Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма реализации бюджетной политики на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение основных проблем межбюджетных отношений в регионе и построение эффективной региональной бюджетной политики должны быть направлены на снижение централизации налогово-бюджетных полномочий, отмену регламентации централизованно установленных норм расходов региональных и местных бюджетов, совершенствование законодательной базы, уменьшение ограничений бюджетных полномочий органов власти… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 12 В РОССИИ
    • 1. 1. Структура бюджетной системы и направления формирования 12 бюджетной политики государства
    • 1. 2. Система территориальных финансов и роль бюджетов 32 муниципальных образований в ее организации
    • 1. 3. Принципы и механизм организации межбюджетных отношений в Российской Федерации
  • 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СФЕРЕ 67 ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ
    • 2. 1. Анализ структуры и динамики источников формирования бюджета 67 Ставропольского края и направлений их использования
    • 2. 2. Порядок распределения финансовой помощи регионам
    • 2. 3. Оценка результативности проведения бюджетной политики 103 региональными и местными органами власти Ставропольского края
  • 3. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 124 РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 3. 1. Методика оценки финансового состояния и качества управления 124 бюджетами административно-территориальных образований
    • 3. 2. Налоговая политика как основа бюджетной автономии
    • 3. 3. Направления совершенствования региональной бюджетной политики

Совершенствование механизма реализации бюджетной политики на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и направленность исследования. Экономические и политические реформы, проводимые в Российской Федерации с начала девяностых годов XX века, коренным образом изменили бюджетную систему и механизм управления правами собственности. Предпосылки рационального формирования и использования ресурсов государственного бюджета дают власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную реорганизацию, стимулировать развитие приоритетных секторов народного хозяйства, обеспечивать социальную поддержку менее обеспеченных слоев населения.

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и распределения денежных потоков на уровне страны, кроме того, выступает инструментом государственной региональной политики. Взаимоотношения между бюджетами различных уровней в Российской Федерации характеризуются многочисленными проблемами, такими как отсутствие механизма четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников, повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований и покрытия расходов территорий их собственными налоговыми доходами, сокращения количества дотационных бюджетов, оздоровления системы региональных финансов и т. д. Среди стратегических и тактических направлений совершенствования бюджетной политики административно-территориальных образований значимыми являются: построение эффективной системы финансовой поддержки бюджетов субфедерального и местного уровнейсоздание стимулов для проведения рациональной налоговой политикиприменение научно обоснованных подходов к управлению государственными финансами.

Изложенное характеризует актуальность выбранной темы диссертационной работы в области исследования вопросов совершенствования механизма реализации бюджетной политики, системы управления доходами и расходами бюджетов, планирования и прогнозирования их финансовых ресурсов и конкретизации данных мер для отдельно взятого региона Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Проблемы оптимизации бюджетной системы на уровне государства исследованы в работах известных зарубежных ученых: Дж. Бьюкенена, Д. Кинга, В. Оутса, а также отечественных специалистов — Д. А. Аллахвердяна, JI.A. Дробозиной, В. Н. Лексина, М. В. Романовского, В. М. Родионовой, С.Г. Синельникова-Мурылева, И. В. Трунина и др.

Изучению проблем реализации бюджетной политики, совершенствования системы управления государственными доходами и расходами посвящены труды многих экономистов: Г. В. Базаровой, A.M. Бирмана, М. В. Васильевой, А. Г. Зверева, A.M. Лаврова, В. Г. Панскова, И. В. Подпориной, Л. П. Прониной, Б. И. Филимонова, В. Б. Христенко, A.B. Швецова, Е. Г. Ясина и др.

Различные способы решения проблем регулирования межбюджетных отношений сформулированы в исследованиях И. А. Бланка, B.C. Врублев-ской, В. В. Ковалева, Н. Д. Кочетовой, Г. Б. Поляка, Е. А. Стояновой, К. В. Якушевой и других ученых.

Отмечая теоретическую значимость и практическую важность отмеченных научных работ, следует подчеркнуть, что они не исключают дискус-сионности постулата о том, что эффективность региональной бюджетно-налоговой политики в целом влияет не только на межбюджетные отношения, но и на финансовую систему региона и муниципалитетов, величину бюджетных доходов. Проблема, которая возникает при распределении бюджетных средств, связана с определением налогового ресурса региона и оценкой результативности проведения бюджетной политики. Кроме того, необходимо совершенствование механизма ее реализации применительно к конкретному субъекту РФ, что и определило актуальность проведенного исследования, инициировало постановку цели, задач и построение логики диссертации.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.3. «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике» и п. 2.5. «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование стимулирующего влияния системы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие территорий и разработка направлений совершенствования механизма реализации региональной бюджетной политики на практике.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:

— в теоретическом аспекте исследовать сущность и содержание бюджетной политики и охарактеризовать ее основные элементы;

— раскрыть содержание методов, инструментов, рычагов реализации бюджетной политики на региональном уровне;

— рассмотреть взаимосвязь государственных и региональных финансов и конкретизировать роль бюджетов муниципальных образований в их организации;

— изучить существующие методики оценки результативности бюджетной политики, основанные на расчете качественных и количественных показателей, проиллюстрировать направления их практической реализации;

— провести анализ доходной и расходной частей бюджета региона, дать оценку его устойчивости, исследовать условия и выявить факторы, ее определяющие;

— сформулировать основные направления совершенствования бюджетной политики и повышения качества управления государственными и региональными финансами;

— обосновать комплекс мер, способствующих рационализации механизма управления расходами и самообеспеченностью бюджетов.

Предметом исследования выступает система финансовых отношений в контексте решения стратегических, тактических и оперативных задач бюджетной политики и реализации мер по ее совершенствованию на уровне административно-территориальных образований, а также механизм распределения доходов и расходов и управления бюджетами субъектов Федерации.

Объектом диссертационного исследования является бюджетная система Ставропольского края.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили научные концепции, фундаментальные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории государственных финансов, разработки и рекомендации экономистов в области межбюджетных отношений, бюджетной политики, а также законодательные и иные нормативные акты органов государственной власти различного уровня. В процессе обработки и анализа материала использовались такие методы, как абстрактно-логический, монографический, структурный, экономико-статистический, экономико-математические, а также специальные приемы экономического анализа — сравнения, группировки.

Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования явились материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа по Ставропольскому краю, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, плановые и отчетные данные представительных и исполнительных органов власти, материалы научно-практических конференций и периодической экономической печати.

Рабочая гипотеза диссертации базируется на системе методических положений и научной позиции автора, в соответствии с которыми согласование целей экономического развития административно-территориальных образований с социальными потребностями их населения должно осуществляться мерами рационального использования ресурсного потенциала данных территорий при финансовой поддержке государства посредством разграничения прав собственности и эффективного механизма реализации бюджетной политики и совершенствования бюджетного процесса.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. В системе государственного устройства особое значение отводится бюджету как инструменту финансовой политики. В условиях становления цивилизованного рынка целесообразен пересмотр основных принципов организации бюджетных отношений в сторону усиления значимости таких, как: самостоятельностьравенство прав субъектов Федерацииобязательность компенсации бюджетам недостающих средств вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровнядостоверность информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в поддержкеясность (прозрачность) и гласность.

2. Деятельность органов местного самоуправления объективно предполагает их финансовую самостоятельность, что на практике реализовать достаточно сложно. В первую очередь, это связано с несовершенством правовой базы и наличием противоречий в законодательных и нормативных актах, несоответствием федеральных и региональных законов в области местного самоуправления. В этой связи возникает необходимость формулирования проблем развития муниципальных финансов и разработки способов их решения (на основе функционально-управленческого и структурного подходов), а также проведения эффективной региональной бюджетной политики, способствующей предоставлению равных возможностей в получении бюджетных услуг и перераспределении средств бюджета.

