Петербургский литературный салон в русской культуре первой трети XIX века
Методологическая и теоретическая база диссертации. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей литературы и культуры, социологов и историков. Задачи исследования требуют применения общенаучной и культурологической методологии, в связи с чем, в работе использованы следующие методы: системный (системное рассмотрение культуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Культурная среда петербургских литературных салонов первой трети XIX века
- 1. 1. Историко-культурные основания салонной культуры Петербурга в контексте традиций европейского салона
- 1. 2. Литературный салон как ответ на духовный запрос дворянской культуры в России и Петербурге
- 1. 3. Отражение салонной культуры в русской литературе
- Глава 2. Сущностная специфика петербургского литературного салона
- 2. 1. Характерологический портрет петербургского литературного салона: общее и специфическое
- 2. 2. Функции и культурное значение петербургского литературного салона
- 2. 3. Петербургский литературный салон первой трети XIX века и парижский литературный салон второй половины XVIII века: сравнительный анализ
- 2. 4. Культурно-исторические традиции петербургского литературного салона в XIX—XX вв.еках
Петербургский литературный салон в русской культуре первой трети XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Нет сомнения в том, что переосмысление и переопределение ценностных ориентиров современного общества делает актуальным поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого. Обращение к периодам расцвета отечественной культуры позволяет наиболее правильно осмыслить современность, проследить «связь времен» и выстроить гипотезы о развитии культуры в будущем. В этом смысле, актуальность обращения к исследованию культуры литературного салона обусловлена возможностью особым образом приобщиться к духовным ценностям прошедшей эпохи и решать задачи их сохранения. На наш взгляд, петербургский литературный салон первой трети XIX века как центр генерации духовных и общекультурных ценностей занимает особое место. Исследование салонной культуры в целом и петербургского литературного салона в частности продуктивно и с точки зрения решения самых разнообразных культурологических задач.
Расцвет культуры петербургского литературного салона приходится на первую треть XIX века и связан с аристократической духовно-интеллектуальной элитой в России. Литературные салоны, объединяя в себе избранный круг просвещенных людей, концентрировали в себе лучшие традиции высшего дворянского сословия и, в известной степени, традиции национальной русской культуры. Высказывание Ю. М. Лотмана о том, что «там, где нет малых коллективов, там нет и большой культуры» весьма показательно в этом смысле. Перед современной интеллектуальной элитой по-прежнему стоит проблема социокультурной самоидентификации и определения своей роли в современной культуре и общественной жизни. Кроме того, учитывая, что для современного социума характерна нарастающая тенденция к усилению роли массовой культуры, еще более актуально обращение к особым формам духовно-интеллектуальной жизни и лучшим традициям подобных «малых коллективов».
Извечная проблема интеллектуального общения занимала человечество всегда и особенно остро она стоит сегодня, когда мы наблюдаем все более выраженное доминирование виртуальных и дистанционных средств коммуникации на фоне «забывания» живого человеческого общения, одной из форм которого является литературный салон прошлого.
Актуальность темы
диссертации обусловлена и возрождающимся интересом современников к культурным традициям петербуржцев прошлых поколений, стремлением к возрождению и сохранению городской петербургской культуры в различных ее проявлениях и аспектах.
Тема литературных салонов и кружков довольно часто затрагивалась в отечественных, в первую очередь, филологических исследованиях. В них салоны, как правило, выступали в качестве предмета дополнительного изучения при решении каких-либо иных задач. В последние два десятилетия культура салонов представляет значимый научный интерес для самых разных направлений гуманитарного знания. Вместе с тем при всем многообразии авторов и исследований сохраняется дефицит глубокого, системного изучения петербургского литературного салона, особенно в части выявления историко-культурных оснований и связей с традициями европейской салонной культуры. Все это актуализирует и обосновывает проведение системного культурологического анализа петербургского литературного салона.
Степень научной разработанности темы. Работы по данной теме принадлежат, в основном, литературоведам, которые акцентируют свое внимание на роли салонов в литературе и литературной жизни. Для большинства искусствоведов, историков, культурологов и социологов, касающихся данной темы, характерно исследование салонов без акцентуации их отличительных типологических признаков.
Исследовательское поле охватывает литературные общества в целом, включая и литературные кружки, и салоны. На наш взгляд, в этих исследованиях сохраняется нечеткость определения литературного салона. Вместе с тем, уместно отметить неослабевающий интерес к данной теме в различные культурно-исторические периоды, как правило, в переходные и кризисные: в 20-е и 90-е гг. XX века, в настоящее время.
Первые исследования русских литературных салонов мы находим во второй половине XIX века. Истоки и причины зарождения салонов в Европе.
1 2 можно найти в работах Г. Тарда. Благодаря работам Н. П. Анциферова,.
Н.В. Дризена, 3 И. А. Кубасова, 4 М. Н. Мазаева, 5 М. И. Пыляева, 6 С. П. Сушкова, 7 носящим во многом описательный характер, можно иметь представление о хозяйках или хозяевах наиболее известных салонов. Обнаруженный.
А.А. Веселовским8 и впервые опубликованный «Журнал всех входящих и исходящих бумаг» салона С. Д. Пономаревой, предстает перед нами в восприятии и оценке самого исследователя.
В 20-е гг. XX века выходит ряд книг, которые посвящены собственно литературным салонам и кружкам. Так в сборнике H.JI. Бродского9 представлен обширный эпистолярный и мемуарный материал о литературных салонах и кружках в России. Вступительная статья указывает на процесс развития данных явлений и содержит их отличительные признаки. Особого внимания заслуживают глубокие исследования выдающихся филологов отечественной науки — М. Аронсона и С. Рейсера, 10 которые не только служат основным фундаментальным собранием мемуарных, эпистолярных и пр. свидетельств по данной теме, но и выдвигают ряд научных проблем. Среди них, такие как изучение кружков и салонов, их специфика и значение для истории русской литературы, их значимость в формировании общественной русской мысли.
1 Тард Г. Общественное мнение и толпа / Под ред. П. С. Когана. М., 1902.
2 Анциферов Н. П. «Непостижимый город.». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб., 1991.
3 Дризен Н. В. Тетушкин альбом // Столица и усадьба. 1916. № 68. 15 окт.
4 Кубасов И. А. А. Н. Оленин. СПб., 1904.
5 Мазаев М. Н. Дружеское литературное общество С. Д. Пономаревой (Из истории литературных кружков в России)//Библиофил. 1892. № 12.
6 Пыляев М. И. Старый Петербург: Рассказы из жизни былой столицы. СПб., 1889.
1Сушков С. П. Биографический очерк Е. П. Ростопчиной И Ростопчина Е. П. Сочинения. СПб., 1890. Т. 1.
8 Веселовский А. А. Сословие друзей просвещения. Дружеское литературное общество С. Д. Пономаревой // Русский библиофил. 1912. № 4.
9 Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века / Ред., вступ. ст. и примеч. Н. Л. Бродского. М.-Л., 1929.
10 Аронсон М. и Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000; а также о салоне Д. Ф. Фикельмон: Рейсер С. А. Пушкин в салоне Фикельмон (1829−1837) // Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л., 1980.
Основополагающие статьи Б.М. Эйхенбаума1 раскрывают понятие «литературный быт» и дают представление о роли литературных кружков и салонов в истории русской культуры. О наиболее известных литературных салонах Петербурга упоминается в следующих исследованиях: о салоне Карамзиных — в изданном дневнике Пушкина со вступительной статьей.
А 2.
П.Е. Щегловао салоне А.О. Смирновой-Россет — работа Н. Д. Александровао о салоне Хитрово-Фикельмон — книга Е. Н. Раевского.4 Французским салонам XVTII века посвящает свою небольшую книгу А. Сологуб-Чеботаревская.5 Заметным исследованием является работа Б.Ф. Егорова6 о русских салонах и кружках, их значении для блестящего культурного слоя пушкинской эпохи.
В фундаментальных работах Ю. М. Лотмана изложены результаты теоретических исследований различных аспектов истории русской культуры и литературы. У исследователя нет работ, специально посвященных литературному салону как явлению культуры. Тем не менее, в его многочисленных исследованиях затронуты: тема салонов как выражение традиций русского дворянствапроблема бытовой культуры XVIII—XIX вв.еков, которая позволяет выявить специфику историко-культурного периодавлияние парижской салонной культуры на культуру европейского салона и предпосылки зарождения русских салонов в Россиизначение литературы в жизни общества.
1 Эйхенбаум Б. М. Литературный быт// Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987; Эйхенбаум Б. М.
Литература
и писатель// Аронсои М. и Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000.
2 Дневник Пушкина. 1833−1835 / Под ред. Модзалевского и со ст. П. Е. Щеголева. М.-Петроград, 1923.
3 Александров Н. Д. А. О. Смирнова. Об ее жизни и характере // Историко-литературный сборник. Посвящается Всеволоду Измаиловичу Срезневскому (1891 -1916). Л., 1924.
4 Раевский Н. А. Д. Ф. Фикельмон в жизни ПушкинаД.Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина // Раевский Н. А. Если заговорят портреты. Алма-Ата, 1965.
5 Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Петроград, 1922.
6 Егоров Б. Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры. Т. 5. М., 1996.
7Лотман Ю. М. Поэзия 1790- 1810-х годов // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001; Лотман Ю. М. Русская литература на французском языке //Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3 т. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII-первой половины XIX века. Таллинн, 1992; Лотман Ю. М. «Езда в остров любви Тредиаковского» и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века// Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997; Лотман Ю. М.
Литература
в контексте русской культуры XVIII века // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997; Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Труды по знаковым системам. VIII. Тарту, 1977; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVlII-начало XIX века). СПб., 1994; Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002; Лотман Ю. М., Марченко Н. А., Павлова Е. В. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях: камерный портрет первой половины девятнадцатого века. М., 2000. общества в начале XIX века-1 ценность живого человеческого общения и искусство такого общения в салонах А. А. Воейковой, А. А. Дельвига,.
A.Н. Оленина и др.-2 противопоставление разных моделей женского поведения в литературном и светском салоне.3.
Особая заслуга в исследовании данной темы принадлежит В. Э. Вацуро об истории литературного салона С. Д. Пономаревой, 4 а также об альбомах5 как отражении салонной культуры.
В конце 80-х-90-х гг. XX века вновь возрастает исследовательский интерес к истории дворянской культуры, ставятся задачи переосмысления отношения к салонам. К этому периоду принадлежат работы A.M. и М. А. Гординых, 6 Р. В. Иезуитовой, 7 Н. П. Колосовой, 8 М. А. Турьян, 9 И. С. Чистовой, 10.
B.Ф.Шубина.11 В последние два десятилетия публикуется ряд работ по истории русской и петербургской дворянской культуры, среди авторов которых — И. В. Кондаков, 12 В. М. Живов, 13 О. С. Муравьева, 14 Б. А. Успенский.15.
Для культурологического обоснования основной диссертационной проблемы большое значение имеют работы петербурговедческого характера. Среди современных исследователей социокультурного пространства.
1 Лотман Ю. М. К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.
2 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Цикл лекций. Взаимодействие людей и развитие культур // Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2003; Лотман Ю. М. «Задумчивый вампир» или «Влюбленный бес» // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1998.
3 Лотман Ю. М. «Перевернутый образ» //Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
4 Вацуро В. Э. С.Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
5 Baifypo В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750 — 1840-е годы) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 г. Л., 1979.
6 Гордин A.M., Гордин М. А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб., 1995; Гордин A.M. Пушкинский Петербург. Альбом. Л., 1991.
7 Иезуитова Р. В. Жуковский в Петербурге. Л., 1976; Иезуитова Р. В. «В тревоге пестрой и бесплодной.» // Петербургские встречи Пушкина. Л., 1987; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л., 1991.
8 Колосова Н. П. Россети-черноокая. М., 2003.
9 Турьян М. А. Странная моя судьба: о жизни В. А. Одоевского. М., 1991.
10 Чистова И. С. Пушкин в салоне Авдотьи Голицыной // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989.
11 Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985.
12 Кондаков И. В. Культурология: История культуры России: Курс лекций. М.-Л., 2003.
13 Живов В. М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII-начало XIX века). М., 1996.
14 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. СПб., 1999; Муравьева О. С. «Во всем блеске своего безумия» // Русские утопии. Канун. Вып.1. СПб., 1995.
15 Успенский Б. А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Успенский Б. А. Избранные труды. T 2. Язык и культура. М., 1994.
Петербурга наиболее авторитетными являются имена Ю. Н. Беспятых, 1 И. И. Евлампиева, 2 К. Г. Исупова, 3 М. С. Кагана, 4 Д. Л. Спивака, 5 М. С. Уварова.6 М. С. Уварова.6.
Проблемы элитарной культуры в России и пути их решения озвучиваются п в сочинениях видных мыслителей русского зарубежья Н. А. Бердяева и Г. П. Федотова.8.
Пониманию роли женщины в культуре способствуют тендерные исследования Н. Х. Орловой, 9 Н. Л. Пушкаревой, 10 Г. А. Тишкина.11 Аксиологический подход к объяснению специфики культуры представлен в книге Г. П. Выжлецова, 12 И. И. Докучаева, 13 М. С. Кагана, 14 В. Н. Сагатовского, 15 Н. З. Чавчавадзе.16 Русским салонам в контексте дворянской культуры пушкинской эпохи посвящены: Энциклопедический словарь «Быт пушкинского.
17 IЯ 10.
Петербурга", книга Н. А. Марченко, очерки И. А. Муравьевой, статьи Т. Е. Смольяниновой, 20 историко-краеведческий очерк Л.В. Тимофеева1 о салоне.
1 Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997; Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб., 1991.
2 Евлалтиев И. И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба// Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. СПб., 1993. С. 7−25.
3 Исупов К. Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. СПб., 2000.
4 Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
5 СпивакД.Л. Метафизика Петербурга. Начала основания. СПб., 2003.
6 Уваров М. С. Город. Метапоэзия Петербурга// Дружба народов. 1996. № бУваров М.С. «Реквием».
А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга // Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000; Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998.
7 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма// Бердяев Н. А. Сочинения. М., 1994. С.257−412.
8 Федотов Г. П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 2. СПб., СПб., 1991. С. 206−227.
9 Орлова Н. Х. Мужское и женское в культуре // Вестник Новосиб. Гос. ун-та. Серия «Философия». Новосибирск, 2005. Т. 3. Вып. 2. Орлова Н. Х. Пол и тендерная картина мира // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры. СПб., 2005.
10 Пушкарева Н. Л. Историческая феминология и тендерный подход в исторических исследованиях: прошлое, настоящее, будущее // Информационный бюллетень проекта Российские летние школы по тендерным исследованиям. М., 1998. № 3.
11 ТшикинГ.А. Женский вопрос в России: 50−60-е гг. XIX века. JI., 1984.
12 Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
13 Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.
14 Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
15 Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2005.
16 Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
17 Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А.-К. СПб., 2003; Л.-Я. СПб., 2005.
18 Марченко Н. А. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2002.
19 Муравьева И. А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008.
20 Смолъянинова Т. Е. Петербургский светский салон в контексте пушкинской эпохи // Язык и культура. Взаимопонимание. Мат-лы межд. н.-пр. конф."Герценовские чтения". СПб., 1999; Слюльянинова Т. Е. Функции салоне Олениных, а также книга С. С. Комисаренко и Н. А. Хренова об истории досуговых форм в России. Известны диссертационные работы по теме салонов: Н. В. Сайкиной (1996) о московском салоне Зинаиды Волконской, А. В. Никоновой о французских салонах (2000), Д. И. Стогова о правомонархических салонах (2005), Н. Ю. Омельянюк о деятельности салонов, 4 а также Е. Н. Палий, 5 непосредственно посвященная салонной культуре России (2008). Но лишь последняя из этих работ написана в культурологическом ключе.
В последнее время как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, прослеживается научный интерес к французским салонам.
6 7 работы А. А. Скакуна, В.И. Успенской). Отметим монографию современного французского ученого Антуана Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (Antoine Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle»), основанную на его диссертационном исследовании и посвященную истории парижского салона, его роли в общественной и культурной среде Франции и эволюции процесса его изучения. Книга представляет особый интерес своей направленностью на социально-культурологический аспект проблемы и может претендовать на роль образца комплексного научного исследования не только явления как такового, но и среды, которая формировала культуру салонов. салона// Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX—XXI вв.еков. Мат-лы межвуз. н. конф. 24−25 окт. 1996. СПб., 1996.
1 Тимофеев JI.B. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. JL, 1983.
2 Комисаренко С. С. Культурные традиции русского общества. СПб., 2003.
3 Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.
4 Сайкина Н. В. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: Автореф. дис.. канд. филологических наук. М., 1996; Стогов Д. И. Правомонархические салоны в системе власти самодержавной России конца Х1Х-началаXX века: Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 2005; Никонова А. В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2000; Омельянюк Н. Ю. Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.
5 Палий Е. Н. Салон как феномен культуры XIX века: традиции и современность: Автореф. дис.. д. культурологии. М., 2008.
6 Скакун А. А. Ритуал в системе французской салонной культуры XVII в. // Ритуальное пространство культуры: Материалы форума. СПб., 2001.
7 Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII—XVIII вв. // Женщины. История. Общество: сборник научных статей / Под общ. ред. В. И. Успенской. Вып. 2. 2002.
С нашим переводом отдельных глав этой книги с французского языка можно ознакомиться в приложении к данной диссертации. Право на перевод избранных глав книги предоставлено непосредственно Антуаном Лилти для использования в научных целях.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ специфики места и значения петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века.
Реализация данной цели конкретизировалась в постановке и решении следующих задач:
— рассмотреть историко-культурные основания салонной культуры Петербурга в контексте европейской традиции;
— выявить специфику культурной ситуации в России и Петербурге первой трети XIX века, способствовавшей расцвету культуры салонов того времени;
— изучить отражение салонной культуры в русской литературе;
— проанализировать характерные черты и выявить типологический портрет петербургского литературного салона;
— проследить функциональное отражение в культуре петербургского литературного салона первой трети XIX века;
— провести сравнительный анализ петербургского литературного салона первой трети XIX века и парижского литературного салона второй половины XVTII века;
— рассмотреть основные этапы и тенденции развития петербургского литературного салона первой трети XIX века;
— ввести в научный оборот ранее не переведенные на русский язык главы из монографии А. Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (A. Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle»).
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертации является феномен салона в русской и европейской культуре XVIII—XIX вв.еков. и.
Предметом исследования является петербургский литературный салон первой трети XIX века.
Методологическая и теоретическая база диссертации. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей литературы и культуры, социологов и историков. Задачи исследования требуют применения общенаучной и культурологической методологии, в связи с чем, в работе использованы следующие методы: системный (системное рассмотрение культуры литературного салона) — структурно-функциональный (анализ функций литературного салона) — сравнительно-исторический (диахронический метод позволяет сопоставить периоды развития культуры литературного салона, а синхронический метод позволяет сопоставить сосуществующие явления культуры, такие как литературный салон, кружок, общество) — сравнительно-описательный (сравнение основных характеристик петербургского литературного салона и парижского литературного салона) — типологический (выделение основных типологических признаков салонов) — эмпирический (анализ документов) — а также семиотический, конкретно-исторический, историко-культурологический.
Источниковая база исследования. Исследование петербургского литературного салона первой трети XIX века невозможно без обращения к самому широкому спектру исторических, архивных, мемуарных материалов. Среди них следует указать, в первую очередь, библиографический указатель, содержащий раздел о литературных обществах, кружках и салонах в «Истории русской литературы XIX века» под ред. К. Д. Муратовой.1.
В своем исследовании мы опирались на подлинные документы из отдела рукописей Пушкинского Дома о салоне С. Д. Пономаревой: «Журнал всех входящих и исходящих бумаг Общества Любителей Словесности и Премудрости.», «Альбом в зеленом сафьяновом переплете с золотистым теснением» 1821 года, а также альбом Александры Осиповны Смирновой.
1 История русской литературы XIX века. Библиографический указатель. Под ред. К. Д. Муратовой. М.-Л., 1962.
2 Отд. Поступи. № 9668.
Россет.1 Изучение их способствовало наиболее глубокому пониманию специфики литературного салона пушкинской эпохи.
В диссертации использованы и проанализированы многочисленные источники из фондов РНБ и ИР ЛИ (Пушкинский Дом) о литературных салонах Петербурга первой трети XIX века. Среди них воспоминания, письма, дневники и другие документы, освещающие литературный быт и духовную атмосферу эпохи. Салону Олениных посвящены мемуары литературного критика П. В. Анненкова.2 Воспоминания Ф. В. Булгарина3 свидетельствуют о салоне Карамзиных. Записные книжки яркого представителя пушкинской эпохи, поэта и литературного критика П. А. Вяземского, 4 предоставляют возможность проанализировать литературный салон Е. М. Хитрово и её дочери Д. Ф. Фикельмон, салон Е. А. Карамзиной, салон Е. И. Голицыной, салон Смирновой-Россет и салон графа Соллогуба. В мемуарах В.П. Гаевского5 подробно повествуется о салонах Дельвига, Е. А. Карамзиной и С. Д. Пономаревой. В «Литературных воспоминаниях» писателя Д.В. Григоровича6 представлена литературная деятельность салона В. Ф. Одоевского. Заслуживают внимания публикации А. И. Кошелева, 7 посвященные салону Карамзиных, салону Лавалей и салону А.О. Смирновой-Россет. В своих мемуарах «Из моей старины» князь А.В. Мещерский8 писал о салоне Е. А. Карамзиной, о салоне А.О. Смирновой-Россет, о салоне Е. П. Ростопчиной. Литературные воспоминания И.И. Панаева9 интересны с точки зрения ярких характеристик личностей хозяек или хозяев салонов: В. Ф. Одоевского, Е. И. Карамзиной. Сохранились воспоминания и дневник.
1 Фр. 244. On. 1. № 180. 1832−1840.
2 Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874.
3 Булгарин Ф. В. Встреча с Карамзиным (Из литературных воспоминаний). Ч. III. СПб., 1830.
4 Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929; Вяземский П. А. Граф Алексей Алексеевич Бобринский // Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. VII. СПб., 1882.
5 Гаевский В. П. Дельвиг // Современник. Т.39. № 5−6. СПб., 1853- Гаевский В. П. Дельвиг // Современник. № 9. СПб., 1854- Гаевский В. П. Дельвиг//Современник. № 1. СПб., 1854.
6 Григорович Д. В. Литературные воспоминания // Григорович Д. В. Собрание сочинений. Т. 12. СПб., 1896.
7 Кошелев А. И. Мои воспоминания о Хомякове // Русский архив. 1879. Т. 3. № 11- Кошелев А. И. Записки. Berlin, 1884.
8 Мещерский А. В. Из моей старины. Воспоминания // Русский архив. 1901. Кн. 1- Мещерский А. В. Из моей старины. Воспоминания // Русский Архив. 1900. Кн. 3.
9 Панаев И. И. Литературные воспоминания. Л., 1928, фрейлины императорского двора и хозяйки знаменитого литературного салона.
A.О. Смирновой-Россет, 1 в которых она рассказывает о жизни своего салона, а также о салоне Е. И. Карамзиной. В мемуарах президента Академии наук, впоследствии министра народного просвещения, графа С. С. Уварова не только только повествуется о литературном салоне Олениных, но и говорится о значении подобных форм духовной жизни для современников. Достаточно значимыми для понимания сущности культуры литературных салонов первой трети XIX века и дворянской культуры являются мемуары и дневники графа.
B.А. Соллогуба, 3 чьи страницы посвящены не только заметкам о собственном салоне, но и воспоминания о гостиной Олениных, салонах князя В. Ф. Одоевского и Хитрово-Фикельмон. А также мемуары и дневники А.П. Керн4 о литературной жизни Петербурга, о салоне Дельвига, о салоне Олениных. Широко известно издание воспоминаний и дневника А. Ф. Тютчевой, в первую очередь, о салоне Карамзиных.5.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в применении системного культурологического подхода к исследованию специфики и роли петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века. Конкретная научная новизна выражается в следующих основных результатах:
— впервые петербургский литературный салон первой трети XIX века выделен как самостоятельный предмет культурологического исследования;
— проанализирована культурная среда, повлиявшая на формирование и расцвет петербургских литературных салонов первой трети XIX века;
— введено авторское определение литературного салона с последующим раскрытием его сущностных черт;
1 Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989; Смирнова А. О. Записки. Т. 1. СПб., 1894−1897.
2 А.В. [Уваров C.C.J Литературные воспоминания // Современник. Т. 27. Отд. II. Кн. 6. 1851.
3 Соллогуб В. А. Воспоминания о В. Ф. Одоевском // В память о кн. В. Ф. Одоевском. М., 1869- Соллогуб В. А. Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина. М., 1866- Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. СПб., 1993.
4 Керн А. П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1989.
5 Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания. Дневник. М., 1928.
— проведен сравнительный анализ петербургских литературных салонов первой трети XIX века и парижских литературных салонов второй половины XVIII века с целью выявления как основных заимствований из традиций парижской салонной культуры, так и уникальных особенностей петербургского салона. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Петербургский литературный салон первой трети XIX века представляет собой уникальное культурное явление, имеющее своим предшественником и ориентиром парижский литературный салон второй половины XVIII века. Он обладает рядом специфических черт, отразивших в себе влияние особой культурной ситуации в русской культуре первой трети XIX столетия, вытекающей из особой роли просвещенной аристократической элиты.
2. Литературный салон — это особая форма духовной жизни избранного круга интеллектуальной элиты, организованная для общения по историко-культурной, общественно-политической и философской тематике с акцентом на вопросы литературного творчества.
3. Специфика петербургского литературного салона определяется следующими характерными чертами, способствующими наибольшему раскрытию творческого начала: элитарность, предполагающая строгую избранность людей «посвященных», культ интимного дружеского интеллектуального общения, камерность атмосферы домашней непринужденности, специфика места проведенияотражение традиций западноевропейского салонасвободная форма организации и игровой характерособая роль хозяйки и/или хозяина и формирование определенных ритуальных практикширокий спектр тематики интеллектуальных бесед с приоритетом литературного начала.
4. Петербургский литературный салон первой трети XIX века аккумулировал внутри себя духовные ценности аристократической интеллектуальной элиты, широта спектра которых отражала основные черты национальной культуры. В свою очередь, развитие ее было стимулировано духовным и творческим потенциалом просвещенной части общества, в том числе и через форму литературного салона. Это позволяет говорить об особой роли литературных салонов в подъеме российской культуры и культурного самосознания общества.
5. Петербургский литературный салон первой трети XIX века является эффективной формой живого интеллектуального общения, позволяющей решать задачи сохранения и развития системы духовных ценностей в отечественной культуре, что способствовало бы расширению значимости духовно-интеллектуальной элиты в современном обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что это одно из первых системных культурологических исследований петербургского литературного салона первой трети XIX века, решающих широкий спектр научных задач: от разработки и ввода в научный оборот авторского определения литературного салона до проведения сравнительного анализа петербургского и парижского литературных салонов.
Материалы исследования и достигнутые результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по теоретическому изучению салонной культуры в целом. Фактические данные, культурологические выводы работы и теоретические материалы могут быть востребованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории культуры, истории литературы, а также могут быть использованы при организации экскурсий по литературным местам Петербурга или творческих вечеров в форме литературного салона.
Апробация исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в выступлениях на аспирантском семинаре кафедры философии и культурологии ИППК-РГИ СПбГУ (СПб., 2007), на международной научной конференции «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (СПб., 2008), на международной научной конференции «Дни Петербургской философии-2007» (круглый стол «Философия культуры и культурологии: традиции и инновации») (СПб., 2007), а также представлены в ряде научных статей по теме исследования.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культурологии Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Материалы работы отражены в 5 научных публикациях (в том числе в 1 статье в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований) общим объемом 3,5 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 239 источников, приложения 1, в котором помещен авторский перевод с французского языка избранных глав из книги А. Лилти «Мир салонов. Общественная и светская жизнь в Париже XVIII века» (A. Lilti «Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle») и приложения 2, содержащего визуальный материал реконструкции литературного салона, выполненной в исторических интерьерах гостиной Олениных усадьбы «Приютино». Общий объем работы 167 страниц текста без приложений.
Заключение
.
Целью данного диссертационного исследования было определение места и значения петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века посредством проведения культурологического анализа и решения ряда соответствующих задач. Логика проведенного исследования позволяет сделать ряд важных с нашей точки зрения заключений и выводов.
В частности, анализ развития традиций европейского салона и историко-культурных оснований салонной культуры Петербурга показал, что в России в процессе культурно-исторического развития в период, предшествовавший первой трети XIX века, в среде просвещенной аристократической элиты постоянно шли поиски актуальных форм живого интеллектуального общения. Помимо этого, в первом параграфе первой главы раскрыты историко-культурные основания расцвета салонной культуры Петербурга в контексте европейской традиции.
Во втором параграфе первой главы проведен анализ широкого круга значимых аспектов культурной ситуации, характерной для России и Петербурга первой трети XIX века. Изучение и осмысление эволюции русского дворянства, развития русской общественной мысли, изменений в общественно-политической и культурной сфере, смены ценностных ориентаций дворянского общества, проникновения романтических идеалов в столичную аристократическую среду, поиска иных форм выражения мысли и интеллектуального общения, изменений и развития русского языка, сближения бытовой культуры и литературы, театрализации повседневной жизни, особого значения литературы в культуре эпохи позволяет выявить особенности культурной среды и показать степень ее значимости для формирования петербургских литературных салонов. Такой детальный анализ позволил рассматривать литературные салоны как наиболее востребованную форму удовлетворения интеллектуальных-и —творческих-потребностей высокообразованных людей той эпохи, а также определить место петербургского литературного салона в русской культуре первой трети XIX века.
Для получения наиболее полного представления о месте рассматриваемого культурного явления третий параграф первой главы целиком посвящен отражению салонной культуры пушкинской эпохи в русской литературе.
В первом параграфе второй главы уточняется определение литературного салона, обоснованное с позиции культурологической науки и раскрывающее сущность данного явления культуры. Литературный салон определен как особая форма духовной жизни избранного круга интеллектуальной элиты, организованная хозяйкой и/или хозяином дома для камерного интеллектуального общения по историко-культурным, общественно-политическим и философским вопросам с акцентом на вопросы литературного творчества. Кроме того, в этом параграфе рассматриваются типологические характеристики, составляющие сущность петербургского литературного салона первой трети XIX века, подтверждающие и раскрывающие положения предложенного нами определения литературного салона.
В свою очередь выявление и анализ функций литературного салона, представленные во втором параграфе второй главы, основными из которых являются коммуникативная, литературная, аксиологическая, эстетическая и культуротворческая, позволили сделать вывод, что их состав и степень выраженности играют ключевую роль в том, насколько высока значимость этого уникального феномена в русской культуре.
В этом же параграфе выявляются духовные ценности аристократической интеллектуальной элиты, культивируемые в петербургском литературном салоне первой трети XIX века. Это позволяет говорить о том, что развитие отечественной культуры было стимулировано духовным и творческим потенциалом просвещенной части общества, а литературные салоны сыграли значимую—рольвстановлениироссийской культуры и культурного самосознания общества.
Проведение сравнительного анализа сущностных черт петербургских литературных салонов первой трети XIX века и парижских литературных салонов второй половины XVIII века в третьем параграфе второй главы позволило исследовать взаимосвязь петербургского литературного салона с парижским предшественником. В результате были выделены как основные заимствования из традиций парижской салонной культуры, так и уникальные особенности петербургского литературного салона первой трети XIX века. Это позволяет сделать заключение о том, что петербургский литературный салон первой трети XIX века представлял собой уникальное культурное явление, сочетающее в себе бинарность по отношению к салонной культуре вообще. С одной стороны, в нем ярко выражены черты его предшественника и ориентирапарижского литературного салона второй половины XVTII века. С другой, он обладал рядом собственных специфических черт, связанных с особой культурной ситуацией, возникшей в Петербурге в начале XIX столетия на основе особой роли просвещенной русской аристократической элиты, осознававшей свою историческую культурную миссию в формировании основ национальной культуры. Все это позволяет рассматривать петербургский литературный салон первой трети XIX века как самостоятельный культурный феномен.
В рамках нашего исследования парижский литературный салон не был выделен в самостоятельный предмет рассмотрения и служил скорее тем «европейским контекстом», определенным нами логикой поставленных задач. Мы посчитали уместным с целью введения в научный оборот примера системного культурологического исследования салонной культуры, включить приложение, содержащее выполненный нами перевод отдельных глав монографии современного французского ученого Антуана Лилти «Мир салонов». Разрешение на это было получено нами в процессе научного общения и консультацийх автором.
Анализ основных этапов и тенденций культурно-исторического развития петербургского литературного салона, проведенный в заключительном.
параграфе второй главы, позволяет утверждать, что изменения культурной среды последующих историко-культурных периодов обуславливают характер трансформации салонов. Материалы второй главы позволяют говорить о значении петербургского литературного салона не только в русской культуре первой трети XIX века, но и о необходимости современного обращения к его примеру как к одной из лучших форм духовной жизни прошлого, живого интеллектуального общения.
Именно в таком аспекте представляется интересным и актуальным сохранение и развитие традиций литературного салона в XXI столетии как живой, развивающейся части историко-культурного процесса. Проводя «культурные параллели» с периодом наибольшего расцвета и наблюдая современные формы организации культурной жизни, можно попытаться выстроить концепцию той модели, которая будет сохранять традиционные черты, но в то же время соответствовать тенденциям и требованиям нашего времени. В этом, как нам кажется, и состоит практическая значимость данной диссертационной работы.
Список литературы
- АнциферовН.П. «Непостижимый город.». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М. Б. Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991. 335 с.
- Баткин JT.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н. А. Сочинения. / Сост.- вступ. И примеч. А. В. Гулыги. М.: «Раритет», 1994. 416 с. С.257−412.
- Вацуро В.Э. Пушкинская пора: Сб.ст. СПб.: Академический проект, 2000. 624 с.
- Голубева ОД А. Н. Оленин. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1997. 191 с.
- Голубева О.Д. В.Ф. Одоевский. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995.163 с.
- Голубева О.Д. И.А. Крылов (1768−1844). СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1997. 138 с.
- Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб.: Пушкин, фонд, 1995. 414 с.
- Гордин A.M. Пушкинский Петербург. Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1991. 316 с.13ripow.ЯгДневник-ИтИгКозловагСПбт: типгМгСтасюлевичаг1906−33-с-14."Души моей царицы" / Сост.: Д. В. Липкович, Е. И. Янова. Ростов н. / Д: Ирбис, 1997. 303 с.
- ИвановА.А.Дома и люди: Из истории петербургских особняков. СПб.: Лениздат, 1997. 527 с.
- Игнатова Е. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х гг. XIX в.: В 2 кн. СПб.: Амфора, 2005. 815 с.
- ИезуитоваР.В. «В тревоге пестрой и бесплодной.» // Петербургские встречи Пушкина / Сост. Л. Е. Кошевая. Л.: Лениздат, 1987. 478 е., с. 251−266.
- Иезуитова Р.В. Жуковский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1976. 295 е., с. 175 193.
- Иезуитова Р.В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1991. 350 с.
- Исупов КГ. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания / Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. 712 с. (Русский путь).
- ИтенбергБ.С. Российская интеллигенция и Запад: Век XIX. Очерки. М.: Наука, 1999. 232 с.
- Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Славия, 1996. 407 с.
- Кубасов И.А. Алексей Николаевич Оленин. СПб.: тип. Глав, ур. уделов, 1904. 40 с.
- Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1978. 143 с.
- Ъ2.Лотман Ю. М. «Задумчивый вампир» и «Влюбленный бес» // Лотман Ю.М.
- Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 847 е., с. 346−350. 33. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Цикл лекций. Взаимоотношение людей и развитие культур // Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб., 2003. 624 е., с. 448−455.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 1994. 399 с.
- Лотман Ю.М. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях. М., 2000. 259 с.
- Лотман Ю.М. Перевернутый образ // Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 270 е., с. 123−175.39Лотман.Ю. М. Поэзия 1790 -1810-х годов // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб., 2001. 848 с.
- Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина // Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.: Искусство-СПб., 1997. 832 е., с. 244−266.
- Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 847с.
- Марченко Н.А. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.: Изографус, Эксмо, 2002. 364 с.
- Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 1. СПб.: Изд. «Пушкинского фонда», 2007. 272 с.
- Муравьева О.С. «Во всем блеске своего безумия». Русские утопии // «Канун». 1995. Вып. 1. С. 155−156.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 1999. 220 с.
- Назарова Л.Н. Петербургская жизнь пушкинской поры // Пушкинский Петербург. Л.: Лениздат, тип. им. Володарского, 1949. 416 с, с. 199−284.
- Ольховский Е.Р. Петербургские истории: Город и интеллигенция в минувшем столетии (1810-е 1910-е гг.). СПб.: РИЦ «Культ-информ-пресс», 1998. 528 е., с. 149−185.
- Перси У. «Не пой, красавица, при мне.»: Культурная территория русского романтизма Пер. с итал. М.: Аграф, 2003. 336 с.
- ПриймаФ.Я. Пушкин и кружок А. Н. Оленина // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 2. М.-Л.: Наука, 1958. С. 229−246.
- Раевский Н.А. Д.Ф. Фикельмон в жизни Пушкина- Д.Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина // Раевский Н. А. Если заговорят портреты. Об А. С. Пушкине. Алма-Ата: Жазушы, 1965. 183 е., с. 91−181.
- СоловьевН.В. История одной жизни: А. А. Воейкова. Т. 1−2. Пг.: Тип. Сириус, 1915−1916. 269 с.
- Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Петроград: Былое, 1922. 152 с.
- СпивакД.Л. Метафизика Петербурга. Начала основания. СПб.: Алетейя, 2003. 479 с.60ЛарЬГ. Общественное мнение и толпа / Пер. с франц. под ред. П. С. Когана. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1902. 201 с.
- Тимофеев Л.В. Приют, любовью муз согретый. СПб: Нестор-История, 2007. 582 с.
- Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. 223 с.бЪ.Уваров М. С. Город. Метапоэзия Петербурга // Дружба народов. 1996. № 6.
- Уваров М. С. «Реквием» А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга // Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000. С. 255−272.
- Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVH-XVIII вв. // Женщины. История. Общество: сборник научных статей / Под общ. ред.
- В.И."Успенской. Вып. 2. Тверь: ОГУП «Тверское областное книжно-журнал.изд.», 2002. 302 е., с. 171−199.
- Успенский Б.А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры .II Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.
- Федотов Г. П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России / избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. Т. 2. СПб.: София, 1991. 352 е., с. 206−227.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
- ХреновН.А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб.: Алетейя, 2005. 604 с.
- XIX века. СПб.: Сердце, 1993. 118 с. 12. Чистова И. С. Пушкин в салоне Авдотьи Голицыной // Пушкин.
- Исследования и материалы. Т. III. Л.: Наука, 1989. 357с., с. 186−202. 1Ъ. Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750−1950). СПб.:
- Сов. писатель". 1987. С. 428−436. 16. Яцевич А. Г. Пушкинский Петербург. СПб.: Петрополь, 1993. 431 с.
- Быт Пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А.-К. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. 304 с.
- Быт Пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л.-Я. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. 416 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 1996. 152 с. 81 .Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009. 594 с.
- Искусство в системе культуры: Сб. ст. / Сост. М. С. Каган. JL: Наука, 1987. 272 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега, JL: Высшая школа, 2003. 616 с. 87.0негинская энциклопедия / Под общ. ред. Н. И. Михайловой. Т. II.: Л. Я. М.: Русский путь, 2004. С. 271−275, с. 470−475.
- Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: Фирма СТД, 2005. 832 с.
- Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., изд-во Санкт-петерб. гос. ун-та, 2005. 223 с.
- Санкт-Петербург: Энциклопедия. СПб. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.1024 е., с. 775−776.91 .ЧавчавадзеН.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
- Энциклопедический словарь. Репринт. Воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауза-И.А. Ефрон. 1890 г. Т. 56. Саварш-Сахарон. М.: СП «Терра», 1992. 480с., с. 146−147.1. Авторефераты диссертаций
- Автореф. дис.. д. филол. наук. М., 2003. 37 с.
- Никонова А.В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. искусствоведения. М., 2000. 19 с.
- Стогов Д.И. Правомонархические салоны в системе власти самодержавной России конца XIX-начала XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. наук. СПб., 2005. 39 с. 1. Статьи из журналов
- А. В-н А. Н. Пыпин. Меценаты и ученые Александровского времени // Вестник Европы. 1888. T.V. С. 721−723.
- Белова JI.A. Александрина // Московский журнал. 2000. № 12. С. 24 -31.
- Белозерская Н.А. Княгиня Зинаида Александровна Волконская // Исторический вестник. 1897. Т. LXVIII. С. 131.
- Вайнштейн В.П. К истории повести Пушкина «Гости съезжались на дачу.» // Временник Пушкинской комиссии, 1966. Л.: Наука, 1969. С. 3643.
- Гиллелъсон М.И. Пушкин в итальянском дневнике Д.Ф. Фикельмон // Временник Пушкинской комиссии. 1970. С. 14−32.
- ГоряйноваШ. «Средь модных и старинных зал»: Пушкин в салонах. //
- Салон. 1995. № 1. С. 38−42.
- Дороишн Б.А., ЖаткинД.Н. Дворянские салоны в жизни российского общества: (20 -40 гг. XIX в.) // Исторические записки. 2000. Вып. 4. С. 81−87.
- ДувакинВД. Запись 1973 г. Разговоры с Бахтиным / Текст подгот.
- B.Ф. Тейдер, М.В. Радзишевской- Коммент. С. Г. Бочарова, JI.C. Мелиховой, A.M. Кузнецова, Н. И. Николаева // Человек. 1994. № 1. С. 158−173- № 2. С. 154−169- № 3. С. 169−182- № 4. С. 178−189- № 5. С. 122−137- № 6. С. 154−172.
- Измайлов Н.В. Пушкин и Е.М. Хитрово // Письма Пушкина и Е. М. Хитрово. 1827−1832. / Труды Пушкинского Дома. Вып. 48. Л., 1927. 214 е., с. 143−204.
- КолосоваН. «Исторические записки А.О.С.***». А. С. Пушкин и А.О. Смирнова// Наше наследие. 1999. № 50−51. С. 55−70.
- Лысикова О.В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи // SGU. RU/ Исторический факультет / Научные публикации факультета / Социально-культурный сервис и туризм.
- Никонова А.В. Салон в культуре Франции // Искусствознание. 2001. № 1.1. C. 508−519.
- Орлова Н.Х. Мужское и женское в культуре // Вестник Новосиб. гос. ун-—та.-Серия «Философия». Ловосибирск, 2005. Т. З. Вып. 2. С. 100−110.
- Рейсер С.А. Дворцовая наб., 4 // Труды Ленинградского библиотечного института им. Н. К. Крупской. Т. 4. Л: Изд-во Ленинградского библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской, 1958. 24 с.
- Рейсер С.А. Пушкин, в салоне Фикельмон (1829−1837) // Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л.: Наука, 1980. С. 36−48.
- Шалина Е.С. «Черноокая Россети» // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 26. СПб., 1995.
- Штедке К. Светский человек в русской культуре XVIII века // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. XXI. Тарту: изд-во Тартуского ун-та, 1987. С. 89−93.1. Материалы конференций
- Евлампиев И.И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии.культуры. Вып. 1. СПб., 1993. С. 7−25.
- Литвинцева Г. Ю. Западноевропейское влияние на светскую жизнь русского дворянства в петровскую и екатерининскую эпоху // Екатерина Великая: эпоха российской истории. Международн. конф. СПб., 26−29 авг. 1996. СПб, 1996. С. 192−194.
- Скакун А. А. Ритуал в системе французской салонной культуры XVII в. // Ритуальное пространство культуры: Материалы форума. СПб, 2001. С. 355 358.
- Смольянинова Т.Е. Петербургский светский салон в контексте пушкинской эпохи // Язык и культура. Взаимопонимание. Материалы международной научно-практической конференции «Герценовские чтения». СПб., 1999. С. 37−39.
- Амфитеатров А.В. Памяти Полонского // Амфитеатров А. В. Собрание сочинений. Т. 35. СПб.: Просвещение, 1915. 361 е., с. 287−297.
- Аксаков С. Т. Биография М.Н. Загоскина. М.: Ун-тская тип., 1853. 58 с.
- Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. 1799−1826. СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1874. 332 с.
- А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вступ. ст.
- B. Вацуро, сост. и коммент. В. Вацуро, М. Гиллельсона. Т. 1. М.: Худ. лит, 1985. 543 с.
- Аксаков И.С. А.О. Смирнова Некролог. // Русь. 1882. № 37. С. 10−11.
- Арнольд Ю.К. Воспоминания: Вып. 1−3. Вып. 2. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. 563 с.
- Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Переписка Александра Ивановича Тургенева с кн. Петром Андреевичем Вяземским / Под ред. и с примеч. Н. К. Кульмана. Т. I.: 1814−1833 гг. Петроград, 1921. 542 с.
- Белый А. О Блоке / Вступит, ст., составление, подготовка текста и комментарии А. В. Лаврова. М.: Автограф, 1997. 608 е., с. 349−357.
- БенуаА. Мои воспоминания: В 5 кн. Т. II. М.: Наука, 1980. 743 е., с. 324 327.
- Булгарин Ф.В. Встреча с Карамзиным // Альбом северных муз: Альманах на 1828 г. СПб., 1828. С. 137−168.
- Венгерова З.А. О.Н. Чюмина (1862−1909) // Вестник Европы. 1909. № 10.1. C.854−863.
- Виршевский Н. Об альбомах // Благонамеренный. 1820. № 7. С. 24−26.
- Волконский С.М. По памяти // Последние новости. 1927. 31 авг.
- Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Сист. свод подлинных свидетельств современников / Предисл. Дм. Урнова, Вл. Сайтанова. Мн.: Мает. Шт., 1986. 685 с.
- Веселовский А.А. Сословие друзей просвещения // Русский библиофил. 1912. № 4−6. С. 58−65.
- Вигель Ф.Ф. Записки. Изд. «Русского Архива»: Ч. 1−3. Ч. 1. М.: Унив. Тип., 1892. 189 с.
- Виктор Кузен. Высшее французское общество в XVII веке // Современник. 1853. № 1. С. 21−134.
- Вяземский П.А. Старая записная книжка. / Ред. и примеч. Л. Гинзбург. Л., 1929. 347 с.
- Вяземский П.А. Граф Алексей Алексеевич Бобринский // Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. 7. СПб: изд. гр. С. Д. Шереметьева, 1882. 514 с.
- ГаевскийВ.П. Дельвиг // Современник. 1853. № 5−6. С. 1−70- 1854. № 1. С. 1−70- 1854. № 9. С. 1−70.
- Греч Н.И. Записки о моей жизни. M.-JL: Academia, 1930. 896 с.
- ГуревичЛ.Я. Памяти И. Ф. Анненского // Русская мысль. 1910. № 1. С. 163−166.
- Дельвиг А.И. Из «Моих воспоминаний» // Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1985. 345 е., с. 123−142.
- Дельвиг А.И. Мои воспоминания. Т. 1. М., 1912. 220 с.
- Дмитриев И.И. Сочинения / Ред. и примеч. А. А. Флоридова: В 2 т. СПб.: Е. Евдокимов, 1893. 338 с.
- ДмитриевМ.А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: Рус. архив, 1869. 299 с.
- Достоевская Л. Ф. Салон графини Толстой // Достоевская Л. Ф, Достоевский в изображении своей дочери. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. 244 е., с. 176−181.
- Дризен Н.В. Тетушкин альбом // Столица и усадьба. 1916. № 68. 15 окт. С. 10−12.
- Жихарев С.П. Записки современника. М.: «Русский архив», 1890. 400с.
- Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных // Пушкин в письмах Карамзиных 1836−1837 гг. Под ред. Н. В. Измайлова. M.-JL: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. 436 с.
- Кавелин К.Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х гг. XIX в. Люди и идеи (Мемуары современников). М.: Изд-во МГУ, 1989. 446 е., с. 135−143.
- Каменская М.Ф. Воспоминания рПодг. текста, сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Боковой. М.: Худож. лит., 1991. 382 с.
- Кеневич В. Рассказы об И.А. Крылове // Русская старина. 1870. Т. III.
- Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка / Сост., вступ. ст. и прим. A.M. Гордина. М.: Правда, 1989. 480 с.
- Коншина Е.Н. Из писем А.И. Тургенева к А. Я. Булгакову // Московский пушкинист. М., 1927. Вып. 1. С. 34−36.
- Кошелев А.И. Записки (1812−1883 гг.). Berlin: В. Behr’s Verlag (Е. Bock), 1884. 232 с.
- Кошелев А. И Мои воспоминания о Хомякове // Русский архив. 1879. Т. 3. № 11. С. 266−268.
- Крылов И.А. Полное собр. соч. / С биографией его, написанной П. А. Плетневым: В 3 т. Т. I. СПб: Ю. Юнгмейстер, Э. Веймар, 1847. 341 с.
- Кузен В. Высшее французское общество в XVII веке // Современник. 1853. № 1.С. 21−134.
- ЛеманА.И. Статьи о Гаршине // Леман А. И. Рассказы. СПб., 1888. 229 е., с. 25−133.
- Лещ В. Приключения лифляндца в Петербурге // Русский архив. 1878. Т. 1 .№ 4. С.44СЬ442."
- Леткова-СултановаЕ.П. О Ф. М. Достоевском // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1990. 535 е., с. 443−462.
- ЛибровичС.Ф. На книжном посту: Воспоминания. Записки. Документы. Пг., М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. 496 с.
- М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1975. 430 с.
- Мещерский А.В. Из моей старины. Воспоминания // Русский архив. Кн. 3. 1900. № 9. С. 600−621- Кн. 1. 1901. С. 470−504.
- О.О. Орел-Оитенцов. Из воспоминаний о кн. Одоевском // Русский архив. 1892. Т. I. С. 86−88.
- Оленина А.А. Дневник. Воспоминания / Вступ. статья В. М. Файбисовича. СПб.: Академический проект, 1999. 367 с.
- Остафьевский архив князей Вяземских: В 4 т. Т. I. СПб: Шереметьев. 1899. 729 с.
- Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853−1855 / Перевод Е. В. Герье / Вступ. ст. и примеч. С. В. Бахрушина. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1928. 221 с.
- Фидлер Ф.Ф. Я.П. Полонский // Новое слово. 1914. № 5. С. 32−40.
- Чуковский К. Жена поэта. СПб.: Эпоха, 1922. 37 с.
- Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854−1886). / Ред., ст. и коммент. И. Н. Розанова. M.-JL: Academia, 1934. 586 с.
- ЭйссерА.П. Из воспоминаний о Достоевском // Знамя. 1991. № 11. С. 160−176.
- Яновский С.Д. Воспоминания в письме к А.Г. Достоевской от 8/20 января 1882 г. // Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Сб. 2. M.-JL: «Мысль», 1924. 785 е., с. 380−388.
- Duchesse d’Abrantes. Les salons de Paris. P., 1984. 454 p.
- Gaxotte P. Paris XVIII siecle. Paris, 1987. 320 p.
- Glotz M, Maire M. Salons du XVIII siecle. Paris, 1949. 663 p.
- LiltiA. Le Monde des salons. Sociabilite et mondanite a Paris au XVIII siecle. P., 2005. 568 p.
- Lougarde A., MichardL. Moyen Age. Paris, 1964. 238 p.
- Mason A. The Woman of the French Salons. NY., 1891. 249 p.
- PicardR. Les salons litteraires et la societe francaise 1610−1789. NY., 1943. 440 p.
- Панаев В.И. Воспоминания // Вестник Европы. 1867. Т. III. С. 265−266.
- Плетнев П.А. Сочинения и переписка: В 3 т. Т. II. СПб.: тип. Акад. Наук, 1885. 577 е., с. 80−82.
- Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т. I. М.: Правда, 1986. 592 с.
- Погодин ДМ. Воспоминания // Исторический Вестник. 1892. № 4. С. 5258.
- Погодин М. И Воспоминание о кн. В. Ф. Одоевском // В память о князе В. Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского», 1869. 119 е., с. 56−57.
- Полвека русской жизни. Воспоминания А. И. Дельвига. 1820−1870 / Ред. и вступ. ст. С. Я. Штрайха / Предисловие Д. О. Заславского. М.-Л.: Academia, 1930. 560 с.
- Пономарев И. Неформалы на Невском // Нева. 2004. № 3. С. 24−29.
- Пунш А. Зодчий жил на Миллионной. // Нева. 1972. № 4. С. 214−215.
- Пушкин А.С. Дневник. 1833−1835 / Коммент. Б. Л. Модзалевского,
- B.Ф. Саводника, М. Н. Сперанского, П. Е. Щеголева / Сост., предисл.
- C.А. Никитина. М.: Три века, 1997. 605 с.
- Пушкин и кн. Е. И. Голицына // Пушкин А. С. Сочинения / Под. ред. С. А. Венгерова. СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон. Т. I. 1907. С. 516−526.
- ПыляевМ.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. М.: СварогиК, 1997. 470 с.
- Сабанаева Е.А. Воспоминания о былом. Из семейной хроники 1770−1838 гг. Е. А. Сабанаевой / Предисл. Д. А. Корсакова. Ред. и примеч.
- Б .Л. Модзалевского. СПб.: Огни, 1914. 172 с.
- Салтыков А.А. Белые колокольчики: (Воспоминания о Владимире Соловьеве) // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 301−302.
- СвербеевД.Н. Записки (1799−1826): В 2 т. Т. I. М.: изд. Софьи Свербеевой, типо-лит. товар. И. Н. Кушнеров и К., 1899. 525 с.
- Соллогуб В.А. Воспоминание о кн. В. Ф. Одоевском // В память о кн. В. Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского"Д869. 119 с.
- Соллогуб В.А. Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина. М.: тип. Грачева, 1866. 71 с.
- Соллогуб В.А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба / Примеч. И. С. Чистовой. СПб.: ТОО «Афина», 1993. 318 е., с. 209−210, с. 222 224.
- Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и худож.-археол. труды // Русская старина. 1876. № 1. С. 617−644- № 3. С. 619−620.
- Стасов В.В. Воспоминания о моей сестре // Книжки недели. 1896. Т. 1. С. 205−209.
- Столпянский П.Н. Женщины старого Петербурга. Графиня Лаваль // Наша старина. 1817. Вып. 3. С. 68−84.
- Сушков С.П. Биографический очерк Е.П. Ростопчиной. Т. I. СПб., 1890. С. XII.
- Тимирязев Ф. Кн. В.Ф. Одоевский // В память о кн. В.Ф. Одоевском. М.: тип. «Русского», 1869. 119 е., с. 72−73.
- Трубецкая 3. А. Достоевский и А. П. Философова // Ф. М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. С. 23−29.
- Тургенев А. И. Письмо А.Я. Булгакову от 9 января 1837 г. // Московский Пушкинист. М., 1927.Вып. 1. С. 34−35.