Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, фотография чрезвычайно часто использовалась художниками, открыто или же тайно, что было связано с её «неполноценностью» в глазах современников. Обращение к фотографиям становится одним из удобных для художника способов обученияфотоснимки нередко были подспорьем для художников при выполнении портретов, ню, жанровых сцен и даже историкомифологических композиций. Убедительность… Читать ещё >

Содержание

  • История изучения фотографии
  • Становление художественной фотографии
  • Французские художники и фотография во второй половине XIX века

Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема данной диссертации, посвященная взаимоотношениям живописи и фотографии во Франции во второй половине XIX в., была предложена Р. В. Савко. К сожалению, она не смогла увидеть эту работу осуществлённой.

Проблематика, связанная с взаимодействием двух искусств, представляет большой интерес. Она не рассматривалась в таком объёме в научной литературе, а для российского читателя в значительной степени является вообще новой, поскольку публикации отечественных исследователей по данному вопросу немногочисленны. Точкой отсчёта для нас является хронологический период, начиная приблизительно с 1850 года, поскольку именно с этого времени фотография используется художниками особенно активно, поэтому мы не рассматриваем период 1840-х гг., когда во Франции был распространён преимущественно дагерротип, значительно менее удобный для работы с ним.

Приступая к исследованию такого рода, необходимо учитывать, что мы имеем дело с рождением ещё одного вида изобразительного искусства, возникшего на основе новых технических достижений своего времени. При этом значительность такого эпохального процесса усугубляется тем обстоятельством, что новый вид искусства активно взаимодействует с развитым, обладающим огромным историческим опытом искусством живописи. К настоящему времени исследователями накоплен огромный, хотя и несколько разрозненный материал, нуждающийся в обобщении и пересмотре. Таким образом, наша работа не только суммирует уже накопленный учёными опыт, но и предлагает новый, актуальный взгляд на проблемы искусства XIXначала XX вв.

В диссертации использованы как исследования специалистов по истории и теории фотографии, так и богатый материал французских коллекций, архивов и музеев. Архивной базой для данной работы послужили фотографии из коллекций Музея д’Орсэ, Национальной Библиотеки Парижа (Кабинет Эстампов) и Французского Фотографического Общества.

Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава называется «История изучения фотографии». В ней идёт речь о сложном пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Фотография как изобретение XIX века, когда художественное развитие было тесно связано с научным, заняла совершенно новую позицию между искусством и техникой. С помощью фотографии происходит расширение визуального опыта. Теперь знакомство с экзотическими странами или со знаменитыми произведениями искусства было доступно практически любому человеку. Некоторые функции живописи и графики стали постепенно переходить к фотографии. Разумеется, соприкосновение фотографического способа изображения с традиционными искусствами не могло произойти безболезненно.

Диалог науки и искусства неразрывно связан с такими проблемами, как противопоставление миметического начала творческой свободе, объективного взгляда на мир — индивидуальности Художника-Творца. Фотография в XIX веке нередко воспринималась как механистичная техника, «дитя прогресса», и противопоставлялась настоящему искусству. Пренебрежительное отношение к художественным возможностям нового изобретения было характерно для многих критиков, теоретиков и живописцев. Начиная с середины столетия, основной спор ведётся вокруг вопроса: может ли фотография соперничать с живописью, и может ли новый способ изображения повредить искусству?

Поскольку критерием оценки художественности фотографии было её сходство с живописью, то защитники фотографии оправдывали её тем, что роль автора здесь почти так же велика, как и в остальных видах искусства. В конце концов эта точка зрения стала преобладающей, и в XX веке рождается история фотографии, основанная на том утверждении, что фотография равна живописи и, более того, живёт по законам своей «старшей сестры». Против этого постулата выступили такие теоретики фотографии, как Ролан Барт и Сьюзан Зонтаг. В их работах подчёркиваются её «магические» свойства и «чужеродность» в культуре. Современные исследования по фотографии существуют как бы между этими двумя концептами, которые стали неотделимы от самого объекта изучения.

Вскоре после своего появления фотография перестала быть только аттракционом и заявила о своих претензиях на место среди изящных искусств. Для того, чтобы попасть на художественный Олимп, ей было необходимо поставить себя рядом с живописью, у которой фотография позаимствовала традиционные схемы изображения. Заговорив на языке живописи, который не был для неё родным, фотография ещё не воспринималась как полноценное искусство. Её художественная несамостоятельность была причиной того, что фотография обращалась к наследию прошлого и к уже ставшему традиционным салонно-академическому направлению в живописи.

Официальное искусство второй половины XIX века оказало значительное влияние на фотографический портрет, изображение обнажённого тела, особенно в отношении иконографии, поз и аксессуаров. Но многие фотографы производили формально-стилистические эксперименты, далёкие от того направления в фотографии, которое было наиболее распространённым и коммерчески успешным. Впрочем, эти опыты не были широко известны, и многие мастера художественной фотографии были впоследствии надолго забыты.

Процесс становления фотографии на самостоятельный путь связан прежде всего с таким течением, как пикториализм. Будучи первым (оформленным) самостоятельным направлением в фотографии, сознательно заявившим о себе, пикториализм доказал её способность быть произведением искусства. При этом зависимость пикториалистов от живописи более чем очевидна, причём соединение разных стилей в творчестве этих мастеров подчас эклектично. Это направление в фотографии было популярным долгое время в самых разных странахоткрытия таких пикториалистов, как, например, Стейхен, несомненно, могут быть признаны очень существенными в истории фотографии.

С другой стороны, фотография чрезвычайно часто использовалась художниками, открыто или же тайно, что было связано с её «неполноценностью» в глазах современников. Обращение к фотографиям становится одним из удобных для художника способов обученияфотоснимки нередко были подспорьем для художников при выполнении портретов, ню, жанровых сцен и даже историкомифологических композиций. Убедительность, документальная точность фотографии позволяла рассматривать её как «аналог натуры», а небольшой размер и другие практически полезные свойства сделали фотографию удобной для использования. Фотографы, выпускавшие «этюды с натуры» специально для художников, тем самым приобретали относительно высокий статус.

Такие известнейшие мастера, как Делакруа, Моро, Гоген, Сезанн, обращались к фотографии как к достоверному отражению природы. Снимки служили им в качестве источника благодаря удобству работы с ними и сходству с натурой. Сущность их искусства от этого не меняласьфотография была лишь подспорьем для этих живописцев. Методы их работы с фотографией показывают, что они не считали художественными её собственные свойства, она была для них главным образом документом.

Некоторые мастера живописи пытались соперничать с фотографией в жизнеподобии. Салонные живописцы или натуралисты, используя «фотографические эффекты», порой обвинялись в холодности и поверхностности, якобы заимствованных у фотокамеры. Но эти «конкуренты» фотографии появились ещё до её рождения, в эпоху мастеров «золотой середины», вроде Делароша. Поэтому нельзя однозначно утверждать, будто стиль Академии и Салона определялся воздействием фотографии.

Многообразие художественных течений во второй половине XIX века отразилось на взаимоотношениях фотографии и живописи. Очень существенно то обстоятельство, что творческие возможности фотографии как таковой созвучны устремлениям некоторых мастеров самых перспективных направлений. Это сходство не является чисто внешним: в произведениях Курбе, Мане и импрессионистов (особенно в ранний период) заметно глубинное родство с языком фотографии и её эстетикой.

Стремление запечатлеть видимую реальность в её конкретности, характерности, современности, свойственное ещё Курбе и ставшее для импрессионистов основной задачей, аналогично поискам в фотографии. В результате самым правдивым и конкретным признаётся отдельный момент, и надо сказать, что в живописи «мгновенный снимок» появляется раньше, чем в фотографии. «Лягушатник» Моне и Ренуара возникает тогда, когда до моментальной фотографии ещё далеко.

В живописи происходят изменения в иерархии жанров. В фотографии «размывание» границ между разными жанрами является естественным следствием самих особенностей техники и методов фотографа. В 1860-е годы в живописи Дега, Моне заметно смешение портрета и бытовой сцены, позднее соединение жанра и пейзажа будет характерно для картин импрессионистов. Человек и окружающая его среда начинают пониматься как неразрывно связанные понятия, и не только фигуры в картине перестают быть изолированными от фона, но и зритель как бы «интегрируется» в картину, дистанция между ними сокращается, подобно тому, как в фотографии зритель является свидетелем момента запечатления. Видение заменяет воображение, и глаз художника, анализирующий и фиксирующий, подобно фотографической камере, становится важнее априорного знания о предмете.

Живописцы и фотографы, начиная с середины века, пытаются передать эффекты света, движения, непосредственности течения жизни. Уже в 1850-е годы фотография достигает успехов в этой области, когда появляются работы, сделанные на пленэре. В живописи эта трансформация наступает несколько позднее, на рубеже 1860−1870-х годов. Нельзя забывать и о том, что при всех попытках фотографов ввести цвет, невозможно было в то время этого сделать, а новое поколение художников противопоставило монохромности фотографии и её точности в деталях насыщенность и яркость цвета и свободную работу кисти.

То направление в живописи, которое затем назовут импрессионизмом, опережает фотографию в решении некоторых общих для них задач. Необходимо подчеркнуть, что изменения в живописи не были вызваны самим соседством с фотографией. Сходство многих фотографических и живописных работ обусловлено, скорее, общностью видения художников и фотографов, которые могли и не подозревать друг о друге. Живопись во многом предвидит будущие достижения фотографии, которая встала на совершенно самостоятельный путь, и двинулась к предстоящим ей открытиям только с изобретением мгновенной съёмки.

Ближе к началу XX века фотография получает всё большую независимость, отделяясь от живописи. Снимки Э.-Ж.Марэ уже не претендуют на подражание живописи, а возможности мгновенной фотографии позволили сделать её общедоступной, что привело к распространению любительской фотографии, с её «случайной» кадрировкой, неожиданными ракурсами и эффектами искажённой перспективы. Эволюция технических возможностей фотоаппарата не только обеспечивала способность фотографии трактовать реальность как угодно, но и сделала эстетически ценными качества, которые в ранний период воспринимались только как недостатки. Кроме того, доступность фотографии для любителей сыграло большую роль и для художников. Они стали снимать сами, нередко используя приёмы, новаторские для фотографии. В будущем мастера этого искусства обратятся к открытиям, сделанным благодаря глазу художника, а не фотографа.

С другой стороны, понятие «художественная фотография», которое подразумевает известную зависимость от живописи, чрезвычайно живуче. Уже в конце XIX века пикториалисты обращались к стилистике модерна, и в то же время получили большое распространение фотографии «в духе Хальса» или инсценировки известных композиций Вермера. Живопись и сегодня продолжает быть «мечтой» для многих фотографов. Она не без успеха осуществляется в эпоху компьютерной фотографии, когда достоверность фотоснимка стала более обманчивой, чем когда-либо.

Став полностью самостоятельным искусством в XX веке, фотография ощутила в себе силы диктовать живописи свои правила игры. Художники обратили внимание на собственные характеристики фотографии и сознательно использовали её, уже не как эквивалент натуры, а как своего рода магическое средство преобразования реальности. Это взаимодействие было плодотворным, и фотографию стали рассматривать не как узурпатора трона, ранее занимаемого живописью, а как освободительницу, взявшую на себя функцию запечатления предметов реального мира.

В начале XX века авангардисты провозгласили, что миметическую функцию взяла на себя фотография, тем самым оставив живописи поле творческих экспериментов, и, таким образом, художники отныне освобождены от подражания природе. Тотальная эстетизация объектов, ранее не относимых к сфере искусства, затронула не только фотографию. Однако необходимо подчеркнуть, что этот процесс начался задолго до Дюшана и Уорхола. Фотография, подобно произведениям дизайна и ремёсел, промышленной архитектуре или моде, постепенно стала восприниматься как важная часть культуры, не менее ценная в эстетическом отношении, чем другие визуальные искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adhemar J. Un siecle de vision nouvelle (Exposition). Paris, 1955
  2. The Aesthetics of French Photography: Two Studies. / Ed. by P.C.Bunnell. New York, 1979
  3. A l’origine de la photographie. Le calotype au passe et au present. Paris, 1979
  4. After Daguerre. Masterworks of French Photography (1848−1900). New York, 1981
  5. Amar P.J. La photographie, histoire d’un art. Aix-en-Provence, 1993
  6. Anderson R., Haworth-Booth M. Mid XIX-th Century French Photography: Images on Paper. Edimburg, 1979
  7. Anthologie d’un patrimoine photographique 1847−1926. / Ph. Neagu, J.J.Poulet-Allamagny. Paris, 1980
  8. Armstrong С. Reflections on the Mirror: Painting, Photography and the Self-Portraits of Edgar Degas. // Representations, 1988, № 22. P. 108−141
  9. The Art of Early Photography. (Exhibition). / Introduction by R.Greenhill. Ottawa, 1965
  10. Aubenas S. Le nu academique existe-t-il en daguerreotype? // L’art du nu au XIX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P.24−29
  11. Aubenas S. Modeles du peintre, modeles du photographe. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France) Paris, 1997. P.42−65
  12. Aubenas S. Les photographies d’Eugene Delacroix. // Revue de l’Art, 2000, № 127. P. 62−69
  13. Auer M. and M. Encyclopedie internationale des photographes de 1839 a nos jours/Photographers Encyclopaedia International 1839 to the Present. New York/Paris, 1985)
  14. E.Bacot, A. de Brebisson, A. Humbert de Molard: Trois photographes en Basse-Normandie au XlX-eme siecle. Caen, 1989
  15. Barthes R. Le message photographique. // Barthes R. L’obvie et l’obtus (Essais critiques III). Paris, 1982. P.9−24
  16. Bauret G. Atget: Paris, 1900−1925. Paris, 1986
  17. Bazin A. Qu’est-ce que le cinema? // Ontologie de l’image photographique. T. l, Paris, 1975
  18. Bazin G. Degas et l’objectif. // L’amour de l’art, 1931, № 7. P.304
  19. Bell D. Degas photographs. New York, 1985
  20. Bellony-Rewald A. Les impressionistes et la photographie ou «La tres humble servante des sciences et des arts». // Coloquio: Artes. 31, Lisboa, 1977, febr. P.61−63
  21. Bernard D., Gunthert A., Marin L. L’instant reve: Albert Londe. Nimes/Lavol, 1993
  22. Bertrand-Turellier F. L’influence de la peinture sur la photographie: 1891−1914. (Maitrise d’Arts Plastiques). Paris, 1999
  23. BessonG. La photographie francaise. Paris, 1936
  24. Billeter E. Malerei und Photographie im Dialog: von 1840 bis heute. Mit Beitragen von J.A.Schmoll (gen. Eisenwerth) Bern, 1977
  25. Bocard H. Les critiques des expositions de la photographie a Paris sous le Second Empire. V. 1−2. Paris, 1995
  26. Borcoman J. Charles Negre. Ottawa, 1976
  27. Borcoman J. Eugene Atget, 1857−1927. Ottawa, 1984
  28. Borcoman J. The Painter as Photographer: D.O.Hill, H. Salzmann, Ch. Negre. Works from the National Gallery of Canada (Exhibition, Vancouver Art Gallery, Dec. 1978 -Jan. 1979). Vancouver, 1978
  29. Bossert H.Th., Guttmann, H. Les premiers temps de la photographie, 1840−1870. Paris, 1930
  30. Boulouch N. La photographie autochrome en France (1904−1931). (These en histoire de l’art). Paris, 1994
  31. Bourgeron J. P., Seguin J.P.(preface). Les Reutlinger. Photographes a Paris 18 301 937. Paris, 1979
  32. Braive M.F. L’age de la photographie. De Niepce a nos jours. Bruxelles, 1965
  33. Braun M. Picturing Time: The Work of Etienne-Jules Marey, 1830−1904. Chicago, 1992
  34. Brettell R.R., Flikinger R., Keeler N., Kilgore S. M. Paper and Light. The Calotype in France & Great Britain, 1839−1870. Boston/London, 1984
  35. Bruniere I. de la, Grapeloup-Roche Ph. Valotton and the Camera: Art and Science of photography. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P. 18−23
  36. Buerger J., Shapiro B. Stern. A Note on Degas’s Use of Daguerrotype Plates. // The Print Collector’s Newsletter, XII, 4 (1981). P.103−106
  37. Buerger J.E. Another Note on Degas. // Image, Rochester, 23,1, 1980. P.6
  38. Buerger J .E. Degas’Solarized and Negative Photographs: a Look at Unorthodox Classicism. // Image, Rochester, George Eastman House, 21, 2, 1978 (June). P. 17−23
  39. Buerger J.E. The Era of French Calotype. New York, 1982-
  40. P. C. (dir.) A Photographic Vision: Pictorial Photography, 1889−1923. Salt Lake City, 1980
  41. Camera Portraits. Photographs from the National Portrait Gallery, 1839−1989. (Catalogue) London, 198 942 150 ans de photographie: certitudes et interrogations, 1839−1989 (Exposition). Charleroi, 1989
  42. Challe D., Marbot B. Les photographies de Barbizon. La foret de Fontainebleau. Paris, 1991
  43. Charles Negre, photographe, 1820−1880. / Sous la direction de F. Heilbrun et Ph. Neagu. Paris, 1980
  44. Charles Negre: images de la Provence en 1852: quand la peinture devient photographie. (Exposition Villa aurelienne, Frejus) S.I., 1995
  45. Chevrier J.-F. Bonnard photographe. // Bonnard (Exposition, Centre Georges Pompidou). Paris, 1984. P.219−239
  46. Chevrier J.F., Mathon C., Garcia A.-M. Les chefs-d'?uvres de la photographie dans les collections de l’Ecole des Beaux-Arts. Paris, 1991
  47. Chiarenza C. Manet’s use of photography in the creation of a drawing. // Master Drawings, v. VII, 1969, N1 (Spring). P.38−45
  48. Chiarenza C. Notes on Aesthetic Relationship between XVII-th Century Dutch Painting and XIX-th Century Photography. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 19−34
  49. Childs E.S. Habits of the Eye: Degas, Photography, and Modes of Vision. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.70—88
  50. Childs E.S. Paradise Redux: Gauguin, Photography, and Fin-de-Siecle Tahiti.// Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 116−141
  51. Y. 150 ans de la photographie francaise. Paris, 1979
  52. Churchill K. Degas and Photography. Tempe (USA), 1990
  53. Coe B. Le premier siecle de la photographie. Lausanne, 1977
  54. Cognacq G. Ingres, Delacroix et la photographie. // Beaux-Arts, 1939, dec. 1, № 349. P.9,4
  55. Coke V.D. Camera and canvas. // Art in America, 1961, v.49, № 3. P.73
  56. Coke V.D. The Painter and the Photograph. Albuquerque, 1972
  57. Coke V.D. Two Delacroix Drawings Made from Photographs. // The Art Journal, New York, Spring 1962. P. 172−174
  58. Crimp D. Positive/Negative: A Note on Degas' Photographs. // October, 5, 1978. P.89−100
  59. Eugene Cuvelier: Exposition. Cantz, 1997
  60. Dagognet F. Etienne-Jules Marey, la passion de la trace. Paris, 1987
  61. Damish H. Five notes for the phenomenology of photographic image // Classic Essays on Photography. / Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 287−291
  62. Daniel M. L’atmosphere des lampes ou lunaire. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 17−51
  63. Daniel E. L’objectif du subjectif: Vuillard photographe. // Les Cahiers du Musee National d’Art Moderne, 1988, 23 (Spring). P. 83−94
  64. Darrah W.C. Cartes-de-visite in XIXth Century Photography. Gettysburg, 1981
  65. Daulte F. Plus vrai que nature. // L'?il, oct. 1960, № 70. P.48−55
  66. Daval J.-L. La photographie: histoire d’un art. Geneve, 1982
  67. Degas: Lettres recueillies et annotees par Marcel Guerin. (Preface par Daniel Halevy). Paris, 1997
  68. Delpire R., Frizot, M. Histoire de voir: une histoire de la photographie concue et realisee. V. 1−3. Paris, 1989
  69. Doty R. Photo Secession: Photography as a Fine Art (preface by B. Newhall). Rochester, 1960
  70. Du bon usage de la photographie, une anthologie de textes choisis et presentes. Paris, 1987
  71. Dubois Ph. L’acte photographique et autres essais. Bruxelles, 1990
  72. Eadweard Muybridge. The Stanford Years, 1872−1882. (Catalogue). Stanford, 1972
  73. Easton E.W. Vuillard’s Photography: Artistry and Accident. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P.9−17
  74. Edouard Baldus, photographe. / F. Heilbrun, M. Dunil, B.Bergdoll. Paris, Reunion des Musees Nationaux, 1995
  75. Edouard Payot: photographe pictorialiste. Annecy, 1996
  76. Eibl Petra. «Ware das Auge so vollkommen wie ein Vergro? erungsglas,.» Malerei und Photographie Bemerkungen zur Geshichte einer Interaction. // Belvedere-Zeitschrift fur bildende Kunst. Wien, Sonderheft, 1997. S. 102−115
  77. Fleig A. Reves de papier: la photographie orientaliste: 1860−1914. Neuchatel, 1997
  78. Font-Reauix D. de. Courbet et la photographie: L’exemple d’un peintre realiste, entre verite et la realite. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P.84- 91
  79. Font-Reauix D. de. La photographie assemblee en reves. Gustave Moreau. // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997. P. 108−109
  80. Forster-Hahn F. Marey, Muybridge and Meissonier: The Study of Movement in Science and Art. // Edweard Muybridge: The Stanford Years, 1872−1882. Palo Alto, 1972
  81. French Primitive Photography. / Ed. AJammes, introduction by M. White. Philadelphia, 1969
  82. Freund G. La photographie en France au XlX-eme siecle. Paris, 1936
  83. M. (direction). Nouvelle histoire de la photographie. Paris, 199 485. «From Today Painting is Dead». The Beginnings of Photography. (Exhibition). London, 1972
  84. Galassi P. Before Photography. Painting and the Invention of Photography. New York, 1981
  85. Gautrand J.-C., Frizot M. Hippolyte Bayard. Naissance de l’image photographique. Amiens, 1986
  86. Gernsheim H. Aesthetic trends in Photography Past and Present. S.I., 1958
  87. H. & A. The History of Photography from the earliest use of the camera obscura in the Xl-th Century up to 1914. London, 1955
  88. Gernsheim H. Creative Photography. Aesthetic trends 1839−1960. London, 1962
  89. Gernsheim H. The Rise of Photography 1850−1880: the Age of Collodion. London, 1988
  90. Hambourg M. M., Heilbrun F., Neagu Ph. Nadar: les annees creatrices 1854−1960. (Exposition, Musee d’Orsay, Paris, Metropolitan Museum of Art, New York.) Paris, 1995
  91. Happy Birthday Photography. Bokelberg Sammlung. (Exhibition). Zurich, 1989
  92. Hauptman W. Ingres and Photographic Vision. // History of Photography 1, London, April 1977 (№ 2). P. 117−128
  93. Heilbrun F. Cliches impressionistes: Photographie. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20. P.64−67
  94. Heilbrun, F. Le paysage dans la photographie francaise au XlX-eme siecle et ses rapports avec la peinture, du realisme a l’impressionisme. // L’Impressionisme et le paysage francais. Paris, 1985. P.371 389
  95. Heilbrun F. Sur les photographies de Degas. // Degas inedit, actes de Colloque Degas, Musee d’Orsay, 18−21 avril 1988. Paris, 1989. P. 159−180
  96. Heilbrun F., Neagu Ph. L’invention d’un regard 1839−1918. Paris, 1989
  97. Heilbrun F., Neagu Ph. Pierre Bonnard, photographe. Paris, 1987
  98. Hiley M. The Photographer as Artist. // Studio International, London, 1975, vol.189, № 975. P.4−11
  99. Histoire de la photographie en France au XlX-eme siecle. Paris, 1980
  100. Histoire de la photographie francaise: des origines a 1920 (Exposition itinerante). Paris, 1978
  101. Hoctin L. Degas photographe. // L’Oeil, 1960, № 65. P.36−43
  102. Hyatt Mayor A. Photographs by Eakins and Degas. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 3, 1944 (Summer). P. 1−7
  103. Hyatt Mayor A. The Photographic Eye. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 1946, № 5. P. 15−26
  104. In Visible Light: Photography and Classification in Art, Science and the Everyday. (Exhibition). Oxford, 1997
  105. International Guide to XlXth Century Photographers and Their Works. Boston, 1988
  106. L’image photographique en France. De Daguerre a nos jours. (Exposition). Paris, 1933
  107. Une invention du XIX siecle, la photographie. Ed. B.Marbot. Paris, 1976
  108. K. & J. Etude d’apres nature. XIX-th Century Photographs in Relation to Art. Essex, 1996.
  109. T., Sayag A. (avant-propos). Pierre Dubreuil: photographies 1896−1935. Paris/ San Diego, 1987
  110. Jammes A., Parry Janis E. The Art of French Calotype, 1845−1870. Princeton, 1983
  111. Jammes A., Scharf A. Le realisme de la photographie et la reaction des peintres. // Art de France, 1964, vol.4. P. 174−189
  112. Jammes A. Charles Negre photographe. Paris, 1963
  113. Jay B. Robert Demachy. Photographs and Essays. London, 1974
  114. Jeffrey I. Photography: a Concise History. London, 1993
  115. Kahmen V. Art History of Photography. New York, 1974
  116. Kahng E. Felix Valotton’s Photographic Realism. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.224−235
  117. Kahng E. Staged Moments in the Art of Edouard Vuillard. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.250−263
  118. Kahng E. The Snapshot as Vanitas: Bonnard and His Kodak. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.236−249
  119. Ch., Morand S. (preface). Adolphe Braun et la photographie: 1812−1877. Illkirch, 1994
  120. Kosinski D. Picturing Poetry: Photography in the work of Gustave Moreau. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.58—69
  121. Kosinski D. Vision and Visionaries: The Camera in the Context of Symbolist Aesthetics. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 13−23
  122. Krauss R. E. Le photographique: pour une theorie des ecarts. / Traduit par Marc Bloch et Jean Kempf. Paris, 1990
  123. Lecuyer R. Histoire de la photographie. Paris, 1945
  124. Lemagny J.-C. Histoire de la photographie. Paris, 1986
  125. Lemagny J.-C. L’historien devant la photographie: un itineraire. // Les cahiers de la photographie, 1981, № 3 (Quelle histoire la photographie). P. 10−23
  126. Lemagny J.-C. L’ombre et le temps. (Essais sur la photographie comme art). / Preface de Gilles Mora. Paris, 1992
  127. Lowis K. Robert Demachy et l’esthetique de son temps. (Memoire de Maitrise). Paris, 1999
  128. Mac Donnell K. Eadweard Muybridge: The Man Who Invented the Moving Picture. Boston/ Paris, 1972
  129. Magicians of Light. Photographs from the Collection of the National Gallery of Canada. /With collaboration of J.Borcoman. Ottawa, 1993
  130. Marbot B. Un art nouveau au milieu d’une vielle civilisation. // Nouvelles de l’estampe, 1989, № 108 (dec.). P.24−33
  131. Marien M. W. Photography and Its Critics. A Cultural History, 1839−1900. Cambridge, 1997
  132. Marville. Paris (photographies). Paris, 1994
  133. McCauley E.A. Disderi and the Carte de Visite, Portrait Photograph. New Haven, 1985
  134. Mid XIXth Century French Photography: A Scottish Photography Group Exhibition (Organized and Selected by R. Hough). Edinburgh, 1 979 137. 1839, la photographie revelee. (Exposition Musee de l’histoire de France). /M.Frizot et al. Paris, 1989
  135. Nadar. (Exposition). Paris, 1965
  136. Nadar: Catalogue of Exhibition of his Life’s Work. Paris, 1965
  137. Nadar photographe. Portraits d’artistes et de critiques. Paris, 1976
  138. Nadar: les annees creatrices 1854−1860. Exposirion. Paris, 1994
  139. Neagu Ph., Poulet-Allamagny J.-J. Nadar. Paris, 1979
  140. Needham G. Manet' Olympia and Pornographic Photography. // Art News Annual, XXXVIII, 1972. P.81−89
  141. A New Art. Photography in the XIX-th Century. The Photo Collection of the Rijksmuseum. Amsterdam, 1996
  142. Newhall B., Photography. A Short Critical History. New York, 1938
  143. Newhall B. Photography: Essays and Images. London, 1980.
  144. Newhall B. Degas, photographe amateur, huit lettres inedites. // Gazette des Beaux-Arts, VI, 1963, № LXI. P.61−66
  145. Newhall B. Degas: Amateur Photographer, Eight Unpublished Letters by the Famous Painter, Written on a Photographic Vacation. // Image, June 1956. P. 124−126
  146. Newhall B. Delacroix and Photography. // Magazine of Art, Washington, 1952, vol. 45, November. P. 300−303
  147. Newhall B. History of Photography. New York, 1982-
  148. Newhall B. Photography and the Artist. // Parnassus, v.6, № 5, Oct. 1934. P.24 ff.
  149. Newhall B. The Photographic Revolution in the Visual Arts. S.I., 1963
  150. Nochlin L. Impressionism and post-impressionism, 1874—1904: sources and documents. Englewood Cliffs, 1966
  151. Nochlin L. Realism and Tradition in Art, 1848--1900: Sources and Documents. Englewood Cliffs, 1966
  152. Nouvelle histoire de la photographie. / Sous la direction de M. Frizot. Paris, 1994
  153. On the Art of Fixing a Shadow. (Exhibition). Washington, 1990
  154. Parry Janis E. Le theatre photographique d’Edgar Degas. // Daniel, M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 53−73
  155. Parry Janis E.(red.), Sartre J. Henri Le Secq, photographe de 1850 a 1860. Paris, 1986
  156. Un patrimoine photographique: 1847−1926. (Exposition itinerante de la Caisse nationale des monuments historiques et des sites). / Ph. Neagu, J.J.Poulet-Allamagny. S.I., Caisse nationale des monuments historiques et des sites, 1981
  157. Pellerin D. De quelques usages du stereoscope sous le Second Empire. (DEA d’Histoire de l’Art, sous la direction de M. Frizot). V. 1−2, Paris, 1999
  158. A Personal View: Photography in the Collection of Paul F.Walter. New York, 1985
  159. Photodiscovery: Masterworks of Photography 1840−1940. New York, 1980
  160. Photographers on Photography: A Critical Anthology. / Lyons N. Englewood Cliffs, 1966
  161. La photographie ancienne. / Etudes d’Aragon, Sougez, G. Besson, F.Tuefferd. Lyon, 1942
  162. La photographie comme modele. Exposition. Paris, 1982
  163. La photographie creative: les collections de la Bibliotheque nationale: 15 ans d’enrichissement (Exposition). / Catalogue par J.-C.Lemagny). Paris, 1984
  164. La photographie d’art vers 1900. (Exposition). Bruxelles, 1983
  165. La photographie stereoscopique sous le Second Empire (Exposition organisee par le Departement des Estampes et de la Photographie). / Catalogue par D. Pellerin et B. Marbot. Paris, 1995
  166. Photographies de paysages francais du XIX siecle. (Exposition, Grand Palais). Paris, 1985
  167. The Photographs of Edouard Baldus. / M. Daniel, with an essay by B. Bergdoll. Exhibition Metropolitan Museum of Art, N. Y., Canadian Center for Architecture, Montreal, 1994
  168. The Photography of Gustave Le Gray. Text by E. Parry Janis. Exposition. Chicago, 1 987 172. «Photography remembered». A selective view from the R.W.Lisle collection. (Exhibition). Norfolk, 1990
  169. Photography’s Beginnings. A Visual History. Featuring the Collection of Wm.B.Becker. Albuquerque, 1989
  170. Pickvance R. Degas as a Photographer. // Lithopinian, 1, 1970. P.72—79
  171. Les pictorialistes francais 1896−1930: collection de la Societe Francaise de Photographie. (Exposition). Tokyo, 1988
  172. Pinet H. Alexandre Falguere (1831−1900). // L’art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France) Paris, 1997 P.96—99
  173. Pinet H. De l’etude d’apres nature au nu esthetique. //L'art du nu au XlX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997 P. 30−3 7
  174. The Pioneers of Photography 1840−1900. The Robert Lebeck Collection. / Ed. R.Wick. Weingarten, 1989
  175. Pohlmann U. Etudes d’apres nature: Barbizon und die franzosishe Landshafitsphotographie von 1849 bis 1875. // Corot, Courbet und die Maler von Barbizon: Les amis de la nature. Munchen, 1996. P.406−416
  176. Pohlmann U. The Dream of beauty, or Truth is beauty, beauty truth: Photography and symbolism, 1840−1914. // Lost Paradise: Symbolist Europe. Montreal, 1995. P.428−447
  177. Poivert M. Edgar Degas: Photographe en sa penombre. // Connaissance des Arts, 1999, № 562. P. 56−61
  178. Poivert M. Les debuts de la photographie pictorialiste en France et ses rapports avec la photographie britannique 1889−1894. // Bulletin de la Societe de l’Histoire de l’Art Francais, 1991. P.215−226
  179. Poivert M. La photographie pictorialiste en France, 1892−1914. (These de Doctorat d’Histoire de l’Art). Paris, 1992
  180. Pollack P. The Picture History of Photography. New York, 1969
  181. Potonniee G. Histoire de la decouverte de la photographie (Daguerre, peintre et decorateur). Paris, 1989
  182. Poulain G. L’origine des «Femmes au jardin» de Claude Monet. // L’amour de l’art, 1937, № 3. P. 89−92
  183. Reading into Photography: Selected Essays, 1959−1980. / Ed. by Th.F.Barrow et al.) Albuquerque, 1983
  184. Reff Th. Degas chez Tasset. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P.75−81
  185. Regards sur la photographie en France au XIX-eme siecle. / Textes par B. Marbot et W.Naef. Paris, 1980
  186. Regnault, Victor, 1810−1878. ?uvre photographique. (Exposition). Paris, 1979
  187. Rewald J. Un portrait de la princesse Metternich par Edgar Degas. // L’amour de l’art, 1937, № 3. p.89
  188. Roosa W. L. Degas' Portrait of Renoir and Mallarme: An Interpretation. // The Rutgers Art Review, 3, Jan. 1982. P.81−96
  189. L. (dir.) et al. La photographie des origines a nos jours. Bruxelles, 1982
  190. Roosens L., Salu L. History of photography: a bibliography of books. V.3. London/New York, 1989
  191. Rosenblum N. A World History of Photography. New York, 1984
  192. Rouille A. La photographie en France: Textes et controverses. Une anthologie 1816−1871. Paris, 1989
  193. Rouille A. Les audaces de la pause. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20 (Janvier). P.68−73
  194. Sadoul G. Peinture et photographie. // Art de France, 1948, № 19−22. P.5−22, 3749
  195. Sagne J. L’Exotisme dans le portrait photographique au XIX-eme siecle. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). // Revue de la Bibliotheque nationale, sept. 1981. P.27−36
  196. Sagne J., Serullaz A. Delacroix et la photographie. Paris, 1982
  197. Salomon J. Vuillard et son Kodak. // L'?il, 1963, № 100 (avril). P.2−5
  198. Scharf A. Art and Photography. Harmondsworth, 1968
  199. Scharf A. C. Corot and Landscape Photography. // Gazette des Beaux-Arts, LIX, 1962, February. P.99−102
  200. Scharf A. Marey and Chronophotography. // Artforum, Sept. 1976. P.67
  201. Scharf A. Painting, Photography and the Image of Movement. I I The Burlington Magazine, vol. 104,1962, № 710. P. 186−195
  202. Schmoll J. A (gen. Eisenwerth). Vom Sinn der Photographie. Texte aus den Jahren 1952−1980. Munchen, 1980
  203. Schmoll J.A.(gen. Eisenwerth) Malerei nach Photographie. Munchen, 1970
  204. Schwartz E. L’Ecole des Beaux-Arts au XIX-eme siecle et l’enseignement d’apres le modele. // L’art du nu au XIX-eme siecle. Le Photographe et son modele. (Exposition, Bibliotheque nationale de France). Paris, 1997 P. 12−23
  205. Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. // Magazine of Art, Washington, 1949, vol.42, № 7. P.252−257
  206. Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. Selected Essays. Chicago, 1987
  207. Schwarz H. Daumier, Gill and Nadar. // Gazette des Beaux-Arts, XL, 1957. P.89−106
  208. SekuIIa A. On the Invention of Photographic Meaning. // Photography in Print, N.Y., 1981. P. 452−473
  209. Sobieszek R. Photography and the Theory of Realism in the Second Empire: A Reexamination of a Relationship. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 145−168
  210. Sontag S. On photography. New York, 1977
  211. Sougez E. La photographie, son histoire. Paris, 1968
  212. Stelzer O. Kunst und Photographie. Munchen, 1966
  213. Stenger E. The March of Photography. London, 1958
  214. Stuffmann M. Between the Barbizon School and the Beguinnings of Impressionism. // Pioniere der Landschaftsphotographie. Frankfurt am Main, 1993. P. 90−106
  215. Sur la photographie (Entretien avec R. Barthes). // Roland Barthes et la photo: le pire des signes (Les Cahiers de la Photographie/25). Paris, 1990. P.74−80
  216. Un temps pour la photographie: 1833−1983: 150-eme anniversaire de la mort de Nicephore Niepce. (Colloque sur l’histoire de la photographie, ville de Chalon-sur-Saone, Musee N. Niepce, jan. 1983). Chalon-sur-Saone, 1984
  217. Terrasse A. Degas et la photographie. Paris, 1982
  218. Thomas A. Time in a Frame: Photography and the XIX-th Century Mind. New York, 1977
  219. Tinterow, Gary. Degas and Muybridge. // Degas (Exposition, Ottawa, National Gallery of Canada). Paris, 1988. P.459−463
  220. Trapp F.A. The Art of Delacroix and the Camera’s Eye. // Apollo, London, vol. 83, 1966, № 50. P.278−288
  221. Uelsmann J. The Criticism of Photography as Art. S.I., 1972
  222. Vaizey M. Photographs that Turned into Fine Art. // Sunday Times Magazine, 1983, October 29. P.48−56
  223. Vaizey M. The Artist as Photographer. London, 1982
  224. Valery P. The Centenary of photography. // Classic Essays on Photography. / Ed. by A. Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 191−198
  225. Valery P. Degas, Monet, Morisot. New York, 1960
  226. Varnedoe K. The Artifice of Candor: Impressionism and Photography Reconsidered. // Art in America, 1980, № 1. P.66−78
  227. Varnedoe K. The Ideology of Time: Degas and Photography. // Art in America, 1980, № 6. P.97−110
  228. La vielle photographie depuis Daguerre jusqu’a 1870. / Publie par H. Jonqueres. Paris, 1935
  229. Vigneau A. Une breve histoire de l’art de Niepce a nos jours, (preface J. Casou) Paris, Robert Laffont, 1963
  230. Voignier J.M. Repertoire des photographes de France au XlX-eme siecle. Chevilly-Larue, 1993
  231. Vuillard et son Kodak. (Exhibition). London, 1964
  232. The Waking Dream. Photography’s First Century. Selections from the Gilman Paper Company Collection. Exposition. New York, 1993
  233. Weisberg G.P. Beyond Impressionism: The Naturalist Impulse. New York, 1992
  234. Wood J. The Photographic Arts. Iowa City, 1997
  235. Wood J. The Art of the Autochrome: the Birth of Color Photography. Iowa City, 1993
  236. Zola E. Ecrits sur l’art. Paris, 1991
  237. M.M. Фотография как эвристическая «дисциплина» визуальных искусств. // Назад к фотографии. М., 1996. С.29−38
  238. Барт Р. Camera lucida. M., 1997
  239. В. Избранные эссе. М., 1996
  240. Ш. Современная публика и фотография. // Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986. С. 186−190
  241. П. Об искусстве. М., 1993. С. 218−219
  242. Л. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969
  243. Мастера искусства об искусстве. Т. 4, М., 1967
  244. Мастера искусства об искусстве. Т. 5, кн.1, М., 1969
  245. Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959
  246. Дж. Постимпрессионизм. М., 1962
  247. А. Диспут длиной в десятилетия: что такое фотография? // Импакт: наука и общество. М., 1993, № 4. С.5−12
  248. И. Пьер Боннар: фотография и живопись. // Вопросы искусствознания, IX, 1996, № 2. С. 138−153
Заполнить форму текущей работой