3. Результативность бюджетной политики обусловлена потенциальной способностью бюджетного механизма аккумулировать финансовые ресурсы и фактической устойчивостью бюджета, что обеспечивается организацией мониторинга и финансового планирования. Первый служит действенным рычагом повышения бюджетной обеспеченности, как основного индикатора финансовой устойчивости, а последнее ориентирует бюджетную политику региональных властей на реализацию различных долгосрочных и среднесрочных целей. Вместе с тем, выбор инструментов воздействия на состояние бюджета предопределен взаимосвязью параметров бюджетно-финансового равновесия региональной экономики и финансовой стабильности региона.

4. Налоговая реформа в РФ, недостаток средств на реализацию полномочий, закрепленных на региональном и муниципальном уровнях, и перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета привели к тому, что бюджет Ставропольского края последние три года принимался и исполнялся с дефицитом. Для его покрытия необходимо привлечение заемных источников посредством открытия кредитной линии с правом получения денежных средств по мере необходимости и возможным досрочным погашением. В сложившихся условиях политика в сфере управления государственным внутренним долгом направлена на обеспечение его оптимальной структуры и поддержание допустимого объема.

5. Ориентация бюджетной политики на решение таких задач, как уменьшение налоговой и долговой нагрузки, повышение устойчивости бюджета, использование новых приоритетов финансирования бюджетных услуг, становится базовой предпосылкой в ее проведении. Централизация налоговых поступлений на уровне Федерации и ее субъектов приводит к недостатку финансовых ресурсов у местных органов власти. Повышению диверсификации их источников способствует либо расширение перечня налогов и их базы (экстенсивный путь), либо использование механизма перераспределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ), имущественных налогов и ресурсных платежей между уровнями бюджетной системы (интенсивный путь). При этом регион получает дополнительный стимул для развития собственной доходной базы, а также возможность роста бюджетной автономии.

6. Проведение на уровне муниципалитетов самостоятельной политики в области распределения бюджетных средств является актуальной проблемой и требует совершенствования процесса обеспечения самодостаточности местных бюджетов, который должен протекать наряду с оптимизацией их расходных обязательств. В этом направлении целесообразно осуществление реструктуризации бюджетного сектора, расширение прав главных распорядителей бюджетных средств, использование программно-целевых методов планирования при определении объема расходов в разрезе их функциональной классификации, а также методов бюджетирования, ориентированных на результат.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании структурных элементов механизма региональной бюджетной политики и разработке мер по их практической реализации, способствующих совершенствованию бюджетного процесса. Наиболее важные научные результаты, полученные автором в процессе исследования, заключаются в следующем:

— интерпретирована сущность бюджетной политики, охарактеризованы формы бюджетных отношений, подчеркнута важность субсидиарной организации межбюджетных связей, усилении их стимулирующей роли и инвестиционной поддержки, реализация которых повысит автономность, сбалансированность и реалистичность бюджетов;

— обоснованы задачи бюджетно-налоговой политики в направлении обеспечения стабильности налогового законодательства и межбюджетных отношений, качества финансового менеджмента, внедрения достоверного и объективного бюджетного планированиясгруппированы методы, инструменты и рычаги ее реализации;

— предложены показатели оценки бюджетного потенциала на субфедеральном уровне и эффективности распределения финансовой помощи, способствующие идентификации вектора роста результативности бюджетной политики региональных и местных органов власти;

— дана характеристика функционально-управленческому и структурному подходам к реализации бюджетной политики в административно-территориальных образованиях, позволившим выявить возможности количественного и качественного воздействия бюджетных отношений на экономику региона;

— сформулированы меры по совершенствованию долговой политики и порядка финансирования социально значимых сфер, основанные на анализе доходных источников бюджета Ставропольского края и расходных обязательств;

— в целях определения финансового состояния и качества управления бюджетами административно-территориальных образований предложен' комплекс критериев: долговой нагрузки, уровня зависимости и дотационно-сти, среднедушевых бюджетных показателей;

— разработан механизм перераспределения налоговых поступлений по НДФЛ, имущественным и ресурсным налогам между уровнями бюджетной системы, способствующий повышению бюджетной автономии, для оценки" эффективности которого рекомендовано использовать коэффициент налогового замещения.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма реализации региональной бюджетной политики. Непосредственное практическое значение имеют разработанная в процессе исследования методика анализа результативности проведения бюджетной политики региональными и местными органами власти Ставропольского края, сформулированные направления ее совершенствования, а также обоснованные подходы к оценке финансового состояния и качества управления бюджетами.

Рекомендации, предложенные в диссертации, могут быть использованы в практической деятельности финансовых органов всех уровней власти, в качестве ориентиров для дальнейшего совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса, а также как учебно-методический материал в преподавании дисциплин «Бюджетная система РФ», «Бюджетное планирование и прогнозирование», «Доходы бюджета», «Организация исполнения бюджета» и др.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены и получили одобрение на I Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративное управление в Российской Федерации» (г. Кисловодск, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Антикризисная экономическая политика в России» (г. Пятигорск, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференция «Роль научного студенческого сообщества в условиях трансформируемой экономики России» (г. Пятигорск, 2005 г.), II Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика» (г. Ярославль, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г. Пенза, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Образование и наука — основной ресурс социально-экономического развития» (г. Ростов-на-Дону, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Формирование рыночной экономики: проблемы структурной перестройки в экономической и финансовой сферах» (г. Пятигорск, 2007 г.), а также обсуждались на научных семинарах факультета экономики и финансов Северо-Кавказского гуманитарно-технического института в 2004;2007 гг.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ, общим объемом 3,16 п.л. (авт. — 2,82 п.л.), в том числе 1 статья — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по управлению региональными и муниципальными финансами с учетом оценки качества и эффективности использования финансовой помощи необходимо применять при предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

В условиях разграничения полномочий предстоит пересмотреть принципы оказания финансовой помощи, предоставляемой на условиях софинан-сирования в целях обеспечения выполнения наиболее приоритетных для Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные средства предусматривается сконцентрировать в Федеральном фонде софинансирования расходов.

В этих целях необходимо доработать механизм финансирования средств из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения применения этой формы поддержки, основанной на выполнении субъектами Российской Федерации ряда условий, от которых будет зависеть размер предоставляемых им средств.

Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, определить условия получения этой финансовой помощи с учетом качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.

2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ.

2.1 Анализ структуры и динамики источников формирования бюджета Ставропольского края и направлений их использования.

Ориентация финансовой политики на реализацию различных долгосрочных и среднесрочных целей, таких как уменьшение налоговой и долговой нагрузки, повышение устойчивости бюджета, новые приоритеты финансирования бюджетных услуг, становится базовой предпосылкой в ее проведении [60].

Повышение качества планирования доходных источников расходных потребностей регионов (муниципальных образований) связано, с одной стороны, с выверенными собственными возможностями по максимальной мобилизации доходов в среднесрочной перспективе, а с другой — с определением и закреплением в перспективном финансовом плане приоритетных направлений расходов, нацеленных на результат [71].

В российском бюджетном законодательстве пока отсутствуют определения понятий «заданный результат» и «требования к оценке этого результата». Разделение социальной и экономической эффективности государственных расходов, а также количественная оценка прямых и конечных результатов являются базовыми требованиями программно-целевого бюджетирования [71].

Эффективность управления бюджетом определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения важное место имеет отчет об исполнении бюджета. Отчетность является важным средством коммуникации, представляющая достоверную информацию об устойчивости бюджетного потенциала административно-территориальных образований (АТО). Чтобы обеспечивать устойчивость бюджетного потенциала в современных условиях, необходимо владеть методикой оценки бюджета и иметь соответствующее информационное обеспечение [148].

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. На региональном уровне в бюджетном процессе принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 86 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский- 55 краевых и областных бюджетов- 1 бюджет автономной области- 8 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения. В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета и субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств, как государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Бюджетным Кодексом, первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают, помимо непосредственно государственного бюджета, государственные внебюджетные фонды. Первый уровень бюджетной системы, наполнен бюджетами государственных внебюджетных фондов (кроме федерального). Второй уровень, помимо 86 бюджетов субъектов РФ, содержит также и средства территориальных государственных фондов.

Помимо понятия федерального, региональных и местных бюджетов, в экономической практике также используется термин «консолидированный бюджет». Он представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства. В отличие от федерального бюджета и региональных, которые принимаются законодательно, консолидированные бюджеты законом не являются.

Основная их функция — информационная. Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.

Оценка бюджетного потенциала АТО может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. В анализе может использоваться дополнительная информация оперативного характера.

В целях обеспечения эффективного управления бюджетом отчет должен содержать данные, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений в области расходования бюджетных средств, эффективности их использования, оценки динамики доходов бюджета и имеющихся бюджетных ресурсов.

Поскольку основу любой науки представляют ее предмет и метод, следует отметить, что предметом бюджетного анализа выступает форма образования доходов бюджета и их использование. Цель и содержание бюджетного анализа — оценка бюджетного потенциала и выявление возможностей его устойчивого роста с помощью эффективной финансовой политики.

Кроме того, анализ бюджетов, бюджетного потенциала АТО имеет своей целью: определить его устойчивостьвыявить динамику его состоянияопределить факторы, влияющие на изменение устойчивости бюджетовспрогнозировать основные тенденции развития бюджетного потенциала.

При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета: по видам расходовпо нижестоящим бюджетампо отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затратвыясняются возможности более экономного использования ассигнований;

— проверяется целевой характер расходования бюджетных средствоценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах [97].

Рассмотрим проблемы формирования и использования территориальных финансов на примере Ставропольского края.

Основу финансовой системы Ставропольского края составляют средства бюджета Ставропольского края, краевых внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, средства федерального бюджета, а также другие источники, не запрещенные законом. Использование финансовых ресурсов производится исключительно в интересах населения.

Ставропольский край имеет самостоятельные бюджет и налоговую систему, соответствующие общим принципам налогообложения и сборов, установленным федеральным законодательством. Самостоятельность бюджета обеспечивается правом определять направления его использования и расходования. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, опубликования и исполнения бюджета Ставропольского края, а также система налогов, взимаемых в бюджет, устанавливаются законами края в соответствии с федеральным законодательством.

Рассмотрим долю поступлений в бюджетную систему РФ налогов и сборов по Ставропольскому краю за период 2001 — 2006 год (табл. 2.1).

Так, доходы консолидированного бюджета в 2006 году сформированы в основном за счет пяти видов налогов. Наряду с НДС и налогом на прибыль, налог на доходы физических лиц является крупным источником для всей бюджетной системы в целом, но особенно важную роль он играл бы как источник доходов для региональных и местных бюджетов.

Доходы от НДФЛ тесно коррелируют с поступлениями от других налогов и от всех налоговых доходов вообще (именно наличие такой тесной связи позволяет использовать показатель среднедушевых доходов населения в качестве примерной оценки налогового потенциала территории). Но поскольку распределение поступлений от налога на доходы физических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы.

Одной из важнейших задач государственного регулирования и стимулирования рыночного развития экономики является решение проблемы оптимального формирования и рационального использования фондов денежных средств, направляемых на финансирование управленческих функций центрального аппарата и региональных органов власти. Процесс перераспределения ресурсов в масштабах бюджетной системы реализуется с помощью бюджетной политики, которая, в свою очередь, является составной частью финансовой политики государства.

Инструментом реализации бюджетной политики выступает бюджетный механизм. С его помощью государственные и муниципальные органы власти стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период, исходя из целей, поставленных правительством в программах экономического и социального развития страны.

