Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом, начальном, этапе формирования навыка, мы знакомили студентов с тем, как выполнять действие, которым надо овладеть. Для этого будущие учителя должны были глубоко усвоить знания о способе выполнения действий. Студенты получали четкие указания о том, что и как надо освоить, о цели и характере упражнений. Нужно было пробудить интерес к овладению каждым профессиональным навыком (изучение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе в сельской школе
    • 1. 1. Современные концепции и содержание воспитания в сельской школе
    • 1. 2. Готовность учителей начальных классов к организации воспитательного процесса в сельской школе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов педколледжа к организации воспитательной работы в сельской начальной школе
    • 2. 1. Модель подготовки студентов к воспитательной работе в 1 1 ' сельской начальной школе в системе деятельности педагогического колледжа
    • 2. 2. Теоретическая и методическая подготовка студентов к35 воспитательной работе в учебном процессе
    • 2. 3. Практическая подготовка студентов к воспитательной t ^ 10п работе в ходе непрерывной педагогической практики

Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время социально-экономические и политические изменения повлекли за собой изменение цели воспитания, его идеологии, философии и практики, а также взгляда на учителя, его функции, профессионализм и мастерство.

Современный учитель, являясь проводником культуры, носителем духовных ценностей, призван «формировать 1ражданина, интегрированного в современное ему общество и заботящегося о развитии этого общества» (85, с. 14). Ведущей целью воспитания является «идеал личности социально активного гражданина Отечества, способного принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности» (166, с.77).

Особая роль в выполнении этого социального заказа принадлежит учителю начальных классов сельской школы. Именно он первым в специфических условиях села начинает закладывать в ученике фундамент научных знаний об окружающем его мире, ценностные ориентации, приобщать учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям, формировать гражданские качества личности. Приоритетной для педагогических вузов и средних специальных учебных заведений становится задача обеспечения более высокого уровня профессиональной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе в сельской школе, где сегодня обучается 2,5 млн. (32,46%) младших школьников страны (236, с.4).

Проблема подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе в сельской школе привлекала внимание исследователей и ранее. На разных этапах развития общества она решалась по-разному с учетом потребностей практики. Методологические подходы, практические советы и рекомендации по ее решению мы находим в трудах классиков педагогики Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Пес-талоцци, А. Дистервега, К. Д. Упшнского, JT.H. Толстого, И. Я. Яковлева, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского и др.

В современной педагогической науке выполнен ряд фундаментальных исследований, посвященных профессионально-педагогической подготовке учителя (ОААбдуллина, Е. В. Бондаревская, А. Е. Дмитриев, С. Б. Елканов, И. Ф. Исаев, Ю. А. Конаржевский, Ы. В. Кузьмина, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.).

Значительное количество опубликованных работ посвящено различным аспектам подготовки учителей. Так, проблемам эстетической подготовки учителя посвящены исследования Б. Т. Лихачева, Г. В. Караваевой, А. Б. Щербы и др.- проблемы профессионального общения исследованы А. А. Бодалевым, В.А.Кан-калик, Т. В. Клепининой, Г. И. Кругловой, А. В. Мудрик, Г. С. Сухобской и др. Различным аспектам работы сельского учителя посвящены исследования Г. Ф. Суворовой, Д. С. Ягофаровой и др.

Проблемы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса рассмотрены в трудах В. Ф. Афанасьева, Е. В. Васильева, Г. Н. Волкова, П. П. Матвеева, Я. И. Ханбикова и др.- проблемы профориентации раскрыты в трудах П. Ф. Агутова, А. Ф. Ахиярова, О. Г. Максимовой и др.

Подготовке учителей к нравственному воспитанию посвящены труды Н. И Болдырева, Л. Ю. Гордина, И. С. Марьенко, Л. Ю. Сироткинапроблемы предупреждения и преодоления педагогической запущенности рассмотрены в работах А. И. Белкина, Ф. Г. Ильина, А.И. Ко-четова, И. В. Павлова, И. И. Прокопьева и др.

Исследования названных авторов вносят значительный вклад в теорию и практику подготовки учителя начальных классов к учебно-воспитательной работе в сельской школе. Вместе с тем в научной литературе недостаточно изучена целостная система подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе в современной сельской школе в условиях педагогического колледжа.

В последние десятилетия в отечественной педагогике выполнен ряд исследований, посвященных этой важной проблеме (Г.А. Артю-нова, М. А. Архипова, Г. В. Васильева, Е. А. Величкина, М. И. Волошина, Г. И. Гусев, И. Р. Идрисов, А. Е. Кондратенков, А. И. Мищенко, Н. В. Нагорнов, Р. И. Пенькова, З. А. Петрова, Н. И. Фатеева, Д.С. Яго-фарова и др.). Результаты исследований вышеназванных авторов широко используются в практике работы педагогических вузов, училищ и колледжей.

Актуальность исследования проблемы подготовки студентов педагогического колледжа К воспитательной работе в условиях сельской школы обусловлена обострением противоречий между:

— возрастающим уровнем требований общества к выпускнику педагогического колледжа как Профессионалу-организатору педагогического процесса в сельской начальной школе и уровнем наших знаний о педагогических условиях эффективной подготовки к его осуществлению;

— новыми тенденциями развития системы среднего профессионального образования (многоуровневость, деятельносптая и личностная направленность подготовки и т. д.) и отсутствием исследований по обоснованию педагогических условий профессиональной подготовки учителя-воспитателя младших школьников к работе в современной сельской школе;

— ориентированностью теоретической, методической, практической подготовки студентов на работу в больших детских коллективах и реальными условиями функционирования современной сельской школы (малокомплекгность, отдаленность от культурных центров, отсутствие или недостаточность учреждений системы дополнительного образования и др.);

— наличием богатого народного опыта воспитания, социокультурных традиций сельской общины и отсутствием разработанных технологий обучения студентов колледжа по использованию их в учебно-воспитательной практике сельской школы и др.

В целом, противоречие между потребностью современного общества во всесторонне развитых* творческих, талантливых организаторах педагогического процесса й реальным уровнем их подготовки в условиях педагогического колледжа обуславливает необходимость научного исследования основных путей, форм, методов, педагогических условий эффективной подготовки учителей начальных классов к организации воспитательной работы в современной сельской школе.

Таким образом, социальная, научно-практическая значимость и недостаточная разработанность вопросов профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов к воспитательной работе в сельской школе определили выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской школе? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования — процесс формирования у студентов педагогического колледжа готовности к организации воспитательной работы в сельской начальной школе.

Гипотеза исследования — процесс формирования высокого уровня готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе в сельской школе будет наиболее эффективным, если в системе их подготовки более полно учитывать изменившиеся социально-экономические условия села и требования национально-регионального компонента образования, а также реализовать в колледже совокупность следующих педагогических условий:

1. Общие условия профессиональной подготовки учителя как целостной личности, предусматривающие:

— теоретическое и Методическое обеспечение процесса подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской школе на основе системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

— высокий уровень организации целостного учебно-воспитательного процесса, его научно-методическое обеспечение;

— создание И поддержание здорового нравственно-психологического климата в коллективе, систематическое повышение научно-методического уровня, профессионального мастерства преподавателей;

— создание учебно-научно-педагогического комплекса с Чувашским государственным педагогическим институтом имени И .Я. Яковлева, учебно-научно-методического комплекса с Чувашским республиканским институтом образования, функционирование в колледже системы научно-методического сервиса и создание исследовательской базы для преподавателей и студентов;

— разработка и внедрение «Концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания в Канашском педагогическом колледже» и создание на ее основе новой модели учебного плана.

2. Условия, непосредственно влияющие на формирование готовности студентов к воспитательной работе с учащимися начальных классов сельской школы:

— систематическое диагностирование уровня готовности студентов к воспитательной работе в сельской школе и корректировка учебно-воспитательного процесса в колледже;

— внедрение в учебный процесс в целях формирования глубоких научно-методических знаний и умений: а) спецкурсов по организации воспитательной работы в сельской школе, малокомплекгной школе, работе учителя с семьей по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детейб) факультатива по народной педагогикев) использование разнообразных современных форм и методов активного обучения, воспитательных возможностей всех учебных дисциплинг) формирование прикладных умений в процессе изучения специальных (частных) методик (математики, русского и чувашского языков, природоведения, музыки, физической культуры, изобразительного искусства, трудового обучения);

— формирование в процессе непрерывной педагогической практики в соответствий с разработанной моделью личности учителя-воспитателя современной сельской школы профессиональных знаний, умений и навыков по воспитанию гражданских качеств младших школьников;

— создание во внеурочной воспитательной работе условий для развития организаторских, конструктивных, исследовательских, коммуникативных способностей студентов с учетом их интересов и склонностей;

— руководство самостоятельной работой, самообразованием и самовоспитанием студентов, создание оптимальных условий для их профессионального саморазвития.

В ходе исследования данная гипотеза уточнялась, корректировалась и обогащалась.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

L На основе анализа современных концепций воспитания определить цель, задачи и основные направления содержания воспитательной работы в сельской начальной школе.

2. Дать сущностную характеристику готовности студентов к организации целостного воспитательного процесса в сельской начальной школе, разработать критерии ее сформированности.

3. Путем изучения опыта работы учителей начальных классов-выпускников колледжа выявить типичные недостатки и затруднения в организации воспитательной работы в сельской начальной школе.

4. Разработать систему и содержание подготовки студентов к воспитательной работе с учетом национально-регионального компонента образования и профессшярафическую модель личности учителя-воспитателя современной сельской начальной школы.

5. Выявить и обосновать комплекс педагогических условии, при которых процесс подготовки студентов педагогического колледжа к организации воспитательной работы в сельской школе будет наиболее эффективным.

Методологической основой исследования являются положения материалистической диалектики о сущности процесса воспитания, детерминированности хода общественного развития состоянием системы и содержанием воспитаниясовременные философские концепции о человеке как субъекте саморазвития, социальной, деятельностной и творческой сущности личности (М.С.Каган, Г. Л. Смирнов, И. Т. Фролов и др).

Теоретическую основу научного исследования составили работы, раскрывающие сущность и содержание: деятельностного развития (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леоньтев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Талызина и др.) — педагогической деятельности и концепций формирования личности учителя (О. А. Абдуллина, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.) — системного подхода к воспитанию (В. П. Беспалько, Н. И. Болдырев, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, Л. Ю. Си-роткин, Ю. П. Сокольников, Н. В. ГЦуркова ёи др.) — интенсификации и оптимизации учебного процесса в педагогических учебных заведениях (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. И. Зиновьев и др.) — эт-нопедагогизации учебно-воспитательного процесса (В.Ф. Афанасьев, Е. В. Васильев, Г. Н. Волков, П. П. Матвеев, Я. И. Ханбиков и др.).

Особую значимость для нашего исследования имела идея диалектического единства общечеловеческого и национально-особенного в образовательных системах (Г. Н. Волков, В. А. Караковский, ЮП. Сокольников, М. Г. Тайчинов и др.).

Для решения поставленных задач, проверки гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, беседа, анкетирование, рет роспективный анализ учебных занятий, планов и программ, продуктов творческой деятельности студентов, наблюдение, социометрия, тестовые методики, метод экспертных оценок, моделирование, экспериментальные методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Ка-нашский педагогический колледж, Сугайкассинская, Большебикшихекая средние, Асхвинская, Верхне-Яндобинская начальные и Маяк-ская малокомплектная школы Канашского района, средние школы №№ 3, 4, 5, 9 г. Канаша Чувашской Республики, курсы повьпнения квалификации учителей начальных классов на базе Чувашского РИО.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1986;1989 г. г.) нами был осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы в избранной для исследования области, определены исходные параметры исследования, его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, понятийный аппарат. Дано обоснование понятий «готовность» вообще, а также «готовность к воспитательной работе в сельской начальной школе «в частности, определены их сущность и компоненты. Этот этап был посвящен теоретическому исследованию проблемы, анализу массовой практики, формулировке общей гипотезы исследования. При ее разработке учитывалось, что процесс профессиональной подготовки необходимо рассматривать как целостную систему в диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного. В иерархии условий каждое оказывает влияние на эффективность процесса готовности студентов к организации воспитательной работы в сельской школе.

На втором этапе (1990;1996 г. г.) были уточнены теоретические положения, разработана и апробирована методика опытно-экспериментальной работы. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента проводилась эмпирическая и теоретическая проверка гипотезы исследования, выявлялась динамика показателей сформиро-ванности исследуемой готовности, осуществлялась апробация и определение эффективности разработанных диссертантом рекомендаций, программ, положений и идей, призванных обеспечить решение проблемы.

Третий этап (1997;1998 г, г.) был связан с анализом, обобщением результатов исследования, систематизацией материалов, оформлением диссертации.

В основу диссертационного исследования положен целостный опьгг коллектива Канашского педагогического колледжа по подготовке студентов к воспитательной работе в сельской начальной школе и 25-летний опьгг работы диссертанта в качестве преподавателя психолого-педагогических дисциплин, руководителя всех видов педагогической практики, классного руководителя, методиста, заместителя директора по учебно-производственной и научно-методической работе, руководителя методологического семинара преподавателей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— раскрыты сущность, критерии готовности студентов-будущих учителей сельской школы к воспитательной работе с младшими школьниками;

— разработана профессиографическая модель личности учителя-воспитателя современной сельской начальной школы;

— разработана и обоснована авторская система подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе с учетом национально-регионального компонента образования;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем научно обоснованы рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе. Они могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогических училищ, колледжей, при подготовке социальных педагогов, в системе повышения квалификации учителей и руководителей начальной школы, а также в работе с учащимися педагогических и этнопе-дагогических классов средних общеобразовательных школ.

Достоверность, обоснованность результатов исследования обеспечивается четкостью методологических позиций, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической наукиприменением комплекса эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных его целям, задачам, логикесочетанием количественного и качественного материаладлительной опытно-экспериментальной работой, проверкой выводов и практических рекомендацийреализацией материалов исследования в системе подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через обсуждение их на научно-практических конференциях международного, всероссийского и республиканского уровней, проводившихся в г. Чебоксарах, Москве, Канаше, Ульяновскена заседаниях педагогического, научно-методического советов, предметно-цикловых комиссий Канашского педколледжа, Ученого совета и кафедр ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. По теме диссертации под руководством автора подготовлена и проведена Всероссийская научно-практическая конференция, изданы ее материалы «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений» (Канаш, 1994. -324 с,). Опыт работы автора исследования был одобрен Республиканской аттестационной комиссией Министерства образования Чувашской Республики и Чувашского республиканского института образования.

На затттиту выносятся:

1. Сущностная характеристика и критерии готовности студентов педагогического колледжа к организации воспитательной работы в современной сельской начальной школе;

2. Профессиографическая модель личности учителя-воспитателя современной сельской начальной школы;

3. Система профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской школе с учетом национально-регионального компонента образования;

4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе.

Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения, в которых представлена рабочая документация и результаты опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы воспитания в современных условиях приобрели особую актуальность и требуют комплексного решения в масштабе всей системы образования.

Современная педагогическая наука и практика, опираясь на богатое наследие прогрессивных педагогов прошлого, руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими руководящими документами, в частности, Решениями коллегии Министерства образования. Российской Федерации «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (1996г.) и «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования» (1997г.), ведут постоянный поиск путей теоретико-методической и практической подготовки учителей к осуществлению воспитательных функций.

В нашем исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило теоретически обосновать и практически проверить комплекс педагогических условий, при которых процесс подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к Организации воспитательной работы в сельской школе будет наиболее эффективным.

Как показал анализ современной философской и психолого-педагогической литературы, «воспитание» рассматривается как «один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию» (11, с.31).

Ведущей целью воспитания является идеал личности социально активного гражданина Отечества, способного принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности" (162, с.77).

В общественном и педагогическом сознании утверждается понимание того, что воспитание и обучение должно строиться на началах непрерывности и преемственности, что «насущной потребностью современного общества и образовательной системы является создание нового типа развивающей, воспитывающей среды, содействующей росту творческого Потенциала личности» (161, с.1).

К осуществлению этого социального заказа и должен быть подготовлен будущий учитель начальных классов в условиях педагогического колледжа. При этом мы учитывали, что более 80% выпускников колледжа ежегодно пополняют ряды педагогических коллективов сельских школ. Школа на селе является центром воспитательной работы, главным фактором гражданского, духовно-нравственного, трудового, экономического, экологического, эстетического, физического воспитания и развития не только учащихся, но и всего местного населения. Выявленные нами и обоснованные в диссертации социокультурные, производственные, этнопедагогические, этнопсихологические, естесственно-географические особенности сельского социума значительно влияют на воспитательную работу в школе.

Воспитательный процесс в современной сельской школе протекает в условиях поликультурного образования на основе приобщения школьников к культуре предков и межнациональных отношений (двуязычие, опора на лучшие традиции народной педагогики и т. д.).

На фоне и в единстве с общими особенностями сельской школы в ее воспитательной работе нужно учитывать названные факторы и готовить студентов к работе с детьми в данных условиях. К тому же, сельский учитель должен быть подготовлен строить свою жизнь (семейную, хозяйственную, трудовую, культурную, общественную) в этих условиях. Еще И. Я. Яковлев, чувашский просветитель, готовя своих воспитанников для работы учителями начальных классов сельских школ, учил их правильно обрабатывать землю, вести домашнее приусадебное хозяйство, выращивать сельскохозяйственные культуры, заниматься бортничеством и т. д. И. Я. Яковлев хорошо понимал, что учитель, подготовленный жить в сельской среде, выполнять сельскохозяйственную работу, будет служить живым примером для своих питомцев, будет прочно связан со школой, землей, на которой живет и трудится вместе с народом.

В современных условиях, когда складываются рыночные отношения и на селе, очень важно научить будущих учителей жить и трудиться в этих условиях, быть конкурентоспособными в профессиональной деятельности.

Изучение массового опыта работы учителей начальных классов сельских школ показало, что часть педагогов недостаточно подготовлена к воспитательной работе в изменившихся социально-экономических, политических условиях жизни общества. Среди негативных явлений следует отметить:

— недостаточную теоретическую и методическую готовность выпускников к организации воспитательной работы в изменившихся условиях;

— недооценку ими роли сельской школы в социально-экономическом преобразовании села на основе рыночных отношений;

— наличие затруднений в организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития современного села, сельского школьника, использовании специфических форм и методов гражданского, нравственного, трудового, эстетического, экономического, экологического, физического воспитания и др.;

— недостаточную готовность к творческой реализации инновационных учебных и воспитательных концепций и программ;

— низкий уровень подготовленности части выпускников к управлению реальным воспитательным процессом на основе новых технологий воспитания, осуществлению функций классного руководителя, взаимодействию с семьей и детскими общественными объединениями;

— отсутствие стремления определенной части педагогов к самообразованию, самосовершенствованию, преобладание у них консерватизма в выборе содержания, форм, методов воспитания и др.

Разрабатывая систему подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской школе мы исходили из определения понятия «готовность», как сложное целостное образование, предполагающее реализацию Теоретических знаний в практической деятельности на высоком профессиональном уровне. Мы считаем, что готовность учителя к работе с учащимися в условиях сельской школы представляет собой системное личностное образование, структурными составляющими которого выступают нравственно-психологическая (мотивационнс-ценностный компонент), теоретическая (кошитивный компонент) и практическая (операционно-деятельностный компонент) готовности. Профессиональная готовность к воспитательной работе с учащимися начальных классов сельских школ имеет свою критериальную характеристику. В нашем опыте таковой выступала степень сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Это позволило нам выявить три уровня искомой готовности: высокий (творческий), средний (технологический), низкий (репродуктивный). Моделирование и реализация названных компонентов составили основное содержание опытно-экспериментальной работы и определили направления учебно-воспитательной деятельности коллектива колледжа по формированию искомой готовности. Таковыми в нашем исследовании являются: социально-педагогическое, общепедагогическое и специальное, нравственно-психологическое.

Исследование показало, что Педагогическая деятельность не может осуществляться без конкретной программы воспитания. Отсутствие ее в современной школе значительно затрудняло подготовку будущих учителей к воспитательной работе и деятельность учителей-практиков.

Исходя из ведущей цели воспитания — формирования гражданина Отечества и практической необходимости создания условий для саморазвития его как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности, нами было разработано примерное содержание воспитательной работы с учетом специфики деятельности сельской школы. Определение такого содержания Позволило нам разработать систему подготовки учителя начальных классов к осуществлению воспитательной функции в специфических условиях сельской начальной школы. Данная система охватывала все основные взаимосвязанные блоки: учебный (лекционные, практические, лабораторные занятия), практический (НПП), воспитательный (внеаудиторная учебновоспитательная работа), самостоятельная работа (НИРС, ФОП и т. д.), 1 опирающиеся на взаимодействие в едином процессе всех его участников.

Особое внимание мы уделяли этнопедагогической, этнопсихологической и этнокультурной подготовке будущего учителя.

На основе разработанной «Концепции гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания в Канашском педагогическом колледже» была введена новая 4-х блочная модель учебного плана, обеспечивающая подготовку специалистов на первом академическом уровне высшего образования согласно алгоритму: «Я — саморазвивающаяся личность» — «Я — часть природы» — «Я — член общества, семьянин» — «Я — член трудового (педагогического) коллектива» .

Это потребовало от нас координации усилий всех преподавателей, структурных подразделений педагогического колледжа в целенаправленном, последовательном вооружении студентов научными* специальными (методическими) знаниями, практическими умениями и навыками работы в условиях сельской школы.

Формирование умений и навыков, как овладение выработанными способами осуществления воспитательных воздействий, проходило в нашем опыте через ряд взаимосвязанных этапов.

На первом, начальном, этапе формирования навыка, мы знакомили студентов с тем, как выполнять действие, которым надо овладеть. Для этого будущие учителя должны были глубоко усвоить знания о способе выполнения действий. Студенты получали четкие указания о том, что и как надо освоить, о цели и характере упражнений. Нужно было пробудить интерес к овладению каждым профессиональным навыком (изучение учащихся, планирование воспитательной работы, проведение классного часа и т. д.). На втором этапе происходило формирование алгоритмов и дальнейшее усвоение тех знаний, на основе которых будут вырабатываться данные навыки. На третьем этапе происходил показ преподавателем образцов данных действий, которые могут закрепиться в процессе последующих упражнений. Четвертый этап включал практическое овладение действием, выработку навыка в процессе упражнения, направленного на совершенствование способа выполненного действия. На этом этапе студент сознательно начинал применять выработанные в методике правила. Здесь мы стремились тактично анализировать действия, разбирать ошибки, предупреждать их. Пятый этап был связан самостоятельным и систематическим упражнением студента в организации и проведений воспитательной работы в школе, на педагогической практике.

Охарактеризованные выше этапы служили для формирования организаторских, конструктивных, коммуникативных, исследовательских, прикладных умений и навыков, необходимых в воспитательной работе, составляли алгоритм действий учителя-воспитателя.

Большое внимание мы уделяли тому, чтобы научить студентов технологизировать учебно-воспитательный процесс, то есть «превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» (29,с.7). Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (В.П.Беспалько, Б. С. Блум, В.М. Кла-рин, И. Мараев и др.) по проблеме педагогической технологии позволил выделить наряду с общими наиболее существенные признаки, присущие именно педагогической технологии: диагностическое целе-образование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируем ость, визуализация. Учет их обеспечил гарантйруемость достижения целей учебно-воспитательной работы,.

Педагогическая технология, используемая в подготовке учителей к воспитательной работе в нашем опыте выступала как часть дидактической и методической системы.

Таким образом, формирование высокого уровня готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе в сельской школе будет наиболее эффективной, если реализовать в педагогическом колледже совокупность следующих условий:

1. Общие условия профессиональной подготовки учителя как целостной личности, предусматривающие:

— теоретическое и методическое обеспечение процесса подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской школе на основе системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходоввысокий уровень организации целостного учебно-воспитательного процесса, его научно-методическое обеспечениесоздание и поддержание здорового нравственно-психологического климата в коллективе, систематическое повышение научно-методического уровня, профессионального мастерства преподавателей;

— создание учебно-научно-педагогического комплекса с ЧГПИ имени И. Я. Яковлева, учебно-научно-методического комплекса с Чувашским республиканским институтом образования;

— функционирование в колледже системы научно-методического сервиса и создание исследовательской базы для преподавателей и студентов;

— разработка и внедрение «Концепции гуманизации и гуманитаризации образования и Воспитания в Канашском педагогическом колледже» и создание на ее основе новой модели учебного плана.

2. Условия, непосредственно влияющие на формирование готовности студентов к воспитательной работе с учащимися начальных классов сельской школы:

— систематическое диагностирование уровня готовности студентов к воспитательной работе в сельской школе и корректировка учебно-воспитательного процесса в колледже;

— внедрение в учебный процесс в целях формирования глубоких научно-методических знаний и умений: а) спецкурсов по организации воспитательной работы в сельской школе, малокомплектной школе, работе учителя с семьей по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детейб) факультатива по народной педагогикев) использование разнообразных современных форм и методов активного обучения, воспитательных возможностей всех учебных дисциплинг) формирование прикладных умений в процессе изучения специальных (частных) методик (математики, русского и чувашского языков, природоведения, музыки, физической культуры, изобразительного искусства, трудового обучения);

— формирование в процессе непрерывной педагогической практики в соответствии с разработанной моделью личности учителя-воспитателя современной сельской школы профессиональных знаний, умений и навыков по воспитанию гражданских качеств младших школьников;

— создание во внеурочной воспитательной работе условий для развития организаторских, конструктивных, исследовательских, коммуникативных способностей студентов с учетом их интересов и склонностей;

— руководство самостоятельной работой, самообразованием и самовоспитанием студентов, создание оптимальных условий для их профессионального саморазвития.

