Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях социальных, экономических и технологических преобразований российского общества, реформирования и модернизации системы образования возникает потребность в учителе, владеющем новейшими достижениями наук о человеке и инновационными психолого-педагогическими технологиями, способной как к проектированию образовательной деятельности учащегося, так и к проектированию собственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 1. 1. Современное состояние исследования становления и формирования субъектно-профессиональной
    • 5. позиции личности
      • 1. 2. Сущностные характеристики субъектно-профессиональной: позиции будущего педагога: содержание, структура, показатели, типология
      • 1. 3. Компоненты субъектно-профессиональной позиции будущего педагога и их характеристика
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Субъектный потенциал личности в структуре субъектно-профессиональной позиции будущего учителя
    • 2. 2. Ценностно-смысловые компоненты субъектно-профессиональной позиции будущего учителя
    • 2. 3. Временная перспектива в структуре профессиональной позиции будущего учителя
    • 2. 4. Субъектно-ориентированная технология формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя
    • 2. 5. Психолого-педагогические условия и тенденции формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя

Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях социальных, экономических и технологических преобразований российского общества, реформирования и модернизации системы образования возникает потребность в учителе, владеющем новейшими достижениями наук о человеке и инновационными психолого-педагогическими технологиями, способной как к проектированию образовательной деятельности учащегося, так и к проектированию собственного профессионально-личностного роста, что во многом зависит от позиции будущего учителя — интегрального системного качества, характеризующего его способность к активности во всех сферах жизнедеятельности, самодетерминации и самореализации в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. В связи с этим, становление и формирование субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза выступает конструктивным фактором повышения эффективности подготовки кадров в системе высшего профессионально-педагогического образования и успешного осуществления реформы, проводимой в сфере высшей школы.

Отсутствие выраженной субъектной позиции будущего учителя по отношению к основным сферам жизнедеятельности, включая профессиональную, приводит к обеднению мотивационно-потребностной сферы личности и снижению ее общей активности. Благодаря реализации субъектно-профессиональной позиции раскрывается внутренний потенциал личности будущего учителя, обеспечивающий возможность ее самодетерминации и последующей личностной и профессиональной самореализации и самопроектирования. Позиция как системное качество личности выступает условием превращения будущего педагога в активного субъекта жизни и профессионала.

Степень разработанность проблемы. Особенности формирования активной, творческой позиции учителя в профессионально-педагогической деятельности изучались Е. В. Бондаревской, В. И. Загвязинским, В. А. Кан.

Каликом, Н. Д. Никандровым, Т. С. Паниной, Я. А. Пономаревым, E.H. Шия-новым, Н. М. Яковлевой и др.

Исследования учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов, ориентированной на их саморазвитие и самосовершенствование посвящены исследования В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, E.H. Шиянова и др.

Разработка проблемы формирования субъектной и профессиональной позиции в педагогике осуществлялась Н. М. Борытко, В. И. Бедерхановой, В. А. Сластениным, A.M. Трещевым и др.

Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, М. Р. Гинзбурга, Е. И. Головахи, A.A. Кроника, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенковой, Коттле, Ж. Нюттена, и др. На теоретическом и эмпирическом уровнях «жизненную^программу личности», «жизненную перспективу», «субъективную картину жизненного пути» исследовали В. Н. Украинец, JI.B. Сохань, J1.E. Шкляр и др.

На теоретическом и эмпирическом уровнях «жизненную программу личности», «субъективную картину жизненного пути» исследовали В. Н. Украинец, JI.B. Сохань, Е. И. Головаха, A.A. Кроник, JI.E. Шкляр. Данные ученые рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их субъективными переживаниями.

Разрабатываемый подход в изучении субъектности осуществляется на пути развития представлений об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: в психологической науке — в русле развития субъектных качеств личности в процессе учебы и работы (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) — в отечественной педагогике — в рамках проблемы становления субъектности (Т.Ю. Бильгильдеева, Н. М. Борытко, A.C. Лебедев, Л. Н. Павлова, О.С. Ульянова), психолого-педагогических представлений о структуре субъектности (А.Ф. Березин, E.H. Волкова, И.С. Серегина), развития субъектности учащихся в воспитании и социализации.

Л.В. Алиева, А. Г. Асмолов, В. П. Бедерханова, Б. З. Вульфов, Д. В. Григорьев, А. В. Мудрик, А. А. Реан, Н. Л. Селиванова, И. З. Сковородкина, П. В. Степанов, М. В. Шакурова и др.).

Между тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих психолого-педагогические условия формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя, что порождает ряд противоречий между: потребностью общества в учителе с активным, творческим отношением к своей личной^ и профессиональной судьбе и отсутствием-внимания в учебно-воспитательном процессе вуза к процессам, лежащим в основе жизне-творчестваориентацией высшей педагогической, школы на социально и профессионально зрелую личность будущего учителя и отставанием в развитии ее субъектно-профессиональной позиции, составляющей ядро субъектностисубъектной природой педагогических образовательных технологий и отсутствием должной заинтересованности к внедрению в учебный процесс вуза психологических методов активизации субъектно-профессиональной позиции будущего педагогаисследованиями, нацеленными преимущественно на формирование субъектных и профессиональных качеств педагога и снижением' научного интереса к сложным интегративным характеристикам личности педагога как субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему, которая заключается в том, что отсутствие внимания к формированию субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в учебно-воспитательном процессе вуза приводит к снижению у них осмысленности бытия, интереса к своей личной и профессиональной судьбе, к будущей профессии, и, в конечном итоге, к редукции активности в учебно-профессиональной деятельности.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность теоретической модели формирования субъектно-профессиональной позиции будущих учителей с использованием субъектно-ориентированиой технологии в образовательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики.

