Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития
Однако денежные системы, основанные на обороте кредитных денег, неоднородны. В частности, это-система, свойственная административно-распределительной модели экономики и свойственная странам с развитой рыночной экономикой. Последняя используется в большинстве стран современного мира. Для нее характерны: выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с реализацией денежно-кредитной политики… Читать ещё >
Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет заочного обучения Кафедра экономики и управления.
КУРСОВАЯ РАБОТА.
По дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки».
На тему: «Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития».
Автор работы:
студент 3 курса, гр. № 1.
специальность «Финансы и кредит» О. Д. Злобич Руководитель В. Г. Дорофеев МИНСК 2014.
РЕФЕРАТ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, ВАЛЮТНЫЙ КУРС, РУБЛЕВАЯ МАССА, ВКЛАДЫ И ДЕПОЗИТЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Объект исследования — Республика Беларусь.
Предмет исследованияденежная система Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития. Денежной системы Республики Беларусь.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: определены сущность и элементы денежной системы государства, определены эволюция и тенденции развития элементов денежной системы Республики Беларусь, оценены перспективы развития денежной системы в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание Введение.
1. Понятие денежной системы и её элементы.
2. Оценка денежной системы в Республике Беларусь.
3. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь Заключение Список использованных источников денежный беларусь валюта курс.
Введение
Денежная система — один из наиболее важных элементов экономической системы государства. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система влияет на жизненную силу в круговороте доходов и расходов, который олицетворяет экономику.
Тема особенно актуальна сейчас, поскольку беларуская денежная система претерпела за время своего развития множество изменений, но до сих пор не пришла к стабильности.
Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. По этой причине она никогда не была устойчивой и саморазвивающейся. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов.
Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функций в народном хозяйстве, их применения в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы.
При изменениях покупательной способности денежной единицы, происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности выполнения деньгами функций меры стоимости, средства обращения и платежа, а также накопления. Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение покупательной способности денежной единицы отражается на ухудшении материального положения части населения, получающей стабильный доход (зарплату, пенсии), на снижении заинтересованности в накоплении денег и т. п. Поэтому для устранения подобных негативных последствий возникает необходимость в различных экономических условиях, действенных мерах для достижения устойчивой покупательной способности денежной единицы.
Вместе с тем не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать как нечто неизменное, постоянное. Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематическим бoльшим или мeньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособного спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства (акцизы, налоги и др.), в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономических взаимоотношений (активный или пассивный торговый и платежный баланс), и др.
Кроме того, на изменения покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения.
Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег.
Достаточно обратить внимание на то, что покупательная способность денежной единицы может изменяться как при применении не разменных на золото денег, так и когда в обороте используются полноценные или разменные на золото деньги.
Цель курсовой работы определить особенности и перспективы развития. Денежной системы Республики Беларусь. Для достижения указанной темы были поставлены следующие задачи:
— определить сущность и элементы денежной системы государства;
— оценить тенденции изменения денежной системы в Республике Беларусь;
— выявить перспективы и тенденции развития денежной системы в Республике Беларусь.
Объект исследованияРеспублика Беларусь. предметденежная система Республики Беларусь.
1. Понятие денежной системы и её элементы Денежная система-форма организации денежного обращения в той или иной стране, сложившаяся исторически и закреплённая законом. Денежные системы образовались в основном в 16−17 веках с возникновением и утверждением товарного производства, хотя отдельные элементы денежных систем появились раньше. [ 7, с 78].
Развитие денежной системы проходит 2 периода: когда денежный товар-всеобщий эквивалент (золото) — непосредственно обращался и выполнял функции денег, когда падает роль золота как денежного товара, и в обращении функционируют кредитные деньги.
Денежные системы находятся в постоянном развитии, что приводит к изменению типов денежных систем. Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар или как знак стоимости. Принципиальные различия в формах построения денежных систем заключаются в системах металлического обращения, при которых денежный товар функционирует в форме монет и системах обращения кредитных и бумажных денег, при которых обращаются банкноты, чеки, векселя и казначейские билеты.
Для металлического обращения характерны два типа денежных систем:
1. Биметаллизм.
2. Монометаллизм Биметаллизм-денежная система, при которой за двумя металлами-обычно золотом и серебром-законодательно закрепляется роль всеобщего эквивалента, а монеты из этих металлов чеканятся и обращаются на равных основаниях. Существовали три разновидности биметаллизма:
· система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебренными монетами устанавливается стихийно на рынке;
· система двойной валюты, когда соотношение определяется государством;
· система хромающей валюты, при которой золотые и серебряные монеты являются законным платежным средством, но не на равных условиях. Так, чеканка одной из «хромающих» валют (серебряных монет) производилось в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет.
