Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и регулирование рынка труда СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому в течение всего периода формирования и функционирования рынка труда существовало и существует определенное взаимодействие субъектов рынка труда, которое с течением времени усиливается. В процессе взаимодействия механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования произошло тесное переплетение их функций, превращение их по сути в единый государственно-рыночный механизм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. Перспективы становления общего рынка труда СНГ
    • 1. Основные параметры формирования рынков труда России и стран-участников СНГ во второй половине 90-х годов
    • 2. Проблемы и основные направления формирования рынка труда СНГ
    • 3. Трудности становления рынка труда в Абхазии и возможности его включения в общий рынок
  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования рынка труда
    • 1. История и методология исследования рынка труда
    • 2. Рынок труда как специфический вид товарного рынка: структура, факторы формирования
    • 3. Тенденции взаимодействия рыночной саморегуляции и государственного регулирования рынка труда

Формирование и регулирование рынка труда СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования состоит в том, что становление Экономического союза (общего рынка Содружества Независимых Государств), договор о создании которого был подписан в 1993 г., идет медленно и противоречиво. К тому же стали возникать региональные интеграционные группировки, роль которых в становлении общего рынка вначале была не вполне ясна.

Поставленные договором цели, прежде всего, формирование условий стабильного развития экономики Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения, поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений и др. далеки от своего воплощения. Более того, в большинстве стран продолжается падение производства, длительность и глубина которого не знает аналогов в мире.

Трудности, с которыми столкнулись участники СНГ при формировании общего рынка, имеют много причин экономического, политического, социального, исторического, национального, демографического характера. Негативно до сих пор сказываются последствия распада единого народнохозяйственного комплекса. Проблемы выхода из затяжного экономического кризиса и затяжной депрессии по-прежнему остаются весьма актуальными. Сырьевая направленность экономик стран Содружества, а, следовательно, и перспектива остаться сырьевой полуколонией развитых стран, не может не волновать руководителей и народы государств СНГ. Надежды на получение новых технологий, больших валютных кредитов со стороны Западных стран не оправдываются. Последние не хотят создавать себе конкурентов. В этих условиях крепнет понимание того, что только совместными усилиями, только объединив потенциалы своих стран, можно решить стоящие проблемы. Это наглядно подтвердил о совещание глав государств СНГ в апреле 1999 г., на котором был взят курс на активное решение экономических задач и, в связи с этим, были реорганизованы исполнительные органы СНГ.

Накопленный опыт подсказывает, что развитие по пути экономической интеграции, в первую очередь, зависит от внутренней экономической ситуации, а не от внешних заимствований. Поэтому разработка эффективных проектов, мобилизация внутренних ресурсов, создание благоприятных экономических и правовых условий для развития отечественных производителей, продвижение их товаров на рынки СНГ, быстрое урегулирование возникающих взаимных претензий, сделает путь к общему рынку более коротким, чем «стоять с протянутой рукой» за иностранными кредитами.

Много нерешенных вопросов остается в сфере трудовых отношений, недопущения дискриминации граждан по национальному и любому другому признаку в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения охраны труда, предоставления социальных гарантий и т. д. Есть проблемы с принятием взаимных обязательств в области социального страхования, пенсионного обеспечения граждан и многое другое.

Степень разработанности темы. Исторически рыночные отношения раньше возникли в западных странах. Поэтому наиболее полное и глубокое их исследование было осуществлено западными учеными. Большой вклад в создание и развитие теории рынка труда внесли широко известные западные ученые: А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, А. Пигу, Дж.М. Кейнс. Среди современников следует отметить Г. Бекке-ра, М. Фридмена, С. Брю и К. Макконнелла, С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи, Р. Эренберга и Р. Смита.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внес русский ученый М.И. Туган-Барановский. В частности, им разработана социальная теория заработной платы, проанализированы задачи и функции рабочих союзов, законодательство о труде.

Необходимо сразу отметить, что в научной литературе пока нет фундаментальных работ по формированию общего рынка труда СНГ, поскольку и сам он еще не сложился. Вместе с тем, появилось немало работ, посвященных различным аспектам занятости, безработицы, трудовой миграции, формированию национальных рынков труда, проблемам качества рабочей силы и трудовой мотивации.

В ряде работ российских, украинских, казахских и других ученых оживленно дискутируются методологические проблемы исследования рынка труда, содержание категорий «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов», рассматриваются региональные бсо-бенности рынка труда, особенности рынка труда в переходный период, влияние демографических факторов на формирование рынка труда и т. д.

Заметный вклад в развитие современной российской теории занятости и становления рынка труда внесли отечественные ученые Е.Г. Анто-сенков, В. Н. Бобков, Б. Д. Бреев, B.C. Буланов, Н. А. Волгин, А.З. Дада-шев, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин, С. А. Карташев, Ю. П. Кокин, Р. П. Колосова, В. Г. Костаков, JI.A. Костин, А. Э. Котляр, С. А. Кузьмин, Е.Д. Катуль-ски, Н. Х. Курбанов, И. С. Маслова, И. Д. Мацкуляк, К. И. Микульский, И. Т. Назаренка, А. А. Никифорова, В. А. Павленков, А. С. Панкратов, В. И. Плакся, Б. В. Ракитский, JI.C. Ржаницына, А. И. Рофе, В. В. Руденко, Л. С. Чижова и др.

Активно ведут работу по исследованию социально-экономических аспектов рынка труда в переходный период украинские ученые И. И. Лу-кинов, С. В. Мочерный, В. Ф. Онищенко, В. В. Секретарюк и др.

Сегодня актуальным является и исследование проблем формирования рынков труда различных интеграционных группировок в СНГ, методология их исследования. Недостаточно изучены роль государства в становлении и регулировании рынка труда, механизм взаимодействия рыночной самоорганизации и государственного регулирования социально-трудовых отношений, тенденции развития этого механизма, основные направления формирования межгосударственного общего рынка и другие.

Отмеченные актуальные теоретико-методологические и практические проблемы формирования общего рынка труда СНГ предопределили цели, задачи и содержание настоящего исследования.

Целью исследования является комплексное изучение национальных и межгосударственных социально-трудовых отношений и научное обоснование современного содержания категорий «рынок труда» и «общий рынок труда СНГ», раскрытие исторических тенденций взаимодействия государственного регулирования и рыночной самоорганизации в социально-трудовой сфере и современного механизма их реализации, определение основных направлений формирования общего рынка труда СНГ.

Для достижения этих целей в диссертации предпринята попытка решить следующие задачи:

— внести коррективы в методологию исследования рынка труда и выявить новые черты в содержании категории «рынок труда», определить основные компоненты понятия «общий рынок труда СНГ» ;

— осуществить комплексное исследование рынка труда как специфического вида товарного рынка, раскрыть его особенности и факторы формирования;

— проанализировать тенденций взаимодействия рыночной самоорганизации и государственного регулирования рынка труда и выяснить механизм этого взаимодействия;

— раскрыть условия, тенденции и противоречия становления национальных рынков труда в СНГ;

— выявить проблемы и определить основные направления формирования общего рынка труда СНГ;

— определить пути обеспечения занятости населения, становления рынка труда Республики Абхазия и включение его в общий рынок СНГ.

Объектом исследования служит опыт формирования национальных и межгосударственных рынков труда стран-участниц СНГ и западных государств.

Предметом исследования являются национальные и межгосударственные социально-трудовые рыночные отношения, тенденции, основные направления развития и механизмы их реализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют диалектический метод, в частности сравнительно-исторический подход, комплексный количественно-качественный анализ, а также фундаментальные положения экономической теории по проблемам рынка труда, положения и выводы, содержащиеся в трудах современных российских, украинских и других ученых стран СНГ, а также западных авторов, межгосударственные договоры и соглашения, законодательные акты и другие нормативные документы. Эмпирическую базу составляют данные Межгосударственного статистического комитета СНГ, национальных статистических комитетов, Министерства труда и социальной защиты РФ, Всероссийского центра уровня жизни, Управления государственной статистики Республика Абхазия.

Результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна:

1. Приведены новые аргументы и уточнено содержание категории «рынок труда», опираясь на которое раскрыто содержание понятия «общий рынок труда СНГ», включающее в себя комплекс отношений между государствами, работодателями и наемными работниками по поводу перемещения (миграции, обмена) рабочей силы в целях ее эффективного использования, осуществления экономического роста на базе НТП и повышения производительности труда, а в конечном итоге обеспечения достойного уровня оплаты и жизни работников всех стран, входящих в Содружество (Экономический союз).

2. Выявлены две исторические тенденции взаимодействия государственного регулирования и рыночной самоорганизации (саморегулирования) основополагающих элементов рыночной системы и ее механизмавеличины заработной платы и продолжительности рабочего дня.

Первая тенденция, возникшая на заре становления капитализма (в Англии в XIV в. и действовавшая свыше 500 лет, характеризовалась регулированием на государственном уровне максимальной величины заработной платы (ее ограничением) и максимальной продолжительности1 рабочего дня. Вторая тенденция, сытившая первую в начале XX в., характеризуется регулированием на национальном уровне минимальной заработной платы и установлением рабочего дня на уровне 8 часов. Данная тенденция в немалой степени способствовала в XX в. росту производительности труда и заработной платы в развитых странах мира.

3. Обосновано положение о том, что механизм сформирования цены труда (заработной платы) представляет собой не чисто рыночное явление (как это рассматривается представителями классического и неоклассического направлений экономической мысли), а изначально возник как государственно-рыночный. Такой характер данного механизма связан с особенностями товара — рабочая сила, его неотделимости от носителянаемного работника, заинтересованностью государства в политической стабильности общества. Оно всегда играло важную роль в установлении цены труда (и прямо, и косвенно). Круг государственного регулирования рынка труда не ограничивается заработной платой. Он достаточно широк. Об этом говорит перечень основных компонентов, входящих в цену труда по международной классификации, и современный механизм ее формирования в развитых странах — трипартизм.

4. На основе проведенного анализа сформулированы основные направления становления общего рынка труда СНГ, состоящие в:

1) заполнении высвобождаемых рабочих мест (особенно малопрестижных) гражданами из других стран СНГ;

2) формировании эффективной системы создания рабочих мест (в том числе и с использованием иностранных инвестиций);

3) улучшение качества рабочей силы путем повышения заработной платы, улучшения условий труда, развития системы непрерывного образования;

4) организации рациональной структуры занятости населения стран СНГ на основе проведения гибкой интеграционной политики, обустройства мигрантов;

5) повышения эффективности государственных программ занятости, сокращения безработицы.

Практическая значимость. Теоретические и практические предложения автора могут быть использованы при доработке проекта Концепции общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ, подготовке межгосударственных соглашений по отдельным вопросам регулирования социально-трудовых отношений, принятии законодательных актов по отдельным проблемам рынка труда, государственном регулировании деятельности финансово — промышленных групп, транснациональных и межнациональных компаний, совместных предприятий в плане создания ими предприятий, филиалов на территории различных государств и использования рабочей силы, формировании национальных и межгосударственных систем социального партнерства.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания ряда тем экономической теории в высших учебных заведениях, на курсах переподготовки управленческих кадров государственной службы, при разработке учебно-методических материалов.

Апробация результатов исследования отражена в ходе выступлений автора с сообщениями на российско-германской научно-практической конференции «Траектория и перспективы социально-экономических реформ в России» 7−8 октября 1998 г. (г. Москва), на научно-практических и научно-методических конференциях, проведенных в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 1997; 1999 годах, а также в публикациях.

Теоретические разработки и практические предложения автора направлены на решение крупной народнохозяйственной задачи — формирования общего рынка труда СНГ.

Заключение

.

Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни характерная черта развития современной мировой экономики. В частности, она проявляется в формировании различных международных объединений с разной степенью интеграции, эта черта присуща и государствам, образовавшимся после распада Советского Союза. Из 15 бывших советских республик 12 образовали Содружество Независимых Государств, имея ввиду в перспективе создание Экономического Союза (общего рынка). Однако, процесс создания такого Союза оказался сложным и противоречивым, как впрочем и вся история развития рыночных отношений, включая рынок труда как специфический вид товарного рынка.

Анализ показал неоднозначность толкования самого понятия «рынок труда». В диссертации сделана попытка выработать новый методологический подход и дать современную трактовку данному явлению и отражающему его понятию, как специфическая динамическая система, включающая в себя определенную совокупность социально-трудовых отношений по поводу условий найма (купли-продажи) рабочей силы, и одновременно включающей в себя механизм реализации в виде механизма спроса и предложения труда (функционирующих способностей работника).

Само функционирование рынка труда испытывает сильную зависимость от действия механизма рынка конечных товаров. Производно-стью спроса на труд от спроса на конечные товары объясняется, казалось бы, парадоксальная ситуация для рыночной экономики, когда при низкой заработной плате спрос на труд во многих странах-участниках СНГ не растет, а падает. Именно падением спроса на отечественные товары в силу низкой их конкурентоспособности по сравнению с товарами стран дальнего зарубежья объясняется уменьшение спроса на рабочую силу даже при низкой заработной плате.

В формировании рынка труда исключительно важную роль играет государство. Это связано с особенностями рынка труда по сравнению с другими рынками. Эти особенности заключаются в том, что рабочая сила неотделима от работника и потому распоряжаться ею можно только с согласия работника. В современном государстве работник имеет относительно сильную правовую защиту как гражданин и как работник (разветвленное и довольно эффективное трудовое право). Данные права должны соблюдаться как работодателем, так и государством, чтобы поддерживать имидж культурного, цивилизованного, правового государства, не превращать наемного работника в раба.

Вместе с тем во многих странах, особенно в Европе, наемные работники имеют мощные профсоюзы, организованную силу, способную противостоять незаконным действиям работодателей, да и самого государства. Кроме того, работник может воздействовать на работодателя и своим отношением к делу: по линии соблюдения технологии, работы «по правилам», достижения того или иного качества производимой продукции и т. д. От его действий, отношения зависит конкурентоспособность, получение прибыли фирмой, ее благополучие, а в конечном итоге и благополучие государства. И работодатель, и государство должны учитывать эту ситуацию. Государство вкладывает значительные ресурсы в подготовку рабочей силы. Работники и работодатели также несут определенные затраты. Все они заинтересованы в максимальной отдаче, окупаемости средств на подготовку. В условиях научно-технической революции эта зависимость усиливается. *.

Поэтому в течение всего периода формирования и функционирования рынка труда существовало и существует определенное взаимодействие субъектов рынка труда, которое с течением времени усиливается. В процессе взаимодействия механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования произошло тесное переплетение их функций, превращение их по сути в единый государственно-рыночный механизм. В действии государственно-рыночного механизма можно выделить две тенденции, сложившиеся исторически. Первая тенденция, возникшая на заре становления капитализма, характеризовалась регулированием на государственном уровне максимальной величины заработной платы (ее ограничением) и максимальной продолжительности рабочего дня. Вторая тенденция, сменившая первую в начале XX века, характеризуется регулированием на государственном уровне минимальной заработной платы и установлением 8-ми часового рабочего дня. Конкретная величина заработной платы (цены труда) складывается в результате коллективных переговоров наемных работников (профсоюзов, рабочих комитетов и т. д.) с работодателями (их объединениями).

В связи с этим не случайно возникновение на определенном историческом этапе в развитых государствах системы трипартизма — социального партнерства, в котором участвуют наемные работники, работодатели и государство. Оно включает в себя систему коллективных соглашений, договоров на национальном, региональном, отраслевом уровнях и в рамках предприятий, построенную путем переговоров, нахождения общности интересов и целей.

Социальное партнерство, несмотря на определенные трудности пробивает себе дорогу и в странах СНГ. В этом плане дальше всех продвинулась Российская Федерация. На наш взгляд, это прогрессивное явление, эволюционным путем обеспечивающее развитие общества.

В странах СНГ идет формирование национальных рынков труда,*но этот процесс протекает неравномерно. Одни страны продвинулись дальше по этому пути (Россия, Украина, Казахстан), другие отстают от них, особенно Туркменистан. Развитие рыночных отношений сопровождается падением доли экономически активного населения в трудоспособном возрасте как в составе всего населения, так и в составе трудовых ресурсов. Этот процесс осуществляется в виде двух тенденций: увеличения доли безработных в составе рабочей силы и более быстрого сокращения доли занятых в составе экономически активного населения. Политика занятости, проводимая в большинстве государств СНГ, является пассивной, не обеспечивающей стабилизацию рынка труда, экономики. Прирост занятости в последние годы наблюдался только в Узбекистане и Туркменистане.

Формирование общего рынка труда СНГ находится еще в начальной стадии. Складывается модель разноскоростной интеграции. Возникают (в основном стихийно) локальные международные рынки труда на территории той или иной страны. В частности, в России — в Московском регионе, С. — Петербурге, приграничных областях и др. Например, Московская миграционная служба выдала на 1 января 1999 г. 59 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а в действительности ее здесь многократно больше.

Автор выделяет шесть основных направлений становления международного (общего) рынка труда стран-участников СНГ.

В перспективе общий рынок труда по всей вероятности будет представлять собой комплекс отношений между государствами, отдельно взятым государством, работодателями и наемными работниками по поводу перемещения (обмена) рабочей силы в целях ее эффективного использования, наибольшего вклада в экономический рост на базе научно-технического прогресса и повышения производительности труда, а в конечном итоге достойного уровня оплаты труда и жизни работников Лех стран, входящих в Экономический союз. Но на первом этапе становления Экономического союза (Содружество) он представляет собой совокупность национальных рынков, больше связанных между собой стихийным движением рабочей силы, нежели межгосударственными соглашениями, правовыми нормами.

Одной из сложных проблем формирования полноценного общего рынка является урегулирование политическим путем статуса так называемых самопровозглашенных республик, возникших в результате этнических конфликтов, вооруженной борьбы на территории бывшего Союза, в частности, Абхазии. Война между Абхазией и Грузией принесла человеческие жертвы, спровоцировала огромный поток беженцев. Остальное трудоспособное население осталось в большинстве своем без работы, существует за счет личного (подсобного) хозяйства, посреднической торговой (в основном теневой) деятельности. Продолжение блокады усугубляет ситуацию, хотя природно-климатические условия и трудовые ресурсы позволяют организовать высокоэффективную экономику, особенно курортно-туристическое хозяйство на пользу всему Содружеству Независимых Государств.

Для реализации политики стран СНГ в области регулирования процесса формирования Общего рынка труда целесообразно:

— создать единую (модельную) законодательную базу, обеспечивающую упорядоченную трудовую миграцию и функционирование регулируемого Общего рынка труда;

— определить государственную политику по отношению к иностранной рабочей силе: цель, принципы, основные направления ее использования, механизм реализации, комплексная оценка тенденций, факторов и последствий внутренней и внешней миграции;

— формировать квоты для привлечения на работу иностранных граждан с учетом вышеназванной комплексной оценки. *.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Издательство КОДЕКС, 1995.
  2. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. № 2490−1.
  3. Информационно-статистический сборник «Тенденции и проблемы развития социально-трудовой сферы Российской Федерации». М., 1998.
  4. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. Т.1. М.: «Статистика», 1972.
  5. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда, Т.1, т. 2, МБТ. Женева, 1991.
  6. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. Статистический ежегодник. -М.: «Финансы и статистика», 1987 г.
  7. Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статистический ежегодник. М., 1990.
  8. О беженцах. Закон РФ- О вынужденных переселенцах. Закон Российской Федерации // Российская газета, 1993, 20 марта.
  9. Об организации работы по содействию в условиях массового высвобождения. Пост. Сов. Мин. Правительства РФ от 5 февраля 1993 г.
  10. Положение о государственном фонде занятости РФ. Утвержденное Постанов. ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5132−1.
  11. Положение о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособии по безработице. Утверждено постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. № 877 // Российская газета, 1992, 25 декабря.
  12. Положение об иммиграционном контроле. Утверждено постановлением Правительства РФ // Российская газета, 1994, 16 сентября.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1323 «Об утверждении Положения о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  14. Проблемы регулирования оплаты труда работников / Парламентские слушания, 8 декабря 1998 г.
  15. Проект Рекомендаций Парламентских слушаний на тему: «Проблемы регулирования оплаты труда работников» / Гос. Дума РФ. 8 декабря 1998 г.
  16. Рынок труда в странах Содружества Независимых Государств. Стат-сборник. М., 1996 г.
  17. Российский статистический ежегодник. М., 1996.
  18. Россия в цифрах. Госкомстат России. М., 1998.
  19. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов. М.: Проспект, 1998.1. Книги и брошюры.
  20. Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. -М., 1993.
  21. А. А. Фактор предпринимательства в экономике. М.: Луч, 1995.
  22. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М., 1993.
  23. А. Особенности обеспечения эффективной занятости в регионе. -Кустанай, 1995.
  24. В.Н., Мстиславский П. С. Пути стабилизации уровня жизни населения РФ в 1994−95 г.г. М.: ВЦУЖ, 1994.
  25. .Д. Человек и производство. М.: Мысль, 1989.
  26. B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань, 1994.
  27. Ю.Е., Мошняга В. П. Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт. М.: Ин-т пов.квал. РФ и Ин-т молодежи, 1993.
  28. Н.А., Николаев С. В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. М.: Красный пролетарий, 1994.
  29. Ю.Волгин Н. А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М.: Луч, 1994.
  30. П.Волгин Н. А., Плакся В. И., Цьовх С. А. Стимулирование производительного труда. Брянск, 1995.
  31. В. В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран. М., 1992.
  32. З.Джеффри Сакс. Рыночная экономика и Россия (перевод с английского). М.: Экономика, 1994. ¦
  33. Э.Д. Микроэкономика. С.-Пб: АО «С.-Петербург оркестр»
  34. Если тебе грозит безработица: пособие для работающих и безработных. М., 1993.
  35. Г. Г., Давыдов А. П. Мировой рынок труда. М., 1994.
  36. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М., 1993.
  37. О. А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. М.: Компас, 1993.
  38. Как защитить интересы и права человека. Конвенции и рекомендации МОТ. АТиСО, 1992.
  39. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989.21 .Карпухин Д. Н. Эффективность труда в условиях нового хозяйственного механизма. М.: Наука, 1992.
  40. С. А., Одегов Ю. Г., Никонова Т. В., Журавлев П. В. Поиск работы: проблемы и решения (теоретические основы и практические рекомендации). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.
  41. Е.Д. Регулирование трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике: Дис.. докт. экон. наук/ РАГС при Президенте РФ. М., 1996.
  42. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег (пер. с англ.). -М.: Прогресс, 1978.
  43. Ю.П. Социальное партнерство: предпосылки, противоречия и условия его формирования в России. М., 1996.
  44. Коллективный договор на предприятии (практические рекомендации и зарубежный опыт). М.: НИИ труда, 1995.
  45. Концепция женской занятости. М.: Федеральная служба занятости, 1994.
  46. JI. А. Международная организация труда (МОТ) мировой центр социально-трудового законодательства и трипартизма. — ML, 1994.
  47. Н.Х. Становление и развитие рынка труда в переходный период.-М., 1998.
  48. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.
  49. А. Экономическая реформа в России ее цена. М., 1994.
  50. .С. Труд и рынок. СПб., 1991.
  51. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1. М.: «Республика», 1992.
  52. А. Принципы политической экономии. Т. 2. М.: «Прогресс», 1984.
  53. Международная межвузовская конференция «Управление персоналом и занятостью»: Тезисы выступлений (3−5 октября 1995 г.). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.
  54. А. А. Трудовой потенциал российской молодежи: структура, воспроизводство, перспективы. М., 1992.
  55. Миграция населения. М., 1992.
  56. Э.В. Цена рабочей силы и заработная плата в рыночных условиях. М., 1996.
  57. Мировой рынок труда. М.: Наука, 1994.
  58. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. // Цвилев Р. И., Рыдванов Н. Ф., Жирицкий А. К. М.: Наука, 1994.
  59. Мониторинг регистрируемой безработицы. Январь — декабрь 1997. -М., 1998.
  60. Национальный доклад к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 1995.
  61. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.45,Озов А., Плакся В. Становление рынка труда и минимизация безработицы (проблемы теории и региональной практики). М.: РАГС, 1998.
  62. Основные показатели деятельности органов государственной Службы занятости в январе-марте 1998 г.
  63. В. А. Рынок труда. М., 1992.
  64. В. И., Блинов А. О., Бабич А. М., Бусыгин А. Е. Становление предпринимательства и политика занятости. М.: Луч, 1993.
  65. В.И. Безработица в рыночной экономике. М.: РАГС, 1996.
  66. Пути стабилизации уровня жизни населения в регионе. Ред. В. Н. Бобков. М.: ВЦУЖ, 1994.
  67. Российский рынок труда. М., 1993.
  68. Резюме международных трудовых норм. МБТ. Женева, 1994.
  69. Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. М.: Профиз-дат, 1993.
  70. Д. Начала политической экономии и податного обложения (перевод с англ. Под ред. Н. Рязанова). М.: «Звено», 1910.
  71. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: «МИК», 1998.
  72. Г. Г., Кулапов М. Н., Карташов С. А. Рынок труда. М., 1997.
  73. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / А. В. Кащепов, В. В. Турбин, С. С. Устинова. М.: «Наука», 1995 г.
  74. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. М., 1995.
  75. В.В. Рынок труда в переходный период: вопросы теории, методологии, практики. М.: «Универсум Паблишинг», 1997.
  76. В.В. Социально-экономические аспекты формирования рынка труда в Украине. М.: Универсум Паблишинг, 1996.
  77. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996.
  78. Служба занятости в 1996 г.
  79. Служба занятости в 1997 г.
  80. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: «Наука», 1993.
  81. Советский рынок: социальная защита человека. М.- Дело, 1991.
  82. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Волгин Н. А., Карпухин Д. Н., Катульский Е. Д., Костин JT. А.
  83. Социально-экономические проблемы занятости и воспроизводства населения и трудового потенциала. С. — Пб.: ИСЭП РАН, 1992.
  84. Социально-экономические проблемы рынка труда в России / РАН, Инт соц.-экон. пробл. народонас.- Отв. ред. И. К. Золотова. М., 1995.
  85. Стимулирование занятости. Доклад генерального директора МБТ. -Женева, 1995.
  86. Е.С., Бляхман JI.C., Кротов М. И. Экономика Содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия. С.-Пб.: «Наука», 1998.
  87. Трудовые ресурсы. Демографические проблемы России. М., 1993.
  88. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: «Рос-спэн», 1998.
  89. Я.Р., Шамба С. Б. Национальная экономика Абхазии. Учебное пособие. Сухум: Изд-во «Алашара». 1998.
  90. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: «Дело», 1993.
  91. П. Эффективная экономика шведская модель. — М.: Экономика, 1991.
  92. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М.: «Издательство МГУ», 1996.1.I. Статьи в журналах.
  93. А. Новые процессы в занятости населения. // Экономист. -1995.-Х2 1.
  94. И. Определение допустимого уровня безработицы. // Экономист. 1994. — № 9.
  95. К. X. Безработица и неполная занятость. // Социологические исследования. 1993. — № 10.
  96. B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда.// «Общество и экономика», 1997, № 7−8.
  97. Н. Рынок труда переплетение циклических и структурных факторов // Мировая экономика и международные отношения. -1994.-№ 12.
  98. Н.А. Германия: Эффективное решение социально трудовых проблем. // Человек и труд. — 1995. — № 4.
  99. Г. К вопросу о безработице в переходный период. // Российский экономический журнал. 1994. -№ 11.
  100. Е., Ржаницина Л. Женщины на рынке труда. М.: Общественные науки. — 1992. — № 3.
  101. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект). // Вопросы экономики. -1993.-№ 12.
  102. А. Формирование условий занятости // Экономист. 1993. -№ 6.
  103. П.Заславский И. Политика занятости: вверх по лестнице, ведущей вниз. // Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  104. И. Узловые проблемы политики на рынке труда. // Вопросы экономики. 1994. — № 9.13.3убкова А. Альтернативы социальному партнерству нет // Человек и труд. 1995. — № 2.
  105. М.Кавай М. Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1994. — № 9.
  106. Л., Херкус Т. Проблемы массового высвобождения рабочей силы и пути их решения. // Экономист. 1994. — № 10.
  107. Р. Социальное партнерство: западный опыт. // Вопросы экономики. 1994. — № 5.
  108. В., Малева Т. Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы. // Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  109. А. Как создать эффективную занятость. // Вопросы экономики. 1993. -№ 12.
  110. А.Э. Политика занятости в условиях спада производства (Материалы заседания научного совета по проблемам труда и социальной политики Министерства труда РФ от 31 мая 1995 г.)
  111. Критерии бедности в современной России. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения // ВЦИОМ. 1994. -№ 6.
  112. П. Социальное партнерство или корпоративизм? (Социальная структура трудовых отношений в современной России) // Вопросы экономики. 1994. — № 5.
  113. Д., Торрес Р. Особенности российского рынка труда. // Человек и труд. 1995. — № 2.
  114. И. Формирование системы социального партнерства в России: проблемы и противоречия. // Вопросы экономики. -1994. № 5.
  115. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда. // Российский экономический журнал. 1995. — № 2−3.
  116. Э.Р. Рынок труда и рынок занятости: противоречия, определения и трактовки. // Человек и труд. 1995. — № 2.
  117. А. Гибкая занятость как историческая тенденция // Мировая экономика и международные отношения. 1994. -№ 8−9.
  118. А. Не на нищенское выживание люмпена // Профсоюзы и экономики. 1995. — № 1.
  119. В.М. Экономическая теория Милтона Фридмана // США- экономика, политика, идеология. 1992. — № 6.
  120. X. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ. / Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 12.
  121. Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения // Российский экономический журнал. 1995. — № 10.1. Газеты.
  122. Комсомольская правда. 1996 г., 21 июня
  123. Комсомольская правда. 1998 г., 22 декабря
  124. Новое время. Еженедельник. 1998 г., № 48−49
  125. Российская газета. 1996 г., 16 января
Заполнить форму текущей работой