Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция национального возрождения — одна из главных в современной культурологической науке, литературе и искусстве. Она предполагает поиск тех культурных ценностей и традиций, без которых невозможна любая из современных этнокультур. На всем протяжении своей истории литература и искусство соотносится с мифологическим наследием первобытности и древности. В XX веке мы наблюдаем процесс… Читать ещё >

Содержание

  • I. ПРОБЛЕМЫ МИФА И МИФОЛОГИИ В НАУКЕ XX ВЕКА
    • 1. 1. Становление теории мифа
    • 1. 2. Миф как категория культуры
    • 1. 3. Источниковедческие аспекты мордовской мифологии
  • II. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДА ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
    • 11. 1. Мифология мордвы как культурологическая проблема
  • II. 2 Мифологические традиции в песенно-поэтических текстах мордвы

Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Ничто так полно не отражает историю того уникального и неповторимого мира наших предков, эволюцию духовной и материальной культуры (мысли, чувства, традиции, опыт и пр.) любого этноса, как мифология. Поэтому в настоящее время интерес к мифологии как к культурологическому явлению отдалённого прошлого заметно возрос, получив новый импульс для развития. Однако мифологизация — явление не только прошлого, но и настоящего. Мифы XX века возникают и функционируют на основе общих законов мифотворчества. Ещё в XIX веке было доказано, что мифология является квинтэссенцией этнического менталитета. В условиях же национального возрождения обращение к мифологической типологии, исследование мифологического образа мышления наших предков представляется весьма актуальным.

Поскольку понятие «миф» многогранно, то трудно найти его определение, которое удовлетворило бы всех. Невозможно, пожалуй, свести к одной модели все типы и функции мифа, принадлежащего различным обществам, социо-культурным группам, творческим индивидам: как ученымфилософам, литературоведам, специалистам по языку, этнографам, историкам, искусствоведам, — так и «неспециалистам» — писателям, поэтам, художникам, музыкантам и т. д. У каждого имеется и формируется свое, часто интуитивное, определение мифа, которое соответствует тем или иным посылкам, характеристикам, акцентам, тем точкам зрения, которые необходимы исследователям и практикам для решения своих собственных задач.

Бесспорно одно: мифы объясняют мир и способы существования в нём человека. По убеждению М. Элиаде, мифы сообщали о «важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, — смертным существом того или иного пола, организованным в общество и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определёнными правилами. Мир и человек существуют только потому, что сверхъестественные существа творили в начале всего» [161: 21], то есть человек есть прямой результат тех «мифических событий», которые боги и герои совершали вначале, и, которые произошли потом. Миф создавался этими событиями. Изучение мифов позволяет приблизиться к тайне происхождения всех вещей, которые были совершены в «начале начал».

Общеизвестно, что черты утраченных мифологических представлений сохраняются в фольклоре. Суждения о том, что многие мотивы, сюжеты, образы и жанры фольклора могут быть возведены к мифологическим моделям, на сегодняшний день достаточно актуальны. Тем не менее, лишь интегрированный подход к мифу, выход за рамки своей специфики, культурологическая и философская рефлексия способны привести к своеобразному сращиванию разных сфер знаний и более объективно представить культурологическое осмысление мифологии (её аспектов и категорий), раскрыть новую грань научных исследований.

В связи с этим и в таком ракурсе настоящая работа посвящена исследованию мифологических мотивов и сюжетов на материале песенно-поэтического творчества мордвы, что является новым и позволяет восполнить некоторые пробелы в исследовании данной проблематики.

Мифология мордвытема недостаточно разработанная в гуманитарных науках. Специальные работы единичны и затрагивают лишь отдельные аспекты огромного пласта фольклорного, этнологического, исторического, археологического, языкового и музыкального материала. Поэтому рассмотрение её на любом из уровней представляет несомненный интерес.

Отметим, что собственно мифологические тексты и древние произведения искусства мордвы не сохранились. Вместе с тем, существует достаточно большое количество произведений устно-поэтического творчества, на основе которых возможна реконструкция мифологического мышления мордвы, выявление характера и уникальных особенностей древней культуры мордовского этноса.

Так, дохристианские религиозные верования и обряды — это, пожалуй, единственно оставшиеся живые формы эпохи язычества (о других бесписьменных формах ничего неизвестно), которые сохранились, подвергнувшись христианизации, в традициях, обычаях сельского населения и в фольклоре, где во многих жанрах можно выделить архаичные явления и с относительной долей вероятности представить их как древ-неязыческие, характерные для мордовского народа.

Проблема соотношения мордовской мифологии и фольклора актуальна еще и потому, что данный этнос переживает в настоящее время сложный период своего развития. Главная трагедия мордовской культуры — исчезновение языка (речи), который по праву является доминантой культуры любого этноса. К сожалению, эрзянский и мокшанский языки преподаются как учебный предмет не во всех школах республики, не говоря уже о его изучении в многочисленной мордовской диаспоре. Кроме того, утеряны многие национальные традиции, например, культура ношения национального костюма. Мордовский танец и песня живут чаще на сцене.