Биметаллизм длительное время существовал в ряде стран Западной Европы (также и в России), однако использование двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречит природе денег и вызывает резкие колебания цен, выраженных в золоте и серебре. В конечном счёте стихийное действие закона стоимости ликвидировало двойную меру стоимости, а противоречивость и неустойчивость биметаллизма как денежной системы предопределила переход к монометаллизму.
Монометаллизм-денежная система, при которой один метал служит всеобщим эквивалентом, в обращении функционируют монеты и знаки стоимости, разменные на драгоценные металлы.
В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различались три разновидности золотого монометаллизма (рис.1):
Рисунок 1- Разновидности монометаллизма Для золотомонетного стандарта характерны:
· обращение золотых монет, так и знаков золота;
· выполнение золотом всех функций денег;
· свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;
· свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости. [ 4, c 197].
Такая денежная система способствовала свободной конкуренции, развитию производства, банковской системы, мировой торговли, вывозу капитала. Это устойчивая, но дорогая денежная система, поэтому постепенно вводились ограничения чеканки золотых монет, наблюдался уход их из сферы обращения, ограничение вывоза.
После первой мировой войны в отдельных странах был введен стандарт, при котором банкноты обменивались на слитки (золота) только при предъявлении определенной суммы, установленной законом. В большинстве стран был установлен золотодевизный стандарт, при котором банкноты обменивались на иностранную валюту (девизы), разменную на золото. Золотодевизный стандарт усилил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания международных валютных договоров (блоков), формирования систем международного валютного регулирования и .т.п.
С 30-х годов XX века в мировой экономике сформировались и утвердились денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Во второй половине XX века практически во всех странах прекращен размен валюты на золото, отменено золотое содержание национальных валют и др.
Для таких денежных систем характерно:
· ослабление связи денег с золотом;
· вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборота, оседание его в резервах, в основном, в банках;
· господство в обороте неразменных кредитных денег (по сравнению с бумажными);
· выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;
· широкое развитие безналичного денежного оборота, увеличение его доли в структуре денежного оборота при общей тенденции роста объемов денежного оборота;
· создание новых методов, инструментов государственного денежно-кредитного регулирования.
Однако денежные системы, основанные на обороте кредитных денег, неоднородны. В частности, это-система, свойственная административно-распределительной модели экономики и свойственная странам с развитой рыночной экономикой. Последняя используется в большинстве стран современного мира. Для нее характерны: выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с реализацией денежно-кредитной политики; обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото-валютные резервы, ценные бумаги, товарно-материальные ценности); четкое разделение функций банков по выпуску наличных и безналичных денежных знаков; децентрализация денежного оборота между банками; прогнозное планирование денежного оборота; создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования; определение роли центрального банка в управлении денежной системой.
При характеристике денежной системы отдельной страны обычно её именуют национальной, подчёркивая тем самым наличие каких-либо специфических черт и отличий. Несмотря на особенности национальных денежных систем, им свойственны и общие элементы. Основными из них являются:
· наименование денежной единицы и её частей;
· виды государственных денежных знаков, имеющих законную платёжную силу;
· масштаб цен;
· валютный курс;
· порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков;
· регламентация безналичного денежного оборота;
· правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчётов;
· государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование. [ 2, c 131].
Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар равен 100 центам, 1 англ. Фунт равен 100 пенсам и т. д.).
Виды денежных знаков, имеющих законную платёжную силу, также определяются специальными законами государства или актами правительства. В современных условиях все денежные знаки, выпускаемые государством, обязательны к приёму в погашение долга на территории данной страны.
Выделяются следующие виды денежных знаков:
· банковские билеты (банкноты);
· казначейские билеты;
· разменная монета.
Масштаб ценсредство выражения стоимости в денежных единицах, базирующиеся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. Масштаб цен складывается фактически под влиянием спроса и предложения, служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Валютный курссоотношение между денежными единицами разных стран, определяемом в основном их покупательной способностью. Он характериезует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в единицах других стран. [1, c 98].
Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии и обращения денежных знаков. Регулируются эти процессы внутренним законодательством страны с учётом экономического и валютного положения.
Несмотря на резкое увеличение объёмов платежей наличными деньгами и ещё более высокий рост остатков наличных денег, главным компонентом денежной массы продолжают оставаться остатки денежных средств в сфере безналичного денежного оборота. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путём установления порядка функционирования денег, зачисленных на счёт. В частности, определяются сферы, в которых платежи должны выполняться не наличными деньгами, а путём переводов денег со счёта в банке плательщика на счёт получателя. Вырабатываются способы платежа, формы расчётов, порядок платежей и т. п.
