Совершенствование организации информационных услуг, предоставляемых торговле
В диссертации показано, что внедрение современных информационных технологий в управление торговыми предприятиями, организацию товародвижения, новые формы маркетинговых исследований и индивидуальную работу с клиентами в настоящее время является одним из наиболее действенных инструментов в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Вместе с тем, одним из наиболее трудных вопросов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Подходы к предоставлению информационных услуг торговле как одного из направлений бизнеса
- 1. 1. Возможности информационных технологий для повышения эффективности бизнеса
- 1. 2. Направления формализованного описания бизнеса применительно к торговле
- 1. 3. Бизнес в торговле как объект информатизации
- 1. 4. Подходы к организации информационных услуг торговле
- Глава II. Анализ и структурирование видов информационных услуг для бизнеса в торговле
- 2. 1. Исходные положения, но формированию интегрированного информационного ресурса для бизнеса в торговле
- 2. 2. Индексирование информационных услуг для бизнеса в торговле
- 2. 3. Направления предоставления информационных услуг торговле
- Глава III. Концептуальная схема организации предоставления информационных услуг для бизнеса в торговле
- 3. 1. Интегрированный алгоритм функционирования бизнеса по схемам В2С и В2В
- 3. 2. Внутрикорпоративное и централизованное информационное обеспечение бизнеса в торговле
- 3. 3. Оценка эффективности информационного обеспечения бизнеса торговых предприятий
Совершенствование организации информационных услуг, предоставляемых торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения, происходящие в организации торговли, тесно связаны с процессами реформирования российской экономики. Сейчас можно уже утверждать, что Россия прошла начальный этап своего развития на пути интеграции в мировое экономическое сообщество. При этом торговая отрасль продолжает играть значимую роль в национальной экономике, устойчиво занимая (по данным за 2000;2002 г. г.) около 23% в ВВП России [24, 55]. Это обстоятельство требует от отечественных торговых предприятий принять «правила игры», которым следуют страны с рыночной экономикой, включая организацию услуг для торговли. Принимая во внимание достаточно сильное влияние на эффективность торговли ее информационной поддержки, необходимо по-новому ставить задачу организации для торговли информационных услуг. Ориентироваться в решении указанной задачи, по нашему мнению, следует на имеющийся опыт экономики развитых стран мира с учетом национальной специфики.
Необходимо также отметить, что с вхождением России в рыночную экономику совпал по времени процесс реформирования мировой экономики в целом. В этом процессе прослеживаются принципиально новые черты. Первая из них состоит в «снятии национальных границ» государств и переходе к свободному перетеканию финансового капитала, трудовых ресурсов и межнациональных производств в те страны, где для них создаются наиболее благоприятные условия. Вторая черта состоит в том, что между производителем и потребителем продукции в условиях избытка предложения над спросом складываются отношения, ориентированные не на усредненный, как это имело место в течение длительного периода времени, а на индивидуальный спрос. При этом потребитель сам решает для чего и когда ему нужно приобрести тс’или иные товары или воспользоваться теми или иными услугами. Более того, в отдельных случаях потребитель непосредственно оказывает влияние на производство требуемой ему продукции. И, наконец, третья черта касается организации торгового процесса и выработки стратегии развития торгового предприятия на базе современных информационных технологий, включая интернет-технологии.
Все изложенное выше требует разработки иных и существенно отличающихся от используемых ранее форм и алгоритмов организации информационной поддержки торговли. Это особенно важно для России, которая, вступая в условия организации торговли, принятые в рыночной экономике, существенно отставала и продолжает отставать в этой компоненте от экономически развитых стран мира. Как организовать информационшле услуги для торговли в современных условиях — вопрос, ставший достаточно актуальным в последние годы для российской торговли, является актуальным и для постановки диссертационного исследования.
Остановимся кратко на анализе состояния научной разработанности обозначенной проблемы. В информационных технологиях для большинства практических приложений можно считать решенными вопросы программно-технического обеспечения любых объектов информатизации, включая торговлю. Не касаясь вопросов внедрения и необходимых для этого ресурсов в России, можно утверждать, что практически отсутствуют технические проблемы с обработкой, хранением и передачей на любые расстояния без каких-либо ограничений по быстродействию и объему самих данных. Информационный сервис активно встраивается в системы управления предприятий в виде ERP-систем* и их различные модификации. Эти вопросы наиболее обстоятельно, включая новые формы организации торговли (такие, как «электронная торговля») обсуждаются на страницах журнала «е Commerce World» ERP — Enterprise Resource Planning.