Такая ситуация побудила многих современных учёных республики заниматься проблемами сохранения мордовской культуры (Н.И.Бояркин, В. С. Брыжинский, А. Г. Бурнаев, Н. И. Воронина, Н. Ф. Мокшин, М. В. Мосин, Е. Г. Осовский, О. Е. Поляков, В. А. Юрченков и другие).

Интерес автора к песенно-поэтическому наследию мордвы объясняется тем, что жанры народного творчества — это не просто жанры искусства, в которых отразились различные комплексы мифологических представлений языческой мордвы о происхождении и строении мира, о солнце, земле, воде, животных и т. д., но и область древнейших человеческих познаний, открывающая фольклористам, философам, культурологам, психологам секреты первобытного мышления и его эволюцию. Словом, это «сокровищница» для изучения истоков духовной культуры наших предков и родник вдохновения для художников, поэтов, писателей, музыкантов.

Именно поэтому своё исследование автор посвящает изучению мифологических мотивов и сюжетов в контексте песенно-поэтического творчества мордовского народа и анализу мифологических традиций, «живущих» почти во всех произведениях фольклора.

Такая постановка вопроса и определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современная культурологическая наука накопила достаточно богатый опыт в изучении аспектов мифа и мифологии в различные исторические периоды. Автор работы опирался на богатый отечественный материал по теории мифа, на работы представителей наиболее значимых научных течений (направлений), классиков западной мысли и критические труды, посвященные их творчеству, а также известные энциклопедические издания.

Научный интерес к изучению мифологии возник еще в эпоху Просвещения. В разное время к ней обращались как западные учёные (Дж.Вико, В. и Я. Гриммы, А. Кун, В. Манхардт, М. Мюллер, Б. Фонтенель, Дж. Фрезер, Ф. В. Шеллинг, В. Шварц), так и отечественные (А.Н.Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, ААПотебня, А. А. Шахматов и др.).

Феномен мифа в разных интерпретациях рассматривали в современной науке М. М. Бахтин, Я. З. Голсовокер, Вяч. Иванов, Ю. М. Лотман, К. Леви-Строс, А. Ф. Лосев, Б. Малиновский, Е. М. Мелетинский, A.M.Пятигорский, С. А. Токарев, ДжФрезер, М. Н. Шахнович, Л. Я. Штернберг, К. Юнг, М. Элиаде, что получило выражение в ритуализ-ме, логическом и психологическом символизме, функционализме, структурном анализе и пр.

Вопросам дифференциации и поэтического своеобразия жанров с мифологическими образами, определения их этнографической основы и социально-бытовых функций посвящены работы Н. А. Криничной, Е. М. Мелетинского, Э. Н. Померанцевой, В. Я. Проппа и др.

Основополагающим для исследования является принципиально новое понимание мифа как диалектически необходимой категории сознания и бытия. Миф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа, он настаивает на неразделённости в мифе идеального и вещественного, вследствие чего и является в мифе специфичная для него стихия чудесного", — пишет А. Ф. Лосев [66: 74].

A.M.Пятигорский исходит из того, что миф — это «феномен сознания», «неотъемлемая часть внутреннего мира» [114: 46−47]. Е. М. Мелетинский предлагает типологические ряды мифа, которые мы берём за основание в своей работе.

Несмотря на полуторавековую историю собирания и изучения мифологии мордвы, многое в ней остается спорным или вовсе неисследованным. Первые попытки фиксации языческих божествах мордвы мы находим в этнографических записках уездного землемера К. Мильковича «Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия». Заслуга автора в том, что он впервые попытался разобраться в ряду мордовских языческих божеств, перечислив названия некоторых из них. Он же среди первых (П.С.Паллас (1769), И. И. Лепехин (1771), И.-Г.Георги (1776)) указал на существование культа Солнца у языческой мордвы.

Научный интерес к изучению мифологии мордвы (история, религиозные верования и обряды, отдельные аспекты мифологических представлений, традиции, пантеон) возрастал от XVIII к XX веку и в разное время привлекал внимание русских ученых и писателей (В.А.Ауновский, А. Леонтьев, В. Н. Майнов, П.И.Мельников-Печерский, К. Митропольский, Д. Н. Орлов, М. Попов, И. Н. Смирнов, Г. И. Снежницкий, К. Ф. Фукс, А. А. Шахматов, А.Ф.Юртов), финских (Х.Паасонен, У. Харва) и мордовских ученых этнографов, философов, филологов, искусствоведов, историков, археологов (М.Е.Евсевьев и А. В. Апешкин, ВАБалашов, Н. И. Бояркин, В. С. Брыжинский, В. Ф. Вавилин, Т. П. Девяткина, Н. В. Заварюхин, А. Д. Еремеев, М. И. Каргина, Е. Н. Ломшина, А. И. Маскаев, Н. Ф. Мокшин, Т. И. Одинокова, И. М. Петербургский, К. Т. Самородов, А. М. Шаронов, А. Д. Шуляев, Н.Г.Юрченкова).

