Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Петербургский литературный салон в русской культуре первой трети XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая и теоретическая база диссертации. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей литературы и культуры, социологов и историков. Задачи исследования требуют применения общенаучной и культурологической методологии, в связи с чем, в работе использованы следующие методы: системный (системное рассмотрение культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Культурная среда петербургских литературных салонов первой трети XIX века
    • 1. 1. Историко-культурные основания салонной культуры Петербурга в контексте традиций европейского салона
    • 1. 2. Литературный салон как ответ на духовный запрос дворянской культуры в России и Петербурге
    • 1. 3. Отражение салонной культуры в русской литературе
  • Глава 2. Сущностная специфика петербургского литературного салона
    • 2. 1. Характерологический портрет петербургского литературного салона: общее и специфическое
    • 2. 2. Функции и культурное значение петербургского литературного салона
    • 2. 3. Петербургский литературный салон первой трети XIX века и парижский литературный салон второй половины XVIII века: сравнительный анализ
    • 2. 4. Культурно-исторические традиции петербургского литературного салона в XIX—XX вв.еках

Петербургский литературный салон в русской культуре первой трети XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нет сомнения в том, что переосмысление и переопределение ценностных ориентиров современного общества делает актуальным поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого. Обращение к периодам расцвета отечественной культуры позволяет наиболее правильно осмыслить современность, проследить «связь времен» и выстроить гипотезы о развитии культуры в будущем. В этом смысле, актуальность обращения к исследованию культуры литературного салона обусловлена возможностью особым образом приобщиться к духовным ценностям прошедшей эпохи и решать задачи их сохранения. На наш взгляд, петербургский литературный салон первой трети XIX века как центр генерации духовных и общекультурных ценностей занимает особое место. Исследование салонной культуры в целом и петербургского литературного салона в частности продуктивно и с точки зрения решения самых разнообразных культурологических задач.

Расцвет культуры петербургского литературного салона приходится на первую треть XIX века и связан с аристократической духовно-интеллектуальной элитой в России. Литературные салоны, объединяя в себе избранный круг просвещенных людей, концентрировали в себе лучшие традиции высшего дворянского сословия и, в известной степени, традиции национальной русской культуры. Высказывание Ю. М. Лотмана о том, что «там, где нет малых коллективов, там нет и большой культуры» весьма показательно в этом смысле. Перед современной интеллектуальной элитой по-прежнему стоит проблема социокультурной самоидентификации и определения своей роли в современной культуре и общественной жизни. Кроме того, учитывая, что для современного социума характерна нарастающая тенденция к усилению роли массовой культуры, еще более актуально обращение к особым формам духовно-интеллектуальной жизни и лучшим традициям подобных «малых коллективов».

Извечная проблема интеллектуального общения занимала человечество всегда и особенно остро она стоит сегодня, когда мы наблюдаем все более выраженное доминирование виртуальных и дистанционных средств коммуникации на фоне «забывания» живого человеческого общения, одной из форм которого является литературный салон прошлого.

Актуальность темы

диссертации обусловлена и возрождающимся интересом современников к культурным традициям петербуржцев прошлых поколений, стремлением к возрождению и сохранению городской петербургской культуры в различных ее проявлениях и аспектах.

Тема литературных салонов и кружков довольно часто затрагивалась в отечественных, в первую очередь, филологических исследованиях. В них салоны, как правило, выступали в качестве предмета дополнительного изучения при решении каких-либо иных задач. В последние два десятилетия культура салонов представляет значимый научный интерес для самых разных направлений гуманитарного знания. Вместе с тем при всем многообразии авторов и исследований сохраняется дефицит глубокого, системного изучения петербургского литературного салона, особенно в части выявления историко-культурных оснований и связей с традициями европейской салонной культуры. Все это актуализирует и обосновывает проведение системного культурологического анализа петербургского литературного салона.

Степень научной разработанности темы. Работы по данной теме принадлежат, в основном, литературоведам, которые акцентируют свое внимание на роли салонов в литературе и литературной жизни. Для большинства искусствоведов, историков, культурологов и социологов, касающихся данной темы, характерно исследование салонов без акцентуации их отличительных типологических признаков.

Исследовательское поле охватывает литературные общества в целом, включая и литературные кружки, и салоны. На наш взгляд, в этих исследованиях сохраняется нечеткость определения литературного салона. Вместе с тем, уместно отметить неослабевающий интерес к данной теме в различные культурно-исторические периоды, как правило, в переходные и кризисные: в 20-е и 90-е гг. XX века, в настоящее время.

Первые исследования русских литературных салонов мы находим во второй половине XIX века. Истоки и причины зарождения салонов в Европе.

1 2 можно найти в работах Г. Тарда. Благодаря работам Н. П. Анциферова,.

Н.В. Дризена, 3 И. А. Кубасова, 4 М. Н. Мазаева, 5 М. И. Пыляева, 6 С. П. Сушкова, 7 носящим во многом описательный характер, можно иметь представление о хозяйках или хозяевах наиболее известных салонов. Обнаруженный.

А.А. Веселовским8 и впервые опубликованный «Журнал всех входящих и исходящих бумаг» салона С. Д. Пономаревой, предстает перед нами в восприятии и оценке самого исследователя.

В 20-е гг. XX века выходит ряд книг, которые посвящены собственно литературным салонам и кружкам. Так в сборнике H.JI. Бродского9 представлен обширный эпистолярный и мемуарный материал о литературных салонах и кружках в России. Вступительная статья указывает на процесс развития данных явлений и содержит их отличительные признаки. Особого внимания заслуживают глубокие исследования выдающихся филологов отечественной науки — М. Аронсона и С. Рейсера, 10 которые не только служат основным фундаментальным собранием мемуарных, эпистолярных и пр. свидетельств по данной теме, но и выдвигают ряд научных проблем. Среди них, такие как изучение кружков и салонов, их специфика и значение для истории русской литературы, их значимость в формировании общественной русской мысли.

1 Тард Г. Общественное мнение и толпа / Под ред. П. С. Когана. М., 1902.

2 Анциферов Н. П. «Непостижимый город.». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб., 1991.

3 Дризен Н. В. Тетушкин альбом // Столица и усадьба. 1916. № 68. 15 окт.

4 Кубасов И. А. А. Н. Оленин. СПб., 1904.

5 Мазаев М. Н. Дружеское литературное общество С. Д. Пономаревой (Из истории литературных кружков в России)//Библиофил. 1892. № 12.

6 Пыляев М. И. Старый Петербург: Рассказы из жизни былой столицы. СПб., 1889.

1Сушков С. П. Биографический очерк Е. П. Ростопчиной И Ростопчина Е. П. Сочинения. СПб., 1890. Т. 1.

8 Веселовский А. А. Сословие друзей просвещения. Дружеское литературное общество С. Д. Пономаревой // Русский библиофил. 1912. № 4.

9 Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века / Ред., вступ. ст. и примеч. Н. Л. Бродского. М.-Л., 1929.