5, 8, 16, 25, 32, 33, 40, 48, 50, 65, 72−74]. Из основополагающих монографии по проблеме следует указать работы Каминского A.M., Нестерова П. В. [21], Козье Д. [31], Соколовой Л.II. и Геращенко Н. И. [63]. По проблеме «электронной торговли» наиболее обстоятельные работы выполнены Кобелевым О. А. [27−30]. В них рассмотрены такие основополагающие для электронной торговли вопросы, как безопасность и правовое обеспечение. В журнале «Современная торговля» опубликован целый ряд статей по проблеме «электронной торговли» в условиях российской экономики [24, 28, 29, 38, 39, 56, 60, 67].
Вместе с тем, работ по проблеме организации самой информации, связанной с обеспечением бизнеса в торговле, крайне мало и они не ориентированы на преимущественное применение международных стандартов и классификаций. Это, по нашему мнению, явно не оправдано. Не проработанность проблемы организации данных для информационного обеспечения бизнеса в торговле и послужило основанием для постановки исследования, выполненного в настоящей диссертационной работе. При этом под организацией информации (организацией данных) в диссертации понимается этап ее представления до размещения на машинных носителях в соответствующей программной среде. В соответствии с вводимыми процедурами организации данных информация по объекту должна переводиться с использованием ее структурирования на базе классификаций, терминологических словарей и стандартных форматов данных на язык создаваемой информационно-поисковой системы, что и должно обеспечивать поиск необходимой пользователю информации из исходно значительных по объему данных.
Опыт практического внедрения современных информационных технологий на предприятиях торговли последних нескольких лет показал, что торговля оказалась организационно не готова к их широкому и полномасштабному использованию. Бум сменился некоторым спадом интереса к информатизации торговли и причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие методологии организации данных, прежде всего, в части структурирования и формализованного описания объектов торговли на основе действующих международных и национальных стандартов и классификаций.
При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что диссертационная работа не касается вопросов разработки математических методов и инструментальных средств создания самих информационных систем. В ней рассматриваются задачи анализа самого объекта информатизации — бизнеса в торговле и формализованного его описания для последующего применения для торговли на базе информационных технологий.
Объектом исследования в диссертации являются информационные услуги, предоставляемые торговле.
Предметом исследования является экономическая деятельность, связанная с предоставлением информационных услуг для торговли.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке направлений совершенствования содержания и форм предоставления информационных услуг торговле в новых условиях хозяйствования для повышения эффективности бизнеса в торговле и более полного удовлетворения запросов клиентов.
В рамках выдвинутой цели в диссертации поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
• изучить роль торговли, как связующего звена между производством и. потреблением по всем аспектам бизнеса с учетом возможностей информационных технологий и особенностей предоставления информационных услуг торговле на современном этапе;
• уточнить используемый для исследования понятийный аппарат, разработать классификации типовых задач для бизнеса в торговле и по видам экономической деятельности;
• сформулировать правила индексирования информации для торговых предприятий;
• обосновать пути формирования интегрированного информационного ресурса для бизнеса в торговле и структурировать виды информационных услуг;
• определить подходы к оценке эффективности информационного обеспечения торговых предприятий.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили общие принципы управления предприятиями в современных условиях рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты функционируют как взаимодействующие друг с другом открытые системы на установленном для них правовом поле и с учетом набирающих силу процессов глобализации экономики.
Исследование проводилось с использованием двух групп методов:
• общесистемные методы, включающие принципы системного анализа, разработку понятийного аппарата применительно к решаемым в диссертации задачам, а также структурирование объекта приложения информационных услуг для бизнеса в торговле в современных условиях;
• прикладные методы, такие, как методы группировок, логического и сравнительного анализа, разработки систем кодирования и индексирования информационных ресурсов с использованием в качестве исходного базиса действующих международных, региональных и национальных классификаций и стандартов.