Национальные валюты, как правило, ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. Поэтому вывоз и ввоз национальной валюты также регулируется установленными правилами. К примеру, государство может разрешить свободный вывоз и ввоз своей валюты в любых размерах. Могут устанавливаться предельные суммы вывоза, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми нормативами. Разрешаются также полное или частичное расходование валюты за пределами страны или обязательный её обратный ввоз.
Каждое государство приспосабливает денежную систему к своим интересам, определяет и орган, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. Таким органом обычно выступает центральный (национальный) банк страны. Центральные банки наделяются монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляют руководство всей кредитной системы страны, регулируют денежное обращение, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведут финансовые обязательства правительства, являясь таким образом главным проводником денежно-кредитной политики государства.
Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими чертами:
1. отменой золотого содержания денежных единиц и демонетизацией золота;
2. переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающихся по своей природе от бумажных денег;
3. выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
4. развитием в денежном обращении безналичного оборота;
5. усилением государственного регулирования денежного обращения [6, c.85].
В зависимости от сложившихся в стране экономических отношений денежные системы могут быть рыночного и нерыночного типа.
Денежную систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Сохранятся денежно-кредитное регулирование на уровне банковской системы. Регулирование осуществляется с помощью экономических методов. Нерыночная денежная система характеризуется различными ограничениями в использовании денег, наличием административных методов регулирования денежного обращения.
Имеются другие критерии отнесения денежных систем к тому или иному типу. От степени включения национальной экономики в мировую выделяются денежные системы открытого и закрытого типа. Денежные системы были саморегулирующимися при обращении золотых или серебряных монет. С переходом к обращению бумажных и металлических денежных знаков, не имеющих собственной стоимости, потребовалось регулирование денежного обращения.
2. Оценка денежной системы в Республике Беларусь Республика Беларусь — молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее, а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты — рубля (рисунок 1.4).
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем — и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей [5,c.108].
Рисунок 2- Денежные знаки 90-х годов в Республике Беларусь В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. Расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице — рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский «и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991;1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой — еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально — экономическим отношениям в республике [5, c.109].
Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы — рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте — расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие — проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении — расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.
Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчётов и д.р. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка направлена на реализацию целей монетарного регулирования.
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств-так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т. д.
Рис. 3. Монетарные инструменты Национального банка и организация монетарного регулирования.
Таблица 1.1 -Широкая денежная масса млрд. рублей.
Показатели. | 01.01.13. | 01.04.13. | 01.07.13. | 01.08.13. | 01.09.13. | |
1. Наличные деньги в обороте — М0. | 4 493.9. | 4 575.1. | 6 334.6. | 7 059.3. | 6 709.7. | |
2.Переводные депозиты. | 9 169.0. | 7 915.0. | 10 467.1. | 10 566.0. | 11 311.7. | |
2.1. Физических лиц. | 2 831.0. | 2 649.3. | 3 433.5. | 3 983.1. | 3 411.3. | |
2.2. Юридических лиц. | 6 338.1. | 5 265.7. | 7 033.6. | 6 582.9. | 7 900.5. | |
Денежный агрегат — М1. | 13 662.9. | 12 490.1. | 16 801.8. | 17 625.3. | 18 021.4. | |
3. Срочные депозиты. | 11 736.3. | 12 696.6. | 14 566.0. | 15 174.3. | 15 681.3. | |
3.1. Физических лиц. | 6 979.9. | 7 057.7. | 6 687.1. | 6 978.6. | 7 047.9. | |
3.2. Юридических лиц. | 4 756.4. | 5 638.9. | 7 878.9. | 8 195.6. | 8 633.4. | |
Денежная масса в национальном определении — М2. | 25 399.3. | 25 186.7. | 31 367.8. | 32 799.6. | 33 702.7. | |
4. Ценные бумаги, выпущен ные банками (вне банков ского оборота) в национальной валюте. | 1 025.8. | 1 562.0. | 1 160.5. | 1 505.0. | 1 720.6. | |
Рублевая денежная масса — М2. | 26 425.0. | 26 748.7. | 32 528.3. | 34 304.6. | 35 423.3. | |
5. Депозиты в иностранной валюте. | 22 121.3. | 22 593.1. | 32 220.8. | 31 867.7. | 33 776.5. | |
5.1 Переводные депозиты. | 5 051.9. | 4 955.0. | 8 258.4. | 7 788.1. | 9 256.6. | |
5.1.1 Физических лиц. | 666.0. | 691.1. | 838.5. | 874.1. | 894.2. | |
5.1.2. Юридических лиц. | 4 385.8. | 4 263.9. | 7 419.9. | 6 914.0. | 8 362.3. | |
5.2. Срочные депозиты. | 17 069.5. | 17 638.1. | 23 962.4. | 24 079.6. | 24 519.9. | |
5.2.1. Физических лиц. | 12 480.4. | 13 481.3. | 16 465.4. | 16 686.8. | 17 096.4. | |
5.2.2. Юридических лиц. | 4 589.0. | 4 156.7. | 7 497.0. | 7 392.8. | 7 423.5. | |
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте. | 1 697.4. | 1 629.4. | 2 372.7. | 2 214.8. | 2 097.3. | |
7. Депозиты в драгоценных металлах. | 16.4. | 47.2. | 107.9. | 114.6. | 196.5. | |
Широкая денежная масса — М3. | 50 260.2. | 51 018.4. | 67 229.7. | 68 501.6. | 71 493. | |
В условиях существенного ослабления белорусского рубля широкая денежная масса за январь-август 2013 г. увеличилась на 42,2 процента. В годовом выражении темп ее прироста на 1 сентября 2013 г. составил 60,7 процента. За август 2013 г. она возросла на 4,4 процента.