Работы вышеназванных ученых содержат богатый фактический материал, попытки определить очертания той мифологической «эпохи», но многое потерялось на долгом историческом пути, остальное «тает» в череде гипотез. То есть сведения о мордовской мифологии довольно скудны и изучение ее аспектов дает лишь самые элементарные представления о соотношении ее с жанрами фольклора. Нерешенными остаются такие важные вопросы, как семантика мифологических сюжетов с мифологическими образами, их связь с различными уровнями человеческого мировосприятия, идейно-художественная трансформация и особенности современного бытования.

Тем не менее, заслуга названных и других, менее известных исследователей, состоит в том, что им удалось собрать, исследовать и, тем самым, сохранить множество дошедших из глубины веков и тысячелетий преданий, легенд, песен, сказок и других жанров народного творчества.

Укажем на то, что некоторые из учёных в разное время пытались привести мифологию мордвы в стройную систему, раскрыть происхождение и социальные корни языческих божеств. Мы согласны с точкой зрения М. И. Каргиной, которая выделяет в связи с этим две тенденции.

Первая заключается в том, чтобы свести мордовскую мифологию к классическому, близкому к греческому, образцу. Другая — показать большое сходство, более того, единство и неразделимость мифологических систем всех финно-угорских народов [50: 4].

К первой следует отнести В. Н. Майнова, П.И.Мельникова-Печерского, И. Н. Смирнова, А. М. Шаронова, которые иерархию мордовских богов строят на основе брачных и родственных отношений. А в основе космогонии и антропогонии лежит дуалистический миф о верховном боге — Шкае (м.), Нишке (э.) и дьяволе — Шайтане (м.), Идемевсь (э.). Отметим, что работы П.И.Мельникова-Печерского «Очерки мордвы» и В. Н. Майнова «Остатки мордовской мифологии» ценны как первые опыты реконструкции мифологии мордвы и используются в нашем исследовании в качестве источников. Необходимо отметить, что попытка более радикального переосмысления мордовской мифологии была предпринята финским ученым У. Харвой в книге «Религиозные воззрения мордвы». Систематизировав все имеющиеся источники Х1Х-ХХ веков, У. Харва установил относительную иерархию в пантеоне мордовских языческих божеств, указав их происхождение, основные функции и выделив принцип двойственности: существование богов в мужском и женском образе.

Что касается второй тенденции, исходящей из принципа синкретизма мифологических систем всех финно-угорских народов, то на это указывали в разное время Т. П. Девяткина, Н. Ф. Мокшин, В. В. Напольских, У. Харва, Н. Г. Юрченкова.

П.И.Мельников-Печерский, К. Милькович и др. исследователи подчеркивали сходство мифологических представлений мордвы с другими народами. Например, во время праздного обряда Купальнице и Семику, сопровождаемого музыкой, играми, песнями, «они в песнях своих, которые поют таким же голосом, как и русские, поминают „дий Лада, лемо“ и прочих древних славянских богов.» [81: 25]. «Молитвы их (мордвы) подобны чувашским, претворение же во время молитвы, вид преклонения лица к земле и другое, сему подобное, переняли они у Татар» [81:26].

Некоторые мордовские сказания, «существуя у других финских племен, например у черемис, чуваш, вотяков и пр., сохраняются и в русском народе, переходя из поколения в поколение не только изустно, но и посредством рукописей. На подобные сказания нельзя смотреть иначе, как на остатки верований русского народа еще во времена язычества. Кто от кого заимствовал эти верования, славяне ли от финнов, или финны от славян, — решить трудно, но, кажется, вернее предположить, что верования эти были общи обоим соседским племенам.» [80: 55].

Эти догадки авторов еще раз подтверждают, что связи мордвы с восточными славянами уходят в далекое прошлое и значительно усилились во второй половине I и в начале II тысячелетий н.э., когда рядом с мордовскими поселениями стали возникать поселения восточных славян.

Известно, что язычество — древняя религия мордвы, охватывающая всю сферу духовной и значительную часть материальной культуры (охотничья, собирательская и пр.). Мировосприятие мордвина было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии во всей его жизни сверхъестественной силы, которой была наделена вся вселенная. С нею приходилось иметь дело, она была опасна, хотя и не всегда вела к плохому или трагическому исходу. Иногда эту силу можно было умилостивить и даже отпугнуть, что совершалось согласно особым ритуалам и традициям. Постепенно в этой среде сверхъестественного выделились устойчивые языческие божества-покровители, легенды, предания, сказки и песни о которых дошли до нашего времени и стали предметом тщательного изучения.

Исследователями мордовской народной эпической песни и сказки был А. И. Маскаев, лирических песен — А. Д. Шуляев, легенд и преданийЛ.В.Седова, календарно-обрядовой поэзии — К. Т. Самородов, похоронных обрядов и причитаний — Н. Г. Юрченкова, свадебныхТ.П.Девяткина. Работы названных авторов привлекаются нами в качестве источников.

Источником исследования является также свод мордовского фольклора «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» в 17-ти книгах.

Объект исследования: мифологические мотивы и сюжеты как элементы (рудименты) древней духовной культуры мордвы.

