Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика культуры коренных народов Севера в контексте глобализации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ханты-Мансийский автономный округ является одним из основных интенсивно-развивающихся регионов на Севере Тюменской области. В результате его промышленного освоения в довольно сжатые сроки увеличился приток переселенцев, которые пришли со своей культурой и бытом. В результате контактов коренного и пришлого населений возникают культурные и социальные отношения и связи, естественно и закономерно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Культура коренных народов Севера как объект культурологического исследования
    • 1. 1. Методологические и теоретические подходы к проблеме изучения культуры коренных народов Севера
    • 1. 2. Историческая динамика культуры коренных народов Севера
  • Глава 2. Культура коренных народов Севера в условиях современности
    • 2. 1. Системный анализ современного состояния культуры коренных народов Севера
    • 2. 2. Полиаспектное влияние глобализации на динамику культуры коренных народов Севера

Динамика культуры коренных народов Севера в контексте глобализации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Культура как сложно организованная система не пребывает в стабильном состоянии, а демонстрирует интенсивный динамизм. В ходе ее развития осуществляются трансформационные процессы, когда в пределах ограниченного исторического времени одни формы культуры уступают место другим, вновь возникающим, несущим в себе новые черты.

Важным аспектом понимания ситуации в современной культуре является то обстоятельство, что существенно изменились роль и соотношение факторов, влияющих на динамику культуры. Если ранее на ее развитие оказывали влияние такие духовные и социальные процессы, которые определялись в теориях классической культурологии и философии культуры понятиями аккультурации, диффузии, адаптации, социализации, то со второй половины XX века вносят дополнительные изменения в культуру новые факторы: индустриализация, рыночный характер хозяйствования, интенсивная миграция и глобализация.

Диссертационное исследование акцентирует внимание на динамике культуры коренных народов Севера России, конкретно Ханты-Мансийского автономного округа, что обусловлено наиболее интенсивным освоением данной территории. Развитие добывающей промышленности в Тюменском регионе за последние десятилетия привело к строительству крупных индустриальных объектов, появлению больших городов, масштабным миграционным процессам, что сопровождалось обострением экологических, социальных, этнических и культурных проблем. Социально-экономический скачок индустриального развития Севера внес коррективы в образ жизни, быт, традиции и культуру коренных народов.

К коренным народам Севера относятся этнические группы, локально обитающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Отличительными характеристиками этих народов являются специфический культурный облик, невозможность существования вне природного комплекса, и, как следствие, стремление к сохранению традиционного природопользования и культуры. Особую значимость имеет культурная экспансия переселенцев в жизнь и культуру коренных народов, у которых сформировалась своеобразная экокультура и природосообразная практика ее бытования.

По мнению многих современных исследователей, глобализация сопровождается кризисом базовых ценностей, способным привести к общей нестабильности, нанести вред, в особенности локальным культурам, однако глобализация может оказать и позитивное влияние на их развитие.

Проблемное поле диссертационного исследования составил комплекс противоречий:

— традиционных для северной культуры — противоречий между сообществом коренных народов и природой — гармонически разрешаемых на протяжении многовековой их истории;

— новых противоречий, источником которых является хищническое отношение к природе и культуре коренных народов Севера со стороны сообщества переселенцев;

— новейшими противоречиями, обусловленными общемировыми процессами глобализации культуры.

Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время эта проблема актуализируется, что находит отражение в научной литературе и тематике конференций.

Разностороннее рассмотрение феномена культуры в духовной жизни человеческого общества было предпринято Е. Б. Андреевой, JI. Ф. Балиной, А. П. Барчуговым, М. М. Бахтиным, И. Б. Гардинаром, Г. Д. Гачевым, А. Я. Гуревичем, М. С. Каганом, JI. Н. Коганом М. С. Колесовым, Ю. В. Лариным, А. В. Павловым, А. С. Соколовым, В. В. Ткаченко, Н. С. Трубецким, В. П. Тугариновым, Й. Хейзингой, А. Щвейцером,

JI. П. Швец, М. Н. Щербининым, JI. Уайтом, Е. Н. Ярковой. В некоторых из этих работ анализировались и выдвигались концептуальные основания культуры как феномена духовной жизни человеческого общества, в других рассматривались важные аспекты существования культуры, имеющие непосредственное отношение к теме настоящего исследования.

Аспекты взаимодействия культур разрабатывали С. Н. Артановский, Е. Ю. Артемьева, В. М. Борисов, JI. Б. Вожева, JT. С. Выготский, Г. И. Зиннатуллина, И. С. Карабулатова, Д. А. Ольшанский, Н. М. Сыпченко, Ф. С. Файзуллин, К. А. Хвостов. Культура русского народа рассматривалась Н. Г. Апухтиной, Н. А. Бердяевым, JI. Н. Гумилевым, К. Касьяновой, Т. В. Станюковичем, И. И. Шангиной. Именно этими исследователями делалась попытка понять «русский национальный характер» в целом либо его отдельные стороны.

Проблемы культурной жизни аборигенных народов Севера были затронуты в дореволюционный период В. Ф. Зуевым, И. С. Поляковой, в советский период изучение национальной культуры было продолжено Н. В. Лукиной, Г. Б. Старцевым и другими. Специфика культуры малых поселений была рассмотрена А. В. Головневым, Д. Б. Пюрвеевым. Культура и быт северных народов были изучены Е. А. Алексеенко, А. Н. Давыдовым, О. Е. Каргаполовой, С. М. Молоковым, А. М. Налетовым,

А. П. Окладниковым, В. А. Роббеком, Р. Д. Санжаевой, Д. А. Степаненко, Н. М. Требихиным, Е. Г. Федоровой, Л. В. Хомичем. Труды этих исследователей позволяют более наглядно уяснить предмет с точки зрения его системного единства. Кроме культуры севера Тюменской области исследовались другие региональные культуры, что позволило автору установить относительное тождество между ними, которое объясняется природным сходством ареала обитания, общими процессами истории, быта и культуры. Работы Л. Г. Скульмовской, Н. Г. Хайруллиной, Т. Г. Харамзина, содержащие социологические исследования материальной и духовной культуры Севера, дали возможность объяснить некоторые особенности протекания этнокультурных и социально-экономических процессов на Севере.