Вследствие повышения интенсивности инфляционных процессов, постепенного снижения реальных денежных доходов субъектов хозяйствования и населения уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублевой денежной массе, снизился с 13,8 процента на 1 сентября 2012 г. до 13,1 процента на 1 сентября 2013 г., по широкой денежной массе — с 25,6 процента до 25 процентов соответственно. Скорость обращения денежного агрегата М2* в среднегодовом исчислении c 1 сентября 2012 г. по 1 сентября 2013 г. увеличилась на 5,5 процента, денежного агрегата М3 — на 2,5 процента.
Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 сентября 2013 г. сформировались в объеме 6,63 млрд. долларов США и за январь-август 2013 г. снизились на 10,1 процента.
Основной удельный вес (53,3 процента) в общем объеме депозитов в иностранной валюте на 1 сентября 2013 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2013 г.).
Депозиты в иностранной валюте юридических лиц за январь-август 2013 г. возросли на 3,5 процента.
За январь-август 2013 г. доля рублевой составляющей в широкой денежной массе к иностранным валютам сократилась на 3,1 процентного пункта (до 49,5 процента на 1 сентября 2013 г.) при ее увеличении за август текущего года на 0,6 процентного пункта.
Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.
Порядок установления валютного курса (котировка валют) — определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках.
Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы (таблица 1.2).
Функционирование денежно-кредитной сферы в январе-сентябре 2013 г. характеризовалось следующими основными процессами:
в первые месяцы 2013 г. в условиях увеличения дефицита внешнеторгового баланса, недостаточного притока иностранных инвестиций и значительного роста чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения наблюдалось ухудшение состояния внутреннего валютного рынка;
в мае 2013 г. в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;
в результате реализации Национальным банком и Правительством ряда мер оперативного характера, а также мер по ужесточению экономической политики объем чистой покупки иностранной валюты на валютном рынке в июле-августе снизился, в то время как в сентябре наблюдалась ее чистая продажа;
с 14 сентября на биржевом рынке начала работу дополнительная торговая сессия, на которой операции покупки — продажи иностранной валюты осуществлялись по курсу, сложившемуся в соответствии со спросом и предложением, предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, были отменены;
процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;
в июне-сентябре наблюдался приток по срочным рублевым депозитам населения;
с начала июня Национальным банком было прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;
сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства;
платежная система обеспечивала своевременное и безопасное проведение межбанковских расчетов.
Таблица 1.2- Сведения о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2012 год рублей.
Период. | Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению к: | ||||
евро. | российскому рублю. | украинской гривне. | доллару США. | ||
январь. | 4042,69. | 100,77. | 366,20. | 3030,73. | |
февраль. | 4151,52. | 103,75. | 368,87. | 3039,85. | |
январь-февраль. | 4085,81. | 102,37. | 367,48. | 3034,93. | |
март. | 4265,26. | 107,97. | 384,26. | 3059,34. | |
1 квартал. | 4 135.10. | 104.51. | 376.48. | 3 043.13. | |
апрель. | 4 723.03. | 124.57. | 454.04. | 3 241.44. | |
январь-апрель. | 4 275.85. | 109.38. | 433.04. | 3 093.51. | |
май. | 6 672.23. | 165.46. | 535.23. | 4 506.05. | |
январь-май. | 4 580.01. | 120.58. | 472.76. | 3 262.00. | |
июнь. | 6 701.39. | 179.36. | 630.55. | 5 014.44. | |
2 квартал. | 5 772.58. | 157.03. | 501.25. | 4 078.35. | |
1 полугодие. | 4 795.81. | 130.66. | 481.78. | 3 484.65. | |
июль. | 7 157.93. | 179.57. | 627.61. | 5 001.35. | |
январь-июль. | 5 034.27. | 137.88. | 487.57. | 3 672.49. | |
август. | 7 171.96. | 176.73. | 630.85. | 5 039.52. | |
январь-август. | 5 267.47. | 142.78. | 492.01. | 3 858.61. | |
сентябрь. | 7 748.96. | 200.02. | 831.11. | 5 642.01. | |
3 квартал. | 7 469.80. | 185.31. | 713.77. | 5 298.70. | |
январь-сентябрь. | 5 709.74. | 149.10. | 508.20. | 4 150.19. | |
Основным фактором роста широкой денежной массы стало увеличение требований банков к экономике и чистых иностранных активов Национального банка. Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов банковского сектора и увеличение депозитов Правительства в иностранной валюте на счетах в Национальном банке (таблица 1.3).
