Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века
С другой стороны, фотография чрезвычайно часто использовалась художниками, открыто или же тайно, что было связано с её «неполноценностью» в глазах современников. Обращение к фотографиям становится одним из удобных для художника способов обученияфотоснимки нередко были подспорьем для художников при выполнении портретов, ню, жанровых сцен и даже историкомифологических композиций. Убедительность… Читать ещё >
Содержание
- История изучения фотографии
- Становление художественной фотографии
- Французские художники и фотография во второй половине XIX века
Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема данной диссертации, посвященная взаимоотношениям живописи и фотографии во Франции во второй половине XIX в., была предложена Р. В. Савко. К сожалению, она не смогла увидеть эту работу осуществлённой.
Проблематика, связанная с взаимодействием двух искусств, представляет большой интерес. Она не рассматривалась в таком объёме в научной литературе, а для российского читателя в значительной степени является вообще новой, поскольку публикации отечественных исследователей по данному вопросу немногочисленны. Точкой отсчёта для нас является хронологический период, начиная приблизительно с 1850 года, поскольку именно с этого времени фотография используется художниками особенно активно, поэтому мы не рассматриваем период 1840-х гг., когда во Франции был распространён преимущественно дагерротип, значительно менее удобный для работы с ним.
Приступая к исследованию такого рода, необходимо учитывать, что мы имеем дело с рождением ещё одного вида изобразительного искусства, возникшего на основе новых технических достижений своего времени. При этом значительность такого эпохального процесса усугубляется тем обстоятельством, что новый вид искусства активно взаимодействует с развитым, обладающим огромным историческим опытом искусством живописи. К настоящему времени исследователями накоплен огромный, хотя и несколько разрозненный материал, нуждающийся в обобщении и пересмотре. Таким образом, наша работа не только суммирует уже накопленный учёными опыт, но и предлагает новый, актуальный взгляд на проблемы искусства XIXначала XX вв.
В диссертации использованы как исследования специалистов по истории и теории фотографии, так и богатый материал французских коллекций, архивов и музеев. Архивной базой для данной работы послужили фотографии из коллекций Музея д’Орсэ, Национальной Библиотеки Парижа (Кабинет Эстампов) и Французского Фотографического Общества.
Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава называется «История изучения фотографии». В ней идёт речь о сложном пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Фотография как изобретение XIX века, когда художественное развитие было тесно связано с научным, заняла совершенно новую позицию между искусством и техникой. С помощью фотографии происходит расширение визуального опыта. Теперь знакомство с экзотическими странами или со знаменитыми произведениями искусства было доступно практически любому человеку. Некоторые функции живописи и графики стали постепенно переходить к фотографии. Разумеется, соприкосновение фотографического способа изображения с традиционными искусствами не могло произойти безболезненно.
Диалог науки и искусства неразрывно связан с такими проблемами, как противопоставление миметического начала творческой свободе, объективного взгляда на мир — индивидуальности Художника-Творца. Фотография в XIX веке нередко воспринималась как механистичная техника, «дитя прогресса», и противопоставлялась настоящему искусству. Пренебрежительное отношение к художественным возможностям нового изобретения было характерно для многих критиков, теоретиков и живописцев. Начиная с середины столетия, основной спор ведётся вокруг вопроса: может ли фотография соперничать с живописью, и может ли новый способ изображения повредить искусству?
Поскольку критерием оценки художественности фотографии было её сходство с живописью, то защитники фотографии оправдывали её тем, что роль автора здесь почти так же велика, как и в остальных видах искусства. В конце концов эта точка зрения стала преобладающей, и в XX веке рождается история фотографии, основанная на том утверждении, что фотография равна живописи и, более того, живёт по законам своей «старшей сестры». Против этого постулата выступили такие теоретики фотографии, как Ролан Барт и Сьюзан Зонтаг. В их работах подчёркиваются её «магические» свойства и «чужеродность» в культуре. Современные исследования по фотографии существуют как бы между этими двумя концептами, которые стали неотделимы от самого объекта изучения.
Вскоре после своего появления фотография перестала быть только аттракционом и заявила о своих претензиях на место среди изящных искусств. Для того, чтобы попасть на художественный Олимп, ей было необходимо поставить себя рядом с живописью, у которой фотография позаимствовала традиционные схемы изображения. Заговорив на языке живописи, который не был для неё родным, фотография ещё не воспринималась как полноценное искусство. Её художественная несамостоятельность была причиной того, что фотография обращалась к наследию прошлого и к уже ставшему традиционным салонно-академическому направлению в живописи.
Официальное искусство второй половины XIX века оказало значительное влияние на фотографический портрет, изображение обнажённого тела, особенно в отношении иконографии, поз и аксессуаров. Но многие фотографы производили формально-стилистические эксперименты, далёкие от того направления в фотографии, которое было наиболее распространённым и коммерчески успешным. Впрочем, эти опыты не были широко известны, и многие мастера художественной фотографии были впоследствии надолго забыты.
