Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов: На материале республики Мордовия
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях МГПИ им. М. Е. Бвсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (Уфа, 1998 г.), на региональной научно-практической конференции «Отечественное образование: тенденции и перспектива… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование эстетического интереса как психолого-педагогическая и философская проблема
- 1. 1. Из истории проблемы формирования интереса у молодежи в педагогической науке и психологии
- 1. 2. Формирование интереса как составная часть проблемы эстетического воспитания и художественного образования студентов
- 1. 3. Формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета в системе их эстетического воспитания и художественного образования
- Выводы
- Глава II. Методика формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству
- 2. 1. Особенности изучения первоначального уровня знаний о народном искусстве студентов педагогического факультета
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты
- 2. 3. Педагогические условия подготовки студентов педагогического факультета к самообразованию в области народного декоративно-прикладного искусства
- Выводы
Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов: На материале республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Современная система образования переживает в настоящее время большие изменения. В контексте гуманизации образования и духовного возрождения общества огромное значение приобретают проблемы эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе высшей школы, особенно при подготовке будущих учителей начальных классов.
Именно учитель начальных классов стоит у истоков эстетического, нравственного, духовного развития младших школьников. Только тот учитель, который обладает высокой эстетической культурой, развитым эстетическим вкусом, определенными потребностями в области эстетического, знаниями о различных видах искусства может воспитать личность с высокими эстетическими требованиями к себе и потребностью в эстетической деятельности. Решению данной задачи способствует правильно построенная система эстетического воспитания, включающая в себя различные компоненты формирования личности.
Эстетическое воспитание является в настоящее время элементом целостной системы формирования личности. Оно охватывает все области жизнедеятельности человека, развивает те качества и способности личности, которые помогают не только воспринимать окружающий мир через призму эстетических ценностей, но и способствует формированию эстетически активной личности, способной преобразовывать действительность «по законам красоты».
Одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания подрастающих поколений является народное декоративно-прикладное искусство, т.к. именно в нем сохраняется связь времен, историческая память различных поколений, народное мировоззрение, мировосприятие, народная мудрость, понятие о добре и зле, о красоте, о полезности.
Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в эстетическом развитии личности учителя.
Систематическое и целенаправленное приобщение будущих учителей начальных классов к народному декоративно-прикладному искусству способствует гармоничному развитию их личности, развивает эстетические, нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к объектам и явлениям действительности, является фактом формирования мировоззрения и значительно повышает профессиональный уровень педагогов.
Общие вопросы формирования духовной культуры личности, а также проблемы эстетического воспитания молодежи рассматриваются в трудах М. С. Кагана, Л. И. Когана, Б. Т. Лихачева, М. Ф. Овсянникова, B.C. Кузина, Т. Я. Шпикаловой и др.
Особенностями декоративно-прикладного искусства, использованию национальных традиций в эстетическом воспитании посвящены исследования Ю. Арбата, A.B. Бакушинского, И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохта-Бабушкина и т. д.
Особый интерес для нашего исследования представляли работы мордовских этнографов, искусствоведов: Т. С. Палласа, А. О. Гейкеля, М. Е. Евсевьева, Н. И. Смирнова, П. И. Мельникова и др.
Исследования названных ученых содержат основополагающие данные по характеристике существенных черт материальной и духовной культуры мордвы, общественного и семейного быта, религиозных верований и обрядов мордовского народа, а также этнокультурных взаимоотношений с другими народами.
Современные ученые и педагоги-практики также изучают народное искусство и применяют знания о нем в своей педагогической деятельности. Нами был изучен опыт Варданяна В. А. (учитель ИЗО, шк. № 20 г. Саранска), Улановой С. Л. (преподаватель ИЗО факультета дошкольного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева), Юдиной Г. В. (преподаватель ИЗО педагогического факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева), которые включают занятия, посвященные изучению мордовского народного декоративно-прикладного искусства в систему эстетического воспитания учащихся и в профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов.
Народное декоративно-прикладное искусство, как отмечают современные исследователи, многофункционально. Среди наиболее важных функций выделяют эстетическую, экологическую, художественную, нравственную, трудовую и т. д. Определенная значимость народного искусства состоит и в том, что оно включает в себя многие виды деятельности, в том числе творческую, изобразительную, трудовую и др., что позволяет формировать многие качества личности (например, трудолюбие, бережливость, ответственность, аккуратность и т. д.).