Таблица 1.3- Обзор Национального банка Республики Беларусь млрд. рублей.
Показатели. | 01.01.2013. | 01.07.2013. | 01.08.2013. | 01.09.2012. | 01.10.2013. | |
Чистые иностранные активы. | 10 654.0. | 15 715.8. | 16 273.1. | 19 285.9. | 21 568.4. | |
Требования к нерезидентам. | 16 295.5. | 24 516.8. | 25 149.7. | 28 468.4. | 31 504.3. | |
Монетарное золото и СДР. | 4 672.0. | 7 323.4. | 7 899.4. | 8 907.6. | 8 742.6. | |
Иностранная валюта. | 296.9. | 586.1. | 613.5. | 622.8. | 706.5. | |
Депозиты. | 8 692.1. | 15 309.0. | 14 820.7. | 17 389.4. | 20 913.2. | |
Ценные бумаги, кроме акций. | 0.0. | 0.1. | 0.1. | 0.1. | 0.1. | |
Кредиты. | 2 629.2. | 1 286.7. | 1 802.8. | 1 539.0. | 1 136.6. | |
Прочее. | 5.2. | 11.6. | 13.3. | 9.5. | 5.4. | |
Обязательства перед нерезидентами. | 5 641.4. | 8 801.1. | 8 876.6. | 9 182.5. | 9 935.9. | |
Депозиты. | 3 357.9. | 3 896.9. | 3 895.2. | 3 932.7. | 4 035.9. | |
Кредиты. | 2 214.5. | 3 064.5. | 3 066.6. | 3 183.2. | 3 409.5. | |
Прочее. | 69.1. | 1 839.6. | 1 914.8. | 2 066.5. | 2 490.5. | |
Чистые требования к органам государственного управления. | — 14 570.9. | — 23 308.7. | — 21 851.8. | — 23 385.9. | — 23 909.4. | |
Требования к органам государственного управления. | 2 133.5. | 2 206.2. | 2 206.5. | 2 209.3. | 2 206.9. | |
Ценные бумаги. | 1 812.6. | 1 885.1. | 1 885.4. | 1 888.0. | 1 885.2. | |
Другие требования. | 320.9. | 321.1. | 321.2. | 321.3. | 321.7. | |
Обязательства перед орга нами государственного управления. | 16 704.4. | 25 514.9. | 24 058.3. | 25 595.2. | 26 116.2. | |
Депозиты. | 16 704.4. | 25 514.9. | 24 056.6. | 25 593.3. | 26 116.2. | |
Другие обязательства. | 0.0. | 0.0. | 1.7. | 1.9. | 0.0. | |
Требования к банкам. | 27 962.8. | 34 887.6. | 35 039.1. | 35 913.5. | 34 160.5. | |
Требования к другим секторам. | 3 359.3. | 5 121.6. | 6 006.5. | 6 154.1. | 6 162.7. | |
Требования к другим фи нансовым организациям. | 112.9. | 114.7. | 114.7. | 148.7. | 148.7. | |
Требования к государ ственным нефинансовым организациям. | 261.6. | 279.3. | 283.4. | 285.1. | 291.6. | |
Требования к другим нефинансовым организациям. | 2 861.9. | 4 582.7. | 5 457.0. | 5 564.4. | 5 565.5. | |
Требования к физическим лицам. | 122.9. | 144.8. | 151.4. | 155.9. | 156.9. | |
Денежная база. | 10 187.6. | 11 688.7. | 13 867.6. | 14 414.8. | 16 331.4. | |
Наличные деньги в обороте. | 4 493.9. | 6 334.6. | 7 059.3. | 6 709.7. | 7 727.1. | |
Наличные деньги в кассах банков. | 1 714.0. | 1 724.4. | 1 954.5. | 2 339.1. | 2 280.8. | |
Обязательные резервы. | 3 960.0. | 3 607.4. | 4 755.6. | 5 229.9. | 5 696.1. | |
Депозиты банков. | 17.2. | 18.7. | 95.5. | 133.8. | 624.4. | |
Депозиты других секторов. | 2.5. | 3.6. | 2.6. | 2.2. | 3.1. | |
Ценные бумаги, кроме акций, включенные в денежную массу. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие обязательства перед другими депозит ными корпорациями. | 14 902.5. | 28 920.4. | 29 666.1. | 31 078.5. | 32 899.0. | |
Депозиты. | 12 333.9. | 20 972.2. | 20 905.1. | 21 557.7. | 23 023.3. | |
Производные финансовые инструменты. | 1 723.1. | 6 817.7. | 7 739.7. | 8 255.6. | 8 897.2. | |
Прочее. | 845.5. | 1 130.5. | 1 021.3. | 1 265.2. | 978.5. | |
Депозиты, не включаемые в денежную массу. | 385.2. | 817.3. | 899.0. | 922.8. | 981.9. | |
Ценные бумаги, кроме акций, не включаемые в денежную массу. | 255.9. | 270.7. | 273.7. | 280.1. | 284.7. | |
Акции и другие виды участия в капитале. | 4 176.1. | 8 263.9. | 9 161.5. | 10 903.6. | 10 161.3. | |
Прочие статьи (чистые). | — 2 502.0. | — 17 544.8. | — 18 400.8. | — 19 632.1. | — 22 675.9. | |
Другие пассивы. | 10 036.9. | 16 131.6. | 16 106.2. | 16 479.3. | 18 058.2. | |
Другие активы. | 12 538.9. | 33 676.4. | 34 507.0. | 36 111.4. | 40 734.1. | |
Рублевая денежная база на 1 октября 2013 г. сложилась на уровне 15,71 трлн. рублей, увеличившись за январь-сентябрь 2013 г. на 54,4 процента (или на 5,54 трлн. рублей). Ее прирост сложился в результате операций Правительства Республики Беларусь (включая расходование денежных ресурсов со счетов в Национальном банке) в объеме 7,2 трлн. рублей при изъятии Национальным банком на чистой основе 1,66 трлн. рублей. С 1 июня 2013 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы банкам для кредитования ими государственных программ и осуществляет рефинансирование банков с помощью стандартных инструментов на рыночных условиях.
Рассмотрим также финансовый сектор республики составленный по независимым источникам (таблица 1.4).
Таблица 1.4-Обзор финансового сектора Республики Беларусь (по данным банковской системы и страховых организаций).
Показатели. | 01.07.2012. | 01.10.2012. | 01.01.2013. | 01.04.2013. | 01.07.2013. | |
Чистые иностранные активы. | 7 945.6. | 6 089.0. | — 2 070.8. | — 6 568.4. | — 9 721.7. | |
Требования к нерезидентам. | 21 623.9. | 21 591.7. | 20 794.2. | 19 484.8. | 33 547.5. | |
Обязательства перед нерезидентами. | 13 678.3. | 15 502.8. | 22 865.0. | 26 053.1. | 43 269.2. | |
Чистые внутренние требования. | 50 373.6. | 57 503.3. | 73 131.9. | 81 664.7. | 91 933.3. | |
Чистые требования к органам государственного управления. | — 26 943.5. | — 28 890.0. | — 23 446.0. | — 26 467.6. | — 37 252.2. | |
Требования к органам государственного управления. | 6 180.9. | 6 736.2. | 7 562.5. | 8 447.5. | 9 426.9. | |
Обязательства перед органами государственного управления. | 33 124.4. | 35 626.2. | 31 008.5. | 34 915.2. | 46 679.1. | |
Требования к другим секторам. | 77 317.1. | 86 393.3. | 96 578.0. | 108 132.3. | 129 185.5. | |
Требования к другим финансовым организациям. | 1 031.6. | 1 533.4. | 1 778.5. | 2 703.4. | 2 948.4. | |
Требования к государственным нефинансовым организациям. | 18 153.4. | 19 693.2. | 21 820.8. | 23 373.0. | 29 042.4. | |
Требования к другим нефинансовым организациям. | 39 554.2. | 44 840.6. | 50 043.2. | 56 796.5. | 69 060.6. | |
Требования к физическим лицам. | 18 577.9. | 20 326.1. | 22 935.5. | 25 259.4. | 28 134.2. | |
Наличные деньги в обороте внефинансового сектора. | 4 287.4. | 4 758.5. | 4 493.7. | 4 574.6. | 6 334.1. | |
Депозиты. | 33 953.5. | 37 150.8. | 41 737.9. | 41 749.2. | 55 290.4. | |
Ценные бумаги, кроме акций. | 2 455.0. | 3 011.8. | 2 918.2. | 3 174.9. | 3 530.2. | |
Кредиты. | 33.2. | 36.8. | 31.3. | 34.1. | 53.7. | |
Производные финансовые инструменты. | 2.2. | 4.9. | 2.9. | 2.4. | 12.1. | |
Страховые технические резервы. | 959.6. | 1 023.9. | 1 060.7. | 1 135.8. | 1 311.9. | |
Акции и другие формы участия в капитале. | 19 662.5. | 20 635.1. | 23 755.6. | 25 329.6. | 29 830.3. | |
Прочие статьи (чистые). | 3 034.2. | 3 029.5. | 2 939.2. | 904.2. | 14 151.0. | |
Задолженность секторов экономики по банковским кредитам возросла на 18,87 трлн. рублей (на 42,2 процента) в том числе в национальной валютена 13,89 трлн. рублей (на 44,9 процента) и 44,83 трлн. рублей, в иностранной валюте — на 284,2 млн. долларов США (на 4,5 процента) и 6,57 млрд. долларов США соответственно. В кредитах, выданных банками доминировали рублевые кредиты.
Внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2013 года составил 28 млрд руб. (таблица 1.5).
Таблица 1.5- Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов — 2011 год.
млн. долларов США.
Показатели. | 01.01.2013. | 01.04.2013. | 01.07.2013. | |
Валовой внешний долг Республики Беларусь. | 28 401.1. | 31 622.3. | 33 101.1. | |
Краткосрочный. | 12 700.8. | 14 147.3. | 14 282.5. | |
Долгосрочный. | 15 700.3. | 17 475.0. | 18 818.6. | |
Органы государственного управления. | 10 057.9. | 10 997.6. | 12 000.3. | |
Краткосрочный. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Кредиты и займы. | 0.0 00. | 0.0. | 0.0. | |
Торговые кредиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие долговые обязательства. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Просроченная задолженность. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Прочее. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Долгосрочный. | 10 057.9. | 10 997.6. | 12 000.3. | |
Долговые ценные бумаги. | 1 230.1. | 2 046.7. | 2 052.9. | |
Кредиты и займы. | 8 260.1. | 8 366.4. | 9 357.4. | |
Торговые кредиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие долговые обязательства. | 567.7. | 584.5. | 590.0. | |
Органы денежно-кредитного регулирования. | 1 855.3. | 1 713.5. | 1 400.8. | |
Краткосрочный. | 1 267.1. | 1 107.9. | 786.0. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Кредиты и займы. | 146.3. | 0.0. | 0.0. | |
Счета и депозиты. | 1 120.8. | 1 107.9. | 786.0. | |
Другие долговые обязательства. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Просроченная задолженность. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Прочее. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Долгосрочный. | 588.2. | 605.6. | 614.8. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Кредиты и займы. | 588.2. | 605.6. | 614.8. | |
Счета и депозиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие долговые обязательства. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Банки. | 5 752.1. | 6 832.6. | 6 980.6. | |
Краткосрочный. | 2 692.9. | 3 165.5. | 3 096.2. | |
Долговые ценные бумаги. | 22.0. | 31.2. | 47.7. | |
Кредиты и займы. | 2 246.1. | 2 626.4. | 2 621.0. | |
Счета и депозиты. | 212.9. | 250.4. | 323.1. | |
Другие долговые обязательства. | 211.9. | 257.5. | 104.4. | |
Просроченная задолженность. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Прочее. | 211.9. | 257.5. | 104.4. | |
Долгосрочный. | 3 059.2. | 3 667.1. | 3 884.4. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Кредиты и займы. | 2 767.1. | 3 241.9. | 3 449.2. | |
Счета и депозиты. | 292.1. | 425.2. | 435.2. | |
Другие долговые обязательства. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие секторы. | 9 910.1. | 11 220.4. | 11 835.0. | |
Краткосрочный. | 7 915.1. | 9 015.7. | 9 515.9. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.2. | 0.9. | |
Кредиты и займы. | 493.5. | 634.0. | 621.6. | |
Счета и депозиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Торговые кредиты. | 6 788.6. | 7 694.6. | 8 136.1. | |
Другие долговые обязательства. | 633.0. | 686.9. | 757.3. | |
Просроченная задолженность. | 633.0. | 686.9. | 757.3. | |
Прочее. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Долгосрочный. | 1 995.0. | 2 204.7. | 2 319.1. | |
Долговые ценные бумаги. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Кредиты и займы. | 1 995.0. | 2 204.7. | 2 319.1. | |
Счета и депозиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Торговые кредиты. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Другие долговые обязательства. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Прямые инвестиции: межфирменное кредитование. | 825.7. | 858.2. | 884.4. | |
Задолженность дочерним предприятиям. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Просроченная задолженность. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Прочее. | 0.0. | 0.0. | 0.0. | |
Задолженность прямым инвесторам. | 825.7. | 858.2. | 884.4. | |
Просроченная задолженность. | 3.2. | 3.4. | 3.3. | |
Прочее. | 822.5. | 854.8. | 881.1. | |
Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Одной из важнейшей задачей банковской системы Республики Беларусь в условиях ухудшения макроэкономической ситуации стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения, являющихся незаменимым источником устойчивого роста ресурсной базы банков.
Беларусь, являясь европейским государством, не может остаться в стороне от общемировых тенденций несмотря на то, что экономические процессы в нашей республике и других странах с переходной экономикой существенно отличаются от аналогичных процессов в развитых индустриальных государствах. Поэтому сегодня исключительно важен вопрос о выработке концептуальных подходов к проведению собственной монетарной политики на основе изучения общемировых тенденций, прогрессивного опыта, а также их адаптации к условиям отечественной экономики.
3. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь В 2013 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей. [11].
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики. Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
В 2013 — 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).
Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля. [10].
Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.
Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка.
Наряду с этим продолжится решение следующих задач:
· дальнейшее совершенствование условий для своевременного.
· проведения банками платежей клиентов;
· ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;
· содействие развитию различных сегментов финансового рынка.
Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:
· увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;
· распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
· сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
· совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.
Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:
· постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;
· операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;
· механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.
Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.
Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях и задачах денежно-кредитной политики будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и реализуемых мер. Кроме того, благодаря четкому разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.
Вместе с тем для совершенствования монетарной политики в настоящее время и в среднесрочной перспективе необходимо создание ряда условий в других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой стабильности.
Заключение
Подводя итог курсовой работе можно сделать следующие выводы и обобщения.
Любое государство имеет свою национальную денежную систему. Основными элементами денежной системы являются: наименование денежной единицы и ее частей; виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу; эмиссионный механизм; порядок обеспечения денежных знаков; структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения; порядок установления валютного курса; государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения. Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование.
Процесс становления денежной системы Республики Беларусь проходил эволюционно. В советский период в республике обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем — Центрального банка России (рубль). Для защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения платежных средств из других республик в 1992 г. выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Они были выпущены в дополнение к основной денежной единице — рублю. Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991;1992 гг. и замена их денежными знаками образца 1993 г. повлияло на структуру денежных знаков, обращающихся в Республике Беларусь. В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь определил, что единственным платежным средством становится белорусский рубль, это решение было закреплено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г., в последующие годы из обращения был изъят расчетный билет. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь проведено две деноминации в 1994 г. и 1999 г. В результате первой деноминации белорусского рубля все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, по второй деноминации с 1 января 2000 г. произведены соответствующие перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков.
Список использованных источников
.
1. Деньги, кредит, банки. / под общей редакцией Г. И. Кравцовой, Минск: ООО «Мисанта», 2005; с.218;
2 Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, И. О. Румянцева / под ред. Проф. Г. И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2007; с. 444.
3. Деньги, кредит, банки: практикум / Г. И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г. И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2005;с.318.
4 Деньги, кредит, банки: учеб.-метод. комплекс для студентов эконом. специальностей / сост.: Б. Н. Желиба, И. Н. Кохнович. — Минск: Изд-во МИУ, 2005; с. 284.
5 Долан Э. Дж., Кемпбелл К. Дж., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Под общ. Редакцией В. Лукашевича, Москва: Инфра-М, 1994; 493 с.
6 Морданов Р. Х. Денежно-кредитная политика в период экономических реформ /Морданов Р.Х. // Экономика и управление — № 6, 2007 г.-с.9−12;
7 Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки (курс лекций) / Тарасов В.И.-Минск: ООО Мисанта, 2003; с.512;
8 Янович П. А. Деньги, кредит, банки. Минск: Белорусский Национальный Технический Университет-2006. с.60;
.9 — Официальный сайт комитета по статистике и анализу [Электронный ресурс] Дата доступа: 15.02.14.
10 http://www. nbrb.gov.by/- Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] .
11 Указ Президента Республики Беларусь 19 ноября 2010 года № 597 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.
12 http://ru.wikipedia.org/wikiВикипедия [Электронный ресурс] Дата доступа: 14.02.14.
13 Национальная экономика Республики Беларусь. Учебное пособие/ В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович и др.; Под общей редакцией В. Н. Шимова.-Минск.: БГЭУ, 2005. 844 стр.
14 Тихонов А. Типология денежных систем и макроэкономической динамики. // Банковский вестник, № 16 (201) 2002, с. 41−44.
15 Рябченко П. Денежная система Республики Беларусь. // Мир денег, № 4 2002, c. 5−11.