Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Народные каменные мемориальные памятники Литвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При более обстоятельном знакомстве с творческим наследием народных художников, в частности, при изучении каменных мемориальных памятников, созданных в XIX и первой половине XX века, С. Гайлявичюсом, Ю. Гедминасом, П. Карбаускасом, Ю. Ляуданскисом, И. Мисявичюсом, Б. Норвайшасом, Д. Рамейкой, А. Раудонисом и другими пока неизвестными авторами, выясняется, что народные мастера Литвы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Гипотеза об истоках литовских народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства
  • 3. Продолжение и развитие традиций народного творчества в каменных мемориальных памятниках Литвы XIX века
  • 4. Взаимосвязь народного творчества и ремесла в каменных мемориальных памятниках Литвы первой половины XX века
  • 5. Процесс профессионализации творчества литовских народных мастеров, по камню в советское время

Народные каменные мемориальные памятники Литвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социалистической культуре свойственна преемственность прогрессивных традиций национальной культуры, дальнейшее их развитие и обогащение. В. И. Ленин тесно связывал создание новой социалистической культуры с освоением культурного наследия прошлого. В своей работе «Успехи и трудности Советской власти» он писал: «Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества пот строить не сможем» .

Социалистический строй открывает широчайшие возможности для проявления творческих сил народа, способствует их развитию. Об этом свидетельствуют творения народных мастеров союзных республик. В последние десятилетия особенно возросло значение народного творчества в общей системе советской художественной культуры.

Советские ученые внесли значительный вклад в раскрытие эволюции многих областей народного искусства. Этот плодотворный процесс в наши дни успешно продолжается, алеете с тем ряд интересных явлений еще ждет своих исследователей. Это относится и к изучению литовского народного творчества. Оно, как известно , — в значительной степени определяет все художественное развитие республики. Размышляя об исторических обстоятельствах развития и утверждения литовского народного искусства, нельзя забывать о том, какое поистине основополагающее значение имели для него сохранившиеся длительное время древние языческие традиции и обряды, которые легли в основу фольклора, в том числе Ленин В. И. Успехи и трудности Советской власти. — Полн. собр.соч., т.38, с. 53. изобразительного.

Изучение истории народного искусства Литвы началось еще в прошлом веке. В советское время эта тема получила освещение в трудах, посвященных развитию архитектуры, деревянной пластики, керамики, ткачества и т. д.

Мемориальные памятники и их скульптура были и остаются одной из самых замечательных областей литовского народного творчества. Этот факт подтверждают такие широко известные в республике и за ее пределами работы народных мастеров, как ансамбль р в Аблинге, аллея Чюрлениса и многие другие. Уже в конце прошлого столетия писатели и поэты, художники и ученые уделяли большое внимание литовским «чудесам деревянным», «песням в дереве». Их фиксировали М. Бренштейн и А. Ярошевич, изучали И. Басанавичюс и П. Галауне, ими восхищались М.-К.Чюрлёнис и А. 1щуйдзинавичюс. Однако качественно новое возрождение народных мемориальных памятников и их пластики стало возможным лишь в условиях социалистического строя.

Исследователи народных мемориальных произведений Литвы в прошлом высказывали еще одну мысль, которую, пожалуй, наиболее ясно выразила наша современница М. Гимбутене: «Северная Европа является своеобразным краем, где произведения народного искусства создавались главным образом из дерева .» .

Возникает вопрос: неужели только деревянные мемориальные памятники стояли у дорог, украшали усадьбы и кладбища? Разве лишь дерево могло зазвучать в искусных руках народного мастера. Ответ особенно актуален сейчас, когда наряду с заново возрож.

Шепетис Л. К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. — М., 1978, с.124−127.

Gimbutas М. Ancient Symbolism in Lithuanian Polk Art. -Philadelphia, 1958, p. 146. денными деревянными монументами явно прослеживаются и интенсивные поиски народных мастеров и умельцев в области создания каменных мемориальных произведений.

При более обстоятельном знакомстве с творческим наследием народных художников, в частности, при изучении каменных мемориальных памятников, созданных в XIX и первой половине XX века, С. Гайлявичюсом, Ю. Гедминасом, П. Карбаускасом, Ю. Ляуданскисом, И. Мисявичюсом, Б. Норвайшасом, Д. Рамейкой, А. Раудонисом и другими пока неизвестными авторами, выясняется, что народные мастера Литвы не ограничивались только резьбой по дереву. Мастеров, использовавших камень в качестве основного материала, насчитывается пока не так. много, однако сохранилось сравнительно большое количество их работ, поэтому в творческом наследии:.- литовских народных мастеров можно выделить область каменных мемориальных памятников и их скульптурного убранства. Более тщательные исследования представляют не только самостоятельный интерес для советского искусствознания. Они могут помочь в освоении опыта народных мастеров прошлого, а также научно объяснить многие современные явления в области мемориальных произведений Литовской ССР. Это послужит также цри изучении мемориальных произведений в целом по республике, пригодится в деле их сохранения и реставрации.