Предметом исследования являются необрядовые жанры исконно-поэтического творчества мордвы: легенды, предания, песни (эпические, лирические, лиро-эпические, песни-мифы, песни-сказки), сказки, а также обрядовая поэзия (календарная, свадебная и похоронная), где, возможно в меньшей степени, но отражены отдельные элементы мифологических представлений.

Основная цель исследования направлена на изучение культурологических оснований феномена мифа и выявление в песенно-поэтическом творчестве мордвы мифологических мотивов и сюжетов, либо их рудиментов в виде поэтических образов, тропов.

Реализации этой цели были подчинены конкретные задачи:

— проведение сравнительного анализа ведущих мифологических концепций в науке XX века;

— определение сущности и значения мифа как культурологического феномена;

— историко-теоретический анализ источников, характеризующих изучение мифологии мордвы;

— определение специфики мифологических представлений мордвы;

— обозначение мифологического архетипа в песенно-поэтическом творчестве мордвы.

Методы исследования. Изучение архаичных (мифологических) сюжетов невозможно без сравнительно-исторического метода, который целесообразен для соотношения мордовского этнического материала с исследованиями (или произведениями), принадлежащими самым разным в стадиальном и этническом отношениях традициям, и в первую очередь, наиболее архаичным из них. Теоретической основой явились принципы герменевтики, исходящие из диалогической природы гуманитарного познания.

В диссертации используются также методы:

— историко-теоретический (изучение и анализ работ по теории мифа зарубежных, отечественных, мордовских учёных);

— метод интеграции, сходства и сравнения, применяя который автор показывает, что песенно-поэтическое творчество — категория не только культурологическая, но и эстетическая, социальная, неразрывно связанная с историей, духовной культурой, самосознанием народа.

Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой первый опыт реконструкции мифологического мышления мордвы на материале песенно-поэтического творчества данного этноса как в теоретических, так и в практическом аспектах культурологии. В связи с этим:

— проанализированы ключевые теории отечественных и зарубежных исследователей по проблемам мифа и мифологии в науке XX векаопределена сущность мифа как одной из центральных культурологических категорий;

— проведён аналитический обзор истории собирания и изучения мордовской мифологии;

— определена специфика мифологии мордвы как феномена;

— обозначены типы мифологических героев и проанализированы функции конкретных образов, их взаимоотношения, инвариантность, изоморфность;

— выявлен архетип мифологических персонажей и сопряжённых с ними мотивов и сюжетов, который в значительной мере формируется в эпоху тотемизма, когда индивид оказывается «слитным не только с определённой ограниченной общностью, но с самой природой» [64:176].

Практическая значимость исследования. Выявление особенностей мифологического образа мышления мордвы в культурологическом аспекте помогает определить место и роль мифа в духовной культуре этноса и влияние его на особенности менталитета. Результаты и выводы диссертационной работы могут быть использованы в разработках курсов и спецкурсов по культурологии, философии, этнографии, истории, фольклору и мифологии, а также в практической деятельности.

Апробация и внедрение работы. Основные результаты исследования, представленные в диссертации, апробировались в следующих формах: публикации по теме исследования в статьях и тезисахвыступления с докладами на Огарёвских чтениях (Саранск, 1996;1998), на научной конференции молодых учёных (Саранск, 1999), на аспирантском семинаре кафедры культурологии (Саранск, 1999).

Работа выполнена на кафедре культурологии Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, обсуждена и рекомендована к защите в мае 1999 года.

Структура и основное содержание диссертации. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 179 наименований, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

И чем зеркальней отражает Кристалл искусства лик земной, Тем явственней нас поражает В нем жизнь иная, свет иной.

Вяч. Иванов.

Выбранный нами к заключению эпиграф не случаен.

Концепция национального возрождения — одна из главных в современной культурологической науке, литературе и искусстве. Она предполагает поиск тех культурных ценностей и традиций, без которых невозможна любая из современных этнокультур. На всем протяжении своей истории литература и искусство соотносится с мифологическим наследием первобытности и древности. В XX веке мы наблюдаем процесс «ремифологизации». «Неомифологизм» в искусстве XX века проявляет себя по-разному. «Резко усиливается идущее от романтизма использование мифологических образов и сюжетов. Создаются многочисленные стилизации и вариации на темы, задаваемые мифом и обрядом или архаическим искусством. В связи с выходом на арену мировой культуры искусства неевропейских народов значительно расширяется круг мифов и мифологий, на которые ориентируются европейские художники». «Неомифологизм» в искусстве XX века выработал и свою поэтику, отличающуюся новизной, что является результатом воздействия как самой структуры обряда и мифа, так и современных этнологических и фольклорных теорий. В основе этой поэтики лежит «циклическая концепция мира», «вечное возвращение» (Ницше). В мире вечных возвратов в любом явлении настоящего просвечивают его прошедшие и будущие инкарнации" [94: Т.2. 62−64].

Персонажи произведений литературы и искусства, восходящие к мифологии, часто оказываются тайной за семью печатями. А таких произведений в мировой культуре очень много: мифологическая тематика на протяжении веков была в центре внимания европейских и российских художников (писателей, поэтов, скульпторов, музыкантов и пр.). Для того, чтобы «славнъйш'т произведешя древнихъ и новъйил’х временъ по части изящнаго были бы намъ понятны» [92: 13], нужно знать и продолжать изучать (исследовать) мифологию.

Известно, что обычай использовать мифологическую форму для изложения художественных или нравственно-эстетических идей получил новый импульс в эпоху Возрождения и Гуманизма, сохранялся вплоть до XVIII века, практикуется и в наши дни.

Современное искусство выделяется не только своей намеренной усложненностью и символической насыщенностью, но и стремлением модифицировать миф, активно используя его опыт, органично «вживляя» в ткань того или иного произведения мифологемы разного уровня и порядка. Если раньше художники уходили от мифологизации, сдерживая себя, оставаясь в целом в рамках традиционного для искусства того времени реалистического мировидения, то по мере продвижения вперед они все чаще обращаются к образности и поэтике мифа.

Человеку втайне всегда грустно, — говорит автор повести «Собиратели трав» А. Ким, — потому что его — завершенного — еще нет, а ему все кажется, что он должен быть. Это беспокоит древняя память, с которою он появился на свет и которая не проясняется, как бы мучительно он ни напрягал ее. И он ищет себя — на земле, в ночи и на свету, в многолюдье города и в лесу — и творит о себе мифы, не соглашаясь, что он простой сын земли, брат дереву и зверю" [51: 413].

Большую роль в этом процессе играет изучение мифологии, фольклора и языка, где наиболее полно отражены этнокультурные особенности национального мироощущения.

Мифология мордвы обладает огромным духовным, культурным и эстетическим потенциалом. В ней складывается своеобразный этико-эстетический эталон, определяющей особенностью которого является обожествление женщины-матери. Если в классической мифологии древних греков сложился мужской пантеон богов, то древнемордовская мифология в основе своей осталась женской.

Покровительство над многочисленными богатствами и явлениями родной природы поделили матери-богини, олицетворяющие плодородие (Масторава), урожайность (Норовава), лесные и водные просторы (Ви-рява и ВедяваРавава, Сурава) и многие другие.

На наш взгляд, обращение к произведениям мордовского профессионального искусства (живопись, скульптура, костюмерное искусство, резьба по дереву и т. д.), в которых отмечены стремления к выражению национальных черт, целесообразно для более углубленного освещения уникальных и самобытных особенностей мордовской языческой мифологии, плодотворно для расширения духовного и культурного кругозора народа, усвоения общечеловеческих ценностей и идеалов.

Традиции мифотворчества легли в основу оригинальных авторских литературных произведений путём «переливания», «перетекания» мифа в литературу [168: 25] и в основу произведений искусства путём опосредованного воздействия на него мифологии.

Тенденция «перетекания» мифологического мироощущения прослеживается во многих произведениях мордовских писателей «Легенда о серебряном всаднике» В. К. Абрамова, «Пургаз» К. Г. Абрамова, «Серебряное озеро» и «Сяеза-богатырь» Ф. С. Атянина, «Литова», «Несмеяна и Ламзурь» Л. П. Кирюкова, «Куйгорож» В. И. Мишаниной, «Сияжар» и «Тюштя» В. К. Радаева, «Масторава» А. М. Шаронова, в скульптурных работах С. Д. Эрьзи, живописи А. С. Алешкина, вышивках и орнаментах, в резьбе по бересте и дереву.

Например, «мифологическое» прослеживается и в искусстве создания национального и фольклорного костюмов, этнически определяющими предметами которых являются головной убор, шейные и нагрудные украшения и украшения обуви, так. в составе ожерелья и на груди мордовские женщины носили подвески — обереги, самым древним из которых являются бронзовые подвески-уточки. Отметим, что в более позднее время подвески-уточки у мордвы не встречаются. Однако бронзовые шумящие подвески в виде утиных лапок неизменно присутствуют в мордовских украшениях 1Х-Х1 веков, и, как часть целого образа водоплавающей птицы, выполняют охранительную, благожелательную функцию оберега [145: 103]. Такую же роль играли подвески-коньки, типичным украшением мордвы являлись также «пряжки» с круглым ажурным щитком — символом солнца, — которые несут не только мифологическую, но и этнокультурную нагрузку.

Проведя аналитический обзор мифов мордвы, а также определив феноменологическую специфику мифологического мышления мордвы, можно отметить их влияние на культурно-историческое, духовное развитие мордовского народа, и влияние на менталитет, формирование особенностей взаимодействия в обществе.

