Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея
В. А. Тишков отмечает, что различия между культурами и людьми могут вызвать серьезные разногласия, поэтому он рассматривает толерантность как основу культуры мира. В. В. Шалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толерантности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. Именно глобализация… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ — ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
- 1. I УЧРЕЖДЕНИЙ i 1.1. Теоретические основы исследования проблемы
- IV. толерантности
- 1. 2. Особецности формирования толерантности в юношеском i («возрасте.— Т.'.к
- 2. 1. Исследование особенностей педагогического взаимодействия и педагогических условий формирования толерантности
- 2. 2. Формы, методы и средства формирования толерантности учащихся
- 2. 3. Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности учащихся
Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современном обществе происходит существенное обновление профессионального образования, которое не только готовит будущих специалистов, но и учит молодежь нести ответственность за себя, свои поступки, строить гармоничные отношения с собой, другими людьми, с миром. Россия — страна многонациональная, этнически многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.
Образовательные учреждения испытывают отрицательные воздействия.
— COUhdiibnOi u раССЛОСпил ООЩСС i Ьа. В. Оi НОШСпИлл Мс/пДу jiiii^biviii duJpuv iuvi эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация, усиливается экстремизм. Принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001;2005 гг. ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических традиций российского общества, складывающихся веками. В связи с этим в рамках профессиональной школы целесообразно развитие культуры толерантных отношений как учащихся, так и всего педагогического коллектива.
Возникает необходимость создания в отечественной педагогической науке — «педагогики толерантности» (В.А.Тишков). Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б. С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.
Изучение проблемы толерантности показывает, что исследования педагогических аспектов данной проблемы отстают от исследований ее социокультурного, этического и философского срезов. В работах Р. Р. Валитовой, Д. В. Зиновьева, В. М. Золотухина, В. А. Лекторского,.
М.П.Мчедлова, Л. В. Скворцова, В. А. Тишкова, М. Уолцера, В. В. Шалина раскрываются положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни. Так В. М. Золотухин рассматривает две концепции терпимости — религиозную и гражданскую, способствующих воспитанию индивидуальной ответственности за свое предназначение в обществе.
В.А.Тишков отмечает, что различия между культурами и людьми могут вызвать серьезные разногласия, поэтому он рассматривает толерантность как основу культуры мира. В. В. Шалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толерантности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. Именно глобализация современного мира и трансформация российского общества, по утверждению В. В. Шалина, ^ V поставили на повестку дня переход к новому толерантному типу социальных отношений". Р. Р. Валитова отмечает, что толерантность — «это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другим». Руководствуясь толерантностью как принципом гуманного общения, человек приходит к пониманию другого, к признанию его прав, к расширению своего социального опыта и ценностных ориентации.
Полноценные отношения в образовательном процессе возможны при реализации диалогического пространства. Проблема диалога раскрыта в трудах М. М. Бахтина, М. Бубера, В. С. Библера и др. М. Бубер рассматривал общение с позиции «диалогической жизни». Диалог как равенство, уникальность каждого партнера, ориентация на понимание и активную интерпретацию партнера разрабатывается в исследованиях М. М. Бахтина. Запросы социальной практики обусловили исследования различных аспектов общения: соотношение общения и деятельности (Г.М.Андреева, И. А. Зимняя, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.) — общения и формирования личности (А.А.Бодалев, Л. И. Божович, Р. Л. Кричевский и др.). Уязвимой сферой человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами (Л.М.Дробижева, В. С. Собкин, Г. У.Солдатова).
Навык толерантности важен в профессиональной деятельности современного специалиста (В.Леонтьев). Подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования имеет свою специфику и приходится на период юношеского возраста. Характеристика юношеского возрастного периода представлена в работах психологов: Л. С. Выготского, И. С. Кона, Х. Ремшмидта, Е. Ф. Рыбалко и др.