Информационной базой диссертационного исследования явились:
• отечественные и зарубежные монографии, справочники и периодические издания по современной экономике, торговле и информационным технологиям (из них особо необходимо выделить журналы.
Российская торговля", «Современная торговля», «Эксперт» и «е Commerce World»);
• материалы международных и национальных выставок и конференций, связанные с проблемами торговли и информационными технологиями для бизнеса;
• федеральные законы и иные нормативные документы (стандарты и методические рекомендации) законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Научная новизна исследования состоит в разработке направлений совершенствования деятельности по предоставлению информационных услуг торговле на основе их структурирования по решаемым задачам и видам экономической деятельности торговых предприятий.
На защиту выносятся следующие положения научной новизны:
• предложено уточненное понятие бизнеса как интегрированного вида экономической деятельности, включающего и торговлю;
• разработана классификация типовых задач, решаемых в бизнесе в целом и их детализация для торговли по введенному классификационному признаку «вид деятельности»;
• определены правила индексирования информации на основе предлагаемых классификаций для торговых предприятий, реализованные на примере нормативно-технической и правовой информации;
• обоснованы алгоритмы предоставления информационных услуг, состоящие в последовательном сужении поля поиска информации, необходимой пользователям услуг в соответствии с их индивидуальными запросами, базирующиеся на современных информационных технологиях и международных классификациях с привязкой их к типовым задачам и видам экономической деятельности торговых предприятий;
• разработана концептуальная схема формирования интегрированного информационного ресурса, состоящая в комплексности предоставления информационных услуг для решения оперативных и стратегических задач, решаемых торговыми предприятиями;
• предложены подходы к оценке эффективности предоставляемых информационных услуг торговле, основанные на снижении затрат, достигаемых за счет минимизации объемов избыточной информации и сокращения времени поиска данных.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что по разработанным в диссертации предложениям может быть сформировано формализованное описание предприятий торговли для их комплексной информатизации. Организация информационных услуг предприятиям торговли с индексированием предоставляемых им по единым правилам данных открывает возможности создания на их основе информационно совместимых систем, функционирующих без конвертации файлов. Результаты проведенных автором исследований создают возможность обслуживания запросов субъектов бизнеса с минимальными затратами посредством формирования проблемно-ориентированных информационных ресурсов из исходных массивов данных.
Апробация диссертационной работы. Результаты исследования, обобщенные в диссертационной работе, использованы для решения управленческих и маркетинговых задач российских предприятий розничной и оптовой торговли городов Москвы и Санкт-Петербурга. Интерес к использованию результатов диссертационной работы проявлен крупнейшей зарубежной торговой компанией ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», которой подготовлены предложения по доработке действующей в компании информационной системы. Сформулированные в диссертации подходы по индексированию информационных ресурсов для торговых предприятий применены в разработках ООО «Центр по экономическим классификациям», в том числе в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности — ОК 292 001.
Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, обсуждались в рамках форумов и научно-практических конференций: Первый Российский Форум «Торговый бизнес XXI века. Перспективные пути развития» (РАГС, 2001 г.) — Конференция «Розничная торговля: организация, управление, экономика» (РЭА им. Г. В. Плеханова, 2002 г.).
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 5 научных статей общим объемом 2,1 п.л.
Структура, содержание, объем диссертации определены логикой, поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 119 страницах машинописного текста, содержит 11 разработанных автором схем, списка использованной литературы из 78 наименований и 5 приложений на 16 страницах.
Заключение
.
Формирование в России рыночной экономки выдвинуло на повестку дня ряд новых задач. Среди них — задача информационного обеспечения бизнеса, от чего в существенной степени зависит его эффективность. Торговля — одна из немногих отраслей экономики, где Россия приблизилась к уровню ее организации, принятой в мировом сообществе. Более того, приход на российский рынок крупнейших зарубежных торговых компаний — Wal-Mart, Metro, Auchan и ряда других, не только ускорил формирование цивилизованной торговой среды, но и породил условия для здоровой конкуренции с ними со стороны российских сетевых компаний таких, как «Седьмой континент», «Перекресток», «Спортмастер» и др.