В мордовской мифологии, несмотря на сохранившиеся архаичные черты, многие реликты языческой культуры мордвы остаются не выделены, не изучены. Для того, чтобы все тайное стало более явственным, чтобы попытаться распутать все разногласия и споры современных исследователей по многочисленным вопросам (проблемам) мордовской мифологии, необходимо продолжать исследовать комплекс религиозно-мифологических представлений мордвы не только в контексте народнопоэтического творчества, но и в пространстве искусства. Поскольку: «Прошлое становится познанным только тогда, когда оно художественно осмыслено» (Аристотель).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.К. Легенда о серебряном всаднике. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 144 с.
  2. А.Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1982. С. 162−192.
  3. Ф.С. Серебряное озеро: Рассказы, сказки и легенды, повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.160 с.
  4. В. Краткий этнографический очерк Мещеры // Пензенские губ. вед. 1862. № 26.
  5. В.А. Этнографический очерк мордвы-мокши // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869. С.85−108.
  6. А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.464 с.
  7. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. М.: Современник, 1995. т.1. 416 с. т. 2. 400 с. т.З. 416 с.
  8. А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996. 640 с.
  9. Ю.Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М.: Наука, 1988. 224 с.
  10. В.А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 252 с.
  11. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. Лит., 1990. 543 с.
  12. А. Мысль и язык (философия языка A.A. Потебни) // Логос. 1910. Кн. 2. 360 с.
  13. Дж.Ф. Параллельная мифология. Пер. с англ. А. Блейз. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 336 с.
  14. Боги и герои древней Земли. Пермь: Книжный мир, 1994. 536 с.
  15. В.Г. Миф об умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. 1926. № 1.
  16. Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
  17. Н.И. Памятники мордовского народного музыкального искусства. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. Т. 2. 317 с.
  18. В. Синтетика поэзии. // Собр. соч. М.: Наука, 1975. т. 6. 629 с.
  19. А. Г. Танцевальная культура в контексте духовности мордвы: Ав-тореф. дис. канд. культурологии / Мордов. гос. ун-т. Саранск, 1998.16 с.
  20. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. т. 1, 2.
  21. В.Ф. Мордовское народное зодчество. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 1980. 97с.
  22. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.
  23. А.Н. Неизданная глава из «Исторической поэтики» / Публ. В. М. Жирмунского // Рус. лит., 1959. № 3. С. 103−153.
  24. Дж. Основания новой науки об общей природе нации. Л.: Наука, 1940. 595 с.
  25. Вирява: Мордов. нар. сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 60 с.
  26. Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд, достопамятностей. 4.1−3. Спб., 1776−1777.
  27. Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
  28. В.А. Семантическая терминология A.A. Потебни как система. Киев, 1985. 268 с.
  29. Е.А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995. 368 с.
  30. В.Ф. Украинская мифологическая легенда и ее эволюция: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. Минск, 1986. 16 с.
  31. Т.П. Мифология мордвы (традиционная картина мира и образ мышления). // Вестник Мордовского университета. 1997. № 2−3. С. 92−97.
  32. Т.П. Мифология мордвы. Саранск: Тип. «Краен. Окт.», 1998. 333 с.
  33. Т.П. Народные приметы мордвы (мокши и эрзи). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. 122 с.
  34. Т.П. Мокшанские свадебные обряды и песни: Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. 192 с.
  35. Т.П. Свадебные обряды и песни мордвы (мокши и эрзи). Восточнофинно-угорский контекст. Саранск: МГУ., 1995. 58 с.
  36. ЗЭ.Девяткина Т. П. Шкабавазсь, Инепазсь и Карьхкя Тяштсь // Мокша. 1997. № 9. С. 120- 128.
  37. М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. 344 с.
  38. М.Е. Избранные труды. Народные песни мордвы. Т. 1−2. Саранск. Мордов. кн. Изд-во, 1961. Т.1, С. 214. Т.2, С.209−312.
  39. М.Е. Народные песни мордвы // Избранные труды: В 5-ти т. Саранск: Мордов. кн. изд., 1961, 1963. т. 1, 2.
  40. М.Е. Образцы мордовской народной словесности. Мокшанские песни. Вып. I. Казань: Типография импер. ун-та, 1896.
  41. А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: В 2 ч. Саранск: МГУ, 1996, ч. 1. 160 с. ч. 2. 220 с.
  42. В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.183 с. 46.3аварюхин H.B. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Научн. ред. Н. Ф. Мокшин. Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 1993.296 с.
  43. Иванов Вяч. Борозды и межы: Опыты эстетические и критические. М., 1916.614 с.
  44. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. Опыты философские, эстетические, критические. СПб., 1909. 583 с.
  45. Н.П. Очерки о мордовском музыкальном театре. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 102 с.
  46. М.И. Пространство и время в мифологии мордвы: Авто-реф.дис. канд. культурологии / Мордов.гос.ун-т. Саранск, 1997. 16 с.
  47. Ким А. Избранное. М.: Худ. лит., 1988. 718 с.
  48. Кирюков J1.П. Литова. Народная муз. драма. Саранск: Мордов. кн. изд-во., 1976. 176 с.
  49. А.Ш. Героический эпос «Джангар»: Сравнит.-типол. исслед. памятника. М.: Наука, 1992. 318 с.
  50. Е.М. Изобразительное искусство Советской Мордовии. Саранск, 1958. 135 с.
  51. H.A. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. 191 с.
