Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. А. Тишков отмечает, что различия между культурами и людьми могут вызвать серьезные разногласия, поэтому он рассматривает толерантность как основу культуры мира. В. В. Шалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толерантности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. Именно глобализация… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ — ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
    • 1. I УЧРЕЖДЕНИЙ i 1.1. Теоретические основы исследования проблемы
    • IV. толерантности
      • 1. 2. Особецности формирования толерантности в юношеском i («возрасте.— Т.'.к
  • S 1.3. Подходы к формированию толерантности учащихся в учебном процессе и внеучебной деятельности
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ $ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
    • 2. 1. Исследование особенностей педагогического взаимодействия и педагогических условий формирования толерантности
    • 2. 2. Формы, методы и средства формирования толерантности учащихся
    • 2. 3. Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности учащихся
  • Выводы

Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе происходит существенное обновление профессионального образования, которое не только готовит будущих специалистов, но и учит молодежь нести ответственность за себя, свои поступки, строить гармоничные отношения с собой, другими людьми, с миром. Россия — страна многонациональная, этнически многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Образовательные учреждения испытывают отрицательные воздействия.

— COUhdiibnOi u раССЛОСпил ООЩСС i Ьа. В. Оi НОШСпИлл Мс/пДу jiiii^biviii duJpuv iuvi эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация, усиливается экстремизм. Принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001;2005 гг. ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических традиций российского общества, складывающихся веками. В связи с этим в рамках профессиональной школы целесообразно развитие культуры толерантных отношений как учащихся, так и всего педагогического коллектива.

Возникает необходимость создания в отечественной педагогической науке — «педагогики толерантности» (В.А.Тишков). Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б. С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Изучение проблемы толерантности показывает, что исследования педагогических аспектов данной проблемы отстают от исследований ее социокультурного, этического и философского срезов. В работах Р. Р. Валитовой, Д. В. Зиновьева, В. М. Золотухина, В. А. Лекторского,.

М.П.Мчедлова, Л. В. Скворцова, В. А. Тишкова, М. Уолцера, В. В. Шалина раскрываются положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни. Так В. М. Золотухин рассматривает две концепции терпимости — религиозную и гражданскую, способствующих воспитанию индивидуальной ответственности за свое предназначение в обществе.

В.А.Тишков отмечает, что различия между культурами и людьми могут вызвать серьезные разногласия, поэтому он рассматривает толерантность как основу культуры мира. В. В. Шалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толерантности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. Именно глобализация современного мира и трансформация российского общества, по утверждению В. В. Шалина, ^ V поставили на повестку дня переход к новому толерантному типу социальных отношений". Р. Р. Валитова отмечает, что толерантность — «это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другим». Руководствуясь толерантностью как принципом гуманного общения, человек приходит к пониманию другого, к признанию его прав, к расширению своего социального опыта и ценностных ориентации.

Полноценные отношения в образовательном процессе возможны при реализации диалогического пространства. Проблема диалога раскрыта в трудах М. М. Бахтина, М. Бубера, В. С. Библера и др. М. Бубер рассматривал общение с позиции «диалогической жизни». Диалог как равенство, уникальность каждого партнера, ориентация на понимание и активную интерпретацию партнера разрабатывается в исследованиях М. М. Бахтина. Запросы социальной практики обусловили исследования различных аспектов общения: соотношение общения и деятельности (Г.М.Андреева, И. А. Зимняя, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.) — общения и формирования личности (А.А.Бодалев, Л. И. Божович, Р. Л. Кричевский и др.). Уязвимой сферой человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами (Л.М.Дробижева, В. С. Собкин, Г. У.Солдатова).

Навык толерантности важен в профессиональной деятельности современного специалиста (В.Леонтьев). Подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования имеет свою специфику и приходится на период юношеского возраста. Характеристика юношеского возрастного периода представлена в работах психологов: Л. С. Выготского, И. С. Кона, Х. Ремшмидта, Е. Ф. Рыбалко и др.

