 с.
  152. Функции и диагностика конфликтов. Лекция 4. Интернет-сайт: www.conflictology.narod.ru
  153. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии //Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.78−89.
  154. А.У. Монолог и диалог в общении //Социальная психология /Под ред. А. И. Донцова, Л. А. Петровской. М.: МГУ, 1999. — С.230−290.
  155. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия //Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С.86−96.
  156. .И. К разработке психологической теории конфликта //Актуальные проблемы общественных наук. — Красноярск, 1986. — С.172−176.
  157. М.В., Яхонтова Е. С. Конфликтология. Уч.-практ. по-соб.-М., 1999.-114 с.
  158. Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М.: Знание, 1987. — 150 с.
  159. Ю.В. Роль конфликтов в воспитании подрастающего поколения //Актуальные вопросы развития образования и производства. — Тез. докл. 2-й Всеросс. науч.-практ. конфер., 22−23 мая, 2001 г. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001.-С. 172.
  160. Ю.В. К проблеме подростковой конфликтности //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвуз.сб. науч. тр.- Вып.1. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. -С.240−243.
  161. Ю.В. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста.- Межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. — С.243−247.
  162. Ю.В. Готовность учителя к работе с современными подростками //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвуз. сб. науч. тр. — Вып.1. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. — С.247−249.
  163. Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., Соборъ, 1997.-506 с.
  164. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Мн.: Амалфея, 1996.-288 с.
  165. В.М. Человеческая сущность управления (идеология управленческой деятельности) //Народное образование, 2000. № 9. — С.41−45.
  166. А.И. Конфликты можно предупредить. Интернет-сайт: www.dis.ru
  167. А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива. Дис. к.психол.н. Киев, 1990. — 152 с.
  168. С.Г., Шуман В. П. Семейные конфликты, причины, пути устранения. Брест: Лаборатория практической психологии и педагогики, 1992−80 с.
  169. Н.Е., Питюков В. Ю., и др. Новые технологии воспитательного процесса.- М.: Новая школа, 1993 112 с.
  170. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994. — 253 с.
  171. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Октябрь, 1996. — 96 с.
  172. В.А. Образовательная среда: от модели к проектированию. -М., 1997.-257 с.
  173. Х.Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. 1994. — № 2. — С.97−106.
  174. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. — К.: Освгга, 1993. 208 с.
  175. М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников //Сов. педагогика. — 1969. № 8. — С. 26−36.
  176. Cashman G. What causes war? An introduction to theories of international conflict. — New York tnc., 1993.
  177. Cadoret R.J. Antisocial personality. in Vinokur G. and Clayton P. The Medical basis of Psychiatry, W.B. Saunders Company, Philadelphia, 1986, 231−245.
  178. Conflict resolution technology. Ed. by D.W. Cole. Cleveland, 1983.
  179. Conflict resolution theory and practice. Integration and application. Ed. by J.D.Sandole, H. van der Merve. Manchester etc., 1993.
  180. Hare R.D. Psychopaths: New Trends in Research. — Internet Mental Health. The Harvard Mental Health Letter. Sept. 1995.
  181. Livesley W.J. Classifying personality discords: ideal types, prototypes, or dimensions? J. Personality Disorders 1991- 5:52−59.
  182. Lewis C.E. Neurochemical mechanisms of chronic antisocial behavior. Journal of Nervous & Mental Disease 1991- 179(12):720−7.
  183. Tannen D. That’s Not What I Meant! N.Y., 1994.
  184. Tannen D. You Just don’t Understand. N. p., 1995.
  185. The art of conflict prevention. Ed. by W. Bauwens, L.Reychler. -London etc., 1994.
  186. Ury W.L. Getting Past No. Cambridge, 1991.
  187. Ury W.L. Getting disputes resolved. Designing systems to cut the costs of conflict. Cambridge, 1993.
Заполнить форму текущей работой