Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Подготовка специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробацияи внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе научно-исследовательской работы на методологических семинарах по проблемам высшего образования и непрерывного образования взрослых кафедры педагогики, на заседаниях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (2010 — 2013 гг.); на заседаниях лаборатории инноватики в педагогическом образовании, методологических семинарах научных… Читать ещё >

Введение. Подготовка специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в XXI веке качественно меняется стратегия и содержание профессиональной подготовки специалистов для сферы образования взрослых, она все чаще рассматривается в ряду глобальных проблем образования, исследование и решение которой крайне необходимо для развития человека, общества и цивилизации.

В образовательном пространстве современной Европы и мира складывается ряд новых тенденций, обусловленных процессами глобализации, информатизации, расширения границ активного возраста человека, актуализацией идей непрерывности и ценности образования: переход большинства стран от элитарного образования к образованию, ориентированному на все слои общества и все возрастные группы населения — образование для всех; углубление межгосударственного сотрудничества в сфере образования;существенное увеличение в образовании гуманитарной составляющей. В русле названных тенденций образование взрослых в современном мире выступает неотъемлемым компонентом активно развивающейся системы непрерывного образования, обеспечивая профессиональное и личностное развитие взрослого населения в условиях динамичных социально-экономических изменений, и рассматривается как важнейший источник социального, культурного, экономического и политического развития.

Анализ современных зарубежных и отечественных источников по проблемам подготовки специалистов для сферы образования взрослых показал, что в них представлен ряд исследований, посвященных изучению отдельных зарубежных систем образования взрослых (Р.Арнольд, С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, М. Ш. Ноулз, Е. Ф. Холтон, Л. Шаффнер и др.), характеристике содержания деятельности андрагога (С.И. Змеев, И. А. Колесникова, И. А. Кукуев, Н. Лонгворт, Д. Маккинон, Р. А. Свенсон и др.), но недостаточно раскрыты аспекты профессиональной подготовки специалистаандрагога. Подчеркнем также, что, по мнению ряда исследователей (Н.И. Бокарев, Н. В. Бордовская, А. В. Даринский, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин и др.), в современной России стоит важнейшая задача создания системы подготовки специалистов для сферы образования взрослых, которая была бы эффективной, гибкой, вариативной, ориентированной на изменяющиеся потребности взрослого населения в образовании, расширении сферы образовательных услуг для взрослых.

Эти обстоятельства определили направление поиска позитивных европейских практик подготовки специалистов для сферы образования взрослых.

Обращение к опыту подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе обусловлено тем, что:

  • ?в европейском образовательном пространстве четко представлено правовое поле деятельности специалистов для сферы образования взрослых и процесса их профессиональной подготовки, закрепленное в документах общеевропейского и национальных уровней;
  • ?системы подготовки специалистов-андрагогов ориентированы на идеи интеграции, ценности знания в условиях информатизации, расширения возрастных границ активной жизнедеятельности и решения проблем социализации человека, управления знаниями в контексте развития карьеры и корпоративного развития, что отвечает требованиям современного времени;
  • ?образовательное пространство современной Европы объединяет различные национальные системы образования взрослых, включая его формальные, неформальные и информальные аспекты; национальные системы образования взрослых характеризуются разнообразием форм, уровней и технологий обучения, ориентированы на различные группы взрослых обучающихся и приоритетные социальные запросы общества, что определяет многовариантность подготовки специалистов-андрагогов;

в каждой стране складывается свой опыт организации образования взрослых и свои модели и стратегии подготовки специалистов-андрагогов; изучение европейского опыта может способствовать применению лучших европейских практик в отечественном образовании.

Актуальностьисследования проблемы подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе определяется тем, что развитие России идет в контексте общеевропейских и мировых тенденций. Изучение практик подготовки специалистов-андрагогов в широком общеевропейском пространстве образования взрослых обусловливается необходимостью определения возможностей использования лучшего зарубежного опыта в построении отечественной системы такой подготовки.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Исследование проблемы профессиональной подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе определяется идеями непрерывности и ценности образования в современном мире и опирается на теоретические положения андрагогического знания.

Наиболее актуальные исследования в сфере андрагогики как науки об образовании взрослых были сделаны С. Брукфилдом и М. Ш. Ноулзом (США), П. Джарвисом (Великобритания), Х. Г. Гротхоффом и Ф. Пеггелером (Германия), Л. Туросом (Польша), П. Фюрте (Швейцария), С. Г. Вершловским, С. И. Змеевым, И. А. Колесниковой, А. В. Кукуевым (Россия) и др.