Проблемы профессионального образования, в том числе и проблемы воспитания, раскрываются в работах отечественных ученых. Важный научный вклад в анализ социального портрета современных учащихся начального профессионального образования внесли исследования И. П. Смирнова и Е. В. Ткаченко. Реформированию профессионального образования в плане его адаптации к условиям рынка и изменению организационных, содержательных и методических компонентов, социальных целей и управления посвящены работы Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунова, Б. С. Гершунского, М. В. Никитина, А. М. Новикова, П. Н. Новикова, Романцева Г. М. и др. Вопросы профессионального развития педагогов изложены А. К. Марковой, Л. М. Митиной, М. П. Сибирской, В. Д. Шадриковым и др.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше исследований, проблема целенаправленного формирования толерантности учащихся в условиях получения начального и среднего профессионального образования практически не изучена.

Анализ исследований по проблеме толерантности, проведенных с позиций запросов современного общества и потребностей самой личности, позволил выявить следующие противоречия между:

• потребностями современного общества в снижении агрессивного поведения и этнической напряженности в молодежной среде на основе толерантности и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

• общественной потребностью в толерантных отношениях и их несформированностью в условиях образовательной системы.

Актуальность отмеченных проблем и противоречий определил выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея».

Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности учащихся начального и среднего профессионального образования.

Объект исследования: процесс формирования толерантности учащихся.

Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности учащихся профессионального лицея будет эффективным при следующих условиях:

• создание установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничеству;

• реализация программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;

• организация информационно-психологического просвещения учащихся с целью повышения культуры толерантного общения;

• формирование готовности учащихся к толерантному взаимодействию с людьми независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

• обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств;

• создание единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процесса, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Провести анализ теории и практики проблемы толерантности с позиции философии, психологии и педагогики.

2. Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования толерантности учащихся профессионального лицея с учетом особенностей образовательного процесса учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Разработать и апробировать поэтапную программу формирования толерантности учащихся и развития толерантных качеств педагогических работников профессионального лицея.

4.Создать и экспериментально проверить методическое обеспечение по реализации педагогических условий формирования толерантности учащихся.

Методологической основой диссертационного исследования являются положения философии о единстве теории и практики, системно-деятельностном подходе, о диалектическом взаимодействии социального и индивидуального в развитии человеканаучные основы оптимизации педагогического процессатеории личностно-ориентированного направления в обучении, деятельностиположения, разработанные о личностно-групповом взаимодействииконцепции демократизации и гуманизации образования.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с целями и задачами применялись теоретические и эмпирические методы: теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, дидактической, методической и методологической литературыэмпирические: наблюдение, лонгитюд, эксперимент: констатирующий, сравнительный и формирующий;

— диагностические: анкетирование, тестирование, беседа;

— математические методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей личностных особенностей учащихся и преподавателей с применением графического представления данныхстатистическая обработка данных исследования.

Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

1 этап (1997;1999гг.). Организационно-подготовительный: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление проблемы. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования. Определялись концептуальные подходы к разработке темы. Разрабатывался методологический аппарат. Проходила разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов. Разрабатывались тренинги для учащихся «Деловое взаимодействие», «Толерантное общение», программа факультатива «Толерантное общение как норма жизни», программа повышения психолого-педагогической культуры для преподавателей и мастеров производственного обучения, план-проспект учебника «Деловая культура и психология общения».

2 этап (1999;2001гг.). Опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего, формирующего и сравнительного экспериментов, обработка и анализ их результатов, проведение лонгитюдного исследования, подготовка методических рекомендаций.

3 этап (2001;2002гг.). Заключительно-обобщающий. Систематизация исследовательских материалов, обобщение результатов работы, анализ и уточнение результатов и выводов формирующего эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической позицией, научно-практическим подходом к решению поставленной проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента.