Проблемы профессионального образования, в том числе и проблемы воспитания, раскрываются в работах отечественных ученых. Важный научный вклад в анализ социального портрета современных учащихся начального профессионального образования внесли исследования И. П. Смирнова и Е. В. Ткаченко. Реформированию профессионального образования в плане его адаптации к условиям рынка и изменению организационных, содержательных и методических компонентов, социальных целей и управления посвящены работы Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунова, Б. С. Гершунского, М. В. Никитина, А. М. Новикова, П. Н. Новикова, Романцева Г. М. и др. Вопросы профессионального развития педагогов изложены А. К. Марковой, Л. М. Митиной, М. П. Сибирской, В. Д. Шадриковым и др.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше исследований, проблема целенаправленного формирования толерантности учащихся в условиях получения начального и среднего профессионального образования практически не изучена.
Анализ исследований по проблеме толерантности, проведенных с позиций запросов современного общества и потребностей самой личности, позволил выявить следующие противоречия между:
• потребностями современного общества в снижении агрессивного поведения и этнической напряженности в молодежной среде на основе толерантности и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
• общественной потребностью в толерантных отношениях и их несформированностью в условиях образовательной системы.
Актуальность отмеченных проблем и противоречий определил выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея».
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности учащихся начального и среднего профессионального образования.
Объект исследования: процесс формирования толерантности учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности учащихся профессионального лицея будет эффективным при следующих условиях:
• создание установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничеству;
• реализация программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;
• организация информационно-психологического просвещения учащихся с целью повышения культуры толерантного общения;
• формирование готовности учащихся к толерантному взаимодействию с людьми независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
• обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств;
• создание единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процесса, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ теории и практики проблемы толерантности с позиции философии, психологии и педагогики.
2. Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования толерантности учащихся профессионального лицея с учетом особенностей образовательного процесса учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Разработать и апробировать поэтапную программу формирования толерантности учащихся и развития толерантных качеств педагогических работников профессионального лицея.
4.Создать и экспериментально проверить методическое обеспечение по реализации педагогических условий формирования толерантности учащихся.
Методологической основой диссертационного исследования являются положения философии о единстве теории и практики, системно-деятельностном подходе, о диалектическом взаимодействии социального и индивидуального в развитии человеканаучные основы оптимизации педагогического процессатеории личностно-ориентированного направления в обучении, деятельностиположения, разработанные о личностно-групповом взаимодействииконцепции демократизации и гуманизации образования.
Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с целями и задачами применялись теоретические и эмпирические методы: теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, дидактической, методической и методологической литературыэмпирические: наблюдение, лонгитюд, эксперимент: констатирующий, сравнительный и формирующий;
— диагностические: анкетирование, тестирование, беседа;
— математические методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей личностных особенностей учащихся и преподавателей с применением графического представления данныхстатистическая обработка данных исследования.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
1 этап (1997;1999гг.). Организационно-подготовительный: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление проблемы. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования. Определялись концептуальные подходы к разработке темы. Разрабатывался методологический аппарат. Проходила разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов. Разрабатывались тренинги для учащихся «Деловое взаимодействие», «Толерантное общение», программа факультатива «Толерантное общение как норма жизни», программа повышения психолого-педагогической культуры для преподавателей и мастеров производственного обучения, план-проспект учебника «Деловая культура и психология общения».
2 этап (1999;2001гг.). Опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего, формирующего и сравнительного экспериментов, обработка и анализ их результатов, проведение лонгитюдного исследования, подготовка методических рекомендаций.
3 этап (2001;2002гг.). Заключительно-обобщающий. Систематизация исследовательских материалов, обобщение результатов работы, анализ и уточнение результатов и выводов формирующего эксперимента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической позицией, научно-практическим подходом к решению поставленной проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента.
В эксперименте приняли участие 845 человек, из них: 231 учащихся Профессионального лицея экономики и управления- 69 старшеклассников Московских общеобразовательных школ- 26 педагогических работников Профессионального лицея экономики и управления- 275 учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Москвы- 187 педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений г. Москвы- 57 заместителей директоров, методистов и психологов учреждений начального и среднего профессионального образования РФ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— выявлена сущность «толерантности» в образовательном процессераскрыто понятие «педагогика толерантности», которая предусматривает культуру общения, толерантное мышление, личностно-ориентированный подход в образовательном процессеопределены принципы педагогики толерантности (доверительного сотрудничества, психологической экологии, правовой культуры и «право на отличие») — сформулировано и обосновано понятие «толерантное пространство» и его базовые характеристики, ориентированные на готовность к толерантному взаимодействию с людьми независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности, на деловое, бесконфликтное общение и воспитание учащихся;
— выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантности учащихся, включающий: создание установки на толерантность, рассматриваемую как готовность и способность учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничествуповышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников, обеспечение информированности учащихся по проблеме толерантности;
— выявлены особенности формирования толерантности учащихся и развития толерантности педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образованияопределены критерии толерантных качеств личности: эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя, принятие другихобоснованы этапы их формирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработан и издан учебник «Деловая культура и психология общения», который предназначается для учащихся учреждений начального профессионального образования и может использоваться при работе со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами учреждений среднего профессионального образования;
• разработана поэтапная программа и методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования толерантности учащихся, апробированная в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
• разработаны и апробированы авторские тренинги «Деловое взаимодействие», «Толерантное общение» для учащихся начального и среднего профессионального образования, которые могут использоваться в общеобразовательных школах при работе со старшеклассниками;
• разработана и апробирована программа факультатива «Толерантное общение как норма жизни» для учащихся юношеского возраста;
• разработан и апробирован тренинг для преподавателей «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного взаимодействия», который может использоваться на курсах повышения квалификации педагогических работников;
• разработана программа «Толерантная культура педагога», апробированная в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также на курсах повышения квалификации руководящих работников образования, преподавателей и мастеров производственного обучения.
На защиту выносится:
1. Обоснование толерантности в образовательном процессе, которая отражается в понятии «толерантное пространство» и реализуется в образовательных учреждениях через основные принципы «педагогики толерантности».
2. Педагогические условия формирования толерантности учащихся начального и среднего профессионального образования.
3. Комплексная поэтапная программа развития и формирования толерантности всех субъектов образовательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены в практику работы Профессионального лицея экономики и управления (2001;2002 г.). Результаты исследования обсуждались на методических и педагогических советах (2002 г.). Апробация осуществлялась в ходе проведения тренингов и семинаров для учащихся и педагогов Профессионального лицея экономики и управления (2000;2002 г.). Апробация осуществлялась в Центре образования (технологическом), Московском техническом колледже, техникуме управления и информационных технологий (2001;2002 г.), на кафедре практической психологии ФПК ИРПО г. Москвы (2001;2003 г.). Апробация осуществлялась в центре педагогических конкурсных проектов Московского института открытого образования (2002 г.), в опубликованных материалах (учебник, пособия, статьи).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 21 таблицы, 8 рисунков, 210 источников литературы и 8 приложений.
Выводы.
Во второй главе «Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности учащихся профессионального лицея» нами проанализирован образовательный процесс как процесс диалогический и взаимообогащающий всех его участниковисследованы особенности педагогического взаимодействияпроанализированы формы, средства и методы формирования толерантности учащихся.
В результате проведенного эксперимента:
S выявлены, апробированы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантности;
•S доказано, что с целью формирования толерантности учащихся необходимо совершенствование коммуникативности через включение в учебную и внеучебную деятельность активных форм, средств и методов обучения и воспитания;
S выявлена динамика толерантных качеств, необходимых для формирования толерантности в ходе поэтапного включения учащихся в различные виды деятельности. Результаты сравнительного эксперимента показали, что у учащихся экспериментальной группы улучшились коммуникативные навыки, повысился уровень эмпатических способностей, коммуникативной толерантности, возросла групповая сплоченность, повысился интерес к учебе, возросло самопринятие и принятие других;
S доказана необходимость повышения психолого-педагогической культуры педагогического коллектива;
S доказана необходимость повышения уровня информированности учащихся по проблеме толерантности в учебной и внеучебной деятельностипроведен сравнительный анализ толерантного отношения к представителям других национальностей, иных культур, а также анализ агрессивного поведения в молодежной средевыявлено, что агрессивные реакции являются следствием несформированной толерантности.
Заключение
.
В диссертационной работе обобщены основные результаты проведенного теоретического и практического исследований, позволивших подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.
1. Проведен теоретический и практический анализ литературы по проблеме толерантности с позиции философии, психологии и педагогики.
2. Доказано, что формирование толерантности учащихся возможно в учреждениях начального и среднего профессионального образования через реализацию комплекса педагогических условий, включающих создание установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и педагогических работников к диалогу и сотрудничествуреализацию программы повышения психолого-педагогической компетенции педагогических работниковорганизацию информационно-психологического просвещения учащихся с целью повышения культуры толерантного общенияиспользование активных форм и методов обучения и воспитания в учебном процессе и внеучебной деятельностиформирование готовности учащихся к толерантному взаимодействию с людьми не зависимо от этнической, религиозной и социальной принадлежностиобеспечение личностно — ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором развиваются толерантные качества педагогов и учащихсясоздание единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процесса, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.
3. Раскрыто понятие «педагогика толерантности» и определены ее основные принципы:
Педагогика толерантности" предусматривает: культуру общения как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание и сопереживаниетолерантное мышление как основа познания индивидуальности человека, его потребностей, ценностей, взглядов, убеждений и разнообразных форм проявлений в процессе общения, позволяющее воспитывать личностные качества индивида, трансформируя их в сторону эмпатии, взаимоуважения, чувства партнерстваличностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения.
Основными принципами «педагогики толерантности» являются: S принцип доверительного сотрудничества — установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, мастерами производственного обучения и учащимисяS принцип психологической экологии — обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, основанного на выявлении и создании условий для реализации потребностно-мотивационной сферы поведения всех субъектов образовательного процессаS принцип правой культуры — формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, основанного на соблюдении норм праваV принцип «право на отличие» — готовность и способность воспринимать и понимать человека независимо от его социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии и т. п.
4. В работе доказано, что период юности является сензитивным для формирования толерантности в процессе профессионального и личностного самоопределения и профессионального обучения.
5. В ходе исследования выявлены толерантные качества личности: эмпатия, коммуникативная толерантность, самопринятие, принятие другихопределены этапы и направления их формирования, которые отражены в методических рекомендациях по реализации педагогических условий формирования толерантности.
6. Потребность в толерантных взаимоотношениях и их несформированность в условиях образовательной системы позволила сформулировать и обосновать понятие «толерантное пространство», раскрыть понятие «педагогика толерантности» и определить ее основные принципы.
7. Обоснована необходимость повышения информационно-психологической компетентности педагогических работников, и с этой целью разработана и реализована программа, способствующая творческому и культурному росту педагогов, и тренинг «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного взаимодействия», позволяющий развивать навыки рефлексии и коммуникативной толерантности.
8. Экспериментально проверено, что разработанные и апробированные тренинги для учащихся: «Толерантное общение», «Деловое взаимодействие"-способствуют совершенствованию навыков толерантного взаимодействия и конструктивного, бесконфликтного общения.
9. Доказано, что разработанная и апробированная программа факультатива для учащихся «Толерантное общение как норма жизни» позволяет повысить толерантную культуру выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
10. Разработанный и изданный учебник «Деловая культура и психология общения», включающий этические аспекты толерантности, способствует воспитанию культуры общения, культуры труда и поведения учащихся, составляющих основу толерантного взаимодействия.
11. Результаты эксперимента подтвердили, что для формирования толерантных отношений в образовательном учреждении и воспитания толерантных качеств необходима целенаправленная, поэтапная и непрерывная работа со всеми субъектами учебного и воспитательного процесса администрацией, педагогами, мастерами производственного обучения, социальными педагогами, учащимися).
Теоретический анализ и проведенное экспериментальное исследование позволили предположить, что поэтапная программа формирования толерантности учащихся может использоваться не только в учреждениях начального и среднего профессионального образования, но и в общеобразовательных школах. Ф.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как объекта деятельности./ Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — 183 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. / Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1981. -С. 218−241.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты. // Педагогика, 2000. № 2 С. 11−16.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. В 2х Т, Т 1 — 229 е., Т 2 — 287 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука 1977.-379 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, т 13. № 5. 1992. С. 12 — 25.
- Анцыферова Л.И. Методические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982. № 2. С. 3 17.
- Апресян Р.Г. Проблемы «другого Я „и моральное сознание личности // Философские науки, 1986. № 6. С. 53 59.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд во МГУ, 1984 — 105 с.
- Асмолов А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно историческая перспектива — Новгород, 1993. — 24 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. — Таллинн.: Центр информационных и социальных технологий „Регалис“, 1998.- 108 с.
- Батышев С .Я Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. -М.: АПО, 1993. В 2 х ч. 394 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Безюлева Г. В., Чиркова М. А. Развитие коммуникативных качеств учащихся. -М.: Академия профессионального образования, 2001. 119с.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. — 140 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: „Вятка“, 1997. 336 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Беспалько. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Инст. Проф. Обр., 1995. 336 с.
- Бетти Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во „Бонфи“, 2001.-304 с.
- Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1996. № 4. С. 66−73.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1978. С. 3 — И.
- Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань: МВД РФ Рязанская высшая школа, 1994. — 88 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7−45.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологи, 1978. № 4. С. 30 34.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информационно — издательский дом „Филинъ“, 1996. — 472 с.
- Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика, 1999. № 2.С. 3−7.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 52 — 57.
- Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово.: Кемер. обл. институт усоверш. учителей, 1994. 62 с.
- Братченко С.Л., Миронов М. Р. Личностный рост и его критерии. / Психологические проблемы самореализации личности СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 38 — 46.
- Бубер М. Я и Ты / пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
- Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема / Дис. канд. философ, наук. М., 1997. — 160 с.
- Валитова P.P. Толерантность- порок или добродетель // Вестник Московского ун та. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 33 -37.
- Васютин Ю.С., Мосякин И. Я. Активные формы учебных занятий: вопросы методики и познания. Вып. 2. Орловская региональная академия государственной службы, 1996. 90 с.
- Век толерантности: Научно публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.- 152 с.
- Бенедиктова Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея: Методическое пособие. М.: Изд. Центр АПО, 2000. — 115 с.
- Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии, 2001. № 2. С. 154- 165.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо, В.Матюхиной., Т. С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Выготский J1.C. История развития высших психических функций / Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т 3. С. 315.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 430−449.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика, 1991. № 9. С. 21 24.
- Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гжегорчик А. Социальные мотивации и воздействия (к вопросу о психологическом анализе ненасильственных действий) / Этика ненасилия материалы международной конференции. — М.: Философское общество СССР, 1991. С.44−53.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 43 52.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993. № 4. С. 61 — 68.
- Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO Intellegens / На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 8 — 174.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Изд. 2-е, стереотипное. Т 2 / пер. с франц. М.: Мир 1996. — 376 с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, — М.: Совершенство, 1997.- 198с.
- Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре./ Человек, диалог, понимание. Саратов.: Изд — во Сарат. ун-та, 1996. С. 58−63.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно публицистический вестник — М.: МГУ, 2001. С. 131 — 137.
- Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. Руководителям школ / Составитель: Т. В. Морозова / М.: Образовательный центр „Педагогический поиск“, 1998. — 93 с.
- Евтушенко С.В. Педагогические основы воспитания творческой направленности личности школьников как средства их социализации. Монография. М.: Академия менеджмента в образовании и культуре, 2000.- 245 с.
- Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы. Монография. Издание третье, доработанное / Научные редакторы: A.JI. Жохов, А. Т. Глазунов. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 150 с.
- Емельянов Ю.Н. Деловые игры как средство обучения мастеров промышленного производства / Психология производству и воспитанию. — JI., 1977.
- Жученко А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально -педагогическое образование России. Организация и содержание. -Екатеринбург.: Изд до Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1999. — 234 с.
- Закон РФ „Об образовании“ № 12. ФЗ от 13.01. 1996.
- Зарецкая И.И., Лепилина Л. И. и др. Учусь общаться: Учебное пособие. — М.: Изд-до РАО, 1993.- 120 с.
- Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ „Перспектива“, 1998. — 112 с.
- Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе / Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, испр. и перераб. М.: Издательская корпорация „Лотос“, 1999. — 384 с.
- Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Кузбас. Гос. техн. ун-т, 1999. — 63 с.
- Золотухин В.М. “ Терпимость» как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып.2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 7−10.
- Золотухин В.М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / Дефиниции культуры. Вып.З. Томск.: Изд — во Том. ун-та, 1998. С. 55 -59.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 219 — 233.
- Зязюн И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Игры, обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского -М.: Парсифаль, 1997. -416 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игры. Введение в активные методы обучения М.: Моск. психолого-социальный институт, изд — во «Флинта», 1998. — 192 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М.: НИИВШ, 1977.-64с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с. ,
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:I1. Педагогика, 1990. 141 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. № 3.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. Зе М.: Просвещение, 1970.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. -144 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика 1982. Т 2. С. 382.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Автореф.дисс. канд. пед. наук Курган, 2000. — 22 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Социология личности. -М.: Просвещение, 1984. -383 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
- Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетические аспекты образования. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 195 с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2е изд. — М.: Смысл, 1999.-279 с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: «Дело», 1993. — 352 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.- 114 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -119 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.- 180 с.
- Кураленкова Н.П. Психологическая культура межличностного диалогического взаимодействия / Тезисы международной конференции «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. М., 1997. С. 37 — 38 .
- Кушнер Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. М — Минск.: Издательский центр АПО, 2001. — 163 с.
- Леви В. Искусство быть другим. М.: Знание, 1993. — 192 с.
- Леви В. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. — 208 с.
- Левина М.М. Процесс обучения на уроке. М.: МГПИ им. В. И. Ленина 1976.-79с.
- Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1997. № 2. С. 3 — 56.
- Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки, 1997. № 3 4. С. 14−18.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание 1979. — 47 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 5 — 6.
- Леонтьев А.Н. Проблемы психического развития. 4е изд. М.: МГУ, 1981. -548 с.
- Леонтьев В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России, 1999. № 4. С. 33 38.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия //Вопросы философии, 1995. № 2. С. 110−121.
- Литвиненко Е.А., Рыбальский В. И. Методы активного обучения. Киев, Высшая школа, 1985.
- Локк Дж. Послание о веротерпимости. Соч. в Зх т Т. 3. М.: Мысль, 1986.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал, 1981. т 2. № 1. С. 3 17.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поли культурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4. С. 3−10.
- Марасанов Г. И. Социально психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный Гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя — М.: Просвещение, 1990. 193 с.
- Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания / Человек, диалог, понимание. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 3- 15.
- Материалы сто сорок первой сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО. Париж, 1993. С. 2.
- Мелибруда Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М. Педагогика, 1986. -253 с.
- Методика эффективного обучения взрослых. Учебно методическое пособие. — Москва — Берлин: ИПК госслужащих, 1998. — 124 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1999. — 192 с.
- Митина JT.М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы) М.: «Дело», 1994. — 216 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие для студентов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, Изд 2е, 1981.- 176с.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд — во ЛГУ, 1960. — 462 с.
- На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В Зх кн. Кн 1. Общие основы психологии.2 е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Новиков A.M. Проблема гуманизации профессионального образования // Специалист, 1999. № 7 С. 2−6.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. -М.: РУЦ ФСЗР, 1996. 136 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой 20 е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1988. С. 649.
- Орлов А. Педагогика сотрудничества: некоторые итоги и перспективы // Коммунист, 1988. № 2. С. 121 124.
- Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник Московского университета. Сер. 14, 1990. № 2. С. 55 -58.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Петровский А.В. Принципы отражения субъективности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии, 1985. № 4. С. 17−18.
- Петренко В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А.Р., Осипова
- B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. — 73 с.
- Петрусевич А.А., Шабарова М. Н. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Среднее профессиональное образование, 1999. № ю. С. 31−34.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
- Платов В .Я., Подиновский В. В., Вельский А. А. Деловые игры по охране труда в строительстве. — М.: Стройиздат, 1987. — 154 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 х т. М.: Феникс, 1992. Т 11. C. 329.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2е изд. перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
- Профессиональное образование / составитель С. М. Вишнякова. Словарь НМЦ СПО. М.: Новь, 1999. С. 16.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. В. Хрущевой. СПб.: «Ювента». Институт тренинга, 1999. — 256 с.
- Психология’общения 2000: проблемы и перспективы. Тезисы докладов Международной конференции. М.: Учебно-методический коллектор «Психология 2000», 2000. — 354 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2е изд., исправ. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие. -Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 83 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Рогов Е.А. Настольная книга практического психолога образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1990. № 2. С. 59 63.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд — во АН СССР, 1959.- 354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие М.: ИНФРА.- Новосибирск.: НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.: Мысль, 1969. — 390 с.
- Сагатовский В.Н. Социальное проектирование: (К основам теории) / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. С. 84−86.
- Самоукина Н.В. Игры в которые играют. .Психологический практикум. — Дубна.: «Феникс +», 2000. 128 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 250 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия ёго коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
- Скворцов JI.B. Толерантность: иллюзия и средство спасения? // Октябрь, 1997. № 3. С. 138- 155.
- Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика, 1990. № 9.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 5. С. 7 9.
- Смирнов И.П. Профшкола отмечает юбилей (по материалам Всероссийской конференции) // Профессиональное образование, 2000. № 1. С. 16.
- Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: Издат. дом Ореол — Лайн, 1998. — 88с.
- Смирнов И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Издательский центр АПО, 2002.-45с.
- Смирнов И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М.: Академия профессионального образования, 2000. — 75 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -176 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров -2е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
- Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность две грани межэтнического взаимодействия./ Век толерантности: научно -публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001. С. 90 — 100.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Тренинг «Учимся толерантности» / На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 177−239.
- Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать // Народное образование, 2001. № 6. С. 152 156.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. — 180 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 287 с.
- Тезисы международной конференции: «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России» (проводится под эгидой ЮНЕСКО в рамках программы «Культура мира», 13−15 октября) М., 1999. — 467 с.
- Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга / Под ред. А. А. Бодалева. Краснодар, 1974. -240 с.
- Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») / Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. С. 256 — 274.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: Изд- во Академ. Наук Груз ССР, 1961. -210 с.
- Уманский Л.И. Методы экпериментального исследования социально — психологических феноменов / Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 57 — 58.
- Уолцер М. О терпимости / пер. с англ. М.: Идея — Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
- Управление развитием инновационных процессов в школе / под науч. ред. Т. И. Шамовой., П. И. Третьякова. М.: Прометей, 1995. С. 190 — 195.
- Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. — Рыбинск.: Рыбинское подворье, 1997. 576 с.
- Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе, 1997. № 2. С. 14−28.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 х т., Т 1. М.: Мысль, 1985. С. 203.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 1999. — 670 с.
- Филиппов В.М. Говорят, что . // Учительская газета от 19.11.2002.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Хакен Г. Синергетика. М., 1980 .- 460 с.
- Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности./ Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 29.
- Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) Краснодар.: «Периодика Кубани», 2000. — 256 с.
- Энциклопедия профессионального образования в Зх т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — 340 с.
- Этика ненасилия. Материалы международной конференции / Общ. ред.
- A.А.Гусейнов. Отв. ред. Р. Г. Асперян. М.: Философское общество СССР, 1991.-242 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем./ Под общ. ред.
- B.В.Зеленского. М.: «Университетская книга», ООО «Фирма Издательство ACT», 1998. — 720 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 31 — 42.
- Якунин В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. — Л., 1990.
- Allport G. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA, 1954.
- Allport G. Personality A. Psychologica interpretation, New York.
- Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. N.Y., 1959. P. 224.
- Rogers C. Client centered therapy. Comprehensive Texbook on Psychiatry, 5 edited by H.I.Kaplan & B.J.Sadock. Baltimore: Williams & Wilkins, 1988. P. 3−40.
- Ваши эмпатические способности (В.В.Бойко)
- Инструкция «Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «да» илинет».1. Стимульный материал
- У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
- Если окружение проявляет признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
- Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
- Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
- Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
- Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
- Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
- Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то огорчены.
- Моя интуиция более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
- Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
- Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
- Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояние.
- Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
- Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.
- Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
- В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
- Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
- Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
- Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
- Чужой смех обычно заражает меня.
- Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.22. Плакать от счастья глупо.
- Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
- Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
- Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
- Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
- Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
- Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
- Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
- У меня творческая натура поэтическая, художественная, артистическая.
- Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
- Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
- Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
- Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
- Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
- Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.1. Обработка данных
- Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов.1. Уровень выраженности: — 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии-- 29 22 — средний-- 21 15 — заниженный-- менее 14 баллов очень низкий.
- Тест коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
- Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. баллы
- Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
- Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
- Шумные детские игры переношу с трудом.
- Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
- Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.1. Всего:
- Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
- Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
- Меня раздражают любители поговорить.
- Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
- Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.'
- Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.1. Всего:
- Вы категоричны или консервативны в оценках людей.
- Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
- Так называемые «новые' русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
- Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
- Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
- Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.1. Всего:
- Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
- Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
- Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
- Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
- Мне неприятны самоуверенные люди
- Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте1. Всего:
- Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.
- Я имею привычку поучать окружающих
- Невоспитанные люди возмущают меня
- Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
- Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
- Я люблю командовать близкими1. Всего:
- Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
- Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах
- Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка
- Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
- Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
- Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется1. Всего:
- Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
- Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
- Меня часто упрекают в ворчливости
- Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю
- Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
- Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь1. Всего:
- Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
- Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
- Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобномслучае рассказывают о своих болезнях
- Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
- Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
- Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей1. Всего:
- Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.
- Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
- Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
- Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
- Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми
- Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав1. Всего: 1. Обработка результатов
- Программа информационно-психологического просвещения педагогического коллектива
- Тема 1. Основы возрастной психологии Характеристика периода взросления. Коллективное и индивидуальное развитие. Эмоциональное и личностное развитие. Возрастные задачи развития мотивационной и потребностной сферы.
- Тема 2. Психология личности
- Тема 3. Психология общения
- Понятие об общении. Структура общения. Виды общения. Роль общения в педагогической деятельности. Психологические особенности общения учащихся с преподавателями. Планирование общения на различных этапах урока.
- Тема 4. Средства педагогического общения
- Речь как основное средство педагогического общения. Невербальные средства общения и их влияние на урок.
- Тема 5. Стили педагогического взаимодействия
- Характеристика либерального, демократического и авторитарного стиля взаимодействия. Осознание педагога своего стиля взаимодействия в целях оптимизации общения с учащимися.1. Тема 6. Конфликты
- Понятие конфликта и его структура. Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, ролевые, групповые. Стили поведения в конфликтах и способы их разрешения.
- Тема 7. Толерантное общение