В диссертации показано, что внедрение современных информационных технологий в управление торговыми предприятиями, организацию товародвижения, новые формы маркетинговых исследований и индивидуальную работу с клиентами в настоящее время является одним из наиболее действенных инструментов в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Вместе с тем, одним из наиболее трудных вопросов оперативного, адресного и качественного информационного обеспечения субъектов рынка остается организация самой информации. Работа с большими по объему и слабо структурированными информационными массивами вызывает серьезные затруднения в обеспечении торговых предприятий качественной информацией для решения практических задач организации торгового процесса. И если на нижнем уровне иерархии этого процесса (учет и контроль движения товаров на уровне торгового предприятия) информационная поддержка, как правило, имеется вполне удовлетворительного качества, то для задач работы с поставщиками, оптимизации торговых цепочек и функционирования торгового предприятия в целом, как объекта бизнеса, предстоит еще большая работа, но организации информации. Что же касается предоставления информационных услуг для разработки стратегии развития торговых предприятий, то здесь ситуация находится лишь на начальном уровне понимания необходимости заниматься этой задачей. Особенно остро недостаточность развития сферы информационных услуг ощущают крупные отечественные сетевые торговые структуры.
В диссертации выполнен анализ состояния организации предоставления информационных услуг для бизнеса и сделан вывод о полезности рассмотрения информационного обеспечения торговли не изолированно от бизнеса, а как одной из его важнейших составляющих. При этом, торговля, как и бизнес в целом, включает одни и те же типовые блоки: маркетинг, логистику, документооборот, платежную систему и различные схемы взаимодействия субъектов бизнеса: В2С, В2 В, B2G и др. По этой причине характерной чертой информационного обеспечения торговли на современном этапе является то, что по выделенным аспектам этой деятельности она практически совпадает с информационным обеспечением бизнеса в целом.
Разработанные в диссертации подходы к организации информационного обеспечения бизнеса в торговле в качестве исходной посылки и ориентируется на тезис о необходимости рассмотрения торговли как интегрированного вида экономической деятельности, являющегося неотъемлемой частью всей системы видов экономической деятельности мировой экономики. Последнее, как следствие, вызывает необходимость в организации информационного обеспечения бизнеса в торговле ориентироваться на использование международных стандартов и классификаций. Это открывает возможности обеспечения совместимости и интегрирования информационных ресурсов в рамках единого экономического информационного пространства.
Базисным моментом предлагаемых в диссертации подходов предоставления информационных услуг для бизнеса в торговле является структурирование торговли по видам решаемых задач (аспектом бизнеса) и видам экономической деятельности с последующей «привязкой» к ним имеющихся мировых и национальных информационных ресурсов. Этим достигается адресное информационное обеспечение субъектов торговли (владельцев торговых предприятий, менеджеров, торговых агентов и других категорий пользователей информацией в торговле) под конкретные решаемые ими задачи. На языке информационных технологий это трактуется как деятельность по организации данных.
В диссертации предложена Классификация типовых задач в бизнесе. Структурная схема бизнеса как объекта информатизации, должна включать, кроме аспектов деятельности в бизнесе и предметной направленности бизнеса посредством его описания видами экономической деятельности, следующие информационные рубрики: описание субъектов бизнеса, экономические активы субъектов бизнесаправовое обеспечениенормативно-техническое обеспечениепатентное и иное информационное обеспечение по объектам интеллектуальной собственностирезультаты маркетинговых исследованийстатистические данныеаналитические и прогнозные оценки по макроэкономическим аспектам бизнесасервисное обслуживание в области бизнеса.
При этом необходимо иметь в виду, что и экономика и бизнес в последнее десятилетие стали меняться под влиянием процессов конвергенции информационных технологий, вызванных появлением и развитием интернет-технологий. В данном контексте под конвергенцией понимаются процессы сближения и взаимного проникновения технологий. Конкретной формой этого в торговле являются процессы слияния различных каналов сбыта продукции, систем дистрибуции, категорий товаров и услуг, платежных и страховых систем, производства и потребления продукции и др. В этой связи роль и место торговли в общей системе бизнес-процессов еще более усиливается. Она становится одним из связующих звеньев в бизнесе наряду с финансовым посредничеством (банковскими услугами), транспортом, связью и страхованием. Информационные же технологии превращаются в инструмент конвергенции всех названных выше бизнес-процессов. Последнее возможно лишь при условии унифицированного их описания на базе международных стандартов и классификаций, в том числе используемых в Internet. В диссертационной работе предлагается ряд решений по этой проблеме в части, связанной с информационными услугами бизнеса в торговле с реализацией в рамках ERP-систем предприятий торговли.