Проблемам непрерывного образования, включая образование взрослых, посвящен широкий пласт отечественных и зарубежных исследований. Активно данной проблематикой занимаются И. С. Батракова, Е. П. Белозерцев, Г. А. Бордовский, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, Б. Л. Вульфсон, А. И. Жилина, И. А. Зимняя, Е.С. Заир-Бек, С. В. Змеев, И. А. Колесникова, А. И. Кукуев, Ю. Н. Кулюткин, Н. П. Литвинова, Л. М. Митина, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, В. Г. Онушкин, М. Ш. Ноулз, Е. Е. Холтон, Р. А. Свенсон и др.

Анализу проблем образования взрослых в национальных системах современной Европы посвящены исследования Э. Ф. Зеера, К. В. Штартмана, Ф. Л. Ратнер, О. Л. Ворожейкиной, E. Дьюэр, Г. Арнольда, Я. Толонена, Т. Торванена, М. Паранена, Р. Равиола и др.

Непосредственно проблемам профессиональной подготовки специалистовандрагогов в странах современной Европы посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов. В них раскрыты:

  • ?общеевропейские ценностно-целевые установки и перспективы развития профессиональной подготовки специалистов-андрагогов (У. Гиере, И. А. Хенчке, М. Ш. Ноулз, М. В. Бородько, С. Г. Вершловский, С. В. Змеев и т. д.);
  • ?организация и содержание национальных европейских систем профессиональной подготовки специалистов-андрагогов (С. Брукфилд, Г. Богард, В. Макграф, Р. Гриффин, М. Ш. Ноулз и др.);
  • ?инновационные формы и технологии организации процесса образования специалиста-андрагога в соответствии с общеевропейскими требованиями к непрерывному образованию взрослых (Н.П. Литвинова, Л. Ю. Монахова, А. Е. Марон, Е. Е. Холтон, Р. А. Свенсон и др.).

Эти исследования внесли значительный вклад в изучение проблемы профессиональной подготовки специалистов-андрагогов. Однако в них недостаточно представлен сравнительно-сопоставительный анализ профессиональной подготовки специалистов для сферы образования взрослых в европейском образовательном пространстве в контексте современных социально-экономических изменений, определяющих новые стратегии развития, появление нового опыта и вариативных путей такой подготовки.

Актуальность исследования проблемы подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе определяется основным противоречиеммежду необходимостью определения новых подходов и перспектив развития системы подготовки специалистов для сферы образования взрослых в отечественном опыте и недостаточно активным использованием позитивных практик подготовки специалистов данного профиля европейских стран для содействия включению российского образования взрослых в единое образовательное пространство Европы.

Проблема исследования состоит в выявлении общих ценностно-целевых ориентиров, организационно-содержательных и результативных аспектов в подготовке специалистов-андрагогов в современной Европе, которые могут использоваться в построении отечественной системы подготовки специалистов для сферы образования взрослых.

Таким образом, потребность отечественной педагогической науки и практики образования взрослых в анализе и оценке современного европейского опыта профессиональной подготовки специалистов-андрагогов и недостаточная теоретическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Подготовка специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе» и обусловили формулирование объекта и предмета исследования.

Объект исследования: система подготовка специалистов для сферы образования взрослых в контексте непрерывного образования.

Предмет исследования: программы подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе.

Цельисследования: выявление основных характеристик программ подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе.

Гипотеза исследования: выявлениеосновных характеристик программ подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе предполагает:

  • — рассмотрение общих тенденций развития системы образования взрослых в современной Европекак социального института, определяющего социальный заказ на профессиональную подготовку специалистов-андрагогов;
  • — выделение образовательных программ как единицы сравнительносопоставительного анализа для выявления позитивных практик подготовки специалистов-андрагогов в различных странах современной Европы;
  • — раскрытиеособенностей европейских позитивных практик построения профессиональной подготовки специалистов для сферы образования взрослых.

Задачи исследования:

  • 1. Определить теоретико-методологическую базу исследования системы подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе.
  • 2. Проанализировать источниковую базу (научная литература, статьи, интернет ресурсы и нормативные документы международных форумов ЮНЕСКО по вопросам развития образования взрослых т.д.) по проблеме подготовки специалистов для сферы образования взрослых в Европе.
  • 3. Проанализировать формы, методы, технологии подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе.
  • 4. Выявить тенденции подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе.
  • 5. Определить возможности использования позитивных европейских практик подготовки специалистов для сферы образования взрослых в России.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, программно-методической продукции, законодательных актов и документов по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, сравнение и обобщение, систематизация.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

работы, отражающие системный подход к изучению и осмыслению образования взрослых (С.К. Бережная, А. К. Болотова, Е. И. Бражник, В. Н. Введенский, С. И. Змеев, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, В. В. Краевский, А. М. Новиков, Б. Саймон, Л. Шаффнер, Д. Рейсман, В. А. Ядов и др.);

?научные труды, раскрывающие сущность аксиологического подхода к образованию взрослых как общечеловеческой, национальной и личной ценности (Б.В. Бестужев-Лада, Б.М. Бим-Бад, Г. А. Бордовский, Е.В.

Бордовская, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев и др.);

основные положения работ в области методологии сравнительного педагогического исследования (Г.А. Андреева, Дж. Бередей, Н. М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, А. И. Галаган, А. И. Джуринский, И. Л. Кендел, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, Н. И. Петикшева, М. Сэдлер и др.);

работы, посвященные раскрытию специфики сравнительносопоставительного подхода на основе параметрического анализа (И.Р. Луговская, Э. Э. Исмаилов, Л. С. Малаховская, З. А. Малькова, Л. П. Рябов, И. Э. Кэндл, В. Д. Холс и др.);

основные фундаментальные положения андрагогики, определяющие специфику образования взрослых и подготовку специалиста-андрагога (Т.Г. Браже, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Г. С. Сухобская, М. Ш. Ноулз, и др.);

результаты исследований проблем профессиональной подготовки и мобильности специалиста (Н.А. Ахтамзян, О. М. Белоцерковский, Б. С. Гершунский, В. Г. Громов, Дж. Джери, Дэвид Джери, Ю. А. Карпова, И. В. Маврина, А. А. Макареня, Е. А. Макарова, А. Ребер, П. Сорокин, М. В. Тихонина, С. С. Фролов, П. Г. Щедровицкий и др.);

основные теоретические выводы работ зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы непрерывного профессионального образования (В.А. Болотов, Г. А. Бордовский, П. Джарвис, Е.С. Заир-Бек, В. А. Коржуев, Т. Н. Ломтева, Н. Ф. Радионова, Н. К. Сергеев, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева и др.);

результаты исследований в области организации и содержания образования взрослых (И.Ю. Алексашина, Ш. Бюхлер, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, М. Т. Громкова, В. И. Загвязинский, Д. Киммель, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, Э. Н. Никитин, В. И. Подобед, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая, М. А. Холодная и др.).

Этапы исследования.

На первом этапе был проведен анализ научной литературы, законодательных актов общеевропейского и международного уровня по проблеме исследования подготовки специалистов для сферы образования взрослых; выявлена степень изученности проблемы; определена источниковедческая база исследования; разработан развернутый план исследования, определены его цель, задачи и методы.

На втором этапе изучалось общее и особенное в содержании и организации подготовки специалистов для сферы образования взрослых в странах Европы: обобщался опыт отдельных стран, выявлялись позитивные практики, определялись стратегии развития и вариативные пути подготовки специалистов-андрагогов; были пронализированы формы организации, уровни, содержание и основные технологии подготовки специалистов-андрагогов. Материалы исследования обобщались и систематизировались. Этот этап исследования был ориентирован на выявление возможностей использования позитивного европейского опыта подготовки специалистов для сферы образования взрослых в России.

На защиту выносятся следующие положения:

  • 1. Подготовка специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе обусловливается социально-экономическими процессами интеграции, информатизации, расширением границ активного возраста, проблемами межкультурного взаимодействия, увеличением значения человеческого капитала, порождающими необходимость интенсивного, непрерывного, опережающего развития системы образования взрослых.
  • 2. Подготовка специалистов-андрагогов в странах современной Европы представляет собой единство ценностно-целевого, организационносодержательного компонентов, определяющих результативный компонент подготовки и выступающих основаниями для сравнительно-сопоставительного анализа на основе параметрического подхода:
    • ?ценностно-целевой компонент отражает внутреннюю сущность системы подготовки специалистов-андрагогов; критериями сравнения и сопоставления выступают ценностные приоритеты национальных систем образования взрослых в странах Европы, которые раскрываются в нормативнозаконодательной базе, составляющей основу функционирования и организации системы образования взрослых и подготовки специалистов-андрагогов;
    • ?организационно-содержательный компонент отражает внешние характеристики системы подготовки специалистов-андрагогов; критериями сравнения и сопоставления выступают уровни подготовки специалистовандрагогов, содержание, формы и технологии ее организации.
    • ?результативный компонент характеризуется сформированностью профессиональной компетентности специалиста-андрагога как совокупности общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.
  • 3. Современноеобразовательное пространство Европы представляет собой взаимодействие множества локальных образовательных сред, предполагающее использование достижений и инноваций одной страны в образовательном пространстве других стран, что формирует схожие по ряду параметров образовательные системы и ситуации во многих странах и способствует развитию сферы непрерывного образования взрослых в целом. Сравнительносопоставительнй анализ систем подготовки специалистов-андрагогов на основе параметрического подхода позволил выделить четыре группы европейских стран, соотносимых по уровню развития и интеграционного потенциала систем подготовки специалистов для сферы образования взрослых:
    • — Первую группу образуют страны Западной Европы, которые выступают генератором интеграционных процессов и приоритетов развития подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе и мире.
    • — Вторую группу образуют страны, все более активно включающиеся в интеграционные процессы. В нее входят многие страны Восточной Европы.
    • — Третью группу стран составляют страны Скандинавии — Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия — один из самых благополучных и развитых регионов Европы; систему подготовки специалистов-андрагогов в данной группе стран характеризуют общие принципы образования — непрерывность, доступность и универсальность (признание дипломов за рубежом), наличие особых государственных структур управления функционированием и развитием системы образования взрослых и подготовкой специалистовандрагогов, институализация неформального образования и общая гуманистическая направленность образования.
    • — Четвертую группу странхарактеризует относительная инертность к европейским идеям интеграции и низкий уровень развития сферы образования взрослых. К этой группе стран мы отнесли Румынию, Грецию, Сербию, Кипр, Португалию и Исландию. Приоритетами образования взрослых здесь выступают повышение уровня грамотности взрослого населения, решение проблемы занятости.
  • 4. Основные характеристики подготовки специалистов-андрагогов в странах современной Европы определяют следующие тенденции ее развития:
    • ?общие подходы к подготовке специалистов-андрагогов на основе идей непрерывности, ценности, доступности образования различным категориям взрослого населения, ориентированности образования взрослых на общеевропейские социально-экономические проблемы, которые раскрыты в нормативных документах ЮНЕСКО, относящихся к проблемам образования взрослых в современном мире (проблемы занятости, миграции, расширения границ активного возраста);
    • ?наличие национальных стратегий, обусловленных социальноэкономическими, политическими и социально-культурными приоритетами;
    • ?участие в организации и реализации подготовки специалистов-андрагогов государства, неправительственных, общественных, религиозных структур, работодателей, местных органов власти и самоуправления;
    • ?приоритетом развития подготовки специалистов-андрагогов в Европе выступает подготовка на базе университетов, включая магистерский уровень подготовки на основе международных образовательных программ.
  • 5. Наиболее целостной формой подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе выступает магистерское образование, имеющее следующие основные характеристики:
    • · ориентация содержания подготовки специалиста-андрагога на оказание помощи взрослому человеку в успешной адаптации к условиям современного мира через включение в различные формы непрерывного образования;
    • · разработка международных магистерских программ подготовки специалистов-андрагогов, направленных на актуальные проблемы социализации взрослого населения Европы в условиях стремительных социально-экономических, демографических, коммуникативно — информационных трансформаций;
    • · блочно-модульное построение магистерских программ, позволяющее варьировать образовательные маршруты обучающихся, предоставляя им возможность выбора с учетом социальных требований и личностных потребностей и интересов;
    • · ориентация технологического аспекта профессиональной подготовки на проектную деятельность, интерактивные методы и приемы, контекстное обучение, дистантные образовательные технологии, различные формы телекоммуникаций, мастер-классы и др.
  • 6. Использование позитивной практики профессиональной подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе правомерно рассматривать как перспективу развития программ отечественной магистратуры в логике Болонского процесса. Значимым для российской системы высшего образования является опыт подготовки специалистов-андрагогов на основе согласования общеевропейских ценностей образования взрослых, национальных приоритетов образования взрослых и ценности образовательных потребностей конкретных групп взрослых.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • — впервые охарактеризована система подготовки специалистов для сферы образования взрослых в современной Европе, раскрыты ее особенности, уровни, виды, формы, содержание и применяемые технологии;
  • — выявлены тенденции развития профессиональной деятельности и подготовки специалистов-андрагогов в контексте идей непрерывности и ценности образования взрослых в XXI веке;
  • — выделены четыре группы стран современной Европы, соотносимых по уровню развития и интеграции в общеевропейское образовательное пространство систем подготовки специалистов для сферы образования взрослых;
  • — проведен сравнительно-сопоставительный анализ систем образования взрослых и программ подготовки специалистов-андрагогов в странах современной Европы на основе параметрического подхода, выявлено общее и особенное, определены общеевропейские и национальные приоритеты развития.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • — уточнено понятие «подготовка специалиста для сферы образования взрослых», что позволяет расширить представления о процессе профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода в педагогическом образовании;
  • — охарактеризованы параметры сравнительно-сопоставительного анализа программ подготовки специалистов-андрагогов в странах современной Европы, что расширяет представления о процессе профессиональной подготовки специалистов-андрагогов в российской системе образования.
  • — дана характеристика ценностно-целевых, организационносодержательных и результативных компонентов профессиональной подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе, что позволяет уточнить методику непрерывного профессионального педагогического образования;

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • — разработан и апробирован методический инструментарий (содержание лекций и семинаров, информационно-коммуникативное обеспечение, раздаточный материал, рефлексивные задания для самостоятельной работы студентов), рекомендованный для преподавания дисциплин стандарта третьего поколения в магистерских программах кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена («Образование взрослых», «Высшее образование», «Сравнительное образование»), что способствовало повышению качества андрагогической подготовки магистрантов;
  • — составлены практические рекомендации для специалистов-андрагогов по разработке содержания программ образования взрослых на основе матричного построения, ориентированных на различные образовательные запросы и категории обучающихся, которые могут быть применены в сферах формального и неформального образования взрослых, при построении индивидуальных образовательных маршрутов;
  • — представлен алгоритм исследования зарубежного опыта профессиональной подготовки андрагогов на основе использования параметрического подхода, который может быть реализован в научноисследовательской деятельности;
  • — материалы и результаты исследования могут быть использованы на различных ступенях непрерывного образования специалистов-андрагогов, при разработке образовательных программ, курсов, семинарских и практических занятий, организации мастер-классов и др., что может способствовать формированию новых профессиональных компетенций и совершенствованию их профессиональной деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: непротиворечивостью и корректностью исходных теоретикометодологических положений, выбором научных методов исследования, соответствующих особенностям объекта и задачам исследования, изучением и анализом оригинальных российских и зарубежных источников, включающих научные труды, законодательные и нормативные документы, учебно-методические материалы по проблеме исследования, а также частичной апробацией результатов.

Апробацияи внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе научно-исследовательской работы на методологических семинарах по проблемам высшего образования и непрерывного образования взрослых кафедры педагогики, на заседаниях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (2010 — 2013 гг.); на заседаниях лаборатории инноватики в педагогическом образовании, методологических семинарах научных сотрудников и ученых советах ФГНУ ИПООВ РАО; путем публикаций монографии и статей по проблеме исследования, в том числе в рецензируемых журналах ВАК Минобрнауки России, научных сборниках; посредством участия в научнопрактических конференциях и семинарах международногоуровня:

«Социализация личности в глобальном мире. Социальное пространство России в контексте глобализации» (2009г.); «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности» (2011г., 2012 г., 2013 г.); «Педагогическая инноватика в профессиональной школе» (2012г., 2013 г., 2014 г.);

«Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика» (2013г.); «Современное постдипломное образование: опыт и перспективы» (2013г.); всероссийского уровня:Покровский форум «Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Социокультурная и духовно-нравственная миссия Учителя в современной России» (2011г.); «Специфика педагогического образования в регионах России»; выступления с докладом по теме «Проблема подготовки специалистов для сферы образования взрослых в России и Европе в контексте открытого общества» на всероссийской научно-практической конференции.

«Модернизация общего образования: актуальные направления исследований» (2013г.); «Педагогическая наука и современное образование» (2014г.);Всероссийском научно-практическом семинаре с международным участием «Система формирования и оценки образовательных достижений обучающихся в рамках реализации ФГОС» (2014г.); региональных и вузовских конференциях:II Межрегиональная научно-практической конференция.

«Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны» (2010г.); Интернетконференция «Образование в России: время и судьбы» (2012 г.); интерактивная конференция на «Iam Радио» «Обучение в течение жизни» (2013г.).

Отдельные методические положения разработанного на основе параметрического подхода алгоритма подготовки специалистов-андрагогов апробировались в учебных дисциплинах магистерской программы.

«Образование взрослых», «Высшее образование», «Сравнительное образование"кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (2012;2013 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст диссертации составляет 212 страниц, библиография включает 328 наименование, из них 127 работ отечественных авторов и 201 зарубежных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой