Системы дистанционного обучения в подготовке специалистов в области экономики и управления
Парадигма современного образования — «обучение через всю жизнь» обусловлена тем, что выпускники вузов должны постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой уровень квалификации. Уже за время обучения в вузе студенты успевают получить вторую специальность. Большой сектор знаний и умений, объединяющий две или более специальностей, позволяет специалистам эффективнее использовать свой… Читать ещё >
Системы дистанционного обучения в подготовке специалистов в области экономики и управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Парадигма современного образования — «обучение через всю жизнь» обусловлена тем, что выпускники вузов должны постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой уровень квалификации. Уже за время обучения в вузе студенты успевают получить вторую специальность. Большой сектор знаний и умений, объединяющий две или более специальностей, позволяет специалистам эффективнее использовать свой интеллектуальный потенциал. Организация процесса обучения людей различных специальностей с различным уровнем подготовки по дисциплинам, которые требуются для получения новой специальности, является достаточно трудным делом, особенно если речь идет о дистанционной форме обучения. Система ДО может эффективно применяться, если студент обучается в комфортной среде обучения. Такая комфортная среда должна соответствовать его пожеланиям и уровню знаний по отдельным дисциплинам, его психофизиологическим характеристикам, которые позволяют определить форму представления учебных материалов, темп подачи материала, длительность освоения материала. Работы по использованию дистанционной формы обучения в учебном процессе программы «Финансы» ИБМТ БГУ проводятся с 1999 года. В систему ДО e-University загружены учебно-методические материалы шестнадцати дисциплин учебного плана переподготовки специальности «Финансы», которые представлены слушателям для самостоятельного обучения, самотестирования, заключительного тестирования на компьютере и экзамена с преподавателем. Авторами было изучено более трех десятков учебных пособий, используемых в ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике. Каждое из них имеет определенное своеобразие. В целом, в результате проведенного анализа учебно-методических материалов, предназначенных для ДО (самоучителей, учебников и учебных пособий, методических материалов, руководств по самостоятельной работе и др.), было установлено, что структура и содержание многих учебных материалов далеко не соответствует требованиям, предъявляемым к курсам ДО.
Проблема с ДО усиливается еще и по многим другим причинам, особенно связанным с необходимостью присутствия преподавателя на учебных занятиях, что отмечают слушатели и студенты. Результаты анкетирования слушателей программы «Финансы» за последние четыре года (240 реципиентов) свидетельствуют о том, что, например, по курсу «Финансовая математика» объем знаний, полученных слушателями из курса ДО, составляет 14,2%, из других источников (Интернет, литература и т. д.) — 12,9%. А от лекций преподавателя — 72,9%. А объем знаний, которые они хотели бы получать по этой дисциплине, должен составлять соответственно: 22,5%, 6% и 71,5%.
Результаты анкетирования слушателей специальностей экономики и управления свидетельствует о том, что студенты и слушатели желают изучать дисциплины, использующие большой объем математических знаний, с преподавателем в аудитории (75−80%), а используют средства ДО только на 20−25%. А вот гуманитарные дисциплины слушатели желают изучать самостоятельно с использованием средств ДО на 70−80% и учиться в аудитории 20−30%.
Высокий процент использования ДО для изучения гуманитарных дисциплин также вполне объясним, особенно для студентов послевузовского образования. Высокий процент занятий с преподавателем по иностранным языкам также объясним, поскольку для эффективного изучения языка требуется среда общения.