В эксперименте приняли участие 845 человек, из них: 231 учащихся Профессионального лицея экономики и управления- 69 старшеклассников Московских общеобразовательных школ- 26 педагогических работников Профессионального лицея экономики и управления- 275 учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Москвы- 187 педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений г. Москвы- 57 заместителей директоров, методистов и психологов учреждений начального и среднего профессионального образования РФ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлена сущность «толерантности» в образовательном процессераскрыто понятие «педагогика толерантности», которая предусматривает культуру общения, толерантное мышление, личностно-ориентированный подход в образовательном процессеопределены принципы педагогики толерантности (доверительного сотрудничества, психологической экологии, правовой культуры и «право на отличие») — сформулировано и обосновано понятие «толерантное пространство» и его базовые характеристики, ориентированные на готовность к толерантному взаимодействию с людьми независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности, на деловое, бесконфликтное общение и воспитание учащихся;

— выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантности учащихся, включающий: создание установки на толерантность, рассматриваемую как готовность и способность учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничествуповышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников, обеспечение информированности учащихся по проблеме толерантности;

— выявлены особенности формирования толерантности учащихся и развития толерантности педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образованияопределены критерии толерантных качеств личности: эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя, принятие другихобоснованы этапы их формирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработан и издан учебник «Деловая культура и психология общения», который предназначается для учащихся учреждений начального профессионального образования и может использоваться при работе со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами учреждений среднего профессионального образования;

• разработана поэтапная программа и методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования толерантности учащихся, апробированная в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

• разработаны и апробированы авторские тренинги «Деловое взаимодействие», «Толерантное общение» для учащихся начального и среднего профессионального образования, которые могут использоваться в общеобразовательных школах при работе со старшеклассниками;

• разработана и апробирована программа факультатива «Толерантное общение как норма жизни» для учащихся юношеского возраста;

• разработан и апробирован тренинг для преподавателей «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного взаимодействия», который может использоваться на курсах повышения квалификации педагогических работников;

• разработана программа «Толерантная культура педагога», апробированная в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также на курсах повышения квалификации руководящих работников образования, преподавателей и мастеров производственного обучения.

На защиту выносится:

1. Обоснование толерантности в образовательном процессе, которая отражается в понятии «толерантное пространство» и реализуется в образовательных учреждениях через основные принципы «педагогики толерантности».

2. Педагогические условия формирования толерантности учащихся начального и среднего профессионального образования.

3. Комплексная поэтапная программа развития и формирования толерантности всех субъектов образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены в практику работы Профессионального лицея экономики и управления (2001;2002 г.). Результаты исследования обсуждались на методических и педагогических советах (2002 г.). Апробация осуществлялась в ходе проведения тренингов и семинаров для учащихся и педагогов Профессионального лицея экономики и управления (2000;2002 г.). Апробация осуществлялась в Центре образования (технологическом), Московском техническом колледже, техникуме управления и информационных технологий (2001;2002 г.), на кафедре практической психологии ФПК ИРПО г. Москвы (2001;2003 г.). Апробация осуществлялась в центре педагогических конкурсных проектов Московского института открытого образования (2002 г.), в опубликованных материалах (учебник, пособия, статьи).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 21 таблицы, 8 рисунков, 210 источников литературы и 8 приложений.

Выводы.

Во второй главе «Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности учащихся профессионального лицея» нами проанализирован образовательный процесс как процесс диалогический и взаимообогащающий всех его участниковисследованы особенности педагогического взаимодействияпроанализированы формы, средства и методы формирования толерантности учащихся.

В результате проведенного эксперимента:

S выявлены, апробированы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантности;

•S доказано, что с целью формирования толерантности учащихся необходимо совершенствование коммуникативности через включение в учебную и внеучебную деятельность активных форм, средств и методов обучения и воспитания;

S выявлена динамика толерантных качеств, необходимых для формирования толерантности в ходе поэтапного включения учащихся в различные виды деятельности. Результаты сравнительного эксперимента показали, что у учащихся экспериментальной группы улучшились коммуникативные навыки, повысился уровень эмпатических способностей, коммуникативной толерантности, возросла групповая сплоченность, повысился интерес к учебе, возросло самопринятие и принятие других;

S доказана необходимость повышения психолого-педагогической культуры педагогического коллектива;

S доказана необходимость повышения уровня информированности учащихся по проблеме толерантности в учебной и внеучебной деятельностипроведен сравнительный анализ толерантного отношения к представителям других национальностей, иных культур, а также анализ агрессивного поведения в молодежной средевыявлено, что агрессивные реакции являются следствием несформированной толерантности.

Заключение

.

В диссертационной работе обобщены основные результаты проведенного теоретического и практического исследований, позволивших подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.

1. Проведен теоретический и практический анализ литературы по проблеме толерантности с позиции философии, психологии и педагогики.