В системе государственного устройства особое значение отводится бюджету как инструменту финансовой политики. В условиях становления цивилизованного рынка целесообразен пересмотр основных принципов организации бюджетных отношений в сторону усиления значимости таких, как: самостоятельностьравенство прав субъектов Федерацииобязательность компенсации бюджетам недостающих средств вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровнядостоверность информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в поддержкеясность (прозрачность) и гласность. В ходе исследования выявлено, что состав элементов бюджетного механизма можно представить с позиций структурного и функционально-управленческого подходов. В основу первого положена зависимость бюджетного механизма от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, второй — ориентирован на функциональные особенности управления ими.

Наиболее важным направлением бюджетной политики является сбор налоговых и неналоговых доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление дефицитом. Критериями эффективности бюджетной политики должна стать степень реализации целей и задач, в том числе может быть оценена результативностью деятельности органов исполнительной власти, улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Для определения финансового состояния и качества управления бюджетами административно-территориальных образований (АТО) в работе предложено использовать две группы критериев: показатели оценки финансового состояния бюджетов административно-территориального образованияпоказатели оценки качества управления бюджетами.

Решение основных проблем межбюджетных отношений в регионе и построение эффективной региональной бюджетной политики должны быть направлены на снижение централизации налогово-бюджетных полномочий, отмену регламентации централизованно установленных норм расходов региональных и местных бюджетов, совершенствование законодательной базы, уменьшение ограничений бюджетных полномочий органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, следовательно, объективна финансовая самостоятельность последних. В этой связи возникает необходимость формулирования направлений развития муниципальных финансов на основе функционально-управленческого и структурного подходов, а также проведения эффективной региональной бюджетной политики, способствующей предоставлению равных возможностей в получении бюджетных услуг и перераспределении средств бюджета.

Результативность бюджетной политики обусловлена потенциальной способностью бюджетного механизма аккумулировать финансовые ресурсы и фактической устойчивостью бюджета, что обеспечивается организацией мониторинга и финансового планирования. Выбор инструментов воздействия на состояние бюджета предопределен взаимосвязью параметров бюджетно-финансового равновесия региональной экономики и финансовой стабильности региона.

Налоговая реформа в РФ, недостаток средств на реализацию полномочий, закрепленных на региональном и муниципальном уровнях, и перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета привели к тому, что бюджет Ставропольского края последние три года принимался и исполнялся с дефицитом. Для его покрытия необходимо привлечение заемных источников посредством открытия кредитной линии с правом получения денежных средств по мере необходимости и возможным досрочным погашением. В сложившихся условиях политика в сфере управления государственным внутренним долгом направлена на обеспечение его оптимальной структуры и поддержание допустимого объема.

Ориентация бюджетной политики на решение таких задач, как уменьшение налоговой и долговой нагрузки, повышение устойчивости бюджета, использование новых приоритетов финансирования бюджетных услуг, становится базовой предпосылкой в ее проведении. Централизация налоговых поступлений на уровне Федерации и ее субъектов приводит к недостатку финансовых ресурсов у местных органов власти. Повышению диверсификации их источников способствует использование механизма перераспределения налога на доходы физических лиц, имущественных и ресурсных платежей между уровнями бюджетной системы.

Проведение на уровне муниципалитетов самостоятельной политики в области распределения бюджетных средств является актуальной проблемой и требует совершенствования процесса обеспечения самодостаточности местных бюджетов, который должен протекать наряду с оптимизацией их расходных обязательств. В этом направлении целесообразно осуществление реструктуризации бюджетного сектора, расширение прав главных распорядителей бюджетных средств, использование программно-целевых методов планирования при определении объема расходов в разрезе их функциональной классификации.

Л Л Л.

Ш Л Чї.

Л ill л.

— H.

Л Л J! Л.

J! illIi Л Л л л л л л л л л.

— II л л.

— и.

— И.

ПР.

I! аз v.

ЗЯ as З.

§ 3 г.

В в г з s.

ЯЛОЖЕ.

5 5.

S з.

З" зр, а ^.

НЇИЕБ a at о о с !

II.

Зз.

— Г!

Зэ.

II.

— Il.

Ii.

II.

Sli.

— il.

— Ii.

II.

Ii.

— II.

II a H ш <

II.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой