Въездной туризм и его влияние на социально-экономическое развитие региона
Наличие в Санкт-Петербурге колоссального потенциала для осуществления туристской деятельности, подтвержденного исследованиями как зарубежных, так и отечественных специалистов, положительная динамика и оптимистичные прогнозы относительно дальнейшего развития отрасли в тесном взаимодействии со всеми отраслями региона, определяют актуальность и необходимость формирования эффективных и функциональных… Читать ещё >
Содержание
- Стр
- Глава 1. Въездной туризм как социально- экономическая категория
- 1. 1. Сущность понятия туризм и въездного туризма как его разновидности
- 1. 2. Туристский продукт и туристская услуга, их особенности и составные части
- 1. 3. Показатели социально-экономической эффективности и качества обслуживания в сфере въездного туризма
- Глава 2. Разработка и обоснование методологических положений по оценке и повышению влияния въездного туризма на социально* экономическое развитие региона
- 2. 1. Обоснование необходимости исследований туристских ресурсов региона и их классификации
- 2. 2. Формирование методологических положений по оценке качества обслуживания в сфере въездного туризма
- 2. 3. Разработка методического подхода к оценке влияния въездного туризма на социальное и экономическое развитие региона
- Глава 3. Применение методик оценки качества туристских услуг и влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие в региона
- 3. 1. Методика оценки качества туристских услуг
- 3. 2. Исследование прямого экономического влияния деятельности туристских предприятий на экономику региона
- 3. 3. Методики оценки косвенного влияния въездного туризма на экономическую и социальную сферу
Въездной туризм и его влияние на социально-экономическое развитие региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Туристская индустрия в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, создающая около 10% мирового национального продукта. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США или 7,9% от 6,738 трлн. долларов США), обогнав такие отрасли как автомобильная (7,8%), химическая (7,5%), производство продуктов питания (6,6%). Начиная с 1950 г. по 1999 г. среднегодовые темпы роста объемов туризма составили 7%, что намного I выше темпов роста мировой экономики в целом [19- 69].
Помимо столь высоких экономических показателей, в странах Европейского Союза туризм создает каждое седьмое рабочее место, прямо или косвенно связанное с его услугами. При этом в России — только каждое трехсотое, а в Санкт-Петербурге, по данным ЮНЕСКО занимающем 8-е место в рейтинге наиболее привлекательных туристских центров мирового значения, всего лишь 5% населения занято в туризме. Общие мировые прогнозы показывают, что столь высокие темпы развития туризма сохранятся в ближайшие годы: по расчетам ВТО к 2020 г. число международных туристских прибытий должно возрасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г., благодаря чему доходы от туризма увеличатся в 4,2 раза. По этим же прогнозам Россия займет девятое место среди принимающих стран (Китай, Франция, США и т. д.) [34].
По оценкам специалистов Национальной Академии туризма в настоящее время Российская Федерация, обладая колоссальным природным, историческим и социо-культурным потенциалом, использует его на цели туризма не более чем на 20%. Преобладающая масса туристов (до 90%) следует в Москву и Санкт-Петербург, проявляя незначительный интерес к «Золотому кольцу» [114].
СанктПетербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики [25].
Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей ХУШ-Х1Х веков сохранился в практически неизменном виде и является уникальным заповедником европейских архитектурных стилей последних трех столетий. Этому, в частности, способствовала утрата городом столичного статуса, что в значительной степени предотвратило вторжение в архитектурный облик исторического центра зданий стилистики середины-конца 20 столетия.
За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Среди наиболее популярных — «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города- «Город трех революций» — свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событияхв последние годы — «северная столица» России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36-тью комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто захотел приехать в Санкт-Петербург.
В городе — 221 музей, около 1800 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей и выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п.- ежегодно проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных [110].
В Санкт-Петербурге раньше, чем в других регионах России стала формироваться туристская отрасль как часть городской экономики, в настоящее время представляющая хорошо развитую индустрию, имеющую свой орган управления и механизм продвижения городского туристского продукта на внутренний и зарубежный рынки. Отрасль, включающая свыше 1200 коммерческих туристских предприятий, в штате которых более 100 тысяч работников, вносит сопоставимый с другими отраслями экономики вклад в доход города [115].
Высокие темпы роста вклада туристской индустрии в экономику туристских регионов и его возрастающее влияние на социальную составляющую жизнедеятельности человека требуют системного и научного подхода к изучению туризма, как многосложной открытой и динамической системы, имеющей собственную структуру с многообразием внутренних связей и являющейся составной частью более сложной суперсистемы. Повышение эффективности деятельности всей системы с ее многочисленными взаимодействиями с множеством разнородных отраслей, специфические особенности конечного продукта, содержание которого определяется потенциалом туристских ресурсов региона, и наибольший вклад в создание которого вносит сфера услуг, обуславливают необходимость разработки обоснованных и действенных методик по ее управлению и определяют актуальность темы диссертационного исследования.
Динамичность развития туризма, с одной стороны, как сферы деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой, как социального явления, продиктованного постоянно меняющимися потребностями людей в духовном, физическом и нравственном совершенствовании, объясняет отсутствие единомыслия в определении сущности понятия туризм, и обусловливает актуальность его уточнения и адаптации к современным тенденциям. По мере продвижения научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, происходит видоизменение его потребностей с ориентацией на использование и познание все новых явлений и достижений, в связи, с чем мониторинг туристских ресурсов территорий, их исследования и классификация имеют для предприятий, оказывающих услуги въездного туризма, первостепенное значение, что обусловливает актуальность разработки концепции классификатора туристских ресурсов, способствующего созданию новых туристских продуктов и самих ресурсов, а также их рациональному использованию.
Принимая во внимание процедуру формирования туристского продукта, основной вклад в который вносит сфера услуг во всем своем многообразии, следует рассматривать качество оказываемых услуг как основной критерий качества всего турпродукта, который имеет решающее влияние на эффективность деятельности туристского предприятия. В этой связи, разработка и обоснование методик по управлению качеством и его оценкой, приобретают первостепенное значение и определяют актуальность диссертационного исследования.
Качество услуг, предоставляемых предприятиями туристской индустрии, описано и формализовано государственными стандартами, утвержденными более 10 лет назад и на сегодняшний день устаревшими. Существующие методики оценки качества услуг, как правило, предоставляют возможность оценить одну отдельно взятую услугу и не учитывают специфику туризма, объединяющего комплекс разнообразных услуг, что не позволяет туристским предприятиям, осознающим важность соотношения цена/качество в конкурентной борьбе за туриста, эффективно управлять качеством туристского продукта, как на стадии его формирования, так и на стадии его реализации.
Наличие универсальных и действенных методик позволит туроператорам повысить доходность своей деятельности, увеличит вклад въездного туризма в экономическое и социальное развитие региона и благоприятно скажется на привлекательности региона как туристской территории.
Общие мировые прогнозы показывают, что высокие темпы развития туризма сохранятся в ближайшие годы, доля доходов, получаемых от индустрии, будет постоянно увеличиваться и оказывать все большее влияние на экономику в целом. Таким образом, у экономистов и управленцев различных уровней (городских, региональных, федеральных) существует потребность в методиках оценки экономической эффективности как самой отрасли туризм, так и ее влияния на ключевые секторы экономики, такие как транспорт, коммуникационные системы связи, строительство, торговля, различные виды обслуживания и социальную жизнь региона. Развитие отраслей, связанных с обслуживанием туристов, способствует организации рабочих мест и снижению уровня безработицы, стимулированию производства, снижает социальную напряженность в обществе. Таким образом, имеет место потребность в методике по оценке косвенного влияния туристской индустрии на занятость населения в регионе.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и обоснования методических положений, позволяющих оценить влияние въездного туризма на экономическое развитие и решение социальных проблем региона.
Основная цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методологических подходов по оценке влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона, выявлении факторов, влияющих на эффективность деятельности туристских предприятий, и разработка методологических положений по их классификации, управлению и оценке.
В соответствии с основной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:
• проанализировать и определить сущность понятия туризм, его составных частей и разновидностей;
• раскрыть особенности формирования турпродукта и выявить основные факторы, влияющие на его потребительские свойства и повышающие привлекательность для туристов;
• проанализировать влияние туристского ресурса на формирование турпродукта и обосновать концепцию создания классификатора туристских ресурсов региона, который станет информационной основой при проведении аналитических работ для целей стратегического планирования об имеющихся туристских ресурсах региона;
• исследовать основные положения теории качества туристской услуги и на этой основе определить содержание и основные особенности процедуры по оценке качества туристской услуги;
• сформулировать методологические положения и рекомендации, обеспечивающие управление качеством услуг въездного туризма с целью повышения конкурентоспособности и доходности туристского продукта;
• исследовать финансово-экономическое состояние туристских фирм Санкт-Петербурга для оценки их прямого вклада в экономику города;
• разработать и обосновать методику оценки косвенного влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона.
Предметом исследования является комплекс методологических, методических и практических задач, решение которых определяет возможность создания системы критериев оценки влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона, функционирование которой обеспечивает формирование конкурентных преимуществ туристских предприятий и локализацию влияния негативных факторов в области въездного туризма.
Объектами исследования выступают предприятия и организации сферы въездного туризма, рассматриваемые как участники процесса формирования и развития рынка туристских услуг Санкт-Петербурга, и ориентированные на усиление рыночных позиций. Исследования, проведенные на примере такого развитого туристского центра, каким является Санкт-Петербург, могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.
Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного финансовоэкономического и социального анализа составных элементов туристской индустрии, являющейся многосложной социально-экономической системой и включающей в сферу своей деятельности все имеющиеся туристские ресурсы региона.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы и поставленных в ней проблем явились современная теория туризма, новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области планирования, управления, развития туризма и туристских услуг, качества услуг в социально-культурной сфере, особенностей туристского развития регионов, законы Российской Федерации, регулирующие отношения в туристской составляющей социальной сферы. Автором применяются такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, системный подход, экономико-математическое моделирование, методы социологических исследований.
В диссертации использовались результаты теоретических и прикладных исследований ведущих российских и зарубежных специалистов в области туризма, труды Национальной Академии туризма, работы автора, материалы 6-ого выпуска официального статистического бюллетеня «Санкт-Петербург. Туризм и гостиницы. 2003», данные Комитета по статистике Санкт-Петербурга и официального сайта правительства Санкт-Петербурга.
Научная новизна результатов исследований, выполненных автором, заключается в следующем:
• раскрыта и уточнена сущность современного понятия туризм, обосновано положение, рассматривающее туризм как социально-экономическую систему, которая в своем функционировании удовлетворяет потребность человека в познании, физическом совершенствовании и отдыхе посредством рационального использования туристских ресурсов региона и оказывает существенное влияние на его экономическое и социальное развитие;
• установлены и проанализированы особенности формирования туристского продукта, выявлены факторы наибольшим образом способствующие совершенствованию турпродукта и повышающие экономическую эффективность деятельности туристского предприятия;
• сформулирована и обоснована концепция создания классификатора туристских ресурсов региона по потребительским свойствам и функциональному назначению как инструмента туроператоров для создания новых туристских продуктов, повышающих туристскую привлекательность региона и обеспечивающих устойчивый рост доходов региона от оказания услуг въездного туризмпредложены пути его реализации с обоснованием источников финансирования;
• сформулировано положение о качестве туристской услуги как ключевого фактора, определяющего успешность туристской отрасли, повышающего экономическую и социальную эффективность и значимость въездного туризмаопределены и систематизированы туристские услуги и характеристики их качества, влияющие на качество тура в целом;
• разработаны и обоснованы для практического применения методологические положения по управлению качеством услуг въездного туризма и его оценке с применением комплексного показателя качества туристских услуграскрыта значимость весовых коэффициентов составных частей туристской услуги для процесса формирования тураразработан методический материал для проведения туристскими предприятиями комплексных оценок качества услуг въездного туризма;
• предложен и обоснован для практического применения мультипликационный метод оценки косвенного влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона, включая занятость населенияполучена формула расчета налогового мультипликатора;
• обоснована целесообразность применения мультипликационного метода для оценки инвестиционных проектов, направленных на повышение туристской привлекательности региона, для прогнозирования и расчетов изменений в экономической и социальной сферах, последующих за реализацией этих проектов.
Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что изложенные в ней решения ряда проблем теории и практики въездного туризма обеспечивают разработку целенаправленных и рациональных мероприятий по повышению влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона, а также позволяют оценить косвенное влияние въездного туризма на все смежные с ним отрасли, занятость населения и изменения в поступлении налоговых отчислений, обусловленных спросом на услуги въездного туризма.
Предложенные в диссертационной работе методологические разработки по оценке качества туристского продукта могут быть рекомендованы туристским предприятиям для использования на этапе стратегического планирования их деятельности, формирования структуры предприятия и организации эффективного управления качеством туристских услуг. Комплексный показатель качества и определяющие его весовые коэффициенты туристских услуг являются объективными количественными критериями для оценки рынка потенциальных поставщиков услуг на стадии формирования тура с целью обеспечения высокого качества как отдельной услуги, входящей в тур, так и всего туристского продукта в целом. Проведение комплекса мероприятий по оценке качества всех составляющих тур услуг, позволяет туристским предприятиям достичь оптимального соотношения цена/качество и добиться конкурентных преимуществ на рынке услуг въездного туризма.
Классификатор туристских ресурсов региона, созданный на основе разработанной автором концепции, окажет практическую помощь туристским предприятиям при проведении аналитических работ для целей стратегического планирования и формировании турпродуктов с наиболее полным использованием всего имеющегося в регионе туристского потенциала. Появление классификатора будет способствовать повышению туристской привлекательности региона, эффективному, рациональному и бережному использованию туристских ресурсов, их охране и воспроизводству.
Изложенная в диссертационной работе теория и методика оценки влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие мультипликационным методом, имеет практическую значимость для руководителей всех уровней с целью определения привлекательности инвестиционных проектов, их последующего воздействия на экономику региона и социальную среду: развитие производства, сферы обслуживания, культуры, оценки налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, снижение социальной напряженности в обществе за счет организации новых рабочих мест.
Структура диссертации определена требованиями логики изложения материала, соблюдения причинно-следственной взаимосвязи между отдельными положениями работы и последовательности перехода от теоретических разработок к методическим решениям и практическим предложениям, выводам и рекомендациям. Отдельные главы и подразделы диссертационной работы организованы и сформированы таким образом, чтобы сосредоточить внимание на малоисследованных проблемах и решенных в недостаточной степени задачах в области темы диссертационного исследования.