Низкий уровень организации данных для бизнеса приводит к большим издержкам в обслуживании пользователей информационных систем и не отвечает современным требованиям. В диссертации предложены подходы к упорядочению структуры информационной поддержки бизнеса, открывающие возможности создания функционально полных и качественных информационных ресурсов бизнеса с минимальным уровнем дублирования информации и затрат на услуги по информационному сервису, прежде всего для индивидуальных пользователей. На примере двух видов информационных ресурсов бизнеса (правовых и нормативно-технических) раскрыты подходы к созданию интегрированных информационных ресурсов для торговли. Диссертантом разработана Классификация типовых задач в бизнесе с детализацией применительно к торговле, как одному из направлений бизнеса.
В настоящее время для России особую важность приобретают задачи «вписывания» информационного обеспечения торговли в общепринятые мировые стандарты, зафиксированные в международных соглашениях, в том числе в соглашениях ВТО. Предложенные в диссертации подходы позволяют решать эту проблему.
Касаясь новых форм организации торговли, объединяемых под общими рубриками «электронная торговля» и «электронная коммерция», диссертант.
разделяет следующую точку зрения. Она состоит в том, что необходимо рассматривать электронную торговлю не как самостоятельный вид деятельности в экономике, а лишь способ расширения возможностей традиционных форм торговли. Изолированное рассмотрение электронной торговли бессмысленно. Вместе с тем, тенденция расширения сфер применения электронной торговли с каждым годом набирает силу и можно с уверенностью утверждать, что торговое предприятие, не включившее ее в технологию организации торгового процесса, будет терять свои позиции на рынке.
Основные черты подхода к организации информационного обеспечения торговли, рассмотренные в диссертации, основываются на двух основных положениях. Первое заключается в интеграции информационных ресурсов на базе их унифицированного описания с использованием международных стандартов и классификаций и стремлении предоставить пользователям возможно наиболее полный объем необходимых данных в форме, удобной для решаемых ими практических задач. Второе положение состоит в «переводе стрелки» информационных услуг на индивидуальные запросы клиентов с одновременным предоставлением им возможности активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, начиная с этапа проектирования и производства товаров и предоставляемых услуг.
В диссертации предложена концептуальная модель организации информационного обеспечения бизнеса для корпоративных и индивидуальных клиентов. Результаты выполненных исследований и сделанные конкретные рекомендации по информационному обеспечению бизнеса в торговле предлагается рассматривать как методические разработки, необходимые для выполнения практических работ по созданию информационных систем с «встраиванием» их в ERP-системы торговых предприятий.
Автором диссертации выполнен анализ эффективности информационного обеспечения ряда отечественных и зарубежных торговых компаний.
Это сделано на основе опыта и результатов внедрения информационных технологий в управление и организацию торговли ведущих зарубежных компаний (более детально для Metro) и отечественных сетевых ритейлеров, таких как «Седьмой континент» и «Перекресток». Проблема состоит в том, как переносить имеющийся зарубежный опыт на российскую среду. Предложенные в диссертации подходы позволяют это делать и, более того, повысить качество информационного обеспечения бизнеса не только отечественным торговым компаниям, но и добиться в этом вопросе большего ведущим зарубежным фирмам таким, как Metro, Auchan, IKEA и др.
В диссертации предложены способы оценки эффективности информационного обеспечения бизнеса торговых предприятий, достигаемой за счет существенного сокращения поля поиска информации под конкретные задачи. Выполненные оценки показывают, что получаемая торговыми предприятиями экономия средств составляет значительные суммы.