Поэтому можно считать, что диссертация имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Литовские народные деревянные мемориальные памятники, прежде всего скульптура, довольно обстоятельно изучены4, о них БаЪи1еу1с±епё Р. Ые-Ьшгхц НаибаеБ щепав. В: Пэ1:1с^га:Ш1ё го<1ук1ё (1940 — 1972). — V., 1975, р. 73 — 74, р. 84 написано много статей, монографий и защищена кандидатская диссертация^, на основе которой также издана монография6. Около 10 тысяч единиц деревянных скульптур работы народных мастеров, подавляющее большинство которых имеет мемориальное назначение, хранится в фондах музеев Литовской ССР. Их изучают этнографы, историки, искусствоведы, ими интересуются художники — профессионалы и т. д. Такого же рода произведения, выполненные из камня, до сих пор не получили своей оценки. Они остаются на своих прежних, порой трудно доступных местах, мало известны науке.

0″". о и литовокои народной деревянной скульптуре и мемориальных памятниках существует историческая, этнографическая, информационная и искусствоведческая литература, однако о народных каменных мемориальных произведениях написано мало. Это главным образом статьи информационно-описательного характера о народном мастере каменных надгробий Ю. Гедминасе, написанные краеведами Б. Бурачасом (единственная статья досоветского периода), 7.

Ю.1Ьтрулисом и А.Незабитаускасом. Ценную статью о том же нао родном мастере опубликовал К. Скипайтис, лично знавший скульптора. Он приводит важные сведения о жизни и творчестве Ю. Гед-минаса.

Материал, собранный старейшим сотрудником Шяуляйского с;

Канцедикас A.C. Современная народная скульптура Литвы: Автореф. дис. канд.искусствоведения. — М., 1970. -19 с. п Канцедикас A.C. Литовская народная скульптура. — М., 1974. 7 Buracas В. Nirtaiciij senkapiai. — Sekmadienis, 1933, Nr.33 р. 3- Petrulis J. Vieno liaudies menininko kurybos bruo-zai. — Gimtasis krastas. — Siauliai, 1943, p. 172 — 176- Nirtaiciii «keistuolis» • - Meno saviveikla, 1964, Nr.11, p. 16 -17- Nezabitauskas A. Nepaprastos Nirtaiciij kapines ir зч kur e o as. — Komunizmo ausra (Radviliskie), 1968, ba-landzio 20- Nezabitauskas A. IIirtaicii? kapinii? kurejas. -Kulturos barai, 1969, Nr.8, p. 72.

Skipaitis 1С. Mano, atsiminimai apie Juoz^ Gedmin^. — Gimtasis krastas. — Siauliai, 1943, P. 176 — 179. историко-этнографического музея «Аупгра» В. Вайтекунасом о литовском народном мастере каменной скульптуры А. Раудонисе:хра-нится в этом же музее. На этот материал опирался К. Абрамави-чюс, опубликовавший статно «Автор каменных скульптур» ^.

В секторе этнографии Института истории АН Литовской ССР хранятся записанные 17.07.1958 г. научным сотрудником А. Милюсом фрагменты воспоминаний Казимеры Зубавичене о народном маето тере каменных мемориальных произведений С.Гайлявичюсе. О нем писал и 1фаевед Ю. Петрулис^. Вся перечисленная литература носит этнографический характер, но представляет ценность и для искусствоведов.

Наибольший интерес вызвали произведения народного мастера каменной скульптуры Ю.Ляуданскиса. О его жизни и творчестто ве опубликовано немало статей. Во многих из них рассказывается о жизни Ю. Ляуданскиса, его работах, созданных за годы Советской власти. Творчество Ю. Ляуданскиса внимательно освещено в монографии А. Канцедикаса «Литовская народная скульптура», в которой наряду с творчеством народных мастеров деревянной скульптуры рассматриваются и его работы как мастера тя каменных надгробий .

Научные исследования в области литовской народночлемо-риальной архитектуры малых форм обобщил КЛербуленас, но он Q.

Abramavicius К. Akmens skulpturi? autorius. — Meno savi-veikla, 1964, Nr.5, p. 16 — 17.

Milius A. Akmeninii? dirbinii? meistras. Lietuvos TSR MA Istorijos instituias, etnograficos sektorius. 13.

11 Petrulis J. Mediniai stebuklai. Pagoniski? dievaiciij ku-rejai. — Komjaunimo tiesa, 1965m. gruodzio 18.

Dabuleviciene P. Lietuviij liaudies menas. Bibliografine rodykle (1940 — 1972). — V., 1975, p. 93.

Канцедикас A.C. Литовская народная скульптура. — M., 1974, с.130—132. не выделяет специально каменные мемориальные памятники. Правда, наряду с обсуждением памятников такого рода, сооруженных из кирпича и камня, он отметил, что очень оригинальные и интересные каменные памятники создал талантливый народный мастер Ю.Гедминас.-1″ 4.

Других литературных источников о народных каменных мемориальных произведениях Литвы не обнаружено. Вся использованная в диссертации иная литература получит критическую оценку в тексте диссертации, потому что ее рассмотрение в вводной части будет не совсем понятно.

Так. как. в литовской искусствоведческой литературе нет трудов, глубоко исследующих народные каменные мемориальные произведения, их художественные и национальные особенности, тенденции развития, настоящая работа является по существу первой попыткой научного изучения теш, что и определяет ее научную новизну.

Для изучения народных каменных мемориальных произведений, как и других видов народного искусства, большое значение имеют научные труды о народном художественном творчестве русского народа и народностей РСФСР15, а также других братских республик:

Cerbulenas К. Liaudiskii memorialiniij. paminkli? kilme ir.

04 architekturine-menine Charakteristika. — Kn.: LTSR architekturos klausimai. — V., 1966, t. 3, p. § 8 — 121- Memorialiniai paminklai. — Kn.: Lietuviij liaudies ar-chitektura. — V., 1968, t. 2, p. 106 — 110.

Воронов B.C. О крестьянском искусстве. — M., 1972. Ермонская B.B., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. — М., 1978.: Иванов C.B. Скульптура народов севера Сибири (XIX-первой половины XX в.) — 1., 1970.: Некрасов А. И. Русское народное искусство. — М., 1924. Серебренников Н. И. Пермская деревянная скульптура. — Пермь., 1967. Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура русского севера. — М., 1974. Дзантиев А. Народный ваятель Сосланбек Ццзиев.-Декоративное искусство, 1975, № 6, с.14−16. тс тг) то.

Белоруссии, Латвии, Украины .

Важными литературными источниками являются и научные исследования в области народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства, опубликованные в социалистических странах, в частности, Польше19, Чехословакии20.

Анализ литературы, использованной в данной работе, позволяет утверждать, что у многих народов СССР более обстоятельно не исследованы народные мемориальные памятники. Л ведь традиции народного творчества в этой области содержат в себе богатейший творческий опыт, немаловажный как. дяя художников-профессионалов, демонстрируя неисчерпаемость традиций, так и для развития народных промыслов мемориального назначения.

Подавляющее большинство фактического материала, положенного в основу данной работы, собрано автором во время полевых экспедиций в течение 1970;1982 гг. и вводится в научный обиход впервые. Сбор материала проводился во всех районах и го Леонова А. К. Народная деревянная скульптура Советской Белоруссии. Автореф.дис. канд.искусствоведения. — Минск, 1973. — 20 е.- Народная деревянная скульптура Белоруссии. -Минск, 1977.

1 Latvju rakstilautas maksla uzvalkos, audumos, buves, podnieciba u t.t. — Riga, 1930.

18 Моздыр Н. И. Украинская народная деревянная скульптура. Автореф.дис. канд.искусствоведения. — М., 1977. — 20 е.- Гоберман Д. Н. Искусство гуцулов. — М., 1980.

Kroh. A. Y/spolczesna rzezba ludowa Karpat Polskich. -Wroclaw., Ossolineum, 1979; Reinfuss R. Ludowa rzezba kamien-na na zachodnim Pogorzu. — Polska sztuka ludowa. R. 30, 1976, s, 180 (przypis llTV/plyw rzemieslniczej produkeji dewocyjnej na ludow^ rzezb§ w kamieniu. — Polska sztuka ludowa. R. 33, 1979, s. 67 — 76- Dawna polska rzezba ludowa. Oproc. J.Grabowski. — Warszawa, 1968.

Tkac S.. len kamen a drewo (Slovenske ludove nahrob-niky). — Bratislava, 1977. родах Литовской ССР, музеях, библиотеках, Центральном государственном историческом архиве Лит. ССР и архиве Научно-методического совета по охране памятников культуры Лит.ССР.

Основываясь на изучении и обобщении фактического и документального материала, настоящая работа ставит своей целью:

1. Ввести в науку малоизвестный ранее материал о народных каменных мемориальных произведениях Литвы;

2. Раскрыть вопрос истоков литовских народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства;

3. Выявить основные этапы развития каменных мемориальных произведений работы литовских народных мастеров;

4. Осветить жизненный и творческий путь известных литовских народных мастеров по каменным мемориальным памятникам, на основе анализа созданных шли произведений выявить их художественные и национальные особенности и тенденции развития традиций народного творчества;

5. Обрисовать современное состояние народной мемориальной скульптуры и дать рекомендации по ее дальнейшему развитию.

Методологической основой написания данной работы послужили положения марксистско-ленинской теории об изучении явлений общественной жизни и теоретические обобщения советской науки о народном искусстве. Отсутствие научной систематизации и аналитических разработок, относящихся к данной теме в Литве и других союзных республиках, заставило диссертанта предпочесть метод историко-хронологического исследования, уделив особое внимание систематизации материала, искусствоведческому анализу произведений, выявлению специфики эволюции народного творчества и взаимосвязи его различных областей.

Для полноты исторической картины возникновения и развития народных мемориальных памятников Литвы в диссертацию включено определенное количество этнографического и документального материала, без которого, по мнению автора, едва ли возможно подлинно научное изучение народного искусства.

Основной материал исследования изложен в четырех главах диссертации, в которых отражены основные тенденции развития народных каменных мемориальных произведений Литвы с момента их возникновения до настоящего времени.

Выводы.

I. За годы Советской власти, в условиях развития экономики и культуры, благодаря постоянному вниманию со стороны Партии и Правительства коренным образом изменилось положение натот.

Это увеличенные фотопортреты, которые переносятся на фасадную плоскость надгробного памятника фактурным способом, вырубая шлифованную поверхность. родного искусства Литвы, что способствовало качественноновому возрождению народных мемориальных произведений.

2. Анализ творчества современных народных мастеров по каменным мемориальным произведениям показывает: а) сильное влияние на их творчество профессионального искусства, достигшего своего расцвета в советские годыб) изменение тематики скульптурного убранства мемориальных памятниковв) активное участие народных мастеров в создании современной эстетической средыг) интенсивные творческие поиски в области создания современных каменных надгробных памятников.

3. Вместе с тем художественный анализ надгробных памятников, изготовленных за последние два десятилетия на местных комбинатах бытового обслуживания населения, показывает, что несоблюдение вековых традиций народного творчества может привести к утрате национальной формы каменных надгробий.

4. Практика изготовления надгробий в республике показывает, что народные мастера и умельцы, работающие на комбинатах бытового обслуживания населения, при выполнении надгробных памятников по типовым проектам, созданным архитекторами-профессионалами, фактически отстранены от творческого процесса.

5. Тенденции развития литовских народных мемориальных памятников, которые прослеживались в данной работе, дают основание предполагать, что только развитие народного художественного цромысла мемориального назначения в республике может обеспечить дальнейшее развитие народного творчества в области создания каменных мемориальных произведений.

Народ обладает огромными творческими силами. Традиции, сложившиеся в веках, могут быть творчески использованы и в условиях зрелого социализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Основные выводы).

Материал о каменных мемориальных произведениях работы литовских народных мастеров XIX и XX веков, проанализированный в настоящей работе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Литовские народные мемориальные памятники появились и развивались на основе местных обычаев и традиций. Они почти всегда выполнялись из дерева и устанавливались в память о знаменательных событиях в жизни, а чаще всего как надгробия. Памятники, созданные из камня, появились в Литве в XIX веке в связи с распространением строительства из колотого гранита. На развитие строительства из гранита определенное влияние имела архитектура историзма.

2. Типы, форму и скульптурное убранство каменных памятников народные мастера переняли у такого же рода деревянных монументов. Определенное влияние на их творчество оказало и профессиональное искусство.

Народные мастера создавали из гранита в основном мемориальные столбы (под влиянием деревянных стогастульпяй), столбы с часовенками (коплитстульпяй), небольшие часовенки (каплички) и кресты с редьефным декором, а также ворота кладбищ. Распространение их типов по этнографическим зонам Литвы такое же, как и деревянных памятников.

3. Отличительными чертами литовских народных каменных монументов XIX в. являются их большая высота, цельность каменных столбов или отдельных частей памятника, а также скульптурное оформление и завершение декоративным акцентом из кованого железа.

Для пластического оформления памятников применялась каменная и деревянная круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура в основном была полихромной. Для круглой каменной скульптуры характерны фронтальность композиционного построения, обобщенность пластических форм, непропорциональность отдельных частей тела. Основное внимание уделено изображению лица и рук. Рельефно высекались разные орнаменты и символические знаки, но встречаются и фигуры человека. Религиозная тематика скульптур получила народную интерпретацию.

4. Исторические условия первой половины XX века не способствовали эволюции мемориальных произведений литовского крестьянства. Развитие капитализма в Литве разорвало замкнутость крестьянской культуры, что привело народное творчество к кризисному положению. Народные мастера, создававшие каменные мемориальные памятники, приспосабливались не к эстетическим нормам широких слоев населения, а к индивидуальным вкусам зажиточного крестьянства. Таким образом, был подорван коллективный характер народного творчества.

5. В первые два десятилетия XX века под усиленным влиянием католической церкви наиболее распространенной формой народного каменного мемориального памятника был крест, в котором от традиционного оформления сохранились только некоторые детали: ниши разных размеров и конфигураций для установки изображения святого (в Жемайтии) или рельефно выполненные символические знаки (в Аукштайтии).

В двадцатые и тридцатые годы в творчестве народных мастеров получили распространение надгробные памятники, изображающие дуб с обрубленными ветвями и корнями или скалу с крестом.

Народная тематическая мемориальная скульптура из камня почти полностью исчезла. Исключение составляют только работы таких творческих индивидуальностей, как А. Раудонис и Ю.Ляуданскис.

6. За годы Советской власти в условиях интенсивного развития экономики и культуры, перестройки социальных отношений и благодаря постоянному вниманию Партии й Правительства коренным образом изменилось положение народного искусства Литвы. Это способствовало качественно новому возрождению народных мемориальных произведений.

Анализ творчества современных народных мастеров каменных мемориальных произведений показывает: а) сильное влияние на их творчество профессионального искусства, достигшего своего расцвета за годы Советской властиб) изменение тематики скульптурного убранства мемориальных произведенийв) интенсивные творческие поиски в области создания современных каменных надгробных памятниковг) расширяющееся участие народных мастеров в организации площадей, скверов, мест, определяющих границы районов и колхозов.

7. При анализе социального статуса литовских народных мастеров XIX, XX веков прослеживаются следующие тенденции: а) мастера XIX века продолжали старинную традицию народного творчества в области создания мемориальных произведений. Они не сочетали творчество с заработком и их творчество не стало профессией, хотя можно предполагать, что некоторые их работы каким-то образом оплачивалисьб) подавляющее большинство народных мастеров первой половины XX века составляли безземельные щюстьяне, искавшие заработок для существования. Они начали сочетать свое творчество с ремесломв) в Советские годы идет процесс профессионализации творчества народных мастеров. Этот процесс, принесший с собой ряд завоеваний и одновременно некоторые противоречивые явления, вступает ныне в стадию, требующую особого внимания к специфике народного творчества, его организационным аспектам.

8. Народ обладает огромными творческими силами. Традиции, сложившиеся в веках, могут быть использованы и в условиях зрелого социализма. Назрело время для новых импульсов в развитии народного художественного промысла мемориального назначения в Литовской ССР. Народные мастера призваны более активно участвовать в деятельности по организации эстетической среды городов и сел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.19, с. 350.
  2. В. И. Успехи и трудности советской власти. Полн.собр. соч., т.38, с.53−59.
  3. В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255−320.
  4. Г. Очерк развития эстетической мысли в Литве. -М.: Искусство, 1972. 230 с.
  5. К. История искусств всех времен и народов. Спб.: Просвещение, 1896. — т.2. Искусство христианских народов до конца U столетия. — 937 с., ил.
  6. B.C. 0 крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972. — 350 е., ил.
  7. Д.И. Искусство гуцулов. М.: Сов. художник, 1980. -57 е., 184 ил.
  8. А. Народный ваятель Сосланбек ЛЦцзиев. Дй СССР, 1975, № 6, с.14−16, ил.
  9. В.В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура: К истории художественного надгробия в России XI-начала XX в. М.: Искусство, 1978. — 311 е., 72 л. ил.
  10. C.B. Скульптура народов севера Сибири: (Х1Х-первой половины XX в.) Л.: Наука, 1970. — 259 с., 269 ил.
  11. История Литовской ССР: С древнейших времен до наших дней. /А.Таутавичюс, Ю. Юргинис, М. Ючас и др. Вильнюс: Мокслас, 1978. — 676 с., 191 фотоил. — В надзаг.: Ин-т истории АН Лит.ССР. -Библиогр.: с.645−673.
  12. A.C. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобр. искусство, 1977. — 120 с. ил. — В надзаг.: НИИ художественной промышленности.
  13. A.C. Литовская народная скульптура. М.: Сов. художник, 1974. — 191 е., ил.
  14. A.C. Современная народная скульптура Литвы: Автореф. дис. канд.искусствоведения. М.: 1970. — 18 с.
  15. А.К. Народная деревянная скульптура Белоруссии: Краткий очерк. Минск: Наука и техника, 1977. — 104 е., ил. — В надзаг.: АН БССР. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. — Еиблиогр.: с.95−97.
  16. А.К. Народная деревянная скульптура Советской Белоруссии: Автореф.дис. канд.искусствоведения. Минск: 1973. — 20 с.
  17. Н.И. Украинская народная деревянная скульптура: автореф.дис. канд.искусствоведения. М, 1977. — 20 с.
  18. А.И. Русское народное искусство. М.: Госиздат, 1924. — 163 е., ил.
  19. М.А. Актуальные проблемы теории и практики народного искусства в свете постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». В кн.: Проблемы народного искусства: Сб.статей. М., 1982, с.7−16.
  20. Т. Народное искусство и его проблемы: Очерки. -М.: Сов. художник, 1977. 245 е., ил.
  21. H.H. Пермская деревянная скульптура. Пермь- 1967. — 48 е., 46 ил.
  22. Сталь. В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1976, т.24, кн.1, с.404−406.
  23. Л.К. Искусство и среда: Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов.художник., 1978. — 266с.
  24. A.K. Народная деревянная скульптура русского севера. М.: Искусство, 1974. — 192 е., ил.25* Abramavicius К. Akmens skulpturi? autorius. Meno saviveik-la, 1964, Nr.5, p. 16 — 17.
  25. Adomaviciene M. Akmens plastikos grozis. Raudonoji velia-va (Siauliai), 1982, kovo 11.
  26. Baigiamas statyti Giedraiciit kautynems pazymeti paminklas. -Lietuvos aidas, 1929, geguzes 13, p. 7.
  27. Basanavicius J. Lietuviij kryziai arch. eologijos svieso^je. -Кп.: Rinktiniai rastai, V., 1970, p. 124 155.
  28. Bickauskas-Gentvila L. 1863 metii sukilimas Lietuvoje. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1958. — 351 p., iliustr.
  29. Buracas B. Dievdirbys Jonas Orvidas. Naujoji Romuva, 1939, Nr.16 (430), p. 353 — 354.
  30. Buracas В. Nirtaiciii senkapiai. Sekmadienis, 1933, Nr.33, P. 3.
  31. Cerbulenas K. Liaudiskij memorialiniii paminkl? kilme ir jxj architekturine-menine Charakteristika. Kn.: Lietuvos ar-chitekturos klausimai. V., 1966, t. 3, p. 98 — 121.
  32. Cerbulenas K. Mazosios Lietuvos antkapiniai paminklai. Nau-joji Romuva, 1933, Nr.2 — 2 (368 — 4), p. 42.
  33. Cerbulenas K. Memorialiniai paminklai. Kn.: Lietuvii? liau-dies architektura. V., 1968, t. 2, p. 106 — 110.
  34. Dabuleviciene P. Lietuvi? liaudies menas: Bibliografine ro-dykle (1940 1972) — V., 1972. — 160 p. — Antrage: Lietuvos TSR valstybine respublikine biblioteka.
  35. Daukantas S. Rastai: 2-se t. V.: Vaga, 1976. — T. I. -181 p.
  36. Dunduliene P. Ginu Kernaves Perkun^. Svyturys, 1966, Nr.4″ p. 18 — 19.
  37. Dunduliene P. Medziai senoves lietuviii tikejimuose. V.: Mintis, 1979. — 102 p.
  38. Dunduliene P. Zaltys ir jo simboliai lietuviii liaudies mene ir zodineje kuryboje. V.: WU, 1979. — 163 P., iliustr.
  39. Galaune P. Lietuviii liaudies menas. K., 1930. — 301 p., 174 iliustr.
  40. Galaune P. Tvarkytinas paminklii reikalas. Kn.: Dailes ir kulturos baruose: Straipsniii rinkinys. V., 1970, p.218 — 219.
  41. Galvydis J. Seniijii tikejimii forraos ir kultai. V.: Mint is, 1980. — 71 P.
  42. Gelezis. Kn.: Lietuvisko^i tarybine enciklopedija. V., 1978, t. 4, P. 31.
  43. Giedriene R. Mirusiiyii pagerbimo diena. Kn,: Civilines apeigos: /Straipsniii rinkinys/. V., 1979, p. 76 — 81.
  44. Jurginis J. Pagonybes ir krikscionybes santykiai Lietuvo^e. -V.: Mintis, 1976. 137 P.
  45. Kalviai. Kn.: Mazoji lietuviskoji tarybine enciklopedija. V., 1968, t. 2, p. 34.
  46. Korsakaite I. Gyvibinga grafikos tradici^a. V.: Vaga, 1970.- 237 P., iliustr.
  47. Kostkeviciute I. Dailes parodii dalyviai. Kn.: XX a. lietuviii dailes istorija. ?., 1982, t. I, p. 27 — 45, iliustr.
  48. Kudaba C. Orvidii sodyba. Yienybe (Akmene), 1983, geguzes 7.
  49. Latvju raksti: Tautas maksla uzvalkos, audumas, buves, pod-niecibas u.t.t. Riga: Vlast. Spiestuves izdevums, /1930/, — 140 p., iliustr.
  50. Lietuviii liaudies architektura. 2-se kn. V.: Mintis, 19 651 968. Kn. — 1968. — 383 p., iliustr. — Antrase: Lietu-vos TSR Valst. statybos reikalii k-to statybos ir architektu-ros in-tas.
  51. Lietuviii liaudies menas: Architektura. 2-se kn. V.: Vaga, 1957 — 1965. — Kn. 2. 1965. — 261 p., 398 iliustr.
  52. Lietuviii liaudies menas: Mazoji architektura. Kn. I. V.: Vaga, 1970. — 367 p., iliustr.
  53. Lietuviii liaudies menas: Skulptura. 2-se kn. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1963 — 1965. — Kn. I. 1963. — 468 p., 489 iliustr.
  54. Lietuvos metrastis: (Bychovco kronika). V., 1974. — 397 p.
  55. Lietuvos TSR archeologijos atlasas. 4-se t. V.: Mintis, 1974 — 1977. — T. I. Akmens ir zalvario amziaus paminklai. 1974. — 248 p., iliustr.
  56. Lietuvos TSR dailes muziejus. V., 1971. — 152 p., iliustr.
  57. Lietuvos TSR kulturos paminklii sarasas. V., 1972. — 827p.- Antrase: Lietuvos TSR kulturos ministerija. Moksline-meto-dine kulturos paminklii apsaugos taryba.
  58. Memorialiniai paminklai. Kn.: Lietuviii liaudies architektura. V., 1968, t. 2, p. 106 — 110, iliustr.
  59. Nezabitauskas A. Nepaprastos Nirtaiciii kapines ir jii kure-jas. Komunizmo ausra (Radviliskis), 1968, balandzio 20.
  60. Nezabitauskas A. Nirtaiciii kapiniii kurejas. Kulturos barai, 1969, Nr.8, p. 72.
  61. Pasuta V. Lietuvos valstybes susidarymas. V.: Mintis, 1971.- 423 P.
  62. Petrulis J. Mediniai stebuklai: Pagoniskii dievaiciii kurejai.- Korajaunimo tiesa, 1965, gruodzio 18.
  63. Petrulis J. Nirtaiciii «keistuolis» • Meno saviveikla, 1964s Nr.11, p. 16−17, iliustr.
  64. Petrulis J. Vieno liaudies menininko kurybos bruozai. Kn.: Gimtasis krastas. — Siauliai, 1943, p. 172 — 176, iliustr.
  65. Rimantiene R. Sventoji. 2-se kn. V.: Mokslas, 1979 — 1980. — Kn. I. iiarvos kulturos gyvenvietes. — 188 p., iliustr.
  66. Rimkus V. Siuolaikinio lietuvixj liaudies meno tyrimo proble-raos. Kn.: Archeologiniai tyrimai Lietuvoje 1972 ir 1973 metais. — V., 1974, p. 196 — 200.
  67. Skipaitis K. Mano atsiminimai apie Juoz^ Gedmin^. Kn.: Gimtasis krastas. Siauliai, 1943, P. 176 — 179.69. larasenka P. Pedos akmeny. V.: Valst. polit, ir moksl.lit. 1-kla, 1958. — 82 p., iliustr.
  68. Tautavicius A. Zenklai akmenyje. Mokslas ir gyvenimas, 1966, Nr.12, p. 22 — 25.
  69. Umbrasas J. Liaudies meno globejas. Kulturos barai, 1969, Nr.2, p. 61 — 64.
  70. Umbrasas J., Kunciuviene E. Lietuviii dailininkij organizaci-30s 1900 1940. — V., Vaga, 1980. — 254 P., iliustr. -Bibliogr. p. 233 — 247.
  71. Urbanavicius V. Seniijij tikejimij. reliktai Lietuvoje archeo-logijos duomenimis (XVI XVIII amz.) — Kn.: Senieji tikeji-mai naujausiii tyrinejimii sviesoje. V., 1977, p. 17 — 28.
  72. Valiuskeviciute A. Antanas Jarosevicius. Kn.: XX a. lietuviij dailes istorija. V., 1982, t. I, p. 178 179, iliustr.
  73. Volkaite-Kulikauskiene P. Lietuviai IX XII amziais. — V.: Mintis, 1970. — 259 P., iliustr.
  74. Zilenas V. Saunamiyii ginklij kalykla Valkininkuose XVIII a. -Kn.: Is lietuviii kulturos istorijos. V., 1958, t. 5, p. 228 -233.
  75. Brensztein M. Krzyze i kapliczki Zmudzkie: Materialy do sztu-ki ludoweij na Litwie. Krakow, 1906. — 64 s., il.
  76. Dawna polska rzezba ludowa. /Oprac. J. Grabowski. Warszawa, 1968. — 81 s., il.
  77. Dobrzeniecki I. Drzwi Gniez’nienskie. Krakow, 1953. — 24 s., 62 il.
  78. Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. ii
  79. Jahrhunderts* Hrsg. von A. Henkel und A.Schone. Stuttgart: Verlagsbuchhandlung, 1967. — 2196 p., HJIfl.
  80. Gimbutas M. Ancient symbolism in lithuanian folk Art. Philadelphia, 1958, — 148 p., il.
  81. Hofer T. und Pel E. Ungarische Volkskunst. Berlin: Henschel-verl. Kunst und Gesselschaft, 1981. — 71 s., 637 il.
  82. Jakob S. und Leicher P.D.M. Schrift Symbol in Stein, Holz und Metall. Munchen, Callwej, 1977. — 328 s., il.
  83. H. 0 kamieniach nuynskich z umieszczonymi w nich krzy-zami w Zakopanem i Qego najblizsze^ okolicy. Kwartalnik historii kultury materialnej. Warzsawa, 1983, Nr.2, s. 216 -219.
  84. Kroh A. Wspolczesna rzezba ludowa Karpat Polskich. Wroclaw. Ossolineum, 1979, — 136 s., 99 il.
  85. Meleta A. Z badan nad ludow^ rzezb^ kamienn^ okolic Wielicz-ki, Gdowa, Myslenic. Polska sztuka ludowa, R. XXXII, 1978, lir.3 — 4, s. 225 — 238. it
  86. Mannhartt Y/. Letto-Preussische Gotterlehre. Riga, 1936. -XIXI., 673 s.
  87. Reinfuss R. Ludowa rzezba kamienna na zachodnim Pogorzu. -In.: Polska sztuka ludowa, 1976, R. 30, s. 180 (przypis II).
  88. Reinfuss R. Wplyw rzemieslniezej produkcji dowocyanej na ludow^ rzezb§ w kamieniu. In.: Polska sztuka ludowa, 1979″ R. 33, s. 67 — 76.
  89. Synodus dioecensana Mednicensis, seu Samogitiae, sub auspi-ciis. Antonii Dominici Tyszkiewisz. Vilnae, /1752/. -/36/, 242, /12/ s.
  90. Szukiewicz W. Krzyze zdobne w guberniji Wilenskiej. Wisla, 1903, R.17, s. 699 — 706, 8 tabl.
  91. ЩЖ. ф.669, оп.1., д. 935, л.368.106. «» «д.1424, л.18.107. «» оп.7., д. 75, л.296.108. «» оп.16, д. 48, л.33.109. «» «д.50, л.27. ПО. «» «д.65, л.62.
Заполнить форму текущей работой