  52. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. 339 с.
  53. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 535 с.
  54. Легенды и предания мордвы / Сост. Л. В. Седова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 120 с.
  55. Легенды и предания мордвы / Сост. Л. В. Седова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 336 с. Серия «Сказание о мордве». Т. 1.
  56. А. Село Оркино Озерской волости Саратовского уезда // Саратовские губ. вед. 1864. № 47.
  57. И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768- 1769 г.г. СПб, 1771. 375 с.
  58. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Просвещение, 1957. 615 с.
  59. А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 206 с.
  60. А.Ф. Диалектика мифа / В кн.: Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  61. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. 206 с.
  62. А.Ф. Очерки античного символизма и мифология. М.: Мысль, 1993. 959 с.
  63. А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Наука, 1990. 520 с.
  64. А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. 269 с.
  65. Ю.М. Миф имя — культура / В кн.: Избранные статьи. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 58−75.
  66. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Ээсти раамат, 1970. Вып. 1. 138 с.
  67. В.Н. Остатки мордовской мифологии. Перевод с фр. РФ МНИИЯЛИЭ. 297с.
  68. М.Т. Саратовская мордва. Саратов, 1922.76 с.
  69. А.И. Мордовская народная сказка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1947. 430с.
  70. А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 437 с.
  71. Г. М. Присхождение героического эпоса. М.: 1963.
  72. Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Всесо-юз. научн. конф. «Проблемы исторической поэтики фольклора». М.: Ин-т мировой культуры им. A.M. Горького, 1977. Вып. 4. С. 1−25.
  73. Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука. 1976. 406 с.
  74. Мельников -Печерский П. И. Очерки мордвы. Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1981. 136 с.
  75. А.И. Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии // ЭО. 1981. № 4.
  76. К. Мордва. Религиозные воззрения, их нравы и обычаи. // Мирское слово. 1877. 1 января.
  77. Миф // Словарь античности. М.: Эллис Лак- Прогресс, 1993. 704 с.
  78. Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. 454 с.
  79. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987. 400 с.
  80. Мифология // БСЭ. М.: Рос. Энциклопедия, 1974. Т.16.
  81. Мифология // БСЭ. М.: Рос. Энциклопедия, 1954. Т.27.
  82. Мифология // Советский энциклопедический словарь. М.: Рос. Энциклопедия, 1986. 915 с.
  83. Мифология // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, ИАЕфрона. СПб., 1896. Т.20/а. С. 515−518
  84. Мифология // Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Гранат, 1964. Т. 29. С.139−140.
  85. Мифология в картинках. (Антиквар.) М.: Типография Лазаревых ин-та Восточных языков, 1838. 145 с.
  86. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. Саратов: Надежда, 1996. 688 с.
  87. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 1. 671 с. Т. 2. 719 с.
  88. Эб.Мокшин Н. Ф. Источники, история изучения и современное состояние мифологии мордовского народа. // Российская провинция: история, культура, наука: материалы II-III Сафаргалиевских науч. чтений. Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 1998. 672 с. С.206−219.
  89. Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 240 с.
  90. Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.160 с.
  91. Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.
  92. Н.Ф. Тайны мордовских имен: Ист. ономастикон мордов. народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 109 с.
  93. Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 279 с.
  94. Мордва Заволжья. /МНИИЯЛИЭ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.184 с.
  95. Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.624 с.
  96. Мордва: Ист.-этногр. очерки / МНИИЯЛИЭ. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1981. 336 с.
  97. Мордовский этнографический сборник / Сост. А. А. Шахматов. СПб., 1910.650 с.
  98. В.В. Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 1990. С.5−21.
  99. Наследие А. Н. Веселовского: Исследования и материалы. Спб.: Наука, 1992. 390 с.
  100. Д.Н. Село Напольное // Материалы для статистики и истории Симбирской губернии. Вып.2. Симбирск, 1866.
  101. Н.П. Памятники мордовской старины //Журнал Министерства внутренних дел. Спб., 1851. 4.30.
  102. П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, бывшее в 1768—1769 гг.. K. I-V. Спб, 1733−1778.
  103. В.В. О некоторых закономерностях в развитии народной культуры // Советская этнография. 1967. № 2. С.8−25.
  104. М. Селиксинская мордва // Санкт-Петербургские вед. Спб., 1834. № 30−37.
  105. A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1995. 622 с.
  106. A.M. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры, 1996 280 с.
  107. К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск. Мордов. кн. изд.-во, 1980. 168 с.
  108. К.А. Философия символических форм Э.Кассирера: Критический анализ. Ереван: Изд-во АН, 1989. 238 с.
  109. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. 624 с.
  110. Словарь русского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1981−1984. Т.2. 874 с.
  111. И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань. Типография Императорского университета, 1895.
  112. И.Н. Народный быт и верования в песнях и сказаниях мордвы // Правительственный вестник. 1869. № 37.
  113. И. Мордовский праздник «Вермавы» и «Вирьавы» // Пензенские епарх. вед. 1871. № 19−20.