Список литературы
- Азуан В. Бум прошел. Интернет-магазинам пришла пора учиться торговать //Эксперт.-2001. — № 10. — С.83
- Азуан В., Шпагина М. Новая экономика //Эксперт. — 2000. Вып. 1, май. -Вып. 1. № 21. — С. 1
- Антонов Б. Сеть Wal-Mart показала конкурентам, что такое эффективный бизнес// Компания. 2002. — № 35. — С. 66
- Белайчук JI., Руденко В. Что стоит за кнопкой «сделать заказ» //Эксперт. — 2001.-№ 42.-С. 113
- Бенеско Г. С электронным бизнесом в третье тысячелетие //е Commerce World. -2001.-№ 1.-С.44
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилляна. М.: Правовая культура, — 1994. — С. 43
- Борисова Н. От менеджмента к контроллингу// Российская торговля. — 2003. -№ 4. — С. 26
- Бурдинский А. Перспективы развития российского рынка финансовых интернет-услуг //е Commerce World. 2002. — № 3. — С. 26
- Васильев В. Metro Cash and Carry в России// PC Week. 2002. — № 44. — С. 35
- Велихов A. He вставая с дивана//Бизнес журнал.-2002. № 12.-С. 12
- Воронов Ю. Электронная коммерция: проблемы мировые и российские //ЭКО. 2001. — № 1.-С. 6912. 8 принципов работы службы продаж //Маркетолог. 2002. — № 26 (спец. выпуск). — С. 23
- Горбунов В. Информационная поддержка малого предпринимательства /Сб. науч. тр./ Механизмы развития малого предпринимательства в России. М.: Академия менеджмента и рынка. — 2002. — С. 315
- Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. I и И. М.: Норма-Инфа, 1999.-С. 30, 44
- Дворецкий А. Электронные услуги в мировой и российской экономике: проблемы развития и регулирования //БИКИ. 2002. — № 117. — С. 2
- Демин В. Эволюция ERP-систем в электронном бизнесе lie Commerce World.2000. Вып.7. — С. 4,15−17
- Дутта С. Электронная коммерция. Рынок будущего //КОРИНФ. 2000. — № 32. -С. 10
- Евтюшкин А. Особенности национальной электронной коммерции //Финансовый бизнес. 2001. — № 1. — С. 3
- Иванов П., Стрельченко Ю. Платежи в электронной коммерции //Деньги и кредит. 2002. — № 1. — С. 41
- Как будет развиваться электронный бизнес в России? Avaya Communication. — 2000.- № 1.-С.7
- Каминский A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика. — 1997. — С. 331, 386
- Карелина М., Кузнецов С. Реформы и проблемы правотворчества //Экономика и жизнь. 1994. — № 34. — С.1
- Карпова Е. Отечественная торговля: тенденции и перспективы //Российская торговля. 2002. — № 8. — С. 7
- Карпова Е., Фонарева Г. Торговля России: состояние и проблемы //Современная торговля. 2002. — № 5. — С. 4
- Клычков А. Интернет-трейдинг в России: реальность и перспективы //е Commerce World. 2000. — № 7. — С. 28
- Кирьян П. Предел для процессора //Эксперт. 2000. — № 26. — С. 41
- Кобелев О. Актуальные проблемы электронной коммерции в России //Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 3
- Кобелев О. Электронная торговля: состояние и перспективы развития //Современная торговля. 2001. — № 4. — С. 37
- Кобелев О., Скиба В. Проблемы правового регулирования электронной торговли //Современная торговля. 2001. — № 5. — С. 38
- Кобелев О., Цветаева Н. Некоторые проблемы развития электронной коммерции в России// Внешняя торговля. 2000. № 5−6. — С. 18
- Козье Д. Электронная коммерция. М.: Русская редакция. — 1999. — 240 с.
- Конев О. Российская интернет-витрина: что за ней? //е Commerce World. 2000. -№ 9. — С. 59
- Краткие комментарии к рейтингу российских электронных магазинов// е Commerce World. 2001. — № 3. — С. 62
- Краткий словарь экономических терминов. /Под ред. Р. Г. Маниловского. -М.: Финансы и статистика. 1997. — С.25
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык. 1993.-С. 31, 110
- Малков Л. Комфорт как товар //Бизнес-журнал. 2002. — № 7. — С. 14
- Никишкин В., Цветкова Л. Маркетинг в современной торговле //Маркетинг. — 2002.-№ 4. -С. 45
- Николаева М. Услуги оптовой торговли // Современная торговля. 2002. -№ 5.-С. 22
- Николаева М. Услуги розничной торговли //Современная торговля. — 2002. -№ 4.-С. 18
- Новомлинский Л. Российские «ухабы» на пути от электронной коммерции к электронному бизнесу //е Commerce World. 2000. Вып.З. — С. 40
- Об электронной торговле в США и Канаде //БИКИ. -2001. № 76. — С. 5
- Общеправовой классификатор отраслей законодательства. М.: Государственно-правовое управление при Президенте Российской Федерации. 1993. — 48 с. (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2171)
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). ОК 029 — 2001 (КДЕС Ред. 1). — М.: Издательство стандартов, 2000.- С. 271
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). ОК 004−93. — М.: Издатцентр. — 1996. — 122 с.