В диссертационном исследовании теоретически обоснована каждая группа вышеназванных условий, обеспечивающих формирование искомой готовности. Исследование показало, что выделение нами общих, частных и специфических педагогических условий, обоснование сущностной характеристики и критериев готовности студентов к воспитательной работе, определение профессиографической модели учителя-воспитателя и системы его подготовки позволили успешно готовить студентов педагогического колледжа к осуществлению воепитательной функции в сельской начальной школе. Это подтвердило правильность нашей рабочей гипотезы.

Вместе с тем, проведенное исследование показало, что требуют дальнейшего исследования другие аспекты подготовки студентов в педагогическом колледже. В частности, подготовка студентов к руководству семейным воспитанием учащихся начальных классов, организации системной диагностической и коррекционной деятельности, организации воспитательной работы в изменившихся социально-экономических и политических условиях в детских объединениях, по месту жительства детей и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. специальностей высших учеб. завед. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. О.А. Профессиональная деятельность молодого учителя /Под ред. С. Г, Вершловского и Л. Н. Лесохина.-М.'Педагогика, 1984.
  3. О.А., Загрязкйна Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.-175 с.
  4. С., Фролова Т. На гуманистических и гуманитарных традициях (из опыта проектирования личностно-ориентированного образования) // Директор школы. 1996. -№ 6. — С. 67−73.
  5. Ф.С. О подготовке учителя начальных классов сельской малокомплектной школы // Начальная школа. -1994. N° 6.- С. 51−53.
  6. Адаптация молодого учителя сельской школы: Межвуз. сб. науч.тр. Барнаул, 1984.-213 с.
  7. Ю.П. Искусство воспитания. -М.'.Педагогика, 1986.-447 с.
  8. .Б. Психолого-педагогические условия использования форм и методов обучения руководителей детских и юношеских объединений. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1991--21с.
  9. Александров Н И. Методическая подготовка студентов педучилищ к осуществлению политехнического образования школьников на уроках труда. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1994.-15 с.
  10. Ю.Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с маккед. В. П. Диденко.- М.: Просвещение, 1991.-159 с.
  11. И.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1.-Казань, 1996.-С.31.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2.-Казань, 199 В.-317 с.
  13. Антилогова JI. tL Этико-психологические аспекты труда учителя. Метод.пособие. -Омск, 1992.-37 с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990.-608 с.
  15. А.А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи в современных условиях. -М., 1995.- 18 с. .
  16. И.Г., Басова В. М., Зоронина Н. С., Волк Н. В. Ресурсное обеспечение функционирования и реформирования сельской малочисленной школы // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.-1995.-№ 4.-С.90−91.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 768 с.
  18. В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  19. Ахияров K. IIL и др. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа, 1992. — 47 с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989.-560с.
  21. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя// Советская педагогика.-1987.-№ 2. С.3−8.
  22. Н.В. Развитие педагогических способностей учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе системы «педколледж-вуз» // Начальная школа,-1994,-N° П.- С.81−84.
  23. Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе // Педагогика.- 1985.-№ 1.-С. 122−125.
  24. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса- 4.1. Уральский гос. пед. ин-тут. -Екатеринбург, 1992.-73с.
  25. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  26. Р. Развитие Я-кондепдии и воспитание. -М., 1986.-343 с.
  27. P.M., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993.-223 с.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: ВГУ, 1977.-304 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  30. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
  31. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1986. -190 с.
  32. Р.Ж. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к организации детского коллектива. Автореф. дисс.. канд. пед. наук-М., 1992.-20 с.
  33. Н.И. Классный руководитель.- М.: Просвещение, 1971. -264с.
  34. Н.И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1981.-220 с.
  35. Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. 1995.- № 6.- С.8−10.
  36. Л.Р., Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах,— М.: Просвещение,!978.-128 с.
  37. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997.- № 4.-С.11−17.
  38. Т.Н. Педагогический такт.- М.: Учпедгиз, 1961.- 79 с.
  39. Л. А. Концепции и новации в педагогике // Народнаяшкола. 1996.- № 3.- С. 1−2.
  40. JI.A. Воспитание в детских и молодежных общественных объединениях. -Чебоксары.: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998.-106 с.
  41. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. -1989.- № 8.- С. 89−94.
  42. А.Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию: Учеб. пособие к спецкурсу.- Л.: ЛГПИ, 1985.- 83 с.
  43. Э.П. Формирование готовности будущих учителей к освоению передового опыта (на материале естественно-математических дисциплин). Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Уфа, 1997.- 23 с.
  44. В XXI век с новой школой. Президентская программа «Новая школа».-Чебоксары, 1997.-29с.
  45. М. Идеалы воспитания.- Киев, 1910.- 59 с.
  46. Е.В. Общие основы действенной программы межличностной и межнациональной гармонии (для уч-ся 1−11 кл.). -Чебоксары: Чувашский РИО, 1977. -22 с.
  47. М.О., Преображенский А. И. Сельская школа и культурная революция. -М.: Московский рабочий, 1930.- 71 с.
  48. Г. Н. Педагогика жизни. -Чебоксары: Чувашск.кн.изд-во, 1989.- 335 с.
  49. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары: Чувашский РИО, 1993.- 86 с.
  50. Г. Н. Этнопедагогизация процесса современного воспита-ния//Известия НАНЙ Чувашской Республики.- 1997.-№ 3.-С.20−30.
  51. Г. Н. Этнопедагогика. /Под. ред. чл.-кор. АПН СССР И. Т. Огородникова.- Чебоксары: Чувашск.кн.изд-во, 1974.- 376 с.
  52. JI.A. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов // Начальная школа. -1994.- № 11.- С. 79−81.
  53. Л.Д. Взаимосвязь воспитания познавательной и общественной активности младших школьников в учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1989.- 19 с.
  54. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов /Под ред. В. Н. Петровского.- М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -155 с.
  55. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /Сост. Балясная Л. К.: Институт теории образования и педагогики РАО.- М., 1995.- 85 с.
  56. .З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика.- 1995.- № 2.- С. 48−52.
  57. .З. Профессиональная карьера учителя (диалог автора с собой) // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.-1995.- № 4.- С.85−89.
  58. Л.С. Проблемы общей психологии: В 6 т. -Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под. ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошев-ского. -М.: Педагогика, 1982,-481с.
  59. С.И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников. Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1974.-150 с,
  60. А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учеб. пособие. Владимир: ИИУ, 1994.- 88 с.
  61. О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика.- 1997.- № 4.- С. 45−52.
  62. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя.- М.: Новая школа, 1992.- 114 с.
  63. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике // Советская педагогика .- 1991.- № 2.- С. 75−82.
  64. Е.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале педагогических дисциплин). Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Киев, 1990.- 20 с.
  65. А.И. Собр. соч.: В 30 т. -Т.12.-М., 1957.-612 с.
  66. И. Какой быть российской школе? //Воспитание школьников. -1993.- № 5, — С. 8−12.
  67. Н.К. Очерки по истории советской педагогики. -Киев: Рад. школа, 1970.- 363 с.
  68. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990.-144 с.
  69. П.Н. Вопросы воспитания и обучения: Изд-во АПН РСФСР.- М., 1949--171 с.
  70. Гуманистическая воспитательная система: Вопросы теории / Под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика.-Владимир, 1993.-120 с.
  71. Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства / Тезисы докл. науч.пракг.конф.-Минск, 1996.-239 с.
  72. Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания.-М., 1989.-67 с.
  73. В.В., Маркова А. К., Шумилин А. Е. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности //Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов.-М.:Педагогика, 1980.-C.3−23.
  74. Н.Д. Педагог и воспитанники (О воспитательных взаимоотношениях педагога и воспитанников).-М.: Педагогика, 1976.-80 с.
  75. А. Избр. пед. соч.- М., 1956.-374 с.
  76. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов (в педагогических институтах и училищах) // Начальная школа. -1990.- N° 7.- С. 64−68.
  77. Н.Е. Сельская школа Чувашской АССР /1966−1985 г. г./: Исторический очерк. Чебоксары: Чувашск.кн. изд-во.1986.- 175 с.
  78. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
  79. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  80. В.Ф., Ушанкина Л.В, Активизация деятельности студентов на лекциях и практических занятиях // Начальная школа.- 1993.-№ 9.- С. 53−57.
  81. И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 114 с.
  82. И.Р. Дифференциация дополнительного профессионального образования учителей сельской школы. Дисс.. канд. пед. наук.- Казань, 1996.- 185 с.
  83. Т.А. Педагогика : Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М: Просвещение, 1986.- 496 с.
  84. Н.Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству // Начальная школа.- 1991.- № 4.- С. 2−5.
  85. А.И., Ящишин Е. Е. Как помочь студенту в самовоспитании. Из опыта практических занятий // Советская педагогика.-1991.- № 12.- С. 82−83,
  86. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Наука, 1974.-203 с.
  87. А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса.- М., 1995.- 16 с.
  88. М.В. Стимулирование процесса профессиональной адаптации молодого учителя. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1993.- 17 с.
  89. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  90. Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки учителя начальных классов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Казань, 1993.-16 с.
  91. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеалы и опыт формирования.-М.: НМО «Творческая педагогика», 1991.-125 с.
  92. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса.-М.: MHO «Творческая педагогика», 1993.-80 с.
  93. ЮЗ.Караковский В. А., Новикова Я. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание ! Теория и практика школьных воспитательных систем.- М.: Новая школа, 1996.-160 с.
  94. Ю4.Карданов Д. Сельская школа: бытие и сознание // Директор шко-лы.-1996.-№ 6.- С.11−18.
  95. Ю5.Кириллов В. К., Алексеев Б. Л., Кириллова Т. В., Алексеев А. Б. Теоретические и прикладные аспекты научно-педагогических исследований. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994.-254 с.
  96. Юб.Кисельгоф С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. -Л.'.Изд-во ЛГУ, 1973.-151 с.
  97. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994.-222 с.
  98. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности -Казань: Изд-во КГУ, 1969.-С. 19.
  99. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.
  100. ПО.Кнебель М. О., Поэзия педагогики.-М., 1976.- СЛЗ.
  101. Ш. Коменский Я. А. Великая дидактика. -М.: Издание книжного магазина К. Н. Тихомирова, 1896. -596 с.
  102. П2.Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая пер-спектива.-М., 1988.- 270 с.
  103. ПЗ.Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ воспитательного процесса и управление школой.-М: Педагогика, 1986.-144 с.
  104. А.П., Корнилов Б. И. Педагогические основы И организация воспитательной работы в ССУЗ.-М.: Высшая школа. 1979.174 с.
  105. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)//Вестник образования.-1997.-№ 8.-С.З-40.
  106. Нб.Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. -М.:Просвещение, 1986.-160 с.
  107. П7.Краснова О. А. Профессионально-педагогическая Подготовка учителей начальных классов (программа по народной педагогике с методическими рекомендациями).- Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996.-28 с.
  108. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  109. Н.В. Очерки психологии труда учителя. -JL: Лениздат, 1967.-183 с.
  110. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУД962.-98 с.
  111. В. Что есть образование или почему школа только учит, но не воспитывает? //Педагогический вестник.- 1995.- № 9.-С.2−10.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.- 301 с.
  113. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М.: Педагогика, 1991.-176 с.
  114. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? -М.: Знание, 1982.- 96 с.
  115. .Т. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.- 528 с.
  116. Личность в воспитательной системе школы: Нучно-методический сборник /Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой.- Владимир, 1993.- 153 с.
  117. Ю.П. Творческая лаборатория учителя : Кн. для учителя.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1992.- 224 с.
  118. А.С. Пед. соч.: В 8 т. -Т.5. -М.: Просвещение, 1984. -328 с.
  119. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. -М., 1993.-83 с.
  120. Максимова О. Г, Система профессиональной ориентации учащейся молодежи. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995.- 233 с.
  121. В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей /в условиях педагогического колледжа/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1994.- 30 с.
  122. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  123. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-Казань, 1996.- 32 с.
  124. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика.- 1997.- № 6.- С. 26−31.
  125. С.В. Совместно-распределенная учебная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя / на базе педагогических дисциплин/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Н.- Новгород, 1996.- 18 с.
  126. Е.А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы (конец XIX-начало XX в.в.) // Начальная школа.-1992.-№ 9−10. -С.3−7.
  127. Е.А. Школа и общество // Начальная школа.-1992.~ № 4.-С.4−10.
  128. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. -М.: Просвещение, 1969.-335 с.
  129. ИО.Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. училищ/Под ред. В. М. Коротова.-М.: Просвещение, 1990.-175с.
  130. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского М.:НИЙ ТОиП РАО, 1996.-240 с.
  131. Метологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. Атутова П. Р. и др. -М.: Педагогика, 1985.-235 с.
  132. М.И. Дети душа нации // Педагогика.-1995.№ 5.-С.3−11.
  133. Т.П. Квалификационная характеристика методиста по воспитательной работе как основа подготовки специалистов // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. Межвуз. сб.науч.тр. -Кострома, 1992.-125 с.
  134. JI. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Советская педагогика. -1989.- № 12.- С. 52−56.
  135. Ш. И. Профессиональное становление выпускника педагогического вуза как классного руководителя. Дисс.. канд. пед. наук.- Л., 1988.- 178 с.
  136. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к организации целостного педагогического процесса. Автореф. дисс. докг.пед.наук.-М., 1992. -41 с.
  137. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, — М.: Изд-во РОУ, 1995.- 114 с.
  138. Молодежь: будущее России / Под ред. Ильинского И. М., Ручкина Б. А., Бабочкина Б.И.- М., 1995.- 238 с.
  139. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (опыт экспериментального исследования).- М.: Педагогика, 1981.-144 с.
  140. З.И. Основы педагогических знаний.- М.: Просвещение, 1986.- 198 с.
  141. В.Ф. Опыт перестройки психологической подготовки учителей // Вопросы психологии.- 1988.- № 2.- С. 82−85.
  142. А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза. Автореф.дисс.. докт. пед. наук. Киев, 1983.-46 с.
  143. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности //Советская педагогика.-1991.-№ 10.-С.88−93.
  144. О.П. Развитие общепедагогических умений молодого учителя. Дисс.. канд. пед. наук.- М, 1987. -183 с.
  145. М.И. Сухомлинский В.А.: Человеческая личность неповторима. -Курск, 1991.- 128 с.
  146. В. Будущая школа. Утопии, идеалы, возможности.: Пер. с нем. С. П. Кондратьева.- М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1906.- 252 с.
  147. Н.М., Стригина О. М. Государственный образовательный стандарт (начальное образование) // Вестник К ГПУ им. Н. А. Некрасова.- 1995.- № 4. -С. 97−99.
  148. В.Н. Организаторские умения в профессиональной деятельности учителя // Формирование личности школьника в процессе учебной деятельности.- Чебоксары, 1976.- 119 с.
  149. И.В. Воспитание на традициях.- Чебоксары, 1988.- 96 с.
  150. И.В. С верой в человека. Чебоксары, 1982.- 112 с.
  151. И.В., Ковалев В. П. Вместе с общественностью (Из опыта сотрудничества школы, семьи и общественности в воспитании детей). -Чебоксары: Чувашск.кн.изд-во, 1985. 127 с.
  152. И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе. -Чебоксары, 1996.250 с.
  153. Педагогиическая культура современного учителя: Учеб-пособие для студентов / Под ред. В. Г. Максимова. -Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997.-281с,
  154. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 280с.
  155. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педвузов и пед. колледжей / Под ред. П. Н. Пидкасистого. -М.: Роспедагенство, 1995.-637с.ita1.
  156. П. О новых подходах к понятию «воспитание» //Воспитание школьников. 1994.- N9 6.- С. 2−6.
  157. З.А. Внеучебная деятельность учителя по воспитанию общественно трудовой активности учащихся начальных классов сельской школы. -Чебоксары, 1991. -64 с.
  158. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
  159. В. И. Писаренко И.Я. Педагогическая этика.-Минск: Народная асвета, 1977.-254 с.
  160. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика.- 1995.- № 4.-С.59−63.
  161. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1992.-125 с.
  162. Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности /Материалы межвуз. науч.-практ. конф. -М.: Прометей, 1995.-277 с.
  163. З.Г. К вопросу о формировании педагогических умений // Обучение студентов основам педагогического мастерства.-Иваново, 1971. -96 с.
  164. С.Д. Нужна ли воспитательная работа? // Магистр. -1992.-№ 10.- С. 11−14.
  165. Г. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  166. В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1992.- 17 с.
  167. Л.А. Нравственное воспитание будущего учителя //Педагогика.-1991. -№ 7. С. 63−67.
  168. Л.Д. А.С. Макаренко о подготовке учителя к управлению процессом воспитания // Комплексный подход в управлении процессом воспитания школьников. -Курск, 1978.- С. 41−51.
  169. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. -М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  170. Практическая подготовка будущего учителя в процессе педагогической практики и организации внеучебной деятельности в педучилищах /Под ред. Шакировой Л. 3. и др.- Казань: КГПИ, 1978.-129 с.
  171. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /Под ред. И. С. Марьенко. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1984.-144 с.
  172. Проблемы оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе.: Сб. науч.-метод, трудов. -Стерлигамак, 1991.148 с.
  173. Проблемы теории воспитания / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1974. -258 с.
  174. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект /Под ред. С. Г. Вершиловского, Л.И. Лесохи-ной. -М.: Педагогика. 1982.- 144 с.
  175. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 360 с.
  176. С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стелко-ва.- М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.-Т 1. /Гл. ред. В. В. Давыдов, -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-608 с.
  178. С.А. Проблемы общей психологии /Отв.ред. Е. В. Шорохова М.: Педагогика, 1973. -442 с.
  179. О.П. Нравственно-эстетическое воспитание студентов // Советская педагогика. -1991.- № 9.- С. 85−88.
  180. Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ /во внеучебной деятельности/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Казань, 1994.- 16 с.
  181. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика.- 1995.- № 4.- С. 63−66.
  182. Г. Т., Селезнева Н. Т. Подготовка учителя начальных классов в многоуровневой системе // Начальная школа. -1993.-№ 2. С. 70−72.
  183. Сельская школа в системе социального воспитания: Научно-методический бюллетень 3 / Под ред. М. П. Гурьяновой, В. Е. Львовой, Н. Ф. Выдрина -М.- Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990.-232 с.
  184. Л.Г. О концепции среднего специального образования: кого готовят техникумы, уровень образования // Специалист.1990.-Na 7.- С. 26−28.
  185. Т.С. Просвещение и культура // Народная школа. -1995.-№ 1. С. 1−8.
  186. А.П. Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях //Молодежь: будущее России /Под ред. Ильинского И. Н. -М., 1995. -238 с.
  187. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости.- Казань: Казанский пед. ун-т, 1992.- 175 с.
  188. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание.- Самара, 1991.-243 с.
  189. Л.Ю., Хузиахметов АН. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учеб.Пособие.- Казань: Казанский пед. ун-т, 1997.-226 с.
  190. Р.П. Учиться быть учителем. -М.: Педагогика, 1986.144 с.
  191. Сластенин В А, Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.- С. 46−58.
  192. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. -М.: Изд-во МГПИ, 1976.
  193. В.А., Мищенко АИ. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991.-N° 10.- С. 79−84.
  194. В.А., Тамарин В. Э. Методическая культура учителя // Советская педагогика. 1990.- N° 7.- С. 82−88.
  195. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. -М.: «Школа-пресс'5, 1995.- 384 с.
  196. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992.-159 с.
  197. О.М., Хаспеков В. Н. Вопросы адаптации студентов начальных курсов к процессу обучения в ссузах // Среднее профессиональное образование. -1995.-№ 6.-С. 14−16.
  198. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений: Материалы Всероссийской науч.-пракг. конф. / Под ред. О. А. Красновой Канаш, 1994.- 330 с.
  199. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей // Междунар. науч.-практ.конф.: Тезисы докл. и выступлений. В 2-х ч. 4.2 Отв.ред.: Л. И. Новикова. -М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993.- 144 с.
  200. Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. М., 1993.-200 с.
  201. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы (Метод, материалы к опытной работе) -М., 1992.-48 с.
  202. Сокольников Ю. П, О логике деятельности воспитателей: в помощь педагогам-исследователям. -Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-т, 1991--63 с.
  203. Ю.П. Особенности воспитательной работы в сельской школе // Воспитание школьников.- 1975.- № 1.- С. 23−26.
  204. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания.- М.: Прометей, 1993.-200 с.
  205. Г. Мысли о работе учителя: Для тех, кто решил со старта взять курс на мастерство // Начальная школа. -1994.-3.- С. 85−89.
  206. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- Казань, 1997.- 36 с.
  207. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. -Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994.-109 с.
  208. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М.- Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995.- 28 с.
  209. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов к работе в школе // Советская педагогика. -1975.- № 11.- С. 45−48.
  210. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования //Начальная школа.-1997. -Nq4.-C.3−10.
  211. Среднее профессиональное образование. Сб. основных нормативных документов /Под ред. П. Ф. Анисимова. -М.: НМЦ СПО, 1997. -416 с.
  212. Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе: (Из опыта работы).- М.: Просвещение, 1980.-112 с.
  213. В.А. Сердце отдаю детям /Сост. О. С. Богданова, Б. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979- -С.7−265.
  214. М.Г., Ашихмина Л. М. Эшопедагогика в современной образовательной парадигме. -Чебоксары, 1997.-18 с.
  215. Н.М. Педагогическая генеалогия -основа современной теории воспитания //Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях. -Чебоксары-М., 1992. -С.10−14.
  216. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников:Кн. для учителя.-М: Просвещение, 1988.-173с.
  217. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой: В 2-х кн. Кн.1. -М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.-143 с.
  218. А. О критериях профессионализма педагога // Воспитание школьников.-1994.- Ns С. 10−13.
  219. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития/Сост. Т. В. Гериш, М. А. Чекулаев.-М.:НМЦ СПОД997.-158с.
  220. Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  221. Л.Н. Пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1953. -442 с.
  222. Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (юбилейное издание).- М.- Л., 1928−1958 -Т. 73. -328 с.
  223. Г. П. Планирование воспитательной работы в сельской школе // Начальная школа.-1994.-№ 8, — С. 66−68.
  224. Т.В. Функции взрослого в детском объединении: социально -педагогический анализ.- М., 1997.- 57 с.
  225. УмаНский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1980. -160 с.
  226. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Пед. соч.: В 6 т.-Т.5 / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1989.
  227. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избр.психол.тр.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 368 с.
  228. Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя.- Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1995.- 85 с.
  229. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1981. -176 с.
  230. Формирование личности учителя: Сб. статей / Под ред. Н.Д. Нос-кова, А. Ф. Титкова. П. В. Конаныхина.- Ростов-на-Дону, 972.- 237 с.
  231. JI.M. Школа и общество // Советская педагогика. -1991.- № 10.- С. 19−23,257а. Фромм Э. Искусство любить // Душа человека.-М., 1992.-165с.
  232. М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. -М., 1994.- 110 с.
  233. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1990.- 576 с.
  234. И.Ф. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. -1991.- N° 10.- С. 23−29.
  235. В.Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя. Автореф.дисс.докт.пед.наук. -М., 1992.- 32 с.
  236. Г. А. Социально-педагогические условия подготовки учителя по поведению в сложной воспитательной ситуации. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Л., 1988. -16 с.
  237. С.Т. Годы исканий.- М.: Работник образования, 1935.152 с.
  238. К.А. Философия и воспитание: критический анализ немарксистских концепций. -М.: Политиздат, 1989.-208 с.
  239. В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика. -1991.- № 1- С. 53−58.
  240. М.И. Учителю о воспитанности школьников. -М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  241. Е.М. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. -1991. -№ 9. -С. 80−84
  242. С.А. Ремесло воспитания //ТИМ. Инф.бюллетень. -М. -1995. -№ 11. -С.31.
  243. З.К. Правовые акты ООН в вузовском курсе педагогики // Советская педагогика. -1992.- № 1−2.
  244. JI.B. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности педагога. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. -М., 1992.-18с.
  245. В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1994.-20 с.
  246. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущего учителя // Вопросы психологии. -1981.- № 5.- С. 17−22.
  247. Н.Е. Программа воспитания школьников // Классный руководитель. -№ 1.- 1997.- С. 3−20.
  248. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1994.- 111 с.
  249. Д.Б. Кризис детства и основные формы детского развития // Вопросы психологии. -1992.- № 3−4.- С. 7−13.
  250. Е.И. Творческий час для третьеклассников и третьекурсников // Начальная школа. -1993.- № 8.- С. 65−70.
  251. Д.С. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе. Дисс. докт. пед. наук. -Казань, 1991.- 317 с.
  252. И.Я. Моя жизнь: Воспоминание / Вступ. статья Л.П. Ку-ракова, археогр. предисл. Г. Н. Плечова- имен. указ. Н. Г. Краснова. М.: Республика, 1997.- 696 с.
  253. Кгоп F.W. Vrund Wisser Paedagogik. -Muenchen Basel, 1991.-193 с.
  254. Профессиографическая модель Приложение № 1 личности учителя-воспитателя сельской начальной школы
  255. Позиции Личностные качества
  256. Позиции на основе дидактичес- интерес к детям, склонность к рабоких умений: те с ними-- информатор педагогические способности-- партнер направленность личности /граж- вдохновитель данская, нравственная зрелость/-
Заполнить форму текущей работой