Поставленные в диссертационной работе цели и задачи, решаемые для их достижения, определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Наличие в Санкт-Петербурге колоссального потенциала для осуществления туристской деятельности, подтвержденного исследованиями как зарубежных, так и отечественных специалистов, положительная динамика и оптимистичные прогнозы относительно дальнейшего развития отрасли в тесном взаимодействии со всеми отраслями региона, определяют актуальность и необходимость формирования эффективных и функциональных методологий по управлению туристской индустрией. Учитывая все возрастающий вклад туризма в экономику региона, и как было обосновано в диссертационной работе, в экономику СанктПетербурга в частности, решение такой важной в макроэкономическом аспекте проблемы, как оценка прямого и косвенного влияния — мультипликационного эффекта — на экономическое и социальное развитие региона, обеспечит стабильное положение как самих хозяйствующий в индустрии субъектов, так и регионов в целом. Методики по оценке влияния туризма на экономические показатели отраслей и предприятий, составляющих единый экономический комплекс по оказанию туристских услуг, разработанные на основе объективного научно-методического обеспечения, не только оценивают их стабильность и конкурентоспособность, но и позволяют делать долгосрочные прогнозы по дальнейшему развитию конкретных отраслей, что позволит последним заблаговременно внести коррективы в свои планы, подготовиться к предстоящим изменениям в структуре спроса на оказываемые ими услуги или производимые товары.
Вместе с тем, экономическая эффективность туристкой индустрии напрямую зависит от качества оказываемых ею услуг, что выводит управление качеством на ведущее место во всем спектре проблем, стоящими перед туристскими и всеми интегрированными с ними предприятиями. Необходимость создания научнообоснованных методик по оценке качества всего комплекса услуг, обеспечивающих функционирование туристской индустрии, управление качеством с целью создания конкурентоспособного, экономически обоснованного и эффективного туристского продукта, разработка методологий по оценке влияния туризма на экономическое и социальное развитие региона явились главными целями диссертационного исследования, результаты которого позволили автору сделать выводы, которые сформулированы в результате диссертационного исследования:
1. В Российской Федерации, а в Санкт-Петербурге в самой значительной степени, существует громадный потенциал для дальнейшего развития туристкой индустрии, которая, как демонстрирует мировой опыт, является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики, приносящей доход сопоставимые с нефтегазодобывающей и автомобилестроительной отраслями. Развитие туризма в любом регионе, благодаря своему интегрированию со многими отраслями, стимулирует развитие всей экономики, наибольшим образом оказывая влияние на сопредельные с ней отрасли, такие как транспорт, индустрии размещения и питания, связь, торговля, производство товаров народного потребления, предприятия культуры и развлечений и других.
Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения, решая тем самым вопросы социальной напряженности и повышая благосостояния жителей туристских регионов.
2. Исходя из сущности понятия туризм и механизма его реализации сделан вывод, что экономическое влияние въездного туризма на экономику региона состоит из двух частей: 1-ая — прямой экономический вклад в виде увеличения дохода региона на величину дохода туристских предприятий, состоящих из расходов туристов, налоговых отчислений и сборов, таможенных пошлин, и 2-ая — косвенный экономический вклад, характеризующийся увеличением доходной части за счет всех сопредельных с туризмом предприятий, которые в свою очередь оказывают аналогичное влияние на смежные с ними отрасли. Данное явление в экономике известно как мультипликационный эффект, результат которого, при определенных условиях, может превышать первоначальный импульс.
3. Прямой вклад въездного туризма в экономическое и социальное развитие региона рассчитывается как суммарный доход туристских предприятий региона и учитывается на национальных счетах. Косвенное влияние въездного туризма на экономику, занятость и благосостояние населения региона можно оценить, используя методику мультипликационного эффекта. Серьезная проблема при данной оценке возникает только в определении причинно-следственных связей между многочисленными предприятиями и отраслями, сопряженными с туристским бизнесом. Автор считает, что если организовать систематический сбор информации, ее оперативную обработку и немедленное реагирование на любое изменение во взаимоотношениях между отраслями, то трудно будет переоценить значимость указанного метода. Методология, разработанная в диссертационной работе, позволяет определить изменения, которые произойдут во всех смежных с въездным туризмом отраслях при наличии первоначального импульса в спросе на туристские услуги. Рассчитанные результаты отражают как величину требуемого смежного продукта, так и этап, на котором данная потребность возникнет.
4. Расчеты, проведенные на основе предлагаемой методики исследования мультипликационных эффектов, вызванных приростом первоначального спроса на услуги въездного туризма, и на базе информации, предоставленной независимыми экспертами, показывают, что: 1) валовой выпуск по всем учтенным отраслям за все этапы мультипликационных расчетов увеличится в 3,568 раз относительно первоначального импульса- 2) потребление возрастет в 3,76 раз. Налоговый мультипликатор, рассчитанный при значительных допущениях и только по четырем уровням, отражает увеличение налоговых отчислений более чем в 8 раз. Данные результаты свидетельствуют о значительном влиянии въездного туризма как на положение предприятий, так и на благополучие населения, занятого в сфере обслуживания туристов, а также на состояние городского или регионального.
I бюджетов, получающих налоговые отчисления. Предложенная методика расчета налогового мультипликатора может быть рекомендована руководящим органам при подготовке проектов программ социально-экономического развития города.
5. Предложенная методика эффекта мультипликатора рекомендуется для практического применения с целью получения экономической и социальной оценки инвестиционных проектов администрациям городов и регионов, при региональном планировании, прогнозировании, формировании бюджетов различных уровней, разработке целевых программ развития региона, формировании инвестиционной стратегии и системы налогообложения. Мультипликатор занятости, рассчитанный одновременно с оценкой какого-либо инвестиционного проекта, поможет спрогнозировать спрос на трудовые ресурсы, который возникнет в случае реализации проекта, и предоставит возможность заблаговременно к нему подготовиться через поиск и подготовку кадров по тем специальностям, которые будут востребованы.
6. На основании финансово-экономического анализа 30 туристских предприятий сделан вывод о низкой эффективности их хозяйственной деятельности. Рост выручки не приводит к увеличению прибыли и активов предприятий. За два проанализированных периода выручка предприятий возросла на 52%. Однако за эти же периоды отмечено снижение рентабельности предприятий с 2,2% до 1,1%. Только 30% туристских фирм из выборки можно признать финансово устойчивыми, 10% находятся на грани банкротства, оставшиеся 60% предприятий имеют нарушения платежеспособности и испытывают потребность в дополнительных источниках финансирования. Туристские предприятия практически не привлекают кредитные ресурсы как долгосрочные, так и краткосрочные, а имеющиеся собственные средства используют неэффективно.
7. Экономические и социальные показатели въездного туризма существенно повысятся с созданием регионального классификатора туристских ресурсов, в основу организации которого следует положить потребительские свойства ресурса. Классификатор туристских ресурсов станет информационной основой при проведении аналитических работ для целей стратегического планирования как для туристских предприятий, использующих туристский потенциал региона для формирования привлекательного турпродукта, так и для руководителей региона, исследующих сильные и слабые стороны внутренней среды. Применение классификатора будет способствовать более рациональному, эффективному и бережному использованию туристского ресурса региона и повысит туристскую привлекательность региона.
8. При разработке стратегий туристских предприятий и регионов особое внимание должно быть уделено качеству туристского продукта, т.к. на сегодняшнем этапе развития туризма в регионе и городе именно эта проблема является самой актуальной: экономическая эффективность туристской отрасли в Российской Федерации значительно ниже общемировых показателей. Комплекс мероприятий по повышению качества турпродукта должен содержать рациональное и эффективное использование туристских ресурсов региона, управление качеством на стадии формирования тура, контроль качества оказанных туристам услуг.
9. Некоторые проблемы качества обслуживания туристов должны быть решены законодательно на уровне государства. Проведенные автором социологические исследования свидетельствуют, что практически каждый третий иностранный турист имел значительные трудности в получении визы на въезд в РФ, что негативно отразилось на общем впечатлении туристов от поездки.
10. Управление качеством услуг въездного туризма требует методологического подхода, использующего в качестве инструментария социологические, аналитические и статистические исследования. Сложность в проведении мероприятий по определению качества услуг въездного туризма заключается в самой природе понятия туризм, объединяющем в единый комплекс многочисленные и разнообразные услуги, каждая из которых.
I оказывает влияние на конечный результат. Оценка качества туристской услуги будет объективной только в том случае, если при ее получении учтены все составляющие турпродукта. Объективной оценкой качества туристской услуги, учитывающей все ее особенности и компоненты, является описанный в диссертационной работе комплексный показатель качества туристских услуг. Разработанные автором рекомендации и методические материалы, состоящие из систематизированной таблицы туристских услуг и характеристик их качества, схем оценок основных видов туристских услуг, анкет для проведения социологических исследований, математического и методического материала, являются эффективным инструментарием для внедрения на предприятиях процедур управления качеством туристских услуг.
11. Весовые коэффициенты, используемые для расчета комплексного показателя качества туристских услуг, содержат важную информацию для туристских предприятий, т.к. отражают степени значимости для туристов отдельных услуг в общем комплексе туристского продукта. Владея этими показателями, турфирма имеет возможность, снижая стоимость и качество менее важной услуги за счет повышения качества более значимой для туриста, повысить качество всего тура, не повышая его стоимость. На практике весовые.
• коэффициенты являются эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности предприятия и укрепления его позиции на рынке туристских услуг.
12. Единичные показатели качества, полученные экспертным путем через проведение социологических опросов, отражают уровень качества предоставляемых туристу услуг. Они являются оценкой деятельности самого туристского предприятия, но самое главное их назначение в определении проблемных направлений, тех составных частей туристской услуги, качество которых нуждается в совершенствовании. Своевременное определение проблемных направлений является для фирмы сигналом для смены поставщика данных услуг или для аргументированного влияния на их качество.
13. Комплекс мероприятий по повышению вклада въездного туризма в социально-экономическое развитие региона, содержащий методики управления качеством туристской услуги, концепцию создания регионального классификатора туристских ресурсов по потребительским свойствам и рекомендации по его реализации, разработанные и обоснованные автором, позволит туристским фирмам поддерживать качество своих услуг на высоком уровне, укреплять свои позиции на рынке туристских услуг посредством знания своих конкурентных преимуществ, своевременного реагирования на возникающие в процессе деятельности проблемы и их решения с использованием научных подходов. Весь комплекс мероприятий, направленный на улучшение качества услуг въездного туризма, оказывает существенное влияние на экономическое состояние туристских фирм, повышая привлекательность их услуг для туристов, увеличивая объемы оказанных услуг и прибыль предприятий.
Список литературы
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — 6-е изд., переаб. и доп. — М.: Изд-во «Маркетинг», 2001.
- Азар В. И. Экономика и организация туризма. М.: Изд-во «Экономика», 1998.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент. М.: Изд-во «РМАТ», 1997.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Экономика», 1999.
- Артеменко В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: Изд-во «Сибирское соглашение», 1999.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1997.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Басовский Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм.- СПб.: «Невский Фонд», 2003.
- П.Биржаков Н. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки.- СПб.:1. Герда", 2001.
- Биржаков М.Б., Панов Н. И. Туристско- информационные центры // Туристские фирмы. Выпуск № 31.- СПб.: «Невский Фонд», 2003. С.29- 34.
- Биржаков М.Б., Панов Н. И., Смирнов A.A. Транспортные пути сообщения между Россией и Финляндией // Туристские фирмы. Выпуск № 32, — СПб.: «Невский Фонд», 2004. С.290−302.
- Богданов Е.И., Боголюбов B.C. Методические аспекты измерения эффективности туризма как отрасли экономики (в порядке постановки проблемы) // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4.- СПб.: «Невский Фонд», 2002. С.28−38.
- Богданов Е.И., Кострюкова О. Н., Орловская В. П., Фенин П. М. Планирование на предприятии туризма. СПб.: Изд. дом «Бизнес- пресса», 2003.
- Богданова С. Россия станет лакомым куском для инвесторов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 5. — С.56−57.
- Богданова С. Деловой туризм сводит на нет проблемы сезонности // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 4. — С.24 -25.
- Боголюбов B.C. Проблемы устойчивого развития въездного туризма в Санкт- Петербурге //Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5.- СПб.: «Невский Фонд», 2003. -С.142- 147.
- Бозин В.П., Бомбин К. К. Состояние и перспективы развития въездного туризма в Российской Федерации //Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5.- СПб.: «Невский Фонд», 2003.-С.68.
- Борисова Ю.Н., Гаранин H.H. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. М.: Изд-во «РМАТ», 2000.
- Браймер P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Изд-во «Аспект Пресс» — 2000.
- Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
- Быкадоров B. JL, Алексеев П. Д. Финансово- экономическое состояние предприятия: Практическое пособие.- М.: «Издательство ПРИОР», 2001
- Винокуров В.А. Стратегическое планирование на предприятии. М.: Изд-во «ЦЭМ», 1999.
- Волкова J1.A., Кириллов А. Т. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
- Высшая математика для экономистов: Учебное пособие для вузов/ Под редакцией Н. Ш. Кремера.- М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1997.
- ГОСТ 50 690–2000 «Туристские услуги. Общие требования». Изд-во Госстандарт России от 16.11.2002 № 295.
- ГОСТ 50 645–94 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Классификациягостиниц». Изд-во Госстандарт России от 21.02.1994 № 33.
- Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. М.: Изд-во «ЭКМОС», 1998.
- Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Изд-во «Нолидж», 1999.
- Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.
- Дондоков З.Б.-Д. Методологические вопросы оценки мультипликационных эффектов в экономике. Улан-Удэ: Изд-во «ВСГТУ», 2000.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 1998.
- Дурович А.П., Копанев A.C. Маркетинг в туризме. Минск: Изд-во «Экономпресс», 1998.
- Евменов А.д., Сазонова Е. В. Современные проблемы регулирования туристской деятельности в регионе // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003. — С.51−57.
- Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: Ось- 89, 1999.
- Закон Санкт- Петербурга «О поддержке Санкт- Петербургом развития туризма в Санкт- Петербурге» от 2.07.2003. //Туристские фирмы. Выпуск № 31. СПб.: «Невский Фонд», 2003. С. 172−178.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.
- Ильина E.H. Менеджмент транспортных услуг. -М.: РМАТ, 1997.
- Ильина E.H. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Информационно- правовой сборник серии «Информация и право». «Туризми курорты». СПб.: Изд-во «Международный информационно-издательский центр», 2002.
- Исмаев A.C. Туроперейтинг. Мн.: БГЭУ, 2000.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Изд-во «Новое знание», 2001.
- Карпова Г. А. Внутренний туризм в России в условиях переходной экономики // В сб. научных трудов «Общество, экономика, туризм». -СПб.: Изд-во «Левша», 2001.
- Карпова Г. А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. -СПб.: Изд-во «Левша», 2000.
- Карпова Г. А., Иванова Л. И., Кашина О. Н., Луценко И. В., Долматеня Ю. В., Черникова И. Д. Проблемы и перспективы развития конгрессно- выставочной деятельности в Санкт- Петербурге // Туристские фирмы. Выпуск № 33 (1).-СПб.: «Невский Фонд», 2004. С.75−81.
- Квартальное В.А., Романов A.A. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Советский спорт», 1998.
- Квартальное В.А. Иностранный туризм. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1999.
- Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
- Квартальнов В.А. Туризм. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком, 1993.
- Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во «Финансы и статистика», 1999.
- Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. — М.: Изд-во
- Финансы и статистика", 2001.
- Колесник Н.В. Введение в специализацию: Менеджмент иностранного туризма: Учебное пособие. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Колесник Н.В. Введение в специализацию: Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров./ Под общей редакцией И. Г. Арамановича.- М.: «НАУКА», 1978.
- Корнеев С.Е. Развитие туризма в Санкт- Петербурге и на Северо-Западе России //Туристские фирмы. Выпуск № 31. СПб.: «Невский Фонд», 2003.-С.63−68.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер Ком», 1998.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. -М.: «ЮНИТИ», 2000.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. М.: Изд-во «Прогресс», 1999.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2000.
- Круглов М, Шишков Г. Новые тенденции контроля качества услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 3. — С.32−33.
- Крючков A.A. История международного и отечественного туризма. М.: Изд-во «ЛУЧ», 1999.
- Кузнецов Ю.В. Актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе и задачи национальной академии туризма // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002.- С.6−9.
- Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие. / Под ред. A.B. Сидорович. М.: Изд-во «ДИС», 1999.
- Леонтьев В. Межотраслевая экономика / Пер. с англ. М.: Экономика, 1997.
- Малкина М.Ю. Дж.М. Кейнс и эволюция кейнсианства. Н. Новгород: НИМБ, 1998.
- Манильская декларация по мировому туризму /Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации: Справочник. М.: «Международные отношения». 1990.
- Межрегиональные межотраслевые балансы. Новосибирск: Наука, 1983.
- Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцевой-М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1998.
- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник.- М.: «Финансы и статистика», 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд-во «Дело», 1998.
- Милоченко Н. Н, Милоченко Н. П. Транспорт в современном туризме // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. С.139−141.
- Мировая экономика: Учебник / Под. ред. проф. A.C. Булатова. М.: Изд-во «Юрист», 1999.
- Миронова Е. Отель в миниатюре // Чук&Гек. 2004. — № 8.- С.26−29.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Изд-во «Финансы и кредит», 2000.
- Морозов В.А. Проблемы развития туризма в российских регионах // Туристские фирмы. Выпуск № 32, — СПб.: «Невский Фонд», 2004. С.309−313.
- Морозов М.М. Что должен уметь делать сотрудник гостиницы? -Туризм. 2000.-№ 8. — С.38−40.
- Морозов М.М. Какие работники сегодня нужны туризму? // Туризм. -1999. -№ 4. -С.44−46.
- Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие / В. Дукельский, Н. Никишин. -М.: Прогресс- Традиция. 2001.
- Никифоров И.В. Оценка эффективности городских гостиничных предприятий (на примере Санкт-Петербурга) // Труды академии туризма: сб.науч. тр. Выпуск№ 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003. С. 162−166.
- Николаев С.С. Влияние туризма на развитие региона // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. — С.44−48.
- Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2003.
- Организация туризма: Учебное пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др.- Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн.: Новое знание, 2003.
- Осадин Б.Ю. Какие гостиницы нужны российской столице // Туризм. -2002.-№ 1.- С.14−18.
- Основы управления предприятиями и организациями в сфере туризма / Под ред. А. Д. Браймерова. М.: Изд-во «ФБК- прогресс», 1998.
- Пахомков В.В. Приоритеты деятельности правительства Санкт-Петербурга по развитию туризма и курортов // Туристские фирмы. Выпуск № 33 (1)-СПб.: «Невский Фонд», 2004.- С.41−49.
- Папирян Г. А. Маркетинг в туризме. М. Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
- Петербург — новый центр конгрессного туризма // Business International -Европейская Столица 2004.- № 9−10. С. 12−13.
- Подольчак A.B., Чуваткин П. П. Роль мотивации в обеспечении качества услуг в туризме // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003. С.181−185.
- Помелова Е.В. Конкурентоспособность предприятий на рынке социально-культурной сферы // В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. 11. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003.
- Помелова Е.В. Круизный туризм в Санкт- Петербурге // В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. 11. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003.
- Помелова Е.В. Анализ туристских услуг, предоставляемых в Санкт-Петербурге // В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управленияразвитием социально-экономических систем. Вып. 13. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003.
- Помелова Е.В. Косвенное влияние туризма на экономику и социальную сферу региона // Материалы интерактивной международной научно-практической конференции «Возрождение сервиса России: инновации и качество». Выпуск 1. СПб.: СПбГАСЭ, 2004.
- Помелова Е.В. Аналитическая деятельность по стратегическому планированию въездного туризма // В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы развития техники и технологии кино и телевидения. Вып. 17.- СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004.
- Помелова Е.В., Лебединский И. Л. Качество услуг предоставляемых в туризме // Материалы интерактивной международной научно-практической конференции «Возрождение сервиса России: инновации и качество». Выпуск 1. СПб.: СПбГАСЭ, 2004.
- Портер М. Международная конкуренция / Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Изд-во «Международные отношения», 1998.
- Прокопчук Л.О., Козырев A.A. Стратегическое планирование: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
- Риполь- Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
- Российские турфирмы в зеркале статистики // Туризм. 2001.- № 7. -С.8−13.
- Савельев В. Гулливеры и лилипуты. Российские и западные туроператоры выступают в разных весовых категориях // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.14−15.
- Савояров Н. «Белые дни» Санкт- Петербурга // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 4. — С.66−67.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.- М.:Ось-89, 1997.
- Сбор и обработка статистических данных по туризму: Техническое пособие № 1−4. Мадрид, 1995.
- Сборник основных статистических данных за 2003- 2004 годы «Петербург в цифрах», СПб.: Городской туристско-информационный центр, 2005.
- Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. — М.: «Русский язык», 1985.
- Словарь русского языка в 4-х томах./ под ред. Евгеньевой А. П. М.: «Русский язык», 1981.
- Соловьев В.Н., Гаврильчук И. Н. Туризм- определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной сферы // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003. С. 18−27.
- Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. Аналитический доклад./ под ред. М. Б. Биржакова, Ю. С. Путрик.- М-СПб.: «Национальная Академия туризма», 2004.
- Статистический бюллетень «Санкт-Петербург: Туризм и гостиницы. 2003», выпуск № 6.- СПб.: Изд-во Типография «Светоч», 2003.
- Стругацкий В Туризм отрасль государственной важности // Российская торговля. — 2003. -№ 3. — С.30−33.
- Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.
- Томчин Г. А. Санкт-петербург: столица Европы. Путь в XXI веке. СПб.: Изд-во «Медиа- Пресса», 2003.
- Туризм как вид деятельности / Под ред. В. А. Квартального. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002.
- Умнов А. Региональный туризм: только ли в деньгах счастье? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.50−53.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 //Собрание законодательства РФ.М. Изд. офиц., 1996. № 49 Ст. 5491.
- Харрингтон Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ./ Под ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика. 1990.
- Чагаев А.С. Работа с персоналом и ценовая политика испанских отелей // Туризм. 2000. — № 2. -С.40−42.
- Чернов Г. Е. Система общественного питания как элемент туристской инфраструктуры Санкт- Петербурга // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. С.119−124.
- Чичкина С. Крылья родины в пролете // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.26−27.
- Шаповал Г. Ф. История туризма. Минск: Изд-во «Экоперспектива», 1999.
- Шрайэгг Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 5. -С.93−98.
- Шубаева В.Г. Проблемы рынка туризма и специфика применения маркетинга //Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. С.73−76.
- Экономика туризма / Под ред. В. А. Квартального. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «Тандем», 1998.
- Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «РДЛ», 2004.
- Bolton Andrey. Quality Management Systems for the Food industry. Aguide to ISO 9001/2. New York: Blackie Academic & Professional, 1997.
- Compendium ofTourism Statistics. WTO.- Madrid, 1997.
- Holloway J. Christopher. Business ofTourism. London: Longman, 1994.
- Mill Robert Christie, Morrison Alistair M. The Tourism System. An Introductory Text. New Jersy: Prentice- Hall, Inc., 1992.
- Pompl W., Laveiy P. Tourism in Europe. Cab International. Haague: University of Amsterdam, 1993.
- Poon A. Tourism, technology and competitive strategy. London, 1996.
- Susan M. Keaveney. Customer Switching Behavior in Service Industries: An Exploratory Study. Journal of Marketing. April 1995.
- Tourism and economic development: Western Europe. London, New York, 1991.
- World Tourism Oiganization/ A special report for the WTO Towards new forms of public-private sector partnership. The changing role, structure and activities of National Tourism Administration. Madrid, Spain, January, 1996.
- World Tourism Organization. Tourism: 2020 Vision. Madrid, Spain, 2000.
- Туристские услуги и характеристики их качества