Таким образом, в современном поле исследований практически отсутствуют развернутые культурологические представления о реальных процессах, происходящих в культуре коренных народов Севера. В связи с этим важным становится выявление структуры культуры коренных народов, а также определение ее исторической и современной динамики развития и трансформации в условиях глобализации.

Объект исследования — культура коренных народов Севера. Предмет исследования — динамика культуры коренных народов Севера.

Цель исследования: выявление важнейших процессов развития культуры коренных народов Севера под влиянием глобализации.

Поставленная цель исследования позволила сформулировать ряд исследовательских задач:

1. Выявить комплекс наиболее эффективных методологических и теоретических подходов к изучению культуры коренных народов Севера.

2. На основании культурно-исторического и деятельностного подходов исследовать динамику культуры коренных народов Севера.

3. Осуществить системный анализ современного состояния культуры коренных народов Севера.

4. Охарактеризовать полиаспектное влияние глобализации на динамику культуры коренных народов Севера.

Теоретико-методологическая база исследования.

В данном диссертационном исследовании был использован комплекс методологических подходов и методов: принципов и законов материалистической диалектики с элементами синергетики, культурно-исторического, деятельностного, системного подходов, методов сравнения, анализа и синтеза, компаративистики.

Философская методология — теория материалистической диалектики с элементами синергетики — позволила увидеть культуру коренных народов Севера как особый системно-открытый поликризисный феномен, способный к динамичному социокультурному изменению при условии разрешения многоуровневых противоречий.

Культурно-исторический подход позволяет проследить истоки феномена культуры коренных народов и их историческую перспективу, целостность в духовной и материальной жизни этноса.

Деятельностный подход подразумевает изучение всех видов деятельности человека, а также ее результатов, воплотившихся в специфическом комплексе материальных, художественных и духовных ценностей народов.

Системный подход дал возможность рассмотреть развитие культуры коренных народов Севера, ее структуру, особенности в качестве феномена, обладающего признаками целостности, открытости, поликризисности.

Метод сравнения используется нами при сопоставлении культуры коренных народов и культуры переселенцев, обусловливающих их своеобразие.

Метод анализа и синтеза позволяет систематизировать большой массив эмпирического материала об истории и современном состоянии культуры коренных народов Севера.

Компаративный метод помог нам выделить общие и особенные черты культуры коренных народов и сопоставить их исторические судьбы на территориях Российского Севера.

Теоретической основой диссертационного исследования являются работы о культуре в целом и культуре отдельных народов: М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилева, М. С. Кагана, К. Леви-Стросса, П. А. Сорокина, В. С. Цукермана, О. Шпенглера. Теоретический концепт автора включает положения современной культурологии о человеке как творце и творении культурыо культуре как открытой целостной системе, включающей материальную, художественную и духовную составляющиео взаимодействии локальной, национальной и глобальной культуро возможности разрешения противоречий как механизме, обеспечивающим историческую и перспективную динамику культуры и др.

Эмпирической базой исследования стали результаты наблюдений и социологического опроса абитуриентов и их родителей, проводимых в ХМАО, на предмет социокультурных предпочтений при выборе профессий и вуза для последующего обучения выпускников образовательных учреждений в течении 2003;2005 гг. с высокой степенью репрезентативности (более 500 опросных листов), документы государственной статистической отчетности по ХМАО.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. В работе определен оптимальный комплекс методологических оснований (диалектико-материалистический с элементами синергетики, культурно-исторический, деятельностный, системный подходы) и теоретических концептов, позволяющих исследовать культуру коренных народов Севера, которая может быть определена в качестве специфической экокультуры.

2. Анализ исторических изменений культуры коренных народов Севера позволил определить основные этапы (архаичный, доиндустриальный и индустриальный) и факторы '(миграции, адаптации, социализации, маргинализации) динамики культуры, в том числе глобализацию как ведущий механизм в ее современной трансформации.

3. На основе системного подхода (системно-элементного, структурно-функционального и исторического анализа) исследовано современное состояние экокультуры коренных народов Севера, для которых специфичным является столкновение с культурой переселенцев.

4. Установлено полиаспектное негативное (экстенсивный характер освоения природы и развития рыночной экономики, индустриализация) и t позитивное (использование международного и отечественного опыта интенсивного безотходного хозяйствования и природосберегающих технологий, информатизация) влияние глобализации на современное состояние экокультуры коренных народов Севера.

Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Комплекс методологических подходов, включающий материалистическую диалектику с элементами синергетики, культурно-исторический, деятельностный и системный, а также теоретические концепты, разработанные зарубежными и отечественными культурологами XX века позволяют исследовать культуру коренных народов Севера, их структуру и особенности, важнейшей из которых является её специфическое качество — экокультура.

2. Используя культурно-исторический и деятельностный подходы выявлены существенные исторические изменения культуры на базе важнейших социально-экономических процессов — колонизации и индустриализации, что позволило выделить основные этапы (архаичный, доиндустриальный и индустриальный) и факторы: социализацию и адаптацию, миграцию и маргинализацию, ассимиляцию и аккультурацию и, наконец, глобализацию, как ведущий механизм современной социокультурной трансформации.

3. На основе системного подхода (системно-элементного, структурно-функционального и исторического анализа) исследовано современное состояние экокультуры коренных народов Севера, специфичность её состава и воздействия на неё культуры национальной, носителями которой являются переселенцы.