- Общероссийский классификатор стандартов, ОК 001−93. М.: Издательство стандартов. 1993. — 26 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. — 1987. — С.43
- Опарин А. Электронная коммерция на пороге 3D //е Commerce World. -2000. -№ 5−6. С. 33
- Пендер Ли. Недостающее звено //е Commerce World. -2000. № 8. — С. 30,34
- Перспективы развития электронной торговли // БИКИ. 2002. — № 130−131. -С. 6
- Поваляев А. Электронный бизнес: панацея или головная боль? //е Commerce World. 2001. — № 2. — С. 30
- Постников C.JI., Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России // Сб. статистических материалов. М.: Финансы и статистика. — 2001. — С. 224
- Правдина М. Электронные технологии в торговле электроникой// Деньги. -2002. № 46. — С. 132
- Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: Ш ШОП РАН. — 1998. — С. 59
- Реферативный журнал //Информатика. 1988. — № 4. — С. 1−68
- Российский статистический ежегодник // 2002 г. Статистический сборник. -М.: Госкомстат России. — 2002. — С. 286−291
- Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. М.: Дело. — 1997. — С. 49−50
- Система национальных счетов 1993 года (СНС-93). Бюро переводов Международного валютного фонда. — Брюссель, Люксенбург, Вашингтон, Ныо-Йорк, Париж. — 1993.-С. 690
- Скородумов Б. Электронная цифровая подпись для электронной торговли //Современная торговля. 2001. — № 8. — 31 с.
- Смородинов О. Бизнес-модели в сегменте В2С и образование сетевых сообществ потребителей //е Commerce World. 2001. — № 4. — С. 16
- Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1987. -С. 43
- Соколова А.Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М.: Открытые системы. — 2000. — 215с.
- Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе /Под ред. А. И. Колчанова. М.: ТЕИС. — 1998. — С. 154
- Строкин Л. Application Service Providing, или Как арендовать виртуальный офис //е Commerce World. 2000. — № 4. — С. 22
- Ташбаев Ы. Логистика. Тонкий расчет //Современная торговля. 2002. — № 5. -С. 29
- Телицина И. Западные розничные сети меняют структуру российского рынка// Компания. 2003 — № 6. — С. 38
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). М.: Синус. — 1996. — С. 981
- Тренер В.В., Каширин Л. И., Швырков Ю. М. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века. М.: Диалог-МГУ. — 2000. — С. 122
- Трушин Л. Борцы с суммой // Формула карьеры. — 2003. № 21. — С. 51
- Урсул Л.Д. Проблемы информатизации в современной науке. М.: Наука. -1975.-С. 120
- Хейс Ф. Конвергенция информационных технологий //е Commerce World. — 2000.-№ 9.-С. 28
- Цигер А. Финансовые интернет-услуги: ставки высоки //е Commerce World. — 2000.-№ 3.-С. 16
- Цыганов А. Управление рисками электронной коммерции и их страхование //е Commerce World. 2001. — № 4. — С. 44
- Чкалова О. Интеграция предприятий как направление глобализационных процессов в торговле //Маркетинг. 2002. — № 5. — С. 75
- International Classification for Standards (ICS). -Geneva.:ISO Central Secretariat. 1992.-34 c.
- International Standard Industrial Classification of all Economic Activities (ISIC). -rev/3. New York.: Unitid National. — 1990. — 189 с. (в русскоязычном сокращенном наименовании — МСОК)
- Register of Enterprises.: Helsinke. Statistics Finland. — 1992.-40 c.