Ocoбeннocти пpимeниe пpoeктнoй мeтoдики
Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном… Читать ещё >
Ocoбeннocти пpимeниe пpoeктнoй мeтoдики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов был разработан американским педагогом Х. В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [10,133].
Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
- — Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- — Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- — Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- — Участники проекта организуют себя на дело;
- — Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- — Участники проекта вступают в дискуссию [10, 238].
Проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект — это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании — разработка проекта — цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата. В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей — D.L. Fried-Booth «Project Work». Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
- — использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- — акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
- — выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- — отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
- — наглядное представление результата.
Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т. д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.