10 Аронсон М. и Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000; а также о салоне Д. Ф. Фикельмон: Рейсер С. А. Пушкин в салоне Фикельмон (1829−1837) // Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л., 1980.

Основополагающие статьи Б.М. Эйхенбаума1 раскрывают понятие «литературный быт» и дают представление о роли литературных кружков и салонов в истории русской культуры. О наиболее известных литературных салонах Петербурга упоминается в следующих исследованиях: о салоне Карамзиных — в изданном дневнике Пушкина со вступительной статьей.

А 2.

П.Е. Щегловао салоне А.О. Смирновой-Россет — работа Н. Д. Александровао о салоне Хитрово-Фикельмон — книга Е. Н. Раевского.4 Французским салонам XVTII века посвящает свою небольшую книгу А. Сологуб-Чеботаревская.5 Заметным исследованием является работа Б.Ф. Егорова6 о русских салонах и кружках, их значении для блестящего культурного слоя пушкинской эпохи.

В фундаментальных работах Ю. М. Лотмана изложены результаты теоретических исследований различных аспектов истории русской культуры и литературы. У исследователя нет работ, специально посвященных литературному салону как явлению культуры. Тем не менее, в его многочисленных исследованиях затронуты: тема салонов как выражение традиций русского дворянствапроблема бытовой культуры XVIII—XIX вв.еков, которая позволяет выявить специфику историко-культурного периодавлияние парижской салонной культуры на культуру европейского салона и предпосылки зарождения русских салонов в Россиизначение литературы в жизни общества.

1 Эйхенбаум Б. М. Литературный быт// Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987; Эйхенбаум Б. М.

Литература

и писатель// Аронсои М. и Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000.

2 Дневник Пушкина. 1833−1835 / Под ред. Модзалевского и со ст. П. Е. Щеголева. М.-Петроград, 1923.

3 Александров Н. Д. А. О. Смирнова. Об ее жизни и характере // Историко-литературный сборник. Посвящается Всеволоду Измаиловичу Срезневскому (1891 -1916). Л., 1924.

4 Раевский Н. А. Д. Ф. Фикельмон в жизни ПушкинаД.Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина // Раевский Н. А. Если заговорят портреты. Алма-Ата, 1965.

5 Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Петроград, 1922.

6 Егоров Б. Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры. Т. 5. М., 1996.

7Лотман Ю. М. Поэзия 1790- 1810-х годов // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001; Лотман Ю. М. Русская литература на французском языке //Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3 т. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII-первой половины XIX века. Таллинн, 1992; Лотман Ю. М. «Езда в остров любви Тредиаковского» и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века// Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997; Лотман Ю. М.

Литература

в контексте русской культуры XVIII века // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997; Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Труды по знаковым системам. VIII. Тарту, 1977; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVlII-начало XIX века). СПб., 1994; Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002; Лотман Ю. М., Марченко Н. А., Павлова Е. В. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях: камерный портрет первой половины девятнадцатого века. М., 2000. общества в начале XIX века-1 ценность живого человеческого общения и искусство такого общения в салонах А. А. Воейковой, А. А. Дельвига,.

A.Н. Оленина и др.-2 противопоставление разных моделей женского поведения в литературном и светском салоне.3.

Особая заслуга в исследовании данной темы принадлежит В. Э. Вацуро об истории литературного салона С. Д. Пономаревой, 4 а также об альбомах5 как отражении салонной культуры.

В конце 80-х-90-х гг. XX века вновь возрастает исследовательский интерес к истории дворянской культуры, ставятся задачи переосмысления отношения к салонам. К этому периоду принадлежат работы A.M. и М. А. Гординых, 6 Р. В. Иезуитовой, 7 Н. П. Колосовой, 8 М. А. Турьян, 9 И. С. Чистовой, 10.

B.Ф.Шубина.11 В последние два десятилетия публикуется ряд работ по истории русской и петербургской дворянской культуры, среди авторов которых — И. В. Кондаков, 12 В. М. Живов, 13 О. С. Муравьева, 14 Б. А. Успенский.15.

Для культурологического обоснования основной диссертационной проблемы большое значение имеют работы петербурговедческого характера. Среди современных исследователей социокультурного пространства.

1 Лотман Ю. М. К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.

2 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Цикл лекций. Взаимодействие людей и развитие культур // Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2003; Лотман Ю. М. «Задумчивый вампир» или «Влюбленный бес» // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1998.

3 Лотман Ю. М. «Перевернутый образ» //Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

4 Вацуро В. Э. С.Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.

5 Baifypo В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750 — 1840-е годы) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 г. Л., 1979.

6 Гордин A.M., Гордин М. А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб., 1995; Гордин A.M. Пушкинский Петербург. Альбом. Л., 1991.

7 Иезуитова Р. В. Жуковский в Петербурге. Л., 1976; Иезуитова Р. В. «В тревоге пестрой и бесплодной.» // Петербургские встречи Пушкина. Л., 1987; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л., 1991.

8 Колосова Н. П. Россети-черноокая. М., 2003.

9 Турьян М. А. Странная моя судьба: о жизни В. А. Одоевского. М., 1991.

10 Чистова И. С. Пушкин в салоне Авдотьи Голицыной // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989.

11 Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985.

12 Кондаков И. В. Культурология: История культуры России: Курс лекций. М.-Л., 2003.

13 Живов В. М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII-начало XIX века). М., 1996.

14 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. СПб., 1999; Муравьева О. С. «Во всем блеске своего безумия» // Русские утопии. Канун. Вып.1. СПб., 1995.

15 Успенский Б. А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Успенский Б. А. Избранные труды. T 2. Язык и культура. М., 1994.

Петербурга наиболее авторитетными являются имена Ю. Н. Беспятых, 1 И. И. Евлампиева, 2 К. Г. Исупова, 3 М. С. Кагана, 4 Д. Л. Спивака, 5 М. С. Уварова.6 М. С. Уварова.6.

Проблемы элитарной культуры в России и пути их решения озвучиваются п в сочинениях видных мыслителей русского зарубежья Н. А. Бердяева и Г. П. Федотова.8.

Пониманию роли женщины в культуре способствуют тендерные исследования Н. Х. Орловой, 9 Н. Л. Пушкаревой, 10 Г. А. Тишкина.11 Аксиологический подход к объяснению специфики культуры представлен в книге Г. П. Выжлецова, 12 И. И. Докучаева, 13 М. С. Кагана, 14 В. Н. Сагатовского, 15 Н. З. Чавчавадзе.16 Русским салонам в контексте дворянской культуры пушкинской эпохи посвящены: Энциклопедический словарь «Быт пушкинского.

17 IЯ 10.

Петербурга", книга Н. А. Марченко, очерки И. А. Муравьевой, статьи Т. Е. Смольяниновой, 20 историко-краеведческий очерк Л.В. Тимофеева1 о салоне.

1 Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997; Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб., 1991.

2 Евлалтиев И. И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба// Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. СПб., 1993. С. 7−25.

3 Исупов К. Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. СПб., 2000.

4 Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

5 СпивакД.Л. Метафизика Петербурга. Начала основания. СПб., 2003.

6 Уваров М. С. Город. Метапоэзия Петербурга// Дружба народов. 1996. № бУваров М.С. «Реквием».

А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга // Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000; Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998.

7 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма// Бердяев Н. А. Сочинения. М., 1994. С.257−412.

8 Федотов Г. П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 2. СПб., СПб., 1991. С. 206−227.

9 Орлова Н. Х. Мужское и женское в культуре // Вестник Новосиб. Гос. ун-та. Серия «Философия». Новосибирск, 2005. Т. 3. Вып. 2. Орлова Н. Х. Пол и тендерная картина мира // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры. СПб., 2005.

10 Пушкарева Н. Л. Историческая феминология и тендерный подход в исторических исследованиях: прошлое, настоящее, будущее // Информационный бюллетень проекта Российские летние школы по тендерным исследованиям. М., 1998. № 3.

11 ТшикинГ.А. Женский вопрос в России: 50−60-е гг. XIX века. JI., 1984.

12 Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

13 Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

14 Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

15 Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2005.

16 Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

17 Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А.-К. СПб., 2003; Л.-Я. СПб., 2005.

18 Марченко Н. А. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2002.

19 Муравьева И. А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008.

20 Смолъянинова Т. Е. Петербургский светский салон в контексте пушкинской эпохи // Язык и культура. Взаимопонимание. Мат-лы межд. н.-пр. конф."Герценовские чтения". СПб., 1999; Слюльянинова Т. Е. Функции салоне Олениных, а также книга С. С. Комисаренко и Н. А. Хренова об истории досуговых форм в России. Известны диссертационные работы по теме салонов: Н. В. Сайкиной (1996) о московском салоне Зинаиды Волконской, А. В. Никоновой о французских салонах (2000), Д. И. Стогова о правомонархических салонах (2005), Н. Ю. Омельянюк о деятельности салонов, 4 а также Е. Н. Палий, 5 непосредственно посвященная салонной культуре России (2008). Но лишь последняя из этих работ написана в культурологическом ключе.

В последнее время как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, прослеживается научный интерес к французским салонам.

6 7 работы А. А. Скакуна, В.И. Успенской). Отметим монографию современного французского ученого Антуана Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (Antoine Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle»), основанную на его диссертационном исследовании и посвященную истории парижского салона, его роли в общественной и культурной среде Франции и эволюции процесса его изучения. Книга представляет особый интерес своей направленностью на социально-культурологический аспект проблемы и может претендовать на роль образца комплексного научного исследования не только явления как такового, но и среды, которая формировала культуру салонов. салона// Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX—XXI вв.еков. Мат-лы межвуз. н. конф. 24−25 окт. 1996. СПб., 1996.

1 Тимофеев JI.B. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. JL, 1983.

2 Комисаренко С. С. Культурные традиции русского общества. СПб., 2003.

3 Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.

4 Сайкина Н. В. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: Автореф. дис.. канд. филологических наук. М., 1996; Стогов Д. И. Правомонархические салоны в системе власти самодержавной России конца Х1Х-началаXX века: Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 2005; Никонова А. В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2000; Омельянюк Н. Ю. Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.

5 Палий Е. Н. Салон как феномен культуры XIX века: традиции и современность: Автореф. дис.. д. культурологии. М., 2008.

6 Скакун А. А. Ритуал в системе французской салонной культуры XVII в. // Ритуальное пространство культуры: Материалы форума. СПб., 2001.

7 Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII—XVIII вв. // Женщины. История. Общество: сборник научных статей / Под общ. ред. В. И. Успенской. Вып. 2. 2002.

С нашим переводом отдельных глав этой книги с французского языка можно ознакомиться в приложении к данной диссертации. Право на перевод избранных глав книги предоставлено непосредственно Антуаном Лилти для использования в научных целях.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ специфики места и значения петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века.

Реализация данной цели конкретизировалась в постановке и решении следующих задач:

— рассмотреть историко-культурные основания салонной культуры Петербурга в контексте европейской традиции;

— выявить специфику культурной ситуации в России и Петербурге первой трети XIX века, способствовавшей расцвету культуры салонов того времени;

— изучить отражение салонной культуры в русской литературе;

— проанализировать характерные черты и выявить типологический портрет петербургского литературного салона;

— проследить функциональное отражение в культуре петербургского литературного салона первой трети XIX века;

— провести сравнительный анализ петербургского литературного салона первой трети XIX века и парижского литературного салона второй половины XVTII века;

— рассмотреть основные этапы и тенденции развития петербургского литературного салона первой трети XIX века;

— ввести в научный оборот ранее не переведенные на русский язык главы из монографии А. Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (A. Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle»).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертации является феномен салона в русской и европейской культуре XVIII—XIX вв.еков. и.

Предметом исследования является петербургский литературный салон первой трети XIX века.

Методологическая и теоретическая база диссертации. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей литературы и культуры, социологов и историков. Задачи исследования требуют применения общенаучной и культурологической методологии, в связи с чем, в работе использованы следующие методы: системный (системное рассмотрение культуры литературного салона) — структурно-функциональный (анализ функций литературного салона) — сравнительно-исторический (диахронический метод позволяет сопоставить периоды развития культуры литературного салона, а синхронический метод позволяет сопоставить сосуществующие явления культуры, такие как литературный салон, кружок, общество) — сравнительно-описательный (сравнение основных характеристик петербургского литературного салона и парижского литературного салона) — типологический (выделение основных типологических признаков салонов) — эмпирический (анализ документов) — а также семиотический, конкретно-исторический, историко-культурологический.

Источниковая база исследования. Исследование петербургского литературного салона первой трети XIX века невозможно без обращения к самому широкому спектру исторических, архивных, мемуарных материалов. Среди них следует указать, в первую очередь, библиографический указатель, содержащий раздел о литературных обществах, кружках и салонах в «Истории русской литературы XIX века» под ред. К. Д. Муратовой.1.

В своем исследовании мы опирались на подлинные документы из отдела рукописей Пушкинского Дома о салоне С. Д. Пономаревой: «Журнал всех входящих и исходящих бумаг Общества Любителей Словесности и Премудрости.», «Альбом в зеленом сафьяновом переплете с золотистым теснением» 1821 года, а также альбом Александры Осиповны Смирновой.

1 История русской литературы XIX века. Библиографический указатель. Под ред. К. Д. Муратовой. М.-Л., 1962.

2 Отд. Поступи. № 9668.

Россет.1 Изучение их способствовало наиболее глубокому пониманию специфики литературного салона пушкинской эпохи.

В диссертации использованы и проанализированы многочисленные источники из фондов РНБ и ИР ЛИ (Пушкинский Дом) о литературных салонах Петербурга первой трети XIX века. Среди них воспоминания, письма, дневники и другие документы, освещающие литературный быт и духовную атмосферу эпохи. Салону Олениных посвящены мемуары литературного критика П. В. Анненкова.2 Воспоминания Ф. В. Булгарина3 свидетельствуют о салоне Карамзиных. Записные книжки яркого представителя пушкинской эпохи, поэта и литературного критика П. А. Вяземского, 4 предоставляют возможность проанализировать литературный салон Е. М. Хитрово и её дочери Д. Ф. Фикельмон, салон Е. А. Карамзиной, салон Е. И. Голицыной, салон Смирновой-Россет и салон графа Соллогуба. В мемуарах В.П. Гаевского5 подробно повествуется о салонах Дельвига, Е. А. Карамзиной и С. Д. Пономаревой. В «Литературных воспоминаниях» писателя Д.В. Григоровича6 представлена литературная деятельность салона В. Ф. Одоевского. Заслуживают внимания публикации А. И. Кошелева, 7 посвященные салону Карамзиных, салону Лавалей и салону А.О. Смирновой-Россет. В своих мемуарах «Из моей старины» князь А.В. Мещерский8 писал о салоне Е. А. Карамзиной, о салоне А.О. Смирновой-Россет, о салоне Е. П. Ростопчиной. Литературные воспоминания И.И. Панаева9 интересны с точки зрения ярких характеристик личностей хозяек или хозяев салонов: В. Ф. Одоевского, Е. И. Карамзиной. Сохранились воспоминания и дневник.

1 Фр. 244. On. 1. № 180. 1832−1840.

2 Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874.

3 Булгарин Ф. В. Встреча с Карамзиным (Из литературных воспоминаний). Ч. III. СПб., 1830.

4 Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929; Вяземский П. А. Граф Алексей Алексеевич Бобринский // Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. VII. СПб., 1882.

5 Гаевский В. П. Дельвиг // Современник. Т.39. № 5−6. СПб., 1853- Гаевский В. П. Дельвиг // Современник. № 9. СПб., 1854- Гаевский В. П. Дельвиг//Современник. № 1. СПб., 1854.

6 Григорович Д. В. Литературные воспоминания // Григорович Д. В. Собрание сочинений. Т. 12. СПб., 1896.

7 Кошелев А. И. Мои воспоминания о Хомякове // Русский архив. 1879. Т. 3. № 11- Кошелев А. И. Записки. Berlin, 1884.

8 Мещерский А. В. Из моей старины. Воспоминания // Русский архив. 1901. Кн. 1- Мещерский А. В. Из моей старины. Воспоминания // Русский Архив. 1900. Кн. 3.

9 Панаев И. И. Литературные воспоминания. Л., 1928, фрейлины императорского двора и хозяйки знаменитого литературного салона.

A.О. Смирновой-Россет, 1 в которых она рассказывает о жизни своего салона, а также о салоне Е. И. Карамзиной. В мемуарах президента Академии наук, впоследствии министра народного просвещения, графа С. С. Уварова не только только повествуется о литературном салоне Олениных, но и говорится о значении подобных форм духовной жизни для современников. Достаточно значимыми для понимания сущности культуры литературных салонов первой трети XIX века и дворянской культуры являются мемуары и дневники графа.

B.А. Соллогуба, 3 чьи страницы посвящены не только заметкам о собственном салоне, но и воспоминания о гостиной Олениных, салонах князя В. Ф. Одоевского и Хитрово-Фикельмон. А также мемуары и дневники А.П. Керн4 о литературной жизни Петербурга, о салоне Дельвига, о салоне Олениных. Широко известно издание воспоминаний и дневника А. Ф. Тютчевой, в первую очередь, о салоне Карамзиных.5.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в применении системного культурологического подхода к исследованию специфики и роли петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века. Конкретная научная новизна выражается в следующих основных результатах:

— впервые петербургский литературный салон первой трети XIX века выделен как самостоятельный предмет культурологического исследования;

— проанализирована культурная среда, повлиявшая на формирование и расцвет петербургских литературных салонов первой трети XIX века;

— введено авторское определение литературного салона с последующим раскрытием его сущностных черт;

1 Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989; Смирнова А. О. Записки. Т. 1. СПб., 1894−1897.

2 А.В. [Уваров C.C.J Литературные воспоминания // Современник. Т. 27. Отд. II. Кн. 6. 1851.

3 Соллогуб В. А. Воспоминания о В. Ф. Одоевском // В память о кн. В. Ф. Одоевском. М., 1869- Соллогуб В. А. Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина. М., 1866- Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. СПб., 1993.

4 Керн А. П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1989.

5 Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания. Дневник. М., 1928.

— проведен сравнительный анализ петербургских литературных салонов первой трети XIX века и парижских литературных салонов второй половины XVIII века с целью выявления как основных заимствований из традиций парижской салонной культуры, так и уникальных особенностей петербургского салона. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Петербургский литературный салон первой трети XIX века представляет собой уникальное культурное явление, имеющее своим предшественником и ориентиром парижский литературный салон второй половины XVIII века. Он обладает рядом специфических черт, отразивших в себе влияние особой культурной ситуации в русской культуре первой трети XIX столетия, вытекающей из особой роли просвещенной аристократической элиты.

2. Литературный салон — это особая форма духовной жизни избранного круга интеллектуальной элиты, организованная для общения по историко-культурной, общественно-политической и философской тематике с акцентом на вопросы литературного творчества.

3. Специфика петербургского литературного салона определяется следующими характерными чертами, способствующими наибольшему раскрытию творческого начала: элитарность, предполагающая строгую избранность людей «посвященных», культ интимного дружеского интеллектуального общения, камерность атмосферы домашней непринужденности, специфика места проведенияотражение традиций западноевропейского салонасвободная форма организации и игровой характерособая роль хозяйки и/или хозяина и формирование определенных ритуальных практикширокий спектр тематики интеллектуальных бесед с приоритетом литературного начала.

4. Петербургский литературный салон первой трети XIX века аккумулировал внутри себя духовные ценности аристократической интеллектуальной элиты, широта спектра которых отражала основные черты национальной культуры. В свою очередь, развитие ее было стимулировано духовным и творческим потенциалом просвещенной части общества, в том числе и через форму литературного салона. Это позволяет говорить об особой роли литературных салонов в подъеме российской культуры и культурного самосознания общества.

5. Петербургский литературный салон первой трети XIX века является эффективной формой живого интеллектуального общения, позволяющей решать задачи сохранения и развития системы духовных ценностей в отечественной культуре, что способствовало бы расширению значимости духовно-интеллектуальной элиты в современном обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что это одно из первых системных культурологических исследований петербургского литературного салона первой трети XIX века, решающих широкий спектр научных задач: от разработки и ввода в научный оборот авторского определения литературного салона до проведения сравнительного анализа петербургского и парижского литературных салонов.

Материалы исследования и достигнутые результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по теоретическому изучению салонной культуры в целом. Фактические данные, культурологические выводы работы и теоретические материалы могут быть востребованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории культуры, истории литературы, а также могут быть использованы при организации экскурсий по литературным местам Петербурга или творческих вечеров в форме литературного салона.

Апробация исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в выступлениях на аспирантском семинаре кафедры философии и культурологии ИППК-РГИ СПбГУ (СПб., 2007), на международной научной конференции «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (СПб., 2008), на международной научной конференции «Дни Петербургской философии-2007» (круглый стол «Философия культуры и культурологии: традиции и инновации») (СПб., 2007), а также представлены в ряде научных статей по теме исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культурологии Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Материалы работы отражены в 5 научных публикациях (в том числе в 1 статье в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований) общим объемом 3,5 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 239 источников, приложения 1, в котором помещен авторский перевод с французского языка избранных глав из книги А. Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (A. Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle») и приложения 2, содержащего визуальный материал реконструкции литературного салона, выполненной в исторических интерьерах гостиной Олениных усадьбы «Приютино». Общий объем работы 167 страниц текста без приложений.

Заключение

.

Целью данного диссертационного исследования было определение места и значения петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века посредством проведения культурологического анализа и решения ряда соответствующих задач. Логика проведенного исследования позволяет сделать ряд важных с нашей точки зрения заключений и выводов.

В частности, анализ развития традиций европейского салона и историко-культурных оснований салонной культуры Петербурга показал, что в России в процессе культурно-исторического развития в период, предшествовавший первой трети XIX века, в среде просвещенной аристократической элиты постоянно шли поиски актуальных форм живого интеллектуального общения. Помимо этого, в первом параграфе первой главы раскрыты историко-культурные основания расцвета салонной культуры Петербурга в контексте европейской традиции.

Во втором параграфе первой главы проведен анализ широкого круга значимых аспектов культурной ситуации, характерной для России и Петербурга первой трети XIX века. Изучение и осмысление эволюции русского дворянства, развития русской общественной мысли, изменений в общественно-политической и культурной сфере, смены ценностных ориентаций дворянского общества, проникновения романтических идеалов в столичную аристократическую среду, поиска иных форм выражения мысли и интеллектуального общения, изменений и развития русского языка, сближения бытовой культуры и литературы, театрализации повседневной жизни, особого значения литературы в культуре эпохи позволяет выявить особенности культурной среды и показать степень ее значимости для формирования петербургских литературных салонов. Такой детальный анализ позволил рассматривать литературные салоны как наиболее востребованную форму удовлетворения интеллектуальных-и —творческих-потребностей высокообразованных людей той эпохи, а также определить место петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века.

Для получения наиболее полного представления о месте рассматриваемого культурного явления третий параграф первой главы целиком посвящен отражению салонной культуры пушкинской эпохи в русской литературе.

В первом параграфе второй главы уточняется определение литературного салона, обоснованное с позиции культурологической науки и раскрывающее сущность данного явления культуры. Литературный салон определен как особая форма духовной жизни избранного круга интеллектуальной элиты, организованная хозяйкой и/или хозяином дома для камерного интеллектуального общения по историко-культурным, общественно-политическим и философским вопросам с акцентом на вопросы литературного творчества. Кроме того, в этом параграфе рассматриваются типологические характеристики, составляющие сущность петербургского литературного салона первой трети XIX века, подтверждающие и раскрывающие положения предложенного нами определения литературного салона.

В свою очередь выявление и анализ функций литературного салона, представленные во втором параграфе второй главы, основными из которых являются коммуникативная, литературная, аксиологическая, эстетическая и культуротворческая, позволили сделать вывод, что их состав и степень выраженности играют ключевую роль в том, насколько высока значимость этого уникального феномена в русской культуре.

В этом же параграфе выявляются духовные ценности аристократической интеллектуальной элиты, культивируемые в петербургском литературном салоне первой трети XIX века. Это позволяет говорить о том, что развитие отечественной культуры было стимулировано духовным и творческим потенциалом просвещенной части общества, а литературные салоны сыграли значимую—рольвстановлениироссийской культуры и культурного самосознания общества.

Проведение сравнительного анализа сущностных черт петербургских литературных салонов первой трети XIX века и парижских литературных салонов второй половины XVIII века в третьем параграфе второй главы позволило исследовать взаимосвязь петербургского литературного салона с парижским предшественником. В результате были выделены как основные заимствования из традиций парижской салонной культуры, так и уникальные особенности петербургского литературного салона первой трети XIX века. Это позволяет сделать заключение о том, что петербургский литературный салон первой трети XIX века представлял собой уникальное культурное явление, сочетающее в себе бинарность по отношению к салонной культуре вообще. С одной стороны, в нем ярко выражены черты его предшественника и ориентирапарижского литературного салона второй половины XVTII века. С другой, он обладал рядом собственных специфических черт, связанных с особой культурной ситуацией, возникшей в Петербурге в начале XIX столетия на основе особой роли просвещенной русской аристократической элиты, осознававшей свою историческую культурную миссию в формировании основ национальной культуры. Все это позволяет рассматривать петербургский литературный салон первой трети XIX века как самостоятельный культурный феномен.

В рамках нашего исследования парижский литературный салон не был выделен в самостоятельный предмет рассмотрения и служил скорее тем «европейским контекстом», определенным нами логикой поставленных задач. Мы посчитали уместным с целью введения в научный оборот примера системного культурологического исследования салонной культуры, включить приложение, содержащее выполненный нами перевод отдельных глав монографии современного французского ученого Антуана Лилти «Мир салонов». Разрешение на это было получено нами в процессе научного общения и консультацийх автором.

Анализ основных этапов и тенденций культурно-исторического развития петербургского литературного салона, проведенный в заключительном.

параграфе второй главы, позволяет утверждать, что изменения культурной среды последующих историко-культурных периодов обуславливают характер трансформации салонов. Материалы второй главы позволяют говорить о значении петербургского литературного салона не только в русской культуре первой трети XIX века, но и о необходимости современного обращения к его примеру как к одной из лучших форм духовной жизни прошлого, живого интеллектуального общения.

Именно в таком аспекте представляется интересным и актуальным сохранение и развитие традиций литературного салона в XXI столетии как живой, развивающейся части историко-культурного процесса. Проводя «культурные параллели» с периодом наибольшего расцвета и наблюдая современные формы организации культурной жизни, можно попытаться выстроить концепцию той модели, которая будет сохранять традиционные черты, но в то же время соответствовать тенденциям и требованиям нашего времени. В этом, как нам кажется, и состоит практическая значимость данной диссертационной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АнциферовН.П. «Непостижимый город.». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М. Б. Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991. 335 с.
  2. JT.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с.
  3. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н. А. Сочинения. / Сост.- вступ. И примеч. А. В. Гулыги. М.: «Раритет», 1994. 416 с. С.257−412.
  4. В.Э. Пушкинская пора: Сб.ст. СПб.: Академический проект, 2000. 624 с.
  5. Голубева ОД А. Н. Оленин. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1997. 191 с.
  6. О.Д. В.Ф. Одоевский. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995.163 с.
  7. О.Д. И.А. Крылов (1768−1844). СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1997. 138 с.
  8. А., Гордин М. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб.: Пушкин, фонд, 1995. 414 с.
  9. A.M. Пушкинский Петербург. Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1991. 316 с.13ripow.ЯгДневник-ИтИгКозловагСПбт: типгМгСтасюлевичаг1906−33-с-14."Души моей царицы" / Сост.: Д. В. Липкович, Е. И. Янова. Ростов н. / Д: Ирбис, 1997. 303 с.
  10. ИвановА.А.Дома и люди: Из истории петербургских особняков. СПб.: Лениздат, 1997. 527 с.
  11. Е. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х гг. XIX в.: В 2 кн. СПб.: Амфора, 2005. 815 с.
  12. ИезуитоваР.В. «В тревоге пестрой и бесплодной.» // Петербургские встречи Пушкина / Сост. Л. Е. Кошевая. Л.: Лениздат, 1987. 478 е., с. 251−266.
  13. Р.В. Жуковский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1976. 295 е., с. 175 193.
  14. Р.В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1991. 350 с.
  15. КГ. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания / Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. 712 с. (Русский путь).
  16. ИтенбергБ.С. Российская интеллигенция и Запад: Век XIX. Очерки. М.: Наука, 1999. 232 с.
  17. М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Славия, 1996. 407 с.
  18. И.А. Алексей Николаевич Оленин. СПб.: тип. Глав, ур. уделов, 1904. 40 с.
  19. Л.Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1978. 143 с.
  20. Ъ2.Лотман Ю. М. «Задумчивый вампир» и «Влюбленный бес» // Лотман Ю.М.
  21. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 847 е., с. 346−350. 33. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Цикл лекций. Взаимоотношение людей и развитие культур // Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб., 2003. 624 е., с. 448−455.
  22. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 1994. 399 с.
  23. Ю.М. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях. М., 2000. 259 с.
  24. Ю.М. Перевернутый образ // Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 270 е., с. 123−175.39Лотман.Ю. М. Поэзия 1790 -1810-х годов // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб., 2001. 848 с.
  25. Ю.М. Сотворение Карамзина // Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.: Искусство-СПб., 1997. 832 е., с. 244−266.
  26. Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 847с.
  27. Н.А. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.: Изографус, Эксмо, 2002. 364 с.
  28. И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 1. СПб.: Изд. «Пушкинского фонда», 2007. 272 с.
  29. О.С. «Во всем блеске своего безумия». Русские утопии // «Канун». 1995. Вып. 1. С. 155−156.
  30. О.С. Как воспитывали русского дворянина. СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 1999. 220 с.
  31. Л.Н. Петербургская жизнь пушкинской поры // Пушкинский Петербург. Л.: Лениздат, тип. им. Володарского, 1949. 416 с, с. 199−284.
  32. Е.Р. Петербургские истории: Город и интеллигенция в минувшем столетии (1810-е 1910-е гг.). СПб.: РИЦ «Культ-информ-пресс», 1998. 528 е., с. 149−185.
  33. У. «Не пой, красавица, при мне.»: Культурная территория русского романтизма Пер. с итал. М.: Аграф, 2003. 336 с.
  34. ПриймаФ.Я. Пушкин и кружок А. Н. Оленина // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 2. М.-Л.: Наука, 1958. С. 229−246.
  35. Н.А. Д.Ф. Фикельмон в жизни Пушкина- Д.Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина // Раевский Н. А. Если заговорят портреты. Об А. С. Пушкине. Алма-Ата: Жазушы, 1965. 183 е., с. 91−181.
  36. СоловьевН.В. История одной жизни: А. А. Воейкова. Т. 1−2. Пг.: Тип. Сириус, 1915−1916. 269 с.
  37. Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Петроград: Былое, 1922. 152 с.
  38. СпивакД.Л. Метафизика Петербурга. Начала основания. СПб.: Алетейя, 2003. 479 с.60ЛарЬГ. Общественное мнение и толпа / Пер. с франц. под ред. П. С. Когана. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1902. 201 с.
  39. Л.В. Приют, любовью муз согретый. СПб: Нестор-История, 2007. 582 с.
  40. М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. 223 с.бЪ.Уваров М. С. Город. Метапоэзия Петербурга // Дружба народов. 1996. № 6.
  41. М. С. «Реквием» А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга // Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000. С. 255−272.
  42. В.И. Женские салоны в Европе XVH-XVIII вв. // Женщины. История. Общество: сборник научных статей / Под общ. ред.
  43. В.И."Успенской. Вып. 2. Тверь: ОГУП «Тверское областное книжно-журнал.изд.», 2002. 302 е., с. 171−199.
  44. .А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры .II Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.
  45. Г. П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России / избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. Т. 2. СПб.: София, 1991. 352 е., с. 206−227.
  46. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
  47. ХреновН.А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб.: Алетейя, 2005. 604 с.
  48. XIX века. СПб.: Сердце, 1993. 118 с. 12. Чистова И. С. Пушкин в салоне Авдотьи Голицыной // Пушкин.
  49. Исследования и материалы. Т. III. Л.: Наука, 1989. 357с., с. 186−202. 1Ъ. Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750−1950). СПб.:
  50. Сов. писатель". 1987. С. 428−436. 16. Яцевич А. Г. Пушкинский Петербург. СПб.: Петрополь, 1993. 431 с.
  51. Быт Пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А.-К. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. 304 с.
  52. Быт Пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л.-Я. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. 416 с.
  53. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 1996. 152 с. 81 .Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009. 594 с.
  54. Искусство в системе культуры: Сб. ст. / Сост. М. С. Каган. JL: Наука, 1987. 272 с.
  55. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  56. И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега, JL: Высшая школа, 2003. 616 с. 87.0негинская энциклопедия / Под общ. ред. Н. И. Михайловой. Т. II.: Л. Я. М.: Русский путь, 2004. С. 271−275, с. 470−475.
  57. С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: Фирма СТД, 2005. 832 с.
  58. В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., изд-во Санкт-петерб. гос. ун-та, 2005. 223 с.
  59. Санкт-Петербург: Энциклопедия. СПб. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.1024 е., с. 775−776.91 .ЧавчавадзеН.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
  60. Энциклопедический словарь. Репринт. Воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауза-И.А. Ефрон. 1890 г. Т. 56. Саварш-Сахарон. М.: СП «Терра», 1992. 480с., с. 146−147.1. Авторефераты диссертаций
  61. Автореф. дис.. д. филол. наук. М., 2003. 37 с.
  62. А.В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. искусствоведения. М., 2000. 19 с.
  63. Д.И. Правомонархические салоны в системе власти самодержавной России конца XIX-начала XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. наук. СПб., 2005. 39 с. 1. Статьи из журналов
  64. А. В-н А. Н. Пыпин. Меценаты и ученые Александровского времени // Вестник Европы. 1888. T.V. С. 721−723.
  65. JI.A. Александрина // Московский журнал. 2000. № 12. С. 24 -31.
  66. Н.А. Княгиня Зинаида Александровна Волконская // Исторический вестник. 1897. Т. LXVIII. С. 131.
  67. В.П. К истории повести Пушкина «Гости съезжались на дачу.» // Временник Пушкинской комиссии, 1966. Л.: Наука, 1969. С. 3643.
  68. М.И. Пушкин в итальянском дневнике Д.Ф. Фикельмон // Временник Пушкинской комиссии. 1970. С. 14−32.
  69. ГоряйноваШ. «Средь модных и старинных зал»: Пушкин в салонах. //
  70. Салон. 1995. № 1. С. 38−42.
  71. .А., ЖаткинД.Н. Дворянские салоны в жизни российского общества: (20 -40 гг. XIX в.) // Исторические записки. 2000. Вып. 4. С. 81−87.
  72. ДувакинВД. Запись 1973 г. Разговоры с Бахтиным / Текст подгот.
  73. B.Ф. Тейдер, М.В. Радзишевской- Коммент. С. Г. Бочарова, JI.C. Мелиховой, A.M. Кузнецова, Н. И. Николаева // Человек. 1994. № 1. С. 158−173- № 2. С. 154−169- № 3. С. 169−182- № 4. С. 178−189- № 5. С. 122−137- № 6. С. 154−172.
  74. Н.В. Пушкин и Е.М. Хитрово // Письма Пушкина и Е. М. Хитрово. 1827−1832. / Труды Пушкинского Дома. Вып. 48. Л., 1927. 214 е., с. 143−204.
  75. КолосоваН. «Исторические записки А.О.С.***». А. С. Пушкин и А.О. Смирнова// Наше наследие. 1999. № 50−51. С. 55−70.
  76. О.В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи // SGU. RU/ Исторический факультет / Научные публикации факультета / Социально-культурный сервис и туризм.
  77. А.В. Салон в культуре Франции // Искусствознание. 2001. № 1.1. C. 508−519.
  78. Н.Х. Мужское и женское в культуре // Вестник Новосиб. гос. ун-—та.-Серия «Философия». Ловосибирск, 2005. Т. З. Вып. 2. С. 100−110.
  79. С.А. Дворцовая наб., 4 // Труды Ленинградского библиотечного института им. Н. К. Крупской. Т. 4. Л: Изд-во Ленинградского библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской, 1958. 24 с.
  80. С.А. Пушкин, в салоне Фикельмон (1829−1837) // Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л.: Наука, 1980. С. 36−48.
  81. Е.С. «Черноокая Россети» // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 26. СПб., 1995.
  82. К. Светский человек в русской культуре XVIII века // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. XXI. Тарту: изд-во Тартуского ун-та, 1987. С. 89−93.1. Материалы конференций
  83. И.И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии.культуры. Вып. 1. СПб., 1993. С. 7−25.
  84. Г. Ю. Западноевропейское влияние на светскую жизнь русского дворянства в петровскую и екатерининскую эпоху // Екатерина Великая: эпоха российской истории. Международн. конф. СПб., 26−29 авг. 1996. СПб, 1996. С. 192−194.
  85. А. А. Ритуал в системе французской салонной культуры XVII в. // Ритуальное пространство культуры: Материалы форума. СПб, 2001. С. 355 358.
  86. Т.Е. Петербургский светский салон в контексте пушкинской эпохи // Язык и культура. Взаимопонимание. Материалы международной научно-практической конференции «Герценовские чтения». СПб., 1999. С. 37−39.
  87. А.В. Памяти Полонского // Амфитеатров А. В. Собрание сочинений. Т. 35. СПб.: Просвещение, 1915. 361 е., с. 287−297.
  88. С. Т. Биография М.Н. Загоскина. М.: Ун-тская тип., 1853. 58 с.
  89. П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. 1799−1826. СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1874. 332 с.
  90. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вступ. ст.
  91. B. Вацуро, сост. и коммент. В. Вацуро, М. Гиллельсона. Т. 1. М.: Худ. лит, 1985. 543 с.
  92. И.С. А.О. Смирнова Некролог. // Русь. 1882. № 37. С. 10−11.
  93. Ю.К. Воспоминания: Вып. 1−3. Вып. 2. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. 563 с.
  94. Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Переписка Александра Ивановича Тургенева с кн. Петром Андреевичем Вяземским / Под ред. и с примеч. Н. К. Кульмана. Т. I.: 1814−1833 гг. Петроград, 1921. 542 с.
  95. А. О Блоке / Вступит, ст., составление, подготовка текста и комментарии А. В. Лаврова. М.: Автограф, 1997. 608 е., с. 349−357.
  96. БенуаА. Мои воспоминания: В 5 кн. Т. II. М.: Наука, 1980. 743 е., с. 324 327.
  97. Ф.В. Встреча с Карамзиным // Альбом северных муз: Альманах на 1828 г. СПб., 1828. С. 137−168.
  98. З.А. О.Н. Чюмина (1862−1909) // Вестник Европы. 1909. № 10.1. C.854−863.
  99. Н. Об альбомах // Благонамеренный. 1820. № 7. С. 24−26.
  100. С.М. По памяти // Последние новости. 1927. 31 авг.
  101. В.В. Пушкин в жизни: Сист. свод подлинных свидетельств современников / Предисл. Дм. Урнова, Вл. Сайтанова. Мн.: Мает. Шт., 1986. 685 с.
  102. А.А. Сословие друзей просвещения // Русский библиофил. 1912. № 4−6. С. 58−65.
  103. Ф.Ф. Записки. Изд. «Русского Архива»: Ч. 1−3. Ч. 1. М.: Унив. Тип., 1892. 189 с.
  104. Виктор Кузен. Высшее французское общество в XVII веке // Современник. 1853. № 1. С. 21−134.
  105. П.А. Старая записная книжка. / Ред. и примеч. Л. Гинзбург. Л., 1929. 347 с.
  106. П.А. Граф Алексей Алексеевич Бобринский // Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. 7. СПб: изд. гр. С. Д. Шереметьева, 1882. 514 с.
  107. ГаевскийВ.П. Дельвиг // Современник. 1853. № 5−6. С. 1−70- 1854. № 1. С. 1−70- 1854. № 9. С. 1−70.
  108. Н.И. Записки о моей жизни. M.-JL: Academia, 1930. 896 с.
  109. ГуревичЛ.Я. Памяти И. Ф. Анненского // Русская мысль. 1910. № 1. С. 163−166.
  110. А.И. Из «Моих воспоминаний» // Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1985. 345 е., с. 123−142.
  111. А.И. Мои воспоминания. Т. 1. М., 1912. 220 с.
  112. И.И. Сочинения / Ред. и примеч. А. А. Флоридова: В 2 т. СПб.: Е. Евдокимов, 1893. 338 с.
  113. ДмитриевМ.А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: Рус. архив, 1869. 299 с.
  114. Л. Ф. Салон графини Толстой // Достоевская Л. Ф, Достоевский в изображении своей дочери. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. 244 е., с. 176−181.
  115. Н.В. Тетушкин альбом // Столица и усадьба. 1916. № 68. 15 окт. С. 10−12.
  116. С.П. Записки современника. М.: «Русский архив», 1890. 400с.
  117. Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных // Пушкин в письмах Карамзиных 1836−1837 гг. Под ред. Н. В. Измайлова. M.-JL: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. 436 с.
  118. К.Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х гг. XIX в. Люди и идеи (Мемуары современников). М.: Изд-во МГУ, 1989. 446 е., с. 135−143.
  119. М.Ф. Воспоминания рПодг. текста, сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Боковой. М.: Худож. лит., 1991. 382 с.
  120. В. Рассказы об И.А. Крылове // Русская старина. 1870. Т. III.
  121. А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка / Сост., вступ. ст. и прим. A.M. Гордина. М.: Правда, 1989. 480 с.
  122. Е.Н. Из писем А.И. Тургенева к А. Я. Булгакову // Московский пушкинист. М., 1927. Вып. 1. С. 34−36.
  123. А.И. Записки (1812−1883 гг.). Berlin: В. Behr’s Verlag (Е. Bock), 1884. 232 с.
  124. Кошелев А. И Мои воспоминания о Хомякове // Русский архив. 1879. Т. 3. № 11. С. 266−268.
  125. И.А. Полное собр. соч. / С биографией его, написанной П. А. Плетневым: В 3 т. Т. I. СПб: Ю. Юнгмейстер, Э. Веймар, 1847. 341 с.
  126. В. Высшее французское общество в XVII веке // Современник. 1853. № 1.С. 21−134.
  127. ЛеманА.И. Статьи о Гаршине // Леман А. И. Рассказы. СПб., 1888. 229 е., с. 25−133.
  128. Лещ В. Приключения лифляндца в Петербурге // Русский архив. 1878. Т. 1 .№ 4. С.44СЬ442."
  129. Леткова-СултановаЕ.П. О Ф. М. Достоевском // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1990. 535 е., с. 443−462.
  130. ЛибровичС.Ф. На книжном посту: Воспоминания. Записки. Документы. Пг., М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. 496 с.
  131. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1975. 430 с.
  132. А.В. Из моей старины. Воспоминания // Русский архив. Кн. 3. 1900. № 9. С. 600−621- Кн. 1. 1901. С. 470−504.
  133. О.О. Орел-Оитенцов. Из воспоминаний о кн. Одоевском // Русский архив. 1892. Т. I. С. 86−88.
  134. А.А. Дневник. Воспоминания / Вступ. статья В. М. Файбисовича. СПб.: Академический проект, 1999. 367 с.
  135. Остафьевский архив князей Вяземских: В 4 т. Т. I. СПб: Шереметьев. 1899. 729 с.
  136. А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853−1855 / Перевод Е. В. Герье / Вступ. ст. и примеч. С. В. Бахрушина. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1928. 221 с.
  137. Ф.Ф. Я.П. Полонский // Новое слово. 1914. № 5. С. 32−40.
  138. К. Жена поэта. СПб.: Эпоха, 1922. 37 с.
  139. Е.А. Дневник и записки (1854−1886). / Ред., ст. и коммент. И. Н. Розанова. M.-JL: Academia, 1934. 586 с.
  140. ЭйссерА.П. Из воспоминаний о Достоевском // Знамя. 1991. № 11. С. 160−176.
  141. С.Д. Воспоминания в письме к А.Г. Достоевской от 8/20 января 1882 г. // Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Сб. 2. M.-JL: «Мысль», 1924. 785 е., с. 380−388.
  142. Duchesse d’Abrantes. Les salons de Paris. P., 1984. 454 p.
  143. Gaxotte P. Paris XVIII siecle. Paris, 1987. 320 p.
  144. Glotz M, Maire M. Salons du XVIII siecle. Paris, 1949. 663 p.
  145. LiltiA. Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle. P., 2005. 568 p.
  146. Lougarde A., MichardL. Moyen Age. Paris, 1964. 238 p.
  147. Mason A. The Woman of the French Salons. NY., 1891. 249 p.
  148. PicardR. Les salons litteraires et la societe francaise 1610−1789. NY., 1943. 440 p.
  149. В.И. Воспоминания // Вестник Европы. 1867. Т. III. С. 265−266.
  150. П.А. Сочинения и переписка: В 3 т. Т. II. СПб.: тип. Акад. Наук, 1885. 577 е., с. 80−82.
  151. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т. I. М.: Правда, 1986. 592 с.
  152. ДМ. Воспоминания // Исторический Вестник. 1892. № 4. С. 5258.
  153. М. И Воспоминание о кн. В. Ф. Одоевском // В память о князе В. Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского», 1869. 119 е., с. 56−57.
  154. Полвека русской жизни. Воспоминания А. И. Дельвига. 1820−1870 / Ред. и вступ. ст. С. Я. Штрайха / Предисловие Д. О. Заславского. М.-Л.: Academia, 1930. 560 с.
  155. И. Неформалы на Невском // Нева. 2004. № 3. С. 24−29.
  156. А. Зодчий жил на Миллионной. // Нева. 1972. № 4. С. 214−215.
  157. А.С. Дневник. 1833−1835 / Коммент. Б. Л. Модзалевского,
  158. B.Ф. Саводника, М. Н. Сперанского, П. Е. Щеголева / Сост., предисл.
  159. C.А. Никитина. М.: Три века, 1997. 605 с.
  160. Пушкин и кн. Е. И. Голицына // Пушкин А. С. Сочинения / Под. ред. С. А. Венгерова. СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон. Т. I. 1907. С. 516−526.
  161. ПыляевМ.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. М.: СварогиК, 1997. 470 с.
  162. Е.А. Воспоминания о былом. Из семейной хроники 1770−1838 гг. Е. А. Сабанаевой / Предисл. Д. А. Корсакова. Ред. и примеч.
  163. Б .Л. Модзалевского. СПб.: Огни, 1914. 172 с.
  164. А.А. Белые колокольчики: (Воспоминания о Владимире Соловьеве) // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 301−302.
  165. СвербеевД.Н. Записки (1799−1826): В 2 т. Т. I. М.: изд. Софьи Свербеевой, типо-лит. товар. И. Н. Кушнеров и К., 1899. 525 с.
  166. В.А. Воспоминание о кн. В. Ф. Одоевском // В память о кн. В. Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского"Д869. 119 с.
  167. В.А. Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина. М.: тип. Грачева, 1866. 71 с.
  168. В.А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба / Примеч. И. С. Чистовой. СПб.: ТОО «Афина», 1993. 318 е., с. 209−210, с. 222 224.
  169. Ф.Г. Моя жизнь и худож.-археол. труды // Русская старина. 1876. № 1. С. 617−644- № 3. С. 619−620.
  170. В.В. Воспоминания о моей сестре // Книжки недели. 1896. Т. 1. С. 205−209.
  171. П.Н. Женщины старого Петербурга. Графиня Лаваль // Наша старина. 1817. Вып. 3. С. 68−84.
  172. С.П. Биографический очерк Е.П. Ростопчиной. Т. I. СПб., 1890. С. XII.
  173. Ф. Кн. В.Ф. Одоевский // В память о кн. В.Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского», 1869. 119 е., с. 72−73.
  174. Трубецкая 3. А. Достоевский и А. П. Философова // Ф. М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. С. 23−29.
  175. А. И. Письмо А.Я. Булгакову от 9 января 1837 г. // Московский Пушкинист. М., 1927.Вып. 1. С. 34−35.
Заполнить форму текущей работой