4. Исследование воздействия глобализации на культуру коренных народов Севера позволило установить его полиаспектность:

— негативные влияния — экстенсивного характера освоения природы и развития рыночной экономики, индустриализации;

— позитивные влияния — распространения природосберегающих технологий, использования опыта интенсивного безотходного хозяйствования, информатизации, — существенно влияющих на современное состояние экокультуры коренных народов Севера.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения работы позволяют учесть ряд факторов при проведении прикладных исследований социокультурной реальности. Дальнейшее изучение вопроса на материалах конкретных северных территорий может способствовать 'более целенаправленному выстраиванию культурной политики Северного региона. Результаты диссертационного исследования применимы для дальнейшей разработки теоретических проблем социокультурной динамики любых локальных культур, представляя интерес для культурологов, историков, социологов, практических работников, осуществляющих непосредственную культурную политику.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по культурологии, философии, этнологии и истории. Включение их в учебный процесс в качестве спецкурса может способствовать развитию у студентов более глубокого понимания реальных культурно-исторических процессов, выработке собственной активной позиции по отношению к современному состоянию культуры и к культурологическому знанию, что на сегодняшний день является одной из важнейших задач высшей школы.

Апробация результатов работы.

Результаты и основные положения диссертации были представлены в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях различного уровня. В их числе: межрегиональная научно-практическая конференция «Рейтинговая система в современном ВУЗе» (Волгоград, 2003) — научно-практические конференции Шадринского государственного педагогического института (2003;2006 гг.) — XXVII научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ «Культура искусство — образование: новые аспекты синтеза теории и практики» (Челябинск, 2006) — IV Региональная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие Урала» (Челябинск, 2006) — V Всероссийская научная конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей ЧГАКИ «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2006).

Основные положения работы и выводы обсуждались на заседании кафедр философских наук, культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств и кафедры литературы и культурологии Шадринского государственного педагогического института.

По результатам исследования опубликовано 6 научных статей и материалов.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация состоит из ведения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 149 страниц, список литературы включает 190 наименований.

Заключение

Ханты-Мансийский автономный округ является одним из основных интенсивно-развивающихся регионов на Севере Тюменской области. В результате его промышленного освоения в довольно сжатые сроки увеличился приток переселенцев, которые пришли со своей культурой и бытом. В результате контактов коренного и пришлого населений возникают культурные и социальные отношения и связи, естественно и закономерно, взаимодействуют друг с другом их культуры. Общеизвестно, что состояние общества во многом зависит от состояния его культуры, прежде всего локальной (или традиционной). Распад этой культуры ведет к духовной гибели коренных народов, а затем к их физическому исчезновению с этнографической карты мира. Несмотря на колонизацию и индустриализацию коренные народы Севера, а в частности их культура, до некоторых пор, находилась в стабильном состоянии.

Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями — интеграцией и дифференциацией (диверсификацией). Диверсификация приводит к многообразию локальных культур. Интеграция способствует формированию глобальной культуры. Главной характеристикой современности стало образование глобальной культуры.

Локальная культура это сгусток своеобразного сознания, норм, ценностей, символов, стереотипов, языка, восприятия любой этнической или национальной общности. Представители такой культуры отличаются от других «ядром культуры». Последнее состоит из общих для всех основ мировидения, норм и ценностей.

Мир локальной культуры обязательно включает в себя определенное отношение к природе. В силу суровых природных условий обеспечивающих витальное и культурное бытие коренных народов для них традиционным является разумно-бережное существование нынешних и будущих поколений.

В локальной культуре коренных народов Севера природа представляет собой некую сверхценность, а сама культура предстает целостной и открытой системой из культурных форм и явлений (орудий труда, предметов быта, норм поведения, обиходных понятий, менталитета, элементов мировоззренческого комплекса), окончательно сложившихся в доиндустриальную эпоху и несущих на себе отчетливую печать природно-ландшафтной и социокультурной локально-этнической специфики, которая может быть определена в качестве экокультуры. Автор дистанцирует данное понятие от родственного, но самостоятельного по составу понятия «экологическая культура», предполагающего развитость не только экологических отношений, но и учреждений и научных воззрений.

Онтологическую систему «природа — человек — общество» мы интегрировали миром культуры. Экокультура аккумулирует духовную энергию человека, дает импульс для самопознания и самореализации, определяет границы поведения, обогащает социальную память этноса, сохраняет культурное наследие, осуществляет трансляцию ценностей и достижений в процессе преемственности поколений, — оставаясь неотъемлемым атрибут не только индивидуально-человеческого, но и этнического существования.

Структура культуры коренных народов, как и любой другой, может быть представлена материальной, художественной и духовной составляющей. В материальную входят: культура производства и быта, культура физического бытия, а точнее промыслы и ремесла, быт — витальное состояние человека. Художественная культура представлена любительским и профессиональным творчеством преимущественно в области народной музыки, танца, праздника и декоративно-прикладного искусства. Духовная культура, направленная на поддержание и развитие духовной жизни коренных народов, включает в себя: мифы, религию, традиции, обряды, обычаи.

Оригинальность культуры коренных народов заключается в слитности, неразделенном единстве с традиционным образом жизни, мировоззренческими и прикладными элементами культурных комплексов как предшествующих, так и современных поколений и эпох. Отсюда многослойный в смысловом, символическом и опредмеченном отношении и многоукладный компонентный состав данной культуры.

На основе диалектико-материалистического, культурно-исторического и деятельностного подходов осуществлен комплексный анализ истории становления и развития культуры коренных народов Севера, позволивший выделить в ней три основных этапа.

Под динамикой культуры мы понимаем процесс изменения, преобразования культурной жизни общества, характеризующийся порождением культурных явлений под влиянием внутренних и внешних факторов исторического развития общества и направленный на обогащение культуры.

Первый этап — архаичный, родоплеменной, охватывающий период от первобытности до начала колонизации северных территорий в XVII векехарактеризуется доминантностью природного окружения по отношению к этническим общностям, небольшой численностью и плотностью населения, крайне низкими темпами социально-экономического становления.

Второй этап — доиндустриальный, феодально-племенной, охватывающий период от начала колонизации XVII века до середины XX векахарактеризуется сильным влиянием природной среды на хозяйственно-бытовую деятельность этнических общностей, окончательным формированием социально-культурного комплекса в трех важнейших компонентах: материальная, художественная и духовная культуры.