В последние годы появился целый ряд научно-педагогических исследований по проблеме использования народного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Е.С. Асыл-ханова, Б. С. Белова, Л. В. Ершовой и т. д.
Анализ рассмотренных работ позволил сделать вывод, что проблема подготовки учителя начальных классов средствами народного декоративно-прикладного искусства имеет определенные наработки. Но следует отметить, что народные художественные традиции, сложившиеся в каждом конкретном регионе, имеют определенное, только им присущее историческое развитие, специфические культурные, этнические особенности. В связи с этим нельзя результаты исследований по одним регионам механически переносить в учебно-воспитательный процесс школ и высших учебных заведений других регионов.
Поэтому необходимо выстраивать комплексную систему изучения народного искусства в педагогическом вузе с учетом уже сложившихся традиций, а также с опорой на культуру конкретного этноса.
При решении данной проблемы необходимо учитывать особенности подготовки учителей начальных классов в педагогических высших учебных заведениях. Наше исследование было построено с опорой на изучение концепций подготовки учителей начальных классов, разработанных А. Е. Дмитриевым, М. Р. Львовым, В. А. Сластениным, Б.Г., Ю. К. Бабанским, В. И. Загвяздинским и Др.
Основой изучения народного декоративно-прикладного искусства и приобщения к народным традициям учащихся начальной школы является наличие устойчивого эстетического интереса к данному виду искусства у учителя, работающего с этой возрастной группой.
Методические основы изучения эстетических потребностей и интересов заложены в ряде философских исследований М. Ф. Овсянникова, М. С. Кагана, Л. И. Когана, Л. И. Колесника, О. В. Лармина, В. А. Разумного и т. д.
Эстетические и художественные интересы школьников и студентов изучали О. В. Лармина, В. Г. Лисовский, У. Ф. Суна, А. Н. Семашко, Г. А. Петрова, Г. И. Щукина и др.
Было замечено, что для студентов высших учебных заведений определяющим является интерес к своей будущей профессии на фоне разнообразных интересов, в том числе к эстетической деятельности. Это подтверждают исследования известных ученых: Б. Г. Ананьева и его последователей, а также социологические и психолого-педагогические исследования, направленные на изучение эстетических и художественных интересов школьников и студентов: Аничкина С. А., Верба М. А., Дементьевой Л. Ю., Квятковского Е. В., Кабалевского Д. Б., Лармина О. В., Михалкова C.B., Семашко А. Н., Суна У. Ф., Фохта-Бабушкина Ю.Х. и др.
До последнего времени достаточно редко появлялись исследования, раскрывающие проблему формирования эстетических интересов и потребностей у студентов колледжей, училищ, вузов. Интересной представляется в этом плане диссертация А. П. Головизина, которая освещает особенности формирования эстетических потребностей и интересов у студентов промышленных и энергетических техникумов [М., 1998]. В данной диссертации эстетический интерес представлен как необходимое условие профессиональной подготовки студентов промышленных техникумов.
Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи различных видов искусств раскрыты в диссертационном исследовании Завальской С. А. [М., 1999].
Однако, в настоящее время практически нет исследований по проблема формирования эстетического интереса именно к народному декоративно-прикладному искусству у студентов факультета начального образования.
Все это определяет актуальность данного диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике эстетического воспитания будущих учителей начальных классов, а также определило проблему, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования.
Проблема исследования: раскрытие педагогических условий формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов в системе их эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание студентов педагогической специальности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей началь ных классов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству в системе эстетического воспитания студентов педагогической специальности возможно при соблюдении следующих условий если:
— будут учтены психолого-педагогических особенностей личности студентов педагогического факультета;
— эстетический интерес будет представлен как педагогический феномен, находившийся в основе эстетического развития личности педагога;
— будет выявлена и обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства России (и Мордовии) в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. начальных классов;
— будут определены условия, методы, приемы и средства формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности;
— будет разработана программа изучения народного и декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических институтов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
— проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую, философскую литературу по проблеме исследования;
— обосновать роль эстетического интереса в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов;
— раскрыть проблему формирования эстетического интереса как педагогическую, психологическую проблему, проблему общего и эстетического развития личности педагога;
— обосновать роль и место народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания, а также профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов;
— разработать программу изучения народного декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических вузов;
— выявить влияние на формирование устойчивых интересов к изучаемому виду искусства определенных методов, приемов и средств, а также условий, при которых данное влияние представляется наиболее эффективным.
— показать значение устойчивого эстетического интереса для дальнейшего самообразования и самовоспитания будущего учителя начальных классов.
Для достижения поставленных задач и правки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
— метод теоретического анализа: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, философии, искусствоведению, по вопросам изучения народного декоративно-прикладного искусства, его роли в эстетическом воспитании и художественном образовании будущих учителей начальных классованализ литературы по проблеме изучения сущности эстетического интереса, а также условий его формирования у студентов педагогических вузов.
— изучение и обобщение передового опыта по использованию знаний, умений и навыков о народном и декоративно-прикладном искусстве в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей;
— изучение и анализ учебно-методической документации, учебных планов, программ, методики преподавания народного искусства в школах и педагогических институтах;
— психолого-педагогический эксперимент;
— анкетирование, тестирование, интервьюирование студентов дневного отделения, а также заочной формы обучения;
— анализ продуктов творческой деятельности студентов.
Экспериментально-исследовательская работа проводилась в течение.
1996;2000 гг. в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева.
Исследования было проведено в 3 этапа:
На I этапе (1996;1997 гг.) изучалась философская, историческая, культурологическая, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме диссертационного исследования, выяснялось состояние работы по изучаемой проблемы в практике учебно-воспитательной деятельности педагогических институтов. Подобная работа позволила определить основное содержание экспериментального курса «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры» в системе эстетического воспитания студентов педагогического факультета, разработать методику эксперимента и педагогические пути, методы и средства преподавания экспериментального курса.
На II этапе (1998;1999 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе экспериментальной работы уточнялась, конкретизировалась общая гипотеза исследования.
Сущность методики эксперимента заключалась в обучении студентов по экспериментальной программе при постоянном сравнении с традиционным обучением элементам данного вида искусства в курсе изобразительного искусства. Одновременно проходило сравнение педагогических путей, методов, средств обучения и воспитания, а также содержательная сторона читаемых курсов в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе занятия велись по предложенной диссертантом программе с использованием разработанных занятий и определенной системы учебно-методических наглядных пособий, с применением творческих заданий, докладов, рефератов по проблемам народного декоративно-прикладного искусства.
В процессе систематических исследований (анкетирования, собеседования, выполнения практических работ) сравнивались результаты экспериментального преподавания курса и традиционной методики изучения народного декоративно-прикладного искусства. На основе полученных результатов установились уровни сформированное&tradeинтереса у будущих учителей начальных классов к данному виду искусства.
На III этапе (1999;2000 гг.) проводился анализ эстетической деятельности студентов педагогического факультета, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, были сформированы выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование устойчивых эстетических интересов у будущих учителей начальных классов является одной из важнейших задач эстетической и профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов в условиях гуманизации современной системы образования.
2. Формирование эстетического интереса может наиболее полно осуществляться посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства, которое позволяет наиболее эффективно обеспечить личностный, а также разносторонний подход студентов педагогической специальности к эстетическому освоению и преобразованию действительности, к различным явлениям национальной культуры.
3. Формирование эстетического интереса предполагает усвоение будущими учителями начальных классов определенных эстетических понятий, знаний, умений и навыков, которые далее должны углубляться и расширяться, тем самым подготавливая основу для эстетического самовоспитания и самообразования.
4. Одновременно с усвоением знаний, представлений, понятий о народном декоративно-прикладном искусстве, формированием эстетического интереса к данному виду искусства, предполагается использование полученных знаний, умений и навыков в процессе изучения явлений эстетической действительности, в собственном творчестве, в производственной практике, в повседневной жизни.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в следующем:
— обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов;
— проанализирована сущность и содержание эстетического интереса;
— определены педагогические основы формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета;
— разработана методика формирования эстетического интереса у будущих учителей начальных классов;
— выявлено влияние данной методики на формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы составлена и внедрена в практику работы педагогического факультета программа «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры», определены и экспериментально проверены наиболее эффективные педагогические методы и средства формирования интереса к народному искусству у будущих учителей начальных классов.
Результаты и основные положения исследования могут быть использованы для совершенствования системы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в процессе их профессиональной подготовки и в работе по повышению квалификации учителей начальных классов в институте усовершенствования учителей, в педагогических училищах и колледжах.
Достоверность исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии, философии, основные положения искусствоведческой теории народного искусствацелесообразностью выбранных методов исследования и их соответствием поставленным задачам. Она подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях МГПИ им. М. Е. Бвсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (Уфа, 1998 г.), на региональной научно-практической конференции «Отечественное образование: тенденции и перспектива развития» (Саранск, 2000 г.). Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева, а также на кафедре педагогики начального образования названного института.
Структура диссертации. Диссертация выполнена на 166 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (264 источников). В работу также вошли приложения (анкеты, иллюстративный материал, студенческие работы).
Выводы.
На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод, что современная система эстетического воспитания (в школе и в вузе) недостаточно полно реализует региональный компонент, вследствие чего выпускники школы не достаточно хорошо знакомы с народным декоративно-прикладным искусством жителей своей республики. Повышению эффективности системы эстетического воспитания в вузе и формированию устойчивых эстетических интересов, взглядов, убеждений и т. д., способствует использование средств народного искусства, т. к. оно является наиболее близким и открытым для изучения. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанных содержания, форм и методов формирования интереса у студентов к народному декоративно-прикладному искусству, что нашло отражение в качественных изменениях эстетической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе. 4. Наличие устойчивого эстетического интереса к народному искусству является основой для самообразования и самовоспитания студентов, что также способствует повышению уровня профессионально-педагогической и эстетической подготовки будущих педагогов.
Заключение
.
На основе анализа психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, а также на основе анализа результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, были сделаны следующие выводы:
1. Одним из важнейших средств эстетического воспитания личности является народное декоративно-прикладное искусство, которое должно входить как необходимая составная часть в содержание учебных предметов и внеаудиторной научно-исследовательской работы студентов.
2. Формирование эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству является необходимым условием эстетической и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.
3. Эстетический интерес к народному декоративно-прикладному искусству рассматривается в системе эстетического воспитания студентов, которая обеспечивает формирование эстетической культуры личности педагога.
4. Наличие устойчивого эстетического интереса является необходимым основанием для дальнейшего эстетического совершенствования (эстетического самообразования и самовоспитания) будущего учителя начальных классов.
5. Совершенствование системы эстетического воспитания в педагогическом вузе предполагает использование студентами полученных знаний, умений и навыков в собственном творчестве, а также в эстетическом воспитании младших школьников в процессе педагогической практики.
В процессе проведения экспериментальной работы были определены эффективные пути и средства формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих педагоговразработаны и обоснованы содержание, методы и формы работы по развитию эстетических интересов к народному искусству у студентоврезультаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной методики формирования эстетического интереса, что нашло отражение в качественных изменениях эстетической подготовки студентов педагогической специальности.
Результаты нашей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выносимых на защиту положений.
Список литературы
- АбдулаевМ.А. Эстетическая культура. Ташкент, 1991. 92 с.
- Абдулаев С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства: Дис.канд. пед. наук. М., 1988.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 139с.
- Айзенберг А .Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. 126 с.
- Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов /Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1985. 135 с.
- Актуальные проблемы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
- Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Межвуз. сб. трудов. Шуя, 1994. 198 с.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //Соврем, псих. пед. проблемы высшей школы. Д., 1974 С. 3−15.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. 479 с.
- Апикян Г. А. Роль эстетического воспитания в формировании творческого потенциала студентов //Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов. Д., 1988.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Архангельский С.И. Особенности методики преподавания в высшей школе //Активные методы обучения в вузе. Брежнев, 1983. С. 3−5.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 376 с.
- Атаджанова Ш. А. Эстетическое воспитание личности / Отв. ред. Г. Б. Любимова. Ашхабад, 1990. 123 с.
- Атанасов Ж. Организация эстетико-воспитательной работы в вузе //Соврем, проблемы высш. шк., 1985, № 3.
- Атаулова О.В. Профессионально-творческое становление будущего учителя в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. Ульяновск, 1997. 16 с.
- Афасижев М.Н. Психобиологические основы эстетических потребностей человека //Искусство, 1983, № 7. С. 43−46.
- Ахмадалиева Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992. 207 с.
- Балашов В.А. Быт сельской мордвы: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
- Балашов В.А. Бытовая культура Мордвы: Традиция и современность. Саранск, 1992. 252 с.
- Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие /Отв. ред. доктор пед. наук. Г. В. Беда. Карачаевск, 1984. -96 с.
- Белинский В.Г. Избр. пед. Соч. М., 1982.
- Белов В.И. Очерки о народной эстетике. Архангльск, 1985. 302 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и истории образования. 2-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1998. 116 с. 28.