2. Доказано, что формирование толерантности учащихся возможно в учреждениях начального и среднего профессионального образования через реализацию комплекса педагогических условий, включающих создание установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничествуреализацию программы повышения психолого-педагогической компетенции педагогических работниковорганизацию информационно-психологического просвещения учащихся с целью повышения культуры толерантного общенияиспользование активных форм и методов обучения и воспитания в учебном процессе и внеучебной деятельностиформирование готовности учащихся к толерантному взаимодействию с людьми не зависимо от этнической, религиозной и социальной принадлежностиобеспечение личностно — ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором развиваются толерантные качества педагогов и учащихсясоздание единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процесса, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.

3. Раскрыто понятие «педагогика толерантности» и определены ее основные принципы:

Педагогика толерантности" предусматривает: культуру общения как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание и сопереживаниетолерантное мышление как основа познания индивидуальности человека, его потребностей, ценностей, взглядов, убеждений и разнообразных форм проявлений в процессе общения, позволяющее воспитывать личностные качества индивида, трансформируя их в сторону эмпатии, взаимоуважения, чувства партнерстваличностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения.

Основными принципами «педагогики толерантности» являются: S принцип доверительного сотрудничества — установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, мастерами производственного обучения и учащимисяS принцип психологической экологии — обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, основанного на выявлении и создании условий для реализации потребностно-мотивационной сферы поведения всех субъектов образовательного процессаS принцип правой культуры — формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, основанного на соблюдении норм праваV принцип «право на отличие» — готовность и способность воспринимать и понимать человека независимо от его социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии и т. п.

4. В работе доказано, что период юности является сензитивным для формирования толерантности в процессе профессионального и личностного самоопределения и профессионального обучения.

5. В ходе исследования выявлены толерантные качества личности: эмпатия, коммуникативная толерантность, самопринятие, принятие другихопределены этапы и направления их формирования, которые отражены в методических рекомендациях по реализации педагогических условий формирования толерантности.

6. Потребность в толерантных взаимоотношениях и их несформированность в условиях образовательной системы позволила сформулировать и обосновать понятие «толерантное пространство», раскрыть понятие «педагогика толерантности» и определить ее основные принципы.

7. Обоснована необходимость повышения информационно-психологической компетентности педагогических работников, и с этой целью разработана и реализована программа, способствующая творческому и культурному росту педагогов, и тренинг «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного взаимодействия», позволяющий развивать навыки рефлексии и коммуникативной толерантности.

8. Экспериментально проверено, что разработанные и апробированные тренинги для учащихся: «Толерантное общение», «Деловое взаимодействие"-способствуют совершенствованию навыков толерантного взаимодействия и конструктивного, бесконфликтного общения.

9. Доказано, что разработанная и апробированная программа факультатива для учащихся «Толерантное общение как норма жизни» позволяет повысить толерантную культуру выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

10. Разработанный и изданный учебник «Деловая культура и психология общения», включающий этические аспекты толерантности, способствует воспитанию культуры общения, культуры труда и поведения учащихся, составляющих основу толерантного взаимодействия.

11. Результаты эксперимента подтвердили, что для формирования толерантных отношений в образовательном учреждении и воспитания толерантных качеств необходима целенаправленная, поэтапная и непрерывная работа со всеми субъектами учебного и воспитательного процесса администрацией, педагогами, мастерами производственного обучения, социальными педагогами, учащимися).

Теоретический анализ и проведенное экспериментальное исследование позволили предположить, что поэтапная программа формирования толерантности учащихся может использоваться не только в учреждениях начального и среднего профессионального образования, но и в общеобразовательных школах. Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как объекта деятельности./ Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — 183 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. / Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1981. -С. 218−241.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты. // Педагогика, 2000. № 2 С. 11−16.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. В 2х Т, Т 1 — 229 е., Т 2 — 287 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука 1977.-379 с.
  7. .Г. О проблемах человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
  9. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, т 13. № 5. 1992. С. 12 — 25.
  10. Л.И. Методические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982. № 2. С. 3 17.
  11. Р.Г. Проблемы «другого Я „и моральное сознание личности // Философские науки, 1986. № 6. С. 53 59.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд во МГУ, 1984 — 105 с.
  13. А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно историческая перспектива — Новгород, 1993. — 24 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  15. А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. — Таллинн.: Центр информационных и социальных технологий „Регалис“, 1998.- 108 с.
  16. Батышев С .Я Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. -М.: АПО, 1993. В 2 х ч. 394 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  18. Г. В., Чиркова М. А. Развитие коммуникативных качеств учащихся. -М.: Академия профессионального образования, 2001. 119с.
  19. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. — 140 с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: „Вятка“, 1997. 336 с.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  22. . В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Инст. Проф. Обр., 1995. 336 с.
  23. Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во „Бонфи“, 2001.-304 с.
  24. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1996. № 4. С. 66−73.
  25. А.А. Личность и общение: Избранные труды М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  26. А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1978. С. 3 — И.
  27. А.А. Психология межличностного общения. Рязань: МВД РФ Рязанская высшая школа, 1994. — 88 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  29. Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7−45.
  30. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологи, 1978. № 4. С. 30 34.
  31. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информационно — издательский дом „Филинъ“, 1996. — 472 с.
  32. Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика, 1999. № 2.С. 3−7.
  33. С.Е. Деловая игра как метод социально психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 52 — 57.
  34. О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово.: Кемер. обл. институт усоверш. учителей, 1994. 62 с.
  35. С.Л., Миронов М. Р. Личностный рост и его критерии. / Психологические проблемы самореализации личности СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 38 — 46.
  36. М. Я и Ты / пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  37. P.P. Толерантность как этическая проблема / Дис. канд. философ, наук. М., 1997. — 160 с.
  38. P.P. Толерантность- порок или добродетель // Вестник Московского ун та. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 33 -37.
  39. Ю.С., Мосякин И. Я. Активные формы учебных занятий: вопросы методики и познания. Вып. 2. Орловская региональная академия государственной службы, 1996. 90 с.
  40. Век толерантности: Научно публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.- 152 с.
  41. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея: Методическое пособие. М.: Изд. Центр АПО, 2000. — 115 с.
  42. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии, 2001. № 2. С. 154- 165.
  43. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо, В.Матюхиной., Т. С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  44. Выготский J1.C. История развития высших психических функций / Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т 3. С. 315.
  45. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 430−449.
  46. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  47. З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика, 1991. № 9. С. 21 24.
  48. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128с.
  49. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  50. А. Социальные мотивации и воздействия (к вопросу о психологическом анализе ненасильственных действий) / Этика ненасилия материалы международной конференции. — М.: Философское общество СССР, 1991. С.44−53.
  51. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 43 52.
  52. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993. № 4. С. 61 — 68.
  53. В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO Intellegens / На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 8 — 174.
  54. . Что такое психология: В 2 т. Изд. 2-е, стереотипное. Т 2 / пер. с франц. М.: Мир 1996. — 376 с.
  55. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, — М.: Совершенство, 1997.- 198с.
  56. О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре./ Человек, диалог, понимание. Саратов.: Изд — во Сарат. ун-та, 1996. С. 58−63.
  57. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно публицистический вестник — М.: МГУ, 2001. С. 131 — 137.
  58. Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. Руководителям школ / Составитель: Т. В. Морозова / М.: Образовательный центр „Педагогический поиск“, 1998. — 93 с.
  59. С.В. Педагогические основы воспитания творческой направленности личности школьников как средства их социализации. Монография. М.: Академия менеджмента в образовании и культуре, 2000.- 245 с.
  60. Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы. Монография. Издание третье, доработанное / Научные редакторы: A.JI. Жохов, А. Т. Глазунов. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 150 с.
  61. Ю.Н. Деловые игры как средство обучения мастеров промышленного производства / Психология производству и воспитанию. — JI., 1977.
  62. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально -педагогическое образование России. Организация и содержание. -Екатеринбург.: Изд до Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1999. — 234 с.
  63. Закон РФ „Об образовании“ № 12. ФЗ от 13.01. 1996.
  64. И.И., Лепилина Л. И. и др. Учусь общаться: Учебное пособие. — М.: Изд-до РАО, 1993.- 120 с.
  65. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ „Перспектива“, 1998. — 112 с.