Третий этап — индустриальный, современный, начавшийся с середины XX века по настоящее времяхарактеризуется наслаиванием противоречий природы и социума вследствие индустриального освоения природных богатств Севера, интенсивной миграции переселенцев и возникновением новых противоречий в ранее целостной культуре.

Проведенный анализ историзма культуры коренных народов Севера позволил вычленить следующие механизмы ее динамики на современном этапе: социализацию и адаптацию, миграцию и маргинализацию, ассимиляцию и аккультурация, и, наконец, глобализацию.

Современным доминантным фактором, влияющим на динамику культуры коренных народов Севера, необходимо выделить глобализацию. Это объективный исторический процесс, обусловленный углублением международного разделения труда, производственной кооперации и специализации, научно-техническим прогрессом, необходимостью совместного решения глобальных проблем.

На основе методологии системного подхода сделан анализ современного состояния культуры коренных народов Севера.

Быт является интегративным, зародышевым субстратом культуры, в своей первичной определенности он генетически и по смыслу предшествует формированию любой культуры-, первобытное состояние человечества представляет собой, по сути, нерасчлененное тождество природы, быта и культуры в их первичной гармонии, укореняющей человека в миреи развитых формах культуры сочетаются материальная, художественная и духовная сторона человеческой деятельности.

Коренные народы на современном этапе имеют более развитую материальную сферу деятельности, которая включает в себя три основных элемента: отрасли традиционного природопользования, производственную инфраструктуру, являющуюся своеобразным буфером между укладом и современным рыночным хозяйством, а также художественные промыслы и ремесла. Первая подсфера деятельности ограничена возможностями природы и существует по законам простого воспроизводства, традиционное природопользование не сокращается под воздействием промышленной цивилизации. Вторая подсфера деятельности может и должна развиваться по законам расширенного производства, но она имеет в своем развитии сдерживающие моменты, — ограничения связаны с сырьевой, ресурсной базой, поскольку на сегодняшний день производственная инфраструктура является продолжением традиционного хозяйства. Третья подсферахудожественная деятельность — ограничена практически только способностями человека.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Неповторимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Экологический кризис имеет две составляющие. С одной стороны, .в него входит проблема исчерпаемости природных ресурсов, которые активно используются мировой экономикой без осуществления серьезных мер по их восстановлению. Вторая составляющая кризиса заключается в проблеме загрязнения окружающей среды продуктами жизнедеятельности человечества. Особенная хрупкость северной природы, связанная с бедностью ее флоры и фауны обусловила «экологичность» быта, что вошло в мифологию северных народов, сакрализовав необходимые элементы природы, сохранение которых обеспечивало выживание.

Современная культура XMA0, содержащая в своем составе культуру коренных народов Севера и культуру переселенцев не исключает современную промышленную глобализацию. В то время как, в процессе формирования новой культуры культура переселенцев сохраняется и входит в состав нового духовного пространства, то культуры малых народов находятся длительное время в состоянии перехода, при этом происходит угроза этнической идентификации вплоть до утраты, что является особым артефактом мировой культуры рубежа XX — XXI века.

Если исторически до XVII века культуры народов мира имели локальный характер, то в XVIII—XIX вв.еках ведущую роль стали занимать национальные культуры, по отношению к которым культуры региональные и локальные стали трактоваться как субкультуры. В последние три десятилетия XX века ведущей тенденцией является глобализация.

Процесс глобализации является частным случаем соотношения дифференциации и интеграции в человеческом сообществе. Глобализация имеет противоречивый характер: способствуя коммуникации между народами и культурами, увеличивая число общих элементов, она вызывает вместе с тем напряженность и конфликты как экономических и политических интересов, так и идеологических и культурных ценностей и приоритетов.

Становление «глобальной культуры» уже не миф, но практически наблюдаемая тенденция. Вместе с тем надежды на полную интеграцию культур, то есть образование единой мировой культуры и даже «слияние» в обозримом будущем этносов, наций и народов в некий планетарный суперэтнос или мегаобщество представляются весьма проблематичными. Кроме того, зачастую упускают из вида противоречивый характер самой глобализации, которая имеет как положительное, так и отрицательное влияние, к тому же глобализация протекает неравномерно.

Нашим исследованием мы попытались привлечь внимание к развернутому нами комплексу отрицательных и положительных влияний глобализации на содержание локальной культуры и социокультурной ситуации на территориях проживания коренных народов Севера, в частности ХМАО.

Мы выделяем систематизированное положительное и отрицательное, а также индифферентное влияние глобализации на двух уровнях культуры коренных народов Севера: социумном и индивидуальном. Особое внимание уделяем индифферентной позиции, так как она находится на стыке негативного и позитивного. Так, на социумном уровне современные научно-технические достижения могут ускорить под влиянием индустриализации, и без того, экстенсивный характер освоения природы, что повлечет за собой ещё и интенсивный переход к рынку. С другой стороны, научно-технические достижения способствуют развитию глобальной сети как основного средства коммуникации, также на их базе возникают новые информационные технологии, природосберегающие технологии, которые в дальнейшем должны привести к безотходному хозяйству.

На индивидуальном уровне критической оказывается маргинализация. С одной стороны, она может повлечь деморализацию, девиантность и асоциальное поведение. С другой стороны, переходное состояние может подтолкнуть индивидов к выходу, из данной ситуации путем повышения культурного уровня, в том числе и образованияактивизации общения и диалога культур, что повлечет за собой потребность в сохранении культуры коренных народов Севера.

Таким образом, влияние глобализации на культуру коренных народов Севера, а также переход Ханты-Мансийского автономного округа к устойчивому развитию региона способствует постановке некоторых задач, правильное решение которых благоприятствует сохранению и дальнейшей динамике культуры коренных народов Севера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки / Абу Али Ибн Сина. -Ташкент, 1985.-С. 59−86. ,
  2. , А. В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев. -Ставрополь: СГПИ, 1993. 222 с.
  3. , Е. Международное десятилетие коренных народов мира / Е. Айпин // Югра. 1995. — № 2. — С. 2−3.
  4. , Н. Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления: монография / Н. Г. Апухтина- Челяб. гос. ин-т. искусства и культуры. Челябинск: Изд-во ЧГИИК, 1999. — 172 с.
  5. , С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур / С. Н. Артановский. Л.: Просвещение, 1967. — 268 с.
  6. , А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России): в 3-х т. / А. С. Ахиезер. М., 1991.-466с.
  7. , Н. Г. Социокультурная динамика / Н. Г. Багдасарян // Культурология. М.: Высш. шк., 2004. — 199 с.
  8. , П. Социальное конструктирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман- пер. Е. Руткевич. М.: Гардарики, 1995. — 388 с.
  9. Ю.Беспалова, Ю. М. Западносибирский регион в пространстве российской культуры / Ю. М. Беспалова // Культура и экономика региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 13−14 апреля 2000 г. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С. 6−10.
  10. П.Богатырева, Т. Г. Современная культура и общественное развитие / Т. Г. Богатырева- Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации. М., 2001 — 96 с.
  11. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. М.: Совет, энцикл., 1973. — Т. 12. — 624 с.
  12. , Ю. В. Этнографический аспект изучения человека / Ю. В. Бромлей //Человек в системе наук. -М., 1989. С. 191.
  13. , Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности / Б. Вальденфельс // Социо-Логос: о-во и сферы смысла. М., 1991. — Вып. 1. — С. 54−59.
  14. , А. В поисках альтернативы / А. Вебер // Свободная мысль. -2003.-№ 1.-С. 17−31.
  15. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г. П. Аксенов. М.: Современник, 1993. — 688 с.
  16. , В. Малые народы- Севера под тяжелым катком реформ / В. Власов // Регион. ЭКО. 2003. -№ 6. — С. 61−65.
  17. , Г. В. Ф. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. М.: Наука, 2000.-378 с.
  18. , Э. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития / Э. В. Гирусов, Г. В. Платонов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996.-№ 1.-С. 3−13.
  19. Глобалистика: междунар. междисциплин, энцикл. словарь / гл. ред. И. И. Мазур. М.- СПб.: Елима- Питер, 2006. — 1160 с.
  20. , А. В. Проект системы общественного самоуправления / А. В. Головнев // Северная Сосьва. Шадринск, 1992. — С. 71−74.
  21. , И. А. Системный анализ в творчестве П. Сорокина / И. А. Голосенко // Социально-политич. журн. 1996. — № 1. — С. 159 169- № 2.-С. 188−199.
  22. , Д. Создание национальной письменности / Д. Городенко // Югра. 1996. — № 5. — С. 25−26.
  23. , Д. Устное народное творчество народов ханты и манси / Д. Городенко // Югра. 2000. — № 9. — С. 96−98.
  24. , А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов: очерки по конфликтологии / А. А. Гостев. М.: Б. и., 1993. -120 с.
  25. Граб, М Киотский протокол: анализ и интерпретация / М. Граб, К. Вролик, Д. Брэк // Экология и жизнь. 2002. — № 4. — С. 66.
  26. , Б. Т. Философская антропология: критич. очерк / Б. Т. Григорьян. М.: Мысль, 1982. — 188 с.
  27. Гумилев, JL Н. География этноса в исторический период / Jl. Н. Гумилев. JL: Наука. Ленинград, отд-ние, 1990. — 278 с.
  28. , Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев- сост. и общ. ред. А. Куркчи. М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1997. — 526 с.
  29. , Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Пантея, 1993. — 543 с.
  30. , А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. М.: Индрик, 1993. — 328 с.
  31. , В. Культура Ямала: приоритеты и ценности / В. Гуща // Урал, федерал, округ (УрФО). 2005. — № 5−6. — С. 58−61.
  32. , Н. Россия и Европа / Н. Данилевский. М., 1991. — 514 с.
  33. , В. А. Великие маргиналы / В. А. Дергачев // Вестник МСУ. -М., 1998.-Вып. 1.-С.З-7.
  34. , Г. Г. Глобализация в человеческом измерении / Г. Г. Дилигенский // Мировая экономика и между нар. отношения. -2002.-№ 7.-с. 14−16.
  35. , В. А. Этническая идентичность и конфликтогенность эндофактора национального сознания / В. А. Дмитриев // Изучение национального самосознания в этнографическом музее: сб. науч. ст. -СПб.: Европейский Дом, 1998. С. 69−115.
  36. , Л. М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / JI. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. М.: ИЭИА, 1994. — 236 с.
  37. , Ю. А. Российская Федерация: народы и ихподразделения: крат, этнолог, справочник / Ю. А. Евстигнеев. СПб.:
  38. Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2003. 224 с.
  39. , Г. И. Социальная сущность теории конвергенции / Г. И. Иванов. М.: Политиздат, 1975. — 200 с.
  40. , Н. М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены: дис.. д-ра философ, наук / Н. М. Инюшкин. Саранск: Пензен. гос. пед. университет им. В. Г. Белинского, 2005. — 325 с.
  41. , JI. Г. Повседневная культура / JI. Г. Ионин. Культурология XX век: энциклопедия: в 2 т.- СПб.: Университет, кн., 1998. — Т.2.: М -Я.-С. 122.
  42. История ментальностей: историч. антропология: зарубеж. исслед. в обзорах и рефератах. М.: РГГУ, 1996. — 98 с.
  43. , М. С. Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. / М. С. Каган. СПб., 2003.
  44. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петролис, 1996.-416 с.
  45. , Т. В. Тенденции мирового цивилизационного процесса: автореф. дис. д-ра. фил ос.'наук / Т. В. Карадже. М.: Изд-во МПГУ, 1998.-30 с.
  46. , Е. П. Формирование экологической культуры в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа / Е. П. Каргаполов и др. Ханты-Мансийск: Изд-во Омской обл. тип., 2000. -135 с.
  47. , А. С. Русский Север и современные процессы трансформации традиционной культуры / А. С. Каргин, А. Н. Соловьева // Традиционная культура: науч. альманах. 2005. — № 2. — С. 79−89.
  48. , А. С. Культурология / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2001. -832 с.
  49. , И. Экономическая маргинализация и формирование трудового потенциала // Человек и труд. 2001. — № 2. — С. 45−48.
  50. , Ф. X. Гераклит / Ф., Х. Кессиди. М.: Мысль, 1982. — 199 с.
  51. , Л. Н. Теория культуры: учеб. пособие / Л. Н. Коган. -Екатеринбург: УрГУ, 1993. 160 с.
  52. , Н. В. Нация и культура: социально-философ. анализ / Н. В. Кокшаров. Новгород: Б.и., 1997. — 139 с.
  53. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Мысль, 1967. -383с.
  54. , И. В. Введение в историю русской культуры: учебник для вузов / И. В. Кондаков. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 273 с.
  55. , Ю. В. В поисках стратегии выживания: анализ концепций глобального развития / Ю. В. Косов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. -119 с.
  56. , М. М. Повседневность как предмет исторического исследования / М. М. Кро (м // История повседневности: сб. науч. работ.- СПб.: Алетейя, 2003. Вып. 3. — С. 7−15.
  57. , Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. М.: Рус. язык, 1998. — 848 с.
  58. , В. Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. М.: Академия, 2002.-314 с.
  59. , В. Что такое глобализация? / В. Кузнецов // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. — № 2. — С. 12−21- № 3. -С. 14−19.
  60. , В. М. Некоторые наблюдения над деградацией культуры челымцев, селькупов и ханты / В. М. Кулезмин // Модель в культурологии Сибири и Севера: сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992.- С. 126−129.
  61. Культурология XX век: словарь / ред. кол. JI. В. Скворцов, Г. И. Зверева, Л. Г. Ионини и др. СПб.: Университ. кн., 1997. — 640 с.
  62. , В. М. Российский Север: проблемы, вопросы, решения: краткий социал.-экономич. очерк / В. М. Куриков. СПб.: Алфавит, 1996.-104 с.
  63. , М. А. Этика и этикет хантов / М. А. Лапина. Томск. Изд-во Томе, ун-та, 1998.- 114 с.
  64. , Ю. В. Культура как основа бытия человека / Ю. В. Ларин // Культура малой деревни. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997 — С. 6−8.
  65. , Ю. В. Природа человека и проблема перспектив культуры / Ю. В. Ларин // Культура и экономика региона: материалы Всерос. науч.-практич. конф., 13−14 апреля 2000 г. Тюмень: ТюмГУ, 2000. -С. 18−28.
  66. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
  67. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М., 1985.-С. 63−65.
  68. , В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко. СПб., 2002. — 320 с.
  69. , А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М., 1990. — 842 с.
  70. , Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю. М. Лотман // Избр. ст.: в 3 т. Т. 1. — 249 с.
  71. , С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М.: Издат. проект, 2004. — 624 с.
  72. , С. Д. Духовная культура финно-угорских народов / С. Д. Льюис // Югра. 1999. — № 9. — С. 2−5.
  73. , В. А. Эволюция природосообразных традиций обских угров в контакте с цивилизацией: автореф дис.. канд. культ / В. А. Мазин- Нижневартов. гос. пед. ин-т. Нижневартовск, 2003 — 24 с.
  74. , В. Межэтническое добротолюбие начинается с познания культуры / В. Мазин // Югра. 1996. — № 6. — С. 4−5.
  75. , Г. Теория конвергенции и реальность / Г. Майснер- пер. с нем. 3. В. Горловой. М.: Прогресс, 1973. — 222 с.
  76. , Р. В. Контент-анализ как метод исследования мысли / Р. В. Манекин//Клио. 1991.-№ 1.-С. 28−33.
  77. , Э. С. Очерки истории культуры / Э. С. Маркарян. Ереван, 1969.-229 с.
  78. , Б. В. Разум и сердце: история и теория менталитета / Б. В. Марков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. — 229 с.
  79. , Б. В. Социальная работа и повседневный мир жизни / Б. В. Марков // Вест. Санкт-Петербург, ун-та. Сер. 6. 1994. — Вып. 4. -С. 47−55.
  80. , Е. П. Очерки истории и культуры хантов / Е. П. Мартынова // Новые исслед. по этнологии и антропологии. М: Народы и культуры, 1998. — С. 5−6.
  81. , М. П. Социокультурная реальность на рубеже XX—XXI вв.еков в контексте концепции конвергенции П. А. Сорокина: монография / М. П. Меняева. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. — 152 с.
  82. , А. С. Философия маргинальных явлений / А. С. Мигунов // Полигнозис. 2000. -№ 2. — С. 118−124.
  83. Мифология и повседневность: материалы науч. конф., 24−26 февр. 1999 г. СПб.: Б.и., 1999. — Вып. 2. — 572 с.
  84. , С. Н. Профессиональное переобучение на рынке труда Тюменской области / С. Н. Михеев // Культура и экономика региона, материалы Всерос. науч.-практ. конф., 13−14 апреля 2000 г. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — С. 121−124.
  85. , В. В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики / В. В. Можаровский. -СПб.: ОВИЗО, 2002. 72 с.
  86. , С. М. Культура малочисленных народов севера Тюменской области в условиях промышленного освоения территории: автореф. дис.. канд. истор. наук / С. М. Молоков- Тюмен. гос. ун-т. -Тюмень, 2002. 20 с.
  87. , А. М. Взаимодействие быта коренных малочисленныхнародов Севера и культуры переселенцев в современных условиях: дис.канд. философ, наук / А. М. Налетов. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.- 176 с.
  88. Национальные отношения: словарь / под ред. В. JI. Калашникова. -М.: Владос 1997.-208 с.
  89. , А. Б. Персональная идентичность человека: путь к зрелости / А. Б. Невелев // Вест, ин-та психологии и педагогики. Челябинск, 2003.-Вып. 1.-С. 47−72.
  90. Нормативно-правовое регулирование природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе: сб. законов и норм.-прав. актов /сост. Т. В. Запевалина, В. В. Волостригов, В. А. Долингер. М.: Б. и., t2000.-485 с.
  91. Один мир для всех: контуры глобального сознания: выдающиеся деятели современности о будущем человечества / ред. JI. В. Семенова и др. М: Прогресс, 1990. — 216 с.
  92. , А. П. Исторические корни культур народностей Севера / А. П. Окладников // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. — С. 13−17.
  93. ЮЗ.Панеш, Э. X. Этническая психология и межнациональные отношения: взаимодействие’и особенности эволюции / Э. X. Панеш. -СПб.: Европейский дом, 1996. 304 с.
  94. , А. А. Культура как система: структурная морфология культуры / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко М.: Языки русской культуры, Кошелев, 1998. — 217 с.
  95. , А. Человеческие качества / А. Печчеи- пер. с англ. О. В. Захаровой- ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1985. — 312 с.
  96. , Н. Е. Глобализация и конфликт / Н. Е. Покровский // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. — № 2.-С. 17−36.
  97. , И. П. Маргинальность: социолог, анализ / И. П. Попова. -М.: МосГСУ, 1996.-77 с.
  98. , И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе / И. П. Попова // Социс. 1999. — № 7. — С. 45−51.
  99. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация программ освоения / отв. ред. М. К. Бандман, В. Ю. Малов. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1998. — 216 с.
  100. Психология: словарь / под ред. под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 467 с.
  101. , Д. Б. Традиционное и новое в архитектуре Севера / Д. Б. Пюрвеев // Культурные традиции народов Сибири. Д.: Наука, 1986.-С. 59−64.t
  102. Радхи Бернье. Парадоксы духовной жизни // Вестник духовной жизни. 1992. — № 1. — С. 27−39.
  103. Рецензируем книгу: США на рубеже веков / отв. ред. С. М. Рогов // США-Канада: Экономика. Политика. Культура. 2001. — № 3. — С. 7587.
  104. , В. А. Возрождение и развитие эвенской национальной школы / В. А. Роббек // Национальная школа: концепция и технология развития: докл. и материалы международ, конф., Якутск, 16−21 марта 1993 г.-М., 1993.-С. 114−119.
  105. , В. «Восьмерка» и антиглобалисты в Генуе / В. Розанов // Междунар. жизнь. 2001. — № 8. — С. 10−14.
  106. Российский Север: проблемы социального развития: учеб. пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева. М.: Дашков и К, 2004. — 896 с.
  107. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Рос. энцикл., 2001. — Кн. 1.- 1256 с.
  108. , Р. В. Образ жизни населения России: социал. последствия реформ 90-х годов / Р. В. Рывкина // Социс. 2001. — № 4. -С. 32−39.
  109. , Р. Какой капитализм возникает в России? / Р. Рывкина //
  110. Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. — № 5. — С. 73−86.t
  111. , В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В. Н. Сагатовский. СПб.: Петрополис, 1994. — С. 39.
  112. , И. А. Философские проблемы единства человека и природы / И. А. Сафронов. СПб.: Б. и., 1992. — 159 с.
  113. , Ю. И. Категория «социальный организм» / Ю. И. Семенов // Этнографич. обозрение. 1966. — № 3. — С. 32.
  114. , Ю. Н. Социальная философия А. Тойнби / Ю. Н. Семенов. -М. Наука, 1980.-280 с.
  115. , Д. В. Предуведомление: текст повествования в контексте игры / Д. В. Сильверстов // Хейзинга, Й. Homo ludens: ст. по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. — С. 9−18.
  116. , В. Н. Доктрина конвергенции и ее пропаганда / В. Н. Скворцов. М.: Политиздат, 1974. — 64 с.
  117. , Е. Г. Субъект культуры / Е. Г. Соколов // Культурология. М.: Юрайт-Издат, 2005. — С. 82−110.
  118. , К. Б. «Дикая» глобализация и традиционные культуры / К. Б. Соколов // Традиционная культура: науч. альманах. 2005. — № 2.-С. 70−79.
  119. , К. Б. Субкультуры в культурном пространстве России / К. Б. Соколов // Русская культура и мир: тез. докл. участников II междунар. науч. конф. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1994. — Ч. 1. — С. 27−29.
  120. , П. А. Голод и идеология общества / П. А. Сорокин // Квинтэссенция: философ, альманах. М., 1990. — С. 371−414.
  121. , П. А. О русской нации: Россия и Америка: теория национальности I го вопроса / П. А. Сорокин- общ. ред. Е. В. Троицкого. — М.: АКИРН, 1994. — 106 с.
  122. , П. А. Общие черты и различия между Россией и США: из истории развития межнациональных отношений в России: фрагменты из книги «Россия и США» // Социс. 1993. — № 8. — С. 133−146.
  123. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин- общ. ред., сост. и предислов. А. Ю. Согомонов- пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  124. Социальная философия Франкфуртской школы: критич. очерк. / ред. коллегия: Б. Н. Бесонов и др. М.: Мысль- Прага: Свобода, 1975. -359 с.
  125. Сравнительное изучение цивилизаций: учеб. пособие для студентов вузов / сост., ред. Б. С. Ерасов. М: Аспект Пресс, 1998. — 556 с.
  126. , А. Глобализация мировой экономики / А. Стукало, Т. Авдеева // Междунар. жизць. 2000. — № 5. — С. 49−56.
  127. , В. Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика / В. Б. Супян // США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2002. — № 1. — С. 3−17.
  128. , В. Ю. Пределы идентичности / В. Ю. Сухачев // Вест. Санкт-Петербург, ун-та. Сер. 6. СПб., 1998. — Вып. 4 (№ 21). — С. 1628.
  129. , В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. М.: Наука, 1997. — С. 52.
  130. , В. А. Реквием, по этносу: исслед. по социал.-культур. антропологии / В. А. Тишков. М.: Наука, 2003. — 115 с.
  131. , В. А. Этнология и политика / В. А. Тишков. М.: Наука, 2001.-239 с.
  132. , В. П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры / В. П. Тоидис. Карачаевск.: КЧГПУ, 1999. — 252 с.
  133. , А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1991. — 724 с.
  134. , О. «Третья волна» / О. Тоффлер // США: Экономика. Политика. Искусство. 1982. — № 7 — С. 84−99- № 8. — С. 83−90- № 9. -С. 78−83- № 10. — С. 99−109- № 11. — С. 90−98.
  135. , В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 120 с.
  136. , И. В. О смысле включенного наблюдения повседневности: история повседневности / И. В. Утехин // Сб. науч. работ. СПб., 2003. — Вып. 3.-С. 16.
  137. , А. И. Геоструктура грядущего века / А. И. Уткин // Свободная мысль. 2000 — № 1. — С. 6−25.
  138. , В. С. Некоторые особенности обучения русскоязычного населения языку Саха / В. С. Федорова // Национальная школа: концепция и технология развития: докл. и материалы международ, конф., Якутск, 16−21 марта 1993 г.-М., 1993.-С. 64.
  139. , Н. Н. Возможна ли мировая культура? / Н. Н. Федотова // Философ, науки. 2000. — № 4. — С. 58−68.
  140. , Л. Сочинения: в 2 т. / Л. Фейербах- отв. ред. Б. В. Мееровский. М.: Наука, 1995. — Т. 1. — 501 с- Т. 2. — 424 с.
  141. Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступлений IV Рос. философ, конгресса, 24−28 мая 2005 г.: в 5 т.- М.: Современные тетради, 2005. Т. 3. — 672 с.
  142. Философия: всемирная энцикл. / гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. -М.- Минск: ACT- Харвест, 2001. 1312 с.
  143. , А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2004. — № 2. — С. 44−53.
  144. , А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а такжепреподавателей культурологи / А. Я. Флиер. М.: Академия, проект, 2000. — 320 с.
  145. , С. Глобализация и ее последствия для России / С. Фомин // Молодая гвардия. № 11/12. — 2002. — С. 3−20.
  146. Ха Тхй Ми Хыонг. Динамика российско-американских отношений после холодной войны: (взгляд из Вьетнама) / Ха Тхй Ми Хыонг // США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2000. — № 5. -С.123−127.
  147. , Н. Г. Обские угры: (социолог, исслед. материал, и духов, культуры) / Н. Г. Хайруллина, Т. Г. Харамзин. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2003.-221 с.
  148. , С. Грядущее столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // США: Экономика. Политика. Искусство. 1994. — С. 39−41.
  149. , Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? / Г. Хозин // Междунар. жизнь. 2001. — № 2. — С. 73−86.
  150. , Н. А. Россия и Америка: диалектика национального мифа / США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2002. — № 5. -С. 104−119.t
  151. , JI. В. Культурные традиции в трудовой деятельности и материальной культуре оленеводов севера Западной Сибири / JI. В. Хомич // Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986, — С. 12−41.
  152. , К. М. Культурология: энцикл. словарь Ростов на/Д: Феникс, 1997.-640 с.
  153. , Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда / Ю. Л. Хотунцев. М.: Устойчивый мир, 2001. — 232 с. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).I
  154. , Н. А. Традиционная культура в эпоху глобализации / Н. А. Хренов / Традиционная культура: науч. альманах 2005. — № 2. — С. 53−59.
  155. , И. Т. Проблемы формирования культуры пришлогонаселения Тюменского Севера: (период с 1960 2003 гг.): автореф.iдис.. канд. социол. наук / И. Т. Цылина- Тюмен. нефтегаз. ун-т. -Тюмень, 2004. 23 с.
  156. , А. Н. Контуры целостного мира: монография / А. Н. Чумаков. М.: Проспект, 2005. — 432 с.
  157. Чучин-Русов, А. Е. Конвергенция культур / А. Е. Чучин-Русов. -М.: Магистр, 1997.-40 с.
  158. , Б. Эволюционный путь социализма / Б. Шаванс // Вопр. экономики. 1999. — № 6. — С. 4−26.
  159. , Ю. Культурная глобализация и проблемы перехода России к устойчивому развитию / Ю. Шевко // ЭКОС-информ. 2003. — № 11.— С. 47−52.
  160. , С. М. Этнос: исслед. основных принципов изменения этнич. и этнографич. явлений: в 2 т. / С. М. Широкогоров. Шанхай, 1923.-Т. 1.-288 с.
  161. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993.-592 с.
  162. , П. Социология социальных изменений / П. Штомпка- под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-пресс, 1996. — 414 с.
  163. , В. А. Вечное настоящее культуры / В. А. Щученко. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-232 с.
  164. , В. А. Семиотический подход к культуре: анализ существующих концепций / В. А. Щученко // Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. СПб.: Б.и., 1992. -С. 38−51.
  165. , А. Структура повседневного мышления / А. Щютц // Социс. 1998.-№ 2.-С. 129−138.
  166. Экономика США на пороге третьего тысячелетия // США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2000. — № 9. — С. 60−78.
  167. , Н. О процессе цивилизации: социологич. и психогенетич. исслед.: в 2 т. / Н. Элиас. М.: СПб.: Университет, кн., 2001. — Т. 1. -394 с.
  168. Этнознаковые функции культуры: сб. ст. / отв. ред. Ю. В. Бромлей- АН СССР- Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1991.-223 с.
  169. , Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф. С. Эфендиев. Нальчик.: Эль-фа, 1999. — 303 с.
  170. Югория: энцикл. Ханты-Мансийского автономного округа: в 3 т. -Ханты-Мансийск, 2000.
  171. , И. Я. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы / И. Я. Ярощук // Социальные и гуманитарные науки.1994. -№ 3. С. 39−54.
  172. , К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. -2-е изд. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  173. Ethnicity: theory and experience. Harvard, 1975. — P. 156.
  174. Geertz, C. The Interpretation of Cultures: Selected Essays. New York, 1995.-P. 309.
Заполнить форму текущей работой