Процесс становления фотографии на самостоятельный путь связан прежде всего с таким течением, как пикториализм. Будучи первым (оформленным) самостоятельным направлением в фотографии, сознательно заявившим о себе, пикториализм доказал её способность быть произведением искусства. При этом зависимость пикториалистов от живописи более чем очевидна, причём соединение разных стилей в творчестве этих мастеров подчас эклектично. Это направление в фотографии было популярным долгое время в самых разных странахоткрытия таких пикториалистов, как, например, Стейхен, несомненно, могут быть признаны очень существенными в истории фотографии.
С другой стороны, фотография чрезвычайно часто использовалась художниками, открыто или же тайно, что было связано с её «неполноценностью» в глазах современников. Обращение к фотографиям становится одним из удобных для художника способов обученияфотоснимки нередко были подспорьем для художников при выполнении портретов, ню, жанровых сцен и даже историкомифологических композиций. Убедительность, документальная точность фотографии позволяла рассматривать её как «аналог натуры», а небольшой размер и другие практически полезные свойства сделали фотографию удобной для использования. Фотографы, выпускавшие «этюды с натуры» специально для художников, тем самым приобретали относительно высокий статус.
Такие известнейшие мастера, как Делакруа, Моро, Гоген, Сезанн, обращались к фотографии как к достоверному отражению природы. Снимки служили им в качестве источника благодаря удобству работы с ними и сходству с натурой. Сущность их искусства от этого не меняласьфотография была лишь подспорьем для этих живописцев. Методы их работы с фотографией показывают, что они не считали художественными её собственные свойства, она была для них главным образом документом.
Некоторые мастера живописи пытались соперничать с фотографией в жизнеподобии. Салонные живописцы или натуралисты, используя «фотографические эффекты», порой обвинялись в холодности и поверхностности, якобы заимствованных у фотокамеры. Но эти «конкуренты» фотографии появились ещё до её рождения, в эпоху мастеров «золотой середины», вроде Делароша. Поэтому нельзя однозначно утверждать, будто стиль Академии и Салона определялся воздействием фотографии.
Многообразие художественных течений во второй половине XIX века отразилось на взаимоотношениях фотографии и живописи. Очень существенно то обстоятельство, что творческие возможности фотографии как таковой созвучны устремлениям некоторых мастеров самых перспективных направлений. Это сходство не является чисто внешним: в произведениях Курбе, Мане и импрессионистов (особенно в ранний период) заметно глубинное родство с языком фотографии и её эстетикой.
Стремление запечатлеть видимую реальность в её конкретности, характерности, современности, свойственное ещё Курбе и ставшее для импрессионистов основной задачей, аналогично поискам в фотографии. В результате самым правдивым и конкретным признаётся отдельный момент, и надо сказать, что в живописи «мгновенный снимок» появляется раньше, чем в фотографии. «Лягушатник» Моне и Ренуара возникает тогда, когда до моментальной фотографии ещё далеко.
В живописи происходят изменения в иерархии жанров. В фотографии «размывание» границ между разными жанрами является естественным следствием самих особенностей техники и методов фотографа. В 1860-е годы в живописи Дега, Моне заметно смешение портрета и бытовой сцены, позднее соединение жанра и пейзажа будет характерно для картин импрессионистов. Человек и окружающая его среда начинают пониматься как неразрывно связанные понятия, и не только фигуры в картине перестают быть изолированными от фона, но и зритель как бы «интегрируется» в картину, дистанция между ними сокращается, подобно тому, как в фотографии зритель является свидетелем момента запечатления. Видение заменяет воображение, и глаз художника, анализирующий и фиксирующий, подобно фотографической камере, становится важнее априорного знания о предмете.
Живописцы и фотографы, начиная с середины века, пытаются передать эффекты света, движения, непосредственности течения жизни. Уже в 1850-е годы фотография достигает успехов в этой области, когда появляются работы, сделанные на пленэре. В живописи эта трансформация наступает несколько позднее, на рубеже 1860−1870-х годов. Нельзя забывать и о том, что при всех попытках фотографов ввести цвет, невозможно было в то время этого сделать, а новое поколение художников противопоставило монохромности фотографии и её точности в деталях насыщенность и яркость цвета и свободную работу кисти.
То направление в живописи, которое затем назовут импрессионизмом, опережает фотографию в решении некоторых общих для них задач. Необходимо подчеркнуть, что изменения в живописи не были вызваны самим соседством с фотографией. Сходство многих фотографических и живописных работ обусловлено, скорее, общностью видения художников и фотографов, которые могли и не подозревать друг о друге. Живопись во многом предвидит будущие достижения фотографии, которая встала на совершенно самостоятельный путь, и двинулась к предстоящим ей открытиям только с изобретением мгновенной съёмки.
Ближе к началу XX века фотография получает всё большую независимость, отделяясь от живописи. Снимки Э.-Ж.Марэ уже не претендуют на подражание живописи, а возможности мгновенной фотографии позволили сделать её общедоступной, что привело к распространению любительской фотографии, с её «случайной» кадрировкой, неожиданными ракурсами и эффектами искажённой перспективы. Эволюция технических возможностей фотоаппарата не только обеспечивала способность фотографии трактовать реальность как угодно, но и сделала эстетически ценными качества, которые в ранний период воспринимались только как недостатки. Кроме того, доступность фотографии для любителей сыграло большую роль и для художников. Они стали снимать сами, нередко используя приёмы, новаторские для фотографии. В будущем мастера этого искусства обратятся к открытиям, сделанным благодаря глазу художника, а не фотографа.
С другой стороны, понятие «художественная фотография», которое подразумевает известную зависимость от живописи, чрезвычайно живуче. Уже в конце XIX века пикториалисты обращались к стилистике модерна, и в то же время получили большое распространение фотографии «в духе Хальса» или инсценировки известных композиций Вермера. Живопись и сегодня продолжает быть «мечтой» для многих фотографов. Она не без успеха осуществляется в эпоху компьютерной фотографии, когда достоверность фотоснимка стала более обманчивой, чем когда-либо.
Став полностью самостоятельным искусством в XX веке, фотография ощутила в себе силы диктовать живописи свои правила игры. Художники обратили внимание на собственные характеристики фотографии и сознательно использовали её, уже не как эквивалент натуры, а как своего рода магическое средство преобразования реальности. Это взаимодействие было плодотворным, и фотографию стали рассматривать не как узурпатора трона, ранее занимаемого живописью, а как освободительницу, взявшую на себя функцию запечатления предметов реального мира.
В начале XX века авангардисты провозгласили, что миметическую функцию взяла на себя фотография, тем самым оставив живописи поле творческих экспериментов, и, таким образом, художники отныне освобождены от подражания природе. Тотальная эстетизация объектов, ранее не относимых к сфере искусства, затронула не только фотографию. Однако необходимо подчеркнуть, что этот процесс начался задолго до Дюшана и Уорхола. Фотография, подобно произведениям дизайна и ремёсел, промышленной архитектуре или моде, постепенно стала восприниматься как важная часть культуры, не менее ценная в эстетическом отношении, чем другие визуальные искусства.
Список литературы
- Adhemar J. Un siecle de vision nouvelle (Exposition). Paris, 1955
- The Aesthetics of French Photography: Two Studies. / Ed. by P.C.Bunnell. New York, 1979
- A l’origine de la photographie. Le calotype au passe et au present. Paris, 1979
- After Daguerre. Masterworks of French Photography (1848−1900). New York, 1981
- Amar P.J. La photographie, histoire d’un art. Aix-en-Provence, 1993
- Anderson R., Haworth-Booth M. Mid XIX-th Century French Photography: Images on Paper. Edimburg, 1979
- Anthologie d’un patrimoine photographique 1847−1926. / Ph. Neagu, J.J.Poulet-Allamagny. Paris, 1980
- Armstrong С. Reflections on the Mirror: Painting, Photography and the Self-Portraits of Edgar Degas. // Representations, 1988, № 22. P. 108−141
- The Art of Early Photography. (Exhibition). / Introduction by R.Greenhill. Ottawa, 1965
- Aubenas S. Le nu academique existe-t-il en daguerreotype? // L’art du nu au XIX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P.24−29
- Aubenas S. Modeles du peintre, modeles du photographe. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France) Paris, 1997. P.42−65
- Aubenas S. Les photographies d’Eugene Delacroix. // Revue de l’Art, 2000, № 127. P. 62−69
- Auer M. and M. Encyclopedie internationale des photographes de 1839 a nos jours/Photographers Encyclopaedia International 1839 to the Present. New York/Paris, 1985)
- E.Bacot, A. de Brebisson, A. Humbert de Molard: Trois photographes en Basse-Normandie au XlX-eme siecle. Caen, 1989
- Barthes R. Le message photographique. // Barthes R. L’obvie et l’obtus (Essais critiques III). Paris, 1982. P.9−24
- Bauret G. Atget: Paris, 1900−1925. Paris, 1986
- Bazin A. Qu’est-ce que le cinema? // Ontologie de l’image photographique. T. l, Paris, 1975
- Bazin G. Degas et l’objectif. // L’amour de l’art, 1931, № 7. P.304
- Bell D. Degas photographs. New York, 1985
- Bellony-Rewald A. Les impressionistes et la photographie ou «La tres humble servante des sciences et des arts». // Coloquio: Artes. 31, Lisboa, 1977, febr. P.61−63
- Bernard D., Gunthert A., Marin L. L’instant reve: Albert Londe. Nimes/Lavol, 1993
- Bertrand-Turellier F. L’influence de la peinture sur la photographie: 1891−1914. (Maitrise d’Arts Plastiques). Paris, 1999
- BessonG. La photographie francaise. Paris, 1936
- Billeter E. Malerei und Photographie im Dialog: von 1840 bis heute. Mit Beitragen von J.A.Schmoll (gen. Eisenwerth) Bern, 1977
- Bocard H. Les critiques des expositions de la photographie a Paris sous le Second Empire. V. 1−2. Paris, 1995
- Borcoman J. Charles Negre. Ottawa, 1976
- Borcoman J. Eugene Atget, 1857−1927. Ottawa, 1984
- Borcoman J. The Painter as Photographer: D.O.Hill, H. Salzmann, Ch. Negre. Works from the National Gallery of Canada (Exhibition, Vancouver Art Gallery, Dec. 1978 -Jan. 1979). Vancouver, 1978
- Bossert H.Th., Guttmann, H. Les premiers temps de la photographie, 1840−1870. Paris, 1930
- Boulouch N. La photographie autochrome en France (1904−1931). (These en histoire de l’art). Paris, 1994
- Bourgeron J. P., Seguin J.P.(preface). Les Reutlinger. Photographes a Paris 18 301 937. Paris, 1979
- Braive M.F. L’age de la photographie. De Niepce a nos jours. Bruxelles, 1965
- Braun M. Picturing Time: The Work of Etienne-Jules Marey, 1830−1904. Chicago, 1992
- Brettell R.R., Flikinger R., Keeler N., Kilgore S. M. Paper and Light. The Calotype in France & Great Britain, 1839−1870. Boston/London, 1984
- Bruniere I. de la, Grapeloup-Roche Ph. Valotton and the Camera: Art and Science of photography. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P. 18−23
- Buerger J., Shapiro B. Stern. A Note on Degas’s Use of Daguerrotype Plates. // The Print Collector’s Newsletter, XII, 4 (1981). P.103−106
- Buerger J.E. Another Note on Degas. // Image, Rochester, 23,1, 1980. P.6
- Buerger J .E. Degas’Solarized and Negative Photographs: a Look at Unorthodox Classicism. // Image, Rochester, George Eastman House, 21, 2, 1978 (June). P. 17−23
- Buerger J.E. The Era of French Calotype. New York, 1982-
- Bunnell P. C. (dir.) A Photographic Vision: Pictorial Photography, 1889−1923. Salt Lake City, 1980
- Camera Portraits. Photographs from the National Portrait Gallery, 1839−1989. (Catalogue) London, 198 942 150 ans de photographie: certitudes et interrogations, 1839−1989 (Exposition). Charleroi, 1989
- Challe D., Marbot B. Les photographies de Barbizon. La foret de Fontainebleau. Paris, 1991
- Charles Negre, photographe, 1820−1880. / Sous la direction de F. Heilbrun et Ph. Neagu. Paris, 1980
- Charles Negre: images de la Provence en 1852: quand la peinture devient photographie. (Exposition Villa aurelienne, Frejus) S.I., 1995
- Chevrier J.-F. Bonnard photographe. // Bonnard (Exposition, Centre Georges Pompidou). Paris, 1984. P.219−239
- Chevrier J.F., Mathon C., Garcia A.-M. Les chefs-d'?uvres de la photographie dans les collections de l’Ecole des Beaux-Arts. Paris, 1991
- Chiarenza C. Manet’s use of photography in the creation of a drawing. // Master Drawings, v. VII, 1969, N1 (Spring). P.38−45
- Chiarenza C. Notes on Aesthetic Relationship between XVII-th Century Dutch Painting and XIX-th Century Photography. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 19−34
- Childs E.S. Habits of the Eye: Degas, Photography, and Modes of Vision. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.70—88
- Childs E.S. Paradise Redux: Gauguin, Photography, and Fin-de-Siecle Tahiti.// Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 116−141
- Christ Y. 150 ans de la photographie francaise. Paris, 1979
- Churchill K. Degas and Photography. Tempe (USA), 1990
- Coe B. Le premier siecle de la photographie. Lausanne, 1977
- Cognacq G. Ingres, Delacroix et la photographie. // Beaux-Arts, 1939, dec. 1, № 349. P.9,4
- Coke V.D. Camera and canvas. // Art in America, 1961, v.49, № 3. P.73
- Coke V.D. The Painter and the Photograph. Albuquerque, 1972
- Coke V.D. Two Delacroix Drawings Made from Photographs. // The Art Journal, New York, Spring 1962. P. 172−174
- Crimp D. Positive/Negative: A Note on Degas' Photographs. // October, 5, 1978. P.89−100
- Eugene Cuvelier: Exposition. Cantz, 1997
- Dagognet F. Etienne-Jules Marey, la passion de la trace. Paris, 1987
- Damish H. Five notes for the phenomenology of photographic image // Classic Essays on Photography. / Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 287−291
- Daniel M. L’atmosphere des lampes ou lunaire. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 17−51
- Daniel E. L’objectif du subjectif: Vuillard photographe. // Les Cahiers du Musee National d’Art Moderne, 1988, 23 (Spring). P. 83−94
- Darrah W.C. Cartes-de-visite in XIXth Century Photography. Gettysburg, 1981
- Daulte F. Plus vrai que nature. // L'?il, oct. 1960, № 70. P.48−55
- Daval J.-L. La photographie: histoire d’un art. Geneve, 1982
- Degas: Lettres recueillies et annotees par Marcel Guerin. (Preface par Daniel Halevy). Paris, 1997
- Delpire R., Frizot, M. Histoire de voir: une histoire de la photographie concue et realisee. V. 1−3. Paris, 1989
- Doty R. Photo Secession: Photography as a Fine Art (preface by B. Newhall). Rochester, 1960
- Du bon usage de la photographie, une anthologie de textes choisis et presentes. Paris, 1987
- Dubois Ph. L’acte photographique et autres essais. Bruxelles, 1990
- Eadweard Muybridge. The Stanford Years, 1872−1882. (Catalogue). Stanford, 1972
- Easton E.W. Vuillard’s Photography: Artistry and Accident. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P.9−17
- Edouard Baldus, photographe. / F. Heilbrun, M. Dunil, B.Bergdoll. Paris, Reunion des Musees Nationaux, 1995
- Edouard Payot: photographe pictorialiste. Annecy, 1996
- Eibl Petra. «Ware das Auge so vollkommen wie ein Vergro? erungsglas,.» Malerei und Photographie Bemerkungen zur Geshichte einer Interaction. // Belvedere-Zeitschrift fur bildende Kunst. Wien, Sonderheft, 1997. S. 102−115
- Fleig A. Reves de papier: la photographie orientaliste: 1860−1914. Neuchatel, 1997
- Font-Reauix D. de. Courbet et la photographie: L’exemple d’un peintre realiste, entre verite et la realite. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P.84- 91
- Font-Reauix D. de. La photographie assemblee en reves. Gustave Moreau. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P. 108−109
- Forster-Hahn F. Marey, Muybridge and Meissonier: The Study of Movement in Science and Art. // Edweard Muybridge: The Stanford Years, 1872−1882. Palo Alto, 1972
- French Primitive Photography. / Ed. AJammes, introduction by M. White. Philadelphia, 1969
- Freund G. La photographie en France au XlX-eme siecle. Paris, 1936
- Frizot M. (direction). Nouvelle histoire de la photographie. Paris, 199 485. «From Today Painting is Dead». The Beginnings of Photography. (Exhibition). London, 1972
- Galassi P. Before Photography. Painting and the Invention of Photography. New York, 1981
- Gautrand J.-C., Frizot M. Hippolyte Bayard. Naissance de l’image photographique. Amiens, 1986
- Gernsheim H. Aesthetic trends in Photography Past and Present. S.I., 1958
- Gernsheim H. & A. The History of Photography from the earliest use of the camera obscura in the Xl-th Century up to 1914. London, 1955
- Gernsheim H. Creative Photography. Aesthetic trends 1839−1960. London, 1962
- Gernsheim H. The Rise of Photography 1850−1880: the Age of Collodion. London, 1988
- Hambourg M. M., Heilbrun F., Neagu Ph. Nadar: les annees creatrices 1854−1960. (Exposition, Musee d’Orsay, Paris, Metropolitan Museum of Art, New York.) Paris, 1995
- Happy Birthday Photography. Bokelberg Sammlung. (Exhibition). Zurich, 1989
- Hauptman W. Ingres and Photographic Vision. // History of Photography 1, London, April 1977 (№ 2). P. 117−128
- Heilbrun F. Cliches impressionistes: Photographie. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20. P.64−67
- Heilbrun, F. Le paysage dans la photographie francaise au XlX-eme siecle et ses rapports avec la peinture, du realisme a l’impressionisme. // L’Impressionisme et le paysage francais. Paris, 1985. P.371 389
- Heilbrun F. Sur les photographies de Degas. // Degas inedit, actes de Colloque Degas, Musee d’Orsay, 18−21 avril 1988. Paris, 1989. P. 159−180
- Heilbrun F., Neagu Ph. L’invention d’un regard 1839−1918. Paris, 1989
- Heilbrun F., Neagu Ph. Pierre Bonnard, photographe. Paris, 1987
- Hiley M. The Photographer as Artist. // Studio International, London, 1975, vol.189, № 975. P.4−11
- Histoire de la photographie en France au XlX-eme siecle. Paris, 1980
- Histoire de la photographie francaise: des origines a 1920 (Exposition itinerante). Paris, 1978
- Hoctin L. Degas photographe. // L’Oeil, 1960, № 65. P.36−43
- Hyatt Mayor A. Photographs by Eakins and Degas. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 3, 1944 (Summer). P. 1−7
- Hyatt Mayor A. The Photographic Eye. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 1946, № 5. P. 15−26
- In Visible Light: Photography and Classification in Art, Science and the Everyday. (Exhibition). Oxford, 1997
- International Guide to XlXth Century Photographers and Their Works. Boston, 1988
- L’image photographique en France. De Daguerre a nos jours. (Exposition). Paris, 1933
- Une invention du XIX siecle, la photographie. Ed. B.Marbot. Paris, 1976
- Jacobson K. & J. Etude d’apres nature. XIX-th Century Photographs in Relation to Art. Essex, 1996.
- Jacobson T., Sayag A. (avant-propos). Pierre Dubreuil: photographies 1896−1935. Paris/ San Diego, 1987
- Jammes A., Parry Janis E. The Art of French Calotype, 1845−1870. Princeton, 1983
- Jammes A., Scharf A. Le realisme de la photographie et la reaction des peintres. // Art de France, 1964, vol.4. P. 174−189
- Jammes A. Charles Negre photographe. Paris, 1963
- Jay B. Robert Demachy. Photographs and Essays. London, 1974
- Jeffrey I. Photography: a Concise History. London, 1993
- Kahmen V. Art History of Photography. New York, 1974
- Kahng E. Felix Valotton’s Photographic Realism. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.224−235
- Kahng E. Staged Moments in the Art of Edouard Vuillard. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.250−263
- Kahng E. The Snapshot as Vanitas: Bonnard and His Kodak. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.236−249
- Kempf Ch., Morand S. (preface). Adolphe Braun et la photographie: 1812−1877. Illkirch, 1994
- Kosinski D. Picturing Poetry: Photography in the work of Gustave Moreau. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.58—69
- Kosinski D. Vision and Visionaries: The Camera in the Context of Symbolist Aesthetics. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 13−23
- Krauss R. E. Le photographique: pour une theorie des ecarts. / Traduit par Marc Bloch et Jean Kempf. Paris, 1990
- Lecuyer R. Histoire de la photographie. Paris, 1945
- Lemagny J.-C. Histoire de la photographie. Paris, 1986
- Lemagny J.-C. L’historien devant la photographie: un itineraire. // Les cahiers de la photographie, 1981, № 3 (Quelle histoire la photographie). P. 10−23
- Lemagny J.-C. L’ombre et le temps. (Essais sur la photographie comme art). / Preface de Gilles Mora. Paris, 1992
- Lowis K. Robert Demachy et l’esthetique de son temps. (Memoire de Maitrise). Paris, 1999
- Mac Donnell K. Eadweard Muybridge: The Man Who Invented the Moving Picture. Boston/ Paris, 1972
- Magicians of Light. Photographs from the Collection of the National Gallery of Canada. /With collaboration of J.Borcoman. Ottawa, 1993
- Marbot B. Un art nouveau au milieu d’une vielle civilisation. // Nouvelles de l’estampe, 1989, № 108 (dec.). P.24−33
- Marien M. W. Photography and Its Critics. A Cultural History, 1839−1900. Cambridge, 1997
- Marville. Paris (photographies). Paris, 1994
- McCauley E.A. Disderi and the Carte de Visite, Portrait Photograph. New Haven, 1985
- Mid XIXth Century French Photography: A Scottish Photography Group Exhibition (Organized and Selected by R. Hough). Edinburgh, 1 979 137. 1839, la photographie revelee. (Exposition Musee de l’histoire de France). /M.Frizot et al. Paris, 1989
- Nadar. (Exposition). Paris, 1965
- Nadar: Catalogue of Exhibition of his Life’s Work. Paris, 1965
- Nadar photographe. Portraits d’artistes et de critiques. Paris, 1976
- Nadar: les annees creatrices 1854−1860. Exposirion. Paris, 1994
- Neagu Ph., Poulet-Allamagny J.-J. Nadar. Paris, 1979
- Needham G. Manet' Olympia and Pornographic Photography. // Art News Annual, XXXVIII, 1972. P.81−89
- A New Art. Photography in the XIX-th Century. The Photo Collection of the Rijksmuseum. Amsterdam, 1996
- Newhall B., Photography. A Short Critical History. New York, 1938
- Newhall B. Photography: Essays and Images. London, 1980.
- Newhall B. Degas, photographe amateur, huit lettres inedites. // Gazette des Beaux-Arts, VI, 1963, № LXI. P.61−66
- Newhall B. Degas: Amateur Photographer, Eight Unpublished Letters by the Famous Painter, Written on a Photographic Vacation. // Image, June 1956. P. 124−126
- Newhall B. Delacroix and Photography. // Magazine of Art, Washington, 1952, vol. 45, November. P. 300−303
- Newhall B. History of Photography. New York, 1982-
- Newhall B. Photography and the Artist. // Parnassus, v.6, № 5, Oct. 1934. P.24 ff.
- Newhall B. The Photographic Revolution in the Visual Arts. S.I., 1963
- Nochlin L. Impressionism and post-impressionism, 1874—1904: sources and documents. Englewood Cliffs, 1966
- Nochlin L. Realism and Tradition in Art, 1848--1900: Sources and Documents. Englewood Cliffs, 1966
- Nouvelle histoire de la photographie. / Sous la direction de M. Frizot. Paris, 1994
- On the Art of Fixing a Shadow. (Exhibition). Washington, 1990
- Parry Janis E. Le theatre photographique d’Edgar Degas. // Daniel, M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 53−73
- Parry Janis E.(red.), Sartre J. Henri Le Secq, photographe de 1850 a 1860. Paris, 1986
- Un patrimoine photographique: 1847−1926. (Exposition itinerante de la Caisse nationale des monuments historiques et des sites). / Ph. Neagu, J.J.Poulet-Allamagny. S.I., Caisse nationale des monuments historiques et des sites, 1981
- Pellerin D. De quelques usages du stereoscope sous le Second Empire. (DEA d’Histoire de l’Art, sous la direction de M. Frizot). V. 1−2, Paris, 1999
- A Personal View: Photography in the Collection of Paul F.Walter. New York, 1985
- Photodiscovery: Masterworks of Photography 1840−1940. New York, 1980
- Photographers on Photography: A Critical Anthology. / Lyons N. Englewood Cliffs, 1966
- La photographie ancienne. / Etudes d’Aragon, Sougez, G. Besson, F.Tuefferd. Lyon, 1942
- La photographie comme modele. Exposition. Paris, 1982
- La photographie creative: les collections de la Bibliotheque nationale: 15 ans d’enrichissement (Exposition). / Catalogue par J.-C.Lemagny). Paris, 1984
- La photographie d’art vers 1900. (Exposition). Bruxelles, 1983
- La photographie stereoscopique sous le Second Empire (Exposition organisee par le Departement des Estampes et de la Photographie). / Catalogue par D. Pellerin et B. Marbot. Paris, 1995
- Photographies de paysages francais du XIX siecle. (Exposition, Grand Palais). Paris, 1985
- The Photographs of Edouard Baldus. / M. Daniel, with an essay by B. Bergdoll. Exhibition Metropolitan Museum of Art, N. Y., Canadian Center for Architecture, Montreal, 1994
- The Photography of Gustave Le Gray. Text by E. Parry Janis. Exposition. Chicago, 1 987 172. «Photography remembered». A selective view from the R.W.Lisle collection. (Exhibition). Norfolk, 1990
- Photography’s Beginnings. A Visual History. Featuring the Collection of Wm.B.Becker. Albuquerque, 1989
- Pickvance R. Degas as a Photographer. // Lithopinian, 1, 1970. P.72—79
- Les pictorialistes francais 1896−1930: collection de la Societe Francaise de Photographie. (Exposition). Tokyo, 1988
- Pinet H. Alexandre Falguere (1831−1900). // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France) Paris, 1997 P.96—99
- Pinet H. De l’etude d’apres nature au nu esthetique. //L'art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997 P. 30−3 7
- The Pioneers of Photography 1840−1900. The Robert Lebeck Collection. / Ed. R.Wick. Weingarten, 1989
- Pohlmann U. Etudes d’apres nature: Barbizon und die franzosishe Landshafitsphotographie von 1849 bis 1875. // Corot, Courbet und die Maler von Barbizon: Les amis de la nature. Munchen, 1996. P.406−416
- Pohlmann U. The Dream of beauty, or Truth is beauty, beauty truth: Photography and symbolism, 1840−1914. // Lost Paradise: Symbolist Europe. Montreal, 1995. P.428−447
- Poivert M. Edgar Degas: Photographe en sa penombre. // Connaissance des Arts, 1999, № 562. P. 56−61
- Poivert M. Les debuts de la photographie pictorialiste en France et ses rapports avec la photographie britannique 1889−1894. // Bulletin de la Societe de l’Histoire de l’Art Francais, 1991. P.215−226
- Poivert M. La photographie pictorialiste en France, 1892−1914. (These de Doctorat d’Histoire de l’Art). Paris, 1992
- Pollack P. The Picture History of Photography. New York, 1969
- Potonniee G. Histoire de la decouverte de la photographie (Daguerre, peintre et decorateur). Paris, 1989
- Poulain G. L’origine des «Femmes au jardin» de Claude Monet. // L’amour de l’art, 1937, № 3. P. 89−92
- Reading into Photography: Selected Essays, 1959−1980. / Ed. by Th.F.Barrow et al.) Albuquerque, 1983
- Reff Th. Degas chez Tasset. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P.75−81
- Regards sur la photographie en France au XIX-eme siecle. / Textes par B. Marbot et W.Naef. Paris, 1980
- Regnault, Victor, 1810−1878. ?uvre photographique. (Exposition). Paris, 1979
- Rewald J. Un portrait de la princesse Metternich par Edgar Degas. // L’amour de l’art, 1937, № 3. p.89
- Roosa W. L. Degas' Portrait of Renoir and Mallarme: An Interpretation. // The Rutgers Art Review, 3, Jan. 1982. P.81−96
- Roosens L. (dir.) et al. La photographie des origines a nos jours. Bruxelles, 1982
- Roosens L., Salu L. History of photography: a bibliography of books. V.3. London/New York, 1989
- Rosenblum N. A World History of Photography. New York, 1984
- Rouille A. La photographie en France: Textes et controverses. Une anthologie 1816−1871. Paris, 1989
- Rouille A. Les audaces de la pause. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20 (Janvier). P.68−73
- Sadoul G. Peinture et photographie. // Art de France, 1948, № 19−22. P.5−22, 3749
- Sagne J. L’Exotisme dans le portrait photographique au XIX-eme siecle. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). // Revue de la Bibliotheque nationale, sept. 1981. P.27−36
- Sagne J., Serullaz A. Delacroix et la photographie. Paris, 1982
- Salomon J. Vuillard et son Kodak. // L'?il, 1963, № 100 (avril). P.2−5
- Scharf A. Art and Photography. Harmondsworth, 1968
- Scharf A. C. Corot and Landscape Photography. // Gazette des Beaux-Arts, LIX, 1962, February. P.99−102
- Scharf A. Marey and Chronophotography. // Artforum, Sept. 1976. P.67
- Scharf A. Painting, Photography and the Image of Movement. I I The Burlington Magazine, vol. 104,1962, № 710. P. 186−195
- Schmoll J. A (gen. Eisenwerth). Vom Sinn der Photographie. Texte aus den Jahren 1952−1980. Munchen, 1980
- Schmoll J.A.(gen. Eisenwerth) Malerei nach Photographie. Munchen, 1970
- Schwartz E. L’Ecole des Beaux-Arts au XIX-eme siecle et l’enseignement d’apres le modele. // L’art du nu au XIX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997 P. 12−23
- Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. // Magazine of Art, Washington, 1949, vol.42, № 7. P.252−257
- Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. Selected Essays. Chicago, 1987
- Schwarz H. Daumier, Gill and Nadar. // Gazette des Beaux-Arts, XL, 1957. P.89−106
- SekuIIa A. On the Invention of Photographic Meaning. // Photography in Print, N.Y., 1981. P. 452−473
- Sobieszek R. Photography and the Theory of Realism in the Second Empire: A Reexamination of a Relationship. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 145−168
- Sontag S. On photography. New York, 1977
- Sougez E. La photographie, son histoire. Paris, 1968
- Stelzer O. Kunst und Photographie. Munchen, 1966
- Stenger E. The March of Photography. London, 1958
- Stuffmann M. Between the Barbizon School and the Beguinnings of Impressionism. // Pioniere der Landschaftsphotographie. Frankfurt am Main, 1993. P. 90−106
- Sur la photographie (Entretien avec R. Barthes). // Roland Barthes et la photo: le pire des signes (Les Cahiers de la Photographie/25). Paris, 1990. P.74−80
- Un temps pour la photographie: 1833−1983: 150-eme anniversaire de la mort de Nicephore Niepce. (Colloque sur l’histoire de la photographie, ville de Chalon-sur-Saone, Musee N. Niepce, jan. 1983). Chalon-sur-Saone, 1984
- Terrasse A. Degas et la photographie. Paris, 1982
- Thomas A. Time in a Frame: Photography and the XIX-th Century Mind. New York, 1977
- Tinterow, Gary. Degas and Muybridge. // Degas (Exposition, Ottawa, National Gallery of Canada). Paris, 1988. P.459−463
- Trapp F.A. The Art of Delacroix and the Camera’s Eye. // Apollo, London, vol. 83, 1966, № 50. P.278−288
- Uelsmann J. The Criticism of Photography as Art. S.I., 1972
- Vaizey M. Photographs that Turned into Fine Art. // Sunday Times Magazine, 1983, October 29. P.48−56
- Vaizey M. The Artist as Photographer. London, 1982
- Valery P. The Centenary of photography. // Classic Essays on Photography. / Ed. by A. Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 191−198
- Valery P. Degas, Monet, Morisot. New York, 1960
- Varnedoe K. The Artifice of Candor: Impressionism and Photography Reconsidered. // Art in America, 1980, № 1. P.66−78
- Varnedoe K. The Ideology of Time: Degas and Photography. // Art in America, 1980, № 6. P.97−110
- La vielle photographie depuis Daguerre jusqu’a 1870. / Publie par H. Jonqueres. Paris, 1935
- Vigneau A. Une breve histoire de l’art de Niepce a nos jours, (preface J. Casou) Paris, Robert Laffont, 1963
- Voignier J.M. Repertoire des photographes de France au XlX-eme siecle. Chevilly-Larue, 1993
- Vuillard et son Kodak. (Exhibition). London, 1964
- The Waking Dream. Photography’s First Century. Selections from the Gilman Paper Company Collection. Exposition. New York, 1993
- Weisberg G.P. Beyond Impressionism: The Naturalist Impulse. New York, 1992
- Wood J. The Photographic Arts. Iowa City, 1997
- Wood J. The Art of the Autochrome: the Birth of Color Photography. Iowa City, 1993
- Zola E. Ecrits sur l’art. Paris, 1991
- Алленов M.M. Фотография как эвристическая «дисциплина» визуальных искусств. // Назад к фотографии. М., 1996. С.29−38
- Барт Р. Camera lucida. M., 1997
- Беньямин В. Избранные эссе. М., 1996
- Бодлер Ш. Современная публика и фотография. // Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986. С. 186−190
- Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 218−219
- Вентури Л. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969
- Мастера искусства об искусстве. Т. 4, М., 1967
- Мастера искусства об искусстве. Т. 5, кн.1, М., 1969
- Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959
- Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1962
- Руйе А. Диспут длиной в десятилетия: что такое фотография? // Импакт: наука и общество. М., 1993, № 4. С.5−12
- Чмырёва И. Пьер Боннар: фотография и живопись. // Вопросы искусствознания, IX, 1996, № 2. С. 138−153