  66. И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе / Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
  67. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, испр. и перераб. М.: Издательская корпорация „Лотос“, 1999. — 384 с.
  68. В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Кузбас. Гос. техн. ун-т, 1999. — 63 с.
  69. В.М. “ Терпимость» как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып.2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 7−10.
  70. В.М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / Дефиниции культуры. Вып.З. Томск.: Изд — во Том. ун-та, 1998. С. 55 -59.
  71. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 219 — 233.
  72. И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  73. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  74. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского -М.: Парсифаль, 1997. -416 с.
  75. Д.Н. Обучение и игры. Введение в активные методы обучения М.: Моск. психолого-социальный институт, изд — во «Флинта», 1998. — 192 с.
  76. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  77. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М.: НИИВШ, 1977.-64с.
  78. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с. ,
  79. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:I1. Педагогика, 1990. 141 с.
  80. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  81. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200 с.
  82. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. № 3.
  83. А.Г. Психология личности. Изд. Зе М.: Просвещение, 1970.
  84. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. -144 с.
  85. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика 1982. Т 2. С. 382.
  86. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Автореф.дисс. канд. пед. наук Курган, 2000. — 22 с.
  87. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  88. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  89. Кон И. С. Социология личности. -М.: Просвещение, 1984. -383 с.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  91. С.В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетические аспекты образования. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 195 с.
  92. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2е изд. — М.: Смысл, 1999.-279 с.
  93. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: «Дело», 1993. — 352 с.
  94. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.- 114 с.
  95. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -119 с.
  96. И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.- 180 с.
  97. Н.П. Психологическая культура межличностного диалогического взаимодействия / Тезисы международной конференции «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. М., 1997. С. 37 — 38 .
  98. Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. М — Минск.: Издательский центр АПО, 2001. — 163 с.
  99. В. Искусство быть другим. М.: Знание, 1993. — 192 с.
  100. В. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. — 208 с.
  101. М.М. Процесс обучения на уроке. М.: МГПИ им. В. И. Ленина 1976.-79с.
  102. В.А. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1997. № 2. С. 3 — 56.
  103. В.А. О толерантности // Философские науки, 1997. № 3 4. С. 14−18.
  104. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание 1979. — 47 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. — 304 с.
  106. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 5 — 6.
  107. А.Н. Проблемы психического развития. 4е изд. М.: МГУ, 1981. -548 с.
  108. В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России, 1999. № 4. С. 33 38.
  109. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия //Вопросы философии, 1995. № 2. С. 110−121.
  110. Е.А., Рыбальский В. И. Методы активного обучения. Киев, Высшая школа, 1985.
  111. Дж. Послание о веротерпимости. Соч. в Зх т Т. 3. М.: Мысль, 1986.
  112. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал, 1981. т 2. № 1. С. 3 17.
  113. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поли культурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4. С. 3−10.
  114. Г. И. Социально психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  115. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный Гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  116. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  117. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя — М.: Просвещение, 1990. 193 с.
  118. С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания / Человек, диалог, понимание. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 3- 15.
  119. Материалы сто сорок первой сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО. Париж, 1993. С. 2.
  120. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  121. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М. Педагогика, 1986. -253 с.
  122. Методика эффективного обучения взрослых. Учебно методическое пособие. — Москва — Берлин: ИПК госслужащих, 1998. — 124 с.
  123. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  124. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1999. — 192 с.
  125. JT.М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы) М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  126. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие для студентов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  127. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, Изд 2е, 1981.- 176с.
  128. В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд — во ЛГУ, 1960. — 462 с.
  129. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с.
  130. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В Зх кн. Кн 1. Общие основы психологии.2 е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  131. A.M. Проблема гуманизации профессионального образования // Специалист, 1999. № 7 С. 2−6.
  132. П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. -М.: РУЦ ФСЗР, 1996. 136 с.
  133. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.
  134. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой 20 е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1988. С. 649.
  135. А. Педагогика сотрудничества: некоторые итоги и перспективы // Коммунист, 1988. № 2. С. 121 124.
  136. А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник Московского университета. Сер. 14, 1990. № 2. С. 55 -58.
  137. JI.A. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. -216 с.
  138. А.В. Принципы отражения субъективности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии, 1985. № 4. С. 17−18.
  139. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А.Р., Осипова
  140. B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. — 73 с.
  141. А.А., Шабарова М. Н. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Среднее профессиональное образование, 1999. № ю. С. 31−34.
