Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы разработки политики в области качества для промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе диссертационной работы констатируется данная проблема и рассматриваются взгляды российских и зарубежных авторов на политику в области качества. Определен недостаток этих взглядов — в них основное внимание уделяется назначению политики в области качества без связи с ее содержанием и применением. Выяснена основная причина этого — различное толкование понятий «общефирменная стратегия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность политики в области качества
    • 1. 1. Анализ воззрений различных авторов на сущность понятия «политика в области качества
    • 1. 2. Взаимосвязь понятий «политика» и «стратегия»
    • 1. 3. Сущность политики организации в области качества
  • Глава 2. Рекомендации по содержанию политики в области качества
    • 2. 1. Анализ действующих политик в области качества
    • 2. 2. Проблемы определения целей политики в области качества
    • 2. 3. Проблемы выбора путей достижения целей политики в области качества
  • Глава 3. Формулирование и применение политики в области качества в компании. .. .. .. 118 3.1. Практическое применение методических основ разработки политики в области качества на предприятиях
    • 3. 2. Применение на предприятии политики в области качества

Методические основы разработки политики в области качества для промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном динамичном и изменчивом деловом окружении создание на предприятии системы менеджмента качества является одним из условий его успешной деятельности. В соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, наличие на предприятии политики в области качества является одним из необходимых условий для создания на нем системы менеджмента качества. Вместе с тем, анализ практического применения политик в области качества на предприятиях свидетельствует о том, что компаниями не осознаются выгоды, которые несет применение в них политики в области качества. Даже в тех случаях, когда применение в компаниях политики в области качества рассматривается как средство приобретения некоторых выгод, упускается из внимания, что эти выгоды взаимосвязаны между собой (рис.1).

Рис. 1. Взаимосвязь выгод от применения в компании политики в области качества.

Мы предполагаем, что объяснением этому является недостаточное понимание сущности данного понятия. Взгляды на политику в области качества содержатся в работах авторитетных российских и зарубежных ученых: Гличева А. В., Деминга Э., Джурана Дж., Исикавы К., Качалова В. А., Кондо Ё., Пичури-на И.И., Рахлина К. М., Свиткина М. З., Фейгенбаума А., Харрингтона Дж. Вместе с тем, анализ этих работ свидетельствует о том, что в них основной упор сделан на назначении политики в области качества, а сущность этого понятия (содержание и проведение в компании политики в области качества) остается нераскрытой. Этим, как мы предполагаем, и объясняется неэффективное применение политики в области качества на предприятиях, поскольку непонимание действительной сущности политики в области качества не позволяет осознать выгоды ее применения и приводит к формальному отношению к ней.

Для устранения отмеченного недостатка требуется всесторонне раскрыть сущность понятия «политика в области качества», показав при этом взаимосвязи между ее различными аспектами: назначением, содержанием и применением в компании политики в области качества. Поскольку содержание политики в области качества определяется на этапе ее разработки, и с этого же этапа начинается применение в компании политики в области качества и реализация ее назначения, то становится понятным важность данного этапа. Следует отметить, что в подходах к разработке политики в области качества, предложенных к настоящему времени, недостаточно полно отражена сущность политики в области качества: содержание политики в области качества рассматривается без связи с ее назначением и применением в компании. Тем самым снижаются выгоды применения в компании политики в области качества. Это послужило основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования. Цель настоящей работы заключается во всестороннем раскрытии сущности понятия «политика в области качества» и разработке методических основ ее формулирования на промышленных предприятиях.

Достижение цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:

Проанализировать существующие взгляды на сущность и назначение политики в области качества для предприятия, определить и обосновать сущность политики в области качества;

Рассмотреть субординацию понятия «политика в области качества» с такими понятиями, как «общефирменная стратегия компании» и «общефирменная политика компании», и, на основе этого, дать уточненное определение «политики в области качества»;

Проанализировать принятые на промышленных предприятиях политики в области качества, установить недостатки, содержащиеся в них, и пути их устранения;

Рассмотреть влияние различных факторов (например, состояние дел с управлением качеством в компании, ее отраслевую принадлежность) на содержание и применение политики в области качества в компании;

Рассмотреть и предложить порядок применения политики в области качества на предприятиях;

Разработать методику для формулирования политики в области качества компании, учитывающую влияние различных факторов на содержание и применение политики в области качества на предприятиях;

Опробовать предложенную методику на конкретных предприятиях;

Объект исследования — промышленные предприятия сырьевой и обрабатывающей промышленности, применяющие системы менеджмента качества.

Предмет исследования — теоретические, методические и практические вопросы, связанные с формулированием политики в области качества на промышленном предприятии.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование опирается на положения и выводы современной теории управления качеством продукции, требования и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000, а также на труды и важнейшие положения ученых — экономистов: А. В. Гличева, И. И. Пичурина, К. М. Рахлина, В. В. Окрепилова и многих других. Особое внимание в процессе исследования уделялось материалам, характеризующим состояние вопроса за рубежом. Среди зарубежных специалистов следует отметить К. Исикаву, Э. Деминга, Дж. Джурана, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и других. Особое внимание уделяется применению политики в области качества на японских предприятиях.

Основными методами исследования являются методы экономического, статистического и структурно-логического анализа, которые применялись при анализе проблем, определенных целью работ.

Информационную базу исследования составляют монографии, публикации в юридической печати, материалы в сети Интернет, материалы семинаров и практических конференций. При анализе содержания политик в области качества, рассматривались политики в области качества, действующие на российских и зарубежных предприятиях, содержание и последствия их применения в компаниях.

Во введении представлена актуальность, цель, объект и предмет исследования, указана научная новизна, практическая значимость и апробация работы.

В первой главе диссертационной работы констатируется данная проблема и рассматриваются взгляды российских и зарубежных авторов на политику в области качества. Определен недостаток этих взглядов — в них основное внимание уделяется назначению политики в области качества без связи с ее содержанием и применением. Выяснена основная причина этого — различное толкование понятий «общефирменная стратегия компании», «общефирменная политика компании».

В первой главе приводится анализ этих понятий и субординации между ними, на основании чего предлагаются определения понятий «стратегия организации», «политика организации», «политика в области качества».

Во второй главе анализируются действующие на промышленных предприятиях политики в области качества и выявляются их основные недостатки, связанные с их содержанием. В этой же главе рассматриваются факторы, влияющие на содержание политики в области качества, рассматриваются взаимосвязи между содержанием политики в области качества и последовательностью ее проведения в компании.

На основе сущности понятия «политика в области качества», определенного в первой главе, и рекомендаций по ее содержанию и последовательности проведения в компании, содержащихся во второй главе, в третьей главе предлагаются методические основы разработки политики в области качества для промышленных предприятий.

Логика диссертационного исследования приведена на рис. 2.

Этап 1. Постановка проблемы:

Недостаточное понимание сущности политики в области качества и отсутствие методических основ ее разработки не позволяет в полной мере получить выгоды от применения на предприятии политики в области качества.

Этап 2. Установление сущности политики в области качества:

Уточнение понятий стратегического планирования с учетом изучения предпосылок, вызвавших пересмотр взглядов на стратегическое планирование;

Изучение особенностей реализации функции управления качеством на предприятии;

Установление взаимосвязи и субординации понятия «политика в области качества» с другими понятиями стратегического планирования;

Формулирование определения «политика в области качества», позволяющего раскрыть сущность данного понятия и взаимосвязи между его различными аспектами: назначением, содержанием и применением политики в области качества на предприятии;

Этап 3. Разработка методических основ формулирования политики в области качества на предприятии:

Анализ действующих на предприятиях политик в области качества, выявление содержащихся в них недостатков и определение возможных путей устранения этих недостатков;

Разработка методических основ формулирования политики в области качества, позволяющих избавиться от недостатков, обнаруженных при анализе существующих политик в области качества;

Этап 4. Разработка алгоритма применения на предприятии сформулированной политики в области качества, направленного на последовательное распространение и применение в компании положений политики в области качества, для достижения ее целей;

Рис. 2. Логика диссертационного исследования.

Выводы по третьей главе;

1. На основе предложенных рекомендаций к разработке политики в области качества были сформулированы политики в области качества ОАО «ЗИК», ЗАО «Альстом — СЭМЗ», ОАО НПП «Старт».

2. При этом, формулирование целей политики в области качества включало в себя рассмотрение условий потребления продукции, тенденций внешнего окружения, сравнение ее свойств с продукцией конкурентов, представление идеального проекта для продукции и выбор целей политики в области качества.

3. При определении принципов политики в области качества, во внимание принималась модель для выбора принципов (предложенная в третьем параграфе второй главы), рассматривалась их актуальность, наличие в компании необходимых предпосылок, и мероприятия по распространению принципов в компании.

4. Предложен алгоритм последовательного применения на предприятии политики в области качества, включающий этапы формулирования политики в области качества, ее развертывания и реализации в компании, наблюдения и анализа. Применение предложенного алгоритма в компании должно способствовать повышению выгод от применения в ней политики в области качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:

1. Проанализированы существующие взгляды на политику в области качества. На основании анализа сделан вывод о том, что в них недостаточно раскрыта сущность данного понятия и взаимосвязь между различными аспектами политики в области качества: ее назначением, содержанием и последовательностью проведения в компании. Это не позволяет предприятиям в полной мере получать выгоды от применения на них политики в области качества.

2. Было установлено, что недостаточное понимание на предприятиях сущности политики в области качества является следствием неопределенной взаимосвязи и субординации этого понятия с другими понятиями стратегического планирования (общефирменной стратегией и политикой компании) и их различным толкованием в теории и на практике. Для устранения этого недостатка были проанализированы наблюдаемые изменения взглядов на стратегическое планирование, и, с учетом этого, предложены определения понятий «общефирменная стратегия компании», «общефирменная политика компании», вместе с взаимосвязями между ними, позволяющими установить действительную сущность понятия «политика в области качества».

3. Предложено определение понятия политика в области качества в следующей формулировке: политика в области качества — совокупность среднесрочных целей и принципов в сфере повышения качества. Это определение позволяет в полной мере раскрыть сущность данного понятия и установить взаимосвязи между его различными аспектами: назначением, содержанием и последовательностью проведения в компании.

4. Проанализированы действующие на предприятиях политики в области качества и выявлены недостатки их содержания. Доказано, что эти недостатки связаны с недостаточным пониманием сущности политики в области качества и возникают на этапе ее разработки.

5. Для устранения недостатков, возникающих на этапе разработки политики в области качества, на основании ее выявленной сущности, был предложен подход к определению целей политики в области качества и модель для выбора соответствующих принципов политики в области качества, исходя из отраслевой принадлежности предприятия и состояния дел с управлением качества на нем.

6. Разработан алгоритм формулирования на промышленных предприятиях политики в области качества, с использованием подхода к определению ее целей и модели для выбора соответствующих принципов. Предложена последовательность проведения в компаниях политики в области качества, отражающая установленную сущность данного понятия.

На наш взгляд, всестороннее раскрытие сущности понятия «политика в области качества», разработка методических основ ее формулирования на промышленных предприятиях, установление последовательности ее проведения в компаниях, позволяет усилить выгоды от применения в компаниях политики в области качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование будущего корпорации/Пер. с англ.М., 1985.
  2. Р. Акофф о менеджменте/Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб., 2002.
  3. Л.Н. Переход к рыночному управлению качеством: сверка пу-ти//Стандарты и качество. 1992. № 1
  4. Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции //Стандарты и качество. 1990. № 10
  5. Р. Стандарты ИСО серии 9000 основа стратегии непрерывного и долгосрочного улучшения качества //Стандарты и качество. 1993. № 11
  6. В.Я., Зорин Ю. В. Некоторые вопросы управления качеством в Японии//Стандарты и качество. 1995. № 9
  7. В жизни всегда есть место качеству. По материалам девятого семинара «Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы», проходившего в Нижнем Новгороде в мае 1997 г. //Стандарты и качество. 1997. № 8
  8. В.Г. Внедрение стандартов ИСО серии 9000. Новый этап // Стандарты и качество. 1990.№ 9
  9. В лабиринтах современного управления: (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда) сб. статей//ред.-сост. Грегори Р.Райтер. Вып. 1. М., 1999
  10. Ю.Воробьев В. П., Перетолчин А. А., Кухаркин Н. Е. Управление качеством в институте ядерных реакторов РНЦ «Курчатовский институт"//Стандарты и качество. 1997.№ 3
  11. П.Воробьев В. П. Как не напрасно тратить деньги//Методы менеджмента каче-ства.2001. № 1
  12. В.И. Сильные и слабые стороны российских организаций в работе по качеству//Стандарты и качество. 1998. № 10
  13. Н.Герасимова Г. Е. Еще один взгляд на терминологию по качеству //Стандарты и качество. 1997. № 7
  14. А.В. Основы управления качеством продукции. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001.
  15. А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции//Стандарты и качество. 1992. № 9−11., 1993. № 1−2
  16. А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции//Стандарты и качество. 1995. № 3,4,5,6,10
  17. А.А., Поединщиков И. И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики качества//Стандарты и качество. 1994. № 8
  18. Исикава Каору. Японские методы управления качеством/Пер. с англ. М., 1988.
  19. ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности, М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.-45 с.
  20. ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования, М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.-21 с.
  21. П.Я. Системы качества и сертификации: перспективы далекие и близкие//Стандарты и качество. 1993. № 1
  22. В.А. Разработка политики в области качества: Анализ первого опы-та.//Стандарты и качество. 1997.№ 3
  23. В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества//Стандарты и качество. 1997. № 5
  24. В.А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM//Стандарты и качество. 1997. № 8
  25. В.Я. Для АвтоВАЗа внедрение международных стандартов по каче ству это шанс обеспечить свое выживание и возможность дальнейшего развития//Стандарты и качество. 1997. № 7
  26. Ё. Хосин канри — один из подходов японского менеджмента качест-ва//Методы менеджмента качества.2001.№ 5
  27. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция по Т<�ЗМ//Стандарты и качество. 1997. № 4
  28. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.М., 1995.
  29. В.А., Терехова Т. В. Немного о проблемах и «болезнях» наших предприятий в области управления качеством//Стандарты и качест-во.1991.№ 12
  30. В.А. Звезда качества//Стандарты и качество. 1997. № 7
  31. В.А. Может ли концепция всеобщего качества (TQM) стать национальной волевой идеей России?// Методы менеджмента качества.2000.№ 1
  32. В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента// Методы менеджмента качества.2000. № 2
  33. В.Д. Рыночная стратегия предприятия в области качества и его предпринимательская деятельность //Стандарты и качество. 1994. № 2
  34. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М., 2001.с.
  35. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб., 2001.41 .Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб., 2001.
  36. МС ИСО серии 9000: принципы, подходы и первый опыт использования. Заметки за «круглым столом» Ленинградского ЦСМ// Стандарты и качество. 1989. № 8
  37. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга/ Пер. с англ. Тольятти, 1998 г. 44,Огвоздин В. Ю. Международные стандарты ИСО серии 9000 нуждаются всовершенствовании//Стандарты и качество. 1991 № 545.0гвоздин В. Ю. Модель качества //Стандарты и качество. 1991. № 11
  38. Оружие победы, сборник под ред В. Новикова М., 1987.
  39. И.И. Управление качеством на предприятии. Свердловск, 1987.
  40. И.И. Управление качеством в Японии: социально экономический анализ. М., 1991.
  41. И.И. Социалистические тенденции в экономике капиталистических стран. Екатеринбург, 1994.
  42. И.И. Общая теория маркетинга: в 3 т. Екатеринбург, 1998.
  43. И.И. Всеобщее руководство качеством промышленной продукции. Екатеринбург, 1999.
  44. М. Эпоха менеджеров, создающих спрос//Япония сегодня. 1996. № 7
  45. Пшенников Вяч. Как производить товары, которые будут покупать//Япония сегодня. 1996, № 7
  46. Пшенников Вяч. Успех приносит стратегическое мышление//Япония сегодня. 1995. № 8
  47. Пшенников Вяч. Планомерность как образ жизни японского бизнеса// Япония сегодня. 1996. № 11
  48. Пшенников Вяч. Жить можно и чужим умом, если делать это с умом// Япония сегодня. 1996.№ 12
  49. С. Тщательная проработка ключ к разработке стратегий в области качества и процедур//Стандарты и качество.2000. № 8
  50. К.М. Проектирование системы качества на основе концепции стандартов ИСО серии 9000 на предприятии//Стандарты и качество. 1992. № 9
  51. К.М. Затраты на качество и стратегия поведения предприятия в условиях рынка//Стандарты и качество. 1993 № 6
  52. К.М. Методология анализа системы качества руководством предпри-ятия//Стандарты и качество. 1996. № 5
  53. М.З., Рахлин К. М., Мацута В. Д. Организация работ на предприятии по внедрению стандартов ИСО серии 9000 //Стандарты и качество. 1991. №Ю
  54. М.З. Социально-психологические аспекты применения стандартов ИСО серии 9000 на предприятии//Стандарты и качество. 1992. № 10
  55. М.З. Методические документы по разработке и внедрению системы качества на предприятии в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000//Стандарты и качество. 1994. № 2
  56. М.З. Система общего руководства качеством как гарантия обеспечения качества на предприятии//Стандарты и качество. 1996. № 5
  57. М. З. Рахлин К.М., Мацута В. Д. Стандартизованная терминология — залог успешных работ в области качества//Стандарты и качество. 1996. № 11
  58. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества//Стандарты и качество. 1997. № 9
  59. Стандарты ИСО серии 9000: Методический аспект//Стандарты и качества. 1990. № 7
  60. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М., 1998.
  61. А.В. Контроль качества продукции/Пер. с англ. М., 1986.
  62. Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях/Пер. с англ. М., 1990.
  63. Х.Дж. Производительность и качество //Стандарты и качество. 1992. № 6
  64. А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. М., 2004.
  65. А.Л. Особенности национального менеджмента. «Смертельные болезни» по Демингу и ошибки российских предприятий//Стандарты и качество. 1999. № 10−11
  66. А.Л. Тендер на сочинение Политики качества//Стандарты и каче-ство.2000. № 9
  67. В.Н. Оружие Красной Армии. М., 1999.
  68. В.А. Опыт внедрения системы менеджмента качества//Стандарты и качество. 1998. № 10
  69. И.И. Основные понятия и элементы системы качества в международных стандартах ИСО серии 9000//Стандарты и качество. 1989. № 7
  70. И.И. Стандарты ИСО 9000 самые популярные и применяемые в истории ИСО//Стандарты и качество. 1997. № 10
  71. A.M. О системе управления качеством продукции// Стандарты и качество. 1993 .№ 7
  72. Beecroft Dennis G. The role of quality in strategic management// Management decision 1999. Vol. 37. No. 6
  73. Brief History of Strategic Planning (with Glossary of Terms)// http://www.des.calstate.edu/glossary.html
  74. Calingo Luis Maria. The evolution of strategic quality management// International Journal of Quality & Reliability Management. 1996. Vol. 13. No. 9
  75. Crosby Philip B. Quality is free. New York, 1979
  76. Collins Brendan, Huge Ernest. Management by policy: how companies focus their total quality efforts to achieve competitive advantage. Milwaukee, 1993.
  77. Cowley Michael, Domb Ellen. Beyond strategic vision: effective corporate action with Hoshin planning. Newton, 1997.
  78. Defeo Joseph A. Matching Strategies and Customer Needs// European Quality. 2000. Vol.5. No. 1
  79. Defeo Joseph A., Janssen Alexander. Strategic deployment: a key to profitable growth. Matching capabilities and plans to customer needs// Measuring Business Excellence. 2001. Vol.5. No. 2
  80. Defeo Joseph A., Janssen Alexander. Why strategic deployment// Measuring Business Excellence. 2001. Vol.5. No. 3
  81. Defeo Joseph A., Janssen Alexander. Implementing a strategy successfully// Measuring Business Excellence. 2001. Vol.5. No. 4
  82. Defeo Joseph A., Janssen Alexander. The values of strategic deployment// Measuring Business Excellence. 2003. Vol.6. No. 1
  83. Eureka William E., Ryan Nancy E. The process-driven business: managerial perspectives on policy management. Dearborn, 1990.
  84. Harrington James H. ISO 9000 and Beyond. From compliance to performance improvement. New York, 1997.
  85. Hosotani Katsuya. Japanese quality concepts: an overview. New York, 1992
  86. Juran J.M. Juran on leadership for quality: An executive handbook, New York, 1989.
  87. Juran Joseph M. Juran on quality by design: the new steps for planning quality into goods and services. New York, 1992.
  88. Juran Joseph M, Gryna Frank M. Quality Planing and Analysis: Third Edition, McGraw Hill, 1993.
  89. Lee Thomas H., Woll Toby. Reflections in the Idealized Design Planning Process// Center for Quality of Management Journal. 1996. Vol.5. No. 1
  90. Lee R.G., Dale B.G. Policy deployment: an examination of the the-ory//International Journal of Quality & Reliability Management. 1998. Vol. 15. No. 5
  91. Moreno-Luzon M.D., Peris F.J. Strategic approaches, organizational design and quality management. Integration in a fit and contingency model// International Journal of Quality Science. 1998. Vol. 3. No. 4
  92. Shiba Shoji, Pursch T, Stasey R. Introduction to Hoshin Management: Achieving Alignment at Analog Devices and Teradyne// Center for Quality of Management Journal.-1995. Vol.4. No. 3
  93. Tribus Myron. Policy Deployment//http://www.work911 .com/tqmarticles.htm
  94. Warnock Davies. Understanding strategy//Strategy & Leadership. 2000. Vol. 20. No. 5
  95. Woll Toby. Idealized Design and TQM: Planning by Practitioners// Center for Quality of Management Journal. 1996. Vol.5. No. 1
  96. Uchimaru Kiyoshi, Okamoto Susumu. Karahara Bunteru. TQM for technical groups: total quality principles for product development. Portland, 1993
  97. Zairi Mohamed. Managing excellence: policy and strategy// The TQM Magazine. 1999. Vol.15. No. 2
Заполнить форму текущей работой