Объектом исследования выступает процесс становления и развития будущего учителя как личности и профессионала, а его предметом — педагогические условия формирования субъектно-профессиональной. позиции будущего специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной-педагогической практики.

В исследовании выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования развитой субъектно-профессиональной позиции будущего учителя может быть существенно улучшен, если будет учитываться следующая совокупность педагогических условий и факторов: теоретическая, модель субъектно-профессиональной позиции будущего учителя есть интегративное единство таких ее компонентовкак активность, ценностно-смысловая сфера, субъектный потенциал, пространственно-временной-личностный континуум, ответственность в соотнесении’с процессами самодетерминации личностистадии развития субъектности определяют формирование субъектно-профессиональной позиции* будущего педагогаформирование компонентовсубъектно-профессиональной позиции будущего учителя реализуется в едином учебно-воспитательном процессе и в ходе непрерывной педагогической практики, психологическим основанием которой выступают процессы адаптации, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектирования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, содержание и структурные компоненты субъектно-профессиональной позиции будущего учителя.

2. Выявить характер взаимосвязи типа субъектно-профессионалыюй позиции будущего учителя со стадиями развития его субъектности.

3. Изучить роль и значение пространственно-временного личностного континуума в формировании субъектно-профессиональной позиции будущего педагога.

4. Экспериментальным путем исследовать взаимосвязи структурных компонентов субъектно-профессиональной позиции будущих учителей.

5. Раскрыть эффективность педагогических условий формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики.

Методологическую основу исследования составляют: на философском уровне: общая теория развития и деятельности (Н.Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Г. П. Щедровицкий и др.) — концепция строительства будущего (Г.Г. Копылов, В. А. Никитин, МТ. Ойзерман, М. В. Рацидр.) — на общенаучном уровне: принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи системного подхода (В.П. Бес-палько, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) — философско-психологические основы периодизации развития человеческой субъектности (A.B. Брушлинский, В. И. Слободчиков и др.) — психологическая теория профессионального развития личности (ДА. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) — на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования (В.П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, A.B. Петровский, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, E.H. Шиянов и др.) — деятельностный (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, и др.) — аксиологический (Л. В. Блинов, И. Б. Котова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, E.H. Шиянов и др.) — профессио-графический (Ю.Д. Алферов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — субъектно-ориентированный (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский,.

Г. И. Купцова, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.) — акмеологический (О.С. Анисимов, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, И. Н. Семенов и др.).

В теоретическом плане исследование опирается на разработки ученых в сфере психологии, философии образования, педагогики, в том числе в области: фундаментальных проблем в области теории и методики современного образования (A.B. Беспалько, A.B. Вербицкий, Б. С. Гершунский, И<�Ф. Исаев, И. Ф. Игропуло, В. В: Краевский, В. В. Сериков и др.) — проблем субъектности в деятельности и образовании (К.А. Абульха-нова-СлавскаяГ.И. Аксенова, A.B. Брушлинский, И. Ф. Исаев, А. Н. Леонтьев, С. А. Огнев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, A.M. Трешнев, Д. И. Фельдштейн, A.B. Белошицкий и др.) — в области теоретических основ саморазвития личности и профессионализма (Л.Н. Алексеева, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. А. Коростелева, А. Н. Маркова, A.B. Мудрик,.

A.A. Реан, Е. Ф. Рыбалко, И. Н. Семенов, В. А. Сластенин, Я. С. Турбовской,.

B.Н. Харькин и др.) — теоретических подходов к развитию личности в образовании (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина, Л. С. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Л. Н. Харченко, В. К. Шаповалов и др.) — проблем формирования жизненной позиции, жизненных планов личности и их отдельных компонентов (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясшцев, В. С. Мерлин, А. Е. Голомиггок, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, И. Н, Чистякова и др.). фундаментальных исследований в области развития личности педагога в системе непрерывного педагогического образования (O.A. Абдуллина, Ю. П. Ветров, М. А. Вейт, Ю. А. Лобейко, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме, эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, экспертный опросметодика диагностики рефлексивности A.B. Карпова, тест-опросник субъективной локализации контроля — модификация шкалы 1-Е Дж. Роттера (Е.Ф. Бажин, С. Р. Пантилеев, В.В. Столин), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест смысложизненных ориентаций в модификации Д. А. Леонтьева, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, методика «Профессиональная автобиография» (модификация методики Л. Ф. Бурлачука, Е.Ю. Коржовой) авторские анкеты и опросники диагностики субъектности и субъектной позиции личности, тренингиметоды статистической обработки данных.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили Липецкий государственный педагогический университет, факультеты: педагогики и психологии, художественно-графический, повышения квалификации и профессиональной переподготовки ЛГПУЛипецкий институт развития образования. Исследованием охвачено 210 студентов и 80 слушателей.

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2007;2008 гг.) предусматривал оценку современного состояния проблемы, накопление личного опыта интерпретации, проблемы формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя, определение научного аппарата и программы исследования.

Второй этап (2008;2009 гг.) включал разработку процедуры исследования, организацию его эмпирической части, уточнение общей гипотезы, диагностику компонентов субъектно-профессиональной позиции будущего учителя.

Третий этап (2009;2010 гг.) содержал формирующий эксперимент, в котором моделировались психолого-педагогические условия формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителя. Полученные результаты исследования подвергались апробации, корректировались, обсуждались и внедрялись в учебный процесс. Уточнялась и дополнялась экспериментальная программа педагогической субъектно-ориентированной технологии формирования субъектно-профессиональной позиции, осуществлялся анализ промежуточных результатов исследования.

На" четвертом этапе (2010;2011 гг.) систематизировались и обобщались теоретические и практические результаты, исследованиязавершено оформление достигнутых результатов работы в виде диссертационного исследования на1 соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Теоретическая значимость исследования состоит в-том, что в нем: уточнено понятие «субъектно-профессиональная позиция» будущего педагога, определяемое как системное личностное новообразование, способ* ценностно-временной организации и структурирования своей личною и профессиональной судьбыдоказана взаимосвязь, эффективного формированиясубъектно-профессиональной позиции от стадии развития субъектностисистематизированы представления, о теоретической структурной организации субъектности и компонентах ее составляющих: активности во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве, субъектного потенциала, ценностно-смысловой сферы, пространственно-временного континуума, ответственности, адекватных природе педагогической деятельности, сложившихся в результате активности будущегоучителя как. субъекта жизнедеятельности и целенаправленного процесса обучения в вузе.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработан концептуальный подход к изучению связи формирования позиции субъекта и стадий развития субъектности, заключающийся в том, что тип субъектно-профессиональной позиции будущего учителя сопряжен со стадиями развития субъектностипредставлена структурно-функциональная модель формирования субъектно-профессиональной позиции будущих педагогов в составе таких компонентов, как: активность, субъектный потенциал, ценностно-смысловая сфера, пространственно-временной континуум, рефлексивность, ответственность, которые на разных стадиях развития субъектности объединяются в системно-структурное единство — определенный тип позиции. обнаружена взаимосвязь и взаимообусловленность типологии субъ-ектно-профессиональной позиции будущих учителей и стадий" развития субъектностивыявлены новые существенные признаки ранее известных понятий, отражающих особенности формирования субъектности — «субъектный потенциал личности», определяемый как совокупность свойств человека, индивидуальный ресурс его личностного и профессионального развития, обеспечивающий возможность успешного освоения профессии и развитие личности профессионала;

— экспериментальноисследованы особенности взаимосвязи типа субъ-ектно-профессиональной позиции будущего учителя с формированием ее структурных компонентовобоснована и экспериментально проверена субъектно-ориентированная технология формирования зрелой позиции будущего учителя.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторамизаключается в следующем: разработана концепция субъектности, основанная на развитии механизмах самодетерминации, включающая стадии адаптации, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектированияустановлен приоритет субъектности в формировании структурных компонентов позиции будущего учителя, в отличие от работ, в которых профессиональная позиция выступает более высокой стадией субъектного развития будущего специалистапредставлена типология субъектно-профессиональной позиции будущего учителявыявлена связь типа субъектно-профессиональной позиции будущего учителя с особенностями развития ее структурных компонентов и стадиями субъектностиопределена роль пространственно-временного личностного континуума в структуре субъектно-профессиональной позиции будущегоучителяапробирована субъектно-ориентированная технология формирования позиции будущего педагога, с задействованием механизмовсамодетерминации дасамопроектированюп.

Практическая значимость работы определяется тем, что: разработан и апробированкомплекс авторских методик и анкет оценкисформированности — субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в связи со-стадиями формирования их субъектностивыявленаэффективность психолого-педагогической' субъектно-ориенти-рованной программы формирования позиции будущих учителейучитывающая стадии формирования их субъектности;

— материалы диссертации использованы в учебных курсах «Культура профессионального самообразования педагога», «Общая и профессиональная педагогика" — послужили основой для разработки содержания педагогических практик-: результаты исследования* легли в основу монографии и спецкурса «Формирование субъектно-профессиональной позициибудущего педагога», направленного на поэтапное развитие позиции будущего специалиста-, стимулирующего процессы, саморазвития и творчества.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены тем, что развиваемая в исследовании концепция обоснована методологически и фактологически, аргументирована и получила подтверждение опытным путем, опираясь на системный, субъектно-ориентированный подходы с использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью, статистической значимостью и взаимопроверяемостью опытных данных, их сопоставимостью с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

Субъектно-профессиональная позиция будущего педагога может быть определена в качестве системного личностного новообразования, способ ценностно-временной организация и структурирования своей личной и профессиональной" судьбы в составе следующих структурных компонентов: активности во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве, субъектного потенциалаценностно-смысловой" сферы, пространственно-временного континуума, ответственности, адекватных природе педагогическойдеятельности, сложившихся в результате активности человека как субъекта жизнедеятельности и-целенаправленного процесса обучениям вузе и в ходе непрерывной-педагогической практики.

Процесс формирования субъектно-профессиональной позиции будущего педагога характеризуется ее типами и определяется стадиями развития субъектности, которые послужили основой для разработки субъектно-ориентированной технологии формирующего этапа исследования. При этом созерцательно-конформистская позиция будущего педагога соотносится со стадией адаптации, функционально-действенная позиция — со стадией саморегуляции, позиция, самовыражения — со стадией самореализации, позиция самоутверждения — со стадией самоидентификации, созидательно-преобразующая позиция — со стадией самопроектирования.

Формирование типа субъектно-профессиональной позиции будущего педагога определяется характером взаимосвязи ее компонентов: субъектного потенциала (интернальность-экстернальность), пространственно-временного континуума личности (тип темпоральной ориентации), смысложизненных ориентаций (цели жизни, ее насыщенность и удовлетворенность) и стадиями развития субъектности.

Будущие специалисты с созидательно-преобразующей субъектно-профессиональной позицией отличаются широтой и насыщенностью пространственно-временного континуума, высоким уровнем социальной активности и субъектного потенциала личности, высоким уровнем рефлексивности и ответственности и находятся соответственно на более высоких стадиях развития субъектности.

Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя реализуется в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики посредством профессиональных образовательных программ и спецкурсов, вовлечения в-культурно-массовую и творческую деятельности, обусловливающих социальную активность, целостность осмысления личностного и профессионального содержания жизнедеятельностиактуализацию временной перспективы личности и ее потенциальных возможностей.

Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что: сформулированы концептуальные и теоретические положения исследования, включающие субъектно-деятельностный, аксиологический, акмео-логический, системный подходыпроведен сравнительно-сопоставительный, анализ имеющихся научных подходов к исследованию субъектной и профессиональной позиции будущего педагогапредставлена, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена системно-структурная организация субъектно-профессиональной позиции будущего учителяосуществлена разработка методических диагностических материалов для оценки сформированности позиции будущих специалистовразработаны и апробированы в ходе экспериментального обучения элементы педагогической технологии и методические приемы формирования субъектно-профессиональной позиции будущего учителядана научная интерпретация полученным экспериментальным данным и сформулированы общие теоретические выводы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в диссертационном исследовании результаты нашли свое отражение в* публикациях: монографии, программе спецкурса, научных статьях и тезисах общим объемом 20 печатных листовв докладах и выступлениях на конференциях: V Международной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное образование: методологиятеория, технология» 26 мая 2011 г., в г. Шадринске, ШГПИ, Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии 23−25'мая 2011 г. в г. Белгороде, БелГУ, Международный семинаре аспирантов 24 марта 2011 года, г. Тамбове, ТГУ «Социально-психологические проблемы профессионального роста специалистов», Международной научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современной России», (27−28 апреля 2011 г., г. Липецк), — научных семинарах, совещаниях, чтениях. Основные идеи, теоретические положения, прикладные материалы диссертационного исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры педагогики социального образования и кафедры психологии факультета педагогики и психологии и внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии и художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретические исследования и проведенная опытно-экспериментальная работа дают основание сделать следующие теоретические выводы:

Субъектно-профессиональная позиция будущего педагога определяется в качестве системного личностного новообразования, способа ценностно-временной организации и структурирования своей профессиональной судьбы в составе следующих структурных компонентов: активности во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве, субъектного потенциала, ценностно-смысловойсферы, пространственно-временного континуума, ответстг венности, сложившихся в результате активности будущего специалиста как субъекта учебно-профессиональной деятельности и целенаправленного процесса обучения в вузе.

Процесс формирования субъектно-профессиональной позиции будущего педагога характеризуется ее типами и определяется стадиями развития субъектности. При этом созерцательно-конформистская позиция будущего' педагога соотносится со стадией адаптации, функционально-действенная позиция — со стадией саморегуляции, позиция самовыражения — со стадией самореализации, позиция самоутверждения — со стадией самоидентификации, созидательно-преобразующая позиция — со стадией самопроектирования;

Формирование типа субъектно-профессиональной позиции будущего педагога определяется характером взаимосвязи ее компонентов: субъектного потенциала (интернальность-экстернальность), временной профессионально-личностной перспективы (тип темпоральной ориентации), смысложизненных ориентаций (цели жизни и профессионального развития, их насыщенность и удовлетворенность) и стадиями развития субъектности.

Будущие специалисты с созидательно-преобразующей субъектнопрофессиональной позицией отличаются широтой и насыщенностью пространственно-временного профессионально-личностного континуума, высоким уровнем социальной, учебной активности и субъектного потенциала личности, высоким уровнем рефлексивности и ответственности и находятся соответственно на высокой стадии субъектного развития — самопроектировании.

Пространственно-временной континуум субъектно-профессиональ-ной позиции будущего педагога представляет собой непрерывную во времени и пространстве перспективу стадий развития субъектности в профессиональном и личностном плане. В структуре позиции будущего педагога временная профессионально-личностная перспектива выступает одним из системообразующих структурных компонентов. Ориентация на личное и профессиональное будущее более всего выражена у будущих учителей с созидательно-преобразующей позицией и сопряжена с высокими стадиями и уровнями развития субъектности. Формирование субектно-профессиональной позиции представляет собой тенденцию к объединению всех составляющих ее структурных компонентов (активности, рефлексивности, ценностно-смысловой сферы, субъектного потенциала, ответственности, временной перспективы) в" системно-структурное единство.

Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя реализуется в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики, вовлечения в культурно-массовую и творческую деятельности, обусловливающих социальную активность, целостность осмысления содержания учебно-профессиональной деятельностиактуализацию временной перспективы ее развития как личности и как профессионала.

Практические результаты исследования: Выделены критерии и представлена типология субъектно-профессиональной позиции, которые могут использоваться для оценки и мониторинга сформированности личностной зрелости и профессионализма будущего учителя;

Разработана и апробирована программа непрерывной педагогической практики, ориентированная на формирование социальной активности, творчества и профессионализма будущего педагога;

Выявленные и внедренные в учебно-воспитательный процесс вуза психолого-педагогические условия формирования субъектно-профессиональной позиции в образовательном процессе и в ходе непрерывной педагогической практики повысили эффективность формирования профессионально-личностной подготовки будущего педагога;

Внедрен в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза элективный курс «Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя», способствующий развитию профессионально-личностных качеств;

Субъектно-ориентированная технология вовлечения будущих учителей в культурно-массовую и творческую деятельности факультета и вуза способствует формированию их зрелой позиции, повышению социальной активности, целостности осмысления содержания учебно-профессиональной деятельности и в конечном итоге позволяет актуализировать данную позицию в ходе педагогической практики в школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. — М., 1987.-С. 138−144.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. — М., 1990. С. Г14−129.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Основы общей и прикладной психологии. -М.: РАГС, 1995. 420 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов- и учителей / А. Адлер. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 214 с.
  6. , Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. д-ра пед. Наук / Г. И. Аксенова. М., 1998, — 448 с.
  7. , Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. С. Ладенко. Новосибирск, 1991.
  8. , Н.Г. Направления изучения рефлексии / Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  9. , Н.А. Рефлексивная акмеология и психология успешного управленца / НА. Алешина, Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов. — Москва-Сочи, 1998.
  10. Ю.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-С. 14−31.
  11. П.Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и её становление впроцессе индивидуального развития человека. / В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977.- С. 187−274.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — JL: Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.
  13. Анисимов, О. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и" культура мышления: автореф. дис. д-ра психол. наук / О. С. Анисимов. М, 1994. — 53 е.,
  14. , О.С. Акмеология мышления / О. С. Анисимов. — Mi, 1997.
  15. , О.С. Мыслительная культура в педагогической деятельности / О. С. Анисимов // Проблема культуры и освоения* интеллектуальных систем. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1986. — С. 56−61.
  16. , О.С. Профессиональное мышление преподавателя / 0: С. Анисимов // Вести.высш. шк. М., 1987. — №'9. — С. 40−45.
  17. Анисимов, С. А-. Методы акмеологических исследований / С. А. Анисимов, A.A. Деркач, Н. И. Конюхов. М.: РАГС, 2000.
  18. , Д.Ю. Особенности саморазвития учителя в педагогической деятельности / Д. Ю. Ануфриева // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международ, науч.-практ. конф. Ml, 2000. — Ч: 3. — С. 26−27.
  19. Анцыферова, Л: И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анциферова,// Психология, формирования и развития личности- под.ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука- 1981. — С. 3−18.
  20. , Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анциферова// Психол. журн. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−19.
  21. , Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л. И. Анциферова // Вопросы психологии. — М., 1973. — № 4. — С. 173−180.
  22. , Л.И. Психология формирования и развития личности: Человек в системе наук / Л. И. Анциферова. М., 1989. — 365 с.
  23. , Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.-365 с.
  24. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М., 1976. — 158 с.
  25. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  26. , И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: автореф. дис. д-ра психол. наук / И. В. Байер. — М.: РАГС, 1997.
  27. , Н.В. Проблема педагогической культуры преподавателей вузов / Н. В: Барабанщиков // Советская педагогика. — M., 1981.—№ 7. 72 с.
  28. , Л.Л. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: автореферат дис. канд. пед. наук / Л. Л. Барановская. — Красноярск, 1996. 16 с.
  29. , A.B. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. д-рапед. наук/ A.B. Белошицкий. — Воронеж, 2009.
  30. Беспалько, В. П: Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  31. , B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога) / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  32. , A.A. Рефлексивные процессы, в сознании и деятельности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук / A.A. Бизяева. — Санкт-Петербург, 1993v. 23 с.
  33. Богоявленская, Д. Б Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова // Психологические исследования, интеллектуальной деятельности — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979.-С. 155−161.
  34. , A.A. Вершина^ в’развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. -М.: Флинта-Наука, 1998.
  35. , A.A. Изучение взрослого человека важная задача акмеоло-гической науки / A.A. Бодалев. — М., 1996.
  36. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — М., 1983. 272 с.
  37. Бодалев, АА О предмете акмеологии / АА Бодалев //Психол. журн.—1993.—№ 5.
  38. Бодал ев, A.A. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 54−581
  39. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. С. 464.
  40. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. — 352 с.
  41. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр.психологии. 1979. — № 4. — 23−33.
  42. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-181 с.
  43. , Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. М. Бохорский. М., 1991.
  44. , A.B. Проблема психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М.: МГУ, 1994.
  45. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржакова. М., 1998.
  46. , Л.В. Формирование ценностных установок учителя, на творческую самореализацию в педагогической деятельности: автореф. дис. д-ра пед. наук / Л. В. Ведерникова. — М., 2001.
  47. , В.В. Ориентация на профессии / В. В. Водзинская // Социальные проблемы труда и производства. — М.: Мысль, 1970.
  48. , В.В. Выбор профессии как социальная проблема: автореф. дис. канд. филос. наук / В. В. Водзинская. Л., 1966. — 18 с.
  49. , E.H. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. д-ра психол. наук / E.H. Волкова. — М.: РАО, 1998.
  50. , Б.З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. — М., 1995.-С. 7−35.
  51. , Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б. З. Вульфов // Магистр. 1995. — № 1. — С. 71−79.
  52. , Б.З. Соотнести себя и дело / Б.З. Вульфов^// Народное образование. 1994. — № 1. — С. 132−135.
  53. , Л.С. Избранные психологические произведения.8 Мышление и речь / Л. С. Выготский // Проблемы психологического развития ребенка- под ред. А. М. Леонтьева, А. Р. Лурия.-М.: Изд-во АПК РСФСР, 1956. 519 с.
  54. , Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — 479 с.
  55. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд. акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  56. , Л.С. Собрание соч.: в 6 т. — Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — С. 239.
  57. , НИ. Интеграция и дифференциация университетского психологсь педагогического образования / Н. И. Выонова. — М.- Воронеж, 1999. 236 с.
  58. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию / О. С. Газман // Новые ценности образования. М., 1996. —№ 6. — С. 10−39.
  59. , Е.О. Интегративный подход как теоретическая’основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете / Е. О. Галицких. СПб., 2001. — 264 с.
  60. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975. — Т.З. — 452 с.
  61. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. № 3. — С. 43−52.
  62. , Н.С. Педагог как субъект профессионализации / Н.С. Глу-ханюк, Е. В. Дьяченко, Т. Б. Гершкович // Психология субъектности. Человек как автор жизни: материалы межрегиональной научной конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — С. 56−62.
  63. , С.М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С. М. Годник, В. С. Листенгартен. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1997. — 51 с.
  64. Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» / Е. И. Головаха, A.A. Кроник // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). — М., 1982. -С. 99−108.
  65. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. Е. Головаха. — Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  66. , Е.И. Психологическое время личности / Е.И." Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
  67. , Л.А. Профессиональное самоопределение как фактор развития интеллектуального потенциала личности / Л. А. Головей // Вестник ЛГУ: Серия, Психология. 1990. — № 4. — С. 68 — 92.
  68. , Н.Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. М.: МГУ, 1982. — 208 с.
  69. , В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности / В. В: Давыдов // Психол. журн. 1992. — Т. 13. -№ 2. — С. 3−12.
  70. Давыдов, В: В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 19−25.
  71. , В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  72. , Л.Д. Рефлексивная методология как основа проектирования профессионального образования / Л. Д. Демина // Известия Алтайского гос. ун-та, 1996. Вып. 2 (2).
  73. Демина, Л'.Д: Рефлексия в структуре системной социологической парадигмы / Л. Д. Демина // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. — М., 1998. — С. 147−155.
  74. , A.A. Акмеологические основы становления психологической: и профессиональной зрелости личности / A.A. Деркач, Л. Э. Орбан. — М., 1995.
  75. , A.A. Акмеология: пути достижения-вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. -М.: РАУ, 1993.
  76. , A.A. Психология, развития профессионала / A.A. Деркач, BtF. Зазыкин, А. К. Маркова: М.: РАГС, 2000.
  77. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи.—М., 1997. -208 с.
  78. , М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л-А. Кандыбович. Минск, 2001. — 576 с.
  79. , В.В. Понимание в познании и общении / В: В. Знаков. — М., 1994.
  80. , Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся1 для повышения их ответственности / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии. — 2000.-№ 2.-С. 87−93.
  81. , Е.П. Мотивация> и мотивы / Е. П. Ильин. — Издательство «Питер», 2002.-С.512.
  82. , Е.И. Становление и- развитие профессионального* сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 57−67.
  83. , И.Ф. Аксиологические основания профессионально-педагогического образования / И. Ф. Исаев // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международ, науч.-практ. конф. — М., 2000.-Ч. 1.-С. 150−155.
  84. Исаев- И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя / И.Ф. Исаев- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Прометей, 1993. — С. 159−175.
  85. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб, 1996. — 416 с.
  86. ОО.Караковский, В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. — М., 1992.
  87. , A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т.24, № 5.
  88. , A.B. Рефлексивность как психодиагностическое свойство и методика ее диагностики / A.B. Карпов // Психол. журн. 2003. — № 5.-С. 45−57.
  89. ЮЗ.Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 104 с.
  90. , К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет / К. А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. — М., 1968.
  91. , В.И. Личностное время и жизненный путь личности / В. И. Ковалев // Психология личности и время жизни человека- Черновцы, 1991.-С. 5−14.
  92. , И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  93. Кон, И. О. Социология личности / И. О. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  94. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  95. , Е.Ю. Методика «психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций / Е. Ю. Коржова. Киев, 1994.
  96. , Р.И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. Н. Марков. М., 1969. — 95 с.
  97. , B.B. Методологическая рефлексия в научной и учебной работе / В. В. Краевский // Педагогика. 1989. -№ 2. — С.72−79.
  98. , В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: авто-реф. дис. канд. психол. наук / В. А. Кривошеев. Минск, 1991. — С. 24.
  99. , A.A. Психология человеческих отношений / A.A. Кроник. — Дубна: Издательский центр «Феникс" — Издательство «Когито-Центр"+, 1998. — 224 с.
  100. , C.B. Воспитательная работа в-современной школе: От коллективизма к взаимодействию / C.B. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воронеж, 2006. -272 с.
  101. , C.B. Педагогика самоорганизации. Феномен содержания: монография / C.B. Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
  102. , C.B. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация. Ростов-на-Дону: Изд-во PI 11 У, 1995.- 168 с.
  103. , Ю.Н. Мышление учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская // Личностные механизмы: понятийный аппарат. — М.: Педагогика, 1990. С. 71−97.
  104. , Е. Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся.педагогических классово дисс. канд. пед. наук/Е. Г. Лаптева. Ставрополь, 1999. 208 с.
  105. , А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. СПб: Алетейя, 2001. — 192 с.
  106. , А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский- под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Петербург: Изд-во «Учпедгиз», 1922.-401с.
  107. , К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. — Санкт-Петербург: Речь, 2000. 352 с
  108. , М.М. Основы технологии обучения профессиональной деятельности / М. М. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
  109. , А.Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вести Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 1983. — № 2. — С. 19−25.
  110. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1978.
  111. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М., 1999. — 488 с.
  112. Леонтьев, ДА Тест «Смысложизненные ориентации» / ДА. Леонтьев. — М, 1994.
  113. , Б.Т. Воспитательные • аспекты обучения / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982.— 192 с.
  114. , H.A. Жизненный путь человека как психологическая проблема / H.A. Логинова //Вопросы психологии. —1985. —№ 1. С. 103−109.
  115. , H.A. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова // Принцип развития в психологии: сб. статей- под ред. Л.И. Ан-цыферовой. М.: Наука, 1978. — С. 156−172.
  116. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 226 с.
  117. , А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М., 1979. — 320 с.
  118. , A.C. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: в 7 т. / A.C. Макаренко. М., 1951. — Т. 5.
  119. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. — 1995. — № 6.
  120. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.-308 с.
  121. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108−117.
  122. , O.A. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования / O.A. Мацкайлова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия, Педагогические науки. — 2009. — № 4 (38). С. 37−42.
  123. , О. А. Педагогическая поддержка становления субъектности учащегося в воспитательном пространстве урока / O.A. Мацкайлова // Сред. проф. образование: прил. 2006: — № 9. — С. 22−34.
  124. Мацкайлова, О: At Позиция как характеристика субъекта / O.A. Мацкайлова // Вести. Оренб. гор. ун-та. 2005. — № 10. — Т. 1'. — С. 83−88.
  125. , О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / Н. М. Борытко, O.A. Мацкайлова- науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИ11К РО- 2002.- 131с.
  126. , B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / B.C. Мерлин // Ученые записки Пермского пед. ун-та. — Пермь, 1970. — Т. 77. — Вып. 6.-С. 8−213.
  127. , В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Метаева. — Екатеринбург, 1996. — 23 с.
  128. Методика изучения ценностных ориентаций: практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. — М.: Изд-во МГУ, 1989.-С. 147- 160.
  129. , М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. С. Мириманова // Развитие личности. — 2001. — № 1.-С. 49−66.
  130. , С.С. Становление жизненной позиции будущих педагогов в условиях физкультурно-спортивной деятельности // Новыйуниверситет. Серия, Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: науч. журн. Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2011. — № 4(4).
  131. Нб.Митюшин, A.A. Рефлексия / A.A. Митюшин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 579.
  132. , И.М. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И. М. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 110−122.
  133. , Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и* их соотношение в, структуре педагогических способностей / Е. С. Михайлова. JI., 1990.
  134. , К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — М.: Наука, 1983.- 240 с.
  135. , В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии 1957. — № 5. — С. 5−8.
  136. , Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. — Вып. 8−9.-С. 22−25.
  137. , P.C. Психология» образования / P.C. Немов. М., 2001. — 608-с.
  138. , Н.И. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2003. -№ 3.- С. 145−155.
  139. , В.В. Систематизация волевых свойств человека / В. В. Никандров // Вестник СПбУ. 1995. — № 3. — С. 55−67.
  140. , B.B. Личность в условиях хронического соматического заболевания: автореф. дис. канд. психол. наук/В.В. Николаева. — М., 1992.
  141. , Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста / Е. Р. Новикова // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. -М., 1984. -№ 4. С. 71−72.
  142. , A.C. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих / A.C. Огнев. — Воронеж: ВГУ, 1998.
  143. Огурцов, А. П- Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Мысли о мыслях. — Новосибирск, 1995.- С.13−19.
  144. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1996. — 921 с.
  145. , Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. М.: Ювента, 1998. — 345 с.
  146. , И.О. Проблемы исследования субъектной активности / И. О. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  147. , И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия / И. Г. Петров // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 26−35.
  148. , A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА, 1998. — 528 с.
  149. , В. А. Личность в’Психологии: Парадигма субъектности / В. А. Петровский. — Ростов-на Дону, 1996. 512 с.
  150. , В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 223 с.
  151. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М., 1969.—659 с.
  152. , П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. — М., 1996.
  153. , Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. М. Пинегина. — Калуга, 1999.
  154. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Мысль, 1986.-231 с.
  155. , Я.А. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / Я. А. Пономарев. — Вопр. психологии, 1979, № 3, С. 182−186.
  156. , Я.А. Рефлексия в-развитии творческого мышления / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психол. журн. — 1986. — Т. 7. — № 6. -С. 17−23.
  157. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И Анцыферовой.—М.: Наука, 1979.
  158. Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев, 1983.
  159. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Голвей, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999. — Вып. 3.-248 с.
  160. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, ЛА Коростылевой. СПб.: Изд.-во С.-Петербург, ун-та, 2000.—Вып. 4.—252 с.
  161. , К. К теории творчества / К. Роджерс // Взгляд на психотерапию становления человека. — М., 1994.
  162. , В.М. Культурно-историческая и психологическая рефлексия научного творчества / В. М. Розин // Мысли о мыслях. — Новосибирск, 1995. Т. 1.
  163. , В.М. Психология судьбы: программирование или творчество В. М. Розин // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 98−105.
  164. , М. Методика «Ценностные ориентации» М., Наука, 1984.
  165. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-358 с.
  166. , С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. — 114 с.
  167. , СЛ. Основы общей психологии: в 2 т. / С Л Рубинштейн. — М, 1989.
  168. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Наука, 1976.-424 с.
  169. , В.Ф. Вопросы самоопределения личности и её активности: межвузовский сборник научных трудов / В. Ф. Сафин. — Уфа: Башкирский пединститут, 1985. — 109 с.
  170. , В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу / В. Ф. Сафин. — Свердловск: Свердл. пед ин-т, 1986. — 142 с.
  171. , И.Н. Типы и функции рефлексии в научном мышлении / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Проблемы рефлексии в научном познании. -Куйбышев, 1983. С. 76 — 82.
  172. , И.Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии / И. Н. Семенов // Наука о человеке. -М., 1989.-С. 18−34.
  173. , И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности / И. Н. Семенов // Системные исследования. М., 1982. — С. 11−19.
  174. , И.Н. Эвристическая рефлексика. Новая технология развития творческого потенциала / И. Н. Семенов // Проблемы научного и технического творчества. — Одесса, 1993.
  175. , Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся / Ю. В. Сенько, В. Э. Тамарин. М., 1996 — 240 с.
  176. , В.А. О современных подходах в подготовке учителя / В. А. Сластенин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности: тезисы Всерос. науч.-практ. конф. — Барнаул, 1996.
  177. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сла-стенин, JI.C. Подымова. — М.: Магистр, 1997.
  178. , В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1997.
  179. , В.А. Профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин // Магистр. 1995. — № 3. — С. 52−59.
  180. , В.А. Профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин, А. И. Шутенко // Магистр. 1995. — № 3. — С. 52−58.
  181. , В.А. Сластенин / В. А. Сластенин. М., 2000. — 488 с.
  182. , В.А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды Mill У. Серия, Психолого-педагогические науки: — М.: Прометей, 2000. — С. 3−22.
  183. , В.А. Формирование’личности учителя в процессе-его профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  184. , В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  185. , В.И. Генезис рефлексивного сознания в- младшем школьном возрасте / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы, психологии. 1990. — № 3.
  186. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
  187. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.-№ 6, С. 14−22.
  188. , Л.Б. Рефлексивный профессионализм как результат культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова // Труды Всерос. науч.-практ. конф. «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. М, 2002. — Ч. 2. — С. 149−153.,
  189. , Л. В. Психология жизненного успеха / Л. В. Сохань. — Киев: Наукова думка, 1990. 214 с.
  190. , А.Г. Сознание, и Самосознание / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972.—303с.
  191. , С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. П. Семенов // Вопросы психологии, — 1982,-№ 1.-С. 70−74.-303 с.
  192. , Л.А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности / Л. А. Сухинская // Психологическая теория коллектива. М., 1979. — С. 94−104.
  193. , В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. М., 1979. — Т.З.
  194. Таранов, 11.С. 150 мудрецов и философов: в 2 т. / ПС. Таранов. — М, 2000-
  195. , Н.Ф. Психолого-педагогические условия- развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя: автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2009! — 23 с.
  196. Тест-опросник субъективной локализации контроля- // Практикум, по психодиагностике. Психодиагностические материалы., — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988. 140 с.
  197. , A.M. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук / A.M. Трещев. — Калуга: Гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2001. — 35 с.
  198. , В .П. Философия и ценностные формы сознания / В. П. Тугаринов.-М., 1978. .
  199. , Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2000.-416 с.
  200. , Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 1971. — № 11. — С. 170−179.
  201. , В.Н. Жизненные перспективы личности / В. Н. Украинец // Жизненный путь личности. — Киев, 1987. С. 217−225.
  202. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельд-штейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  203. Философский энциклопедический словарь. М.: ИПФПА-М, 1999. — 576 с.
  204. , П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже // Экспериментальная психология- ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1978. — Вып. 6.
  205. , Э. Душа человека / Э. Фромм- пер. с англ.- общ.ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  206. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1994.-256 с.
  207. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. А. Л. Гройсман. М., 1998. — 200 с.
  208. , С.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию: автореф. дис.. канд. пед. наук / С.А. Цит-тель.-М., 2001.-23 с.
  209. , Г. А. Психология саморазвития /ГА. Цукерман. —Рига, 1995.—239 с.
  210. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М., 1986.
  211. , В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психол. журн. — 1993. — Т. 14. -№ 5. — С. 3
  212. , Э.В. Смысл жизни и судьба / Э. В. Чудновский. — М., 1996.
  213. , И.А. Исследование студентами педагогических ситуаций как средство формирования профессионально-субъектной позиции: дисс. канд. педагог. Наук / И. А. Шакиров. Астрахань, 2000. — 158 с.
  214. ЕВ. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Е. В Шелобанова, Д. А Леонтьев // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−65.
  215. , Г. П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г. П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995.
  216. , Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Исследование1 речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.-С. 12−28.
  217. , Т.Н. Субъективный, контроль как фактор личностного роста учителя: автореф. дис. канд. психол. наук / Т. Н. Щербакова. М., 1994. '
  218. , Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  219. , Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. 1998. — № 1. — С. 58.
  220. , И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−76.
  221. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М., 1958. — 382 с. i 1 t
  222. , П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени / П. И. Яничев // Ежегодник РПО: в 8 томах. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. — Т.8. — С. 668−673.
  223. , П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П. И. Яничев // Наш проблемный подросток: учебное пособие. — СПб., 1999. — С. 50−60.
  224. , M. В. (1988). Contradictions in teacher education and society: A critical analysis / M. B. Ginsburg // New York: Falmer. — 1988.
  225. , J.A. & Bringle, R. G. Reflection: Bridging the gap between service and learning / J.A. Hatcher, R. G. Bringle // College Teaching. — 1997.-N45(4).-P. 153−158.
  226. Risko, V.J. Preparing teachers for reflective practice: Intentions, contradictions, and possibilities / V.J. Risko, C. Vukelich, K. Roskos // Language Arts Journal. 2002. — 80 (2). — P. 134−144.
  227. , K.L. (1999). Reflective thinking and professional development / K.L. Seifert // Boston: Houghton Mifflin. 1999.
  228. E. (1994) Reform in teacher education: The power and the pedagogy / E. Stones // Journal of Teacher Education. 1994. — N. 45. — P. 310 318.
  229. , P. G. & Boniwell, I. Balancing One’s Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning / P. G Zimbardo, I. Boniwell // Positive psychology in practice, Hoboken, NJ: Wiley. 2004.
  230. , P. G. & Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric / P.G. Zimbardo, J. N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 77. — P. 1271−1288.
Заполнить форму текущей работой