  142. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  143. В .Я., Подиновский В. В., Вельский А. А. Деловые игры по охране труда в строительстве. — М.: Стройиздат, 1987. — 154 с.
  144. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  145. К. Открытое общество и его враги. В 2 х т. М.: Феникс, 1992. Т 11. C. 329.
  146. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2е изд. перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  147. Профессиональное образование / составитель С. М. Вишнякова. Словарь НМЦ СПО. М.: Новь, 1999. С. 16.
  148. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. В. Хрущевой. СПб.: «Ювента». Институт тренинга, 1999. — 256 с.
  149. Психология’общения 2000: проблемы и перспективы. Тезисы докладов Международной конференции. М.: Учебно-методический коллектор «Психология 2000», 2000. — 354 с.
  150. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2е изд., исправ. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  151. А.А. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие. -Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 83 с.
  152. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  153. Е.А. Настольная книга практического психолога образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  154. К. Несколько важных открытий // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1990. № 2. С. 59 63.
  155. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд — во АН СССР, 1959.- 354 с.
  156. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  157. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие М.: ИНФРА.- Новосибирск.: НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
  158. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  159. Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.: Мысль, 1969. — 390 с.
  160. В.Н. Социальное проектирование: (К основам теории) / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. С. 84−86.
  161. Н.В. Игры в которые играют. .Психологический практикум. — Дубна.: «Феникс +», 2000. 128 с.
  162. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 250 с.
  164. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия ёго коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
  165. JI.B. Толерантность: иллюзия и средство спасения? // Октябрь, 1997. № 3. С. 138- 155.
  166. В.А. Учитель и время // Советская педагогика, 1990. № 9.
  167. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 5. С. 7 9.
  168. И.П. Профшкола отмечает юбилей (по материалам Всероссийской конференции) // Профессиональное образование, 2000. № 1. С. 16.
  169. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: Издат. дом Ореол — Лайн, 1998. — 88с.
  170. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Издательский центр АПО, 2002.-45с.
  171. И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М.: Академия профессионального образования, 2000. — 75 с.
  172. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -176 с.
  173. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров -2е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
  174. Г. У. Толерантность и интолерантность две грани межэтнического взаимодействия./ Век толерантности: научно -публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001. С. 90 — 100.
  175. Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Тренинг «Учимся толерантности» / На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 177−239.
  176. П. Толерантный человек: как его воспитать // Народное образование, 2001. № 6. С. 152 156.
  177. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  178. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. — 180 с.
  179. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 287 с.
  180. Тезисы международной конференции: «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России» (проводится под эгидой ЮНЕСКО в рамках программы «Культура мира», 13−15 октября) М., 1999. — 467 с.
  181. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга / Под ред. А. А. Бодалева. Краснодар, 1974. -240 с.
  182. В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») / Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. С. 256 — 274.
  183. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: Изд- во Академ. Наук Груз ССР, 1961. -210 с.
  184. Л.И. Методы экпериментального исследования социально — психологических феноменов / Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 57 — 58.
  185. М. О терпимости / пер. с англ. М.: Идея — Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
  186. Управление развитием инновационных процессов в школе / под науч. ред. Т. И. Шамовой., П. И. Третьякова. М.: Прометей, 1995. С. 190 — 195.
  187. А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. — Рыбинск.: Рыбинское подворье, 1997. 576 с.
  188. К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе, 1997. № 2. С. 14−28.
  189. Л. Избранные философские произведения в 2 х т., Т 1. М.: Мысль, 1985. С. 203.
  190. Д.И. Психология взросления. М.: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 1999. — 670 с.
  191. В.М. Говорят, что . // Учительская газета от 19.11.2002.
  192. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  193. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  194. Г. Синергетика. М., 1980 .- 460 с.
  195. А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности./ Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 29.
  196. В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) Краснодар.: «Периодика Кубани», 2000. — 256 с.
  197. Энциклопедия профессионального образования в Зх т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  198. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — 340 с.
  199. Этика ненасилия. Материалы международной конференции / Общ. ред.
  200. A.А.Гусейнов. Отв. ред. Р. Г. Асперян. М.: Философское общество СССР, 1991.-242 с.
  201. Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем./ Под общ. ред.
  202. B.В.Зеленского. М.: «Университетская книга», ООО «Фирма Издательство ACT», 1998. — 720 с.
  203. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 31 — 42.
  204. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. — Л., 1990.
  205. Allport G. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA, 1954.
  206. Allport G. Personality A. Psychologica interpretation, New York.
  207. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. N.Y., 1959. P. 224.
  208. Rogers C. Client centered therapy. Comprehensive Texbook on Psychiatry, 5 edited by H.I.Kaplan & B.J.Sadock. Baltimore: Williams & Wilkins, 1988. P. 3−40.
  209. Ваши эмпатические способности (В.В.Бойко)
  210. Инструкция «Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «да» илинет».1. Стимульный материал
  211. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
  212. Если окружение проявляет признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
  213. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
  214. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
  215. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
  216. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
  217. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
  218. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то огорчены.
  219. Моя интуиция более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
  220. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
  221. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
  222. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояние.
  223. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
  224. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.
  225. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
  226. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
  227. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
  228. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
  229. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
  230. Чужой смех обычно заражает меня.
  231. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.22. Плакать от счастья глупо.
  232. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
  233. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
  234. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
  235. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
  236. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
  237. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
  238. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
  239. У меня творческая натура поэтическая, художественная, артистическая.
  240. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
  241. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  242. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
  243. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
  244. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
  245. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.1. Обработка данных
  246. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов.1. Уровень выраженности: — 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии-- 29 22 — средний-- 21 15 — заниженный-- менее 14 баллов очень низкий.
  247. Тест коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
  248. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. баллы
  249. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
  250. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
  251. Шумные детские игры переношу с трудом.
  252. Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
  253. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.1. Всего:
  254. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
  255. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
  256. Меня раздражают любители поговорить.
  257. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
  258. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.'
  259. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.1. Всего:
  260. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.
  261. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
  262. Так называемые «новые' русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
  263. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
  264. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
  265. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.1. Всего:
  266. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
  267. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
  268. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
  269. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
  270. Мне неприятны самоуверенные люди
  271. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте1. Всего:
  272. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.
  273. Я имею привычку поучать окружающих
  274. Невоспитанные люди возмущают меня
  275. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
  276. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
  277. Я люблю командовать близкими1. Всего:
  278. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
  279. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах
  280. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка
  281. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
  282. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
  283. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется1. Всего:
  284. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
  285. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
  286. Меня часто упрекают в ворчливости
  287. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю
  288. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
  289. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь1. Всего:
  290. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
  291. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
  292. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобномслучае рассказывают о своих болезнях
  293. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
  294. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
  295. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей1. Всего:
  296. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.
  297. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
  298. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
  299. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
  300. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми
  301. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав1. Всего: 1. Обработка результатов
  302. Программа информационно-психологического просвещения педагогического коллектива
  303. Тема 1. Основы возрастной психологии Характеристика периода взросления. Коллективное и индивидуальное развитие. Эмоциональное и личностное развитие. Возрастные задачи развития мотивационной и потребностной сферы.
  304. Тема 2. Психология личности
  305. Тема 3. Психология общения
  306. Понятие об общении. Структура общения. Виды общения. Роль общения в педагогической деятельности. Психологические особенности общения учащихся с преподавателями. Планирование общения на различных этапах урока.
  307. Тема 4. Средства педагогического общения
  308. Речь как основное средство педагогического общения. Невербальные средства общения и их влияние на урок.
  309. Тема 5. Стили педагогического взаимодействия
  310. Характеристика либерального, демократического и авторитарного стиля взаимодействия. Осознание педагога своего стиля взаимодействия в целях оптимизации общения с учащимися.1. Тема 6. Конфликты
  311. Понятие конфликта и его структура. Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, ролевые, групповые. Стили поведения в конфликтах и способы их разрешения.
  312. Тема 7. Толерантное общение
Заполнить форму текущей работой