  114. Сравнительная мифология // Энциклопедический словарь / Сост. Ф. А. Брокгауз, ИАЕфрон. Спб., 1890. Т.61. С.322−323.
  115. Сравнительное изучение религии // Энциклопедический словарь /Сост.Ф. А. Брокгауз, ИАЕфрон. Спб., 1890. Т.61. С.326−327.
  116. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  117. С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX веков М.-Л.: АНСССР, 1975. 163 с.
  118. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1965. 623 с.
  119. С.А. Что такое мифология? // Вопросы истории, религии и атеизма. 1962. Вып. X. 403 с. С.338−375.
  120. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1938. Т.2.
  121. В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки естественно-научных знаний в древности. М.: Наука, 1982. С.8−40.
  122. Э.Б. Первобытная культура: Исследование развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев. Спб.: Типография И. Н. Скороходова, 1896. Т.1 375 с.
  123. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Эпические и ли-роэпические песни. Саранск, 1963. Т.1. кн. 1. 398 с.
  124. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Исторические песни. Саранск, 1977. Т.1. кн.2. 350 с.
  125. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Лирические песни. Саранск, 1965. Т.2. 371 с.
  126. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Мокшанские сказки. Саранск, 1966. Т.З. ч.1. 380 с.
  127. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Эрзянская свадебная поэзия. Саранск, 1972. Т.6. ч.1. 417 с.
  128. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Мокшанская свадебная поэзия. Саранск, 1975. Т.6. ч.2. 400 с.
  129. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Календарно-обрядовые песни и заговоры. Саранск, 1981. Т.7. ч.З. 304 с.
  130. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Эрзянские причитания-плачи. Саранск, 1972. Т.7. ч.1. 374 с.
  131. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Мордовские песни Заволжья и Сибири. Саранск, 1982. Т.9. 344 с.
  132. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Легенды, предания, былички. Саранск, 1983.Т.10. 256 с.
  133. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Народные песни мордвы Пензенской области. Саранск, 1987.Т.11. 200 с.
  134. Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР с древнейших времён до средневековья: В 20-ти томах. М.: Наука. 509 с.
  135. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» М.: Политиздат, 1925. 98 с.
  136. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986. 703 с.
  137. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1986. 511 с.
  138. К.Ф. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии //Журнал Министерства внутренних дел. Спб., 1839. № 10.
  139. У. Религиозные верования мордвы. Пер. с нем. А. Ф. Гуриной. Хельсинки. Финская Академия наук, 1952. РФ МНИИЯЛИЭ, ед.хран.Х20.
  140. Художественно-эстетические ценности в системе культуры // Под ред. Н. И. Ворониной, И. В. Клюевой и др. Саранск: МГУ, 1990. 119 с.
  141. A.M. Инешкипаз. Сказание о сотворении мира // Просторы: Лит.-худ.сб. //Сост.: Е. Я. Терешкина, Ю. Ф. Юшкин. Саранск: Мордов. кн. изд.-во, 1989. С.224−231.
  142. A.M. Масторава. Саранск: Мордов кн. изд-во, 1994. 492 с.
  143. М.И. Мифы о сотворении мира. М.: Знание, 1969. 63 с.
  144. М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971. 238 с.
  145. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Ин-т народов Севера, 1936. 570 с.
  146. А.Д. Жизнь и песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.172 с.
  147. М. Аспекты мифа. Пер. сфр. В.Большакова. М.: Инвест-ППП, СТППП, 1996. 240 с.
  148. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 301 с.
  149. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 133−150.
  150. Юнг К. Г. Один современный миф. М.: Наука, 1993.192 с.
  151. А.Ф. Образцы мордовской народной словесности. Вып.1. Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском языках. Казань: Типография губернского правления. 1882.
  152. Н.Г. Древнемордовская мифология / В кн.: Мир истории. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С.28−36.
  153. Н.Г. Кезэрень мокшэрзятнень мифологиясь / В кн.: Юр-ченков В. А. Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней (Мордовский народ: прошлое и настоящее). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1999. 128 с.
  154. Н.Г. Плачи восточных финно-угорских народов (Сравнительное-типологическое изучение): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Минск, 1990. 25 с.
  155. Н.Г. Мордовская мифология. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996. 26 с.
  156. Н.Г. Народные суеверия. Ведява. Вирява. Куйгорож. Вармава. Толава // Странник. 1995. № 1−3.
  157. В.А. Взгляд со стороны: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 288 с.
  158. В.А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 368 с.
  159. Harra V. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, 1952.
  160. Levi-Strauss C. Mithologiegues. Paris. 1964. 1971.
  161. Levi-Strauss C. The Structural Study of Myth. Journal of American Folklore. Vol.68. № 270. P.428−444.
  162. Mainov V.N. Lex restes de la mythologie Mordvine // Journal de la Societe Finno-ougrienne / Helsinki, 1889 /V/
  163. Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. London, 1926.
  164. Mordwinische Volksdichtung Gesammelt von H. Paasonen, 1−6 Band. Helsinki, 1938−1976.
  165. Proben den Mordwinische Volksliteratur, gesammelt von H. Paasonen, Bd. 1, H.1 //Journal de la Societe Finno-ougrienne, 9. Helsinki, 1891.
  166. Schelling F.W. Von Philosophy der Mithologie. Stutgart-Augsburg, 1857.
Заполнить форму текущей работой